Как составить математический рассказ по рисунку

Развернутый
конспект урока по математике

Класс: 1

Концентр: Десять

Раздел: Раздел 7.
Составление и решение задач

Тема урока:
Составление математического рассказа по рисунку

Тип урока: Урок
открытия нового знания

Цели урока:

Образовательная: формировать
умение составлять текст по рисункам, формировать умение записывать
математическое действие к рассказу

Развивающая: развивать
логическое мышление, развивать математическую речь учащихся

Воспитательная: воспитывать
интерес к умственному труду, воспитывать стремление использовать математические
знания в повседневной жизни

Планируемые
результаты:

Предметные: умение
составлять текст по рисункам, умение записывать математическое действие к
рассказу

Познавательные: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой
информации;
умение
анализировать объекты с целью выделения признаков;

Коммуникативные: умение
договариваться, находить общее решение практической задачи;

Регулятивные: способность
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение
контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление
предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Личностные:
ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития
познавательных интересов, учебных мотивов

Оборудование:
учебник по математике, презентация,

Психолого
– дидактический анализ

Предмет усвоения: умение
составлять математический рассказ по рисунку

Компонент
содержания образования: действие

По широте
применения: специальное

По степени
сформированности: умение, переходящее в навык

Средства усвоения:
таблица сложения

Этап усвоения:
восприятие, осмысление

Действие,
направленное на формирование знания: репродуктивное

Ход урока:

I ЭУ. Мотивация
к учебной деятельности (организационный момент) 

УЗУ:
Организовать учащихся к работе на уроке

У: Прозвенел
звонок, начинается урок. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.
Что мы учимся делать на уроках математики?

Д: Сравнивать;
рассуждать; решать; считать; делать выводы, чертить

II ЭУ.
Актуализация знаний и умений, составляющих способ усвоения нового материала

ВР: Устный
счет

УЗУ:
Актуализировать умение производить устный счет;
формировать умение
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

УЗу: А теперь,
друзья, за дело!

Математика нас
ждет,

Начинаем устный
счет

ПЗ: Для этого
посмотрите на презентацию. На слайде будут появляться выражения, вам только
необходимо поставить в выражения нужный знак + или —

ОД: Я
показываю первое выражение, и вы быстро должны назвать нужный знак

ОК: Будьте
внимательны, с места не выкрикиваем, поднимаем руку, я спрошу, и только тогда
можно ответить

Содержание:

На слайдах
выражения: 4…2 = 6

У: Какой знак
поставим?

Д: +

7…2 = 5

Д: —

6…2 = 8

Д: +

8…0 = 8

Д: + и —

О-Р: Молодцы,
вы не допустили нигде ошибок, даже в последнем выражении

III ЭУ.
Формулировка темы и основных целей урока

ВР:
Фронтальная работа

УЗУ:
Формировать умение самостоятельно формулировать тему и основные цели урока

УЗу: Сейчас мы
сформулируем тему и цели нашего урока.

ПЗ: Для этого
я вам предлагаю посмотреть на слайд и ответить на вопрос

Содержание:

У: Какое мы обычно
выполняем задание с этими рисунками?

Д: Составляем
математические рассказы

У: Совершенно
верно. Кто-нибудь может назвать тему нашего урока?

Д: Составление
математического рассказа по рисунку

У: Какую главную цель
поставим?

Д: Научиться
составлять математический рассказ по рисунку

У: Сегодня на
уроке мы будем не только учиться составлять математические рассказы по
рисункам, но и записывать действия к этим рассказам.

О-Р: Мы с вами
определили тему урока, и вы правильно назвали главную цель нашего урока. Ее мы
будем достигать на этом уроке

Физминутка

IV ЭУ.
Организация деятельности учащихся по усвоению нового материала

1 ВР:
Фронтальная работа

УЗУ:
Формировать умение составлять математический рассказ по рисунку, формировать
умение анализировать объекты с целью выделения признаков

УЗу: Сейчас мы
с вами разберемся, что же такое математический рассказ

ПЗ: Для этого
нужно прочитать 2 текста и сравнить их между собой

ОД: Работать
будем все вместе

Содержание:

Текст 1. К Пете на
День Рождения пришли 5 мальчиков и 2 девочки. Всего пришло 7 гостей

Текст 2. К Пете на
День Рождения пришли  одноклассники и принесли много подарков. Мальчик
поблагодарил ребят за подарки

У: Что можно
сказать о текстах?

Д: В первом
указано точное количество гостей, а во втором просто сказано, что пришли
одноклассники и подарили подарки

У: Верно. Как вы
считаете, какой из текстов является математическим рассказом?

Д: Текст №1
является математическим рассказом

У: Правильно. Еще к рассказу
можно записывать математическое действие

2 ВР:
Фронтальная работа с учебником

УЗУ:
Формировать умение составлять математический рассказ по рисунку, формировать
умение находить и выделять необходимую информацию через организацию работы с
учебником

УЗу: Давайте с
вами попробуем составить математический рассказ по рисунку

ПЗ: Для этого
откройте учебник на странице 33. Упражнение 82 Нужно выбрать рисунок из нижнего
ряда и подставить в верхний ряд, чтобы получился математический рассказ

ОД: Работать
будем все вместе

ОК: Если ваш
одноклассник ответил неверно, то поднимите руку, я спрошу вас

Содержание:

У: Какой из
рисунков нужно подставить в верхний ряд?

Д: Первый рисунок
нижнего ряда

У: Какой получится
математический рассказ?

Д: На полянке
гуляли 4 кролика. К ним прибежали еще 2 кролика. На полянке стало 6 кроликов.

У: Давайте
запишем математическое действие к рассказу: 4+2=6

Д: Можно еще
подставить один рисунок – третий в нижнем ряду.

У: Какой получится
математический рассказ?

Д: На полянке было
всего 8 кроликов. 2 кролика убежали. Осталось 6 кроликов

У:
Совершенно верно. Давайте запишем математическое действие к рассказу: 8-2=6

О-Р: У: Тяжело
ли вам составлять математический рассказ?

Д: Нет

У: Хорошо, идем
дальше

3ВР: Составление
математического рассказа

УЗУ: Формировать
умение составлять математический рассказ по рисункам, формировать умение
договариваться, находить общее решение практической задачи

УЗу: Давайте
сейчас составим математический рассказ по рисунку

ПЗ: Для этого
найдите упражнение под номером 84 на странице 34

ОД: Работать
будем в парах. Вам нужно придумать свой математический рассказ по рисункам, а я
потом попрошу какую-нибудь пару озвучить ваш математический рассказ всему
классу

ОК: Если вы
заметите ошибку в математическом рассказе своих одноклассников, то поднимите
руку и исправите его

Содержание:

У: Ваня, зачитай
нам математический рассказ, который вы придумали с Машей

Д: На кормушке
сидело 5 воробьев, к ним прилетели еще 3. Стало 8 воробьев.

У: Правильно Ваня
с Машей придумали задачу?

Д: Да

У: Маша,
выходи к доске и запиши математическое действие к рассказу

Д: 5+3=8

У: Совершенно
верно, молодцы

Физминутка

V ЭУ:
Закрепление изученного материала

ВР:
Самостоятельная работа

УЗУ: Закрепить
у учащихся умение составлять математический рассказ и
записывать
математическое действие к рассказу
, формировать умение контролировать свой
процесс и результат своей деятельности

УЗу: Сейчас мы
закрепим наши умения составлять математический рассказ и
записывать к нему 
математическое действие

ПЗ: Для этого
посмотрите на слайд. На слайде представлены рисунки, по которым нужно
составлять рассказ

ОД: Выполнять
это задание будете самостоятельно, каждый у себя в тетради

ОК: Пока вы
будете выполнять задание, я буду ходить по классу и проверять ваши
математические рассказы

Содержание:

О-Р: У вас
получились хорошие математические рассказы и правильные математические действия
к ним

VI ЭУ.
Организация контрольно – оценочной деятельности

ВР: Беседа

УЗУ: Придать
уроку логическую завершенность

УЗу: Итак,
подведем итог нашего сегодняшнего урока

ПЗ: Давайте
побеседуем

Содержание:

У: Какова основная
цель нашего урока?

Д: Научиться
составлять математические рассказы по рисункам и записывать действия к этим рассказам

У: Достигли мы
этой цели?

Д: Да

У: Ребята,
вы сегодня молодцы! Домашнее задание: упражнение 79. Спасибо за работу. Урок
окончен.

Тема: Рассказы по рисункам

Цели: познакомить с задачами на   сложение и вычитание, учить составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку.

Планируемые результаты:

Предметные: знать структуру текстовой задачи;  уметь составлять задачи по рисунку, уметь выполнять анализ задачи.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнёра.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; использовать знаково – символические средства (схемы, модели); выполнение логических операций: сравнение, анализ, классификация; строить рассуждения, обобщения

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Проектор, доска, учебники, рабочая тетрадь

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок математики.
Громко прозвенел звонок

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем,

И друг друга уважаем!

Тихо сядут мальчики, тихо сядут девочки.

Здороваются.

Р: организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

Актуализация знаний

Устный счет
 1.Реши примеры по бусам.

2. Задания в стихотворениях.

— Прослушайте задания и ответы покажите на веерах.

Раз к зайчихе на обед

Прискакал дружок- сосед

На пенёк зайчата сели

И по две морковки съели.

Кто считать, ребята,  ловок

Сколько съедено морковок?   (2+2=4)

6 весёлых медвежат

За малиной в лес спешат

Но 1 малыш устал,

От товарищей отстал,

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди?   (6-1=5)
3. Назовите соседей числа 8,3,7,4,6,5,2.
4.Сколько прямых можно провести через 1 точку? Через 2 ?

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют устные задание.

Л: осознают свои возможности в учении.
П:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Мотивация.

Постановка учебной задачи

А к нам сегодня на урок пришел сказочный герой, которого вы все знаете. Отгадаете, кто это? И я покажу  его вам.

Детям загадывается загадка, после того, как они отгадывают, на слайде появляются картинка с изображением  Буратино.

«Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?» (Буратино)

 — Наш сказочный друг приготовил для вас один рассказ.

 (Фигурка Буратино)

«У меня  было 5 яблок. Я съел 2 яблока. Сколько яблок у меня осталось?»

Как вы думаете, что составлял наш герой?

(Составил  математический рассказ по картинке.)

А может кто-нибудь из вас знает, как в математике называются математические рассказы? ( задача.)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Цель урока?( познакомить с задачами на   сложение и вычитание, учить составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку.)

Отвечают на вопросы. Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Р: определяют тему и цели урока.

Изучение нового материала

Какой ответ получился в нашей задаче?( 5 – 2 = 3)
№1
-Посмотрите на иллюстрации на слайде (из учебника стр 52).Что делали лиса и зайка? (собирали грибы).Закончите предложение: всего стало…грибов. Осталось…гриба.
№2
-Откройте учебник на стр 52 , №2.Составьте рассказы по рисункам используя слова : было, стало/осталось.
Итог: Что мы научились делать? (составлять рассказы похожие на задачи).
-Откройте Р.Т. на стр 41 №2
Отметьте точки внутри квадрата так, что бы их было…а, б, в.
№3 Подберите ключ к замку который показывает Сверчок.
№5
-Сейчас мы с вами научимся писать цифру 2.
-Посмотрите на цифру 2 . 2 состоит из «головки», «штриха» и волнистой линии.
-Посмотрите как писать эту цифру. Пишется безотрывно. Головку начинают немного ниже середины верхней строки клетки. Ведут линию вверх. Закругляют её в правом верхнем углу и после соприкосновения с правой стороной клетки ведут штрих наклонно к середине нижней строки клетки. Не отрывая ручки, вдоль нижней стороны к правому нижнему углу пишут волнистую линию.
-Письмо в воздухе
 (Правила посадки при письме.)
-Обведите цифры в тетради.
-Заметили закономерность в цифрах? (2112 1221)

-Допишите строчку самостоятельно до конца.
-Дорисуйте узор.

Выполняют упражнения.

Л:устанавливают связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.
К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями.

Л: осознают свои возможности в учении
П:проявляют познавательную инициативу , умеют ориентироваться в учебнике, наблюдают и делают самостоятельные выводы.

Р: самостоятельно организуют своё рабочее место; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
К: участвуют в диалоге , слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций

Итоги урока.

Рефлексия

-Подведем итог урока. Вспомним какие цели мы ставили и достигли ли их.
-Закончите фразы

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Л:понимают значение математических знаний для человека и принимают его; структурируют знания.
Р:выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; оценивают результаты работы.

Урок математики в 1 классе УМК «Перспектива»

Тема урока: «Рассказы по рисункам»

Цели урока: через сравнение и наблюдение познакомить с задачами , учить составлять математические рассказы по рисунку.

Тип урока: открытие нового знания

Задачи урока:

Предметные УУД:

— в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться называть числа в порядке их следования при счёте; вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10; распознавать фигуры: треугольник, круг, квадрат;

— уметь составлять задачи по рисунку,

Личностные УУД:

— формировать положительное отношение к школьной и учебной деятельности, к изучению математики,

— формировать представление о значении математики в жизни человека,

— формировать способность к самооценке.

Регулятивные УУД: — формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,

-формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками

результат своих действий.

— овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи,

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

— высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

— формировать умение осуществлять анализ, сравнение объектов,

— под руководством учителя осуществлять обобщения, выводы (подведение под понятие),

— строить небольшие математические высказывания в устной форме,

-уметь ориентироваться в своих знаниях, отличать новое от уже известного с помощью учителя,

— добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, понимать задаваемые вопросы, выражать свою точку зрения.

Оборудование: карточки с цифрами, знаки-оценивания, веер цифр, тетради, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Учитель.

Продолжаем наше путешествие по стране Математика. Вчера мы побывали в городе Геометрических фигур. А сегодня нас ожидает дальняя дорога. Проверим готовность к дальней дороге.

  1. Актуализация знаний.

Устный счёт.

Нам предстоит поездка на автобусах. Но до них нужно добежать и не опоздать. В этом нам поможет числовой ряд.

1. Счёт до 20 и обратно. (Карточки над доской).

2. Слайд 3. Счет до 10 (Чётные, нечётные числа).

3. Слайды 4 — 6.

Посадка в автобусы (Числа собери и считай до 10).

3 автобуса — по1 на каждый ряд.

4. Прочитай маршрут и не отставай в пути.

Работа с веером цифр. Слады 7 — 11.

5. Ковёр из геометрических фигур.

Слайд 12. «Какую фигуру потеряли?»

Молодцы!

Добрались до места назначения. Из автобусов выходим.

  1. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

+ физминутка для глаз.

4. Слайд 13.

  1. Самоопределение к деятельности.

Прикрепляю на доску иллюстрацию к сказке «Волк и семеро козлят»

— Кто изображён на рисунке? (Мама-коза и козлята)

— Рассмотрите внимательно рисунок и скажите, сколько козлят на полянке? Сколько всего животных на рисунке? (На полянке мама-коза и семь козлят. Всего 8 животных.)

— Что мы сейчас сделали? (Рассказали, что изображено на рисунке.)

— Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей)

— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Составлять рассказы по рисункам.)

— Сегодня на уроке мы будем учиться составлять математические рассказы по рисункам. А попали мы в город, в котором живут задачи.

Так называются на математическом языке эти рассказы. Тема нашего урока «Рассказы по рисункам».

5. Работа по теме урока. Работа с новым материалом.

1.Работа с электронным приложением (объяснение теоретического материала)

— Как составить рассказ по рисунку? (Рассмотреть рисунки, сравнить их и предположить, что могло произойти.)

— Открываем учебник на стр. 52.

  1. Составление рассказов по рисункам в учебнике. Задание № 1 .

Читаю задание.

— Как вы поняли задание?

— Что изображено на первом рисунке?

— Какие слова нужно использовать? Составьте рассказ по первому рисунку. (Белочка и зайчик собирали грибы. Белочка нашла 3 гриба, а зайчик – 2 гриба. Всего стало 5 грибов.)

-Составьте рассказ по второму рисунку. (Белочка и зайчик нашли на поляне 5 грибов. Они сорвали 2 гриба. Осталось всего 3 гриба.)

— Что мы с вами делали? ( Составляли математические рассказы по рисункам.)

2. Работа в паре. Составление задач по рисунку. Задание № 2.

— Сейчас вам надо в паре с соседом по парте составить математический рассказ, используя слова: было, стало (осталось).

-Вы должны договориться, кто будет составлять первую задачу, а кто – вторую задачу.

— Как вы будете работать? (Дружно).

3. Проверка самостоятельной работы.

Пара сообщает: «Мы готовы».

Пары рассказывают математические рассказы.

Все ученики оценивают пару знаками: ! – молодцы!, + — хорошо, — -надо постараться, ? – не справились.

— Молодцы!

6. Физминутка.

7. Работа в рабочих тетрадях (стр. 40).

Самостоятельная работа.

— А сейчас каждый сам должен выполнить задание, которое я прочитаю. Задание № 1 на стр. 40.

Проверка самостоятельной работы по эталону.

Закрепление изученного материала.

Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться. Автобусы давно уехали и нам придётся идти пешком. Мы пойдём короткой, но опасной дорогой. Поэтому нужно быть очень внимательными и аккуратными. Учитель читает задание Задание № 2 на стр. 41.

— Оцените свою работу знаками.

— А теперь откроем волшебную дверь и окажемся в классе.Задание № 3.

— Молодцы. Похлопали себе и друзьям.

Задание № 5

— Чтобы закрылась за нами волшебная дверь, надо выполнить задание 5.

Что будете делать?

Дети выполняют № 5. (Смотри, пиши и рисуй).

8. Рефлексия.

— Что мы с вами делали? Мы научились это делать? Что вам особенно понравилось? Как вы преодолели обратный путь.

Оцените себя. Справились с трудностями дороги?

9. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Х о л о д к о в а И р и н а Н и к о л а е в н а

М О У С О Ш 1 0

У ч и т е л ь н а ч а л ь н ы х к л а с с о в в ы с ш е й к в а л и ф и к а ц и о н н о й к а т е г о р и и

М а т е м а т и к а

1 к л а с с

Т е м а « Р а с с к а з ы п о р и с у н к а м »

У М К « П е р с п е к т и в а »

Через сравнение и наблюдение познакомить с задачами, учить составлять математические рассказы по рисунку; создать

условия для развития внимания, логического мышления, наблюдательности, привития аккуратности.

Планируемые

результаты

(предметные)

Уметь выполнять порядковый счёт; сравнивать числа, уметь моделировать действия сложения, записывать числовые

равенства и неравенства, составлять математические рассказы и их решения.

Универсальные

учебные

действия

(метапредметные)

Регулятивные: Н а у ч и т с я : самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;

выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по

решению учебной задачи изученного вида; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с

заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; п о л у ч и т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я :

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.

Познавательные: Н а у ч и т с я : понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы; уметь преобразовывать

информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы

п о л у ч и т в о з м о ж н о с т ь н а у ч и т ь с я : ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной

задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым

материалом и собственным опытом; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Личностные: Б у д у т с ф о р м и р о в а н ы : положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к

учебному труду; основные моральные нормы поведения; п о л у ч и т в о з м о жн о с т ь д л я ф о р м и р о в а н и я : внутренней

позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, роли ученика, интереса (мотивации) к учению.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

обсуждать индивидуальные результаты практикоматематической деятельности.

личностно ориентированные, проблемного обучения, игровая, информационно коммуникативные

Основное

содержание

темы, понятия

и термины

Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов. Отношения

«столько же», «больше», «меньше». Понятие «математический рассказ».

Образовательные

(цифровые) ресурсы

Тетрадь, счетный материал, веер цифр, презентация к уроку, проектор, экран.

Универсальные учебные

действия

I. Мотивация к

учебной

деятельности.

Продолжаем наше

путешествие по стране

Математика. Вчера мы

побывали в городе

Геометрических фигур. А

сегодня нас ожидает дальняя

дорога. Проверим

готовность к дальней дороге.

Громко прозвенел

звонок

Начинается урок.

Регулятивные:

Организация своего

рабочего места.

Коммуникативные:

Умение вступать в

диалог(отвечать на

вопросы, уточнять

непонятное)

Познавательные:

Умение осознано строить

речевое высказывание в

устной форме.

2 минуты

Создание

положительного настроя,

формулируется проблема,

которую предстоит

учащимся решить на

уроке.

II Актуализация

знаний.

Устный счёт.

Нам предстоит поездка на

автобусах. Но до них нужно

добежать и не опоздать. В

этом нам поможет числовой

ряд.

1. Счёт до 20 и обратно.

(Карточки над доской).

2. Слайд 3. Счет до 10

(Чётные, нечётные числа).

3. Слайды 4 — 6.

Посадка в автобусы (Числа

собери и считай до 10).

3 автобуса по1 на каждый

ряд.

4. Прочитай маршрут и не

Хором считают до 20 и

обратно.

Отвечают по одному у

доски.

Коммуникативные:

Умение выражать свои

мысли полно и точно.

Регулятивные:

Выбирать действия в

соответствии с

поставленной задачей и

условиями её реализации.

Познавательные:

понимать заданный

вопрос, в соответствии с

ним строить ответ в

устной форме.

7 минут. На втором этапе

для повторения

пройденного материала

использовала словесные,

наглядные методы с

применением слайдов

(презентация). Проверка

знаний натурального

ряда чисел шла через

фронтальный опрос.

На этом этапе закрепляли

вычислительные навыки в

пределах 10 с помощью

решения выражений.

отставай в пути.

Работа с веером цифр.

Слады 7 — 11.

5. Ковёр из геометрических

фигур.

Слайд 12. «Какую фигуру

потеряли?»

Молодцы!

Добрались до места

назначения. Из автобусов

выходим.

Работают с веером цифр.

Находят геометрическую

фигуру, которая

потерялась и

доказывают, что они

правы.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

+ физминутка для глаз.

Встают и делают

физминутку.

2 минуты.

Здоровьесберегающая

технология.

.

IV.Постановка темы

и цели урока.

Самоопределение к

деятельности.

4. Слайд 13.

Составь рассказ по

рисунку.

Послушайте два рассказа и

сравните их.

1. На базаре купили

2маленьких кроликов и 1

большого кролика. Сколько

всего кроликов купили?

Познавательные:

осуществлять поиск

нужной информации.

4 минуты. На данном

этапе формулируется тема

урока и ставятся цели.

Технология проблемного

обучения.

2. На базаре купили

2маленьких кроликов и 1

большого кролика.

Животных привезли домой.

как вы думаете, какой из

этих рассказов можно

поместить в учебник

«Математика», а какой – в

учебник «Окружающий

мир»?

Кто скажет, как называется

первый рассказ на языке

математики?

Кто уже догадался, о чем

пойдет речь сегодня на

уроке? Сегодня на уроке

мы будем учиться составлять

математические рассказы по

рисункам. А попали мы в

город, в котором живут

задачи.

Так называются на

математическом языке эти

рассказы.

Первый рассказ нужно

поместить в учебник

«Математика», так как в

нем есть вопрос, для

ответа на который нужно

выполнить вычисления.

Второй рассказ нужно

поместить в учебник

«Окружающий мир».)

Задача.

Ответы детей.

V. Изучение нового

материала.

Открываем учебник на стр.

52.

Тема нашего урока «Рассказы

по рисункам».

1. Составление рассказов по

рисункам в учебнике.

Задание № 1 .

Что мы с вами делали?

2. Работа в паре. Составление

Дети открывают

учебник и ставят его на

подставку.

Регулятивные:

осуществлять решение

учебной задачи под

руководством учителя

через диалог.

Познавательные:

находить и выбирать

способ решения.

прогнозировать

результат вычисления.

8 минут.

На основном этапе урока

изучение нового

материала, мною была

использована

фронтальная работа.

Работа в паре.

задач по рисунку. Задание №

2.

Сейчас вам надо в паре с

соседом по парте составить

математический рассказ,

используя слова: было, стало

(осталось).

Вы должны договориться,

кто будет составлять первую

задачу, а кто – вторую задачу.

Как вы будете работать?

3. Проверка самостоятельной

работы.

Пара сообщает: «Мы готовы»

Пары рассказывают

математические рассказы.

Все ученики оценивают пару

веером настроения.

Молодцы!

Солнышко хвалит детей.

Слайд 14.

Составляли

математические

рассказы по рисункам.

Дружно.

Мы готовы

На стоянке стояло 2

машины. Подъехала ещё

1 машина. Сколько

машин стало?

На дереве сидели 4

снегиря. К ним прилетел

ещё 1. Сколько

снегирей стало?

У мальчика было 6

шаров. 1 улетел. Сколько

шаров осталось?

использовать

математическую

терминологию .

Раз подняться, потянуться.

Два согнуться,

разогнуться,

Три в ладоши 3 хлопка.

На 4 руки шире.

Пять руками помахать.

А на шесть за парту тихо

сесть.

Дети встают и

выполняют

физминутку.

VII. Первичное

закрепление.

Работа в рабочих тетрадях

(стр. 40).

Самостоятельная работа.

А сейчас каждый сам

должен выполнить задание,

которое я прочитаю.

Проверка самостоятельной

работы.

Закрепление изученного

материала.

Наше путешествие подходит

к концу. Нам пора

возвращаться.

Автобусы давно уехали и

нам придётся идти пешком.

Мы пойдём короткой, но

опасной дорогой. Поэтому

нужно быть очень

внимательными и

аккуратными. Учитель читает

задание.

Задание № 2 на стр. 41.

Оцените свою работу

веером.

Дети слушают задание и

выполняют задание

самостоятельно.

Веер настроения.

Коммуникативные:

умение выражать свои

мысли полно и точно.

Познавательные:

Умение распознавать

задачу.

7 минут. На этом этапе

проводится первичное

закрепление умения

узнавать составные части

задачи.

По ответам детей, по

записям в тетрадях

прослеживается результат

достижения цели урока.

А теперь откроем волшебную

дверь и окажемся в классе.

Задание № 3.

Молодцы. Похлопали себе и

друзьям.

Задание № 5

Чтобы закрылась за нами

волшебная дверь, надо

выполнить задание 5.

Что будете делать?

Дети выполняют № 5.

(Смотри, пиши и рисуй).

Прописывают цифры 1и

2, узор.

Что мы с вами делали? Мы

научились это делать?

Что вам особенно

понравилось? Как вы

преодолели обратный путь.

Оцените себя. Справились с

трудностями дороги?

Регулятивные:

оценивать свою работу.

3 минуты.

Проведена рефлексия с

целью умения оценивать

свою деятельность.

Что для себя каждый взял из

этого путешествия? Чему

научились?

Спасибо за урок!

Молодцы!

Открытый урок в классе на тему:

«Рассказы по рисункам»

МОУ СОШ № 10

Холодкова Ирина Николаевна

Тема урока: «Составление задач по рисунку»

Цели урока: через сравнение и наблюдение познакомить с задачами , учить составлять математические рассказы по

рисунку.

Тип урока: открытие нового знания

Задачи урока:

Предметные УУД:

в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться называть числа в порядке их следования при счёте;

вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10; распознавать фигуры: треугольник, круг, квадрат;

уметь составлять задачи по рисунку,

Личностные УУД:

формировать положительное отношение к школьной и учебной деятельности, к изучению математики,

формировать представление о значении математики в жизни человека,

формировать способность к самооценке.

Регулятивные УУД:

формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,

формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками

результат своих действий.

овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных

ошибок,

высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

формировать умение осуществлять анализ, сравнение объектов,

под руководством учителя осуществлять обобщения, выводы (подведение под понятие),

строить небольшие математические высказывания в устной форме,

уметь ориентироваться в своих знаниях, отличать новое от уже известного с помощью учителя,

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроке.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, понимать задаваемые вопросы, выражать свою точку зрения.

Оборудование: карточки с цифрами , веер цифр, тетради, презентация, светофоры .

Ход урока.

I. Организационный момент.

Дети

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Учитель.

Продолжаем наше путешествие по стране Математика. Вчера мы побывали в городе Геометрических фигур. А

сегодня нас ожидает дальняя дорога. Проверим готовность к дальней дороге.

II. Актуализация знаний.

Устный счёт.

Нам предстоит поездка на автобусах. Но до них нужно добежать и не опоздать. В этом нам поможет числовой ряд.

1. Счёт до 20 и обратно. (Карточки над доской).

2. Слайд 3. Счет до 10 (Чётные, нечётные числа).

3. Слайды 4 6.

Посадка в автобусы (Числа собери и считай до 10).

3 автобуса по1 на каждый ряд.

4. Прочитай маршрут и не отставай в пути.

Работа с веером цифр. Слады 7 — 11.

5. Ковёр из геометрических фигур.

Слайд 12. «Какую фигуру потеряли?»

Молодцы!

Добрались до места назначения. Из автобусов выходим.

3. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

+ физминутка для глаз.

4. Слайд 13.

Составь рассказ по рисунку.

III. Самоопределение к деятельности.

Послушайте два рассказа и сравните их.

1. На базаре купили 2маленьких кроликов и 1 большого кролика. Сколько всего кроликов купили?

2. На базаре купили 2маленьких кроликов и 1 большого кролика. Животных привезли домой.

как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой – в учебник

«Окружающий мир»? (Первый рассказ нужно поместить в учебник «Математика», так как в нем есть вопрос, для

ответа на который нужно выполнить вычисления. Второй рассказ нужно поместить в учебник «Окружающий

мир».)

Кто скажет, как называется первый рассказ на языке математики? (Задача)

Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей)

Сегодня на уроке мы будем учиться составлять математические рассказы по рисункам. А попали мы в город , в

котором живут задачи.

Так называются на математическом языке эти рассказы.

4. Работа по теме урока.

Работа с новым материалом.

Открываем учебник на стр. 52.

Тема нашего урока «Рассказы по рисункам».

2. Составление рассказов по рисункам в учебнике.

Задание № 1 .

Что мы с вами делали? ( Составляли математические рассказы по рисункам.)

2. Работа в паре. Составление задач по рисунку. Задание № 2.

Сейчас вам надо в паре с соседом по парте составить математический рассказ, используя слова: было, стало (осталось).

Вы должны договориться, кто будет составлять первую задачу, а кто – вторую задачу.

Как вы будете работать? (Дружно).

3. Проверка самостоятельной работы.

Пара сообщает: «Мы готовы».

Пары рассказывают математические рассказы.

Все ученики оценивают пару веером настроения.

Молодцы!

Солнышко хвалит детей. Слайд 14.

VI. Физминутка.

VII. Работа в рабочих тетрадях (стр. 40).

Самостоятельная работа.

А сейчас каждый сам должен выполнить задание, которое я прочитаю.

Проверка самостоятельной работы.

Закрепление изученного материала.

Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться. Автобусы давно уехали и нам придётся идти пешком.

Мы пойдём короткой, но опасной дорогой. Поэтому нужно быть очень внимательными и аккуратными. Учитель читает

задание.

Задание № 2 на стр. 41.

Оцените свою работу веером. А теперь откроем волшебную дверь и окажемся в классе.

Задание № 3.

Молодцы. Похлопали себе и друзьям.

Задание № 5

Чтобы закрылась за нами волшебная дверь, надо выполнить задание 5.

Что будете делать?

Дети выполняют № 5. (Смотри, пиши и рисуй).

VIII. Рефлексия.

Что мы с вами делали? Мы научились это делать?

Что вам особенно понравилось? Как вы преодолели обратный путь.

Оцените себя. Справились с трудностями дороги?

IX. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Цель: Создать условия, способствующие
формированию у детей навыка составления
математических рассказов по выражению.

Задачи:

Развивать навык составления
математических рассказов, опираясь на жизненный
опыт.

Развивать логическое мышление, творческое
воображение; усиление эффективности учебного
процесса, организованного в группах, большая
контактность и лабильность в группах,
организация работы учебных групп как в поиске
общего решения проблемы внутри группы, так и во
взаимном общении групп.

Оборудование: Счетные палочки, числовой луч,
И.И. Аргинская. Математика, часть 5, карточки с
математическими выражениями.

Ход урока.

І. Организационный момент.

— Сегодня на уроке мы с вами будем учиться
составлять математические рассказы по
выражениям.

ІІ. Чистописание.

— Откройте рабочие тетради. Прочитайте числа
записанные там.

(21, 73, 58, 92, ….)

— Пропишите строчку написанных у каждого чисел
и оцените аккуратность своей работы на шкале.

(После прописывания цифр ученики оценивают
аккуратность выполненной работы на шкале).

— Какие цифры использованы в записи вашего
числа?

(2 и 1; 7 и 3; 5 и 8; 9 и 2; ….)

ІІІ. Устный счет.

Учитель читает задачи в стихах, дети записывают
получившиеся ответы в тетради.

Два ученика записывают ответы для проверки на
обратной стороне доски.

Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди? (пять)

Лебеди у нас в пруду,
Я поближе подойду:
Черных три и белых пять
Кто успел их сосчитать?
Запишите поскорей
Сколько было лебедей? (восемь)

Как-то раз в лесу густом
Ёж построил себе дом.
Пригласил лесных зверей,
Сосчитай их поскорей:
Два зайчонка, два лисёнка,
Три весёлых медвежонка. (семь)

Дядя Ёжик в сад зашёл,
Десять спелых груш нашёл
Семь из них он дал ежатам,
Остальные же зайчатам.
Сколько груш Ёж дал зайчатам? (три)

Дети сверяют свои ответы с ответами работавших
у доски учеников. Оценивание правильности работы
соседа по парте на шкале.

— Какой текст отличается от других? Почему?

(Последний, потому что в этом выражении мы
находим разность, а в остальных- сумму).

IV. Физминутка.


Мы решали, мы считали,
Что- то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем
Раз, два, три.
Ручками похлопаем
Раз, два, три.
Все присядем,
Быстро встанем,
Улыбнёмся,
Тихо сядем.

V. Работа в группах. Составление математических
рассказов по математическим выражениям.

На доске записаны выражения:: 3 + 4 7 – 2 1 + 4 8 – 1 9 — 4
5 + 2

— Прочитайте записанные выражения.

(Сумма чисел три и четыре; разность чисел семь и
два; первое слагаемое один, второе слагаемое
четыре; разность чисел восемь и один; разность
чисел девять и четыре; сумма чисел пять и два).

— Какое задание можно выполнить, используя эти
выражения? Работая в группе, предложите свое
задание

(Распределить на две группы).

1 группа: по значению выражений

3 + 4 = 7

7 – 2 = 5

8 – 1 = 7

9 – 4 = 5

5 + 2 = 7

1 + 4 = 5

2 группа: на суммы и разности.

3 + 4

7 – 2

1 + 4

8 – 1

5 + 2

9 – 4

Ответы детей из других групп совпадали с
предыдущими.

— Подумайте и составьте математический рассказ
к выражениям на нахождение суммы в группе.

(1- й ученик: У Тани было три
красных шара и четыре синих. Всего у неё было семь
шаров.

2- й ученик: На клумбе росла одна
белая роза и четыре желтые розы. Всего было пять
цветов.

3- й ученик: У Вани было пять
карандашей, а у Саши два. Всего у мальчиков семь
карандашей и др.).

— Подумайте и составьте математический рассказ
к выражениям на нахождение разности в группе.

(1- й ученик: На ветке сидело семь
снегирей, два улетели. Осталось пять птиц.

2- й ученик: В вазе лежало восемь
конфет, Рома съел одну. В вазе осталось семь
конфет.

3- й ученик: На пристани стояло
девять кораблей, четыре уплыли в море. У причала
осталось пять кораблей и др.)

В группе дети оценивают работу по следующим
критериям:

— дружная работа;

— правильность составления задач.

VI. Физминутка.

Ваня шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок,
Два грибок,
Три грибок-
Положил их в кузовок.

VII. Работа с разрезным материалом по тетради И.И.
Аргинской. Математика

часть 5.

— Откройте учебник математики с разрезными
картинками на странице 15. Как Вы думаете из какой
сказки эта картинка?

(Лиса и заяц).

— Давайте найдем значение выражений, написанных
на обратной стороне, по числовому лучу и составим
картинку, пользуясь таблицей на обложке.

Пользуясь числовым лучом дети находят значения
выражений, разрезают по частям иллюстрацию и
прикладывают на первую таблицу обложки.

-Кто из Вас придумает математический рассказ по
этой картинке?

(В ледяном домике жила одна лиса, а лубяном
домике жил один заяц. Всего на полянке жили двое
зверей).

VIII. Итог урока.

— Чем занимались на уроке?

(Составляли математические рассказы и
выполняли задания с выражениями).

— Кому сегодня на уроке было интересно?

-Кто испытывал затруднения?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти импорт в экономике
  • Dark souls 2 как найти локацию
  • Как составить ответ на апелляционную жалобу в суд
  • Как найти банк на карте гта 5
  • Как найти объект исследования в проекте