Как составить методический план на год

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенцииПланирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи.

В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.

Содержание:

  • Коротко о планировании в обучении
  • Создание плана обучения: этапы и задачи
  • Создание плана
  • Следование плану обучения: да или нет?
  • Как не уйти от плана?
  • Когда можно отойти от плана?
  • Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход
  • Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения
  • Проверочный тест

Коротко о планировании в обучении

Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.

Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:

Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства.
Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно.
Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься.
Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости.

Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.

Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.

А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.

Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать здесь). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.

Создание плана обучения: этапы и задачи

Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.

Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:

1

Постановка цели

Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.

Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.

2

Определение времени

Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.

К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.

Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.

3

Определение методов

Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.

 Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:

Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:

  • По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
  • По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
  • По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)

Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.

Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.

В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:

1 Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями.
2 Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай.
3 Интерактивный метод.

Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.

Создание плана

Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.

Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.

Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ДАТА НАЧАЛА

НАЗВАНИЕ

(ХАРАКТЕРИСТИКА)

ЗАДАЧИ

ДАТА ПРОВЕРКИ

РЕЗУЛЬТАТ

01.09.2015-07.09.2015

(1 неделя)

01.09.2015

Подготовка материала (исследовать материал)

  1. Выбрать источники информации
  2. Найти источники информации
  3. Найти нужные данные
  4. Обработать данные и сделать конспекты

05.09.2015

ГОТОВО

08.09.2015 – 15.09.2015

(2 неделя)

08.09.2015

Первое занятие

(изучить процесс планирования)

  1. Что такое планирование?
  2. Виды планов
  3. Как составить план?
  4. Этапы планирования
  5. Можно ли отходить от плана?

13.09.2015

В РАБОТЕ

Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.

План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.

После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?

Следование плану обучения: да или нет?

Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.

Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.

Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».

Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.

Как не уйти от плана?

Вопрос о том, как не уйти от плана, можно разделить на две составляющих.

Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.

В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего.

В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.

Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.

Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь.

Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.

Когда можно отойти от плана?

Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством.

А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.

И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения.

Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.

Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход

Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.

Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере.

Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится.

Выход один: адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.

Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.

К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты.

Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.

Творческий подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.

И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.

Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения

Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию:

  1. Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
  2. Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
  3. Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
  4. Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
  5. Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
  6. Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
  7. Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
  8. Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
  9. Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
  10. Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.

Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.

Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.

В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее побеседуем о самоорганизации.

2 Поиск информации4 Самоорганизация →

Как составить методический план

Методический план – это некий алгоритм, схема, пошаговые действия, выполнение последовательных задач для достижения цели. Это один из этапов управления каким-либо процессом, например, учебным или воспитательным. Разновидностей методических планов довольно много. Но схема примерно одинаковая. Один из самых востребованных — план методической работы школы на учебный год.

Как составить методический план

Инструкция

Помните, что методическая деятельность школы – это система мер, основанная на современных достижениях образовательной науки и практики. Методическая работа должна быть направлена на развитие творческих способностей учащихся и педагогов.

В учебном заведении необходимо организовать соответствующее методическое объединение учителей и через него осуществлять работу. Например, методическое объединение учителей начальных классов. Как правило, в школе 6-8 МО.

Составьте план методической работы на учебный год в соответствии с направлениями учебного заведения. Исходя из этого годового плана, МО должны составить свои планы методической работы.

Используйте при составлении методического плана нормативные документы: закон о правах ребенка, закон об образовании, Положение об образовательном учреждении, Федеральный государственный стандарт второго поколения, устав вашего учебного заведения, перспективный план развития школы и локальные акты.

Определите основные направления методической работы. Например, работа с молодыми специалистами, повышение квалификации и аттестация учителей, участие учеников в различных конкурсах, внеурочная и внеклассная деятельность, олимпиадах, разработка методических пособий и материалов и т.п.

Сформулируйте основные цели методической работы школы. Это может быть и одна наиболее важная цель. Помните, что цели должны быть реальными, достижимыми и важными конкретно для вашей школы. Например, цель: создать условия для личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

Продумайте и сформулируйте задачи методической работы. Они должны быть направлены на достижение поставленной цели или целей. Например, задача: повысить заинтересованность учащихся в изучении предметов, предоставить возможность участвовать в различных конкурсах, олимпиадах.

Представьте годовой методический план в виде таблицы, состоящей, например, из 5 колонок: номер по порядку, мероприятие, направления работы, срок, ответственный.

Видео по теме

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

План  методической работы АНО «Школа «Премьер»

на 2015 – 2016 учебный год

Методическая тема:  «Достижение образовательных результатов в условиях
внедрения ФГОС
»

Тема
года:
«
Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную 
и социальную успешность обучающихся
»

Основные задачи:

v внедрение в практику работы школы ФГОС второго поколения;

v
максимальная ориентация каждого
учителя на внедрение методов и приёмов деятельностного обучения, направленных
на повышение познавательной активности;

v
личностно — ориентированное
взаимодействие учителя с учениками: развитие творческих способностей, учёт
индивидуальных особенностей;

v
формирование и развитие универсальных учебных
действий обучающихся;

v работа педагогического коллектива над единой методической
темой;

v
совершенствование педагогического мастерства и
повышение квалификации учителей школы;

v
обобщение передового педагогического опыта учителей
школы;

v
активизация работы учителей над темами
самообразования;

v
повышение
мотивации учителей на участие в профессиональных конкурсах;

v
активизация работы с одарёнными обучающимися;

v
проведение мониторинга  метапредметных и личностных
результатов обучающихся, учёт индивидуальных достижений.

Формы методической
работы:

·       
Педагогический совет

·       
Методический совет

·       
Школьные методические объединения

·       
Работа учителей над темами самообразования

·       
Открытые уроки

·       
Предметные недели

·       
Методические недели

·       
Семинары

·       
Мастер — классы

·       
Консультации по организации и проведению урока

·       
Организация работы с одарёнными детьми

·       
Педагогический мониторинг

·       
Организация и контроль курсовой системы повышения
квалификации

·       
Аттестация педагогических работников

План методической работы на 2015– 2016 учебный год

АВГУСТ

Содержание

Рабочая
группа

Результат

Организационно — педагогическая
деятельность

Педагогический совет «Развитие таланта
столичных школьников в уникальном образовательном пространстве города Москвы»

1.Анализ работы школы за 2014 — 2015 уч. год

2.Утверждение плана работы школы на 2015 –
2016уч.г.

3.Утверждение ООП ООО И СОО.

4. О режиме работы школы в 2015 – 2016 уч.
году.

5.Утверждение методической темы школы на
учебный год.

Директор школы, зам. директора  по УМР

Решение

Семинары

Семинар «Программы учебных предметов, курсов»

Зам. директора  по УМР

Пополнение методической копилки

Работа методического совета

Совещание методического совета «Анализ и
планирование работы на 2015-2016 учебный год»

1.Планирование методической работы на 2015-2016 
уч. год.

2.Об основных направлениях деятельности  МО
в 2015-2016  уч. г.

3.Утверждение планов работы школьных
методических объединений.

4.
Инструктаж по планированию работы МО на новый учебный год.

Директор школы, зам. директора  по УМР

Решение

Работа с педагогическими кадрами

Формирование банка данных о методической
работе учителей и их профессиональных качествах.

Разработка, согласование и утверждение пла­на
работы школьных методических объединений на новый учебный год и орга­низация
его выполнения.

Составление списков и графика педагогов
курсовой системы повышения квалификации.

Составление списков и графика аттестации
учителей.

Написание планов индивидуальной методической
работы.

Зам. директора по УМР, руководители МО

План работы школьных МО,

График повышения квалификации, График
аттестации

Собеседование

Учебно-методическое
обеспечение

Работа с
руководителями МО  и заведующей библиотекой по обеспечению школы учебни­ками
и учебно-методической литературой.

Зам директора  по УМР, руководители МО

Обеспечение учащихся и учителей  УМК

СЕНТЯБРЬ

Содержание

Рабочая
группа

Результат

Организационно — педагогическая
деятельность

Рассмотрение
календарно-тематических пла­нов,  программ учебных предметов, курсов.

Подготовка к
неделе русского языка и литературы.

Классно – обобщающий контроль 10 класс.

Организация школьного тура всероссийской
олимпиады школьников.

Зам директора  по
УМР, руководители МО

Председатель МО русского языка и литературы

Зам директора  по УМР, психологи школы,
куратор

КТП по предметам

Справка по КОК

Отчёт по проведению школьного тура олимпиады

Работа методического совета

1.Организация работы педагогического коллектива по
выполнению задач 2015-2016 учебного года.

2.Организация работы методических объединений.

3.Организация школьного тура всероссийской
олимпиады школьников.

4.Утверждение
критериев и показателей стимулирующих выплат педагогическим работникам.

5.Организация
проектной деятельности в 2015-2016 учебном году

Зам директора  по
УМР, руководители МО

Председатели МО

Работа с педагогическими кадрами

Собеседования с педагогами по индивидуальным
темам самообразования.

Посещение уроков
учителей,  работающих в 10 классе в рамках КОК.

Цель: Определить
уровень готовности обучающихся 10 класса к среднему общему образованию, определить
методики и технологии, применяемые учителями для формирования прочных знаний,
умений, навыков по предметам.

Посещение уроков вновь назначенных учителей.
Цель: знакомство с методикой преподавания.

Прием заявлений на аттестацию.

Зам директора  по
УМР, руководители МО

Зам директора  по УМР, учителя

Зам директора  по УМР

Зам директора  по УМР

Планы по самообразованию

Справка по КОК

Собеседование, анализ уроков

График

Семинары

Семинар «Новый
инструмент учителя – персональный сайт»

Зам. директора по
ИТ

Пополнение
методической копилки

Участие в окружных и городских мероприятиях

Участие в окружных, городских,
Всероссийских, Международных конкурсах.

Зам директора  по
УМР, руководители МО

Учебно-методическое
обеспечение

1.Анализ обеспечения обучающихся УМК и
пособиями.

2. Анализ
поступления новых учебных пособий.

3. Подписка на издания периодической печати.

Зам директора  по
УМР, зам директора по ИБР

Справка –
сведения о методическом обеспечении

ОКТЯБРЬ

Содержание

Рабочая группа

Результат

Организационно – педагогическая
деятельность

Работа по методической теме: «Создание образовательного пространства,
обеспечивающего личностную  и социальную успешность обучающихся
».

Организация школьного тура всероссийской
олимпиады школьников.

На заседаниях школьных методических
объединений утверждение тем, сроков, планов проектных и  исследовательских
работ школьников.

Классно – обобщающий контроль 5 класс.

Методический совет

Руководитель проектной деятельности

Зам директора  по УМР, психологи, куратор

Создание персональных сайтов учителей

Отчёт по проведению школьного тура олимпиады

План проектной деятельности

Справка по КО

Работа с
педагогическими кадрами

Посещение уроков
учителей, работающих в 5 классе.

Цель: Определить
уровень готовности обучающихся 5 класса к основному общему образованию, определить
методики и технологии, применяемые учителями для формирования прочных знаний,
умений, навыков по предметам.

Посещение уроков учителей русского языка
и литературы.

Цель: профессионально
— педагогическое мастерство и презентация наиболее эффективных приёмов
обучения учителей русского языка и литературы.

Посещение уроков вновь назначенных учителей.

Цель: знакомство с методикой преподавания.

Посещение уроков
учителей, проходящих аттестацию на первую и высшую категории в этом учебном
году. Цель: соответствие заявленным требованиям.

Зам. директора 
по УМР, учителя

Зам. директора 
по УМР, учителя, председатели МО

Справка по КОК

Собеседование, анализ уроков

Семинары

Проектная
деятельность: тема, проблема, план работы над проектом

Руководитель
проектной деятельности

Ступницкая М.А.

Предметные
недели

Неделя русского языка и литературы.

Зам директора  по
УМР, учителя русского языка и литературы

Открытые уроки и
внеклассные мероприятия

Методическая
неделя

Неделя русского языка и литературы.

Предметные недели

Неделя психологии.

Разработка и проведение анкетирования
обучающихся удовлетворённостью процессом обучения.

Психологи школы

Анкета

мониторинга

Участие в
окружных и городских мероприятиях

Участие в окружных, городских,
Всероссийских, Международных конкурсах.

Дебаты со школами округа

Зам. директора 
по УМР, руководители МО

Учитель истории и обществознания

Результаты
конкурсов

Пополнение методической копилки

НОЯБРЬ

Содержание

Рабочая группа

Результат

Организационно — педагогическая
деятельность

Работа по методической теме: «Создание образовательного пространства,
обеспечивающего личностную  и социальную успешность обучающихся
».

Классно – обобщающий контроль 8 класс.

Педагогический совет «Образовательное пространство Москвы как
ресурс для развития способностей учащихся школы»

Методический совет

Зам директора  по УМР, психологи, куратор

Методический совет

Создание персональных сайтов учителей

Справка по КОК

Решение

Работа с
педагогическими кадрами

Итоги мониторинга
учебного процесса за 1 четверть.

Посещение уроков учителей, работающих в 8 классах, в
рамках КОК.

Цель: определить
методики и технологии, применяемые учителями для формирования прочных знаний,
умений, навыков по предметам.

Зам. директора 
по УМР, учителя

Анализ
мониторинга

1 четверти

Справка по КОК

Семинары

Семинар «Электронный учебник  новая образовательная реальность»

Зам. директора по
ИБР

Пополнение
методической копилки

Проектная
деятельность: критерии оценивания проекта, предзащита.

Руководитель
проектной деятельности

Ступницкая М.А.

Участие в
окружных и городских мероприятиях

Организация
участия обучающихся в муниципальном туре всероссийской олимпиады школьников.

Участие в
окружных, городских, Всероссийских, Международных конкурсах.

Участие в
международном конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок»

5-11классы

Участие в олимпиаде Intellectual Kings 9-11 классы

Зам. директора  по УМР, руководители МО

Результаты

Работа методического совета

Совещание методического совета «Организация рубежной диагностики обучающихся»

Зам. директора  по УМР

Решение

ДЕКАБРЬ

Содержание

Рабочая группа

Результат

Организационно — педагогическая
деятельность

Работа по методической теме: «Создание образовательного пространства,
обеспечивающего личностную  и социальную успешность обучающихся»

Классно – обобщающий контроль 7 класс.

Мастер-классы учителей высшей
квалификационной категории по трансляции педагогического опыта

Методический совет

Зам. директора  по УМР, психологи, куратор

Методический совет

Создание персональных сайтов учителей

Открытые уроки

Справка

Решение

Работа методического совета

Методический
совет
«Итоги 1
полугодия. Распределение стимулирующих выплат педагогическому коллективу
школы по итогам 1 полугодия».

Директор школы, зам. директора  по УМР

Решение

Работа с
педагогическими кадрами

В рамках классно
– обобщающего контроля посещение уроков учителей, работающих в 7 классе.  Цель:
определить методики и технологии, применяемые учителями для формирования
прочных знаний, умений, навыков по предметам.

Посещение уроков
учителей, работающих первый год.

Цель: проанализировать
использование деятельностных технологий  на уроке.

Зам. директора 
по УМР

Справка по КОК

Семинары

Проектная
деятельность: проектный продукт и отчёт о работе

Руководитель
проектной деятельности

Ступницкая М.А.

Участие в
окружных и городских мероприятиях

Организация
участия обучающихся в муниципальном и городском турах всероссийской олимпиады
школьников.

Участие в
международном конкурсе по английскому языку «
British buldog» 5-11 классы

Участие в окружных,
городских, Всероссийских, Международных конкурсах.

Зам. директора  по УМР, руководители МО

Результаты

ЯНВАРЬ

Содержание

Рабочая группа

Результат

Организационно — педагогическая
деятельность

Работа по методической теме: «Создание образовательного пространства,
обеспечивающего личностную  и социальную успешность обучающихся»

Методический
совет

Создание персональных сайтов учителей

Предметные
недели

Неделя истории и
обществоведческих дисциплин

Зам. директора 
по УМР, учителя истории и обществознания

Открытые уроки и
внеклассные мероприятия

Работа с
педагогическими кадрами

Посещение уроков
учителей истории и обществознания.

Цель: проанализировать эффективность
использования на уроке форм и методов обучения.

Зам. директора 
по УМР,

Председатель МО

Собеседование и
анализ урока

Участие в
окружных и городских мероприятиях

Организация
городского тура всероссийской олимпиады школьников (по графику)

Участие в
окружных, городских, Всероссийских, Международных конкурсах.

Зам директора по
УМР

руководители МО

Результаты

ФЕВРАЛЬ

Содержание

Рабочая группа

Результат

Организационно — педагогическая
деятельность

Работа по методической теме: «Создание образовательного пространства,
обеспечивающего личностную  и социальную успешность обучающихся»

Классно – обобщающий контроль 9 класс.

Методический
совет

Зам. директора  по УМР, психологи, куратор

Создание персональных сайтов учителей

Справка

Работа методического совета

Совещание по вопросам подготовки к ГИА

Методический
совет

Решение

Предметные
недели

Неделя математики
и информатики

Неделя
естествознания

Зам директора по
УМР,

председатели МО

учителя

Открытые уроки и
внеклассные мероприятия

Работа с
педагогическими кадрами

В рамках классно
– обобщающего контроля посещение уроков учителей, работающих в 9 классе.  

Цель: подготовка к основному  государственному
экзамену.

Посещение уроков
учителей математики и информатики, естествознания. Цель:

Профессионально —
педагогическое мастерство и презентация наиболее эффективных приёмов обучения
в рамках предметной недели.

Зам. директора по
УМР, учителя

Справка по КОК

Собеседование и анализ уроков

Семинары

Проектная
деятельность: защита проекта, презентация и самопрезентация.

Руководитель
проектной деятельности

Ступницкая М.А.

Участие в
окружных и городских мероприятиях

Участие в
окружных, городских, Всероссийских, Международных конкурсах.

Зам директора по
у/м работе, руководители МО

Результаты

МАРТ

Содержание

Рабочая группа

Результат

Организационно — педагогическая
деятельность

Работа по
методической теме: «Создание
образовательного пространства, обеспечивающего личностную  и социальную
успешность обучающихся»

Педагогический совет: «Создание единого
информационного пространства школы как ресурса, обеспечивающего личностную и
социальную успешность обучающихся»»

Защита проектных
работ

Классно —
обобщающий контроль 9 класс

Методический совет

Методический совет

Руководитель проектной деятельности в школе

Зам. директора  по УМР, психологи, куратор

Создание персональных сайтов учителей

Решение

Проектные продукты

Справка по КОК

Работа методического совета

Методический
совет «Учёт индивидуальных
достижений обучающихся»

Методический совет

Решение

Семинары

Круглый стол «Успехи и проблемы введения
ФГОС ООО»

Методический совет

Повышение
профессиональной

компетентности

Пополнение
методической копилки

Предметные
недели

Защита проектов

Руководитель
проектной деятельности

Проектные
продукты

Работа с
педагогическими кадрами

В рамках классно
– обобщающего контроля посещение уроков учителей, работающих в 9 классе.  Цель:
подготовка к итоговой аттестации обучающихся.

Зам. директора по
УМР, председатели МО

Справка по КОК

Собеседование и
анализ уроков

Участие в
окружных и городских мероприятиях

Участие в
окружных, городских, Всероссийских, Международных конкурсах.

Участие в
Международном математическом конкурсе «Кенгуру»

Зам директора по
УМР

Результаты

АПРЕЛЬ

Содержание

Рабочая группа

Результат

Организационно — педагогическая
деятельность

Работа по  методической
теме: «Создание
образовательного пространства, обеспечивающего личностную  и социальную
успешность обучающихся»

Защита проектных
продуктов

Классно –
обобщающий контроль 6 класс.

Методический
совет

Руководитель
проектной деятельностью

Зам. директора  по УМР, психологи, куратор

Создание персональных сайтов учителей

Проектные продукты

Справка по КОК

Предметные
недели

Неделя предметов
иностранных языков

Зам директора по
УМР,  учителя МО иностранных языков

Открытые уроки и
внеклассные мероприятия

Работа с
педагогическими кадрами

Посещение уроков
учителей, работающих в 6 классе в рамках классно — обобщающего контроля. Цель:
определить методики и технологии, применяемые учителями для формирования
прочных знаний, умений, навыков по предметам

Посещение уроков
учителей иностранных языков. Цель:
проанализировать эффективность использования на уроке форм
и методов обучения.

Зам. директора по
УМР, председатели МО

Справка по КОК

Собеседование, анализ уроков

Участие в
окружных и городских мероприятиях

Участие в
окружных, городских, Всероссийских, Международных конкурсах.

Дебаты со школами
округа

Зам директора по
УМР, руководители МО

Учителя истории и обществознания

Результаты

Пополнение методической копилки

МАЙ

Содержание

Рабочая группа

Результат

Организационно — педагогическая
деятельность

Педагогический совет

1. О порядке окончания 2015 – 2016
учебного года, организации государственной итоговой аттестации в 9,11
классах.

2. О допуске к
государственной итоговой аттестации обучающихся 9,11 классов.

3. О переводе
обучающихся 5-8,10 классов в следующий класс.

4. О награждении
похвальными листами.

Директор школы,
зам. директора  по УМР

Решение

Работа с
педагогическими кадрами

Анализ заявок учителей на курсы повышения
квалификации на следующий учебный год.

Анализ заявок учителей на получение
квалификационной категории.

Директор школы,
зам. директора  по УМР

План — график

ИЮНЬ

Содержание

Рабочая группа

Результат

Организационно — педагогическая
деятельность

Педагогический
совет:

О выдаче аттестатов об основном общем и о
среднем общем образовании

Методический совет:

Анализ работы за
2015-2016 учебный год и планирование работы на 2016-2017 учебный год.

Обсуждение
реализации ООП ООО и СОО

Итоги 2 полугодия.

Распределение стимулирующих выплат педагогическому
коллективу школы по итогам 2 полугодия».

Презентация персональных сайтов, созданных
учителями школы

Директор школы,
зам. директора  по УМР

Зам. директора по ИТ

Решение

Сайты учителей

Рассмотрено на заседании

Методического совета

Протокол от 26 августа 2020 г. № 4

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол от 28 августа 2020 г. .№ 10

Утверждено приказом по школе

от ________ г. № __________

План

методической работы

 МБОУ «Вавожская СОШ»

на 2020-2021 учебный год

Вавож, 2020

Методическая тема:  «Управление профессионально — личностным ростом педагога как  условие обеспечения качества образования»

 Цель научно-методической работы: повышение профессиональных компетентностей педагога и его личностной культуры для достижения положительных результатов образовательной деятельности.

Задачи:

1. Совершенствовать систему методической поддержки педагогов через организацию работы творческих групп и методических объединений.

2. Развитие внутришкольной системы повышения квалификации.

3. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.

4. Обеспечить методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми

Специалистами.

5. Активизировать работу педагогического коллектива по организации исследовательской, проектной деятельности учащихся.

Условия для реализации задач:

1. Наличие материально-технической, нормативно-правовой  баз для внедрения современных образовательных технологий и методов обучения.

2. Опытный, стабильный, высококвалифицированный  кадровый потенциал, укомплектованность педагогическими кадрами.

3.  Стремление педагогов к саморазвитию, повышению уровня профессионального мастерства.

4.  Обеспеченность психологической защищенности педагогов в образовательном процессе.

5. Разнообразить формы работы с мотивированными учащимися,
продолжать практику проведения научно-практических конференций, профильному обучению, другим направлениям методической
работы школы.

6. Обеспечить качественную подготовку и проведение олимпиад, методических
недель, научно-методических конференций, конкурсов, с целью повышения
мотивации обучения и качества образования.

Основные направления деятельности методической службы школы:

I. Аналитическая деятельность

  • Мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов школы.
  • Создание и пополнение базы данных педагогических работников.
  • Выявление затруднений дидактического и методического характера.

II. Информационная деятельность

  • Формирование банка нормативно-правовой, научно-методической, методической деятельности и т.д.
  • Ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, методической  и научно-популярной литературы на бумажных и  электронных носителях.
  • Ознакомление педагогических работников школы с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и отдельных педагогов.
  • Информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования учащихся.
  • Консультирование учителей школы и  родителей, обучающихся по вопросам обучения и воспитания учащихся.

III. Организационно-методическая деятельность

  • Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников школы, оказание им информационно-методической помощи.
  • Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи  педагогическим работникам школы в период курсовой подготовки, в межаттестационный и межкурсовой периоды.
  • Организация и проведение смотров конкурсов педагогических работников, учащихся, предметных олимпиад для учащихся.

Разделы и тематика мероприятий:

I. Работа с педагогическим коллективом

1. Проведение заседаний Методического совета.

1.1. Методический совет.

2. Повышение квалификации:

2.1. Курсовая подготовка.

2.2. Работа с молодыми специалистами

2.3. Проведение научно-практических семинаров.

3. Аттестация педагогических работников.

4. Мониторинг и диагностика деятельности педагогического коллектива.

5. Обобщение и распространение передового опыта работы учителей.

II. Работа с учащимися, родителями.

III. Инновационная деятельность -предпрофильная подготовка и профильное обучение.

I. Работа с педагогическим коллективом

1. Проведение заседаний Методического совета                              

1.1.  Тематика заседаний  Методического   совета

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

1. Анализ методической работы за 2019-2020 учебный год.

2. Организация работы творческих групп и ШМО. План работы.

3. Подготовка к педагогическому совету «Анализ деятельности школы за 2019-2020 учебный год и основные направления работы в 2020-2021 учебном году».

4. Рассмотрение плана методической работы школы на 2020-2021 учебный год.

5. Организация методической работы в школе по вопросам повышения профессиональных компетеностей педагогов и подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов и ЕГЭ в 11 классах.

6. Рассмотрение рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности.

7. Рассмотрение плана работы Центра образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста», проекта «ИТ-вектор»

Август 2020

Климовских Е.В.

Бурков В.Н.

2.

1. Организация школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

2. Утверждение плана аттестации педагогических работников школы.

3. Организация работы с электронным мониторингом метапредметных умений.

4. Реализация проектов на базе школы в рамках внеурочной деятельности.

5. Подготовка к педагогическому совету «Формирование функциональной грамотности учащихся – новый вызов для образования»

Сентябрь, 2020

Климовских Е.В,

Полянкина А В.

3.

1. Итоги 1 четверти.

3. Выполнение основной образовательной программы НОО, ООО, СОО.

4. Организация проведения образовательных событий

5. Подготовка к Дню открытых дверей .

Ноябрь, 2020 г.

Климовских Е.В., председатели МО

4.

1. Итоги II четверти, 1 полугодия:

— анализ успеваемости обучающихся 4, 9, 11 классов;

— мониторинг участия педагогов и учащихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

2.Организация работы с одаренными детьми. Результаты участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

3. Результаты реализации проекта по внедрению инженерного образования, работы Центра «Точка роста»

Январь, 2021 г.

Климовских Е.В. Ларионова О.Л.

Яшпаева Н.И.

Бурков В.Н.

5.

1. Подготовка к педагогическому совету «Эмоциональный интеллект – гибкий навык для эффективной профессиональной деятельности педагога»

2. Подготовка к научно-практической конференции учащихся.

4. Результаты участия в региональном туре Всероссийской олимпиады школьников.

5. Анализ работы по электронному мониторингу метапредметных результатов учащихся

Март, 2021 г.

Климовских Е.В.

Председатели МО Ларионова О.Л. Яшпаева Н.И.

6.

1. Итоги методической работы школы за второе полугодие, год.

2. Итоги мониторинга  за год.

3. Результативность работы МС.

4. Результаты реализации инновационных проектов

6. Отчёт о работе временных творческих групп и ШМО

Май, 2021 г.

Климовских Е.В. Ларионова О.Л. Яшпаева Н.И.

Бурков В.Н., председатели МО

2. Повышение квалификации

2.1. Курсовая подготовка

Цель: обеспечение непрерывного образования педагогических кадров

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Прогнозируемый результат

Составление плана  курсов повышения квалификации.

До 1 сентября

Климовских Е.В.

Своевременность курсовой переподготовки

Корректировка плана курсовой подготовки

Сентябрь

 Климовских Е.В.

План

Мониторинг прохождения курсовой подготовки

В течение учебного года

Климовских Е.В.

Председатели М/О

Банк данных

Выступления участников курсовой подготовки в ходе семинаров, заседаний методических объединений

В течение учебного года

Климовских Е.В.

Председатели М/О

Повышение профессионализма

педагогов

Корректировка плана курсовой подготовки на второе полугодие 2019-2020 учебного года

До 1 января

Климовских Е.В.

План

Составление перспективного плана  прохождения  педагогическими работниками школы  курсовой подготовки в 2020-2021 учебном году

До 1 июля

Климовских Е.В.

Перспективный план

2.2. Работа с молодыми специалистами

Цель: своевременное оказание методической помощи молодым специалистам в их  профессиональном становлении

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Прогнозируемый результат

Оказание помощи в изучении учебных программ по предмету, составлении рабочих программ

До 1 сентября

Заместители директора по МР, УВР, председатели М/О

Качественное  составление  рабочих программ

Назначение наставников, составление плана работы наставников  с молодыми специалистами, составление молодыми специалистами индивидуальных планов

До 1 сентября

Директор

Наставники

Приказ

План наставника

План молодого специалиста

Контроль за работой наставников

В течение года

Заместители директора

Качественная работа наставника

Организация работы молодого учителя по самообразованию

Сентябрь

Наставники

Выбор темы самообразования

Организация и проведение Школы молодого учителя

В течение года

Климовских Е.В.

Профессиональное становление молодого учителя

Посещение уроков молодых  учителей

В течение года

Заместители директора, председатели М/О

Оказание методической помощи

Индивидуальное собеседование с вновь прибывшими учителями по вопросам их взаимодействия  с участниками образовательных отношений

В течение года

Заместители директора

Председатели М/О

Оказание методической помощи

2.3. Проведение  научно-практических семинаров

Цель: совершенствование педагогического мастерства в области использования современных образовательных технологий, методов и приемов

№ п/п

Тема семинара

Срок

Ответственный

1

Семинар «Дистанционное обучение: ожидания, результаты, перспективы»

сентябрь

Климовских Е.В.

2

Семинар-практикум по оформлению сетевых проектов.

октябрь

Бурков В.Н.

3

Семинар-практикум «Активное обучение учащихся в контексте таксономии учебных целей Б. Блума»

декабрь

Климовских Е.В.

4

Организация совместной (групповой) деятельности через google формы, Microsoft Teams и др. сервисы

февраль

Бурков В.Н.

Климовских Е.В.

5

Особенности организации образовательной деятельности с учащимися с ОВЗ

март

Попова Е.Р.

Танкова С.Н.

Дрозенко Е.Н.

Каюкина К.Н.

3.Аттестация педагогических работников

Цель: методическое сопровождение аттестующихся педагогов

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Прогнозируемый результат

Уточнение списка педагогических работников, желающих пройти аттестацию в 2020-2021 учебном году, в следующем учебном году

До 1 сентября

Климовских Е.В.

Своевременность оформления документов

Индивидуальные консультации для аттестующихся педагогов «Анализ собственной педагогической деятельности, подготовка к аттестационным испытаниям»

В течение года

Климовских Е.В.

Преодоление затруднений при самоанализе профессиональной деятельности

Прохождение курсовой подготовки аттестующимися педагогами

В течение года

Климовских Е.В.

Повышение профессиональной компетенции

Индивидуальные консультации при написании заявлений, подготовке иных необходимых материалов  на прохождение аттестации

В течение учебного года

Климовских Е.В.

Председатели М/О

Преодоление затруднений при написании заявлений

Подготовка представлений на педагогов, для аттестации на соответствие занимаемой должности

В течение учебного года

Климовских Е.В.

Рекомендации для аттестации на квалификационную категорию

Индивидуальные консультации с аттестующимися педагогами по снятию тревожности

В течение года

Педагог-психолог

Карпова С.Н., Дрозенко Е.Н.

Психологическое сопровождение процесса аттестации

Посещение учебных занятий аттестующихся педагогов

Предаттестационный период

Климовских Е.В.

Оказание методической помощи

Проведение аттестующимися педагогами открытых мероприятий, представление собственного педагогического опыта работы

По графику

Аттестуемые педагоги

Материал для методической копилки школы

Круглый стол с педагогами, прошедшими аттестацию в текущем учебном году и педагогами, желающими пройти аттестацию в следующем учебном году

Апрель

Климовских Е.В.

Подготовка к аттестационным испытаниям педагогических работников школы

  1. Мониторинг и диагностика деятельности педагогического коллектива

Цель: коррекция методической работы, постановка новых задач

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Прогнозируемый результат

Диагностика профессиональной компетентности, педагогических проблем

Сентябрь

Климовских Е.В.,

председатели М/О

Коррекция плана работы методической службы

Анкетирование педагогов – «Удовлетворенность качеством образовательного процесса»

Декабрь-январь

Климовских Е.В.

Выявление запросов педагогов

Мониторинг использования  современных образовательных технологий, в том числе ИКТ

По итогам четверти, учебного года

Председатели М/О

Формирование банка данных

Мониторинг посещения уроков коллег школы

По итогам четверти, учебного года

Учителя

Создание базы данных

Мониторинг результативности участия учащихся в олимпиадах, смотрах-конкурсах

В течение учебного года

Председатели М/О

Климовских Е.В.

Создание базы данных

Мониторинг педагогических кадров:

-сведения об образовании, педагогический стаж, квалификационные категории, возраст;

— курсовая подготовка;

— наличие званий, наград;

— участие в методической деятельности  школы, района;

— участие в смотрах-конкурсах, конференциях, публикации в СМИ;

В течение учебного года

Климовских Е.В.

Банк данных

Мониторинг  тематики учебных, факультативных, элективных курсов, курсов внеурочной деятельности

В течение учебного года

Климовских Е.В.

Банк данных

Мониторинг выполнения проектных и исследовательских работ с учащимися

В течение учебного года

Климовских Е.В.

Личностно-ориентированный подход в обучении

Анкетирование к педсоветам и семинарам.

В течение учебного года

Климовских Е.В.

Формирование умения самооценки

Выполнение педагогами самоотчета по итогам учебного года, заполнение индивидуального плана работы на год.

Май  

председатели М/О

Климовских Е.В.

Формирование умений по выполнению самоотчета

5. Обобщение и распространение передового опыта работы

Цель: повышение профессионализма, раскрытие творческого потенциала педагогов,

 обмен опытом работы

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Прогнозируемый результат

Подготовка методических материалов

До 1 июня  

Климовских Е.В.

председатели М/О

Знакомство с педагогическим опытом коллег

Проведение открытых учебных занятий в рамках аттестации, методической недели, Дня открытых дверей, школьных конкурсов педагогического мастерства

По графику

Председатели М/О

Повышение профессионализма учителей

Представление в УНО характеристик на педагогов школы

Ноябрь

Июнь

Климовских Е.В.

Рекомендации для распространения опыта работы, награждение педагогов

Подготовка материалов для школьного сайта, СМИ

В течение учебного года

Климовских Е.В.

Распространение передового опыта работы

  1. 1

Проведение методической недели по теме «Время»

Апрель

Климовских Е.В.

председатели М/О

Обмен опытом работы

Подготовка документов учителей М/О для участия в конкурсе ПНПО

Январь

Климовских Е.В.

Оформление документов в соответствии с требованиями

Представление опыта в ходе семинаров, Педагогического, Методического совета

В течение года

Климовских Е.В.

Повышение профессионализма учителей, обмен опытом работы

Участие в научно-практических  конференциях, смотрах-конкурсах

В течение года

Председатели М/О

Распространение передового педагогического опыта

Представление опыта на заседании М/О

По  плану М/О

Председатели М/О

Рекомендации для распространения опыта

II. Работа с учащимися, родителями

Цель: создание условий для саморазвития личности учащегося

№ п/п

Содержание деятельности

Срок

Исполнители

Прогнозируемый результат

Организация работы учебных, факультативных, элективных курсов, курсов внеурочной деятельности

Сентябрь

Яшпаева Н.И.

Климовских Е.В.

Ларионова О.Л.

Организованная   работа дополнительного образования учащихся, учет познавательных потребностей  детей  

Организация работы по  проектной и исследовательской деятельности учащихся

В течение года

Климовских Е.В.

Председатели М/О, педагоги

Проекты и исследовательские работы учащихся, наличие софт-компетенций у учащихся и педагогов

Подготовка и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, участие в муниципальном, региональном и заключительном  этапах

Сентябрь-декабрь

Климовских Е.В.

Председатели М/О

Выявление и поддержка одаренных детей

Подготовка учащихся  к районным и республиканским конкурсам исследовательских работ

В течение года

Учителя-предметники

Участие в конкурсах

Подготовка учащихся и их участие в олимпиадах, конкурсах различных уровней

В течение года

Учителя-предметники

Выявление и поддержка одаренных детей

Организация участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах  

В течение года

Климовских Е.В.

Бурков В.Н.

Учителя-предметники

Выявление и поддержка ОД

Анкетирование учащихся и их родителей или законных представителей «Удовлетворенность качеством образования»

Декабрь-январь

Оргкомитет

Выявление социального заказа

Школьная научно-практическая конференция  «Шаг в будущее»

24 апреля

Климовских Е.В.,

Учителя-предметники

Формирование умений выступать перед аудиторией

Работа с учащимися, обучающимися на «отлично»

В течение учебного года

Ларионова О.Л., учителя, кл.рук.

Выявление и поддержка одаренных детей

Помощь в оформлении и ведении «Портфеля достижений учащихся»

В течение учебного года

Ларионова О.Л., Яшпаева Н.И., Климовских Е.В.,  учителя, кл.рук.

Формирование умения ведения «Портфеля достижений учащегося»

Организация конкурса «Мой портфель достижений»

3 неделя мая

Климовских Е.В.

Классные руководители

Формирование умения анализировать свою деятельность, представлять результаты своего труда

Организация и проведение Дня открытых дверей

22 декабря

Климовских Е.В.

Классные руководители

Учителя-предметники

Дрозенко Е.Н..

Взаимодействие всех участников образовательных отношений

III.  Инновационная деятельность

Цель:

— Повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

— Создание условий для поиска эффективных решений актуальных проблем образования.

— Привлечение педагогов к инновационной и экспериментальной деятельности по приоритетным направлениям современной системы образования.

— Обеспечение взаимодействия науки и практики образования.

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Прогнозируемый результат

Индивидуальная работа с учителями-предметниками, работающими в инновационных проектах: ИТ-вектор, Центр «Точка роста», Школьная цифровая площадка и др.

В течение учебного года

Ларионова О.Л.

Климовских Е.В

Яшпаева Н.И.

Бурков В.Н.

Оказание методической помощи

Взаимодействие с АОУ ДПО УР ИРО, гимназией №56, РЦИ и ОКО и др.

В течение учебного года

Климовских Е.В

Повышение методической компетентности педагогов

Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения

В течение учебного года

Дрозенко Е.Н.

Личностно-ориентированный подход  в оказании помощи

Экспертиза рабочих программ учебных, факультативных,  элективных курсов, курсов внеурочной деятельности

До 28 августа

Климовских Е.В

Председатели МО

Утверждение рабочих программ

Анкетирование учащихся по оценке работы учителя «Удовлетворенность образовательным процессом»

Декабрь-январь

Климовских Е.В

Создание банка данных

Проверка   функционирования    портфеля достижений  учащихся  1-11-х  классов.

Январь

Климовских Е.В

Обмен опытом работы

Анкетирование учащихся 9-х классов о выборе профиля обучения в 2021-2022 уч. году

Февраль

Ларионова О.Л.

Выбор профиля  обучения

Отслеживание, корректировка результатов ведения элективных курсов

В течение года

Климовских Е.В

Методические рекомендации учителям-предметникам, классным руководителям

Анализ результатов участия в инновационных проектах

До 1 января до 25 мая

Участнисетевых проектов

Повышение профессиональной компетентности педагогов.

#Руководства

  • 4 фев 2022

  • 0

Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры

Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.

Фото: Ratiger / Getty Images

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Из этой статьи вы узнаете:

  • допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
  • как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
  • как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
  • почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
  • каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.

Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.

Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.

Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.


Фото: НИУ ВШЭ

Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:

  • Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
  • Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
  • Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.

Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.

На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.

Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.

Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.

Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.

Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:

  • учебный план должен допускать вариативность;
  • содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
  • учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.

Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.

В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).

Лицей предлагает учащимся выбор:

  • учебных предметов и курсов;
  • уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
  • продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
  • формата обучения;
  • языка обучения;
  • содержания обучения.

Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.

Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.

Учебный план (часть, формируемая ОО) универсального профиля в 9-м классе. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.

Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.

Учебный план профиля «Востоковедение», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.

Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.

Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.

Источник: Лицей НИУ ВШЭ. Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».

Учебный план профиля «Экономика и социальные науки», 10–11-й классы. Инфографика: Лицей НИУ ВШЭ

Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:

  • Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
  • Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
  • Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
  • Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.

Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.

Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.

После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.

Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.

В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.

Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.

Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.

Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.

Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).

У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь трапеции если даны основания
  • Как найти собственников квартиры по адресу
  • Как найти аликвотные дроби
  • Как составить план сетку лагерной смены
  • Программ как найти вещь