Как составить мастер класс на педагог года

Самсонова Лидия Николаевна Тема статьи «Организация и подготовка мастер – класса как этапа конкурса «Учитель года»

Фёдор Михайлович Достоевский сказал: «Станьте солнцем, вас все и увидят». Как нельзя лучше эти слова подходят участникам конкурса «Учитель года». Необходимо быть солнцем во всех смыслах этого слова — уметь светиться изнутри и снаружи. А это значит: определённый стиль в одежде; правильная осанка; умение красиво стоять, сидеть, ходить; зорко наблюдать за всем происходящим; эрудиция; нестандартность мышления; стиль общения; культура интерпретации своего опыта; речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи); искусство общения; умение сосредоточиться на предмете разговора; способность к педагогическому вниманию; эмпатия; умение работать по плану «в голове», управлять незапланированными ситуациями; иметь психологическую стойкость; иметь чувство времени и юмора.

Статисты говорят, что 66% российских старшеклассников назвали чувство юмора главным качеством идеального современного учителя? Символ учительства, на мой взгляд, — это не мел и не доска (даже интерактивная), а улыбка. Как не хватает её в современном мире!

А ещё, уважаемые конкурсанты, у вас как можно больше должно быть единомышленников, именно тех людей, которые заинтересованы в ваших результатах на конкурсе, которые самозабвенно готовы помочь вам всегда и везде. Если вы достойно подготовитесь к конкурсу, если предостаточно будет у вас времени, а самое главное – положительный психологический настрой: любая помеха вам не страшна, у вас всё получится.

Поделюсь с некоторыми моментами своего мастер – класса.

Мастер –класс на конкурсе «Учитель года» я начала словами:

Я ….- языковед и ещё я могу … угадать ваши мысли…

Вы все сейчас думаете, чем же удивит Лидия Николаевна.

Угадала? Вижу по вашим улыбающимся лицам, что угадала.

— В самом начале мастер-класса всех надо заинтриговать, заинтересовать, приковать их внимание – удивить. Познание начинается с удивления.

Что же такое мастер-класс? Выскажите своё мнение.

Мастер – класс – один из этапов конкурса «Учитель года».

Мастер-класс – это не открытый урок, не внеурочное мероприятие, не презентация всех своих достижений.

Мастер-класс – это особый вид распространения педагогического опыта, в ходе которого мастер представляет оригинальный метод, или авторскую методику, или уникальный прием, уже разработанный учителем ранее и апробированный на практике.

Мастер-класс объединяет формат тренинга и конференции.

Мастер- классы не показывают, а проводят.

Мастер-класс – это передача мастером опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Какова цель мастер – класса?

Цель мастер-класса как конкурсного соревнования – представление конкурсантом наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. Здесь надо действовать по принципу: «Все жанры хороши, кроме скучного» (Вольтер).

Какова же структура мастер-класса?

Самая простая модель мастер-класса: начало, теория, практика, итог.

Начало мастер-класса. На этом этапе мастер приветствует участников фокус — группы, жюри, представляется сам, объявляет тему и план действий, т.е. дает «карту мастер-класса». Очень выигрышно смотрится необычное начало занятия. Здесь уместно использовать вопросы современности, статистические данные, крылатые выражения и притчи, связанные с темой мастер-класса.

В начале своего мастер – классе я задала простой, но злободневный вопрос. На зональном этапе мастер — класс длился 15 минут, поэтому мой вопрос был такой.

-15 минут — это много или мало? Что можно успеть, что происходит за 15 минут?

Вы тоже предложите свои варианты.

-Поговорить со своим ребёнком, позвонить родным, поиграть с внуками…

— Хорошо, у вас интересные примеры.

1. А ещё за 15 минут Земля поворачивается на 1градус, минутная стрелка проходит прямой угол, можно прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После балла», длится итоговое собеседование девятиклассников…

2. А ещё в день желательно 15 минут посвящать чтению книг, спорту, хобби, ходьбе и …самообразованию.

— Такими и подобными вопросами можно удивить, проинформировать, установить метапредметную связь, вызвать на общение.

А далее я предложила послушать притчу.

Три человека носили камни. Одного из них спросили:

– Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил:

– Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили:

– А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал:

– Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего:

– А что делаешь ты?

— Предположите, что мог сказать третий.
Он посмотрел вверх и сказал:

– Храм строю.
МОРАЛЬ: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач современного образования.

Великую цель сейчас преследую и я – стараюсь помочь вам успешно участвовать в конкурсе «Учитель года».

Рекомендации по подготовке мастер-класса

1. Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
2. Определите цели и задачи.
3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему.
4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.

5. Придумайте неожиданные предметы или открытия, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
7. Составьте подробный план занятия.

Рекомендации по проведению мастер-класса

1. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями
2. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.
3. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.
4. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу занятия зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).
5. Это занятие не для профессионалов данного направления. Задача — прояснить сложное, затронуть общечеловеческие ценности, проблемы, которые волнуют всех.
6. Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше,  не продолжайте двигаться в эту сторону.
7. Старайтесь показывать не только себя, но и участников мастер — класса.
8. Не бойтесь задавать трудные вопросы.
9. Проведите в конце краткий анализ занятия.

Теория. На этом этапе мастер знакомит участников с элементами теории по теме мастер-класса, выделяет наиболее результативные моменты использования той или иной технологии, представляет опыт своей работы, показывает используемые приемы, комментирует их и дает методические рекомендации. Участники задают вопросы и получают ответы мастера.

Например, я попросила:

— Обратите внимание на доску. Как вы думаете, о каких приёмах я хочу вам рассказать? Тема моего мастер класса «Роль таксономии Блума в формировании навыков мышления».

Бенджамин Блум, американский ученый и психолог, известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.

В современном образовании работе с текстом отводится особое место. Чтобы обучающиеся не затруднялись сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, учителю могут помочь приёмы Блума.

«Ромашка Блума» – это универсальный приём, и может быть использован учителем любого предмета. Каждый из шести лепестков ромашки содержит определенный тип вопроса: от простых до оценочных.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на таксономии Блума (пирамиде Блума) — это иерархическая взаимосвязанная система образовательных целей. Каждый ее уровень направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). В основе пирамиды Блума лежат знания – низкий уровень, понимание и применение – средний уровень, анализ, синтез, оценка — обеспечивают развитие навыков мышления высокого уровня. Использование этого приёма на уроках литературы я хотела бы показать на примере работы с рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Практика. Мастер дает возможность участникам попробовать применить на практике тот или иной способ действия. Участники выполняют практические задания, а мастер комментирует, советует, направляет.

А сейчас я хотела бы предложить фокус – группе проявить своё творчество. Составьте вопросы и задания на частях пирамиды Блума и расположите на постерах к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

А вас, уважаемые болельщики, ждёт Кубик « Блума».

На гранях кубика написаны слова , которые являются отправной точкой для вопроса. Бросайте кубик, ответьте на вопрос и задайте вопрос следующему. (Вопросы по всем предметам – метапредметные)

Итог. После выполнения практических заданий участники афишируют выполненные работы, а мастер организует обмен мнениями, дает оценку происходящему, благодарит участников. Затем проводится рефлексия.

Например: Расскажите, что у вас получилось.

А завершила свой мастер – класс так:

— Я надеюсь, что вы получили удовлетворение от своей работы.

За 15 минут вы успели побыть в роли моих учеников и моих коллег. Успели познакомиться с приёмами Блума и самим составить пирамиду. И за это время мы стали ближе и роднее. Спасибо за плодотворную работу.

3

Мастер
– класс для конкурса «Педагог года — 2023»

учителя
начальных классов МОУ «СОШ № 83» Дуркиной Т.А.

— Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада
приветствовать вас на моём мастер – классе.

— Хочу начать своё выступление с
небольшого эксперимента. Я произнесу начало фразы, а вы продолжите.

— Каждый охотник желает знать…

— Биссектриса – это такая ….

— Пифагоровы штаны — ….

— Иван родил девчонку …

— Жи – ши – пиши с буквой …

— Ча – ща – пиши с буквой …

— Молодцы! Вы правильно дополнили все
фразы.

— Когда вы учились в школе и запоминали
сложные теоремы и правила с помощью стихов, то даже не догадывались, что всем
этим управляет «Эйдетика». Благодаря ей мы запоминаем информацию на всю жизнь.
И тема моего МК «Эйдетика – знания на всю жизнь».

Давайте познакомимся с понятием
«Эйдетика».

— В переводе с греческого «Эйдос»
-обозначает «образ»

— Термины «Эйдетизм» и «Эйдетика» были
введены в науку сербским учёным Виктором Урбанчичем в 1907 году, который
выяснил, что это специфический вид памяти, способный на образном уровне
воспроизводить предметы или явления.

— В России в 20-х и 30-х годах изучением и
применением этого вида памяти занимались учёные Лев Семёнович Выготский,
Александр Романович Лурия, Павел Петрович Блонский и др.

— В 1989 году в России открылась первая
школа эйдетики для детей и взрослых. Её основателем стал Матюгин Игорь Юрьевич,
доктор педагогических наук, который разработал основы эйдетики.

— В своей работе я столкнулась с такой
проблемой, что детям сложно запоминать большое количество информации. Стала
думать, как я могу помочь ученикам.

— И вспомнила про мнемотехнику, которую
применяла, когда работала воспитателем в детском саду. И через мнемотехнику
вышла на понятие «Эйдетика».

— Сегодня я хочу познакомить вас с
некоторыми приёмами на примере изучения словарных слов.

Приемы и методы запоминания слов можно
разделить на несколько групп: 
1.     Фонетические ассоциации (по схожести звучания).  

 Суть – в удачном подборе созвучных
ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком,
подкрепляющим образ.

Пассажир – пассажир берет билет в
кассе          

Пенал – пенал моют
пеной                                    

Ребята – ребята решают
ребус                

Сапоги – Саша в
сапогах                                         

— А теперь попробуйте продолжить сами:

Собака – жила-была собака, она любила
спать, ее прозвали Соня                                            Тарелка –
тарелка-это тара                     

Чувство – уважай чужие чувства
Улица – на улице встречаю знакомые лица 

Береза – белая береза  

Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи
билет!”

Герой – Гена – герой                     

Деревня – дед в
деревне                                             

Железо – железо режу еле-еле     

Запад – на западе солнце падает                                     

Инженер – Женя – инженер          

Капуста – дождик поливает капусту: кап,
кап                

Комната – комната у Наты            

Лопата – лопата лопнула

Магазин – магазин под названием “Ага”; маг
в магазине продает маги-маги              

Мебель – мебель белая     

2.     Занимательные четверостишия.

 Суть
– в подборе слов-помощников, но для облегчения запоминания, подсказки оформлены
в виде занимательных четверостиший.

ГАля гАзету домой принесла,
Телепрограмму скорее нашла.
Что там, в гАзете?
А ГАля не знает,
Только лишь телепрограмму читает

 А ДЕдушке Морозу
Все дЕти в дЕкабре
Готовят дружно встречу
У елки во дворе.

Что дЕлали дЕжурные?
Водой залили пол.
Ведром в футбол играли,
Зато забили гол!

ИдИте, ДИРЕКТОР, На помощь идите! Порядок,
дИректор, Везде наведИте!

«КвА КВАРТИРУ не хочу, – КвАкает лягушка.
– Мне болото – лучший дом! Где моя
подушка?»                                                                                 

— А сейчас попробуйте придумать
четверостишие к слову «Горох»

ГОрка гОроха, лук и морковь.
Мама! Гороховый суп
Нам готовь!

К этой тЕме
ИНТЕРЕС

Не ослабевает:

Динозавр куда
исчез?

Кто об этом знает?

3.     В слове спряталось другое
слово. 

 Валенки
– валенки у Ленки                           

 Горизонт – гори, зонт!                            

Облако – на облаке лак                                     

Ракета – в ракете рак                                  

Соловей — соловей поет соло                             

 Ужин – ужи на ужин?  

 4.    
Графические ассоциации (по схожести
изображения).                                               
Суть
– увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки,
можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках. 

— Мне нужны будут помощники, которые
выступят в роли учеников.

— Задание для них – сделать рисунки к
словам одежда, орех, обед, ромашка, воробей.

 5.     Изографы .                                                                                                                     
Изографы — это картинки, на которых слово
зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает
предмет, о котором идёт речь.

                                                                                                                                                    
6.    Смысловые ассоциации. 

Суть этого приема
– разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова. 
Погода – погоду наблюдают по годам         

 Спасибо – значит
спаси /спас/ тебя Бог!

Библиотека –
библия                                       

А сейчас вы попробуйте:

Сегодня – сего дня
(при Петре I)                   

Урожай – земля
рожает урожай
                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                      7.   
«Подкрепление слов», которые трудно проверить.  

 Суть
– подкрепить словами- подсказками те слова, которые можно проверить
родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в
подборе таких проверочных слов. 
Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой
ё.
С помощью эйдетики можно решить эту проблему раз и навсегда! Шёл –
шедший –
можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно иначе.
Букву Ё, вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки
точек или снежинки.

9.               
Ассоциограммы

Суть — подобрать к
слову созвучное слово, где проверяемая буква стоит в сильной (чётко слышимой)
позиции и сочинить мини-сказку к придуманному образу.

На помощь приходит
рисунок и сказка.

«Жила-была собака,
она любила  много спать, поэтому её прозвали Соня».             

 «Жил-был заяц-хваста.
Он очень любил хвастаться и всегда говорил: «Я — самый храбрый, Я- самый
быстрый, Я — самый умный! Я, Я, Я…».

9.    Составление
ребусов.

Попробуйте составить ребус к словам
«восток» и «завод».

10.                     
Составление маленьких кроссвордов (СЛАЙД)

— А теперь давайте посмотрим, что
получилось у наших учеников.

— Молодцы! Плодотворно поработали!

       — Эйдетику можно использовать не
только в изучении русского языка, но и в других учебных дисциплинах. Попробуйте
эти приемы, это на самом деле очень интересно и увлекательно! Сколько различных
эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске! Ищите, творите!

Горох

Одежда

Орех

Обед

Ромашка

Воробей

Проведение мастер-класса на окружном уровне в марте 2021 года

Самый мой любимый вид конкурсного задания. Только лишь потому, что я за свою профессиональную жизнь провела очень большое количество мастер-классов, семинаров и семинаров-тренингов именно с педагогами. И с педагогами-психологами)))  Психологи – это моя самая любимая аудитория, так как они абсолютно всё впитывают, как губка, что бы ни говорил, ни советовал, ни показывал их коллега-психолог. Педагоги же могут сомневаться, смотреть на часы, долгое время сидеть с абсолютно ровными и напряжёнными спинами (а мне их тааак жалко в этот момент, им надо давать время для расслабления, хотя – это тоже интересная работа, но об этом как-нибудь потом), а вот психологи, они (мы J), как бабочки: прилетели, крылышками помахали, со всеми радостью поделились и полетели дальше делиться тем, что взяли.

Итак, вступление закончилось. Приступаем к подготовке следующего конкурсного задания   – «Мастер-класс».

Формат конкурсного задания: публичное выступление, демонстрирующее опыт реализации психолого-педагогической практики и/или инновационной технологии оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, осуществляемых в рамках профессиональной деятельности конкурсанта. Тема мастер-класса определяется участником самостоятельно. Целесообразно использовать технические (мультимедийные) средства. Регламент: 15 минут на выступление участника, 5 минут на вопросы членов жюри.

Ну, и как всегда, я начинаю с самого первого совета – скачайте критерии для этого конкурсного задания из положений муниципального и окружного/областного конкурса. У нас они имели различия и нам пришлось очень много времени потратить на то, чтобы стопроцентно попасть именно в критериальное оценивание. Иначе «овчинка не будет стоить выделки». Вы уже на середине пути, поэтому делайте всё так, чтобы не было ни сучка, ни задоринки. Они, кстати, и без вас появятся))) Я об этом очень подробно рассказываю в одноимённой видеопередаче на YouTube-канале «Наташа Маде», поэтому в этой статье я не стану повторяться.

С чего надо начинать подготовку к этому конкурсному заданию?

С выбора темы. Желательно, чтобы тема, которую вы берёте, была актуальная: нужная, востребованная, на слуху. То есть такая тема, объяснения которой ждут все педагоги. Она должна нуждаться в «проигрывании ролей», в желании – понимания педагогами себя в этой теме, в обозначении и помощи в разрешении трудных моментов этой темы в педагогической практике. И вот тогда вы точно выйдите на изумительную обратную связь и рефлексию. Поэтому подумайте: в чём нуждаются педагоги? В разъяснении каких психологических моментов, в каких новых и непонятных для них педагогических вопросах? Кстати, грядут ФГОСы второго поколения. Подумайте, может в будущем надо будет именно там что-то пояснять? Это, так, к примеру)))

Когда вы выбрали тему, садитесь вместе с группой поддержки думать над тем – как же её показать-представить? Как интересно начать мастер-класс? Что выбрать для интерактивной части, где будет решаться задуманный вами основной вопрос? С помощью чего, каких вопросов, игры, упражнений вы будете получать обратную связь? Как вы организуете рефлексию?

Когда мы с моей группой поддержки думали над каждым этапом проведения мастер-класса, то, как раз-таки, у нас вышел небольшой творческий спор на тему – проведения игры на мастер-классе. Я говорила: «Если у меня будут педагоги, то игра здорово ляжет в канву моего мастерства, а если она будет проводиться для педагогов-психологов, то я этой игрой их вообще не удивлю, так как у педагогов и у психологов разные подходы к педагогической деятельности вообще». Поэтому ещё раз напоминаю: читайте внимательно два положения конкурса. Мне пришлось переделывать «внутрянку/тело» мастер-класса для окружного уровня.

Какова  может быть структура самого мастер-класса:

  • 30 секунд – 1 минута – это представления себя. Здесь же можно озвучить тему мастер класса. Напомнить про ФГОС, про Профстандарт педагога-психолога (можно где-то и в середине, и во время подведения итогов, главное – об этом надо обязательно где-то любым образом упомянуть).
  • А можно подойти к теме с помощью наводящих вопросов, которые актуализируют и тему, выведут именно на неё (участники сами её озвучат) и дополнительно выведут на проблему, которую необходимо решать (я сама выбрала этот вид начала мероприятия). Тогда на это может уйти примерно 3-3,5 минуты. Желательно, чтобы участники уже с самого начала начали либо двигаться, либо очень живо общаться.
  • Затем вы можете дать участникам мастер-класса задание, игру, упражнение. Их можно выполнять и с помощью деления на группы, и последовательно – уже выполняя собственно само задание. На это примерно у вас уйдёт 2-2,5 минуты.
  • А в игру (интерактив) вы уже втягиваете всех участников для закрепления материала. Это ещё 2-2,5 минуты.
  • Или, как вариант, это всего 4-5 минут, в течение которых люди и поделятся между собой своим мнением, и будут решать задание, и выполнят упражнение, и проиграют саму общую игру для всех участников или игру отдельно для каждой группы. Или всё наоборот, но в это же время.
Игра с участниками мастер-класса
  • А потом вы должны обязательно продумать, с помощью чего ваши участники будут делать выводы: с помощью каких вопросов? Где эти вопросы будут находиться? Как они будут озвучиваться? Какой способ ответов вы выберете? И на этап «выводов»/обратной связи вы можете выделить 3-4 минуты.
  • Затем – 30-40 секунд на раздачу памяток, буклетов, подарочков.
  • Учитываем обязательную рефлексию участников вашего мастер-класса (и тех, кто может, был всего лишь зрителем), с помощью, например такого вопроса: «Над чем вас заставил задуматься сегодняшний мастер-класс?». Это примерно займёт 1-1,5 минуты.
Для рефлексии я подобрала очень интересное упражнение
  • И уже ваша личная рефлексия/обратная связь для тех, кто присутствовал на вашем мастер-классе. Не забыть успеть всех поблагодарить за плодотворную работу и «красиво сделать реверанс» J Это 30-40 секунд.

               И всё! Времени больше нет! Вы должны уложиться в регламент! Это умение оценивается.

Поэтому досконально:

Репетиция. Обсуждаем выбор доски для интерактивной работы
  • Обсуждайте коллегиально каждый этап мастер-класса. Слушайте все «за» и «против». Аккуратно спорьте (чтобы не поссориться), приводите аргументы. Не отвергайте, пробуйте, а это значит – репетируйте всевозможные варианты.
  • Репетируйте и каждый этап отдельно с учётом занимаемого и возможного времени, и весь мастер-класс целиком. Напоминаю вам о том, чтобы на репетициях вы не нервничали: не повышали голос на коллег, не выбегали из кабинета в слезах только лишь потому, что кто-то предложил поменять какую-то игру или фразу. Это и называется – творческий процесс. Если вы не разрешите себе падать в отрицательную яму эмоций, то весь ваш коллектив, вместе с вами получит колоссальное удовольствие от работы. Это важно! Психологи ли мы, Педагоги… Неважно. Нам помогают. Поэтому – уважаем мнение каждого помогающего и то время, которое он тратит на нас. Я, когда уставала, просто на минутку замолкала и, как заметили мои коллеги, начинала неосознанно переобуваться: то в кисы, то в тапки, то в туфли. Кстати, интересный способ – смены ощущений и вроде бы самой себя. Переобулась и как бы я уже другая стала. Попробуйте))) И не забывайте про воду. Вода – очень хорошо снимает напряжение: и вовнутрь – пейте, и снаружи – стойте. Дома – под душем, если позволяет обустройство дома, полежите в ванной, сходите в баню, в конце концов.
Семидесятая репетиция))) Все уже устали, но держатся
  • Оттачивайте фразы, с помощью которых вы будете задавать вопросы, озвучивать и писать инструкции для заданий/упражнений, задавать наводящие вопросы во время подведения итогов. Это очень важно. Особенно для тех, кто любит уходить в пространные рассуждения. Не разрешайте себе этого делать. Не давайте себе такой возможности – навредить самому/самой себе. Чётко придерживайтесь того, что уже запланировали и отрепетировали.

               И готовьтесь к тому, что вам придётся чем-то интересным жертвовать: о чём-то не рассказывать, с чем-то не познакомить. И не расстраивайтесь, что вы всё не покажете. Покажите оригинально уже то, что вмещается в положенные 15 минут. Заинтригуйте членов жюри своим умением вести диалог, давать ответы, красиво задавать свои заготовленные вопросы, воздушно жестикулировать, «танцевать» на своих шпильках во время мастер-класса и быть харизматичным человеком. На вас должно хотеться смотреть! Вас должны с большим интересом слушать! За вами должно быть интересно наблюдать! Знайте, всё, что я сейчас написала в этом абзаце – это оценивается!

Очень здорово, если вам получится включить/втянуть в свой мастер-класс и тех, кто сидит за «аквариумом» и даже – членов жюри. Это – мастерство величайшего уровня. Поэтому подумайте – как это можно осуществить.

Ещё: подготовьте памятки, брошюры, визитки и подарочки в таком количестве, чтобы их могли получить не только участники мастер-класса, но и члены жюри и может быть, даже зрители. Это хорошо сработает на вашу будущую известность, если вы в этом, тем более, сами заинтересованы. На подарочках, можно написать свои контакты и дать ссылки на свои интернет-ресурсы. Если это можно приготовить, обязательно готовьте.

С каким текстом-подсказками своего разработанного мастер-класса выходить на выступление? Я думаю, что к моменту выступления вы уже будете наизусть знать весь свой текст. Но, всё же, подготовиться стоит. В видео-обзоре я показываю – какие могут быть подсказки и какими удобнее пользоваться. Посмотрите. А здесь я снова напишу про использование готовой ламинации формата А5 – это лучшее из всего, что я сама перепробовала и чем я пользовалась на выступлениях. И не забывайте про детские способы – писать на кистях рук хотя бы начало каких-то фраз, которые от волнения, так не кстати, забываются. Посмотрели на руку, увидели написанный предлог и начинаете озвучивать уже весь свой заготовленный текст.

Когда вы закончите свой мастер-класс, будьте готовы ответить на вопросы членов жюри, и может быть даже – участников мастер-класса. Не переживайте! Все вопросы, скорее всего, будут по существу: почему так, а не иначе построен мастер-класс, проводили ли вы этот семинар и есть ли по нему наработки? Это к примеру. Вспоминайте, как вы с группой поддержки сидели и думали над тем, как выстроить это мероприятие. Вы же тогда чётко осознавали причины смены одного этапа другим – вот это и есть ваши будущие ответы на подобные вопросы. То есть вопросы методического характера они уже перекрыты вашим опытом подготовки: как, почему так, за чем это здесь и тд. и т.п. А за остальные вопросы – не  переживайте. Слушайте – что хотят узнать и отвечайте!

Кто хочет пообщаться только про конкурс “Педагог года” – проходите на страницу одноимённой темы Форума

Удачи вам всем – дорогие мои коллеги!

С уважением ко всем,

Наталья Владимировна Марьинских-Деева,

30 августа 2021 года.

Перед мастер-классом. Не забывайте про хорошее настроение.
Оно никому ещё не помешало)))

Слайд

Содержание

Оборудование

СЛАЙД 1

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги, я приветствую вас на своем мастер- классе.

— Для начала, помашите мне рукой те, у кого сейчас хорошее настроение.

— Помашите рукой те, у кого здесь есть друзья?

— Повернитесь и улыбнитесь друг другу. Молодцы. Вы чувствуете, что не одни, что вас поддерживает группа. Вам комфортно?

Хорошо! Позвольте мне представиться.

СЛАЙД 2

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Важным условием повышения интереса к любому школьному предмету является формирование коммуникативной мотивации.

СЛАЙД 3

Другими словами создание ситуации успеха на уроке.

Соответственно, задача учителя — стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку любой своей деятельности.

СЛАЙД 4

В этом мне помогают различные формы обучения, в том числе интерактивные формы обучения.

СЛАЙД 5

С одной из них я сегодня познакомлю вас. Арт-техника. Арт-техника- это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач, с использованием различных видов искусства.

Выбираем картину известного художника с интересной историей создания и закрываем нужный фрагмент. Задача учеников – используя воображение, фантазию и тему урока восстановить фрагмент и рассказать о том, что они изобразили.

СЛАЙД 6

Перед вами картина известного художника с закрашенным фрагментом, на которой мы видим расстроенную женщину в комнате. Давайте предположим, что изображено на закрытом фрагменте. Что бы вы нарисовали, будь перед вами холст?

Группа предлагает варианты (устно)

СЛАЙД 7

На самом деле пред нами известная картина Федора Павловича Решетникова «Опять двойка». Решетников задумал написать картину про отличника, который докладывает матери об очередной пятерке, и пошел в школу искать такого ученика. Учителя посадили художника в конце класса, он потихоньку наблюдал и зарисовывал. Ребята смущались, потому что думали: «Этот дядя с проверкой из гороно». Учитель вызвал к доске одного отличника и дал несложную задачу. Растерявшись, мальчик не мог решить задачу. От испуга он не понимал подсказок из класса. Стоял, молча крутя мел в руках, опустив голову. Этот случай помог изменить тему замысла. Героем получившейся картины «Опять двойка» художник сделал парнишку – живого и неглупого.

Рассказывает

СЛАЙД 8

Преимущество данной техники для педагогов

Зачитывает

СЛАЙД 9

Преимущество данной техники для учеников

Зачитывает

СЛАЙД 10

Я приглашаю участников мастер-класса занять места в нашей творческой мастерской. Перед вами известная картина. Ваша задача, используя любые средства для рисования (фломастеры, карандаши, краски) изобразить вид из окна.

Раздает материалы

СЛАЙД 11-26

Пока фокус-группа работает, давайте поиграем. Игра называется «Замороженная картинка».

Давайте предположим, что изображено на закрытом фрагменте. Что бы вы нарисовали, будь перед вами холст?

Мои коллеги закончили работу и готовы поделиться своим результатом (рассказывают, что они изобразили).

Опросила конкурсантов

СЛАЙД 27

Спасибо за ваши версии, ваше творчество, фантазию. А сейчас давайте рассмотрим оригинал. «Женская фигура у окна»  датирована 1925 годом, автор картины Сальвадор Дали.

Модель на картине — Анна Мария, родная сестра Сальвадора Дали. Они были очень близки, особенно после смерти их матери, когда Анна Мария взяла на себя заботу о старшем брате. Долгое время она была единственной женщиной, которую Дали использовал в качестве модели, пока в 1929 году ее не заменила Гала.  На картине мы не видим лица девушки, тем самым художник фокусирует наш взгляд на том, на что она смотрит из своего окна. Из него открывается вид на морского курорта в Испании, где Дали проводили свое лето.       

СЛАЙД 27

Интересный факт! В 1949 году Анна Мария написала автобиографию, в которой описала Дали в совершенно ином свете. За такое вероломное предательство со стороны сестры, Дали в отместку написал другую версию «Женкой фигуры у окна» в 1954 году.

СЛАЙД 28

Подводя итог, хотелось бы узнать у Вас какой положительный педагогический эффект вы лично получили сегодня при выполнении творческой работы?

Подводим итоги

СЛАЙД 29

Прошу Вас подписать ваши «шедевры», поместить в раму, оставив память о нашем мастер-классе.

Подарки

Мастер-класс  это самое открытое
испытание конкурса, поскольку на нем
присутствуют все желающие: участники конкурса,
члены жюри и оргкомитета, учителя школ, в которых
проводились конкурсные уроки, представители
прессы…

Импровизированный класс подбирает сам
конкурсант из своих коллег – участников
конкурса можно работать с целым залом.

Что же такое мастер-класс? Что его
отличает от обычного урока? Кто-то склонен
думать, что мастер-класс – это все-таки шоу,
спектакль и потому не может считаться серьезным
конкурсным испытанием, но в большинстве своем и
конкурсанты, и члены жюри, и методисты уверены в
противоположном.

Задача участника  – мобилизоваться
перед занятием, сосредоточить усилия на
раскрытии своих интеллектуальных ресурсов.
Безусловно, без соответствующей психологической
подготовки работать на сцене с группой взрослых
и держать внимание большой профессиональной
аудитории – трудно. Победу в таком испытании
одерживают педагоги, обладающие не только
высокими профессиональными, но и незаурядными
личностными качествами.

Давать рекомендации по проведению
мастер-класса – дело трудное и очень
ответственное. Сколько методистов, столько и
подходов к этой форме работы. И все-таки мы
отважимся изложить некоторые советы участникам
и организаторам конкурса.

Мастер-класс – это передача мастером
опыта, мастерства, искусства в точном смысле,
чаще всего путем прямого и комментированного
показа приемов работы.

Цель мастер-класса как конкурсного
соревнования – представление конкурсантом
наиболее результативных элементов собственной
системы работы, методических приемов,
педагогических действий, обеспечивающих
эффективное решение учебно-воспитательных
задач.

При каких условиях можно прогнозировать
результативность мастер-класса?

Как известно, технология мастер-класса
представляет собой структуру, которая включает
следующие взаимосвязанные блоки: цель научной
идеи, последовательные действия учителя и
ученика, критерии оценки и качественно новый
результат.

Пример пошагового алгоритма технологии
мастер-класса.

1-й шаг. Презентация педагогического
опыта мастера: краткое обоснование основных идей
опыта.
2-й шаг. Определение основных приемов работы,
которые Мастер будет демонстрировать
слушателям.
3-й шаг. Имитационная игра; занятие со
слушателями, на котором учитель демонстрирует
приемы эффективной работы с учащимися с
использованием конкретного содержания предмета.
4-й шаг. Моделирование.
4.1 Мастер выполняет роль консультанта,
организует самостоятельную деятельность
слушателей, по разработке собственной модели
урока в режиме технологии урока Мастера и
управляет ею.
4.2. Обсуждение авторских моделей урока.
5-й шаг. Рефлексия.
Таким образом, Мастер раскрывает авторскую
систему работы по своему предмету. Это занятие не
должно быть обычным, рабочим, состоящим из
известных этапов, приемов, действий.

Методика проведения мастер-классов не
имеет каких-то строгих и единых норм. В
большинстве своем она основывается как на
интуиции ведущего специалиста, так и на
восприимчивости слушателя.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это
делать. Я научу вас».

Рекомендации по подготовке
мастер-класса

1. Выберите ведущую педагогическую идею,
которую вы хотите проиллюстрировать на
мастер-классе и свяжите ее с темой.
2. Определите цели и задачи в связи с темой,
которые вы хотите достигнуть на мастер-классе.
3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие
в вашу тему занятия и представляющие интерес для
«учащихся».
4. Подберите технические средства (минимально) и
различные формы работы к данным целям и задачам.
5. Придумайте неожиданные предметы или открытия в
обычном удивительного, которые раскрывают
ведущую педагогическую идею.
6. Включите фантазию, придумайте интересный
замысел мастер-класса.
7. Составьте подробный план занятия.
8. Тщательно проверьте технику и работу
микрофонов перед началом мастер-класса.
9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам
нужно.
10. Когда все готово  дайте команду
организаторам, что можно начинать.

Рекомендации по проведению
мастер-класса

1. Старайтесь говорить не громко и не
тихо, но внятно и с разными интонациями
2. Сами говорите только в микрофон и следите,
чтобы ученики тоже давали ответы в микрофон,
чтобы слышали все в зале.
3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.
4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна
форма работы на мастер-классе неприемлема.
5. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу
урока зрителям и жюри не понятен предмет
преподавания).
6. Это урок не для профессионалов данного
направления. Задача — прояснить сложное,
затронуть общечеловеческие ценности, проблемы,
которые волнуют всех.
9. Не добивайтесь долго того ответа, который
вам нужен. А если получили его раньше  не
продолжайте двигаться в эту сторону.
10. Старайтесь показывать не только себя, но и
учеников.
11. Не бойтесь задавать трудные вопросы.
12. Проведите в конце краткий анализ занятия с
«учениками».

Мастер-класс
«Метапредметный  подход на уроках математики»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти коэффициент совместительства
  • Как составить объявления для учителей
  • Как составить акт когда соседи заливают водой
  • Как найти модуль юнга для стали
  • Как найти фаркрай 3