Как составить методическую консультацию

Методическая консультация для начинающего
педагога:

структура и содержание

Егорова Алла Владимировна,

учитель начальных классов,

заместитель директора по УВР

МАОУ гимназии №29 г.Томска

Методической культурой должен обладать каждый участник образовательного
процесса.

Методическая культура учителя состоит из двух
компонентов.

Первый — это умение разработать практически значимый,
конкретный урок, занятие, мероприятие и т. д. Второй — это умение видеть за
конкретными материалами, действиями, закономерности. Эти закономерности и
составляют суть методики, педагогической технологии. Отсутствие того или иного
компонента сказывается на методике губительно. Так, если нет конкретных
материалов, которые другой учитель может взять себе на вооружение, остаются
пустые рассуждения и общие слова. Они могут быть правильными и красивыми, но за
ними не стоят конкретные действия. Если нет второго компонента (методического
обобщения), то материал превращается в простой конспект урока, занятия. Он даже
может быть интересен, но другой учитель взять его не сможет.

К. Д. Ушинский отмечал, что передается не опыт, а мысль,
выведенная из опыта. Вот эта мысль, обобщающая конкретику, и должна составить
суть методики, методических рекомендаций
и методических консультаций.

Почему именно «методическая консультация»?

Проблема профессионализма и компетенции работников
образовательных учреждений приобретает сегодня все бо՛льшую значимость.
Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала
способствуют разные формы методической работы, которые содействуют
совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных
методов и приемов их обучения и воспитания. Задачей методической работы
является не столько коррекция ошибок деятельности начинающего учителя или
молодого специалиста, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и
действенной помощи педагогам.

В настоящее время применяется много новых интересных
форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные.
Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые
обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства
каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из таких
распространенных малых форм методической работы является консультация.

Консультация (латин. consultatio — совещание) —
обсуждение какого-нибудь специального вопроса со специалистом; совещание
специалистов; совет, даваемый специалистом.

Из разнообразных форм методической работы в образовательном
учреждении консультирование педагогов отличается особенной направленностью
воздействия.

Это индивидуальные и групповые консультации,
консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным
проблемам педагогики, по заявкам отдельных педагогов.

Прежде всего, хочется напомнить, что любая
консультация требует от проводящего ее особой подготовки и профессиональной
компетентности. Цель консультации – оказание методического и психологического
содействия и практической помощи в решении профессиональных проблем
начинающего/молодого педагога, содействие в повышении их профессионального
уровня и развитии творческого потенциала. Другими словами, консультация должна учить
применять теоретические знания на практике, совершенствовать, расширять и
углублять их, вскрывать имеющиеся недостатки, помогать их устранению и способствовать
преодолению возникающих затруднений.

Во многих образовательных учреждениях консультации
проводятся по плану, составленному на учебный год. Основные консультации
записываются в годовой план работы учреждения, план деятельности педагога-наставника
и в план-маршрут индивидуальной программы развития профессиональных компетенций
начинающего/молодого педагога, т.е. методические консультации являются заранее
запланированными. Важно отметить, при этом, обязательно отводится время на внеплановые
(эпизодические и/или  спонтанные) консультации, необходимость в которых
возникает довольно часто. Внеплановые консультации возникают по инициативе
обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую
работу. Несомненно, по мере необходимости в план вносятся изменения и
дополнения.

При составлении годового плана образовательного учреждения
каждая задача решается через консультацию, как самую известную,
распространенную и доступную форму методической работы, через активные методы
обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно
такова последовательность проведения мероприятий при его подготовке или при
подготовке к участию начинающих/молодых педагогов в образовательных или
методических событиях, конкурсах профессионального мастерства различных уровней.

Плановые консультации, как правило, являются групповыми
и длительными по времени. На групповой плановой консультации, как правило, одна
целевая установка  познакомить с какими-то новейшими достижениями. Если цель
консультации уточнение, закрепление знаний педагогов, то возможно рассмотрение
несколько вопросов.

После проведения консультаций важно проконтролировать
качество усвоения ее  содержания, наблюдая и анализируя работу ее участников, а
также опираясь на данные карт педагогического мастерства, анкетирование и пр.
Контроль выступает средством определения и планирования дальнейшей
деятельности.

Групповые консультации требуют тщательной подготовки,
продумывания, отбора необходимого материала. Они организуются по общей тематике
для определённых категорий. Поэтому их не рекомендуется проводить часто.
Количество их определяется составом педагогических работников, состоянием
педагогической деятельности.

Содержание методических консультаций зависит от годовых
задач, стоящих перед образовательным учреждением, от интересов педагогов, от
трудностей, которые испытывают начинающие/молодые педагоги в работе.

Вопросы содержания консультаций касаются знакомства
педагогов с последними достижениями науки, с различными инновационными
материалами, литературой, новыми методами и приемами работы и т.д.

Индивидуальные консультации не планируются. Они
осуществляются по мере необходимости, т.е. являются внеплановыми
(эпизодическими и/или спонтанные). Эта форма методической работы является
наиболее трудной, сложно предугадать, в какой момент и с какими трудностями и
вопросами может обратиться начинающий/молодой педагог. Поэтому важно хорошо
знать сильные и слабые стороны, затруднения, личностные качества
начинающего/молодого педагога, а также уметь анализировать ход и результаты его
деятельности, формировать на основе знаний конкретные рекомендации и советы.
Эта форма помощи может носить кратковременный характер, но лучше перспективный.

Любая консультация требует подготовки и
профессиональной компетентности. Проведение консультаций осуществляют опытные и
компетентные педагоги, обладающих высоким уровнем психолого-педагогических,
научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим
культурно-нравственным обликом, способных поделится своим опытом работы с
коллегами. В связи с этим нелишним будет напомнить, что в отличие от «чистого
знания», «компетентность» предполагает присвоение и практическое применение
знания. Компетентный человек не только хорошо знает предмет консультации, но и
имеет свое мнение о нем, умеет его применить на практике в различных ситуациях.
Кроме того, проведение консультаций требует от педагога-наставника умений
придерживаться личностно-индивидуального подхода к каждому педагогу. Только
тогда процесс консультации пройдет плодотворно.

Каждой консультации предшествует
качественная подготовка.
Следовательно, информационная консультация
для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

1.    Содержание
должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной
педагогики, психологии и педагогической практики.

2.    Материал
должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план
изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут
рассматриваться в ходе консультации.

3.    Обеспечение
дифференцированного подхода в изложении материала с учетом опыта педагогов,
класса и/или возрастной группы детей, их особенностей.

4.    В процессе
проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации,
которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических
и практических аспектов каждого вопроса.

5.    Использование
форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации. Несмотря
на то, что для консультаций характерна монологическая форма изложения
информации, активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на
изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания
консультации.

6.    Осуществление
подбора методической литературы по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги
могут познакомиться и др. источников.

Каждый метод и форма консультации не
являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и
коллектива (группы).

Соответствуя перечисленным требованиям, консультирование
дает возможность начинающим/молодым педагогам:

— получить научную информацию четко, доходчиво;

— является наиболее оперативной формой взаимодействия с
наставником;

— ориентируется на дифференцированный подход к личности
педагога;

— затрагивает вопросы актуальные для конкретного
человека;

— в групповых формах дает возможность педагогу
почувствовать себя психологически комфортно;

— активизирует и развивает поисковую деятельность
педагога;

— деловые игры, брифинг, дискуссии, проигрывание и
решение педагогических ситуаций, кроссвордов помогает усвоить технологию проведения
уроков, занятий и воспитательных мероприятий.

Конечный результат любого
методического мероприятия, в том числе и консультирования, будет высок и отдача
эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные
методы включения каждого педагога в активную работу. Они создают условия
мышления обучаемого, повышают степень мотивации, эмоциональности и творчества,
способствуют установлению сотрудничества, содействуют приобретению опыта.

Методы проведения консультаций. Смена приоритетов в сфере
образования, обращение к личности педагога, к его творчеству, активному началу,
внесли свои коррективы в условия работы педагога, в частности, в методику
проведения консультаций.

Сегодня используются различные методы проведения консультаций.

Так, при проблемном изложении материала
формируется проблема и показывается путь ее решения. При использовании
поискового метода
педагоги активно принимают участие в выдвижении гипотез,
составлении плана действий, поиске путей решения проблемы. Чаще всего при
проведении консультаций используется метод объяснения. Он обладает целым
рядом положительных качеств достоверностью, экономным отбором конкретных
фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др. Чтобы стимулировать
внимание начинающих/молодых педагогов и побуждать их следовать за логикой
изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, обращение к ним.
Они помогают осмыслить свой опыт, высказывать свои соображения, сформулировать
выводы.

В зависимости от уровня квалификации педагогов наставник
определяет, в какой мере можно привлекать их к участию или ограничиваться
собственным объяснением.

При обмене опытом целесообразен метод эвристической
беседы
. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения
изученной методической литературы, даются разъяснения по темам, вопросам,
которые в большей мере интересуют педагогов, выявляются ошибки в суждениях,
степень понимания и усвоения новой информации. Однако эффективность
эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий:

— Предметом беседы лучше избрать практически значимый,
актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения.

— Необходимо, чтобы начинающие/молодые педагоги располагали
достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом.

— Тот, кто готовит консультацию, должен составить
обоснованный план беседы, позволяющий четко представить, какие знания они получат
и к каким выводам придут.

— Организуя эвристическую беседу, целесообразно
чередовать высказывания опытных и начинающих педагогов. Эвристическая беседа,
проводимая с целью передачи знаний, требует серьезной подготовки.

В ходе консультаций используются метод дискуссий.
По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает
выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов,
вводного и заключительного слова. Но в отличие от беседы, в дискуссии
необходимы борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии
приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и
содержание которых невозможно предвидеть заранее.

Поэтому использование дискуссии как метода требует от
ведущего педагога-наставника высокой профессиональной компетентности,
педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссии нужно
обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и
настроения участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны
обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность. В заключительном
слове кратко анализируется выступления участников и разъясняются принципиальные
вопросы.

Еще одним вариантом проведения консультации может быть деловая
игра
. Она приближает аудиторию к реальным условиям профессиональной
деятельности, наглядно показывает поведенческие или тактические ошибки,
совершаемые в той или иной ситуации, вырабатывает наилучшие подходы к решению
различных педагогических и организационных проблем. Для проведения деловой игры
требуется серьезная подготовка, необходимо предусмотреть определенные условия,
отражение в содержании игры обучающего материала, выделение игровых целей и
задач, соблюдение выработанных правил, активность и самостоятельность
участников игры. Учитывая педагогические принципы последовательности и
доступности, лучше начинать с простых эпизодов, постепенно усложняя задание.

Непосредственная разработка материалов деловой игры
включает в себя следующие этапы:

1.     
Создание проекта деловой игры.

2.     
Описание последовательности действий.

3.     
Описание организации проведения игры.

4.     
Составление заданий для участников.

5.     
Подготовка оборудования.

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы
через деловую игру помогает, как начинающему, так и опытному педагогу усвоить
технологию проведения уроков, занятий и воспитательных мероприятий.

В рамках данной формы работы можно доверить проведение
определенного практического занятия кому-либо из слушателей. Следующей формой
консультирования является психологическая консультация — специально
организованный процесс общения, посредством которого у обратившегося за помощью
могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности
для преодоления возникших проблем и трудностей.

Психологическое консультирование предполагает обсуждение
проблем, с которыми сталкивается начинающий/молодой педагог в процессе
воспитания и обучения ребенка. Ведется поиск решений обозначенных вопросов с
опорой на теоретические знания и практический опыт. Правильная организация
консультаций требует от педагога-наставника не только знаний и умений, но,
прежде всего, быть хорошим психологом расположить к себе людей, вызвать их
доверие.

Сложность работы консультанта состоит в том, что он
должен успешно соединять в своей деятельности научные и обыденные знания
понятия, закономерности, механизмы. Вместе с тем существует опасность упрощения
языка и сведения всех психологических понятий до уровня обыденного знания, что
не соответствует теоретическим и экспериментальным достижениям науки. В
просветительской и консультативной работе, консультант должен точно
дифференцировать адресата, с которым ведет общение.

Здесь учитывается возраст, образование, профессиональная
специальность. Важнейшим принципом взаимодействие консультанта с
консультируемым является обязательная доступность, доходчивость. Научные и обыденные
понятия должны быть либо максимально сближены, либо ясно объяснено их
соответствие. Во время консультирования педагог-наставник разъясняет значение
различных специальных терминов, уточняет их понимание.

Наиважнейшим условием является уверенность консультанта
в истинности, конечности результатов, фактов, сообщаемых ему. Все сомнения
должны быть сняты, подавлены в момент беседы, консультирования. Это
продиктовано спецификой решаемых задач — исследовательских, просветительских,
консультационных.

На согласие или не согласие консультируемого с
консультантом влияет межличностная дистанция, ее мера устанавливается в
процессе общения. При более дистантном холодном взаимодействии скрываемые
слабости консультируемого могут прикрывать больше, чем при близком теплом
взаимодействии. Но дистантное взаимодействие может помочь осознать внешние
наблюдаемые проблемы: конфликтность поведения, напряженность в отношениях и т.
д. Главным условием взаимодействия является взаимопонимание, на основе которого
возникает готовность субъектов к сотрудничеству, к личному контакту, к
прогрессивному движению в направлении разрешения актуальной для субъектов общей
проблемы.

Таким образом, взаимодействие между наставником и начинающим/молодым
педагогом может быть охарактеризовано, как форма их совместной деятельности,
основанная на взаимопонимании и личном общении. Профессионально необходимыми
качествами контакта при организации методического консультирования выступают:

общительность;

контактность;

динамичность;

гибкость поведения;

умение избегать невротических и субъективных отклонений
в собственных оценках и в поведении;

терпимость по отношению к другим;

умение понять общую культуру поведения;

профессиональный такт;

деликатность;

умение до конца построить и выдержать свою линию
поведения;

умение проанализировать с консультируемым ситуацию
затруднений.

При соблюдении всех условий основой эффективной
педагогической деятельности станет непрерывный процесс образования и развития
начинающего /молодого педагога.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации «Информационно-методический центр» Колпинского района Санкт-Петербурга

Консультация как форма методической работы с педагогами

                Составила:

                                                            старший воспитатель Шумакова Г. А.

                   ГБДОУ д/с №1

Декабрь  2013 г.

Консультация является одной из традиционных форм методической работы с педагогами.

Консультация  — передача знаний собеседнику, повышение его компетенции в конкретных вопросах.

 Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут.

Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными (плановыми). Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу.

Консультации подразделяют на индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные.

Основные, т.е. плановые, консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения.

При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Методы консультирования: объяснение, эврестическая беседа, дискуссия.

        Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации — объяснения полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение. В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получат воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.

Метод  консультации —  дискуссия по форме и содержанию близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.

Виды консультаций, описанных в современной литературе:

— диалог;

— парадокс;

—  по опорным словам с элементами изложения;

— практикум;

—  тренинг;

—  инструктаж;

  • Консультация-диалог проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме. Слушатели выбирают точку зрения, которая им ближе.
  • Консультация-парадокс с запланированными ошибками.

 Цель такой консультации — обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Старший  воспитатель  называет количество ошибок (не более десяти), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева — достоверный, справа — ошибочный, который затем анализируется. Или же слушателям раздаются тексты консультации, где  надо подчеркнуть или исправить неверные утверждения. При этом могут быть получены три варианта результатов проверки:

— обнаружены все заданные ошибки, что свидетельствует о полном понимании проблемы;

— ошибками могут быть названы правильные положения (в этом случае методист разъясняет и уточняет эти положения);

— отмечены не все ошибки, тогда методист повторно объясняет суть вопроса.

Особенностью консультаций такого типа является обязательное  предварительное изучение рассматриваемой темы самостоятельно или коллективно.  

  • Консультация  по опорным словам с элементами изложения.  

Данный вид  консультаций целесообразнее применять в случаях  рассмотрения очень трудной для восприятия темы, включающей в себя много  терминов, определений, понятий и т.д.

Слушателям излагают  материал, при этом на доске (интерактивной, магнитной, обычной, фланелеграфе) появляются опорные слова или  сочетания слов. По окончании, слушателям  предлагается написать мини-изложение по данным  опорным  словам.  Через определённое  заранее для написания время, педагоги по очереди зачитывают свои  мини-изложения. Все слушают, уточняют  понимание того или иного  утверждения, задают вопросы и т.п., исправляют, если необходимо свою работу, выбирают наиболее удачный вариант  изложения.  

  • Консультация –  практикум  предполагает устное изложение материала для слушателей по  освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно (своими руками что-то сделать, провести игру, составить  методическую  разработку).
  • Консультация – тренинг —  устное изложение материала сочетается с  выполнением  упражнений, направленных на развитие, формирование,  коррекцию у человека необходимых  профессиональных  качеств.
  • Консультация – инструктаж используется для освоения информационных  технологий.

В  чём же его особенности? Чтобы определить, способствует ли консультация повышению квалификации воспитателей, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос. Для этого наиболее походит работа с перфокартами или тестовыми заданиями. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: старший  воспитатель зачитывает поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе «Проверка» отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

— Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.

— Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.  

Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.

— Необходимо обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы, т.е. планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.

— В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.

—  Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.

Методы активизации педагогов:

  • Мозговой штурм, например, терминологический диктант, использование перфокарт и  тестов — опросников, педагогические кроссворды, головоломки;
  • Педагогические ситуации;
  • Практические задания, например, составление графических моделей, подбор наглядного материала по теме;
  • Проект, например, разработать тематический план по определённой теме.

  Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечить закрепление и воспроизведение содержания консультации.

— Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.

Предварительная подготовка к консультации включает:

1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы консультации.

2. Формулировка основных вопросов и составление развернутого плана консультации.

3. Изучение и анализ методической литературы по теме консультации.

4. Подбор и систематизация наглядных материалов.

5. Подбор форм активного включения педагогов в ход проведения консультации.

6. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

7. Распределение материала по вопросам.

8. Письменное изложение полного текста выступления.

9. Подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.

Литература:

1. Белая К.Ю. «Ежедневник старшего воспитателя ДОУ». М.: АСТ, 2002.

2. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. «Старший воспитатель детского сада». М.: Просвещение, 1990.

3. Волобуева Л.М. «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами». М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

4. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. «Организация методической работы в дошкольном учреждении». – М., 1995.

В связи с модернизацией образования сегодня особую значимость приобретает проблема профессионализма и компетенции работников дошкольных учреждений. Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала способствуют разные формы методической работы, которые содействуют совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных методов и приемов их воспитания и обучения. Задачей методической работы является не столько коррекция ошибок деятельности педагогов, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и действенной помощи педагогам.

В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из распространенных таких малых форм методической работы является консультация. Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут. Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные. Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

  1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
  2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.  
    Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
  3. Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
    Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.
  4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
  5. Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
    Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
  6. Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.

В процессе проведения консультации широко используются методы, активизирующие педагогов.

Для повышения эффективности я предлагаю вначале «мозговой штурм». Это может быть или терминологический диктант, или использование перфокарт, или «педагогических ситуаций» и т.д. Терминологический диктант помогает педагогам быстро «погрузиться» в тему. Вспомнить специальную терминологию, чёткие определения тех или иных понятий. Педагогические кроссворды, головоломки позволяют им вспомнить термин, расширить кругозор, улучшить быстроту реакции, тем самым влияют на совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Разработанные мною головоломки располагаю по-разному, в виде: «Лесенки-чудесенки», «Умного квадрата». Для этого заранее заготавливаются тесты-опросники, которые сразу же и проверяются. Если воспитатель не справился с заданием, т.к. не владеет понятиями, то после консультации у него есть вторая попытка его выполнить. За несколько минут можно проверить знания педагога по любой методике, применяя перфокарты. Воспитателям предлагаю несколько вариантов ответов на вопрос. Правильность выбора ответа он проверяет с помощью наложения разноцветных шаблонов на карточку. Эффект «мозгового штурма» виден педагогами сразу.

Большой эмоциональный отклик вызывают «педагогические ситуации», которые разыгрывают коллеги. Это позволяет увидеть себя, свою деятельность со стороны и сделать правильные выводы. Оценивая героев сценки, педагоги опираются на свой педагогический, житейский опыт, знания и интуицию.

Следующим активизирующим моментом являются практические задания, такие как составление графических моделей двигательной активности детей, подбор наглядного материала к лексической теме. Например, «Сервировка стола в разных возрастных группах», позволяет проверить теоретические и практические знания педагога, как он формирует у детей культурно-гигиенические навыки и организует работу дежурных. Такие задания можно применять в начале, в середине и в конце консультации. После «мозгового штурма» можно переходить к информационной части.

Интересной оказалась для педагогов и консультация – проект. Так, например, при проведении консультации «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» был применен поисковый метод. Была сформулирована проблема «Перспективы духовно-нравственного воспитания детей». Воспитатели выдвинули разные гипотезы:

Духовно-нравственное воспитание осуществляется через активное использование в воспитательно-образовательной работе:

  • яркие народные традиции и ценности;
  • яркие факты исторического прошлого России;
  • целенаправленное использование музыкального репертуара;
  • дополнительное образование (кружок «Зернышки»);
  • методы и приёмы, направленные на духовно-нравственное воспитание;
  • осуществление педагогического сопровождения семей.

В ходе консультации воспитатели выделили компоненты духовно-нравственного воспитания, составляющие базу культуры личности: нравственный, эстетический, религиозный. И наметили пути и способы решения проблемы:

  1. Разработать систему взаимодействия детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей с различными организациями – музеем, библиотекой, школой, церковью;
  2. Продумать педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей: запланировать различные формы работы с семьей, провести анкетирование родителей с целью выявления отношения родителей к работе по приобщению детей к историческим, православным, народным традициям, заключить соглашение с родителями, желающими, чтобы их дети посещали кружок по ознакомлению с историей и традициями России.
  3. Разработать тематический план работы с учетом православного календаря.

В течение учебного полугодия педагогам представилась возможность апробировать свои предложения и сделать выводы о подтверждении или опровержении их гипотез. Объединенные общей идеей педагоги учились, анализировали свою работу, методы и приемы, уделяли большое значение вопросам нравственности. Главной задачей стали считать пробуждение в ребёнке желания стать лучше, добрее, развивать в нём духовные потребности. В результате большинство гипотез нашли свое подтверждение.

Но часто приходится проводить консультации сугубо научной или методической направленности. Тогда форма проведения консультации кардинально меняется. При проведении таких консультаций требуется предварительное изучение материала и его использование во время ее проведения. Например, при изучении документов «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» рациональнее обеспечить каждого педагога копиями этих материалов, чтобы разбирать все пункты документа, знакомить с правилами и сроками проведения аттестации, с порядком работы аттестационной комиссии, отвечать, в ходе изучения документа, на возникшие вопросы.

Регулярно организуя консультации на основе изучения методической литературы, заранее составляю план беседы, продумываю вопросы, чтобы рассмотреть изучаемую тему со всех сторон. Предполагаю какие ошибки, трудности могут испытывать педагоги. Эта форма консультации носит название эвристической беседы, например, консультация по теме «Организация детской исследовательской деятельности». Многие опытные педагоги отмечали, что ребенок вовлечен в исследовательский поиск постоянно, поэтому взрослые должны ему помочь в проведении детских исследований. Чтобы сделать это конкретно и правильно, я с педагогами изучила статьи А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», затем предложила всем ответить на вопросы: «Что входит в полный цикл исследовательской деятельности?», «Какие темы исследований могут быть?», «Как их оформляют?», «Перечислите «цепочку» методов исследования», «Что обозначают эти карточки?», «Для чего они нужны?»

Насколько понятна методика, стало ясно из проведенного тренировочного занятия. Нашими трудностями стали: умение увидеть проблему, задать вопросы и выдвигать гипотезы. Отметили, что детям трудно дается наблюдение («смотрят и не видят»), умение делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

Большое значение придается индивидуальной работе с педагогами по вопросам, которые вызывают у них наибольший интерес. Эти консультации я назвала «точечные». Они проводятся внепланово и индивидуально с каждым педагогом по его проблемам и вопросам. Для проведения таких консультаций я стараюсь привлекать опытных педагогов и руководителей методических объединений детского сада. Это консультации-беседы: «Ваш вопрос – наш ответ» Для молодых педагогов мною проводятся консультации: «Как пользоваться материалами методического кабинета?», «Работа по самообразованию», «Планирование воспитательно-образовательной работы».

После одной из таких консультаций, молодой воспитатель переосмыслила содержание консультации, кратко изложила ее на карточке – памятке и пришла уточнить некоторые вопросы. Эта идея мне очень понравилась и теперь я часто прошу делать краткую запись содержания консультации.

Консультация или часть консультации может проходить в форме дискуссии. Эта форма близка к беседе, так как предлагаются вопросы для обсуждения. Для дискуссии выбирается тема, которая вызывает споры и требует общего решения.

Отличительной особенностью дискуссии является наличие столкновений двух или нескольких мнений.

Так воспитатели обсуждали тему: «Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада». Во время вступительного слова определили проблему: необходимо найти такие методы, приемы, формы обучения дошкольников, чтобы они обеспечивали развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями. Данная проблема обсуждается не один год, но так и не был найден универсальный «рецепт» создания индивидуальной образовательной траектории. Целью нашей встречи стал поиск такой системы педагогической поддержки, которая способна оперативно реагировать на преграды, возникающие на пути развития ребенка, прогнозировать их появление и осуществлять возможное опережение. Мы вместе попытались найти решение этой проблемы. Для этого предложила обсудить общие вопросы к дискуссии:

  1. Созданы ли в ДОУ условия для реализации индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада?
  2. Какие существуют трудности в реализации индивидуальной образовательной траектории?
  3. Как может быть решена эта проблема?
  4. Что для этого нужно?
  5. Назовите пути для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
  6. Как организовать образовательный процесс, чтобы обеспечить развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией?
  7. Как осуществить принцип индивидуализации развивающей среды?
  8. Как организовать работу с одаренными детьми?
  9. Необходим ли «паспорт» сопровождения ребенка?
  10. Какова роль педагога в реализации индивидуальной образовательной траектории?

Во время дискуссии важна доброжелательная атмосфера, где каждый имеет право на свое мнение. Аргументы в защиту разных мнений тактично выслушиваются. Педагоги обсуждают вопросы и предлагают пути их решения. Многие понимают важность индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Именно активное общение, обсуждение, включение каждого в общую работу приводит к более высокому результату.

Педагоги высоко оценили разнообразие методов и приемов, применяемых на консультациях. Проделанная работа дает положительные результаты. Выбор форм и методов проведения консультаций зависит от темы, логики изложения, опыта педагогов. Интересная форма проведения консультаций должна обогащать, дополнять ее содержание. Активные формы включения педагогов в деятельность развивают способность применять знания, умения и практический опыт для осуществления профессиональной деятельности.

Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.

           Оглавление

Введение.

Глава 1. Методическое консультирование: виды, формы, методы.

 §1.1. Формы  консультационно-методической помощи.

 § 1.2. Структура,  требования и последовательность  операций консультации.

 § 1.3. Перспективные формы методической помощи.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение 

Тема  курсовой работы «Методическое консультирование, как функция методической службы». Методическая работа библиотек включает две самостоятельные составные части. Одна из них представляет собой методическую работу в коллективе библиотеки или ЦБС. Другая направлена на оказание методической помощи библиотекам сети со стороны библиотеки – методического центра.

     Методическая работа в коллективе библиотеки и методическая помощь сети библиотек преследуют одну и ту же цель – методическое обеспечение деятельности библиотек.

       Методическое обеспечение функционирования библиотеки и библиотечных систем включает несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методическое, инновационное. В основе методического обеспечения работы библиотек лежит аналитическая деятельность, а на основе аналитической деятельности осуществляется консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помощи библиотекарям. Эта помощь базируется на принципе активности, то есть осуществляется не только по просьбе библиотекарей, которые в ней нуждаются, но и по инициативе библиотечных менеджеров (руководителей библиотек и методистов).

        Профессия методиста относится  к числу наиболее сложных библиотечных  специализаций. Методическая работа  требует глубокого знания истории  и современного состояния библиотечного  дела, владения методами научного  исследования и научно-методической  работы. Методическая деятельность  – работа творческая, основанная  на постоянном поиске новых  путей повышения эффективности  и качества работы библиотеки. Методист должен обладать организаторскими  и педагогическими способностями  и знаниями. Методист должен быть  умным помощником библиотекарей,  а не контролером-инструктором.

В данной курсовой работе в первом разделе  теоретическая часть рассматривается вопрос консультационной – методической помощи со стороны методистов. Рассматриваются формы и методы консультаций, этапы подготовки. 

Глава 1 . Методическое консультирование: виды, формы, методы. 

§1.1 Формы консультационно-методической помощи. 

Содержание методической деятельности составляют сведения  
о достижениях науки, новшествах о передовом библиотечном опыте,  
составленные на их основе рекомендации по методике, технологии  
и организации работы библиотек.  
Традиционными направлениями методической деятельности считаются:  
— оперативная помощь библиотекарям по всем вопросам их деятельности;  
— повышение квалификации библиотечных кадров;  
— изучение, пропаганда и внедрение передового библиотечного опыта и новшеств.

В каждом из этих направлений в разные периоды  выдвигаются конкретные задачи. Однако все направления объединены общей целью — помогать библиотекарям совершенствовать свою работу. При этом изучение и пропаганда передового опыта и новшеств является основой методической работы, образуя базу для совершенствования СПК библиотечных кадров. Обмен передовым опытом, его практическое обсуждение и изучение организуется во всех формах повышения квалификации. Анализ и информация об опыте библиотекарей — передовиков повышает качество методических рекомендаций и советов, способствует их лучшему использованию практикам.  
В повседневной оперативной деятельности методисты большое внимание уделяют начинающим библиотекарям, обучая их методам массовой и индивидуальной работы, организации фондов, информационной деятельности. Важной и постоянной задачей методистов является привитие библиотекарям навыков и желания анализировать свою деятельность как основы выявления её эффективности.  
Все направления методической деятельности реализуются в процессе проведения конкретных методических мероприятий, которые принято называть формами работы. В учебной литературе вся система форм подразделяется на устные, письменные и наглядные, а также на очные и заочные. В свою очередь среди очных форм принято выделять индивидуальные, групповые и формы практического показа. Целесообразно представить классификацию очных форм методической работы несколько иначе, а именно, положив в её основу характер контактов методистов и библиотекарей, и обозначить в связи с этим профессиональные качества методистов, способствующие достижению лучших результатов при проведения методических мероприятий. Так могут быть выделены:  
Формы, основанные на контактах методиста с одним библиотекарем: посещение библиотеки, индивидуальная консультация в ОМО (ЦБ), индивидуальные стажировка и практика, совместное выполнение с библиотекарем практической работы. Положительные результаты применения этих форм достигаются при глубоком анализе методистом работы библиотекаря, конкретных рекомендациях по её улучшению, и практической помощи, учете индивидуальных  личностных и профессиональных особенностей работника, установления с  
ним  доверительных отношений, проявления заинтересованности в  
улучшении результатов его труда и т.д.  

Формы, основанные на контактах методиста с группой библиотекарей — это практикумы, совещания, семинары, научно—практические конференции, круглые столы и т.д. На эффективность этих форм влияют немало факторов организационного и содержательного плана: актуальность тематики, оптимальность программы, наполненность ее активными методами обучения, время проведения и т.п. Поэтому важнейшее значение имеет осуществление методистом дифференцированного подхода к подбору участников мероприятий. При этом рекомендуется принимать во внимание не только образование и стаж работы, но и функциональные обязанности, опыт по рассматриваемой проблематике, интерес к ней будущих участников.  
Такой подход требует от методистов глубокого знания положения дел на местах и профессиональных особенностей своих коллег, приглашенных на методическое мероприятие, четкой организации занятий, проявления профессиональной квалификации по методике их проведения, по созданию атмосферы заинтересованности и активности в усвоении предложенной информации; в определении форм и методов будущей работы с обучавшимися в целях активизации применения ими полученных  знаний и умений.  
Формы, основанные на контактах библиотекарей друг, с другом,  организуемые методистами.  К ним относятся: посещения лучших библиотек, взаимопосещения библиотекарей, ШПО, Дни открытых дверей в библиотеках, экскурсии библиотеки, Дни специалиста. Цель этих форм — помочь библиотекарям не только услышать о передовом опыте, но увидеть его, изучить практически. Положительные результаты использования этих форм также связываются с дифференцированным и более того индивидуальным подбором участников мероприятий. Здесь важны как заинтересованность и способность обучающихся перенять опыт, так и умение библиотекарей — передовиков раскрывать детали, тонкости, своей работы, желание заниматься  передачей своего опыта. Потому и значительна роль методиста, организующего вышеназванные мероприятия, прогнозирующие его результаты, помогающего как библиотекарям — передовикам оптимально раскрыть свой опыт, так и обучающимся библиотекарем “применить” его на свои условия работы, увидеть возможности его лучшего использования.  
Система методической деятельности имеет свою цель. Она состоит во всемерном способствовании, обеспечении совершенствования библиотечного дела. Главной задачей методических центров является разработка оптимальной методики и технологии библиотечной работы и организация её использования библиотекарями. Конкретные задачи, способствующие достижению общей цели и главной задаче методической деятельности, решаются и в работе с передовым библиотечным опытом и в организации СПК библиотекарей, и в процессе оказания им повседневной консультативной и практической помощи. Ориентировка методистов — практиков на главные цели и задачи методической работы помогает избежать формализма, ненужных действий, бумажных дел, организаторской суеты, ее дающих выхода в реальную библиотечную практику, способствует повышению ее квалификации. 

 Как  уже говорилась ранее по форме проведения консультации могут быть устными (при посещении методистом библиотеки или библиотекарем методического центра, а также по телефону) и письменными — в форме различных видов методических пособий для библиотек. Своеобразной формой консультирования является практический показто есть практическое применение конкретных новшеств и т. п.  
Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. При проведении последних важно сформировать группу библиотекарей с примерно одинаковым уровнем образования и опыта работы. Групповые консультации могут быть как самостоятельной формой методического обеспечения библиотечной деятельности, так и входить составной частью в программы курсов, семинаров библиотечных работников.  
Консультации проводятся как по инициативе самих библиотекарей, по их просьбе, так и по инициативе методического центра, в чем и проявляется принцип активности в методическом обеспечении библиотечной деятельности.  
Основным путем такого активного консультационно-методического влияния является подготовка, издание и распространение методических рекомендаций. В систему методических изданий для библиотек входят разнообразные по характеру и целевому назначению материалы.  
Система методических изданий должна охватывать все стороны деятельности библиотек и призвана методически обеспечивать все направления их работы. 
Можно выделить следующие требования к методическим пособиям для библиотек:

• методические пособия должны отражать достижения теории и практики библиотечного  дела, как в нашей стране, так и за рубежом;  
• они должны быть построены на основе изучения опыта работы библиотек, отражать инновационную библиотечную практику  
• методические материалы должны быть четкими и конкретными раскрывать систему и методику работы; 
• методические пособия должны будить творческую мысль библиотекарей, учить их анализировать и оценивать свою работу.  

Методические  пособия и практические руководства имеют своей целью дать библиотекарям советы по различным участкам библиотечной деятельности подробно изложить методику и организацию работы по этому направлению Они ориентированы чаще всего, на библиотекарей, имеющих специальное библиотечное образование и служат руководством для повышения квалификации и переподготовки  

Методические  письма — это консультации по конкретным вопросам библиотечной работы, которые недостаточно освещены в специальной литературе и являются новыми или малоизвестными библиотекарям  

Методические  разработки — это материалы в ПОМОЩЬ подготовке и проведению конкретных работ в библиотеке (организация выставок, проведение массовых мероприятий), имеющие целью облегчить труд библиотекаря по самостоятельной разработке методических материалов и обеспечить их более высокое качество. Чтобы избежать излишней регламентации работы библиотекаря, «рецептурнОСТИ» предлагаемой методики, методические разработки давать не готовые схемы и тексты, а методические советы в помощь их самостоятельной разработке.  

Инструктивно-методические материалы

 имеют своей целью дать библиотекарям консультацию по применению на практике тех или иных регламентирующих документов (стандартов, инструкций, норм, правил и т. д.).  
Основные требования к методическому консультированию заключаются в том, чтобы методические рекомендации содержали ответ не только на вопрос «что делать», но и на вопрос «как это сделать», то есть содержали подробное изложение методики и организации работы по теме консультации.  
В методических консультациях каждое предложение совет, рекомендация должны быть методически обоснованы, показывать, почему данный способ, прием, форма работы наиболее целесообразны и приемлемы в данных условиях. Нельзя допускать разработки рекомендаций, не имеющих научно-методического обоснования, экспериментально не проверенных, оторванных от реальной практики, умозрительных и абстрактных.  
Методические консультации должны строиться дифференцированно, в зависимости от типов и видов библиотек (например, не давать одни и те же рекомендации библиотекарям детских и школьных библиотек, исходя из того, что они обслуживают читателей одного возраста), уровня образования и практического опыта библиотекарей, с учетом местных условий и особенностей. Так, если начинающим библиотекарям необходимо дать конкретные указания, что и как делать, то основное содержание методических рекомендаций для более подготовленных сотрудников библиотеки должен составлять показ новшеств, применяемых в библиотеках.  
Методические консультации должны не только давать те или иные советы, но и отсылать к соответствующей литературе, стимулируя тем самым профессиональное самообразование библиотекарей.  
В совокупности все виды методических консультаций составляют ту систему методического обеспечения, опираясь на которую библиотеки могут определять направления и конкретные позиции своего плана работы, обеспечивать его выполнение. Поэтому отсутствие или устарелость методических пособий в значительной мере затрудняет методическое обеспечение деятельности библиотек.  
В последние годы появилось стремление отказаться от активной методической помощи библиотекам и перевести ее на договорную основу и заказ библиотеками консультационно-методических услуг и продажу этих услуг библиотекам. Представители этой позиции убеждены, что при такой организации к методической помощи будут обращаться те библиотекари, которым эта помощь необходима и которые поэтому будут готовы оплатить консультации и советы методистов. Однако при реализации такого подхода от методической помощи будет отрезан большой массив библиотек, не имеющих возможности оплатить консультационно-методические услуги методического центра.  
Библиотеки — методические центры не в праве переводить бесплатные методические услуги в платные. Платная консультационно-методическая помощь допустима лишь при издании методических пособий, требующих от библиотеки — методического центра дополнительных затрат, а также при оказании методической помощи библиотекам других ведомств, не имеющим своих методических служб, на договорной основе.  

Обновлено: 28.05.2023

В разделе представлены консультации для воспитателей ДОУ детского сада на разную тематику, авторские рекомендации и консультации для педагогов детского сада. Посещая детский сад, ребёнок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие.

Известно, что одно из особенностей детей дошкольного возраста заключается в том, что решить эти задачи, усвоить, развиться, ребёнок сможет только в том случае, если он испытывает положительные эмоции от пребывания в детском саду, т.е. психологический комфорт. Очень тёплое, ласковое общение воспитателя с детьми с детьми во время приёма (обнять, приласкать, сказать что-то очень приятное).

В разделе сайта консультации для воспитателей детского сада для разных групп содержит много интересных публикаций для воспитателя по обучению детей на разные темы:

Раздел для воспитателей детских садов. На страницах раздела собраны материалы, необходимые в повседневной работе педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Воспитатель детского сада присматривает за детьми, пока их родители на работе, но на этом перечень функций этого специалиста не заканчивается: он проводит обучающие занятия, преподаёт основы чтения, математики, обучает лепке, аппликации, рисованию, музыке и танцу, а также занимается физкультурой. Педагог-воспитатель даёт ребёнку первые представления об окружающем мире, принципах взаимоотношений между людьми, помогает адаптироваться и социализироваться, учит отличать хорошее от плохого, объясняет правила поведения в обществе.

Раздел консультации для воспитателей предназначен для заведующих, заместителей руководителя, старших воспитателей, воспитателей, специалистов детского сада, родителей и просто интересующихся воспитанием детей.

Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Вложение Размер
Статья «Консультация, как форма методической работы с педагогами» 50.77 КБ
Презентация «Консультация, как форма методической работы с педагогами» 733.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация как форма методической работы с педагогами

старший воспитатель Шумакова Г. А.

Консультация является одной из традиционных форм методической работы с педагогами.

Консультация — передача знаний собеседнику, повышение его компетенции в конкретных вопросах.

Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут.

Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными (плановыми). Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу.

Консультации подразделяют на индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные.

Основные, т.е. плановые, консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения.

При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Методы консультирования: объяснение, эврестическая беседа, дискуссия.

Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Этот метод обладает целым рядом положительных качеств: достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др.

Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации — объяснения полезно сформулировать вопросы. Вопросы, обращенные к педагогам в процессе консультации, помогают им осмысливать свой опыт под углом зрения научных выводов, высказывать свои соображения, догадки, формулировать заключение. В зависимости от уровня квалификации педагогов старший воспитатель определяет, в какой мере можно привлекать знания из их опыта или ограничиться собственным объяснением.

При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы . В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование.

Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получат воспитатели и к каким выводам они придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия.

Метод консультации — дискуссия по форме и содержанию близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Однако, в отличие от беседы, в дискуссии необходима борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Поэтому использование дискуссии как метода требует от старшего воспитателя высокой профессиональной компетентности, педагогического мастерства, большой культуры, такта. Ведущему дискуссию нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроение участников, создавать атмосферу доверия. Участники дискуссии должны обладать знаниями теории и желанием совершенствовать свою деятельность.

Виды консультаций, описанных в современной литературе :

— по опорным словам с элементами изложения;

  • Консультация-диалог проводится по одной теме двумя педагогами с разным подходом к проблеме. Слушатели выбирают точку зрения, которая им ближе.
  • Консультация-парадокс с запланированными ошибками.

— обнаружены все заданные ошибки, что свидетельствует о полном понимании проблемы;

— ошибками могут быть названы правильные положения (в этом случае методист разъясняет и уточняет эти положения);

— отмечены не все ошибки, тогда методист повторно объясняет суть вопроса.

Особенностью консультаций такого типа является обязательное предварительное изучение рассматриваемой темы самостоятельно или коллективно.

  • Консультация по опорным словам с элементами изложения.

Данный вид консультаций целесообразнее применять в случаях рассмотрения очень трудной для восприятия темы, включающей в себя много терминов, определений, понятий и т.д.

Слушателям излагают материал, при этом на доске (интерактивной, магнитной, обычной, фланелеграфе) появляются опорные слова или сочетания слов. По окончании, слушателям предлагается написать мини-изложение по данным опорным словам. Через определённое заранее для написания время, педагоги по очереди зачитывают свои мини-изложения. Все слушают, уточняют понимание того или иного утверждения, задают вопросы и т.п., исправляют, если необходимо свою работу, выбирают наиболее удачный вариант изложения.

  • Консультация – практикум предполагает устное изложение материала для слушателей по освоению какой-то методики, технологии. После прослушивания педагогам предлагается выполнить задания самостоятельно (своими руками что-то сделать, провести игру, составить методическую разработку).
  • Консультация – тренинг — устное изложение материала сочетается с выполнением упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств.
  • Консультация – инструктаж используется для освоения информационных технологий.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

— Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.

— Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.

Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.

— Необходимо обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы, т.е. планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.

— В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.

— Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.

Методы активизации педагогов:

  • Мозговой штурм, например, терминологический диктант, использование перфокарт и тестов — опросников, педагогические кроссворды, головоломки;
  • Педагогические ситуации;
  • Практические задания, например, составление графических моделей, подбор наглядного материала по теме;
  • Проект, например, разработать тематический план по определённой теме.

Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечить закрепление и воспроизведение содержания консультации.

— Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.

Предварительная подготовка к консультации включает:

1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы консультации.

2. Формулировка основных вопросов и составление развернутого плана консультации.

3. Изучение и анализ методической литературы по теме консультации.

4. Подбор и систематизация наглядных материалов.

5. Подбор форм активного включения педагогов в ход проведения консультации.

6. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

7. Распределение материала по вопросам.

8. Письменное изложение полного текста выступления.

9. Подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.

В связи с модернизацией образования сегодня особую значимость приобретает проблема профессионализма и компетенции работников дошкольных учреждений. Повышению педагогического мастерства, развитию личности, ее творческого начала способствуют разные формы методической работы, которые содействуют совершенствованию работы педагогов с детьми, освоению наиболее рациональных методов и приемов их воспитания и обучения. Задачей методической работы является не столько коррекция ошибок деятельности педагогов, сколько, в первую очередь, оказание своевременной и действенной помощи педагогам.

В настоящее время применяется много новых интересных форм методической работы. Но нельзя сбрасывать со счетов и старые, проверенные. Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из распространенных таких малых форм методической работы является консультация. Обычно продолжительность консультации составляет 45 минут. Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные. Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Именно такова последовательность проведения мероприятий при подготовке педагогического совета. Такая последовательность методической работы позволяет более качественно реализовать годовую задачу. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям.

Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

  1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
  2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
    Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
  3. Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
    Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.
  4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
  5. Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
    Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
  6. Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

В методическом кабинете должны находиться накопительные папки с материалами консультаций, которые педагоги могут использовать в своей работе.

В процессе проведения консультации широко используются методы, активизирующие педагогов.

Духовно-нравственное воспитание осуществляется через активное использование в воспитательно-образовательной работе:

В ходе консультации воспитатели выделили компоненты духовно-нравственного воспитания, составляющие базу культуры личности: нравственный, эстетический, религиозный. И наметили пути и способы решения проблемы:

  1. Разработать систему взаимодействия детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей с различными организациями – музеем, библиотекой, школой, церковью;
  2. Продумать педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей: запланировать различные формы работы с семьей, провести анкетирование родителей с целью выявления отношения родителей к работе по приобщению детей к историческим, православным, народным традициям, заключить соглашение с родителями, желающими, чтобы их дети посещали кружок по ознакомлению с историей и традициями России.
  3. Разработать тематический план работы с учетом православного календаря.

В течение учебного полугодия педагогам представилась возможность апробировать свои предложения и сделать выводы о подтверждении или опровержении их гипотез. Объединенные общей идеей педагоги учились, анализировали свою работу, методы и приемы, уделяли большое значение вопросам нравственности. Главной задачей стали считать пробуждение в ребёнке желания стать лучше, добрее, развивать в нём духовные потребности. В результате большинство гипотез нашли свое подтверждение.

После одной из таких консультаций, молодой воспитатель переосмыслила содержание консультации, кратко изложила ее на карточке – памятке и пришла уточнить некоторые вопросы. Эта идея мне очень понравилась и теперь я часто прошу делать краткую запись содержания консультации.

Консультация или часть консультации может проходить в форме дискуссии. Эта форма близка к беседе, так как предлагаются вопросы для обсуждения. Для дискуссии выбирается тема, которая вызывает споры и требует общего решения.

Отличительной особенностью дискуссии является наличие столкновений двух или нескольких мнений.

Во время дискуссии важна доброжелательная атмосфера, где каждый имеет право на свое мнение. Аргументы в защиту разных мнений тактично выслушиваются. Педагоги обсуждают вопросы и предлагают пути их решения. Многие понимают важность индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Именно активное общение, обсуждение, включение каждого в общую работу приводит к более высокому результату.

Педагоги высоко оценили разнообразие методов и приемов, применяемых на консультациях. Проделанная работа дает положительные результаты. Выбор форм и методов проведения консультаций зависит от темы, логики изложения, опыта педагогов. Интересная форма проведения консультаций должна обогащать, дополнять ее содержание. Активные формы включения педагогов в деятельность развивают способность применять знания, умения и практический опыт для осуществления профессиональной деятельности.

Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.

Рубрики

Эссе по прочитанной книге Анны Быковой «Как подружить детей с…

Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…

Конспект НОД по развитию эмоциональной отзывчивости у детей подготовительной к…

Комментарии

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий — строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ » Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях.»

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Конспект занятия по лепке «Ягодки рябины для птичек» в первой младшей группе

Sample Image

Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.

Читайте также:

      

  • Взаимодействие доу с социальными институтами
  •   

  • Общие принципы строения центральной нервной системы серое вещество белое вещество кратко
  •   

  • Характеристика героя в начальной школе
  •   

  • Лекции о работе главных пищеварительных желез павлов кратко
  •   

  • Постановка задач это информатика кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мощность ветви
  • Физика как найти частоту вращения
  • Как составить диалог знакомства на немецком языке
  • Как найти эрозию шейки матки
  • Найти как пройти risen