Как составить методическую разработку учебного занятия

Рекомендации для методистов, учителей, педагогов дополнительного образования по созданию методической разработки

Развитие современной педагогики невозможно без создания новых методик. Расширение спектра образовательных услуг в сфере общего и дополнительного образования детей, разработка новых общеразвивающих программ и особенности обучения по ДОП требуют новых методических разработок. Методическая разработка представляет собой пособие для методистов, учителей, педагогов дополнительного образования, в котором отражены цели, средства, методы и формы обучения или воспитания.

В методической разработке обязательно присутствует элемент новизны, иначе она не будет интересна и востребована.

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Методическая разработка – это письменная работа, представляющая опыт педагогической деятельности методиста, педагога дополнительного образования, который может быть использован в практической работе участниками образовательного процесса.

Методическая разработка позволяет педагогическим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт, представить свои предложения по совершенствованию образовательного процесса.

В зависимости от цели, задач, качества и значимости методические разработки могут быть разных уровней и направлений, выполнятся в разных формах: учебное, учебно-методическое и методическое пособие, методическая разработка, методические указания, презентации и др.

В методической разработке могут быть представлены учебная программа, методические рекомендации, дидактические материалы, комплекты наглядных пособий и др.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного занятия;

разработку серии занятий;

разработку темы программы;

разработку частной (авторской) методики преподавания дисциплины;

разработку общей методики преподавания дисциплин;

разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели;

содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения;

авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе;

материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;

язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным;

рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт;

методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса;

ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения;

методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?»;

должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, разноуровневые задания и т.д.).

Инструкция по написанию методической разработки

1. Определение темы методической разработки

Тема методической разработки должна отражать актуальные аспекты педагогической деятельности.

Тему автор выбирает самостоятельно. При определении темы методической разработки методист, педагог могут ориентироваться на:

тему методической работы в образовательной организации;

противоречие, возникшее в ходе практической деятельности самого методиста, педагога;

противоречивые результаты и утверждения, обнаруженные в литературных источниках.

Заявленная тема не должна быть слишком широкой. Предпочтительно выбирать узкую тему. При формулировке темы нужно уметь увидеть главное, отделить его от второстепенного.

Обычно тема строится по принципу: предмет исследования – объект исследования – цель исследования. Порядок частей названия может быть различным.

Структура и содержание методической разработки должны соответствовать заявленной теме.

2. Аннотация

Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста методической разработки, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.

Аннотация в МР, статье обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема методической разработки, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

Образцы аннотаций:
В методической разработке исследуется (что?)…
Показан (что?)…
Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)…

В работе дается характеристика (чего?)…
Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как…

В методической разработке анализируется (что?)…
Главное внимание обращается (на что?)…

Используя (что?), автор излагает (что?)…
Отмечается, что…
Подчеркивается, что…

В методической разработке дается (что?)…
Раскрываются (что?)…
Описываются (что?)…
Особое внимание уделяется вопросам (чего?)…

В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)…
Показывается (творческий) характер (чего?)…
Устанавливаются критерии (чего?)…

В методической разработке подробно освещаются (что?)…
Характеризуется (что?)…
Рассматривается (что?)…

В методической разработке на основе анализа (чего?) показан (что?)…
Констатируется, что…
Говорится о…
В заключение кратко разбирается (что?)…

Методическая разработка может быть полезна (кому?) …

3. Введение (пояснительная записка)

Во введении (пояснительной записке) раскрывается актуальность темы, дается краткий анализ литературных источников, определяется степень изученности вопроса, цель, задачи работы, теоретическая и практическая база, методы исследования, возможности практического использования предлагаемых материалов.

Автор методической разработки должен в первую очередь ознакомиться с основными исследованиями по интересующей проблеме и составить представление об изученности вопроса на современном этапе, выявить актуальные моменты, сделать самостоятельные выводы о степени разработанности данной проблемы.

Выбранная проблема должна быть значимой, ее ценность определяется в том числе и тем, насколько она требует исследовательского поиска решения.

Выявляя проблему, не следует слишком углубляться в историю вопроса. Достаточно изложить суть проблемной ситуации, из которой будет просматриваться ее актуальность. 

Актуальность исследования объясняется (обусловлена, определяется, детерминируется, основана)…

В современных (социально-экономических) условиях…

что и обусловило актуальность выбранной темы исследования;

(что?) резко актуализировало потребность в разработке (чего?)

Проблема (какая?) в современной ситуации является одной из наиболее актуальных…

Актуальность исследования обусловлена необходимостью и своевременностью изучения и решения проблемы … для дальнейшего развития теории (теории и практики)…

Оценка вклада в решение проблемы предшествующих исследований (И. О. Фамилия исследователя и его вклад).

В последнее время появился ряд исследований, посвященных проблеме (какой?) (И. О. Фамилия и др.), выявляются возможности построения данного процесса в системе (чего?) (И. О. Фамилия и др.), (чего?) (И. О. Фамилия и др.), (чего?) (И. О. Фамилия и др.).

Что осталось неисследованным и почему проблема остается актуальной или приобрела новое звучание?

Несмотря на всю ценность результатов исследования проблемы … , многие важные вопросы остаются мало разработанными. Необходимо существенное уточнение современного понимания … Требуют рассмотрения вопросы о … , о закономерностях становления … и связанных с ними технологическими особенностями в …

Проблема состоит в том, что … (заключается)…

Объект исследования – … (какая часть педагогической реальности рассматривается; область, к которой принадлежит методическая разработка).

Предмет исследования – … (что отыскивается, устанавливается, какой аспект исследуется; какие признаки предполагается изменить, отличительные черты авторской методики).

Цель исследования – Хорошо сформулированная цель во многом определяет успех всей работы. Не стоит формулировать цели «общими словами»: развивать мышление и воображение – факт достижения такой цели нельзя проверить. 

Основные требования к формулировке цели и задач:

Цель должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы ее можно было разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.

Цель должна рассматриваться в общей системе целей, т.е. должна быть ясна не только цель, а подцели (задачи), с помощью которых она будет достигнута и надцели, для достижения которых нужна ваша цель.

Задачи указывают на те изменения, которые должны произойти с учащимся и проявиться в его поведении или в результатах его работы.

Чтобы корректно сформулировать цель и задачи, попробуйте поступить следующим образом:

Ответьте на вопрос: «Что вы собираетесь изменить с помощью своей разработки?» Опишите ожидаемый результат: БЫЛО…– СТАЛО…

Затем уберите те изменения, которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только то, что напрямую касается вашей работы.

Составьте цепочку «ЗАЧЕМ?», это поможет вам увидеть надсистему целей.

Составьте цепочку «ДЛЯ ЭТОГО?», это поможет вам увидеть подсистемы целей.

Целями методической разработки могут быть:

определение форм и методов изучения содержания темы;

раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;

описание видов деятельности педагога и учащихся;

описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;

осуществление связи теории с практикой на занятиях;

использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Определить понимание …

2. Разработать теоретические основы целеполагания в …

3. Обосновать и апробировать принципы и логику образовательного процесса, направленного на …

4. Выявить периоды и технологические особенности становления …

Условия применения

В этом разделе укажите:

контингент учащихся, особенности контингента (если есть);

название дополнительной общеразвивающей программы, в рамках которой применяется ваша методика;

если ваша разработка опирается на авторскую методику, укажите название базовой методики и ее авторов.

Методологическую основу исследования составили идеи …(Ф.И.О. ученых и др.) о ….; … (Ф.И.О. исследователей и др.) об … .

Эмпирическую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая в … .

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

теоретические: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, и др.;

эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, изучение педагогической документации, анализ творческих работ и выполнения тестовых заданий, наблюдения, обобщение педагогического опыта, диагностика отдельных компонентов профессиональной позиции педагога-воспитателя, опытная работа, диагностический и формирующий эксперименты по исследованию возможностей отдельных педагогических средств и их групп, формирующий эксперимент и др.;

статистические: ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов, расчет распределения, коэффициентов корреляции, оценка статистической значимости гипотезы и др.

Введение должно быть написано так, чтобы у читателя осталось ясное понимание причин, которые побудили к проведению исследования, целей и задач, которые предполагается решить в ходе подготовки методической разработки.

В первом разделе (главе) основной части методической разработки автору необходимо дать научно-теоретическое обоснование темы и проблемы исследования и практическое обоснование материалов, предложенных в работе.

Методист, учитель, педагог дополнительного образования знакомятся с литературными источниками, справочниками, словарями, учебниками, монографиями, статьями, документами, статистическими материалами, публикациями в прессе, материалами радио- и телепередач и др. 

Автору разработки необходимо владеть навыками сбора и систематизации материала, умением применить теоретические знания к исследованию конкретных объектов, явлений, процессов. 

Анализ источников помогает понять сущность и последовательность развития и решения интересующей автора проблемы. При работе с литературой целесообразно изучить состояние проблемы в теории и практике.

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения проблемы (какой?). В фундаментальных исследованиях (И. О. Фамилия и др.) рассматривается процесс формирования (кого?), развития (чего?) и (чего?). (И. О. Фамилия) конкретизировал (что?) на этапе (чего?), представив (что?) как (что?). Большое значение при изучении вопроса о (чем?) имеют исследования, в которых анализируются особенности (чего?) (И. О. Фамилия и др.).

Автору методической разработки необходимо иметь представление о состоянии изучаемой проблемы в практике дополнительного образования детей. Изучить передовой педагогический опыт помогут материалы конференций, статьи в периодической печати и т.п.

На основе научной литературы необходимо дать толкование основных используемых в тексте понятий, обосновав свой выбор. Автор вправе представить свои собственные «рабочие» определения с соответствующими пояснениями. 

Везде, где речь идет о литературных источниках и приводятся мнения разных авторов, должны быть ссылки на литературу. 

«…, – читаем у (И. О. Фамилия), – …». На философские выводы (И. О. Фамилия и др.) опирается в своих исследованиях (И. О. Фамилия) – создатель (чего?).

Библиографические ссылки по месту расположения могут быть:

внутритекстовые (непосредственно в строке после текста, к которому относятся);

постраничные (помещаемые внизу страницы, под строками основного текста);

концевые (после текста).

Второй раздел (глава) методической разработки должен содержать описание представленного опыта, описание способов решения проблемы, сравнение старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность и т.д.).

Средства

Модели, инструменты, методы

Укажите модели, инструменты, методы, которые используются в вашей разработке.

Наглядные пособия

Опишите используемые вами наглядные пособия. Если используются известные пособия, описанные раньше, перечислите их и дайте ссылки на материалы, в которых они описаны.

Описание методики

Описание методики может быть выполнено в различной форме – это зависит от ее содержания.

Главная проблема описания заключается в том, что большинство используемых нами методик не реализуются в рамках одного или нескольких занятий, а требуют более гибкой системы тренингов. Часто бывает ситуация, когда переход к новому этапу обеспечивает ряд упражнений предыдущего этапа, которые могут проводиться в любой последовательности. В этом случае этапы удобно представить в виде схемы. Если ваша методическая разработка укладывается в четкую последовательность шагов, необходимость в схеме отпадает, в таком случае возможна разработка алгоритма.

Методические советы

Наряду с конспектом занятия, сценарным планом, ходом проведения мероприятия в работе должны быть отражены методические советы по проведению мероприятия или занятия:

на подготовительный период (правильное распределение поручений, техническое оснащение занятия);

организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок);

на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

Примеры

Часто в методических разработках примеры занимают львиную долю места и внимания читателя. Методическая разработка должна быть написана таким образом, чтобы ваши коллеги не  копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своего учебного процесса, не нарушая предложенную вами технологию.

Примеры иллюстрируют, делают более понятными и конкретными ваши предложения, но ни в коем случае не заменяют их.

Диагностика

Большую ценность будет иметь работа, если в ней присутствуют результаты, полученные на основе проведенных исследований. Они должны быть оформлены и представлены в работе.

Как правило, в методических разработках педагогов диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более читабельным, но не дает возможности оценить результат. Если результат вашей методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся, необходимо показать работы не менее 2/3 учащихся объединения. (достаточно приложить к описанию методики ксерокопии работ).

Другой вариант – использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо сослаться на источники.

Если вы решились предложить собственную диагностику результатов применения вашей методики, то вам необходимо ответить на два вопроса:

По каким объектам вы оценивали результаты своей работы? Это могут быть:

наблюдаемое поведение детей (дети просят почаще проводить такие занятия – такие наблюдения свидетельствуют о повышении мотивации);

продукты творческой деятельности детей (работы, выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);

результаты выполнения специальных заданий, проектов и т.п.

2. Значения каких признаков вы будете оценивать?

Это могут быть:

наличие определенных  высказываний учащихся в процессе работы;

определенные виды поведения учащихся;

количество правильных ответов на предложенные задачи;

количество ошибок определенного рода и т.п.

Если вы оцениваете работу в баллах, ни в коем случае не считайте среднее арифметическое результатом по классу. Если работа оценивается, например, десятибалльной шкалой, можно подсчитать число учеников, чьи результаты попадают в определенные промежутки (например, 0-5; 6-10; 11-20 и т.д.). Результаты можно отразить в диаграмме.

Таблицы, схемы, чертежи, графики, формулы, имеющиеся в тексте, нумеруются каждые в отдельности. Схема, таблица, график и т.д. должны иметь название и ссылку на источник данных.

При изложении материала необходимо соблюдать логическую последовательность. В конце каждой части работы и отдельных ее параграфов следует делать краткие выводы по изложенному материалу.
 

В заключении делаются выводы и представляются результаты, подчеркивается эффективность, значимость предлагаемой системы работы, даются рекомендации по практическому применению. Автор дает собственную оценку проведенной им работы. 

В заключении автор должен соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить выводы в единое целое.

Иногда целесообразно построить заключение как перечень выводов, разбив его по пунктам, в каждом из которых выделить и обосновать один конкретный вывод.

Также в заключении можно отразить вопрос перспективной работы (исследования) над данной темой.

В списке литературы указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку.

Приложения (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) оформляются на отдельных листах.

В приложениях, в том же порядке, в котором они упоминаются в тексте работы, приводятся:

описания применявшихся автором диагностических методик;

монографические характеристики учащихся;

характеристика класса;

описания фрагментов педагогической деятельности;

отобранный предметный материал (в схемах, таблицах, рисунках и фотографиях);

тематические и поурочные планы, разработки занятий и т. д.

К методической разработке может быть приложена мультимедийная презентация.

Презентация должна отражать:

актуальность выбранной темы;

соответствие содержания презентации теме методической разработки;

соответствие материала современному уровню развития науки и техники;

правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии.

При оценивании презентации учитывается:

иллюстрационный материал презентации;

читаемость и дизайн текста;

цветовое решение презентации;

оптимальность количества слайдов;

эффективность применения анимации.

Качество методической разработки оценивается по следующим показателям:

п/п

Название критериев оценки

Баллы по критерию

1.

Актуальность выбранной тематики, оригинальность работы, новизна идей и способов, путей их разработки. Ценность (практическая ценность) работы с учетом специфики местных условий, целей и задач образовательного процесса, контингента учащихся (воспитанников) и других факторов.

 

2.

Научность и достоверность методов разработки, аргументированность основных положений с учетом анализа научно-методической литературы и периодики по проблемам исследования как за рубежом, так и в России.

 

3.

Ведущие теоретические, педагогические идеи, межпредметные связи в содержании; степень научности и практической значимости; использование современных научных и педагогических подходов, информационных технологий, технологичность пособия (доступность для использования в педагогической практике)

 

4.

Перспективность и практическая значимость работы (уровень завершенности работы, целевая аудитория). Возможность использования пособия в других организациях дополнительного образования детей

 

5.

Стиль, грамотность изложения и качество оформления работы

 

6.

Обоснованность и доказательность выводов при защите методической разработки и ответов на вопросы

 
 

Итого

 

Общие требования к оформлению методической разработки

Методические разработки предоставляются на бумажном носителе с приложением электронного варианта на CD-диске.

Сопроводительный лист к работе должен содержать точную информацию об авторе: фамилия, имя, отчество (полностью); место работы (наименование образовательной организации с указанием адреса); должность; квалификационная категория; сведения о наличии ученой степени, звания; контактные телефоны.

Требования к тексту методической разработки: формат А4, ориентация – книжная, шрифт – Times New Roman, кегль – 14, интервал между строками одинарный, поля слева – 2,5 см, справа – 2 см, сверху и снизу – 2 см, выравнивание – по ширине страницы без переносов.

Методическая разработка может иметь приложения, в том числе – в электронном виде.

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Ссылки на литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Количество и объем разделов не лимитируется.

Литература:

Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000, — с. 240

Другова Е.Н. Требования к методическому пособию, методической разработке, методическим рекомендациям. — г. Кисловодск, 2012

Как написать методическую разработку//: http://www.kakprosto.ru

Моргун Д. В., Орлова Л. М. Издательская деятельность учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности: Опыт и практические рекомендации. — М.: МГСЮН, 68 с.

Нестеренко А. Методическая разработка: проще, чем кажется// Интернет-журнал «Лицей»

Серова Н.Л., Федина Н.П. Как подготовить и защитить методическую разработку . – Ярославль, 2004

Как написать методическую разработку

Опытный педагог знает, что отлично проведенное занятие — результат серьезной подготовки. Одним из видов такого «планирования» можно считать и методическую разработку, которая позволяет тиражировать опыт одного преподавателя и осветить непростую тему в образовательном процессе.

ЛаЛаЛань расскажет немного подробнее о методических разработках: что это, какой структуры стоит придерживаться при подготовке разработки, на что обратить внимание и чем полезно создание этого вида педагогических разработок.

Об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Методическая разработка и ее место среди педагогических квалификационных работ

Преподаватели для обеспечения образовательного процесса учебными и методическими материалами используют различные виды квалификационных работ, то есть таких работ, которые позволяют в той или иной мере судить о квалификации педагога и уровне его профессиональной компетенции.

Все эти материалы называются педагогическими разработками, среди которых выделяют, например, учебные и учебно-методические пособия, учебники, методические рекомендации и указания. К этому перечню относятся и методические разработки как особый вид педагогической квалификационной работы. Что это такое?

  • Методическая разработка — это пособие, в котором подробно представлен ход учебного занятия по той или иной теме.

В методическую разработку включаются конкретные учебные материалы, описание последовательности действий преподавателя и студентов, приводятся методические советы и рекомендации по организации занятия. Это могут быть сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки, игры и не только.

Следует помнить, что методическая разработка — это не переписывание учебников или пособий. Этот вид работы не должен повторять материал учебных изданий, методическая разработка — это творческая, кропотливая работа по описанию опыта педагога, которым он готов поделиться.

Методическая разработка для разных видов занятия

Методическая разработка может быть подготовлена одним преподавателем или несколькими педагогами и может представлять собой:

  • план-разработку одного занятия с описанием используемых материалов, методов, хода урока;
  • разработку нескольких таких уроков, посвященных одной теме и дополняющих друг друга;
  • разработку конкретной темы учебной программы и подробное описание используемых средств обучения (например, пособий, словарей и справочников, плакатов, таблиц и пр.);
  • программу проведения фестивалей, конкурсов, олимпиад и соревнований с воспитательно-методическими функциями и многое другое.

Чаще всего методическая разработка приурочена к конкретному занятию или серии занятий. Для ее успешной подготовки стоит заранее определиться с видом проводимого занятия:

  • лекция;
  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • лабораторная работа;
  • конференция;
  • семинар;
  • контрольная работа;
  • зачет;
  • деловая игра;
  • экскурсия;
  • смешанный вид занятия, на котором используются несколько видов деятельности (например, лекция + семинар).

О чем писать, или Как подобрать тему для методической разработки

Для любого из названных выше форматов важен выбор темы. Для того чтобы найти ответ на вопрос «О чем писать?», преподаватель сначала должен ответить себе, зачем он планирует заниматься этой работой. Выбор цели — объяснить, уточнить, разъяснить противоречия в учебной программе и пр. — будет непременно коррелировать с выбором темы.

Погружаясь в ту или иную тему и планируя посвятить ей методическую разработку, педагог должен опираться на накопленный опыт и личный интерес, а также предварительно изучить имеющиеся источники.

Для качественного выполнения методической разработки лучше выбрать не широкую тему, а какой-то ее отдельный вопрос, требующий обсуждения или вызывающий неоднозначные реакции. Кроме того, востребованность и ценность разработки определяется актуальностью темы.

Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы. При необходимости дополнительно в структуру методической разработки включается приложение (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки).

В аннотации в нескольких предложениях ставится проблемный вопрос, которому посвящена методическая разработка, описывается целевая аудитория материала, то есть те, кому содержание разработки может быть интересно и полезно. 

Во введении, как и в случае с любой квалификационной работой или научной статьей, следует раскрыть актуальность материала, указать цели и задачи, описать методы.

Основная часть будет посвящена описанию хода занятия, указанию на возможные трудности и пути их решения в ходе ведения урока и пр.

Зачем создавать методические разработки

Написанием методических разработок приходится заниматься преподавателям самых разных специальностей и с самым разным опытом.

Значимость этого вида работы огромна. С одной стороны, это вспомогательная информация, определяющая план изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Этой информацией могут воспользоваться коллеги-преподаватели, молодые педагоги, студенты для выполнения педагогической практики.
Сам автор методической разработки в процессе подготовки текста систематизирует собранную по теме информацию, логично и стройно представляет ее в первую очередь для себя самого. Он может таким образом не только обменяться педагогическим опытом, но и получить какую-либо обратную связь от коллег.

Все это делает методические разработки важным видом педагогической квалификационной работы, который позволяет применять новые методы, подходы и технологии в образовательном процессе, развиваться и тиражировать педагогический опыт.

Понравился ли Вам материал?

Методические рекомендации по составлению

методических разработок теоретических уроков

Методическая разработка — это методическое пособие, рассчитанное на то, чтобы помочь преподавателю методически правильно организовать и наиболее эффективно провести занятие, обеспечить глубокое усвоение уч-ся  учебного материала.

Методическая разработка может быть написана на любую тему теоретических занятий лабораторно- практических работ, по любому вопросу учебно-воспитательного процесса.

В методической разработке должна идти речь о том, что изучать на занятии. Но главном образом как изучать, в каком порядке и а какой последовательности, какими методами и приемами, с привлечением каких наглядных пособии, средств обучения и способов активизации занятий к закрепление знаний учащихся  и т.п. (показать на конкретных примерах, как необходимо пользоваться. Методическая разработка теоретических занятий должна состоять, как правило, из двух разделов:

— характеристика темы и её учебно-воспитательных работ

— методических указаний к проведениию занятий

1. Характеризуя  тему методической разработки необходимо указать её точные наименование в соответствии в программой, количество часов, время изучения, степень сложности ее особенности, связь темы с пройденным материалом и тем, которой предстоит изучать в дальнейшем, с лабораторно-практическими занятиями и другими предметами, какие знания и умения должны приобрести уч-ся и какие воспитательные задачи необходимо решить в результате изучение данной темы.

2. Организация и методика проведения занятия:

Типы урока:

I. комбинированый урок, на котором сочетаются  различные виды работ — объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и др. и урок изучения нового материала, где основное внимание уделяется сообщению новых знаний

2. урок формирования и закрепление умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности.

3.обобщающий урок, на котором систематизируются изученный материал по определенным темам и разделам.

4. контрольной урок. на котором уч-ся выполняют различного рода проверочные и контрольные, устные и письменные работы .

 Вид урока: урок – семинар, урок — деловая игра, урок – конференции, урок – дискуссия, урок – викторина, урок – соревнование, интегрированный урок, урок — открытых мыслей, урок – лекция, урок – рассказ, урок – беседа, урок решения познавательных задач, киноурок с последующим анализом и обсуждением, лабораторная работа, практическая работа, письменная контрольная работа, устной опрос, письменный опрос, урок – зачет, урок взаимоконтроля, урок — взаимообучения, урок размышления, урок – сочинение, урок — экскурсия, нетрадиционный урок

Методы  обучения: рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа, демонстрации объектов, практические -упражнения, методы программированного обучения (машинное и безмашинное)

Их объединяют по характеру мыслительной деятельности и познавательной активности на следующие группы.

Объяснительно-иллюстративные методы — рассказ, беседа, лекция  и д.р. с использованием Т.С.О, наглядных пособий. При использовании данного метода следует учесть, что только правильное соотношение теоретической и иллюстративной части может обеспечить усвоение учебного материала,                                

Репродуктивные — методы, когда форма овладения  учениками учебным материалом преимущественно основывается на воспроизводящей функции памяти. Поэтому эти методы используются  обычно при закреплении, повторении, обобщении, систематизации, конкретизации ранее изученного материала, знания из личного опыта ученика, проблемные методы наплавлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся.  Главное внимание сосредотачивается; на формировании проблемной ситуации.

Исследовательские методы направлены для выполнения исследовательских задач*

— Выбираются те методы обучения, которые наилучшим способом обеспечивают решение поставленных учебно-воспитательных задач и способы активизации учащихcя.

— Определяется структура урока, последовательность изучение материала и время на структурные элементы урока,

Особенности построения уроков различного типа.

 Структура урока сообщения. новых знаний

1. Организация начала урока

2. Цель и задачи урока

3. Подготовительная работа и обеспечение нового (проверка дом. заданий воспроизведение ранее изученного и др..)

4. Объяснение

5. Итоги урока и задание на дом,

Главная часть — объяснение, однако успех урока зависит от всех компонентов. Единство структуры означает, что каждый элемент содействует успеху всего урока.

СТРУКТУРА урока закрепления

1. Организации начала урока

2. Постановка цели и задач урока

3. Закрепление

4. Итоги и задание на дом

Основная часть ypoка —  практическое задание, разрешение проблемных ситуаций и вопросов, тренировочное упражнение, самостоятельные работы,

Структура урока обобщения или повторения;

I Организация начала урока

2 Постановка цели задач урока

4. Итоги урока и задание на дом

4. Обобщение и систематизация учебного материала

особенность систематизации и обобщение состоит а том, что учитель сам объясняет  мало, он преимущественно руководит познавательной деятельностью учащихcя в ходе выполнения упражнений, большое внимание уделяется теоретическому анализу, который приводит к обобщенным выводам и способствует развитию логически правильного мышления.

Структура комбинированного урока

  1. Организации  начала урока
  2. Проверка домашнего задания  

3. Постановка цели и задач урока

4. Объяснение нового материала

5. Закрепление, повторение

6. Итоги урока и задание на дом

Этот тип урока представляет собой комбинацию всех элементов* причем каждая часть имеет равноценное значение среди других.

Структура контрольного урока

I. Объяснение цели проверки и инструкции об организации работы

Проверка готовности уч-ся  к выполнению задания  

2. Ознакомление с содержанием контрольного задания  и способами

его выполнения

  1. Самостоятельная работа учащихся

4. Предварительное подведение итогов урока.

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1. Высокий уровень психолого-педагогической подготовки преподавателя, его мастерство, творческий подход к построению урока или системы уроков.

2. Подготовленность учащихся к деятельности при данном сочетании методов и средств обучения.

3. Наличие необходимых учебно-информативных источников (учебников, справочников, пособий и др.) для качественного достижения целей.

4. Материально-техническое оснащение.

5. Психологический климат.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА

Исходным моментом подготовки к уроку является постановка его целей.

Всестороннее развитие личности учащегося предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Исходя из этого, процесс обучения призван осуществлять три основных взаимосвязанных функции — образовательную, воспитательную и развивающую, которые реализуются в том числе и на уроке.

Молодые преподаватели часто затрудняются в постановке целей урока. Возможно, предоставленные ниже рисунок и примеры, помогут  в решении этой задачи.

Определяя обучающую цель уроков, следует исходить из содержания учебного материала и педагогических задач.

Формулировки целей могут быть такими:

При сообщении нового материала:

— «Усвоить основные понятия и…»

— «Объяснить сущность (закона, процесса, явления и т.д.)

— «Изучить взаимодействие…»

При закреплении и совершенствовании знаний:

— «Обобщить знания по теме

— «Закрепить знания …»

— «Формировать умение объяснить причинно-следственные связи между…»

— «Углубить знания …»

При применении знаний:

— «Практически изучить способы…»

— «Ознакомить учащихся со способами решения…»

При учете и контроле знании:

— «Проверить усвоение основных понятий…»

— «Подвести итоги изучения темы…»

При постановке развивающих целей урока можно пользоваться следующими формулировками:

— «Формировать оперативное (диагностическое, конструктивно-технологическое, технологическое) мышление…»

— «Развивать (профессионально важные) качества личности: трудолюбие, аккуратность, настойчивость и др.»

— «Сформировать умения систематизировать полученные знания»

— «Развивать навыки научной организации труда»

При постановке воспитательных целей использовать такие формулировки:

— «Формировать научное мировоззрение»

— «Формировать бережное отношение к …»

— «Прививать навыки коллективного труда»

  • «Осуществлять экономическое (экологическое, эстетическое, нравственное) воспитание» После постановки целей урока и определения его замысла, необходимо подобрать структурные элементы урока, выбрать методы и средства обучения, определить тип и вид урока. В этом Вам помогут предлагаемые схемы, таблицы и рисунки, в которых отражены основные научно-методические требования к планированию урока.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РАЗЛИЧНЫХ ПОСТРОЕНИЙ УРОКОВ

Традиционный

Развивающий

Бинарный

Знания даются преподавателем в готовом виде

Знания добываются учащимися самостоятельно в ходе продуктивной деятельности

Знания даются мастером и преподавателем во взаимосвязанном виде (теория и практика, МПС)

Стиль преподавания — монолог Девиз: «Делай как я!»

Стиль преподавания — диалог Девиз: «Мы вместе! Я тебе помогу!»

Стиль преподавания -диалог. Слияние процессов усвоения знаний и формирования умений и навыков Девиз: «Мы поможем тебе!»

Методы обучения -репродуктивные Пассивное усвоение знаний

Методы обучения -активные Добывание знаний под руководством преподавателя

Методы обучения — возможны репродуктивные и активные, но и всегда практические, что важно

Самостоятельность учащихся не развивается, слабая адаптация к внешним условиям

Самостоятельность растет, возможность развития способностей к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию в области предмета

Развитие профессионального мышления и профессиональной деятельности. Адаптация в профессиональной среде

Рекомендации

в помощь преподавателю

при подготовке методических разработок

                                                 Составитель Винокурова С.В.

Аннотация

Данные рекомендации раскрывают технологические этапы подготовки и написания методической разработки, определяют предъявляемые к ней требования, содержат дополнительные сведения о видах и типах уроков, формах организации учебной деятельности, дидактической структуре урока и т.п., которые могут быть полезны преподавателям при написании методических разработок.

В пособии также даются методические рекомендации начинающему преподавателю по подготовке урока, проведению самоанализа и оценке эффективности урока.

Содержание

Содержание и виды методических разработок

4

Структура и требования, предъявляемые к методической разработке

5

Методическая разработка учебной темы программы

6

Методическая разработка урока теоретического обучения

6

Методические рекомендации начинающему преподавателю по подготовке урока

11

Методические рекомендации по самоанализу урока

13

Методические рекомендации по оценке эффективности урока

14

Общие требования к оформлению

15

Содержание и виды методических разработок

Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

  • разработку конкретного урока;
  • разработку серии уроков;
  • разработку темы программы:
  • разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
  • разработку общей методики преподавания предметов;
  • разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
  • методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  2. Определить цель методической разработки.
  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  4. Составить план и определить структуру методической разработки.
  5. Определить направления предстоящей работы.
  6. Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.

Например, цель может быть следующей:

  • определение форм и методов изучения содержания темы;
  • раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы;
  • описание видов деятельности преподавателя и студентов;
  • описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
  • осуществление связи теории с практикой на уроках;
  • использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Структура и требования, предъявляемые к методической разработке

  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  • Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  • Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  • Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
  • Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
  • Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
  • Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
  • Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
  • Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать преподаватель в своей работе (планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, опорные конспекты, схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Общая структура

  1. Аннотация
  2. Содержание
  3. Введение
  4. Основная часть
  5. Заключение
  6. Список использованных источников
  7. Приложения

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Структура методической разработка учебной темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • характеристика темы
  • планирование изучение темы
  • рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

  • образовательные цели и задачи темы
  • планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение
  • знания и умения, которые студенты должны получить или совершенствовать
  • место и роль темы в курсе
  • связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи
  • дается дидактический анализ содержания материала
  • выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
  • возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

  1. Продумать методику преподавания темы.
  2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии и т.д.
  3. Выделить основные вопросы, которые студенты должны прочно усвоить.
  4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.
  5. В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились преподавателем, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.  
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока (с технологической картой).
  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для студентов.
  6. Список литературы для преподавателей.

Пример методического обоснования темы: «Данная тема изучается в конце учебного года и является логическим завершением раздела: «Россия в к.20-н.21в.» учебного курса «История России 20-н.21вв.». История России н.21 века остаётся «белым» пятном в изучении исторических событий. Ещё до конца не проанализированы многие события и факты. Не дана оценка действиям многих историческим деятелям. Поэтому разработка и проведение таких уроков с одной стороны, вызывает много трудностей, с другой стороны они интересны обучающимся, являющимся свидетелями этих событий».

Пример методических рекомендаций по проведению урока: Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Обучающиеся разделены на творческие группы. Заранее получают задание, накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Преподаватель проводит консультации с группами.

Рекомендуемый план урока

  1. Тема программы (по тематическому плану рабочей программы дисциплины)
  2. Тема урока (по календарно-тематическому плану)
  3. Тип урока.
  4. Вид урока.
  5. Цель методическая.
  6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).
  7. Материально-техническое обеспечение урока.
  8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта урока:

Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность преподавателя и деятельность обучающихся.

Примечание: в колонках технологической карты следует указывать конкретные задания, вопросы, учебные пособия и т.д.

Рекомендуемая технологическая карта серии уроков (темы, раздела):

Раздел (тема):

Общая проблема:

Цели и задачи:

Квалификационные требования:

  • должен знать
  • должен уметь

Темы занятий, их № в

теме (разделе)        

Элементы

занятия

Тема (раздел) дисциплины

Тема занятия

Тема № 1

Тема № 2

Тема № 3

И т.д.

Заключительное занятие

1.Тема занятия

2. Тип/вид занятия

3.Методы и методические приемы

4.Форма и способ организации деятельности

3. Опорные вопросы и понятия

4.Система контроля знаний

5.Системасамостоятельной работы на занятии

6.система самостоятельной работы вне занятий и задание на дом

7.Обеспечение занятия (средства обучения)

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  • урок изучения нового учебного материала.
  • урок совершенствования знаний, умений и навыков.
  • урок обобщения и систематизации знаний.
  • урок контроля знаний, умений и навыков.
  • комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) :

  • урок по первоначальному формированию умений и навыков.
  • урок совершенствования умений и навыков.
  • урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и студентов, которая доминирует на уроке:

  • лекция.
  • беседа.
  • самостоятельная работа.
  • практическая работа.
  • лабораторная работа.
  • конференция.
  • семинар.
  • контрольная работа.
  • зачет.
  • деловая игра.
  • экскурсия.
  • смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Дидактическая структура урока (основные этапы урока) включает в себя следующие дидактические задачи:

  1. Мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действий.
  3. Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и студентов (по Молчан Л.Л.):

  1. Фронтальный.
  2. Индивидуальный.
  3. Парный.
  4. Коллективный.

Средства обучения – это орудия деятельности преподавателя и обучаемых. Средства обучения могут быть вербальные, печатные, звуковые, экранные, объемные, технические.

Методы обучения — путь исследования или познания, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, подчиненная решению конкретной задачи.

В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей.

  • методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа);
  • методы работы обучающихся (упражнения, самостоятельная работа);
  • по источнику получения знаний: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

  1. Информационно-рецептивный.
  2. Репродуктивный.
  3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Приемы обучения часть метода, его этап. Овладеть приемами — значит найти путь реализации метода, последовательность учебных действий, закрепляющихся в навыках и привычках.

Приемы делятся на логические (постановка проблемы, выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения);

организационные (запись плана, ответ по плану, ответ у доски, демонстрация, наблюдение по плану, разделение работы по операциям);

технические (вопросы на доске, анкеты, прикрепление рисунков к доске, использование таблиц, постановка вопросов).

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает:

  • создание условий для формирования знаний, умений и навыков;
  • развития способностей;
  • воспитания качеств личности и т.д.

Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Методические рекомендации по подготовке урока

( в помощь начинающему преподавателю)

  1. Первое с чего надо начинать подготовку к уроку:
  • четко определить и сформулировать для себя его тему;
  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия темы;
  • обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
  1. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для студентов целевую установку урока, обозначить в связи с этим обучающую, развивающую и воспитательную функции учебного занятия.
  2. Спланировать учебный материал занятия. Для этого надо:
  1. Подобрать литературу по теме. Если речь идет о новом учебном материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография, научно-популярное издание. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение нового материала;
  • применение знаний в знакомых ситуациях;
  • применение знаний в незнакомых ситуациях;
  • творческий подход к знаниям.
  1. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
  • задания, подводящие студента к воспроизведению учебного материала;
  • задания, способствующие осмыслению учебного материала;
  • задания, способствующие закреплению учебного материала
  1. Продумать «изюминку» учебного занятия. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет, удивление, изумление, восторг – то, что студенты будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и прочее.
  2. Сгруппировать отобранный учебный материала. Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществляться смена видов деятельности студентов. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность студентов, а не пассивное восприятие нового.
  3. Спланировать контроль учебной деятельности, для чего продумать:
  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля.

Следует помнить о том, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения.

  1. Подготовить оборудование для урока. Составить список учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения, проверить, все ли работает.
  2. Продумать домашнее задание: его содержательную часть и рекомендации по выполнению.

Подготовленный урок отражается в плане-конспекте /технологической карте, содержащих 2 основные части: формальную и содержательную.

Формальная часть отражает: дату, № учебного занятия, тему, цели (обучения, воспитания, развития), оборудование, тип и вид занятия, последовательность этапов, литературу.

Содержательная часть включает тексты всех заданий, новый учебный материал, рекомендации по выполнению домашнего задания, таблицу с указанием видов деятельности преподавателя и студентов на каждом этапе урока.

Внимание! Начинающему преподавателю рекомендуется включить в конспект занятия  аналитическую часть – самоанализ учебного занятия.

Методические рекомендации для преподавателей по самоанализу учебного занятия

Самоанализ представляет собой своеобразную рефлексивную деятельность преподавателя, его размышления о своем профессионализме. Это как бы отчет перед самим собой.

Особенность самоанализа учебного занятия заключается в том, что он должен проводиться через ракурс группы и конкретных студентов. Настоящий самоанализ – это раздумье о том, что необходимо сделать в плане своего профессионального совершенствования. Никто не может убедить преподавателя, что ему нужно делать в этом направлении больше, чем он сам. При самоанализе учебного занятия преподавателю рекомендуется искать ответы на следующие вопросы:

  1.  Удалось ли осуществить намеченный план учебного занятия? В какой мере? Насколько качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли студенты материал?
  2. Как была организована на занятии деятельность преподавателя и деятельность студентов? Удалось ли реализовать заявленные виды деятельности в рамках объявленной темы урока? Кто работал интенсивнее – преподаватель или студенты? Были ли активны студенты в ходе учебного занятия? Проявили ли инициативу? Правильно ли определены цели и задачи учебного занятия, учтены ли при этом особенности данной учебной группы?
  3. Удалось ли выбранными приемами сформировать у студентов мотивацию учебной деятельности на данном занятии и дать им целевую установку?
  4. Насколько оптимальными для реализации цели занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности; правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата после выполнения тех или иных заданий, упражнений, задач и т.п.)?
  5. Оптимально ли определено временное соотношение этапов учебного занятия?
  6. Удалось ли верно определить задачи, место, формы и приемы контроля? Какова его эффективность? Имела ли место мотивация оценок?
  7. Удалось ли организовать работу студентов по оценке собственной деятельности на учебном занятии с позиции достижения целевой установки?
  8. Какова степень достижения целей данного учебного занятия?
  9. Какие моменты на занятии были самыми удачными? Удалось ли увлечь студентов, заинтересовать их?
  10. Какие ставились проблемы, привлекала ли сама постановка проблемы внимание студентов?
  11. Что нового, неожиданного было для студентов в учебном материале, способе его подачи? Какие открытия были на уроке?
  12. Что было явно неудачным на занятии? Что необходимо исправить и как? Что можно было бы улучшить в организации занятия, в содержании и методах работы?

Обратите внимание!

В самоанализе ценно показать не то, как мы добиваемся успеха, а то, с какими проблемами сталкиваемся, какие решения оказываются эффективными, а какие — менее эффективными, как это скажется на работе в дальнейшем, чего на учебных занятиях прибавится, а от чего вы отойдете.

Показатели оценки качества и эффективности учебных занятий

(по Т.И. Шамовой)

№ п/п

Характеристика учебного занятия

Показатели

1

2

3

Цели урока объявлены

Организованы действия студентов по принятию деятельности

Соответствие содержания учебного материала целям учебного занятия.

Методы обучения обеспечили:

а) мотивацию деятельности;

б) сотрудничество преподавателя и студентов;

в) контроль и самоконтроль.

Соответствие методов обучения:

а) содержанию учебного материала;

б) целям урока.

Формы познавательной деятельности обеспечили:

а) сотрудничество студентов;

б) включение каждого студента в деятельность по достижению целей учебного занятия.

Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методическим обеспечением, содержанием учебного материала, целями учебного занятия.

Уровень достижения целей учебного занятия:

а) познавательный аспект;

б) воспитательный аспект;

в0 развивающий аспект.

Оценка проводится в баллах:

2 балла – реализовано полностью

1 балл – реализовано частично

0 баллов – не реализовано

Эффективность учебного занятия рассчитывается по формуле:

Эу = (N* 100%): 26, где N – сумма баллов, выставленных экспертом, 26 – максимально возможная сумма баллов.

Если Эу – 85% и нет ни одной оценки 0 – урок отличный

Если Эу от 65% до 84% — урок хороший

Если Эу  от 45% до 64 % — урок удовлетворительный

Общие требования к оформлению методической разработки

  1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-12). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
  2. Объем основного содержания – не менее половины всей рукописи.
  3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
  5. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
  6. Количество и объем разделов не лимитируется.

Памятка по составлению методической разработки плана-конспекта учебного занятия.

 Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий  или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия.

Для того, чтобы занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, его нужно тщательно подготовить, заранее спланировать:

· отобрать содержание и способы работы в соответствии с поставленными целями и особенностями детского коллектива;

· четко продумать методическое и техническое обеспечение, логику и преемственность этапов учебного занятия;

· структура занятия в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части к другой в соответствии с дидактической целью занятия и закономерностями процесса обучения.

Методическая разработка учебного занятия должна содержать следующую информацию:

1.  Цель занятия

2.  Задачи (не более пяти)

Задачи должны быть достаточно конкретны, достижимы за одно занятие и соответствовать выбранной теме. Они должны раскрывать цель, конкретизировать ее, определять содержание основных этапов занятия.

Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Обучающие задачи

Обучающие задачи направлены на формирование теоретических знаний, характерных для данного вида деятельности:

— обеспечить в ходе занятия усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.;

— обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) следующих движений (операций, технологий, способов изготовления);

— сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения…

Развивающие задачи

Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.

— способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление;

— создать условия для развития…;

— способствовать (содействовать) развитию эмоций, чувств ребенка (радости, сопереживания), развитию мимики ребенка;

— способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность);

— способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения).

Воспитательные задачи

Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности:

— содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.

3. Тип занятия

Определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения. Занятия теоретического обучения: изучения нового учебного материала; совершенствования знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; контроля знаний, умений и навыков; комбинированное.

Занятия практического обучения: по первоначальному формированию умений и навыков; совершенствования умений и навыков; по выполнению комплексных заданий (работ).

4. Форма занятия: путешествие, соревнование, заочная экскурсия, лекция, семинар, дискуссия, деловая игра и др.

5. Продолжительность.

6. Участники.

7. Возраст учащихся.

8. Оборудование и материалы, необходимые для проведения занятия. Под оборудованием занятия следует понимать его материальное обеспечение, т.е. раздаточный материал, наглядные средства, технические средства обучения: аудио и видео, компьютеры, учебные пособия и т.д.

9. Структура  занятия:

— этап занятия;    

 — содержание;     

— время.

10. Ход занятия.

В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность, содержание каждого этапа, формы работы педагога и учащихся.

План проведения занятия должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним,  можно было получить полное представление о предстоящем занятии, и чтобы он являлся необходимым подспорьем для самого педагога.

Во время подготовки к занятию педагогу необходимо проанализировать соответствие содержания данного занятия теме, возрасту учащихся; последовательность действий; разнообразие и целесообразность используемых форм обучения; уровень заинтересованности учащихся в усвоении учебного материала, их подготовленность и активность; формы изучения и закрепления материала; поддержание необходимого уровня внимания и снятие  напряжения; осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению; завершенность занятия.

Занятие состоит из 3 частей:

1. Организационный момент.

Приветствие, создание психологического настроя учащихся на учебную деятельность и активизация их внимания. Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

Подведение итога занятия. Рефлексия (самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы). Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.

11. Литература

Указываются все учебники,  учебные пособия и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке.

12. Приложения (оформляются на отдельных листах).

К методической разработке может быть приложена мультимедийная презентация.

Требования к оформлению разработки занятия.

Титульный лист должен содержать следующую информацию: название учреждения образования, тему занятия, ФИО составителя занятия, место и год проведения.

Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, интервал между строк – 1,15; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1,5, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений кроме общепринятых аббревиатур. Ссылки на приложения оформляются в круглых скобках (Например: (Приложение 1.). Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист титульный.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти общий множитель одночлена
  • Как найти мощность двигателя через работу
  • Как можно найти когда человек умер
  • Как найти среднеарифметическое число трех чисел
  • Как найти свои пароли на этом компьютере