Справочная информация: «Стандарты и порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
СТАНДАРТЫ И ПОРЯДКИ
ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
КонсультантПлюс: примечание.
Информация об организации оказания медицинской помощи при коронавирусной инфекции COVID-19 >>>
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, на основе клинических рекомендаций, а также с учетом стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
С учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, формируются программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Оглавление к справочной информации:
1. Порядки оказания медицинской помощи и иные порядки, утвержденные в соответствии с Законом N 323-ФЗ
1.1. Порядки оказания медицинской помощи
1.2. Порядки проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения
1.3. Иные порядки, утвержденные в соответствии с Законом N 323-ФЗ
2. Стандарты медицинской помощи
2.1. Стандарты первичной медико-санитарной помощи
2.2. Стандарты специализированной медицинской помощи
2.3. Стандарты скорой медицинской помощи
2.4. Стандарты паллиативной медицинской помощи
3. Клинические рекомендации
3.1. Клинические рекомендации, утвержденные после 01.01.2019
3.2. Клинические рекомендации, утвержденные до 01.01.2019
4. Экспертиза качества медицинской помощи
5. Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 февраля 2022 г. N 103н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В соответствии с частью 14 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2018, N 53, ст. 8415) и подпунктом 5.2.18(2) пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2017, N 52, ст. 8131), приказываю:
1. Утвердить порядок разработки стандартов медицинской помощи согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. N 53н «Об утверждении порядка разработки стандартов медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июня 2018 г., регистрационный N 51270);
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2019 г. N 472н «О внесении изменений в Порядок разработки стандартов медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. N 53н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2019 г., регистрационный N 55929).
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением пункта 5 порядка, утвержденного настоящим приказом, который вступает в силу с 29 июня 2022 г.
Министр
М.А.МУРАШКО
1. Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» <1> (далее — Федеральный закон N 323-ФЗ).
———————————
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2022, N 1, ст. 51.
2. Стандарт медицинской помощи состоит из паспортной и основной частей.
3. Паспортная часть стандарта медицинской помощи включает:
1) возрастную категорию пациента;
2) пол пациента;
3) вид медицинской помощи;
4) условия оказания медицинской помощи;
5) форму оказания медицинской помощи;
6) среднюю продолжительность лечения законченного случая (количество дней);
7) нозологические единицы с указанием кода в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.
4. Основная часть стандарта медицинской помощи включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг <2>;
———————————
<2> Пункт 5 части 2 статьи 14 Федерального закона N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2021, N 18, ст. 3073).
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов для медицинского применения (далее — лекарственные препараты) (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящего порядка);
3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека <3>;
———————————
<3> В соответствии с перечнем медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, утвержденным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ (далее — Перечень медицинских изделий).
4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, имеющих государственную регистрацию;
6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
5. В стандарты медицинской помощи детям допускается включение зарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата, применяемого в соответствии с показателями (характеристиками) лекарственного препарата, не указанными в инструкции по его применению, в случае соответствия такого лекарственного препарата требованиям, установленным Правительством Российской Федерации <4>.
———————————
<4> Часть 14.1 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ.
6. Разработка стандарта медицинской помощи включает в себя формирование проекта стандарта медицинской помощи и проекта нормативного правового акта об утверждении стандарта медицинской помощи.
7. Формирование проекта стандарта медицинской помощи осуществляется на основе соответствующей клинической рекомендации.
В случае если при заболевании и/или состоянии, по которому разрабатывается проект стандарта медицинской помощи, нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения предусмотрено применение медицинских услуг, то такие медицинские услуги также включаются в проект стандарта медицинской помощи.
Включение лекарственных препаратов в проект стандарта медицинской помощи осуществляется в соответствии с инструкцией по медицинскому применению (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящего порядка) и при наличии в соответствующей клинической рекомендации тезиса-рекомендации по их применению.
8. Если в клинических рекомендациях не указаны наименования лекарственных препаратов, внесение их в проект стандарта медицинской помощи возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
1) в клинических рекомендациях в тезисах-рекомендациях указана соответствующая группа анатомо-терапевтическо-химической классификации;
2) лекарственный препарат относится к группе анатомо-терапевтическо-химической классификации, указанной в клинических рекомендациях;
3) лекарственный препарат включается в проект стандарта медицинской помощи в соответствии с инструкцией по медицинскому применению (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящего порядка).
9. Разработка стандарта медицинской помощи осуществляется не позднее 8 месяцев после размещения соответствующих клинических рекомендаций на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
10. Ответственным за разработку стандарта медицинской помощи определяется департамент Минздрава России в соответствии с его компетенцией (далее — ответственный Департамент).
11. Ответственный Департамент в течение 10 рабочих дней со дня размещения соответствующих клинических рекомендаций на официальном сайте Минздрава России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» направляет запрос главным внештатным специалистам Минздрава России соответствующего профиля (далее — ГВС) о подготовке предложений в проект стандарта медицинской помощи с установлением срока его формирования, не превышающим 3 месяцев.
12. ГВС совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Минздрава России и осуществляющим в соответствии с уставом организационное и методическое обеспечение разработки стандартов медицинской помощи (далее — Учреждение), с привлечением, при необходимости, представителей научных и образовательных организаций с учетом профиля их деятельности подготавливают предложения в проект стандарта медицинской помощи и формируют проект стандарта медицинской помощи в федеральном реестре нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения <5> (далее — информационная система).
———————————
<5> Подпункт «к» пункта 4 положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. N 140 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 8, ст. 1152) (далее — Положение о единой системе).
13. Подготовка предложений в проект стандарта медицинской помощи осуществляется на основе:
1) номенклатуры медицинских услуг;
2) сведений о государственной регистрации лекарственных препаратов, содержащихся в государственном реестре лекарственных средств для медицинского применения <6>;
———————————
<6> Подпункт «а» пункта 20 Положения о единой системе.
3) рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения фармакотерапевтической группы анатомо-терапевтическо-химической классификации;
4) инструкций по применению лекарственных препаратов (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящего порядка);
5) клинических рекомендаций;
6) Перечня медицинских изделий;
7) правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов <7> (далее — Правила);
———————————
<7> Пункт 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 30, ст. 4176; 2021, N 24, ст. 4188).
сведений о государственной регистрации специализированных продуктов лечебного питания <8>.
———————————
<8> Статья 25 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15 декабря 2011 г.), с изменениями, внесенными решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 июня 2013 г. N 129 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 18 июня 2013 г.), от 10 июня 2014 г. N 91 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 19 июня 2014 г.), от 8 августа 2019 г. N 115 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 13 января 2020 г.), от 24 декабря 2019 г. N 236 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 27 декабря 2019 г.) и от 14 июля 2021 г. N 61 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 4 августа 2021 г.).
14. Сформированный проект стандарта медицинской помощи с применением информационной системы направляется в Минздрав России.
15. В течение 15 календарных дней со дня представления в Минздрав России сформированного проекта стандарта медицинской помощи в информационной системе департаменты Минздрава России (далее — департаменты) в пределах своей компетенции осуществляют его оценку на предмет:
1) соответствия медицинских услуг номенклатуре медицинских услуг, а также корректности усредненных показателей частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг;
2) наличия государственной регистрации специализированных продуктов лечебного питания;
3) соответствия использования компонентов донорской крови клиническим рекомендациям и соответствия наименований компонентов донорской крови Правилам;
4) соответствия медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, Перечню медицинских изделий;
5) наличия государственной регистрации лекарственного препарата на основании сведений, содержащихся в государственном реестре лекарственных средств;
6) соответствия средних доз лекарственных препаратов инструкции по применению лекарственного препарата (за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящего порядка) и клиническим рекомендациям и корректности усредненных показателей частоты предоставления лекарственных препаратов;
7) соответствия указания фармакотерапевтической группы анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения.
16. В случае наличия замечаний департаментов к проекту стандарта медицинской помощи по результатам его оценки в пределах своей компетенции ответственный Департамент обеспечивает его доработку совместно с ГВС и Учреждением.
Повторная оценка проекта стандарта медицинской помощи департаментами проводится в срок, не превышающий 7 дней со дня представления в Минздрав России доработанного проекта стандарта медицинской помощи.
17. По результатам проведения оценки проекта стандарта медицинской помощи в информационной системе и его согласования департаментами в соответствии с пунктом 14 настоящего порядка Учреждение проводит медико-экономическую оценку проекта стандарта медицинской помощи в течение 15 дней.
18. После завершения медико-экономической оценки в соответствии с пунктом 16 настоящего порядка ответственный Департамент подготавливает проект нормативного правового акта об утверждении стандарта медицинской помощи и формирует пакет документов, необходимых для его издания.
Центр Гранат
- Главная страница
- Для специалистов
- Порядки и стандарты
- Стандарты специализированной медицинской помощи.Психологические расстройства и расстройства поведения (F00 — F99)
СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее —
Закон N 323-ФЗ) с 1 января 2013 года медицинская помощь организуется и
оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи,
обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми
медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за
исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
С учетом порядков оказания
медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с
учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской
статистики, формируются программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Стандарты медицинской помощи
2.1. Cтандарты первичной медико-санитарной помощи
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1206н
Наименование стандарта |
Код МКБ |
Возраст. к/я |
Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт |
---|---|---|---|
Психологические расстройства и расстройства поведения (F00 — F99) |
|||
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F00 Деменция при болезни Альцгеймера (G30) F01 Сосудистая деменция F02 Деменция при других болезнях, классифицированных F03 Деменция неуточненная F04 Органический амнестический синдром, не вызванный |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1220н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F00 Деменция при болезни Альцгеймера (G30) F01 Сосудистая деменция F02 Деменция при других болезнях, классифицированных F03 Деменция неуточненная F04 Органический амнестический синдром, не вызванный |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 28.12.2012 N 1621н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F00.0 Деменция при болезни Альцгеймера с ранним началом F00.1 Деменция при болезни Альцгеймера с поздним F00.2 Деменция при болезни Альцгеймера, атипичная или |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1222н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F02.8 Деменция при других уточненных болезнях, |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1515н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F06.0 Органический галлюциноз F06.2 Органическое бредовое [шизофреноподобное] |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1514н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F06.3 Органические расстройства настроения F06.4 Органическое тревожное расстройство |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1517н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F10.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F11.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F12.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F13.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F14.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F15.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F19.0 Острая интоксикация, вызванная одновременным |
взрослые дети |
Приказ Минздрава России от 04.09.2012 N 130н |
Стандарт первичной специализированной |
F10.1 Пагубное употребление алкоголя F11.1 Пагубное употребление опиоидов F12.1 Пагубное употребление каннабиоидов F13.1 Пагубное употребление седативных или снотворных F14.1 Пагубное употребление кокаина F15.1 Пагубное употребление других стимуляторов, F16.1 Пагубное употребление галлюциногенов F18.1 Пагубное употребление летучих растворителей F19.1 Пагубное одновременное употребление нескольких |
взрослые дети |
Приказ Минздрава России от 17.05.2016 N 301н |
Стандарт первичной специализированной медико-санитарной |
F10.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F11.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F12.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением каннабиоидов F13.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F14.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F15.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F16.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F18.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F19.2 Синдром зависимости, вызванный одновременным |
взрослые дети |
Приказ Минздрава России от 17.05.2016 N 299н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F10.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F11.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F12.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F13.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F14.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F15.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F16.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F18.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F19.3 Абстинентное состояние, вызванное одновременным |
взрослые дети |
Приказ Минздрава России от 04.09.2012 N 124н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F10.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F11.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F12.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F13.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F14.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F15.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F16.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F18.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F19.6 Амнестический синдром, вызванный одновременным |
взрослые дети |
Приказ Минздрава России от 04.09.2012 N 128н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F30.0 Гипомания |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1217н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F31.7 Биполярное аффективное расстройство, текущая F33.4 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущее |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1226н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F31.3 Биполярное аффективное расстройство, текущий F32.0 Депрессивный эпизод легкой степени F32.1 Депрессивный эпизод средней степени F33.0 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий F33.1 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1219н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F40.1 Социальные фобии |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1215н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при невротических, |
F41.0 Паническое расстройство [эпизодическая F40.0 Агорафобия |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1224н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F41.1 Генерализованное тревожное расстройство F45 Соматоформные расстройства |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1225н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F60 Специфические расстройства личности |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1216н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F64.0 Транссексуализм F64.8 Другое расстройство половой идентификации F64.9 Расстройство половой идентификации неуточненное |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1221н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при |
F70 Умственная отсталость легкой степени F71 Умственная отсталость умеренная F72 Умственная отсталость тяжелая F73 Умственная отсталость глубокая F78 Другие формы умственной отсталости F79 Умственная отсталость неуточненная |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1231н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям с общими |
F84.0 F84.0 F84.1 F84.2 F84.3 F84.5 |
дети |
Приказ Минздрава России от 02.02.2015 N 30н |
Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям с |
F84.0 F84.1 F84.2 F84.3 F84.5 |
дети |
Приказ Минздрава России от 02.02.2015 N 31н |
2.2. Стандарты специализированной медицинской помощи
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1206н
Наименование стандарта |
Код МКБ |
Возраст. к/я |
Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт |
---|---|---|---|
Психологические расстройства и расстройства поведения (F00 — F99) |
|||
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F00.0 Деменция при болезни Альцгеймера с ранним F00.1 Деменция при болезни Альцгеймера с поздним началом F00.2 Деменция при болезни Альцгеймера, атипичная или |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1228н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F02.8 Деменция при других уточненных болезнях, |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1519н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F05 Делирий, не вызванный алкоголем или другими F06.0 Органический галлюциноз F06.1 Органическое кататоническое состояние F06.2 Органическое бредовое [шизофреноподобное] F06.8 Другие уточненные психические расстройства, |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1449н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F06.3 Органические расстройства настроения F06.4 Органическое тревожное расстройство |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1466н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F06.4 Органическое тревожное расстройство F06.3 Органические расстройства настроения |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1518н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F10.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F11.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F12.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F13.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F14.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F15.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F16.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F18.0 Острая интоксикация, вызванная употреблением F19.0 Острая интоксикация, вызванная одновременным |
взрослые дети |
Приказ Минздрава России от 04.09.2012 N 129н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F10.1 Пагубное употребление алкоголя F11.1 Пагубное употребление опиоидов F12.1 Пагубное употребление каннабиоидов F13.1 Пагубное употребление седативных или снотворных F14.1 Пагубное употребление кокаина F15.1 Пагубное употребление других стимуляторов, F16.1 Пагубное употребление галлюциногенов F18.1 Пагубное употребление летучих растворителей F19.1 Пагубное одновременное употребление нескольких |
взрослые дети |
Приказ Минздрава России от 17.05.2016 N 300н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F10.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F11.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F12.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F13.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F14.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F15.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F16.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F18.2 Синдром зависимости, вызванный употреблением F19.2 Синдром зависимости, вызванный одновременным |
взрослые дети |
Приказ Минздрава России от 17.05.2016 N 302н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F10.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F11.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F12.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F13.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F14.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F15.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F16.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F18.3 Абстинентное состояние, вызванное употреблением F19.3 Абстинентное состояние, вызванное одновременным |
взрослые дети |
Приказ Минздрава России от 04.09.2012 N 135н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F10.4 Абстинентное состояние с делирием, вызванное F11.4 Абстинентное состояние с делирием, вызванное F12.4 Абстинентное состояние с делирием, вызванное F13.4 Абстинентное состояние с делирием, вызванное F14.4 Абстинентное состояние с делирием, вызванное F15.4 Абстинентное состояние с делирием, вызванное F16.4 Абстинентное состояние с делирием, вызванное F18.4 Абстинентное состояние с делирием, вызванное F19.4 Абстинентное состояние с делирием, вызванное |
взрослые дети |
Приказ Минздрава России от 04.09.2012 N 125н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F10.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F11.6 Амнестический синдром, вызванный употребле F12.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F13.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F14.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F15.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F16.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F18.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F19.6 Амнестический синдром, вызванный одновременным |
взрослые дети |
Приказ Минздрава России от 04.09.2012 N 126н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F10.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F11.6 Амнестический синдром, вызванный употребле F12.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F13.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F14.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F15.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F16.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F18.6 Амнестический синдром, вызванный употреблением F19.6 Амнестический синдром, вызванный одновременным |
взрослые дети |
Приказ Минздрава России от 04.09.2012 N 127н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F20 Шизофрения |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1421н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F20 Шизофрения |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1400н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F20 Шизофрения |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1233н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при маниакальных |
F30.1 Мания без психотических симптомов |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 09.11.2012 N 864н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F31.3 Биполярное аффективное расстройство, текущий F32.1 Депрессивный эпизод средней степени F33.1 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий F31.4 Биполярное аффективное расстройство, текущий F32.2 Депрессивный эпизод тяжелой степени без F33.2 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1661н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F40.1 Социальные фобии |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1232н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F41.0 Паническое расстройство [эпизодическая F40.0 Агорафобия |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1218н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F41.1 Генерализованное тревожное расстройство |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1229н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F42 Обсессивно-компульсивное расстройство |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1227н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1223н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1234н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F60 Специфические расстройства личности |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 09.11.2012 N 800н |
Стандарт специализированной медицинской помощи при |
F70 — F79 Умственная отсталость |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1230н |
Стандарт специализированной медицинской помощи детям |
F84.0 Детский аутизм F84.1 Атипичный аутизм F84.2 F84.3 |
дети |
Приказ Минздрава России от 02.02.2015 N 32н |
2.3. Стандарты скорой медицинской помощи
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1206н
Наименование стандарта |
Код МКБ |
Возраст. к/я |
Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт |
---|---|---|---|
Психологические расстройства и расстройства поведения (F00 — F99) |
|||
Стандарт скорой медицинской помощи при органических, |
F00 Деменция при болезни Альцгеймера (G30.-+) F01 Сосудистая деменция F02 Деменция при других болезнях, классифицированных F03 Деменция неуточненная F04 Органический амнестический синдром, не вызванный F05 Делирий, не вызванный алкоголем или другими F06 Другие психические расстройства, обусловленные F07 Расстройства личности и поведения, обусловленные F09 Органическое или симптоматическое психическое |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1397н |
Стандарт скорой медицинской помощи при психических |
F10 Психические и поведенческие расстройства, F11 Психические и поведенческие расстройства, F12 Психические и поведенческие расстройства, F13 Психические и поведенческие расстройства, F14 Психические и поведенческие расстройства, F15 Психические и поведенческие расстройства, F16 Психические и поведенческие расстройства, F17 Психические и поведенческие расстройства, F18 Психические и поведенческие расстройства, F19 Психические и поведенческие расстройства, |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1443н |
Стандарт скорой медицинской помощи при шизофрении, |
F20 Шизофрения F21 Шизотипическое расстройство F22 Хронические бредовые расстройства F23 Острые и преходящие психотические расстройства F24 Индуцированное бредовое расстройство F25 Шизоаффективные расстройства F28 Другие неорганические психотические расстройства F29 Неорганический психоз неуточненный |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1109н |
Стандарт скорой медицинской помощи при расстройствах |
F30 Маниакальный эпизод F31 Биполярное аффективное расстройство F32 Депрессивный эпизод F33 Рекуррентное депрессивное расстройство F34 Устойчивые расстройства настроения [аффективные F38 Другие расстройства настроения [аффективные] F39 Расстройство настроения [аффективное] |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 24.12.2012 N 1419н |
Стандарт скорой медицинской помощи при невротических |
F40 Фобические тревожные расстройства F41 Другие тревожные расстройства F42 Обсессивно-компульсивное расстройство F43 Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации F44 Диссоциативные [конверсионные] расстройства F45 Соматоформные расстройства F48 Другие невротические расстройства |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1103н |
Стандарт скорой медицинской помощи при расстройствах |
F60 Специфические расстройства личности F61 Смешанные и другие расстройства личности F62 Стойкие изменения личности, не связанные с F63 Расстройства привычек и влечений F64 Расстройства половой идентификации F65 Расстройства сексуального предпочтения F66 Психологические и поведенческие расстройства, F68 Другие расстройства личности и поведения в зрелом F69 Расстройство личности и поведения в зрелом |
взрослые |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1131н |
3. Экспертиза качества медицинской помощи
Критерии качества |
Нормативный правовой акт, утвердивший критерии |
---|---|
Положение о государственном контроле качества и |
Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 N 1152 |
Критерии оценки качества медицинской помощи |
Приказ Минздрава России от 10.05.2017 N 203н |
Показатели, характеризующие общие критерии оценки |
Приказ Минздрава России от 28.11.2014 N 787н |
Порядок организации и проведения ведомственного |
Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1340н |
Порядок осуществления экспертизы качества медицинской |
Приказ Минздрава России от 16.05.2017 N 226н |
4. Программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи
Период действия | Нормативные правовые акты, установившие Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи |
---|---|
2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов |
Постановление Правительства РФ от 08.12.2017 N 1492 |
2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов |
Постановление Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403 |
2016 |
Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 |
2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов |
Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273 |
2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов |
Постановление Правительства РФ от 18.10.2013 N 932 |
2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов |
Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1074 |
2012 год |
Постановление Правительства РФ от 21.10.2011 N 856 |
2011 год |
Постановление Правительства РФ от 04.10.2010 N 782 |
2010 год |
Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 N 811 |
2009 год |
Постановление Правительства РФ от 05.12.2008 N 913 |
2008 год |
Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 N 286 |
2007 год |
Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 885 |
2006 год |
Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 461 |
2005 год |
Постановление Правительства РФ от 26.11.2004 N 690 |
Заполните приведенную ниже форму, и наш администратор свяжется с Вами.
О стандартах медицинской помощи
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (МЗ и СР РФ) разработан набор стандартов оказания амбулаторно-поликлинической и санаторно-курортной помощи больным с различными заболеваниями.
Эти стандарты представляют собой формализованное описание (в табличной форме) минимально необходимого объема медицинской помощи, которая должна быть оказана пациенту с конкретной нозологической формой (заболеванием), синдромом или в конкретной клинической ситуации. Работа по их созданию была инициирована в связи с необходимостью нормативно-правового обеспечения оказания дополнительной бесплатной медицинской помощи гражданам, имеющим право на набор социальных льгот. Основными задачами при разработке этих стандартов были:
— обоснование Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи;
— определение объемов медицинской помощи (перечней работ и услуг, лекарственных средств) для расчета затрат на ее оказание.
К настоящему моменту определены объемы медицинской помощи по наиболее значимым заболеваниям для амбулаторно-поликлинических условий. В то же время не удалось избежать расхождений требований стандартов (в части лекарственной терапии) с утвержденным Перечнем лекарственных средств, в частности из-за сложности достижения консенсуса между участниками процесса согласования нормативных документов, и в этом направлении еще предстоит большая работа.
Приоритетный перечень заболеваний (групп заболеваний, синдромов), по которым необходимо в первую очередь разработать стандарты, сформирован на основании анализа государственной отчетности о состоянии здоровья населения и включает заболевания, представляющие собой наиболее значимые медико-социальные проблемы (высокая или быстро увеличивающаяся распространенность, существенная доля в структуре причин смерти и выхода на инвалидность).
Утвержденные на настоящем этапе стандарты распространяются на оказание помощи только в амбулаторно-поликлинических и санаторно-курортных условиях.
Стандарты разработаны с привлечением экспертов-специалистов из ведущих медицинских учреждений: Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, Московского государственного медико-стоматологического университета, Кардиологического научного центра МЗ и СР РФ, Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, Центра микрохирургии глаза, НИИ ревматологии РАМН, Эндокринологического научного центра РАМН и др.
Для разработки стандартов были использованы утвержденные МЗ РФ Протоколы ведения больных и подготовленные к утверждению проекты протоколов, разработанные экспертами-специалистами в различных областях медицины. В дополнение к протоколам ведения больных в качестве источников информации о целесообразности применения отдельных медицинских услуг и лекарственных средств в конкретных клинических ситуациях были использованы Федеральное руководство для врачей по использованию лекарственных средств, Государственный реестр лекарственных средств, ежегодный справочник «Доказательнаямедицина» (М., Медиа-Сфера), а также монографии по отдельным направлениям медицины.
Структура стандарта
Каждый стандарт начинается с модели пациента, который подлежит ведению согласно представленному плану. Модель включает основные характеристики пациента, определяющие тактику диагностики и лечения:
— наименование нозологической формы или синдрома;
— соответствующий код по МКБ-10;
— фаза заболевания и стадия (если необходимо);
— осложнения (или их отсутствие).
Стандарт может включать как одну, так и несколько моделей.
Для каждой модели пациента определены условия оказания (амбулаторно, в стационаре) и функциональное назначение (диагностика, профилактика, лечение, реабилитация) медицинской помощи с перечнем:
1) медицинских работ и услуг для диагностики заболевания;
2) медицинских работ и услуг для лечения заболевания;
3) групп и международных непатентованных наименований (МНН) лекарственных средств для лечения заболевания.
В перечнях диагностических и лечебных работ и услуг указаны:
— код медицинской работы (услуги) согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении;
— наименование медицинской работы (услуги) согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении;
— частота предоставления работы (услуги) в группе пациентов, подлежащих ведению по данному плану;
— кратность оказания услуги каждому пациенту.
В стандарте могут быть указаны как простые медицинские услуги (например, измерение массы тела, определение содержания белка в моче), так и сложные и комплексные — например, первичный прием (осмотр, консультация) врачом-невропатологом. Состав сложных и комплексных медицинских услуг расшифрован в соответствующем разделе Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении.
Частота предоставления услуги в группе пациентов, подлежащих ведению по данному плану, отражает вероятность выполнения медицинской работы (услуги) для данной модели пациента на 100 человек и может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что всем 100% пациентов, соответствующих данной модели, необходимо оказать данную услугу. Цифры менее 1 означают, что настоящая услуга оказывается не всем пациентам, а лишь при наличии соответствующих показаний и возможности оказания подобной услуги в конкретном учреждении. Так, показатель 0,1 означает, что данная услуга предоставляется в среднем 10% пациентов; показатель 0,5 — 50% пациентов и т. д.
Частота предоставления услуги определена экспертами-разработчиками с учетом доказательств ее эффективности, безопасности и экономической целесообразности, а также собственного опыта практической работы. Приведем пример.
Приказом МЗ и СР РФ № 77 от 13.08,04 утвержден стандарт медицинской помощи пациентам с ВИЧ-инфекцией. В стандарте представлены 2 модели пациента. В модели 1 в табл. 1.1 дан перечень медицинских работ и услуг, функциональное назначение которых — диагностика:
— Услуга А01.31.001. Сбор жалоб и анамнеза при инфекционном заболевании: частота предоставления — 1 (все 100% пациентов получают данную услугу), среднее количество — 1 (однократно на этапе диагностики).
Та же модель, перечень медицинских работ и услуг, функциональное назначение — лечение в расчете на 1 год:
— Услуга А09.05.003. Исследование уровня общего гемоглобина в крови: частота предоставления — 1 (все 100% пациентов получают данную услугу), среднее количество — 4 (каждый пациент получает данную услугу в среднем 4 раза за год лечения). Далее приводится перечень групп и МНН лекарственных средств для лечения, при этом указываются:
— фармако-терапевтические группы лекарственных средств, которые должны быть назначены пациентам, соответствующим данной модели (например, «Средства для лечения и профилактики инфекций»);
— группы лекарственных средств согласно анатомо- те-рапевтическо-химической (АТХ) классификации (например, противовирусные средства);
— МНН лекарственных средств.
Для всех 3 групп указана частота назначения лекарственных средств пациентам, соответствующим данной модели, а для МНН также:
• ориентировочная дневная доза (ОДД);
• эквивалентная курсовая доза (ЭКД).
ОДД определялась в соответствии с рекомендациями клинических протоколов ведения больных или Федерального руководства для врачей по использованию лекарственных средств. Представленная в стандартах ОДД является средней рекомендуемой дозой, которая главным образом должна использоваться для расчета необходимых на лекарственную терапию затрат. Она не отражает форму выпуска лекарственных средств и особенности их применения (возрастные различия в дозировках, титрование дозы и т.п.) и не предназначена для непосредственного использования врачом при назначении лекарства больному.
При оказании медицинской помощи врачи назначают лекарственные средства в дозах, рекомендованных инструкциями по их применению, алгоритмами медикаментозной терапии, описанными в протоколах ведения больных и иных нормативных документах и источниках информации, с учетом особенностей состояния здоровья и течения заболевания у конкретного больного.
ЭКД равна количеству дней назначения лекарственного средства, умноженному на ОДД. Частота назначения, как и в перечне медицинских работ и услуг, может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что 100% пациентов, соответствующих данной модели, должны получать лекарственные средства данной фармако-терапевтической или АТХ-группы.
В стандарте медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией указано:
Фармако-терапевтическая группа «Средства для лечения и профилактики инфекций» — частота назначения 1,0 (все пациенты, соответствующие данной модели).
Из средств для лечения и профилактики инфекций больные получают противовирусные средства — частота назначения 1,0(100%).
Перечень противовирусных средств состоит из 15 МНН, например:
Зидовудин — частота назначения 0,3 (30%); ОДД — 0,6 г; ЭКД из расчета 1 год — 219,0 г (0,6 г х 365 дней). Сумма частоты назначения МНН внутри группы равна 1 (100%), если предполагается, что больному назначается только одно из альтернативных МНН, исходя из требований протоколов ведения больных, доступности лекарств, формулярного перечня территории или учреждения, других факторов. Если необходима комбинированная терапия (одновременно 2 и более препаратов внутри АТХ-группы), частота назначения МНН внутри группы соответственно больше 1.
Применение стандартов
Стандарт медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических и санаторно-курортных условиях определяет рекомендуемый перечень медицинских услуг и лекарственных средств (по МНН).
Врач должен обеспечить пациенту, соответствующему условиям представленных моделей, получение медицинских работ и услуг, а также лекарственных средств из указанных в стандарте перечней.
Назначение медицинских услуг
Если напротив наименования услуги (лекарственного средства) указана частота 1 (100%), назначение этой услуги (лекарственного средства) показано всем пациентам независимо от особенностей течения заболевания при отсутствии у них противопоказаний.
Если напротив наименования услуги (лекарственного средства) указана частота менее 1, врач решает вопрос о необходимости ее применения индивидуально, учитывая рекомендации протоколов ведения больных, особенности течения заболевания у конкретного пациента и возможности медицинского учреждения. В среднем частота назначения услуг (лекарственных средств) в группе пациентов, соответствующих условиям модели, должна приближаться к указанной в стандарте.
Если у пациента уже установлен окончательный диагноз, он получает лечебные медицинские услуги и лекарственные средства (диагностические услуги ему могут не оказываться, если нет необходимости в уточнении диагноза). Если диагноз окончательно не установлен, а только предполагается, медицинская помощь пациенту включает диагностические медицинские услуги (в соответствии с диагностической гипотезой), а после установления диагноза — лечебные услуги и назначение лекарственных средств. В части стандартов диагностическая модель выделяется отдельно.
Назначение лекарственных средств
Если напротив наименования группы лекарственных средств указана частота 1 (100%), назначение препаратов из этой группы показано всем пациентам при отсутствии у них противопоказаний.
Если напротив наименования группы указана частота менее 1, врач решает вопрос о необходимости ее применения индивидуально с учетом рекомендации протоколов ведения больных, особенностей течения заболевания у конкретного пациента и возможностей медицинского учреждения. С учетом тех же факторов врач выбирает из предложенных внутри одной группы МНН конкретное лекарственное средство для конкретного пациента и затем самостоятельно выбирает торговое наименование (лекарственный препарат), исходя из доступности препарата, формулярного перечня территории или учреждения или других факторов.
В среднем частота назначения лекарственных средств в группе пациентов, соответствующих условиям модели, должна приближаться к указанной в стандартах.
Стандарт позволяет назначать пациенту комбинированную терапию (если комбинируются препараты из одной группы, суммарная частота их применения превышает 1,0).
При наличии у пациента сопутствующих заболеваний лечение каждого из них осуществляется в соответствии со своим стандартом. При этом нет необходимости суммировать диагностические или лечебные услуги, которые имеются одновременно в нескольких стандартах. Кратность оказания услуг, присутствующих одновременно в нескольких стандартах, должна составлять максимальную величину из указанных в различных стандартах.
Так, если в одном стандарте указано, что общий анализ мочи проводится за период лечения однократно, а в другом — 3
раза, то больной должен получить эту услугу 3 раза.
Решая вопрос о назначении лекарственных средств, врач должен действовать в соответствии с принципами рациональной фармакотерапии и учитывать вероятность лекарственных взаимодействий.
При развитии осложнения, изменении диагноза в ходе наблюдения тактика ведения пациента должна быть изменена и приведена в соответствие с новым стандартом или моделью пациента.
Использование стандартов при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг. Стандарты медицинской помощи рекомендуются для использования при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг.
Участковый терапевт, участковый педиатр, врач общей практики (семейный врач), фельдшер оказывают помощь в соответствии с утвержденными стандартами, пользуясь рекомендациями по их применению, представленными в нормативных документах: Приказах МЗ и СР № 255 от 22.11.04 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг», № 256 от 22.11.04 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение», № 26-МЗ от 25.01.2005 г. «Об организации работы по медицинскому обеспечению отдельных категорий граждан, получателей набора социальных услуг».
При необходимости (наличии показаний) пациентам могут назначаться услуги и лекарственные средства, не включенные в настоящие стандарты.В соответствии с Письмом МЗ и СР России № 26-МЗ от 25.01.05 «Об организации работы по медицинскому обеспечению отдельных категорий граждан, получателей набора социальных услуг» оплате за счет средств Федерального бюджета подлежат:
• лекарственные средства в соответствии с «Перечнем лекарственных средств», утвержденным приказом МЗ и СР РФ от 02.12.04 г. №296;
• лекарственные средства, назначенные по решению врачебной комиссии в соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 24.12.04 №321.
При ведении больного с заболеваниями, по которым стандарты в настоящее время не утверждены, врач принимает решение самостоятельно, исходя из собственных знаний и опыта.
Важным условием эффективного использования стандартов в практическом здравоохранении является мониторирование процесса их использования, предполагающее сбор замечаний и предложений от медицинских учреждений, их обобщение и при необходимости внесение соответствующих коррективов в содержание.
В настоящее время формируется 3-уровневая система нормативных документов, регламентирующих оказание медицинской помощи больным: протоколы ведения больных на национальном (федеральном) уровне; клинико-экономические протоколы на уровне региона и муниципального образования, клинические протоколы медицинской организации.
Утвержденные стандарты медицинской помощи формируют нормативно-правовое обеспечение на промежуточном этапе становления данной системы.
Предполагается, что по мере формирования многоуровневой системы требования этих стандартов будут пересмотрены, а сами стандарты станут частью протоколов ведения больных с соответствующими заболеваниями.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАНДАРТАХ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СТАНДАРТЫ
Внедрение стандартов- позволяет планировать и обосновывать объемы и необходимые затраты на оказание медицинской помощи, защищать права пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов. Стандартизация гарантирует оказание полного объема медицинской помощи вне зависимости от места проживанияпациента , а также применение единых методик лечения и диагностики, основанных на принципах доказательной медицины. Использование стандартов медицинской помощи позволяет осуществлять оценку и контроль качества медицинской помощи в медицинских учреждениях на основе единых подходов.
О стандартах медицинской помощи
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (МЗ и СР РФ) разработан набор стандартов оказания амбулаторно-поликлинической и санаторно-курортной помощи больных с различными заболеваниями.
Применение стандартов
Стандарт медицинской помощи в стационарных, амбулаторно-поликлинических условиях определяет рекомендуемый перечень медицинских услуг и лекарственных средств.
При оказании первичной медико — санитарной помощи в плановой форме выбор врача, в т.ч. врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия ( для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия – его родителями или другими законными представителями), из числа медработников, перечень которых ему предоставляется при выборе медорганизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом согласия врача не чаще чем один раз в год ( за исключением случаев замены медицинской организации)..
При оказании специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, медицинской помощи в плановой форме выбор врача осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия ( для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия-его родителями или другими законными представителями), из числа врачей-специалистов медорганизации, оказывающей специализированную, в т.ч. высокотехнологичную медицинскую помощь, выбранной им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом согласия врача. В случае если лечащий врач назначен руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации), то выбор врача осуществляется путем замены лечащего врача в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
При оказании медпомощи в амбулаторных условиях в плановой форме прием , посещение гражданина на дому врачом-терапевтом , врачом- терапевтом участковым, врачом-педиатром , врачом-педиатром участковым , врачом общей практики (семейным врачом) или фельдшером и иными медработниками со средним медицинским образованием осуществляется в день обращения гражданина в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Срок ожидания планового приема для консультации врачей других специальностей составляет не более 15 календарных дней с даты обращения гражданина в медицинскую организацию, в которой ведут прием соответствующие врачи-специалисты.
Срок ожидания плановых диагностических обследований по медицинским показаниям составляет не более 15 календарных дней с даты их назначения.
Срок ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме в условиях дневного стационара по медицинским показаниям составляет не более 15 календарных дней с даты обращения гражданина в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в условиях дневного стационара.
Срок ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме в стационарных условиях по медицинским показаниям составляет не более 1 месяца с даты обращения гражданина в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях.
Право внеочередного оказания медпомощи отдельным категориям граждан, установленном законодательством РФ, реализуется в медицинских организациях на основании документа, подтверждающего принадлежность гражданина к указанной категории граждан, при наличии медицинских показаний.
Внеочередное оказание медицинской помощи в плановой форме предусматривает сокращение сроков ожидания медицинской помощи, установленных программой ,а именно:
- прием для консультации врачами-специалистами – в течение 10 календарных дней с даты обращения гражданина в медицинскую организацию, в которой ведут прием соответствующие врачи- специалисты ;
- проведение диагностических обследований по медицинским показаниям – в течение 10 календарных дней с даты их назначения;
- госпитализация для оказания медицинской помощи по медицинским показаниям:
- в условиях дневного стационара – не более 10 календарных дней с даты обращения гражданина в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в условиях дневного стационара;
- в стационарных условиях — не более 20 календарных дней с даты обращения гражданина в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях.
Использование стандартов при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг
Стандарты медицинской помощи рекомендуются для использования при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг.
Участковый терапевт, участковый педиатр, врач общей практики (семейный врач), фельдшер оказывают помощь в соответствии с утвержденными стандартами , пользуясь рекомендациями по их применению, представленными в нормативных документах: приказах МЗ и СР № 255 от 22.11.04г «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг «,№ 256 от 22.11.04г « О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение»,№ 26 МЗ от 25.01.2005г «Об организации работы по медицинскому обеспечению отдельных категорий граждан, получателей набора социальных услуг».
При необходимости (наличии показаний) пациентам могут назначаться услуги и лекарственные средства, не включенные в настоящие стандарты.
В соответствии с Письмом МЗ и СР России №26-МЗ от 25.01.05г «Об организации работы по медицинскому обеспечению отдельных граждан, получателей набора социальных услуг» оплате за счет средств Федерального бюджета подлежат:
- Лекарственные средства в соответствии с «Перечнем лекарственных средств»,утвержденным приказом МЗ и РФ от 02.12.04г № 296;
- Лекарственные средства, назначенные по решению врачебной комиссии в соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 24.12.04г № 321.
При ведении больного с заболеваниями , по которым стандарты в настоящее время не утверждены, врач принимает решение самостоятельно, исходя из собственных знаний и опыта.
Важным условием эффективного использования стандартов в практическом здравоохранении является мониторирование процесса их использования, предполагающее сбор замечаний и предложений от медицинских учреждений, их обобщение и при необходимости внесение соответствующих коррективов в содержание.
В настоящее время формируется 3-уровневая система нормативных документов, регламентирующих оказание медицинской помощи больным: протоколы ведения больных на национальном (федеральном) уровне; клинико-экономические протоколы на уровне региона и муниципальной образования, клинические протоколы медицинской организации.
Утвержденные стандарты медпомощи формируют нормативно-правовое обеспечение на промежуточном этапе становления данной системы. Предполагается, что по мере формирования многоуровневой системы требования этих стандартов будут пересмотрены, а сами стандарты станут частью протоколов ведения больных с соответствующими заболеваниями.