Как составить методику исследования


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Часть академического исследования, посвященная его методике, дает вам возможность убедить ваших читателей в том, что ваше исследование полезно и вносит важный вклад в вашу область науки. Хорошее описание методики исследования базируется на общем подходе к исследованию — будь он качественным или количественным — и адекватно описывает использованные вами методы. Обоснуйте, почему вы выбрали именно эти методы, а затем объясните, как использование этих методов позволяет получить ответы на вопросы, поставленные в вашем исследовании.[1]

  1. Изображение с названием Write Research Methodology Step 1

    1

    Переформулируйте тему вашего исследования. Начните часть вашего исследования, посвященную методике, с перечисления тем или вопросов, которые вы собираетесь исследовать. Включите сюда гипотезу, если она есть, или укажите, что вы собираетесь доказать своим исследованием.[2]

    • При перефразировании упомяните все сделанные вами предположения или условия, которые вы подразумеваете. Эти предположения определяют выбранный вами метод.
    • Укажите, какие переменные вы будете проверять, а также другие условия, которые вы контролируете или предполагаете одинаковыми.
  2. Изображение с названием Write Research Methodology Step 2

    2

    Установите общий методический подход. Общий подход может быть качественным или количественным. Иногда возможно использовать сочетание обоих подходов. Кратко объясните, почему вы выбрали тот или иной подход.[3]

    • Если вы хотите, например, исследовать и документировать измеримые социальные тренды или оценивать влияние конкретных политических мер на разнообразные переменные, используйте количественный подход, фокусируясь на сборе данных и статистическом анализе.
    • Если же вы, к примеру, хотите оценить взгляды людей или понимание определенной проблемы, используйте более качественный подход.
    • Вы можете также комбинировать оба подхода. Например, вы можете преимущественно смотреть на измеримый социальный тренд, но также интервьюировать людей и получать их мнения о том, как этот тренд влияет на их жизнь.
  3. Изображение с названием Write Research Methodology Step 3

    3

    Определите, как вы будете собирать или получать данные. Этот раздел вашей методической части рассказывает читателям, когда и где вы проводили свое исследование и какие основные параметры были использованы, чтобы убедиться в относительной объективности ваших результатов.[4]

    • Например, если вы проводите социологический опрос, вы должны привести вопросы, включенные в этот опрос, и рассказать, где и как этот опрос проводился (лично, онлайн или по телефону), сколько опросов вы провели, и как долго ваши респонденты отвечали на опрос.
    • Включите достаточное количество деталей, чтобы другие могли воспроизвести ваше исследование (хотя их результаты все равно могут не совпасть с вашими).[5]
  4. Изображение с названием Write Research Methodology Step 4

    4

    Укажите причину использования необычных методов. Вам может понадобится (особенно если вы проводите исследование в области социальных наук) использовать методы, которые обычно не используются при таких исследованиях или кажутся несоответствующими цели вашего исследования. Такие методы требуют дополнительного пояснения.[6]

    • Качественные методы исследований обычно требуют более подробного объяснения, чем количественные.
    • Базовые исследовательские процедуры нет необходимости объяснять в деталях. Как правило, автор предполагает, что читатели знают обычные методы исследований, например, социологи понимают, что такое социологический опрос или фокус-группа.
  5. Изображение с названием Write Research Methodology Step 5

    5

    Цитируйте все источники, на которых вы основывали выбор методики. Если вы использовали чьи-то работы, чтобы разработать или применить свою методику, опишите эти работы и поясните, что из них вы использовали в своей работе или как ваша работа построена на них.[7]

    • Например, предположим, что вы проводите социологический опрос и использовали несколько других исследовательских работ, чтобы разработать вопросы для вашего опроса. В этом случае вы должны упомянуть эти источники.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write Research Methodology Step 6

    1

    Объясните выбор критериев отбора данных. Если вы собираете первичные данные, вы, скорее всего, установите параметры отбора. Ясно укажите эти параметры и поясните вашим читателям, почему вы установили именно такие параметры и почему они важны для вашего исследования.[8]

    • Если вы проводите социологический опрос, опишите участников вашего исследования и укажите все критерии включения и исключения, которые вы использовали при формировании группы участников.
    • Обоснуйте размер выборки, если это применимо, и опишите, как он влияет на возможность расширения результатов вашего исследования. Например, если вы провели социологический опрос среди 30 процентов всех студентов университета, вы, скорее всего, можете применить полученные результаты ко всем студентам этого университета, но, возможно, не к студентам других университетов.
  2. Изображение с названием Write Research Methodology Step 7

    2

    Укажите слабые стороны используемых вами методов. Каждый метод исследования имеет свои сильные и слабые стороны. Кратко обсудите слабые стороны и критику выбранных вами методов, а затем объясните, почему они неуместны или неприменимы в вашем конкретном исследовании.[9]

    • Чтение других исследовательских работ — хороший способ определить возможные проблемы, которые обычно возникают при использовании разных методов. Укажите, столкнулись ли вы с какими-либо из этих обычных проблем при проведении вашего исследования.
  3. Изображение с названием Write Research Methodology Step 8

    3

    Опишите, как вы преодолевали трудности. Преодоление трудностей в вашем исследовании может быть одной из наиболее важных частей вашего методического раздела. Опишите, как вы разрешили возникшие проблемы, — это может повысить доверие ваших читателей к качеству результатов вашего исследования.[10]

    • Если вы столкнулись с какими-либо проблемами при сборе данных, четко объясните, какие шаги вы предприняли, чтобы минимизировать влияние этих аспектов на результаты.
  4. Изображение с названием Write Research Methodology Step 9

    4

    Оцените другие методы, которые вы могли бы использовать. В случае, если вы используете метод, который выглядит необычным для вашей темы, включите в вашу работу обсуждение других методов, которые обычно используются в исследованиях, подобных вашему. Объясните, почему вы не стали их использовать.[11]

    • В некоторых случаях достаточно просто указать, что существует множество исследований, использующих определенный метод, но нет ни одного, использующего ваш метод, из-за чего возникает пробел в понимании этой проблемы.
    • Например, может быть много работ по количественному анализу какого-то конкретного социального тренда. Однако, ни одна из этих работ, возможно, не останавливается подробно на том, как этот тренд повлияет на жизнь людей.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write Research Methodology Step 10

    1

    Опишите, как вы анализировали результаты. Ваш анализ главным образом зависит от того, использовали вы качественный или количественный метод, или оба. Если вы использовали количественный подход, скорее всего, вы будете использовать статистический анализ. При качественном подходе укажите, какую теорию или философию вы использовали.[12]

    • В зависимости от вопросов, поставленных в вашем исследовании, вы можете использовать сочетание количественного и качественного анализа — точно так же, как вы можете использовать оба подхода. Например, можно выполнить статистический анализ, а затем интерпретировать эту статистику через призму определенной теории.
  2. Изображение с названием Write Research Methodology Step 11

    2

    Объясните, как ваш анализ соответствует целям вашего исследования. В конечном счете, ваша методика должна обеспечить ответы на вопросы, поставленные в вашем исследовании. Если между ними нет хорошего соответствия, вы должны либо изменить свою методику, либо несколько поменять вопросы вашего исследования.[13]

    • Например, предположим, что вы исследуете влияние обучения в колледже на семейные фермы в сельских районах США. Хотя вы можете провести интервью с людьми, выросшими на семейных фермах и закончившими колледж, это не даст вам общую картину. Количественный подход и статистический анализ дали бы более целостную картину.
  3. Изображение с названием Write Research Methodology Step 12

    3

    Определите, насколько хорошо ваш анализ отвечает на вопросы вашего исследования. Соотнесите вашу методику с исходными вопросами исследования и представьте возможный результат вашего анализа. Опишите подробно, что ваши результаты прояснят в вопросах вашего исследования.[14]

    • Если при ответе на вопросы исследования ваши результаты подняли другие вопросы, которые могут потребовать дальнейших исследований, укажите это кратко.
    • Также можно упомянуть о любых ограничениях ваших методов или о вопросах, на которые не удалось ответить.
  4. Изображение с названием Write Research Methodology Step 13

    4

    Оцените, можно ли переносить или обобщать ваши результаты. Возможно, вы можете перенести ваши результаты в другой контекст или обобщить их. В социальных науках переносить результаты обычно сложно, особенно если вы использовали качественный подход.[15]

    • Обобщение обычно можно использовать при количественных исследованиях. Если у вас есть хорошо сформированная выборка, вы можете статистически применить полученные результаты на более крупный массив данных, к которому принадлежит ваша выборка.

    Реклама

Советы

  • Организуйте методический раздел вашей работы хронологически: начните с того, как вы готовились выполнять ваше исследование, затем напишите, как вы собирали данные и как их анализировали.[16]
  • Пишите методический раздел вашего исследования в прошедшем времени, если только это не документ, который нужно представить до того, как описанное исследование будет выполнено.[17]
  • Подробно обсудите ваши планы с научным руководителем до того, как остановитесь на конкретном методе. Он может помочь вам определить возможные недостатки плана вашего исследования.[18]
  • Описывайте ваши методы в страдательном залоге, чтобы сфокусировать внимание читателя на действиях, которые были сделаны, а не на лице, которое их выполняло.[19]

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 12 412 раз.

Была ли эта статья полезной?

Написать курсовую на отлично невозможно, если не отобразить во введении, какие методы исследования использовались в работе. Однако, как не потеряться во всём многообразии исследовательских методов и выбрать нужные?

Читайте статью — в ней мы поделимся списком научных методов, а также понятно и чётко объясним в чём их суть. В конце вы точно будете знать, чем метод индукции отличается от метода сплошной выборки в курсовой работе, и сможете выбрать нужные вам способы исследования.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми получать полезные новости из мира образования. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое методы исследования в курсовой

Методы исследования — это способы получить знания и навыки, а также расширить теоретическую базу. Именно они помогают студенту эмпирическим путём прийти к выводам или доказать тезисы, полученные в курсовой.

Однако в науке существует очень много методов. Не все из них стоит применять при написании курсовой. Выбор методологии научного исследования в курсовой работе будет напрямую зависеть от формулировки целей и задач.

Например, для работ по физике существует специфический метод физического моделирования. А в работах, связанных с биологией, может встречаться метод биоиндикации.

Виды методов исследования

В науке различают общенаучные и частнонаучные методы исследования. Если первые подходят для любой науки, то вторые — только для конкретных сфер, где можно применять лишь узкие исследовательские приёмы и принципы познания.

Также методы могут быть общими (те, которые используют во всём процессе исследования совершенно любых наук) и специальными.

Но самая основная классификация методов заключается в их разделении на две категории:

  1. Теоретические методы исследования. С ними автор осуществляет подробный анализ фактов, раскрывает закономерности, создаёт мысленные модели, использует гипотезы.
  2. Практические (эмпирические) методы исследования. С их помощью автор фиксирует и описывает факты явления, а также находит связь между ними.

Любой метод призван помогать автору искать истину, правильно понимать и объяснять нынешнюю ситуацию и даже способствовать её изменению.

Выбор используемого метода будет напрямую зависеть от определения объекта и предмета исследования.

Классификация методов исследования

Как мы уже говорили, по основной классификации методы исследования разделяют на два больших блока: теоретические и практические методы исследования. В каждом из них есть целый ряд специфических методик. Давайте приведём те, которые встречаются наиболее часто.

Теоретические методы:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • индукция;
  • классификация;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы.

Практические методы:

  • эксперимент;
  • наблюдение;
  • расчёты и измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание;
  • сплошная выборка.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Выбирать метод наугад нельзя, так как он его будет необходимо подробно раскрыть в основной части курсовой. Там же будет анализироваться выбор методики и описываться результаты, полученные в ходе выбранного метода. Вот почему его нужно подбирать тщательно и обоснованно для каждой конкретной работы.

Чтобы сделать это, давайте подробно изучим каждый метод.

Теоретические методы

Название метода Суть метода Где используется Пример
Метод абстрагирования В его основе лежит конкретизация отдельных свойств явления или предмета, которые должна изучить курсовая. Этот метод довольно часто встречается в гуманитарных науках: педагогике, философии, психологии.

Хороший пример абстрагирования — изучать литературу по стилям и жанрам. В этом случае отбрасываются конкретные детали.

Ещё один пример использования абстрагирования — математика.

Метод аналогии Выводы об объекте и предмете исследования делаются на основе знаний о свойствах и характеристиках предмета и объекта, схожего с теми, которые изучаются в данный момент. Метод аналогии хорошо применять тогда, когда нет возможности изучать объект непосредственно. Метод аналогии используют, когда изучают планеты земной группы, их условия и свойства для возможного будущего освоения человеком.
Метод индукции Логические выводы об объекте делаются от частных предпосылок к общим заключениям. Используют при этом не строгие законы логики, некоторые факты или представления. Индуктивный метод хорошо работает там, где нужно показать закономерности, объединяющие все предметы или явления одного порядка или категории. Он помогает делать обобщения очевидными. Метод индукции активно используют в начальной и средней школе, чтобы объяснить изучаемые явления.
Метод классификации Это один из самых простых, но вместе с тем эффективных методов исследования в курсовых. Его суть в структуризации, то есть разделении объектов на схожие по определённым признакам группы. Применяют во всех видах наук. Учащийся может разработать собственную классификацию и использовать её в исследованиях курсовой работы.

Классифицировать можно по разным признакам. Например, по материалам (металл, пластик стекло, дерево); по физическим параметрам (вес, объём, размер); по стилям (готика, барокко, классицизм) и так далее.

Метод обобщения Метод помогает объединить несколько объектов и предметов в группу по определённым признакам, чтобы выявить их общие характеристики и особенности. Применяют везде, где необходимо найти обобщающие характеристики, как для предметов, так и для суждений. Метод обобщения используют для перехода от понятия «лайм» к «цитрусовым», а потом к «растениям» в общем.
Метод сравнительного анализа Суть метода — сопоставить характеристики и свойства нескольких предметов, попутно выявляя их сходства и различия. Применяют везде, где необходимо сравнить несколько предметов или явлений и сделать выводы. Его часто используют для сравнения стилей писателей или художников, а также для сравнения характеристик разных автомобилей.
Метод синтеза Это объединение в одно целое предварительно обнаруженных или уже известных свойств или характеристик предмета. Этот метод идёт бок о бок с методом анализа, так как является его частью и выступает объединяющим фактором. В экономике сначала анализируют себестоимость товара по разным показателям. А потом определяют её как сумму всех затрат (проводят синтез).
Метод изучения и анализа литературы Этот метод помогает сделать выводы о степени изученности разных аспектов, рассматриваемых в курсовой работе.

Этот метод часто используют в таких типах работ как научные труды авторитетного автора, коллективной монографии, заметках, очерках, статьях, мемуары и так далее.

Перечень научной литературы по изучению темы «Глобальное потепление» или степень изученности творчества Владимира Набокова.

По принципу, который лежит в основе метода изучения и анализа литературы, работают методы архивных источников и изучения документации.

Практические (эмпирические) методы

Название метода Суть метода Где используется Пример
Метод эксперимента Суть метода в том, чтобы в ходе эксперимента у автора была возможность не только продемонстрировать определённое свойство или явление, но и была возможность его повторить. Чаще в точных науках. Его редко используют для курсовых, так как в его основе лежит принцип повторяемости и доказательности. Эксперимент Галилея, который выявляет скорость падения свинцового шарика и пушечного ядра.
Метод наблюдения В его основе лежит наблюдение за объектом и фиксирование любых значимых деталей, изменений, реакций, свойств. С этого метода начинается любое научное познание, так что он считается ключевым в списке методов. В ходе наблюдения за птицами через бинокль орнитолог фиксирует важные данные: места их обитания, поведение, отношения с сородичами и так далее.
Метод расчётов и измерений Фиксировать и дальнейшем выражать в численных показателях любые физические параметры: рост, вес, длину, объём и другие, используя определённые единицы измерения. Можно использовать во всех курсовых работах, где нужны расчёты или измерения. Измерение длины определённого животного, по которому можно делать выводы о размерах всех представителей этого вида.
Метод моделирования Суть метода — создать копию, уменьшенный и структурированный образ объекта/явления, своебразную имитацию. Этот метод часто используют в разработке и создании новейших технологий, конструировании авто, сооружений и так далее.

Моделирование может воспроизводить часть объекта (предметное), создаваться в виде схем, формул, чертежей (знаковое) или воплощаться в виртуальной форме через компьютерные программы или алгоритмы (мысленное).

Метод беседы или интервью В основе этих двух методов лежит личный разговор с тем, кто может предоставить важную информацию. Интервью имеет более строгую форму общения, а беседа — непринуждённую и доверительную. Это довольно распространённые научные методы исследования при написании курсовых, так как их легко реализовать и они весьма эффективны.

Интервью с представителями экономического сектора. Или беседа с участниками студенческой конференции.  

Метод опроса и анкетирования

Эти методы помогают получить ответы на нужные вопросы от живых людей. Опрос проводят и письменно, и устно. А анкетирование реализуют только в письменной или компьютерной форме, причём чаще всего графически.

В методологии исследования курсовой эти способы используют для работу с большим количеством людей, чтобы получить максимально точные результаты. Маркетинговые исследования спроса и потребления определённого продукта. Социологическое анкетирование.
Метод описания Этот метод позволяет документировать самые мелкие подробности изучаемого объекта. Именно этим он отличается от метода наблюдения. Может использоваться везде, где необходимо не только изучать, но и подробно описывать объекты или явления. Орнитолог, изучая птиц, не только описывает их взаимодействие, но  также внешний вид пернатых, их гнёзд, пищи и другие подробности.
Метод сплошной выборки Суть метода — подобрать примеры, чтобы проанализировать и проиллюстрировать теоретические положения. Чаще всего используют в лингвистике. Выписывать из оригинального иностранного текста все глаголы действия, названия предметов быта и так далее.

Как отбирать методы исследования для курсовой

При таком обилии методов научного исследования можно запутаться. Выбирать подходящие можно по следующим критериям:

  1. Соответствие принципам научных изысканий.
  2. Прогностичность или научная обоснованность.
  3. Соответствие логике рассмотрения, комплексная взаимосвязь с другими методами.

Как оформлять методы исследования в курсовой

Методология курсовой описывается во введении. Здесь не нужно давать расшифровку каждому используемому методу и прописывать его классификацию. Достаточно просто перечислить те, которые автор использовал при написании курсовой.

Описывая методы, автор должен понимать, где и как он их применил в работе. При этом важно не переборщить и не написать лишние. Ведь проверяющий может поинтересоваться, где именно автор их использовал.

Зато если у вас были задействованы специфические методы научного исследования, не забудьте их обязательно указать.

Вот пример описания методов исследования в курсовой работе:

Дисциплина «История»

 «Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвящённых событиям в истории города; изучение архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервьюирование ветеранов Великой Отечественной войны».

Дисциплина «Право»

«Методологическая основа курсовой работы включает: системный анализ, сравнение, типологизацию, теоретико-правовое прогнозирование».

Дисциплина «Психология»

«Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики диагностики эмоционального выгорания личности по В.В. Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР».

А ещё вы можете посмотреть образец, как органично вписать методы научного исследования в курсовую.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, какие методы в курсовой работе можно использовать для качественного написания труда. Остаётся лишь определить свой и грамотно описать его во введении. Ну а если не можете справиться самостоятельно или совсем нет времени писать курсовую, не опускайте руки. Обращаетесь в сервис студенческой помощи. Наши эксперты напишут курсовую по любой теме качественно и в срок.

7 марта 2023 г.

Какие существуют методы исследования в курсовой работе и как их определить самостоятельно. Скачать пример методов исследования курсовой у нас.

  1. Что такое “метод исследования”
  2. Виды методов исследования
  3. Классификация методов исследования
  4. Теоретические методы
    • Абстрагирование
    • Аналогия
    • Классификация
    • Обобщение
    • Сравнительный анализ
    • Синтез
    • Анализ литературы
  5. Эмпирические методы
    • Эксперимент
    • Наблюдение
    • Измерение
    • Моделирование
    • Беседа и интервью
    • Опрос и анкетирование
    • Описание
  6. Как отбирать методы исследования для курсовой
  7. Как оформлять методы исследования в курсовой
  8. Посмотрите примеры работ
  9. Часто задаваемые вопросы

Что такое “метод исследования”

Курсовая работа, как и любое другое научное исследование, выполняется с применением определенных методов и инструментов. Ведь именно от них зависят этапы работы и результат. Поэтому нужно ответственно подойти к выбору методов исследования, приступая к написанию курсовой работы. В начале разберемся что такое методы исследования, затем рассмотрим какие они бывают.

Метод научного исследования — это комплекс способов и приемов, используемых для достижения цели исследования. 

Это значит, что методы есть смысл выбирать только после того, как утверждена тема исследования курсовой работы, прописаны цели и задачи. Выбор зависит также от науки, в рамках которой проводится исследование. Так, в физике применяют метод физического моделирования, в психологии — опрос, а в биологии — метод биоиндикации.

Виды методов исследования

Существуют универсальные методы, которые подходят под научные исследования в любой сфере. Они называются общенаучными. Сюда относят, например, наблюдение и эксперимент. А остальные, — частнонаучные методы, применяются только в отдельных отраслях. Например, в юриспруденции метод сравнительного правоведения

А еще мы знаем, что с помощью некоторых методов можно изучить только лишь отдельные явления, предметы, факты, не затрагивая другие аспекты исследования курсовой. Такие методы называют частными (специальными), а все остальные общими. Википедия собрала в одну статью много методов исследования из разных областей. Наглядный пример многообразия методологии. 

Наиболее известная и привычная для всех студентов и преподавателей классификация выглядит так:

  1. Теоретические методы исследования (сравнение, классификация, анализ, синтез и др.). Такие методы проводятся без применения специальных инструментов
  2. Практические (эмпирические) методы исследования предполагают изучение опытным путем. К ним относят такие методы, как как эксперимент и тестирование.

При выборе методов исследования ориентируйся на предмет и объект. Далее разберем подробнее все теоретические и эмпирические методы. А для быстрой подготовки курсовой работы используй нейросеть для написания текста. Она сделает из имеющейся информации оригинальный текстовый материал с сохранением смысла. Таким образом не придется тратить много времени на написание теоретической части, а заняться подготовкой качественного исследования.

Классификация методов исследования

Как мы уже говорили, по основной классификации методы исследования разделяют на два больших блока: теоретические и практические методы исследования. В каждом из них есть целый ряд специфических методик. Давайте приведём те, которые встречаются наиболее часто.

Теоретические методы

К выбору методов нужно подходить максимально внимательно, так как на них будет строиться организация исследования курсовой. От выбранных методов зависит результат. Поэтому особое внимание уделяется описанию методов во введении. Кстати, в нашем блоге уже вышла статья о том, как написать введение в курсовой работе 2023. К основным теоретическим методам относятся следующие: 

1 Абстрагирование 

Абстрагирование — это фокусирование на изучении определенного свойства объекта. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.

2 Аналогия 

Аналогия используется тогда, когда нет возможности изучать свойства объекта. Но есть схожие по характеристикам объекты, которые уже изучены, описаны и могут использоваться в качестве примера. Например, при изучении космоса.

3 Классификация

Простой и эффективный метод. Заключается в разделении по определенным признакам. Студент может разработать собственную классификацию и использовать ее в исследовании (классификация кошек по длине шерсти, психосоматических больных по уровню эмоционального интеллекта). 

4 Обобщение

Если классификация разделяет, то обобщение, наоборот, берет предметы или объекты и объединяет их по общему признаку. Это нужно, чтобы выявить общие характеристики, зависимости, свойства.

5 Сравнительный анализ

Сравнение — сопоставление нескольких свойств или свойств нескольких объектов между собой. Например, сравнение экономического развития разных стран или моделей смартфонов.

6 Синтез

Синтез — это объединение частных признаков в общую картину, как пазл. В психологии, чтобы составить общую картину о личности человека, нужно изучить множество его качеств и черт.

7 Анализ литературы

Важный метод, использующийся в каждой курсовой работе. Помогает оценить степень осведомленности студента о выбранной теме. Сюда относится обзор трудов ученых, мемуаров, биографий, разных научных статей.

Эмпирические методы

1 Эксперимент

Подходящий метод, чтобы проверить гипотезу. Для успешного осуществления эксперимента нужно не просто продемонстрировать свойства или явления, но и повторить, стимулировать проявление изучаемых качеств. В курсовых работах этот метод редко используют, так как далеко не всегда есть возможность создать необходимые условия для реализации. 

2 Наблюдение

Метод наблюдения предполагает невмешательство в естественные процессы функционирования объекта. Исследователь просто наблюдает со стороны и записывает всё, что происходит с объектом, делает на основе наблюдений выводы. Например, в ходе тестирования новых лекарств, лабораторным животным дают препарат и наблюдают за изменениями в организме. Этот метод считается ключевым, так как любое научное и ненаучное познание начинается с наблюдения. 

3 Измерение

Используется, когда исследование в курсовой работе предполагает измерения и расчеты. Например, когда объект исследования в курсовой — спортсмен, и нам нужно измерить скорость его бега по разному покрытию.

4 Моделирование

Моделирование — создание сильно уменьшенной копии (модели) чего-либо. Используется для экономии бюджета, времени, и прочих ресурсов. Часто используется в высокотехнологичных и масштабных разработках.

5 Беседа и интервью

Оба метода заключаются в личном общении с объектом исследования. Но беседа — более свободный диалог. А интервью проводится в более строгой форме на основе заранее заготовленного списка вопросов.

6 Опрос и анкетирование

Различие в том, что опрос можно проводить как письменно, так и устно. А анкетирование только письменно. Эти методы чаще всего используют, когда проводят психологические, социологические, маркетинговые исследования. Чем большее количество людей будет опрошено, тем более достоверным считается результат. 

7 Описание

Описание тесно связано с многими другими методами. Так, во время проведения наблюдения, нужно зафиксировать полученную информацию или описать процесс, явление. Например, психологи, наблюдая за поведением людей в стрессовых ситуациях, описывают их поведение, реакции, речь.

Как отбирать методы исследования для курсовой

Как мы уже выяснили, методов исследования великое множество. И обязательно нужно какие-то из них использовать, но не все. Чтобы понять, какие именно методы взять в работу, ориентируйся на следующие критерии:

  1. проверь объект исследования в курсовой (что изучаем, какие методы обычно используют при изучении этого объекта). Для более точного ответа на вопрос обрати внимание на предмет исследования в курсовой. Например, когда предметом исследования психолога является стрессоустойчивость, он использует тесты по стрессоустойчивости;
  2. выбирай научно обоснованные методы. Не все методы в научном сообществе считаются валидными;
  3. используй несколько методов для проверки гипотезы. Это поможет удостовериться в том, что результаты исследования верны;
  4. в процессе научной работы методы исследования могут дополняться или заменяться на другие. Поэтому приготовься вносить корректировки;
  5. руководствуйся логикой при выборе методов и будь готов обосновать свой выбор.

Как оформлять методы исследования в курсовой

Методология, также как объект и предмет исследования в курсовой, описываются во введении. В статье “Как написать введение в курсовой работе 2023” есть инструкция и примеры оформления. Рекомендую ознакомиться. Отвечая на вопрос о том, как написать методы исследования в курсовой работе, начну с важных принципов — краткости и точности. Перечисляй все методы, уточнив их правильные названия. Не расписывай подробности каждого метода, его классификацию.

Стоит написать небольшое пояснение к методу, если он какой-то специфический, ранее не использовался, и принимающая комиссия о нем не знает.

По каждому выбранному методу в голове должно быть обоснование, почему именно этот, где и как ты его применил. 

Рекомендую также просмотреть краткую статью о том, как оформить ссылки в курсовой работе по ГОСТу 2023.

Пример методов исследования

Первый Абзац

Для быстрого написания курсовой воспользуйся нейросетью для студенческих работ Retext.AI. Она умеет перефразировать текст, повышая процент оригинальности, уменьшать или увеличивать текстовый материал до нужного размера.

Часто задаваемые вопросы

  • Можно ли совмещать несколько методов исследования курсовой работы?

Да, в курсовой работе всегда используется несколько методов исследования. Для теоретической и эмпирической части разные.

  • Какая практическая значимость курсовой работы?

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач. Курсовое исследование считается успешным, если его применили в научной программе.

  • Существует ли единый пример методов исследования при написании курсовой работы?

Нет, единого примера не существует. Выбор методов зависит от изучаемой науки, темы исследования, предмета, объекта, доступных ресурсов и прочих факторов.

В этой статье разобрались, что такое “методы исследования”, какие бывают методы исследования в курсовой, рассмотрели все основные методы и примеры к ним. Теперь не возникнет трудностей с написанием научной работы, а если остались какие-то вопросы, заглядывай в наш блог

Г.Г.Атабекова

Методы исследования в индивидуальном проекте обучающегося колледжа и типичные ошибки при формулировке методов исследования

Методическая разработка

Санкт-Петербург

2020

Автор-составитель Атабекова Генриетта Гарриевна, преподаватель СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»

Атабекова, Г.Г.  Методы исследования в индивидуальном проекте обучающегося колледжа и типичные ошибки при выборе методов исследования [Текст]: методическая разработка / Г.Г.Атабекова. – Санкт-Петербург: СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды», 2020.- 22 с.   

Актуальность темы.

     С введением ФГОС среднего (полного) общего образования появляется новое понятие и закладывается новое содержание – индивидуальный проект. В связи с этим возникает необходимость подготовки студентов к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Согласно федеральному образовательному стандарту одним из таких видов деятельности является проектно-исследовательская.

     В методической разработке рассмотрены методы исследования в индивидуальном проекте обучающегося  колледжа, описана их классификация. В разработке рассказывается о типичных ошибках, которые допускает студент при формулировке  методов исследования, а также даны примеры  их правильного использования  в исследовательском проекте.

Цель методической разработки: данные  методические разработки предназначены для педагогов, осваивающих проектную деятельность в урочной и внеурочной практике, при подготовке студентов к выполнению индивидуальных проектов и их успешной защите, а также оказание помощи обучающимся в выборе методов исследования и их формулировке для написания проекта.

2

Содержание

Введение.  Важность правильного выбора методов исследования…………4-5

Основная часть. Виды методов исследования………………………………   5

Раздел 1. Виды методов научного исследования…………………………….5-6

1.1. Методы эмпирического уровня…………………………………………….6

1.2. Методы экспериментально-теоретического уровня…………………….6

1.3.  Методы теоретического уровня………………………………………….6

Раздел 2. Основные методы эмпирического исследования……………….. 6-10

2.1. Изучение литературы и других источников информации…………….. 6-7

2.2. Наблюдение…………………………………………………………………. 7

2.3. Опрос………………………………………………………………………… 7

2.4. Анкетирование…………………………………………………………… 7-8

2.5.Эксперимент………………………………………………………………… 8

2.6. Анализ текста……………………………………………………………… 8-9

2.7. Картографический метод…………………………………………………..  9

2.8. Математический метод ……………………………………………………   9

2.9. Метод иллюстрирования ………………………………………………….   9

2.10. Метод моделирования ……………………………………………… ..  9-10

Раздел 3. Методы исследования теоретического уровня……………….  10-11

Раздел 4. Как правильно сформулировать методы исследования?…… … 11-13

4.1. Примеры записи методов исследования …………………………… 12-13

4.2. Ошибки при выборе и формулировке  методов исследования ……..  13

Список литературы по организации исследовательской

деятельности ………………………………………………………………. 14-15

3

Методы исследования в индивидуальном проекте обучающегося колледжа и типичные ошибки при выборе методов исследования

Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества,

 тот никогда не забудет блаженного мгновения.

Он будет жаждать повторения.

 П.А. Кропоткин

Введение.

Важность правильного выбора методов исследования.

Методы исследования — это способы достижения цели исследовательского проекта. Самым сложным является практическая часть исследования. В данной части обучающийся изучает проблему и предоставляет результаты своей работы. Как описать то, как проводилось изучение предмета? Необходимо использовать методы исследования. Именно они помогают показать, как были получены выводы и подготовлены решения научной проблемы.

     Когда обучающийся  выполняет свое исследование, то он непременно должен рассказывать в своём исследовательском проекте каждое действие. Научный стиль не приемлет простого пересказа: в нашем проекте была рассмотрена такая-то проблема. Студенту нужно с помощью научных методов показать, как именно он рассмотрел эту проблему. Может быть, им был проведен анализ, то есть рассмотрел части, элементы предмета исследования. Может быть,  обучающийся, провёл сравнение предмета с тем «как должно быть» и выявил несоответствия.

     Таким образом, методы исследования нужны для того, чтобы описывать процесс изучения предмета исследования и научной проблемы. В обосновании методов проведения исследования нужно указать те методы, которые использовались в исследовательском проекте и желательно пояснить: почему выбор студента  пал именно на эти методы исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

     На каждом этапе работы обучающийся определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательском проекте задач и достижения желаемой цели в проекте.

4

Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательском проекте, можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и теоретического уровня.

Раздел 1.Виды методов научного исследования

Рассмотрим возможные методы исследования в индивидуальном проекте обучающегося колледжа.

Какие методы исследования бывают
1.1 Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение;
  • интервью;
  • анкетирование;
  • опрос
  • собеседование;
  • тестирование;
  • фотографирование;
  • 5
  • счет;
  • измерение;
  • сравнение.

С помощью этих методов исследовательском проекте изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

1.2. Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент;
  • лабораторный опыт;
  • анализ;
  • моделирование;
  • исторический;
  • логический;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

1.3. Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение;
  • абстрагирование;
  • идеализация;
  • формализация;
  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Раздел  2. Основные методы эмпирического исследования

2.1.Изучение литературы и других источников информации

     Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме

6

исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет.

Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.

Необходимо учитывать, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательского проекта нужно ставить ссылки на источники информации.

2.2.Наблюдение

     Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Прежде всего, нужно ответить на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно необходимо наблюдать. Результаты наблюдений записывать. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

2.3.Опрос

     Существует 3 основных вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
    При проведении
интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: интервьюер задаёт вопросы респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов. В задачи интервьюера входит сведение своего влияния на содержание ответов респондента к минимуму и обеспечение благоприятной атмосферы общения. Цель интервью — получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования. Устные опросы дают конкретные результаты, и с их помощью можно получить исчерпывающие ответы на сложные вопросы, интересующие исследователя.

2.4.Анкетирование

     Метод анкетирования – вербально­коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется

7

специально оформленный список вопросов ­ анкета. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, необходимо четко сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы, определить, кому их задавать.

   Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос­ответ» строго регламентирована. При помощи этого метода можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы).

     Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по определённым  вопросам и охватить большое число людей за короткий промежуток времени. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

2.5.Эксперимент

     Метод эксперимента — метод познания, предполагающий целенаправленное изменение объекта для получения знаний, которые невозможно выявить в результате наблюдения. Это ведущий метод познания в большинстве наук. Исходя из этого — экспериментальное исследование в проектной работе занимает главное место. Существуют определённые требования к ведению и оформлению экспериментального исследования. Оно включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлексивный этап.

    Эксперимент заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательском проекте. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

2.6.Анализ текста

     Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства

8

художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

2.7. Картографический метод.

Картографический метод исследования основан на получении информации с помощью карт для научного и практического познания изображенных на них явлений.

2.8. Математический метод.

     Математические методы являются важнейшим инструментом анализа экономических явлений и процессов в обществе. Исследования и практические задачи базирующиеся на большом объеме информации, которую необходимо объективно оценить и провести группировку или классификацию, доказать зависимость или провести моделирование, выявить оптимальные условия развития или установить пространственные закономерности развития объектов или явлений, дать прогноз их развития. Эти вопросы успешно решаются с помощью математических методов.

2.9. Метод иллюстрирования.

     Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой­либо форме. Говоря об этом методе, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально­выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Этот метод не просто вносит элементы художественности, он раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по-разному. Метод иллюстрирования обладает большой силой эмоционального воздействия.

2.10. Метод моделирования.

     Моделирование – позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью. Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений или процессов путем построения и изучения их модели. Моделью можно назвать образ какого-либо объекта.

9

Виды моделирования:

1. Материальное (предметное) моделирование:

– физическое моделирование – это моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию, позволяющую проводить изучение свойств объекта.

— аналоговое моделирование – это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково описываемые формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.).

2. Мысленное (идеальное) моделирование:

– интуитивное моделирование – это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающимся или не требующим формализации.

– знаковое моделирование – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какоголибо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, набор символов и т.д.

Раздел 3. Методы исследования теоретического уровня.

Анализ, синтез, сопоставление и сравнение, обобщение.

Анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.

Синтез – это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа. Анализ и синтез не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя.

Сопоставления и сравнения. Сравнение – это научный метод, в процессе которого неизвестные явление, предметы сопоставляются уже с известными, с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов. Сходство – это то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие – это то, чем один сравниваемый объект отличается от другого.

Обобщение – это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует, что обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление

10

существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.

Определяют два основных обобщения: индуктивное и дедуктивное:

индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному) предполагает определение общих существенных признаков двух и более объектов и фиксировании их в форме понятия или суждения

дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее

достоверное) предполагает актуализацию понятия или суждения и отождествления с ним соответствующих существенных признаков одного и более объектов.

Раздел 4. Как правильно сформулировать методы исследования?

     Чтобы правильно сформулировать методы исследования, необходимо прежде всего определиться с целью и задачами исследовательского проекта. Когда обучающийся понимает, что нужно сделать, то нужно будет решить, как это нужно сделать.

Исходя из этого,  используют такие шаблоны:

«Перечислим методы исследования…»

«Методы, используемые в нашем исследовании…»

«Для исследования были использованы такие методы…»

Затем обучающемуся необходимо выбрать подходящие методы и перечислить их.

     Студенту важно советоваться со своим научным руководителем, если он не уверен, что правильно описал все необходимые методы. Обучающийся может не знать обо всех методах – это нормально. Поэтому он без укорений получит помощь от преподавателя. 

Таким образом, обучающийсясможет правильно сформулировать методы исследования.

11

4.1. Примеры записи методов исследования

Пример 1.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.
Методы исследования:
— изучение и анализ литературы;
— опрос школьников;
— проведение замеров массы рюкзака;
— анализ полученных данных.

Пример 4.

Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.


Пример 5.
Методы исследования:

 теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:

Пример 6.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.

3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.

12

Пример 7.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

4.2. Типичные ошибки при выборе и формулировке методов исследования.

При выборе, формулировке и написании  методов исследования в индивидуальном проекте обучающиеся часто допускают типичные ошибки.

  • Методы исследования указываются уже после определения цели и задач. Это – логично.
  • В любой работе должны указываться как общенаучные методы, так и специальные. Этот факт показывает, что работа над индивидуальным проектом была выполнено качественно и правильно.
  • Нельзя выбирать  приёмы и способы введения исследования, в которых студент не уверен. Лучше обратиться к научному руководителю и попросить у него помощи.

13

Список литературы по организации исследовательской деятельности

1. Алейникова И. Интеллект будущего / И. Алейникова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. — 2007. — № 1. — С. 25-27.

2. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода /

В. П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. — 2005. — № 8. — С. 6-11.

3. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2002. — №7. — С. 39.- N7.

4. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. — 2006. — № 20. — С. 33-36.

5. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. — М. : Чистые пруды, 2006. — 32 с. — (Б-чка «Первого сентября»). — ISBN 5-9667-0230-6.

6. Волков С. Чтобы не было скучно / С. Волков // Литература: изд. дом Первое сентября. — 2006. — N 13. — С. 17-19.

7. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. — 2006. — № 24. — С. 29-31.

8. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман // Школьные технологии. — 2006. — № 3. — С. 91-95.

9. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. — 2006. — № 7. — С. 49-53.

10. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений / С. Ю. Закурдаева // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2005. №11. С. 11.

11. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. — 2006. — № 1. — С. 22-28.

12. Лернер Г.И. Курс «Педагогическая теория — современному учителю»: лекция N 3. Методы обучения, их специфика / Г. И. Лернер // Биология: изд.дом Первое сентября. – 2004. — №37. — С. 22.

13. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Школьные технологии. — 2006. — № 2. — С. 19-31.

14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. — М. : Издательский центр АКАДЕМИЯ, 2003. — 272 с. — (Высшее образование). — ISBN 5-7695-0811-6.

15. Пентин А. Учебные исследования и проекты — понятия близкие, но не тождественные / А. Пентин // Директор школы. — 2006. — № 2. — С. 47-52.

14

16. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. — 2006. — № 3. — С. 85-90.

17. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. №4. С. 82.

18. Санина С.П. Компьютерное моделирование в исследовательской деятельности учащихся / С. П. Санина // Педагогические технологии. — 2005. — № 4. — С.36-45.

19. Смирнова Т.Г. Формирование и развитие основ исследовательского творчества учащихся / Т. Г. Смирнова // Биология в школе. — 2006. — N 1. — С. 6-8.

20. Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачева. — Псков : ПГПИ, 2001. — 46 с. — ISBN 5-87854-175-0.

21. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения // Профильная школа. — 2006. — № 4, 5.

22. Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью / Е. О. Федоровская, Л. Ю. Ляшко // Дополнительное образование. — 2005. — № 9. — С. 49-53.

15

Введение

Научно-исследовательская деятельность представляет собой познавательный процесс, предполагающий глубокое индивидуальное включение ученого или специалиста во все тонкости и детали научной работы.

Проведение научно-исследовательских работ заключается в целенаправленном поиске ответов на поставленные вопросы. Заниматься исследовательской деятельностью означает на практике осуществлять поиск и получение новой информации, исследование взаимных связей, проводить классификацию закономерностей и систематизацию данных, и т.п. В науке особенно важны научно-обоснованные факты и истины.

Научные исследования строятся на самых различных гипотезах и проводятся в широком спектре научных областей, но все они имеют ряд характерных особенностей, которые заключается в построении самой структуры исследования. Вне зависимости от тематики научной работы, любое исследование должно заключать в себе четко обозначенную цель и корректно сформулированные задачи; описание процесса исследования и достигнутых результатов; обоснованно доказанные, правдивые результаты и выводы.

Самой важной отличительной особенностью научного исследования от других процессов является то, что проводятся они всегда только при помощи использования научных методов и строятся на четких правилах. Это нужно для того, чтобы весь исследовательский процесс имел простую, удобную и понятную форму, позволяющую добиться поставленной цели, привести готовый материал в единую и удобную для восприятия форму. В связи с этим, методы исследования имеют важное значение и в научном сообществе существует постоянная потребность в их изучении: доработке и расширении имеющихся, разработке и постановке новых методов.

Метод, методика и методология научного исследования

Не имея определенного навыка в проведении исследований, когда вы стоите в начале научного пути, может возникнуть затруднение с пониманием того, что же такое метод исследования.

К тому же кроме «метода» существуют такие термины как «методика» и «методология», которые, зачастую, еще больше способствуют путанице из-за возможности случайной подмены одного понятия другим.

Методика – является вашим помощником на всем протяжении исследования. Она служит как бы готовой схемой, следуя которой шаг за шагом реализуется научная работа. Методика представляет из себя совокупность действий, некий алгоритм или набор определенных шагов, направленных на решение конкретных задач того или иного этапа или стадии исследования.

Метод представляет собой более широкое понятие по отношению к методике. Методы исследования, по сути, являются способами достижения цели в научной работе. Ход выполнения научно-исследовательской работы зависит от изучаемого объекта и предмета, от средств и способов, которые были выбраны для ее реализации. Все это в сумме и составляет сущность метода.

Наука, которая изучает исследовательские методы, их свойства и назначение – называется «Методология». Это узкое понятие. Более широкий смысл этого термина, заключается в следующем:

Методология (от греч. – учение о способах; от др.-греч. «метод» – «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. «логос» – мысль, причина) учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета. Иными словами, это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» (Википедия).

Методология включает в себя: характеристику исследования (его основные особенности и принципы, подходы в его проведении); отражает логическую структуру научного проекта (объекты, предметы, цели, задачи, методы, результаты, выводы); показывает планируемую схему исследования (этапы, стадии, разделы и т.п.). То есть методология значительно более широкое понятие, чем метод и методика, и включает в себя оба этих понятия.

Например, определенная программа, выбранная вами для обработки данных будет являться одним из методов исследования, так как вы проводите расчеты при помощи данной программы. А вот набор параметров, подходящих именно под ваши цели, которые вы будете использовать в этой программе – будет являться методикой (в данном примере это может быть «методика обработки данных»).

Проведение отдельно взятой исследовательской работы может включать в себя несколько методов одновременно, которые будут применяться для разных задач на разных этапах по-отдельности или совместно.

Научный метод

Научный метод представляет из себя определенный набор техник, которые позволяют применять различные приемы для выполнения научно-исследовательской работы. Например, они могут быть применимы для выполнения сбора актуальных данных, проведения экспериментов, обработки данных и полученных результатов и так далее. Научный метод применяется учеными и исследователями с целью подтверждения или опровержения существовавших гипотез и теорий, получения предварительных или окончательных выводов, их обсуждения, изменения или улучшения характеристик изучаемых предметов и прочее.

Хороший научный метод обладает тремя основными свойствами:

  1. Должен быть легко воспроизводим: то есть применим для других исследователей, работающих в одной области научных исследований. Использование такого метода позволяет с его помощью провести аналогичное исследование и получить подобные или очень близкие по смыслу и сути результаты любым отдельно взятым ученым.
  2. Должен обладать исключительной точностью: все термины и понятия, используемые в описании метода, должны быть достоверны, выражены точно и описаны предельно понятно, чтобы исключить их двоякое понимание. При таких условиях метод может быть легко использован другими учеными без дополнительной проверки используемой терминологии.
  3. Должен быть проверяемым или опровержимым. Научным методом называется только тот метод, который основан на научных законах или теориях, и может быть легко проверен, доказан или опровергнут. Научные идеи или методы, которые не могут быть доказаны – не являются научными. Например, многие исследователи не признают теологию как науку, а ее методы – научными, так как никто не может доказать существование бога или иных доказательств его присутствия в нашей жизни.

Как уже говорилось выше, научный метод может состоять из совершенно разных научных и исследовательских инструментов. Например, метод может заключатся в проведении качественного или количественного анализа, статистической обработки результатов, анализе данных, проведении экспериментальных работ, экспериментов при различных условиях (например, по виду, характеру, свойству предмета), специальные исследования различной направленности и тематики, и т.д.

В первую очередь, применение научного метода направлено на помощь исследователям в определении порядка и понимании правил проведения научных исследований и экспериментов, получению необходимых данных, анализу и интерпретации результатов работы.

Методы исследования являются обязательной составляющей любой научной работы, такой как магистерская или кандидатская (докторская) диссертация, в научно-исследовательских работах, направляемых на различные конкурсы для талантливой молодежи, в тои числе и Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке».

Раздел «методы исследования» – является одним из основных разделов большинства видов научных публикаций. В таком разделе приводится подробное описание всех используемых методик, способы их реализации, ход выполнения исследования и иные применяемые в нем научные инструменты, способствующие решению выдвинутых научных задач и составляющие в сумме метод исследования, применяемый в научной работе.

Виды методов исследования

Существуют целый ряд основных методов исследования, выбор которых зависит от специфики научно-исследовательской работы.

Также необходимо обратить внимание, что научные методы подразделяются на те, которые рекомендуются к использованию в теоретической и практической части научного исследования.

В теоретической части научного исследования необходимо провести качественный литературный обзор, определить и описать объект и предмет исследования, сформировать гипотезу, описать цели и задачи исследования. На данном этапе можно использовать следующие методы исследований:

  • Метод анализа – применяется с целью подробного изучения объекта или явления – полностью или выборочно на основе его определенных свойств.
  • Метод систематизации – способ изучения объекта или явления как единой системы, путем объединения отдельных его частей в целое по характерным признакам каждого или в общем.
  • Метод индукции – это описание объекта или явления, и других составляющих исследования путем «от частного к общему». Этот метод помогает путем сбора и изучения отдельных известных составляющих исследования сделать выводы о главном принципе или законе, который необходимо было установить/определить/исследовать.
  • Метод дедукции – это метод, противоположный методу индукции, работающий по обратному принципу «от общего к частному». Метод заключается в логическом описании всех составляющих исследования начиная с более общих высказываний, теорий, основанных на выдвинутой гипотезе, и постепенно переходя к деталям и точным, доказанным и неопровержимым выводам.
  • Метод классификации – применяется в соответствии со своим названием – для классификации объекта или явления по определенным группам в зависимости от его характерных признаков или других специфических особенностей.
  • Метод абстрагирования – может быть использован в случае необходимости исследования конкретного свойства объекта или явления. При этом другие его свойства, характеристики и прочие особенности, а также их взаимное влияние друг на друга или на сам изучаемый предмет не учитываются (абстрагируемся от них).

В практической части научной работы можно использовать:

  • Метод наблюдения – наблюдение за объектом или явлением, или их отдельных частей с целью изучения или фиксирования происходящих с ним изменений при различных условиях (например, при изменении условий проведения эксперимента).
  • Метод сравнения – используется для сравнения или сопоставления (противопоставления) друг с другом двух и более объектов или явлений, изучаемых в исследовании. При этом делается акцент на определенных свойствах, выбранных для сравнения.
  • Метод измерения – определение или установление количественных характеристик (чаще всего, экспериментальным путем, в ходе проведения лабораторных исследований и т.д.).
  • Метод эксперимента – проведение исследования или наблюдения за объектом или явлением при создании определенных условий. Данный метод часто используется для проверки или подтверждения гипотезы научного исследования.

Выше приведены самые основные, общие методы исследования. Существует еще большое количество различных методов, которые применяются при специальных условиях, в зависимости от конкретных условий и направлений исследования.

Это могут быть методы моделирования, опроса, методы с использованием различных видов анализа, экспериментов, тестирований, интервью и прочие.

В одной работе не могут использоваться сразу все причисленные методы, но как правило, используется одновременно несколько методов в разных частях исследования с разной целью. Окончательный перечень вида и количества применяемых методов исследования формируется в процессе детальной проработки плана научно-исследовательской работы.

Принципы формирования методов исследования

Общий процесс формирования научных методов исследования хорошо известен и достаточно прост, понятен и состоит из вполне определенных этапов. Особенности каждого этапа могут меняться в зависимости от характерных особенностей исследования.

  1. Наблюдаем за объектом, предметом или явлением. Проводите наблюдения: наблюдайте за тем, что является целью вашего исследования и задавайте вопросы, ответы на которые помогут вам до нее дойти. Вопросы могут быть как общего, так и конкретного характера. Например, так: «Я отмечаю (наблюдаю за процессом и вижу), что общая численность населения уменьшается с каждым годом. Какие шаги может предпринять государство для стимулирования молодых семей к рождению детей? (для наблюдения используем метод наблюдения, соответственно, также сюда можно добавить метод сравнения и анализа). Помните, что правильно поставленные вопросы существенно помогут продвинуться вам на всех дальнейших этапах исследования.
  2. Собираем справочную информацию. Изначально данный этап включает в себя поиск информации в литературных опубликованных источниках. Далее, когда будут сформулированы вопросы к исследованию – можно собирать справочную информацию для поиска ответов на вопросы и их анализа (опять же выбираем необходимые нам методы исследования).
  3. Создаем гипотезу. Гипотеза – это предварительно заявленное объяснение нашего вопроса, которое делается исходя из имеющихся навыков и знаний в области исследования. Смотрим применительно к нашему примеру. Гипотеза, выдвинутая в ходе ответа на поставленный вопрос при помощи метода: «Доходы молодых семей не позволяют им создать достойные условия для рождения и воспитания детей»
  4. Создаем прогноз и выполняем тест. Проверьте свою гипотезу методом проведения анализа, наблюдения, сравнения или подходящим вам специфическим методом (например, методом опроса обычных людей или заведомо установленной контрольной группы). Здесь необходимо установить изменения, которые можно измерить или наблюдать при помощи выбранного метода исследования.
  5. Проанализируйте результаты и сделайте вывод. Используйте метод сравнения, чтобы оценить разницу между гипотезой (прогнозом) и результатом исследования.
  6. Оформите отчет или сформируйте публикацию по результатам исследования, чтобы довести их до научного сообщества. Иными словами, необходимо поделиться результатом с коллегами, другими учеными и т.д. Это поможет вам получить оценку своей научной работы и, возможно, получить новые интересные вопросы, что позволит взглянуть на исследование по-другому и провести более детальные, дополнительные исследовательские работы (возможно, что ваша гипотеза будет опровергнута или покажется недостаточно доказанной).

Важно:

При помощи научного метода может быть исследовано только проверяемое явление. Ни в коем случае нельзя допустить в работе фальсификации данных или информации. Все должно быть проверено, измерено и поддаваться наблюдениям, быть «прозрачным».

В качестве подтверждения могут выступать доказательство или опровержение гипотезы: и то, и другое является прямым признаком проведения проверки на достоверность. Данные, противоречащие гипотезе, не следует сбрасывать со счетов, они могут подойти для ее логичного опровержения.

Во время исследования необходимо установить наблюдение и за другими важными переменными и факторами, которые могут оказать любое влияние на конечный результат научной работы.

Научный метод может применяться во многих областях науки. Можно анализировать и тестировать показатели мероприятий по охране труда на производстве, изучать финансовые показатели банков или достижения научных организаций, оценивать эффективность нового метода лечения в системе здравоохранения или продуктивность сельскохозяйственной реформы т.д. Этот список может быть бесконечным. Важно применить правильные, подходящие для вашего исследования, методы и по окончании научной работы сформировать четкие однозначные выводы на основе полученных результатов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти номер счета по фамилии
  • Как найти маме платье новое
  • Как составить карту коммуникаций
  • Как найти сумму за вычетом процента
  • Как найти дырку в большом матрасе