Как составить музейную экспозицию

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции «Русская изба»

Краткие темы экскурсий-уроков в музее «Русская изба»…

Темы экскурсий-уроков по музейной экспозиции музея СЮТур «Русская изба»

Здесь дано карткое пописание тем, проводимых на экскурсиях-уроках в музее СЮТур «Русская изба»…

Внеклассное занятие по истории для 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).

ВЬЮГИНОВА А.Ю. Внеклассное занятие по историидля 4-6 классов (на базе школьной музейной экспозиции «Веков связующая нить»).Тема занятия-«ПРЕДМЕТЫ МИЛОЙ СТАРИНЫ».Форма проведения занятия — БЕСЕДА…

педагогический проект «Создание музейной экспозиции «Русская изба»

Педагогический проект на 2007-2012 годы на базе школьного музея МОУ Кизильская СОШ №2…

Роль музейной экспозиции в сохранении культурно-исторического наследия татарского народа

Из опыта создания школьной экспозиции, посвященной  татарскому просветителю Х.Фаизханову….

Статья «Музейная экспозиция как образовательное пространство»

В статье описан педагогический опыт Гришмановской Евгении Сергеевны по истользованию экспозиций музея в качестве образовательного пространства…

Презентация «Музейная экспозиция патриотической направленности»

Школьная презентация «Никто не забыт, ничто не забыто!»…

«Экспозиция»
происходит от латинского глагола ехроnо
(выставлять напоказ, раскладывать) и
производного от него существительного
ехрosition – изложение, описание. Экспозицией
можно назвать размещение любых предметов,
представленных для обозрения. Но музейная
экспозиция имеет свою специфику.

Музейная
экспозиция — основная форма музейной
коммуникации. Музейные экспозиции
принято подразделять на постоянные
(стационарные) и временные; временные
экспозиции называются выставки.

Методологические предпосылки проектирования музейной экспозиции

Настоящее
предложение основано на том, что основная
цель при проектировании музейной
экспозиции – комплексная задача и
строится, как минимум, на трех составляющих
его суть закономерностях:

· Во-первых,
это синтез, по меньшей мере, двух времен,
наличие в структуре экспозиции образа
времен: Времени, о котором ведется
музейное повествование, и времени, когда
оно ведется, т.е. времени создания
экспозиции. Временная многозначность
образа создает у посетителя чувство
его одновременного существования в
двух временах, т.е. чувство своей
причастности к событиям истории культуры,
и одновременно придает большую остроту
сегодняшней оценке этих событий.

· Во-вторых,
это синтез пространств. Архитектурное
пространство музея и пространство его
экспозиции находятся в сложных
соотношениях, включая функциональные,
стилистические и эмоциональные связи
этих пространств.

· В-третьих,
это синтез, взаимосвязь отдельных
экспозиционных предметов, образующих
вещную, визуально воспринимаемую,
прочитываемую структуру музейной
экспозиции. Для организации такой
структуры необходимо классифицировать
участвующие в ее построении, составляющие
ткань экспозиционного комплекса,
предметы, определить сущность, место и
роль каждого из них в целостном органичном
музейном пространстве. На современном
этапе развития искусства музейной
экспозиции я вижу пять отличных друг
от друга, обладающих специфическими
характеристиками, активно участвующих
и играющих свои роли в экспозиционном
комплексе, предметов. Это – музейный
подлинник, экспозиционная бутафория,
специально созданное произведение
искусства, модель или макет, копия или
научно-художественная реконструкция.

Традиционное
представление об обучающих задачах
музейной экспозиции изначально ошибочно.
Музейная экспозиция, как и всякое
художественное произведение, не учит,
а пробуждает ассоциации, рождает образы,
мысли и чувства, обогащает культуру как
творцов экспозиции, так и ее посетителей,
даже если этот посетитель школьник.
Экспозиция не иллюстрация к учебнику,
а инструмент формирования и совершенствования
личности.

Современное
музееведение под музейной экспозицией
понимает целостную предметно-пространственную
систему, в которой музейные предметы и
другие экспозиционные материалы
объединены концептуальным (научным и
художественным) замыслом.

Музейные
экспозиции принято подразделять на
постоянные (стационарные) и временные;
временные экспозиции называются
выставки.

«ЭКСПОЗИЦИОННАЯ
РАБОТА»

Экспозиционная
работа — одно из направлений музейной
деятельности, основное содержание
которого заключается в:


проектировании экспозиции;

– монтаже
и демонтаже экспозиций;


проведении реэкспозиции;


наблюдении за состоянием экспозиции;

– ведении
текущей экспозиционной документации

«Экспозиционный
комплекс»

Основной
структурной единицей большинства
экспозиций является экспозиционный
комплекс, объединяющий составляющие
зрительное и смысловое единство
экспозиционные материалы — экспонаты,
научно-вспомогательные материалы,
тексты — в соответствии с концепцией
экспозиции. Экспозиционный комплекс
может состоять из однородных материалов
(вещевой комплекс, комплекс документов
и др.), или включать разные типы музейных
источников: вещевые, письменные,
изобразительные, составляющие тематическое
и визуальное единство.

Экспозиционные
комплексы можно классифицировать по
видам: этнографический комплекс,
мемориальный комплекс, личный комплекс
и др. Ансамблевая экспозиция в виде
отдельного комплекса также часто входит
в состав тематической экспозиции.
Сегодня в музеях все чаще практикуется
именно такое «смешение жанров».

Особый вид
комплексов представляют собою
обстановочные сцены («фигурные
интерьеры»), они активно использовались
в музеях с конца XIX в., особенно широко
— в этнографических экспозициях.

В музейно-образных
и сюжетно-образных экспозициях
экспозиционный комплекс может
трансформироваться в музейный натюрморт,
создающий художественный образ и
являющийся произведением экспозиционного
искусства.

Соседние файлы в папке музейно-выст

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методы построения экспозиции

 

            Слово экспозиция происходит от латинского глагола «expono» — выставлять напоказ — а также от производного от него существительного «exposition» — изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных на обозрение. Музейная экспозиция имеет свои особенности: предметы, предложенные к просмотру,  объединены некой совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они получают новый статус — становятся экспонатами — предметами, выставленными на обозрение.

Методы построения экспозиций

            Важным моментом в построении экспозиционных материалов является группировка экспонатов. Иногда они воспроизводят интерьер усадьбы или являются фрагментом природной среды. Иногда Хранители стремятся раскрыть определенным расположением предметов какой-либо сюжет или, например, продемонстрировать многогранность однородных предметов. Порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции. В отечественном музееведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования:

           систематический;

           ансамблевый;

           ландшафтный;

           тематический.

 Систематическая экспозиция

            В основу систематических экспозиций легли научные принципы организации материала. Такой метод экспонирования подразумевает под собой отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с классификационной системой какой-либо научной дисциплины или отрасли производства. Этот метод позволяет показать биологическую, технологическую, эстетическую и другие виды эволюции предметов. Чаще всего этот метод экспонирования применяется в музеях, посвященным естественным наукам, научно-техническим, археологическим, этнографическим, а также используется в музеях декоративно-прикладного искусства и в фондовых выставках музеев различных профилей.


Экспонирование исторических электрических ламп, построенное по систематическому принципу, Музей Инноваций Дженерал Электрик, Огайо, США

Ансамблевая экспозиция

            Ансамблевая экспозиция сохраняет или воссоздает на основе достоверных научных данных существовавшую или типичную для определенного времени социокультурную обстановку. Эта экспозиция  часто используется в мемориальных музеях, а также в музеефицированных памятниках истории и культуры, таких как: дворцы усадьбы, крестьянские избы. Также примером использования такого рода экспозиций могут служить исторические интерьеры или отдельные фрагменты, которые воссоздаются в музеях гуманитарного и естественнонаучного профилей. Такая экспозиция может состоять из различных экспонатов:  орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декоративно-прикладного искусства, изобразительных и письменных материалов. При реконструкции художественной амсамблевой экспозиции в качестве связующего звена чаще всего выступают стилистические особенности экспонатов.

            В мировой музейной практике именно амбсамблевые экспозиции получили широкое распространение, так как они являются наиболее легкими для восприятия,  а также вызывают непосредственный интерес.

Ансаблевая экспонирование предметов мебели в стиле бидермайер в разделе посвященной этому стилю в музее Лангес Таннен, Шлезвиг-Гольштейн, Германия

Ландшафтная композиция

            Основная структурная единица — биогруппы и ландшафтные диорамы. Биогруппа представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и / или растительного мира. Зачастую понятие «биогруппа» относится к научной таксидермической композиции, которая представляет животных в среде обитания.

            Характерными приемами ландшафтного метода экспонирования являются панорамы и диорамы. Панорама представляет собой больших размеров лентообразную картину, натянутую по внутренней поверхности цилиндрического подрамника. Он сочетается с «предметным» планом — макетами, сооружениями, фигурами, которые расположены перед ней по кругу. Такая панорама создает иллюзию реального пространства, которое окружает зрителя.

            Диорама же позволяет рассматривать изображение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам). Она может находиться на стене как полукруглого, так и прямоугольного помещения. В связи с этим диорамы получили в естественнонаучных музеях более широкое распространение, так как они не требуют настолько больших площадей, как панорамы.

Биогруппа в музее «Дом Природы», Зальцбург, Австрия

Тематическая экспозиция

            Тематическая экспозиция при помощи экспозиционных материалов раскрывает определенную тему, сюжет или проблему. Она создает музейный образ описываемых событий или явлений. Такая экспозиция представляет собой систему взаимосвязанных разделов и тем, чье содержание обусловлено определенной концепцией. В исторических музеях разделам обычно соответствуют исторические периоды. Главным в такой экспозиции является тематико — экспозиционный комплекс, который представляет собой некую группу предметов разных типов. Это могут быть вещи, документы или изобразительные материалы. Их объединяет исключительно содержательная сторона, а также способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения.

            Следует иметь в виду, что перечисленные выше методы экспонирования зачастую интегрируются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции. Выбор методов экспонирования зависит от множества факторов, например, от профиля музея, от темы и целевых установок будущей экспозиции, специфики коллекций и  размеров площади для экспозиции.

Тематическая экспозиция посвященная человеческому мозгу в Национальном Музее Здоровья и Медицины, шт.Мерилэнд, США. Обратите внимание каким образом экскурсовод делает себя частью экспозиции, становится для детей наглядной иллюстрацией излагаемой темы. 

Команда Бюро музейной сценографии помогает тем, кто стоит на пути реэкспозиции или создания новой экспозиции в музейном пространстве.

Краеведческие музеи

Военно-исторические музеи

Музыкальные и театральные музеи

Мемориальные музеи

Литературные музеи

Художественные музеи

Археологические музеи

Музеи-заповедники

Ведомственные музеи

Естественно-научные музеи

Научно-технические музеи

Детские музеи

Кураторы и дизайнеры Бюро музейной сценографии «Метаформа» обладают многолетним опытом в разработке концепций, музейном проектировании и реализации проектов самой разной тематики, объёма и направленности.

Создание музейной экспозиции.
С чего начать?

Как выстроить будущую экспозицию, чтобы она отвечала задачам музея и увлекала посетителей в нужном направлении? Универсального рецепта, как и в любой многосоставной проектной деятельности, не существует, но можно учесть рекомендации, которые структурируют мысли в нужном направлении.

Определить аудиторию <br>и её чаяния

01

Определить аудиторию
и её чаяния

Зачастую на вопрос «Для кого мы проектируем экспозицию?» мы получаем ответ: «У нас музей для всех». Такая позиция понятна.

Сотрудники музея боятся сфокусироваться на определённом типе аудитории, чтобы не забыть кого-то охватить. Однако, если ограничения фактически есть, но они не проанализированы и не закреплены, проект может «потерять лицо». И наоборот. Когда музей чётко определил свою аудиторию, экспозиция становится интересной для многих.

Взглянуть более широко на базу для построения экспозиции

02

Взглянуть более широко на базу для построения экспозиции

Чтобы выстроить экспозицию, недостаточно проанализировать лишь коллекцию музея.

Нужно учесть истории, ожидания, цифровые архивы. Зачастую возникает необходимость поиска дополнительных экспертов, информации, проведения интервью, сбора воспоминаний, памятных артефактов.

Будьте готовы к тому факту, что в ходе проектирования экспозиции, по мере того, как будут появляться новые материалы и открытия, она постепенно будет становиться иной, чем задумывали вначале.

Выявить нарративы, уровни повествования <br> и слои транслируемой информации

03

Выявить нарративы, уровни повествования
и слои транслируемой информации

Нарративы — повествовательные или смысловые линии экспозиции, которые из концепции воплощаются в конкретные экспозиционные формы.

Например, в экспозиции «История Боспорского царства» нарратив смены цивилизаций выразился через витринное решение с погребальными масками, которое разделено зеркалом с отражённой в нём следующей частью экспозиции.

Определение своего уровня повествования влияет на смысловую архитектуру проекта. Поэтому на старте проектирования всегда обсуждается вопрос — в каком ключе будет подаваться информация: историческом, личностном, технологическом.

Определить <br>роль посетителя

04

Определить
роль посетителя

Попробуйте ответить на вопрос, какую роль занимает посетитель по отношению к экспозиции. Внешний наблюдатель, собеседник, соучастник?

Воспринимаем ли мы посетителя как того, кто должен пассивно воспринимать информацию или как того, кто может применить активные исследовательские действия по отношению к музею? Возможно, мы готовы пойти дальше и пригласить посетителя стать соавтором экспозиции, следуя принципам партиципаторного музея и культуры участия?

В зависимости от выбранного угла зрения на посетителя готовится и наполнение экспозиции — текстовое, графическое, мультимедийное.

Подумать, нужна ли проекту драматургия

05

Подумать, нужна ли проекту драматургия

Драматургический подход к музейному проектированию позволяет создавать яркий запоминающийся посетительский опыт, но это не универсальный подход. У выстраивания драматургии есть свои правила и константы — наличие героя, авторской позиции, развитии сюжета, кульминации и т.д. Например, в экспозиции Музея северного купца могут быть применимы драматургические приёмы, т.к. есть запоминающаяся история жизни первого губернатора Аляски А.А.. Баранова, есть ярковыраженный герой, развитие сюжета. Но далеко не все экспозиции можно подвести под законы драматургии. Работа с нарративами — более объёмное понятие.

Иммерсивность и иные отдельные подходы должны быть применены с осторожностью и вниманием к разным группам посетителей, включая посетителей с ограничениями возможностей.

Принять особенности пространства

06

Принять особенности пространства

Пространство музея ограничено, оно формирует каркас, требуя конкретных решений. Иногда особенности помещения диктуют выбор языка повествования.

Чтобы пространство «говорило», нужно подобрать подходящие материалы и формы: интерьерные, световые и экспозиционные решения, инфографику, фото- и видеоматериалы, мультимедиа инсталляции, написать тексты.

Проработать информацию и цифровой контент

07

Проработать информацию и цифровой контент

Часто музеи хотят представить в экспозиции максимально возможный объём материалов.

Или, напротив, использовать исключительно перформативные практики для интерпретации материала. Однако надо оценивать специфику в рамках общей идеи сценографии, учитывать заданные концепцией принципы.

Например, создавая информационно-справочные системы, важно не перегружать её большим количеством текстов.

Провести инженерную ревизию

08

Провести инженерную ревизию

Все оценки и инструментарий актуализируется на этапе инженерной ревизии. Часто выбранная форма настолько связана с содержанием, что её потенциальная нереализуемость может потребовать кардинальных изменений. Здесь куратор проекта становится идейным вдохновителем и тем, кто сможет помирить «физиков и лириков», что приведет к полноте проекта.

Сколько стоит создание музейной  экспозиции?

Сколько стоит создание музейной экспозиции?

Нас часто спрашивают: «Сколько будет стоить создание музейной экспозиции площадью N квадратных метров?». Метраж — лишь одна из физических характеристик. Экспозиции одинаковой площади могут сильно отличаться по стоимости реализации, т.к. экспозиционные решения могут быть принципиально разными. Без разработки концепции точно сосчитать стоимость реализации практически невозможно. Однако иногда это бывает необходимо, чтобы заранее заложить сумму в бюджет организации. В таком случае оценка стоимости производится на основе объектов-аналогов.

Дизайн или нарративное проектирование?

Дизайн или нарративное проектирование?

Создание новой экспозиции — это не просто «оформление» или «технологическое оснащение». Это прежде всего работа со смыслами, а затем — преобразование смыслов в формы. Музейная сценография использует принципы именно нарративного проектирования. Это отдельная специфическая междисциплинарная и командная сфера деятельности, требующая наличия значительного количества компетенций и объёмного опыта.

Управление проектом создания музейной экспозиции

Управление проектом создания музейной экспозиции

При всё возрастающей сложности современных экспозиций, объединяющих большое количество специалистов, инструментария, материалов, — принципиальное значение приобретает процесс управления проектом.

Грамотное управление процессами проектирования и реализации позволяет воплотить в жизнь все творческие идеи, закладываемые в концепции.

Монтаж, пусконаладка и обслуживание экспозиционных решений

Монтаж, пусконаладка и обслуживание экспозиционных решений

Мы осуществляем монтаж экспозиционных решений, пусконаладку мультимедийного оборудования, контента, а также предлагаем сервисное облуживание экспозиций. Мы осуществляем монтаж экспозиционных решений, пусконаладку мультимедийного оборудования и контента, а также предлагаем сервисное облуживание экспозиций.

ГБУ
«Мемориальный комплекс Славы им. А.А. Кадырова»

Лекция: «Основы
формирования музейной экспозиции»

Дата проведения: «26» октября 2020 г.

Место проведения: ГБУ «Мемориальный комплекс
Славы имени А.А. Кадырова

Время проведения: 11:00

Подготовил: Начальник отдела экспозиций и
выставок Джабраилов А.Д.

2020
год

 «Основы формирования музейной
экспозиции»

Формы музейной коммуникации. 

Экспозиция и выставка – это публикация
музейных предметов, которые можно рассматривать как:

· стационарная, постоянно — действующая
демонстрация музейных экспонатов – экспозиция;

· временная демонстрация экспонатов –
тематические, фондовые, отчетные выставки.

Музейная экспозиция
основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели
которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных и
размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и
современными принципами архитектурно-художественных решений  В музейной энциклопедии
дается следующее определении музейной экспозиции – целенаправленная,
научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно
организованных, комментированных, технически и художественно оформленных,
создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений.
Музейная экспозиция органично связана с социальными функциями музея,
используется в просветительных целях через эмоциональное воздействие на
посетителя.

Музейная экспозиция рассматривается как
информационно-коммуникативная музейная система, основанная на знаковой сущности
музейных предметов, создающих благодаря своим эмоциональным, научным,
художественным свойствам модель объективного мира, адекватно воспринимаемую
посетителями музея.

Основные понятия экспозиционной
деятельности:
 экспозиция;
выставка, реэкспозиция, монтаж, демонтаж, наблюдение за состоянием экспозиции
после ее открытия, музейные экспонаты, тексты и этикетаж и др.

Сущность. Особенности
музейной экспозиции состоит в представлении разнообразной информации, предоставлении
модели реального мира для посетителя, на основе научности, предметности
(музейные экспонаты), коммуникативности.

Коммуникативная функция (коммуникативность
экспозиции) раскрывается через ее доходчивость, универсальность, способность
передавать информацию. Коммуникативная функция открывается через язык музейной
экспозиции, который основывается на музейных предметах и специфических правилах
семантического прочтения, которые не просто документируют, но и раскрывают
содержание музейного предмета. Подлинные музейные предметы являются основой
формирования музейной коммуникации. Вещественные памятники дополняются
изобразительными памятниками, письменными, фото- и фономатериалами, создавая
модель реального мира. Музейный предмет по своей природе информативный,
экспрессивный способен привлекать внимание. Музейный предмет играет решающую
роль при экспонировании.

Научная концепция. 

Музейная экспозиция формируется на основе
научной концепции, определяющей содержании, принципы отбора музейных предметов,
их группировку, композицию, интерпретацию и художественное решение.
Экспозиционеры должны обладать профильными музею знаниями, иметь понятия об
основных принципах музееведения, педагогики и психологии, современного дизайна.
Это позволяет создавать экспозиции, отвечающие требованиям научности,
познавательности, эмоциональности.

Музейный экспонат. 

Основой экспозиции является музейный
предмет-экспонат, создавая особую знаковую систему экспозиции. В. П. Арзамасцев
(1989) определяет роль музейного предмета в экспозиции как: Музейная экспозиция
– особая информационная система, отражающая явления исторического процесса
через музейные предметы-экспонаты как знаковые компоненты в расчете на
определенное понимание ее воспринимающим субъектом. Своеобразие экспозиции как информационной
системы заключается в том, что она анализирует и обобщает процесс или явление в
форме самих вещественных, предметных частей исследуемого процесса или явления.
Экспозиция может рассматриваться и как часть действительности, фрагмент природы
и материального мира человека, как отраженная картина действительности. Из
музейных предметов – главных экспонатов – формируются музейные комплексы,
связанные по содержанию или отдельным признакам предметов, составляющих
зрительное и смысловое единство (тематические, мемориальные, коллекционные).

Экспозиция как текст и как вид
искусства.

 Проектирование
экспозиции включает разработку основных идей и содержания,
архитектурно-художественных принципов построения и решения. Проектирование
экспозиции начинается с определения темы экспозиции, выявления обеспеченности
выбранной темы фондовыми материалами, экспозиционными помещениями,
материально-технической базы. Эта работа проводится в содружестве научных
сотрудников музея (экспозиционеров), хранителей и музейных художников /
дизайнеров. Главной целью художника-дизайнера является перевод научного
содержания экспозиции со словесного языка на язык образный, что решается через
конкретизацию следующих задач:

· обеспечение единства формы и содержания
экспозиции, образного выражения концептуального замысла; создание условий,
благоприятствующих сохранению экспонатов и удобству эксплуатации экспозиции,
обеспечению ее высоких утилитарных качеств;

· формирование высокого уровня
коммуникации «экспозиция-зритель».

Художник-дизайнер выступает как
автор архитектурно-художественного решения экспозиции, под которой
понимается художественное проектирование и осуществление в
объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе
художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции
посетителями музея. Экспозиционный ансамбль – это
пространственная среда внутри здания или под открытым небом, структура которой
в сочетании с ее цветовой, световой, пластической и драматургической
композицией образно раскрывает суть представленных материалов, создает удобство
осмотра и использует современные технологии. В единстве художественного и
образного, функционального, конструктивно-технологического и экономического начал
создается так называемый музейных спектакль – музейная экспозиция.

Экспозиционный материал. В основе
экспозиций и выставок находятся экспозиционные материалы. К ним относятся:

· музейные предметы – подлинные экспонаты,
хранящиеся в основном фонде музея;

· воспроизведения музейных предметов,
копии, репродукции, модели, муляжи, слепки, голограммы, реконструкции,
новоделы, хранящиеся в научно-вспомогательном фонде музеев;

· научно-вспомогательные материалы, карты,
диаграммы, схемы, планы, чертежи, таблицы, выполняемые для конкретной
экспозиции;

· тексты и аннотации, составляемые для
конкретной экспозиции.

Подходы построения экспозиций.

Особенности экспозиций разных типов музея.
Типология музейная экспозиции формируется в соответствии с основным замыслом:
научная, научно-просветительная, учебно-образовательная,
образовательно-воспитательная, рекреационная. Раскрытие экспозиционного замысла
происходит через использование ряда подходов и принципов: принцип историзма
(рассмотрение всех вопросов в процессе развития), принцип всесторонности и
комплексности (оценка вариативных особенностей объекта), принцип
социально-политической нейтральности, системный, информационный,
культурологический, педагогический подходы. Раскрытие целей, задач экспозиции
осуществляется через методы построения экспозиции: коллекционный,
иллюстративный (тематический), ансамблевый, музейно-образный
,
осуществляемые через определенный порядок группировки и организации
экспозиционных материалов:

· систематическая экспозиция
(академический ряд) строится в соответствии с классификацией конкретной научной
дисциплины или отрасли производства. В ее основе – системный, типологический
ряд музейных предметов, отражающих эволюционные процессы в природе и
человеческой деятельности;

· ансамблевая экспозиция реконструирует на
документальной основе реальную обстановку жизни. В ее основе – жизненный,
бытовой комплекс, в котором экспонаты находятся в среде максимально
приближенной к подлинной среде бытования;

· ландшафтная экспозиция использует
взаимосочетание натуральных природных компонентов и бытовых комплексов. В
природно-ландшафтной композиции, располагаемой в экспозиционном помещении
обязательно наличие панорам, диорам, биогрупп, интерактивных зон;

· тематическая экспозиция строится по
определенному сюжету, проблеме через тематические комплексы, т. е. группу
связанных по содержанию или иным признакам предметов, составляющих зрительное и
смысловое единство;

· тематико-хронолическая экспозиция
раскрывает хронологию событий через включение в непрерывный ход исторического
развития тематических комплексов;

· комплексная экспозиция использует
вариативные методы и принципы построения экспозиционных комплексов.

Выбор методов экспозиционного показа
зависит от типа музея, профиля музея, целевых установок экспозиции, специфики
коллекции, размеров экспозиционных площадей.

Воспроизведение музейных предметов
и внемузейных объектов.
 

Основой экспозиции являются подлинные
музейные предметы. Но они поддерживаются дополнительными средствами показа.
Воспроизведение музейных предметов необходимо для замены в экспозиции подлинных
материалов, которые по разным причинам невозможно использовать в экспозиции.
Новоделы, реплики используются в экспозиции осторожно, так, чтобы не подменить
или затемнить подлинные экспонаты. В качестве замены подлинного предмета
используют слепки, голограммы, наиболее приближенные к оригиналу
воспроизведения подлинника. Использование голограмм или иных воспроизведений
предметов требует особого технического оборудования.

Научно-вспомогательные материалы в
экспозиции 
несут дополнительную информацию. Как правило, они
обобщают данные, которые не могут быть представлены другими материалами: карты,
схемы, цифровые таблицы. Но научно-вспомогательные материалы не должны
перегружать экспозицию, превращать экспозицию в сплошной текст, книгу, плакат.

Тексты и фонокомментарии в
музее. 

Тексты и этикетаж в музее способствуют
раскрытию содержания экспонатов. Тексты могут быть ведущими, определяющими
содержание всей экспозиции, ее отдельных частей. Тексты могут быть
оглавительными (оглавляющими разделы экспозиции), объяснительными (объясняющими
содержание экспозиции в целом и отдельных экспонатов). Особое значение имеют
указатели, облегчающие ориентацию в экспозиции (планы залов, названия и
нумерация экспозиционных комплексов, стрелки маршрута на стенах и на полу).
Экспонаты сопровождаются этикетажем (этикетками): название предмета, материал,
авторство, место изготовления, дата изготовления, происхождение, способ
изготовления и среда бытования, значение предмета. Современные музеи
дополнительно к текстам и этикеткам используются фоно и фотокомментарии,
электронные каталоги музейных коллекции с подробными информативными данными.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 0xc004f063 ошибка активации windows 7 как исправить ошибку
  • Как найти скупщика краденного
  • Как найти сокровище пенга
  • Как найти вкусные ключевые слова
  • Как найти эффекты в powerpoint