Как составить мониторинг по русскому языку

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

Система мониторинга по русскому языку

через диагностические контрольные работы

в условиях ФГОС

                                               Выполнила

Цветкова
Виктория Владимировна, учитель русского языка и литературы

г.Тихвин

2021 год

Введение

Одной из важных проблем школьного
образовательного процесса является диагностика достижений обучающихся. Рост
эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов
детей. Большое значение в этой связи приобретают такие факторы, как методы и
формы, измерители и средства измерения.

Сегодня
диагностика широко применяется на всех этапах деятельности учителя и на всех
ступенях обучения. В диагностике важно не только увидеть сам результат, но и
выстроить динамику его изменения. Различают диагностирование обученности, т.е.
последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. В диагностику вкладывают
более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний,
умений обучаемых. Диагностирование включает в себя контроль, проверку,
оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики,
прогнозирование дальнейшего развития событий.

Основные
задачи диагностики:

—  выяснение состояния
развитости соответствующего свойства;

— определение динамики
его развития и преобразования в течение определенного периода времени;

— определение перспектив
развития свойства (качества);

— разделение обследуемых
(детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними
с учетом достигнутых результатов развития;

— выработка рекомендаций (для ребенка или
группы детей).

В настоящее время необходимо
осуществлять мониторинг сформированности планируемых предметных, метапредметных,
личностных результатов, используя контрольно-измерительные материалы.

Предметные выражаются в усвоении
обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках
отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков. Достижение 
предметных
результатов
 обеспечивается за счет основных учебных
предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность
учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи». Оценка
достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного
оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.  В числе
методов оценки предметных результатов можно использовать: тестирование,
контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания,
собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы
учащихся и др.). Возможные уровни освоения учебных действий: базовый и
повышенный.
Базовый уровень (задания, используемые для
итоговой оценки достижения планируемых результатов, и учебные ситуации
соответствуют планируемым результатам, достижение которых ожидается от
большинства учащихся). Они описаны в блоке «Выпускник научится». Повышенный
уровень (поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей
учащихся освоение может выходить за рамки системы базовых знаний). Они описаны
как в блоке «Выпускник научится», так и в блоке «Выпускник получит возможность
научиться».

Метапредметные способы
деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех
учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при
решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Основным объектом оценки 
метапредметных
результатов
 служит сформированность у обучающихся регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий
.

Регулятивные: управление своей
деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные: речевая
деятельность, навыки сотрудничества.

Познавательные: работа с
информацией и учебными моделями; использование знако-символических средств,
общих схем решения; выполнение логических операций: сравнения, анализа,
обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Основное содержание оценки
метапредметных результатов
 строится вокруг
умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных
процедур:

— решение задач творческого и поискового характера;

— учебное проектирование;

— итоговые проверочные работы;

— комплексные работы на межпредметной основе;

— мониторинг сформированности основных учебных умений.

Методами оценки метапредметных результатов являются:

— наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или
их продвижением в обучении;

— оценка процесса выполнения обучающимися различного рода
творческих работ;

— тестирование;

— оценка открытых и закрытых ответов обучающихся;

— оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов
самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)
.

Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

— задания по отдельным универсальным учебным действиям;

— комплексные задания, требующие одновременного применения
различных УУД.

Личностные результаты – это система
ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому процессу и его результатам. Задачи мониторинга 
личностных
результатов
: оценка личностных результатов освоения ООП НОО;
оценка эффективности реализации образовательным учреждением Программы.
Мониторинг позволяет учителю и родителям:

— отслеживать динамику нравственного развития учащихся;

— сравнивать результаты воспитательной деятельности между другими
классами (параллелями);

— отслеживать динамику развития учащихся, изменения в
образовательной среде и во взаимодействии школы с семьями воспитанников.

Методами сбора информации являются психолого-педагогическая диагностика,
тестирующие задания, портфолио ученика
.

Таким образом, предметные результаты оцениваются через систему
предметных знаний и действий, метапредметные результаты – через универсальные
учебные действия, личностные – через самоопределение и самопознание, а также
нравственно-этические ориентиры.

Проведение диагностических
контрольных работ позволит использовать собранную информацию для анализа
полученных данных и выстраивания эффективного образовательного процесса.

Особенности организации мониторинга метапредметных  результатов через
диагностические работы

В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных
учреждений задач является разработка диагностических материалов для оценки
достижения школьниками метапредметных  результатов.

В отличие от
привычных контрольно-измерительных материалов диагностические работы по
оцениванию метапрдеметных результатов не только призваны фиксировать уровень развития,
но и нацелены на выявление внутренних проблем и противоречий.  

Существуют
следующие критерии диагностических контрольных заданий:

-диагностика разных
аспектов развития;

-выявление результатов
обучения на основе основных компетенций школьника;        
                     
                     
                     
                     
   

-диагностическо-коррекционный
способ работы над ошибками.

При составлении диагностических
работ необходимо учитывать  ряд дидактических требований:

— задания должны быть
направлены на выявление индивидуальных особенностей учеников;

— построение системы
заданий необходимо осуществлять с учетом разноуровневой вариативности;

— ответ ученика должен
демонстрировать не только результат обучения, но и процесс решения, а также
содержать отсылки к изученному ранее материалу.

Диагностические работы
позволяют оценить систему результатов обучения, которых должны достигать все
учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является
обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.
Оценивать деятельность обучающихся следует только после совместно выработанных
критериев
оценки данной работы. Согласно этим критериям учащиеся учатся самостоятельно
оценивать свою работу. Результаты диагностических работ фиксируются в
диагностических картах учащихся. Диагностические работы проводятся  один раз в
год с 5 по 11 класс, что позволяет отслеживать динамику развития учеников.

Структура диагностических контрольных работ.

Планируемые
результаты обучения русскому языку отражают предметные требования стандарта.
Поэтому при составлении диагностических контрольных работ должны быть включены
задания, конкретизирующие планируемые результаты обучения, определяющие разные
уровни сформированности умений. Это отвечает цели построения системы
дифференцированного обучения в современной школе.   Дифференциация обучения
направлена на решение двух задач: первая – это формирование у всех учащихся
базовой подготовки, составляющей функциональную основу общего образования,
вторая – это создание условий, способствующих получению частью учащихся
подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования русского
языка для дальнейшего обучения, прежде всего при изучении его в старших классах
на профильном уровне.

Содержание
заданий разрабатывается с учётом концептуального положения ФГОС основного
образования о том, что результатом освоения должна стать компетентность в
области русского языка. Иными словами они должны овладеть специфическими для русского
языка знаниями и видами деятельности, научиться преобразованию знаний и их
применению в учебных и внеучебных ситуациях, в том числе в ситуациях, связанных
жизненной практикой, овладеть терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приёмами.

Поуровневая диагностика
обученности учащихся дает информацию, необходимую для выявления усвоения
изучаемого материала учащимися. Обученность рассматривается как владение
учеником системой заданных учебной программой заданий и умений, приобретенных
за определенный период обучения.

Диагностические
контрольные работы по русскому языку нацелены на то, чтобы выявить уровень
усвоения пройденного материала. Поэтому существуют требования к составлению ДКР
в соответствии с номерами заданий:

1. Задание на узнавание включает в себя
наличие готового ответа.

2. Задание на запоминание основных
определений и свойств.

3. Задание на понимание учебного
материала, изученного в теме.

4. Задания на применение УУД.

5-6. Задания на тематическое и
межпредметное обобщение, требующие выделения причинно-следственных связей в
результате анализа и сравнения нескольких тем.

Первое и второе
задание диагностических контрольных работ позволяют проверить качество
узнавания и запоминания учащимися ранее изучаемого материала (репродуктивный
уровень).

Третье и
четвертое задания позволяют проверить качество понимания материала данной темы,
а также применение на практике УУД (поисковый уровень).

Пятое и шестое
задания ДКР ориентированы на обобщение учебного материала как ранее изученного,
так и темы контрольной работы, а также на межпредметные связи. Эти задания
требуют от учащихся умения использовать известные опорные знания и выполнять
задания повышенной сложности. (В приложении представлены тексты диагностических
контрольных работ по русскому языку с 5 по 11 класс).

Система оценивания.

Система оценки
предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и
инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к
представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений
уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на
основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня,
необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого
большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать
индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития,
формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Для описания
достижений обучающихся целесообразно установить пять уровней. Базовый уровень
достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с
опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение
базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей
ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового
уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (отметка «3»).

Также выделяются ещё
четыре уровня:

• повышенный уровень достижения
планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения
планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

• пониженный уровень достижений,
оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений,
оценка «плохо» (отметка «1»).

Максимальный балл за
выполнение всей работы 21.

Задание №1
оценивается от 0 до 1 балла, задание №2 – от 0 до 2 баллов, задание №3 – от 0
до 3 баллов, задание №4 – от 0 до 4 баллов, задание №5 – от 0 до 5 баллов,
задание №6 – от 0 до 6 баллов.

Максимальный балл
за каждое задание выставляется за правильно выполненное задание. К снижению
баллов приводят логические ошибки и недочеты, наличие речевых, грамматических,
речевых и пунктуационных ошибок, ошибки теоретического характера.

Соответствие
общего тестового балла действующей 5-ти балльной шкале оценивания приведено в
таблице. Таким образом, за каждую работу может быть выставлена одна отметка.

Таблица соответствия
общего тестового балла 5-ти балльной шкале

П/№

Количество баллов

Отметка

К.О.

Уровень

1.

21-19

5

1-0,90

высокий

2.

18-16

4

0,86-0,76

повышенный

3.

15-11

3

0,71-0,52

базовый

4.

10-7

2

0,48-0,33

пониженный

5.

6-0

1

0,29-0

низкий

В соответствии с
данной таблицей рассчитывается К.О. (коэффициент обученности) каждого ученика
по формуле:

количество баллов за
работу : максимально допустимый  балл за работу (например, 19 баллов : на 21
балл =0,90).

Также можно
проанализировать соответствие уровням группы обучающихся по каждому заданию с
помощью формулы:

сумма баллов по заданию в
группе обучающихся : на количество обучающихся : на максимальный балл задания.

Например, рассчитаем К.О.
по заданию 3, количество учеников -25:

65 : 25 : 3 =0,87.

Таким образом,
можно выявить особенности индивидуальной траектории обучения обучающихся
, демонстрирующих
повышенный и высокий уровни достижений. При наличии устойчивых интересов к
учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут
быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на
продолжение обучения в старших классах по данному профилю. Превышение базового
уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного
произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте
интересов.

Заключение.

Трудно
переоценить роль педагогической диагностики и контроля в работе учителя.
Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий
повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами
контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в
обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого
ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а, следовательно, он
будет и развивающим,  и воспитывающим.

В
результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются
индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что
позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся,
повышает эффективность самого процесса обучения.

Список
использованной  литературы
.

Ингенкамп К.,
Педагогическая диагностика/перевод с немецкого:Москва «Просвещение», 1991г.

Цукерман
Г.А., Оценка без отметки: Москва, 2000, с. 148

Приложение.

5 класс, контрольная
работа №1

1. Найдите слово, в
котором все согласные звуки глухие.

            песня,
шубка, жук, помощь

2. Найдите слово, в
котором звуков больше, чем букв.

            юнга,
ружьё, ездить, письмо

3. В каком слове Ь
обозначает мягкость согласного? Напиши ещё три слова.

            намажьте,
ничья, поменьше, пустошь

4. Укажите, в каком
слове безударную гласную нельзя проверить ударением. В остальных словах проверьте
и приведите свои примеры.

            с…реневый,
разг…дать, т…жёлый, зам…чательный

5. Выполните
фонетический разбор слова.

            налью

6. Напишите рассуждение
на тему «Звуки нам о многом говорят».

5 класс, контрольная
работа №2

1.В какой фразе есть слово с пропущенным Ь?

1)Раздался громкий плач… 2)На левом берегу нет дубовых рощ…
3)В дупле оказалась белич…я кладовка.

2.Дайте определение имени существительного. Какую
синтаксическую роль выполняет имя существительное в предложении?

3.В какой (их) пословице (ах) сказуемое выражено именем существительным?

1)Без топора плотник не плотник, без иглы не портной. 2)У
страха глаза велики. 3)Семь раз отмерь, один отрежь. 4)Ржаной хлеб – всему
голова.

4.В каком предложении можно использовать только краткое
прилагательное? Приведите свои примеры.

1)Мы были очень …. своей первой победой (горды — гордые).
2)Наша речка …. (неглубока – неглубокая). 3)Вид у ребят был … (растерян –
растерянный). 4)Мы с братом очень … (похожи – похожие).

5. Выполните морфологический разбор имени прилагательного.

В такой день и настроение у меня было скверное.

6. Напишите сочинение на тему «Что такое вежливость?».
Приведите примеры из литературы.

6 класс, контрольная работа
№1

1.Укажите диалектное слово.

Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать.

2.Продолжите предложение и приведите примеры, объясните
правописание окончаний.

Правописание окончания существительного зависит от…

3.Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова.

парашютистка

4.Объясните смысл двух предложений и правописание НЕ со
словами.

Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

Ученье – красота, а (не)ученье – слепота.

С (не)правдой весь свет обойдешь а назад (не)воротишься.

Воля губит, а (не)воля изводит.

5.Сгруппируйте слова и составьте таблицу «Правописание
гласных и согласных в приставках». Запишите свои три примера.

О(т,д)бежать, по(т,д)писать, зан(а,о)вески,
расп(а,о)ложение, и(с,з)чезать, бе(з,с)вкусный, пр(и,е)брежный, пр(и,е)мудрый.

6. Прочитайте предложения и выполните задания.

1) На каменных плитах на глиняных табличках на деревянных
дощечках на пальмовых листьях.. 2)Но наиболее употребляемым материалом для
письма в древности был папирус.

3)Люди научились делать бумагу из древесины сравнительно
недавно. 4)так называлось водное растение из стеблей изготовлялся материал для
письма. 5)На чем писали до этого?

Задание:1.В каком порядке нужно расположить предложения,
чтобы получился текст?

2. Определите тип речи. 3.Озаглавьте. 4. Объясните, что вас
удивило в тексте.

6 класс, контрольная
работа №2

1.  Выпишите
местоимение

Вот пошёл он к
синему морю; Видит — море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку,
приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном
старик отвечает

2. Указать разряд
местоимений

            Чей-нибудь,
никто, самый, ваш, себя, ничей

3. Какими членами предложения являются местоимения

Писатель
Гладков был хорошо известен, и его книги были очень популярны. К ней все
относились с большим уважением.

4. Раскрыть скобки

(Н…)что (н…)могло
снять беспокойства, и поэтому (н…)кто (н…)мог уснуть. Не(с)кем, (не)кому,
(не)сколько, (не)чего, какой(нибудь), (кое)кто.

5.  Выполнить морфологический разбор местоимения

У кого-нибудь была возможность преодолеть эти препятствия?

6. Используя местоимения, написать сочинение-рассуждение на
тему «Почему нужно читать?»
. Приведите примеры из
литературы.

7       
класс, контрольная работа №1

1.Выпишите деепричастие.

Увидел, шлепая, принимаемый, свежо, игравший,
закрыв.

2.Дайте определение, что такое причастный оборот. Объясните
особенности обособления причастного оборота.

3. Выполните морфемный разбор, укажите часть речи.
Объясните, по каким признакам вы  смогли определить часть речи.

Нахмурясь, выскочивший

4. Спишите,
раскрывая скобки. Выпишите причастия совершенного вида.

(Не)прекратив, (не)заверше(н,нн)ый, (не)годуя,
(не)отглаже(н,нн)а, (не)отремонтирова(н,нн)ая, а слома(н,нн)ая мебель,
(не)увлекаясь, (не)проверенный до конца.

5.Расставьте знаки препинания и выполните синтаксический
разбор предложения.

Пролетая над зелеными садами веселый ветер шелестел
листвою.

6.Напишите сочинение на тему «В дружбе великая сила!».
Приведите примеры из литературы.

7 класс, контрольная
работа №2

1.     
Выпишите предлог:  около, когда, видимость, не

2.     
Подчеркните союзы, укажите группу и значение.

Солнце село, и мгновенно наступила непроглядная южная ночь.

Мы выбрали эту дорогу, потому что она лежит в живописном месте.

3.     
Закончите предложение так, чтобы получилось
сложносочиненное. Составьте схему.

Счастье
охватило нас…

4.     
Диктант. Объясните правописание.

Все
сделали работу, я тоже сделал её. Он спрятался за то дерево. Он пытался сделать
то же самое. Он хотел, чтобы все подчинялись командам.

            Привести свой пример.

5.     
Объясните постановку знаков препинания. Выполните
морфологический разбор союза.

По
низкому небу быстро неслись, временами закрывая солнце, низкие тучи, а на поля
обрушивались обильные потоки внезапного ливня.

6.     
Напишите сочинение на лингвистическую тему «Какую
роль играют союзы в речи?»

8 класс, контрольная
работа №1

1.       Найти словосочетание со
способом связи  примыкание.

Мглистый полдень, написать об
экзаменах, говорить волнуясь, летним дождём

2.       Дайте определение, что такое
составное именное сказуемое. Приведите примеры.

3.       Расставьте знаки препинания и
объясните графически.

   А) Наш школьный двор как
сад;
Б) Лето верный помощник ребят; В)Слово не стрела, но острей
стрелы;
Г) Наша задача хорошо учиться; Д) Он машинист
электропоезда

4.       Выпишите из предложений
определения, определите их согласованность.

А)Огромная розовая лужа стоит
на въезде в город; Б)Белая ночь тает, ржавой позолотой расцвечивает тундру
день; В)Мы долго шли по тайге и наконец увидели избушку лесника;

Г)Мы быстро обследовали наше
жильё и нашли много вещей; Д) он уже давно достоин счастливой участи; Е)С левой
стороны виднелись массивы гор

5.       Выполните синтаксический
разбор предложения (характеристика, схема)

Горы были совершенно голые,
безлюдные и уходили в голубую даль серыми очертаниями.

6. Напишите сочинение-рассуждение на
тему «С болью и тревогой о родной природе».
Приведите примеры из литературы.

8       
класс, контрольная работа №2

1.Запишите номер предложения с
причастным оборотом

1)      Настала ночь, лунная и ясная.

2)      С горы, окутанной густым
туманом, спускаться было трудно.

3)      В лесу, отойдя метров 200, туристы
увидели лося.

4)      Сергей, буфетчик, налил 5
стаканов чаю.

2.Объясните, что такое
обособленное обстоятельство. Приведите примеры.

3.Составьте предложения,
используя данные ниже выражения в качестве уточняющего или уточняемого.

по левому берегу, домашний
лекарь, год назад

4.Расставьте знаки
препинания и графически объясните постановку.

Оглушённый гулким
взрывом Тёркин никнет головой.

Он остановил коня
поднял голов, увидел своего друга дьякона и помчался за ним.

Лодка бесшумно и
легко вертясь среди судов быстро промчалась.

Два почтенных
человека честь и украшение Миргорода поссорились между собой.

Герасим работал
быстро благодаря своим необыкновенным способностям и двор у него всегда был
чист.

5.Выполните синтаксический разбор предложения.

Далеко впереди, на
том берегу туманного моря, виднелись лесистые холмы, ярко выделяющиеся осенью.

6.Напишите сочинение на тему «Какого человека можно назвать
личностью?».
Приведите примеры из
литературы.

9 класс, контрольная
работа №1

1. Выпишите
сочинительные союзы.

             
словно   чтобы  да

2. Дайте определение,
что такое придаточное дополнительное. Приведите пример.

3. Используя данные
выражения, составьте сложные предложения, укажите группу сложного предложения,
подчеркните основы.

            А)
ночи всё короче, солнце всходит всё выше

            Б)
судья указал участнику, мы нарушили правила

            В) всё
смолкло кругом, вспыхивают всё чаще зори

4. Определить вид
придаточного предложения, составьте схемы.

            Время
такое, что нам поговорить некогда.

            Будут
счастливы все, кто дарит радость.

            Надо
поймать тот час, когда косые лучи солнца начнут пронизывать лес.

Слышно, как небольшие льдины стучат о баржи.

5. Выполните полный
синтаксический разбор предложения

         Он вошёл
в тамбур вагона и заметил, что из него можно посмотреть в последний раз на
небольшой город, где он жил до войны.

6. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Мы в ответе за
братьев наших меньших».
Приведите
примеры из литературы.

9       
класс, контрольная работа №2

1. Назовите группу
сложноподчинённого предложения.

 И всюду, где
только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света
.

2. Напишите об
условиях постановки двоеточия в предложениях. Приведите примеры.

3.  Составьте схемы предложений:

1)сложного с
сочинительной и бессоюзной связью;

2)сложного с
неоднородным подчинением.

Приведите примеры,
соответствующие данным схемам.

4. Диктант. Расставьте
правильно знаки препинания, объясните постановку.

1) Охотясь зимой, я
не раз слышал, как над лисицей начинают стрекотать, следуя за ней, всевидящие
сороки.  2) Из своего житейского опыта он знал: нужно думать о постороннем,
чтоб не выдать своей боязни.  3) Можно летать здесь много часов – конца-краю не
видно тайге.  4) Я прислушался, и мне показалось, что с другого берега реки, которая
была здесь очень узка, неслось к нам осторожное постукивание копыт.

5. Выполните
синтаксический разбор предложения

Цыганок плясал
неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и
пойдёт плясом по улице, по городу.

6. Напишите сочинение на тему «Что значит быть образованным
человеком?».
Приведите примеры из
литературы.

10 класс, контрольная
работа №1

1. Укажите пример с
ошибкой в образовании формы слова.

             
много народу, семисот двадцати, группа англичан, директоры заводов

2. В каком слове
ударение выделено верно?  Расставьте правильно ударение.

            гербОвый 
досЫта  гУсеничный  зАвидно 

3. Укажите
грамматически правильное продолжение предложения. Замените деепричастный оборот
причастным.

Путешествуя по бескрайней
дальневосточной тайге,

1)пришла пора
опубликовать дорожные наблюдения.

2)даётся описание
рельефа Приморья.

3)географ Арсеньев
изучал флору и фауну этого края.

4)прошло два года.

4. Вставьте
пропущенные буквы.

 прив…дение, 
угн…татель,  фест…вальный, без…мянный, вн..очередной,  пр…дубеждение,
непр…ятный, пр…увеличить, д…рижёрский, ра…пробовать, пл…вец, пром…кашка,
з…рница, зам…рает, обе…доленный,, от…граться

5.Составьте
орфографический диктант по теме «Правописание приставок», объясните правописание
слов.

6. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Будущее моей
страны в руках молодёжи».
Приведите
примеры из литературы и жизненного опыта.

10 класс, контрольная
работа №2

1. Из предложения
выпишите причастия.

             
Трудно представить себе космонавтов летящих на корабле через космическое
пространство сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения
рассчитанную на длительный полёт.

2. В каком слове
верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Расставьте правильно
ударение.

            прибЫл  
прИнята    клАла    красивЕе

3. Объясните
правописание выделенных слов.

            Терпкий
запах КОШЕ…НЫХ трав разлит в тёплом летнем воздухе. СОРВА…ЫЕ вчера цветы своим
ароматом наполняли весь дом.

4. Вставьте
пропущенные буквы и объясните правописание слов. Дополните своими примерами.

            Без…сходный,
под…ём, просл…влять, мирово (з,зз)рение, пл…вучий, предраспол…жить, ищ…щий,
суш…тся, верт…шь.

5.Расставьте знаки
препинания и графически объяснить постановку.

Каждый из нас в
течение всей жизни собирает свою золотую полку и это дело очень непростое но
эти книги их герои помогают нам жить и лучше понимать жизнь.

6.     
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Природа –
источник духовных сил человека».
Приведите примеры из
литературы и жизненного опыта.

11 класс, контрольная
работа №1

1. В каком слове есть
звук  Д?

             
дело    отбросил   подкова   семнадцать

2. В каком слове
ударение падает на второй слог? Расставьте правильно ударение

            избалованный  
издавна   красивее   каталог

3. Из предложения
выпишите подчинительные словосочетания, определить вид  связи.

Но пакостников на
улицах по сравнению с порядочными людьми всё же не так много.

4. Вставьте
пропущенные буквы и объясните правописание слов. Дополните своими примерами.

            Сви…ой,
развея…ый,  развеша…ы, маринова…ые,  прив…дение,  угн…татель,  фест…вальный,
без…мянный, вн..очередной,  пр…дубеждение, непр…ятный, пр…увеличить,
д…рижёрский, ра…пробовать, вид…т, (по)гречески, (жемчужно)серый, спеш…т

5.Расставьте знаки
препинания и графически объясните постановку.

         Подъезжая
к лесу увидел он соседа своего гордо сидящего верхом и поджидающего зайца. Кстати
он сам видимо не знал о случившемся. Всё что мы принесли оказалось кстати. День
такой яркий что даже с отмели видно как за версту сверкает рыбья чешуя.

6. Напишите сочинение
на тему «Выбор в жизни и в литературе».
Приведите примеры
из литературы и жизненного опыта.

11 класс, контрольная
работа №2

1. Из предложения
выпишите союзы.

              Оно
тоже страдало от жары, от жучков, от ранних морозов, но оно никогда не
отчаивалось, не совершало ошибки.

2. В каком слове
верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Расставьте правильно
ударение.

            дОлбит 
мОгущий    нагналА    нЕдуг

3. Из предложения
выпишите подчинительные словосочетания со связью примыкание.

            Один
древний китайский философ сказал, что молодое дерево легко гнётся от ветра и не
ломается во время сильной бури.

4. Вставьте
пропущенные буквы и объясните правописание слов. Дополните своими примерами.

            Пож…леть,
б…зироваться, обе…доленный, т…жело дыш…щий, грохоч…щий, догадл…вый, зав…щать,
отча..лись.

5.Расставьте знаки
препинания и графически объясните постановку.

Кони очень устали
и когда с них сняли вьюки они легли на холодную землю которую уже успел покрыть
лёгкий снежок.

6. Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать –
радуй».
Приведите примеры из литературы и жизненного
опыта.

Процедура   мониторинга и способы оценки на уроках русского языка

В.В.Стефаненко, Т.М.Головинова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Лесосибирска»

    В статье рассматривается процедура проведения мониторинга по русскому языку в начальной школе. 

Ключевые слова: начальное образование, мониторинг, система оценки и способы контроля

The procedure for monitoring the Russian language in primary school is considered in the article.

Key words: primary education, monitoring, evaluation system and methods of control.

           Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а «новые условия требуют новых путей решения» 

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам.

 Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе проведения мониторингов.

 Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив процессе обучения младших школьников.

         В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Для своей работы мы выбрали следующее: Мониторинг — это постоянное наблюдение, за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. 

Педагогические функции мониторинга состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учениками знаний, так и о том, каким путем они добыты.

Цель мониторинга:

—  проанализировать и оценить результативность обучения;

— оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных образовательных стандартов;

— проанализировать успешность обучения детей;

—  опыт, избежать в будущем ошибок.    

Задачи проведения мониторинга:

        — определение достижений учащихся по темам ;

        — реализация индивидуальных возможностей учащихся;

        — отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.

Методы сбора и накопление информации мониторинг предполагает широкое использование современных технологий  на всех этапах:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • самооценка;
  • наблюдение;
  • контроль ЗУН учащихся;
  • накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.

Мониторинг означает:

1) выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала,

2) выявление успехов в учении,

3) Выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

            Накапливая информацию по темам, выявляя «западающие», делая выводы,   намечая перспективы, это все ступени, которые ведут к улучшению качества ЗУН учащихся.

        Мало выявить проблемы в знаниях, нужно умело строить коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся, используя тесты, анкеты при выявлении индивидуальных особенностей детей.

Опыт собирался по крупицам в течение многих лет, много прочитано литературы, рекомендаций и, наконец, выбрана, как нам кажется, оптимальная система мониторинга обученности учащихся.

При проведении мониторинга учитываем:

  1. Учебные возможности младших школьников;
  2. Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
  3. Коррекционную работу, включающую работу над ошибками, алгоритм списывания, алгоритм проверки орфограмм в разных частях слова, упражнения по развитию орфографической зоркости.

                Мониторинг ЗУН на уроках русского языка  

      Педагогический мониторинг – это поэлементный анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.

    Мониторинг как средство отслеживания результатов ЗУН учащихся полностью оправдывает себя:

  • способствует выявлению «западающих» тем;
  • выявляет детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;
  • повышает качество работы учителя, его отдачу работе;
  • повышает само качество обученности учащихся.

     Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область.

      В данном случае – это русский язык. Одно из самых необходимых

условий и оснований мониторинга — это норма,  поскольку именно с ней

сравниваются фактические результаты.

    Вторая особенность  — инструментарий. Письменная работа один из способов

 измерения обученности по русскому языку.

       Система контроля и оценки ставит задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

       Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль. Педагогический контроль направлен не только на определение степени соответствия приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление познавательной деятельности учащихся в целом.

       При проведении педагогического отслеживания письменных работ  необходимо соблюдать характерные для любого мониторинга моменты:

системность, сравнимость и объективность.

       Первое, что мы делаем – определяем периодичность проведения мониторинга.  Конечно,  главными  были  вводные  контрольные  работы  в

сентябре, промежуточные – в декабре и итоговые – в мае ( если говорить о 3

классе). Но нас, учителей, интересовали все контрольные работы: списывания,

диктанты, тесты,  запланированные в практической части программы. Тексты проверочных и срезовых работ составляли сами и брали  из методических разработок по предмету. Обращали внимание на дифференцированный подход и индивидуализацию. Для составления индивидуального плана работы с конкретным учеником составляем « копилку» его ошибок. Ежемесячное отслеживание дает возможность судить о результативности работы по формированию орфографического навыка. Изменение графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает

совместно наметить план коррекции. Каждый ученик видит уменьшение

орфографических ошибок,  сравнивает с предыдущими результатами. Все это

активизирует ребят, создает положительную мотивацию обучения. 

      Таким образом, мониторинг отслеживания орфографической грамотности

позволяет:

  •   Получать объективную и достоверную информацию о состоянии        грамотности          
  • Большая возможность для коррекции ЗУН для учащихся.
  • Возможность прогнозировать успешность обучения.

         Для решения большинства проблем, возникающих на уроке русского языка в настоящее время, предлагается использовать метод тестирования, который, по нашему мнению, позволяет сделать процесс педагогического контроля более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий.

         Тестирование обладает следующими преимуществами перед другими методами педагогического контроля:

  • повышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;
  • осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
  • осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения

           На наш взгляд, можно дать следующее определение: тест – система заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата.

Тестовое задание – это диагностическое задание в виде  вопроса с четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.

           В этом учебном году мы решили провести экспериментальное исследование уровня обученности учеников четвёртых классов с использованием мониторинга. Мы использовали следующие виды мониторинга:

1. Диктант.

2. Тестирование.

3. Тренинговые разрезные карточки.

Каждый вид мониторинга использовался 3 раза. То есть было проведено 3 диктанта, 3 тестирования, 3 тренинга по карточкам.

Полученные результаты мы отражали в таблицах.  Готовясь к урокам, постоянно обращаемся к результатам мониторинга.  Корректировка знаний должна проводиться ежедневно в течение года.

        Следует отметить, что у детей возник дополнительный интерес к урокам русского языка. Регулярное использование различных видов мониторинга вызвало у детей чувство ответственности при подготовке к уроку. Они стали более тщательно готовить домашнее задание, больше проявлять активность на уроке, повысилось внимание.

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, использование различных приемов мониторинга будет способствовать построению эффективного педагогического процесса и повышению уровня обученности учащихся четвертых классов.

Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса.

Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные программы помощи школьникам, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.

Мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.

Внедрение мониторинга служит благоприятной цели: созданию личностно ориентированной модели образования и способствует реализации нашего основного кредо:  создать комфортные условия каждому ученику!  

                                   Список литературы

  1. Абрамова М. Н. Организация работы заместителя директора начальных классов. – М., 2012.
  2. Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах. — М., 2011.
  3. Казанская В. Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. – Санкт-Петербург, 2004.
  4. Калинина Н. В. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе // Завуч начальной школ. – 2003.-№5.
  5. Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. – 2003.-№6.
  6. Корнева О. А. Педагогический мониторинг // Завуч. – 1998.-№6.
  7. Ромадина Л. П. Справочник завуча. — М., 2013.
  8. Ушакова Н. В. Развитие навыков учебной деятельности дошкольников/ Завуч начальной школ. – 2004.-№5.
  9. Фральцова Т. А., Вертохвостова Г. А. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении. – Кемерово, 2012.

МАОУ «Видновская СОШ N10»

Доклад на тему:

«Мониторинг качества знаний и умений учащихся по русскому языку».

Учитель русского языка

и литературы: Гермек А.А.

2022 г.

Для чего нам нужен мониторинг?

Конечно же, для того чтобы контролировать качества знаний и умений учащихся по предмету.

А контроль знаний, для учителя, является одним из важнейших элементов каждого урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический учет знаний школьников помогает своевременно «обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Учителя- предметники получают обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его результатах и соответствующим образом вмешиваются в процесс: дают индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняют, приводят вспомогательные примеры, в случае выявления ошибочных суждений сообщают факты, противоречащие неверному суждению, помогают выработать правильный способ рассуждений». Таким образом, контроль знаний, умений и навыков не только дает возможность нам установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретенные знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учетом индивидуального подхода к учащимся.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, — способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированное умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тесты — это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Работающий с тестами должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой.

И сегодня я хотел бы рассказать о том, как я веду мониторинг качества знаний по русскому языку

Мой мониторинговый портфель составлен с учетом норм оценивания, уровней успеваемости и качества знаний. Здесь же я отслеживаю успеваемость учащихся по четвертям, составляю диаграммы, имеется аналитический материал, а также результаты и поэлементные анализы контрольных работ. Самым главным в своем мониторинговом портфеле, я считаю сравнительные анализы контрольных работ в целом и поэлементный анализ каждой в отдельности. Ведь выявление результатов обучения необходимо для решения вопроса об эффективности используемой учителем методики, путях и способах ее совершенствования. Ведь только имея объективную картину продвижения учащихся в усвоении учебного материала, мы может обосновать выбор, применение тех или иных форм организации обучения, своевременно внести коррективы в его методы, направив их на достижение наиболее высокого уровня знаний.

Поэтому проведя поэлементный анализ контрольных работ, определив количество ошибок, допускаемых учащимися, мы выявляем проблемы и намечаем пути их решения.

А как же решать их нам и обучить этому учащихся?

Решение мы нашли через создание системы эффективных форм контроля знаний, умений и навыков учащихся, способствующей выявлению уровня обученности школьников, помогающей успешной организации дифференцированного обучения. Да, мониторинг осуществляется во всех классах по всем предметам в течение всего года по мере прохождения обучающимися основных тем.

При выполнении работы над ошибками, ученики, сначала вместе со мной, затем самостоятельно, определяют количество ошибок, допущенных по орфограммам. Это позволяет подойти к решению проблемы индивидуально. Для этого мною разработаны тематические карточки, выполнение которых позволяют ребятам закрепить знания по определенной теме или, если имеется пробел, восполнить его.

Что касается тестов, то регулярно проводимое тематическое тестирование также позволяет быстро установить обратную связь, определить пробелы в знаниях учащихся по каждой теме и оперативно реагировать на них. Конечно, это требует немало времени, однако усилия окупаются — значительно повышается эффективность индивидуальной работы с учащимися по восполнению обнаруженных пробелов, облегчается организация пересдачи нужных тем.

И учитель, и ученик не могут успешно двигаться вперёд, не зная качественных результатов своих усилий. А мы учителя получаем эти знания, систематически наблюдая за работой учащихся в ходе обучения. Очень важно, чтобы контроль носил стимулирующий характер, чтобы ученики не избегали его, а наоборот, проявляли к нему интерес, так как он даёт возможность самовыражения, самоутверждения. Поэтому каждая выполненная работа по карточкам оценивается.

Хотелось бы напомнить, что технологическая цель мониторинговых исследований заключается в том, чтобы определить, насколько учебный процесс отвечает установленным требованиям и стандартам качества обучения и воспитания. А целенаправленная работа учителя с обучающимися по устранению выявленных пробелов позволяет своевременно скорректировать учебный процесс, рационально выбирать формы, методы и технологии обучения, что в результате положительно сказывается на конечной оценке знаний ученика. И конечно же результативность качества знаний учащихся в большей степени зависит от качества работы педагога, от творческого отношения к труду, от своевременного выявления одарённых учащихся и слабоуспевающих, организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочное время.

 

Введение

Очень часто приходится слышать суждение о том, что ученик должен быть успешен, активно включён в образовательный процесс. Но как этого добиться?
Я считаю одним из способов успешности в предметах гуманитарного цикла — анализ своих собственных результатов достижения, проводимый через мониторинг отслеживания общеучебных умений и навыков (далее – ОУУН): входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.
Ученик из года в год будет оценивать уровень овладения ОУУН тремя критериями (0 — не умею, 1 — частично умею, 2 — хорошо умею), и сам увидит свои реальные результаты, которые позволят ему быть успешным. После оценивания каждого параметра учеником учитель подводит общий итог на всех этапах контроля (критерии оценки параметров складываются, и сумма делится на их общее количество).

5 класс
Ф.И.О ученика

ОУУН (я умею)

Входной контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

1. Анализировать текст с точки зрения содержания (определять тему и основную мысль)

2. Осмысленно писать со скоростью
(60-70 знаков) в минуту.

3. Озаглавливать текст, составлять простой план готового текста

4. Подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи

5. Самостоятельно строить высказывание (повествование, описание)

Общий итог

6 класс
Ф.И.О ученика

ОУУН (я умею)

Входной контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

1. Осмысленно писать со скоростью (70-80 знаков) в минуту.

2. Вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль

3. Анализировать и излагать статью учебника как образец рассуждения (тезис, доказательства, вывод)

4. Излагать повествовательный текст, осложнённый описанием, подробно, сжато, с творческим заданием

5. Создавать текст – описание по личным впечатлениям и наблюдениям

7. Создавать текст — повествование с элементами описания

8. Строить рассуждение в устной и письменной форме по образцу рассуждений, представленных в учебнике

9. Совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу

Общий итог

7 класс
Ф.И.О ученика

ОУУН (я умею)

Входной контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

1. Осмысленно писать со скоростью (80-90 знаков) в минуту.

2. Излагать повествовательный текст, осложнённый элементами описания, рассуждения

3. Сжато излагать повествовательный текст, осложнённый диалогом

4. Выборочно излагать текст

5. Отбирать материал по одному источнику

6. Создавать текст в деловом стиле (заметка в газету)

7. Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения
(тезис, доказательства, вывод).

8. Оценивать собственную деятельность и деятельность других (полно, правильно, примеры приводились, были дополнения, пояснения, что доработать)

Общий итог

8 класс
Ф.И.О ученика

ОУУН (я умею)

Входной контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

1. Кратко излагать содержание статьи, прослушанной беседы, лекции.

2. Собирать материал по двум и более источникам в соответствии с определённой темой и замыслом высказывания

3. Строить устное высказывание публицистического стиля в форме, специфичной для устной речи (сообщение, доклад, выступление — дискуссионное, агитационное, приветственное и др.)

4.Осмысленно писать со скоростью (90-100 знаков) в минуту.

Общий итог

9 класс
Ф.И.О ученика

ОУУН (я умею)

Входной контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

1. Кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стиля, составлять тезисы и конспект

2. Собирать материал из различных источников, систематизировать и обобщать его

3. Строить связное (тезис, доказательства, вывод) аргументированное высказывание

4. Составлять деловые бумаги (заявление, расписка, характеристика, автобиография).

5. Создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах.

6. Осмысленно писать со скоростью (110-120 знаков) в минуту.

Общий итог

10 — 11 классы
Ф.И.О ученика

ОУУН (я умею)

Входной контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

1. Владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров (быстро и осмысленно читать, выбирать главное)

2. Передавать содержание прочитанного близко к тексту:
-сжато;
— выборочно;
— с изменением последовательности содержания;
— с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
— с выражением собственных суждений о прочитанном
в устной и письменной форме.

3. Выявлять подтекст

4. Составлять:

— планы;
— тезисы;
— конспекты;
— устные сообщения.

5. Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений

6. Пользоваться средствами публицистического стиля, общественно-политической лексикой

7. Писать:
— очерк;
— эссе;
— резюме;
— рецензию.

8. Составлять реферат по нескольким источникам, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нём положения

9. Участвовать в диспуте, дискуссии

10. Осмысленно писать со скоростью (120-130 знаков) в минуту.

Общий итог

ГАОУ ДПО

«Институт развития образования»

Проектная работа

«Разработка

квалиметрических материалов

к мониторингу качества знаний учащихся по русскому языку

в 6 классе»

Работу выполнила:

Мингазова Ф.А.,учитель

русского языка и литературы

Черемшанской средней

общеобразовательной школы

Апастовского муниципального района

Республики Татарстан

Рецензент: О.В.Волкова,

доцент кафедры методики

преподавания русского языка

и литературы ГАОУ ДПО

«ИРО РТ», к.п.н.

Казань – 2010

Введение

Актуальность. В связи с переходом к новой системе итоговой аттестации мониторинг качества знаний приобретает особую актуальность. Цель. Разработать материалы по подготовке учащихся 6 класса к сдаче ЕГЭ.

В проектной работе акцент сделан на цикличность проверяемых умений и навыков: разработаны задания мониторинга Структура КИМов для 6 класса соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволит продолжать подготовку к экзамену в 6 классе. В конце каждого варианта мониторинга приведены ключи.

Содержание мониторинга опирается на государственные образовательные стандарты и нормативно-методические материалы, соблюдает принцип преемственности между начальным и средним звеном обучения и принцип перспективности. Вопросы составлены с учетом возрастных особенностей учащихся. Они помогут осуществить индивидуальный и групповой контроль знаний шестиклассников.

Мониторинг по русскому языку в 6 классе (октябрь).

Вариант 1

Задание А. Выберите один правильный ответ.

1.Отметьте слово, в котором имеется буква О :

А) прик…снуться Б) предл…гать В) заг…р Г) прир…стать

2. Отметьте слово, в котором пишется буква О:

А) ф…нера Б) пригл…шение В) к…нтракт Г) прик…саться

3. Укажите, в каком словосочетании во всех словах пишется буква Е :

А) на больш…й полян… Б) в древн…й истори… В) истрат…шь в магазин…

Г) о ранн…м утр…

4. Укажите ряд слов, в котором все слова пишутся с приставкой на С- :

А) ра…следовать, бе…звучный, бе…тактный

Б) ра…бежаться, бе…численный, бе…страшный

В) во…становить, бе…плодный, бе…совестный

Г) бе…вкусный, бе…прерывный, бе…молвный

5. Укажите слово, которое пишется с Ь:

А) доч… Б) могуч… В) тягуч… Г) калач…

6. Укажите ряд слов, где все слова пишутся с приставкой ПРИ- :

А) пр…брежный, пр…мудрый, пр…красный

Б) пр…восходный, пр…винтить, пр…землиться

В) пр…бежать, пр..бавить, пр…ходить

Г) пр…открыть, пр…образовать, пр…нарядить

7. Укажите слово с непроизносимой согласной :

А) зимо…ка Б) лес…ница В) тра…ка Г) опас…ый

8. Укажите предложение, где глагол пишется с -ТЬСЯ :

А) Ему надо занят…ся химией.

Б) Он обязательно займет…ся химией.

В) Она разволнует…ся.

Г) Поднимет…ся на второй этаж.

9. Найдите вариант, где все слова в ряду пишутся с Ъ:

А) кос…ба, об…ять, сверх…звучный

Б) об…явление, с…емка, п…еса

В) об…яснить, раз…емный, с…ежиться

10. Укажите слово, где ударение падает на первый слог:

А) лгала Б) торты В) дремота Г) обзвонит

11. Укажите слово, которое пишется через дефис:

А) древне…русский

Б) пол…листа

В) железно…дорожный

Г) снего…уборочный

12. В каком ряду НЕ со словами пишется слитно:

А) не…навидеть, не…слышать, не…правда

Б) не…добрый, совсем не…красавица

В) не…ряха, не…играй, не…подсматривай

Г) не…веселье, не…веселый, не…досолить кашу

13. В каком ряду слов все слова пишутся с Н:

А) станцио…ный, тигри…ный, льня…ной

Б) карма…ный, соломе…ный, гуси…ный

В) оловя…ный, мгнове…ный, лу…ный

Г) кожа…ный, жева…ный, муравьи…ный

14. Каков способ образования слова СОТРУДНИК:

А) приставочный

Б) суффиксальный

В) приставочно-суффиксальный

Г) бессуффиксный

15. Укажите, какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом словообразования:

А) бескрайний

Б) подорожник

В) предпраздничный

Г) бесплодный

16. В каком слове пишется И:

А) Он размышля…т.

Б) Постель расстила…тся.

В) Расправ…т крылья.

Г) Он бре…тся.

17. Найдите глагол II спряжения:

А) выгонять

Б) бриться

В) растерять

Г) терпеть

18. В каком слове Ь не пишется:

А) испугаеш…ся

Б) отреж…те

В) надо трудит…ся

Г) слышит…ся

19. Укажите слово с буквой Ё:

А) крюч…к Б) лодч…нка В) плеч…м Г) сгущ…нка

20. Укажите слово, в котором надо писать букву И:

А) на ц…почках Б) ц…кнуть В) станц…я Г) ресниц…

Задания В

  1. Найдите правильную характеристику предложения.

Я глянул вдоль аллеи… и увидал молодого воробья.

А) Это простое предложение с однородными членами, на месте многоточия нужна запятая.

Б) Это сложное предложение с союзом и, на месте многоточия нужна запятая.

В) Это простое предложение с однородными членами, на месте многоточия запятая не нужна.

Г) Это сложное предложение с союзом и, на месте многоточия запятая не нужна.

  1. Укажите ошибку в определении морфологических признаков слов из предложения Осень золотая в гости к нам пришла.

А) осень – сущ., неодушевл., нарицат., ж.р., 3 скл., ед. ч., им.п.

Б) золотая – прилаг., полн.ф., качест., им.п., ед.ч., ж.р.

В) (к) нам – местоим., относит., ед.ч., дат.п.

Г) пришла – глагол, сов.в., изъяв. накл., прош. в., ж.р., ед.ч.

  1. Укажите ошибку в характеристике текста.

(1)Остров закрывала завеса утреннего густого тумана. (2)Но вдруг солнце ударило по нему золотыми мечами. (3)Туман быстро рассеялся, растаял.

А) стиль речи – художественный;

Б) тип речи – описание;

В) преимущественно двусоставные предложения;

Г) предложения нераспространенные.

  1. Укажите правильную характеристику 2 предложения.

А) простое, распространенное, побудительное, невосклицательное

Б) простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное

В) простое, распространенное, вопросительное, невосклицательное

Г) простое, распространенное, побудительное, восклицательное

  1. Найдите в тексте слово с непроизносимой согласной в корне. Запишите ответ.___________________

  1. Найдите во 2-м предложении личное местоимение.

  1. Ответ____________________________

  1. Укажите правильный ответ. В 1-ом предложении текста главными

членами являются:

А) остров закрывала

Б) закрывала завеса

В) завеса тумана

Г) остров тумана

8. Найдите предложение, в которых сказуемое выражено глаголом.

А) Гранит – прочный камень.

Б) Амур – самая длинная река России.

В) Спит черемуха в белой накидке.

Г) Радостна, шумна и пахуча весна!

Ключи к заданиям:

Часть А

Вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

А

В

Г

В

А

В

Б

А

В

Б

Вариант

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

1

Б

Г

Г

В

Б

В

Г

Г

Г

В

Часть В

Вариант

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

1

В

В

В

Б

солнце

(по) нему

Б

В

Мониторинг по русскому языку в 6 классе (октябрь).

Вариант 2

Задание А. Выберите один правильный ответ.

1.Отметьте слово, в котором имеется буква О :

А) к…снуться Б) обл…гать В) заг…р Г) зар…сти

2. Отметьте слово, в котором пишется буква О:

А) х…рактер Б) пригл…шать В) к…нтинент Г) прик…саться

3. Укажите, в каком словосочетании во всех словах пишется буква Е :

А) на больш…й высот… Б) в древн…й истори… В) наход…шься в транспорт…

Г) об утренн…й зар…

4. Укажите ряд слов, в котором все слова пишутся с приставкой на С- :

А) ра…сказать, бе…звучный, бе…тактный

Б) ра…бежаться, бе…численный, бе…страшный

В) во…становить, бе…плодный, бе…совестный

Г) бе…вкусный, бе…прерывный, бе…молвный

5. Укажите слово, которое пишется с Ь:

А) печ… Б) мяч… В) тягуч… Г) калач…

6. Укажите ряд слов, где все слова пишутся с приставкой ПРИ- :

А) пр…школьный, пр…мудрый, пр…красный

Б) пр…лестный, пр…винтить, пр…землиться

В) пр…езжать, пр..бавить, пр…ходить

Г) пр…открыть, пр…одолеть, пр…нарядить

7. Укажите слово с непроизносимой согласной :

А) заморо…ка Б) лес…ница В) тра…ка Г) опас…ый

8. Укажите предложение, где глагол пишется с -ТЬСЯ :

А) Всем необходимо занят…ся делом.

Б) Он обязательно займет…ся биологией.

В) Она разволнует…ся.

Г) Обрадует…ся всей душой.

9. Найдите вариант, где все слова в ряду пишутся с Ъ:

А) прос…ба, об…нять, сверх…звучный

Б) об…явление, с…емка, п…еса

В) об…яснять, под…ем, с…язвить

10. Укажите слово, где ударение падает на первый слог:

А) лгала Б) шорты В) дремота Г) обзвонит

11. Укажите слово, которое пишется через дефис:

А) древне…греческий

Б) пол…лимона

В) железно…дорожный

Г) снего…уборочный

12. В каком ряду НЕ со словами пишется слитно:

А) не…взлюбить, не…слышать, не…правда

Б) не…добрый, совсем не…красавица

В) не…ряха, не…играй, не…подсматривай

Г) не…счастье, не…веселый, не…доварить кашу

13. В каком ряду слов все слова пишутся с Н:

А) дистанцио…ный, тигри…ный, льня…ной

Б) карма…ный, соломе…ный, гуси…ный

В) стекля…ный, соломе…ный, лу…ный

Г) кожа…ный, жева…ный, муравьи…ный

14. Каков способ образования слова ПОДОКОННИК:

А) приставочный

Б) суффиксальный

В) приставочно-суффиксальный

Г) бессуффиксный

15. Укажите, какое слово образовано суффиксальным способом словообразования:

А) беспокойный

Б) подорожник

В) соломенный

Г) бездонный

16. В каком слове пишется И:

А) Он кашля…т.

Б) Дом строи…тся.

В) Ученик поправ…т ошибку.

Г) Он бре…тся.

17. Найдите глагол II спряжения:

А) разгонять

Б) бриться

В) растерять

Г) терпеть

18. В каком слове Ь не пишется:

А) раскаеш…ся

Б) отреж…те

В) надо трудит…ся

Г) слышит…ся

19. Укажите слово с буквой Ё:

А) крюч…к

Б) лодч…нка

В) плащ…м

Г) печ…нка

20. Укажите слово, в котором надо писать букву И :

А) на ц…почках

Б) ц…кнуть

В) ц…фра

Г) ресниц…

Задания В

  1. Найдите правильную характеристику предложения.

Он увидел молодого воробья… и внимательно рассмотрел его.

А) Это простое предложение с однородными членами, на месте многоточия нужна запятая.

Б) Это сложное предложение с союзом и, на месте многоточия нужна запятая.

В) Это простое предложение с однородными членами, на месте многоточия запятая не нужна.

Г) Это сложное предложение с союзом и, на месте многоточия запятая не нужна.

  1. В предложении Царевич был в собольей шапке выделенное слово является:

А) устаревшим Б) диалектным В) профессиональным Г) неологизмом

  1. Укажите ошибку в определении морфологических признаков слов из предложения Скоро у нас наступит дружная весна.

А) весна – сущ., неодушевл., нарицат., ж.р., 1 скл., ед. ч., им.п.

Б) дружная – прилаг., полн.ф., качест., им.п., ед.ч., ж.р.

В) (у) нас – местоим., относит., ед.ч., род.п.

Г) наступила – глагол, сов.в., изъяв. накл., буд. в., ед.ч.

  1. Укажите ошибку в характеристике текста.

(1)Красоту розы воспевали многие поэты и писатели. (2)Поэты называли ее царицей цветов. (3)Во многих странах во время весенних праздников выбирали самую красивую девушку – королеву роз.

А) стиль речи – художественный;

Б) тип речи – повествование;

В) преимущественно двусоставные предложения;

Г) предложения нераспространенные.

  1. Укажите правильную характеристику 2 предложения.

А) простое, распространенное, побудительное, невосклицательное

Б) простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное

В) простое, распространенное, вопросительное, невосклицательное

Г) простое, распространенное, побудительное, восклицательное

  1. Найдите в тексте слово с непроизносимой согласной в корне. Запишите ответ.____________________________

  2. Укажите правильный ответ. В 1-ом предложении текста главными членами являются:

А) розы воспевали

Б) воспевали красоту

В) воспевали многие поэты

Г) воспевали поэты и писатели

8. Найдите предложение, в которых подлежащее выражено соб-ственным существительным.

А) Кижи – небольшой остров в Онежском озере.

Б) Янтарь – застывшая смола хвойных деревьев.

В) Спит черемуха в белой накидке.

Г) Крокодил ленив и зол.

Ключи к заданиям.

Часть А

Вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

2

А

В

Г

В

А

В

Б

А

В

Б

Вариант

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

2

Б

Г

Г

В

Б

В

Г

Г

Г

Б

Часть В

Вариант

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

2

В

А

В

Г

В

праздников

Г

В

Мониторинг по русскому языку в 6 классе (апрель).

Вариант 1

Задание А. Выберите один правильный ответ.

1.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

А) в племен.., у деревн.. Б) на плать.., в академи..

В) кулич..м, камеш..к Г) совоч..к, сапож..к

2. В окончании какого имени собственного пишется буква Е?

А) столица Болгари.. Б) лицо Мари..

В) позвонил Дарь.. Г) говорил о Васили..

3. С каким существительным НЕ пишется раздельно?

А) (не)вольник Б) (не)эпитет

В) (не)известность Г) (не)равнодушие

4. От какого слова образуется имя существительное со значением

профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?

А) резать Б) разносить В) пулемет Г) паром

5. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный звук?

А) Рейд Б) шимпанЗе В) акаДемик Г) Сессия

6. Укажите пример без речевой ошибки.

А) далекая Лимпопо Б) позвонил капитан Суркова

В) подпись Леонида Шмидт Г) справедливые жюри

7. В каком словосочетании есть относительное прилагательное?

А) приморский бульвар

Б) соленый огурец

В) мамина шаль

Г) точный ответ

8. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно?

А) Потолок (не)деревянный. Б) Яичко (не)простое, а золотое.

В) Список клубов далеко (не)полный. Г) Этот рисунок очень (не)плох.

9. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

А) белич..я

Б) строч..ная

В) хорош..

Г) сливоч..ный

10. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

А) клюкве..ый

Б) гуси..ый

В) оловя..ый

Г) были..ый

11. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?

А) казац..ий

Б) вяз..ий

В) белорус..ий

Г) немец..ий

12. Какое прилагательное пишется слитно?

А) (средне)вековый Б) (северо)западный

В) (бледно)желтый Г) (плодово)ягодный

13. В каком ряду оба слова – числительные?

А) четырех, удвоить

Б) тройка, пятнадцатый

В) второй, двадцать

Г) шестому, пятерка

14. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?

А) сем..надцать

Б) сем..десят

В) сед..мой

Г) сем..сот

15. Какое числительное написано с ошибкой?

А) двеннадцать

Б) триста

В) миллион

Г) двести

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) четырехсот двадцати делегатов Б) (о) сорока килограммах

В) семистам восьми номерам Г) шестистами рублями

17. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы)

А) к две тысячи десятому году Б) на обоих сторонах

В) двое суток Г) полутора месяцев

18. Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки ( нарушения речевой нормы)

А) к семнадцатое октября Б) до трехсот восьмой квартиры

В) в полутораста километрах Г) трое подруг

19. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

А) (не)выйдет Б) (не)годуют В) (не)просил Г) (не)изменится

20. Какой глагол совершенного вида?

А) перетягивали Б) принимает В) раздается Г) выберу

Задания В

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В8.

(1) Служба на многих маяках напоминает одинокую жизнь Робинзона Крузо. (2) Большую часть времени смотритель маяка проводит в полном уединении. (3) И в быту, и в работе приходится рассчитывать только на свои силы.

В1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.

В2. Запишите способ образования слова «служба» из предложения (1).

В3. Выпишите из текста несклоняемое имя существительное.

В4. Из предложения (2) выпиши качественное прилагательное в предложном падеже, ед. ч.

В5. Напишите разряд по значению прилагательного «одинокую» из предложения (1).

В6. Из предложения (3) выпишите притяжательное местоимение.

В7. Из текста выпишите глагол(ы) 2 спряжения.

В8. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) приказчик Б) конка В)треуголка Г) око.

Ключи к заданиям.

Часть А

Вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

1

А

В

Б

Г

Б

А

А

В

Б

Г

Вариант

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

1

Б

А

В

Г

Б

Б

Б

Б

Б

Г

Часть В

Вариант

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

1

времени

суффик-сальный

Крузо

полном

относи-тельное

свои

проводит, приходится

око

Мониторинг по русскому языку в 6 классе (апрель).

Вариант 2

Задание А. Выберите один правильный ответ.

1.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

А) в стремен.., на пепуть.. Б) к матер.., по алле..

В) плач..м, замоч..к Г) комоч..к, пирож..к

2. В окончании какого имени собственного пишется буква Е?

А) гора в Армени.. Б) писал об Аркади..

В) глаза Анастаси.. Г) уверен в Андре..

3. С каким существительным НЕ пишется раздельно?

А) (не)равенство Б) (не)проницаемость

В) (не)радивость Г) (не)приставка

4. От какого слова образуется имя существительное со значением

профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?

А) разносить

Б) гонять

В) автомат

Г) разведывать

5. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный звук?

А) инТерьер

Б) Резерв

В) коФе

Г) агРессия

6. Укажите пример без речевой ошибки.

А) отдыхали в Сочах Б) принял смену диспетчер Семенова

В) роман Агаты Кристи Г) нет время

7. В каком словосочетании есть относительное прилагательное?

А) четкая речь

Б) дядина шляпа

В) ровные отношения

Г) греческие мифы

8. В каком предложении НЕ с прилагательным пишется слитно?

А) Платок вовсе (не)свеж. Б) У собаки был (не)счастный вид.

В) Погода стояла (не)зимняя. Г) Он (не)внимателен, а рассеян.

9. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

А) муч..ной

Б) жгуч..

В) собач..я

Г) январ..ский

10. В каком прилагательном пишется одна буква Н?

А) ю..а

Б) картон..ый

В) соломе..ый

Г) огне..ый

11. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?

А) кавказ..ий

Б) низ..ий

В) ткац..ий

Г) дерз..ий

12. Какое прилагательное пишется слитно?

А) (темно)синий Б) (юго)западный

В) (западно)европейский Г) (шахматно)шашечный

13. В каком ряду оба слова –числительные?

А) утроили, один

Б) первый, десятка

В) седьмой, двенадцать

Г) чеверка, пятьдесят

14. В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь?

А) восем..сот

Б) вос..мой

В) восем..десят

Г) восем..надцать

15. Какое числительное написано с ошибкой?

А) миллиард

Б) четыресто

В) одиннадцать

Г) девяносто

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) девятисот десяти банок Б) пятидесятью восьмью участниками

В) двумстам тридцати граммам Г) (о) девяноста килограммах

17. Укажите пример с грамматической ошибкой (с нарушением речевой нормы)

А) к двум пятым объема

Б) до двух тысячи десятого года

В) у обоих берегов

Г) трое котят

18. Укажите пример, в котором нет грамматической ошибки ( наруше-ния речевой нормы)

А) до семнадцатое октября Б) полтораста тоннами

В) на шестисот десятом километре Г) семеро козлят

19. В каком случае НЕ со словом пишется слитно?

А) (не)ела Б) (не)доумевать В) (не)сдается Г) (не)хотим

20. Какой глагол совершенного вида?

А) получили Б) шествует В) восстанавливаю Г) щадить

Задания В

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В8.

(1) Первые мореплаватели, отправляясь в путь, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звездам. (2) Но с развитием мореходства этих естественных ориентиров становилось недостаточно.. (3) И тогда на берегах появились рукотворные путеводные звезды – маяки.

В1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.

В2. Запишите способ образования слова «мореплаватели» из предложения (1).

В3. Выпишите из предложений (2) и (3) имя существительное 1 склонения (поставьте его в начальную форму).

В4. Из предложения (2) выпиши качественное прилагательное.

В5. Напишите разряд по значению числительного «первые» из предложения (1).

В6. Из предложения (2) выпишите указательное местоимение.

В7. Из текста выпишите глагол(ы) совершенного вида.

В8. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) ямщик Б) ветрило В) крепостной Г) прялка.

Ключи к заданиям.

Часть А

Вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

2

В

Г

Г

Б

А

В

Г

Б

В

А

Вариант

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

2

А

В

В

Г

Б

Б

Б

Б

Б

Г

Часть В

Вариант

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

2

путь

сложение

звезда

естественных

поряд-ковый

зтих

появились

ветрило

Использованная литература:

1. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждний/ Т.А. Лады-женская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2007.

2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс.- М.: Сфера, 2009.

3. Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 кл.: учебно-методическое пособие / В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2008.

4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / Сост.

Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010.

5. ЕГЭ 2010. Русский язык: сборник экзаменационных заданий / Авт.-сост. И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова и др. – М.: Эксмо, 2009.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти того кто снился
  • Как найти скорость полета на высоте
  • Как найти расписание ушедшего поезда
  • Как исправить косоглазие маленькому ребенку
  • Как найти друга корейца в инстаграме