Как составить мнемотаблицы к стихам

Использованы материалы из открытых источников сети интернет.

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. 

Классический способ заучивания стихотворений. 

Он состоит из нескольких этапов:

  • Подготовительный этап.

Для начала нужно создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение, соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень, прогуляться на улице, рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.

  • Выразительное чтение стиха взрослым.

Далее взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!

  • Обсуждение.

Задайте следующие вопросы?

       – О чем стихотворение?

       – Понравилось ли тебе?

       – Что запомнилось из стихотворения?

       – Далее вопросы о словесных составляющих стиха (Какими словами начинается и заканчивается стихотворение? Как описывается лес в стихотворении? Кто главный герой? Какой он? Что делает? и т.д.

  • Повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.

Вы читаете стихотворение еще раз и просите ребенка максимально его запомнить. Далее ребенок воспроизводит стих, а вы немного помогаете (подсказываете первые слоги слов, слова). Затем при необходимости еще раз читаете и ребенок повторяет.

Некоторые педагоги рекомендуют при заучивании не дробить стих на строки, запоминать целиком. Но если содержание стихотворения позволяет без потери смысла разбить его на части, то лучше разделить стих и сначала выучить первую и вторую часть, а потом их соединить.

  • Воспроизведение стиха ребенком.

Не надейтесь, что ребенок выучит стих наизусть без запинки с первого раза. Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежутки времени. Поэтому вы можете ненавязчиво попросить ребенка рассказать стих на следующий день, вечером папе и так далее.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

— развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

— перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

— развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.

Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

— добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

— формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

— применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

 Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Описание методики

1.    Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

2.    Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3.    Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).

4.    Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

5.   Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

— кодирование элементов информации в зрительные образы;

— собственно сам процесс запоминания;

— запоминание последовательности информации;

— закрепление информации в мозге.

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы — память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

«Дикие животные»

У лисы

в лесу глухом

есть нора – надёжный дом.

^ Под кустами

ёж колючий

нагребает

листьев кучу.

Спит

в берлоге косолапый,

до весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом.

^ Всем тепло, уютно в нём.

«Киска»

Телевизор

вместе с нами

смотрит

наша киска.

Видит

мышку

на экране.

Мышка,

вроде, близко.

Мог бы славным быть обед.

Только хвать,

а мышки нет!

«Белый мишка»

Белый

мишка

на рыбалку

не спеша

идёт

вразвалку.

Чует

мишка-рыболов,

что богатый ждёт улов.

«Подарки осени»

Ходит

осень

в нашем парке.

Дарит

осень

всем подарки.

Бусы красные —

рябине,

фартук розовый —

осине,

зонтик желтый —

тополям,

фрукты

осень

дарит нам.

        

«Хлеб»

 Вот он хлебушек душистый,

вот он круглый,

золотистый.

В каждый дом,

на каждый стол

он пожаловал, пришёл.

^ В нём здоровье, 

сила наша.

В нём чудесное тепло.

Сколько рук

его растило,

охраняло, берегло!

         

Игрушки

Знаю много я игрушек… 

Знаю много я игрушек,

С ними мне совсем не скучно:

Кубик, мяч, совок, сачок,

Мишка, лейка, флаг, бычок.

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля?

– Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

Листопад 

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

hello_html_4cf3c1dd.jpg

Осень

«Осень, осень» 
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.

З. Александрова «Мой мишка»

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить

А. Барто «Весна идёт»

Утром было солнечно и совсем тепло.
Озеро широкое по двору текло.

В полдень подморозило, вновь зима пришла,
Затянулось озеро корочкой стекла.

Расколол я тонкое, звонкое стекло,
Озеро широкое снова потекло.
Говорят прохожие:
— Вот весна идёт!-

А это я работаю,
Разбиваю лёд.

«Непоседа Васенька»

Непоседа – Васенька не сидит на месте,

Непоседа – Васенька не сидит на месте.

Непоседа – Васенька всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки, на усах сединки,

Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.

«Помощники весны»

Лёня с Петей,

Взяв лопаты,

Помогать пришли весне.

Разбивают лёд ребята

И разбрасывают снег.

Посмотрел на них с укором

Снеговик из под ведра:

Этак мне придётся скоро,

Убираться со двора!

П. Воронько «Хитрый ежик»

Хитрый ёжик – чудачок

Сшил колючий пиджачок,

Весь в иголках, без застёжек.

На иглу нацепит ёжик:

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдёт,

И с подарочком богатым,

Поспешит к своим ежатам.

Т. Волгина «Подарок маме»

Сорвала я в поле

Цветик голубой,

Принесу в подарок

Маме дорогой.

Я его на платье

Маме приколю.

Больше всех на свете,

Маму я люблю.

Жук

Я нашла себе жука

На большой ромашке,

Не хочу держать в руках –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях.

Г. Сапгир «Дятел»

Дятел, дятел дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

Дятел, в дереве дыра,

Перестать давно пора!

Космонавт

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

^ В. Степанов

        

 Т. Дмитриев «Весна пришла»

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клёна,

Сколько носиков зелёных!

«Белка-шалунишка»

Скачет белка – шалунишка,

Рвёт с еловых ёлок шишки,

А, потом на землю – прыг

И отыщет боровик.

Гриб нанижет на сучок,

Подсушить боровичок!

 

Дед Мороз прислал нам елку…

Дед Мороз прислал нам елку,

Огоньки на ней зажег.

И блестят на ней иголки,

А на веточках — снежок! В. Петрова

Мишка милый…

Мишка милый, мишка славный,

Косолапый и забавный.

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой пышною набит.

Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.

Хозяйка

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке.
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!

И суп овощной оказался неплох!

Алиса в саду

Вот идет Алиса в сад,

Скоро будет листопад.

Слива там и абрикос,

На скамейке — сонный пес.

Там краса и чудеса:

Солнце, киска и роса,

У скамейки стол стоит.

Самовар на нем свистит.

Вот в песочнице песок,

Самосвал там и совок,

Рядом с ними самокат.

Ах, какой прекрасный сад!

Смирнова Л.Н

Осенние листья

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева

Осень
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

(Токмакова И.П.)

  

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Бальмонт

Березка

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова

image

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга

Капли падают звеня.

Солнце землю согревает

Гонит с нашей речки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Дед Мороз
Е. Тараховская
Он к бровям моим прирос, 
Он залез мне в валенки. 
Говорят, он — Дед Мороз, 
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой 
В нашем умывальнике. 
Говорят, он — с бородой, 
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле 
Пальмы, звезды, ялики. 
Говорят, ему сто лет, 
А шалит, как маленький.

Дед Мороз проспал в постели
Т.Мельникова
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня,
Где вы вьюги. где метели,
Что не будите меня?
Непорядок во дворе,
Грязь и лужи в декабре!

Снежинки
А. Усачёв
Ёжик смотрит на снежинки.
«Это, — думает, — ежинки…
Белые, колючие
И к тому ж — летучие».
Паучок на паутинке
Тоже смотрит на снежинки:
«Ишь какие смелые
Эти мухи белые!»
Заяц смотрит на снежинки:
«Это заячьи пушинки…
Видно, заяц — весь в пуху —
Чешет шубу наверху».
Мальчик смотрит на снежинки:
«Это, может быть, смешинки?..»
Не поймёт он, почему
Очень весело ему.

Снежинки 
Галина Новицкая 
— Кто снежинки
Делал эти?
За работу
Кто в ответе?

— Я! — ответил Дед Мороз
И схватил меня
За нос! 

Веселый снеговик
Ирина Гурина
По сугробам, напрямик 
Шел веселый снеговик. 
А в руках его была 
Не корзина, не метла, 
Не плитка шоколадная, 
А елочка нарядная!

Елочный перезвон
Елена Григорьева 
На елке не шишки
И не свистульки,
На елке повисли 
Большие сосульки!
Лишь ветер подует, 
Как слышен трезвон:
— Динь-дон, дили-дили,
Динь-дон, дили-дон!

Вырастала елка
Евгения Трутнева
Вырастала елка 
В лесу на горе, 
У нее иголки 
Зимой в серебре. 
Жил под елкой зайка 
С зайчихой своей, 
Прилетала стайка 
Чечеток с полей

Пирог
П.Воронько 
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.

Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная Да затейница какая

Белка песенки поет Да орешки все грызет,

А орешки не простые, все скорлупки золотые,

ядра — чистый изумруд; Слуги белку стерегут.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

 

null

А вы знали, что есть очень эффективная техника для развития памяти и речи у детей, которая поможет вашему ребенку быстро и легко запоминать любые стихи и пересказывать тексты? Называется она мнемотехника. Кто-то из вас, может, уже и пробовал ее, но мы рассмотрим конкретные примеры мнемотаблиц, чтобы вы сразу могли их применять.

Что такое мнемонемотехника и в чем ее преимущества?

Вспомните любой фильм, который вы смотрели. Смогли бы сейчас пересказать о чем он? Думаем, без проблем.

А теперь вспомните содержание школьного учебника по химии или последовательность точных чисел. Ничего не приходит на ум? Скорее всего, нет. И это неудивительно! Ведь наш мозг неохотно запоминает точную информацию, поэтому нам приходится ее заучивать.

А вот при просмотре художественного фильма или при чтении интересной книги в нашем мозгу возникает большое количество образов и ассоциаций, благодаря которым мы быстро и легко запоминаем сюжет.

Суть мнемотехники – это перевод текстовой информации в зрительные образы, которые легко будут откладываться в памяти ребенка благодаря одновременному включению в работу левого и правого полушария мозга.

Мнемотехника для обучения детей используется для:

  • заучивания стихотворений и пересказа текстов;
  • решения математических задач;
  • решения головоломок и загадок;
  • развития слуховой и зрительной памяти;
  • формирования правильной речи, расширения словарного запаса и развития воображения.

Благодаря использованию мнемотехники у ребенка развивается естественный интерес к получению новой информации, в том числе и к чтению.

Как правильно знакомить ребенка с мнемотехникой?

В рамках этой статьи мы будем рассматривать мнемотаблицы для детей.

Мнемотаблицы состоят из отдельных элементов – мнемоквадратов. Это отдельные карточки с изображениями, на которых нарисован предмет, действие и явление.

Из мнемоквадратов строится мнемодорожка, по которой можно составить словосочетание, фразу или предложение. А уже из мнемодорожек строится мнемотаблица, представляющая собой конструкцию, по которой, можно рассказать целый текст.

что такое мнемотехника

Чтобы ребенок осваивал эту технику постепенно, сначала начинайте знакомить его с отдельными мнемоквадратами, потом переходите к мнемодорожкам, а затем используйте таблицы.

Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет.

Учим с ребенком стихи по мнемотаблицам

Мнемотаблицы помогут вам сэкономить время и силы и быстро выучить с ребенком любой стих. Вам нужно только визуализировать его при помощи мнемотаблицы, как в примерах ниже.

Итак, выбираем любое стихотворение, например:

стихи по мнемотаблицам

И составляем по нему мнемотаблицу.

как быстро выучить стих

Такая визуализация поможет ребенку запоминать материал в два раза быстрее.

Разберем еще один стих:

как легко выучить стих

Также составляем мнемотаблицу по нему.

техника запоминания слов

Видите, как легко! Если у вас возникает вопрос, как делать мнемотаблицы к стихотворениям, которые вы собираетесь учить, то мы рекомендуем вам рисовать их самостоятельно. Просто возьмите чистый лист и как можете, изобразите на нем соответствующие картинки. Главное, чтобы ребенку было понятно. Либо картинки можно скачать в интернете, они не обязательно должны быть красивыми. Главное правило при составлении мнемотаблиц, чтобы они отображали суть. На первый взгляд кажется, что поиск картинок займет очень долгое время, но по факту у вас на это уйдет около 5-7 минут.

Учимся пересказывать небольшие тексты по мнемотаблицам!

А теперь рассмотрим, как научить ребенка пересказывать тексты. Возьмем, к примеру, такой текст:

тексты по мнемотаблицам

Теперь переводим текст в мнемотаблицу.

как научить ребенка пересказывать

Все просто и понятно! А также при помощи мнемотаблиц вы можете разбирать с ребенком природные явления, действия, эмоции и все то, что наглядно воспринимается легче, чем на словах.

Развиваем воображение ребенка при помощи мнемотехники

Это веселое и интересное упражнение понравится даже вам. Суть такова, что нужно придумать смешную историю с изображениями, которые вы видите на рисунке ниже.

как развить воображение ребенка

Например: «Птичка захотела полететь в теплые края. Но объелась пирожных и не смогла взлететь. Тогда она решила поплыть на корабле. На палубе она встретила толстого кота, который прилип к меду, разлитому на диване. Мимо проходила собака, которая шла к повару, чтобы ловить мух, которые все время попадают в суп. Но вдруг собака услышала музыку, под которую танцевал веселый жираф, и стала танцевать вместе с ним. Потом к ним присоединилась птичка и кое-как отлепившийся от дивана кот. Так образовалась компания веселых друзей, которые вместе отправились в теплые края».

Не бойтесь дать волю воображению, и хорошее настроение вам с ребенком обеспечено. По такому же принципу можно играть с игрушками и домашними предметами.

Как правильно пользоваться мнемотаблицами?

Ну а теперь несколько советов о том, как правильно пользоваться мнемотаблицами, чтобы получать желаемый результат.

Правило №1 – картинки должны быть яркими и несложными, чтобы ребенку было легко и интересно заниматься по ним.

Правило №2 – никакого принуждения. Это не учеба, а веселая игра.

Правило №3 – не перегружайте ребенка и не показывайте ему больше двух мнемотаблиц в день.

мнемотехника

Инструкция: как учить стих по мнемотаблице:

  1. Сначала прочитайте вслух стихотворение или текст. Если ребенок умеет, пусть сам прочтет.
  2. Прочтите второй раз. Делайте паузы и показывайте ребенку картинки.
  3. Спросите, все ли понятно ребенку.
  4. Далее прочтите каждую строчку отдельно с привязкой к картинке. Можно повторить несколько раз, чтобы ребенок запомнил.
  5. Спросите ребенка, все ли он запомнил и пусть пробует отвечать по таблице.

Скачивайте бесплатно стишки вместе с готовыми мнемотаблицами и попробуйте эту волшебную технику с ребёнком прямо сейчас!

Готовая подборка стишков! Чтобы получить бесплатно — жми по стрелке

null

Желаем успехов в освоении мнемотехники и приглашаем к нам на бесплатный пробный урок. Научим вашего ребенка читать в игровой форме. Ему понравится учиться, и он удовольствием будет заниматься сам.

Переходите по ссылке и записывайтесь на бесплатное занятие здесь.

Читайте также:

9 лайфхаков: как быстро запоминать информацию ребенку

Как развить логическое мышление у ребенка? Игры-пятиминутки

Как развить креативное мышление у ребенка в домашних условиях? Методы ТРИЗ для детей от 5 лет

Мастер-класс:

«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми».

Выполнила: Мельник Светлана Игоревна,

воспитатель МБОУ ЦО № 18,

г.Тулы.

Цель: Ознакомление и последующее применение мнемотаблиц в работе с детьми.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;

  2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.

  3. Представить возможности использования программы Microsoft Power Point в создании мнемотаблиц.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в работе с детьми.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором — действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память — музыкальные, речевые звуки), а другие — зрительные образы (развита зрительная память).

Ассоциативная память — память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

Для того, чтобы ребенок лучше запоминал стихотворение, у ребенка должны быть хорошо развита память, и, соответственно, мышление и речь, и мною были подобраны такие приемы, которые этому способствовали. Одним из них является…(слайд 3)

Мнемотехника — (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

Кроме того, не осознавая этого, но мы с вами используем мнемотаблицы каждый день в повседневной жизни. Вот вам некоторые примеры (4-5 слайд по очереди)

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.(слайд 6)

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский.

В своей работе с детьми при заучивании стихотворений, я использую следующую методику(7 слайд)

Методика «Запоминаем стихи, рисуя». Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).

А. Барто «Весенние деньки».

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

Как птицы заливаются

Трамвайные звонки.

Шумная, веселая весенняя Москва.

Еще не запыленная зеленая листва.

Галдят грачи на дереве

Гремят грузовики.

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

О. Кучерявая. «Космос».

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

И на Землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки, и моря.

Видит он весь шар Земной.

Шар Земной – наш дом родной.

Г. Ладонщиков.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга

Капли падают звеня.

Солнце землю согревает

Гонит с нашей речки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

Отшумела

злая

вьюга,

Стала ночь

короче

дня.

Теплый

ветер дует

с юга,

Капли

падают

звеня.

Солнце

небо

согревает,

Гонит

с нашей речки лед.

Плачет баба снеговая,

И ручьями

слезы

льет.

Е. Серова «Фиалка».

На солнечной опушке

Фиалка расцвела.

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она запрячется,

Не любит лезть вперед.

Но каждый ей поклонится

И бережно возьмет.

Е. Благинина «Посидим и в тишине».

Мама спит,она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу.

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

— Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

— Ничего,- шепнул он будто,-

Посидим и в тишине!

Пока наши группы готовят свои мнемотаблицы, расскажу, где еще и как я использую их в работе с детьми. (8 слайд)

Например, при загадывании загадок, ребенок с помощью картинок сам прочитывает загадку, а потом отгадывает ее.(9 слайд)

Также можно выучить и поговорки, используя набор картинок последовательно расположенных друг за другом (мнемодорожка), ребенок сам читает ее.(10-11 слайд)

А теперь вернемся к нашим стихотворениям

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст ( читают стихотворения). (слайд 12-13-14-15-16 по очереди).

Хотелось бы отметить, что детям очень нравиться рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в работе с детьми Это очень интересно и увлекательно! Спасибо за внимание!

Ну а закончить свой мастер-класс я хотела бы так: (слайд 17)

«Я слышу и забываю!

Я вижу и запоминаю!

Я делаю и понимаю!»

Желаю всем удачи!

(слайд 18)

мнемотаблицы стихи

Хотите выучить стих с ребенком за 5 минут, не уча?

Тогда нам понадобятся мнемотаблицы, которые, очень эффективны при разучивании стихов.  

Используя вспомогательные картинки в мнемотаблицах, заучивание стихов превращает в игру.

Все очень просто:

  1. Вы читаете ребенку стих с выражением.
  2. Потом повторно прочитываете еще раз, но, уже опираясь на мнемотаблицу (показывая к какой картинке, относится какое слово).
  3. Спрашиваете, все ли понятно ребенку, если нет, то в доступной форме надо объяснить не понятные вещи.
  4. Ребенок рассказывает, смотря на таблицу, стих.

Более подробнее про работу с мнемотаблицами читайте здесь «Мнемотаблицы», а про замечательную технику развития памяти и речи, читайте тут «Мнемотехника»

Мнемотаблицы стихи


Сшили Тане сарафанчик

Водичка, водичка умой мое личико


В огороде много гряд

Снегири

Ходит повар в колпаке

Маша нашему малышке сшила новые штанишки

Весна


Смотрите так же:

  • МНЕМОДОРОЖКИ
    ПЕРЕЙТИ
  • МНЕМОТЕХНИКА
    ПЕРЕЙТИ
  • АЛГОРИТМ РАССКАЗА
    ПЕРЕЙТИ

  • пальчиковая игра капуста
    РАССКАЖИ (ПОКАЖИ) СТИХИ РУКАМИ УЛУЧШАЮТ РЕЧЬ, РАЗВИВАЮТ ВНИМАНИЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
    ПЕРЕЙТИ
  • пальчиковая гимнастика
    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
    ПЕРЕЙТИ

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Педагог выразительно читает стихотворение.
  2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.
  3. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  4. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  5. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  6. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  7. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

А. Барто «Весна идёт»
Утром было солнечно и совсем тепло.
Озеро широкое по двору текло.
Вполдень подморозило, вновь зима пришла,
Затянулось озеро корочкой стекла.
Расколол я тонкое, звонкое стекло,
Озеро широкое снова потекло.
Говорят прохожие:
Вот весна идёт!
-А это я работаю,
Разбиваю лёд.

Наше тело
Посуду мыть – палец болит,
Воду носить – палец болит,
Письмо писать – палец болит,
А суп готов – палец здоров.

Осень
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.

Лес. Деревья
Вышла Маша на крыльцо (для детей старшей группы)
Вышла Маша на крыльцо:
Вот растет деревцо,
Вот растет другое,
Красиво какое!
Стала Машенька считать,
Насчитала ровно пять.
Все деревья эти
Сосчитайте, дети!

Ива (для детей подготовительной группы)
Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?

Овощи
В руки овощи берем …

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.

Хозяйка
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)

Фрукты
В руки фрукты мы берем …

В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин.

Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти мультик аниматроники
  • Как найти кресло по фото
  • Как найти опс в статистике
  • Как найти переменные расходы на единицу продукции
  • Как составить положение по зарплате