План методической работы АНО «Школа «Премьер»
на 2015 – 2016 учебный год
Методическая тема: «Достижение образовательных результатов в условиях
внедрения ФГОС»
Тема
года:
«Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную
и социальную успешность обучающихся»
Основные задачи:
v внедрение в практику работы школы ФГОС второго поколения;
v
максимальная ориентация каждого
учителя на внедрение методов и приёмов деятельностного обучения, направленных
на повышение познавательной активности;
v
личностно — ориентированное
взаимодействие учителя с учениками: развитие творческих способностей, учёт
индивидуальных особенностей;
v
формирование и развитие универсальных учебных
действий обучающихся;
v работа педагогического коллектива над единой методической
темой;
v
совершенствование педагогического мастерства и
повышение квалификации учителей школы;
v
обобщение передового педагогического опыта учителей
школы;
v
активизация работы учителей над темами
самообразования;
v
повышение
мотивации учителей на участие в профессиональных конкурсах;
v
активизация работы с одарёнными обучающимися;
v
проведение мониторинга метапредметных и личностных
результатов обучающихся, учёт индивидуальных достижений.
Формы методической
работы:
·
Педагогический совет
·
Методический совет
·
Школьные методические объединения
·
Работа учителей над темами самообразования
·
Открытые уроки
·
Предметные недели
·
Методические недели
·
Семинары
·
Мастер — классы
·
Консультации по организации и проведению урока
·
Организация работы с одарёнными детьми
·
Педагогический мониторинг
·
Организация и контроль курсовой системы повышения
квалификации
·
Аттестация педагогических работников
План методической работы на 2015– 2016 учебный год
АВГУСТ |
|||||||
Содержание |
Рабочая |
Результат |
|||||
Организационно — педагогическая |
Педагогический совет «Развитие таланта 1.Анализ работы школы за 2014 — 2015 уч. год 2.Утверждение плана работы школы на 2015 – 3.Утверждение ООП ООО И СОО. 4. О режиме работы школы в 2015 – 2016 уч. 5.Утверждение методической темы школы на |
Директор школы, зам. директора по УМР |
Решение |
||||
Семинары |
Семинар «Программы учебных предметов, курсов» |
Зам. директора по УМР |
Пополнение методической копилки |
||||
Работа методического совета |
Совещание методического совета «Анализ и 1.Планирование методической работы на 2015-2016 2.Об основных направлениях деятельности МО 3.Утверждение планов работы школьных 4. |
Директор школы, зам. директора по УМР |
Решение |
||||
Работа с педагогическими кадрами |
Формирование банка данных о методической Разработка, согласование и утверждение плана Составление списков и графика педагогов Составление списков и графика аттестации Написание планов индивидуальной методической |
Зам. директора по УМР, руководители МО |
План работы школьных МО, График повышения квалификации, График Собеседование |
||||
Учебно-методическое |
Работа с |
Зам директора по УМР, руководители МО |
Обеспечение учащихся и учителей УМК |
||||
СЕНТЯБРЬ |
|||||||
Содержание |
Рабочая |
Результат |
|||||
Организационно — педагогическая |
Рассмотрение Подготовка к Классно – обобщающий контроль 10 класс. Организация школьного тура всероссийской |
Зам директора по Председатель МО русского языка и литературы Зам директора по УМР, психологи школы, |
КТП по предметам Справка по КОК Отчёт по проведению школьного тура олимпиады |
||||
Работа методического совета |
1.Организация работы педагогического коллектива по 2.Организация работы методических объединений. 3.Организация школьного тура всероссийской 4.Утверждение 5.Организация |
Зам директора по Председатели МО |
|||||
Работа с педагогическими кадрами |
Собеседования с педагогами по индивидуальным Посещение уроков Цель: Определить Посещение уроков вновь назначенных учителей. Прием заявлений на аттестацию. |
Зам директора по Зам директора по УМР, учителя Зам директора по УМР Зам директора по УМР |
Планы по самообразованию Справка по КОК Собеседование, анализ уроков График |
||||
Семинары |
Семинар «Новый |
Зам. директора по |
Пополнение |
||||
Участие в окружных и городских мероприятиях |
Участие в окружных, городских, |
Зам директора по |
|||||
Учебно-методическое |
1.Анализ обеспечения обучающихся УМК и 2. Анализ 3. Подписка на издания периодической печати. |
Зам директора по |
Справка – |
||||
ОКТЯБРЬ |
|||||||
Содержание |
Рабочая группа |
Результат |
|||||
Организационно – педагогическая |
Работа по методической теме: «Создание образовательного пространства, Организация школьного тура всероссийской На заседаниях школьных методических Классно – обобщающий контроль 5 класс. |
Методический совет Руководитель проектной деятельности Зам директора по УМР, психологи, куратор |
Создание персональных сайтов учителей Отчёт по проведению школьного тура олимпиады План проектной деятельности Справка по КО |
||||
Работа с |
Посещение уроков Цель: Определить Посещение уроков учителей русского языка Цель: профессионально Посещение уроков вновь назначенных учителей. Цель: знакомство с методикой преподавания. Посещение уроков |
Зам. директора Зам. директора |
Справка по КОК Собеседование, анализ уроков |
||||
Семинары |
Проектная |
Руководитель |
Ступницкая М.А. |
||||
Предметные |
Неделя русского языка и литературы. |
Зам директора по |
Открытые уроки и |
||||
Методическая |
Неделя русского языка и литературы. |
||||||
Предметные недели |
Неделя психологии. Разработка и проведение анкетирования |
Психологи школы |
Анкета мониторинга |
||||
Участие в |
Участие в окружных, городских, Дебаты со школами округа |
Зам. директора Учитель истории и обществознания |
Результаты Пополнение методической копилки |
||||
НОЯБРЬ |
|||||||
Содержание |
Рабочая группа |
Результат |
|||||
Организационно — педагогическая |
Работа по методической теме: «Создание образовательного пространства, Классно – обобщающий контроль 8 класс. Педагогический совет «Образовательное пространство Москвы как |
Методический совет Зам директора по УМР, психологи, куратор Методический совет |
Создание персональных сайтов учителей Справка по КОК Решение |
||||
Работа с |
Итоги мониторинга Посещение уроков учителей, работающих в 8 классах, в Цель: определить |
Зам. директора |
Анализ 1 четверти Справка по КОК |
||||
Семинары |
Семинар «Электронный учебник — новая образовательная реальность» |
Зам. директора по |
Пополнение |
||||
Проектная |
Руководитель |
Ступницкая М.А. |
|||||
Участие в |
Организация Участие в Участие в 5-11классы Участие в олимпиаде Intellectual Kings 9-11 классы |
Зам. директора по УМР, руководители МО |
Результаты |
||||
Работа методического совета |
Совещание методического совета «Организация рубежной диагностики обучающихся» |
Зам. директора по УМР |
Решение |
||||
ДЕКАБРЬ |
|||||||
Содержание |
Рабочая группа |
Результат |
|||||
Организационно — педагогическая |
Работа по методической теме: «Создание образовательного пространства, Классно – обобщающий контроль 7 класс. Мастер-классы учителей высшей |
Методический совет Зам. директора по УМР, психологи, куратор Методический совет |
Создание персональных сайтов учителей Открытые уроки Справка Решение |
||||
Работа методического совета |
Методический |
Директор школы, зам. директора по УМР |
Решение |
||||
Работа с |
В рамках классно Посещение уроков Цель: проанализировать |
Зам. директора |
Справка по КОК |
||||
Семинары |
Проектная |
Руководитель |
Ступницкая М.А. |
||||
Участие в |
Организация Участие в Участие в окружных, |
Зам. директора по УМР, руководители МО |
Результаты |
||||
ЯНВАРЬ |
|||||||
Содержание |
Рабочая группа |
Результат |
|||||
Организационно — педагогическая |
Работа по методической теме: «Создание образовательного пространства, |
Методический |
Создание персональных сайтов учителей |
||||
Предметные |
Неделя истории и |
Зам. директора |
Открытые уроки и |
||||
Работа с |
Посещение уроков Цель: проанализировать эффективность |
Зам. директора Председатель МО |
Собеседование и |
||||
Участие в |
Организация Участие в |
Зам директора по руководители МО |
Результаты |
||||
ФЕВРАЛЬ |
|||||||
Содержание |
Рабочая группа |
Результат |
|||||
Организационно — педагогическая |
Работа по методической теме: «Создание образовательного пространства, Классно – обобщающий контроль 9 класс. |
Методический Зам. директора по УМР, психологи, куратор |
Создание персональных сайтов учителей Справка |
||||
Работа методического совета |
Совещание по вопросам подготовки к ГИА |
Методический |
Решение |
||||
Предметные |
Неделя математики Неделя |
Зам директора по председатели МО учителя |
Открытые уроки и |
||||
Работа с |
В рамках классно Цель: подготовка к основному государственному Посещение уроков Профессионально — |
Зам. директора по |
Справка по КОК Собеседование и анализ уроков |
||||
Семинары |
Проектная |
Руководитель |
Ступницкая М.А. |
||||
Участие в |
Участие в |
Зам директора по |
Результаты |
||||
МАРТ |
|||||||
Содержание |
Рабочая группа |
Результат |
|||||
Организационно — педагогическая |
Работа по Педагогический совет: «Создание единого Защита проектных Классно — |
Методический совет Методический совет Руководитель проектной деятельности в школе Зам. директора по УМР, психологи, куратор |
Создание персональных сайтов учителей Решение Проектные продукты Справка по КОК |
||||
Работа методического совета |
Методический |
Методический совет |
Решение |
||||
Семинары |
Круглый стол «Успехи и проблемы введения |
Методический совет |
Повышение компетентности Пополнение |
||||
Предметные |
Защита проектов |
Руководитель |
Проектные |
||||
Работа с |
В рамках классно |
Зам. директора по |
Справка по КОК Собеседование и |
||||
Участие в |
Участие в Участие в |
Зам директора по |
Результаты |
||||
АПРЕЛЬ |
|||||||
Содержание |
Рабочая группа |
Результат |
|||||
Организационно — педагогическая |
Работа по методической Защита проектных Классно – |
Методический Руководитель Зам. директора по УМР, психологи, куратор |
Создание персональных сайтов учителей Проектные продукты Справка по КОК |
||||
Предметные |
Неделя предметов |
Зам директора по |
Открытые уроки и |
||||
Работа с |
Посещение уроков Посещение уроков |
Зам. директора по |
Справка по КОК Собеседование, анализ уроков |
||||
Участие в |
Участие в Дебаты со школами |
Зам директора по Учителя истории и обществознания |
Результаты Пополнение методической копилки |
||||
МАЙ |
|||||||
Содержание |
Рабочая группа |
Результат |
|||||
Организационно — педагогическая |
Педагогический совет 1. О порядке окончания 2015 – 2016 2. О допуске к 3. О переводе 4. О награждении |
Директор школы, |
Решение |
||||
Работа с |
Анализ заявок учителей на курсы повышения Анализ заявок учителей на получение |
Директор школы, |
План — график |
||||
ИЮНЬ |
|||||||
Содержание |
Рабочая группа |
Результат |
|||||
Организационно — педагогическая |
Педагогический О выдаче аттестатов об основном общем и о Методический совет: Анализ работы за Обсуждение Итоги 2 полугодия. Распределение стимулирующих выплат педагогическому Презентация персональных сайтов, созданных |
Директор школы, Зам. директора по ИТ |
Решение Сайты учителей |
||||
План методической работы
муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
«Центр образования № 43»
на 2017-2018 учебный год
Методическая тема: «Совершенствование качества образовательного процесса в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования»
Основная цель методической работы
- Повышение профессиональной компетенции и уровня квалификации педагогов.
Задачи методической работы
- Оказать помощь учителям в освоении и реализации инновационных образовательных технологий в рамках требований ФГОС.
- Обеспечить единство и преемственность между уровнями образования при переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения новых стандартов.
- Организовать научно-исследовательскую работу учителей и учащихся, организовать подготовку учащихся к предметным олимпиадам, конкурсам и конференциям.
- Продолжить работу по реализации ФГОС.
- Продолжить внедрение системно-деятельностного подхода в обучении; использовать инновационные технологий для повышения качества образования.
- Совершенствовать методику преподавания для организации работы с учащимися мотивированными на учебу, а также с низкой мотивацией обучения;
- Развивать и совершенствовать систему работы и поддержки одаренных учащихся.
- Привести в систему работу учителей-предметников по темам самообразования, активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.
- Активизировать работу школьного сайта
- Продумать организацию взаимопосещения уроков
Направления методической работы
- Аттестация учителей.
- Повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, РМО, конференциях, мастер-классах).
- Управление качеством образования. Проведение мониторинговых мероприятий.
- Внеурочная деятельность по предмету.
- Обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях.
- Работа с молодыми и вновь прибывшими педагогами.
Формы методической работы
- Педагогический совет
- Методические пятиминутки
- Творческие группы
- Семинары
- Индивидуальные консультации с учителями-предметниками
- Аттестационные мероприятия
- Предметные Недели
Основные направления деятельности
1. Организация управленческой деятельности
№ |
Содержание |
Сроки |
Форма и методы |
|
Корректирование годового плана методической работы. |
август-сентябрь |
План работы |
|
Подготовка к организованному началу учебного года году. |
сентябрь |
Оформление методического уголка |
|
Современные требования к оформлению школьной документации: рабочих программ, журналов, личных дел и др. |
сентябрь |
Совещание при директоре |
|
Подготовка к педсовету |
август |
Тезисы выступлений |
|
Участие в работе августовской конференции. |
август |
Материалы секций |
|
Организация методической работы в 2016-2017 учебном году |
сентябрь |
Приказ |
|
Актуальные проблемы организации воспитательной работы классных руководителей в ходе внедрения ФГОС |
сентябрь |
ШМО классных руководителей |
|
О новых требованиях к проведению итоговой аттестации выпускников |
сентябрь |
Совещание |
|
Проведение методических пятиминуток для руководителей школьных методических объединений (по мере поступления проблемы) |
В течение уч. года |
Консультации |
|
Мониторинг удовлетворенности педагогов качеством методической работы. |
июнь |
Результаты анкет |
|
Анализ методической работы педколлектива за 2016/2017 учебный год. Приоритетные направления на следующий учебный год. |
август |
Педагогический совет |
- 2. Работа педагогического совета
№ |
Содержание |
Сроки |
Форма и методы |
Ответственные |
1 |
«Анализ работы школы: достижения, проблемы и задачи на 2016-2017 учебный год» |
Август 2016 |
Педагогический совет |
Директор |
2 |
«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся» |
Декабрь 2016 |
Педагогический совет |
Директор |
3 |
«Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ООО» |
Март, 2017 |
Педагогический совет |
Директор |
4 |
«О допуске выпускников 9 класса к проведению ГИА» «О переводе учащихся в следующий класс» |
Май, 2017 |
Педагогический совет |
Директор |
5 |
«Об итогах ГИА и выдаче аттестатов об основном общем образовании» |
Июнь 2017 |
Педагогический совет |
Директор |
3. Работа школьных методических объединений
№ |
Содержание |
Сроки |
Форма и методы |
Ответственные |
|
Новые формы организации образовательного процесса в 1-6 классах в аспекте ФГОС |
Август |
Заседания школьных методических объединений |
заместитель директора по УВР, руководители методических объединений |
|
Обсуждение составления рабочих программ, программ кружков, элективных курсов |
Август, сентябрь |
Заседания школьных методических объединений |
заместитель директора по УВР, руководители методических объединений |
|
Выполнение единых требований к обучающимся на уроках и во внеурочное время. |
сентябрь |
Заседания школьных методических объединений |
заместитель директора по ВР, руководители методических объединений |
|
Семинары, внутришкольная учеба по организации и внедрению ФГОС |
В течение года |
Заседания школьных методических объединений |
заместитель директора , руководители методических объединений |
|
Планирование и проведение предметных недель (1-9 классы) |
по отдельному плану |
Заседания школьных методических объединений |
заместитель директора по УВР, руководители методических объединений |
|
Подготовка к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады. |
По плану |
По отдельному плану |
заместитель директора, руководители методических объединений |
|
Ознакомление с новинками методической литературы |
в течение года |
Заседания школьных методических объединений |
Руководители методических объединений |
4. Работа с молодыми специалистами и вновь прибывшими педагогами
№ |
Содержание |
Сроки |
Форма и методы |
Ответственные |
|
Мониторинг профессиональных затруднений молодых педагогов |
Сентябрь |
собеседование |
заместитель директора поруководители методических объединений |
|
Определение наставников для оказания методической помощи молодым педагогам |
Сентябрь |
Заседания методических объединений |
заместитель директора руководители методических объединений |
|
Знакомство с нормативными документами по организации образовательного процесса, разработанными в ОУ |
Сентябрь |
Совещание при директоре |
заместитель директора по УВР, руководители методических объединений |
|
Консультирование по вопросам разработки рабочих программ, ведению классных журналов. Ознакомление с нормативными документами, регламентирующими ведение школьной документации. |
Сентябрь, в течение года |
Работа наставника и молодого специалиста |
заместитель директора по УВР, руководители методических объединений |
|
Составление плана – графика курсовой подготовки молодых педагогов. |
Август, сентябрь |
План-график |
заместитель директора руководители методических объединений |
|
Посещение уроков, внеклассных мероприятий по предмету. |
в течение года |
Работа наставника и молодого специалиста |
заместитель директора по УВР, руководители методических объединений |
|
Проведение открытых уроков молодыми и вновь прибывшими педагогами |
Март-апрель |
Открытые уроки |
заместитель директора руководители методических объединений |
|
Мониторинг удовлетворенности молодых и вновь прибывших педагогов качеством оказываемой услуги (результатами своей деятельности) |
Май |
Анкетирование |
заместитель директора руководители методических объединений |
5. Повышение квалификации, самообразование педагогов
№ |
Содержание |
Сроки |
Форма и методы |
Ответственные |
1. |
Организация работы с аттестующимися педагогами |
По отдельному графику |
Совещания индивидуальные консультации Посещение уроков |
заместитель директора, руководители методических объединений |
2 |
Организация посещения курсов повышения квалификации руководителями школы и педагогами |
Сентябрь- июнь |
Курсы повышения квалификации |
Администрация школы |
3 |
Организация плановой курсовой подготовки педагогов. |
По графику в течение года |
Курсовая подготовка |
Зам.директора |
4 |
Проведение методических, обучающих, практических семинаров |
в течение года |
Семинары |
Администрация школы, руководители методических объединений |
5 |
Организация системы взаимопосещения уроков |
в течение года |
Записи в тетрадях посещений |
Руководители методических объединений, учителя |
6 |
Знакомство с нормативно- правовой базой аттестации педагогических работников |
Сентябрь |
индивидуальные консультации |
Зам.директора |
7 |
Работа учителей над методической темой по самообразованию |
сентябрь-май |
Заседания методических объединений индивидуальные консультации |
Зам.директора , руководители методических объединений |
8 |
Знакомство с новинками методической литературы, медиаресурсов по вопросам инноваций, дидактики, знакомство с современными нормативными документами |
в течение года |
Работа в интернете, с периодикой |
Библиотекарь, руководители методических объединений, заместитель директора по УВР |
9 |
Работа методических объединений |
По отдельному плану |
Заседания методических объединений |
Руководители методических объединений |
10 |
Участие педагогов в работе методической службы города |
По плану отдела образования |
Заседания ГМО |
Руководители методических объединений, зам.директора по УВР |
6. Работа с учащимися
Сроки проведения |
Тематика мероприятия |
Ответственный |
Октябрь-Ноябрь |
Муниципальный, школьный туры Всероссийской олимпиады школьников. |
Руководители МО |
В течение года. |
Участие в образовательных конкурсах для учащихся и педагогов |
учителя -предметники |
#Руководства
- 4 фев 2022
-
0
Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры
Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.
Фото: Ratiger / Getty Images
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Из этой статьи вы узнаете:
- допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
- как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
- как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
- почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
- каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.
Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.
Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.
Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.
Фото: НИУ ВШЭ
Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:
- Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
- Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
- Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.
Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.
На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.
Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.
Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.
Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.
Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:
- учебный план должен допускать вариативность;
- содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
- учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.
Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.
В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).
Лицей предлагает учащимся выбор:
- учебных предметов и курсов;
- уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
- продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
- формата обучения;
- языка обучения;
- содержания обучения.
Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.
Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.
Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.
Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.
Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.
Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.
Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.
Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.
Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».
Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:
- Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
- Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
- Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
- Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.
Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.
Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.
После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.
Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.
В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.
Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.
Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.
Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.
Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).
У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше
Методический план
проведения
занятий с
___________________________________________________
(указать,
с какой категорией сотрудников или
учебной группой)
Тема:
_________________________________________________________________
Вид
занятия: ______________________ Отводимое время:
________________час.
Цель
занятия:
__________________________________________________________
(указать
конкретные цели занятия: что слушатель
должен знать и о чем иметь представление
в результате проведения занятия, какие
воспитательные цели достигаются на
занятии).
Литература,
используемая при проведении занятия:
_________________________
_______________________________________________________________________
Развернутый
план занятия.
№ п/п |
Учебные |
Время (мин) |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
Пособия
и оборудование, используемые на занятии:
________________________
______________________________________________________________________
Задание
для самостоятельной работы слушателей
и подготовка к следующему занятию:
______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Руководитель
занятия: _____________________ ____________
ФИО дата, подпись
Примечание: |
1. |
Приложение
4
Утверждаю
Начальник______________________________
(должность, звание,
Ф.И.О.)
«_____»
____________ 200___ г.
Примерный методический план
проведения
группового упражнения (деловой игры) с
________________________
______________________________________________________________________
(указать,
с какой категорией сотрудников или
учебной группой)
Тема:
тушение
пожаров на промышленных предприятиях.
Вид
занятия: практическое.
Отводимое время: 1
час.
Цель
занятия: совершенствование
навыков начальствующего состава в
оценке обстановки, проведении расчёта
и обоснований требуемого количества
сил и средств, организации тушения
пожара на промышленном предприятии.
Литература,
используемая при проведении занятия:
Методические
рекомендации, Пожарная тактика, Порядок
привлечения сил и средств (рекомендуется
указывать страницы, параграфы, страницы
каждого пособия).
Пособия
и оборудование, используемые на занятии:
магнитная
доска, схемы объекта, карта с дислокацией
пожарных подразделений, план привлечения
сил и средств для тушения пожаров,
другие, необходимые для проведения
занятий пособия.
Развернутый
план занятия.
№ п/п |
Учебные |
Время (мин) |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Организационные |
5 |
Проверить наличие
Разбить обучаемых |
2. |
Доведение |
5 |
До обучаемых |
3. |
Оценка |
10 |
Объявить
Подготовить
Поручить обучаемым, в пути следования;
по прибытии на
в ходе проведения
в ходе действий |
4. |
Оценка |
10 |
Указать обучаемым,
Подготовить Поручить:
оценить обстановку
произвести расчёт
начертить схему
доложить о |
5. |
Оценка |
10 |
Указать обучаемым,
Подготовить Поручить:
оценить обстановку
произвести расчёт
начертить схему
доложить о |
6. |
Разбор |
5 |
Подвести итоги |
Руководитель
занятия _____________________ ____________
Ф.И.О.
дата, подпись
Приложение
5
«Согласовано» Начальник______________________
(должность,
«_____» |
«Утверждаю» Начальник_______________________
(должность,
«_____» |
Как составить методический план
Методический план – это некий алгоритм, схема, пошаговые действия, выполнение последовательных задач для достижения цели. Это один из этапов управления каким-либо процессом, например, учебным или воспитательным. Разновидностей методических планов довольно много. Но схема примерно одинаковая. Один из самых востребованных — план методической работы школы на учебный год.
Инструкция
Помните, что методическая деятельность школы – это система мер, основанная на современных достижениях образовательной науки и практики. Методическая работа должна быть направлена на развитие творческих способностей учащихся и педагогов.
В учебном заведении необходимо организовать соответствующее методическое объединение учителей и через него осуществлять работу. Например, методическое объединение учителей начальных классов. Как правило, в школе 6-8 МО.
Составьте план методической работы на учебный год в соответствии с направлениями учебного заведения. Исходя из этого годового плана, МО должны составить свои планы методической работы.
Используйте при составлении методического плана нормативные документы: закон о правах ребенка, закон об образовании, Положение об образовательном учреждении, Федеральный государственный стандарт второго поколения, устав вашего учебного заведения, перспективный план развития школы и локальные акты.
Определите основные направления методической работы. Например, работа с молодыми специалистами, повышение квалификации и аттестация учителей, участие учеников в различных конкурсах, внеурочная и внеклассная деятельность, олимпиадах, разработка методических пособий и материалов и т.п.
Сформулируйте основные цели методической работы школы. Это может быть и одна наиболее важная цель. Помните, что цели должны быть реальными, достижимыми и важными конкретно для вашей школы. Например, цель: создать условия для личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
Продумайте и сформулируйте задачи методической работы. Они должны быть направлены на достижение поставленной цели или целей. Например, задача: повысить заинтересованность учащихся в изучении предметов, предоставить возможность участвовать в различных конкурсах, олимпиадах.
Представьте годовой методический план в виде таблицы, состоящей, например, из 5 колонок: номер по порядку, мероприятие, направления работы, срок, ответственный.
Видео по теме
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.