Содержание статьи.
Для быстрого переход на нажмите на название раздела
- Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.
- Какая польза от мнемотаблиц для детей.
- С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.
- Что нужно для занятий.
- Как заниматься по таблицам.
- Выбрать Мнемотаблицу.
Хочу рассказать про одну из моих любимых методик для развития памяти и речи – мнемотехнику. Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении мнемотаблиц для детей. И познакомить с использованием этого интересного метода.
Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.
Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.
Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:
Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.
Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Какая польза от мнемотаблиц для детей.
Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.
Применяя эту технику в жизни, ребенок:
- Развивает память
- Воображение
- Интеллект
- Развивает образное мышление
- Внимательность
- Фантазию
- Учится выстраивать логические цепочки
- Развивает речь и увеличивает словарный запас
- Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию
Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.
С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.
Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом.
В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.
Что нужно для занятий.
Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.
То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.
Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут).
Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.
Детям старше можно давать черно – белые таблицы.
Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.
1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха
На подносе
У Фроси
Ананас
И абрикосы
Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), один ананас, и много абрикос.
Как заниматься по таблицам
Алгоритм для того, чтобы выучить стих:
- Выразительно прочитать стих
- Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
- Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
- Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
- И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.
Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.
Готовые Мнемотаблицы
Скачать или распечатать
Лист 1 Лист 2 продолжение
Скачать и распечатать
Таблицы описания смотрите здесь
Смотрите так же:
МНЕМОДОРОЖКИ
ПОСЛОВИЦЫ, ЦИФРЫ, РЕЧЬ
ПЕРЕЙТИНАБОР ТАБЛИЦ
СУПЕР ЗАПОМИНАЛКИ
ПЕРЕЙТИМНЕМОТАБЛИЦЫ СТИХИ
УЧИМ СТИХ ЗА 5 МИНУТ
ПЕРЕЙТИ
«Использование
мнемокарт в работе с детьми»
. Мнемотехника –
это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний
об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие
речи.
Содержание мнемотаблиц — это графическое или частично графическое изображение
персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения
главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное –
нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было
понятно детям
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной
речи детей. Их использую для:
• обогащения
словарного запаса,
• при
обучении составлению рассказов,
• при
пересказах художественной литературы,
• при
отгадывании и загадывании загадок,
• при
заучивании стихов.
Цель мнемокарт:
— развитие связной речи;
— развитие мелкой
моторики рук;
— развитие основных психических
процессов, зрительного восприятия, образного мышления.
Мы в своей работе
используем готовые схемы педагогов Т.А. Ткаченко.. В.К. Воробьевой. Хочу
представить вашему вниманию одну из мнемотаблиц. Давайте вместе с Вами
попробуем составить описательный рассказ по ней.
Расшифровка мнемотаблицы.
1. Что это за птица?
2. Она дикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает? Как живет?
7. Где живет?
8. Какие у нее детеныши?
9. Какую пользу (или вред)
приносит людям?
Легко
ли Вам было составлять рассказ? Смогли бы Вы дома применять мнемокарты?
Мнемотаблица
так же может быть нарисована от руки самостоятельно. На начальном этапе
обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы.-ленты, расположив 3-4
картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже дети смогут
самостоятельно нарисовать мнемокарту.
Чтобы
составить мнемокарту необходимо:
1. Разбить рассказ на части,
определяя важные моменты;
2. Нарисовать на каждый такой
момент картинку;
3. Выделить непонятные слова.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц и
схем — моделей можно достичь следующих результатов:
— у детей увеличится круг знаний об
окружающем мире;
— появится желание пересказывать
тексты, придумывать интересные истории;
— появится интерес к заучиванию стихов;
— словарный запас выйдет на более
высокий уровень;
— дети преодолеют робость,
застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить
детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем
лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем
умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Воспитатель 1
квалификационной категории
Чугунова М.А.
Памятка для родителей «Как составить мнемотаблицу».
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.
Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:
- Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
- Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
- Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.
Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.
При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:
- Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;
- Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;
- Составление рассказа по картинкам;
- Запоминание рассказа или стиха.
Подготовила воспитатель: Соколова Н.В.
Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. Мнемотаблицы — это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В этой статье мы расскажем Вам, какие бывают мнемотаблицы и как можно их использовать для развития малыша.
Как работает память у детей дошкольного возраста?
Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо остановиться на том, в чем особенности развития памяти у дошкольников. В первую очередь, важно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается малышами, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют крохам лучше запомнить необходимый материал.
У детей дошкольного образа наиболее развита образная память, поэтому, чтобы ребенку лучше запомнилась какая-либо информация, необходимо использовать различные наглядные средства, в том числе мнемотаблицы.
Что такое мнемотаблицы?
Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря ним ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал. Чаще всего мнемотаблицы используются для заучивания стихотворений, обучения пересказу, составления рассказов, а также для запоминания правил и различных последовательностей. Но развитие памяти – это не единственное положительное следствие занятий по мнемотаблицам. У малышей активно развивается логика и образное мышление, внимание, воображение, расширяется словарный запас, формируется красивая и связная речь.
Знакомство крохи с мнемотехникой лучше всего проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному:
-
Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово (например, «чашка», «бежать» или «дождь»).
-
Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение.
-
Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.
Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче концентрировать свое внимание. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны малышу.
В работе с мнемотаблицами задействованы оба полушария головного мозга ребенка: левое, которое отвечает за логику и последовательный анализ информации, и правое, отвечающее за образное мышление и воображение.
Как создать мнемотаблицу самостоятельно?
В занятиях с крохой можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:
-
Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).
-
Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.
-
В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.
-
При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.
Примеры мнемотаблиц для дошкольников
-
Мнемотаблицы для разучивания стихотворений
Чтобы ребенку было легче запомнить стихотворение, можно использовать мнемотаблицы:
-
С выражением прочитайте ребенку стихотворение.
-
Затем нужно сказать малышу, что сейчас вы будете вместе учить стих наизусть. После этого прочтите текст еще раз, но при этом обращайте внимание крохи на таблицу.
-
Обсудите содержание стихотворения, его основную мысль.
-
Выясните, все ли слова и картинки понятны ребенку, объясните их смысл.
-
Читайте по строчке и попросите малыша повторять за вами, опираясь на картинки.
-
Затем кроха может попробовать самостоятельно рассказать стихотворение, глядя на мнемотаблицу.
Пример заучивания стихотворения при помощи мнемотаблиц Вы можете посмотреть на видео:
-
Обучение пересказу и составлению рассказа с опорой на схему
Дети дошкольного возраста хоть и имеют довольно обширный словарный запас, зачастую испытывают трудности при составлении рассказов. Малыши легко отвлекаются, путаются, теряют логику мыслей. Мнемотаблицы помогают детям планировать рассказ и воспроизводить события сюжета в правильном порядке.
Выводы
Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами мнемотехники, Вы сможете развить у ребенка зрительную память, а также внимание, мышление и связную речь.
Заключение
В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
#статьи
- 5 апр 2023
-
0
Мнемотехника: что такое, упражнения, приёмы
Рассказываем о простых и эффективных техниках запоминания.
Кадр: фильм «Вспомнить всё» / Columbia Pictures
Пишет про психологию, финансы и бизнес. Любит историю и верит в пользу психотерапии.
Из статьи вы узнаете:
- что такое мнемотехника;
- какую информацию можно запомнить с её помощью;
- какие бывают мнемотехники: смысловые фразы, локусы и пиктограммы.
Если вы готовитесь к важному экзамену или просто составляете список продуктов перед походом в магазин, необязательно долго заучивать информацию и писать шпаргалки. Можно освоить мнемотехнику, и тогда вы сможете без труда держать всё в голове.
Мнемоника, или мнемотехника, — это набор методов и приёмов, которые помогают запоминать большие объёмы информации.
Если говорить образно, с помощью мнемотехники вы сможете кодировать (дальше объясним, как именно) информацию перед запоминанием, отправлять её на хранение в долговременную память, а при необходимости извлекать и расшифровывать.
Кодировать можно практически любую информацию. Особенно это полезно для запоминания вещей, которые обычно моментально вылетают из головы:
- номера телефонов,
- пароли,
- номера банковских карт,
- имена или лица собеседников,
- даты,
- иностранные слова,
- формулы,
- объёмные тексты и так далее.
Мнемотехнику часто используют в учёбе, например для запоминания большого количества новых иностранных слов, математических формул или содержания книг и конспектов.
На работе с помощью мнемоники легче запомнить важный дедлайн или выучить имена собеседников на важной встрече.
В повседневной жизни она тоже пригодится: полезно помнить наизусть телефоны/адреса нескольких самых близких людей или пин-коды банковских карт. Мнемотехника позволит вам запоминать важные вещи и не зависеть от интернета или заметок в смартфоне.
Нашему мозгу сложно запоминать большие объёмы хаотичной информации. Например, если просто заучивать новые иностранные слова, скорее всего, вы быстро забудете большинство из них. А вот если ассоциировать их с созвучными словами или фразами на родном языке, мозг выстроит цепочку, и новое слово быстрее «подгрузится» в долговременную память. При этом значения исходного слова и созвучного могут быть абсолютно разными, главное — это ассоциация.
Например, по-английски «муравей» — ant. Можно провести ассоциацию на русском «муравей с АНТеннами на голове». Для построения таких ассоциативных цепочек даже выпускают специальные карточки с подходящими фразами и картинками, чтобы визуальный образ помогал выучить фразу, а вместе с ней — и иностранное слово.
Таким образом мнемотехника помогает новой информации ассоциироваться с чем-то знакомым и простым. Для этого используют изображения или пиктограммы, потому что наш мозг наиболее приспособлен к запоминанию визуальной информации, а не звуков или запахов.
Ещё есть мнемотехники, которые привязывают информацию к какому-то интересному факту или детали. Например, вы познакомились с девушкой по имени Виктория, которая носит квадратные очки. Чтобы не забыть её имя, можно попробовать повторить про себя несколько раз что-то вроде «квадратные очки Виктория» (вероятно, именно так вы и запишете её номер телефона в контакты 🙂). Встретив девушку в следующий раз, вы, скорее всего, вспомните, как её зовут, потому что узнаете очки. Ещё можно ассоциировать человека с персонажем из фильма, на которого он похож, или с местом, где вы встретились.
Вот ещё один интересный способ запоминания с помощью ассоциаций на примере названий химических элементов. В таблице Менделеева серебро обозначается буквами Ag. Ag происходит от латинского argentum. Страна Аргентина была названа именно так, потому как считалось, что там богатые залежи этого металла.
Мнемотехник огромное количество, в этой статье приведём несколько самых популярных.
Узнать больше вам помогут книги. Например, «Учебник мнемотехники» Владимира Козаренко или «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания» Джошуа Фоера.
Этот метод был популярен среди греческих ораторов, которые произносили многочасовые речи перед публикой. Его ещё называют умственной прогулкой или чертогами разума.
Суть заключается в привязке информации, которую вы хотите запомнить, к хорошо знакомой локации (locus (лат.) — «место»). Чаще всего в «дворец памяти» превращают собственный дом. Вы точно знаете, что где лежит, как выглядят предметы и какой узор на обоях в спальне. Если место в доме «закончилось», можно добавлять в свой «дворец» новые места, например любимую кофейню, офис или двор. Тут всё зависит от вашего воображения.
«Локусами» могут выступать любые предметы — письменный стол, дверь, книжный шкаф. Если вам нужно будет запомнить какое-то слово, событие или факт, просто создайте ассоциацию между этим фактом и объектом в доме. Например, представьте, что вам нужно купить подарок маме на день рождения. Вообразите, что она сидит за вашим обеденным столом и разворачивает коробку с красивым бантом.
Эта одна из самых известных мнемонических техник, которая нашла отражение и в современной культуре. Если вы смотрели сериал «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем, то наверняка обращали внимание на то, как главный герой вспоминал что-то, словно гуляя по комнатам с воспоминаниями у себя в голове. Это отличный способ запоминать большие объёмы данных.
Этот способ запоминания подходит и маленьким детям, и взрослым.
Забавные предложения или даже стихи часто приходят на помощь студентам-медикам.
Например, так можно запомнить названия видов тканей в организме животных. Их четыре: эпителиальная, нервная, соединительная, мышечная. Для запоминания просто выучите фразу «Этот царь Наглей врага, Снова шлёт Меня в бега».
Дошкольникам порядок цветов радуги помогает выучить предложение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». По первым буквам его слов можно воссоздать цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Ещё с помощью смысловых фраз учат исторические даты, названия столиц стран мира или последовательность, в которой правили короли. Один из известных примеров помогает запомнить судьбу жён короля Генриха VIII. Их было шесть:
- Екатерина Арагонская,
- Анна Болейн,
- Джейн Сеймур,
- Анна Клевская,
- Екатерина Говард,
- Екатерина Парр.
А что с ними произошло — легко запомнить с помощью считалки: «Разведеная, обезглавлена, умерла, разведена, обезглавлена, пережила!» Чтобы помнить, что самой везучей супругой Генриха была именно Екатерина Парр, можно выучить фразу «Екатерина Парр держала удар».
Этот способ пригодится для запоминания большого объёма текста: стихотворения для пересказа на уроке, текста презентации для клиентов или доклада для конференции. Пиктограммы отлично помогают людям-визуалам, которые лучше всего запоминают именно зрительные образы.
Вот как это работает: в тексте, который вы хотите запомнить, нужно выделить ключевые тезисы и выписать их. К каждому тезису нужно нарисовать простую картинку — пиктограмму. Художником быть не обязательно: пиктограммой может быть силуэт человечка, геометрические фигуры, предметы вроде бокала или телефона — в общем, что угодно. Затем нужно запомнить, к какой части текста вы привязали каждую пиктограмму и выучить последовательность картинок.
Пиктограммы — отличная шпаргалка. Выступая на конференции, вы не будете шуршать бесчисленными листочками с текстом, а сможете положить перед собой только подсказку с пиктограммами. Кстати, такая шпаргалка на экзамене может не вызвать подозрений у преподавателя. А если не хотите рисковать, то можно по памяти нарисовать пиктограммы в черновике, чтобы вспомнить нужную часть своего конспекта.
Таких техник много и их используют, как правило, для запоминания точной информации. Например, чтобы запомнить пин-код от карты, можно использовать систему Шед — придумайте фразу из четырёх слов, количество букв в которых будет равно цифрам вашего пин-кода:
Пин-код — 5976.
Фраза — моряк (5) халтурщик (9) проспал (7) прилив (6).
- Сторителлинг — если нужно запомнить некоторое количество слов (например, список покупок) или фактов, составьте из них историю. Скорее всего, это будет абсурдный или смешной рассказ, но от этого он только ещё сильнее въестся в память.
- Замечали, что слова песни вы можете запомнить быстро, а вот стихотворение — приходится учить долго и мучительно? Наверняка стихотворение Сергея Есенина «Я московский озорной гуляка» невольно воспроизводится у вас в голове под известный мотив из 2000-х. Мелодия действительно делает процесс запоминания более увлекательным, поэтому попробуйте придумывать свои мотивчики для информации, которую нужно заучить.
Научитесь: Soft Skills for Hard Times
Узнать больше