Как составить мастер класс учителю

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей № 25

Как провести мастер-класс

Методические рекомендации  для педагогов

                                                                            Автор-составитель:

                                                               Мысь Е.А.,

                                                             методист.

Полысаево 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Что такое мастер-класс……………………………………………….4
  2. Как провести мастер-класс……………………………………………5
  3. Пример проведения мастер-класса………………………………….9

  Заключение……………………………………………………………………10

  Список литературы……………………………………………………………11

Введение

Идея мастер-класса заимствована из практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приемы работы широкому кругу подготовленных в большинстве своем слушателей.

Здесь, в отличие от публичных выступлений, обучающиеся имеют возможность увидеть процесс достижения результата, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удается лишь немногим. А учениками на это время могут стать и опытные специалисты, и начинающие, поскольку мастер-класс позволяет увидеть как работу над конкретной проблемой, исходным продуктом, так и общие принципы и походы к тому или иному виду деятельности. Вот почему мастер-класс — это и форма повышения квалификации, и особый методический подход.

Уникальность этой формы обучения состоит еще и в том, что приемы и способы решения педагогических и исполнительских задач, часто невербальные, демонстрируются не на отдельных, разрозненных примерах, а в неразрывной связи с конкретной задачей. В результате на глазах у обучающихся рождается целостная картина.

Что такое мастер-класс

 Мастер-класс — это показательное занятие признанного мастера для специалистов, обучающихся без отрыва от производства. Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают для себя что-то новое, неизвестное.

Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых. Здесь задача мастер-класса двояка. Во-первых, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер-классах специалисты делятся некоторыми своими профессиональными секретами, которые могут помочь опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым — открыть новые привлекательные грани выбранной специальности.

Целью проведения мастер-класса является демонстрация лучших достижений педагога как подлинного мастера в своей области. Мастерство — это всегда высокий профессионализм, большой и разнообразный опыт определенной деятельности, обширные познания теории и практики в конкретной сфере.

Мастер своего дела всегда отличается индивидуальностью, особым стилем, неподражаемым своеобразием результатов своей деятельности. Не отрицая традиций, норм, образцов, общепринятых стандартов, мастер выражает свои личностные качества, этические и эстетические идеалы, стремясь достигнуть определенных вершин в том или ином виде деятельности. Особенно ярко это проявляется в области культуры, образования.

Обучение мастерству — особый вид деятельности. Издревле у мастеров были ученики, помощники, которых называли подмастерьями. Навыки ремесла, секреты успеха передавались из поколения в поколение годами упорного труда учеников рядом с учителем. Передача мастерства происходила «из рук в руки», по принципу — «делай как я, делай вместе со мной». Умение передать свой богатый опыт — составная часть мастерства.

Как провести мастер-класс

В системе профессионального образования мастер-классы используются достаточно широко. Проведение опытным специалистом мастер-класса позволяет раскрыть индивидуальность педагога, творческий потенциал, а также продемонстрировать достижения и новые возможности самого учреждения. Непосредственное общение ведущих педагогов с коллегами позволяет передавать «из рук в руки» все самое ценное, что достигнуто многолетней практикой, поделиться своим «золотым запасом» с начинающими.

Во время мастер-класса происходит обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности. Очень важно и то, что благодаря мастер-классам осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в ОУ.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил. В большинстве своем она основывается на педагогической интуиции преподавателя (мастера производственного обучения) и творческой восприимчивости слушателя (коллеги-педагога, обучающегося). В то же время мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения «педагог — ученик» здесь совершенно оправданны. Не случайно мастер-класс нередко называют школой распознавания смыслов, знаков и приемов определенного направления.

Помимо чисто практического назначения, это занятие преследует и еще одну, хоть и менее очевидную, но весьма важную цель — интеллектуальное и эстетическое развитие педагога-слушателя. Мастер-класс содействует развитию у обучающихся способности самостоятельно и нестандартно мыслить.

Итак, мастер-класс — это одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Его высокая эффективность подтверждена социологическими исследованиями в области социальной и педагогической психологии.

Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание индивидуальной работы с возможностью приобретения и закрепления практических знаний и навыков, развитие гибкости мышления. 

Мастер-класс сродни семинару: и там и здесь специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Но, в отличие от семинара, который может продолжаться не один день, мастер-класс — это всегда однодневное мероприятие.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем мастера, который внимательно выслушает обучающегося и ответит на все его вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю — вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.

К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и еще не получившие признания в своей области специалисты. А успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех его участников.

Мастер-классы могут различаться по предмету предлагаемой деятельности, например:

  1.  Обзор актуальных проблем и технологий.
  2.  Различные аспекты и приемы использования технологий.
  3.  Авторские методы применения технологий на практике.
  4. Тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.

В ходе мастер-класса участники:

  • изучают разработки по теме мастер-класса;
  • участвуют в обсуждении полученных результатов;
  • задают вопросы, получают консультации;
  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Как? На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что их отдельные элементы. Вместо этого — масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, такое мероприятие не должно быть скучным, должно заинтересовать, «зацепить» слушателя.

Для кого? Мастер-классы будут особенно полезны для тех педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу. Они также нужны тем педагогам, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием, да и просто повысить свое профессиональное мастерство. Они будут полезны и тем, кто формирует портфолио: список выполненных работ ляжет в копилку собственного опыта, поможет в самопрезентации на любом уровне.

Чему научат? Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Зато здесь можно сделать несколько иных вещей, не укладывающихся в формат традиционных способов передачи педагогического опыта.

На мастер-классе наверняка будут:

  • описание общего алгоритма работы;
  • разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные разборы в своей работе;
  • обратная связь для участников: можно принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий;
  • рассказ о том, как создать «портфолио» и как эффективнее им пользоваться;
  • ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.

Условия проведения мастер-класса

Время проведения мастер-класса разнится от случая к случаю. Обычно он занимает от нескольких часов до целого дня, в зависимости от количества участников, помещения, оборудования, даже климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно повлиять, гораздо проще под них подстроиться. Но все же есть несколько важных вещей, которые нельзя игнорировать. А именно:

  • удобное для проведения занятий помещение;
  • технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т. п.;
  • канцелярские принадлежности (ватман, цветные маркеры и т. д.);
  • вода, чай, кофе и продукты питания для использования в перерыве.

Формы проведения мастер-класса могут быть представлены по признаку субъект-объектных отношений в следующем виде: мастер-педагог – педагоги, повышающие квалификации., мастер-педагог – опытные педагоги-специалисты по профилю деятельности, мастер-педагог – руководители методических объединений, методист.

  • В зависимости от объекта мастер-класса степень его интерактивности, вовлеченности участников будет различна. Да и от субъекта требуется различная подготовительная работа.

Пример проведения мастер-класса

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Теоретическая часть:

  • постановка цели и задач мастер-класса;
  • краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) в рамках программы.

2. Практическая часть:

  • зарисовки образцов;
  • изготовление продуктов (мастер демонстрирует образцы, изготовленные ранее обучающимися в ходе обучения, раскрывает особенности своего педагогического опыта; участникам мастер-класса предлагается одновременно, выполняя указания мастера, используя авторские приемы и методические находки, сделать свою работу; задание выполняется индивидуально);
  • оформление готовых работ.

3. Подведение итогов:

  • просмотр и обсуждение выполненных работ;
  • самоанализ педагогом-мастером проведенного занятия;
  • ответы на вопросы участников мастер-класса;
  • общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе обучения по данному направлению);
  • заключительное слово педагога-мастера.

Заключение

Мастер-класс — это эффективный способ демонстрации накопленного опыта и освоения его коллегами. В целях распространения и обобщении собтвенного опыта,  каждому педагогу, имеющему позитивные результаты преподавательской деятельности и разработавшему авторские методики работы с обучающимися, повышающие качество образования,  желательно освоить технологию подготовки и проведения мастер-классов.

Умение проводить мастер-классы так же может пригодиться преподавателям, готовящимся стать участниками областного профессионального конкурса «Преподаватель года».

Список литературы

  1. Дигурова, Т.М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т.М. Дигурова, Н.В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. — № 3. – С.13-22.

На современном этапе развития образования
актуальным становится выявление, обобщение и
распространение инновационного педагогического
опыта. Одной из эффективных форм распространения
собственного педагогического опыта является
такая современная форма методической работы как
мастер-класс.

Данное понятие широко используется во многих
сферах деятельности человека, в том числе и в
образовании. Зачастую в педагогическом
сообществе под мастер-классом понимают урок,
мероприятие, презентацию достижений педагога, но
это не совсем так.

В педагогической литературе существует
несколько десятков определений понятия
“мастер-класс”. В данных рекомендациях мы будем
опираться на следующие определения, так как
считаем, что в них обозначены ключевые свойства
мастер-класса.

В первую очередь, мастер-класс – это открытая
педагогическая система, позволяющая
демонстрировать новые возможности педагогики
развития и свободы, показывающая способы
преодоления консерватизма и рутины.

Мастер– класс – это особый жанр обобщения и
распространения педагогического опыта,
представляющий собой фундаментально
разработанный оригинальный метод или авторскую
методику, опирающийся на свои принципы и имеющий
определенную структуру. С этой точки зрения
мастер-класс отличается от других форм
трансляции опыта тем, что в процессе его
проведения идет непосредственное обсуждение
предлагаемого методического продукта и поиск
творческого решения педагогической проблемы как
со стороны участников мастер-класса, так и со
стороны Мастера ( под Мастером подразумевается
педагог, ведущий мастер-класс)

Указанная форма методической работы является
эффективным приемом передачи опыта обучения и
воспитания, т.к. центральным звеном является
демонстрация оригинальных методов освоения
определенного содержания при активной роли всех
участников занятия

Итак, мастер-класс – это форма занятия, в
которой сконцентрированы такие характеристики:

  • вызов традиционной педагогике;
  • личность учителя с новым мышлением;
  • не сообщение новых знаний, а способ
    самостоятельного их построения с помощью всех
    участников занятия;
  • плюрализм мнений;

Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие
особенности мастер– класса, а именно:


  1. Новый подход к философии обучения, ломающий
    устоявшиеся стереотипы.
  2. Метод самостоятельной работы в малых группах,
    позволяющий провести обмен мнениями.
  3. Создание условий для включения всех в активную
    деятельность.
  4. Постановка проблемной задачи и решение ее через
    проигрывание различных ситуаций.
  5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как
    Мастера, так и участников мастер-класса.
  6. Формы, методы, технологии работы должны
    предлагаться, а не навязываться участникам.
  7. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем
    само знание.
  8. Форма взаимодействия – сотрудничество,
    сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке
мастер-класса на то, что в технологии его
проведения главное – не сообщить и освоить
информацию, а передать способы деятельности,
будь то прием, метод, методика или технология.
Передать продуктивные способы работ – одна из
важнейших задач для Мастера. Позитивным
результатом мастер-класса можно считать
результат, выражающийся в овладении участниками
новыми творческими способами решения
педагогической проблемы, в формировании
мотивации к самообучению,
самосовершенствованию, саморазвитию. Это
достаточно технологически сложный процесс с
определенными требованиями к его организации и
проведению.

Требования к организации и проведению
мастер-класса

Мастер-класс как локальная технология
трансляции педагогического опыта должен
демонстрировать конкретный методический прием
или метод, методику преподавания, технологию
обучения и воспитания. Он должен состоять из
заданий, которые направляют деятельность
участников для решения поставленной
педагогической проблемы, но внутри каждого
задания участники абсолютно свободны: им
необходимо осуществить выбор пути исследования,
выбор средств для достижения цели, выбор темпа
работы.

Мастер– класс должен всегда начинаться с
актуализации знаний каждого по предлагаемой
проблеме, что позволит расширить свои
представления знаниями других участников.

Основными элементами технологии проведения
мастер – класса, методическими приемами
является
индукция, самоконструкция,
социоконструкция, социализация, афиширование,
разрыв, творческое конструирование знания,
рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом
мастер – класса является проблемная ситуация –
начало, мотивирующее творческую деятельность
каждого. Это может быть задание вокруг слова,
предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего
неожиданное для участников, в чем-то загадочное и
обязательно личностное. Проблемная ситуация
характеризует определенное психическое –
вопросное состояние субъекта (участника),
возникающее в процессе выполнения такого
задания, которое требует открытия новых знаний о
предмете, способе или условиях выполнения
действий. Вопрос должен занимать, волновать ум
исследователя, быть в круге его интересов;
представить это неизвестное, показать
необходимость работы с ним, определить круг
средств, объектов, которые позволят начать
работу и через период незнания прийти к открытию,
присоединить к имеющемуся знанию новое и
поставить иные проблемы для исследования. Такая
проблемная ситуация в технологии мастерских
называется индуктором (индукцией).

Составляя индуктор, надо соотнести его с
чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может
вызвать у участников.

Индуктор должен настраивать личность на
саморазвитие. Если у педагога вообще нет
потребности в развитии, то одного индуктора
недостаточно, нужна серия мотивационных приемов
мастерских по формированию этой потребности.
Существуют и другие, не менее значимые
потребности: быть личностью, потребность в
самоутверждении, общении, самовыражении,
эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном
контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса
должен стремиться реализовать все эти
потребности, но приоритет отдается развитию
потребности саморазвития.

Если подобного интереса нет, Мастеру
необходимо направит действия на создание мотива,
на обозначение цели и на то, чтобы участники сами
открыли, что эта цель для них достижима.
Осознание возможности решения проблемы –
необходимое средство для стимулирования
интереса.

Самоконструкция – это индивидуальное
создание гипотезы, решения, текста, рисунка,
проекта.

В технологии проведения мастер-класса обычно
используется определенный алгоритм поиска
решения педагогической проблемы.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса:


  • выделение проблемы
  • панель
  • объединение в группы для решения проблемы
  • работа с материалом
  • представление результатов работы
  • обсуждение и корректировка результатов работы

Панель – это этап актуализации знаний в
данной проблемной плоскости. Он дает возможность
всем желающим высказать свою точку зрения о
проблеме, для решения которой и проводится
мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников
мастер-класса могут возникнуть мысли как в
поддержку высказанных идей, так и в их
опровержение. Тем самым происходит уточнение и
корректировка формулировки проблемы
мастер-класса.

Важнейший элемент технологии мастер-класса –
групповая работа (малые группы могут
определяться Мастером, образовываться стихийно,
по инициативе участников). Мастер может
корректировать состав групп, регулируя
равновесие методического мастерства и
психологических качеств участников (экстра и
интравертность, тип мышления, эмоциональность,
лидерство и т.д.) Мастер разбивает задание на ряд
задач. Группам предстоит придумать способ их
решения. Причем, участники свободны в выборе
метода, пути поиска, темпа работы. Каждому
предоставлена независимость, в выборе пути
поиска решения, дано право на ошибку и на
внесение корректив. Построение, создание
результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе
представляет сопоставление, сверку, оценку,
коррекцию окружающими его индивидуальных
качеств, иными словами, социальную пробу,
социализацию.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении
задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы
все. Это позволяет использовать уникальные
способности всех участников мастер-класса, дает
им возможность самореализоваться, что позволяет
учесть и включить в работу различные способы
познания каждого педагога.

Афиширование – это представление результатов
деятельности участников мастер-класса и Мастера
(текстов, рисунков, схем, проектов и др.)

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого
понятия слова “озарение”, “инсайт”,
“понимание”. Понимание различное: себя, других,
приема, метода, технологии. Разрыв – это
внутреннее осознание участником мастер-класса
неполноты или несоответствия старого знания
новому, внутренний эмоциональный конфликт,
подвигающий к углублению в проблему, к поиску
ответа, к сверке нового знания с информационным
источником. Это то, что в других формах
трансляции педагогического опыта преподносится
учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет
самостоятельно, иногда с помощью Мастера,
коллеги, участника мастер-класса. Такой же
процесс можно наблюдать в лабораториях ученого,
исследователя, когда длительный поиск приводит
их не только к накоплению информации по
изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а
порой и к разрыву со старой теорией, старым
обоснованием.

Рефлексия – последний и обязательный этап –
отражение чувств, ощущений, возникших у
участников в ходе мастер-класса. Это богатейший
материал для рефлексии самого Мастера, для
усовершенствования им конструкции
мастер-класса, для дальнейшей работы.

В форме мастер-класса можно
продемонстрировать:
 

  • программу (сложный, долговременный путь);
  • отдельные формы работы, которые использует в
    своей деятельности педагог;
  • методы работы;
  • 4.инновационные моменты деятельности;

Формы:

Лекция.
Практическое занятие.
Интегрированное занятие
(лекционно-практическое).

Например:

Т – П – Т
Теория – практика – теория.

Цель 1 (теоретического) этапа: осветить
авторскую программу.

Цель 2 (практического ) этапа: показать формы и
методы осуществления программы ( показать
работу, а не результат работы)

3 этап теоретический: в форме ответов и
вопросов ( если проходит активно, мастер-класс
результативен ).

Распределение времени на этапах:

1. – 30 минут.
2. – 60 минут.
3. – 30 минут.

Позиция Мастера

При подготовке и проведении мастер-класса
важно не только придерживаться вышеописанного
алгоритма, но и правильно определить собственную
позицию Мастера.

Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция
консультанта и советника, помогающего
организовать учебную работу, осмыслить наличие
продвижения в освоении способов деятельности.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не
стремится просто передать знания. Он старается
задействовать участников в процесс, сделать их
активными, разбудить в них то, что скрыто даже для
них самих, понять и устранить то, что ему мешает в
саморазвитии. Все задания Мастера и его действия
направлены на то, чтобы подключить воображение
участников, создать такую атмосферу, чтобы они
проявили себя как творцы.

Мастер создает атмосферу открытости,
доброжелательности, сотворчества в общении.

Мастер работает вместе со всеми, он равен
участнику мастер-класса в поиске знаний и
способов деятельности.

Мастер исключает официальное оценивание
работы участников мастер-класса, но через
социализацию, афиширование работ дает
возможность для самооценки педагога, его
самокоррекции.

Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен
применять определенный стиль, проявляя свои
личностные качества: коммуникативность,
общекультурное развитие, интеллигентность,
взгляды, убеждения., мировоззрение, характер,
волю, темперамент и др.

Авторские технологии, представляемые в рамках
мастер-класса, не обладают свойством
фотографической воспроизводимости; однако
каждая из них несет идейный заряд, обладает
множеством воспроизводимых деталей, приемов,
элементов учительского мастерства. Это
личностно-процессуальная, аффективная
инфраструктура авторской технологии очень
трудно фиксируется на бумаге, но она передается
путем примера, подражания через:

– речь и голос (тон, сила, выразительность,
дикция, интонация, техника речи);
– мимику и жест, управление эмоциями, чтение
эмоционального состояния на лице; пантомимику
(осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за
поведением участников);
– умение сосредоточиться на предмете разговора,
владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой,
отсутствие скованности;
– искусство общения: психологическая
избирательность, способность к педагогическому
вниманию, эмпатия;
– педагогическую импровизацию: умение работать
по плану “в голове”, привлекать личный опыт,
управлять незапланированными ситуациями;
– психологическую зоркость, умение вычислять
“гениев” и поддерживать “отстающих”;
– коммуникативную культуру, умение вести диалог,
дискуссию;
– чувство времени.

Критерии качества подготовки и проведения
мастер-класса

  1. Презентативность. Выраженность
    инновационной идеи, уровень ее представленности,
    культура презентации идеи, популярность идеи в
    педагогике, методике и практике образования.
  2. Эксклюзивность. Ярко выраженная
    индивидуальность (масштаб и уровень реализации
    идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения
    инновационных идей.
  3. Прогрессивность. Актуальность и научность
    содержания и приемов обучения, наличие новых
    идей, выходящих за рамки стандарта и
    соответствующих тенденциям современного
    образования и методике обучения предмета;
    способность не только к методическому, но и к
    научному обобщению опыта.
  4. Мотивированность. Наличие приемов и условий
    мотивации, включение каждого в активную
    творческую деятельность по созданию нового
    продукта деятельности на занятии.
  5. Оптимальность. Достаточность используемых
    средств на занятии, их сочетание, связь с целью и
    результатом (промежуточным и конечным)
  6. Эффективность. Результативность,
    полученная для каждого участника мастер-класса.
    Каков эффект развития? Что это дает конкретно
    участникам? Умение адекватно проанализировать
    результаты своей деятельности.
  7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия
    (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных
    приемов актуализации, проблематизации
    (“разрыва”), приемов поиска и открытия,
    удивления, озарения, рефлексии (самоанализа,
    самокоррекции).
  8. Артистичность. Возвышенный стиль,
    педагогическая хоризма, способность к
    импровизации, степень воздействия на аудиторию,
    степень готовности к распространению и
    популяризации своего опыта.
  9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность
    мышления, стиль общения, культура интерпретации
    своего опыта.

Использование данных методических
рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить
качественную подготовку и эффективное
проведение мастер-классов в рамках
распространения педагогического опыта
работников образовательной системы.

Литература

  1. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение
    педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.
  2. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в
    профессиональном конкурсе : учебно-методическое
    пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
  3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические
    технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224
    с.
  4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на
    основе дидактического и методического
    усовершенствования УВП. – М. : НИИ школьных
    технологий, 2005. -288 с.

Семинар для педагогов
дополнительного образования

Тема: «Как подготовить и
провести мастер-класс. Структура мастер- класса»

                                                              
Эпиграф семинара: «Педагогу        необходимо постоянно учиться друг у друга. И
лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом»

Цель
и особенности проведения семинара

Цель семинара: Научить педагогов
составлять структуру мастер-класса, обобщить и углубить  представления
педагогов о   характерных особенностях мастер-класса, критериях оценки
эффективности. Научить анализировать  мастер-класс и проводить его экпертизу.

Особенности
проведения семинара:

1.     Деятельностный
подход

2.     Сочетание
индивидуальных и групповых видов деятельности.

3.     Педагоги
выполняют  задания, направленные на расширения понятий и характерных особенностях
мастер-класса.  Все присутствующие становятся не только активными участниками,
но и выступают в роли экспертов.

4.     В
конце семинара участники получают пакет материалов, которые можно использовать
при подготовке мастер-классов.

Ход
семинара:

Орг.момент.


Здравствуйте, уважаемые коллеги! В начале нашего семинара я предлагаю вашему
вниманию упражнение « Облако слов» , с помощью которого мы коллективно
определим тему нашего занятия. Посмотрите внимательно на экран и данные слова и
подумайте, к какому одному слову определению они могут относиться?

На
экран выведены слова в разбросанном порядке : АКТИВНОСТЬ, ИНТЕРЕС,
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,ЖЕЛАНИЕ, ПОБУЖДЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА ОПЫТА,
НАГЛЯДНОСТЬ,ДОСТУПНОСТЬ,ТВОРЧЕСТВО.

Определение  МАСТЕР-КЛАСС

 Вы
совершенно верно сделали вывод и тема нашего семинара «Как подготовить и
провести мастер-класс». Мы вместе научимся составлять  структуру мастер-класса,
обобщим и углубим уже имеющиеся у вас знания  и представления о характерных
особенностях мастер-классов, о критериях оценки их эффективности. Научимся
анализировать мастер-классы и проводить их экспертизу.

Но
в первую очередь, я хочу задать вам вопрос:

 А
что такое мастер-класс?

Этот
же вопрос выводится на экран. Участники семинара отвечают.

Возможные
ответы:

  • мастер-класс — это особая форма
    передачи педагогического опыта;
  • мастер-класс — это территория
    активного обучения;
  • мастер-класс — это эффективная форма
    обмена опытом;
  • мастер-класс — это интересное
    педагогическое мероприятие;
  • мастер-класс — это перспективное
    звено повышения квалификации;
  • мастер-класс — это педагогическая
    кухня, на которой учат готовить педагогические «блюда»

После того как участники
ответят на поставленный вопрос, ведущий предлагает обратиться к словарям и
педагогической литературе.

-А сейчас давайте обратимся к словарям и пед. литературе и узнаем
как там трактуются определения мастер-класса.

 На
экран выводятся 2-3 наиболее распространенных определения:

1.     Мастер-класс
— это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта.

2.     Мастер-класс
— это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и
воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных
практических методов освоения определенного содержания, передачи
педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия.

3.     Мастер-класс
— это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые воз
можности
педагогики развития и
свободы, показывающая способы преодоления
консерватизма и рутины.

Сравнив
определения, которые дали вы мне, с определениями в различных источниках, можно
сделать вывод о том, что все присутствующие с понятием мастер-класса знакомы. Еще
раз отмечается, что мастер-класс — это форма распространения педагогического
опыта.

Формы
распространения педагогического опыта

Ведущий
предлагает участникам назвать другие формы распространения педагогического
опыта.
Участники семинара называют известные им формы:

  • открытый
    урок;
  • публикация;
  • творческий
    отчет;
  • выступление
    на педсовете, конференции;
  • академический
    концерт и др.

Условно
формы распространения педагогического опыта по степени взаимодействия с
учениками можно разделить на две группы: пассивные
и активные.
К пассивным относятся те, которые не требуют личного
присутствия мастера. Активные формы можно разделить на две подгруппы, условно
называемые «актер на экране» и «актер в зале».

В
первом случае
можно наблюдать за мастером, задавать вопросы по ходу действия,
но нельзя вмешаться в процесс, можно быть только зрителем.

Во
втором случае
— живое общение с мастером на протяжении всего действия.

На
экран выводится рисунок, представленный
ниже

Формы распространения педагогического опыта
Пассивные (публикация),Активные (открытый урок, выступление) ,«Актер на экране» выступление,«Актер в зале» мастер-класс

 Классификация
форм распространения педагогического опыта по степени взаимодействия мастера с
участниками

К пассивным
относятся, например, публикации: автор написал статью, статья
опубликована и дальше опыт распространяется уже без непосредственного участия
автора. Он может крепко спать в Кохме, а в это время во Владивостоке его опыт
изучается, используется, распространяется…

A, например,
открытый урок, выступление на конференции, семинаре относятся к активной
форме распространения педагогического опыта, к подгруппе «актер на экране»
(вопросы мастеру можно задать только после урока или выступления). Мастер-класс
тоже относится к активной форме распространения опыта, но уже к подгруппе «актер
в зале»
(вопросы мастеру задаются по ходу всего действия).

 Методика проведения мастер-классов не имеет
каких-либо строгих и единых правил. В большинстве своем она основывается на
педагогической
 интуиции преподавателя
 и творческой восприимчивости слушателя (коллеги-педагога, обучающегося). В то
же время мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения «педагог —
ученик» здесь совершенно оправданны. Не случайно мастер-класс нередко называют
школой распознавания смыслов, знаков и приемов определенного направления.

Продолжая
раскладывать по полочкам представления о мастер-классе, я предлагаю вам
составить «словесный портрет» мастер-класса, т.е. указать его характерные
особенности. Каждая группа будет составлять свой «портрет», затем одна из групп
его представит, а другие будут дополнять. (РАБОТА И ОБСУЖДЕНИЕ). В результате у
нас получился коллективный портрет мастер-класса. После обсуждения и
представления портрета методист отмечает, что каждый в общих чертах представляет
каким должен быть мастер-класс, но перед педагогом, который готовится к его
проведению, встают конкретные вопросы: что и как показать?

А если
мастер-класс – это ещё и конкурсная работа, то добавляется вопрос , а чем
удивить? Мини мастер-классы стали очень распространенным  заданием на различных
конкурсах педагогического мастерства и педагогу нужно сверкнуть перед жюри
какой -то интересной гранью, показать «изюминку».

Представить
можно как целую технологию, так и отдельные элементы. Если нет большого опыты в
проведении мастер-классов, то лучше показать один приём в рамках какой-либо
технологии, чем замахнуться на представление целой технологии, но не суметь
этого сделать или не уложиться во временные рамки.

— А
сейчас мы поговорим о структуре мастер-класса.

Модель мастер-класса

Самую
простую модель мастер-класса можно представить так: начало, теория,
практика, итог
. При составлении модели удобно пользоваться таблицей и
расписывать деятельность мастера и деятельность участников на каждом этапе с указанием
временных периодов.

 (Это
проговаривают сами педагоги)

  1. Начало мастер-класса) 3-5 мин.

На
этом этапе мастер приветствует участников, при необходимости представляется
сам, объявляет тему и анонсирует план действий, т.е. дает «карту мастер-класса».
Очень выигрышно смотрится необычное начало занятия. Здесь уместно использовать
крылатые выражения и притчи, связанные с темой мастер-класса. Участники на этом
этапе включаются в процесс, проявляют активность.

2.     Теория
5-7 мин.

На
этом этапе мастер знакомит участников с элементами теории по теме
мастер-класса, выделяет наиболее результативные моменты использования той или
иной технологии, представляет опыт своей работы, показывает используемые
приемы, комментирует их и дает методические рекомендации. Участники задают
вопросы и получают ответы мастера.

3.     Практика
20-25 мин.

Мастер
дает возможность участникам попробовать применить на практике тот или иной
способ действия. Участники выполняют практические задания, а мастер
комментирует, советует, направляет.

4.    
Итог. Рефлексия 5 мин.

Дискуссия по результатам совместной
деятельности учителя-мастера и участников мастер-класса.

Итого – 40 минут мастер-класс.

Вопрос
«Что делать?»
встает перед педагогом на всех этапах подготовки мастер-класса.
Какая часть речи отвечает на вопрос: «Что делать?» (участники отвечают, что это глагол).

1.     Задание
для групп: каждой из них достается по одному этапу мастер-класса. Необходимо за
небольшое время подобрать как можно больше глаголов, которые характеризуют
деятельность мастера на том или ином этапе.

Результат
может быть таким:

Глаголы:

Подготовка ,организация

Поприветствовать,
представиться, объявить, анонсировать, заинтересовать, удивить, заинтриговать,
вдохновить, настроить, наметить

Теория

Показать,
рассказать, указать, продемонстрировать, представить, определить, направить,
озадачить, подчеркнуть

Практика

Попробовать,
распределить, развить, скорректировать, поддержать, найти, предоставить

Заключительная

часть Рефлексия

Проанализировать,
сравнить, отметить, заметить, подвести, подчеркнуть, вдохновить, похвалить
, выявить, оценить,
учесть, принять.

Критерии
качества подготовки и проведения мастер-класса

Для определения
эффективности подготовки и проведения мастер-класса следует придерживаться
следующих критериев:

Презентативность. Выраженность
инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи,
популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко
выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота
и оригинальность решения инновационных идей.

Мотивированность. Наличие на
занятии приемов и условий мотивации, включения каждого в активное творчество по
созданию нового продукта деятельности.

Оптимальность. Достаточность
используемых на занятии средств, их сочетание, связь с целью и результатом
(промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность
деятельности каждого участника мастер-класса. Умение анализировать результаты
своей деятельности.

Технологичность. Четкий
алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов
актуализации, проблематизации (определение противоречий и пути их
разрешения),  приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии.

Артистичность. Возвышенный
стиль, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень
готовности к популяризации своего опыта.

Общая культура. Эрудиция,
нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Все
этапы мастер-класса мы проработали, проговорили, Критерии качества подготовки
проштудировали, а теперь мы должны дать оценку эффективности мастер-класса.

Критерии оценки эффективности мастер-класса

(выводится на экран)

1.     Актуальность и значимость выбора темы

2.     Мотивация осознанной деятельности всех
педагогов, принимающих участие в работе.

3.     Глубина и оригинальность содержания и формы
проведения мастер-класса.

4.     Научно-методическая ценность .

5.     Профессиональное взаимодействие с аудиторией.

6.     Соответствие проведенного мероприятия формату
мастер-класса

7.     Общая культура и эрудиция педагога

8.     Соблюдение регламента мастер-класса.

Ещё при подготовке
к мастер-классу  хочу ознакомить вас ,педагоги, с правилом «Бегунка».

Всем
хорошо известно понятие «мозговой штурм». Оно довольно прочно обосновалось уже
и в педагогической практике, но мало кто знает, что ввел это понятие специалист
в области рекламы Алекс Осборн. Недавно он предложил список «Бегунок».

Пока
этот список используют в дизайне и рекламе, но он может пригодиться и в
обучении проведению мастер- классов (и не только!).

Итак,
к чему нужно быть готовым? То есть, какие непредвиденные обстоятельства нас
могут подстерегать в подготовке к мастер-классу и какими способами мы сможем с
ними справится.

Список
«Бегунок» (выводится на экран)

Будьте
готовы к заменам.

Единство:
сочетайте разные компоненты.

Готовьтесь
приспосабливаться.

Увеличивайте,
уменьшайте и изменяйте.

Новаторски
используйте старое.

Откажитесь
от лишнего.

Крутите
и трансформируйте.

Давайте
проговорим каждый из этих пунктов.

Будьте готовы к заменам: когда
модель мастер-класса уже выбрана, когда кажется, что все готово, может
получиться так, что какую-то часть мастер-класса нужно заменить. В «рукаве» у
мастера должны быть запасные варианты.

Единство: сочетайте разные компоненты:
иногда сочетание самых несочетаемых компонентов может смотреться очень
выигрышно.

Готовьтесь приспосабливаться: при
подготовке мастер-класса нужно быть готовым к тому, что что-то пойдет не так,
как планировалось: в последний момент может измениться аудитория, могут
отключить свет и мастер- класс пойдет без презентации,
участников
мастер-класса может быть больше или меньше ожидаемого количества, уровень
подготовки участников может отличаться от предполагаемого…

Пословица
народная гласит: «Знал бы, где упадешь, — соломки подстелил». Запаситесь
«пучками соломки», т.е. заранее рассмотрите возможные ситуации из группы «не
так».

Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте:
какие-то части мастер-класса, возможно, стоит
увеличить,
уменьшить или как-то изменить. Это особенно заметно после пробного
мастер-класса. Чаще всего приходится уменьшать, чтобы уложиться во временные
рамки.

Новаторски используйте старое: не
надо изобретать велосипед, если на него можно просто сесть и поехать к цели. И
старое иногда можно использовать по-новому.

 Откажитесь от лишнего: Пабло Пикассо
утверждал, что «искусство — это исключение ненужного», так пусть ваш
мастер-класс будет шедевром!

Крутите и трансформируйте:
крутите, вертите, может, что-то захочется изменить. Покажите получившуюся
модель мастер-класса коллеге — свежий взгляд всегда полезен.

Сейчас
вашему вниманию я хочу предложить озвучить результаты задания «Ценный совет».
Накануне семинара я раздала вам пакеты с «премудростями»  и предложила путём
обсуждения выбрать самый ценный совет из представленных и аргументировать свой
выбор.  И уточнила, что если ни один из представленных советов вам не понравится,
то вы можете предложить свой совет или скомбинировать новый совет из нескольких
представленных.

ИТОГ
СЕМИНАРА.

Любой
мастер-класс чему-то учит: или тому, как надо что-то делать, или тому, как
делать не надо.

 «Как
сказал Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность».
Можно бесконечно долго говорить о том, как провести мастер-класс, но это будут
только слова, пока не будет самостоятельно подготовлен и проведен свой первый
мастер-класс.

Сегодня
вы получили порцию вдохновения — теперь работайте! Давайте закончим наш семинар
вот таким девизом: «Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои
предшественники, и иди дальше».

Спасибо
за внимание и активное участие!

Характерные особенности мастер-класса:

(выводятся на экране)

·        
передача и обмен опытом;

·        
деятельностный подход
(активная деятельность участников);

·        
глубокое сочетание теории
и практики;

·        
смена деятельности;

·        
наглядность;

·        
образность;

·        
постижение через соучастие
(тесное взаимодействие с учащимися);

·        
получение немедленного
результата (удовлетворение от полученных результатов);

·        
проводит яркая личность;

·        
нет назидательности;

·        
вызывает желание сделать,
как мастер;

·        
сделать лучше;

·        
простота;

·        
доступность;

·        
творчество;

·        
инициативность;

·        
мозговой штурм;

·        
исполнение различных
ролей;

·        
креативная,
высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных
людей;

·        
возможность получить
«толчок» к творческой деятельности;

·        
рефлексивная деятельность

Разработала:

Методист МБУ ДО Центра
внешкольной работы г.о. Кохма Ивановской области

Соколова М.Н.

ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ
МАСТЕР-КЛАССА

Технология подготовки и проведения мастер-класса

Алгоритм подготовки педагога-мастера
к проведению мастер-класса:

·        
Определить цель мастер-класса. Чему вы сможете
научить своих коллег или учащихся

·        
Определить в рамках какой авторской системы работы
основные методические приемы, педагогические действия, технологии и т.д., которые
целесообразно продемонстрировать слушателям;

·        
Предусмотреть их целостность и оптимальность в
выборе места и времени проведения мастер-класса;

·        
Отобрать содержание, формы, методы организации
педагогической деятельности с учетом проявления ее индивидуального стиля в
процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач;

·        
Продумать приемы разностороннего воздействия на
слушателей путем  представления опыта работы и одновременной сосредоточенностью
на развитии стержневых ведущих качеств личности, активизации познавательной
деятельности всех участников работы мастер-класса;

·        
Спланировать эффективную организацию
самостоятельной деятельности слушателей по разработке собственной модели
приемов работы (действий) в режиме технологии мастер-класса;

·        
Представить слушателей одновременно в роли учащихся
экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Начало мастер-класса)
3-5 мин.

На
этом этапе мастер приветствует участников,  объявляет тему и анонсирует план
действий. Очень выигрышно смотрится необычное начало занятия. Здесь уместно
использовать крылатые выражения и притчи, связанные с темой мастер-класса.
Участники на этом этапе включаются в процесс, проявляют активность.

Теория 5-7 мин.

На
этом этапе мастер знакомит участников с элементами теории по теме
мастер-класса, выделяет наиболее результативные моменты использования той или
иной технологии, представляет опыт своей работы, показывает используемые
приемы, комментирует их и дает методические рекомендации. Участники задают
вопросы и получают ответы мастера.

Здесь
уместно показать, рассказать, указать, продемонстрировать, представить,
определить, направить, озадачить, подчеркнуть.

Практика 20-25 мин.

Мастер
дает возможность участникам попробовать применить на практике тот или иной
способ действия. Участники выполняют практические задания, а мастер
комментирует, советует, направляет.

Здесь
необходимо попробовать, распределить, развить, скорректировать, поддержать,
найти, предоставить.

Итог.
Рефлексия 5 мин.

После
проведения мастер-класса педагог подводит итог, спрашивает, что понравилось,
чему научились. Что было интересного и нового для них на данном мастер-классе,
все ли было понятно и т.п.

В
конце мастер-класса нужно проанализировать, сравнить, отметить, заметить,
подвести, подчеркнуть, вдохновить, похвалить, выявить, оценить, учесть, принять.

Самсонова Лидия Николаевна Тема статьи «Организация и подготовка мастер – класса как этапа конкурса «Учитель года»

Фёдор Михайлович Достоевский сказал: «Станьте солнцем, вас все и увидят». Как нельзя лучше эти слова подходят участникам конкурса «Учитель года». Необходимо быть солнцем во всех смыслах этого слова — уметь светиться изнутри и снаружи. А это значит: определённый стиль в одежде; правильная осанка; умение красиво стоять, сидеть, ходить; зорко наблюдать за всем происходящим; эрудиция; нестандартность мышления; стиль общения; культура интерпретации своего опыта; речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи); искусство общения; умение сосредоточиться на предмете разговора; способность к педагогическому вниманию; эмпатия; умение работать по плану «в голове», управлять незапланированными ситуациями; иметь психологическую стойкость; иметь чувство времени и юмора.

Статисты говорят, что 66% российских старшеклассников назвали чувство юмора главным качеством идеального современного учителя? Символ учительства, на мой взгляд, — это не мел и не доска (даже интерактивная), а улыбка. Как не хватает её в современном мире!

А ещё, уважаемые конкурсанты, у вас как можно больше должно быть единомышленников, именно тех людей, которые заинтересованы в ваших результатах на конкурсе, которые самозабвенно готовы помочь вам всегда и везде. Если вы достойно подготовитесь к конкурсу, если предостаточно будет у вас времени, а самое главное – положительный психологический настрой: любая помеха вам не страшна, у вас всё получится.

Поделюсь с некоторыми моментами своего мастер – класса.

Мастер –класс на конкурсе «Учитель года» я начала словами:

Я ….- языковед и ещё я могу … угадать ваши мысли…

Вы все сейчас думаете, чем же удивит Лидия Николаевна.

Угадала? Вижу по вашим улыбающимся лицам, что угадала.

— В самом начале мастер-класса всех надо заинтриговать, заинтересовать, приковать их внимание – удивить. Познание начинается с удивления.

Что же такое мастер-класс? Выскажите своё мнение.

Мастер – класс – один из этапов конкурса «Учитель года».

Мастер-класс – это не открытый урок, не внеурочное мероприятие, не презентация всех своих достижений.

Мастер-класс – это особый вид распространения педагогического опыта, в ходе которого мастер представляет оригинальный метод, или авторскую методику, или уникальный прием, уже разработанный учителем ранее и апробированный на практике.

Мастер-класс объединяет формат тренинга и конференции.

Мастер- классы не показывают, а проводят.

Мастер-класс – это передача мастером опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Какова цель мастер – класса?

Цель мастер-класса как конкурсного соревнования – представление конкурсантом наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. Здесь надо действовать по принципу: «Все жанры хороши, кроме скучного» (Вольтер).

Какова же структура мастер-класса?

Самая простая модель мастер-класса: начало, теория, практика, итог.

Начало мастер-класса. На этом этапе мастер приветствует участников фокус — группы, жюри, представляется сам, объявляет тему и план действий, т.е. дает «карту мастер-класса». Очень выигрышно смотрится необычное начало занятия. Здесь уместно использовать вопросы современности, статистические данные, крылатые выражения и притчи, связанные с темой мастер-класса.

В начале своего мастер – классе я задала простой, но злободневный вопрос. На зональном этапе мастер — класс длился 15 минут, поэтому мой вопрос был такой.

-15 минут — это много или мало? Что можно успеть, что происходит за 15 минут?

Вы тоже предложите свои варианты.

-Поговорить со своим ребёнком, позвонить родным, поиграть с внуками…

— Хорошо, у вас интересные примеры.

1. А ещё за 15 минут Земля поворачивается на 1градус, минутная стрелка проходит прямой угол, можно прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После балла», длится итоговое собеседование девятиклассников…

2. А ещё в день желательно 15 минут посвящать чтению книг, спорту, хобби, ходьбе и …самообразованию.

— Такими и подобными вопросами можно удивить, проинформировать, установить метапредметную связь, вызвать на общение.

А далее я предложила послушать притчу.

Три человека носили камни. Одного из них спросили:

– Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил:

– Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили:

– А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал:

– Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего:

– А что делаешь ты?

— Предположите, что мог сказать третий.
Он посмотрел вверх и сказал:

– Храм строю.
МОРАЛЬ: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач современного образования.

Великую цель сейчас преследую и я – стараюсь помочь вам успешно участвовать в конкурсе «Учитель года».

Рекомендации по подготовке мастер-класса

1. Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой.
2. Определите цели и задачи.
3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему.
4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам.

5. Придумайте неожиданные предметы или открытия, которые раскрывают ведущую педагогическую идею.
6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса.
7. Составьте подробный план занятия.

Рекомендации по проведению мастер-класса

1. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями
2. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию.
3. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема.
4. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу занятия зрителям и жюри не понятен предмет преподавания).
5. Это занятие не для профессионалов данного направления. Задача — прояснить сложное, затронуть общечеловеческие ценности, проблемы, которые волнуют всех.
6. Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше,  не продолжайте двигаться в эту сторону.
7. Старайтесь показывать не только себя, но и участников мастер — класса.
8. Не бойтесь задавать трудные вопросы.
9. Проведите в конце краткий анализ занятия.

Теория. На этом этапе мастер знакомит участников с элементами теории по теме мастер-класса, выделяет наиболее результативные моменты использования той или иной технологии, представляет опыт своей работы, показывает используемые приемы, комментирует их и дает методические рекомендации. Участники задают вопросы и получают ответы мастера.

Например, я попросила:

— Обратите внимание на доску. Как вы думаете, о каких приёмах я хочу вам рассказать? Тема моего мастер класса «Роль таксономии Блума в формировании навыков мышления».

Бенджамин Блум, американский ученый и психолог, известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.

В современном образовании работе с текстом отводится особое место. Чтобы обучающиеся не затруднялись сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, учителю могут помочь приёмы Блума.

«Ромашка Блума» – это универсальный приём, и может быть использован учителем любого предмета. Каждый из шести лепестков ромашки содержит определенный тип вопроса: от простых до оценочных.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на таксономии Блума (пирамиде Блума) — это иерархическая взаимосвязанная система образовательных целей. Каждый ее уровень направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). В основе пирамиды Блума лежат знания – низкий уровень, понимание и применение – средний уровень, анализ, синтез, оценка — обеспечивают развитие навыков мышления высокого уровня. Использование этого приёма на уроках литературы я хотела бы показать на примере работы с рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Практика. Мастер дает возможность участникам попробовать применить на практике тот или иной способ действия. Участники выполняют практические задания, а мастер комментирует, советует, направляет.

А сейчас я хотела бы предложить фокус – группе проявить своё творчество. Составьте вопросы и задания на частях пирамиды Блума и расположите на постерах к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

А вас, уважаемые болельщики, ждёт Кубик « Блума».

На гранях кубика написаны слова , которые являются отправной точкой для вопроса. Бросайте кубик, ответьте на вопрос и задайте вопрос следующему. (Вопросы по всем предметам – метапредметные)

Итог. После выполнения практических заданий участники афишируют выполненные работы, а мастер организует обмен мнениями, дает оценку происходящему, благодарит участников. Затем проводится рефлексия.

Например: Расскажите, что у вас получилось.

А завершила свой мастер – класс так:

— Я надеюсь, что вы получили удовлетворение от своей работы.

За 15 минут вы успели побыть в роли моих учеников и моих коллег. Успели познакомиться с приёмами Блума и самим составить пирамиду. И за это время мы стали ближе и роднее. Спасибо за плодотворную работу.

3

Как подготовить и провести мастер-класс

Структура мастер-класса.

Цель и особенности проведения семинара

Цель семинара: Научить педагогов составлять структуру мастер-класса, обобщить и углубить представления педагогов о характерных особенностях мастер-класса, критериях оценки эффективности. Научить анализировать мастер-класс и проводить его экпертизу.

Особенности проведения семинара:

Деятельностный подход

Сочетание индивидуальных и групповых видов деятельности.

Педагоги выполняют задания, направленные на расширения понятий и характерных особенностях мастер-класса. Все присутствующие становятся не только активными участниками, но и выступают в роли экспертов.

В конце семинара участники получают пакет материалов, которые можно использовать при подготовке мастер-классов.

Ход семинара:

Что такое мастер-класс?

Ведущий приветствует участников семинара и задает первый вопрос: «Что такое мастер-класс?».

Этот же вопрос выводится на экран. Участники семинара отвечают.

Возможные ответы:

мастер-класс — это особая форма передачи педагогического опыта;

мастер-класс — это территория активного обучения;

мастер-класс — это эффективная форма обмена опытом;

мастер-класс — это интересное педагогическое мероприятие;

мастер-класс — это перспективное звено повышения квалификации;

мастер-класс — это педагогическая кухня, на которой учат готовить педагогические «блюда»

После того как участники ответят на поставленный вопрос, ведущий предлагает обратиться к словарям и педагогической литературе. На экран выводятся 2-3 наиболее распространенных определения:

Мастер-класс — это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта.

Мастер-класс — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия.

Мастер-класс — это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.

Сравнив определения участников с определениями в различных источниках, можно сделать вывод о том, что все присутствующие с понятием мастер-класса знакомы. Еще раз отмечается, что мастер-класс — это форма распространения педагогического опыта.

Формы распространения педагогического опыта

Ведущий предлагает участникам назвать другие формы распространения педагогического опыта. Участники семинара называют известные им формы:

открытый урок;

публикация;

творческий отчет;

выступление на педсовете, конференции;

академический концерт и др.

Условно формы распространения педагогического опыта по степени взаимодействия с учениками можно разделить на две группы:пассивные и активные. К пассивным относятся те, которые не требуют личного присутствия мастера. Активные формы можно разделить на две подгруппы, условно называемые «актер на экране» и «актер в зале».

В первом случае можно наблюдать за мастером, задавать вопросы по ходу действия, но нельзя вмешаться в процесс, можно быть только зрителем.

Во втором случае — живое общение с мастером на протяжении всего действия.

Наэкран выводится рисунок, представленный ниже

Формы распространения педагогического опыта

Пассивные (публикация)

Активные (открытый урок, выступление)

«Актер на экране» выступление

«Актер в зале» мастер-класс

Классификация форм распространения педагогического опыта по степени взаимодействия мастера с участниками

Кпассивным относятся, например, публикации: автор написал статью, статья опубликована и дальше опыт распространяется уже без

непосредственного участия автора. Он может крепко спать в Москве, а в это время во Владивостоке его опыт изучается, используется, распространяется…

A, например,открытый урок, выступление на конференции относятся к активной форме распространения педагогического опыта, к подгруппе«актер на экране» (вопросы мастеру можно задать только после урока или выступления). Мастер-класс тоже относится к активной форме распространения опыта, но уже к подгруппе«актер в зале» (вопросы мастеру задаются по ходу всего действия).

Характерные особенности мастер-класса:

(выодятся на экране)

передача и обмен опытом;

деятельностный подход (активная деятельность участников);

глубокое сочетание теории и практики;

смена деятельности;

наглядность;

образность;

постижение через соучастие (тесное взаимодействие с учащимися);

получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);

проводит яркая личность;

нет назидательности;

вызывает желание сделать, как мастер;

сделать лучше;

простота;

доступность;

творчество;

инициативность;

мозговой штурм;

исполнение различных ролей;

креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;

возможность получить «толчок» к творческой деятельности;

рефлексивная деятельность

А если мастер-класс — это еще и конкурсная работа, то добавляется вопрос: чем удивить? Мини-мастер-классы стали очень распространенным заданием на различных конкурсах педагогического мастерства, и педагогу нужно сверкнуть перед жюри какой-то интересной гранью, показать «изюминку».

Представить можно как целую технологию, так и ее отдельные элементы. Если нет большого опыта в проведении мастер-классов, то лучше показать один прием в рамках какой-либо технологии, чем замахнуться на представление целой технологии, но не суметь этого сделать или не уложиться во временные рамки.

Модель мастер-класса

Самую простую модель мастер-класса можно представить так: начало, теория, практика, итог. При составлении модели удобно пользоваться таблицей и расписывать деятельность мастера и деятельность участников на каждом этапе с указанием временных периодов.

Начало мастер-класса) 3-5 мин.

На этом этапе мастер приветствует участников, при необходимости представляется сам, объявляет тему и анонсирует план действий, т.е. дает «карту мастер-класса». Очень выигрышно смотрится необычное начало занятия. Здесь уместно использовать крылатые выражения и притчи, связанные с темой мастер-класса. Участники на этом этапе включаются в процесс, проявляют активность.

Теория 5-7 мин.

На этом этапе мастер знакомит участников с элементами теории по теме мастер-класса, выделяет наиболее результативные моменты использования той или иной технологии, представляет опыт своей работы, показывает используемые приемы, комментирует их и дает методические рекомендации. Участники задают вопросы и получают ответы мастера.

Практика 20-25 мин.

Мастер дает возможность участникам попробовать применить на практике тот или иной способ действия. Участники выполняют практические задания, а мастер комментирует, советует, направляет.

Итог. Рефлексия 5 мин.

Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и участников мастер-класса.

Итого – 40 минут мастер-класс.

Технология подготовки и проведения мастер-класса

Алгоритм подготовки педагога-мастера к проведению мастер-класса:

Определить цель мастер-класса. Чему вы сможете научить своих коллег или учащихся

определить в рамках какой авторской системы работы основные методические приемы, педагогические действия, технологии и т.д., которые целесообразно продемонстрировать слушателям;

предусмотреть их целостность и оптимальность в выборе места и времени проведения мастер-класса;

отобрать содержание, формы, методы организации педагогической деятельности с учетом проявления ее индивидуального стиля в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач;

продумать приемы разностороннего воздействия на слушателей путем представления опыта работы и одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности, активизации познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса;

спланировать эффективную организацию самостоятельной деятельности слушателей по разработке собственной модели приемов работы (действий) в режиме технологии мастер-класса;

представить слушателей одновременно в роли учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Критерии оценки эффективности мастер-класса

Актуальность и значимость выбора темы

Мотивация осознанной деятельности всех педагогов, принимающих участие в работе.

Глубина и оригинальность содержания и формы проведения мастер-класса.

Научно-методическая ценность .

Профессинальное взаимодействие с аудиторией.

Соответствие проведенного мероприятия формату мастер-класса

Общая культура и эрудиция педагога

Соблюдение регламента мастер-класса.

Вопрос «Что делать?» встает перед педагогом на всех этапах подготовки мастер-класса. Какая часть речи отвечает на вопрос: «Что делать?»(участники отвечают, что это глагол).

Задание для групп: каждой из них достается по одному этапу мастер-класса. Необходимо за 3 минуты подобрать как можно больше глаголов, которые характеризуют деятельность мастера на том или ином этапе.

Результат может быть таким:

Глаголы:

Подготовка ,организация, поприветствовать, представиться, объявить, анонсировать, заинтересовать, удивить, заинтриговать, вдохновить, настроить, наметить.

Теория

Показать, рассказать, указать, продемонстрировать, представить, определить, направить, озадачить, подчеркнуть

Практика

Попробовать, распределить, развить, скорректировать, поддержать, найти, предоставить

Заключительная

часть

Проанализировать, сравнить, отметить, заметить, подвести, подчеркнуть, вдохновить, похвалить

Рефлексия

Проанализировать, выявить, оценить, учесть, принять

При подготовке к мастер-классу уместно ознакомить педагогов с правилом «Бегунка».

Всем хорошо известно понятие «мозговой штурм». Оно довольно прочно обосновалось уже и в педагогической практике, но мало кто знает, что ввел это понятие специалист в области рекламы Алекс Осборн. Недавно он предложил список «Бегунок», а писатель Боб Эберль мнемонически оформил его.

Пока этот список используют в дизайне и рекламе, но он может пригодиться и в обучении проведению мастер- классов (и не только!).

Итак, к чему нужно быть готовым?

Список «Бегунок»

Будьте готовы к заменам.

Единство: сочетайте разные компоненты.

Готовьтесь приспосабливаться.

Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте.

Новаторски используйте старое.

Откажитесь от лишнего.

Крутите и трансформируйте.

Будьте готовы к заменам: когда модель мастер-класса уже выбрана, когда кажется, что все готово, может получиться так, что какую-то часть мастер-класса нужно заменить. В «рукаве» у мастера должны быть запасные варианты.

Единство: сочетайте разные компоненты: иногда сочетание самых несочетаемых компонентов может смотреться очень выигрышно.

Готовьтесь приспосабливаться: при подготовке мастер-класса нужно быть готовым к тому, что что-то пойдет не так, как планировалось: в последний момент может измениться аудитория, могут отключить свет и мастер- класс пойдет без презентации, участников мастер-класса может быть больше или меньше ожидаемого количества, уровень подготовки участников может отличаться от предполагаемого…

Пословица народная гласит: «Знал бы, где упадешь, — соломки подстелил». Запаситесь «пучками соломки», т.е. заранее рассмотрите возможные ситуации из группы «не так».

Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте: какие-то части мастер-класса, возможно, стоит увеличить, уменьшить или как-то изменить. Это особенно заметно после пробного мастер-класса. Чаще всего приходится уменьшать, чтобы уложиться во временные рамки.

Новаторски используйте старое: не надо изобретать велосипед, если на него можно просто сесть и поехать к цели. И старое иногда можно использовать по-новому.

Откажитесь от лишнего: Пабло Пикассо утверждал, что «искусство — это исключение ненужного», так пусть ваш мастер-класс будет шедевром!

Крутите и трансформируйте: крутите, вертите, может, что-то захочется изменить. Покажите получившуюся модель мастер-класса коллеге — свежий взгляд всегда полезен.

Любой мастер-класс чему-то учит: или тому, как надо что-то делать, или тому, как делать не надо.

«Как сказал Бернард Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность». Можно бесконечно долго говорить о том, как провести мастер-класс, но это будут только слова, пока не будет самостоятельно подготовлен и проведен свой первый мастер-класс.

Сегодня вы получили порцию вдохновения — теперь работайте! Ведь и эпиграф семинара: «Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше».

Спасибо за внимание и активное участие!

Разработала:

Методист МАУ ДО «ГДТДиМ № 1»

Гайнутдинова Елена Витальевна

ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ МАСТЕР-КЛАССА

Технология подготовки и проведения мастер-класса

Алгоритм подготовки педагога-мастера к проведению мастер-класса:

Определить цель мастер-класса. Чему вы сможете научить своих коллег или учащихся

определить в рамках какой авторской системы работы основные методические приемы, педагогические действия, технологии и т.д., которые целесообразно продемонстрировать слушателям;

предусмотреть их целостность и оптимальность в выборе места и времени проведения мастер-класса;

отобрать содержание, формы, методы организации педагогической деятельности с учетом проявления ее индивидуального стиля в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач;

продумать приемы разностороннего воздействия на слушателей путем представления опыта работы и одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности, активизации познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса;

спланировать эффективную организацию самостоятельной деятельности слушателей по разработке собственной модели приемов работы (действий) в режиме технологии мастер-класса;

представить слушателей одновременно в роли учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Начало мастер-класса) 3-5 мин.

На этом этапе мастер приветствует участников, объявляет тему и анонсирует план действий. Очень выигрышно смотрится необычное начало занятия. Здесь уместно использовать крылатые выражения и притчи, связанные с темой мастер-класса. Участники на этом этапе включаются в процесс, проявляют активность.

Теория 5-7 мин.

На этом этапе мастер знакомит участников с элементами теории по теме мастер-класса, выделяет наиболее результативные моменты использования той или иной технологии, представляет опыт своей работы, показывает используемые приемы, комментирует их и дает методические рекомендации. Участники задают вопросы и получают ответы мастера.

Здесь уместно показать, рассказать, указать, продемонстрировать, представить, определить, направить, озадачить, подчеркнуть.

Практика 20-25 мин.

Мастер дает возможность участникам попробовать применить на практике тот или иной способ действия. Участники выполняют практические задания, а мастер комментирует, советует, направляет.

Здесь необходимо попробовать, распределить, развить, скорректировать, поддержать, найти, предоставить.

Итог. Рефлексия 5 мин.

После проведения мастер-класса педагог подводит итог, спрашивает, что понравилось, чему научились. Что было интересного и нового для них на данном мастер-классе, все ли было понятно и т.п.

В конце мастер-класса нужно проанализировать, сравнить, отметить, заметить, подвести, подчеркнуть, вдохновить, похвалить, выявить, оценить, учесть, принять.

Характерные особенности мастер-класса:

ПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ

Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования

ЭКСКЛЮЗИВНОСТЬ

Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

ПРОГРЕССИВНОСТЬ

Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и научному обобщению опыта.

МОТИВИРОВАННОСТЬ

Наличие приемов и условий мотивации, включая каждого в активную, творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

ОПТИМАЛЬНОСТЬ

Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточная и конечная).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Результативность, полученная для каждого ученика мастер-класса. Каков эффект развития? Что дает конкретно ученикам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ

Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов в актуализации, проблематизации («разрыва») приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

АРТИСТИЧНОСТЬ

Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распределению и популяризации своего опыта.

ОБЩАЯ КУЛЬТУРА

Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Критерии оценки эффективности мастер-класса

Актуальность и значимость выбора темы

Мотивация осознанной деятельности всех педагогов, принимающих участие в работе.

Глубина и оригинальность содержания и формы проведения мастер-класса.

Научно-методическая ценность .

Профессиональное взаимодействие с аудиторией.

Соответствие проведенного мероприятия формату мастер-класса

Общая культура и эрудиция педагога

Соблюдение регламента мастер-класса.

К чему нужно быть готовым при подготовке и проведении мастер-класса

Список «Бегунок»

Будьте готовы к заменам.

Единство: сочетайте разные компоненты.

Готовьтесь приспосабливаться.

Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте.

Новаторски используйте старое.

Откажитесь от лишнего.

Крутите и трансформируйте.

Будьте готовы к заменам: когда модель мастер-класса уже выбрана, когда кажется, что все готово, может получиться так, что какую-то часть мастер-класса нужно заменить. В «рукаве» у мастера должны быть запасные варианты.

Единство: сочетайте разные компоненты: иногда сочетание самых несочетаемых компонентов может смотреться очень выигрышно.

Готовьтесь приспосабливаться: при подготовке мастер-класса нужно быть готовым к тому, что что-то пойдет не так, как планировалось: в последний момент может измениться аудитория, могут отключить свет и мастер- класс пойдет без презентации, участников мастер-класса может быть больше или меньше ожидаемого количества, уровень подготовки участников может отличаться от предполагаемого…

Пословица народная гласит: «Знал бы, где упадешь, — соломки подстелил». Запаситесь «пучками соломки», т.е. заранее рассмотрите возможные ситуации из группы «не так».

Увеличивайте, уменьшайте и изменяйте: какие-то части мастер-класса, возможно, стоит увеличить, уменьшить или как-то изменить. Это особенно заметно после пробного мастер-класса. Чаще всего приходится уменьшать, чтобы уложиться во временные рамки.

Новаторски используйте старое: не надо изобретать велосипед, если на него можно просто сесть и поехать к цели. И старое иногда можно использовать по-новому.

Откажитесь от лишнего: Пабло Пикассо утверждал, что «искусство — это исключение ненужного», так пусть ваш мастер-класс будет шедевром!

Крутите и трансформируйте: крутите, вертите, может, что-то захочется изменить. Покажите получившуюся модель мастер-класса коллеге — свежий взгляд

Приложение

Афоризмы «Ценный совет»

Непременно нарушайте правила, нарушайте их со вкусом, осознанно и со знанием дела. Они, в частности, для этого и существуют.(Роберт Брингхерст)

Творчество требует порывать со сложившимися схемами, чтобы на вещи можно было взглянуть по-новому. (Эдвард де Боно)

Правила навигации никогда сами по себе не управляли кораблем, правила архитектуры никогда сами не строили лома. (Томас Рейд)

Мне всегда было интересно, почему кто-нибудь этого не сделает. Потом я поняла, что этот кто-то — я сама. (Лили Томлин)

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.(Леонардо да Винчи)

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением. (М.В. Ломоносов)

Часто мы затрудняемся найти решение, поскольку подсознательно ограничиваемся территорией рисунка. Однако нигде не сказано, что нельзя выходить за его пределы. Вывод: чтобы понять систему, необходимо… выйти за нее. (Б. Вербер)

Все люди, добившиеся в жизни успеха, отличаются фантастической способностью выжимать из любой ситуации положительные результаты. Какими бы негативными последствиями она ни была чревата, они раскрывают ее только с точки зрения реализации заложенных в ней возможностей позитивного характера. (Энтони Роббинс)

Если путник, взбираясь на гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути. (Антуан де Сент- Экзюпери)

Опыт берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. (Карлейль)

Опыт — самый лучший наставник. (Овидий)

В жизни нет ничего лучше собственного опыта. (В. Скотт)

Упражнения рождают мастерство. (Тацит)

Источник нашей мудрости — наш жизненный опыт. Источник нашего опыта — наша глупость.(С. Гитри)

Опыт — лучший учитель: его уроки мы хорошо запоминаем. (Ф. Купер)

Самое полезное в жизни — это собственный жизненный опыт. Никогда не бойся делать то, что ты не умеешь. Помни: ковчег был построен любителем, профессионалы построили «Титаник». (Пеле)

Фальшивая нота, сыгранная неумело, — это просто фальшивая нота. Фальшивая нота, сыгранная уверенно, — это импровизация. (Б. Вербер)

Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы. (Л. Фейербах)

Все должно быть просто, но не проще. (Альберт Эйнштейн)

Стремление сначала понять все до самого конца, а потом уже работать — очень частая причина неудач. (А.Б. Мигдал)

Мы судим о себе по ощущению своих способностей что-то сделать, в то время как другие судят о нас по тому, что мы уже сделали.(Лонгфелло)

Доверие к самому себе — первое необходимое условие великих начинаний. (С. Джонсон )

Гораздо труднее увидеть проблему, чем решить ее. Для первого нужно воображение, а для второго лишь умение. (Д. Бернал).

Кто не задумывается о далеких трудностях, того непременно поджидают близкие неприятности. (Конфуций)

Я не знаю ключа к успеху, но ключ к провалу — понравиться всем. (Бинг Кросби)

Конечно, обдумывай «что», но еще больше обдумывай «как»! (Иоганн Гете)

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

Побеждают те, кто уверен в своих силах. Тот, кто не способен ежедневно преодолевать страх, еще не выучил свой первый в жизни урок. (Р. Эмерсон)

Кто сильно желает подняться наверх, придумает лестницу.(Коносукэ Мацушита)

• Сокол высоко поднимается, когда летит против ветра, а не по ветру. (Уинстон Черчилль)

Мы добираемся до вершин чаще всего по обломкам наших заветных замыслов, обнаруживая, что успех нам принесли именно наши неудачи. (Амос Бронсон Олкотт)

«К черту все! Берись и делай! (Ричард Брэнсон)

Не бойся идти не туда — бойся никуда не идти. (Дмитрий Емец)

Список использованной литературы

Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове. — М.: ООО «Издательство» ACT, 2003.

Великие мысли великих людей. Антология афоризма: в 3 т. Т. 2. От Средневековья до Просвещения. / Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондратов. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000.

Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Изд. 2-е, испр. и доп./Сост. Е.С. Лихтенштейн.— М.: Знание, 1978.

Шервин Д. Креативная мастерская: 80 творческих задач дизайнера / пер. с англ.: С. Силинский. — СПб.: 2013.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти поставщика женской обуви
  • Как найти внутреннюю энергию двухатомного газа
  • Как найти острые углы прямоугольного треугольника решение
  • Как найти напряжение на стабилитроне
  • Как составить guidelines