Как составить mind map на уроке английского

Использование
технологии
mind map на  уроках английского языка.

       
Зотова Юлия Валентиновна,

учитель английского языка,

 ГБОУ г. Москвы «Школа №2070»


Ничего в разуме, кроме ассоциаций, нет,
кроме ассоциаций правильных и неправильных…

И.П.Павлов

Иностранный язык, как учебный
предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и
личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области
обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления
гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного,
образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к
индивидуальности каждого ученика. Поэтому  основной целью обучения
иностранному  языку на современном этапе развития образования является личность
обучающегося, личность способная и желающая участвовать в межкультурной
коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться  в
иноязычной речевой деятельности, которой ученик овладевает в процессе обучения.
Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и
эффективном использовании новых педагогических технологий. Среди всего
многообразия инновационных педагогических технологий, которые успешно применяю
на своих уроках, хочу выделить технологию mind map (технология
использования интеллект- карт).

На русский язык термин mind map
может переводиться как «интеллект-карты», «ментальные карты», «мыслительные
карты», «карты ума», «концепт-карты», «карты представлений», «карты знания»,
«карты памяти», «ассоциативные карты».

Интеллект – карта — это удобная и
эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Интеллект-карты
— это способ, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию,
а также мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Подобный
 способ работы с информацией в тех или иных разновидностях и под другими
названиями существовал еще задолго до Тони Бьюзена. Но именно Тони Бьюзен
(английский  психолог, писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта,
психологии обучения и проблем мышления) стал популяризировать идеи
интеллект-карт, как эффективного способа работы с информацией.

        Интеллект
— карта – это  выражение того, как работает мозг ребенка. Это в прямом  смысле
карта интеллекта, поскольку при  её составлении задействованы непосредственная
память, ассоциативное и творческое мышление обучающегося.

В рамках коммуникативного
обучения  иностранному языку основное значение уделяется разви­тию у учащихся
умений письменной и устной речи на иностранном языке. Высо­ко ценятся
способности рассуждения, вы­сказывания своего отношения по какой-либо проблеме;
всё большее распростране­ние получают методические приёмы, на­правленные именно
на организацию обще­ния учащихся друг с другом и с учителем в учебном процессе.

    Одним из
важнейших моментов при раскрытии проблемы, темы является по­иск идеи, основной
мысли, которая затем будет разворачиваться, аргументировать­ся и
иллюстрироваться. Ассоциации идут свободным по­током, превращаются в ключевые
слова, намечаются первые взаимосвязи. На этом этапе, исходя из основного слова,
в ассо­циациях раскрывается тема, история. Только после этого формируется
предло­жение, структурируется текст. При таком подходе к решению проблемы
возможно полноценное проявление способностей учеников и их индивидуаль­ности.

  Основной
принцип данной технологии заключается в том, что мы отказываемся от традицион­ной
формы записи  в чётком линей­ном порядке. В линейной записи обычно используются
текст с заголовками, слова, абзацы списки. Записанное трудно запомнить и еще
труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись
выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами.

Как создать интеллект – карту?

http://durack.moodlesites.com/file.php/91/mind_mapping.JPG

1.Для
того, чтобы создать интеллект – карту, нам необходимы белый лист бумаги формата
А4 или А3, разноцветные фломастеры, карандаши или маркеры.

2. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что
главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре
листа.  Это может быть рисунок, вырезки из старых журналов, чужие рисунки и
т.д.Главное проявить фантазию.

3.  От центрального образа отводим
ветви и  записываем  не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве
ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие»
слова. Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не
складывались в законченное предложение. Информация, поданная в виде ключевых
слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально
быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство
незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих
интеллект-карту.

4.
Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность
этих ветвей делаем их потолще. Пишем печатными буквами.  Особое внимание
обращаю на использование цветов. Тони Бьюзен советует использовать не менее
трех.

Цвет

Значение

Скорость
восприятия

Красный
цвет

Наиболее
быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об
опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него
внимание

Высокая

Желтый
цвет

Цвет
энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не
обратить внимание.

Высокая

Оранжевый
цвет

Очень
яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии,
динамики. Отлично привлекает внимание

Высокая

Синий
цвет

Строгий,
деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично
воспринимается большинством людей

Средняя

Черный
цвет

Строгий,
ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ

Средняя

Зеленый
цвет

Цвет
свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается
большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный
изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа)

Низкая

Голубой
цвет

Цвет
нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет
отдельного слова для этого цвета (blue понимается как и синий, и голубой). В
России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте

Низкая

Коричневый
цвет

Цвет
земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности

Низкая

Анализирую
данную таблицу можно сделать вывод, что ключевые понятия лучше выделять
красным, желтым или оранжевым цветами, так как степень восприятия этих цветов достаточно
высокая.

5.От
толстых ветвей рисуем  более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.  
Ассоциации, которые, как известно  очень способствуют запоминанию, могут

подкрепляться
символическими рисунками. Количество тонких веточек не ограничено — их может
быть столько, сколько идей возникает. Чем больше разветвлений, тем меньше
шрифт!

6. Я советую
связывать мысли! Использование связующих ветвей (или соединительных  стрелок) помогает
нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать
целостный образ.

7. Используйте не
более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как
такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

8. Все
появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты или заносите в
комментарии вокруг объектов карты (топиков), которые при бумажном написании
удобно делать на стикерах.

9. Используйте группировку для
обозначения односмысловых групп.

10. Иногда вы
понимаете, что необходимо добавить еще, например, две ветки, но никак не можете
 сформулировать их название. В таком случае рекомендуется проводить ветки и
оставлять их пустыми. В этот момент у вас сформируется незавершенное действие,
и мозг станет сверхмотивированным, для того чтобы заполнить эти ветви и
предложить необходимые идеи.

  
 Я считаю, что данная технология идеально подходит для обучения школьников
иностранному языку. Интеллект-карты можно видоизменять и адаптировать в
зависимости от целей и задач, поставленных перед учениками. Работу по созданию
карт мы делаем не только в классе, но и дома.  На своих уроках я использую
технологию интеллект – карт в процессе обучения школьников   новой лексики
(запоминание новых слов становится проще для ребят, самостоятельно нарисованная
карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему
запоминанию, что очень важно для работы с новой лексикой), в процессе развития
навыков монологической и диалогической речи (при помощи интеллект – карт
ребятам  легче строить предложения, а в конечном итоге и целый связный
рассказ), а также в процессе работы с текстами на  иностранном языке: в центре
записывается название текста или его основная мысль. Далее  мы рисуем столько
основных ветвей, сколько абзацев или основных моментов в тексте,  выписываем
ключевые словосочетания. Между ними строится определенная последовательность с
помощью стрелочек и линий. Пересказать текст удобнее по карте, которая является
опорой и наглядной логикой для пересказа. Мини-карты использую для работы с фразовыми
глаголами. В центре пишется глагол, от него стрелками  отходят предлоги, с
которыми он употребляется, под предлогами пишется новое значение, которое
приобрел глагол.  Английские и русские слова мы записываем  разными цветами,
чтобы можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при
необходимости. Интеллект-карта в качестве домашнего задания может ставить целью
повторение лексики, пересказ текста. Если интеллект-карта рисуется дома, то
вместо перевода слов можно использовать рисунки, схемы, значки, вырезанные
картинки, т.е. внести личностный компонент. Интеллект –карты использую для подведения
итогов по изученной теме, а также это отличный инструмент для мозгового штурма.

Какие
результаты мы получаем, используя данную технологию в процессе обучения?

Информация
запоминается уже усвоенной (понятой), устанавливаются связи с другими знаниями,
понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и
развивает мышление и память детей. Обучающийся непроизвольно запоминает новый
материал с использованием ключевых элементов, за которые цепляется
ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается
значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании (зубрежке). Интеллект-карта
выступает опорой для быстрой актуализации необходимых лексических единиц после
продолжительного перерыва, т.е. при необходимости вызвать в памяти и
подтолкнуть к употреблению ЛЕ. Данная технология даёт возможность
структурировать и удерживать  в поле зрения большой объём информации. Умственная
карта дает ребенку полную картину, которая увязывает в единое целое темы и
явления, которые на ней изображены. Для ребенка она является чудесным
инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа.

Использование
интеллект – карт на уроках иностранного языка способствует формированию
личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

Рисование
умственных карт

— Экономит от 50
до 70 % времени, потраченных на записывание.

— Приносит втрое
больше удовольствия, чем простое планирование.

— Помогает
концентрироваться на существенных вопросах, а не вопросах второстепенных.

— Разноцветно и
многомерно «отрисованная» информация запоминается учеником лучше.

— Стимулирует способность
творить.

Составление
ментальных карт — это полезный навык и интересное занятие. С их помощью вы
сможете генерировать новые идеи, составлять планы, структурировать и
обрабатывать огромные потоки информации, получаемой нами ежедневно. Вы сэкономите
время на организации различных мероприятий, поиске и усвоению знаний.
Интеллект-карты также помогут вам в принятии верных решений, осуществлении
грамотного выбора. Ментальные карты можно применять в самых различных областях
деятельности человека, улучшая свою жизнь

                 
(Пример интеллект – карты  ученицы  4 класса  по теме: «Времена года»)

         

                
(Пример интеллект – карты ученика 7 класса по теме: «Путешествие»)

hello_html_1a30b456.jpg

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бьюзен Т.,
Бьюзен Б. Супермышление.— Мн.: ООО «Попурри», 2003.— 304 с.— (Серия «Живите с
умом»).
2. Карты ума. MindManager / Авт.-сост. В. И. Копыл.— Мн.: Харвест, 2007.— 64
с.— (Серия «Какие кнопки нажимать»).
3. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования
идей.— М.: Омега-Л, 2007.— 126 с.
4.www.mindmap.ru
5. www.mind-map.ru

Ни одно занятие английского языка не проходит без изучения либо повторения лексики. Она объясняется с помощью различных методов для того, чтобы студент побыстрее понял, запомнил и начал использовать новые слова.

Используется весь арсенал способов и подходов, которые подходили другим ученикам при изучении нового или повторении старого материала. Это всевозможные карточки, списки, картинки, кубики, презентации, настольные игры и т.д. Но достаточно недавно был введен в активную практику еще один замечательный метод — метод интеллектуальных карт.

Такие карты еще называют ментальными картами, картами мыслей, ассоциативными картами, диаграммами связей либо используют оригинальный термин – майндмеп (mind map).

Что такое Mind map

Интеллект-карты — особый способ фиксации информации с помощью ассоциативных связей, иллюстраций и коротких записей. Напоминает она диаграмму или паутину, в центре которой находится главная идея или тема, далее от нее ответвляются так называемые ноды (подтемы или подидеи 1 уровня), затем конкретизированные идеи (2 уровень) и так далее до периферии, практически до бесконечности.

Другими словами, ассоциативные карты отображают то, как возникают, формируются мысли и запоминаются данные в мозге человека. Поскольку способы мышления разных людей отличаются, то и майндмэпы – достаточно индивидуализированный метод обработки материала. Вот как выглядит, например, любимая всеми таблица неправильных глаголов в диаграмме связей.

Mind map: неправильные глаголы

Согласитесь, с помощью такой подачи шансы заинтересовать, мотивировать студента выучить неправильные глаголы значительно увеличиваются. Кроме того, такая карта не имеет границ и может пополнятся новыми словами по мере их изучения. Но что самое приятное, такие диаграммы могут делать ученики сами для себя, выбирая ассоциативные цвета, шрифты, рисунки, размер и форму стрелочек, оформляя все в своем, понятном для них стиле, что значительно приятнее скучного зазубривания «to be — was/were — been».

Какие еще преимущества интеллект-карт в изучении лексики на занятиях английского языка? Майндмеп — это:

  • Экономия времени на обработку и запоминание новых слов.
  • Генерация новых идей (значений слов, вариантов перевода, контекстных значений, синонимов, антонимов и т.п.).
  • Помощь в брейнсторминге лексики в качестве warm-up или revision.
  • Отработка навыка составления планов, структурирования, нахождения логических ассоциативных связей между словами.
  • Проверка или повторение пройденного вокабуляра.
  • Четкое видение всей лексической темы, ее главных и второстепенных составляющих.

Что интересно, специалисты спорят, какой вид майндмеппинга выбрать — цифровой или бумажный. Ответ: выбор за вами и вашими студентами. Далее представлен список специальных приложений, где можно создавать цифровые карты ассоциаций.

Также полезным будет следующий ресурс, где собраны образцы и бесплатные готовые интеллект-карты на разные темы для уроков английского языка.

Кроме того, в данном видео сможете более детально разобраться со спецификой построения карты:

Читайте также:

Самообманы, которые мешают вашим ученикам учить английский

Психологические хитрости, которые помогут студентам лучше учиться

Использование ментальных карт на уроках английского языка

Что такое Mind Maps (ментальные карты)?

Это карты, в которых структурировано собрана информация на определенную тему. Четко, удобно, ясно, в одном месте. Этот инструмент позволяет уместить большие объемы информации на одном листе, сэкономит время и позволит быстро находить то, что вам нужно.

Создавать mind maps можно очень быстро и легко с помощью программы X-Mind ZEN, а также онлайн на MindMeister. Кроме того, можно нарисовать вручную или в Paint или Microsoft Word, просто добавив кружочки. Можно воспользоваться ресурсом с образцами бесплатных готовых интеллект-карты  на разные темы для уроков английского языка: https://www.biggerplate.com/education-mindmaps/31/english

Технику mind maps придумал Тони Бьюзен, эксперт по памяти. Она построена по аналогии обработки и запоминания информации человеческим мозгом. В таком визуальном виде любая информация усваивается лучше, чем текст. 

Тони Бьюзен, автор техники mind maps

Преимущества интеллект-карт в изучении  английского языка:

  • Экономия времени на систематизацию и запоминание новых слов;

  • Генерация новых идей (значений слов, вариантов перевода, синонимов, антонимов и т.п.);

  • Помощь в проведении мозгового штурма при разминке или доработке лексики;

  • Отработка навыка составления планов, структурирования, формирование ассоциативных связей между словами;

  • Проверка или повторение изученного словарного запаса;

  • Комплексное видение лексической темы.

Использование ментальных карт на уроках английского

Грамматика

Чтобы не тратить время урока на рисование мелом на доске сложных схем и переписывание в тетрадь нужно для обучающихся заранее подготовить mind map и у них будет яркая шпаргалка, которая не затеряется.

I lived in Kirovskoye last year.

I saw this movie.

(Where) Did you live in Kirovskoye? I din’t live in Kirovskoe

Did you see this movie? I din’t see this movie

Говорение

Для развития разговорных навыков на уроке английского, по центру карты можно написать вопрос для обсуждения, а на ответвлениях – разные варианты для ответа для обсуждения и выбора лучшего.

Mind maps отлично подходят как основа для разговорных заданий. Вот, например, так выглядит билет на FCE (First Certificate in English)

Сочинение

Карты отлично подходят для письменных заданий вместо скучных планов. Также их можно использовать как игровое упражнение в мини-группах.  Еще можно предложить обучающимся слова или идеи для истории, стрелочкой обозначить последовательность (или не обозначать) и попросить на основе карты составить свою историю. 

Ментальная карта для написания сочинения на английском

Повторение

Ментальные карты подходят для быстрой проверки вариантов употребления лексики. Например, на прошлом занятии рассматривали фразы с “ apply”( применять, подавать заявление). Пишем это слово в центре и предлагаем обучающимся по памяти написать вокруг все возможные фразы и конструкции. Такое задание заменяет тесты или викторины

Планирование

Еще один способ использовать mind map – для планирования курса или урока. Можно использовать для индивидуальных занятий с обучающимися, для понимания действий на определенный периода обучения. 

 

Mind map для планирования индивидуального курса по английскому

Инструкция по созданию ментальной карты

1. Начинайте с центра – в центре расположен основной образ, цель построения ментальной карты, объект, от которого отходят все ассоциации;

2. Рисуйте карту по часовой стрелке;

3. Используйте разные цвета – для восприятия цвета нужно гораздо меньше времени, чем на восприятие текста;

4. Используйте ключевые слова – яркие, запоминаемые, «говорящие» слова;

5. Рисуйте – информация воспринимается намного быстрее;

6. Связывайте понятия – структурируйте информацию (5-7 ответвлений).

Применение ментальной карты на уроках английского языка позволяет:

1. Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность.

3. Осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.

4. Организовать проектную деятельность школьников с использованием для представления ментальных карт для представления результатов.

5. Научить пользоваться специализированными словарями, справочниками с целью овладения новыми языковыми средствами, увеличения объема знаний профильно-ориентированного характера (в частности, терминологии).

В целом, mind maps – незаменимый инструмент для преподавателя. Они не только добавляют разнообразие и интерес на уроках, но и помогают ученикам лучше запоминать лексику, грамматику или любые другие темы.

Источники

https://www.titul.ru/uploads/journal/50/journal_46_31-34.pdf

https://орфографика.рф/raznoe/sozdanie-mentalnyx-kart-obzor-18-instrumentov-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html

https://na-sputnik.ru/intellekt-karta-po-angliiskomu-yazyku-po-vremenam-mentalnye-karty-kak.html © na-sputnik.ru | Читай Город — Портал полезных знаний

https://www.youtube.com/watch?v=aByN7_dDm_w

Как представлять грамматику английского в виде ментальных карт (Mind Maps)

https://znanio.ru/media/mentalnye-karty-na-urok-anglijskogo-yazyka-2599014

Автор: Бахарева Анастасия Николаевна

Организация: МБОУ СШ №16

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Камышин

«I cannot teach anybody anything.

I can only make them think»

— Socrates-

Актуальность данной работы обусловлена переходом школьного образования на новые федеральные государственые образовательные стандарты основного общего образования. Основная цель: раскрытие способностей у каждого ребенка, , обеспечение индивидуального подхода, адаптация к коллективной работе, формирование ответственности., обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, научить его думать креативно, развивать творческое мышление, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Одним из способов решения вопроса перевода учащихся к самостоятельной деятельности является использование техники mind maps (интеллект-карт) на уроках английского языка, как одну из форм проектной деятельности, которая наряду с успешным усвоением языкового материала, способствуют развитию активного самостоятельного мышления и познавательных способностей у учащихся основной школы.

Одним из основателей техники «интеллект-карт является Тони Бьюзен, психолог обучения и развития интеллекта.. По-английски она называется «mind maps». Слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума». В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин «интеллект-карты». Техника «интеллект-карт» является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).

Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора:

» Каждый бит информации, поступающей в мозг, ? каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.

Заинтересовавшись техникой «mind maps» (тнтеллект-картами) я изучила:

1. Правила по составлению интеллект-карт

2. Алгоритм создания интеллект – карты.

3. Как применить данный метод именно на уроках английского языка.

Также существуют определенные правила создания «интеллект-карт» , разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”.

Рассмотри основные правила:

Правила создания интеллект-карт:

 Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

 Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

 Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

 Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

 Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

 Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

 Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

 Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Как создать «mind maps» (интеллект-карту)?

Необходимо придерживаться следующего алгоритма:

1. Рождение идеи

2. Мозговой штурм — создание хаоса для интеллект-карты

3. Создание интеллект-карты / Анализ

4. Действие

5. Результат

1 Возьмите чистый лист бумаги (лучше А4) и расположите его горизонтально При рисовании рекомендуют пользоваться разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами. Пользоваться ластиком не рекомендуется. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. Тони Бьюзен советует использовать не менее трех.

2. В центре листа расположите центральный образ, который будет символизировать тему, с которого и начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов, чужие рисунки. Главное проявить фантазию. Существенные детали должны быть тщательно прорисованы. Воображение поможет создать рисунки, в одном рисунке можно выразить тысячи слов, сэкономив таким образом время и силы, которые потребовались бы, чтобы записать эти слова. Более того, рисунки запоминаются лучше, чем слова. Рисунки могут быть красочными или схематичными, раскрашенными или черно-белыми. Все зависит от создателя интеллект-карты.

3. От центрального образа изобразите ветви, на которых расположены самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой) нужно прорисовывать их более тщательно и увеличить их размер. Все надписи делаются печатными буквами.

4. От толстых ветвей аналогично изобразите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. К ключевым словам следует располагать ассоциации. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей возникает. Чем больше разветвлений, тем меньше шрифт.

Каковы преимущества использования техники «mind maps» (интеллект-карт) н почему я считаю возможным использование интеллект-карт на уроках английского языка? Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам. Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления. Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. Доказано психологами, что любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт. Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Применение техники «mind maps» на уроках английского языка позволяет:

1. Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

2. Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.

3. Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

4. Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

5. Организовывать самостоятельную работу учащихся.

6. Организовывать проектную деятельность учащихся.

7. Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.

8. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

Я использую технику » mind maps» (интеллект-карт) на своих уроках для:

1) работы с лексическим материалом:

 введение новой лексики

 систематизация и закрепление новой лексики

 контроль лексики.

2) работы с грамматическим материалом.

3) работы с текстовым материалом.(Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор. Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) при подготовке к итоговой аттестации, к экзаменам

6) представления результатов проектной деятельности.(Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д.)

7) проведения «мозгового штурма».

8) проведения дискуссии, дебатов.(Изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон. Они помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме.)

На своих уроках я использую различные виды интеллект-карт. Все зависит от темы, целей и задач.

Это могут быть мини-карты для наглядного изображения, например, фразового глагола. Их можно быстро нарисовать на уроке. В центре пишется глагол, от него отходят предлоги, с которыми он употребляется, под предлогами пишется новое значение, которое приобрел глагол. Рекомендуется английские и русские слова писать разными цветами, чтобы можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при необходимости

Это могут быть карты по определенной лексической теме. Тогда эти карты выглядят как огромные солнца со множеством лучей. У кого-то они больше похожи на деревья. Правильность составления и внешняя привлекательность интеллект-карт приходят с опытом, так как перед учащимися стоит задача — собрать всю лексику по одной теме вместе, распределить ее по группам (если возможно), показать эти связи графически (у многих это вызывает затруднение). Рекомендуется выписывать не просто слова, а словосочетания по темам. Под каждым словом или словосочетанием другой ручкой или карандашом пишется перевод.

Это могут быть карты-опоры для пересказа текста. Тогда в центре записывается название текста или его основная мысль. Далее лучами выписываются словосочетания. Между ними строится определенная последовательность с помощью стрелочек и линий.

Интеллект-карта в качестве домашнего задания может ставить целью повторение лексики. Если интеллект-карта рисуется дома, то вместо перевода слов можно использовать рисунки, схемы, значки, вырезанные картинки, то есть требуется внести личностный компонент.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития основного общего образования в РФ применение техники «mind maps» (интеллект-карт) в обучении, и в частности, на уроках иностранного языка, может дать огромные положительные результаты, поскольку обучающиеся учатся выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в сжатой словесной форме ( в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме ( в виде таблиц ,графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов, заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. а также воспроизводить её в последующем.

Техника «mind maps» (интеллект — карт ) помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание учащихся, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Литература

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. — М. : ИКАР, 2009. — 448 с.

2. Бершадская, Е. А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся [Текст] / Е. А. Бершадская // Пед. технологии : проф. журн. для технологов образования. — 2009. — N 3. — С. 17-21.

3. Бьюзен, Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд ; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] — М: «Росмэн», 2007. — 326 с.

4. Бьюзен, Тони. Карты памяти: используй свою память на 100% [Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У. В. Сапциной] — М: «Росмэн», 2007. — 192 с.

1. http://www.mindmap.ru/

2. http://ru.wikipedia.org/

3. https://русское-слово.рф/methodics/webinars/156985/

4. https://www.youtube.com/watch?v=5PHaUkqcU1k

Приложения:

  1. file0.docx.. 37,4 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 3,8 МБ

Опубликовано: 14.06.2022

       “Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.

       Как правило, к иностранному языку относятся как к очень трудному предмету. Такое положение можно изменить,  если создать у учащихся положительную мотивацию к обучению иностранного языка. Недостаточно вызвать первоначальный интерес, нужно его постоянно поддерживать и расширять.   Поддержать у учащихся желание работать изо дня в день, из урока в урок, продвигаясь вперед маленькими шажками, — дело нелегкое.

       Цель каждого учителя  — заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит и от того, какую технологию в обучении использует учитель, т.е. как он учит.

       Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на одном из приемов, используемом в технологии развития критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

       Я считаю, самым удачным приемом этой   технологии,  при помощи которого учащиеся должны научиться сами делать открытия, опираясь на ранее приобретенные знания и личный опыт,   является технология карта памяти   «Mind Map».

   Интеллект-карты (в оригинале Mind maps ) это разработка Тони Бьюзена — известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

   Тони Бьюзен (Tony Buzan) — автор и образовательный консультант, родился в 1942 году в Лондоне. Он является сторонником методики «карт ума» и ментальной грамотности. В 1964 году Тони получил двойной диплом с отличием в области психологии, английского языка, математики и общих наук в Университете Британской Колумбии. Т. Бьюзен наиболее известен благодаря своей книги «Научите себя думать», в которой делается акцент на мнемонические системы и методики «карт ума». Тони Бьюзен создал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года. После создания серий для ВВС в 1970-х годах, многие его идеи были воплощены в пять книг, среди которых «Используйте свою память», «Усовершенствуйте свою память», «Научите себя думать», «Учебник быстрого чтения» и «Книга по «картам ума». В общей сложности Тони является автором и соавтором более 100 книг. Большая часть его преподавательской деятельности в целом делится на: общее понимание широких возможностей и потенциалов мозга и его функций, навыки памяти, навыки чтения, творческий подход, и как функция головного мозга может быть улучшена в пожилом возрасте. Будучи популярным психологическим автором, Тони Бьюзан писал на темы, касающиеся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Он является основателем и президентом «The Brain Foundation» и «Mind Sports Olympiad».  Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством карт памяти и устройством человеческого мозга. Сам нейрон мозга выглядит как мини-интеллект-карта.[1]

     Карта памяти Mind Map выступает альтернативой традиционным способам  обработки и передачи информации (конспектам, кратким записям, схемам и т.п.) Эта альтернатива более продуктивна, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает ученика в активного создателя собственного знания. Эффективность применения КП заключается в устойчивости знаний учащихся, что подтверждают  контрольные мероприятия по предмету, изучение мотивации учащихся и активизации познавательного интереса к изучаемым вопросам.

Психологической основой метода карты памяти является ассоциативное мышление. Сама карта памяти, с точки зрения ее создателей, есть модель работы нашего мозга.

Мы еще не освоили работу мозга, этого потрясающего биокомпьютера.

Мозг человека – это  многоканальная система обработки  и хранения информации, в которой объекты связаны нитями ассоциаций с другими объектами, а те в свою очередь с третьими и т.д.

    Достаточно воспроизвести в памяти один объект этой информационной карты, и он цепочкой потянет за собой десятки взаимосвязанных  фактов, событий, ощущений. Так возникает многомерное ассоциативное мышление, которое позволяет видеть не просто объект окружающего мира сам по себе, а во взаимосвязи с другими объектами.

   Это и есть принцип работы карты памяти. Mind Map – мыслительные карты (карты памяти, карты ума, умственные карты или интеллект карты),  в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века и представлены в его книгах «Супермышление» и «Научите себя думать». Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством карт памяти и устройством человеческого мозга. Сам нейрон мозга выглядит как мини-интеллект-карта.

   Карта памяти – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Существуют определенные правила создания карт памяти, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”, а именно:

1.  Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение

2.  Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

3.  Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4.  Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

5.  Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

6.  Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

7.  Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

8.  Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

    Это простая технология записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема – в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идет поток идей, их количество не ограничено, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем внизу справа.

Результат работы – индивидуальный продукт одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей.

   Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет:

—       Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

—       Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.

—       Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

—       Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

—       Организовывать самостоятельную работу учащихся.

—       Организовывать проектную деятельность учащихся.

—       Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений.

—       Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

   Широк диапазон применения карт памяти на уроках английского языка:

1) Работа с фонетическим материалом

2) Работа с лексическим материалом

3) Работа с грамматическим материалом.

4) Работа с текстовым материалом.

5) Обучение устному монологическому высказыванию.

6) Представление результатов проектной деятельности.

7) Подготовка к ГИА и ЕГЭ.

8) Проведение дискуссии, дебатов.

    Рисовать карту памяти  можно на бумаге или использовать компьютерную программу: ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5.  Будущее педагогики за такой схемой: Ученик – технология — учитель. Учитель должен стать педагогом, методологом, технологом, а ученик активным участником процесса обучения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить ком предложение для транспорта
  • Как найти прадеда где воевал
  • Как найти поставщиков носков
  • Как исправить программу для запуска всех программ
  • Как найти квартиру с помощью приложения