Как составить математическую модель текстовой задачи

Текстовые задачи — это одни из самых нелюбимых заданий, особенно у учеников старших классов, потому что чем дальше, тем запутаннее становится условие, тем сложнее становится составить уравнение и верно решить задачу. Но, как и в любой теме в математике, чтобы уверенно решать сложные задачи, необходимо разобраться с самыми основными приемами.

Разберем эти задачи с самого начала. Текстовая задача состоит из условия, в котором описана некоторая ситуация, и вопроса, на который нужно дать ответ.

Пример:

Решение любой текстовой задачи можно разделить на несколько основных этапов:

  • Работа с условием
  • Составление математической модели
  • Проверка ответа

Работа с условием

Для облегчения работы с условием полезно использовать иллюстрацию или моделирование. Это может быть краткая запись условия математически или словесно. Также это может быть дополнительный рисунок или таблица.

Пример: Петя выше Коли, Сережа ниже Коли. Кто выше?

Иллюстрация:

Из рисунка сразу понятен ответ: Петя выше всех.

Пример.

Два поезда идут навстречу друг другу. Скорость одного из них 45 км/ч, скорость другого — 55 км/ч. Сейчас между ними 200 км. Через сколько часов они встретятся?

Иллюстрация:

Пусть х часов — время движения обоих поездов, тогда по рисунку видно, что первый проедет 45х км, а второй — 55х км.

Составим математическую модель:

45х + 55х = 200

100х = 200

х = 2 ч

Ответ: 2 ч.

Для составления уравнения по условию задачи используются различные приемы, в зависимости от данной в условии зависимости величин.

Математическая модель

Математика, в частности, занимается тем, что описывает различные реальные ситуации на математическом языке. В таблице приведены различные ситуации и их математические модели.

x — число девочек

y — число мальчиков

Реальная ситуация Математическая модель
В классе поровну мальчиков и девочек   $ { x=y} $
Девочек на 5 больше, чем мальчиков   $ { x=y+5, ; или; x-y=5,; или; x-5=y} $
Мальчиков в 2 раза больше, чем девочек   $ { y=2x, ; или; frac{y}{2}=x,; или; frac{y}{x}=2} $
Если в класс перейдут 3 мальчика, то девочек станет в два раза больше   $ { y=2(y+3)} $

Алгебраическая зависимость

Такая зависимость выражается в словах: выше/ниже, больше/меньше, дороже/дешевле, длиннее/короче и т. д.

При составлении уравнения особое значение играют используемые предлоги: «в» и «на».

Пример: Петя выше Коли на 20 см, Сережа ниже Коли на 10 см. На сколько см Петя выше Сережи?

Решение: Пусть П — рост Пети, К — рост Коли, С — рост Сережи.

Кстати, обратите внимание на этот приём — выбирать «говорящие» переменные, а не безликие иксы и игреки, чтобы не запутаться при работе с уравнением.

Выразим рост мальчиков.

Петя выше Коли на 20 см: П – 20 = К

Сережа ниже Коли на 10 см: К = С + 10

Подставим в первое уравнение рост Коли: П – 20 = С + 10

Нам нужно найти, на сколько см Петя выше Сережи: П – С

П – 20 = С + 10

П – С = 20 + 10

П – С = 30

Получаем, что Петя выше Сережи на 30 см.

Пример: На уроке труда ученики делали снежинки. Всего было сделано 12 снежинок. Маша сделала в два раза больше снежинок, чем Коля. Коля сделал на 4 снежинки меньше, чем Рома. Сколько снежинок сделала Маша?

Решение:

Пусть М — количество снежинок, которое сделала Маша, К — снежинки Коли, Р — снежинки Ромы.

Маша сделала в два раза больше снежинок, чем Коля: К = М/2

Коля сделал на 4 снежинки меньше, чем Рома: Р = К + 4 = М/2 + 4

Вместе ребята сделали 12 снежинок: М + К + Р = 12

Подставим все выраженные через М значения: М + М/2 + М/2 + 4 = 12

М = 4.

Маша сделала 4 снежинки.

Процентная зависимость

С процентами нам постоянно приходиться сталкиваться в повседневной жизни. “Скидка 30%”, “Кредит без процентов за 5 минут”, “Арендная плата выросла на 12%” — со всех сторон на нас сыпятся рекламные слоганы и призывы. Но что же значит это таинственное слово “проценты”? И как ими оперировать?

Сегодня мы с вами дадим определение процентов, поймём, как находится процент от некоторого числа, как можно найти одно количество процентов, уже зная другое. И, конечно, рассмотрим каждый из этих случаев на конкретном примере.

Как кирка у каменщика, камертон у настройщика или световой меч у Джедая, в математике тоже существуют свои инструменты, нужные для выполнения тех или иных операций. И проценты как раз и являются таким удобным инструментом. Нужны они для нахождения части от чего-то. Вообще говоря, звучит похоже на определение дроби. И действительно, проценты очень тесно связаны с дробями, по сути, основываясь на них.

Так что же такое один процент?

Процент — это всегда доля какого-то числа.

100% — все число

50% — половина

25% — четверть

Чтобы найти 1%, необходимо поделить всё число на 100.

Пример:

Есть 100 яблок.

$ 1% ;от ;всех ;яблок; –frac{100}{100} = 1 ;яблоко. $

Есть 200 груш

$ 1% ;от ;всех ;груш; –frac{200}{100} = 2 ;груши. $

Для работы с процентами используется пропорция, в которой в одном столбце записываются реальные значения, в другом — соответствующие проценты.

Пример:

200 груш — 100 %

2 груши — 1 %

Пропорция отражает зависимость величин. По-другому это можно записать в виде двух дробей.

$ frac{200}{2}=frac{100}{1} $

Исходя из правил работы с дробями, получаем правила работы с пропорцией.

1. Внутри одной дроби можно сокращать значения.

2. Произведение накрест лежащих значений равно: 200 · 1 = 2 · 100

Эту тему мы еще подробно пройдем на курсе.

Рассмотрим несколько примеров работы с процентами в текстовых задачах.

Ситуация при работе с процентами усложняется, когда изначально нам известен не 1%, а несколько — например, 20. А требуют найти какое-нибудь неудобное число процентов

Пример: 38% населения деревни — это 76 человек. Сколько человек составляет 15% от общего населения?

Так как мы не можем сразу найти 15%, то нам вначале понадобится сделать промежуточный шаг — найти 1%. Если 38% — это 76 человек, то, разделив на 38, мы получим так нужный нам 1%. 38% = 76 человек ⇒1% = 2 человека. Тогда 15% = 30 человек

Но неугомонные математики не остановились и на этом. Что будет, если мы возьмём процент от какого-то числа, вычтем или прибавим к начальному числу, а затем снова возьмём то же количество процентов?

Пример: В 2010 дом стоял 2 тысячи рублей. В 2011 его цена увеличилась на 20%, а в 2012 — ещё на 20%. Сколько дом стоил к концу 2012 года?

На примере этой задаче мы посмотрим не только на то, как нужно брать проценты от разных величин, но и как переводить проценты в дроби. Решим её двумя способами:

Способ 1 Для начала давайте выясним, сколько стоил дом в 2011. Его стоимость увеличилась на 20%, т.е. на 400 рублей (1% = 2000:100 = 20, 20% = 400) и стала, соответственно, равна 2400. Теперь нам нужно узнать, сколько он стал стоить в 2012. Важно! Сейчас мы будем брать 20% от новой цены, т.е. той, которая была на дом в 2011 году. Если 1% = 2400:100 = 24, то 20% = 480, то есть новая цена в 2012 году — 2400 + 480 = 2880

Способ 2 Если 1% — это 0,01 от чего-то, то 20% — это 0,2. Тогда 20% от первоначальной цены это 2000⋅0,2 = 400, и цена на дом в 2011 году стала 2400. Теперь находим 20% от новой стоимости 2400⋅0,2 = 480 и итоговую стоимость в 2012 году: 2400 + 480 = 2880

Отлично! Итак, мы не только узнали, что такое проценты, как можно с ними обращаться, но и выяснили, как можно брать проценты от разных величин и как сопоставлять проценты с дробями. Больше интересных фактов и приёмов работы с процентами вы узнаете в процессе курса.

Также текстовые задачи могут быть посвящены прогрессиям, производительности, темпу — обо всем этом мы поговорим на нашем курсе. А сейчас приступайте к задачам для тренировки.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧАХ.

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Суслова Д.А. 1


1МОУ «Темповская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение.

Текстовые задачи – одни из самых сложных задач в школьном курсе математики. Алгебраический метод решения не всегда бывает удобным для решения задач подобного типа — нередко бывает сложным выбрать нужную неизвестную величину так, чтобы решение было максимально простым и понятным.

С каждым годом текстовые задачи в школьном курсе математики усложняются, причем времени на совершенствование решений этих задач практически не выделяется. И если раньше их решение не вызывало особых затруднений, то теперь с этим могут возникнуть некоторые трудности. Поэтому решить задачу стандартным способом вряд ли получится. Решая одну из текстовых задач, я решила обратиться к математическому моделированию.

Для того чтобы устранить эти трудности, я решила рассмотреть другие возможные методы решения этих задач, а в частности задач на движение по окружности. Предметом моего исследования является математическое моделирование, как процесс, без которого, на мой взгляд, решение подобных задач будет наиболее трудоемким или даже невозможным.

Цель моей работы – рассмотреть основные виды математических моделей, применяемых к решению математических задач, и выбрать наиболее оптимальные к конкретной из них. К постановке этой цели меня привела следующая проблема: в современном мире, насыщенном информацией, необходимо умение представлять информацию в доступном (упрощенном) виде с целью достижения результата (решения задачи).

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать научно-учебную литературу по теме работы.

  2. Рассмотреть процесс математического моделирования и этапы создания модели для конкретной задачи.

  3. Рассмотреть этапы создания математической модели.

  4. Научиться составлять математические модели различного типа.

  5. Выявить оптимальный метод математического моделирования для решения конкретной задачи (подобрать оптимальные модели для решения определённого типа задач).

Гипотеза: Существует универсальная математическая модель, с помощью которой можно решить любую текстовую задачу.

Объект исследования: текстовые задачи различного типа.

Методы исследования: анализ, аналогия, обобщение, прогнозирование, эксперимент.

Основная часть.

Глава I. Что такое математическая модель?

1.1 Краткая теоретическая справка.

Заинтересовавшись математическим моделированием, я проанализировала литературу, подробно описывающую данный метод. Существуют различные трактовки и классификации этого понятия. Я остановилась на учебном пособии [1] И.А. Печерских и А.Г. Семенова, которые дают следующее определение математической модели:

Математическая модель представляет собой формализованное описание системы на некотором абстрактном языке, например, в виде совокупности математических соотношений, т. е. такое математическое описание, которое обеспечивает имитацию работы систем или устройств на уровне, достаточно близком к их реальному поведению. Любая математическая модель описывает реальный объект, явление или процесс с некоторой степенью приближения к действительности. Целью математического моделирования является анализ реальных процессов математическими методами.

1.2 Этапы математического моделирования.

  1. Постановка задачи.

На этом этапе требуется четкое понимание поставленной задачи.

  1. Изучение теоретических основ и сбор информации об объекте оригинала.

На этом этапе подбирается или разрабатывается подходящая теория

  1. Формализация.

Заключается в выборе системы условных обозначений.

  1. Выбор метода решения.

На этом этапе устанавливаются окончательные параметры моделей с учетом условия функционирования объекта.

  1. Реализация модели.

Выполнятся построение математической модели (строится график, таблица, рисунок или эскиз, граф) и решается задача исходя из новых условий.

  1. Анализ полученной информации.

Сопоставляется полученное и предполагаемое решение.

7. Проверка адекватности реальному объекту.

Результаты, полученные по модели, сопоставляются с условиями исходной задачи.

Глава II. Применение моделирования к решению задачи.

Для достижения поставленной цели я составила несколько математических моделей, и постаралась к решению одной задачи (на движение по окружности) применить этот метод.

Задача.

Два мотоциклиста стартуют одновременно в одном направлении из двух диаметрально противоположных точек круговой трассы, длина которой равна 18 км. Через сколько минут мотоциклисты поравняются в первый раз, если скорость одного из них на 25 км/ч больше скорости другого?

Данную задачу решим с помощью математических моделей:

1. Таблица.

2. «Математический маятник».

3. Графическая модель.

2.1 Таблица – математическая модель, которая помогает упорядочить все данные в задаче для более удобного восприятия.

(Приложение 1. Таблица. Стр. 14.)

Решение.

Пусть x кмч – скорость первого мотоциклиста, тогда скорость 2-го мотоциклиста (x + 25) км/ч. Пусть первый раз мотоциклисты поравняются через t часов. Для того, чтобы мотоциклисты поравнялись, более быстрый (то есть второй ) должен преодолеть изначально разделяющее их расстояние, равное половине длины всей трассы ( т.к. мотоциклисты расположены в диаметрально противоположных точках )

( x + 25 )t — xt = 9

tx + 25t – tx = 9

25t = 9

t = 21,6 (минут)

Ответ: 21,6 минут.

2.2 «Математический маятник».

Математическим маятником [2] называют тело небольших размеров, подвешенное на тонкой нерастяжимой нити, масса которой пренебрежимо мала по сравнению с массой тела. Математический маятник имеет следующие характеристики: период, частота колебаний, количество колебаний и длина нити, но для решения этой задачи я остановилась на двух из них: период частота. Если связать эти величины со скоростью, временем и расстоянием, то задачу на движение по окружности можно будет решать с помощью формул, которые свойственны математическому маятнику.

T – период — это время, затраченное на один круг.

ʋ – частота колебаний – это величина обратная периоду.

Составим математическую модель.

(Приложение 2. «Математический маятник». Стр.14).

Пусть х км/ч – скорость первого мотоциклиста, тогда скорость второго мотоциклиста (х+25) км/ч. Длина всей трассы 18 км.

Т1 = время, затраченное 1-ым мотоциклистом на прохождение полного круга (период).

Т2 = время, затраченное 2-ым мотоциклистом на прохождение полного круга (период).

Для того чтобы мотоциклисты поравнялись в первый раз их частоты должны совпасть, значит:

– частота первого мотоциклиста.

– частота второго мотоциклиста.

Тогда разность – частота с которой будут происходить встречи при старте из одной точки.

Так как мотоциклисты расположены в диаметрально противоположных точках, то частота увеличится в 2 раза:

Тогда (ч) = 21,6 (мин.)

Ответ: 21,6 мин.

2.3 Графическая модель.

Графики законов, которые описывают зависимость S от t, строятся в системе координат SOt. Поскольку t > 0 и S > О, то построения выполняются в первой координатной четверти.

График движения тела по окружности можно заменить графиком движения по прямой. Обход телом окружности и возвращение в исходную точку равносильны достижению телом на прямой точки, удаленной от начальной на расстояние S0, равное длине окружности.

Изобразим схематически в системе SOt движение мотоциклистов.

Так как все величины положительны, то достаточно рассмотреть графики в первой четверти.

Пусть x ч – время, за которое первый мотоциклист догнал второго, y км – путь, пройденный вторым мотоциклистом до момента встречи с первым. Решение сводится к решению геометрической задачи.

(Приложение 3. Графическая модель. Стр. 15)

Ответ: 21, 6 минуты.

На примере решения данной задачи были выявлены следующие преимущества решения задач с помощью геометрической модели: наглядность, оперативность, простота решения.

Глава 3. Выявление оптимальных моделей для решения конкретных

задач.

3.1 Задачи на совместную работу.

Задачи подобного типа удобнее всего решать с помощью таблицы, потому что производительность, объем работы и время на выполнение всей работы можно легко связать со скоростью, временем и расстоянием. Роль скорости выполняет производительность труда, роль расстояния – вся работа, время выполняет свою роль.

Задача.

Двое рабочих, работая вместе, могут выполнить производственное задание за 40 дней. За сколько дней может выполнить задание каждый из них, работая самостоятельно, если одному из них для этого надо на 18 дней больше, чем другому?

Решение:

Примем весь объем работы за единицу. Пусть 2-ой рабочий, работая самостоятельно, может выполнить все задание за x дней, тогда 1-ый — за (x+18) дней.

(Приложение 4. Таблица. Стр. 15)

Вместе за 1 день рабочие выполняют задания. За 40 дней рабочие выполнят всю работу. Составим уравнение:

40× ( ) = 1

Второй корень не подходит по смыслу задачи (так как время не может быть отрицательным числом). Значит, 2-ой рабочий, работая самостоятельно, может выполнить всю работу за 10 дней, а 1-ый — за 10+9=19 дней.

Ответ: 10 дней, 19 дней.

3.2 Задачи на движение.

Задачи на движение по прямой удобнее всего решать с помощью графической модели.

Задача: Два пешехода вышли одновременно из своих сел W и C навстречу друг другу. После встречи первый шел 25 минут до села C, а второй шел 16 минут до села W. Сколько минут они шли до встречи?

(Приложение 5. Графическая модель. Стр. 16)

Решение:

Пусть ОЕ расстояние между сёлами W и C. OD — график движения первого пешехода ( который шёл медленнее), а EF – график движения второго. М – место встречи.

1) ∆ MND~∆MPO,

2) ∆MNE~∆MPF,

3)

4) => что t = 20 (мин.)

Ответ: 20 мин.

3.3 Задачи на движение по окружности.

Два велосипедиста стар­ту­ют од­но­вре­мен­но в одном на­прав­ле­нии из двух диаметрально противоположных точек кру­го­вой трас­сы, длина ко­то­рой равна 14 км. Через сколь­ко минут мо­то­цик­ли­сты по­рав­ня­ют­ся в пер­вый раз, если ско­рость од­но­го из них на 21 км/ч боль­ше ско­ро­сти дру­го­го?

Решение:

Используя модель «математического маятника», описанного выше, задача решается практически устно.- частота с которой будут происходить встречи при старте из одной точки.

Так как мотоциклисты расположены в диаметрально противоположных точках, то частота увеличится в 2 раза:

Тогда (ч) = (ч) = 20 (мин.)

Ответ: через 20 минут.

С помощью этой модели можно также быстро решать задачи, в которых отставание составляет не половину трассы, а конкретное расстояние. Решим эту же задачу, изменив в ней условие.

Два велосипедиста стар­ту­ют од­но­вре­мен­но в одном на­прав­ле­нии из двух точек кру­го­вой трас­сы, расстояние между которыми равно 3 км. Длина трассы равна 14 км. Через сколь­ко минут мо­то­цик­ли­сты по­рав­ня­ют­ся в пер­вый раз, если ско­рость од­но­го из них на 21 км/ч боль­ше ско­ро­сти дру­го­го?

Решение: Задача будет иметь 2 решения в зависимости от направления

движения по круговой трассе.

Составим математическую модель (для данной задачи их будет две).

(Приложение 6. «Математический маятник». Стр. 16)

В первом случае решение будет таким:

— частота, с которой будут происходить встречи при старте из одной точки. – часть периода (отставание), тогда

∙ = 7; тогда Т = (ч).

Во втором случае

— частота, с которой будут происходить встречи при старте из одной точки. – часть периода (отставание), тогда

=∙ = ; тогда Т = (ч).

Ответ: через часа; или через часа.

Таким образом, модель «Математический маятник» подходит для решения задач на движение по окружности. Применение такого способа решения значительно сокращает время на решение задачи, что позволит при выполнении контрольных работ и на экзамене увеличить время на решение более трудных задач.

Заключение.

В результате исследования были получены следующие результаты:

  1. Был изучен процесс математического моделирования и этапы создания модели для конкретной задачи.

  2. В ходе исследования была опровергнута гипотеза, о существовании универсальной математической модели для решения всех типов задач.

  3. Я научилась составлять математические модели различного типа.

  4. Были выявлены оптимальные математические модели для решения конкретной задачи.

Я думаю, что за моделированием – будущее. Умение составлять математические модели сможет помочь в решении задач из различных отраслей науки, а также жизненных задач. Хочется отметить, что решение задач с применением моделирования активизирует мыс­лительную деятельность, помогает лучше по­нять задачу, самостоятельно найти рациональный путь ее решения, установить подходящий способ проверки, определить условия, при которых задача имеет (или не имеет) решения. Работа с моделью по­зволяет яснее увидеть зависимости между данными и искомыми величинами, оценить задачу в целом, продемонстрировать разные варианты решения.

Библиографический список.

1. Рецензенты Черкасов В.С., кандидат физ.-мат. наук, доцент;

Чуешев А.В., кандидат физ.-мат. наук, доцент; Печерских, И.А. П 31 Математические модели в экономике: учебное пособие / И.А. Печерских, А.Г. Семенов; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2011. – 191 с.

2. Перышкин, А. В.

П27 Физика. 9 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / А. В.

Перышкин, Е. М. Гутник. – 14-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009, – 300,

с, : ил, ; 1 л, цв. Вкл.

3. http://www.pedsovet.info/info/pages/referats/inf_00002.htm

Приложения

Приложение 1. Таблица

 

V (км/ч)

t (ч)

S (км)

1-ый мотоциклист

X

t

xt

2-ой мотоциклист

(х+25)

t

( x + 25 )t

Приложение 2. «Математический маятник».

Приложение 3. Графическая модель.

18

A

O

y

D

9

C

t

x

Приложение 4. Таблица.

 

Производительность труда

Время работы

Работа

1-ый рабочий

ч/день

(x+18) дней

1часть

2-ой рабочий

ч/день

 

1часть

Приложение 5. Графическая модель.

25 минут

Приложение 6. «Математический маятник».

1) 2)

х

х

х+21

х+21

25

Просмотров работы: 9076

Текстовая
задача – это словесная модель некоторого
явления (ситуации, процесса). Чтобы
решить такую задачу, надо перевести ее
на язык математических действий, т.е.
построить математическую
модель.

Вообще,
математическая
модель – это описание какого-либо
реального процесса на математическом
языке.

Математической
моделью текстовой задачи является
выражение
(либо запись по действиям), если задача
решается арифметическим методом, и
уравнение
(либо система уравнений), если задача
решается алгебраическим методом.

В
процессе решения задачи четко выделяются
три этапа математического моделирования:

1
этап

– это перевод условий задачи на
математический язык; при этом выделяются
необходимые для решения данные и искомые
и математическими способами описываются
связи между ними;

2
этап

– внутримодельное решение (т.е. нахождение
значения выражения, выполнение действий,
решение уравнения);

3
этап

– интерпретация, т.е. перевод полученного
решения на тот язык, на котором была
сформулирована задача.

Проиллюстрируем
сказанное на примере решения алгебраическим
методом следующей задачи: «В одном
вагоне электропоезда было пассажиров
в 2 раза больше, чем в другом. Когда из
первого вагона вышли 3 человека, а во
второй вагон вошли 7 человек, то в обоих
вагонах пассажиров стало поровну.
Сколько пассажиров было в каждом вагоне
первоначально?»

Обозначим
через х первоначальное число пассажиров
во втором вагоне. Тогда число пассажиров
в первом вагоне – 2х. Когда из первого
вагона вышли 3 человека, в нем осталось
2х – 3 пассажира. Во второй вагон вошли
7 человек, значит, в нем стало х + 7
пассажиров. Так как в обоих вагонах
пассажиров стало поровну, то можно
записать, что 2х – 3 = х + 7. Получили
уравнение – это математическая модель
данной задачи.

Следующий
этап – решение полученного уравнения
вне зависимости от того, что в нем
обозначает переменная х: переносим в
левую часть члены уравнения, содержащие
х, а в правую – не содержащие х, причем
у переносимых членов знаки меняем на
противоположные: 2х – х = 7 + 3. Приводим
подобные члены и получаем, что х = 10.

Последний,
третий этап – используем полученное
решение, чтобы ответить на вопрос задачи:
во втором вагоне было первоначально 10
человек, а в первом – 20 (10·2=20).

Наибольшую
сложность в процессе решения текстовой
задачи представляет перевод текста с
естественного языка на математический,
т.е. 1 этап математического моделирования.
Чтобы облегчить эту процедуру, строят
вспомогательные модели – схемы, таблицы
и др. Тогда процесс решения задачи можно
рассматривать как переход от одной
модели к другой: от словесной модели
реальной ситуации, представленной в
задаче, к вспомогательной (схемы, таблицы,
рисунки и т.д.); от нее – к математической,
на которой и происходит решение задачи.
Такой
подход к процессу решения задачи
разделяют и психологи. Они считают, что
процесс решения задачи есть сложный
процесс поиска системы моделей и
определенной последовательности
перехода от одного уровня моделирования
к другому, более обобщенному, что решение
задачи человеком есть процесс ее
переформулирования. При этом используется
такая операция мышления, как анализ
через синтез, когда объект в процессе
мышления включается во все новые связи
и в силу этого выступает во все новых
качествах. Главным средством
переформулирования является моделирование.

Прием
моделирования заключается в том, что
для исследования какого-либо объекта
(в нашем случае текстовой задачи) выбирают
(или строят) другой объект, в каком-то
отношении подобный тому, который
исследуют. Построенный новый объект
изучают, с его помощью решают
исследовательские задачи, а затем
результат переносят на первоначальный
объект.
Модели
бывают разные, и поскольку в литературе
нет единообразия в их названиях, уточним
терминологию, которую будем использовать
в дальнейшем.

Все
модели можно разделить на схематизированные
и
знаковые
по
видам
средств, используемых для построения
.

Схематизированные
модели
,
в свою очередь, делятся на вещественные
и графические
в
зависимости от того, какое действие они

обеспечивают.

Вещественные
(или
предметные) модели текстовых задач
обеспечивают физическое действие с
предметами.

Они могут строиться из каких – либо
предметов (пуговиц, спичек, бумажных
полосок и т. д.), они могут быть представлены
разного рада инсценировками сюжета
задач. К этому виду моделей причисляют
и мысленное воссоздание реальной
ситуации, описанной в задаче, в виде
представлений.

Графические
модели используются, как правило, для
обобщенного,

схематического
воссоздания ситуации задачи.

К графическим следует отнести следующие
виды моделей:

  1. рисунок;

  2. условный
    рисунок;

  3. чертеж;

  4. схематичный
    чертеж (или просто схема).

Разъясним
суть этих моделей на примере задачи:
«Лида нарисовала 4 домика, а Вова на 3
домика больше. Сколько домиков нарисовал
Вова?»

Рисунок
в качестве графической
модели

этой задачи имеет вид:

Л.

В.

?

Условный
рисунок

может быть таким, как на рисунке:

Л.

В.

?

Чертеж
как графическая модель выполняется при
помощи чертежных инструментов с
соблюдением заданных отношений.

Л.
1д.

В.

?

Схематический
чертеж (схема) может выполнятся от руки,
на нем указываются все данные и искомые.

4 д.

Л.

3 д.

В.

?

Знаковые
модели могут быть выполнены как на
естественном, так и на математическом
языке. К знаковым моделям, выполненным
на естественном языке, можно отнести
краткую запись задачи, таблицы. Например,
краткая
запись задачи

о домиках Лиды и Вовы может быть такой:

Л.
– 4 д.

В.
— ?, на 3 д. больше, чем

Таблица
как вид знаковой модели используется
главным образом тогда, когда в задаче
имеется несколько взаимосвязанных
величин, каждая из которых задана одним
или несколькими значениями. Пример
такой таблицы мы уже рассматривали.

Знаковыми
моделями текстовых задач, выполненных
на математическом языке, являются:
выражение, уравнение, система уравнений,
запись решения по действиям. Поскольку
на этих моделях происходит решение
задачи, их называют решающими
моделями
.
Остальные модели, все схематизированные
и знаковые, выполненные на естественном
языке, — это вспомогательные
модели,

которые обеспечивают переход от текста
задачи к математической модели.

Не
следует думать, что всякая краткая
запись или чертеж, выполненные для
данной задачи, являются ее моделями.
Так как модель – это своеобразная копия
задачи, то на ней должны быть представлены
все ее объекты, все отношения между
ними, указаны требования.
Для
большинства текстовых задач приходится
строить различные вспомогательные
модели. С одной стороны, эти модели
представляют собой результат анализа
задачи, но с другой – построение таких
моделей организует и направляет детальный
и глубокий анализ задачи.

Рассмотрим
процесс решения арифметическим методом
текстовой задачи о пассажирах в двух
вагонах.

Предварительный
анализ задачи позволяет выделить ее
объекты – это пассажиры в двух вагонах
поезда. О них известно, что: 1) В первом
вагоне в 2 раза больше пассажиров, чем
во втором. 2) Из первого вагона вышли 3
пассажира. 3) Во второй вошли 7 пассажиров.
4) В первом и втором вагонах пассажиров
стало поровну.

В
задаче два требования: 1) Сколько
пассажиров было первоначально в первом
вагоне? 2) Сколько пассажиров было
первоначально во втором вагоне?

Построим
графическую модель данной задачи в виде
схематического чертежа:

3 ч.

I

?
7 ч.

II

?

По
схеме сразу видно, что математическая
модель данной задачи имеет вид:

7+
3 – это число пассажиров во втором
вагоне, а (7 + 3) · 2 – это число пассажиров
в первом вагоне.

Произведя
вычисления, получаем ответ на вопрос
задачи: во втором вагоне было 10 пассажиров,
а в первом – 20 пассажиров.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

11.08.2021

Составление математической модели при решении текстовых задач

Татьяна Александровна Костина

Решение задач является наиболее трудной частью изучения математики для большинства детей. В этой статье приведу несколько примеров составления математических моделей. Данный способ для многих учащихся позволяет проще решать ряд текстовых задач.

Оценить




646

Содержимое разработки

Составление математической модели при решении текстовых задач

Решение задач является наиболее трудной частью изучения математики для большинства детей.

В этой статье приведу несколько примеров составления математических моделей. Данный способ для многих учащихся позволяет проще решать ряд текстовых задач. Примеры задач, представленные в данной работе, больше подойдут для учащихся 5, 6, 7 классов. Но данную методику можно освоить и для более сложных задач. Модель получается составлением из двух, трёх равенств одного. В некоторых случаях предварительно равенства составляются из неравенств. Это является увлекательным и мотивирует учащихся к работе. Составление подобных моделей можно использовать на элективных курсах по математике.

Во-первых, дадим понятие задачи и её структуры. Задача — вопрос, который требует решения посредством использования определенных умений, знаний и размышлений Задача — единство условия и цели. Условие задачи — сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекты, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношении между ними. Условие может быть достаточным, недостаточным, избыточным. Требование задачи — указание того, что нужно найти (в повелительной или вопросительной форме). Решить математическую задачу — найти такую последовательность математических действий, применяя которые к условию задачи, получим то, что требуется найти.

Основная особенность текстовых задач состоит в том, что в них не указывается прямо, какие именно действия должны быть выполнены для получения ответа на требование задачи.

Существуют различные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, практический и др. Чаще всего используется алгебраический метод решения, опираясь на следующую схему:

— выделить величины о которых идет речь в задаче и установить зависимость между ними

— ввести переменные

— с помощью введенных переменных и данных задачи составить уравнение или систему уравнений

— решить полученные уравнения или систему

— проверить найденные значения по условию задачи и записать ответ.

В данном случае можно обратиться к составлению математической модели задачи.

Математическая модель задачи — компактная запись условия задачи на языке математики с помощью математических символов: цифр, скобок, знаков действий. Различные задачи могут иметь одну и ту же математическую модель. Например, нам нужно посчитать расходы (Р) на покупки в магазине. Надо купить две булки (Б) и три пачки масла (М). Мы знаем цену булки (ЦБ) и цену масла (ЦМ). Легко можно записать:

Р = 2·ЦБ + 3·ЦМ

Вот эта запись и будет математической моделью расходов на наши покупки.

Для тренировки составления математической модели можно выполнить ряд следующих заданий:

  1. Переведите фразы на математический язык:

  1. Лена за сыр и колбасу заплатила 200 руб

  2. Часы стоят столько же, сколько ваза и подсвечник вместе

  3. Площадь треугольника и квадрата составляла 56 см кв

  4. Сумма двух чисел равна наименьшему трехзначному числу

  5. Если Виталий купит за 5 рублей шоколадку, то у него денег останется столько же, сколько сейчас у Павла

  6. Если переложить 8 ручек из одного пенала во второй, а затем 2 убрать из первого и положить ещё во второй 6 то число ручек в пеналах сравняется

  7. Перчатки дешевле сумки в 2 раза, поэтому за них заплатили на 500 рублей меньше, чем за сумку

  8. Если из второй канистры с бензином вылить половину первой, тогда в канистрах будет одинаковое количество бензина.

  1. Запишите неравенства и превратите их в равенства:

  1. Число А меньше числа В на 3

  2. Число В больше числа Г в 6 раз

  3. Пальто дороже шляпы в 4 раза

  4. Один кусок ленты дороже другого на 50 см

  5. Разница между периметром прямоугольника и периметром квадрата 28 см

  1. Из двух равенств получить одно:

    Р+Л=15

    А+С=В

    Р=К+Л

    Т+Е=52

    П=Ж+К

    К=Т+А

    С=К+Т

    Р+В=32

    Е=А+Б

    20=П+Т

  2. Запишите формулу с учетом условий

  1. Периметр треугольника F см. Одна его сторона — 4 см, другая сторона 7 см, третья сторона — Z см

  2. Периметр равностороннего треугольника равен 34 см

  3. Площадь прямоугольника равна 60 см2. Ширина на 13 см больше длины, которая равна Б см.

  1. Составьте задачу по математической модели

а) (Б-8)+Б=16d) М+5=(15-М)-5

в) (К+12) +2К=99е) (21-Б)+5=Б

с) (В+8)-10+В=50f) 5В-25=В+15

Задач в мире — бесконечное количество. Поэтому предложить чёткую пошаговую инструкцию по составлению математической моделилюбой задачи – невозможно.

Опираясь на схему решения алгебраических задач приведу примеры составления математических моделей задач разного типа:

  1. ПРОСТЕЙШИЕ ЗАДАЧИ. (Отношения«НА»и«В»)

За рубашку и галстук заплатили 1000 руб. Галстук дешевле рубашки на 300 руб. Сколько заплатили за галстук?

  1. Выделим величины, о которых идет речь в задаче

Рубашка-Р

Галстук-Г

2. Установим зависимость между ними из условия задачи

1. Р+Г=1000

2. Г<Р=300

  1. Для составления модели из неравенства запишем равенства

Р=Г+300

  1. Из двух равенств запишем одно

Р+Г=1000

Р=Г+300

Г+300+Г=1000

  1. Решим составленную модель

Г+300+Г=1000

2Г+300=1000

2Г=1000-300

2Г=700

Г=700:2

Г=350

Ответ: 350 р

  1. ЗАДАЧИ «ЕСЛИ БЫ КОГДА…»(Равенства)

В одной коробке вдвое больше карандашей, чем в другой. Когда в первую коробку добавили еще 12 карандашей, то в двух коробках стало 99 карандашей. Сколько карандашей было в каждой коробке?

В данном случае условие задачи представим в виде таблицы

Было

Стало

1 кор-Х к

Х =2У

Добавили 12 к

Х=2У+12

2 кор-У к

У

У

Всего

Х+У=99 к

Составим из двух равенств одно:

Решим составленную модель:

2У+12+У=99

3У=99-12

3У=87

У=29

29 к. было во 2 коробке

Х=2*29=58к было в 1 коробке

Ответ: 58 к. и 29 к.

  1. ТРИ СЛАГАЕМЫХ

Собрали 2100 кг картофеля и разместили его в трех хранилищах. В первое хранилище поместилось в 3 раза больше картофеля, чем во второе. В третье хранилище поместили 500 кг картофеля.Сколько картофеля разместили в первое хранилище?

Было

1 хранилище-Х кг

Х=3У кг

2 хранилище-Укг

Укг

3 хранилище- Z кг

500кг

Всего

Х+У+500=2100кг

Составим из двух получившихся равенств одно:

Х+У+500=2100

Х=3У

3У+У+500=2100

Решим составленную модель

3У+У+500=2100

4У=2100-500

4У=1600

У=400

400кг поместили во второе хранилище

Х=3*400=1200 кг поместили в первое хранилище

Ответ: 1200 кг

  1. ПЛОЩАДЬ, ПЕРИМЕТР

Ширина прямоугольника в 2 раза меньше его длины. Если увеличить ширину на 5 см, а длину прямоугольника уменьшить на 10 см, получится квадрат. Найдите площадь получившегося квадрата.

Прямоугольник

Было

Стало- квадрат

Ширина –Шсм

Ш

Увеличили на 5 см

Сторона А=Ш+5

Длина-Дсм

Д=2Ш

Уменьшили на 10см

Сторона А=Д-10

Площадь-S

S=А*А

Составим из трёх равенств одно:

А=Ш+5

Ш+5=Д-10

Ш+5=2Ш-10

А=Д-10

Д=2Ш

Д=2Ш

Решим составленную модель

Ш+5=2Ш-10

5+10=2Ш-Ш

Ш=15

15 см –ширина прямоугольника

Найдём сторону квадрата: А=15+5=20 см

Найдём площадь квадрата: S=20*20=400см^2

Ответ: 400см^2

  1. БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ УРАВНЕНИЯ

На трех лодках и четырех яхтах плывут 25 человек. На каждой лодке разместилось на 1 человека меньше, чем на яхте. Сколько человек было в лодке?

Количество человек на 1 лодке и яхте (ч)

Общее количество человек

Лодка-Л

Л

Яхта-Я

Я=Л+1

Всего

3Л+4Я=25 ч

Составим из двух равенств одно

3Л+4Я=25

Я=Л+1

3Л+4(Л+1)=25

Решим составленную модель:

3Л+4(Л+1)=25

3Л+4Л+4=25

7Л=25-4

7Л=21

Л=3

По 3ч было в каждой лодке

Ответ:3ч

  1. «ГОЛОВЫ И НОГИ»

Сергей Викторович разводил индюшек и поросят. В его хозяйстве всего было 12 голов и 32 ноги. Сколько индюшек и поросят было в хозяйстве у Сергея Викторовича?

Количество голов

Количество ног

Индюшки-И

И

Поросята -П

П

Всего

И+П=2г

2И+4П=32 н

Составим из двух равенств одно

И+П=12

И=12-П

2И+4П=32

2И+4П=32

2(12-П)+4П=32

Решим составленную модель:

2(12-П)+4П=32

24-2П+4П=32

4П-2П=32-24

2П=8

П=4

В хозяйстве поросят –4

Индюшек: И=12-4=8

Ответ: поросят-4, индюшек-8

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/458822-sostavlenie-matematicheskoj-modeli-pri-reshen

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Повторение этапов решения текстовых задач

Повторим, что при решении текстовых задач осуществляется переход от словесного описания к математическому описанию. В процессе решения таких задач выделяются три этапа:

1-й: Составление математической модели;

2-й: Работа с математической моделью;

3-й: Получение ответа на вопрос задачи.

Первый пример решения текстовых задач

Задача 1: В одном доме на 86 квартир больше, чем в другом. Сколько квартир в каждом доме, если в двух домах 792 квартиры?

Первый этап: Составим математическую модель, для чего введем переменные.

Пусть  – число квартир в первом доме. Исходя из условия, () — это число квартир во втором доме. Тогда общее количество квартир есть равно . По условию это число квартир равняется 792. Получаем уравнение:

Второй этап: необходимо решить полученное уравнение и найти .

Третий этап: в задаче необходимо ответить на вопрос: сколько квартир в одном доме и сколько в другом доме.

В одном доме у нас  квартир.

А во втором доме  квартир.

Ответ: число квартир в одном доме 353 и 439 в другом доме.

Второй пример решения текстовых задач

Задача 2: В двух залах кинотеатра 460 мест. Сколько мест в большом зале, если в нём в три раза больше мест, чем в малом?

Первый этап: Пусть  – число мест в малом зале. По условию задачи в большом зале мест в три раза больше, тогда  — число мест в большом зале. Общее количество мест равно . В задаче сказано, что общее количество мест равно 460.

Второй этап: Решим уравнение.

Третий этап: Необходимо ответить на вопрос: сколько мест в большом зале?

Нам нужно найти . Мы получили значение  = 115, значит:

Ответ: в большом зале 345 мест.

Третий пример решения текстовых задач

Задача 3: Маме и дочке вместе 35 лет. Сколько лет дочке, если она на 25 лет моложе мамы?

Первый этап: Пусть – число лет дочки. Тогда  – число лет мамы. По условию задачи маме и дочке вместе 35 лет. Значит,

Второй этап: Решим уравнение.

Третий этап: Ответим на вопрос, сколько лет дочке.

Мы обозначили возраст дочери через , и нашли, что  = 5.

Ответ: дочке 5 лет.

Задача 4: На двух книжных полках всего 48 книг. Сколько книг на первой полке, если известно, что их в два раза больше, чем на второй полке?

Первый этап: Пусть  – число книг на первой полке, их в два раза больше, чем на второй полке. Значит, – число книг на второй полке. Тогда:

Второй этап: Решим уравнение.

Третий этап: Необходимо узнать, сколько книг на первой полке. Мы обозначили их число через , значит, ответ на вопрос задачи следующий: на первой полке 32 книги.

Ответ: на первой полке 32 книги.

Итак, мы рассмотрели метод математического моделирования на примере четырех задач. В каждой задаче была составлена математическая модель, решено соответствующее уравнение и получен ответ.

Список рекомендованной литературы

  1. Мордкович А.Г. Алгебра 7. 4 издание. М.: Мнемозина. 2001 г.
  2. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
  3. Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Алгебра 7 .М.: Просвещение. 2006 г.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Школьный помощник (Источник).
  2. В помощь учащимся (Источник).
  3. Методическая копилка учителя информатики (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. №№ 95, 97, 100-102. Мордкович А.Г. Алгебра 7. 4 издание. М.: Мнемозина. 2001 г.

2. Решить задачу:

В папке «Video» размещалось втрое больше фильмов, чем мультфильмов. После удаления трех фильмов и скачивания пяти мультиков, их соотношение стало два к одному. Сколько фильмов было в папке изначально?

3. Решить задачу:

На клумбе росли лилии и тюльпаны, причем лилий было в два раза больше. После того, как посадили еще пять тюльпанов, и выкопали две лилии, их количество сравнялось. Сколько лилий было на клумбе изначально?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти человека через геолокацию на айфоне
  • Как найти градусную меру двугранного угла
  • Как составить приказ для проведения инвентаризации
  • Как найти канал на телевизоре по названию
  • Как на кинопоиске найти сериалы