Как составить мастер класс урока

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей № 25

Как провести мастер-класс

Методические рекомендации  для педагогов

                                                                            Автор-составитель:

                                                               Мысь Е.А.,

                                                             методист.

Полысаево 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Что такое мастер-класс……………………………………………….4
  2. Как провести мастер-класс……………………………………………5
  3. Пример проведения мастер-класса………………………………….9

  Заключение……………………………………………………………………10

  Список литературы……………………………………………………………11

Введение

Идея мастер-класса заимствована из практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приемы работы широкому кругу подготовленных в большинстве своем слушателей.

Здесь, в отличие от публичных выступлений, обучающиеся имеют возможность увидеть процесс достижения результата, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удается лишь немногим. А учениками на это время могут стать и опытные специалисты, и начинающие, поскольку мастер-класс позволяет увидеть как работу над конкретной проблемой, исходным продуктом, так и общие принципы и походы к тому или иному виду деятельности. Вот почему мастер-класс — это и форма повышения квалификации, и особый методический подход.

Уникальность этой формы обучения состоит еще и в том, что приемы и способы решения педагогических и исполнительских задач, часто невербальные, демонстрируются не на отдельных, разрозненных примерах, а в неразрывной связи с конкретной задачей. В результате на глазах у обучающихся рождается целостная картина.

Что такое мастер-класс

 Мастер-класс — это показательное занятие признанного мастера для специалистов, обучающихся без отрыва от производства. Участники мастер-класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают для себя что-то новое, неизвестное.

Мастер-класс как метод обучения все шире используется в образовании взрослых. Здесь задача мастер-класса двояка. Во-первых, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер-классах специалисты делятся некоторыми своими профессиональными секретами, которые могут помочь опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым — открыть новые привлекательные грани выбранной специальности.

Целью проведения мастер-класса является демонстрация лучших достижений педагога как подлинного мастера в своей области. Мастерство — это всегда высокий профессионализм, большой и разнообразный опыт определенной деятельности, обширные познания теории и практики в конкретной сфере.

Мастер своего дела всегда отличается индивидуальностью, особым стилем, неподражаемым своеобразием результатов своей деятельности. Не отрицая традиций, норм, образцов, общепринятых стандартов, мастер выражает свои личностные качества, этические и эстетические идеалы, стремясь достигнуть определенных вершин в том или ином виде деятельности. Особенно ярко это проявляется в области культуры, образования.

Обучение мастерству — особый вид деятельности. Издревле у мастеров были ученики, помощники, которых называли подмастерьями. Навыки ремесла, секреты успеха передавались из поколения в поколение годами упорного труда учеников рядом с учителем. Передача мастерства происходила «из рук в руки», по принципу — «делай как я, делай вместе со мной». Умение передать свой богатый опыт — составная часть мастерства.

Как провести мастер-класс

В системе профессионального образования мастер-классы используются достаточно широко. Проведение опытным специалистом мастер-класса позволяет раскрыть индивидуальность педагога, творческий потенциал, а также продемонстрировать достижения и новые возможности самого учреждения. Непосредственное общение ведущих педагогов с коллегами позволяет передавать «из рук в руки» все самое ценное, что достигнуто многолетней практикой, поделиться своим «золотым запасом» с начинающими.

Во время мастер-класса происходит обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности. Очень важно и то, что благодаря мастер-классам осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в ОУ.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил. В большинстве своем она основывается на педагогической интуиции преподавателя (мастера производственного обучения) и творческой восприимчивости слушателя (коллеги-педагога, обучающегося). В то же время мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения «педагог — ученик» здесь совершенно оправданны. Не случайно мастер-класс нередко называют школой распознавания смыслов, знаков и приемов определенного направления.

Помимо чисто практического назначения, это занятие преследует и еще одну, хоть и менее очевидную, но весьма важную цель — интеллектуальное и эстетическое развитие педагога-слушателя. Мастер-класс содействует развитию у обучающихся способности самостоятельно и нестандартно мыслить.

Итак, мастер-класс — это одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Его высокая эффективность подтверждена социологическими исследованиями в области социальной и педагогической психологии.

Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание индивидуальной работы с возможностью приобретения и закрепления практических знаний и навыков, развитие гибкости мышления. 

Мастер-класс сродни семинару: и там и здесь специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Но, в отличие от семинара, который может продолжаться не один день, мастер-класс — это всегда однодневное мероприятие.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем мастера, который внимательно выслушает обучающегося и ответит на все его вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю — вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.

К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и еще не получившие признания в своей области специалисты. А успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех его участников.

Мастер-классы могут различаться по предмету предлагаемой деятельности, например:

  1.  Обзор актуальных проблем и технологий.
  2.  Различные аспекты и приемы использования технологий.
  3.  Авторские методы применения технологий на практике.
  4. Тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах.

В ходе мастер-класса участники:

  • изучают разработки по теме мастер-класса;
  • участвуют в обсуждении полученных результатов;
  • задают вопросы, получают консультации;
  • предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
  • высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Как? На мастер-классе никогда не будет лекции, доклада, разве что их отдельные элементы. Вместо этого — масса практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, такое мероприятие не должно быть скучным, должно заинтересовать, «зацепить» слушателя.

Для кого? Мастер-классы будут особенно полезны для тех педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу. Они также нужны тем педагогам, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием, да и просто повысить свое профессиональное мастерство. Они будут полезны и тем, кто формирует портфолио: список выполненных работ ляжет в копилку собственного опыта, поможет в самопрезентации на любом уровне.

Чему научат? Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Зато здесь можно сделать несколько иных вещей, не укладывающихся в формат традиционных способов передачи педагогического опыта.

На мастер-классе наверняка будут:

  • описание общего алгоритма работы;
  • разбор одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные разборы в своей работе;
  • обратная связь для участников: можно принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий;
  • рассказ о том, как создать «портфолио» и как эффективнее им пользоваться;
  • ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.

Условия проведения мастер-класса

Время проведения мастер-класса разнится от случая к случаю. Обычно он занимает от нескольких часов до целого дня, в зависимости от количества участников, помещения, оборудования, даже климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно повлиять, гораздо проще под них подстроиться. Но все же есть несколько важных вещей, которые нельзя игнорировать. А именно:

  • удобное для проведения занятий помещение;
  • технические средства: компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т. п.;
  • канцелярские принадлежности (ватман, цветные маркеры и т. д.);
  • вода, чай, кофе и продукты питания для использования в перерыве.

Формы проведения мастер-класса могут быть представлены по признаку субъект-объектных отношений в следующем виде: мастер-педагог – педагоги, повышающие квалификации., мастер-педагог – опытные педагоги-специалисты по профилю деятельности, мастер-педагог – руководители методических объединений, методист.

  • В зависимости от объекта мастер-класса степень его интерактивности, вовлеченности участников будет различна. Да и от субъекта требуется различная подготовительная работа.

Пример проведения мастер-класса

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Теоретическая часть:

  • постановка цели и задач мастер-класса;
  • краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) в рамках программы.

2. Практическая часть:

  • зарисовки образцов;
  • изготовление продуктов (мастер демонстрирует образцы, изготовленные ранее обучающимися в ходе обучения, раскрывает особенности своего педагогического опыта; участникам мастер-класса предлагается одновременно, выполняя указания мастера, используя авторские приемы и методические находки, сделать свою работу; задание выполняется индивидуально);
  • оформление готовых работ.

3. Подведение итогов:

  • просмотр и обсуждение выполненных работ;
  • самоанализ педагогом-мастером проведенного занятия;
  • ответы на вопросы участников мастер-класса;
  • общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе обучения по данному направлению);
  • заключительное слово педагога-мастера.

Заключение

Мастер-класс — это эффективный способ демонстрации накопленного опыта и освоения его коллегами. В целях распространения и обобщении собтвенного опыта,  каждому педагогу, имеющему позитивные результаты преподавательской деятельности и разработавшему авторские методики работы с обучающимися, повышающие качество образования,  желательно освоить технологию подготовки и проведения мастер-классов.

Умение проводить мастер-классы так же может пригодиться преподавателям, готовящимся стать участниками областного профессионального конкурса «Преподаватель года».

Список литературы

  1. Дигурова, Т.М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т.М. Дигурова, Н.В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. — № 3. – С.13-22.

На современном этапе развития образования
актуальным становится выявление, обобщение и
распространение инновационного педагогического
опыта. Одной из эффективных форм распространения
собственного педагогического опыта является
такая современная форма методической работы как
мастер-класс.

Данное понятие широко используется во многих
сферах деятельности человека, в том числе и в
образовании. Зачастую в педагогическом
сообществе под мастер-классом понимают урок,
мероприятие, презентацию достижений педагога, но
это не совсем так.

В педагогической литературе существует
несколько десятков определений понятия
“мастер-класс”. В данных рекомендациях мы будем
опираться на следующие определения, так как
считаем, что в них обозначены ключевые свойства
мастер-класса.

В первую очередь, мастер-класс – это открытая
педагогическая система, позволяющая
демонстрировать новые возможности педагогики
развития и свободы, показывающая способы
преодоления консерватизма и рутины.

Мастер– класс – это особый жанр обобщения и
распространения педагогического опыта,
представляющий собой фундаментально
разработанный оригинальный метод или авторскую
методику, опирающийся на свои принципы и имеющий
определенную структуру. С этой точки зрения
мастер-класс отличается от других форм
трансляции опыта тем, что в процессе его
проведения идет непосредственное обсуждение
предлагаемого методического продукта и поиск
творческого решения педагогической проблемы как
со стороны участников мастер-класса, так и со
стороны Мастера ( под Мастером подразумевается
педагог, ведущий мастер-класс)

Указанная форма методической работы является
эффективным приемом передачи опыта обучения и
воспитания, т.к. центральным звеном является
демонстрация оригинальных методов освоения
определенного содержания при активной роли всех
участников занятия

Итак, мастер-класс – это форма занятия, в
которой сконцентрированы такие характеристики:

  • вызов традиционной педагогике;
  • личность учителя с новым мышлением;
  • не сообщение новых знаний, а способ
    самостоятельного их построения с помощью всех
    участников занятия;
  • плюрализм мнений;

Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие
особенности мастер– класса, а именно:


  1. Новый подход к философии обучения, ломающий
    устоявшиеся стереотипы.
  2. Метод самостоятельной работы в малых группах,
    позволяющий провести обмен мнениями.
  3. Создание условий для включения всех в активную
    деятельность.
  4. Постановка проблемной задачи и решение ее через
    проигрывание различных ситуаций.
  5. Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как
    Мастера, так и участников мастер-класса.
  6. Формы, методы, технологии работы должны
    предлагаться, а не навязываться участникам.
  7. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем
    само знание.
  8. Форма взаимодействия – сотрудничество,
    сотворчество, совместный поиск.

Следует обратить внимание при подготовке
мастер-класса на то, что в технологии его
проведения главное – не сообщить и освоить
информацию, а передать способы деятельности,
будь то прием, метод, методика или технология.
Передать продуктивные способы работ – одна из
важнейших задач для Мастера. Позитивным
результатом мастер-класса можно считать
результат, выражающийся в овладении участниками
новыми творческими способами решения
педагогической проблемы, в формировании
мотивации к самообучению,
самосовершенствованию, саморазвитию. Это
достаточно технологически сложный процесс с
определенными требованиями к его организации и
проведению.

Требования к организации и проведению
мастер-класса

Мастер-класс как локальная технология
трансляции педагогического опыта должен
демонстрировать конкретный методический прием
или метод, методику преподавания, технологию
обучения и воспитания. Он должен состоять из
заданий, которые направляют деятельность
участников для решения поставленной
педагогической проблемы, но внутри каждого
задания участники абсолютно свободны: им
необходимо осуществить выбор пути исследования,
выбор средств для достижения цели, выбор темпа
работы.

Мастер– класс должен всегда начинаться с
актуализации знаний каждого по предлагаемой
проблеме, что позволит расширить свои
представления знаниями других участников.

Основными элементами технологии проведения
мастер – класса, методическими приемами
является
индукция, самоконструкция,
социоконструкция, социализация, афиширование,
разрыв, творческое конструирование знания,
рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом
мастер – класса является проблемная ситуация –
начало, мотивирующее творческую деятельность
каждого. Это может быть задание вокруг слова,
предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего
неожиданное для участников, в чем-то загадочное и
обязательно личностное. Проблемная ситуация
характеризует определенное психическое –
вопросное состояние субъекта (участника),
возникающее в процессе выполнения такого
задания, которое требует открытия новых знаний о
предмете, способе или условиях выполнения
действий. Вопрос должен занимать, волновать ум
исследователя, быть в круге его интересов;
представить это неизвестное, показать
необходимость работы с ним, определить круг
средств, объектов, которые позволят начать
работу и через период незнания прийти к открытию,
присоединить к имеющемуся знанию новое и
поставить иные проблемы для исследования. Такая
проблемная ситуация в технологии мастерских
называется индуктором (индукцией).

Составляя индуктор, надо соотнести его с
чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может
вызвать у участников.

Индуктор должен настраивать личность на
саморазвитие. Если у педагога вообще нет
потребности в развитии, то одного индуктора
недостаточно, нужна серия мотивационных приемов
мастерских по формированию этой потребности.
Существуют и другие, не менее значимые
потребности: быть личностью, потребность в
самоутверждении, общении, самовыражении,
эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном
контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса
должен стремиться реализовать все эти
потребности, но приоритет отдается развитию
потребности саморазвития.

Если подобного интереса нет, Мастеру
необходимо направит действия на создание мотива,
на обозначение цели и на то, чтобы участники сами
открыли, что эта цель для них достижима.
Осознание возможности решения проблемы –
необходимое средство для стимулирования
интереса.

Самоконструкция – это индивидуальное
создание гипотезы, решения, текста, рисунка,
проекта.

В технологии проведения мастер-класса обычно
используется определенный алгоритм поиска
решения педагогической проблемы.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса:


  • выделение проблемы
  • панель
  • объединение в группы для решения проблемы
  • работа с материалом
  • представление результатов работы
  • обсуждение и корректировка результатов работы

Панель – это этап актуализации знаний в
данной проблемной плоскости. Он дает возможность
всем желающим высказать свою точку зрения о
проблеме, для решения которой и проводится
мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников
мастер-класса могут возникнуть мысли как в
поддержку высказанных идей, так и в их
опровержение. Тем самым происходит уточнение и
корректировка формулировки проблемы
мастер-класса.

Важнейший элемент технологии мастер-класса –
групповая работа (малые группы могут
определяться Мастером, образовываться стихийно,
по инициативе участников). Мастер может
корректировать состав групп, регулируя
равновесие методического мастерства и
психологических качеств участников (экстра и
интравертность, тип мышления, эмоциональность,
лидерство и т.д.) Мастер разбивает задание на ряд
задач. Группам предстоит придумать способ их
решения. Причем, участники свободны в выборе
метода, пути поиска, темпа работы. Каждому
предоставлена независимость, в выборе пути
поиска решения, дано право на ошибку и на
внесение корректив. Построение, создание
результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякая деятельность в группе
представляет сопоставление, сверку, оценку,
коррекцию окружающими его индивидуальных
качеств, иными словами, социальную пробу,
социализацию.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении
задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы
все. Это позволяет использовать уникальные
способности всех участников мастер-класса, дает
им возможность самореализоваться, что позволяет
учесть и включить в работу различные способы
познания каждого педагога.

Афиширование – это представление результатов
деятельности участников мастер-класса и Мастера
(текстов, рисунков, схем, проектов и др.)

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого
понятия слова “озарение”, “инсайт”,
“понимание”. Понимание различное: себя, других,
приема, метода, технологии. Разрыв – это
внутреннее осознание участником мастер-класса
неполноты или несоответствия старого знания
новому, внутренний эмоциональный конфликт,
подвигающий к углублению в проблему, к поиску
ответа, к сверке нового знания с информационным
источником. Это то, что в других формах
трансляции педагогического опыта преподносится
учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет
самостоятельно, иногда с помощью Мастера,
коллеги, участника мастер-класса. Такой же
процесс можно наблюдать в лабораториях ученого,
исследователя, когда длительный поиск приводит
их не только к накоплению информации по
изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а
порой и к разрыву со старой теорией, старым
обоснованием.

Рефлексия – последний и обязательный этап –
отражение чувств, ощущений, возникших у
участников в ходе мастер-класса. Это богатейший
материал для рефлексии самого Мастера, для
усовершенствования им конструкции
мастер-класса, для дальнейшей работы.

В форме мастер-класса можно
продемонстрировать:
 

  • программу (сложный, долговременный путь);
  • отдельные формы работы, которые использует в
    своей деятельности педагог;
  • методы работы;
  • 4.инновационные моменты деятельности;

Формы:

Лекция.
Практическое занятие.
Интегрированное занятие
(лекционно-практическое).

Например:

Т – П – Т
Теория – практика – теория.

Цель 1 (теоретического) этапа: осветить
авторскую программу.

Цель 2 (практического ) этапа: показать формы и
методы осуществления программы ( показать
работу, а не результат работы)

3 этап теоретический: в форме ответов и
вопросов ( если проходит активно, мастер-класс
результативен ).

Распределение времени на этапах:

1. – 30 минут.
2. – 60 минут.
3. – 30 минут.

Позиция Мастера

При подготовке и проведении мастер-класса
важно не только придерживаться вышеописанного
алгоритма, но и правильно определить собственную
позицию Мастера.

Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция
консультанта и советника, помогающего
организовать учебную работу, осмыслить наличие
продвижения в освоении способов деятельности.

Проводя мастер-класс, Мастер никогда не
стремится просто передать знания. Он старается
задействовать участников в процесс, сделать их
активными, разбудить в них то, что скрыто даже для
них самих, понять и устранить то, что ему мешает в
саморазвитии. Все задания Мастера и его действия
направлены на то, чтобы подключить воображение
участников, создать такую атмосферу, чтобы они
проявили себя как творцы.

Мастер создает атмосферу открытости,
доброжелательности, сотворчества в общении.

Мастер работает вместе со всеми, он равен
участнику мастер-класса в поиске знаний и
способов деятельности.

Мастер исключает официальное оценивание
работы участников мастер-класса, но через
социализацию, афиширование работ дает
возможность для самооценки педагога, его
самокоррекции.

Во взаимоотношениях с коллегами Мастер должен
применять определенный стиль, проявляя свои
личностные качества: коммуникативность,
общекультурное развитие, интеллигентность,
взгляды, убеждения., мировоззрение, характер,
волю, темперамент и др.

Авторские технологии, представляемые в рамках
мастер-класса, не обладают свойством
фотографической воспроизводимости; однако
каждая из них несет идейный заряд, обладает
множеством воспроизводимых деталей, приемов,
элементов учительского мастерства. Это
личностно-процессуальная, аффективная
инфраструктура авторской технологии очень
трудно фиксируется на бумаге, но она передается
путем примера, подражания через:

– речь и голос (тон, сила, выразительность,
дикция, интонация, техника речи);
– мимику и жест, управление эмоциями, чтение
эмоционального состояния на лице; пантомимику
(осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за
поведением участников);
– умение сосредоточиться на предмете разговора,
владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой,
отсутствие скованности;
– искусство общения: психологическая
избирательность, способность к педагогическому
вниманию, эмпатия;
– педагогическую импровизацию: умение работать
по плану “в голове”, привлекать личный опыт,
управлять незапланированными ситуациями;
– психологическую зоркость, умение вычислять
“гениев” и поддерживать “отстающих”;
– коммуникативную культуру, умение вести диалог,
дискуссию;
– чувство времени.

Критерии качества подготовки и проведения
мастер-класса

  1. Презентативность. Выраженность
    инновационной идеи, уровень ее представленности,
    культура презентации идеи, популярность идеи в
    педагогике, методике и практике образования.
  2. Эксклюзивность. Ярко выраженная
    индивидуальность (масштаб и уровень реализации
    идеи). Выбор, полнота и оригинальность решения
    инновационных идей.
  3. Прогрессивность. Актуальность и научность
    содержания и приемов обучения, наличие новых
    идей, выходящих за рамки стандарта и
    соответствующих тенденциям современного
    образования и методике обучения предмета;
    способность не только к методическому, но и к
    научному обобщению опыта.
  4. Мотивированность. Наличие приемов и условий
    мотивации, включение каждого в активную
    творческую деятельность по созданию нового
    продукта деятельности на занятии.
  5. Оптимальность. Достаточность используемых
    средств на занятии, их сочетание, связь с целью и
    результатом (промежуточным и конечным)
  6. Эффективность. Результативность,
    полученная для каждого участника мастер-класса.
    Каков эффект развития? Что это дает конкретно
    участникам? Умение адекватно проанализировать
    результаты своей деятельности.
  7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия
    (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных
    приемов актуализации, проблематизации
    (“разрыва”), приемов поиска и открытия,
    удивления, озарения, рефлексии (самоанализа,
    самокоррекции).
  8. Артистичность. Возвышенный стиль,
    педагогическая хоризма, способность к
    импровизации, степень воздействия на аудиторию,
    степень готовности к распространению и
    популяризации своего опыта.
  9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность
    мышления, стиль общения, культура интерпретации
    своего опыта.

Использование данных методических
рекомендаций позволит, на наш взгляд, обеспечить
качественную подготовку и эффективное
проведение мастер-классов в рамках
распространения педагогического опыта
работников образовательной системы.

Литература

  1. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение
    педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.
  2. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в
    профессиональном конкурсе : учебно-методическое
    пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
  3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические
    технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224
    с.
  4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на
    основе дидактического и методического
    усовершенствования УВП. – М. : НИИ школьных
    технологий, 2005. -288 с.

Мастер класс «Современный урок»

Автор: Кириллова Елена Николаевна

Организация: МОАУ «СОШ № 1 им. В.И. Басманова»

Населенный пункт: Оренбургская область, г.Бузулук

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Это способствовало переходу к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. И, в свою очередь, привело к принципиальным изменениям деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменились и технологии обучения.

Мастер – класс « Подготовка к современному уроку» предназначен для молодых учителей. Может быть использован в работе школы молодого специалиста, в качестве преамбулы перед открытым уроком опытного педагога, в рамках методической недели «Я иду на урок».

Цели: расширять и закреплять знания молодых педагогов об основных компонентах современного урока; формировать практические навыки по постановке целей и задач, выбора форм, методов, приемов и способов обучения; учить конструировать модель урока, используя определенные наработки в качестве «шаблона».

Мастер – класс содержит технологическую карту, презентацию, ссылку на гугл-таблицу, раздаточный материал ( таблицы: технологическая карта, « Цели и задачи уроков», «Типы уроков», «Структура урока», таблица-конструктор урока в рамках системно-деятельностного подхода»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Представим себе такое вот недалёкое будущее… Ребёнок диктует сочинение компьютеру, затем высылает звуковой файл учителю, и, включив аудиоучебник, слушает его очередную главу, готовит видео-курсовую… Что это? Чья-то фантазия? Пугающая современность или новая модель школьного образования?

Быстрое развитие современного общества, использование информационных и коммуникативных технологий не только открывает перед человечеством новые возможности, но и ставит новые задачи перед обществом, перед школой, а, соответственно, и перед учителем. Сегодня мы не даем детям готовые знания, а учим их добывать знания самостоятельно на протяжении всей жизни, чтобы быть успешными и востребованными в разное время и в разных условиях.

Можно ли сегодня учить детей так же, как учили вчера?

Ответы участников

Полностью разделяю мнение выдающегося американского философа и педагога 19-го века Джона Дьюи:

«Если мы будем сегодня учить детей так же, как вчера, мы украдем у них завтра».

Почему?

Ответы участников

Совершенно не потому, что раньше обучение было менее эффективным, чем сегодня. Главная причина заключается в том, что цели обучения кардинально изменились, а значит логично, что и средства достижения этих целей должны поменяться. И всё же…

Какие бы ни свершались реформы, урок остается главной формой обучения. Попробуем с вами ответить на вопрос, каким должен быть современный урок? Как бы вы ответили одним – двумя словами?

Ответы участников

Современный урок – это не только совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым. Для молодого педагога каждый урок современный. Урок является современным, если он актуален ежеминутно, ежесекундно в данной теме. Он обязательно дает ученикам новые знания.

В Федеральных государственных образовательных стандартах четко не определены характеристики учебного занятия. Но общий анализ этого документа с ориентацией на основную образовательную программу позволяет определить некоторые требования к современному уроку.

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется системно-деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Задача учителя – помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Хотелось бы вспомнить слова философа и педагога Сергея Иосифовича Гессена: «Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него». Конечно, любой урок начинается с подготовки к нему.

Перед вами лежит пустая таблица (приложение 1). Сейчас из этой таблицы будем пытаться делать шаблон технологической карты урока. Почему шаблон? Потому что процессы подготовки к уроку и проведение самого урока должны быть технологичными, технологии подчиняются основным законам. Определим понятие «технология» немного позже.

Любой урок соответствуют определенным принципам. В учебнике педагогики 1987 года Сергея Петровича Баранова выделены следующие принципы обучения

Принципы обучения С.П.Баранов (учебник 1987 года)

* воспитывающий характер обучения;

* научность обучения;

* сознательность обучения;

* принцип доступности;

* наглядность обучения;

* принцип сознательности и активности обучения;

* прочность обучения;

* индивидуализация обучения.

Какой из этих принципов, на Ваш взгляд, сейчас не актуален?

Ответы участников

Действительно, принципы остаются неизменными, все они актуальны и согласно ФГОС-21. Какой бы принцип вы хотели бы добавить? Соответствие цифровой образовательной среде. Наша современность подчинена цифровой образовательной среде. И, соответственно, учитель должен владеть цифровыми образовательными инструментами в совершенстве. Не должно быть такого, чтобы ученик на уроке показывал учителю, что совершена ошибка (не на ту кнопку нажал, и т.д.). Учитель должен быть не на одной ноге, а выше учеников. Хорошо когда ученики превосходят своего учителя, но не на этапе обучения, а когда они уже прошли этап обучения и добавили к знаниям, полученным от учителя, свой собственный опыт и свои знания. Поэтому учитель сам должен быть технологичным, организованным.

Поэтому, отложите в сторону бумажные шаблоны.

Откройте ссылку с этим шаблоном в компьютере (вкладка «Шаблон 1 »)

Шаблон урока — Google Таблицы

Перед вами пустая таблица. Это шаблон урока, который мы заполним в ходе моего мастер-класса «Подготовка учителя к современному уроку».

Конечно, от учителя зависит многое. В начальное школе особенно важно заинтересовать обучающихся и поддерживать их внимание на протяжении всего урока. Каждый учитель может проявить своего творчество. И один и тот же урок можно провести по-разному.

Предлагаю на примере одного задания построить модель урока и его технологическую карту.

Определите тему урока по 5 словам, записанным на доске и подобрать задания к этим словам.

Св . тить, крик, уб . гает, пол . тит, кр . чали

Ответы участников

Этот вид работы часто используется мною на различных уроках. Данное задание дети выполняли на одном из рабочих уроков во 2 классе.

Остановимся на теме «Глагол как часть речи» во 2 классе.

Как вы считаете, с чего мы начнем работать при составлении технологической карты?

Ответы участников

Конечно, с определения его целей и задач. При этом целей всегда две – одна образовательная для учителя, другая учебная для учеников. Например, цель для учителя научить определять падеж существительного, а для обучающихся – научитьСЯ определять.

Таблица в раздаточный материал ( приложение 2 )

Цели урока Образовательная для учителя

Обучающая для ученика

Задачи урока Образовательная Предметные требования ФГОС

Развивающая УУД требования ФГОС

Воспитательная Личностные требования ФГОС

Цели учителя и учеников могут различаться, но в итоге они направлены на достижение одного и того же результата.

Попробуйте определить цели и задачи урока по теме «Слова, называющие действие» во 2 классе. (слайд 6)

Цели урока Образовательная

Обучающая

Задачи урока Образовательная

Развивающая

Воспитательная

Ответы участников

(Показываю заготовку к целеполаганию урока со слайда)

Цели урока Образовательная Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками

Обучающая Познакомиться с частью речи – глаголом, его отличительными признаками

Задачи урока Образовательная

Развивающая

Воспитательная

Следующий этап подготовки к уроку – определение его задач.

Выборку задач мы можем делать в соответствии с конструктором РП и в соответствии с требованиями ФГОС.

И уже в зависимости от поставленных целей и задач мы планируем свой урок.

К данному уроку в программе определены след задачи

Цели урока Образовательная Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками

Обучающая Познакомиться с частью речи – глаголом, его отличительными признаками

Задачи урока Образовательные научиться видеть глаголы в речи; выделять его отличительные признаки;

составлять словосочетания с глаголами

Развивающие развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся, умение анализировать, выделять существенное, обобщать, классифицировать по заданным признакам

Воспитательные формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Что еще важно учесть в уроке? (технология, метод, методика, приемы, формы деятельности и организации учебного процесса)

Ответы участников

Успех обучения, как известно, зависит не только от правильного определения целей и содержания обучения, но также от способов достижения целей, т. е. методов обучения.

Прежде чем приступить к разработке урока, мы должны сами для себя разграничить такие педагогические понятия, как технология, метод, методика, приемы, формы деятельности и организации учебного процесса. Разделим эти понятия.

Особо отмечаю, что технология – это совокупность методов, методик, приемов, форм деятельности и организации учебного процесса.

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

«Под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый)

Методика – целенаправленная система методов обучения, обеспечивающая решение задач обучения. (Словарь ключевых понятий и определений, 2017)

Методические приёмы – элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения. (Николай Верзилин и Вера Корсунская)

Формы (виды) учебной деятельности учащегося – это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристиками взаимодействия ученика с другими участниками учебного процесса.

После определения целеполагания вернемся к модели технологической карты урока. Перед вами пустая таблица. Что мы планируем, прежде всего?

Ответы участников: (Этапы урока, деятельность учителя, деятельность обучающихся)

Озаглавьте и запишите в шапку вашей таблицы.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Участники заполняют шапку таблицы (шаблон 1) Шаблон урока — Google Таблицы

Какие основные этапы современного урока вы помните?

Выделим основные этапы урока изучения нового материала.

Вам поможет раздаточный материал «Типы уроков», «Структура урока», . (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, 4 )

Ответы участников

Проверьте свои ответы по шаблону 2 в гугл – таблице.

Шаблон урока — Google Таблицы.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Мотивация на учебную деятельность

Актуализация знаний, целеполагание

Этап получения новых знаний

Первичное закрепление

Систематизация знаний и умений

Рефлексия. Итог. Домашнее задание.

Определяя деятельность учителя и учеников, нам снова нужно вспомнить с чего мы начали мастер-класс: с определения темы по предложенным словам

Св . тить, крик, уб . гает, пол . тит, кр . чали

Детям было предложено самим сформулировать задания, которые можно выполнить с этими словами.

Предлагаю вам сделать тоже самое – устно сформулировать задания, которые можно выполнить с этими словами.

Ответы участников

Самое первое задание, которое просится, это вставить безударные гласные.

Следующее задание, которое очень любят дети – «Что лишнее?».

Детям предлагается среди данных слов найти лишние и объяснить по какому признаку.

Какое слово лишнее на ваш взгляд?

Крик – так ка это существительные, а остальные глаголы

— только у этого слова одинаковая буква в начале и в конце

— в данном слове нет безударной гласной

Убегает – начинается на гласный, а остальные слова на согласный

Кричали – заканчивается на гласный звук, остальные на согласный.

— крИчали, безударная гласная И, в остальных Е.

Можно убрать слово Крик и отдельно поработать с глаголами.

Какой лишний из них и почему?

Попробуйте и вы сформулировать задания, которые можно выполнить с этими словами.

Ответы участников

Дети смогли придумать следующие задания:

Найти однокоренные слова

Найти глагол неопределенной формы

Найти глаголы, которые описывают то, что было, что будет, что происходит сейчас, (т.е. настоящее, прошедшее и будущее времени, но с терминами дети еще были не знакомы)

Поставить глаголы в начальную форму.

Чем отличаются «убегает» и «полетит». (Приставками). Замените приставки.

Записать по алфавиту.

Разделить для переноса

Составить словосочетание, предложение.

Записать противоположное действие – «Не светить»

Попробуйте и вы выполнить творческое задание: составить предложение, используя все глаголы. Форму глаголов изменять нельзя.

Ответы участников

Эти задания могут быть использованы на различных этапах урока.

Этап урока Тема Виды заданий

Актуализации знаний Глагол

Безударные гласные Какое слово лишнее и почему?

Дать характеристику глаголу как части речи.

Найти однокоренные слова.

Объяснения знаний Глагол

В чем отличие глаголов?

Назвать глагол неопределенный формы.

Найти глаголы, которые описывают то, что было, что будет, что происходит сейчас.

Закрепления знаний Глагол

Определить время глагола.

Поставить глаголы в начальную форму.

Чем отличаются «убегает» и «полетит». Замените приставки.

Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

Записать по алфавиту.

Составить словосочетание, предложение.

Записать противоположное действие.

Таким образом, подобрав задания к уроку, мы определяем приемы и формы (виды) организации деятельности детей.

Каковы бы не были технологии или методы, приемы всюду одинаковые, хотя называться могут по-разному.

Прием «бортовой журнал» (технологии развития критического мышления), «чек-лист», (Технология формирующего оценивания), «интеллект-карта» – это названия одного и того же приема в разных технологиях. Лучшим бортовым журналом ученика является его ученическая тетрадь. Если она заполняется ежедневно, записано то, что запланировано, значит, работа выполнена качественно.

Прием «сбор кейса», «корзина идей» (приемы технологии развития критического мышления) это проведение исследовательской работы, когда в группах раздается ученикам либо один вид деятельности, либо разные задания, но приводящие к одному тому же этапу. Все это исследовательская деятельность учеников, как ее не назови.

Еще приемы: «Зигзаг», «кластер» – это, по сути, составление плана параграфа.

При изучении частей речи в 4 классе полезно составлять опорную схему. По теме глагол она может выглядеть так

Как вы считаете, что это за прием? Кластер, бортовой журнал, чек-лист?

Каким бы это красивым словом из различных технологий не назвали, эта схема остается ОПОРНОЙ для изучения темы изменение глагола.

Познакомиться с различными приемами вы можете в

таблице-конструкторе урока в рамках системно-деятельностного подхода (приложение 5)

Вернемся к таблице – технологической карте урока.

(шаблон 4 в гугл – таблице. Шаблон урока — Google Таблицы

Как бы вы охарактеризовали деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе?

Предлагаю вам поработать в группе. Часть таблицы уже заполнена. Первая группа будет работать над этапом получения новых знаний, вторая – над этапом первичного закрепления, третья — систематизации знаний и умений. Попробуйте определить деятельность учителя и обучающихся на предложенном этапе. Справа от таблицы предложены действия-подсказки, вы можете ими воспользоваться.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Мотивация на учебную деятельность Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность; создает эмоциональный настрой на работу на уроке Настраиваются на учебную деятельность.

Актуализация знаний, целеполагание Организует повторение, делает пропедевтику для получения новых знаний;
создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации Отличают известную информацию от неизвестной;
уточняют тему урока, определяют цель урока и планируют пути выхода из затруднения.

Этап получения новых знаний

Первичное закрепление

Систематизация знаний и умений

Рефлексия. Итог. Домашнее задание. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся;
дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат;
записывают домашнее задание в дневник.

Действия-подсказки:

Направляет на самостоятельное получение новых знаний.

Получают знания под руководством учителя.

Организует самостоятельное выполнение заданий на новый способ действий (применение новых знания в новой ситуации). Самостоятельно выполняют задания на новый способ действий. Организует деятельность по применению полученных теоретических сведений на практике.

Применяют новые знания и способы действий в практической работе.

Проверьте правильность своих ответов по вкладке шаблон- стериотип. Шаблон урока — Google Таблицы

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Мотивация на учебную деятельность Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность; создает эмоциональный настрой на работу на уроке Настраиваются на учебную деятельность.

Актуализация знаний, целеполагание Организует повторение, делает пропедевтику для получения новых знаний;
создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока учащимися через создание проблемной ситуации Отличают известную информацию от неизвестной;
уточняют тему урока, определяют цель урока и планируют пути выхода из затруднения.

Этап получения новых знаний Направляет обучающихся на самостоятельное получение новых знаний. Получают знания под руководством учителя.

Первичное закрепление Организует самостоятельное выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение новых знания в новой ситуации). Самостоятельно выполняют задания на новый способ действий.

Систематизация знаний и умений Организует деятельность учащихся по применению полученных теоретических сведений на практике. Применяют новые знания и способы действий в практической работе.

Рефлексия. Итог. Домашнее задание. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся;
дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат;
записывают домашнее задание в дневник.

У нас с вами получился стабильная модель урока, каркас, который будет являться опорой для построения любого урока.

Каковы бы не были модели технологических карт, все они, как правило, носят стереотипный характер и соответствуют схеме научного познания, которая включает в себя:

наблюдение – гипотеза – теория – эксперимент

Мотивация на учебную деятельность.

Актуализация знаний наблюдение

Целеполагание гипотеза

Этап получения новых знаний теория

Первичное закрепление эксперимент

Систематизация знаний и умений

Рефлексия. Итог. анализ гипотезы (получилось или нет)

Домашнее задание.

На этапе актуализации знаний, когда мы проводим устный счет или каллиграфическую минутку – мы наблюдаем и заставляем детей наблюдать за правильностью выполнения того или иного действия. Дальше мы выдвигаем гипотезу.

Гипотеза – это целеполагание. Здесь дети предполагают, а в конце урока и доказывают истинность или ложность своего предположения. В этом заключается итог, когда мы доказали истинность или ложность нашей гипотезы.

Теория – этап изучения новой темы. Даже если урок закрепления, это все равно этап новой темы. Каждое предложение, сказанное учителем, новое для ученика.

После этого идет эксперимент. Это первичное закрепление, систематизация знаний. И затем мы возвращаемся к доказательству гипотезы. И анализ применения – это итог урока и домашнее задание.

Пользуясь определенной моделью, понимая, за каким этапом должен идти другой, четко соблюдая последовательность, мы сможем привести свою деятельность в систему, т. е. сможем осуществлять системно-деятельностный подход.

Технологичность образовательного процесса, системно-деятельностный подход в обучении сохраняет здоровье учеников. Сохранение здоровья учеников, их безопасность – самое главное. Нам родители доверили самое важное, что у них есть – своего ребенка.

В 2020 году президент России В.В. Путин, общаясь с лауреатами и финалистами Всероссийского конкурса «Учитель года России», сказал: «Никакие технологии не заменят хорошего педагога. Российская школа нуждается в талантливых, открытых всему новому преподавателях. Сегодняшнему учителю должны быть доступны все современные достижения науки о ребёнке и технологические возможности».

Успех в обучении будет достигнут только тогда, когда педагог сам находиться в постоянном поиске лучших и наиболее актуальных, соответствующих современной действительности практик, технологий и методов работы.

Важно всегда помнить, что только от учителя зависит, насколько урок будет продуктивным, актуальным, современным.

Желаю вам успехов в вашей работе и быть ХОРОШИМИ педагогами.

Полный текст статьи см. приложение

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,3 МБ

  2. file1.pptx.zip.. 1,3 МБ

Опубликовано: 07.12.2022

Мастер
– класс

«Современный
урок – «деятельностный» урок»

Цель:

Предложить
участникам мастер-класса структуру «деятельностного» урока спользования и
применения технологии деятельностного метода обучения в развитии личности 
учащихся, приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных
учебных действий.

Задачи:

§ 
Вызвать
интерес у коллег к технологии деятельностного метода обучения.

§ 
Сформировать
представление об эффективности  ТДМ.

 «Единственный
путь, ведущий к знанию — это деятельность».

Б.Шоу.

Практическая
значимость:
ознакомление с приёмами работы по
формированию УУД на уроках в начальной школе;  предлагаемые приёмы работ  могут
применяться всеми педагогами, работающими по ФГОС.

Задачи:

·       
познакомить участников с планом проведения
мастер-класса, его целевыми установками;

·       
раскрыть содержание мастер-класса
посредством ознакомления со структурой «деятельностного»  урока;

·       
показать практическую значимость
использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в
целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое
и методическое обеспечение:
помещение для проведения
мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор,
экран.

Продолжительность
проведения:
15 минут

Целевая
аудитория:
учителя  района РТ

План
проведения мастер- класса:

·       
презентация педагогического опыта
педагогом — мастером;

·       
рефлексия (дискуссия по результатам
проведенного мастер-класса), обсуждение целеобразности  применения на уроках в
начальной школе показанных приёмов по формированию УУД с участниками
мастер-класса.

Предполагаемый результат:
участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной
школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут
использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой
уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход
проведения мастер-класса

Делимся
на проектные команды

Дорогие коллеги!

Вот вы и одна
команда! Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных,
заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ нашего
района!

Для удобства
общения на ваших столах лежат мэнэдж мэт, по ним определите свой номер
участника команды.

1.     Постановка проблемы

Я
работаю в школе Превосходства кооперативного обучения, которую наш педагогический
коллектив видит как школу РАДОСТИ. Наши ученики очень  разные: у них разные
способности, разные интересы и увлечения. Наша задача раскрыть  их скрытые
таланты, помочь становлению их личности..( РАСКРЫТЬ ШАР). А помогает нам в этом
использование системно – деятельностного  подхода, который лежит в основе ФГОС
и его принципы нашли отражение в  Законе об Образовании  РФ

 «Единственный
путь, ведущий к знанию — это деятельность», как говорил   ирландский драматург
Б.Шоу.

Уважаемые
коллеги, что  вы вкладываете в понятие, «деятельностный» урок?

2.
«Говорящий листок»

Я попрошу вас
поделиться своими идеями (мыслями) следующим образом:

Цель —
научить:


генерировать новые идеи;


создавать взаимосвязи и формулировать вопросы;


анализировать ответы и делать выводы.

v
Каждая
команда получает лист формата А-3, 4 маркера, каждый выбирает себе  свой цвет и
работает  только с ним. Тема наша определена;

v
Запишите
как можно больше слов или фраз, рисунков, вопросы учителя на уроке для 
учеников, по теме «деятельностный» урок  Время на размышление 30 секунд, а
время для работы 1 мин. Располагать записи в любой части листа

v
Начинаем
работу.

v
Команды
переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с
целью: изучить лист соседнего стола, при необходимости дополнить его,
установить логические связи с помощью стрелок.

v
.
Презентация своих листов.

Молодцы, вы
замечательно поработали.

3.
Учимся определять  структуру  урока в технологии деятельностного метода.

   Настало
время смоделировать   «деятельностный» урок. Для этого,   каждый  участники № 2
каждой команды озвучьте  этапы урока на ваших сегментах будущей модели урока.

Я
позволю себе начать сбор цветка как  модели урока с:

                         
I.           
Целеполагание

                      
II.           
Планирование УУД

Помогают
мне команды:

                         
I.           
Самоопределение к деятельности
(организационный момент»

                      
II.           
Актуализация знаний

                   
III.           
Постановка учебной задачи

                  
IV.           
«Открытие нового знания»(построение
проекта выхода из затруднения)

                     
V.           
Первичное закрепление

                  
VI.           
Самостоятельная работа с проверкой по
эталону

               
VII.           
Включение нового знания в систему знаний и
повторение

            
VIII.           
Рефлексия учебной деятельности.


Моделирование.
       

   Мой
цветок символизирует урок. , чтобы его «оживить»

Посмотрим
фрагменты видеоурока урока русского языка в 3 классе тема «Глагол как
часть речи». Тип урока открытия нового знания (ОНЗ). Ваша задача :
определить, какие   этапы  «деятельностного» урока. показаны во
фрагменте.

Кто
хочет высказать своё мнение.

Спасибо, коллеги за ваши ответы. Оживим и наш цветок,
посмотрим, что получится. Что нам необходимо для проведения  современного
урока?

·       
хорошее настроение учителя:

·       
здоровье:

·       
заинтересованные дети;

·       
комфортный кабинет;

·       
семейное благополучие;

·       
 Помогайте мне дальше. Я собираю модель. И
вот наша модель.

Эта  основа олицетворяет наших учеников. Посмотрите,
как тесно они взаимодействуют друг с другом в процессе воспитания и обучения
Основная задача нашей школы научить детей эффективно работать в команде,
сформировать у них навыки сотрудничества и коммуникации.

Эта основа  мы -учителя. Мы разные, в своей работе  используем
разные технологии и методики, обучаем детей разным предметам, нас объединяет
общая цель – дать подрастающему поколению качественное образование, научить их
учиться.

А, посмотрите, какая гибкая «живая» связь  между
учениками и учителями, которая может видоизменяться. Она характеризует
многогранность связей между ними. И как она похожа на ШАР, раскрывшейся
личности

Я  сравниваю эту модель с современной школой, где все
находится в тесном взаимодействии, если убрать хоть один из элементов модели,
она потеряет свою целостность, перестанет существовать, поэтому наша задача
заключается в тесном сотрудничестве и совместной гармоничной  деятельности.

         5 Рефлексия

          Вот и
закончился наш  мастер-класс. Каким он вам показался?

 К
какому дереву вам хотелось бы подойти. 10 секунд на размышление, что бы
ответить на вопрос «почему я выбрал сегодня….» Вы можете развернуть лист и
прочесть интерпретацию вашего положения.

Я
буду рада, если мастер — класс вам помог в чем –то, заставил задуматься и
оставил тему для размышлений.

Как провести урок мастер-класс 
Уже из названия «мастер-класс» становится ясно, что проводит такой урок мастер. Это может быть специалист в любом деле – в прикладном творчестве, в спорте, в музыке, в бизнесе, в педагогике и т.д. По сути, такое мероприятие – это не столько урок, сколько «показательное выступление», передача опыта другим. 
Вам понадобится: 
План мастер-класса, материалы, которые понадобятся для выполнения заданий. 
Инструкция: 
1. Мастер-класс – не обычный урок, а именно демонстрация каких-либо навыков, которые развиты у вас отлично. Мало просто рассказать о той или иной технологии, важно показать, как она применяется, и дать слушателям возможность опробовать ее. Как правило, у каждого мастер-класса есть определенная тематика. Если вы проводите занятия по хэнд-мэйду, то темой отдельного урока может стать, например «Сумка из старых джинсов своими руками» и т.д. 
2. Постарайтесь собрать на своем мастер-классе ту аудиторию, которой действительно будет интересно то, что вы делаете. Это не обычный школьный или вузовский урок, на котором обязаны присутствовать все, это мероприятие именно для заинтересованных людей, которые хотят чему-то научиться и повысить квалификацию. Кстати, это тоже очень важный момент – вы должны разбираться в том, что будете делать во время занятия на порядок лучше, чем слушатели, вы должны передавать им свой опыт. Тем не менее, в мастер-классе, как и в любом другом уроке, должен действовать педагогический принцип посильности – не стоит неподготовленной публике давать слишком сложные задания. Цель урока такого типа – не только передать опыт, но и дать человеку понять, что он может справиться с тем, чего раньше не делал. 
3. Обязательно составьте план урока, особенно если вы сильно ограничены по времени. Мастер-класс подразумевает подачу большого количества новой информации в сжатые сроки. 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Как провести мастер — класс »

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти скрытые фотки на телефоне
  • Как исправить время на часах хонор
  • Как найди ноутбук если его украли
  • Как найти площадь прямоугольного треугольника через угол
  • Ошибка 1005 как исправить