Как составить мозайку


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Мозаика — один из видов изобразительного искусства, в котором картина создается из цветных кусочков стеклянной или керамической плитки. Мозаика может украшать детализированными картинами своды церквей и храмов или формировать простейшие узоры на кофейном столике у вас дома. После некоторой практики с рекомендациями данной статьи вы научитесь создавать свои собственные мозаичные изображения.

  1. Изображение с названием Do Mosaics Step 1

    1

    Выберите материал, с помощью которого вы будете создавать свою мозаику. Мелкие кусочки материала, используемые для составления мозаики, обычно называются мозаичной плиткой. Они могут быть стеклянными, каменными, фарфоровыми, из ракушек или из чего-то еще, что вы сумеете найти. Если подходящих материалов нет у вас дома, попробуйте приобрести мозаичную плитку в магазине товаров для рукоделия.[1]

    • Мозаику можно дополнять другими объектами и декорациями, например, небольшими керамическими цветами.
    • В качестве элементов мозаики можно использовать разбитые фарфоровые тарелки. Бейте тарелки по одной с помощью молотка, предварительно укладывая их в полиэтиленовый пакет. Чтобы лучше контролировать размер и форму получаемых осколков, пользуйтесь ручным плиткорезом. Для мозаики среднего размера вам понадобится 5–7 тарелок. Чашки для этой цели не подходят, так как из них не получаются ровные осколки, поэтому их труднее сложить в узор и наклеить. [2]
    • Круглые стеклянные камешки являются безопасным для детей мозаичным материалом, так как у него нет острых краев. Такие камешки можно найти в товарах для рукоделия. Они бывают самых разнообразных цветов и размеров. [3]
  2. Изображение с названием Do Mosaics Step 2

    2

    Выберите основу под мозаику, на которую будете ее клеить. Мозаику можно нанести практически на любую поверхность. Однако она должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать вес самой мозаики, плиточного клея и затирки. Столы, цветочные горшки, купалки для птиц и напольная плитка – все это отличные варианты основы под мозаику. [4]

    • Основа под мозаику может быть любой формы, но будьте осторожны с сильно изгибающимися формами, так как вам понадобятся очень мелкие кусочки мозаики, чтобы заполнить все изгибы.
    • Лучшей основой для уличной мозаики является бетон, так как он стоек к любым погодным условиям. Отделочные бетонные панели можно приобрести в строительных магазинах.
    • Доски для пиццы из металлической сетки особенно хорошо подходят для изготовления декоративной стеклянной мозаики.
    • Глиняная основа наиболее рискованная для уличной мозаики, так как она может пострадать от морозов. Если вы хотите украсить мозаикой, например, уличный глиняный вазон, либо заносите его домой на зиму, либо защитите его от погодных условий несколькими слоями лака.
  3. Изображение с названием Do Mosaics Step 3

    3

    Создайте набросок мозаичного узора на основе. Скопируйте узор из какой-нибудь раскраски или придумайте свой собственный. Помните, чем детальнее ваше изображение, тем более мелкими должны быть кусочки мозаики.[5]

    • Если вы предварительно сделали набросок на бумаге, перенесите его на основу под мозаику с помощью копировальной бумаги.
  4. 4

    Разложите кусочки мозаики на узоре, прежде чем крепить их. Разложите кусочки мозаики поверх узора, чтобы распределить их наиболее подходящим вам образом и оценить внешний вид изображения до того, как вы окончательно уложите мозаику на раствор или клей. Сначала убедитесь в том, что кусочки мозаики совершенно чистые, и только потом приступайте к раскладке.

    • При необходимости кусочки мозаики можно сделать еще мельче с помощью молотка или плиткореза.

    Реклама

  1. Изображение с названием Do Mosaics Step 5

    1

    Выберите подходящий раствор для крепления выбранной вами мозаики. Традиционно мозаику крепят на цементный раствор. Он состоит из цемента, песка и воды. Также можно использовать акриловый клей, эпоксидную смолу или другие виды плиточного клея. Найдите подходящий вам раствор в магазине товаров для рукоделия или в строительном магазине. При этом внимательно ознакомьтесь с областью применения конкретного раствора, которая должна быть указана в инструкциях к нему. Вам необходим такой раствор, который обеспечит качественное сцепление между выбранной основой под мозаику и материалом самой мозаики.[6]

    • Если вы создаете уличную мозаику, убедитесь в том, что выбранный вами раствор водостойкий.
    • Для мозаики, которая будет регулярно намокать, например, на полу в душе, лучше использовать тонкослойный плиточный клей.[7]
    • Акриловым клеем легко пользоваться, он очень крепкий и хорошо подходит для склеивания скользких поверхностей, таких как керамика и стекло.
    • Раствор на основе эпоксидной смолы хорошо фиксирует мозаику на металле, но работать с ним достаточно грязно и он сильно пахнет.
  2. 2

    Приготовьте раствор или клей согласно инструкциям производителя (если требуется). Прочитайте инструкции на упаковке раствора (или клея), чтобы выяснить, требуется ли ему предварительная подготовка. Например, цементный или эпоксидный раствор будет необходимо замешать. Акриловый клей обычно сразу готов к применению.

    • Если вы приобрели порошковую смесь для приготовления раствора, замешивайте его на улице и не забудьте надеть защитную маску, чтобы не вдыхать разлетающуюся пыль.
  3. 3

    Нанесите раствор на основу под мозаику при помощи мастерка или шпателя. Работая с клеем, используйте резиновые перчатки, чтобы не пачкать руки. Распределите раствор по всей поверхности основания для мозаики.[8]

    • Также можно наносить раствор непосредственно на каждый кусочек мозаики, словно смазывая бутерброд маслом. В таком случае прикладывайте кусочки мозаики на свое место к основе и прижимайте, чтобы зафиксировать их в нужном положении. Также это применимо и в тех случаях, когда вы крепите мозаику на клей из тюбика.
  4. 4

    Расположите кусочки мозаики на основе в соответствии с предусмотренным узором. Пока раствор все еще сырой, осторожно налепите на него кусочки мозаики, вдавливая их в раствор. Начинайте лепить мозаику с одного из углов узора и работайте рядами. Обязательно следите, чтобы промежутки между кусочками мозаики составляли около 3 мм или менее.[9]

    • Если вы используете в качестве мозаики элементы с вогнутой тыльной поверхностью, например, ракушки, не только смазывайте клеем приклеиваемые края, но и наполняйте внутреннюю сторону этих элементов клеем, прежде чем прикладывать их к основанию.
  5. Изображение с названием Do Mosaics Step 9

    5

    Дайте раствору застыть. Время ожидания будет зависеть от использованного раствора или клея, на который вы крепили мозаику, поэтому снова обратитесь к инструкциям и подождите ровно столько времени, сколько там указано. Когда раствор застынет, протрите мозаику влажной губкой, чтобы убрать следы раствора, которые могли остаться на ней.[10]

    • Если вы пользовались классическим цементным раствором для создания домашней мозаики, обычно достаточно выждать 24 часа. Уличную мозаику необходимо оставить в покое примерно на 72 часа.

    Реклама

  1. Изображение с названием Do Mosaics Step 10

    1

    Выберите затирку. Применение затирки (более жидкого аналога раствора) позволяет заполнить свободное пространство между кусочками мозаики. Также затирка помогает придать мозаичному узору более красивый единообразный вид. Затирка выпускается в различных цветах, кроме того, можно даже воспользоваться красителем и придать ей цвет самостоятельно, чтобы добиться идеального сочетания с мозаикой. Лучше всего применять затирку контрастного цвета, чтобы мозаичный узор выделялся.[11]

    • Если в качестве мозаики вы использовали текстурированные или пористые материалы, например, ракушки или неровные камни, то вам не нужно пользоваться затиркой.
    • Если у вас возникли сомнения по поводу цвета затирки, обычно наилучшим выбором является черный цвет, тогда как чисто белая затирка делает мозаичные узоры блеклыми. Если вы все же хотите воспользоваться светлой затиркой, попробуйте взять кремовый цвет.
  2. 2

    Приготовьте затирку. Приготовьте раствор по инструкции производителя затирки. Лучше всего выполнять данную работу на улице, так как это достаточно грязный и пыльный процесс. Наденьте резиновые перчатки, защитные очки и маску от пыли, чтобы обезопасить себя при подготовке раствора.[12]

  3. 3

    Нанесите затирку на мозаику шпателем. Застелите газетами рабочую поверхность и положите на нее свою мозаику. Покройте всю мозаику затиркой и распределите состав шпалетем, чтобы он заполнил собой все промежутки между кусочками мозаики. Затирки должно быть достаточно для того, чтобы заполнить все промежутки мозаики. Работать лучше всего на улице или в хорошо проветриваемом помещении.[13]

  4. Изображение с названием Do Mosaics Step 13

    4

    Дайте затирке застыть и сотрите излишки. Обратитесь к инструкциям, чтобы узнать, как долго будет застывать затирка. Обычно на это уходит всего около 20 минут. Затем следует протереть мозаику чистой губкой, смоченной теплой водой. Регулярно споласкивайте губку, стирая излишки затирки с поверхности мозаичной плитки.[14]

    • Если на мозаичной плитке остались разводы от затирки, уберите их при помощи нетканой салфетки, которая не оставляет ворсинок, или скомканного листа газеты. Удаляйте крупные куски затирки с мозаики при помощи кухонной нейлоновой мочалки, не оставляющей царапин, или небольшой деревянной палочки.
  5. 5

    Для защиты покройте мозаику лаком. Лаковое покрытие защитит мозаику от повреждений, особенно если речь идет об уличной мозаике, которая подвергается влиянию перепадов температур и изменению погодных условий. Также лак придаст мозаике блеск, который сделает цвета ее узоров более яркими.

    • Вместо глянцевого лака можно использовать матовый лак, если вы не хотите, чтобы ваша мозаика блестела.
    • Для надежной защиты мозаики ее необходимо покрыть 2–3 слоями лака.

    Реклама

Советы

  • Выбирая раствор или плиточный клей, остановите свой выбор на том продукте, который позволит вашей мозаике сохраниться на длительное время в той среде, где она будет находиться. Это особенно важно для тех случаев, когда мозаика будет располагаться на улице.
  • Если совершите ошибку, не бойтесь оторвать кусочки плитки и попробовать сделать все с самого начала.

Реклама

Предупреждения

  • Работая с мозаикой, используйте защитные очки и перчатки. Кусочки битой плитки имеют острые углы, а когда вы их ломаете или режете, важно уменьшить риск травмирования глаз или рук.

Реклама

Что вам понадобится

  • Кусочки битой плитки, специальная мозаичная плитка или иные мелкие объекты, которые можно использовать в качестве мозаики
  • Основа под мозаику
  • Карандаш или ручка, чтобы нарисовать необходимый узор
  • Копировальная бумага (необязательно)
  • Ручной плиткорез (необязательно)
  • Цементный раствор или плиточный клей
  • Мастерок
  • Шпатель
  • Затирка для плитки
  • Губка
  • Ведро теплой воды
  • Лак для мозаики
  • Газеты
  • Защитные очки
  • Резиновые перчатки
  • Маска от пыли

Об этой статье

Эту страницу просматривали 8790 раз.

Была ли эта статья полезной?

Хочу поделиться своим опытом создания мозаики на стене дома почти из ничего.
Вообще основная моя деятельность связана с фелтингом, но мне нравится работать с разными материалами, и я буду рада, если вы в этой публикации найдёте что-то полезное для себя.
Я создавала работу по своему эскизу и фиксировала процесс на всех этапах, и подумала, что мой опыт может кому-то пригодиться и вдохновить на что-то своё.
Впереди ещё почти целый месяц лета, и можно успеть сделать мозаику у себя на даче или даже внутри дома, как я теперь мечтаю!
Я расскажу про свою последовательность действий и все нюансы, с которыми столкнулась.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 1

Скажу честно, я не читала и не смотрела ничего по этой теме (скорее всего, есть способы сделать всё более правильно и технологично, но я их не изучала). Просто это мой опыт «чайника» и я им делюсь. Сама придумала — сама сделала — сама рассказала.

Что потребуется:

  • кусочки керамики (битая посуда, ненужные остатки керамической плитки);
  • плиточный клей (выбирать соответственно своим условиям — для наружных/внутренних работ);
  • шпатели (у меня был металлический для работы с клеем и несколько небольших резиновых для затирки);
  • затирка для швов (так же для наружных/внутренних работ — соответственно условиям);
  • плотная бумага (для эскиза и трафарета);
  • мел (для переноса рисунка на стену);
  • малярный скотч.

Я давно мечтала о мозаике, но как-то всё не доходили руки. А тут примерно с середины осени появилось моё небольшое хобби — занятие керамикой. И в ходе проб и ошибок и разных экспериментов, конечно, стали появляться изделия, которые треснули, раскололись или просто не отвечали моим требованиям. Я расстраивалась, но бережно складывала мою некондицию в коробочку ждать своего часа.

Ко всему этому дома тоже собиралась небольшая серия тарелочек и другой посуды в трещинах. У меня дома вся посуда цветная, нейтральной нет, поэтому и «материал» для моей мозаики соответствующий.

На фото ниже не всё, что я использовала. Что-то потом принесли друзья — блюдца с отколотыми краями или плитку, оставшуюся от ремонта в ванной. У мамы в сарае нашлась старая, ещё советская, б/у плитка очень классного синего цвета, что стало основой для фона моей картины.

В общем, собирали всё подряд.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 2

Изделия на фото реально с сильными дефектами, но их не все видно.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 3

Прежде, чем думать над сюжетом, я решила посмотреть — а сколько вообще у меня кусочков каждого цвета. От этого и отталкивалась.

Все эти изделия заворачивала в тряпочку и колотила молотком.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 4

Вот они, мои драгоценные кусочки.

Потом ещё добавилась плитка, и оттенков стало больше. Был момент, когда прикупила даже парочку тарелок в фикс-прайсе, когда мне не хватало каких-то цветов.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 5

Дальше я занялась эскизом мозаики.

А вот, собственно, процесс его создания, и прототип главного персонажа :)

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 6

Изначально у меня были наброски в небольшом формате. Здесь я переношу рисунок 1:1.

Размер мозаики 110*85 см.

В цвете эскиз не делала, т.к. всегда цветовое решение держу в голове.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 7

Я делала мозаику на стене веранды частного дома. Веранда кирпичная, стена поштукатурена цементным раствором. Я решила сделать мой рисунок в виде окна — на нем сидит кошка и мечтает о рыбке, рядом стоит ваза с цветами.

На фото ниже видно, какого формата будет моя мозаика. Расположение продиктовано ритмом окошек на стене дома и стенах самой веранды. Это как бы такое фальшивое «окно».

Общего вида не делала, так как дом сам в процессе ремонта.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 8

Вот оно, моё окошечко. И я сразу предполагала, что этот мой эскиз станет одновременно трафаретом для того, чтобы чётко перевести рисунок на стену (поэтому бумагу лучше брать плотную).

Сделала замеры и расположила эскиз на стене. Мелом обвела его границы.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 9

Теперь нужно перенести рисунок на уже подготовленную стену. Я придумала такой способ.

Покажу на примере вазочки.

Как я это делала: вырезала фрагмент из эскиза,

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 10

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 11

Прикладывала весь эскиз обратно к стене, и обводила контур необходимой детали.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 12

Саму деталь тоже не выкидываем.

На вазочке вырезала сердечко. Таким же образом обвела его контур на стене.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 13

А теперь приступаем непосредственно к мозаике.

Поскольку сначала мне было страшновато работать сразу на поверхности стены и подбирать узор из кусочков как бы экспромтом, я придумала следующий способ переноса рисунка.

Плиточный клей быстро схватывается — примерно за 15 минут, а на жаре ещё быстрее.

Берём деталь (в данном случае, сердечко), выкладываем на ней кусочки в порядке, который нам нравится, оставляя небольшие зазоры между кусочками по 2-4 мм.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 14

Готово.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 15

Теперь берём малярный скотч и заклеиваем внешнюю поверхность, стараясь не сдвинуть ни один кусочек.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 16

Все кусочки фрагмента сидят на малярном скотче. Теперь нужно взять плиточный клей (предварительно подготовить его, согласно инструкции) и шпателем нанести его на поверхность стены именно на этот участок рисунка (консистенция клея, толщина слоя и так далее — всё это делать согласно инструкции на упаковке).

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 17

Вот клей, который я использовала.

Но их большое множество. Самое главное — подобрать его для тех условий, в которых будет находиться мозаика. Поскольку у меня это наружная стена дома, я взяла плиточный клей для наружных работ, морозостойкий и влагостойкий.

Такой пакет 5 кг стоил примерно 100 р.

Небольшое примечание — сейчас в строительных магазинах есть много видов клея даже специально для мозаики. Этот клей белого цвета. Он заполняет промежутки между кусочками и сразу даёт эффект затирки между швами. Смотрится приятно. Но учитывайте, будут ли хорошо смотреться белые швы в вашем рисунке, если вы выберете такой клей.

Но я собиралась использовать затирку 2-х оттенков. Поэтому клей взяла обычный плиточный, серого цвета. А затирка была отдельным этапом.

У меня остался примерно 1 кг от этой упаковки.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 18

Итак, я нанесла клей на стену и приложила мой фрагмент. Кусочки мозаики прижала рукой и аккуратно стала удалять малярный скотч. Даже если всё приклеилось не совсем идеально — пока клей не застыл, кусочки можно двигать.

Вот, что получается в итоге.

Ниже, на примере кусочка фона, решила более подробно показать этот процесс.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 19

Я вырезала фрагмент фона. Его я делала такими блоками по частям.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 20

На этой заготовке снова расположила кусочки мозаики. Здесь у меня уже несколько их видов.

Когда результат меня удовлетворил, заклеила всё малярным скотчем.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 21

Намазала стену клеем, приложила кусок мозаики, прижала.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 22

И потихоньку снимаю скотч.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 23

Если положили многовато раствора — например, он выдавливается с краёв или между кусочками — лучше излишки снять. Я пользовалась шпателем и тоненькой палочкой.

Вот так выглядит готовый кусок мозаики.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 24

Дальше всё продолжается в том же духе. Думаю, всё понятно.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 25

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 26

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 27

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 28

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 29

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 30

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 31

Рисунок начинает просматриваться, и работать становится веселее.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 32

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 33

Поэтапно я продолжала переносить рисунок на стену с трафарета.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 34

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 35

Постепенно я приноровилась к выкладыванию мозаики и стала работать прямо на стене. Намазывала какой-то участок плиточным клеем и из имеющихся кусочков выкладывала узор на поверхности стены уже без таких заготовок на малярном скотче (в границах, которые очертила с помощью трафарета).

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 36

Дальше можно увидеть, как продвигалась работа.

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 37

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 38

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 39

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 40

Создаем оригинальную мозаику. Часть 1, фото № 41

На этом этапе я решила, что некоторые элементы рисунка (в основном на мордочке кота) хочу сделать цельными — слепить из глины и покрыть глазурью.

Это совсем не обязательно, но мне так захотелось, и у меня всё для этого было.

Продолжение по ссылке.


Download Article


Download Article

Mosaics are works of art created by using glass or ceramic tiles and grout to make a picture. Mosaics adorn the ceilings in cathedrals with elaborate details, but they can be found in a simple pattern on the coffee table in your home. With practice, you can create a custom mosaic all your own.

  1. Image titled Do Mosaics Step 1

    1

    Pick the base to glue the mosaic tiles on. You can make a mosaic on nearly any surface. It should be strong enough to handle the weight of your mosaic pieces and the glue and grout. Tables, planters, bird baths, or walking stones are all great options.[1]

    • Be sure to clean off any dirt or debris from your base before you use it. Use a damp sponge to scrub off any stubborn debris. Dry the base completely before you start applying the mosaic pieces to it.
    • Your base can be any shape, but be careful with very extreme curves because you will need very small mosaic tiles to fill the curves.
    • The best mosaic base for outdoor mosaics is concrete because it is the most weather-resistant. You can find thin concrete boards at your local building material store.
    • A mesh metal pizza tray works especially well for making decorative glass gem mosaics.
    • Terracotta bases are more risky for outdoor mosaics since they can be susceptible to freezing damage. If you want to make a mosaic on a terra cotta pot, for example, either take the pot inside in cold weather or apply several coats of sealant when you are finished to protect it from the elements.
  2. Image titled Do Mosaics Step 2

    2

    Select the material you want to use to make your mosaic design. The small pieces of material used in a mosaic art are called tesserae. They can be glass, stones, porcelain, seashells, or anything else you can find. If you don’t have any material lying around your house, try buying mosaic tiles in your local arts and crafts store.[2]

    • Consider the size of your mosaic base when collecting your mosaic pieces. If you are unsure, scatter the pieces across the base. They should be able to cover it fully.
    • If you are reusing materials for your mosaic, be sure to clean off any dirt or debris with soap and water. Let them dry completely before you begin the project.
    • You can also add other objects or decorations to your mosaic, like small ceramic flowers.
    • You can also used smashed china plates as mosaic tiles. Break one plate at a time with a hammer inside a plastic bag. Use a tile nipper to break the plates for more control over the sizes and shapes of the pieces. You will need 5-7 plates for a medium-sized mosaic, about 20 by 24 inches (51 cm × 61 cm). Cups don’t work as well for mosaics because they don’t end up making flat pieces so they are harder to arrange and glue down.[3]
    • Round glass gems are a kid-friendly mosaic tile because you won’t have to worry about sharp edges. You can find the gems in your local craft store. They are available in many different colors and sizes.[4]

    Advertisement

  3. 3

    Sketch your design on the base. Copy a mosaic pattern from a coloring book or make your own simple sketch. Remember that the more detailed the design, the smaller your mosaic tiles will have to be.[5]

    • If you’ve sketched something on paper first, transfer your design onto your base using tracing paper.
  4. 4

    Lay your mosaic pieces over your design before gluing them down. Place your mosaic pieces over the design to arrange them how you’d like and preview how they will look before you glue them on. Make sure the pieces are clean of any dirt or debris before laying them out.

    • You can further break your pieces with a hammer or tile nipper if need be.
  5. Advertisement

  1. 1

    Choose the right adhesive for the materials you are using. The traditional mosaic adhesive is cement-based mortar. It is made by mixing cement, sand, and water. But you can also use acrylic based adhesives, epoxy resins, or construction adhesives. Find the right adhesive for you at your local craft supply or hardware store. Start by looking at the “Applications” section on the label. You will need an adhesive that works well for your base and decoration materials.[6]

    • If you are making an outdoor mosaic, make sure your adhesive label states that it is water-resistant.
    • For mosaics that will regularly get wet, like shower floors, use thinset mortar.[7]
    • Acrylic-based adhesives are easy to use and very strong and good for slippery surfaces like ceramic and glass.
    • Epoxy resins work well on metals, but they can be messy to use and smelly.
  2. 2

    Mix your adhesive per manufacturer recommendations, if necessary. Check the label on your adhesive to find out if you need to mix it before applying. Mortar will need to be mixed beforehand, as will epoxy resins. A tube of acrylic adhesive is ready to use right away.

    • If you have a powdered adhesive, mix it up outside and wear a dust mask so you don’t inhale the dust particles.
  3. 3

    Spread the adhesive on the base with a trowel or spatula. Wear rubber gloves when handling adhesives to keep your hands from getting glued. Spread the adhesive over the whole surface of the base.[8]

    • You can also put the adhesive directly on each mosaic tile as if you are buttering it like a piece of toast. Apply the buttered piece directly to the foundation and press down to affix it in place. This also works well if you have an adhesive that comes in a squeezable tube.
  4. 4

    Arrange the mosaic pieces on top of your design. While the adhesive is still wet, gently affix the mosaic tiles by pushing them into the mixture. Apply tiles starting in one corner of the design and work across in rows. Make sure the gaps between the tiles are about 18 inch (0.32 cm) or less.[9]

    • If you are using concave mosaic pieces, like shells, coat the underside of the shell with adhesive and fill the body of the shell with adhesive before you place it on the base.
  5. Image titled Do Mosaics Step 9

    5

    Let the adhesive set. The time needed varies depending on the type of adhesive you used and where your mosaic will be, so check the label on your adhesive and follow the directions stated there. Once the adhesive is set, wipe the mosaic tiles with a damp sponge to clear away any extra adhesive material that may have risen to the top.[10]

    • Try to wipe the excess mortar as soon as possible after its set. If you wait until the adhesive cures completely (usually another 24 hours after it is set), it will be very difficult to wipe off the excess from the tiles.
    • If you used traditional mortar, 24 hours is usually enough time for indoor mosaics. Outdoor mosaics will need to set for 72 hours.
    • Acrylic adhesives and epoxy resins usually take between 12-24 hours to set completely.
  6. Advertisement

  1. 1

    Choose your grout. Adding grout, a fine textured version of cement mortar, will fill in the spaces between your mosaic pieces. It also unifies and enhances the design. Grout comes in many colors and you can even color the grout yourself to get the perfect match for your mosaic. It looks best if you pick a contrasting color so your design will stand out.[11]

    • If you used very textured or porous pieces, like shells or very uneven stones, you don’t need to grout your mosaic.
    • If you are in doubt about the grout color, black is usually the best choice, and pure white often drowns out the mosaic design. If you want a lighter color, try a cream-colored grout.
  2. 2

    Prepare the grout mixture. Mix the grout by following the instructions provided by the manufacturer. It’s best to mix the grout outside, since it can be a messy and dusty process. Wear rubber gloves, safety goggles, and a dust mask to protect yourself when mixing the grout.[12]

  3. 3

    Apply the grout using a spatula. Lay newspaper down on your work surface and place the mosaic on it. Cover the whole mosaic with grout, spreading it with a spatula and filling in the creases between the tiles. The grout should cover the mosaic enough to fill the gaps. Do this outside or in a well ventilated area.[13]

  4. 4

    Let the grout set and wipe away the excess. Check the label on your grout to see how long it will need to set. It should be set in about 20 minutes. Then, wipe the mosaic with a clean sponge and warm water. Rinse out the sponge regularly as you wipe away grout from the surface of the tiles.[14]

    • If there is any stubborn grout residue left on the mosaic, or if you wait too long after it sets to wipe it off, clean the excess grout off with a clean lint free cloth or a piece of crumpled newspaper. Remove big pieces of grout stuck to the mosaic pieces with a non-scratch nylon scouring pad or a small wooden stick.
  5. 5

    Apply sealant to the mosaic to protect it. This will coat the tiles and safeguard against damage, especially for outdoor mosaics subjected to fluctuating temperatures and adverse weather conditions. It also will give a high gloss shine that will make the colors stand out.

    • Let the sealant dry before using the mosaic.
    • You can also get a matte finish sealant if you don’t want your mosaic to have a glossy sheen.
    • Apply at least 2-3 coats of sealant to protect outdoor mosaics. Let the sealant dry between coats.
  6. Advertisement

Add New Question

  • Question

    Can I mosaic on glass windows?

    Kate Weaver

    Kate Weaver

    Community Answer

    Yes. You can create a glass-on-glass mosaic by gluing stained glass on clear glass. Use a clear bonding agent though. Then, grout it as shown in this post.

  • Question

    Can I use only glue to do mosaic?

    Community Answer

    You can use glue or caulk to affix pieces, but you will still want to use grout to smooth over the top and fill in the spaces between the pieces.

  • Question

    Can I make a mosaic on heavy paper board?

    Community Answer

    The paper would probably absorb most of the mortar water (which would cause it to dissolve). If you want to make a mosaic on paper, use some silicone-based glue.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • If you don’t want to buy the materials separately, you can buy a mosaic kit at your local hobby store.[15]

  • When selecting the mortar or grout, get products that will last a long time in the environment that will house your mosaic. This is especially true for mosaics that are outside.

  • If you make a mistake in your mosaic, don’t be afraid to pry the tiles off with a flat head screwdriver or a chisel and try again.

Advertisement

  • Wear safety glasses and use gloves while working on this project. The tile pieces can have sharp edges and, if you are breaking or cutting them, you want to reduce the risk of damaging your eyes or cutting yourself.

Advertisement

Things You’ll Need

  • Tile pieces or other small objects to use as mosaic tiles
  • Mosaic base
  • Pencil or pen to sketch the design
  • Tracing paper (optional)
  • Tile nippers (optional)
  • Mortar or other adhesive
  • Trowel
  • Spatula
  • Grout
  • Sponge
  • Bucket of warm water
  • Mosaic sealant
  • Newspaper
  • Safety glasses
  • Rubber gloves
  • Dust mask

References

About This Article

Article SummaryX

To make a mosaic, start by getting some pieces of glass, stone, porcelain, or any other material you want to use for your mosaic. Then, find a surface to create your mosaic on, like a table, a planter, or a walking stone. Once you have your materials, mix some mortar powder and water in a bowl and apply the mortar to the base you chose. Press the pieces into the adhesive in whatever pattern you desire and let it dry for 24-72 hours. Finally, apply grout in between the pieces and seal the mosaic with varnish. To learn how to apply the grout to your mosaic, keep reading!

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 582,251 times.

Reader Success Stories

  • Carrie Ritchie

    Carrie Ritchie

    Nov 3, 2017

    «It’s a great basic guide to use, especially for those of us who have never created a mosaic piece. It told me…» more

Did this article help you?

5465468

Содержание

  1. Что есть мозаика?
  2. Из истории мозаики
  3. Укладка
  4. О столешницах
  5. Изготовление
  6. Особые случаи
  7. Ракушки
  8. Скорлупа
  9. Примеры работ
  10. Нечто особенное
  11. В заключение
  12. > Обсуждение

Мозаика – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Первые образцы мозаики известны из Древнего Шумера, IV тыс. до н.э., см. рис. ниже. В наше время также находится много любителей-мозаистов, своими руками создающих высокохудожественные композиции, нередко из, казалось бы, самых неподходящих материалов.

Шумерская геометрическая мозаика

Шумерская геометрическая мозаика

Нужно сразу же заметить, что самостоятельное изготовление мозаики и укладка мозаики своими руками – вещи, в общем-то разные. Изготовление мозаики подразумевает производство всех ее компонент – основы, грунта, связующего, элементов набора, плюс разработка рисунка-шаблона. Под укладкой имеется в виду создание композиции из набора фабричного производства, в который входит все необходимое.

Укладка более популярна среди любителей, не наделенных художественными способностями. Мозаика – крайне трудоемкий вид искусства, поэтому картины из мозаики на готовые сюжеты из набора обходятся в десятки и сотни раз дешевле, чем такие же панно, выполненные на заказ мастером. Готовых наборов в продаже имеется огромное разнообразие. Некоторые мелкие фирмы, пользуясь компьютерными технологиями, комплектуют наборы на заказ по рисунку, представленному клиентом. Обходится это немногим дороже, чем набор промышленного производства, но уникальность гарантирована.

Имеется и достаточное число желающих сделать мозаику полностью своими руками. И не только ради повышения личного реноме. Освоение техник мозаики (а их немало) может положить начало собственному благополучию. Один из родственников автора, трудившийся в супермаркете за 22 000 руб., освоив 3 или 4 техники, быстренько для проформы прошел какой-то мастер-класс, получил оттуда «корочку» (точнее, карточку) и теперь месяц с чистым доходом в 200 000 считает не очень удачным. Это хотя и в миллионном городе, но все же в провинции. Плюс – ни начальства, ни графика смен и режима работы, а рабочая нагрузка втрое меньше.

Что есть мозаика?

Мозаика – наборный рисунок из мелких твердых элементов, закрепленных связующим, на твердой же основе. Поэтому композиции из лоскутков ткани (пэчворк), соломки, карандашей, пленки-самоклейки, ниток и т.п мозаикой считаться не могут, это аппликации. Точно так же рисунки из бисера на ткани и коже – не мозаика, а вышивка. Хотя и мозаика из бисера тоже есть, и мы о ней поговорим.

Примечание: искусствоведами молчаливо подразумевается, что мозаика весьма долговечна. Картина маслом без реставрации живет 200-400 лет, а шумерские мозаики дошли до нас в первозданном виде. Отсюда негласное условие – материалы для мозаики должны быть прочными и долговечными.

В отличие от интарсии, инкрустации, витража, каждый элемент мозаики отдельной смысловой нагрузки на себе не несет; собственно, мозаика – это пиксельная графика. Ее фрагмент – просто кусочек чего-то определенной формы и цвета, и по нему отдельно взятому никак нельзя определить, часть это крыла бабочки, листа дерева или кусочек шницеля. И, наконец, мозаика делается из неметаллических материалов. Металлические технологии – зернь, скань, филигрань – в корне отличаются от мозаичных и требуют отдельного разговора.

Из истории мозаики

Шумеры набирали свои мозаичные узоры из высоких узких четырехгранных пирамидок из обожженной глины, своего рода глиняных игл. Их вдавливали в основу из еще не застывшей глины необожженной, а торцы красили охрой, природным битумом и др.

Следующий шаг сделали греки. Они изобрели смальту – очень плотное и вязкое стекло. Благодаря высокой вязкости смальту можно было по особой технологии (см. далее) обкалывать без растрескивания. В зависимости от способа выплавки, смальта получается следующих видов:

  1. Прозрачная – окрашенное в массе окислами железа, хрома, кобальта, кадмия стекло.
  2. Опаловая (глухая) – то же, но с добавками двуокиси олова или моноокиси сурьмы; стекло получается молочным, опалесцирующим.
  3. Пятнистая и жилистая – из стекла нескольких оттенков путем спекания фрагментов; чаще всего боя и крошки.
  4. Золотистая и серебристая – спеченные в «пирог» два слоя стекла с металлической фольгой между ними.

Мозаика из Пеллы

Мозаика из Пеллы

Самой ценной считается смальта кустарной выплавки. Как раз нестабильность технологии дает ей внутренние переливы цвета, а всей картине – мерцающий блеск. Цветовая гамма смальты неограничена, а долговечность – тысячелетия. К примеру, мозаики из дворца в столице Македонии Пелле (см. рис.) дожили до современности без каких-либо признаков обветшания.

Римляне, переняв мозаику у завоеванных эллинов, настолько высоко ее оценили, что назвали opus musivum, т.е. произведение, посвященное сразу всем музам. Отсюда и современное название. Латиняне также начали набирать мозаики не только из смальты, но из квадратных кусочков природного камня. Это позволило делать мозаичные полы. Дело тут не только в том, что смальта царапается песком, но и в том, что она очень скользкая. Согласитесь, в термах или пиршественной зале-триклинии это уж вовсе ни к чему.

К сожалению, художественный уровень большинства римских мозаик не идет ни в какое сравнение с греческими, см. рис. ниже. Причина – крайняя трудоемкость, из-за чего мозаистами (мозаичист – невежественно-дилетантское выражение) в Риме были в основном художники рабского состояния. Им, понятное дело, было не до таких шедевров, как фаюмский портрет или помпейская «Поэтесса».

Римские мозаики

Римские мозаики

Византийская мозаика "Мальчик и осел"

Византийская мозаика “Мальчик и осел”

Следующий шаг в развитии мозаичного искусства сделала преемница Рима Византия. До начала наступления ислама золотом там только что улицы не мостили, и художники – свободные люди могли рассчитывать на достойную оплату своего труда, что породило исключительно выразительные композиции, вошедшие в мировую сокровищницу искусства, см. рис.

Византийцы же и внесли важное усовершенствование в технику выкладки: они стали набирать фон и обширные детали изображения из пересекающихся дуг, см. рис. слева. При рассматривании с некоторого расстояния рисунок терял «пиксельный» характер и выглядел совершенно живым.

Фрагмент византийской мозаики

Фрагмент византийской мозаики

Византийская мозаика нераздельно связана с древнерусской. Хотя смальта была очень дорога (Византия строжайше держала госмонополию на ее вывоз), известны древнерусские мозаики мирового значения. Но монголы полностью ее погубили, и мозаикой на Руси возрождающейся до М. В. Ломоносова изредка занимались только иноземные мастера.

В эпоху Возрождения мозаика вернулась в Италию. Высочайшего уровня мастерства она достигла во Флоренции (см. рис. ниже; правый фрагмент – современное панно по флорентийской технике). Итальянцы ввели в мозаику перспективу, которой в древнем мире не знали. Кроме того, они разработали состав связующего (см. далее), державшего набор на камне гораздо прочнее, чем ранее.

Флорентийские мозаики

Флорентийские мозаики

Мозаика из бисера

Мозаика из бисера

В период рококо мозаика получила импульс развития из Франции. Там начали широко использовать для набора морские ракушки, а с 1837 г. цветные фарфоровые и фаянсовые бусины, это т. наз. мозаика Эмо де Бриар (Emaux de Briare), см. рис., по названию фарфорового завода, существующего и поныне. «Пикселы» единообразной формы и очень мелкого размера позволяли выложить весьма точный рисунок с мягкими переливами полутонов. И, что еще важнее – по французской технике мозаикой возможно стало оформлять мелкие криволинейные поверхности.

Мозаика Эмо де Бриар

Мозаика Эмо де Бриар

Однако еще в середине XVIII в., в 1750-70 гг., мануфактура Ван Зелова производила мозаичные панно из бисера методом обратной укладки (см. далее) на вощеную бумагу с последующим переносом на основу. Секрет этой технологии после смерти основателя был утерян (непонятно, как они фиксировали бисер воском без потери его адгезии к связующему), но в наши дни возродился на основе скотча и силикона, см. рис. справа.

Мусульманская мозаика

Мусульманская мозаика

Ислам

Мусульманским художникам под страхом посажения на кол запрещалось изображать что-либо живое. Взамен этого они довели до невероятной изощренности узор. В мозаику же мусульмане ввели новые материалы. Во-первых, изразцы, которые мы называем кафелем. Керамическая мозаика на сегодняшний день – самая распространенная и востребованная. Во-вторых… яичную скорлупу. Техника мозаики из скорлупы несложна, мы о ней расскажем, а мозаики из окрашенной скорлупы держатся столетия, см. рис.

Фотопортрет Льва Толстого работы Прокудина-Горского

Примечание: снимок на рис. выше сделан в период 1905-1915 гг. М. С. Прокудиным-Горским, учеником Д. И. Менделеева и одним из пионеров цветной фоторафии. Его жизнь и деятельность – отдельная тема, но примечательно, что в процессе создания цветного изображения использовалась микроскопическая мозаика из зерен крахмала (кристаллический крахмал прозрачен), окрашенных в базисные цвета – красный, синий, зеленый. На рис. слева – фотопортрет Л. Н. Толстого работы Прокудина-Горского.

Русская мозаика

До Екатерины II мозаики на Руси делались крайне редко из-за дороговизны материала и работы. М. В. Ломоносов, не только гениальный ученый, но еще и незаурядный художник и поэт, разработал оригинальные технологии выплавки смальты и основал мозаичную мануфактуру. Сохранилось немало его работ; в мировой фонд вошла «Полтавская баталия», см. рис. К сожалению, после смерти Ломоносова мозаичное дело заглохло до середины XIX в., когда Николай I повелел перевести в мозаику иконы Исаакия.

Мозаика М. В. Ломоносова "Полтавская баталия"

Мозаика М. В. Ломоносова “Полтавская баталия”

Пришлось привлекать итальянцев из студии Ватикана, и туда же послали на обучение своих. В 1851 г. была открыта Мозаичная мастерская Академии художеств, существующая и поныне. Из нее вышло немало панно выдающихся достоинств, но работы по Исаакию затянулись до революции, а после революции – до наших дней.

Современность

Современная мозаика в художественном отношении широко использует находки пуантилизма, импрессионизма и разного рода абстрактно-модерновых течений в изобразительном искусстве. Кубизм как будто нарочно создан под мозаику. Есть даже термин – мозаика ар нуво (art nouveau, новое искусство).

Что касается техники, то в обиход мозаистов сразу уверенно вошел керамогранит. Работают с ним та же, как со смальтой и кафелем. Традиционные минеральные связующие на яйце все более вытесняются ПВА и силиконовым клеем. Тысячелетия они вряд ли продержатся, но и дома сейчас строят не на века.

У клееных мозаик есть важное достоинство – ремонтопригодность, вплоть до полной разборки и сборки на новом месте. Если китайцы доведут до серийного выпуска свой гигантский 3D принтер, то в строительстве произойдет революция неслыханных масштабов. И клееные мозаики в нее органично впишутся как изысканный способ декора, придающий жилищу уникальность.

Укладка

Укладка мозаики необходима как для фирменной готовой, так и для самодельной. Поэтому с нее и начнем технологические темы, тем более, что процесс этот не сложен. В сущности, мозаику прямым способом выкладывают так же, как и плитку.

Прямая

По прямому способу фрагменты изображения выкладывают лицевой стороной вверх/наружу. Мозаика на полу выкладывается, как правило, по месту. Панно на стенах сейчас часто выкладывают на сетку из стеклоткани, а затем переносят на место; изображение удобнее набирать в горизонтальном положении. Мозаика по сетке собирается только на клее. Затирку швов делают после наклеивания всего панно на основу.

Примечание: укладка на сетку для переноса на криволинейные поверхности непригодна – при изгибании набор растрескивается. Изогнутую мозаику выкладывают только по месту.

Материалы для прямой мозаики из стекла и керамики – обычные плиточные: раствор или клей, затирка. Для клееной мозаики в ванной клей нужно брать силиконовый. Он, во-первых, не только водостоек, но и водонепроницаем; во-вторых, имеет в застывшем виде консистенцию плотной резины. То и другое важно для набора из мелких фрагментов зачастую неправильной формы. При укладке обычного кафеля регулярной формы покрытие держат и швы, а в мозаике – нет.

По этой же причине поверхность основы должна быть совершенно ровной и несколько шероховатой, во-первых. Заглаживания болгаркой с чашеобразным кругом недостаточно, нужна еще и пескоструйная обработка. Во-вторых, основа должна быть идеально обезжирена; если там проступают жирные пятна от старой масляной краски, лучше выбрать другой способ отделки. И, наконец, на основе не должно быть следов ржавчины, резины, цементного молока и т.п. В завершение подготовки основу обрабатывают грунтовкой глубокого проникновения по бетону или камню.

Склейка шаблона для мозаики

Склейка шаблона для мозаики

Затирка, особенно если набор из стекла и кусочков зеркала, нужна без песка, иначе он поцарапает фрагменты. После схватывания затирки ее следы с лица удаляют мягкой (фланель, бязь, х/б, фетр) влажной ветошью без нажима; такой же, но совершенно новой и чистой, полируют после полного застывания связующего и затирки.

Обратная

Художественная мозаика на криволинейных поверхностях небольшого размера выкладывается чаще всего обратным способом. Для него необходим прежде всего рисунок-шаблон в зеркальном отражении; при укладке прямым способом можно при некотором опыте работать и на глаз.

Оригинал рисунка сканируют или фотографируют, в фотошопе выводят в нужный размер, разбивают на куски А4 и распечатывают в цвете, это намного облегчит выкладку. Поля фрагментов обрезают с двух сторон, образующих правый верхний угол, а к левому нижнему подклеивают следующие листы, см. рис. При печати на обычном домашнем принтере любого типа контуры по краям листов не сойдутся на 1-2 мм, так что нужно следить, чтобы расхождение не превысило половины размера элемента набора.

Примечание: лучше листы сначала разложить на сухую, свести контуры, и, не разбирая по листам, склеить канцелярским клеем-мазилкой.

Далее рисунок застилают прозрачной пленкой-самоклейкой листами встык, клеевой стороной вверх. Защитную пленку снимают постепенно (клеевой слой на воздухе через 3-10 мин теряет липкость) и выкладывают на нее элементы набора лицом вниз согласно рисунку; тут же прижимают. Каждый элемент нужно класть сразу точно на место, это требует верной руки.

Примечание: старый способ обратного набора – рисунок покрывают обычным мучным клейстером; сквозь его тонкий слой рисунок просвечивает. Но на клейстере материалы держатся неважно, а многие и вовсе им не клеятся. Во многих источниках рекомендуют воспользоваться некими клеями на латексной основе, но конкретных марок таковых доискаться не удается.

Второй способ, не столь затратный – рисунок выстилается на пластиковой пленке (чтобы не промочило пол или стол) и покрывается по частям яичным белком. По выкладке обратный набор на белке сушат сутки-двое. Стекло и керамика на белке держатся слабовато, поэтому перенос набора на основу нужно делать осторожно, и панно нужно разбить на части размером с книгу, что не всегда возможно.

Затем готовят основу, покрывают ее связующим и переносят на нее набор; то и другое – по частям. При наборе на самоклейку одна его часть может быть размером до А3. Для переноса набор разрезают монтажным ножом на части допустимой величины по промежуткам между фрагментами. Каждую часть аккуратно, но плотно прижимают к основе, чтобы детали набора вдавились в связующее.

Примечание: валиком или любым способом прижима, создающим боковое усилие, пользоваться нельзя. Нужно давить ладонью через прокладку из микропористой резины толщиной от 12 мм, или ровной дощечкой, обтянутой войлоком.

По полном застывании связующего (не менее 3 суток для силикона и не менее 20 суток для старинного раствора, см. далее) самоклейку снимают, а остатки скотча удаляют ваткой, смоченной этиловым спиртом или растворителем для нитролака (646, 647). Если набор был на клейстер или белок, бумагу размачивают губкой, обильно пропитанной водой, а остатки клея смывают губкой средне влажной. Затирку швов и полировку делают, как при прямом наборе.

Примечание: перед нанесением связующего каменную или бетонную основу смачивают макловицей (широкой мягкой флейцевой кистью), а при прямом наборе по месту каждый его элемент перед укладкой окунают в воду. Каждый фрагмент обратного набора на самоклейку непосредственно перед постановкой на основу можно сбрызнуть водой из пульверизатора для комнатного садоводства, он дает не видимые брызги, а туман.

Видео: выкладка мозаики

О столешницах

Столешницы из мозаики сейчас вновь в моде. Мозаичная мебель была чрезвычайно популярна в Европе в конце XVII – начале XIX вв. Однако в музеях сохранились лишь единичные ее экземпляры, а большинство не пережило своих владельцев. Причина проста – минеральные мозаики и органическая основа совершенно не согласованы между собой по температурному коэффициенту расширения, влагопоглощению и прочности.

Для столешниц и мозаики на мебели вообще можно порекомендовать лишь три способа. Первый – пластик на жидких гвоздях или монтажном клее. Технология элементарна, красить белый ПВХ можно красками для граффити из баллончика. Но пластики держат вид не более 5-7 лет, а потом начинают растрескиваться и выгорать.

Второй – мозаика из яичной скорлупы в технике кракле. В старину ее не применяли, не было достаточно стойкого клея. Сейчас можно считать вполне апробированным на долговечность ПВА; букинисты его уже без опаски применяют для реставрации книг вместо костного или рыбьего. О мозаике из скорлупы мы далее поговорим подробнее.

Третий – из алебастрово-клеевой смеси. Хватит такой мозаики хорошо, если лет на 10 при бережном пользовании, но ее очень легко изготовить и заменить. Состав:

  • Синтетический столярный клей в порошке (который растворяется в холодной воде) – 1 вес. ч.
  • Чистая вода комнатной температуры – 4 части.
  • Строительный алебастр – 6 частей.
  • Пигмент; желательно акриловый – до нужного тона.

Отливка элементов мозаики

Отливка элементов мозаики

Клей растворяют в воде, затем порциями при перемешивании добавляют алебастр до консистенции жидкой сметаны; после этого – пигмент. В растворе клея алебастр схватывается не так быстро, как в простой воде, но замес нужно успеть затворить не более чем за 5 мин и готовить порциями по 200-300 мл.

Далее берем резиновый придверный коврик с квадратными ячейками и выливаем в него смесь, см. рис. Разравниваем резиновым шпателем. Сушка продолжается не менее 36 час. По застывании смеси коврик слегка изгибаем, и «фишки» сами вылезут из гнезд, как кубики льда из формочки.

Клеятся такие «пикселы» на ровную зашкуренную деревянную поверхность ПВА для стекла и камня (не канцелярским) или жидкими гвоздями. Алебастрово-клеевой компаунд не пачкается, поэтому дополнительной лакировки не требуется, хотя пропитка водно-полимерной эмульсией не помешает.

Видео: отделка столика мозаикой

Изготовление

Изготовление мозаики своими руками начинается с заготовки элементов набора. Чаще всего это квадратики от 1х1 см до 5х5 см. Их можно и нужно заготовить впрок, чтобы потом не отвлекаться от работы творческой.

Тут встает задача: как нарезать кусочков одинакового размера? Советы воспользоваться клещами, бокорезами, стеклорезом исходят, вероятно, от людей, которые сами не пробовали – а что же так получится?

«Пикселы» мозаики нужно колоть, как смальту. Для этого применяют специальное приспособление – закольник, см. рис. Кстати, там видно, что это вовсе не ручной инструмент закольник, которым пользуются скульпторы. Дорогую смальту покупать не нужно: кафель тоже очень вязок и колется так же. Бой кафеля в строительной фирме или магазине продадут за копейки или вовсе даром отдадут, а на закольнике можно наколоть кусочков на мозаику из кафеля, не уступающую византийским, был бы вкус.

Наколка плитки и смальты для мозаики

Наколка плитки и смальты для мозаики

Примечание: точнее и легче всего колется керамогранит. Учитывая его высокую стойкость и долговечность, начинать осваивать «настоящую» мозаику лучше с керамогранита, а рисунок выбирать по цветовой гамме материала.

Работают с закольником так:

  1. От неправильного кусочка откалывают частицу, чтобы получился прямой край.
  2. Передвижной упор выставляют на нужный размер.
  3. Накалывают полосок одинаковой ширины.
  4. Из полосок накалывают кусочки.

На первый взгляд просто, но есть тонкости. Во-первых, бить нужно не точно против острия клина, а со сдвигом к упору примерно на половину толщины материала, который должен работать при ударе не на сжатие, а на сдвиг, только тогда излом получится ровным и гладким. Во-вторых, если изготавливается стеклянная мозаика (на закольнике можно колоть зеркальное стекло), нужно учесть лучепреломление в нем, как показано на врезке справа вверху, иначе стекло будет трескаться и крошиться, а не ломаться.

В-третьих, клин. Его острие должно быть острым; если оно промнется (стекло и керамика тверже металла), опять пойдут трещины и крошка. В старину клин закольника делали из сильно науглероженной инструментальной стали (можно сделать из напильника), он довольно скоро выкрашивался, и его приходилось менять. Сейчас на клин хорошо пойдет обломок лезвия гильотинных ножниц с победитовой или другой твердосплавной напайкой, такой клин практически вечен.

О мозаичной плитке: фабричной и самодельной

В продаже есть специальная мозаичная плитка. Это тот же кафель, только мелкого размера, от 1 до 5 см. Стоит он за квадрат гораздо дороже обычного. Если денег не жалко, можно купить и не вырабатывать навыки колотья самому. Однако элементы набора, изготовленные на закольнике, ничем не уступают заводской плитке для мозаики. В размер выходит даже точнее, т.к. обжига в форме нет и плиточки не ведет от нагрева. А углы выходят очень острыми, что позволяет набрать бесшовный рисунок. Наклоняя же упор, можно получать кусочки косые, пригодные для набора кривых линий.

Примечание: бесшовный набор выходит достаточно прочным только на силиконе. При укладке на минеральное связующее или другой плиточный клей нужно давать швы хотя бы в 1 мм. Готовых крестиков для уголков такого типоразмера в продаже почти не бывает, так что придется выкладывать рядами, пользуясь самодельной линейкой из крышки ПВХ короба и вкладышами из нее же. Но о византийской технике тогда нужно забыть.

Связующее

Старинные мозаичные панно выкладывались на известково-глиняном растворе с модификатором:

  • Известковое тесто – 1 часть.
  • Жирная глина – 0,3 части.
  • Карьерный или горный чистый белый песок, промытый и прокаленный – 3 части.
  • Битые яйца со скорлупой – 3-6 шт. на ведро раствора.

Песок просеивался сквозь сито с ячеей 1/100 дюйма, прибл. 0,25 мм. После добавки яиц раствор перемешивался до полной однородности, частиц скорлупы не должно было быть видно; скорлупа служила своего рода индикатором гомогенности. Яйца в смеси вовсе не гнили, как думают невежды. Органика взаимодействовала с силикатами глины, образуя очень прочную и водонепроницаемую пропитку всего конгломерата. Гнилостным, и любым другим, бактериям не позволяла развиваться известь.

Известково-глиняный раствор на яйце набирал полную прочность спустя несколько лет. В наше время нет необходимости тратить ценный пищевой продукт и долго оберегать плод тяжких трудов от случайных воздействий. Плиточный клей на цементной основе веками еще не проверен, но выложенная на нем мозаика из плитки держится на открытом воздухе по крайней мере несколько десятилетий.

Мозаика племени уичоли

Мозаика племени уичоли

Что же касается мозаики из стекла, то ее нужно выкладывать на клее без цемента. Дешевле всего – ПВА для стекла и камня. На нем можно собирать мозаику в жилых помещениях. Для наружки более подходит этиленвинилацетатный клей (ЭВА) в виде расплава сополимеров, он несколько дороже. И, наконец, для кухонь, ванных и других помещений, где, помимо стойкости к резким колебаниям температуры и влаги, требуется полная водонепроницаемость – силиконовый клей строительный. Аквариумный еще лучше, но его тюбик на 10 мл стоит около 20 руб.

Мозаику из бисера или пластика можно положить на тот же ПВА, но лучше использовать нитроклеи: монтажный, «Момент», 88-й. Кстати, прославленные мастера современной мозаики из бисера – индейцы племени уичоли, одно из их изделий см. на рис. – давно уже отказались от поклейки древесной камедью и вовсю пользуются силиконом и нитроклеями.

Видео: изготовление и выкладка мозаики

Особые случаи

Ракушки

Наборная мозаика из ракушек

Наборная мозаика из ракушек

Мозаика из ракушек ныне переживает второе рождение благодаря тому, что мозаисты перешли от выкладки узоров из раковин к созданию выразительных образов, см. рис. Декор мозаикой из ракушек придает тонкий изыск любому интерьеру. Набирается рисунок на любую основу на ПВА или силиконе.

Как материал используются раковины мелких морских двустворчатых моллюсков – шаровки, горошинки, мелких гребешков, венусов, венеруписов; из пресноводных – дрейссены. В дело идут и раковины некоторых брюхоногих, в основном улитки-верши (насса, Nassa sp.)

Наиболее известны наборная и насыпная техники, о которых ниже. В том и другом случае возможно включение в рисунок контуров из морского песка, большую часть которого составляет мелкобитая ракушка. Для яркого белого фона или, допустим, Солнца при контражурном освещении (см. рис. ниже) используют коралловый песок, который фактически тот же известняк в модификации арагонита, что и в раковинах тепловодных моллюсков.

Насыпная мозаика из ракушек

Насыпная мозаика из ракушек

Инструмент

Для обработки раковин используется специальный инструмент, большей частью самодельный, см. рис. Пилка слева вверху – не ножовка по металлу, а миниатюрный лобзик, т. наз. янтарный; рукоятку держат двумя пальцами. Его не обязательно искать в продаже, можно сделать самому из велосипедной спицы.

Инструмент для обработки раковин

Инструмент для обработки раковин

Подготовка материала

Уже при сборе раковинки нужно грубо отсортировать по цвету и размеру. Белые с светло-серые отложить отдельно, их можно будет подкрасить, см. ниже. Песок нужно промыть с кипячением несколько раз, пока вода над ним не станет почти прозрачной, затем прокалить в духовке на противне и просеять сквозь разные сита для разделения на фракции. Промывать нужно порциями по стакану-два, иначе процесс затянется до бесконечности.


Примечание:
не пренебрегайте тусклыми раковинами морского черенка солена, см. рис. ниже. Из них, подкрашенных, получаются мозаики «штакетного» вида.

Раковина морского черенка

Раковина морского черенка

Далее очищают раковины. Крупные с темным наружным слоем – периостракумом – из рогопобного вещества конхиолина (пресноводные беззубки, перловицы) обрабатывают мягкой кистью 15% раствором соляной кислоты. Размякший конхиолин счищается инструментом до перламутра. После кислотной очистки раковины нужно немедленно окунуть в раствор пищевой соды (2 чайных ложки на литр) и вымочить в чистой воде, меняя ее не менее 5 раз через полчаса.

Мелкую ракушь обрабатывают полчаса-час в разбавленном вдвое столовом уксусе; далее, если тонирование не требуется – нейтрализуют кислоту и промывают, как перламутр. Если нужно подкрасить, то анилиновый краситель разводят в холодной воде, заливают раствором ракушь так, чтобы он ее едва покрывал (для повторного использования раствор непригоден) и доводят до кипения. Ракушь на тонирование пускают сразу после кислоты, а по остывании раствора промывают под струей воды, нейтрализуют кислоту, вымачивают и сушат.

Примечание: подкрасить коралловый песок таким способом нельзя, но ракушечный можно. Раковины моллюсков состоят из чередующихся тончайших слоев конхиолина и кальцита или арагонита. Тонирование происходит за счет проникновения красителя по микротрещинам известковых слоев в конхиолиновые. А коралловый песок – продукт разрушения скелетов коралловых полипов. Это плотный минерал, в котором конхиолина нет.

Набор

Для наборной мозаики из ракушек их нужно вчистую рассортировать по цветам и размерам. Это самая скучная и утомительная часть работы, т.к. на панно 40х60 см требуется более 5000 раковин. Набирают на клей с придавливанием. Контуры под песок либо отгораживают удаляемыми потом полосками картона, либо прикрывают шаблоном из того же картона или гипсокартона, обернутым тонкой полиэтиленовой пленкой, чтобы не приклеился намертво.

Насыпка

Изготовить насыпную ракушечную мозаику проще. Во-первых, не нужна поштучная сортировка материала, достаточно более-менее точно рассыпать по колерам. Насыпку ведут на свежий клеевой слой, подбавляя разных цветов и распределяя насыпку пальцем, как размазывают акварель. Контуры под песок выгораживают тем же способом.

Клей лучше брать силиконовый, медленно сохнущий. Перед насыпкой песка рисунок равномерно придавливают дощечкой, затем смазывают клеем песчаные участки, сыплют песок и придавливают. По застывании клея (3-5 суток) с панно отряхивают не приклеившиеся излишки; если нужно – подклеивают материал в провалы (лакуны). После окончательной сушки – готово!

Скорлупа

Подготовка

Технику подготовки яичной скорлупы для мозаики кракле (иногда говорят на английский лад – краке, от crack) иллюстрирует рисунок. Скорлупу сначала выдерживают сутки-трое в растворе пищевой соды, это размягчит органику. Затем остатки белка удаляют кистью (поз. а). Внутреннюю пленочку из скорлупы удалять не нужно! Красят в нужные цвета красителем для пасхальных яиц; лучше брать скорлупу от съеденных крашенок, там краска прочнее держится.

Подготовка скорлупы для мозаики

Подготовка скорлупы для мозаики

Далее на ровную деревянную дощечку, размером не обязательно в размер панно, кладут лист бумаги или пластиковой кальки шероховатой стороной вверх, смазывают ПВА, выдерживают до желатинизации (тягучего отлипа, это 3-15 мин). Раскладывают скорлупки выпуклостью вверх с промежутками в их размер, накладывают такую же дощечку и плотно придавливают, расплющивая скорлупки, поз. б.

Примечание: нитроклеи («Момент» и т.п.) использовать нежелательно. Через год-два-три клеевой слой становится хрупким и рисунок портится от малейшего воздействия.

Через 10-20 мин верхнюю дощечку снимают и скорлупки выглаживают гладилкой – деревянной палочкой с закругленным концом, поз. в. Затем ту же дощечку снова накладывают и держат пакет под гнетом до полного высыхания клея, поз. г. Дальше накладываем тонкую бумагу (папиросную, газетную без текста или самую тонкую писчую, непроклеенную) на жиденьком мучном клейстере, поз. д. Осталось нарезать ножницами кусочков под рисунок и приступить к укладке, поз. е.

Укладка

Выкладывают рисунок тоже на ПВА. После полного высыхания клея покровную бумагу размачивают и снимают, затем мягкой влажной губкой смывают остатки клейстера. Теперь нужно подождать несколько суток, пока скорлупа полностью не высохнет, чтобы приступить к предпоследнему этапу – проявлению мелких трещинок-кракелюр.

Кракелюры проявляют тушью, капая ее из пипетки. Сразу видно, как тушь расходится по трещинкам. Когда проявка остановилась, капают на соседний участок, и так до конца. Теперь нужно выждать несколько минут и мягкой влажной губкой снять остатки туши с поверхности; возможно, потребуется несколько проходов, но движения должны быть легчайшими, без нажима! Рисунок еще не набрал прочность!

Суть способа такова: в состав туши входят шеллак и желчь. Благодаря желчи тушь растекается по мельчайшим трещинам, а шеллак, полимеризуясь, придает набору прочность. При свободном доступе воздуха шеллачный слой выйдет слабым и смоется, но по трещинкам прихватит очень прочно. Поэтому ждем еще сутки-трое и только теперь приступаем к завершению – полировке.

Мозаика-кракле из яичной скорлупы

Мозаика-кракле из яичной скорлупы

Полируют скорлуповую мозаику мелованной бумагой. Любые другие абразивы, даже такой деликатный, как войлок, могут протереть тонкую скорлупу насквозь (особенно если яйца от фабричных кур). В состав же мелованной бумаги входят мел и каолин, минералы мягче скорлупы. Но тереть нужно все равно понемногу и без нажима.

Как видим, просто, но труда требует кропотливого. Зато в результате может получиться столик с изображением вроде того, что на рис. Слюнки потекли? И, схваченный шеллаком, прослужит он не менее 15 лет, ведь благодаря желчи тушь проникнет и в поры скорлупы с изнанки.

Примеры работ

Здесь на рис. примеры самодельных мозаик. Первая слева – скорлуповая столешница. Сюжет не на гурмана, но для журнального столика в будуаре в самый раз.

Самодельные мозаики

Самодельные мозаики

Второй слева – ванная с мозаикой из фабричной 5-см плитки. Укладка плитки-мозаики в таком случае имеет некоторые особенности. Первая – выбор рисунка. Дельфины с наядами хорошо смотрелись в огромных римских термах даже грубовато выполненные, но современные ванные не дают необходимого для восприятия таких сюжетов ощущения простора.

Вторая – использование черной затирки на белом фоне позволило обойтись стандартными 3-мм крестиками и обычной плиточной техникой. Кстати, рисунок для таких больших мозаик распечатывать по листам толку нет. Нужна одна распечатка А4, чтобы держать ее перед глазами. А на стене набрасываются карандашом или маркером только контуры. Для пущей надежности можно каждый кусок отметить галочкой соответствующего цвета, цветным карандашом или фломастером.

Следующая поз. – раковина из мозаики. Здесь тоже не без тонкостей. Посмотрите на любую готовую раковину. Там обязательно найдутся изгибы малого радиуса, хотя бы по краям, на которые никакая мозаика не ляжет. Т.е., основу для раковины нужно делать самому под мозаику.

Чаще всего для этого советуют воспользоваться деревом. Но, во-первых, в условиях постоянной влажности оно быстро начнет гнить и осклизнет. Во-вторых, сделать из дерева изделие сложной формы с плавными обводами возьмется далеко не каждый столяр, не говоря уже о самодельщиках.

Поэтому под заготовку для мозаичной раковины лучше брать экструдированный пенополистирол, ЭППС. Он прочен, как древесина, но обрабатывается легко, как пенопласт, стоек к влаге, не порист, а потому гигиеничен. Листы до нужной толщины без проблем склеиваются ПВА, но собственно мозаику нужно укладывать на силиконе. Любое другое связующее создаст благоприятную среду для микробов.

И, наконец, последняя поз. – мозаика из битого кафеля как он есть, только кругляши обточены на шлифмашинке. Благодаря развитому вкусу автора и тщательному подбору фрагментов, рисунок получился весьма симпатичным.

Видео: пример декора мозаикой цветочного горшка

Нечто особенное

Иногда хочется создать что-то совсем уж свое, чтобы все, как говорится, ахнули. Необычная мозаика своими руками может быть создана достаточно просто, и даже бело всякого инструмента. Для этого нужна прежде всего доска из мягкого дерева или хвойной фанеры, а доску нужно выкрасить тушью в черный цвет. Тушь даст глубокий темный фон, как у экрана выключенного дисплея.

Мозаика из канцелярских кнопок

Мозаика из канцелярских кнопок

Пикселами будут обычные канцелярские кнопки со слегка выпуклыми шляпками-грибками разных цветов; они же бывают серебристыми и золотистыми. Кнопки-шпеньки с высокими шляпками позволят за счет игры света между ними добиться достаточно тонких полутонов и выразительности образа, как на рис.

Но учтите – на картинку 320х200 пиксел понадобится 64 000 кнопок, а для 640х480 – 307 200, без учета отхода согнувшихся. Размер панно будет, считая диаметр шляпки в 8 мм, 2,56х1,6 м в первом случае и 5,12х3,2 м во втором. Времени на работу – прикиньте сами. Но зато огрехи исправлять легко – выдернул, новую воткнул.

А самая необычная из мозаик состоит из трех-четырехгранных пирамидок, грани которых окрашены в разные цвета. Собирают ее противоположно шумерской: пирамидки основаниями приклеивают на основу. В зависимости от того, с какой стороны падает свет, рисунок совершенно меняется. Сложность работы и трудоемкость – неимоверные; таких мозаик во всем мире насчитываются единицы, при том, что разрабатывались они на компьютерах.

В заключение

Мозаика – один из самых сложных видов искусства. В одной статье можно только, что называется, пройтись по верхам. Надеемся, что, если вас увлечет мозаичное дело, изложенный материал пойдет вам на пользу.

***

© 2012-2022 Вопрос-Ремонт.ру

Загрузка…

Бесплатное ОБУЧЕНИЕ в artworker school

Видеоуроки по созданию мозаики. Различные материалы и профессиональные инструменты — все это в наших видеоуроках.

1.1. Все о мозаике. Краткая история мозаики.

Первый урок поведает об истории мозаики. В нем мы кратко расскажем откуда появилась мозаичная техника, как развивалась, какие материалы использовались изначально и как техника изменилась до нашего времени. Если видео вам понравится, и вы захотите узнать еще больше о истории мозаики, о знаменитых памятниках и произведениях — посмотрите наши бесплатные онлайн-лекции «Мозаика Равенны»!

1.2. Все о мозаике. Материалы для мозаики.

Во втором уроке мы рассмотрим следующие материалы для мозаики — натуральный камень (мрамор), смальта и стеклянная мозаика (плитка). Как и где применяются, как обрабатывается материал и многое многое другое.

Хотите научиться собирать мозаику из разных материалов?

Наш онлайн-курс «Основы мозаики» поможет вам научиться работать с тремя различными материалами. Вы узнаете новые способы монтажа, попробуете профессиональные инструменты для мозаики и соберёте три полноценные работы! Также вы можете пройти профессиональное обучение в нашей школе и освоить все необходимые техники и материалы для мозаики.

1.3. Все о мозаике. Инструменты для мозаики.

Третий урок посвящен инструментам для работы с мозаикой. Подробно расскажем об итальянских, российских и китайских инструментах. Покажем какие инструменты используются при изготовлении мозаики, а именно расскажем про молоток для смальты, харди, кусачки. Инструменты для мозаики можно подробнее изучить на нашем сайте инструментов и материалов для профессиональных мозаичистов artworker.shop.

1.4. Все о мозаике. Клеи и затирки для мозаики.

В четвертом уроке мы расскажем на какие клеи можно монтировать мозаику и какой затиркой лучше затирать. Почему стоит выбрать тот или иной клей или затирку, особенности каждого из этих материалов. Рассчитать необходимое количество затирки на площадь работы можно при помощи нашего специального калькулятора.

Поддержите наш проект
бесплатного обучения мозаике!

Средства, полученные через данную форму, будут потрачены на создание новых бесплатных обучающих материалов.
Вы можете ввести любую удобную для вас сумму.

Пожалуйста, напишите ваше имя и e-mail (если хотите остаться анонимным спонсором, можете указать некорректные данные), чтобы мы знали, что именно вы поддержали наш проект.
Спасибо, за ваш отклик!

Тысячи других пользователей будут вам благодарны, просматривая контент, созданный с помощью вашей поддержки!

1.5. Все о мозаике. Техники набора мозаики.

В последнем уроке из серии мы расскажем о техниках набора мозаики. Вы узнаете главные отличия обратного набора от прямого и в каких случаях применяется тот или иной вид набора в мозаике.

Попробовать все техники набора на практике, вы можете пройдя наш онлайн-курс «Основы мозаики».

Данные видеоуроки рассчитаны на тех, кто только начинает путь художника по мозаике или просто заинтересовался этим традиционным видом искусства. Надеемся, что наши уроки вас вдохновят и помогут в совершении первых шагов в этом необычном творческом направлении.

Возможно, вас заинтересуют данные статьи и видео:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти работу в перевальске
  • Как найти постоянную притяжения
  • Как найти площядь поверхности пирамиды
  • Русские мелодрамы как найти мужа
  • Как найти свою психологическую проблему