Как составить мип

С целью практического применения результатов интеллектуальной деятельности (далее – «РИД») бюджетным научным учреждениям и научным учреждениям, которые созданы академиями наук, а также образовательным организациям высшего образования, которые являются бюджетными и автономными учреждениями, законодательством предоставлено право создавать малые инновационные предприятия.

Созданию МИП посвящены статья 102 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и п. 3.1. ст. 5 ФЗ № 127 от 23.08.1996 г. “О науке и государственной научно-технической политике”, нормы которых регулируют вопрос достаточно неполно, в связи с чем требуется системный анализ законодательства РФ, и возникают недопонимания.

Для создания МИП необходимо пройти следующие шаги:

  • Выбрать организационно-правовую форму создаваемого МИП.

МИП может создаваться в форме хозяйственных обществ и партнерств. Исходя из анализа реестра уведомлений о создании МИП, становится ясно, что наиболее часто для создания МИП выбирается форма ООО (из 2994 МИП: 36 АО, 2 партнерства, остальные – ООО). Считаем, наиболее оптимальной формой МИП является Общество с ограниченной ответственностью в связи с простотой создания и управления.

МИП с целью практического применения РИД вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль, которая распределяется между участниками. Так, в рамках этой статьи будем считать, что МИП создается в форме ООО, тогда на основании решения общего собрания участников чистая прибыль распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале. Решение о распределении прибыли в ООО может приниматься ежеквартально, раз в полгода и раз в год. Участники могут предусмотреть в уставе общества другой порядок распределения прибыли.

  • Определить, кто будет являться учредителями МИП и размеры их долей.

Здесь возникает уже некоторые проблемы, так как ранее законодателем было предусмотрено, что доля научного/образовательного учреждения в уставном капитале акционерного общества должна составлять более чем 25 процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью – более чем одну треть. Иные учредители должны были оплачивать свою долю в уставном капитале не менее чем на половину деньгами, остальная часть могла быть оплачена исключительными правами на РИД и иным имуществом, необходимым для практического применения РИД.

В настоящее время в законодательстве отсутствуют требования, предъявляемые к учредителям МИП и размерам их долей. Наряду с научными/образовательными учреждениями, учредителями могут быть как физические, так и юридические лица. После анализа более десяти МИП Москвы и Санкт-Петербурга, было выявлено, что научные/образовательные учреждения являются участниками МИП как с долей 10%, так и с долей 25%, 30%, 50%, 60%. То есть, доли могут распределяться по-разному. Если МИП создается в форме ООО, научное/образовательное учреждение может быть и единственным участником с долей 100%.

При этом, чтобы стать учредителем МИП учреждению необходимо быть правообладателем исключительных прав на РИД. То есть, учреждению должны принадлежать права на РИД, в том числе совместно с другими лицами. Исключительные права на РИД должны стоять на балансе научного/образовательного учреждения, как нематериальные активы.

Обычно возникает ситуация, когда автором РИД являются сотрудники научного/образовательного учреждения, которые создают РИД в рамках служебного задания, тогда правообладателями РИД становится учреждение. В таком случае научное/образовательное учреждение может быть учредителем МИП, внеся в уставный капитал права использования РИД, авторов, а также других лиц учреждение может привлечь соучредителями.

Также, на данном этапе учреждению нужно будет решить – как будет осуществляться управление в МИП, какие будут органы управления, как будет распределяться прибыль. Эти сведения будут отражаться в уставе и решении о создании МИП.

  • Оценить право использования РИД.

В качестве вклада в уставный капитал научным учреждением вносится право использования следующих результатов интеллектуальной деятельности: программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).

Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал по лицензионному договору, утверждается решением единственного учредителя или общего собрания учредителей хозяйственного общества, принимаемым единогласно. Если номинальная стоимость доли, оплачиваемой вкладом, превышает 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

  • Определиться с юридическим адресом МИП – заключить договор аренды помещения со сторонней организацией или с научным/образовательным учреждением, запросить гарантийное письмо.

Научное/образовательное учреждение может предоставить помещения в аренду МИП. Для этого учреждению необходимо обратиться к своему учредителю и получить решение о согласовании обращения от последнего. При создании МИП законодательством предусмотрено предоставление помещения в аренду без конкурса (Постановление Правительства от 12 августа 2011 г. N 677).

  • Подготовить и подать пакет документов на регистрацию в ФНС.

При регистрации МИП в ФНС необходимо представить такой же пакет документов, как и при регистрации любого ООО. В решении (протоколе) о создании указывается, что является вкладом, стоимость вклада, если оценку проводит независимый оценщик к протоколу прикладывается отчет оценщика.

Также, необходимо оплатить госпошлину 4 000 руб. При подаче через нотариуса оплачивать госпошлину не нужно.

  • Уведомить о регистрации Минобрнауки.

При учреждении МИП получать согласия собственников имущества научного/образовательного учреждения не нужно. При этом, необходимо уведомить Минобрнауки по факту регистрации МИП.

Уведомить Минобрнауки необходимо в течение семи дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества или хозяйственного партнерства.

В соответствии с приказом Минобрнауки, учет уведомлений о создании хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств бюджетными (автономными) научными учреждениями, образовательными организациями высшего образования осуществляет ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. Для уведомления необходимо зарегистрироваться на сайте https://mip.extech.ru и следовать указанным там инструкциям.

  • Заключить лицензионный договор между научным/образовательным учреждением и вновь созданным хозяйственным обществом (МИП), на основании которого последнему передаётся право использования РИД.

Несмотря на то, что получать разрешения собственника на создание МИП не нужно, для внесения права пользования РИД в уставный капитал МИП (заключение лицензионного договора) необходимо получить согласие собственника.

Возникающие сложности при создании МИП обусловлены не только недостаточным законодательным регулированием порядка, но и принадлежностью имущества учреждениям на праве оперативного управления. В связи с чем, возникает необходимость получения разрешений/согласий на распоряжение имуществом у его собственника/учредителя. Так, к примеру, многие учреждения планируют регистрировать МИП по адресу здания, где учреждение осуществляет деятельность, так как деятельность учреждения и МИП будет взаимосвязана. Но для этого ему необходимо получить согласие на сдачу в аренду помещения у учредителя и собственника имущества. И несмотря на то, что законодательством предусмотрена особая процедура предоставления в аренду помещения при создании МИП, процедура может затянуться (до 80 календарных дней).

МИП, или малое инновационное предприятие — это хозяйственное общество, деятельность которого заключается в практическом применении или внедрении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат СПбГУ. В число РИД входят программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) и другие.

Основные цели создания МИП: усиление взаимодействия высшего образования и высокотехнологичного сектора экономики, интеграция науки и производства и коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности ВУЗов.

Зачем создавать МИП и его преимущества

  • Внедрение результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат вузу
  • Задействование бренда Университета
    Возможность заключения лицензионного договора на использование товарного знака СПбГУ, а также продвижение МИП на информационных ресурсах Университета и в СМИ
  • Получение консультационной и иной поддержки
    Бухгалтерское обслуживание и юридическая поддержка на льготных условиях, базовое экономическое консультирование, консультирование по интеллектуальной̆ собственности: патентный поиск, регистрация прав — на льготных условиях
  • Возможность аренды помещения на территории СПбГУ
    Cогласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.08.2011 № 677 «Об утверждении правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений»

Кто может инициировать создание МИП?

Универсант СПбГУ или любое лицо, заинтересованное в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат СПбГУ.

Как создать МИП?

Создание и деятельность малых инновационных предприятий (МИП) осуществляется на основании ст. 103 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Направьте нам предложение о создании Хозяйственного общества с участием Университета. Для этого заполните форму (скачать шаблон) и направьте ее на адрес электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
  2. Пройдите экспертизу. Сотрудники бизнес-инкубатора проверяют возможность использования РИД и анализируют перспективы его практического применения и коммерциализации в форме МИП.
  3. Пройдите комиссию по созданию МИП. Комиссия проходит в формате защиты презентации (скачать шаблон презентации) и ответов на вопросы экспертов. Комиссия проходит в оффлайн- и онлайн-форматах.

МИП в Университете

По состоянию на начало декабря 2022 года в СПбГУ создано 23 малых инновационных предприятия, из них три ликвидировано. По итогам 2021 года совокупная выручка всех МИП Университета составила более 168 млн рублей, а чистая прибыль — свыше 4,2 млн рублей.

Какие меры по поддержке МИП принимает СПбГУ?

Университет продвигает на своих информационных ресурсах достижения малых инновационных предприятий на безвозмездной основе, предоставляет льготные цены и возможность первоочередного доступа к услугам и оборудованию Научного парка СПбГУ. В течение первых трех лет работы МИП может на льготной основе получать бухгалтерские услуги, использовать товарный знак Санкт-Петербургского университета, а также арендовать университетские помещения (в первый, второй и третий годы аренды соответственно 40 %, 60 % и 80 % арендной платы). СПбГУ привлекает к выполнению совместных научно-исследовательских проектов и оказывает содействие в поиске источников финансирования от Фонда содействия инновациям и иных институтов развития. Также МИП может получить поддержку в выполнении задач административного свойства: нотариальном оформлении юридически значимых действий, организации проведения общих собраний участников предприятия и смене его участников, мониторинге наличия записей о недостоверности и задолженности перед налоговыми органами и других.

Скачать шаблоны документов для создания МИП

  • Предложение о создании Хозяйственного общества
  • Шаблон презентации

Узнать больше о поддержке предпринимательской деятельности в СПбГУ

  • Узнать подробнее о ежегодном конкурсе «Startup СПбГУ» и принять участие
  • Узнать информацию о бизнес-инкубаторе СПбГУ
  • Посмотреть каталог образовательных программ СПбГУ для предпринимателей
  • Распоряжение № 3528/1р от 21.10.2022 «О предоставлении хозяйственным обществам, созданным с участием СПбГУ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, льготных условий оказания услуг и использования оборудования научного парка СПбГУ»

Распространенной формой организации бизнеса становится малое инновационное предприятие. Его учредители вправе рассчитывать на получение различных видов финансовой поддержки от государственных структур.

Малое инновационное предприятие: что это?

Определения термина «малое инновационное предприятие» закон на уровне действующих федеральных нормативных актов не содержит. В свою очередь, его можно проследить на уровне региональной нормативной базы.

Например, в соответствии с п. 1.3 Порядка предоставления субсидий малым инновационным предприятиям, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 31.08.2015 № 717, малым инновационным предприятием может быть хозяйствующий субъект, который относится к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, занесенным в реестр МСП. При этом, получателем субсидии по постановлению № 717 может быть МИП (малое инновационное предприятие), которое:

  • осуществляет деятельность по коду ОКВЭД 72.1 «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук»;
  • не относится к субъектам малого бизнеса, указанным в ч. 3-5 ст. 14 Закона № 209-ФЗ (то есть, не попадает под общефедеральные критерии, при наличии которых предприятию не полагается государственная финансовая поддержка);
  • имеет действующий либо завершенный договор о гранте на осуществление НИОКР по программе «Старт» Фонда содействия инновациям в научно-технической сфере.

Фонд содействия инновациям — это федеральная структура, учрежденная в соответствии с Постановлением Правительства России от 03.02.1994 № 65 и предоставляющая финансирование различным категориям лиц, вовлеченных в инновационную деятельность. В том числе в рамках указанной программы «Старт», предусматривающей поддержку стартапов на ранних этапах развития.

В описании данной программы говорится, что получателем поддержки может быть, в том числе, малое инвестиционное предприятие. Участвовать в конкурсе на получение гранта по программе «Старт» могут:

  • юрлица, относящиеся к малому бизнесу (согласно Закону № 209-ФЗ);
  • любые физлица (при условии, что они не принимают участие в других проектах, которые финансируются Фондом).

При этом физлицо, победившее в конкурсе, должно затем создать юридическое лицо.

В рамках конкурса предусматривается финансирование по следующим программам:

  • цифровые технологии;
  • медицина;
  • новые материалы, химические технологии;
  • производственные технологии, новые приборы;
  • биотехнологии;
  • энергетика, направленная на ресурсосбережение.

С учетом того, что определения термина «малое инновационное предприятие» ФЗ №209 не содержит, можно сделать вывод о том, что МИП — это организация, которая:

  • относится к малому бизнесу, согласно положениям Закона № 209-ФЗ;
  • занимается наукоемкими разработками (в том числе, на которые распространяется получение целевого финансирования).

Следует учесть, что Законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ были внесены изменения в Закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ, в соответствии с которыми бюджетные научные учреждения получили право создавать (в т.ч. совместно с иными лицами) хозяйственные общества, деятельность которых должна заключаться в практическом внедрении интеллектуальных разработок — компьютерных программ, баз данных, полезных моделей, промобразцов, топологий микросхем, ноу-хау, исключительными правами на которые обладает соответствующее научное учреждение. При этом, поддержка указанных хозяйственных обществ стала одной из задач, поставленных Правительством перед Фондом после принятия Закона № 217-ФЗ. А одной из целей отмеченной выше программы «Старт» стала коммерциализация разработок, реализуемых предприятиями, созданными в соответствии с указанным законом.

Из описания указанной программы, как и из положений приведенных выше нормативных актов, не следует, что общества, созданные по Закону № 217-ФЗ – малые инновационные предприятия во всех случаях. Вместе с тем, они вполне могут соответствовать критериям отнесения к МИП согласно условиям программы «Старт».

Виды малых инновационных предприятий

Таким образом, можно условно выделить следующие виды малых инновационных предприятий:

  • Предприятия, учрежденные в соответствии с Законом № 217-ФЗ. Это малое инновационное предприятие при ВУЗе, созданное для коммерциализации его разработок.
  • Прочие предприятия, соответствующие критериям субъектов МСП по Закону № 209-ФЗ и занимающиеся научной деятельностью. Например, это может быть учрежденное как ООО малое инновационное предприятие в целях получения грантов от государства на соответствующие разработки.

Правомерно говорить о том, что основные особенности малых инновационных предприятий заключаются в сочетании их масштабов и инновационности. Предполагается, что учредители таких предприятий, обходясь небольшими ресурсами, используя их исключительно эффективно в ходе инновационной деятельности малого предприятия, создадут в достаточной мере конкурентоспособный инновационный продукт. Их намерения могут быть, таким образом, поддержаны различными структурами, готовыми оказать финансовую поддержку развитию бизнеса. В том числе, государственными структурами, имеющими бюджетные ресурсы.

Для чего необходима организация малых инновационных предприятий

Получение государственной поддержки — одна из главных целей, для достижения которой осуществляется создание малых инновационных предприятий. Такое предприятие может быть получателем грантов, резидентом технопарков на льготных условиях, получателем услуг в рамках правовой поддержки.

Отмеченная программа «Старт» — далеко не единственная, по которой финансируются малые инновационные предприятия: примеры иных видов поддержки таких фирм можно найти на сайте Фонда содействия инновациям. В частности, это программа «Развитие», направленная на продвижение компаний, у которых уже есть определенный опыт в разработке и продажах инновационной продукции. Есть программа «Кооперация», призванная обеспечить интеграцию возможностей МИП, средних и крупных предприятий. Поддержка может также осуществляться при участии региональных властей.

В рамках программы «Старт» малые и средние инновационные предприятия могут получить финансирование в целях развития своих научных разработок, а также их коммерциализацию. В частности, предусмотрено направление средств гранта:

  • на оплату консалтинговых и маркетинговых услуг, связанных с обеспечением вывода инновационного продукта на рынок (сумма финансирования – до 3 млн рублей);
  • на приобретение прав на патенты и лицензии (до 1,5 млн. рублей);
  • на получение допуска ценных бумаг МИП к торгам на фондовом рынке.

В правоотношениях с Фондом МИП выступает как полноценный участник гражданско-правовых сделок. Предусмотрена ответственность малых инновационных предприятий за недостижение целевых условий финансирования (например, в виде регистрации прав на разработки в соответствии с ГК РФ, обеспечения необходимой величины среднесписочной численности штата предприятия). Не исключен вариант обратного взыскания инвестиций с нарушителей в пользу Фонда.

Инновационные проекты малые предприятия должны предлагать реальные, с проработанной научно-технической базой и ощутимым коммерческим потенциалом. Но, безусловно, во многих случаях грантодатели могут оценивать перспективы проектов еще на уровне идеи, которую претенденту на поддержку необходимо корректно преподнести, внимательно выполняя условия подачи заявки по конкретной программе.

Для получения поддержки малые и средние инновационные предприятия должны очевидным образом соответствовать требованиям, предусмотренным программой финансирования. Такое соответствие в значительной степени закладывается еще на этапе создания МИП. Рассмотрим, на что имеет смысл обратить внимание в первую очередь, с точки зрения перспектив получения финансирования от государства, когда создается инновационное предприятие малого бизнеса. При этом условимся, что претендентом на финансирование будет частное предприятие, не связанное с деятельностью бюджетных учреждений.

Малое инновационное предприятие: как создать

Итак, малые инновационные предприятия России — это субъекты, которые признаются малыми предприятиями по Закону № 209-ФЗ, имеющие (п. 1, 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ):

  • среднесписочный размер штата за предыдущий год в размере не более 100 человек;
  • выручку за предыдущий год — не более 800 млн. рублей.

Организационно-правовая форма малых инновационных предприятий — общество с ограниченной ответственностью. Очевидно, что субъекты финансирования желают работать с организациями, а не с физлицами, прежде всего из-за того, что организация обязана вести бухучет всех операций. Благодаря организованному учету на стороне получателя денежных средств, грантодателю легче отследить эффективность освоения гранта.

Следует иметь в виду, что создающие малое инновационное предприятие учредители должны учитывать дополнительные критерии отнесения юрлица к МСП, указанные в подп. 1 п. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Так, суммарная доля участия государства, муниципалитета, общественной, религиозной организации, благотворительного фонда, в уставном капитале фирмы не должна быть больше 25%, а доля участия иностранной организации или другой фирмы, не являющейся СМП – не более 49%. При этом ограничение на участие иностранных юрлиц, общественных объединений инвалидов, юрлиц, не являющихся субъектами МСП, может не соблюдаться, если:

  • деятельность ООО связана практическим внедрением интеллектуальных разработок, исключительные права на которые принадлежат бюджетным учреждениям (это именно тот случай, когда работает Закон № 217-ФЗ);
  • общество является участником проекта «Сколково»;
  • учредитель фирмы — юрлицо, включенное в специальный правительственный перечень (например, компания «Роснано»).

Поддержка малых инновационных предприятий в рамках грантов и региональных мер поддержки может осуществляться при осуществлении определенного вида экономической деятельности. Поэтому важно при учреждении фирмы заявить правильные коды ОКВЭД.

Поддержка инновационного развития малых предприятий может оказываться не только в виде прямого финансирования но и, к примеру, в виде льготного кредитования. Для получения займов на специальных условиях предприятие должно соответствовать особым требованиям, предусмотренным законодательством.

Стоимость:

Организация малых инновационных предприятий под ключ для вузов и научных организаций — 20 000

Здесь вы можете заказать создание малого инновационного предприятия под ключ и узнать стоимость создания МИП.

Когда требуется создание малого инновационного предприятия

Создание малого инновационного предприятия при вузах и научных организациях решает сразу обширный круг задач:

  • коммерциализация научных разработок вуза приводит к росту его доходов и доходов профессорско-преподавательского состава,
  • востребованность научных разработок активизирует деятельность ученых и ведет к повышению ряда аккредитационных показателей вуза (среднегодовое число защит диссертаций, число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования, процент профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и учеными званиями, среднегодовое число монографий, среднегодовой объем научных исследований),
  • практическое приложение научных разработок становится основой для развития науки и экономики в регионе.

Малые инновационные предприятия являются наилучшей формой для коммерциализации и практического применения научных разработок, по следующим причинам:

  • это возможность получения законного и стабильного дохода на основе научных достижений вуза,
  • государство предоставляет уникальные налоговые льготы малым инновационным предприятиям,
  • результаты интеллектуальной деятельности вуза сразу получают денежную оценку при формировании уставного капитала МИПа,
  • форма малого инновационного предприятия позволяет привлекать к сотрудничеству любых других лиц, обладающих необходимыми ресурсами (деньгами, оборудованием, зданиями).

При этом, как показывает практика, зачастую вузы, занятые именно научной и образовательной деятельностью, не имеют времени на проработку юридических и экономических вопросов, связанных с организацией малых инновационных предприятий. При этом сложностей на этапе организации возникает немало. Малое инновационное предприятие очень важно правильно зарегистрировать для того, чтобы оно соответствовало законодательству и имело право на все льготы, предоставляемые государством.

Именно по этой причине внедрение подобных весьма эффективных форм применения РИД проводится не так активно.

Наша организация возьмет на себя все правовые и экономические вопросы организации малого инновационного предприятия  для вуза или научного учреждения.

Создание малого инновационного предприятия включает

1. Проработка бизнес-плана МИП

2. Проработка структуры уставного капитала МИП:

  • оценка надежности партнеров,
  • проработка вопроса о справедливом и законном соотношении долей учредителей
  • денежная оценка патентов, вносимых вузом в уставный капитал МИПа

3. Проработка устава МИП в соответствии с законодательством (217 и 273-ФЗ)

4. Регистрация МИП под ключ с открытием счета в банке и получением печати

Поддержка после организации малого инновационного предприятия

После запуска малого инновационного предприятия вы можете заказать услугу его стратегического планирования или развития.

связывается первоначально с одной определенной инновационной идеей или продуктом. Пространственная организация МИП определяется характером осуществляемых процессов, составом контрагентов, кооперацией, разделением трудовых процессов, структурой поставщиков. Расположение МИП и его структурных звеньев влияет на построение коммуникационных систем и структуры управления МИП.

Создание нового МИП составляет содержание первой фазы его жизненного цикла. От качества и глубины проработки принимаемых на этой стадии решений зависит его успех. Из международной практики известно, что половина создаваемых МИП прекращает свою деятельность в первые четыре года из-за неправильных решений, принятых при его создании. Наиболее распространенными причинами закрытия молодых МИП являются следующие: отсутствие предпринимательского опыта и экономических знаний у инноватора; неправильная коммерческая оценка инновационной цели; ошибки в оценке рынка или в поведении на нем; неправильная оценка конкурентоспособности идеи, научно-техничес- кого уровня инновационного продукта; ошибки в планировании требующихся инвестиций, в финансовом учете; переоценка собственных возможностей; ошибки в подборе персонала; нехватка собственных средств, невозможность получения (погашения) кредита; высокие затраты на управление и содержание персонала; неправильная организация, устаревшее оборудование.

В зависимости от характера возникновения и уровня проработки инновационной идеи в международной практике выделяют три типа создания МИП: системный, интеративный и спонтанный.

Наиболее перспективный и конкурентоспособный из них – системный тип, который отличается идеальной проработанностью проекта, объективной оценкой рисков и шансов, детальной проектной проработкой организации деятельности, финансовых источников и денежных средств. Этот тип базируется на техническом или производственном ноу-хау, патенте или приобретенной лицензии и характеризуется высоким профессионализмом. Он ориентирован на долговременные цели.

Интеративный тип возникновения МИП характеризуется поступательным развитием предпринимательской концепции. Он, как правило, связан с недостаточно определенной инновационной идеей, имеющей различные аспекты коммерческого использования. Предпринимательская концепция постоянно уточняется, изменяется по мере возникновения новых условий, уяснения рыночной ситуации и приобретения хозяйственного опыта предпринимателем. Этот тип связан с повышением затрат и более рискованными решениями.

Наиболее опасным, рискованным и дорогостоящим признается спонтанный тип МИП, созданный по принципу «главное – начать, а успех придет с опытом». Повышенные затраты в этом случае связаны не только с ошибочными решениями, но и с необходимостью исправления их последствий. Для успешного функ-

67

ционирования МИП требуется системная проработка множества взаимосвязанных вопросов.

Общий порядок создания нового МИП включает обычно три основные стадии: подготовительную, учредительную и организационную (рис. 2.3.3).

Маркетинговые исследования на стадии создания нового МИП всегда носят ограниченный характер как вследствие отсутствия необходимого опыта, навыков и нужной информации, так и недостатка средств.

1. Подготовительная стадия

2. Учредительная стадия

3. Организационная

стадия

1.1. Определение предмета

2.1. Подготовка учреди-

3.1. Формирование сети

и масштабов деятельности

тельских документов

реализации инновационно-

1.2. Выбор организационно-

2.2. Согласование докумен-

го продукта

правовой формы

тов и государственная ре-

3.2. Формирование сети по-

1.3. Определение места

гистрация

ставщиков сырья, материа-

расположения предприятия

2.3. Оформление обяза-

лов, полуфабрикатов

1.4. Разработка предприни-

тельных атрибутов пред-

3.3. Подбор персонала

мательской концепции

приятия (печати, счета, на-

3.4. Организация научно-

звание, бланки и т.д.)

производственного процесса

3.5. Организация управления

Рис. 2.3.3. Стадии создания МИП

Первичное маркетинговое исследование инновационной идеи должно дать ответы на пять комплексов вопросов:

9 Кто может быть потребителем нового продукта? Каковы их потребности и какие мотивы у них имеются для приобретения нового продукта?

9 Какие конкуренты уже работают на установленных рынках и каковы их возможности?

9 В чем заключаются преимущества и недостатки предлагаемого нового продукта?

9 Какое значение для рынков могут иметь собственные усилия, направленные на повышение конкурентоспособности продукта, сокращение сроков его поставки, снижение себестоимости и т.п.?

9 Какой объем продаж и масштабы деятельности предприятия обеспечат его коммерческий успех?

Оценка рыночной ситуации является главным фактором, определяющим объемы и структуру производственной программы МИП, а также масштабы его деятельности.

68

Выбор организационно-правовой формы МИП имеет важное значение для построения системы управления, порядка принятия стратегических решений, определения способа распределения прибыли, характера материальной ответственности учредителей, мотивационных рычагов и многих других факторов деятельности предприятия. Состав организационно-правовых форм МИП как разновидности инновационных организаций регламентируется Гражданским кодексом РФ. При их сравнении и выборе следует иметь в виду прежде всего следующие критерии:

ограничения в управлении (процесс принятия решений должен быть ясным и быстрым, контроль – по конечным результатам);

распределение прибыли (по возможности под собственную ответственность инноватора) в соответствии с целями МИП;

налоговое давление (максимально простое и благоприятное для предпринимательских целей);

материальная ответственность (по возможности – лишь имуществом

МИП);

инвестиционные возможности (возможно более широкое).

Оценку каждого из перечисленных критериев при выборе организационноправовой формы МИП учредитель-инноватор производит на основе планируемых масштабов деятельности, потребности в инвестициях и сложности осуществляемых производственных процессов.

Местоположение МИП не должно связываться только с местом проживания предпринимателя-инноватора. Оно определяется двумя группами факторов: определяющими выбор юридического адреса МИП и определяющими географическое расположение МИП и его структурных единиц.

Первая группа факторов, определяющая место государственной регистрации предприятия, ориентирует на поиск регионов с наиболее благоприятными условиями для предпринимательской деятельности (уровень налогов, наличие государственной или региональной поддержки, таможенные и прочие льготы и т.п.).

При определении географического места расположения МИП должны учитываться следующие его характеристики:

характер инновационного продукта, условия его транспортировки;

характер технологического процесса и его пространственные условия;

составрынковреализациипродукциииихгеографическоерасположение;

состав поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и их географическое расположение;

логистические характеристики МИП (внешние материальные потоки, их интенсивность, ритмичность, сезонность);

сравнительные оценки энергетических, экономических, демографических, социальных, климатических и прочих условий в возможных местах расположения МИП.

Выбор наиболее благоприятного места расположения МИП с учетом перечисленных факторов осуществляется, как правило, исходя из критерия минимизации издержек и сроков удовлетворения заказа потребителя.

69

Подготовительная стадия создания МИП должна завершаться разработкой предпринимательской концепции нового МИП. Предпринимательская концепция является абсолютно обязательным элементом процесса создания МИП, необходимым как для внутренних, так и для внешних целей. Как внутренний документ она используется в форме сводного обоснования инновационного проекта на стадии создания МИП и как инструмент контроля при оценке развития предприятия. Как внешний документ предпринимательская концепция используется для целей получения внешнего кредита и инвестиций, создания различных хозяйственных объединений и союзов, для получения государственного или регионального заказа, международного контракта. Наиболее распространенной и принятой в международной практике формой подготовки предпринимательской концепции МИП является составление бизнес-планов. На рис. 2.3.4 представлены организационноправовые формы МИО.

ИННОВАЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

коммерческие

некоммерческие

Потребительский

Общественные

Объединения

кооператив (союз, об-

организации

юридических лиц

щество)

(объединения)

(ассоциации и союзы)

Фонды

Учреждения

Хозяйственные

Производственный

Государственные

товарищества

кооператив (артель)

и муниципальные

и общества

предприятия

Хозяйственные

Хозяйственные

На праве

На праве

товарищества (ХТ)

общества (ХО)

хозяйственного

оперативного

ведения

управления

Полное ХТ

(федеральное казен-

ное предприятие)

ХТ на вере

(коммандитное)

Акционерное

Общество с огра-

Общество с допол-

общество (АО)

ниченной ответст-

нительной ответствен-

Открытое АО

Закрытое АО

Рис. 2.3.4. Организационно-правовые формы

малых инновационных организаций

5.3. Учредительная стадия создания МИП

Учредительная стадия создания МИП регламентируется в целом Гражданским кодексом РФ и уточняется региональными нормами государственной регистрации предпринимательской деятельности. Именно после государственной

70

регистрации новая организационная структура становится первичным хозяйственным звеном и приобретает статус юридического лица. В процессе учреждения МИП возникает необходимость в принятии ряда важных управленческих решений. Перечислим состав решений учредительной стадии:

1.Определение состава учредителей МИП.

2.Установление размера уставного фонда.

3.Определение характера участия учредителей и размера долевого вклада в уставный фонд.

4.Составление учредительного договора.

5.Определение названия фирмы.

6.Подготовка устава МИП.

7.Определение юридического адреса.

8.Подбор и назначение высшего звена управления (директора, заместителя директора и главного бухгалтера).

9.Подготовка согласованных и разрешительных документов.

10.Оплата госпошлины и других сборов.

11.Выбор банка и открытие расчетного счета.

12.Подготовка фирменных бланков, изготовление и регистрация печати

МИП.

Наиболее ответственным решением учредительной стадии создания МИП является определение состава учредителей. В качестве учредителей могут выступать отдельные физические лица, группы физических или юридических лиц. Коллективное учредительство – по сравнению с индивидуальным – имеет ряд преимуществ. Основными из них являются:

расширение областей ноу-хау благодаря обмену опытом и правами учредителей;

совместное принятие решений и снижение в связи с этим уровня риска;

возможность разделения труда и повышения благодаря этому продуктив-

ности;

увеличение совместного начального капитала;

разделение финансового риска и снижение персональной материальной ответственности.

Главное преимущество индивидуального учредительства заключается в полной свободе принятия всех решений, отсутствии необходимости согласований. Такая форма предпочтительна для инновационных проектов с незначительной долей риска, относительно простыми процессами и невысокими начальными затратами.

Контрольные вопросы

1.Организационные формы инновационного предпринимательства.

2.Преимущества и недостатки ИДП и МИП.

3.Условия регистрации ИДП.

4.Условия регистрации МИП.

5.Классификация видов МИП.

6.Состав стадий создания МИП.

7.Организационно-правовыеформымалых инновационныхорганизаций.

71

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти количество витков вторичной обмотки трансформатора
  • Как найти катет равнобедренного треугольника онлайн
  • Формула как найти время при свободном падении
  • Как исправить покраску волос дома
  • Как найти отца моему будущему ребенку