Как составить методический аппарат



Скачать материал

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТнаучного  ИССЛЕДОВАНИЯ Если же говорить современн...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 268 человек из 65 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТнаучного  ИССЛЕДОВАНИЯ Если же говорить современн...

    1 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
    АППАРАТ
    научного ИССЛЕДОВАНИЯ

    Если же говорить современным языком системного анализа,
    то это будет «Проектирование научного исследования

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

       ЗАМЫСЕЛ

(как правило письменно...

    2 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    ЗАМЫСЕЛ

    (как правило письменно не оформляется, но постоянно держится «в голове»: в каком направлении хочет двигаться исследователь, какое новое научное знание он хочет получить)

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
АКТУАЛЬНОСТЬ 
ИССЛЕДОВАНИЯ


(показывае...

    3 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    АКТУАЛЬНОСТЬ
    ИССЛЕДОВАНИЯ

    (показывается, какие задачи стоят перед практикой, перед наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях; что по крупному счету (в самом общем конспективном изложении) сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать).

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ                В НАУКЕ


ПРОТИВОРЕЧИЕ
(...

    4 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    В НАУКЕ

    ПРОТИВОРЕЧИЕ
    (несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями)

    В ПРАКТИКЕ

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
(«знание о незнан...

    5 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
    («знание о незнании» — объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес)

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯОБЪЕКТ 
ИССЛЕДОВАНИЯ
(то, что противосто...

    6 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    ОБЪЕКТ
    ИССЛЕДОВАНИЯ
    (то, что противостоит познающему субъекту (исследователю) в его познавательной деятельности. Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь непосредственно имеет дело)

    ПРЕДМЕТ
    ИССЛЕДОВАНИЯ
    (та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект)

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  ЦЕЛЬ
(то, что  в самом общем виде дол...

    7 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    ЦЕЛЬ
    (то, что в самом общем виде должен достичь исследователь в итоге работы)

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГИПОТЕЗА
 ИССЛЕДОВАНИЯ
(Научное предпол...

    8 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    ГИПОТЕЗА
    ИССЛЕДОВАНИЯ
    (Научное предположение. Предположительное научное знание. Познавательная модель. В случае подтверждения гипотеза становится новым научным знанием (перерастает в «новизну исследования»). В случае не подтверждения прежняя гипотеза отвергается и строится новая гипотеза)

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯЗАДАЧИ 
ИССЛЕДОВАНИЯ
Наиболее употребите...

    9 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    ЗАДАЧИ
    ИССЛЕДОВАНИЯ
    Наиболее употребительный вариант:
    ИЗУЧИТЬ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ …..
    ОБОСНОВАТЬ МОДЕЛЬ ….
    В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРОВЕРИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕННОЙ МОДЕЛИ…
    РАЗРАБОТАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО…

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯЗАДАЧИ 
ИССЛЕДОВАНИЯ


ОГЛАВЛЕНИЕ

    10 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    ЗАДАЧИ
    ИССЛЕДОВАНИЯ

    ОГЛАВЛЕНИЕ

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯОГЛАВЛЕНИЕ
Наиболее употребительный вари...

    11 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Наиболее употребительный вариант:
    ВВЕДЕНИЕ
    Гл.1. Проблема …в теории и практике
    1.1 Состояние проблемы ……
    1.2 Обоснование модели ….*
    Гл.2. Как тема исследования
    2.1 Детальное описание модели
    2.2 Опытно-экспериментальная проверка модели…
    2.3 Рекомендации по использованию модели…
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    * Самое общее определение модели: «модель – образ некоторой системы»

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯНа защиту выносятся
(ответ на вопрос: «ч...

    12 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    На защиту выносятся
    (ответ на вопрос: «что защищается?»)
    конструкции: принципы (совокупность принципов); требования (система требований к чему-либо); обоснование чего-либо; условия (педагогические, дидактические условия, группы условий) осуществления чего-то; содержание (основное содержание) обучения чему-то; модель; схема; методы (приемы, совокупность приемов) чего-то; средства (комплекс средств) осуществления чего-то; механизм чего-то; процедура осуществления чего-то; критерии (совокупность критериев) эффективности чего-то и т.д.
    Новизна исследования
    строится в формулировках: разработаны (например, основы чего-то), раскрыты (допустим, состав и структура чего-либо) обоснованы (положения о том-то и о том-то), определены (педагогические условия чего-то); выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии…) и т.д.

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНСТРУКЦИИ НОВИЗНЫ
алгоритм, аппарат...

    13 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    КОНСТРУКЦИИ НОВИЗНЫ
    алгоритм, аппарат (дидактические, методические аппараты и т.д.); классификации; критерии; методики; методы; механизмы (классы механизмов); модели (дидактические, прогностические, графовые, динамические, комплексы моделей и т.д.); направления; обоснования; основания; основы; парадигмы; параметры; периодизации; подходы; понятия (системы понятий и т.д.); приемы; принципы; программы (не учебные программы); процедуры; решения; системы (иерархические системы, генерализованные системы и т.д.); содержание; способы; средства; схемы; структуры; стратегии; фазы; сущности; таксономии; тенденции; технологии; типологии; требования; условия; фазы; факторы (системообразующие факторы и т.д.); формы (совокупности форм и т.д.); функции; характеристики (сущностные характеристики и т.д.); цели; этапы и т.д.

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯТеоретическая значимость исследования
(...

    14 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Теоретическая значимость исследования
    (образно можно сказать так. Если «новизна» и «на защиту выносятся» отражают – какой научный «кирпичик» был получен в результате исследования, то раздел «теоретическая значимость» отражает – в какое место здания теории этот «кирпичик» следует положить. Обычно этот раздел строится в формулировках: «Результаты исследования дополняют теорию ….. в структуре ….
    Практическая значимость
    (показывается, что могут дать для практики результаты исследования и что уже дали)

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ -...

    15 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ —
    ДИАЛЕКТИКА КАК ВСЕОБЩИЙ МЕТОД, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ТЕОРИИ (КОНЦЕПЦИИ) В ФУНКЦИИ МЕТОДА*

    * Как известно, теории выступают в двух ипостасях: как высшая форма обобщения научного знания и в функции метода: последующие исследования строятся на базе предшествующих теорий.

  • Методы научного исследования
(полный спектр)

    16 слайд

    Методы научного исследования
    (полный спектр)

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯИсследовательские подходы
2 значения
В...

    17 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    Исследовательские подходы
    2 значения
    В первом значении исследовательский подход рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение: целостный подход, комплексный подход, функциональный подход, системный подход, комплексный подход, личностный подход, деятельностный подход (личностно-деятельный подход) и т.д.

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯВо втором значении  исследовательский по...

    18 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление изучения предмета исследования и классифицируются по пяти парным категориям диалектики, отражающим полярные стороны, направления процесса исследования:
    содержательный и формальный подходы;
    логический и исторический подходы (логико-исторический и историко-логический подходы);
    качественный и количественный подходы;
    феноменологический и сущностный подходы;
    единичный и общий (обобщенный) подходы.

    2 в 5ой степени = 32 варианта !

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯЗАМЫСЕЛ > ПРОТИВОРЕЧИЕ>
 ПРОБЛЕМА> ОБЪЕК...

    19 слайд

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
    ЗАМЫСЕЛ > ПРОТИВОРЕЧИЕ>
    ПРОБЛЕМА> ОБЪЕКТ >
    ПРЕДМЕТ > ЦЕЛЬ > ГИПОТЕЗА >
    >ЗАДАЧИ> НОВИЗНА

    Методологические основы
    методы

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 267 853 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 27.12.2020
  • 2234
  • 5
  • 27.12.2020
  • 2664
  • 3
  • 27.12.2020
  • 2527
  • 0
  • 27.12.2020
  • 3413
  • 1
  • 27.12.2020
  • 4791
  • 2
  • 27.12.2020
  • 5027
  • 13
  • 27.12.2020
  • 5844
  • 13
  • 27.12.2020
  • 5082
  • 9

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/2008, стр. 62-69

Основные элементы научно-методического аппарата военно-теоретических исследований

Генерал-лейтенант А. В. ОСЕТРОВ

Генерал-лейтенант в отставке С.А. БОГДАНОВ

ПРЕДЛАГАЕМАЯ тема статьи в современных условиях является, с одной стороны, весьма актуальной для научных сотрудников, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, а также для соискателей, работающих над диссертациями различных степеней, а с другой стороны, обозначенная проблема является мало разработанной в научно-теоретическом отношении.

Надо сразу же отметить, что выражение «научно-методический аппарат» обычно не упоминается в энциклопедических изданиях, научно-теоретических публикациях но, как правило, применяется для проведения экспертизы результатов научно-исследовательских работ (промежуточных или итоговых отчетов НИР или КНИР), а также в практике разработки и защиты диссертаций (не имеет значения на соискание какой ученой степени — кандидатской или докторской). Элементы «научно-методического аппарата» создаются при вполне определенных ограничениях и допущениях, что влияет на область их применения.

В широком смысле слова «научно-методический аппарат» представляет собой арсенал средств описания, объяснения и предсказания объективных знаний о действительности, явлениях (процессах) соответствующей предметной области, базирующихся на использовании методов тех или иных имеющихся или складывающихся теорий науки, а также средства экспериментального исследования, основывающиеся на применении различных методов и методик в процессе научно-теоретических исследований.

В узком смысле слова «научно-методический аппарат» в совокупности образует логически взаимосвязанные элементы научно-теоретических исследований, представляющие собой общие и частные решения научно-теоретических и практических задач соответствующей исследуемой предметной области или проблем, стоящих перед Вооруженными Силами РФ на современном этапе.

Исходя из определения выражения «научно-методический аппарат» авторы статьи намерены раскрыть лишь некоторые его аспекты, которые, на их взгляд, сегодня особенно принципиальны и актуальны в военно-научных исследованиях. Особое место в становлении любой науки и ее научно-методического аппарата занимает понятийный аппарат (терминологическая система, специальный язык этой науки). Дело в том, что никакое совершенствование средств измерения и техники эксперимента не смогут помочь в разрешении проблемной ситуации, если сама проблема недостаточно четко сформулирована на концептуальном (понятийном) уровне.

Принципиальным требованием современной теории познания к профессиональному языку, терминологической системе конкретной науки является выделение двух смысловых (семантических) уровней: языка, на котором говорят об объектах исследования (объектный язык), и языка, на котором говорят о теории этих объектов (метаязык). Очевидно, что в контексте нашей статьи мы будем иметь дело главным образом с метаязыком военной науки. Это относится, в частности, и ко всем нашим рассуждениям по поводу понятийного аппарата.

Необходимо отметить, что понятийный аппарат — это не что-то жесткое, раз и навсегда принятое. Как правило, в любой диссертационной работе или в научно-теоретических исследованиях в рамках плановых НИР (КНИР) исполнители указывают, какой понятийный аппарат они используют, так как он составляет концептуальную основу всех научно-теоретических исследований.

Понятийный аппарат представляет собой совокупность специфических понятий, терминов и определений исследуемой науки. Понятийный аппарат весьма динамичен и использовать его надо очень осторожно. Это вызвано тем, что, несмотря на систематическую работу различных энциклопедических комиссий, регулярные выпуски военных энциклопедий и словарей, многие понятия не являются устоявшимися и требуют периодического обновления. Все мы являемся свидетелями того, что понятия и категории развиваются вместе с развитием науки и военного искусства.

Понятие, используемое в научно-теоретических исследованиях, — это форма выражения знаний. Именно в понятиях фиксируются общие, существенные свойства объектов, явлений, процессов реальной действительности, а также их важнейшие связи и отношения. По мере увеличения степени обобщения объем содержания понятий возрастает. Содержание понятия раскрывается в его определении. Можно сказать, что основное объемное содержание теории закреплено в совокупности научных понятий. Всеобъемлющие понятия методологической значимости принято называть категориями. Взаимосвязь, совокупность понятий рождает законы и закономерности.

Считаем целесообразным напомнить, что в ряде наук (таких, как общеобразовательные, социальные, философские, специальные и др.) использование в исследовательской деятельности понятия с большим объемом содержания называется подчиняющим, родовым понятием. А понятие с меньшим объемом содержания является подчиненным, как правило, входит в родовое понятие и, в свою очередь, является видовым понятием. В военной науке исторически сложилось наоборот (с учетом традиционной структуры Вооруженных Сил — виды и рода войск Вооруженных Сил): видовые науки используют видовое понятие, а науки родов войск включают в себя родовое понятие.

Вполне очевидно, что без совершенствования понятийного аппарата не будут развиваться научно-теоретические исследования и теория любой науки в целом. Вот почему научно-теоретическая часть любого исследования (имеются в виду диссертационные или плановые НИР) содержит характеристику понятийного аппарата исследования, корректировку, уточнение отдельных понятий или новые понятия. Можно констатировать, что основное объемное содержание научно-теоретических исследований закреплено в совокупности научных понятий.

Определение — это полное описание понятия посредством известных понятий главным образом словесными средствами. Понятия, использованные при построении определения, должны быть выражены терминами, которые либо используются в данной терминологической системе, либо хорошо известны.

Для стандартизованной терминологии желательно, чтобы термин выражал только одно понятие, а понятие было представлено только одним термином.

Под термином обычно понимается слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия отдельной специальной области науки, техники, вооружения и т. д.

Концептуальная (понятийная) структурная модель научно-методического аппарата включает следующие основные элементы: научные категории, законы (или закономерности), принципы и критерии, методологию, методы и методики.

Научные категории развиваются вместе с развитием любой отрасли науки. В обобщающем смысле категория — это наиболее общие и фундаментальные понятия методологической значимости, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

Общим методом познания всех предметов и явлений природы и общества являются основные методологические категории философии. Следовательно, ключевое место в изложенной понятийной иерархии занимают философские категории.

Военная наука в своем познании опирается на достижения других наук, она неразрывно с ними связана, использует их научно методологический аппарат. Поэтому при военно-теоретических исследованиях наряду со специальными категориями военной науки мы должны рассматривать также философские и общенаучные категории.

Философские категории структурно составляют три основные категории метода познания всех явлений: материя (в данном случае материальный аспект вооруженной борьбы, личный состав и его моральное состояние); пространство (поле сражения, боя) с его всеобщими со временем (как с категорией) и специфическими свойствами; время с его общими с пространством (как с категорией) и специфическими свойствами.

Важное методологическое значение в познании действительности имеют другие философские категории: единичное, особенное, общее; причины и следствие; содержание и форма; сущность и явление; необходимость и случайность; возможность и действительность; система, элемент, структура; часть и целое.

Общенаучные категории — это категории, которыми оперируют все науки. Если же речь идет о конкретной науке, то они выделяются как специальные категории.

Особо важное значение для военной науки имеют категории социальных наук. Они являются опорными, родовыми для многих специфических категорий военной науки и справедливо рассматриваются ею как свои собственные. Среди них — «война», «армия», «вооруженные силы», «безопасность», «военная мощь» государства, «оборонный потенциал» государства, «военная теория», «военная доктрина», «военная политика», «военное строительство» и т. д.

Специальные категории — это категории, которыми оперирует конкретная, в частности военная, наука. В некоторых источниках специальные категории военной науки принято делить на общие и частные.

Под общими категориями военной науки подразумеваются категории, имеющие отношение ко всем отраслям военных знаний. Они разрабатываются в основном общей теорией военной науки. Главные из них — «вооруженные силы», «вооруженная борьба». С ними прямо или косвенно связаны другие общие категории «вид вооруженных сил», «род войск» «специальные войска», «боевая готовность» и др.

Законы (закономерности) и принципы. Законы выражают наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся (т. е. неслучайные) связи между явлениями и процессами. Эти связи обусловливают функционирование и развитие данного конкретного процесса или явления.

Обычно выделяют три группы законов: всеобщие (например, закон первичности бытия и вторичности сознания); общие для больших групп явлений и процессов (например, законы вооруженной борьбы, законы педагогики); специфические, частные — нередко их называют закономерностями (например, учет специфических особенностей ТВД). Синтез ведущей идеи и законов — это ядро, сущность научной теории.

Война — одно из самых сложных явлений человеческой жизни. Объективные законы войны, вооруженной борьбы, будучи познанными и сформулированными в теоретической форме, выступают уже в качестве законов военной науки и составляют ее теоретическую основу. Закон определяется как существенное, необходимое, устойчивое, повторяющееся отношение, характеризующее упорядоченность строения и функционирования, тенденции изменения и развития тех или иных явлений.

Законы военной науки нельзя представлять в виде оторванного от явлений войны в целом и вооруженной борьбы в частности произвольного творения человеческого разума. Законы военной науки — это мысленная, отраженная форма законов войны, знание об этих законах. Эволюция развития военной науки подтверждает, что знание законов войны должно углубляться и совершенствоваться. Нельзя улучшать или изменять сами объективные законы войны и вооруженной борьбы, но можно и необходимо развивать и углублять знания о них, совершенствовать формулировки и наполнять их новым содержанием, в наибольшей мере соответствующим объективной действительности.

Это не означает, что законы войны, а значит, и законы военной науки вечны и неизменны. Они меняются с изменением явления, т. е. самой войны и вооруженной борьбы в частности. Последовательно углубляясь в познание войны, вооруженной борьбы, их сущность и содержание, военная наука развивается и наполняется новыми знаниями. Одновременно с изучением законов военной науки изучаются объективные законы войны и вооруженной борьбы.

Открытие законов и закономерностей изучаемого объекта или явления — смысл разработки теории научного исследования. Чтобы нагляднее это подчеркнуть, напомним высказывание известного ученого Р. Бельмана, смысл которого состоит в следующем: «Сами по себе полученные результаты научного исследования имеют преходящее значение, поскольку они основаны на определенных исходных данных; поскольку в других обстоятельствах набор этих данных может измениться, то полезность каждого конкретного результата очень незначительна. Другое дело — установленные законы и закономерности, которые консервативны при вариациях исходных данных и поэтому обладают высокой прогностической ценностью и могут применяться при анализе широкого круга однотипных явлений и процессов».

Понятие «закономерность» применяется в основном как выражение особенностей связей и отношений в массовых явлениях. Некоторые закономерности, отражающие качества существенности (важности для науки и практики), именуются обычно законами. Содержание закономерностей и законов, сфера их действия определяются характером связей и отношений, составляющих объект (предмет) исследования.

Критерием сформированности теории исследуемой области является наличие основных принципов. Если говорить о принципах в об-щепризнаном смысле, то под «принципом» понимаются основные исходные положения, руководящие идеи в какой-либо теории, науке, основные правила деятельности и т. д. Принципы отражают в сознании исследователей повторяющиеся типичные процессы и взаимосвязи в исследуемых процессах и являются связующим звеном между теорией и практикой.

В структуре научно-теоретических основ исследования проблем эффективности деятельности рассматриваемого объекта или процесса выделяются две большие области анализа: качественный анализ, основанный на применении логики, законов и категорий диалектики, и количественный анализ, основой которого является применение методов исследования любых операций, теории вероятности и статистики.

Данные методы образуют три уровня иерархии по степени общности:

общетеоретический уровень, содержащий принципы, законы и категории, теоретические положения и выводы философии;

общенаучный уровень, включающий анализ и синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и сравнение;

специальный уровень, представленный специфическими методами военной науки.

Однако основным методом, применяемым при научно-теоретических исследованиях проблем эффективности деятельности рассматриваемого объекта или явления, является системный метод, позволяющий наиболее полно вскрыть присущие функционированию любой системы закономерности, количественно оценить влияние критериев эффективности на функционирование этой системы в мирное и военное время.

Применение системного метода как основы методологии научно-теоретического исследования, предполагает в последней наличие двух основных аспектов исследования: морфологического и системного анализа.

Морфологический анализ эффективности деятельности рассматриваемого объекта или явления заключается в научно-теоретическом исследовании конкретного содержания комплекса мероприятий в обеспечение качественного функционирования этого объекта.

Системный анализ эффективности деятельности рассматриваемого объекта или явления используется в научно-теоретическом исследовании основных мероприятий этого комплекса, которые объединены определенными связями в организационно-техническую целевую систему как целостное образование.

Последовательность научно-теоретического исследования определяется причинно-следственными и временными связями, а так же одним из основных общепринятых в науке принципов рассмотрения сложных явлений — от общего к частному.

Исследуя эффективность деятельности рассматриваемого объекта или явления, целесообразно рассматривать критерий эффективности этой деятельности в двух аспектах — критерий как мера степени выполнения задачи и критерий как пороговое значение избранного показателя эффективности.

Критерий как мера степени выполнения задачи обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления на качественном уровне определяет степень выполнения задачи (достижение цели обеспечения деятельности), достижение каких изменений в действиях рассматриваемого объекта является мерилом эффективности выполнения задачи.

При этом показатель эффективности выполнения задачи обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления становится раскрытием содержания критерия, который количественно выражает степень решения поставленной задачи, то есть является количественным выражением избранного критерия. Для раскрытия критерия эффективности выполнения задачи обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления может потребоваться не один, а несколько показателей.

Под критерием как пороговым значением избранного показателя эффективности выполнения задачи обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления, понимается такое значение показателя эффективности (нескольких показателей эффективности при многокритериальной задаче), при котором считается, что задача успешно решена.

Характер и содержание задач обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления накладывают свой отпечаток как на содержание понятия эффективности рассматриваемой деятельности, так и на методы ее оценки. При этом имеется в виду, что оценка эффективности задач обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления должна производиться в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к этой деятельности.

Разработка методов оценки эффективности обеспечения деятельности рассматриваемого объекта или явления и их развитие являются одними из актуальных и важных задач научно-теоретических исследований как диссертационных, так и плановых НИР.

Поэтому выбор критериев оценки эффективности — сложный и важный методологический вопрос.

Научно разработанная объективная система критериев и должна представлять собой совокупность показателей, характеризующих деятельность рассматриваемого объекта или явления. Кроме того, она должна учитывать, что между входящими в нее критериями существует определенная соподчиненность и согласованность. Важным требованием к системе критериев является и то, что некоторые из них могут быть исходными (частными) по отношению к более общим критериям.

Таким образом, в ходе проведения научных исследований с помощью методик оценки эффективности можно получить главным образом количественные показатели степени эффективности деятельности исследуемого объекта или явления.

По мере накопления теоретических знаний и развития содержания и структуры научно-методического аппарата, образующего ту часть науки, которая представляет собой учение о теории и ее методах, об их создании и практическом применении, наука конкретной исследуемой предметной области вступает в высший период развития на методологическом уровне, характеризующемся созданием ее методологических основ, обычно называемых более кратко — методология.

Методология исследований представляет собой совокупность общенаучных и специальных методик и методов, используемых в ходе работы над различными исследуемыми проблемами.

Методология — это учение о структуре, логической организации и средствах, с помощью которых осуществляется научная деятельность (для любых видов наук, прежде всего научно-исследовательской деятельности, а также для выполнения различных других видов деятельности, в том числе и не связанных с научной деятельностью).

Методология (от греч. methodos — путь исследования, познание и logos — слово, понятие, учение) — это учение о методах, способах, путях исследования, познании явлений и процессов объективной действительности. Она представляет собой систему принципов и способов, правил и методов организации и построения теоретической и практической деятельности в научной сфере и одновременно выступает как учение об этой системе.

В историческом генезисе методология постепенно стала предметом философской рефлексии (размышления) и в результате определилась как система апробированных принципов и способов, правил и методов познания в научно-исследовательской деятельности (с учетом их соотношения со свойствами и законами объективной действительности реального мира).

Таким образом, методология в широком смысле слова образует необходимый компонент всякой научной деятельности, становления, обучения и, прежде всего, научного исследования.

Методология носит всеобщий характер. Но она и конкретизируется применительно к различным сферам научной деятельности. В результате возникает специальная конкретно-научная методология (например, военная наука). Эта специальная методология осуществляет вторичную методологическую функцию по отношению к любой отрасли данной конкретной науки (например, инженерное обеспечение).

Методология является базовым основанием для построения и обоснования любой конкретной теории или совокупности теорий, которые составляют костяк науки (или отрасли науки). Составной частью методологии являются методики и методы, используемые в ходе научно-теоретических исследований различных современных проблем военной науки.

Методика — это совокупность методов и способов, используемых в научно-теоретических исследованиях какой-либо деятельности или состояния рассматриваемого объекта.

Метод — совокупность способов или приемов теоретического освоения (познания) действительности. Метод исследования — это способ достижения определенного результата в научном познании явлений и процессов. Каждый из методов — результат развития науки. Выбор конкретных методов исследования определяется своеобразием предмета исследования, его целями и задачами. Содержание метода — это совокупность правил действий исследователя и порядок их выполнения.

Парадигма — теория (или модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

Методы военной науки, как и любой другой, являются инструментом, с помощью которого она осуществляет исследование предмета и решение научных проблем. Методы позволяют получать, систематизировать и анализировать знания, делать обобщения, выводы заключения и проверять их истинность (жизненность) на практике.

Военная наука решает стоящие перед ней задачи различными общенаучными методами исследования, методами других наук и специфическими методами собственно военной науки в их взаимосвязи. Ими в первую очередь и определяется научный уровень исследования различных проблем, стоящих перед военной наукой.

Практика показывает, что в военно-теоретических исследованиях наиболее полное и широкое применение находят общенаучные методы: интуитивно-логические, логические, исторические, эвристические, экстраполяции, системного анализа, моделирования, а также эмпирический метод.

Следовательно, при организации исследования той или иной проблемы особое внимание должно быть направлено на правильный и наиболее рациональный выбор (разработку) методологии исследования, т. е. выбор совокупности методик, методов и способов его проведения. Прежде чем применять тот или иной метод, надо убедиться в том, что он соответствует теме исследования, условиям, в которых выполняются исследования, и решаемым задачам. Все выбранные в рамках отдельных научных направлений методы подчиняются общей методике проведения научных исследований.

При выборе методов необходимо установить, как должен исследоваться тот или иной вопрос: на основе наблюдений, с применением эксперимента, только на основе теоретических и литературных источников или также на базе изучения практики.

Понимание и овладение научными методами — важнейшее условие повышения эффективности исследований. Они позволяют строго описывать, глубоко объяснять, обстоятельно аргументировать, правильно предвидеть явления войны, вооруженной борьбы. Следовательно, организация исследования требует тщательного выбора рекомендаций методического и методологического характера.

В целом методы научного исследования, используемые в военной науке, составляют ее научно-методологическую базу и дают возможность решать проблемы, связанные с познанием основного ее предмета — вооруженной борьбы в войне.

Каждая наука имеет и применяет свои методы исследования, поскольку каждый объект познания наряду с общими обладает и специфическими чертами, присущими только ему. Военная наука также имеет свои специальные методы исследования. Но поскольку она находится как бы на стыке естественных и общественных наук, то в ней применяются некоторые методы и этих наук. Так, отрасли военной науки, занимающиеся разработкой новейших образцов вооружения и военной техники, широко используют методы математики, кибернетики, физики, химии и других наук.

Таким образом, с помощью элементов научно-методического аппарата в ходе научно-исследовательской деятельности уточняются и развиваются теоретические положения исследуемой предметной области, определяется оценка эффективности деятельности предметной области или явления, которая позволяет рассматривать эту деятельность в двух аспектах — как меру степени выполнения задачи и как пороговое значение избранного показателя эффективности. Открытие законов и закономерностей изучаемого объекта или явления — смысл разработки теории научного исследования.

В целом рассмотренный в данной статье научно-методический аппарат составляет необходимую традиционную основу проведения любых военно-теоретических исследований. Вместе с тем современная военная наука не может эффективно развиваться без постоянного обновления и расширения ее научно-методического аппарата за счет актуальных парадигматических конструкций таких, в частности, наук, как квалиметрия (наука о качестве), системология, синергетика и, конечно, информатика.

Разработанный в ходе научно-исследовательской деятельности новый или усовершенствованный понятийный аппарат способствует развитию научно-теоретического исследования и данной предметной науки в целом. А основное объемное содержание научно-теоретических исследований (имеется в виду любое диссертационное исследование или плановая НИР) закреплено в совокупности научных понятий.

Микешина Л.А. Философия науки. М.: Прогресс-традиция. 2005. С. 241.

Кузьмин В.И., Галуша Н.А. Организменная модель развития человечества. М.: Академия военных наук, 2003. С. 32-33.

Антология русского качества/Под ред. Б.В. Бойцова, Ю.В. Крянева. М.: Инновационный фонд «Росиспытания», 2007; Теоретические основы системного анализа/ Под редакцией В.Й. Новосельцева. М.: Майор, 2006; Бойцов Б.В., Крянев Ю.В., Кузнецов М.А. Методология синергетического исследования. Спец. вып. (альманах) журнала «Качество и жизнь». М.: Инновационный фонд «Росиспытания», 2007. С. 156.


Научная работа

Любой научный труд должен привнести в жизнь общества что-то новое. Как достичь успеха и совершить открытие? Чтобы покорить новые вершины, принести пользу в ходе написания научной работы используется определенная методологическая основа.

В переводе с греческого «метод» означает «путь к чему-либо», способ достижения поставленной цели. Методология – это целая система всех возможных вариантов, которые способны привести к желаемому результату, достижению цели.

Методологическая основа научных исследований выполняет следующие функции:

— определяет направление и способ достижения поставленной цели, решения проблемы;

— обеспечивает полноценный поиск и изучение, сортировку и систематизацию информации в рамках рассматриваемой темы;

— создает целую систему данных, которые опираются на достоверные и обоснованные источники;

— определяет способы анализа информации.

Методологическая основа научной работы как часть введения

Если рассматривать методологические основы проекта как отдельную часть введения, то она представляет собой краткую характеристику тех методов, которые автор использовал в ходе проведения исследования. Как правило, они выражаются в 1-2 предложениях. Указываются эксперты и труды, на которые опирался автор при написании научной работы, а также отмечаются все методы обработки информации, анализа и прочих действий (например, методика анализа показателей финансово-экономической деятельности по Савицкой, дедуктивный метод и пр.).

На выбранной методологии фактически строится вся работа: этапы изучения темы, тезисы, механизмы определения нюансов и проблем, анализ деятельности объекта исследования, теоретические аспекты в рамках рассматриваемой темы и пр.

В этой части важно отразить ключевые труды, которые составляют основу теоретической главы. Эти постулаты показывают историю развития, недостатки ранее выдвинутых теорий, проявившиеся с течением времени и пр.

Методологический анализ поставленной проблемы и выдвинутой гипотезы позволяет автору тщательно обдумать, как обобщить и правильно изложить собранный материал, выделить главную мысль, описать свою точку зрения и доказать ее.

Выделяют следующие виды (уровни) методологии:

  • Всеобщая. Она может применяться ко всем наукам без исключения. В рамках этого способа обработки и систематизации информации используются общенаучные методы: сравнение, анализ, обращение к историческим или архивным данным, дедукция и индукция, и пр.
  • Частная. Она применима в отдельных отраслях имеет свою специфику в зависимости от вида деятельности. Например, в экономике существуют свои способы определения результата предлагаемых мероприятий: расчет прибыли или убытков, анализ коэффициентов банкротства, финансовой устойчивости и пр.
  • Общенаучные. Эти методы действуют в конкретных областях, направлениях на всех этапах изучения сведений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Формулировка методологической основы в научном исследовании

Методологическая основа является обязательной частью введения любого проекта. Без этого подраздела ВКР, диссертация или иной научный труд не будет допущен к защите.

В этом небольшом сегменте автору необходимо отразить те источники, которые послужили основой теоретической и практической частью: труды, источники информации, которые пригодились исследователю в ходе проведения «научного расследования» и обоснования своей позиции.  Важно, чтобы все сведения были актуальными, а срок их публикации не превышал 3-5-летней давности.

Помимо этого, методологическая база предполагает указание использованных в работе методов обработки данных. Они могут быть как самыми распространенными (общими), так и специфическими (используемыми в конкретной отрасли или деятельности предприятия).

Такой подход позволит обосновать правильность и справедливость выводов автора, обеспечить полноценное и глубокое изучение темы, аргументировать позицию студента или аспиранта.

Фактически, методологическая база демонстрирует экзаменационной комиссии и читателям, какими средствами и способами пользовался исследователь при создании научной работы, его профессионализм и компетентность, аналитические и иные способности.

Лучше всего выбирать методологическую основу проекта после постановки проблемы, цели и задач. Такой способ гарантирует выбор наиболее подходящих способов обработки информации, подбор более качественной и соответствующей теме исследования литературы, методов достижения цели.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сочинение на тему как я нашел котят
  • Как найти зачарованную книгу в майнкрафте
  • Как составить резюме образец на работу педагога
  • Как найти сколько четырехзначных чисел
  • Как найти неверное значение в таблице