Как составить модель текста 1 класс

Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

Члены предложения: с чего начать?

Самые простые схемы

Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.

Минский энергетический колледж - место получения востребованной профессииВам будет интересно:Минский энергетический колледж — место получения востребованной профессии

Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

Построение элементарных схем

Логово – это место для сна и отдыха самых разных животныхВам будет интересно:Логово – это место для сна и отдыха самых разных животных

Отображение орфограмм

Предложение представляет собой смысловую единицу. Первое начинается с составления простых схем. В них обозначают границы начала и конца предложения. Здесь отсутствует количество слов.

  • Ребята гуляют. I________.
  • Мама моет посуду. I________.

Такие схемы показывают, что предложение представляет собой цельную единицу, поэтому является законченным. Важно обучить детей, как составить схему предложения в 1-м классе, так как это поможет находить синтаксическую единицу в тексте. Впоследствии структура будет сложнее. В ней черточек будет столько, сколько слов. К ним относятся все самостоятельные и служебные части речи.

Если ребенок научится составлять схемы, он будет понимать, где заканчивается одно слово и начинается другое. А значит, будет раздельно их писать. Систематическое графическое изображение предложений показывает, что начинают его писать всегда с большой буквы. Здесь и нужно ставить вертикальную черточку.

В зависимости от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное, побудительное или восклицательное, в конце ставится определенный знак препинания.

  • На улице ярко светит солнце. I__ ____ ____ ____ ____.
  • Дети катаются на санках. I__­_ ____ __ ____.
  • Мы едем на море! I___ ____ _ ____!
  • Ты поможешь мне сделать уроки? I____ ___ ____ ___ ____?

Отображение в схемах орфограмм

Как помочь ребенку?

Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

  • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
  • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
  • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
  • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

— Дети! — I___!

Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

Алгоритм построения схемы

Примеры предложений и образцы схем

«Составь схему предложения», — задания в 1-м классе чаще всего звучат именно так. Выполнить их не сложно. Достаточно придерживаться простого алгоритма. Главное правило – сколько слов, столько черточек. Сколько слов с заглавной буквы, столько вертикальных черточек.

Учащиеся следуют такому алгоритму:

  • Читают предложение.
  • Устанавливают смысл.
  • Выявляют орфограммы в виде слов, которые пишут с большой буквы.
  • Определяют тип предложения: повествование, рассуждение, вопрос. От этого зависит расстановка знаков препинания.
  • Если есть диалог, ставят тире.
  • Считают количество слов, включая предлоги, союзы и частицы.
  • После этого можно чертить схему в тетради. Важно не забывать обо всех орфограммах.

    Помощь в составлении схем

    Алгоритм построения схем

    Чтобы помочь ребенку составить схему предложения в 1-м классе, образец кладут перед школьником. Он должен знать, с чего начать разбор. Лучше начинать тренировку с простого предложения, которое состоит из двух-трех слов.

    Сначала его списывают в тетрадь, затем приступают к разбору. Если ребенку сложно определить количество слов и то, какой знак нужно поставить, взрослому необходимо проговорить предложение. А количество слов можно прохлопать.

    Важно обращать внимание на маленькие слова. Это союзы, частицы и предлоги. Когда ребенок в 1-м классе составляет схему предложения, такие слова выделяет маленькой чертой. То есть уже при обучении показывают, что такие слова неравнозначны другим членам предложения.

    Что нужно запомнить: примеры

    Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

    Вот несколько примеров:

    • Я пою. I___ ­­­___.
    • Мама печет пироги. I___ ­­­___ ___.
    • Дети гуляют на улице. I___ ­­­___ _ ____.
    • Белый снег лежит красивым ковром. I___ ­­­___ ___ ___ ___.

    Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

    • Какие красивые цветы! I___ ­­­___ ___!
    • Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ­­­___ ___ ___ ___ ___?
    • Как ярко светит солнце! I___ ­­­___ ___ ___!
    • Где лежит твой пенал? I___ ­­­___ ___ ___?

    Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения.

    • В классе учится Никита. I_ ­­­___ ___ I___ ­­­.
    • Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ ­­­.

    Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

                                                                                                                                             
    Скачкова Т.М.                      

                                                                                     
                                                          учитель начальных классов

                                                                                 
               Ресурсный центр  «Муниципальное
    бюджетное                                  

                                                                                       образовательное
    учреждение    «ЗеленовскаяСОШ»

                                                                                                                
    Фроловского муниципального района

                                                                        
                                                                     Волгоградской
    области

    Моделирование на уроках русского языка в 1 классе.

    (
    Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

                                                                 2013

          Каждый раз, начиная работать с
    первоклассниками, задаю себе вопрос: как нужно организовать работу с детьми,
    чтобы период адаптации к учёбе, к школе проходил без ущерба для их здоровья,
    без давления на психику. Ведь, чтобы сформировать учебно –   познавательную
    компетенцию у учащихся, необходимо создать условия для быстрого и
    безболезненного вхождения ребёнка в школьную жизнь, для его дальнейшего
    развития и обучения. Мой опыт подсказывает, чтобы обеспечить переход
    первоклассников в условия учебной деятельности, в процессе которой ребёнок
    будет успешно учиться, необходима чёткая система работы. Ведь именно в младшем
    возрасте у детей формируется потребность в учении, и важно создать для этого
    все условия. Есть одно важное средство, которое помогает мне ввести детей в
    учебную деятельность, сформировать познавательный мотив – это моделирование.

            В системе развивающего обучения
    моделирование содержания – важнейший способ предоставления учебного содержания
    в обобщённом виде. Использование моделирования имеет два аспекта.  Во-первых,
    моделирование является тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в
    результате обучения, тем методом познания, которым они должны владеть, во-
    вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого
    невозможно полноценное обучение.

    Моделирование
    на уроках русского языка в первом классе помогает учителю:

    1.      Ввести
    детей в учебную деятельность, формируя познавательный мотив.

    2.       Модели
    слов помогают зафиксировать то, что дети узнали о словах-названиях, помогают
    изучать язык, на котором мы говорим.

    3.      Модели
    представляют содержание в обобщённом виде, что помогает уяснить в главное в
    новой теме.

            Под моделью понимается мысленно
    или мысленно  или специально созданная структура, которая отражает в упрощённой
    форме и наглядной форме все основные связи  и соотношения между элементами
    задачи, т.е. отражает содержание конкретной задачи.

          Моделирование я ввожу на самом
    раннем этапе обучения и использую в течении всего букварного периода; на уроках
    введения нового знания, освоения нового способа действия, закрепления способа
    решения учебной задачи.

    Основные формы моделирования:

    1.Схема
    – модель (при изучении частей речи, предложения).

    2.Звуковая
    модель

    3.
    Схема – опора

    4.
    Блок – схема

    5.
    Алгоритм действий

    Рассматриваем
    особенности работы с каждой из перечисленных форм.

          Схемы – модели – это условное
    обозначение определённого содержания. Чаще всего схемы-модели используются для
    обозначения частей речи, предложений. На уроках русского языка в первом классе
    по теме: «Предмет и слово», «Слова, называющие действия предметов и их
    признаки»  преодолевается тот подход к слову, который формируется у ребёнка ещё
    в дошкольные годы и заключается в отождествлении слова с обозначаемой вещью. Учитель
    задаёт вопрос на выяснение первоначального представления детей о слове.

    Показываю
    цветок.

    -У.:
    Что это?

    Д.: 
    Цветок.

    У.:
    А что можно сделать с цветком?

    Д.:
    Цветок можно подарить, понюхать, сорвать.

    Затем
    прячу цветок и называю слово «цветок»

    У.:
    Что я сказала?

    Д.: 
    Вы сказали слово «цветок».

    У.:
    А можно ли слово «цветок» сорвать, подарить?

    Д.:
    Нет. Слово  можно написать, прочитать.

    Далее
    обращаю внимание на способы действия с вещью и словом. Приводим с детьми ряд
    других примеров. Даю слова «мяч», « кукла»,  «телефон». В результате делаем
    вывод: слова и предметы – это не одно и тоже, слова можно говорить, писать,
    слушать, а вещи дарить, покупать и т.д.

    У.:
    Ребята! А кто может записать слово «цветок» не пользуясь буквами?

    Слушаем
     предложения учеников (в обозначении использовали и

    договариваемся обозначать
    любое слово-название — 

    Так  появляется первая модель слова.

    У.: А знаете ли вы, что такое модель?
    Какие вы видели модели  в жизни? Для чего нужны модели?

    Слушая ответы детей, выделяю в них то, что
    связано с моделированием, как средством лучше изучить предмет, представленный в
    модели. Делаем вывод, что если придумать модели для слов названий, то они
    помогут нам изучать язык, на котором мы говорим.

    Изучая
    далее программный материал, дети узнают, что слова обозначают и действия
    предметов, и их признаки. Значит, в моделях должно быть различие. Договариваемся
    обозначать слова, называющие предметы                слова, называющие действия

    ;слова, называющие признак          и      .Учебная
    задача решена и зафиксирована в виде моделей.

     В
    связи с задачей формирования у детей представления о предложении, происходит
    дальнейшее развитие представлений о слове. Дети конструируют предложение  из
    отдельных слов, показывая на модели, как связаны слова. Вместе с детьми
    составляем различные модели предложений:

                                                                
            

    (Кошка лакала тёплое молоко).

            
    Следующий шаг заключается в выделении звуковой формы слова и формировании
    способов звукового анализа, позволяющих представить слово как
    последовательность звуков. Анализ отношений между звуковой структурой слова и
    его значением позволяет определить фонематические качества звуков речи.
    Естественным завершением этого анализа является выделение слога как минимальной
    произносительной единицы и установление слогообразующей функции гласных звуков.

    Усвоение
    этих сведений и овладение моделью как средством организации действий со словом
    позволяет поставить перед учащимися учебно — практическую задачу, направленную
    на выделение и освоение способов построения буквенной записи слова. Выделение
    букв в звуковую модель слова даёт возможность осознать их звуковую природу, а
    главное уяснить принцип русской графики.

    Звуковая
    модель – это условное обозначение, предназначенная для замещения звука на
    письме в тот период, когда дети ещё не знакомы с буквенной формой записи слов.

    Звуковая
    модель позволяет:


    зафиксировать внешне текучую и неуловимую звуковую оболочку слова;


    ориентирует действия ребёнка и является средством контроля за правильностью
    осуществления звукового анализа.

    Основными
    звуковыми моделями являются:

            — гласный;

           — согласный.

    В
    букваре Репкина В.В., составленного в соответствии с принципиальными
    возможностями развивающего обучения, для обозначения гласных используются
    круги, для согласных – квадраты. Эти квадраты поделены диагональю для того,
    чтобы отметить качество изучаемого согласного звука: звонкие согласные
    обозначены точкой, у глухих такая точка отсутствует. Мягкие согласные подаются
    с заштрихованным нижним треугольником в составе данного квадрата. Слогоделение
    на схемах в букваре  не предусмотрено, а о слиянии речи вообще нет: оно не
    признаётся как явление.

          
    Разделение согласных звуков на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие требуют
    конкретизации звуковой модели, т.е. указание на качество согласного звука: в
    модели появляется «звоночек» (символ звонкости) и «подушечка» (символ мягкости
    согласного звука). Отсутствие «звоночка» — знак глухости, а отсутствие
    «подушечки» сообщает о твёрдости согласного звука.

    Приведём
    пример конкретизации звуковой модели слова: белка

    1.      

                                                       
    — на этой модели зафиксирована последовательность гласных и согласных звуков.

         
    2.                                            — та же модель с указанием на
    звонкость или глухость согласных звуков.

    ·    
    3.                                           — каждый  из согласных звуков
    охарактеризован не только по звонкости – глухости, но и по твёрдости –
    мягкости.

    Все эти модели могут служить отправной
    точкой анализа, т.е. задаваться в готовом виде, как опора для выполнения
    действия. В первом классе требование внешней  фиксации является обязательной.
    Применение звуковых моделей создаёт благоприятные условия для проведения
    различных фонетических упражнений. Составление схемы – модели звучащего слова
    при обучении грамоте помогают первоклассникам зрительно представить себе
    последовательность звуков в слове, затем выделить из этой последовательности
    отдельный звук, изучить его и обозначить соответствующей буквой. Звуковой
    анализ нужен с одновременным составлением схем – моделей слов. Ученик произносит
    слово, один за другим «ловит» «летучие звуки» и фиксирует их на модели.
    Составив схему – модель, «прочитывает» слово по схеме. Затем ученику
    предлагается выделить какой — то один звук, проводится его изучение:
    артикулирование, характеристика, узнавание в потоке речи. Составление схемы –
    модели звучащего слова чаще всего происходит под руководством учителя – учитель
    задает классу вопросы. Отвечая на них ,ученики строят схему: один ученик у
    доски, а остальные в специальных тетрадях. Но основную задачу звукового анализа
    составление схемы – модели звучащего слова нельзя сводить только к выделению
    изучения нового звука и буквы. Она значительно шире – это формирование речевого
    слуха первоклассников, развитие их умений устанавливать последовательность
    звуков в слове и характер их взаимосвязей. Развитый речевой слух ведёт к
    развитию речевой интуиции, того, о чём в обиходе говорят: «Правил не знает, а
    пишет грамотно». От уровня речевого слуха во многом зависит усвоение орфоэпии и
    орфографии. Следовательно, обучение звуковому анализу может рассматриваться как
    предпосылка формирования языковой грамотности.

            Алгоритм действий – это
    определённый порядок действий, который необходимо выполнить, чтобы решить
    поставленную задачу.

    Основные
    алгоритмы:


    алгоритм списывания;


    звуковой анализ;

    -анализ
    предложений.

             
    В программе развивающего обучения  русскому языку обучение списыванию занимает
    особое место, так как ему отводится решающая роль в формировании навыков
    правописания. Алгоритм списывания должен быть детально развёрнут. Важное
    требование к организации обучения списыванию на начальном этапе – это
    проведение списывания в классе коллективно, под строгим контролем учителя.
    Начинают упражняться в списывании дома учащиеся только после того, как овладели
    всеми операциями. В классе коллективно составляется памятка, которая
    вывешивается рядом с доской, а кроме того, каждый ученик получает карточку, на
    которой записан алгоритм действия при списывании.

    Содержание
    карточки.

    1.      Прочитай
    предложение, чтобы понять и запомнить его.

    (Эта операция
    нужна для того, чтобы исключить возможность механического, побуквенного
    копирования текста).

    2.      Повтори
    предложение, не глядя  в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

    ( Повторяя
    предложение, ученик развивает память,  учится запоминать осмысленно).

    3.      Выдели
    орфограммы в тексте.

    ( Этот этап
    выступает, как орфографический анализ текста).

    4.      Прочитай
    предложение так, как оно записано.

    (Прочитывая
    предложение  орфографически, ученик запоминает  его написание).

    5.      Повтори
    предложение так, как будешь его писать.

    (Подготовка к
    правильному диктованию себе во время письма).

    6.      Пиши 
    диктуя себе орфографически.

    7.      Проверь
    себя: читай то, что написал в тетради, подчёркивая орфограммы и сверяя с
    текстом.

          Такая
    организация работы по формированию навыка безошибочного списывания делает   его
    таким  самостоятельным и действенным орфографическим упражнением.

    Пример алгоритма
    звукового анализа.

    1.      Скажи
    слово и послушай себя.

    2.      Найти
    ударный слог и произнеси слово по слогам.

    3.      Протяни
    (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

    4.      Обозначь
    выделенный звук условным значком.

    5.      Протяни
    (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его . охарактеризуй и
    обозначь условным значком. Выдели третий звук… ( и т.д.)

    6.      Проверь,
    получилось ли слово.

            
    Для лучшего усвоения материала и активности учащихся на уроках русского языка
    используется схема – опора.

            
    Схема – опора  — это карточка, на которой обозначены основного содержания
    предмета с их условными обозначениями и минимумом словесной информации. Опорные
    таблицы направляют мысль учеников в нужное русло. Приучают к полному и точному
    выражению мысли. Составляются опорные таблицы исходя из учебных задач.

    Схему
    опору мы составляем вместе с учащимися в процессе изучения грамматического и
    орфографического материала. В ней концентрируется внимание на самых главных,
    существенных признаках понятия с целью обобщения материала по теме. После
    составления схемы- опоры даю тренировочные упражнения для закрепления умения
    правильно рассуждать, доказывать, обосновывать усвоенное. В случае затруднения
    ученики обращаются к схеме. Особую роль играет выяснение способов обозначения
    но письме звука [й  ]. Если у всех остальных звуков есть   свой постоянный  значок,
    то  звук [й  ] в зависимости от своей позиции обозначается то буквой Й, то
    буквами Я, Ё, Ю, Е. Осознание этого позволяет детям систематизировать свои
    знания о гласных буквах. Появляется схема-опора:

              
    [ Й ]                                 =                                [ Й 
    ]                                     

    ЬЯ 
    ЬЁ  ЬЮ  ЬЕ  ЬИ                   ?                      ЪЯ, ЪЁ, ЪЮ, ЪЕ

    В
    конце изучения темы «Как проверить орфограмму в слове» составляем схему — 
    опору самостоятельно, а затем сверяем с вариантом учебника.

          
    Блок – схема – включает в себя опорный конспект с различными алгоритмами и
    упражнения на печатной основе. Блок – схема придаёт урокам стройность,
    чёткость, даёт возможность вести учащихся от одного блока к другому, углубляя
    темы и активизируя умственную деятельность.

         
    В блок – схему вносится текстовый материал, который является исходным для
    работы, а также даются иллюстрации, графики, разнообразные задания.  Работая по
    блок — схеме, учащиеся выполняют задания следующего вида:

    -подчёркивают,
    выписывают, соединяют стрелками слова, предложения, обозначаемые понятия;

    -находят
    общие и отличительные признаки в описаниях, в грамматических понятиях;

    -фиксируют
    выводы.

         
    Блок – схемы использую на уроках разного типа, но наиболее целесообразны на
    уроках закрепления и обобщения изучаемого материала. На таких уроках блок –
    схема  даю как специальный тренажёр, включающий в себя информацию, которая
    помогает решать практические задачи. Блок – схемы составляю и строю так, чтобы
    направить детскую мысль в нужное русло.  Разрабатывая блок – схемы думаю о
    том,  что детям нужно думать о том, что детям нужно читать, анализировать
    художественный или научно – популярный текст, изучать грамматический и
    орфографический материал, работать над словом.  Работа с блок – схемой
    обеспечивает чёткий алгоритм действий и возможность самопроверки. Благодаря
    алгоритмам, заложенным в неё, активизируется умственная деятельность,
    развивается творческая и познавательная активность, логическое мышление, речь.
    На уроке с применением блок – схем работают все ученики; анализируют,
    группируют, классифицируют, обобщают. Работа с блок- схемой обеспечивает чёткий
    алгоритм действий и возможность самопроверки. Дети учатся переносить в новую
    ситуацию умения, операции, действия. Они заполняют блок- схему и в конце каждый
    получают отметку.

         
    Систематическая работа над формированием у детей умения моделировать учебный
    материал по русскому языку позволяет мне добиваться хороших результатов в
    обучении.

    Использованная
    литература

    1. Ермолаева А.А. Моделирование
      на уроках в начальной школе.-М.:Глобус;Волгоград:Панорама,2009.
    2. Русский язык в начальных
      классах :Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчик. М.,1994.
    3. Сидоров Е.В. Проблемы речевой
      системности. М.,1987.
    4. ШелгинаО.Б. Дифференцированное
      обучение учащихся начальной школы решению задач посредством модульной
      технологии//Начальная школа,2007.№7.С.42-4
    • Начало занятия
    • Простые схемы
    • Орфограммы в схемах
    • Построение схемы пошагово
    • Полезные советы взрослому
    • Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений

    схемы предложения

    Как научить ребенка изображать предложения схематично? Родители, чьи дети учатся в начальных классах, знают, без помощи взрослого, маленькому ученику, иногда, не обойтись. Проблема в том, что папа с мамой, за годы после школы и сами забыли все правила. Ничего страшного! Необходимую тему можно вспомнить или выучить заново. В статье мы расскажем, как научить ребенка составлять схемы простых и сложных предложений самостоятельно.

    Начало занятия

    В первую очередь, следует определить, что обозначается словом – предложение. Это связанные логически и интонацией несколько слов, в числе которых, обязательно присутствует грамматическая основа из подлежащего (объект) и сказуемого (его действие). Рассмотрим данное правило на примере.

    Предложение: папа смотрит телевизор. Грамматическая основа: «папа» (слово отвечает на вопрос – «Кто?»), «смотрит» (обозначение действия, слово отвечает на вопрос – «Что делает?»). «Телевизор» в данном предложении будет второстепенным членом.

    схемы предложения 1 класс

    Простые схемы

    Самые простые схемы предложения обозначают его как цельную единицу текста, знак препинания в конце – указание на цель высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Вертикальная черточка обозначает заглавную букву.

    Дети играют I_________.

    Мама поливает цветы I__________.

    После того, как ребенок освоит изображение таких схем, задание можно усложнить. Теперь, предстоит обозначить нижним подчеркиванием каждое слово.

    Ребята катаются на велосипедах. I__ __ _ __.

    Мы едем в отпуск! I_ __ _ __!

    Ты умеешь бросать мяч в корзину? I_ __ __ __ _ __?

    Длинным подчеркиванием обозначаются слова, коротким – междометия, предлоги, местоимения.

    Орфограммы в схемах

    Прежде чем приступить к обучению ребенка самостоятельно изображать схемы предложения, ему следует рассказать о некоторых правилах написания предложений. Первое – географические названия, населенные пункты, клички животных, имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. В схемах предложений обозначаются вертикальной черточкой.

    Марина и Олеся поедут зимой к дедушке. I__ _ I__ __ __ _ __.

    Олегу очень нравится мороженое. I__ __ __ __.

    Следующее понятие, с которым можно познакомить ребенка – диалог, где речь каждого из его участников пишется с новой строчки, а перед первым словом ставится «тире». Его же прописывают и в схеме предложения, если это необходимо.

    – Кто выпил весь компот? – I__ __ __ __?

    – Сережка! I__!

    схемы предложения

    Построение схемы пошагово

    Как максимально понятно объяснить ребенку порядок составления схемы предложения? Донести самое главное правило – горизонтальных черточек в схеме, должно быть столько же, сколько и слов, вертикальных – сколько слов, написанных с большой буквы.

    Порядок составления схемы, которому следует приучить ребенка:

    1. Прочесть предложение.
    2. Уловить смысл.
    3. Определить слова, которые пишутся с большой буквы.
    4. По типу предложения, определить, какой знак должен стоять в конце (вопросительный, восклицательный или точка).
    5. Посчитать количество слов.

    После последовательного выполнения всех пунктов, приступить к составлению схемы.

    Полезные советы взрослому

    Первое время, чтобы ребенку было легче, можно положить перед ним несколько примеров, глядя на которые он по подобию составит свои схемы.

    Первые предложения должны быть простыми, состоящими из 2-4 слов. Если ребенок испытывает затруднения с подсчетом количества слов, при их произношении можно хлопать в ладоши. Пусть малыш считает хлопки.

    схемы предложения

    Особое внимание следует уделить союзам, предлогам, частицам. Объяснить ребенку, что вот такие слова следует изображать короткой черточкой, и сразу же, составить несколько схем. Показать наглядно, как это должно выглядеть.

    Для чего ребенку нужен навык схематического изображения предложений

    Обучение ребенка составлению схем, важно. В процессе, дети учатся быстрее читать и ловить смысл текста. Им становится значительно легче находить границы предложений, различать вопросительные, повествовательные или восклицательные. Практика работы с текстами, в целом, развивает ребенка, расширяет словарный запас, улучшает память.

    В составлении схемы для 1 класса нет ничего сложного, все даже слишком просто, это лишь первый класс, начальные знания о предложении и его составе и оформлении. Так что родителям не надо хвататься за голову и вспоминать, что и как подчеркивается и как это вообще все делается)

    Каждое слово в предложении нужно отметить линией, которую рисуем горизонтально. Все слова с заглавной буквы, включая первое слово, с которого начинается предложение, отмечаются вертикальной короткой линией в начале горизонтальной. И в конце ставим точку (или другой знак).

    Выглядит это так.

    Например, предложение

    Подсолнух подставил свою голову солнцу.

    имеет схему следующего вида

    Чтобы было понятно, распишу:

    Термин «схема предложения» входит в пространство понятий школьников с первых шагов обучения грамоте в 1 классе. На простых примерах дети учатся вычленять предложение из общего речевого контекста, графически изображать, определяя смысловые пределы. Вводятся термины — большая буква в начале предложения и в именах собственных, знак препинания в конце.

    Содержание:

    • Усложнение синтаксического разбора
    • Примеры схем предложений
      • Отображение в схемах орфограмм
      • Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе
    • Синтаксический разбор онлайн
    • Видео

    Усложнение синтаксического разбора

    В последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции.

    Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала.

    I_____ ~~~~~~ ——— I——— =====, =====, =====.

    В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков.

    I_._._._ ___ ====== ~~~~~~~~, ~~~~~~~~ и ~~~~~~~ ———.

    В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных. Схемы строятся по другим принципам и видоизменяются.

    Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа

    Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======];

    В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======].

    Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками:

    • Что это за сюрприз, мы узнали на празднике. (что…), [____ ====].
    • Она попросила их, чтобы они не опаздывали. [____ =====], (чтобы…).

    Однородные члены изображаются кружком:

    • О доблести, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. [О, О, О ____ =====] или [O, O, O].
    • Сильный ветер шумел, свистел, неистово гудел. [_____ O, O, O] или [O, O, O].

    Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем.

    Обозначение членов предложения

    Примеры схем предложений

    Первый этап знакомства с предложением как некой смысловой единицей учит детей составлять самые простые, элементарные схемы, где еще нет места словам, но уже обозначены границы — начало и конец.

    Маша кормила кота. I________.

    Гуси-лебеди унесли братца. I________.

    Здесь главный акцент на восприятие целостности и законченности. Из обозначений: лишь вертикальная линия — большая буква начала и знак препинания в конце.

    Погружаясь в изучение структуры предложения, схема строится уже иначе. В ней появляется изображение слов — черта. Сколько слов, столько и черточек, включая служебные части речи — предлоги и союзы. Схема демонстрирует учащимся, что слова следует писать раздельно друг от друга, и можно сосчитать их количество. Систематически практикуясь в их составлении, дети четко уясняют следующую парадигму:

    • Начало предложения всегда пишем с большой буквы (обозначается вертикальной чертой).
    • В конце ставим знак препинания в зависимости от типа высказывания — точка, вопросительный или восклицательный знак.

    Птица свила гнездо на кусте. I____ ____ ____ __ ____.

    На дворе было чисто. I__ ____ ____ ____.

    Ура! Наступила зима! I____! I______ ____!

    Мы едем на море! I___ ____ _ ____!

    Когда к нам приедет наша бабушка? I____ _ __ ____ __ ____?

    Вы будете танцевать и петь? I__ ___ ___ _ ___?

    Отображение орфограмм в предложении

    Отображение в схемах орфограмм

    Первая встречающаяся орфограмма — большая буква в именах собственных в названиях городов, сел, деревень, именах людей, кличках животных и др. Графически изображается так же, как и начало предложения — вертикальной чертой. Тема не совсем простая. Нужно выработать необходимые навыки, чтобы не совершать ошибок при написании. Схема, как наглядное пособие, способствует закреплению полученных знаний.

    Рома и Маша едут к бабушке в Самару. I_____ _ I_____ ____ __ _____ __I_____.

    Вышли Петя и Гриша рано на реку. I____ I_____ _ I_____ _____ __ ____.

    Мама дала Насте и Феде апельсины. I____ ____ I____ _ I_____ _____.

    Наш дог Грэй любит спать в гостиной. I___ ___ I____ ____ ____ __ ____.

    Во втором полугодии к обозначенным категориям прибавляется понятие диалога. И хотя прямая речь изучается позже, представление о ней закладывается уже в букварном периоде. Детям объясняют, что такие предложения пишутся с новой строки, с большой буквы и перед каждым стоит особый знак — «тире».

    — Дети, куда вы дели конфеты? —I___, ___ __ ___ ___?

    — Мы их съели! —I___ __ ___!

    — Больше конфет нет. —I___ ___ ___.

    — Идите кушать! Обед готов! —I____ ____! I____ ___!

    Из этого видео вы узнаете, как научить ребенка считать слова в предложении и составлять простейшие схемы.

    Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе

    Необходимо:

    1. Прочитать предложение.
    2. Установить его смысловой предел.
    3. Выявить, есть ли в предложении слова-орфограммы с большой буквы.
    4. Определить тип предложения по интонации и высказыванию: повествовательное, побудительное или вопросительное. Поставить нужный знак препинания.
    5. При наличии диалога перед предложением поставить тире.
    6. Посчитать количество слов вместе с предлогами, частицами и союзами.
    7. На основании этих данных составить схему — первое слово пишем с большой буквы — вертикальная черта. Каждое слово — горизонтальная черта, если есть слова с большой буквы — обозначаем их вертикальной чертой, ставим знак препинания в конце.

    Утром выпал первый снег. I____ ____ ____ ____.

    Никита и Алеша катаются на санях с горки. I____ _ I____ ____ __ ____ _ ____.

    Наша команда победила в соревнованиях! I____ ____ ____ __ ____!

    — Вы любите чай «Ахмат»? —I____ ____ ____ I____?

    — А где живет твоя бабушка? —I_ __ ____ ___ ____?

    Как же красиво зимой в лесу! I__ _ ____ ____ _ ____!

    Из видео вы узнаете, как делать анализ предложения и составлять его схему.

    Синтаксический разбор онлайн

    Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса. Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова. Самые известные из множества обучающих порталов следующие:

    • Интернетурок.ру — домашняя школа онлайн.
    • Видеоуроки школы Лобачевского.
    • Видеоурок.нет — портал для учителей и учащихся.
    • Учи.ру — обучающий портал.
    • Сеосин.ру — разбор предложения онлайн.
    • Текст.ру.
    • Русфорус.ру, турботекст.ру, грамота.ру — лингвистические и филологические форумы.

    Видео

    Это видео поможет детям понять, что такое предложение и как его построить.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти массовую долю всего вещества
  • Как составить таблицу по технологии
  • Как найти обциссу точки
  • Как найти ранг матрицы в matlab
  • Брага пригорела как исправить