Как составить ментальную карту по обществознанию

Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя
общеобразовательная школа №29»

МО
 Березники, Пермский край

Ментальная
карта как средство развития общей функциональной грамотности современного
школьника

 на уроках обществознания

подготовила:

Елена
Александровна Анисимова,

учитель
обществознания и истории

высшей
квалификационной категории

Березники,
2020

Ментальная
карта как средство развития общей функциональной грамотности современного школьника

 на
уроках обществознания

« Функциональная
грамотность
 — способность человека использовать приобретаемые в
течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А.
А. Леонтьев

 Термин «функциональная грамотность» был
введен в 1957 г.                                      международной
организацией ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная
грамотность». На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации
неграмотности (Тегеран, сент. 1965) был предложен термин функциональная
грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной
стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно
новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать
во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного
функционирования группы.

Таким образом, в
современном мире функциональная грамотность стала одним из базовых факторов,
способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и
экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Развитие функциональной грамотности учащихся в
процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного
образования в современной школе.

Выделяется несколько основных видов функциональной
грамотности:

·       
Коммуникативная

·       
Информационная

·       
Деятельная

Если дать пояснение этим видам функциональной
грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой
деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках,
умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять
самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из
главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых
разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают
дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.

         В работе
учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик
освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

 На уроках истории и
обществознания я использую различные современные  технологии с целью
формирования функциональной грамотности учащихся.

Одним из таких методов
является технология интеллект — карт.

Технология интеллект — карт — это особый метод записи информации в
форме радиантной структуры. Эту технологию относят к активным методам обучения.
Ее можно использовать не только при составлении конспекта, но и при
планировании своего дня, бюджета, подготовки презентаций, составления
логических цепочек и т.д.

Название технологии произошло от англ. Mind Map, что в переводе
имеет множество значений:

·«интеллект-карта»

·«карта ума»

·«карта мыслей»

·«карта мышления»

·«ментальная карта»

·«карта разума»

·«карта памяти»

·«ассоциативная карта»

Главная задача учителя в
современном образовательном пространстве сохранить индивидуальность каждого
ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление.

Интеллект — карты «представляют собой внешнюю
«фотографию» сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент
времени».

Она отражает связи (смысловые, ассоциативные,
причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими
проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут
быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации,
прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом
количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении,
для индивидуального планирования и т. д.

В современном мире с
большим потоком информации, применение интеллект — карт в обучении школьников
может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать,
структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем.
Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память
и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее,
занимательнее и плодотворнее. Создание интеллект — карт будет эффективным и
интересным методом обучения на любом уроке.

При помощи «Интеллект —
карты» легче выделить основную мысль: она размещена в центре листа, четко видна
относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе
к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми
понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее.
Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок.
На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её
воспроизведение становится более осмысленным. Составление интеллект — карт
поднимает мышление на новую высоту. Если обычный, линейный вид записей ведет
свое начало из Средневековья, то карты ума – принадлежность века компьютерных
технологий. Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся
демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления
информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми
становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.

Как это делается?

Как сказано выше, «Интеллект
— карты» или «Ментальные карты» – удобный способ структурирования информации,
где главная тема находиться в центре листа, а связанные с ней понятия
располагаются вокруг в виде древовидной схемы. В самом начале использования вам
нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет
задавать направление всем вытекающим данным.

«Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные
течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.

Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:

1.     Яркие цвета

Психология человека устроена таким образом, что сначала мы
воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы:
буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими
ручками, маркерами, карандашами и др.

2.     Особенные стили

Основываясь
на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты
каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей
стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию.

3.     Система обозначений

Цепочка мыслей в сознании
может возникать очень быстро, и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы
исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендую заранее
придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии
времени.

4.     Иллюстрации и изображения

Не ограничивайтесь одним
только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту
информацию еще более простой для восприятия

5.     Дополнительные заметки

Весь эффект может быть
потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала
можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где
упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.

6.     Однозначность

Четко излагайте материал на
уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей
задачи: не поможет вам успешней анализировать информацию

Учащиеся могут, как сами
составлять интеллект — карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее
самому составить свою интеллект — карту, чтобы не забыть те или иные важные
моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью
компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти
бесплатную версию.

Преимущества интеллект — карт перед другими методами:

· экономия 50% времени на конспект;

·концентрация информации на важных моментах;

·визуально четкие ассоциации;

·улучшение запоминания.

Метод интеллект — карт можно использовать на разных типах и формах
урока:

· изучение нового материала;

·закрепление материала;

· обобщение материала;

· написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;

· подготовка проекта, презентации;

· аннотирование;

·конспектирование.

Данный метод дает возможность учителю:

· повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность
учащихся;

· развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие
способности;

· активизировать деятельность;

· выявлять причины когнитивных затруднений;

· корректировать знания учащихся.

Эффективность данного метода заключается в том, что он:

· отвечает реальным запросам обучающихся и соответствует
возрастному уровню их развития;

· позволяет в интерактивном режиме вести работу по обобщению и
закреплению изученного, особенно хорошо при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ в системе,
используя крупноблочный метод закрепления знаний, сэкономить время;

·приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно
дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;

· практический материал можно использовать как образец для создания
собственных интеллект — карт и как справочный, демонстрационный или раздаточный
материал при обобщающем повторении, при написании сочинений, докладов,
рефератов, конспектировании

Или аннотировании статей, параграфов, разделов учебной литературы,
создании презентации, организации индивидуальной и групповой работы ;

· с помощью интеллект — карт можно развивать такие метапредметные
умения как: умение общаться с текстами: понимать их, анализировать, извлекать
нужную информацию, сжимать,

кодировать в форме интеллект — карты.

В современном мире с
большим потоком информации, применение ментальных карт в обучении школьников
может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать,
структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить.
Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память
и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее,
занимательнее и плодотворнее.

Список использованной литературы

1.Акименко В. М. Применение
интеллектуальных карт в процессе обучения  / В. М. Акименко // Начальная школа
плюс до и после. — 2012 — №7

2. Бершадская Е.А. Применение метода интеллект-карт в учебном
процессе.//Электронное издание «Непрерывное педагогическое образование в
контексте инновационных проектов

общественного развития: сборник научных статей международной
научно-практической конференции, 19-21 июня, 2012 г.» М.: ФГАОУ АПК и ППРО, 2012

 3. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Применение методов «Mind
Maps» для повышения информационной компетентности обучаемых [Электронный
ресурс] — Режим доступа:
http://bershadskiy.ru/

4.  Гальскова Н. Д. Современная методика обучения / Н. Д.
Гальскова. — М.: Аркти-Гласа.

5. Щербатых И. В. ФГОС, а зачем это надо? Формирование УУД на
уроках истории // Молодой ученый. — 2015 — №4.

Использование интеллект карт на уроках обществознания.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, является важнейшей задачей современной образовательной системы. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор), регулятивный (умения организовывать свою деятельность, познавательный (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) и коммуникативный (умения общаться, взаимодействовать с людьми).

Для формирования познавательных УУД на уроках обществознания, можно использовать метод составления ментальных карт. Именно этот инновационный метод помогает сделать учебный процесс эффективным для детей с разными интеллектуальными способностями.

Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта.

Как мы знаем, левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Благодаря своей структуре интеллект-карты позволяют раскрывать интеллектуальный потенциал. Так как в процессе составления их задействованы оба полушария головного мозга. Создание интеллектуальных карт также способствует развитию потока идей и ассоциаций.

Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт на уроках, при выполнении домашнего задания.

Ментальная -карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы. Интеллект-карты — наиболее адекватно отражает наше реальное многомерное радиантное мышление. Именно поэтому она более удобна в использовании по сравнению с обычным текстом. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями.

задания, создания проектов.

Какие задачи решает применение интеллектуальных карт в учебной деятельности

  • записывать учебные конспекты по книгам и на слух.

  • создавать планы написания статей, книг, рефератов, дипломов

  • сдавать экзамены

  • структурировать любой материал, что позволяет понять и запомнить сложные тексты.

  • написать ряд взаимосвязанных гипотез

Рассмотрим основной алгоритм построения ментальной карты.

1. Возьмите лист бумаги, расположите его альбомно, то есть горизонтально.

2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, или ручек разных цветов, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.
3.
 Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты

4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы, будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями.

Структура интеллектуальной карты (сайт http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32)

Пример интеллектуальной карты на тему «Государство».

Использование интеллектуальных карт помогает:

  1. Развивать у учеников навыки ассоциативного мышления

  2. Развивать творческие креативные способности

  3. Запоминать большой объем учебного материала

  4. Разнообразить привычные методы конспектирования

  5. Структурировать знания

  6. При помощи выделения основных и второстепенных признаков, помогает анализировать явления, понятия и события

  7. Повышает интерес учащихся к учебе.

Постоянное применение метода интеллектуальных карт на уроках обществознания способствует достижению основных целей современного образования, помогает систематизации знаний учащихся.

Ссылки на интернет ресурсы:

http://bershadskiy.ru

http://ru.wikipedia.

http://www.mind-map.ru

Что такое ментальная карта или mind map? Как ее создать и какие задачи можно решить с помощью данного инструмента? Подборка бесплатных онлайн сервисов в наличии.

С детства мы все любили рисовать. Через рисунки мы думали, через рисунки мы выражали свои мысли. По мере взросления подобный навык постепенно загоняли вглубь и он практически испарялся. Рисование – это же для детей! На самом же деле все ровно наоборот.

Проекты, задачи, идеи, все они состоят из каких-то деталей и частей. Чтобы удержать это многообразие в одной голове, нужно как минимум заказать еще пару голов на ebay, шутка. А если попробовать просто нарисовать все это?

Ментальная карта: что это

Ментальная карта (или mind map) – техника визуализации мышления, при которой мысли и идеи соединяются между собой и образуют единую схему. Активно используется для создания, развития и анализа. Удобный инструмент для управления тем, что находится в голове.

Ментальная карта

Выше находится пример ментальной карты для кота. Если бы мы с вами думали про кота и раскладывали на визуальную структуру, то у нас получилась некая сущность, которая интересуется мышами, молоком. Плюс коты дают нам с любовь и валяются на креслах.

Обратите внимание, как подобная карта весьма для восприятия: есть некий центр или идея, а дальше она разделяется на составляющие. Все элементы связаны между собой. Если бы мы развивали карту дальше, то, например, рядом с мышкой появился бы сыр, норка и т.д….

Mind map появилась еще в 70-х годах прошлого столетия. Ее изобрел Тони Бьюзен, психолог, который всю свою жизнь изучал проблемы восприятия и запоминания информации. В какой-то момент он понял, что текстовая информация гораздо тяжелее ложиться в память, поэтому и предложил свой способ ее организации – визуальный.

Какие задачи решают ментальные карты

Сложно представить себе весь потенциал ментальной карты, его проще нарисовать. Ментальная карта для ментальной карты, вот этот поворот!

Задачи ментальных карт

Скажу сразу, что я накидал лишь крупные зоны, для которых сам ее использую, скорее всего каждый сможет предложить еще миллион вариантов.

Кстати, чтобы набросать карту выше, у меня ушло 3-5 минут. То есть, начав использовать инструмент, я понимаю насколько быстро он ускоряет поток мышления. А всего-то нужно было порисовать 🙂

Самое главное забыл добавить в задачи – это мозговой штурм! Карта великолепно для этого подходит. Кучу раз участвовал в разных обучательных семинарах и тренингах, когда за столом сидит много людей и не могут о чем-то договориться. Решение – берешь белый лист бумаги или флипчарт, рисуешь кружками mind map и вуаля! Все говорят об одном и том же.

Кстати, если у вас есть идеи или опыт как еще можно использовать ментальные карты, пишите в комментариях, будет полезно для всех читателей. Соберем хаб знаний.

Как собирать ментальную карту

Давайте по шагам рассмотрим создание mind map. Как мы говорили ранее, ментальная карта всегда создается с какой-то целью и решает конкретную задачу. Давайте попробуем вместе собрать карту для такого предмета как стул.

Наша задача, понять что это и из чего он состоит.

  1. Помещаем ключевую идею в центр рабочей области и выделяем ее каким-то цветом (на скринах я делал это в специальном сервисе Miro).

Создание ментальной карты

2. Дальше рисуем ветки в стороны от центра. Как правило, это то что, максимально близко относится к теме. Из чего состоит стул? Накидываем мыслеообразы вокруг: стул имеет какой-то дизайн, у него есть какое-то предназначение (кухонный, офисный), он состоит из какого-то материала и так далее.

Используйте разные цвета для выделения составляющих, это поможет создать контраст, чтобы информация легче считывалась.

Создание ментальной карты

3. Идем на следующий уровень и рисуем связи от составляющих, которые добавили. Какой дизайн бывает? Утонченный, со вкусом или простой и лаконичный.

Создание mind map карты

И так далее пока сами не остановитесь и не поймете, что полученной карты и масштаба достаточно для решения вашей задачи.

По своей практике скажу, что когда ты составляешь ментальную карту сам и “выгружаешь” все то, что есть у тебя в голове, в какой-то момент скорость генерации мысли начинает замедлятся. Ну не вылетают уже мысли как из пулемета. Это как раз первый сигнал к тому, что достигнут какой-то предел, нужно остановиться и передохнуть. Сделайте перерыв и вернитесь на свежую голову к карте через какое-то время. Увидите, как она дополнится тем, что вы не учли.

Ментальная карта: рекомендации в сухом остатке

  • Начинаем всегда с центра карты. Цветом и крупным шрифтом выделяем главную идею.
  • Строим связи от главной идеи к другим ее частям. Опять же, выделяем их другими цветами.
  • Чтобы еще сильнее улучшить восприятие, можно использовать картинки и образы. Так на карте могут появится фотографии, скриншоты и прочее.
  • Крайне важно не переиграть с цветами. Если карта пестрит как радуга, то работать с ней будет крайне сложно. Используйте не более 3-х цветов для карточек с текстами, это снизит нагрузку на ваши глаза.
  • В mind map нет четких границ: фиксируйте все, что приходит в голову и связано с тем, что уже вытащено. На крайний случай, лучше потом отрезать ненужное, чем упустить что-то.

Почта, это прошлый век, подписывайтесь на наш telegram канал! Продолжаем читать…

Какими инструментами строить ментальную карту

В первую очередь руками. Нет, я серьезно, было бы желание. На самом деле, изначально так они и строились. В 70-х кроме карандашей и листа бумаги больше ничего и не было.

70-е

Да и для брейншторма с командой нет ничего лучше простых оффлайн инструментов: флипчарт, листы, фломастеры, ручки, стикеры. Не стесняйтесь рисовать то, что приходит в голову и заставлять остальных. Народ сперва будет стесняться, но потом вспомнит свое детство и разойдется на полную. Да и результат, который вы получите в конце будет сильно проработанным, нежели просто посидели и на словах все решили.

Ментальная карта: специальные программы

На текущий момент есть куча онлайн инструментов для построения ментальных карт. Есть как бесплатные, так и платные решения. Приведу в пример несколько, с которыми работал. Все программы работают в онлайне и запоминают то, что вы в них насоздаете.

Бесплатные:

Miro – мой фаворит среди сервисов. Приятный интерфейс, экспорт файлы в разных форматах и куча дополнительных штук для совместной работы. Есть бесплатная базовая версия, которой достаточно для самостоятельной работы, плюс платный аккаунт с расширенными возможностями.

Realtimeboard mind map

Mindmeister – в бесплатном доступе несколько карт и ограниченный экспорт. Но это не мешает заскриншотить готовую карту с экрана и сохранить картинкой. Но так большую карту не построишь, качество будет плохим. Но на небольших схемах вполне себе.

Ментальная карта инструмент

Draw – довольно простой интерфейс, без особых визуальных фишек и сервисов. Бесплатный, быстрая интеграция с Google Docs, плюс можно спокойно экспортировать.

Draw.io ментальные карты

Платные:

Mindmeister – широкий выбор функций и экспорт в различных форматах (pdf, jpeg). Лучшая из всех файловая совместимость, то есть можно выгружать карты из этого софта и заливать в другие для доработки.

iMindMap – тоже крутой инструмент визуализации и презентации ментальных карт. Огромный выбор картиночек, связей, стилей и прочего. Ниже скрин, ну не милота? Но за это придется заплатить.

Ментальная карта пример

На самом деле список можно продолжать. Просто погуглите “создание ментальных карт” или “сервисы для ментальных карт”. Найдете кучу приложений и сайтов, у которых примерно схожий функционал. Список выше, это самые популярные решения для построения ментальных карт. Думаю вам их будет более чем достаточно.

Не специальный софт для mind map

Если вам уж совсем не хочется переходить на новомодные сайты и знакомиться с интерфейсом приложений, то вот список альтернативных инструментов, где тоже можно строить mind map:

  • Power point – квадраты рисовать умеете? А стрелочки? Рисуйте прямо на слайде.
  • Google Docs Презентации – та же презентация со стрелочками и квадратиками только в облаке, сказка!
  • Любой графический редактор – если удобно в figma нарисовать или в photoshop, рисуйте. Хоть в paint, лишь бы рисовать карты начали.

Выбор инструмента – это важное дело, но не самоцель. Сперва думаем какую надо решить задачу, потом выбираем под нее инструмент, но недолго, чтобы про задачу не забыть.

Итого

Ментальная карта – это фантастический инструмент, который помогает закрыть много задач. Начните использовать его для себя: рисуйте схемки с ветками, обсуждайте и донасыщайте картинку. Уверяю вас, так даже самые сложные задачи станут гораздо проще и вы найдете лучшее решение.

Алексей А.


Читайте также:

  • Customer journey: что же они делают с нашим продуктом
  • Дизайн презентации: а что, если я не дизайнер

Кстати, я уже давно веду авторские семинары по управлению IT продуктами, если интересно, посмотреть их можно тут.


Красивая и легкая реклама от Citroen от самых первых моделей и до нашего времени.

Мы живем в весьма сложное, динамичное по скорости появления инноваций время, с избытком насыщенное информацией, глобальностью происходящих в нем явлений. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе. Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. История и обществознание, как никакие другие предметы призваны решать перечисленные задачи. Метапредметный подход и метапредметные результаты в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий: компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации, составляют фундамент образования. Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов.  ФГОС общего образования  требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать для чего учится, быть мотивированным, уметь общаться, оценивать себя и других, а ещё добывать информацию, затем думать над ней, анализировать, обобщать и систематизировать. Правомерно  возникает вопрос, реализую ли я метапредметный подход в процессе обучения истории и обществознания? И как найти и интегрировать в образовательную деятельность приемы, помогающие добиться метапредметных результатов на уроках истории и обществознания. Таким приемом стало овладение технологией составления ментальных карт Mind map (в русском эквиваленте–технология Интеллект-карт, майндмэппинг). Актуальность работы в том, что данная технология позволяет реализовать метапредметный подход в обучении истории и обществознанию, как требует того ФГОС второго поколения.

Скачать:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» МО Березники МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ подготовила: Елена Александровна Анисимова, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Березники, 2020г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №29»

МО Березники

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

подготовила:

Елена Александровна Анисимова,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Березники, 2020г.

«Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретенные знания в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»  А.А. Леонтьев

«Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретенные знания в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А.А. Леонтьев

ИНДИКАТОРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ИНДИКАТОРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

«интеллект – карта» «карта ума» «карта мыслей» «ментальная карта» «карта разума» «карта памяти» «ассоциативная карта»

  • «интеллект – карта»
  • «карта ума»
  • «карта мыслей»
  • «ментальная карта»
  • «карта разума»
  • «карта памяти»
  • «ассоциативная карта»

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ

МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ

КАК  ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?

КАК

ЭТО

ДЕЛАЕТСЯ?

Преимущества ментальных карт экономия времени 50%; концентрация информации на важных моментах; визуально четкие ассоциации; улучшение запоминания.

Преимущества ментальных карт

  • экономия времени 50%;
  • концентрация информации на важных моментах;
  • визуально четкие ассоциации;
  • улучшение запоминания.

Можно использовать :  изучение нового материала;  закрепление материала;  обобщение материала;  написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;  конспектирование и т.д.

Можно использовать :

  • изучение нового материала;
  • закрепление материала;
  • обобщение материала;
  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;
  • конспектирование и т.д.

Дает возможность учителю: повышать мотивации, качество знаний учащихся; развивать предметные и коммуникативные компетенции,  творческие способности; активизировать деятельность; выявлять причины когнитивных затруднений; корректировать знания учащихся.

Дает возможность учителю:

  • повышать мотивации, качество знаний учащихся;
  • развивать предметные и коммуникативные компетенции,

творческие способности;

  • активизировать деятельность;
  • выявлять причины когнитивных затруднений;
  • корректировать знания учащихся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти скорость в метрах в секунду
  • Как составить договор с производственным кооперативом
  • Как найти утроенное частное
  • Как составить список желаний на месяц
  • Как исправить на компьютере системные ошибки windows