Как составить методические материалы

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

 Профессиональный лицей № 25

Как написать методические материалы для преподавателей

                                                              Методические рекомендации для преподавателей

                                                                                         Автор-составитель:

                                                                           Мысь Е.А.,

                                                                         методист.

Полысаево 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Учебно-методические материалы……………………………………….4
  2. Методические материалы для преподавателей…………………………4
  3. Требования к методическим материалам для преподавателей………..5
  4. Методическое пособие……………………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………..11

Список литературы…………………………………………………………….12

Введение

Состояние и перспективы развития образовательного учреждения в огромной мере зависят от педагогов — от их научной и методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания будущих специалистов.

На августовской конференции руководителей и профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования Кузбасса 2009 года было отмечено, что преподаватели на сегодняшний день должны разрабатывать электронные учебники, учебные пособия, методические рекомендации по своему предмету. В этих условиях методической службе необходимо создать условия для самореализации педагогов.

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для  их практического использования педагогами лицея. Они включают материалы по созданию учебно-методических материалов.

Цель методических рекомендаций: обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь.

Учебно- методические материалы.

 Все учебно-методические материалы можно подразделить на три большие группы:

  1.  Учебные (дидактические) материалы (учебники, учебные пособия, справочники, курсы лекций, практикумы, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и др.), адресованные обучающимся.
  2.  Учебно-методические материалы (методические указания, пособия, рекомендации, разработки), предназначенные как для обучающихся, так и педагогов.
  3.  Методические материалы (методические указания, пособия, рекомендации, разработки и др.), которые содержат методические указания по организации деятельности преподавателя, адресованы преподавателям.

Методические материалы для преподавателей

Остановимся наиболее подробно на том, как написать методические материалы для преподавателей.

Методические материалы для преподавателей — это материалы, содержащие указания, разъяснения, выполнение которых преподавателем должно способствовать наиболее эффективному освоению учебной программы обучающимися.

Их отличие от методических материалов для обучающихся состоит в том, что их цель — оказать методическую помощь преподавателю, а не обучающемуся, здесь представляются материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в которых раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся.

Требования к методическим материалам для преподавателей:

  1.  информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);
  2.  ясность и четкость изложения (популярность);

•         ясность структуры;

  1.  наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности;
  1.  наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания;
  2.  наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации.

Методические материалы (пособия) для преподавателей подразделяются на методические рекомендации и методические разработки.

Если методические рекомендации отвечают на вопрос «как?», то методические разработки отвечают на вопрос «что?»

Методические рекомендации:

  1. Один из наиболее распространённых видов печатной методической продукции, способ выражения и распространения методических знаний. Они издаются обычно в виде брошюры или являются заключительной частью научного отчёта.
  2. Методическое издание, содержащее комплекс кратких и чётко сформулированных предложений и указаний по актуальной проблеме обучения, воспитания учащихся и управления учреждением образования на основе литературных источников, изученного и обобщённого опыта работы или специально проведенного исследования.
  3. Материалы, обобщающие опыт педагогов, группы педагогов или всего образовательного учреждения по использованию эффективных форм, методов, средств, технологий обучения и воспитания. В ней должно быть минимум теории, эта теория  должна быть во введении.

Методические рекомендации создаются для оказания помощи педагогу, педагогическому коллективу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта, и их практическом воплощении. Разрабатываются по актуальным вопросам преподавания дисциплины (предмета), по изучению отдельных тем, разделов и т.п.

    В методических рекомендациях должно уделяться большое внимание алгоритму (последовательности) действий (инструктаж).

Методическое пособие:

  1. Это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры  и рекомендации.
  2. Издание, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины (её раздела, части) или по методике воспитания, в котором раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных дисциплин, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся. 

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Примерная структура методического пособия

Вступительная часть (введение, предисловие) – до 10% текста: в ней даётся обоснование актуальности, необходимости издания рекомендаций по заявленной проблеме; краткий анализ состояния проблемы по литературным источникам и опыту практической деятельности; степень изученности этой проблемы, достоинства и недостатки подходов к ее решению, выделяются объективные и субъективные противоречия, проблемы, затруднения, существующие в педагогической практике (в системе начального профессионального образования вообще и в данном ОУ в частности). Формулируются причины, по которым автор решил подготовить (разработать) пособие, объясняется, какие проблемы, затруднения поможет разрешить данное пособие. Характеризуются условия и обстоятельства создания данного пособия; причины создания данного пособия, указывается адресат, которому предназначено издание.

Основная часть – до 85% текста. Основная часть не называется, она разбивается на параграфы и пункты (простой и сложный план). Акцент в основной части делается на алгоритме описания рекомендаций. Описание дается четко, без лишних слов.

Примерное содержание  основной части: 

  1. Характеристика существующих подходов к решению данной проблемы, отличие точки зрения автора от существующих подходов. Аргументируется выбранный подход к решению поставленной проблемы, показываются его преимущества и результативность. 
  2. Педагогическая идея (авторский замысел) — изложение основных идей автора (общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы). Показывается, как они соотносятся с требованиями Госстандарта профобразования,  современными педагогическими концепциями, основными направлениями развития данного учреждения образования.  
  3. Процесс реализации педагогической идеи. 
  4. Как по-новому осуществляется учебная, производственная деятельность обучающихся, какие нетрадиционные методы, формы, приемы работы использовались.  
  5. Какие изменения произошли у обучающихся, в чем это выражается, по каким параметрам, критериям показателям это отслеживалось.  
  6. Какие особенные условия необходимы для работы по данной системе, подходу (компьютерный класс, программы, режим занятий…).
  7. Требуется ли экспериментальная проверка, как она осуществлялась.  

Дается дополнительный учебный материал, отражающий новейшие научно-технические достижения в области изучаемых вопросов, не нашедших должного отражения в литературе, рекомендованной программой, или восполняющих ее пробелы (по узловым вопросам разделов или тем программы с целью изучения новых материалов, опубликованных в периодической печати, инструкций или других источников).

Содержание основной части должно ответить на вопросы: что предлагает автор?  Зачем он предлагает  делать именно так? Как нужно делать,  чтобы получить гарантированный автором результат? 

  1. Оценка оригинальности и новизны педагогического опыта. Определяется, в чем состоит научно-педагогическая новизна опыта автора, какие оригинальные находки пополнят практику образования. Описание перспектив развития предложенных в рекомендациях способов деятельности. 
  2. Условия применения рекомендаций. Определяются условия по организации практической деятельности, при которых возможно достижение прогнозируемых результатов и обстоятельства, в которых целесообразно использовать данные рекомендации. Указывается на возможные трудности, способы их предупреждения и преодоления. 

В методических рекомендациях 1-й пункт основной части – теория, остальное – практика. В методическом пособии может быть 1 — 3 пункта теории, остальное – практика.                                                                                             Заключение — до 10% текста. Делается вывод, итог по работе, представляются результаты, обозначается,  в каком направлении предполагается работать дальше. 

          Список использованной и рекомендуемой литературы  по проблеме. Список литературы  включает работы автора этого пособия или других авторов по данной проблеме, теме. Оформляется в соответствии с ГОСТ- 7.1-2003, ГОСТ Р — 7.05 — 2008.

       Приложения (конкретные практические наработки автора).

Каждое приложение оформляется с новой страницы, номер пишется в правом верхнем углу листа, по центру – название приложения.

При большом объеме работы целесообразно вначале дать оглавление. 

Методическое пособие проходит процедуру подготовки к изданию, установленную в ОУ приказом директора. 

Оформление методического пособия:

Оформление приложения — нет номеров страниц.

  1. На титульном листе вверху указывается учреждение, которое издаёт методическое  пособие. 
  2. Посередине листа — инициалы и фамилия автора, название издаваемой работы, ниже более мелким шрифтом  необходимо обозначить: Методическое  пособие. 
  3. Внизу листа указывается место и год издания. 
  4. Содержание оборота титульного листа оформляется сотрудниками редакционно-издательского отдела (если такой есть в ОУ). На этой странице может содержаться указание на то, где рассматривалось и кем рекомендовано к изданию данное пособие. 

            На обороте титульного листа можно сделать анатацию.

    Обложка — нет стр., нет кавычек, не считается и не нумеруется.

     Титульный лист — считается, но не нумеруется.    

Оглавление — пишется там, где есть главы.

     Автор имеет авторское свидетельство.

Автор-составитель — тот, кто составляет материалы или программы с использованием чего-то своего (текстов и т.д.)

Составитель – это тот, кто составляет программы по примерной.

    В методических рекомендациях должен быть список литературы, на который ссылаемся в затекстовой ссылке, можно ссылаться на номер или на номер ссылки и страницы.

Можно использовать любую ссылку: внутритекстовую, подстрочную, затекстовую. Но используют только один вид ссылок в тексте.

    Если вы ссылаетесь на какого-то автора, то инициалы ставятся впереди фамилии, между инициалами ставится пробел (М. И. Иванов (24)).

         В пособии допускается использование таблиц и рисунков (с 2004г. не допускаются слова схема и диаграмма).

Заключение

Фридрих Вильгельм Адольф Дистерверг в 19 веке сказал:

                   Без стремления к научной работе учитель
                                     неизбежно попадает во власть трех педагогических

    демонов: механистичности, рутинности, банальности.

   Состояние и перспективы развития образовательного учреждения в огромной мере зависят от педагогов — от их научной и методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся.

    В этих условиях методической службе необходимо создать условия для самореализации педагогов. Методическая служба в первую очередь реагирует на запросы и вопросы педагогов. Поэтому методической службой разрабатываются методические рекомендации по востребованным темам. Надеюсь, что предлагаемые методические рекомендации будут полезны педагогам.

Список литературы

  1. Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.

ПАМЯТКА ПО
СОЗДАНИЮ
  МЕТОДИЧЕСКИХ  МАТЕРИАЛОВ

Автор-составитель:
Шевердина З.А.

Способом раскрытия тайны педагогического
творчества, обмена накопленным опытом, приоткрытия завесы поиска педагога
является создание и оформление методической продукции. Но часто создатель
интересного занятия, технологии, программы относится к своему труду как к
чему-то понятному, простому, и, представляя его, делает это мимоходом,
поверхностно. Многие вещи, понятные автору, он считает понятными всем, хотя это
далеко не так.

В предложенной Вам памятке обобщен опыт
разных авторов. Памятка составлена для того, чтобы сориентировать автора
методической продукции в запросах тех людей, которые будут знакомиться с
материалами.

Памятка предназначена: для педагогов
дополнительного образования.

Четко сформулированные рекомендации по
оформлению материалов, поступающих в методический кабинет учреждения
дополнительного образования детей, помогут педагогическим работникам
представить свой педагогический и методический опыт более доступно, целостно,
системно.

СОДЕРЖАНИЕ

Методические материалы и их
виды……………………………………

Рекомендации по содержанию и целям

создания методических
материалов……………………………………..

Рекомендации по оформлению методических
материалов:

•     образовательные программы………………………………….……

•     сценарии массовых
мероприятий
……………………………………

•     методические разработки

и методические рекомендации………………………………………..

•     конспекты учебных занятий…………………………………………

•     творческие работы учащихся………………………………………

•     фото и видео материалы……………………………………………

·    тексты
выступлений на семинарах и конференциях,

педсоветах,
методических объединениях
…..…..…………………


    планы работы
………………………………………….………….…


    публикации в СМИ и печатных изданиях
…………………………..


    список литературы
……….………………………………………….

Список
литературы………………………………………………………..

Методические материалы и их виды

Методические материалы (методическая
продукция) — одна из форм выражения результата методической деятельности,
способ выражения и распространения методических знаний.

К методическим материалам
относятся:

1.   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ

«Программа»
(от греч. рrоgrатта) — объявление, распоряжение.

Программа
— документ, представляющий содержательно-организационную модель деятельности,
т.е. документ, определяющий цель, участников, содержание, результаты
деятельности, а также порядок её реализации.

Образование — процесс овладения социально
значимым опытом человечества, воплощенном в знаниях, умениях, творческой деятельности
и эмоционально-ценностном отношении к миру.

Дополнительное образование детей —
неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных
образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных
образовательных программ.

Дополнительная образовательная программа —
это нормативный документ, отражающий модель образовательного процесса, а именно
его ценностно-целевое обоснование, содержание, организацию, порядок
взаимодействия всех его участников и результативность.

2.  
СЦЕНАРИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Сценарий — литературное произведение с
подробным описанием действия, для организаторов является отправным документом.

Сценарий — это конспективная, подробная
запись праздника, вечера, концерта, любого дела. Сценарий, как правило, снабжен
методическими советами. Это дает возможность использовать сценарий не буква в
букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторять ошибок.

3.МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Методическая разработка — описание
методов, способов, приемов педагогической деятельности. В разработке
педагог отвечает на вопросы: как, каким образом я достигаю цели, получаю
желаемые результаты своей деятельности?

4.   МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации — комплекс
кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих
внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения,
воспитания, развития. Чаще всего основой для разработки методических
рекомендаций является обобщенный опыт деятельности педагога.

5. КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Учебное занятие — промежуток времени, в
течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.

Занятие — это динамичная вариативная форма
организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения)
педагога и ребенка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения,
систематически применяемая для решения задач образования.

Конспект учебного занятия включает в себя
описание процесса подготовки занятия, формулировку цели и задач занятия;
используемые методы, приемы и средства обучения. В развернутом виде
представлено содержание занятия, методы контроля и ожидаемые результаты.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

К творческим работам учащихся относятся
сочинения, рефераты, технологическое описание изготовления изделия и другие
виды результата творческой деятельности учащихся. Творческие работы могут быть
самостоятельно представлены на выставках, олимпиадах, конкурсах, смотрах или
являться приложениями к образовательным программам, описанию учебных занятий,
методическим разработкам педагогов.

 ФОТО И ВИДЕО МАТЕРИАЛЫ

Фотографии
и видеозаписи являются красочными иллюстрациями различных видов деятельности
учащихся и педагогов. Правильно оформленный материал дает возможность не только
сохранить для истории воспоминания о прошедших делах, но и является основой для
анализа мероприятия, занятия и т.п.

ТЕКСТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СЕМИНАРАХ И
КОНФЕРЕНЦИЯХ, ПЕДСОВЕТАХ, МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Выступления
па семинарах, конференциях, педсоветах, методических объединениях являются
одним из способов обобщения и распространения передового педагогического опыта.
Передовой педагогический опыт — это высокое мастерство педагога, основанное на
успешном применении установленных наукой принципов и методов, дающее высокий
результат, соответствующий современным требованиям, а также способное в
современных условиях удовлетворить актуальные потребности практики обучения и
воспитания. Тексты выступлений дают возможность познакомиться с данным опытом
большему числу педагогов.

 ПЛАНЫ РАБОТЫ

План
— это определенный порядок, последовательность в изложении чего-либо (научного
или литературного произведения, статьи, речи), а также намеченная на
определенный период работа с указанием её целей, содержания, объема, методов,
последовательности, сроков выполнения, исполнителей или ответственных за
выполнение.

 ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ

Материалы
(статьи, заметки и пр.), опубликованные в газетах, сборниках, книгах, авторами
которых являются сотрудники УДОД.

 МАТЕРИАЛЫ  МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

При
проведении  методических объединений педагогов на базе УДОД участники
семинаров, как правило, получают план проведения семинара, визитную карточку,
материалы из опыта работы принимающего учреждения. Данные материалы могут
пополнить фонд методического кабинета и быть интересными для педагогов вашего
учреждения.

Рекомендации по содержанию и целям создания
методических материалов

Приступая к работе над каким-либо из видов
методических материалов, автору необходимо учитывать, что материалы должны:

·        
не отставать от «горячих», острых проблем дня;

·        
иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную
категорию взрослых или детей;

·        
раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления,
описывать методику действия педагога, коллектива;

·        
опираться на анализ предшествующего опыта, осмысление состояния
дел данного вопроса на современном этапе;

·        
не становиться самоцелью, т.е. автору надо подумать о дальнейшей
судьбе своих материалов, их жизненности и полезности;

·        
содержать ссылки на авторов или печатные источники, идеи и
материалы которых использованы в работе над методической продукцией.

Рекомендации
по оформлению методических материалов

 Рекомендации
по оформлению образовательных
 программ. 

·        
титульный лист

·        
пояснительная записка

·        
учебно-тематический план

·        
содержание изучаемого курса

·        
методическое обеспечение программы

·        
материально-техническое обеспечен не программы

·        
список литературы

Рекомендации по оформлению сценариев
массовых мероприятий:

·        
титульный лист (название образовательного учреждения, форма и название
мероприятия, адресность (возраст участников), Ф.И.О. автора полностью, должность,
город, год проведения);

·        
пояснительная записка (актуальность, цели и задачи, условия и
особенности реализации, предварительные организационные мероприятия);

·        
литературный сценарий (название, действующие лица, полный текст
ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают
особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление,
художественные номера и т.д.; имена персонажей печатаются в левой части текста,
выделяются и не сливаются с основным текстом);

·        
методические советы по проведению;

·        
используемый реквизит;

·        
рекомендуемая и используемая автором литература и музыкальный
материал;

·        
приложения (дидактические материалы, вопросы и ответы викторин,
схемы, таблицы и т.д.)

Рекомендации по оформлению методических
разработок и методических рекомендаций:

·        
титульный лист (название образовательного учреждения, название
работы, Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год);

·        
вступительная часть (адресность, актуальность, краткий анализ
положения дел по данному вопросу)

·        
основная часть (описание методов, способов, приемов деятельности,
ведущих к достижению желаемого результата деятельности; предложения и указания,
способствующие внедрению их в практику)

·        
методические советы, примерные варианты реализации

·        
список использованной литературы 

Рекомендации по оформлению конспектов
учебных занятий:

·        
титульный лист (название образовательного учреждения, название
образовательной программы, год обучения, тема занятия; Ф.И.О. педагога,
должность, Ф.И.О. консультанта, должность; дата проведения)

·        
тема, цель, задачи учебного занятия (образовательные,
воспитательные, развивающие)

·        
форма проведения занятия (интегрированное занятие, занятие-соревнование,
занятие-игра, лекция, практическая или лабораторная работа, семинар, диспут,
конференция, экскурсия, поход, творческое выступление и др.)

·        
оборудование учебного занятия (средства обучения, наглядные
пособия, технические средства обучения, специальное оборудование и др.)

·        
структурное описание учебного занятия (организация начала занятия,
проверка имеющихся знаний и умений учащихся, ознакомление с новыми знаниями и
умениями, упражнения на освоение и закрепление полученных знаний, умений и
навыков, подведение итогов занятия)

·        
используемая автором литература

Рекомендации
по оформлению творческих работ учащихся:

·        
титульный лист (название образовательного учреждения, название
работы, Ф.И. и возраст учащегося, Ф.И.О. педагога-консультанта,
название коллектива, год)

·        
сопроводительная пояснительная записка педагога (методиста, зав,
отделом)

·        
описание работы

·        
используемая литература

·        
приложения (фото, чертежи, рисунки, ноты и др.)

Рекомендации
по оформлению фото и видео материалов:

·        
на видеоматериалах указать: форму и название мероприятия, дату и
место проведения, продолжительность записи

·        
на фотоматериалах указать: форму и название мероприятия, дату и
место проведения, Ф.И.О главных «героев» фотографии (если это возможно)

Рекомендации по оформлению курсовых работ
слушателей повышения квалификации:

·        
титульный лист: название образовательного учреждения, название
курсов повышения квалификации, тема курсовой работы, Ф.И.О. автора
полностью, должность, год написания

·        
содержание работы (оформляется в соответствии с требованиями
курсов), например:


  введение (анализ избранной темы, обоснование её актуальности)


теоретическая часть (анализ источников по данной проблеме, современное
состояние научного изучения проблемы, новые, требующие изучения, аспекты
проблемы)


основное содержание (авторские разработки, новая информация, позитивные и
негативные результаты самостоятельной работы слушателя)


заключение (выводы, оценка успеха и недостатков проделанной работы,
рекомендации по внедрению тех или иных авторских разработок)


библиография (перечень источников — печатных, архивных, рукописных, электронных
и иных, которые упоминаются или цитируются в работе)


 приложения (статистические материалы, схемы, таблицы, графики, аудио- и
видеоматериалы, материалы на компакт- дисках, дискетах)

Рекомендации по оформлению текстов
выступлений на семинарах и конференциях, педсоветах, методических объединениях:

·        
титульный лист: название образовательного учреждения, форма и название
мероприятия, тема выступления, Ф.И.О. автора полностью, должность, дата
выступления)

·        
содержание выступления

·        
используемая литература

Рекомендации по оформлению планов
работы: 
титульный лист: название образовательного учреждения, кем и когда
утвержден план, кем и когда принят план, название плана, на какой временной
период составлен план 

·        
формы оформления плана могут быть различны, но должны включать
следующие разделы: анализ деятельности отдела за предыдущий период, цели и
задачи на планируемый период, содержание деятельности отдела по реализации
задач, срок выполнения планируемой работы, Ф.И.О. исполнителей или
ответственных за выполнение.

Рекомендации по оформлению публикаций в
СМИ! и печатных изданиях:

·        
указать название СМИ, № и дату выпуска, выделить название статьи и
Ф.И.О. автора

·        
при публикации материалов в сборниках, книгах и др. печатных
изданиях указать: Ф.И.О. автора (или под чьей редакцией вышла книга), полное
название печатного издания, город, издательство, год издания

Рекомендации по оформлению списка
литературы.

Все источники литературы размещаются в
алфавитном порядке. Описывая книгу, следует указать: фамилию автора, инициалы;
полное название книги (без кавычек) с подзаголовками; город, где издана книга;
издательство; год издания. При описании сборников указывают: полное название
(без кавычек) с подзаголовками; под чьей редакцией вышел сборник (инициалы,
фамилия), переводчик (если есть); город, где издан сборник; издательство; год
издания.

1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова
Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. -352 с.

2. Программа педагога дополнительного
образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. — М.:
Айрис-пресс, 2003. — 176 с.

Список литературы

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация
методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод.
пособие. — М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 160 с.

2. Буланова Е.В. Поговорим о программах:
взгляд методиста // Ярославль: «Внешкольник» — 2004. — №1 — с.
49-55 

3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова
Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,
2002. — 352 с.

4. Добрецова Н.В., Инц И.Г.
Учебно-методический комплекс — неотъемлемая часть профессиональной деятельности
педагога (учебно-методическое пособие). — СПб, 2004. — 62 с.

5. Методическая деятельность,
словарь-справочник / под ред. Е.В. Титовой. – Л.: 1991. — 45 с.

6. Методические рекомендации
по оформлению сценария, ГОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества
юных», кабинет научно-методического сопровождения досуговых программ

7. Положение об аттестационной работе
слушателя курсов повышения квалификации, ГОУ «Санкт-Петербургский городской
Дворец творчества юных»

8. Программа педагога дополнительного
образования: От разработки до реализации /Сост. Н.К. Беспятова. —
М.: Айрис-пресс, 2003. — 176 с.

Как написать методическую разработку

Опытный педагог знает, что отлично проведенное занятие — результат серьезной подготовки. Одним из видов такого «планирования» можно считать и методическую разработку, которая позволяет тиражировать опыт одного преподавателя и осветить непростую тему в образовательном процессе.

ЛаЛаЛань расскажет немного подробнее о методических разработках: что это, какой структуры стоит придерживаться при подготовке разработки, на что обратить внимание и чем полезно создание этого вида педагогических разработок.

Об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Методическая разработка и ее место среди педагогических квалификационных работ

Преподаватели для обеспечения образовательного процесса учебными и методическими материалами используют различные виды квалификационных работ, то есть таких работ, которые позволяют в той или иной мере судить о квалификации педагога и уровне его профессиональной компетенции.

Все эти материалы называются педагогическими разработками, среди которых выделяют, например, учебные и учебно-методические пособия, учебники, методические рекомендации и указания. К этому перечню относятся и методические разработки как особый вид педагогической квалификационной работы. Что это такое?

  • Методическая разработка — это пособие, в котором подробно представлен ход учебного занятия по той или иной теме.

В методическую разработку включаются конкретные учебные материалы, описание последовательности действий преподавателя и студентов, приводятся методические советы и рекомендации по организации занятия. Это могут быть сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки, игры и не только.

Следует помнить, что методическая разработка — это не переписывание учебников или пособий. Этот вид работы не должен повторять материал учебных изданий, методическая разработка — это творческая, кропотливая работа по описанию опыта педагога, которым он готов поделиться.

Методическая разработка для разных видов занятия

Методическая разработка может быть подготовлена одним преподавателем или несколькими педагогами и может представлять собой:

  • план-разработку одного занятия с описанием используемых материалов, методов, хода урока;
  • разработку нескольких таких уроков, посвященных одной теме и дополняющих друг друга;
  • разработку конкретной темы учебной программы и подробное описание используемых средств обучения (например, пособий, словарей и справочников, плакатов, таблиц и пр.);
  • программу проведения фестивалей, конкурсов, олимпиад и соревнований с воспитательно-методическими функциями и многое другое.

Чаще всего методическая разработка приурочена к конкретному занятию или серии занятий. Для ее успешной подготовки стоит заранее определиться с видом проводимого занятия:

  • лекция;
  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • лабораторная работа;
  • конференция;
  • семинар;
  • контрольная работа;
  • зачет;
  • деловая игра;
  • экскурсия;
  • смешанный вид занятия, на котором используются несколько видов деятельности (например, лекция + семинар).

О чем писать, или Как подобрать тему для методической разработки

Для любого из названных выше форматов важен выбор темы. Для того чтобы найти ответ на вопрос «О чем писать?», преподаватель сначала должен ответить себе, зачем он планирует заниматься этой работой. Выбор цели — объяснить, уточнить, разъяснить противоречия в учебной программе и пр. — будет непременно коррелировать с выбором темы.

Погружаясь в ту или иную тему и планируя посвятить ей методическую разработку, педагог должен опираться на накопленный опыт и личный интерес, а также предварительно изучить имеющиеся источники.

Для качественного выполнения методической разработки лучше выбрать не широкую тему, а какой-то ее отдельный вопрос, требующий обсуждения или вызывающий неоднозначные реакции. Кроме того, востребованность и ценность разработки определяется актуальностью темы.

Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы. При необходимости дополнительно в структуру методической разработки включается приложение (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки).

В аннотации в нескольких предложениях ставится проблемный вопрос, которому посвящена методическая разработка, описывается целевая аудитория материала, то есть те, кому содержание разработки может быть интересно и полезно. 

Во введении, как и в случае с любой квалификационной работой или научной статьей, следует раскрыть актуальность материала, указать цели и задачи, описать методы.

Основная часть будет посвящена описанию хода занятия, указанию на возможные трудности и пути их решения в ходе ведения урока и пр.

Зачем создавать методические разработки

Написанием методических разработок приходится заниматься преподавателям самых разных специальностей и с самым разным опытом.

Значимость этого вида работы огромна. С одной стороны, это вспомогательная информация, определяющая план изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Этой информацией могут воспользоваться коллеги-преподаватели, молодые педагоги, студенты для выполнения педагогической практики.
Сам автор методической разработки в процессе подготовки текста систематизирует собранную по теме информацию, логично и стройно представляет ее в первую очередь для себя самого. Он может таким образом не только обменяться педагогическим опытом, но и получить какую-либо обратную связь от коллег.

Все это делает методические разработки важным видом педагогической квалификационной работы, который позволяет применять новые методы, подходы и технологии в образовательном процессе, развиваться и тиражировать педагогический опыт.

Понравился ли Вам материал?

Методические материалы

Приводим классификацию методических материалов. Рассказываем, как составлять различные методические материалы.

Что такое методические материалы?

Методические материалы – это методические издания, содержащие конкретные материалы в помощь преподавателям и учащимся, это результат, итог размышлений преподавателя о содержании преподаваемого материала, о наиболее эффективной методике его изучения. Она определяет формы деятельности преподавателя и ученика на занятии.

Классификация методических материалов

Методические материалы рассмотрим по направлениям:

  • Воспитание
  • Обучение
  • Управление образованием

В этих разделах представлен методический материал по направлениям: шаблоны, образцы документы, инструкции, методические пособия и многое другое.

Рекомендации по составлению методических материалов

Конкурс педагогического мастерства

1

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Полысаевский индустриальный техникум»

Требования к разработке и оформлению методических материалов

Методические рекомендации

Составитель: Лапина О.А., методист

Полысаево 2019

2

Авторсоставитель: Лапина О.А., методист ГПОУ ПИТ

Методические рекомендации составлены с целью разъяснения

педагогическим работникам особенностей разработки и оформления

методических материалов. Они содержат информацию, которая поможет

систематизировать виды методической продукции, а также конкретные

рекомендации по созданию материалов, которые педагоги могут использовать

для презентации своего педагогического опыта в зависимости от его целей

3

Пояснительная записка

Реформы системы образования требуют кардинальных изменений и в

системе профессионального образования. Главное требование работодателей к

современному выпускнику заключается в том, что студент не только знает

теоретический материал, а и умеет очень быстро решать профессиональные

задачи, не имея опыта работы. Соответственно, и преподаватель техникума

должен уходить от традиционных методов обучения и применять в своей

профессиональной деятельности современные активные формы, которые

позволят студентам быть конкурентоспособными на рынке труда.

К сожалению, учебники, учебные пособия в системе профессионального

образования могут дать студенту только знания, а не практический опыт.

Поэтому проблема разработки методической продукции, направленной на

приобретение студентами практических навыков, преподавателями СПО

является актуальной.

Сегодня система профессионального образования нуждается в педагоге,

создающем инновационный опыт в области методических нововведений в

профессиональном обучении, в области приспособления новшеств

(педагогических технологий) к современным условиям образовательной

деятельности, а также в обобщении и распространении данного опыта.

Актуальность разработанных методических рекомендаций по разработке

и оформлению методических материалов обусловлена тем, что преподаватели

СПО, имея огромное количество наработок, не всегда понимают, как можно

представить свой опыт коллегам и систематизировать его. Поэтому идея

создания настоящих методических рекомендаций заключается в том, чтобы в

обобщённом виде представить педагогам систему требований к методической

продукции.

Цель создание единой системы требований к оформлению

методической продукции преподавателями ГПОУ ПИТ.

Задачи:

непрерывный рост профессионального мастерства;

4

формирование исследовательского подхода к проблемам

профессионального обучения;

формирование исследовательского подхода к проблемам

воспитания;

создание новых методических продуктов;

трансляция инновационного педагогического опыта;

систематизация накопленных материалов преподавателями и

мастерами производственного обучения;

обобщение опыта преподавателей и мастеров производственного

обучения;

взаимодействие с работодателями.

В рекомендациях по разработке и оформлению методических материалов

особое внимание уделяется возможным видам методической продукции и

этапам работы по ее созданию. В методических рекомендациях приведены

примеры оформления аннотации на готовый методический продукт. Четко

расписана структура таких работ. Изложены требования по оформлению

текстовой и графической составляющих учебнометодических материалов.

Данные методические рекомендации по разработке и оформлению

методических материалов разработаны для оказания практической помощи

преподавателям для единой системы требований к оформлению методической

продукции.

5

Содержание

Введение……………………………………………………………………….6

1. Виды методических материалов…..………………………………………..8

2. Методическая разработка ……………………………………………….. 9

3. Методические рекомендации ………………………….………….…13

4. Методическое пособие ……………………………………….…………15

5. Основные требования к оформлению методических материалов …..17

6. Правила оформления приложений……………………………………...23

7. Правила оформления списка литературы………………………………24

Заключение …………………………………………………………………27

Список использованных источников и литературы ……………………28

Приложения………………………………………………………………30

6

Введение

Современный подход к реализации профессионального образования,

повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов,

престижа высококвалифицированного труда работников массовых профессий

и специальностей и пропаганда их достижений и передового опыта

неразрывно связаны с использованием современных педагогических

технологий в образовательном процессе.

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не

только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм

организации образовательного процесса, активизацию деятельности

обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и

поисков путей решения возникающих проблем.

Одними из ведущих компетенций педагогического работника являются

компетенции в области обеспечения информационной основы деятельности и

области организации учебной деятельности. Это значит, что наряду с

требованиями к уровню владения базовым компонентом содержания

преподаваемых дисциплин, предъявляются определенные требования к

содержанию и структуре учебнометодической документации педагога.

Анализ представленных конспектов методических разработок учебных и

внеурочных мероприятий должен опираться на логичное содержание и

выдержанную форму.

Учебнометодические разработки педагога должны указывать на

высокий уровень владения им современными образовательными

технологиями и методиками, отражать их применение на практике.

Методические рекомендации составлены с целью упорядочения

требований к структуре и содержанию учебнометодических материалов,

приемов оформления текстовых и графических материалов для публикации.

Основополагающая задача заключается в том, чтобы обеспечить

осознанность, целесообразность и эффективность педагогических практик

применения современных педагогических технологий и их полной реализации

7

при подготовке к аудиторным занятиям и организации самостоятельной

работы студентов в условиях ориентации на компетентностный подход в

образовании.

8

1.Виды методических материалов

Методические материалы это методические издания, содержащие

конкретные материалы в помощь преподавателям и учащимся, это результат,

итог размышлений преподавателя о содержании преподаваемого материала, о

наиболее эффективной методике его изучения. Они определяют формы

деятельности преподавателя и ученика на занятии.

Методические материалы могут быть представлены как:

методическая разработка содержит конкретные материалы по

методике преподавания учебной дисциплины (раздела, темы, урока) или

проведения мероприятия;

методические рекомендации (указания) содержат предложения

(указания) по выполнению какойлибо работы, организации процесса;

методическое пособие содержит материал, раскрывающий суть,

отличительные особенности и методики учебного курса, воспитательной,

методической работы.

К методическим материалам предъявляются довольно серьезные

требования. Поэтому, прежде чем приступить к их написанию, необходимо:

1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть

актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть

накоплен определенный опыт.

2. Определить цель методических материалов.

3. Внимательно изучить литературу, методические пособия,

положительный опыт по выбранной теме.

4. Составить план и определить структуру методических материалов.

5. Определить направления предстоящей работы.

6. Приступая к работе по составлению методических материалов,

необходимо четко определить ее цель.

9

2. Методическая разработка

Методическая разработка оказывает методическую помощь в

организации и проведении отдельного занятия или мероприятия учебного,

воспитательного или методического характера.

Методическая разработка содержит:

последовательность (пошаговость) осуществляемых действий;

формы, средства, методы, элементы современных

педагогических технологий, применительно к теме занятия/мероприятия.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и

коллективной работой.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного занятия, серии занятий;

разработку темы программы;

описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

сборник практических заданий и упражнений.

Структура методической разработки:

титульный лист разработки;

сведения об авторе;

цель мероприятия;

возраст детей;

условия осуществления мероприятия;

перечень используемого оборудования и материалов;

описание хода проведения мероприятия, отражающего

последовательность действий или подачи учебного материала;

методические советы по его организации и подведению итогов;

список использованной литературы;

приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки

для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

Методическая разработка должна состоять из следующих разделов:

10

1.Введение.

2.Основная часть.

3.Заключение.

4.Литература.

5.Приложения.

Название методической разработки.

Максимально информативная часть текста, словесная формулировка,

отражающая тематику методической разработки.

По своему характеру название методической разработки должно

раскрывать основной результат, полученный педагогом в образовательной

деятельности и педагогические средства (методические средства, приёмы,

формы …), используемые в разработке.

Введение.

Во введении целесообразно отразить следующие аспекты:

актуальность данной работы.

Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении

необходимо ответить на вопросы: почему Вы выбрали эту тему и каково её

место в содержании образования, что является положительным в Вашем

педагогическом опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия)

в Вашей деятельности или в учебной деятельности детей.

Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую

значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок.

Цели и задачи методической разработки.

Цель методической разработки основной результат, который должен

быть, достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся

результатом преодоления противоречия, т. е. того, что отражено в проблеме.

Задачи описания методической разработки инновационного опыта

конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при её

достижении.

Основная идея педагогической деятельности.

11

На основе самоанализа своей профессиональной деятельности

опишите основную педагогическую идею методической разработки

инновационного опыта, её составные части (это могут быть уже

адаптированные или новые идеи и технологии передового педагогического

опыта, отвечающие Вашей профессиональной позиции). В краткой форме

представьте основные теоретические положения, которые лежат в основе

Вашей системы работы.

Новизна методической разработки инновационного опыта педагога.

Под новизной понимается отличие полученных (ожидаемых)

результатов, рассматриваемых в методической разработке инновационного

опыта, от имеющихся и отражённых в научной литературе.

Различают три степени новизны:

1. Методическая разработка уточняет и конкретизирует какиелибо

теоретические положения или практические рекомендации.

2. Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые

элементы в какиелибо теоретические положения или практические

рекомендации.

3. Методическая разработка отражает принципиально новые идеи,

концепции, подходы, рекомендации и отличается наиболее высокой степенью

новизны.

Рекомендуемый объём Введения – до 2 страниц машинописного текста.

Основная часть.

Основная часть может состоять из двух и более разделов.

В первом разделе более подробно, чем во введении описывается

основная идея инновационного педагогического опыта. Даётся более глубокое

психологопедагогическое обоснование со ссылкой на учёныхразработчиков

концепций, теорий, технологий.

На основании поставленных задач во введении раскрывается

содержание своей педагогической деятельности, показываются технологии

педагогической деятельности по реализации своей педагогической идеи.

Кроме того, рекомендуется представить описание:

12

современных приёмов и методов образования;

организации творческой деятельности обучающихся;

педагогических идей и инициатив;

новых методик и технологий обучения;

результативных современных приёмов и методов использования

информационных технологий.

В конце каждого раздела основной части необходимо сформулировать

выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить

более высокие результаты.

Рекомендуемый объём – не менее половины общего объёма работы.

Основная часть методической разработки может разделяться на разделы

и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые

арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде

заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 14,

жирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка

пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце

заголовков не ставят. Подчёркивать заголовки не следует. Каждый раздел

рекомендуется начинать с нового листа.

Заключение.

В заключении формулируются выводы и оценка продуктивности

методической разработки, которую можно осуществить на основе

самоанализа результатов педагогической деятельности.

Например:

изменения в качестве знаний обучающихся, в овладении

практическими умениями;

изменения в уровне обученности, воспитанности;

изменения в развитии интереса к предмету и т. д.

Значение применения использованной формы работы.

Возможность использования методической разработки в практике

работы других педагогов.

13

3. Методические рекомендации

Методические рекомендации раскрывают одну или несколько методик,

выработанных на основе положительного опыта, при организации и

проведении мероприятий, занятий, работ.

Структура методических рекомендаций:

титульный лист

аннотация

сведения об авторе/составителе

пояснительная записка

содержание

список рекомендуемой литературы

приложения

Аннотация должна содержать 34 предложения (о чем? для кого?)

Методические рекомендации посвящены…

В методических рекомендациях изложены…

В методических рекомендациях даются…

В методических рекомендациях рассматриваются…

Методические рекомендации предназначены…

Методические рекомендации заинтересуют…

Методические рекомендации рассчитаны…

Пояснительная записка должна содержать:

актуальность: анализ проблемы/ситуации, положения дел

цель: оказание методической помощи…

краткое описание ожидаемого результата: позволит

выстроить/организовать/обеспечить…

новизну

практическая значимость

В содержании должно быть отражено:

Что делать? (в т.ч. поэтапно)

14

Как делать? С помощью чего? (формы, методы, инструментарий)

Советы по решению организационных вопросов (разработка

плана работы, формирование рабочих групп, кадровое, материально

техническое обеспечение и т.д.)

Трудности/затруднения и возможности их преодоления

Типичные ошибки/предостережения

15

4. Методическое пособие

Методическое пособие комплексный вид методической продукции,

обобщающий значительный опыт, накопленный в системе

образования/методической работы и содержащий рекомендации по его

использованию и развитию:

в системе образования;

в отдельных ОО;

по направлению работы;

по предметной образовательной области;

по категории педагогов;

по категории обучающихся

Структура методического пособия:

титульный лист

введение

теоретическая часть

практическая часть

дидактическая часть

список литературы

приложения

Введение методического пособия должно содержать:

актуальность анализ проблемы/ситуации, положения дел

цель оказание методической помощи…

краткое описание ожидаемого результата позволит

выстроить/организовать/ обеспечить…

новизна

практическая значимость

Теоретическая часть методического пособия: научно

–педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется

собственная методологическая позиция автора.

16

Практическая часть методического пособия: систематизируется и

классифицируется фактический материал, содержатся практические

рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и

методик работы.

Дидактическая часть методического пособия: дидактические материалы

(схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал,

различные необходимые нормативные документы, использование которых

позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с

имеющимися требованиями

17

5. Основные требования к оформлению методических материалов

Правила оформления регламентируются государственными стандартами

по информации, библиотечному и издательскому делу, в частности:

ГОСТ 2.10595 Общие требования к текстовым документам;

ГОСТ 7.802000 Система стандартов по информации,

библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок.

Общие требования и правила составления;

ГОСТ 7.832001 Система стандартов по информации,

библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды

и выходные сведения;

ГОСТ Р 7.0.52008 Система стандартов по информации,

библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие

требования и правила составления (Библиографическая ссылка);

ГОСТ 7.12003 Библиографическая запись. Библиографическое

описание. Общие требования и правила составления.

Методические материалы представляются в печатном и электронном

виде в формате .doc или .docx.

Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14 пт, интервал

полуторный, левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.

Цвет шрифта – чёрный.

Стиль (Формат – Стили и форматирование):

рекомендуемый стиль для основного текста «Обычный», для

заголовков – «Заголовок».

Абзацный отступ (Абзац – Отступ):

абзацный отступ «красной» строки задаётся с помощью отступа

величиной 11,5 см. Все абзацные отступы в тексте требуется делать

одинаковыми, не допускать пустой строки между абзацами.

18

Выравнивание (Формат Абзац Отступы и интервалы Общие):

основной текст следует выравнивать по ширине, заголовки по центру,

эпиграфы – по правому краю.

Номера страниц (Вставка – Номера страниц):

страницы следует нумеровать арабскими цифрами не крупнее основного

текста, рекомендуемое расположение внизу страницы, выравнивание от

центра. Важно соблюдать сквозную нумерацию по всему документу, включая

приложения. На титульный лист номер ставить не нужно, но в общее число

страниц документа включить его следует обязательно.

Интервал (Формат – Абзац Отступы и интервалы Общие):

следует выставить следующие значения: перед – 0 пт; после – 0 пт;

междустрочный интервал одинарный. Для листа формата А4 допускается

интервал 1,5. Нужно помнить, что использование полуторного интервала в

тексте сильно увеличивает расход бумаги при издании.

Не допускается использовать пробелы и символы табуляции для

форматирования текста.

Текст набирается без переносов.

Заголовки разделов следует располагать в середине строки, печатать с

прописной буквы без подчеркивания и точки в конце, выделять полужирным.

Если заголовок включает несколько предложений, их нужно разделить

точками. Переносы в заголовках не допускаются, поэтому длинные заголовки

требуется разбить на строки по смыслу. В конце строк заголовков не

допускаются предлоги, союзы и наречия. Расстояние между заголовком и

текстом должно равняться одному пробелу Enter. В абзаце под заголовком

должно быть не менее трѐх строк основного текста.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Приложения следует располагать в конце работы и пронумеровать арабскими

цифрами без знака с обязательным соблюдением порядка их упоминания в

тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием

слова «Приложение» наверху с правой стороны страницы.

19

Приложение должно иметь заголовок, который следует записать

отдельной строкой по центру с прописной буквы.

Примечания и ссылки даются в конце статьи. Нумерацию ссылок в

тексте и в примечаниях следует производить по мере их появления в тексте и

оформлять следующим образом: [1], [2], [3]…

Если в тексте используются какиелибо сокращения, они обязательно

должны быть расшифрованы (даже если они традиционны в данной отрасли

науки).

Материалы должны быть напечатаны на русском языке.

Работа должна начинаться титульным листом (Приложение ).

Примерная структура методических материалов

Методические рекомендации включают:

титульный лист;

аннотацию; сведения об авторе (авторах);

оглавление;

пояснительную записку;

содержание;

заключение;

список использованной и рекомендуемой литературы по данной теме;

приложения (при необходимости).

Требования к содержанию разделов структуры

1. Титульный лист содержит:

название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

название пометкой о виде методической продукции

методические рекомендации);

фамилия, имя, отчество автора;

название города (района);

год разработки.

2. Аннотация размещается на 2 странице и содержит лаконичные

сведения:

20

суть рассматриваемых вопросов: указывается, чему посвящены

данные рекомендации, например, методике организации Интернетолимпиады

для школьников;

предназначение данных методических рекомендаций, т.е. какую

помощь и кому призвана оказать настоящая работа учителям, заместителям

директоров ОУ по воспитательной работе, педагогам дополнительного

образования и т.д.;

источник практического опыта, положенного в основу

рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные

методические рекомендации);

возможные сферы приложения предлагаемого вида методической

продукции (где могут быть использованы настоящие рекомендации).

В верху 2 страницы помещаются сведения об авторе (авторах)

методической рекомендации:

ФИО, должность, место работы, квалификационная категория или

научная степень, контактный телефон.

3. Оглавление содержит перечень основных разделов методической

рекомендации с указанием страниц.

4. Пояснительная записка содержит следующую информацию:

обоснование актуальности разработки данных методических

рекомендаций: краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу,

достоинства и недостатки рассматриваемого вопроса, значимость

предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей

федеральной или региональной программы, разъяснение, какую помощь и

кому могут оказать настоящие методические рекомендации;

цель составления методических рекомендаций (например; оказать

методическую помощь педагогам, организаторам воспитательной работы с

детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного

уровня школьных, городских, региональных с использованием

современных информационных технологий и т.п.);

21

краткое описание ожидаемого результата от использования

данных

методических рекомендаций (например: овладение опытом

организации виртуальной олимпиады может стать основой для проведения

подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла,

способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного

предмета и освоению информационных технологий и т.п.);

обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в

сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной

образовательной области.

4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с

самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической

проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней

кампании, проведением учебноисследовательской работы, изучением

отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание

методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и

может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно

структурировать в следующей логике:

описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно

рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как помощью

каких форм и методов например: автоматизированное тестирование,

наблюдение);

дать советы по решению организационных вопросов (разработка

плана работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и

сроков информирования ее потенциальных участников, распределение

поручений, обеспечение рекламы и т.д.), материальнотехническому,

финансовому, кадровому обеспечению описываемого вида деятельности;

вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении

описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта),

предостеречь от типичных ошибок.

22

5. Заключение содержит: краткие, четкие выводы, логически

вытекающие из содержания методических рекомендаций.

6. Список использованной и рекомендуемой литературы дается в

алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания,

издательства, года издания.

7. Приложения включают материалы, необходимые для

организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных

методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе

приложений могут быть:

планы проведения конкретных дел, мероприятий;

тестовые задания;

методики создания практических заданий, адресованных

обучающимся;

примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

методики определения результатов по конкретным видам

деятельности;

схемы, диаграммы, фотографии, карты;

примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

23

6. Правила оформления приложений

В случаях, когда графики, таблицы и другой материал слишком

объёмны, а также неуместны в тексте, но несут дополнительную смысловую

информацию, их необходимо разместить в приложениях.

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания

работы и могут включать: материалы, дополняющие текст; иллюстрации

вспомогательного характера; характеристики материалов и инструментов,

применяемых при выполнении работы; анкеты и методики том числе

инструкции; стимульный материал, бланки ответов, ключи и

интерпретационные материалы); протоколы испытаний, заполненные

испытуемыми ответные листы и бланки, заключения анализа, экспертизы, и т.

д.; таблицы вспомогательных данных; промежуточные формулы и расчёты.

Правила представления приложений:

приложения помещают в конце методической разработки;

каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь

содержательный заголовок;

приложения нумеруют арабскими цифрами, порядковой

нумерацией;

номер приложения размещают в правом верхнем углу над

заголовком после слова «Приложение», после этой надписи точка не ставится;

приложения должны иметь общую с остальной частью

методической разработки сквозную нумерацию страниц;

на все приложения в основной части методической разработки

должны быть однотипные ссылки;

в приложениях, представляющих собой стимульный материал,

разрешается использование цветной печати и применение различных

шрифтов.

24

7. Правила оформления списка литературы

ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое

описание. Общие требования и правила составления».

1. Фамилия и инициалы автора.

2. Основное заглавие.

3. Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид,

жанр, назначение документа и т. д.).

4. Сведения об ответственности (содержат информацию о

составителях, редакторах, художниках и т. д., об организациях, от имени

которых опубликован документ).

5. Место издания.

6. Издательство или издающая организация.

7. Дата издания.

Каждому элементу областей библиографического описания

предшествует условный разделительный знак.

Список литературы формируется в алфавитном порядке.

Оформляется список литературы в соответствии с требованиями

Госстандарта (ГОСГ 7.1 — 2003).

Список литературы рекомендуется располагать следующим образом:

при указании нескольких работ одного автора источники

располагаются по алфавиту заглавий;

при совпадении первых слов в названиях источников их

записывают по алфавиту вторых слов и т.д.

В список литературы в квадратных скобках могут быть включены

[Электронный ресурс], [Видеозапись], [Звукозапись], [Карты] и др.

При описании электронных ресурсов следует пользоваться следующей

схемой:

основное заглавие [Электронный ресурс] / Первые сведения об

ответственности; последующие сведения. Сведения об издании,

дополнительные сведения. – Обозначение вида ресурса (Объем ресурса).

25

Первое место издания; Имя издателя, дата издания (Место изготовления: Имя

изготовителя, дата изготовления). Специфическое обозначение материала и

количество физических единиц: Другие физические характеристики; Размер +

сведения о сопроводительном материале.

Примеры:

1. Книга одного автора:

Фамилия, И. О. Название книги [Текст] / И. О. Фамилия автора.

Место издания: Издатель, Дата издания. – Объем.

Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст]: учеб. пособие /

М. Н. Кожина. М: Просвещение, 20___. 223 с.

2. Книга нескольких авторов:

Фамилия, И. О. 1го автора. Название книги [Текст]:

подзаголовочные данные. / И. О. Фамилия 1го автора, И. О. Фамилия

2-го автора, И. О. Фамилия 3го автора и др. Место издания:

Издатель, Дата издания. – Объем.

Вавилова, В. П. Как поддержать ребенка? екст]: методические

рекомендации для школьных психологов, педагогов, школьных врачей,

родителей / В. П. Вавилова, Н. К. Перевощикова, Н. Г. Гладышева.

Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 52 с.

3. Книга из серии:

Фамилия, И. О. Название книги [Текст]/ И. О. Фамилия // Название

издания. Сер. «Название серии». – Место издания : Издатель, Дата издания. –

Т. Х (номер тома) или Вып. Х. – № Х. – Объем.

Габеев, В. Н. Продуктивность и биометрические показатели

культур сосны в раннем возрасте [Текст] / В. Н. Габеев // Изв. СО АН

СССР.Сер. Биолог. науки. – 1975. Вып. 15. – 50 с.

4. Книга без автора:

Название книги [Текст]/ сост. И. О. Фамилия. – Место издания:

Издатель, Дата издания.– Объем.

26

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики [Текст] / сост.

А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971. – 560 с.

5. Периодические издания:

Фамилия, И.О. Название статьи [Текст] / И.О. Фамилия (всех авторов,

в порядке их перечисления) // Название периодического издания. – Дата

издания. – Т. Х (номер тома) или Вып. Х (номер выпуска). – Номер страниц,

на которых размещена статья.

Кочкина, Л. С. Социализация детейсирот [Текст] / Л. С. Кочкина //

Психолого педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи

«группы риска»: состояние, проблемы, перспективы: сборник научных статей.

Часть 2 / Под научной ред. Н. А. Заруба, Н. Э. Касаткиной, Т. А. Фральцовой,

С. Н. Чистяковой; ред. коллегия: И В. Карнаева, Е. Л. Руднева, Т. Н.

Семенкова. Кемерово: Издво КРИПКиПРО, 2003.- С.1521.

6. Интернет ресурсы:

Используя ресурсы Интернет, необходимо помнить, что описание

электронного ресурса должно включать в себя подробный электронный

адрес.

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] /

Центр, информ. технологий РГБ; ред. Т. В. Власенко; Webмастер Козлова Н.

В. Электрон, дан. М : Рос.гос. бка, 20___. Режим доступа: http://wwwrsl.ru.

свободный.

27

Заключение

Одним из главных элементов деятельности по повышению

квалификации педагогических работников является методическая работа.

Главной целью, которой является оказание практической помощи педагогам в

повышении их педагогического мастерства, развитии личностной культуры и

усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых

эффективных учебновоспитательных технологий и повышение качества

образования. Данные методические рекомендации ориентированы на развитие

и рост творческого потенциала педагогических работников в целом, на

повышение качества и эффективности методической работы в ГПОУ ПИТ.

Данный методический материал поможет педагогам написать

собственную методическую разработку в соответствии с современными

требованиями.

28

Список использованных источников и литературы

1.ГОСТ 2.10595 Общие требования к текстовым документам

[Электронный ресурс] / http://docs.cntd.ru/document/1200001260 //

http://docs.cntd.ru/document/1200001260 2019. 21 ноября.

2.ГОСТ 7.802000 Система стандартов по информации, библиотечному и

издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования

и правила составления [Электронный ресурс] /

http://docs.cntd.ru/document/1200001260 //

http://docs.cntd.ru/document/1200001260 2019. 21 ноября.

3.ГОСТ 7.832001 Система стандартов по информации, библиотечному и

издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные

сведения [Электронный ресурс] / http://docs.cntd.ru/document/1200001260 //

http://docs.cntd.ru/document/1200001260 2019. 21 ноября.

4.ГОСТ Р 7.0.52008 Система стандартов по информации,

библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие

требования и правила составления (Библиографическая ссылка) [Электронный

ресурс] / https://allgosts.ru/01/140/gost_r_7.0.5-2008 //

https://allgosts.ru/01/140/gost_r_7.0.5-2008 2019. 21 ноября.

5.ГОСТ 7.12003 Библиографическая запись. Библиографическое

описание. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс] /

http://docs.cntd.ru/document/1200001260 //

http://docs.cntd.ru/document/1200001260 2019. 21 ноября.

6.Двуличанская Н. Н. «Интерактивные методы обучения как средство

формирования ключевых компетенций» // Наука в образовании: Электронное

научное издание [Электронный ресурс]

URL:http://technomag.edu.ru/doc/172651.html.

7.Иоффе А.Н. Активная методика залог успеха [Текст]: / А.Н.

Иоффе//Гражданское образование. Материал международного проекта.

СПб.: Издво РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 382 с.

8.Калачикова, О.Н. Методические рекомендации к оформлению

выставочных конкурсных материалов. [Текст]: методические рекомендации /

29

О.Н. Калачикова, С.А. Никулина. Гурьевск: МБУ «ИМЦ в системе ДПО

(ПК) Гурьевского муниципального района, 2018. 45 с.

9.Методические материалы как основной содержательный элемент

деятельности обучения [Электронный ресурс] / www.modern-j.ru //

www.modern-j.ru. 2019. 21 ноября.

10.Научный портал факультета политологии МГУ «SCHOLA» [сайт].

URL: http://schola.su.

30

Приложение

Образец оформления титульного листа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Полысаевский индустриальный техникум»

Оформление материалов для публикации на вебсайте

Методические рекомендации

Составитель: Ф.И.О., должность

Полысаево 2019

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти результаты поступления вуз
  • Как найти канал на телевизоре тнт4
  • Как найти вольт на виток
  • Как составить программу по коррекции фигуры
  • Как составить кроки