Как составить мнемотаблицу с детьми

Памятка для родителей «Как составить мнемотаблицу».

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

  1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
  2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
  3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:

  1. Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;
  2. Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;
  3. Составление рассказа по картинкам;
  4. Запоминание рассказа или стиха.

Подготовила воспитатель: Соколова Н.В.

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела

  • Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.
  • Какая польза от мнемотаблиц  для детей.
  • С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.
  • Что нужно для занятий.
  • Как заниматься по таблицам.
  • Выбрать Мнемотаблицу.

Хочу рассказать про одну из моих любимых методик для развития памяти и речи – мнемотехнику. Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении мнемотаблиц для детей. И познакомить с использованием этого интересного метода.

Что такое мнемотехника и мнемотаблицы.

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.

Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:

Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:

мнемотехника

Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.

Так вот в этом случае мы пользовались мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.

Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

Мнемотаблицы

Изображение, которое нарисовано в  Мнемоквадрате,  обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь,  и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.  



Какая польза от мнемотаблиц  для детей.

Положительных развивающих моментов для детей от такой методики, очень много.

Применяя эту технику в жизни, ребенок:

  • Развивает память
  • Воображение
  • Интеллект
  • Развивает образное мышление
  • Внимательность
  • Фантазию
  • Учится выстраивать логические цепочки
  • Развивает речь и увеличивает словарный запас
  • Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию
оба полушария мозга<br />

Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить  ребенка с мнемоквадратом.

В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.

Что нужно для занятий.

Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.

То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.

мнемотаблица нарисованная от руки

Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами  ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут).

Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый,  помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.

Детям старше можно давать черно – белые таблицы.

черно-белая мнемотаблица

Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.

1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

стих по мнемотаблице

 Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха

На подносе
У Фроси
Ананас
И абрикосы

Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), один ананас, и много абрикос.

Как заниматься по таблицам

Алгоритм для того, чтобы выучить стих:

  1. Выразительно прочитать стих
  2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
  3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
  4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
  5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.

Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.

Готовые Мнемотаблицы









Скачать или распечатать


  • Лист 1
  • Лист 2 продолжение

Скачать и распечатать



Таблицы описания смотрите здесь


Смотрите так же:

  • МНЕМОДОРОЖКИ
    ПОСЛОВИЦЫ, ЦИФРЫ, РЕЧЬ
    ПЕРЕЙТИ
  • НАБОР ТАБЛИЦ
    СУПЕР ЗАПОМИНАЛКИ
    ПЕРЕЙТИ
  • МНЕМОТАБЛИЦЫ СТИХИ
    УЧИМ СТИХ ЗА 5 МИНУТ
    ПЕРЕЙТИ

Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. Мнемотаблицы — это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В этой статье мы расскажем Вам, какие бывают мнемотаблицы и как можно их использовать для развития малыша.

Как работает память у детей дошкольного возраста?

Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо остановиться на том, в чем особенности развития памяти у дошкольников. В первую очередь, важно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается малышами, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют крохам лучше запомнить необходимый материал.

У детей дошкольного образа наиболее развита образная память, поэтому, чтобы ребенку лучше запомнилась какая-либо информация, необходимо использовать различные наглядные средства, в том числе мнемотаблицы.

Как работает память у детей дошкольного возраста?

Что такое мнемотаблицы?

Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря ним ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал. Чаще всего мнемотаблицы используются для заучивания стихотворений, обучения пересказу, составления рассказов, а также для запоминания правил и различных последовательностей. Но развитие памяти – это не единственное положительное следствие занятий по мнемотаблицам. У малышей активно развивается логика и образное мышление, внимание, воображение, расширяется словарный запас, формируется красивая и связная речь.

Знакомство крохи с мнемотехникой лучше всего проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному:

  1. Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово (например, «чашка», «бежать» или «дождь»).

  2. Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение.

  3. Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.

Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче концентрировать свое внимание. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны малышу.

В работе с мнемотаблицами задействованы оба полушария головного мозга ребенка: левое, которое отвечает за логику и последовательный анализ информации, и правое, отвечающее за образное мышление и воображение.

Что такое мнемотаблицы?

Как создать мнемотаблицу самостоятельно?

В занятиях с крохой можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:

  1. Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).

  2. Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.

  3. В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.

  4. При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.

Как создать мнемотаблицу самостоятельно?

Примеры мнемотаблиц для дошкольников

  • Мнемотаблицы для разучивания стихотворений

Чтобы ребенку было легче запомнить стихотворение, можно использовать мнемотаблицы:

  1. С выражением прочитайте ребенку стихотворение.

  2. Затем нужно сказать малышу, что сейчас вы будете вместе учить стих наизусть. После этого прочтите текст еще раз, но при этом обращайте внимание крохи на таблицу.

  3. Обсудите содержание стихотворения, его основную мысль.

  4. Выясните, все ли слова и картинки понятны ребенку, объясните их смысл.

  5. Читайте по строчке и попросите малыша повторять за вами, опираясь на картинки.

  6. Затем кроха может попробовать самостоятельно рассказать стихотворение, глядя на мнемотаблицу.

Пример заучивания стихотворения при помощи мнемотаблиц Вы можете посмотреть на видео:

  • Обучение пересказу и составлению рассказа с опорой на схему

Дети дошкольного возраста хоть и имеют довольно обширный словарный запас, зачастую испытывают трудности при составлении рассказов. Малыши легко отвлекаются, путаются, теряют логику мыслей. Мнемотаблицы помогают детям планировать рассказ и воспроизводить события сюжета в правильном порядке.

Примеры мнемотаблиц для дошкольников

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами мнемотехники, Вы сможете развить у ребенка зрительную память, а также внимание, мышление и связную речь.

Заключение

В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия

null

А вы знали, что есть очень эффективная техника для развития памяти и речи у детей, которая поможет вашему ребенку быстро и легко запоминать любые стихи и пересказывать тексты? Называется она мнемотехника. Кто-то из вас, может, уже и пробовал ее, но мы рассмотрим конкретные примеры мнемотаблиц, чтобы вы сразу могли их применять.

Что такое мнемонемотехника и в чем ее преимущества?

Вспомните любой фильм, который вы смотрели. Смогли бы сейчас пересказать о чем он? Думаем, без проблем.

А теперь вспомните содержание школьного учебника по химии или последовательность точных чисел. Ничего не приходит на ум? Скорее всего, нет. И это неудивительно! Ведь наш мозг неохотно запоминает точную информацию, поэтому нам приходится ее заучивать.

А вот при просмотре художественного фильма или при чтении интересной книги в нашем мозгу возникает большое количество образов и ассоциаций, благодаря которым мы быстро и легко запоминаем сюжет.

Суть мнемотехники – это перевод текстовой информации в зрительные образы, которые легко будут откладываться в памяти ребенка благодаря одновременному включению в работу левого и правого полушария мозга.

Мнемотехника для обучения детей используется для:

  • заучивания стихотворений и пересказа текстов;
  • решения математических задач;
  • решения головоломок и загадок;
  • развития слуховой и зрительной памяти;
  • формирования правильной речи, расширения словарного запаса и развития воображения.

Благодаря использованию мнемотехники у ребенка развивается естественный интерес к получению новой информации, в том числе и к чтению.

Как правильно знакомить ребенка с мнемотехникой?

В рамках этой статьи мы будем рассматривать мнемотаблицы для детей.

Мнемотаблицы состоят из отдельных элементов – мнемоквадратов. Это отдельные карточки с изображениями, на которых нарисован предмет, действие и явление.

Из мнемоквадратов строится мнемодорожка, по которой можно составить словосочетание, фразу или предложение. А уже из мнемодорожек строится мнемотаблица, представляющая собой конструкцию, по которой, можно рассказать целый текст.

что такое мнемотехника

Чтобы ребенок осваивал эту технику постепенно, сначала начинайте знакомить его с отдельными мнемоквадратами, потом переходите к мнемодорожкам, а затем используйте таблицы.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет.

Учим с ребенком стихи по мнемотаблицам

Мнемотаблицы помогут вам сэкономить время и силы и быстро выучить с ребенком любой стих. Вам нужно только визуализировать его при помощи мнемотаблицы, как в примерах ниже.

Итак, выбираем любое стихотворение, например:

стихи по мнемотаблицам

И составляем по нему мнемотаблицу.

как быстро выучить стих

Такая визуализация поможет ребенку запоминать материал в два раза быстрее.

Разберем еще один стих:

как легко выучить стих

Также составляем мнемотаблицу по нему.

техника запоминания слов

Видите, как легко! Если у вас возникает вопрос, как делать мнемотаблицы к стихотворениям, которые вы собираетесь учить, то мы рекомендуем вам рисовать их самостоятельно. Просто возьмите чистый лист и как можете, изобразите на нем соответствующие картинки. Главное, чтобы ребенку было понятно. Либо картинки можно скачать в интернете, они не обязательно должны быть красивыми. Главное правило при составлении мнемотаблиц, чтобы они отображали суть. На первый взгляд кажется, что поиск картинок займет очень долгое время, но по факту у вас на это уйдет около 5-7 минут.

Учимся пересказывать небольшие тексты по мнемотаблицам!

А теперь рассмотрим, как научить ребенка пересказывать тексты. Возьмем, к примеру, такой текст:

тексты по мнемотаблицам

Теперь переводим текст в мнемотаблицу.

как научить ребенка пересказывать

Все просто и понятно! А также при помощи мнемотаблиц вы можете разбирать с ребенком природные явления, действия, эмоции и все то, что наглядно воспринимается легче, чем на словах.

Развиваем воображение ребенка при помощи мнемотехники

Это веселое и интересное упражнение понравится даже вам. Суть такова, что нужно придумать смешную историю с изображениями, которые вы видите на рисунке ниже.

как развить воображение ребенка

Например: «Птичка захотела полететь в теплые края. Но объелась пирожных и не смогла взлететь. Тогда она решила поплыть на корабле. На палубе она встретила толстого кота, который прилип к меду, разлитому на диване. Мимо проходила собака, которая шла к повару, чтобы ловить мух, которые все время попадают в суп. Но вдруг собака услышала музыку, под которую танцевал веселый жираф, и стала танцевать вместе с ним. Потом к ним присоединилась птичка и кое-как отлепившийся от дивана кот. Так образовалась компания веселых друзей, которые вместе отправились в теплые края».

Не бойтесь дать волю воображению, и хорошее настроение вам с ребенком обеспечено. По такому же принципу можно играть с игрушками и домашними предметами.

Как правильно пользоваться мнемотаблицами?

Ну а теперь несколько советов о том, как правильно пользоваться мнемотаблицами, чтобы получать желаемый результат.

Правило №1 – картинки должны быть яркими и несложными, чтобы ребенку было легко и интересно заниматься по ним.

Правило №2 – никакого принуждения. Это не учеба, а веселая игра.

Правило №3 – не перегружайте ребенка и не показывайте ему больше двух мнемотаблиц в день.

мнемотехника

Инструкция: как учить стих по мнемотаблице:

  1. Сначала прочитайте вслух стихотворение или текст. Если ребенок умеет, пусть сам прочтет.
  2. Прочтите второй раз. Делайте паузы и показывайте ребенку картинки.
  3. Спросите, все ли понятно ребенку.
  4. Далее прочтите каждую строчку отдельно с привязкой к картинке. Можно повторить несколько раз, чтобы ребенок запомнил.
  5. Спросите ребенка, все ли он запомнил и пусть пробует отвечать по таблице.

Скачивайте бесплатно стишки вместе с готовыми мнемотаблицами и попробуйте эту волшебную технику с ребёнком прямо сейчас!

Готовая подборка стишков! Чтобы получить бесплатно — жми по стрелке

null

Желаем успехов в освоении мнемотехники и приглашаем к нам на бесплатный пробный урок. Научим вашего ребенка читать в игровой форме. Ему понравится учиться, и он удовольствием будет заниматься сам.

Переходите по ссылке и записывайтесь на бесплатное занятие здесь.

Читайте также:

9 лайфхаков: как быстро запоминать информацию ребенку

Как развить логическое мышление у ребенка? Игры-пятиминутки

Как развить креативное мышление у ребенка в домашних условиях? Методы ТРИЗ для детей от 5 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, уважаемые , разрешите представить вашему вниманию мастер класс «Использование мнемотехники в развитии речи детей».

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с гаджетами. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию родительское собрание, задачами которого являются:

Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;

Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц  при разучивании стихотворений, пословиц с детьми, пересказ сказок, составление рассказов- описаний.

Участники собрания – родители, и я попрошу вас, уважаемые коллеги, выйти и побыть ими.

                                        Ход мастер-класса

     Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как  «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а  так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации  путём образования ассоциаций  (связей). Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. , Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Мнемотаблица- это схема, в которой заложена определенная информация.

Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:

— Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

-Преобразование из абстрактных символов в образы.

-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).

    Основной “секрет” мнемотехники прост – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. 

        Ассоциативная память — память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой.  Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, вспомните и назовите знакомую с детства мнемотехнику:

Для запоминания цветов радуги — Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

В геометрии — Биссектриса — это крыса ,бегает по углам и делит их пополам.

Уверена, что вы согласитесь с нами, если скажем, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Давайте с вами поиграем в игру «Ассоциации».

Правила такие: я говорю слово, следующий говорит свою ассоциацию на него, далее ассоциацию на предыдущие слово и т.д.

 Слово «Конкурс»

Молодцы!

  Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

 1 задание.

     Сейчас я предлагаю Вам  составить  мнемотаблицы для разучивания стихотворения по предложенному тексту. Но, что делать, если  мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

     Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворный текст (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками). Для начала посмотрим образец.(слайд)

Мой мишка (отрывок)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

                  Задание 2

 Приглашаю поиграть  в Игру « Цветик — семицветик»  (пословицы)

Для игры нам нужен Цветик .Встаем полукругом. На «лепестке» зашифрована  пословица. Отрываем лепесток и называем пословицу.

    Задание 3

Работа со сказками, угадывание сказок.  А вы любите сказки? Предлагаем вам узнать  «Какая сказка спряталась?». Ваша задача узнать сказку по мнемоквадратам, восстановить последовательность и сказать название сказки.   Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь  с ребёнком дома?

                    Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые         

     относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные

     мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок

     текста, а ребенок находит картинку.

    Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка, составлять рассказы – описания (предложить мнемотаблицу описание лисы, зайца).

        Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям.  Их можно   использовать в домашней игротеке.  Это очень интересно и увлекательно! Спасибо за внимание!

    Желаю всем удачи!

Составляем мнемотаблицы

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

  1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
  2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
  3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:

  1. Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;
  2. Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;
  3. Составление рассказа по картинкам;
  4. Запоминание рассказа или стиха.

Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Вот описание зимы:

Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, чтобы ребенок быстрее усвоил правила дорожного движения.

Детям понравится изучать сказки или стихи по таблицам:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.

Как только малыш понял назначение мнемотаблиц, можно увеличивать число картинок, а также сложность задания:

Просмотр содержимого документа

«Мастер-класс по составлению мнемотаблиц»

Здравствуйте, уважаемы , разрешите представить вашему вниманию мастер класс «Использование мнемотехники в развитии речи детей».

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с гаджетами. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию родительское собрание, задачами которого являются:

Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;

Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц  при разучивании стихотворений, пословиц с детьми, пересказ сказок, составление рассказов- описаний.

Участники собрания – родители, и я попрошу вас, уважаемые коллеги, выйти и побыть ими.

                                        Ход мастер-класса

     Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как  «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а  так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации  путём образования ассоциаций  (связей). Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам. , Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.

Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.

Мнемотаблица- это схема, в которой заложена определенная информация.

Работа по мнемотаблице состоит из трёх этапов:

— Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

-Преобразование из абстрактных символов в образы.

-Пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы).

    Основной “секрет” мнемотехники прост – это ассоциация, т.е. связь нескольких образов. 

        Ассоциативная память — память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой.  Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, вспомните и назовите знакомую с детства мнемотехнику:

Для запоминания цветов радуги — Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

В геометрии — Биссектриса — это крыса ,бегает по углам и делит их пополам.

Уверена, что вы согласитесь с нами, если скажем, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Давайте с вами поиграем в игру «Ассоциации».

Правила такие: я говорю слово, следующий говорит свою ассоциацию на него, далее ассоциацию на предыдущие слово и т.д.

 Слово «Конкурс»

Молодцы!

  Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

 1 задание.

     Сейчас я предлагаю Вам  составить  мнемотаблицы для разучивания стихотворения по предложенному тексту. Но, что делать, если  мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

     Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворный текст (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками). Для начала посмотрим образец.(слайд)

Мой мишка (отрывок)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

                  Задание 2

 Приглашаю поиграть  в Игру « Цветик — семицветик»  (пословицы)

Для игры нам нужен Цветик .Встаем полукругом. На «лепестке» зашифрована  пословица. Отрываем лепесток и называем пословицу.

    Задание 3

Работа со сказками, угадывание сказок.  А вы любите сказки? Предлагаем вам узнать  «Какая сказка спряталась?». Ваша задача узнать сказку по мнемоквадратам, восстановить последовательность и сказать название сказки.   Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь  с ребёнком дома?

                    Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые         

     относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные

     мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок

     текста, а ребенок находит картинку.

    Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка, составлять рассказы – описания (предложить мнемотаблицу описание лисы, зайца).

        Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям.  Их можно   использовать в домашней игротеке.  Это очень интересно и увлекательно! Спасибо за внимание!

    Желаю всем удачи!

Составляем мнемотаблицы

Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.

Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:

  1. Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;

  2. Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);

  3. Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.

Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.

При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:

  1. Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;

  2. Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;

  3. Составление рассказа по картинкам;

  4. Запоминание рассказа или стиха.

Ребенок старшей группы садика может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Вот описание зимы:

Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, чтобы ребенок быстрее усвоил правила дорожного движения.

Детям понравится изучать сказки или стихи по таблицам:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.

Как только малыш понял назначение мнемотаблиц, можно увеличивать число картинок, а также сложность задания:

Можно составлять ребусы, загадки или мнемотаблицы по математике. В последнем случае, достаточно нарисовать цифру, а в другом квадрате картинку, изображающую данное число. В дальнейшем у ребенка откладывается в памяти соответствующая картинка, когда он видит цифру.

Если вы не можете или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком. На компьютере лучше не показывать, ребенок не будет воспринимать экран так же, как листок бумаги перед ним.

3. Запоминание по мнемотаблицам

Как уже было сказано, мнемотаблицы упрощают восприятие текста маленькими детьми. Особенно важно это для детей, у которых есть проблемы речи и слуха, им сложно концентрировать внимание на рассказе вслух. Учить стихи и рассказы по мнемотаблицам легко, а при рассказе можно подглядывать на картинки. Такая методика придает уверенности даже застенчивым детям, они учатся выступать на публике.

Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребенок быстро сбивается, переключает внимание на что-то и вообще часто не успевает закончить рассказ и куда-то убегает по делам. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребенок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории должно быть начало и логичный конец.

Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление:

По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах. Расшифровка таблицы:

1. Что это за птица?
2. Она дикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает, как живет?
7. Где живет?
8. Какие у нее детеныши?
9. Какую пользу (или вред) приносит людям?

По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.

Рассказ может быть и о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях – все, что угодно:

Заниматься по мнемотаблицам не обязательно в группах, это вполне можно делать и наедине с ребенком, дома. Если у родителей, бабушек и дедушек есть желание развить мышление ребенка, обогатить его речь и научить его правильно разговаривать в дошкольном возрасте, он пойдет в школу, имея хорошую подготовку, которая выделит его среди других одноклассников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Viber чат бот как найти
  • Как найти локальные максимумы в питоне
  • Как найти осадку лодки
  • Как найти залежи золота в земле
  • Как найти диагностическую карту техосмотра по базе