Как составить методику образования

Как
написать методическую разработку?

Методическая разработка – это
письменная работа, представляющая опыт педагогической
деятельности аттестуемого педагога (или управленческой деятельности
руководящего работника), который может быть использован в практической
работе
участниками образовательной деятельности.

Методическая разработка – вид методической
продукции, раскрывающий формы, средства, методы обучения, элементы современных
педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания
применительно к конкретной теме урока, мероприятия, дополнительной
общеразвивающей программы.

Методическая разработка позволяет
педагогическим работникам осмыслить, обобщить и систематизировать свой опыт,
представить свои предложения по совершенствованию образовательной деятельности.

Методическая разработка должна
соответствовать должностным обязанностям педагогического работника (в
соответствии с Единым квалификационным справочником должностей работников
образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ № 761н от
26.08.2010 года), а также требованиям Профессионального стандарта.

Методическая разработка может быть как
индивидуальной, так и коллективной работой.

Классификация методических разработок:

·       
разработка серии уроков (занятий );

·       
разработка конкретного урока (занятия);

·       
разработку темы программы;

·       
описание новых форм, методов или средств
обучения ( словари, справочники, альбомы, плакаты, таблицы, схемы, средства ИКТ
и др.);

·       
сборник практических заданий и упражнений,
способствующих достижению современных целей образования;

·       
комплект диагностических материалов и
инструкцию по их использованию, контрольно- измерительных материалов;

·       
программа воспитания обучающихся;

·       
программа объединения в рамках
предпрофильной подготовки;

·       
программа дополнительного образования
детей;

·       
разработка проведения
воспитательно-развивающего мероприятия (конкурс. фестиваль, олимпиада,
соревнования и др.)

Требования,
предъявляемые к методической разработке.

Содержание методической разработки должно
четко соответствовать теме и цели. Оно должно быть таким, чтобы педагоги могли
получить сведения о наиболее рациональной организации образовательной 
деятельности, эффективности методов и методических приемов, формах изложения
учебного материала, применения современных технических  и информационных
средств обучения. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально
просто и четко, не должен повторять содержание учебников и учебных пособий.

Язык методической разработки должен быть
четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Рекомендуемые методы, методические
приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками на свой
педагогический опыт. Методическая разработки должна учитывать конкретные
материально-технические условия осуществления образовательной деятельности,
ориентировать на широкое применение активных форм и методов обучения.
Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». Должна содержать
конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе
(карточки-задания, планы занятий, тесты, разноуровневые задания и т.п.)

Выбор темы

К методической разработке предъявляются довольно
серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к её написанию,
необходимо:

·       
тщательно подойти к выбору темы;

·       
определить цель методической разработки;

·       
внимательно изучить литературу,
методические пособия, положительный опыт по выбранной теме;

·       
составить план и определить структуру методической
разработки;

·       
определить направления предстоящей работы;

Методическая
разработка представляет собой результат педагогического исследования. в основе
которого лежит решение проблемы.

Тема исследования должна быть современной ,известной
учителю. По данной теме у него должен быть накоплен определенный опыт. Тему учитель
выбирает самостоятельно. При определении темы методической разработки педагог
может ориентироваться на:

·       
тему методической работы ОУ, методического
объединения;

·       
противоречие, возникшее в ходе
практической деятельности самого педагога;

·       
противоречивые результаты и утверждения,
обнаруженные в литературных источниках.

Заявленная тема не
должна быть слишком широкой. Предпочтительнее выбрать узкую тему. Автор
методической разработки должен в первую очередь ознакомиться с основными
исследованиями по интересующей проблеме и составить представление об
изученности вопроса на современном этапе, выявить актуальные моменты, сделать
самостоятельные выводы о степени разработанности данной проблемы.

Выбранная тема должна быть значимой, её
ценность определяется в том числе и тем, насколько она требует
исследовательского поиска решения. Выявляя проблему, не следует слишком
углубляться в историю вопроса. Достаточно изложить суть проблемной ситуации, из
которой будет просматриваться её актуальность.

Например, «Использование методического
приема ….. как средства…. для формирования….»

Структура методической разработки.

Методическая разработка обязательно должна
иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть,
заключения, список литературы, при необходимости – приложения.

Титульный лист

На титульном листе методической разработки приводится

·       
наименование учреждения в соответствии с
уставом (вверху страницы);

·       
название работы ( в центре листа);

·       
сведения об авторе (ФИО, должность)
(справа внизу;

·       
место и год написания разработки (по
центру внизу) ( см. Приложение 1)

Название
методической разработки — максимально информативная часть текста, словесная
формулировка, отражающая тематику методической разработки. По своему характеру
название методической разработки должно раскрывать основной результат,
полученный педагогом в образовательной деятельности в педагогические средства
(методические приемы, формы и т.п.), используемые в работе.

Аннотация ( на обороте титульного листа)

Указываются:

·       
проблема, которой посвящена методическая
разработка;

·       
вопросы, которые она раскрывает;

·       
потенциальные пользователи (кому может
быть полезна разработка).

Рекомендуемый
объем – до 10 предложений.

Содержание.

Оформляется в
стандартной форме с обязательным указанием страниц. ( см. Приложение 2)

Введение

Раскрываются:

·       
актуальность данной работы (автор отвечает
на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково её место в содержании образования,
что является положительным в опыте, какие возникают трудности (проблемы,
противоречия) в деятельности педагога или детей. Ответы на данные вопросы
позволят подчеркнуть практическую значимость педагогического опыта);

·       
новизна методической разработки;

·       
цель и задачи методической разработки. Цель
методической разработки
— основной результат, который должен быть
достигнут в образовательной деятельности: новые состояния, являющиеся
результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме).  Она
должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы её можно было
разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.

Например,
цель может быть следующей:

1) 
определение форм и методов изучения содержания темы;

2)
раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной
программы;

3)
описание видов деятельности ;

4)
описание методики использования современных технических и информационных
средств;

5)
использование современных педагогических технологий или их элементов на уроках
и т.д.

Задачи
конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при её
достижении. Задачи должны указывать на те изменения, которые должны произойти с
учеником и проявиться в его результатах работы. Задачи описываются глаголами
совершенного вида: научить составлять загадки типа….; научить различать…

Алгоритм,
позволяющий сформулировать цели и задачи:

1)     Ответьте
на вопрос: «Что собираюсь изменить с помощью своей разработки.

Опишите ожидаемый результат: БЫЛО….- СТАЛО. А затем уберите те изменения,
которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только
то, что напрямую касается вашей работы. (Например, БЫЛО: обучающиеся дают
устный ответ о природном объекте бессистемно, пользуясь штампами. – СТАЛО:
обучающиеся составляют связный эмоциональный рассказ о природном объекте,
рассматривая их с разных сторон, используя собственные сравнения)

2)     Составьте
цепочку «Для чего?»
(Например, обучающиеся
умеют составлять связный целостный рассказ – Для чего?- Чтобы целостно
воспринимать окружающий мир- Для чего? – Чтобы осознанно относиться к
окружающему миру.- Для чего – Чтобы уметь изменять окружающий мир)

3)     Составьте
цепочку «Для этого?» (
Например, дети составляют
образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят
метафоры…)

·       
условия применения (что нужно для того,
чтобы методическая разработка была реализована в практике образования);

·       
трудоемкость, ограничения, риски.

Новизна
методической разработки.
Различают три степени
новизны:

1)     методическая
разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или
практические рекомендации;

2)     методическая
разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо
теоретические положения и практические рекомендации;

3)     методическая
разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации,
отличается наиболее высокой степенью новизны.

Рекомендуемый
объем – до 2 страниц машинописного текста.

Основная часть

Учитываются:

·       
специфика методической разработки (в
соответствии с приведенной классификацией);

·       
существующие требования (рекомендации) к
методической разработке с учетом её специфики (например, требования к плану-конспекту
урока, по ФГОС- технологическая карта урока);

·       
замысел автора и логика разработки (на
усмотрение автора основная часть может быть структурирована и разделена на
составляющие части). Основная часть методической разработки может разделяться
на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые
арабскими цифрами. Наименование разделов в тексте оформляют в виде заголовков.
Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется
полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка
пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце
заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел
рекомендуется начинать с нового листа. В конце каждого раздела необходимо сформулировать
выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более
высокие результаты.

Рекомендуемый
объем – не менее половины общего объема работы.

Заключение.

Приводятся:

·       
основные выводы по теме разработки;

·       
информация о том, где, когда и в какой
форме разработка была представлена профессиональному сообществу;

·       
информация о рассмотрении методической
разработки профессиональным сообществом с указанием номера протокола заседания.
(Выписка из протокола помещается в приложении).

В заключении
формулируются выводы и оценка продуктивности методической разработки, которую
можно осуществить на основе самоанализа педагогической деятельности.

Например,

·       
изменения в качестве знаний, в овладении
практическими умениями;

·       
изменения в уровне воспитанности;

·       
изменения в развитии интереса к предмету.

Диагностика

Диагностика – тема,
требующая отдельного обсуждения. Как правило, в методических разработках
учителей диагностика не приводится – вместо этого приводят примеры детских
работ или высказываний. Это оживляет описание методики, делает его более
читабельным, но не дает возможности оценить результат. Так, на уроках по
развитию речи всегда можно ожидать 1-2 яркие работы, но это абсолютно ничего не
говорит о ценности использованной на уроке методики. Талантливые дети пишут
ярко и без специального обучения.

Если результат вашей
методической разработки может быть представлен творческими продуктами учащихся,
необходимо показать работы не менее 2/3 учащихся класса. Это не означает, что
вы должны тратить время на перепечатку детских сочинений или придуманных детьми
задач. Достаточно приложить к описанию методики их ксерокопии.

Другой вариант –
использование диагностики, разработанной ранее. В этом случае необходимо
сослаться на источники.

Если вы решились
предложить собственную диагностику результатов применения вашей методики (за
что сразу же заслуживаете отдельную благодарность), то вам необходимо ответить
на два вопроса:

1. По каким объектам вы оценивали
результаты своей работы?
Это могут быть

·       
наблюдаемое поведение детей (дети просят
почаще проводить такие уроки, приносят дополнительный материал, играют в
предложенные учителем игры на перемене – такие наблюдения свидетельствуют о
повышении мотивации);

·       
продукты творческой деятельности детей (сочинения,
выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);

·       
результаты выполнения специальных заданий
и т.п.

2. Значения каких признаков вы будете
оценивать?

Это могут быть

·       
наличие определенных  высказываний
учащихся в процессе работы

·       
определенные виды поведения учащихся
(например, если учащийся в тексте употребляет системные сравнения, можно судить
о сформированности умения такие сравнения составлять);

·       
количество правильных ответов на
предложенные задачи; количество ошибок определенного рода и т.п.

Рекомендуемый
объем – до 1 страницы машинописного текста

Список
использованных источников  (см. Приложение 3)

Оформляется в
стандартной форме в соответствии с библиографическими требованиями. Список
литературы строится по алфавитному ряду в соответствии с ГОСТОМ 7.1.-2003.
Записи рекомендуется располагать следующим образом:

·       
если указано несколько работ одного
автора- по алфавиту заглавий;

·       
при совпадении первых слов в названиях
источников – по алфавиту вторых.

 Список
использованных источников должен содержать 10-15 наименований (включая
Интернет-ресурсы). Если разработка носит только практический характер, не
требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно
опустить.

Приложения

Формируются на
усмотрение автора методической разработки. В случае принятия автором решения об
иллюстрации методической разработки приложениями рекомендуется:

·       
приложения пронумеровать;

·       
указать название каждого приложения;

·       
каждое приложение начинать с новой
страницы (Приложение 1 и т.п.)

Объем приложений
не лимитируется, но они должны соответствовать тексту

( ссылки на них в
тексте обязательны). Это могут быть схемы, таблицы, рисунки описание творческих
заданий, тесты, карточки для индивидуальной работы, вопросы, викторины, технологические
карты, сценарии и др.

Требования
к оформлению текста методической разработки.

При оформлении
методической разработки необходимо соблюдать следующие требования к оформлению
текста:

·       
формат А4

·       
поля: верхнее- 2,5, слева- 3,0, справа-
1,5, снизу -2,0

·       
номера страниц – арабскими цифрами, внизу
страницы, выравнивание по центру, титульный лист и оглавление включаются в
общую нумерацию, но на них не указывается номер;

·       
шрифт – Tims New Roman;

·       
высота шрифта – 14 ( в таблице можно 12);

·       
междустрочный  интервал – одинарный;

·       
выравнивание текста – по ширине страницы;

·       
переносы слов в заголовках и подзаголовках
не делаются.

Общий объем
методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного
текста.

Иллюстрации обозначаются
словом «Рисунок» и нумеруются в пределах раздела. Номер иллюстрации должен
состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных
точкой.

Методические
разработки уроков –
вид методической
разработки, в систематизированном виде отражающий содержание и ход урока.

Структура
плана-конспекта урока:

·       
дата проведения, его номер по
тематическому планированию;

·       
тема урока;

·       
цель и задачи урока;

·       
тип урока;

·       
структура (сценарий) урока с указанием
последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим
этапам;

·       
методы и приемы работы учителя на каждом
этапе;

·       
учебное оборудование, необходимое для
проведения урока;

·       
содержание учебного материала (фрагменты
речи учителя или полный текст нового материала);

·       
задания для детей на каждом этапе;

·       
алгоритмы выполнения заданий.

Методическая
разработка мероприятий –
разновидность
методической разработки, содержащая логично структурированный и подробно
описанный ход проведения мероприятия (родительского собрания, тематического
вечера, викторины, конкурса, игры и т.п.). Наряду с описанием
последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом
целей, средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается
соответствую0щими методическим советами.

Структура
методической разработки мероприятий:

·       
дата проведения с указание возраста детей;

·       
тема;

·       
цель и задачи внеклассного мероприятия;

·       
тип мероприятия;

·       
структура (сценария) мероприятия с
указанием последовательности его этапов в примерного распределения времени по
этим этапам;

·       
методы и приемы работы педагога ,
использованные в ходе мероприятия;

·       
оборудование, необходимое для проведения
мероприятия;

·       
содержание использованного материала
(фрагменты речи педагога)4

·       
задания для детей  на каждом этапе и алгоритмы
выполнения заданий.

Методическая
разработка должна быть написана таким образом, чтобы ваши коллеги не
 копировали ее «один к одному», а могли бы приспособить ее к условиям своей
профессиональной деятельности, не нарушая предложенную вами технологию.

                                                                                                             
             Приложение 1

Титульный
лист методической разработки

МБОУ
«……..СОШ»

Название
методической разработки

Методическая
разработка

                                                                                              
Автор-составитель: ФИО (полностью), должность , 

                                                                                              
квалификационная категория   

                                                                                             
Например, Иванова Анна Ивановна,

                                                                                            
  учитель русского языка и литературы

                                                                                            
 первой квалификационной категории
               

с.
Каракулино

2017
год

моск

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Техникум сервиса и туризма № 29»

(ГБПОУ ТСиТ № 29)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЯ  МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ

Москва

2015

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего,  на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся.

Данные методические рекомендации помогут преподавателям техникума разобраться в видах методической продукции и выбрать для себя нужный алгоритм создания своей методической работы.

Автор: Королева Л.В., преподаватель,  методист ГБПОУ ТСиТ №29

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………….4

Алгоритм написания методической записки……………………………………………………………………5

Алгоритм написания памятки……………………………………………………………………………………..5

Алгоритм написания методической рекомендации………………………………………………6

Алгоритм написания методической разработки………………………………………………….7 

Алгоритм написания методического пособия……………………………………………………………8 

Алгоритм написания методического проекта……………………………………………………………………..9

Глоссарий…………………………………………………………………………………………………..11

Список рекомендованной литературы………………………………………………………………………..13

Список  информационно-электронных ресурсов………………….…………………………………….14

Образец оформления памятки…………………………………………………………………………..15

Образец оформления титульного листа методической рекомендации…………………………16

Образец оформления титульного листа методической разработки…………………………………….17

Образец оформления титульного листа методического пособия………………………………………18

Образец оформления титульного листа методического проекта………………………………19

Основные требования к оформлению текстовых документов…………………………………………20

Правила оформления приложений……………………………………………………………….22

Правила оформления списка литературы………………………………………………………..23

Список сайтов, на которых можно опубликовать свою работу…………………………………24

Пояснительная записка

Профессиональное  образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства в современном российском обществе. В наше время современному педагогу уже невозможно обойтись без использования в своей педагогической практике различных методик, а также создания собственных методических материалов. Педагогам необходима активизация методической деятельности для более рациональной организации образовательного процесса, передачи своего положительного опыта коллегам, для развития и повышения профессионализма. 

В данной работе представлены рекомендации написания и оформления лишь некоторых видов методической продукции, наиболее востребованных преподавателями профессионального образования.

Изучив предложенный материал,  преподаватели получат представление о формах изложения методик, в соответствии с современными требованиями[1], им проще будет структурировать содержание методической работы, а значит, они смогут более эффективно делиться своими методиками с другими педагогами. 

Цель: помощь преподавателям техникума в структуризации собственного методического материала для  последующей публикации.

Целевая аудитория: преподаватели общеобразовательного и профессионального  образования.

С дополнительным материалом, таким как: образцы оформления титульных листов, нормативные стандарты[2] шрифтов и программ, которые принято использовать в процессе подготовки документов к публикации можно познакомиться в приложениях. Там же приводится список сайтов[3], на которых можно разместить свою методическую работу, а также пообщаться с коллегами.

Основная часть

Методическое обеспечение педагогической системы обучения направлено на раскрытие, систематизацию и  распространение профессионального опыта. Как правило, педагоги со стажем с удовольствием передают свой опыт коллегам.

Процесс распространения методик происходит на открытых занятиях, мастер-классах, конкурсах и школах педагогического мастерства, конференциях, семинарах и круглых столах, а также в интернет-сообществах педагогов.

Методические находки педагогов в печатном виде можно найти в тематических сборниках методических работ и на страницах различных периодических изданий, а также на сайтах Интернета. 

Наличие методических работ повышает профессиональный статус преподавателя и статус учреждения, в котором он преподает.

Всю создаваемую преподавателями методическую продукцию можно условно разделить на два блока:

Учебно-методический блок состоит из нормативной и тематической литературы, используемой при составлении рабочей программы, а также материалов, используемых в образовательном процессе: журналов, тематических подборок дидактического и наглядного материалов (карточки, тестовые задания,  графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, модели, иллюстрации и т.п.), видео и аудиоматериалов, тематической информации на электронных носителях, презентаций и т.д.

Научно-методический блок включает в себя методические записки, методические рекомендации, методические пособия и методические проекты, основанные на педагогической практике в образовательном процессе.  Материалы из научно методического блока, в зависимости от содержания, могут иметь различную адресность: обучающимся, обучающимся и коллегам-педагогам, и  только педагогам.  И соответственно этому регламентируется терминология, стиль и  объем методических работ.

 Как правило, педагоги не испытывают затруднений в составлении лаконичной информации о своей деятельности в рамках программы для информационного блока и блока учебно-методического комплекса. Трудности чаще всего возникают при написании научно-методических работ.

Поэтому остановимся подробнее на алгоритмах написания методических работ, относящихся к указанному блоку. 

1. Методическая записка 

Методические записки используются для разъяснения применяемых педагогом методик в процессе осуществления образовательной деятельности по определенной программе, а именно, в них разъясняется адресность аудитории, цель, задачи, ожидаемые результаты проведения различных мероприятий. Методическая записка в сжатом виде может пояснять эффективность применения инновационных технологий на занятиях или мероприятиях, также, кратко пояснить систему изложения методического материала, разъяснить обоснованность документов и фактов, составляющих методическую работу. Методическая записка иногда используется для пояснения содержания таблиц, схем, диаграмм и т.п.

Методические записки оформляются в произвольном виде и могут быть частью методического пособия.

2. Методическая рекомендация 

Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.

В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.

Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).

Памятки составляются[4] без титульного листа по следующей схеме:

Памятка

«Название»

Основной текст (Основной текст начинается с краткого описания сути вопроса,  затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием).

Автор(ы) (ФИО полностью), должность, место работы.

Дата создания.

Развернутые методические рекомендации, как правило, предназначены для оказания помощи преподавателю в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий, выполнению курсовых и дипломных работ или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.

Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации. Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:

1. Титульный лист[5]:

Полное название учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методические рекомендации)

Автор(ы) ( ФИО полностью)

Должность  

Место написания

Год написания

2. Второй лист:

Аннотация (Краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории).

Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон).

3. Третий лист:

Пояснительная записка

(Вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций,  обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта;  целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у студентов и т.п.).

 Содержание (Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов;   дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с обучающимися  могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя).

Заключение (выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием). 

Список использованной литературы (при необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме; список  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления[6] литературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы).

 Приложение[7]  (приложения включаются, если содержат материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.).

3. Методическая разработка 

Методическая разработка — это комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению мероприятий; методические советы по составлению сценариев, планов выступления, выставок; методики проведения одного или нескольких занятий,   мастер-классов; методического описания творческого задания, схемы и т.п.

Методические разработки помогают лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала, раскрывают формы, средства, методы и технологии обучения, дают возможность другим педагогам  использовать предлагаемые материалы в своей практике. Методические разработки используются педагогами-авторами для подробного описания проведения мероприятий, представляющих интерес для других педагогов.

Методические разработки можно условно разделить на два варианта, в зависимости от целеполагания.  

Методическая  разработка, претендующая на авторскую (авторские исследования или применение авторских инновационных методик) оформляется в виде брошюры по следующей схеме:

1. Титульный лист[8]:

Полное название учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методическая разработка)

Автор(ы) (ФИО полностью), должность

Место написания

Дата написания

2. Описание методики:

Название разработки, сведения об авторе.

Введение (Во введении указывается цель методической разработки (цель должна быть одна); актуальность предлагаемой работы; обосновывается, при необходимости, особенности и новизна предлагаемой разработки; указывается целевая аудитория, если разработка предназначена для проведения занятия или другого мероприятия с обучающимися, то уточняется их возраст; целесообразно указать условия осуществления мероприятия и перечень используемого оборудования и материалов).

Основная часть (Основная часть содержит методические советы по подготовке мероприятий, занятий, мастер-классов, выставок, составлению сценариев, выступления. Методическое описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность  действий, с указанием средств достижения обозначенной цели. Методические советы по подведению итогов и закреплению полученного результата).

Заключение (Подведение итогов, выводы; в заключительной части важно проследить соответствие выводов тезисам  водной части методической разработки.  При необходимости, можно обратить внимание коллег на особо важные моменты, и предостеречь от возможных ошибок).

Список использованной литературы (список  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления[9] литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов).            

 Приложение (при необходимости к работе прилагаются: схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

Второй вариант методической разработки предполагает описание мероприятия с использованием знакомых методик, но со своей «изюминкой», которая может заключаться в новой форме, или в использовании нового оборудования, или в интеграции с другим мероприятием и т.п.

Обязательными в этом случае являются три раздела:  введение, основная часть и заключение.

Титульный лист оформляется, как и в предыдущем варианте.

Рекомендуется перед написанием составить план, чтобы самое главное  — описание  методики оказалось в разделе «Основная часть». Необходимо проследить, чтобы в основной части была раскрыта цель, а заключительная часть подтверждала основные тезисы введения.

4. Методическое пособие 

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги, способные систематизировать практический материал собственной практики и деятельности коллег по профессии, а также учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Методическое пособие, помимо теоретического,  содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, также, здесь могут быть представлены образцы документов, разработанные в соответствии с заявленной тематикой.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера. 

Методические пособия, в зависимости от целеполагания, могут рассматривать содержание, формы работы и методики и возможности их применения на практике по  отдельной направленности, или по отдельной предметной области (именно к этому типу методической продукции наиболее часто обращаются педагоги).       

Методическое пособие оформляется по следующей схеме:

1. Титульный лист[10]

Полное наименование учреждения

«Название»

Вид методической продукции (методическое пособие)

Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования)

Дата написания

Место написания (Москва)

2. Основной раздел

Введение (формулируются цель (одна) и задачи (несколько задач, помогающих достижению цели) данного пособия, указывается адресность, и какие конкретные результаты может дать преподавателям использование данного пособия).

Теоретическая часть (здесь в краткой форме излагается (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе профессионального образования).

Практическая часть (систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся примеры форм и методик работы).

Дидактическая часть (здесь размещаются  дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал).

 Список литературы (оформляется[11] по тематическим рубрикам, в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии и, по возможности, с краткими аннотациями;  кроме того, сюда могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями; в список включаются электронные ресурсы).

5. Методический проект

Методический проект — это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение четко определенных, оригинальных целей в течение заданного периода времени. Преподаватель может поделиться со своими коллегами удачно реализованным проектом, или проектом, прошедшим первые этапы пути к достижению цели.

Работа над проектом подразумевает   деятельность, направленную на выполнение мероприятий, составляющих проект, с максимально возможной эффективностью. Цель проекта должна быть реально достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Задачи проекта формулируются с учетом будущих мероприятий и действий, необходимых для достижения цели. В проекте обязательно продумывается схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом.

Методический проект оформляется по следующей схеме:

1. Титульный лист[12]

Полное наименование учреждения

Проект

«Название»

Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования)

Дата написания

Место написания (Москва)

2. Основной раздел

Введение (Обосновывается тема проекта,  формулируются цель и задачи, указывается адресность, перечисляется оборудование, необходимое для реализации проекта и кадровые ресурсы, задействованные в реализации проекта).

Основная часть  (В основной части обозначается календарный план реализации этапов проекта, схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом).

Заключение (Выводы о правильной поставки цели проекта, об удачных моментах прохождения этапов проекта и о трудностях, с которыми, возможно, столкнулись при реализации проекта).

 Список литературы (список[13]  составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов, рекомендованных или используемых при реализации проекта).            

Заключение

Результативность передачи профессионального педагогического опыта в значительной степени зависит от  умения создавать собственную методическую продукцию.

Предложенные здесь алгоритмы написания методических работ должны помочь преподавателям в выработке этого умения. Понимание преподавателями правил структуризации материала, поможет им более рационально оформить свою работу в полноценный методический продукт и опубликовать его в сборнике или на страницах журнала.

Важно, также, не забывать о возможности обмена опытом в педагогических интернет-сообществах и о публикациях на сайтах. В наш век развития информационных технологий преподаватели часто обращаются к интернету, за поисками новых методик, и, поэтому, опубликованные работы на интернет-сайтах намного быстрее находят своих читателей.

Глоссарий

Адресность – понятие, в контексте данной работы,  означает рациональное ограничение круга предполагаемых читателей.

Алгоритм — набор рекомендаций, описывающих порядок действий для достижения результата за конечное число действий, от которых они зависят.

Аннотация — краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга.

Аннотированный каталог – систематизированный перечень предметов, услуг, продукции и др., содержащий краткие пояснения.

Буклет — вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, сложной конструкции и проработанного дизайна.  

Бюллетень — регулярно публикуемые краткие официальные материалы о новостях в деятельности учреждения, преподносимых в качестве должностной информации.

Задачи – это измеряемые возможные изменения ситуации, это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить.

Информационно-методический справочник — сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.

Инструктивно-методическое письмо — указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа; например, инструктивно-методическое письмо к положению о конкурсе, мероприятии.

Инструкция — пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр. 

Картотека — систематизированное в алфавитном порядке (как правило — по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе.

Листовка — вид  информационной литературы, лист бумаги с текстом и иногда с иллюстрациями.

Методика  — наука о методах преподавания, совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.

Методический — строго последовательный, систематичный, точно следующий плану.

Методическая тема — это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом.

Методическая записка — пояснения к последующим методическим материалам.

Методические рекомендации — структурированная информация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Памятка —  книжка или листок с краткими наставлениями на какой-либо  случай, с краткими сведениями о ком-либо, чем-либо.

План — это фиксация системы целей, задач и средств, предусматривающих изменение ситуации.

Программа — это запланированный комплекс образовательных мероприятий, направленных на достижение цели или реализацию определенного направления развития.

Проект — замысел, идея, воплощённые в форму описания, обоснования, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Сценарий — самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий — это конспективная, подробная запись праздника, любого мероприятия. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен.

Тематическая подборка материала — подбор текстового и наглядно иллюстративного материала по определенной теме (подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.) для написания рекомендаций, сценариев.

Целевая аудитория — это совокупность людей, однородная по каким-либо параметрам.

Цель — это то, к чему стремятся, это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого хотят достичь.

Рекомендуемая литература

Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М.: Ось, 2002.

Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

Виды   методической продукции. Справочник. — Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»·

Драхлер А.Б.  Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Гайнуллина И.В. Правила и требования оформления методической разработки. —  Югорск: МБУ. Городской методический центр, 2014.

Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д. Е. Яковлев, — М: АРКТИ, 2002.

Дополнительное образование и воспитание. № 1, 2008 с.26-30.

Корлякова С.В. , Деникаева  О.В. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. — Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2001.

Кленова Н.В. Основные понятия сферы методической деятельности УДОД. – М.: ГПМЦ, ГЦДЮ, 2014. 

Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. –Мн.: ООО «Сэр –Вит», 2000.

Кульневич С. В. Иванченко В. Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования. – М.: Учитель, 2005г.

Методическая деятельность. Словарь-справочник. — Л., 1991.

Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.

Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие /Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др. —  М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.

Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины: сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005.

Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. — 2001 — №2.

Словарь-справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л.Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. — М: ЦРСДОД, 2002.

Уваров А.А. Методика написания и защиты дипломных и курсовых работ: Практическое пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательство «ИКФ «ЭКМОС», 2003.  

Информационно-электронные ресурсы.

Википедия 

ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001 

http://dic.academic.ru

Мой словарь

http://my-dictionary.ru/word/

TOLKSLOVAR.RU

http://tolkslovar.ru

Словарь — Аудитория целевая 

glossostav.ru/word/

Русский язык. Справочно-информационный портал. грамота.ру.

Гин А.А. Традиции урока //Интернет-журнал «Эйдос». — 2000. — 21 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0221-01.htm.

Тематические сайты сети Internet.

Приложение № 1  

Образец оформления памятки

ПАМЯТКА

«Правила пользования ножницами для дошкольников»

Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими пользуются родители. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка пользоваться ножницами и уберечь от травм.              

1.     Брать ножницы только с закругленными концами.

Рис. №1

2.     Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями.

Рис. №2

3.     Передавать и переносить ножницы только колечками вперед и сомкнутыми лезвиями.

Рис. № 3

4.     Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, та как их можно уронить и поранить себя или рядом работающего человека.

Рис. №4

5.     Во время работы не подходить к работающему ножницами, так как он может не заметить подошедшего и поранить себя или другого человека.

Рис. №5

6.     По окончании работы привести рабочее место в порядок.

Рис. №6

                 Смирнова Марина Сергеевна,

педагог дополнительного образования, ЦДЮТТ «Охта». 01.09.14.

Приложение № 2

Образец оформления титульного листа методических рекомендаций

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

методические рекомендации для обучающихся

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 3

Образец оформления титульного листа методической  разработки

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

«ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ»

методическая разработка

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 4

Образец оформления титульного листа методического  пособия

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

«ИСОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОЗАПИСЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ КЕРАМИКОЙ»

методическое пособие

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение № 5

Образец оформления титульного листа методического проекта

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

 «Техникум Сервиса и Туризма №29»

ПРОЕКТ

«НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Автор: Королева Л.В., преподаватель, методист

Москва

2015

Приложение №  6

Основные требования к оформлению текстовых документов:

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

1.Текст работы выполняется на ПК.

2.Все страницы текста должны соответствовать формату единому формату А4 или (А5).

3.Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей для формата А4: левое -30 мм, правое -10 мм, верхнее-15мм, нижнее -20мм-

4. Нумерация страниц:

 — Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту;

— Титульный лист, так же, как и оглавление, включаются в общую нумерацию страниц текста. Однако номер страницы не проставляется ни на титульном листе, ни на оглавлении, ни на аннотации; нумерацию страниц проставляют, начиная с «Введения», которое располагается на третьей (четвертой) странице;

— Иллюстрации и таблицы, включенные в содержание,  учитываются как и страницы текста начиная с 1.

5. Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т.д.

6. Введение, главы основной части, заключение, список литературы,

вспомогательные указатели и приложения должны иметь заголовок, напечатанный прописными буквами.

7. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

8. Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

9. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов.

10.  Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, подглавы, …) должны быть однотипными.

11. После надписи «Таблица…», как и после названия таблицы, точка не ставится;

 таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;

 слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;

 если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют, слово «Таблица» не пишут.

Таблицы в зависимости от их размера размещают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице; при необходимости — в приложении.

12. Оформление библиографических ссылок

Поскольку для написания текста методической разработки мы используем различные источники литературы, как правило, часто приходится прибегать к цитированию работ других авторов.

Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать случайные фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо заключать в кавычки и т.п.), следует обратить внимание на точное указание источников цитат, а также на способ их оформления в тексте.

Существуют различные способы указания цитат (подстрочные, внутри-текстовые и др.).

Для цитирования в чаще используются затекстовые ссылки. Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце того листа, на котором приводилась цитата.

Например:

Основной идеей в воспитании того времени, была идея создания ведущей роли общественного воспитания в формировании личности ребенка. В этой идее А.С Макаренко подчеркивал «единство цели общества и семьи, зависимость семейного воспитания от «заказа общества»1.

1. Идеи А.С. Макаренко повторяются и в работах В.А. Сухомлинского, М.И. Калинина, в которых многогранно рассматривается сочетание общественного и семейного воспитания.

13. В документах рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, кегль -12,     междустрочный интервал – 1,5.

 Допускается использование 14 кегля с одинарным междустрочным интервалом.

14. Для оформления текста и несложных таблиц используется программа – Microsoft Word;

  для таблиц и графиков — Microsoft Excel;

  для оформления текста в буклет, брошюру — Microsoft Publisher; 

  для презентации и демонстрации — Power Point, Movie Maker.

Приложение № 7

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

Правила оформления приложений

В случаях, когда графики, таблицы и другой материал слишком объёмны, а также неуместны в тексте, но несут дополнительную смысловую информацию, их необходимо разместить в приложениях.

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать: материалы, дополняющие текст; иллюстрации вспомогательного характера; характеристики материалов и инструментов применяемых при выполнении работы; анкеты и методики (в том числе инструкции; стимульный материал, бланки ответов, ключи и интерпретационные материалы); протоколы испытаний, заполненные испытуемыми ответные листы и бланки, заключения анализа, экспертизы, и т.д.; таблицы вспомогательных данных;  промежуточные формулы и расчеты.

Правила представления приложений:

приложения помещают в конце методической разработки;  каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией;

номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» после этой надписи точка не ставится;

приложения должны иметь общую с остальной частью методической разработки сквозную нумерацию страниц;

 на все приложения в основной части методической разработки должны быть однотипные ссылки;

в приложениях, представляющих собой стимульный материал, разрешается использование цветной печати и применение различных шрифтов.

Приложение № 8

Правила оформления списка литературы

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

1.Фамилия и инициалы автора.

2.Основное заглавие.

3.Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.).

4. Сведения об ответственности (содержат информацию о составителях, редакторах, художниках и т.д., об организациях, от имени которых опубликован документ).

5.Место издания.

6.Издательство или издающая организация.

7. Дата издания.

Каждому элементу областей библиографического описания предшествует условный разделительный знак, который указан в примере ниже.

Например:

1. Дошкольная педагогика в 2х ч., ч. 2 / Под ред. В.И. Логиновой — М.:-1988. – С. 208-210.

2. Дронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА–ПРЕСС, 2001. – 224 с.

3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч. – М.: — 1984. – С.62.

Количество страниц обязательно указывается в научных исследованиях, в методической литературе объем страниц  указывать необязательно.

Приложение №  9  

 Список сайтов, на которых можно разместить свою методическую работу, обменятся опытом с коллегами и узнать их мнение на форуме педагогического интернет-сообщества.

1. Портал Министерства образования   http://www.minobr.org/

2. Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру»   http://metodisty.ru/

3. Социальная сеть работников образования.

http://sportal.ru/npo-spo/obrazovanie

4.Образование.   http://www.kakprosto.ru

5. Умная Школа: Национальный образовательный проект  http://умная-школа.рф 

6. Педсовет http://pedsovet.org/

7. Сетевое образовательное сообщество  http://rusedu.net/

8. Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/

9. Профессиональное сообщество учителей и педагогов России. http://www.zavuch.info/ 

10. Сетевое социально-педагогическое сообщество. http://wiki.iot.ru/index.php/

11. Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество.   http://www.schoolexpert.ru/main

12. Учебно-методический кабинет. http://ped-kopilka.ru/

13. Издательская группа «Основа»   http://www.e-osnova.ru


[1] ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

[2] ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

[3] Список сайтов см. в приложении № 9

[4] См. образец  в приложении № 1

[5] См. образец в приложении № 2

[6] ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». См. образец  в приложении № 8

[7] См. приложение № 7

[8] См. образец в приложении № 3

[9] См. образец в приложении № 8

[10] См. образец в приложении № 4

[11] См. приложение № 8

[12] См. образец в приложении № 5

[13] См. приложение № 8

Разработка методологии обучения

Эффективность онлайн-курса зависит от качества подачи материала. Неважно, какой опыт имеет за плечами эксперт: если он не умеет правильно его передать ученикам, вряд ли его знания принесут реальную пользу аудитории. Разработка методологии обучения облегчит процесс восприятия информации за счет структурирования, чередования теории и практики, мотивации студентов, что положительно скажется на показателе доходимости и позволит получить больше позитивных отзывов. 

Оглавление

  • 1 Чем занимаются методологи
  • 2 Как методолог может помочь эксперту
  • 3 Этапы разработки методологии обучения
    • 3.1 Проведение исследования
    • 3.2 Составление программы
    • 3.3 Оценка качества онлайн-курса

Чем занимаются методологи

Методологи специализируются на том, чтобы обучение приносило реальную пользу студентам. В их задачу входит разработка инструментов, форматов и подходов, которые будут использованы экспертом при составлении курса.

Чтобы выстроить методологию образовательного курса, необходимо обладать аналитическим мышлением, уметь действовать не по шаблону, не бояться использовать новые инструменты и методики. Невозможно стать методологом после прохождения краткого обучения в сети. Чуть ли ни главный признак профессионализма — участие во множестве успешных проектов, ведь именно практика развивает в человеке насмотренность. Разработка методологии обучения — один из краеугольных камней проекта, поэтому подбору эксперта и проверке его опыта стоит уделить повышенное внимание.

Прочитайте нашу статью о том, чем отличается методист от методолога.

Как методолог может помочь эксперту

Какой курс можно назвать успешным? Когда студент не просто завершил программу обучения, но и в конце сумел достичь запланированных целей, например, научился на 30 % быстрее обрабатывать изображения в Photoshop, похудел на 15 кг или устроился на работу по новой специальности.

Сделать онлайн-курс эффективным и помогает методология программ обучения. В процессе разработки продукта методолог решает следующие задачи:

  • Разрабатывает структуру курса таким образом, чтобы в процессе обучения у студентов возникало минимум трудностей с восприятием и усвоением учебного материала.
  • Помогает автору найти свою «фишку», которая выделит его среди конкурентов и привлечет внимание большего количества людей.
  • Создает линейку онлайн-курсов, «разбивая» знания на несколько инфопродуктов. За счет охвата разной целевой аудитории продажи курса будут расти, а вместе с ними начнет увеличиваться заработок эксперта. Студентам это поможет более детально изучить отдельные темы.
  • Работает с мотивацией учеников для повышения доходимости онлайн-курса. Например, с целью повышения вовлеченности в обучение методологи используют приемы геймификации. Правильное выстраивание информации по схеме «от простого к сложному» также увеличивает число студентов, успешно добравшихся до конца курса.

Если просто «вывалить» на студентов весь свой опыт во время одного урока, никакие конспекты не помогут им выучить материал так, чтобы в будущем можно было успешно применять его на практике. Методология поможет составить «скелет» программы обучения — продумать сценарий занятий, определить методы проверки и оценивания знаний, установить периодичность стоп-уроков.

Оставь контакты и мы пришлем кейсы, которые уже сработали

Не изобретай велосипед

Этапы разработки методологии обучения

При создании методологии онлайн-образования методолог проделывает огромный объем работы. Рассмотрим пошагово, как происходит разработка e-learning проектов.

Проведение исследования

Первый этап разработки методологии обучения заключается в организации масштабного исследования, результаты которого помогут четко увидеть будущий продукт. Разработка подходящего стратегического решения возможна только в том случае, если очевидны потребности аудитории. Вот, что понадобится изучить в процессе исследования:

  • Предметная область. Для создания качественного авторского продукта методолог должен говорить с экспертом на одном языке, поэтому в его обязанности входит всестороннее изучение предмета. Специалисты работают с большим количеством информации, отмечая для себя узкоспециализированные термины, выделяя проблемные области и т. д.
  • Целевая аудитория. Методолог проводит исследование потребностей потенциальных студентов: чему хотят научиться, какие форматы обучения предпочитают, сколько времени могут выделить на курсы, какой уровень изначальной подготовки и т. д. На основе полученной информации можно спроектировать программу, которая будет по-настоящему привлекательна для ЦА. Получить ответы на все эти вопросы помогают анкетирование, опросы в соцсетях и интервью.
  • Конкуренты. Чтобы понимать, что сейчас актуально в сфере виртуального образования, нужно проведение «конкурентной разведки». Таким образом, методолог определяет наиболее эффективные модели взаимодействия со студентами, интересные способы подачи контента и другое. Все это позволит создать конкурентоспособный продукт. 

методология программ обучения

Составление программы

Проанализировав выводы исследования, специалист обозначает цели обучения и составляет список ожидаемых результатов. Следующим шагом будет разработка структуры проекта, которая позволит проследить влияние каждого элемента на достижение поставленных задач. На этом этапе эксперт и методолог работают вместе. Во время встреч они обсуждают главные вопросы: как будет называться инфопродукт, на сколько модулей (уроков) следует разбить курс, чему в конечном итоге должны научиться студенты и т. д.

Написанием контента для уроков занимается сам автор. Задача методолога — помочь ему собрать основные мысли и последовательно распределить их по занятиям, чтобы избежать дублирования информации, перепрыгивания с темы на тему и других проблем. Важно убедиться, что каждый из разработанных модулей имеет реальную ценность для студентов. Специалист в области методологии подскажет, как написать действительно интересный сценарий для курса, какие приемы вовлечения аудитории использовать, когда можно включать практические уроки.

Методология подразумевает создание так называемого «каркаса» обучающей программы — стратегического фреймворка, с которым дальше работает эксперт. На основе разработок методиста подготавливается контент: специалисты снимают видеоролики, пишут методические материалы и практические задания.

Оценка качества онлайн-курса

Оценить результаты и выполнить работу над ошибками — еще одна задача методолога. Она особенно важна при разработке программы обучения персонала: улучшая продукт, удастся большему научить следующий поток.

Чтобы разобраться, понравилась ли ученикам конкретная образовательная система, необходимо регулярно отслеживать такие метрики, как продуктивность, удовлетворенность и успеваемость. Пользуясь цифровым помощником, можно отследить процент дошедших до финиша студентов, их оценки за домашние задания, число «лайков» контента на платформе. Подробный анализ позволяет в будущем сделать курс лучше.

Важным показателем является и оценка конечного результата. Если инфопродукт привел человека к первичной цели — например, устроиться на работу дизайнером или перевести всю семью на правильное питание, то его кейс можно считать успешным.

В компании 360 MEDIA разработкой методологии онлайн-обучения занимаются эксперты с опытом 5+ лет. Наша digital-студия специализируется на запуске проектов дистанционного обучения, мы ежегодно разрабатываем десятки проектов из разных сфер. Это дает нашим методологам огромную перспективу и потрясающий опыт. Вы можете убедиться в их профессионализме прямо сейчас — оставьте заявку, чтобы получить бесплатную консультацию.

Как написать методическую разработку

Опытный педагог знает, что отлично проведенное занятие — результат серьезной подготовки. Одним из видов такого «планирования» можно считать и методическую разработку, которая позволяет тиражировать опыт одного преподавателя и осветить непростую тему в образовательном процессе.

ЛаЛаЛань расскажет немного подробнее о методических разработках: что это, какой структуры стоит придерживаться при подготовке разработки, на что обратить внимание и чем полезно создание этого вида педагогических разработок.

Об этом и не только вы узнаете из нашей статьи.

Методическая разработка и ее место среди педагогических квалификационных работ

Преподаватели для обеспечения образовательного процесса учебными и методическими материалами используют различные виды квалификационных работ, то есть таких работ, которые позволяют в той или иной мере судить о квалификации педагога и уровне его профессиональной компетенции.

Все эти материалы называются педагогическими разработками, среди которых выделяют, например, учебные и учебно-методические пособия, учебники, методические рекомендации и указания. К этому перечню относятся и методические разработки как особый вид педагогической квалификационной работы. Что это такое?

  • Методическая разработка — это пособие, в котором подробно представлен ход учебного занятия по той или иной теме.

В методическую разработку включаются конкретные учебные материалы, описание последовательности действий преподавателя и студентов, приводятся методические советы и рекомендации по организации занятия. Это могут быть сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки, игры и не только.

Следует помнить, что методическая разработка — это не переписывание учебников или пособий. Этот вид работы не должен повторять материал учебных изданий, методическая разработка — это творческая, кропотливая работа по описанию опыта педагога, которым он готов поделиться.

Методическая разработка для разных видов занятия

Методическая разработка может быть подготовлена одним преподавателем или несколькими педагогами и может представлять собой:

  • план-разработку одного занятия с описанием используемых материалов, методов, хода урока;
  • разработку нескольких таких уроков, посвященных одной теме и дополняющих друг друга;
  • разработку конкретной темы учебной программы и подробное описание используемых средств обучения (например, пособий, словарей и справочников, плакатов, таблиц и пр.);
  • программу проведения фестивалей, конкурсов, олимпиад и соревнований с воспитательно-методическими функциями и многое другое.

Чаще всего методическая разработка приурочена к конкретному занятию или серии занятий. Для ее успешной подготовки стоит заранее определиться с видом проводимого занятия:

  • лекция;
  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • практическая работа;
  • лабораторная работа;
  • конференция;
  • семинар;
  • контрольная работа;
  • зачет;
  • деловая игра;
  • экскурсия;
  • смешанный вид занятия, на котором используются несколько видов деятельности (например, лекция + семинар).

О чем писать, или Как подобрать тему для методической разработки

Для любого из названных выше форматов важен выбор темы. Для того чтобы найти ответ на вопрос «О чем писать?», преподаватель сначала должен ответить себе, зачем он планирует заниматься этой работой. Выбор цели — объяснить, уточнить, разъяснить противоречия в учебной программе и пр. — будет непременно коррелировать с выбором темы.

Погружаясь в ту или иную тему и планируя посвятить ей методическую разработку, педагог должен опираться на накопленный опыт и личный интерес, а также предварительно изучить имеющиеся источники.

Для качественного выполнения методической разработки лучше выбрать не широкую тему, а какой-то ее отдельный вопрос, требующий обсуждения или вызывающий неоднозначные реакции. Кроме того, востребованность и ценность разработки определяется актуальностью темы.

Структура методической разработки

Методическая разработка обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и список литературы. При необходимости дополнительно в структуру методической разработки включается приложение (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки).

В аннотации в нескольких предложениях ставится проблемный вопрос, которому посвящена методическая разработка, описывается целевая аудитория материала, то есть те, кому содержание разработки может быть интересно и полезно. 

Во введении, как и в случае с любой квалификационной работой или научной статьей, следует раскрыть актуальность материала, указать цели и задачи, описать методы.

Основная часть будет посвящена описанию хода занятия, указанию на возможные трудности и пути их решения в ходе ведения урока и пр.

Зачем создавать методические разработки

Написанием методических разработок приходится заниматься преподавателям самых разных специальностей и с самым разным опытом.

Значимость этого вида работы огромна. С одной стороны, это вспомогательная информация, определяющая план изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Этой информацией могут воспользоваться коллеги-преподаватели, молодые педагоги, студенты для выполнения педагогической практики.
Сам автор методической разработки в процессе подготовки текста систематизирует собранную по теме информацию, логично и стройно представляет ее в первую очередь для себя самого. Он может таким образом не только обменяться педагогическим опытом, но и получить какую-либо обратную связь от коллег.

Все это делает методические разработки важным видом педагогической квалификационной работы, который позволяет применять новые методы, подходы и технологии в образовательном процессе, развиваться и тиражировать педагогический опыт.

Понравился ли Вам материал?

Как писать методику

Вы разработали систему занятий, которая позволяет решить образовательные задачи, которые до вас решались с куда меньшей эффективностью или не решались вообще? Для того, чтобы другие могли использовать ваш опыт в своей работе, напишите методику. У вас, очевидно, уже есть методические разработки, которые необходимо оформить в единое целое. Желательно, чтобы эти разработки уже были апробированы. В этом случае вы будете точно знать, к каким конкретным, а не предположительным результатам ведут те или иные приемы, указанные в методике. Собственно, любая методика представляет собой совокупность таких приемов, направленных на решение определенных педагогических задач.

Расскажите, чем ваша методика отличается от предыдущих разработок по данной теме

Вам понадобится

  • Методические разработки
  • Литература по теме
  • Наглядные материалы

Инструкция

Составьте план методики. Он должен включать в себя вступительную часть, разбивку по периодам обучения или по этапам деятельности. Подумайте, какие уже имеющиеся методические разработки должны быть включены в каждый раздел, какие из них уже апробированы, а каким это только предстоит.

Во вступительной части укажите, каких целей можно достичь, используя вашу методику. Цели должны быть как для всего курса в целом, так и для каждого периода времени, и для каждого отдельного занятия. Напишите, в чем новизна вашей методики и чем она отличается от предшествующих методик, если таковые имеются. Если данным вопросом вообще никто не занимался, укажите, почему вас заинтересовала эта тема и зачем нужна данная методика.

Любая методика должна давать ответ на два вопроса: что нужно делать и как это сделать. Ответам на эти вопросы должны быть посвящены все части методики. Каждая часть должна рассказывать о каком-то этапе деятельности. Например, в методике обучения рисованию детей дошкольного возраста в каждой части рассказывается, чему учит детей педагог в течение всего года, каждого квартала, каждого месяца и на каждом занятии, какая предварительная работа должна быть перед каждым занятием, какими материалами детей учат пользоваться на том или ином этапе. Точно так же необходимо строить и любую другую методику.

В начале каждого раздела укажите, какие цели и задачи стоят на данном этапе работы, что должен знать человек, работающий по данной методике и что уже должны уметь те, с кем он работает по предложенным вами принципам. Укажите в общем, какими приемами необходимо пользоваться на данном этапе работы и почему. Разбейте раздел на отдельные главы, посвященные более мелким этапам работы или более ограниченным периодам времени. В педагогической методике, как правило, даются еще и темы отдельных занятий с указанием используемых приемов работы, наглядных материалов, предварительной работы и т.д. Уместно привести и развернутые конспекты уроков и занятий. Те, кто будет работать по вашей методике, темы могут придумывать и свои, но задачи они будут решать те же самые, так что пример им просто необходим.

Подготовьте образцы наглядных материалов. Если это материалы, которые выпускаются промышленным способом, дайте их общий список и отдельный по каждому занятию. Если это ваши собственные разработки, к методике необходимо приложить фотографии макетов или рисунки. Для методики, которую предполагается опубликовать в Интернете, можно подготовить и заархивировать компьютерную презентацию, которую ваши последователи будут скачивать с вашего сайта.

В конце работы укажите список литературы Для небольших методических разработок, посвященных решению какой-то одной конкретной задачи, это может быть и не обязательно. При написании крупных методик это желательный сделать, потому что в любом случае вы пользовались трудами своих предшественников хотя бы для того, чтобы понять, в чем они были неправы.

Полезный совет

В конце каждого раздела постарайтесь указать ожидаемый результат. Если вы уже апробировали какие-то методические разработки, можно в приложении рассказать о начальном и конечном экспериментах и диагностике.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Натер член как исправить
  • Правило как найти окончание слова
  • Как найти в айфоне приложение избранное
  • Как найти относительную молярную массу газа
  • Как в ворде найти символ суммы