Как составить ментальную карту по английскому языку

Использование ментальных карт на уроках английского
языка

Ментальная
карта,
mind map (интеллектуальная,
умственная карта, ассоциограмма) — это конспект, только не скучный и нудный
текст с сокращениями, а конспект «стихийный» и яркий, нарисованный. Умственная
карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в
буквальном смысле карта ума, при составлении которой задействованы:

-непосредственная память,

— ассоциативное мышление,

— творческое мышление.

Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и инновационных
мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому
дает детскому мозгу возможность выразить в ПРОСТОЙ и в то же время СЛОЖНОЙ
форме свою индивидуальность.

Умственная
карта позволяет максимально широко охватить и сформулировать любое явление. Как
дорожная карта, карта умственная помогает


охватить взглядом множество предметов и явлений,


позволяет наметить или выбрать маршрут, подсказать, куда вы двигаетесь,


содержит большое количество данных,


помогает решать проблемы, подсказывает новые пути для творчества,


радует глаз,


привлекает к себе глаза и мозг ребенка.

Интеллектуальные
карты придумал Тони Бьюзен – психолог, специалист в области
самосовершенствования — развития памяти, мышления и т.д.

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

1.
запоминания

2.
упорядочивания и систематизации информации

3.
планирования деятельности

4.
подготовки к выступлениям

5.
поиска решений в сложной ситуации

6.
рассмотрению различных вариантов решения задач.

За
время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития.
Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько
отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт.

Классические интеллект-карты создаются таким образом:

1.Горизонтально
располагаем чистый лист бумаги (лучше А4). Используем разноцветные ручки,
фломастеры, маркеры, карандаши. Пользоваться ластиком не рекомендуется. Особое
внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. Тони Бьюзен
советует не менее трех.

2.В
центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать тему, с
которого и начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Не обязательно
уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из
старых журналов, чужие рисунки. Главное проявить фантазию. Тщательно
прорисовываем существенные детали. ВООБРАЖЕНИЕ поможет создать рисунки, а мы
знаем, что в одном рисунке можно выразить тысячи слов, сэкономив таким образом
время и силы, которые потребовались бы, чтобы записать эти слова. Более того,
рисунки и запоминаются лучше, чем слова. Рисунки могут быть красочными или
схематичными, раскрашенными или черно-белыми. Все зависит от создателя
интеллект-карты.

4.От
центрального образа отводим ветви, на которых пишем самые важные ключевые слова
и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или
мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую
с данной темой!) делаем их потолще. Пишем печатными буквами.

5.От
толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.
Расположите ассоциации к ключевым словам. Количество тонких веточек не
ограничено — их может быть столько, сколько идей возникает. Чем больше
разветвлений, тем меньше шрифт! Таким образом получается «осьминожек» или
«дерево».

Для
более продвинутых в компьютерных технологиях учащихся можно порекомендовать
создание интеллект-карт с помощью программ
Mind Manager Pro 6, Concept Draw Mind Map Pro 4.5, Edraw Mind
map. Это отличные программы с множеством символов и рисунков.

Интеллект-карты можно видоизменять и адаптировать в зависимости от
целей и задач, поставленных перед учащимися.

Нарисованная
и раскрашенная от руки карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует
лучшему запоминанию, что очень важно для работы с новой лексикой. Пересказать
текст удобнее по карте, которая является опорой и наглядно логикой для
пересказа.

Работу
по изготовлению карт можно использовать на любом этапе урока, а также дома. Умственные
карты можно использовать для мозгового штурма, обучения новой лексике,
подведения итогов, пересказа, краткого изложения всех тем, которые нужно
повторить или которые в данный момент изучаем, планирования, т.е. для
активизации речемыслительной деятельности.

Тони
Бьюзен считает, что создавать карты можно по любому поводу, на любую тему. Будь
это интересы, хобби, друзья, этапы роста, достижения, семья, школа, мысли,
книжки и мультики. И делать это интересно и приятно, в отличие от линейно
записи информации.

Использование интеллект-карт при обучении:

На
уроках английского языка мы создаем интеллект-карты тем или иным способом в
зависимости от темы, целей и задач. В любом случае интеллект-карты – это
наглядный способ представления информации, когда в центре записано понятие, от
которого отходят лучами ассоциации или связанные понятия. Эти схемы очень
похожи на солнце, поэтому учащиеся так и называют их «солнышко». «Солнышко»
звучит намного позитивнее и вдохновляющее, чем
spidergram
(как называют такого рода схемы в англоязычной методической литературе):

1.     
Это могут мини-карты для наглядного
изображения, например, фразового глагола
. Их можно быстро нарисовать на
уроке. В центре пишется глагол, от него лучиками отходят предлоги, с которыми
он употребляется, под предлогами пишется новое значение, которое приобрел
глагол. Рекомендуется английские и русские слова писать разными цветами, чтобы
можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при необходимости.

2.     
Это могут быть карты по определенной лексической
теме
. Тогда эти карты выглядят как огромные солнца со множеством лучей.
У кого-то они больше похожи на деревья. Вкус составления и внешняя
привлекательность интеллект-карт приходят с опытом, т.к. перед учащимися стоит
задача – собрать всю лексику по одной теме вместе, распределить ее по группам
(если возможно), показать эти связи графически (у многих это вызывает
затруднение). Рекомендуется выписывать не просто слова, а словосочетания по
темам. Под каждым словом или словосочетанием другой ручкой или карандашом
пишется перевод.

3.     
Это могут быть карты-опоры для пересказа
текста
. Тогда в центре записывается название текста или его основная
мысль. Далее лучами выписываются словосочетания. Между ними строится
определенная последовательность с помощью стрелочек и линий.

4.     
Интеллект-карта в качестве домашнего задания может
ставить целью повторение лексики, пересказ текста. Если интеллект-карта
рисуется дома, то вместо перевода слов можно использовать рисунки, схемы,
значки, вырезанные картинки, т.е. внести личностный компонент.

5.     
Интеллект-карты хороши для подведения итогов по
теме, проблеме, вопросу.

6.     
Интеллект-карты – это отличный инструмент для
мозгового штурма.

7.     
Интеллект-карты – это помощник при планировании.

Результат использования интеллект — карт на уроках:

1.     
Интеллект-карта — непроизвольное запоминание
с использованием ключевых элементов
. Ключевые
элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при
воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий,
чем при механическом запоминании (зубрежке).

2.     
Информация запоминается уже усвоенной
(понятой), устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами
, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает
мышление и память детей.

3.     
Интеллект-карта выступает опорой для быстрой
актуализации необходимых лексических единиц после продолжительного перерыва
. (А мы знаем, что то, что не употребляется активно, переходит из
активной формы в пассивную). Интеллект-карта позволяет быстро перевести
пассивную форму в активную, т.е. при необходимости вызвать в памяти и
подтолкнуть к употреблению ЛЕ.

4.     
Интеллект-карта позволяет увидеть информацию
внутренним мысленным взором.
Она как бы
раскладывает по полочкам весь объем информации и в то же время позволяет
удерживать большой объем информации в поле зрения.

5.     
Интеллект-карты предлагают новый подход к
проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей
. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легко проследить
взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Интеллект-карта облегчает
внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным
инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования.

6.     
Умственная карта дает ребенку полную картину,
которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены
. Для ребенка она является чудесным инструментом развития памяти,
творческого мышления, анализа.

Широк диапазон применения карт памяти на уроках
английского языка:

1) Работа с фонетическим материалом

2) Работа с лексическим материалом

3) Работа с грамматическим материалом.

4) Работа с текстовым материалом.

5) Обучение устному монологическому высказыванию.

6) Представление результатов проектной
деятельности.

7) Подготовка к ГИА и ЕГЭ.

8) Проведение дискуссии, дебатов.

Рисование умственных карт

— Экономит от 50 до 70 %
времени, потраченных на записывание.

— Приносит втрое больше
удовольствия, чем простое планирование.

— Помогает
концентрироваться на существенных вопросах, а не вопросах второстепенных.

— Разноцветно и многомерно
«отрисованная» информация запоминается учеником лучше.

— Стимулирует способность
творить.

На данный момент много
онлайн программ для построения ментальных карт. Ниже есть ссылки
на самые известные из них. Одна из самых удобных spiderscribe.net.
Ее преимущества:
1. Бесплатная.
2. Простая в обращении.
3. Есть возможность добавлять картинки, документы, карты и др.
4. Можно сохранить ее как рисунок в формате jpg или png, или распечатать.

Ссылки

на Online программы:
my.origramy
bubbl.us
mindomo
mind42
wisemapping
freemind

Mental Map Examples

RY staved: презентации по английскому языку для учителей

Пример ментальной карты при изучении английского

Ни одно занятие английского языка не проходит без изучения либо повторения лексики. Она объясняется с помощью различных методов для того, чтобы студент побыстрее понял, запомнил и начал использовать новые слова.

Используется весь арсенал способов и подходов, которые подходили другим ученикам при изучении нового или повторении старого материала. Это всевозможные карточки, списки, картинки, кубики, презентации, настольные игры и т.д. Но достаточно недавно был введен в активную практику еще один замечательный метод — метод интеллектуальных карт.

Такие карты еще называют ментальными картами, картами мыслей, ассоциативными картами, диаграммами связей либо используют оригинальный термин – майндмеп (mind map).

Что такое Mind map

Интеллект-карты — особый способ фиксации информации с помощью ассоциативных связей, иллюстраций и коротких записей. Напоминает она диаграмму или паутину, в центре которой находится главная идея или тема, далее от нее ответвляются так называемые ноды (подтемы или подидеи 1 уровня), затем конкретизированные идеи (2 уровень) и так далее до периферии, практически до бесконечности.

Другими словами, ассоциативные карты отображают то, как возникают, формируются мысли и запоминаются данные в мозге человека. Поскольку способы мышления разных людей отличаются, то и майндмэпы – достаточно индивидуализированный метод обработки материала. Вот как выглядит, например, любимая всеми таблица неправильных глаголов в диаграмме связей.

Mind map: неправильные глаголы

Согласитесь, с помощью такой подачи шансы заинтересовать, мотивировать студента выучить неправильные глаголы значительно увеличиваются. Кроме того, такая карта не имеет границ и может пополнятся новыми словами по мере их изучения. Но что самое приятное, такие диаграммы могут делать ученики сами для себя, выбирая ассоциативные цвета, шрифты, рисунки, размер и форму стрелочек, оформляя все в своем, понятном для них стиле, что значительно приятнее скучного зазубривания «to be — was/were — been».

Какие еще преимущества интеллект-карт в изучении лексики на занятиях английского языка? Майндмеп — это:

  • Экономия времени на обработку и запоминание новых слов.
  • Генерация новых идей (значений слов, вариантов перевода, контекстных значений, синонимов, антонимов и т.п.).
  • Помощь в брейнсторминге лексики в качестве warm-up или revision.
  • Отработка навыка составления планов, структурирования, нахождения логических ассоциативных связей между словами.
  • Проверка или повторение пройденного вокабуляра.
  • Четкое видение всей лексической темы, ее главных и второстепенных составляющих.

Что интересно, специалисты спорят, какой вид майндмеппинга выбрать — цифровой или бумажный. Ответ: выбор за вами и вашими студентами. Далее представлен список специальных приложений, где можно создавать цифровые карты ассоциаций.

Также полезным будет следующий ресурс, где собраны образцы и бесплатные готовые интеллект-карты на разные темы для уроков английского языка.

Кроме того, в данном видео сможете более детально разобраться со спецификой построения карты:

Читайте также:

Самообманы, которые мешают вашим ученикам учить английский

Психологические хитрости, которые помогут студентам лучше учиться

Использование ментальных карт на уроках английского языка

Что такое Mind Maps (ментальные карты)?

Это карты, в которых структурировано собрана информация на определенную тему. Четко, удобно, ясно, в одном месте. Этот инструмент позволяет уместить большие объемы информации на одном листе, сэкономит время и позволит быстро находить то, что вам нужно.

Создавать mind maps можно очень быстро и легко с помощью программы X-Mind ZEN, а также онлайн на MindMeister. Кроме того, можно нарисовать вручную или в Paint или Microsoft Word, просто добавив кружочки. Можно воспользоваться ресурсом с образцами бесплатных готовых интеллект-карты  на разные темы для уроков английского языка: https://www.biggerplate.com/education-mindmaps/31/english

Технику mind maps придумал Тони Бьюзен, эксперт по памяти. Она построена по аналогии обработки и запоминания информации человеческим мозгом. В таком визуальном виде любая информация усваивается лучше, чем текст. 

Тони Бьюзен, автор техники mind maps

Преимущества интеллект-карт в изучении  английского языка:

  • Экономия времени на систематизацию и запоминание новых слов;

  • Генерация новых идей (значений слов, вариантов перевода, синонимов, антонимов и т.п.);

  • Помощь в проведении мозгового штурма при разминке или доработке лексики;

  • Отработка навыка составления планов, структурирования, формирование ассоциативных связей между словами;

  • Проверка или повторение изученного словарного запаса;

  • Комплексное видение лексической темы.

Использование ментальных карт на уроках английского

Грамматика

Чтобы не тратить время урока на рисование мелом на доске сложных схем и переписывание в тетрадь нужно для обучающихся заранее подготовить mind map и у них будет яркая шпаргалка, которая не затеряется.

I lived in Kirovskoye last year.

I saw this movie.

(Where) Did you live in Kirovskoye? I din’t live in Kirovskoe

Did you see this movie? I din’t see this movie

Говорение

Для развития разговорных навыков на уроке английского, по центру карты можно написать вопрос для обсуждения, а на ответвлениях – разные варианты для ответа для обсуждения и выбора лучшего.

Mind maps отлично подходят как основа для разговорных заданий. Вот, например, так выглядит билет на FCE (First Certificate in English)

Сочинение

Карты отлично подходят для письменных заданий вместо скучных планов. Также их можно использовать как игровое упражнение в мини-группах.  Еще можно предложить обучающимся слова или идеи для истории, стрелочкой обозначить последовательность (или не обозначать) и попросить на основе карты составить свою историю. 

Ментальная карта для написания сочинения на английском

Повторение

Ментальные карты подходят для быстрой проверки вариантов употребления лексики. Например, на прошлом занятии рассматривали фразы с “ apply”( применять, подавать заявление). Пишем это слово в центре и предлагаем обучающимся по памяти написать вокруг все возможные фразы и конструкции. Такое задание заменяет тесты или викторины

Планирование

Еще один способ использовать mind map – для планирования курса или урока. Можно использовать для индивидуальных занятий с обучающимися, для понимания действий на определенный периода обучения. 

 

Mind map для планирования индивидуального курса по английскому

Инструкция по созданию ментальной карты

1. Начинайте с центра – в центре расположен основной образ, цель построения ментальной карты, объект, от которого отходят все ассоциации;

2. Рисуйте карту по часовой стрелке;

3. Используйте разные цвета – для восприятия цвета нужно гораздо меньше времени, чем на восприятие текста;

4. Используйте ключевые слова – яркие, запоминаемые, «говорящие» слова;

5. Рисуйте – информация воспринимается намного быстрее;

6. Связывайте понятия – структурируйте информацию (5-7 ответвлений).

Применение ментальной карты на уроках английского языка позволяет:

1. Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность.

3. Осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.

4. Организовать проектную деятельность школьников с использованием для представления ментальных карт для представления результатов.

5. Научить пользоваться специализированными словарями, справочниками с целью овладения новыми языковыми средствами, увеличения объема знаний профильно-ориентированного характера (в частности, терминологии).

В целом, mind maps – незаменимый инструмент для преподавателя. Они не только добавляют разнообразие и интерес на уроках, но и помогают ученикам лучше запоминать лексику, грамматику или любые другие темы.

Источники

https://www.titul.ru/uploads/journal/50/journal_46_31-34.pdf

https://орфографика.рф/raznoe/sozdanie-mentalnyx-kart-obzor-18-instrumentov-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html

https://na-sputnik.ru/intellekt-karta-po-angliiskomu-yazyku-po-vremenam-mentalnye-karty-kak.html © na-sputnik.ru | Читай Город — Портал полезных знаний

https://www.youtube.com/watch?v=aByN7_dDm_w

Как представлять грамматику английского в виде ментальных карт (Mind Maps)

https://znanio.ru/media/mentalnye-karty-na-urok-anglijskogo-yazyka-2599014

При изучении иностранного языка, одна из основных задач — запоминание нового лексического запаса. Скорее всего, ты знаешь массу способов, как помочь себе запомнить как можно больше новых слов: карточки, кубики, игры, скороговорки и многое другое. Но есть ещё один эффективный метод — изучение с помощью mind-map или интеллектуальной карты. 

Как это работает?

Интеллектуальные карты — способ фиксации информации с помощью ассоциативных связей, коротких записей или иллюстраций. Весь процесс выстраивается в единую паутину или диаграмму, связывая все категории и подкатегории в единую картину. В центре записывается основная тема, от неё ответвляются категории, от них подкатегории, которые, в свою очередь, детально разбираются. Продолжать такую карту можно практически до бесконечности. 

Выбери тему, словарь которой нужно изучить и запомнить, напиши название в середине. Дальше нужно сгруппировать новые слова по общему признаку: начинаются на одну и ту же букву, имеют схожее значение или являются синонимами, есть общие ассоциации или что-то ещё. Запиши то, что их объединяет и выпиши под каждой категорией новые слова. Можно пойти дальше и сделать ещё одно ответвление для того, чтобы показать контекст, в котором эти слова можно использовать. 

Если рисуешь свою ментальную карту от руки, пользуйся разными цветами, стикерами и старайся сделать её как можно ярче и оригинальнее. Этот процесс поможет активировать мозг и образовывать новые нейронные связи. 

Хотя обычно майндмэп используют для изучения лексики, грамматику тоже можно изучать с их помощью. Поскольку грамматика обычно состоит из правил, примеров и исключений, их можно поэтапно разбить в майндмэп и разобраться в логике грамматической конструкции. 

maind-map

Такой подход к изучению языка поможет понять насколько объёмны некоторые темы. Преимущество ментальной карты в том, что её со временем можно дополнить. Если же ты лучше воспринимаешь информацию визуально, у тебя перед глазами всегда будет красочное напоминание нужных слов или правил. 

Сегодня есть масса сайтов и приложений, где можно собрать свою личную интеллектуальную карту. Вот наш топ-10 приложений:

  1. Mind42 
  2. Labyrinth 
  3. Vym 
  4. WiseMapping 
  5. PersonalBrain 
  6. Semantik 
  7. MindMeister 
  8. RecallPlus 
  9. Mindomo 
  10. Miro Mind Mapping 

Поделись в комментариях пользуешься ли ты майнд картами и где их собираешь?

Post navigation

«Современное образование: теория, методика и практика»

Ментальные карты на уроке английского языка

Автор работы:

Мартышкина Анастасия Сергеевна,

учитель английского языка

МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, г.о. Саранск

Содержание

Введение ………………………….……….…………………….……………..

3

Теоретический аспект исследования …………….………………..………

5

Определение понятия mind map” как результата майндмэппинга……………………………………………………………..

5

История возникновения и применения технологии майндмэппинга………………………………………………………………

6

Практический аспект исследования .………..………………..……………

8

Алгоритм создания интеллект-карт ………………………..…………

8

Майндмэппинг в изучении английского языка ….……………..……

9

Заключение …….…….…………….……….……….………………………….

12

Список использованных источников ……….……….…….….………………

13

Введение

Современное образовательное пространство на сегодняшний день занимает все больший комплекс понятий, рассматривающих как когнитивные, так и мотивационно-волевые процессы развития личности. В свете реализации ФГОС перед обучением встает задача обеспечения формирования и развития познавательных интересов и стимулирования обучающихся к самостоятельному добыванию знаний. Одним из наиболее интенсивных способов реализации познавательной активности способствует такая образовательная технология как «майндмэппинг».

Знакомство с данным англицизмом оказалось не случайным, а закономерным. Именно уроки английского языка позволяют раскрыть значение данного термина и применить его в практике изучения иностранного языка.

В современном мире довольно трудно сориентироваться в огромном потоке информации, отобрать необходимый материал, проработать его и представить в нужной форме. Исходя из этого актуальность исследования обусловлена тем фактом, что ежедневно учащиеся сталкиваются с проблемой запоминания, усвоения и поиском эффективного способа структурирования информации, в том числе и на уроке английского языка.

Цель работы: исследование понятия “mind map” как ключевой единицы майндмэппинга на примере изучения английского языка.

Задачи:

рассмотреть значение понятия “mind map” в англоязычных словарях;

осуществить анализ литературы посвященной теме исследования;

изучить историю развития и технологию создания интеллект-карт;

спроектировать интеллектуальную карту по лексической теме “Countries. Nationalities. Languages”.

Объект исследования: интеллект-карта (mind map) как оригинальный способ фиксации информации при изучении английского языка.

Предмет исследования: процесс создания интеллект-карты (“mind mapping”) в рамках изучаемой темы на примере учебника “Enjoy English 7”.

Практическая ценность работы заключается в использовании разработанной карты непосредственно в процессе изучения английского языка. Созданный продукт может быть применен в практической деятельности учащимися и учителями в качестве наглядного учебного материала.

Гипотеза исследования – процесс пополнения словарного запаса на уроках английского языка будет более эффективным, если лексический материал структурируется и обобщается в наглядной форме. Немаловажным можно считать творческий подход введения и отработки лексических единиц с помощью конструирования интеллект-карт по изучаемым темам.

В ходе исследования применялись следующие методы исследования:

теоретический: анализ и синтез литературы по теме исследования;

практический: приобретение опыта и навыка работы с лексическим материалом в процессе майндмэппинга.

1 Теоретический аспект исследования

1.1 Определение понятия “mind map” как результата майндмэппинга

С целью общего понимания понятия “mind map” несомненно, требуется его интерпретация на русский язык. Разобрав данное словосочетание на составляющие, получаем два существительных – mind (что в переводе означает разум, интеллект, мозг, мышление) и map (карта, план). Таким образом, получаем следующие словосочетания: интеллект карта/план, карта/план мышления, карта мозга и т.д. Однако данные комбинации слов не дают полного понимания английского термина “mind map”. В связи с этим был осуществлен поиск его дефиниции в англоязычных словарях.

Были выделены и проанализированы три определения, взятые из словарей издательства Collins, Oxford, Cambridge.

СловарьCollins English Dictionaryпредлагает следующее определение понятия: “a diagrammatic method of representing ideas, with related concepts arranged around a core concept”.

Oxford English Dictionary”: “a diagram in which information is represented visually, usually with a central idea placed in the middle and associated ideas arranged around it.”

Cambridge English Dictionary”: a type of diagram (= simple plan) with lines and circles for organizing information so that it is easier to use or remember.

Сравнительный анализ определений показал, что ключевым словом во всех определениях является диаграмма (diagram), информация (information). Исходя из синтеза полученной информации и имеющихся знаний, определяем, что интеллект-карта (mind map) – это способ схематической фиксации информации. Осуществив морфологический разбор английского слова “mind maping” приходим к выводу о том, что майндмэппинг – это процесс построения интеллект-карт (т.к. морфема –ing в английском языка указывает на действия в процессе).

1.2 История возникновения и применения технологии майндмэппинга

Первые примеры создания интеллект-карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, однако же, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Узнав, что человек использует всего 5 % головного мозга, Т. Бьюзен решил «заставить свой мозг работать».

Популярность интеллект-карт началась с публикации его книги «Работай головой». Технология интеллект-карт стала быстро развиваться, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.

Т. Бьюзен утверждает, что традиционное представление о восприятии информации, когда читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз, неверно; на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно.

Т. Бьюзен в своих работах использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве доказательства того, что диаграммы связей есть наилучший способ конспектирования информации. Известно, что левое полушарие отвечает за речь: то, что мы слышим и говорим, читаем и пишем; правое полушарие отвечает за образы: это картинки, ассоциации, схемы, стрелки и т.д. Автор справедливо заметил, интеллект-карта позволяет представлять информацию таким образом, чтобы ее могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария, а майндмэппинг позволяет задействовать оба полушария мозга (в то время как простое написание текста вовлекает в работу только левое).

Цель майндмэппинга – согласно автору – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект-карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

Ученый систематизировал использование интеллект-карт, разработал правила и принципы их конструирования и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг, написанных Т. Бьюзеном и посвященных этой тематике, самой известной является – «Научите себя думать» – она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.

Интеллектуальные карты на сегодняшний день – это один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации. Интеллект-карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. И это понятно, ведь создание интеллект-карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Тем более что применение интеллект-карт возможно в различных сферах нашей жизни. Наше исследование доказывает, что майндмэппинг открывает широкие возможности и для изучения английского языка.

2 Практический аспект исследования

2.1 Алгоритм создания интеллект-карт

Майндмэппинг – процесс творчества, а значит это процесс раскрытия индивидуальных способностей. В ходе работы над интеллект-картами развивается личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться некоторых правил. Основоположник майндмэппинга Тони Бьюзен выделяет следующие общие принципы построения ментальных карт:

1. Основная идея размещается в центре.

2. От нее отходят ветки первого уровня, обозначенные ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

3. От веток 1-го уровня отходят ветки 2-го уровня, также обозначенные ключевыми словами дальнейших конкретизирующих ассоциаций.

4. Ключевые слова могут заменяться рисунками и символами, между ветвями при необходимости прорисовываются ассоциативные связи.

5. Для рисования ментальной карты используются разные цвета.

Данные принципы можно изобразить при помощи следующей интеллект карты:

t1639082767aa.gif

Рис. 1 (источник Интернета)

Практика применения майндмэппинга также показывает, что:

необходимо начинать создание интеллект-карты с главной идеи. Это позволит активизировать работу мозга, в результате чего появляются новые идеи, которые ассоциируются с образами связанными с главной идеей для продолжения карты;

рекомендуется рисовать карту по часовой стрелке, начиная сверху, так как каждый из нас знаком с обычными аналоговыми часами – в них час начинается как раз вверху циферблата;

следует использовать разные цвета, так как цветовая гамма несет в себе различную эмоциональную окраску и воспринимаются по-разному;

интеллект-карта отображает только ключевые слова. Необходимо выражать мысли в виде ключевых слов, взглянув на которые, можно восстановить мысли.

2.2 Майндмэппинг в изучении английского языка

Детальный анализ понятий, истории возникновения и развития, а также технологии построения интеллект-карт позволил применить полученные знания в практической деятельности.

Уже на этапе планирования исследования был обозначен план и этапы работы в форме интеллект-карты.

t1639082767ab.gif

Рис. 2 (Интеллект-карта «Исследование»)

То есть можно сделать вывод о том, что майндмэппинг эффективен и на этапе планирования деятельности.

Майндмэппинг при изучении лексики английского языка включал в себя несколько этапов:

1 этап – Возникновение идеи.

Всеобще известно, что создание любого продукта начинается с идеи и майндмэппинг не исключение. На проектирование интеллект-карты подтолкнула изучаемая на уроке английского языка тема “Countries and Nationalities”.

2 этап – Мозговой штурм.

На этапе мозгового штурма были обозначены лексические единицы необходимые для использования в проектируемой карте.

3 этап – Анализ содержания интеллект-карты.

На этапе структурирования информации сформировался образ интеллектуального продукта.

4 этап – Майндмэппинг.

После успешного прохождения первых трех этапов, упорядоченные в структуру мысли были сконцентрированы на достижении цели – создание интеллект-карты. На данном этапе необходимо учитывать, что в процессе майндмэппинга мы можем получать новые мысли и идеи, упущенные на этапе мозгового штурма. В данном случае мы можем вписать их в свою структуру, так как интеллект-карты имеют свойство незавершенности и могут дополняться на любом этапе изучения английского языка, при пополнении словарного запаса, относящегося к конкретной теме.

5 этап – Результат.

Естественным следствием достижения целей первых четырёх этапов –

получение результата. В нашем случае это интеллект-карта по теме “Countries. Nationalities. Languages”.

t1639082767ac.gif

Рис. 3 (Интеллекткарта “Countries. Nationalities. Languages”)

От центрального образа нашей интеллект-карты (Countries, Nationalities, Languages) отходят 15 разноцветных ветвей. Ветви символизируют собой страны, узнать которые помогут изображенные на ветвях флаги государств. Главные ветви имеют ответвления, которые отображают географические названия (страны) и образованные от них национальности и языки на английском языке.

Таким образом, майндмэппинг при изучении темы с большим количеством новых лексических единиц, позволил не только пополнить словарный запас, но и проявить творческие способности учащихся.

Заключение

В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что майндмэппинг – это отображение на бумаге эффективного способа:

думать

запоминать

вспоминать

решать творческие задачи

возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации.

Исходя из полученных результатов было установлено, что интеллект-карта – это картинка, которая содержит в себе максимум информации при минимуме знаков и способна решить главную проблему при изучении английского языка: облегчить усвоение, запоминание изученного материала и кроме того, раскрыть творческий потенциал учащихся.

Изучение теоретических исследований по проблеме майндмэппинга, анализ определения понятия “mind map” в англоязычных словарях, а также практический опыт проектирования интеллект-карт позволяют сделать вывод о том, что майндмэппинг – это естественная деятельность нашего мозга, соответственно интеллект-карта – это продукт его деятельности. Составляя такие карты, мы графически выражаем процесс нашего мышления. Карты памяти являются очень мощным инструментом для высвобождения потенциала, скрытого в мозге. Поэтому этот метод может найти применение в любой сфере человеческой жизни и стать ключом к успеху там, где требуется совершенствовать интеллектуальный потенциал учащихся, в том числе и на уроках английского языка.

Список использованных источников

1. Бьюзен, Тони Карты памяти: уникальная методика запоминания информации [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] – М. : Росмэн, 2007. – 326 с.

2. Бьюзен, Тони Карты памяти: используй свою память на 100 % [Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У. В. Сапциной] – М. : Росмэн, 2007. — 192 с.

3. Ментальные карты [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://samopoznanie.ru/schools/mentalnye_karty /. – Загл. с экрана.

4. Морозова, С. Ю. Интеллект-карты как способ работы с информацией [Электронный ресурс] / С. Ю. Морозова. – Режим доступа : http://docs.google.com/document/d/lh . – Загл. с экрана.

5. Шипунов, С. Как рисовать карты [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mindmap.ru/?s=22&d_id=67 – Загл. с экрана.

6. Oxford English Dictionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://en.oxforddictionaries.com /. – Загл. с экрана.

7. Cambridge English Dictionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://dictionary.cambridge.org/. – Загл. с экрана.

8. Collins English Dictionary [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/. – Загл. с экрана.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как брекеты исправили кривизну зубов
  • Инстаграмм как найти людей по номеру телефона
  • Как исправить формат фотографий на компьютере
  • Как в майне найти снежный биом
  • Как найти арест на автомобиль