Как составить ментальную карту урока

Выстроить и запомнить структуру урока бывает непросто. Это неудивительно, особенно если преподаватель работает с новым материалом. Как удержать в голове все важные факты и ходы? Помочь и ученикам, и педагогам может майндмэппинг или использование ментальных карт на уроках. Рассказываем, что это и чем полезна эта техника.

Использование ментальных карт на уроках

Использование ментальных карт на уроках

Что такое mind map?

«Майндмэппинг», «ментальные карты», «картографирование мышления» — всё это синонимы, обозначающие методику создания особенных изображений. Они буквально показывают содержание сознания автора.

Методику майндмэппинга во второй половине XX века разработал психолог Тони Бьюзен. С этой техникой человеку легче справляться с множеством информационных потоков и структурировать их. 

Магия происходит благодаря ключевым словам, которые обнаруживают ход мысли и фиксируют его. 

В итоге человек, который строит ментальную карту, начинает лучше осознавать, что именно он думает.

Ассоциации и иерархии — ещё два важных понятия, которые помогут создать ментальную карту. Это связано с устройством человеческого мозга: для нас естественно оттолкнуться от одной идеи, чтобы плодить все новые и новые ассоциации до бесконечности.

Как построить ментальную карту?

Создать ментальную карту урока не очень трудно. Главное, включить воображение и не сдерживать своё сознание: пусть оно вволю порезвится на фантазерском поприще.

Важные этапы создания ментальной карты:

  • Приготовить инструменты. Нужно взять доску и лист бумаги, карандаши, ручки, фломастеры — всё, что может понадобиться для визуализации своих мыслей. Яркие цвета не только можно, но и нужно брать в оборот. А ещё понадобятся наклейки и стикеры — они помогут на этапе обсуждения карты.
  • В центре размещается главная тема всей карты. Её можно обозначить как словами, так и рисунками. От неё расходятся лучи, гнущиеся или прямые линии — единого стандарта нет и не должно быть.
  • Важно, чтобы линии не вели к пустоте: они должны связывать тему с понятиями, которые с ней ассоциируются. Их и стоит нанести на бумагу или доску следующим шагом.
  • От новых понятий, которые только что связались с центральным, отходят линии второго порядка — они ведут к дополнительным ассоциациям.
  • Рисовать картинки, крепить наклейки — можно! Визуализация поможет лучше запомнить содержание ментальной карты.
  • Чтобы не запутаться в смысловых блоках, их можно обводить разными цветами или узорами.

Главное, чтобы ментальная карта получилась наглядной и исчерпывающей: важно отразить все аспекты темы.

Что получится в итоге? Нечто вроде нейрона человеческого мозга, у которого есть много «усиков»:

Источник: Интернет

Педагогу важно не только построить ментальную карту урока, но и выбрать ключевые моменты, которые точно стоит обсудить на занятии; расставить приоритеты для разных смысловых ветвей; определить главные задачи занятия.

Ресурсов, которые помогут в создании ментальных карт, много, причём как бесплатных, так и платных:

  • Coggle. Удобный и понятный интерфейс для создания ментальных карт. Можно использовать шаблоны, есть бесплатные и платные тарифы.
  • MindMeister. Подходит при создании междисциплинарных карт: на сайте есть множество готовых шаблонов.
  • Mind42. Бесплатный и многопользовательский сервис. Работать в нём можно одновременно, что особенно полезно на дистанционке. Есть поиск по картинкам Google, Yahoo, Flickr – достаточно нажать на кнопку добавления изображения.
  • Mindomo. Программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета. До 3-х карт в бесплатном режиме. Особенности сервиса режиме презентации, родные приложения iPad и Android для создания интеллект-карт, для иллюстрации важных тем можно записать и добавить на карту голосовое пояснение или загрузить тематическое видео из сети.Недостатки, ограничение на 3 активных карт.
  • SpiderScribe. Бесплатный сервис, который позволяет объединять не только слова и изображения, но целые файлы – с ключевыми блоками можно связать документы разных форматов.

Как использовать ментальную карту на уроке?

Ментальные карты помогают буквально на всех плоскостях педагогической деятельности: при планировании урока или мозговом штурме, на этапе методической разработки, написании статьи и прохождению новой темы. 

Школьникам ментальные карты тоже помогут. Они станут основой для конспекта, ответа на уроке, изложения или сочинения. К тому же навык создания ментальных карт влияет на способность придумывать новые идеи, целостно выражать свои мысли и обнаруживать взаимосвязи в разных явлениях и событиях.

Приведём примеры использования ментальных карт на уроках:

  • Ментальная карта на уроке географии. Представим, что на уроке изучают тему «Гидросфера». Дополнительными понятиями будут океаны, подземные и поверхностные воды. Эти термины также можно конкретизировать.
  • Подготовка к контрольной. Ментальная карта будет строиться по теме контрольной. Важно вспомнить главные аспекты пройдённого, попытаться проанализировать их и, возможно, дополнить карту информацией, которую не разбирали на занятиях.

Если вы любите интересные способы изложения и систематизации информации — не пропустите наш материал о методе «кроссенс»:

МАОУ
«Гимназия №1г. Орска»

учитель
начальных классов, в/к

Ульянова
Т.В.

Использование  приёмов   составления   ментальной  
карты и  кластера на  современном  уроке.

                       
Школа обязана не только осуществлять передачу

научных
знаний, но и уделять должное внимание

 формированию
мировоззрения,     позитивной

 ценностной
ориентации обучающихся, приданию

обучению,
труду, жизни нравственного измерения.
                Патриарх Кирилл

          
Каждый преподаватель стремится сделать процесс
обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей
лучше запоминать информацию.
Увлекательные, интересные уроки проходят
перед  младшими школьниками, формируя новые учебные  умения.  Но зачастую,
маленький ученик не видит взаимосвязи между уроками, воспринимая их, как череду
ярких картинок калейдоскопа, которые не связаны между собой. Помочь структурировать
учебный материал, представив его в виде стройной системы, и призваны ментальные
карты  и  кластер. (слайд 1)

           Отличный способ добиться желаемого —
обратить свой взор на кластер. Что это такое? (слайд 2)
Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть.)- это прием технологии критического мышления, которым пользуется
учитель в процессе урока. Кластер — графический   форма организации информации,
в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с
пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение,
которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит
наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

         Прием «кластер» способствует формированию
собственного мнения на основе опыта и наблюдений. (слайд 3)Кроме того,
он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в
группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть
возможность вносить исправления в готовые схемы. Кластер в начальной школе
можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова,
осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

             На стадии   вызова учащиеся
высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все
ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент
познавательной деятельности младших школьников, который создаёт мотивацию к
размышлению до начала изучения новой темы.

          На  стадии  осмысления прием
кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его
усвоения.

      На стадии рефлексии – при подведении
итогов того, что учащиеся изучили, обобщения полученных знаний и умений,
которые поможет систематизировать кластер.

            Приём хорош тем, что подойдет для
использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей
стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они
владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными.
Желательно это делать другим цветом. Приём кластера способствует развитию
умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы.

         Кластер – это приём самостоятельной работы
учащихся. Чтобы этот приём стал технологичным, достаточно провести подобную
работу 2-3 раза. Учащиеся с удовольствием составляют кластеры. Над вопросами,
которые не успели рассмотреть на уроке, можно поработать дома. Применение
«кластера» не ограничивается только классно-урочной деятельностью младших
школьников.          

          Преимущества применения технологии
«кластер»:

·      
Позволяет охватить значительно больший объем
учебного материала. Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.

·      
Деятельность интересна детям.

·      
Ученики открыты и активны, так как у них нет  страха
высказать неправильное суждение.

·      
Организует   творческую деятельность,
обеспечивает полёт фантазии.

    В какой последовательности действовать,
составляя кластер?(слайд 4) Последовательность действий при
составлении «грозди» логична и проста. Посередине классной доски или чистого
листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии
темы, идеи. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые
выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики. По мере записи
все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый
«спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» — так устанавливаются новые
логические связи между понятиями.

      Этот приём работы, можно использовать как 
коллективный, индивидуальный, так и или групповой. Форма  определяется
поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим
переход   из одной формы в другую. (слайд 5)   

          Способы работы  учащихся с 
кластерами
:(слайд 6)

·       
Составление нового кластера.

·       
Составление краткого рассказа по готовому
кластеру с использованием  слов, входящих в состав кластера.

·       
Коррекция и совершенствование готового кластера.

·       
Анализ и завершение неполного кластера: без
указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого
главного термина; без указания одного или нескольких терминов кластера и
определение этих терминов.

   Как и у каждой методики при
составлении кластера есть свои плюсы и минусы.(слайд 7)

   Плюсы:

·       
Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны
ученика;

·       
учит учащихся самостоятельно добывать знания;

·       
развивает интерес к предмету;

·       
позволяет активизировать процесс развития у учащихся
коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

   Минусы:

·       Дети
начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими
эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления
кластера.

·       Этот
приём  требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление
схем, заготовка конвертов, карточек.

      Приём  кластера способствует
развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала,
учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и
свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций,
учит формулировать и высказывать своё собственное мнение, которое выработано на
основе опыта и наблюдений. (слайд 8)

Формы работы с кластерами: (слайд 9)

§   самостоятельно при выполнении домашней работы;

§   самостоятельно на практическом занятии;

§  в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший
кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину;

§  в составе учебной группы при участии преподавателя,
выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер;

§  при выполнении контрольного задания на составление кластера,
написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного
кластера.

Кластер. Работы учащихся. (слайды 10-14)

          Помочь структурировать учебный материал, представив его
в виде стройной системы, и призваны ментальные карты.
 (слайд 15) Ментальные карты (Mind maps) — это разработка Тони
Бьюзена
 — известного писателя, лектора и консультанта по вопросам
интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Составление ментальных
карт является вместе с тем и способом формирования универсального учебного
умения – моделирования. Обучать составлению ментальных карт, думаю, нужно с
начальной школы.

          Информация, представленная в виде интеллект-карт,
воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается быстрее и на более долгий
срок, так как это соответствует естественной ассоциативной природе нашего
мышления. Просто так устроен наш мозг.

           Ментальная  карта по форме напоминает нейрон (клетку
головного мозга) со множеством ответвлений. (слайд 16) Информация на
интеллект — карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним
взглядом». Включение процессов мышления при запоминании увеличивает объём
памяти.        

     Мы не можем мыслить линейно, особенно в непонятных ситуациях.
Наши мысли «прыгают» с одной на другую, и мы в следующий момент времени
совершенно неожиданно для нас думаем уже о чем-то другом. Например, когда мы о
чем-то думаем, у нас в голове появляется множество ассоциаций, связанных с этой
темой. чтобы как-то все структурировать и не потерять ценные мысли, мы  их
начинаем записывать.

      На основе этого принципа Тони Бьюзен и предложил фиксировать
информацию не линейно, как это принято в большинстве случаев, а ассоциативно
(радиантно), связывая мысли друг с другом в пространстве, справедливо
предположив, что такая форма будет самой удобной для восприятия, так как мозгу
нужно будет провести минимум работы по созданию образа, то есть понимания
информации.       

Метод   ментальных карт позволяет(слайд 17)

·      
 формировать
коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

·      
 формировать
общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией
(конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов,
написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);

·      
улучшать все
виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.)
учащихся; ускорять процесс обучения.

      В самостоятельном обучении  сможете значительно ускорить
процесс изучения нового материала, если зафиксируете главные мысли в ментальной
карте.

Принципы составления ментальных карт: (слайд 18)

·       
Главная тема
помещается в центре листа.

·       
Записываются
только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.

·       
Слова
помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к   периферии.

·       
К основным
веткам могут быть добавлены картинки, схемы.

·       
Радиальная структура
(Соблюдаем  принцип иерархичности. Ближе к центру важные понятия. Дальше от
центра — менее важные понятия. Благодаря  такому  распределению проще работать
с  картой)

·       
Письмо
печатными буквами

Каковы же особенности работы с ментальными картами  в начальной
школе? (слайд 19)

     На первом
этапе, объясняя    новый материал, прибегаю к ментальной карте, как к
демонстрационной, опорной таблице, размещая её на доске.

           Затем школьники пытаются составить карты по образцу и
под руководством учителя. Для того чтобы изображения у них получились более
аккуратными, раздаются шаблоны кружков, учитель  подсказывает, каким цветом
делать надписи. Следующий этап заключается в обсуждении с детьми, что они
считают важным, необходимым для размещения на карте по изучаемой теме,
нахождении ключевых слов. И, наконец, самостоятельное создание своих ментальных
карт. Происходит самостоятельное конструирование знаний, результатом которого
выступает деятельностный  образовательный продукт.

           Учащиеся становятся активными участниками
образовательного процесса. Выполнение деятельностных  заданий создаёт
условие для развития у учащихся не только продуктивных речевых умений
(предметный результат), но и способствует достижению личностных и
метапредметных результатов.

          На каких этапах урока можно использовать ментальные карты?

           Ментальные карты можно использовать на этапе
изучения новой темы
, на этапе закрепления и при проверке изученного на
уроке. При изучении нового, дети создают свою ментальную карту или слушают
объяснение учителя с опорой на ментальную карту.

           При закреплении изученного материала можно
предложить восстановить ментальную карту или разместить на карте элементы,
явлющиеся примером содержания. Так, например, изучая птиц, дети классифицируют
их (зимующие, перелетные, насекомоядные, хищные и т.д.) и размещают картинки с
изображением птиц на ментальной карте. Изучая разделительный мягкий знак,
ученики учатся отличать разделительный мягкий знак от мягкого знака –
показателя мягкости согласного и размещают карточки со словами на определенном
месте ментальной карты.

          Можно на этапе обобщения предложить установить
взаимосвязь между словами на карточках с ключевыми словами, объединив их на
одной схеме.

Почему ментальные карты
воспринимаются лучше, чем привычные списки, графики, таблицы, тексты?
Ментальные карты (интеллект – карты)  задействуют оба полушария, формируют
учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их  мыслительные
и творческие способности.

Свойства
интеллект — карт: (
слайд 20)

·              
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно
окинуть одним взглядом.

·              
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее
рассматривать не только интересно, но и приятно.

·              
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга,
использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

·              
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток
информации и понять, какой информации не хватает.

·              
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти
нестандартные пути решения задачи.

·              
Возможность пересмотра. Пересмотр ментальных карт через некоторое
время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые
идеи.

       Чтобы карта отложилась  в
долговременной памяти, её необходимо 
повторять. (слайд 21) Оптимальными интервалами времени для повторения
пройденного материала являются следующие:

·      
спустя  10 минут — повторение  в  течение 10 минут;

·      
спустя  1 сутки — повторение  в течение 2-4 минут;

·      
спустя одну недель — повторение в течение  2 минут;

·      
спустя 1 месяц — в  течение  2 минут;

·      
спустя 3  месяца — повторение в течение 2 минут;

·      
спустя 6 месяцев — повторение в течение 2 минут;

·      
спустя год- повторение в течение 2 минут.

         Метод ментальных карт созвучен содержанию ФГОС и
деятельностному подходу в обучении. Думаю, его использование в системе
обязательно даст результаты.

       
Применение   ментальных  карт  и кластера в обучении школьников даёт только
положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и
запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её. Мыслительные карты
помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать
процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. (слайд
22)

   
  Технология  метальной  карты обладает уникальной особенностью – позволяет
сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов.
Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для
развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять
устное и письменное повествование.

        
С помощью   ментальной карты обучающиеся не только учатся пересказу, но и
учатся выделять ключевые слова, систематизировать моменты, группировать. При
работе с текстом учащиеся учатся с помощью карты сворачивать и разворачивать
информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками;
могут увидеть все элементы текста.

        
В помощь  учитель существует несколько программ для создания ментальных карт.
(слайд 24)

     
Coggle  https://coggle.it

     
Xmind  http://www.xmind.net

     
Freemind  freemind.sourceforge.net

     
MindNode https://mindnode.com

     
Bubbl.us https://bubbl.us

     
MindMeister https://www.mindmeister.com

     
Использование  кластера  и  ментальной карты  способствует развитию
предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности,
развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности,
творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых  мест в
знании учебного предмета.  Ментальная карта  и кластер позволяют увидеть,
насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её
элементы между собой.

#База знаний

  • 16 сен 2021

  • 0

Что такое интеллект-карты и как применять их в обучении

Этот метод помогает показать учащимся связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».


Фото: Skillbox Media

Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.

Автором методики в её современном виде и самого термина mind map считается британский психолог Тони Бьюзен, который показал интеллект-карту в телевизионном шоу в 1974 году. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры: греческий философ-неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную схему в комментарии к «Категориям» Аристотеля.

Метод интеллект-карт достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей.

Осмысленное обучение (по-английски — meaningful learning) обычно противопоставляется зубрёжке. В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.

Построение интеллект-карты, которая как раз отражает связи между идеями, замечательно вписывается в эту концепцию, и учёные из Королевского колледжа Лондона с этим согласны. Они не предлагают полностью отказаться от традиционных методов вроде ведения конспектов, но утверждают, что визуальное отображение связей между изучаемыми темами повышает эффективность обучения в высшей школе и делает его более осмысленным.

Диаграммы также способствуют более эффективному запоминанию, считает исследователь Мартин Дэвис из Университета Мельбурна, потому что человеческому мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.

Исследование, проведённое учёными из Института Бартса и Лондонской школы медицины и стоматологии, это подтверждает. Студенты-медики, которые применяли интеллект-карты, через неделю смогли воспроизвести на 10% больше изученного материала, чем учащиеся из контрольной группы.

С помощью ментальных карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы, а масштабный проект — на конкретные задачи.

Чак Фрей, создатель блога The Mind Mapping Software, посвящённого инструментам и способам применения интеллект-карт, каждые пару лет проводит опрос среди своей аудитории. На вопрос «Какое преимущество от использования интеллект-карт вы считаете самым значительным?» большинство отвечает, что диаграммы связей помогают вникнуть в сложный проект или проблему.

Диаграммы связей можно рисовать на доске, планшете или бумаге, однако для воплощения идеи может не хватить стандартного листа A4. К тому же в бумажном варианте не так-то просто исправлять ошибки и что-то менять. Также используют стикеры: лучше запастись разноцветными листочками, чтобы наглядно представлять идеи на разных уровнях схемы. Чтобы обозначать связи, пригодятся самоклеящиеся узкие закладки (если вы создаёте ментальную карту прямо на стене) или маркер (если работаете с доской).

Существует и множество цифровых сервисов, которые предлагают удобные инструменты и готовые шаблоны для создания интеллект-карт:

  • MindMeister,
  • Miro,
  • XMind,
  • MindMup,
  • Mind42 и другие.

Их преимущество в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы. Как правило, подобными сервисами можно пользоваться бесплатно с набором стандартных функций — или же предлагается бесплатный пробный период.

Независимо от способа создания, интеллект-карта всегда будет обладать древовидной структурой, обозначающей иерархию между элементами. На примере простой карты с классификацией произведений Пушкина и с помощью сервиса MindMeister покажем, как выстраивается такая структура.

В центре всегда находится ключевая идея, тема, проблема, задача или название проекта. Лучше выделить её ярким цветом и записать крупным шрифтом. В нашем примере это «Творчество Пушкина».

Скриншот: сайт MindMeister

Затем переходим к первому уровню — ключевым категориям, подразделам, ступеням или главам, которые относятся к центральной идее. Лучше всего давать им короткие названия из 1–2 слов. Можно прикрепить к категориям первого уровня изображения, которые ассоциируются с их содержанием.

Скриншот: сайт MindMeister

На втором уровне мы раскрываем содержание названных категорий, добавляем связанные подтемы и понятия. В нашем случае это жанры произведений Пушкина.

Скриншот: сайт MindMeister

На третьем уровне и далее мы переходим к конкретным идеям, детализации. Чтобы наглядно представить иерархию, используйте для разных уровней разные цвета или уменьшайте размер шрифта по мере удаления от центра. Однако не рекомендуется добавлять больше четырёх уровней, иначе карту будет просто неудобно воспринимать.

В итоге наша интеллект-карта из трёх уровней выглядит вот так:

Скриншот: сайт MindMeister

Возможности использования диаграмм связей зависят только от ваших задач и фантазии. Для примера назовём несколько ситуаций, в которых этот метод будет полезен педагогам, тренерам, коучам и методистам.

  • Познакомьте студентов с интеллект-картами и посоветуйте применять их для сбора и систематизации информации (например, при подготовке докладов, рефератов, курсовых работ). Также диаграммы связей эффективны как способ ведения конспектов во время лекции и выделения важных тезисов из книг.
  • Интеллект-карты помогут при составлении учебного плана: с ними вы сможете удобно структурировать список тем и задач, перечень учебных материалов и вспомогательных инструментов.
  • При обучении иностранному языку можно поместить в центр диаграммы новое для студентов слово и связать с ним слова-ассоциации или соответствующие синонимы/антонимы. Или же указать в центре тематику (например, «Шопинг» или «Путешествие»), а на «ветвях» расположить относящиеся к ней слова и выражения.
  • На уроке истории в центре карты может быть некое историческое событие, а вокруг него — причины, развитие действий, итоги. Похожим образом можно применять интеллект-карты и на уроке литературы: например, при анализе сюжета произведения или образов персонажей.
  • При командной работе, например во время тренинга, интеллект-карты можно использовать для мозгового штурма, записывая идеи участников вокруг центральной задачи или проблемы.
  • Также диаграмма связей пригодится для совместной работы над проектом: с её помощью можно распределить роли и задачи членов команды. Правда, чтобы наглядно представить сроки выполнения, придётся использовать дополнительный инструмент.

Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее

Механизм работы интеллект-карт заключается в том, что любая информация, поступающая в мозг, может быть представлена в виде нейрона: в центре находится мысль (объект, понятие), а от нее расходятся лучи, воплощающие собой ассоциации, связанные с данной мыслью. Множество таких ассоциативных карт образует ассоциативную сеть, носителями которой являются нейроны мозга. Ассоциативная сеть есть не что иное, как память человека. Идея педагогического приема состоит в том, чтобы уловить мысль в определенный момент времени, отразить причинно-следственные связи мысли с известными понятиями и найти место на этой карте новым информационным объектам.

Как использовать прием интеллект-карт на уроках?

Этапы создания интеллектуальной карты:

  • Используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы.
  • В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
  • От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.
  • Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
  • Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки.
  • Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.

Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия:

  • выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);
  • расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);
  • определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).

Что дает ученикам и учителю Интеллект-карта?

Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие майндмэп на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку. Цели, решаемые с помощью мыслительных карт:

  • развитие творческих и аналитических способностей учащихся;
  • формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
  • получение навыка самостоятельной организации познавательного процесса;
  • умение поиска информации в книгах, словарях, справочниках, интернете;
  • умения рассуждать, делать выводы, принимать решения;
  • развитие критического и рефлексивного мышления.

Ученики, применяющие майндмэп в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.

Примеры использования приема mind maps на уроках и дома

При работе с текстовым материалом главная мысль текста помещается в центр. От нее лучами расходятся сюжетные линии, которые обрастают фактами, образами, характерами, настроением. Таким способом представленная информация запоминается быстрее.

Интеллект-карты на уроке географии

Например, при изучении темы «Гидросфера» на уроке географии лучиками станут такие понятия, как мировой океан (лучами второго порядка станут названия океанов), поверхностные воды (ассоциации — орошение, обводнение) и подземные воды (лучи — почвенные, артезианские, грунтовые).

Интеллект-карты на уроке литературы

При изучении произведений А.С. Пушкина по литературе лучами первого уровня будут выступать сказки, поэмы, стихи, проза, биография, Пушкин в культуре. Для ветви сказки, ветвями второго порядка станут названия сказок, а ветвями третьего уровня — изображения героев.

Интеллект-карты на уроке истории

При изучении темы «Петр Первый» по истории главными ветвями могут быть: биография царя, правление, интересные факты, кораблестроение, достижения.

Планирование проекта

Разработка научного проекта. В центр помещается тема, которую нужно раскрыть. Лучиками расходятся ассоциации, которые впоследствии формулируются в задачи исследования.

Подготовка к экзамену

Подготовка к экзамену. При изучении вопроса рисуются мысленные образы — ассоциации. На повторение изученного тратится меньше времени, поскольку воспроизведение материала становится более осознанным и осмысленным.

Также интеллектуальные карты хорошо применять при подготовке к пересказу текста.

Об авторе: Федотова Марина Анатольевна, учитель математики и информатики.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Мы мыслим ассоциациями и образами. Поэтому нам проще запомнить схему, чем несколько страниц текста. Последовательные схемы называют mind maps или интеллект-картами. Рассказываем, как их составить и избежать ошибок

Что такое интеллект-карта

Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.

В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.

Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам [1]. Согласно исследованию Дэвида Боули из Университета Джонса Хопкинса [2], оценки учащихся, которые пользуются ментальными картами, выше на 12%.

План ремонта квартиры в виде ментальной карты

План ремонта квартиры в виде ментальной карты

Для чего нужны интеллект-карты

Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах. Например, придумывать идеи, запускать проекты, учить языки и планировать отпуск. Вот для чего их чаще всего используют.

Придумывают идеи. В центре карты запишите тему или проблему, а по краям — все идеи, которые придут в голову. В итоге у вас получится визуальная презентация мозгового штурма. Например, темы для блога или концепции нового проекта.

С помощью интеллект-карты можно придумать большую идею бренда или проекта

С помощью интеллект-карты можно придумать большую идею бренда или проекта

(Фото: MindMeister)

Учатся. С помощью ментальной карты можно разбить компетенцию на несколько навыков и составить учебный план. Например, если вы хотите улучшить навыки текста, нужно научиться писать и редактировать лонгриды, статьи, заметки, посты и работать с другими форматами. Для каждого навыка можно подобрать курс, книгу и лекцию. Если выбираете образовательную программу, запишите в центр нужную компетенцию или профессию, а по краям — подходящие варианты обучения.

С помощью ментальной карты можно разложить компетенцию на умения и навыки

С помощью ментальной карты можно разложить компетенцию на умения и навыки

Планируют. Попробуйте спланировать личный бюджет или запустить проект. Например, чтобы организовать мероприятие, нужно поработать над программой, продвижением, технической частью, командой, площадкой. В ментальную карту можно организовать список книг или фильмов. Единственная проблема в том, что к интеллект-картам трудно привязать сроки.

Собирают информацию. В ментальную карту можно уместить книгу, лекцию, статью или вебинар. Разделите лекцию на подтемы и тезисы, а книгу — на главы и основные мысли. Например, подготовить графический конспект доклада для своего выступления. Такой конспект проще запомнить, чем несколько страниц текста.

Попробуйте упаковать выступление Уилла Стивена об идеальном выступлении для TED Talks в интеллект-карту!

Принимают решения. Сначала сформулируйте проблему. Для этого проанализируйте ситуацию и найдите ее причины. Запишите проблему в центр ментальной карты, а по краям — варианты решения. Когда все решения будут перед глазами, выберите наилучшее из альтернатив.

Например, решить, куда вложить свободные деньги: в недвижимость, акции, валюту или образование. Ментальные карты помогут выбрать самый выгодный вариант. Так можно учиться придумывать нестандартные решения и развивать комплекс навыков PSDM — решения проблем и принятия решений.

Способы снять или уменьшить стресс

Способы снять или уменьшить стресс

(Фото: AYOA)

Преимущества интеллект-карт

Мы мыслим ассоциациями и образами. Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому мы лучше запоминаем информацию через картинки и иллюстрации [3].

Ментальные карты экономят время восприятия — схему мы считываем быстрее, чем таблицу или список. А если ключевые пункты и ветви выделить разными цветами, можно наглядно показать зоны ответственности.

Как составить интеллект-карту

Интеллект-карты можно составлять в программе или на бумаге. Если работаете на бумаге, записывайте слова печатными буквами. Так мозгу будет проще прочитать схему. Вот несколько шагов для того, чтобы грамотно составить интеллект-карту.

  • Разместите лист горизонтально, чтобы по краям вытягивались ветви. Так мозгу будет проще их воспринимать.
  • Напишите главное слово, которое опишет всю схему, в центре листа. Например, если создаете интеллект-карту о командной работе, главным словом будет команда.
  • Выберите цвет, придумайте ключевой блок и нарисуйте ветвь от главного слова. Старайтесь заключать такие блоки в визуальную рамку. Например, в интеллект-карте о командной работе ключевыми блоками будут люди, правила, цели и роли. Это второй уровень карты.
  • Запишите следующие по иерархии ключевые блоки. Отдельно раскройте каждый блок. Например, в правила можно записать: правила совещаний, работы с клиентом, мозгового штурма и планерок в Zoom.
  • Продолжайте рисовать следующие уровни интеллект-карты. В итоге у вас получится структура. Возвращайтесь и дополняйте карту, если появляются новые ассоциации.
  • Сделайте карту удобнее. Добавьте простые иконки или небольшие картинки для ключевых блоков. Нарисуйте стрелки между отдельными словами, подпишите ветви.
  • Попробуйте программы для создания ментальных карт. Например, MindMeister, XMind Zen, MindMup, Mind42, LOOPY.

Семь правил интеллект-карт

  1. Располагайте лист горизонтально.
  2. Всегда начинайте с центра.
  3. Рисуйте ветви от центра в стороны.
  4. Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.
  5. Показывайте иерархию и связь разными цветами.
  6. Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.
  7. Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти количество оборотов в экономике
  • Как составить сменное задание рабочим
  • Как найти моего брата если он потерялся
  • Одноклассники как найти вторую страницу
  • Как найти арендаторов квартиры без посредников