Как составить налоговый план для организации

Вы узнаете:

Для чего планируют налоговую нагрузку компании

Какие формулы используют при планировании налоговой нагрузки

В чем особенность планирования налоговой нагрузки по разным видам налогов

Какие исходные данные требуются для планирования налоговой нагрузки предприятия

ЦЕЛИ И МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ КОМПАНИИ

Между налоговой нагрузкой на бизнес компании и ее налоговым планированием существует тесная взаимосвязь. Ведь для прогноза уровня налоговой нагрузки необходимо предварительно рассчитать величину налогов компании, а при формировании бюджета налогов нужно контролировать уровень налоговой нагрузки и сопоставлять его со среднеотраслевыми значениями, чтобы не создавать риски налоговых проверок.

Кроме того, планирование налоговой нагрузки на предстоящий год позволяет выявить размер возможной оптимизации налогообложения бизнеса компании, если спрогнозированный уровень налогов окажется выше среднеотраслевого.

Целью планирования налоговой нагрузки может быть и проверка рискованности предлагаемых схем оптимизации налогообложения бизнеса компании.

В общем виде фактический уровень налоговой нагрузки рассчитывают по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма начисленных за период налогов / Сумма начисленных за период доходов × 100 %.

При этом в состав доходов включают:

  • выручку (за минусом НДС);
  • доходы от участия в других организациях;
  • проценты по выданным организацией займам;
  • прочие внереализационные доходы.

Однако для планирования налоговой нагрузки нужно спрогнозировать начисления по каждому виду налогов отдельно, поскольку у них разная налогооблагаемая база, поэтому потребуется другая расчетная формула:

Налоговая нагрузка = (Плановая сумма налога 1 + Плановая сумма налога 2 + Плановая сумма налога 3 и т. д.) / Плановая сумма доходов предприятия × 100 %.

В данном случае сначала нужно рассчитать плановые суммы начислений по каждому виду налога, затем суммировать их и только потом рассчитать плановый уровень налоговой нагрузки предприятия.

Основные виды налогов, которые уплачивают предприятия:

  • налог на прибыль;
  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • единый социальный налог (ЕСН);
  • налог на имущество;
  • акцизы на отдельные виды продукции.

В некоторых публикациях к этим налогам относят и суммы начисленного налога на доходы физических лиц (НДФЛ), но по экономической сути такой подход неверен, поскольку данный налог начисляется не на доходы предприятия, а на доходы (зарплату) его сотрудников. Предприятие здесь выступает не плательщиком налога, а налоговым агентом, передающим НДФЛ с заработной платы сотрудников государству.

Рассмотрим, как рассчитать плановую сумму перечисленных выше налогов.

Расчет плановой суммы налога на прибыль

Плановую сумму налога на прибыль рассчитывают по классической схеме формирования финансового результата деятельности предприятия:

Налог на прибыль = (Выручка от реализации продукции – Себестоимость реализованной продукции – Коммерческие расходы – Управленческие расходы + Прочие доходы – Прочие расходы) × Ставка налога на прибыль.

Расчет плановой суммы НДС

Расчет плановой суммы НДС наиболее сложный, так как она представляет собой разницу между величиной налога, начисленного на доходы предприятия, и величиной налога к возмещению, который предприятию выставили поставщики товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и услуг.

При расчете сумм налога, начисленного на доходы, может потребоваться детализация доходов, если они облагаются по разной ставке НДС или частично освобождаются от налогообложения.

При расчете сумм налога к возмещению также требуется детализация сумм по видам ТМЦ и услуг, потому что одна часть поставщиков может работать по НДС с разными ставками, а другая — без НДС (по упрощенной системе налогообложения).

В общем виде формула расчета плановой величины налога на добавленную стоимость для определения налоговой нагрузки будет следующей:

Налог на добавленную стоимость = (Сумма реализации × Ставка НДС + Сумма прочих доходов × Ставка НДС) – (Сумма закупаемых ТМЦ × Ставка НДС + Сумма приобретаемых работ и услуг × Ставка НДС).

Расчет плановой суммы по ЕСН

Расчет плановой суммы по ЕСН подразумевает предварительный расчет фонда оплаты труда сотрудников компании с последующим умножением его на действующую ставку налога. Поскольку на любом предприятии существуют постоянные и переменные части заработной платы сотрудников, планирование налога должно учитывать этот момент:

ЕСН = (Фиксированная часть оплаты труда + Переменная часть оплаты труда + Прочие виды оплаты труда) × Ставка ЕСН.

Расчет плановой суммы налога на имущество

Налог на имущество является региональным налогом, поэтому при его планировании нужно использовать ставку налога, которая действует в регионе деятельности компании. Расчет налога основан на определении средней балансовой стоимости имущества, которая представляет собой учетную стоимость за минусом начисленной амортизации.

Сумму налога на имущество прогнозируют по формуле:

Налог на имущество = Средняя балансовая стоимость имущества × Ставка налога.

Среднюю балансовую стоимость имущества определяют так:

Средняя балансовая стоимость имущества = (Балансовая стоимость имущества на начало периода + Балансовая стоимость имущества на конец периода) / (Количество периодов + 1).

Расчет плановой суммы акциза

Акцизы уплачивают компании, которые выпускают подакцизную продукцию (табачные изделия, спиртосодержащая продукция и т. д.), перечень которой устанавливает государство.

Налогооблагаемой базой для акцизов является объем выпущенной продукции, поэтому планирование данного вида налога производят по формуле:

Акциз = Объем выпуска подакцизной продукции × Ставка акциза.

ПРИМЕР ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ

Руководителю финансово-экономической службы производственной компании потребовалось спрогнозировать уровень налоговой нагрузки на 2023 г., чтобы проконтролировать его поквартальную динамику в течение года и проверить, насколько налоговая нагрузка будет соответствовать среднеотраслевому значению.

Компания уплачивает пять видов налогов, из которых налог на прибыль, НДС, ЕСН и налог на имущество требуют предварительных расчетов, а сумма экологического сбора является фиксированной и составляет 100 тыс. руб. в квартал.

В данном случае процесс прогнозирования налоговой нагрузки включает следующие пошаговые действия:

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 2, 2023.

  1. Основные принципы
  2. Особенности процедуры
  3. Кто занимается налогами
  4. Общие принципы налогового планирования
  5. Формы налогового прогнозирования
  6. Направления планирования
  7. Методы налогового планирования
  8. Внутренние методы налоговой оптимизации
  9. Виды налогового планирования
  10. Ключевые формы оптимизации налоговой нагрузки
  11. Схемы оптимизации налогообложения

Налоговая нагрузка – важная составляющая анализа любого предприятия.  Произведение таких расчетов является необходимостью не только на микроэкономическом уровне, но и на макроэкономическом. Это обусловлено тем, что налоговая нагрузка предназначена для удовлетворения требований государства и налогоплательщиков.

Основные принципы

К основным принципам распределения налоговой нагрузки относятся:

  • Информация о платежеспособности человека при начислении налогов.
  • Наличие эквивалентности между уплаченными налогами и денежными средствами, полученными от государства.

Как показывает практика, уровень налоговой нагрузки – показатель работы предприятия, а также на вероятность его дальнейшего развития. Кроме того, он представляет интерес для ряда государственных структур и налоговой службы.

Налоговое планирование – комплекс действий налогоплательщика, направленных на уменьшение налоговых платежей предприятия, а также снижение расходов на другие обязательные платежи. Это один из самых эффективных инструментов, посредством которого можно повысить уровень производительности компании. Важно обратить внимание, что правом на сокращение налоговых обязательств при помощи планирования может воспользоваться каждый предприниматель.

Планирование особенно эффективно при использовании на ранних стадиях развития деятельности, а иногда и в процессе регистрации нового бизнес-проекта.

Налоговое планирование – важная составляющая финансового плана компании. Следует отметить, что оно может быть не только индивидуальным, но и касаться широкого спектра хозяйствующих субъектов.

Оптимизация налоговых выплат представляет собой процесс, который способствует увеличению прибыли компании за счет экономии денежных средств на налоговые расходы. Кроме того, таким образом можно решить проблему роста налогов и сборов при сравнении с прибылью предприятия.

Особенности процедуры

Налоговое планирование – упорядоченный процесс, который представляет собой ряд действий, процедур и методов, реализуемых в определенной последовательности:

  1. Изучение и формирование основных налоговых рисков. Это возможные финансовые потери компании, которые могут быть связаны с такой процедурой, как осуществление налогового планирования. К налоговым рискам относятся контроль со стороны налоговых органов, увеличение суммы налога, вероятность привлечения к ответственности за пользование незаконными схемами оптимизации.
  • Анализ проблем, постановка задач. Данный этап предполагает проведение глубокого анализа существующих на предприятии налоговых проблем, а также постановку целей для их решения. Анализ налоговых проблем включает в себя реализацию таких мероприятий, как:
  • Поиск особенностей финансово-хозяйственной деятельности компании.
  • Составление перечня налоговых платежей, ставок и сумм, которые необходимо перечислять в бюджет.
  • Анализ действующих договоров с контрагентами.
  • Определение оптимальных для налогового планирования инструментов. Среди основного инструментария следует обратить внимание на следующие аспекты:
  • Налоговые льготы, предусмотренные действующим законодательством.
  • Оптимизацию последствий при условии использования различных форм договоров с контрагентами.
  • Оптимизацию стоимости сделок.
  • Использование отдельно взятых элементов налогообложения.
  • Применение особых налоговых режимов в соответствии с законодательством.
  • Пользование льготами на основании соглашений об избежание двойного налогообложения.
  • Работу с отдельными элементами бухгалтерии в целях налогообложения.
  • Составление плана действий. Этот этап предполагает разработку схемы, на основании которой будет выполнено налоговое планирование компании. Специалистам важно учитывать возможные изменения действующего законодательства, в соответствии с которыми будут внесены поправки в режим и формы налогообложения, а также изменятся налоговые ставки. Важно обратить внимание, что нередко приходится вносить определенные изменения в политику организации.
  • Реализация финансово-хозяйственной деятельности на основании разработанной схемы. Следует отметить, что на стартовых этапах налогового планирования в обязательном порядке выполняется расчет объема налоговой нагрузки. В случае если размер платежей по налогам и сборам не превышает 15% от годовой прибыли компании, такая организация не нуждается в срочном проведении планирования и прогнозирования.

Как показывает практика, пользование системой налогового планирования является актуальным для представителей малого и среднего бизнеса; это компании, налоговая нагрузка на которые составляет более 30% от чистой прибыли.

Кто занимается налогами

В штате некоторых организаций предусмотрено наличие специалиста, который занимается исключительно отслеживанием налоговых платежей. Крупные компании могут позволить себе организовать отдел контроля и учета налоговых платежей, сотрудники которого также занимаются составлением прогнозов по налоговой нагрузке.

В случае если налоговая нагрузка на крупное предприятие составляет более 40%, особенно остро встает вопрос применения налогового планирования: велик риск полностью утратить позиции на рынке или обанкротиться. В такой ситуации руководству компании необходимо серьезно озаботиться выстраиванием системы прогнозирования, организовав работу специально обученных людей.

Многие задаются вопросом о том, какие цели налогового планирования. Главная цель налогового планирования – это снижение нагрузки на компанию за счет использования налоговых льгот, которые предусмотрены действующим Налоговым кодексом Российской Федерации, а также рядом других нормативных документов. Кроме того, ведется строгий контроль своевременной уплаты налогов и сборов; в случае необходимости проводится корректировка учетной политики организации, что позволяет использовать пробелы в законодательстве в пользу компании.

Общие принципы налогового планирования

Прежде чем приступить к организации процесса, важно понимать особенности налогового планирования. Следование определенным принципам позволит руководству компании не только достичь поставленных целей, но и снизить вероятность возникновения рисков для бизнеса:

  • Соблюдение действующего законодательства. Любые действия, направленные на оптимизацию налогов, должны выполняться строго в соответствии с требованиями закона.
  • Комплексный подход к решению проблемы. В планировании активно задействованы не только нормы налогового законодательства, но и другие области права.
  • Своевременность. Прогнозирование должно быть выполнено заблаговременно, а все реакции на возможные изменения в законодательстве или структуре бизнес-проекта должны быть максимально оперативными.
  • Рациональность каждого реализуемого действия. Достигнутый результат всегда должен покрывать затраченные средства.
  • Обоснованность всех действий посредством законодательства. Это необходимо для защиты предприятия в случае возникновения претензий у контролирующих органов.
  • Профессиональный подход. Выполнение рекомендаций налогового планирования важно доверять только квалифицированным специалистам с соответствующим опытом.
  • Содержание планирования должно быть доступно только ограниченному количеству лиц.

Формы налогового прогнозирования

Все действия, направленные на прогнозирование в целях оптимизации налогообложения, основаны на комплексности. Работа, как правило, проводится в таких формах, как:

  • Тщательный мониторинг действующего законодательства. Сбор информации.
  • Составление оптимальной схемы финансово-хозяйственной деятельности компании.
  • Контроль исполнения мер, пользования инструментами планирования.

Важно отметить, что в процессе работы ведется регулярный анализ законодательства; это необходимо для своевременного реагирования на возможные изменения.  В случае роста налоговой нагрузки нередко вводятся специальные мероприятия, способствующие снижению негативного эффекта различных явлений.

Направления планирования

Направления налогового планирования – это база, на основе которой производится оптимизация нагрузки на предприятие. В процессе прогнозирования особенно важно провести тщательную работу по каждому из нижеперечисленных направлений:

  • Подбор оптимальной организационно-правовой формы. Рекомендуется сделать это до проведения государственной регистрации бизнес-проекта.
  • Определение максимально выгодного режима налогообложения.
  • Установление объекта налогообложения.
  • Формирование структуры финансово-хозяйственной деятельности, а также определение подразделений разной направленности.
  • Выбор места регистрации компании. Важно учитывать особенности ФНС каждого отдельного региона, а также близость расположения к активам организации, ее принадлежность к зонам действия налоговых льгот.
  • Тщательный анализ и использование действующего законодательства с целью максимального применения льгот.
  • Распределение доходов компании для снижения фискальной нагрузки.

Методы налогового планирования

Принцип комплексности, основа планирования, предполагает пользование разными методами и способами сниженная налоговой ставки для повышения доходности предприятия. Все доступные для работы методы делятся на две категории: внешние и внутренние.

Сфера налогового планирования внешними методами несколько ограничена, однако, при правильно выстроенной работе, с их помощью можно достичь заметных результатов, значительно снизив расходы компании: изменить субъект налогообложения, сменить вид деятельности или юрисдикцию. Важно понимать, что все внешние изменения влекут за собой определенные последствия.

Последствия применения внутренних методов менее ощутимы: таких способов гораздо больше, а их возможности – значительно шире.

Внутренние методы налоговой оптимизации

Специалисты по налоговому планированию владеют большим набором внутренних способов снижения нагрузки и повышения эффективности предприятия. К основным методам следует отнести:

  • Формирование учетной политики, которая утверждается в каждой организации ежегодно. Подбор политики учета – важный элемент прогнозирования; возможно проведение переоценки ресурсов компании, в связи, с чем на законных основаниях снижаются выплаты по налогам на доходы и имущество.
  • Аналитико-расчетный метод, предполагающий проведение анализа налоговых показателей за прошедший период. Качественно проведенная работа позволит определить оптимальные для внесения изменений участки, позволяющие снизить налоговую ставку. Анализ позволит внести в новый бизнес-план корректировки, которые касаются объемов работ, услуг и товаров, размеров активов и списков работников.
  • Балансовый метод необходим для того, чтобы создать модель определенной экономической ситуации с использованием балансовых показателей. Метод особенно необходим при расчете финансовых потребностей компании и определении источников привлечения денежных средств. Это касается не только внутренних процессов предприятия, но и тесного взаимодействия между связанными организациями.
  • Нормативный метод используется для составления плана налоговых выплат в соответствии с действующими нормами и ставками. Такой подход позволяет произвести точные расчеты показателей с целью прогнозирования расходов налогоплательщика.
  • Оптимизация планов и решений. Процесс налогового планирования предполагает наличие нескольких вариантов сценариев, прогнозы по каждому из которых позволят сделать выбор в пользу наиболее выгодного.

Виды налогового планирования

Как показывает практика, налоговое планирование на предприятии может быть текущим и стратегическим. Стратегическое планирование – это совокупность таких действий, как:

  1. Обзор проектов нормативных документов и прогноз возможного сценария развития событий в области налогообложения.
  2. Изучение и прогноз делового оборота и судебных практик.
  3. Прогноз налоговых обязательств предприятия.
  4. Составление графика исполнения обязательств компании.
  5. Оценка риска работы с различными инструментами, поиск возможных причин отклонений от расчетных показателей деятельности организации.
  6. Прогноз эффективности используемых для оптимизации инструментов.

Текущая система налогового планирования в организации представляет собой ряд определенных мероприятий:

  • Мониторинг нормативно-правовых актов.
  • Прогнозы налоговых обязательств компании.
  • Последствия запланированных сделок.
  • Составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов компании.

Кроме того, есть еще несколько видов налогового планирования:

  • Классическое. Организация и контроль погашения обязательств на основании законодательства, прогнозирование.
  • Оптимизационное. Максимальное использование пробелов в законах в пользу компании.
  • Противозаконное. Уклонение налогоплательщика от обязательств, что влечет за собой уголовную ответственность.
  • Долгосрочное. Составление стратегии развития компании, минимизация нагрузки на несколько лет вперед. 

Важно обратить внимание, что для реализации каждого из мероприятий у хозяйствующего субъекта должна быть правовая система, обновляемая хотя бы один раз в месяц.

Налоговое планирование – один из важных факторов развития компании. Как показывает практика, услуги прогнозирования, и оптимизации налогов особенно актуальны для предприятий с высоким уровнем расходов относительно чистой прибыли.

Минимизировать выплаты по налогам на основании действующего законодательства можно при условии профессионального подхода к решению поставленной задачи, а также при отсутствии рисков во взаимоотношениях с представителями ФНС и другими контролирующими органами.

Нередко для решения вопроса оптимизации налогообложения приглашаются выездные специалисты, что является отличной альтернативой внесению изменений в штатное расписание.

Ключевые формы оптимизации налоговой нагрузки 

Оптимизация налогообложения – процедура, предполагающая сокращение фискального обременения на территории определенного экономического субъекта. 

Фискальные платежи представляют собой достаточно большую статью расходов для любого предприятия. В случае, если такая нагрузка становится слишком сильной, это приводит к банкротству компании. В настоящее время у каждого налогоплательщика есть возможность провести налоговое планирование самостоятельно, а также оптимизировать процедуру налогообложения в соответствии с особенностями бизнес-проекта.

Некоторые предприниматели ошибочно думают, что оптимизация позволит им полностью отказаться от уплаты сборов и налогов. Однако отказ от выплат влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Схемы оптимизации налогообложения

Для того чтобы успешно провести оптимизацию налогообложения, предпринимателям рекомендуется использовать общепринятые методы, доступные для всех категорий налогоплательщиков. 

К самым востребованным методам проведения налоговой оптимизации относятся:

  • Использование льгот, вычетов и других послаблений, предусмотренных действующим законодательством.
  • Проведение реструктуризации, отсрочки платежей, что позволяет на время отказаться от оплаты сборов.
  • Изменение фискального обременения, оптимизация системы налогообложения.
  • Деятельность компании в зоне оффшора.

Однако есть и индивидуальные способы налогового планирования:

  1. Вывод имущественных активов. При создании нового юридического лица компания передает часть имущества в виде уставного капитала. Передача оформляется в виде продажи в рассрочку, после чего заключается договор аренды. Таким образом, получается снизить платежи по имущественным сборам, а также налогооблагаемую прибыльную базу.
  2. Заключение договора займа от учредителя компании или руководителя. Такой капитал не подлежит налогообложению.
  3. Отсрочка по НДС. Как правило, НДС уплачивается в течение того отчетного периода, когда была выполнена отгрузка товара. В случае, если их было несколько, срок внесения денежных средств устанавливается на последнюю поставку. Контрагенты могут договориться о дроблении поставок, что позволяет отложить уплату НДС на второй квартал.

Налоговое планирование позволяет плательщику налогов оптимизировать нагрузку на бизнес путем применения льгот, различных налоговых режимов и прочих законодательно предусмотренных возможностей. О принципах и методах планирования налогов читайте в данной статье.

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К+ и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2022-2023 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

  1. Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль. 

    Расчетный пример,  а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  2. Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
    • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
    • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
    • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  3. Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  4. Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  5. Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  6. Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.

Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

ИТОГИ

Налоговое  планирование позволяет легально снизить налоговую нагрузку на предприяетие или ИП. Методов и принципов проведения налогового планирования  достаточно много. Основные из них  мы рассмотрели в данной статье.


эффективное планирование в предприятии это меры которые позволять снизить нагрузку по налогам

Эффективное налоговое планирование в организации — это комплекс мер, позволяющих законно уменьшить налоговую нагрузку. Его основные цели: оптимизировать налоговые платежи (налоги, сборы, пошлины) и сократить потери по конкретному налогу или группе налогов.

Мы уже писали о том, какие способы уменьшения налогов могут закончиться потерей бизнеса и как законно уменьшить налог на прибыль и НДС. В этой статье рассказали, зачем компаниям, использующим ОСНО, планировать налоги, и какими проблемами чревато отсутствие налогового планирования на предприятии.

Сложность планирования налогов для предприятий на ОСНО состоит в том, что необходимо планировать сразу несколько налогов

Эффективное налоговое планирование и оптимизация налогообложения для компаний на ОСНО

Сложность планирования налогов для предприятий на ОСНО состоит в том, что необходимо планировать сразу несколько налогов (налог на прибыль и НДС). Для расчета налога на прибыль используется метод начисления, основой которого является движение товаров или документов, а не движение денежных средств. Кроме того, необходимо осуществлять корректировку на величину запасов (несмотря на то, что денежные средства, например, за материалы, уплачены, пока они не переданы в производство, их нельзя учитывать при определении размера налога на прибыль). Возникает также множество нюансов при учете расходов на аренду, представительских расходов, заработной платы и так далее. Поэтому предприятиям, применяющим ОСНО, самостоятельно спрогнозировать налоги очень сложно, они часто прибегают к помощи профессиональных бухгалтеров.

Проведем аудит текущей ситуации в бухгалтерии и окажем услугу налогового планирования, чтобы сумма налога больше не стала для вас сюрпризом.

Наиболее сложным в части налогового планирования является НДС

Налоговое планирование НДС на предприятии

Наиболее сложным в части налогового планирования является НДС. При его расчете приходится использовать, как метод начисления, так и кассовый метод. Другими словами, помимо движения документов, следует учитывать и движение денежных средств.

НДС — возвратный налог. Совершая продажи компания начисляет данный налог, осуществляя закупки — принимает его к вычету. Сумма к уплате определяется как разница между начисленным НДС и принятым к вычету. Несмотря на кажущуюся простоту расчета налога, спрогнозировать его размер, не имея специальных знаний, достаточно сложно, поскольку имеются определенные нюансы в том, что считать покупкой, а что продажей для целей налогообложения.

Декларация по НДС предоставляется в контролирующий орган один раз в квартал. Самым простым случаем для расчета планируемой суммы является ситуация, когда происходили движения документов (товаров, услуг) без движения денег. Например, организация получила товар на 100 000 рублей (сумма НДС к вычету составила — 20 000 рублей), а затем отгрузила его в том же квартале за 200 000 рублей (сумма НДС к уплате 40 000 рублей). Прогнозируемый размер НДС составит в таком случае 20 000 рубля. Но что произойдет, если компания совершит не одну закупку товара, а две? Например, организация получила товара на 100 000 рублей (в том числе, НДС 20 000 рублей), отгрузила его за 200 тысяч рублей (в том числе, НДС 40 000 рублей), а затем приобрела еще партию товара про запас на сумму 100 тысяч рублей (в том числе НДС 20 000 рублей). В такой ситуации прогнозируемый размер НДС — 0 рублей.

Однако все не так просто, поскольку на определение размера НДС (как было сказано выше) существенное влияние оказывают и произведенные платежи. Если не было движения документов (актов выполненных работ, накладных и так далее), но было движение денежных средств, НДС все равно начисляется. Например, организация получила 200 000 рублей от покупателя в качестве аванса за товар, который еще не поставлен. В этом случае она обязана выписать счет-фактуру на аванс и отразить в ней сумму НДС — 40 000 рублей. В этот же момент у организации возникает обязанность уплатить данную сумму в бюджет после завершения квартала.

Компания расходует полученные 200 000 рублей следующим образом: перечисляет по 100 000 двум поставщикам в качестве аванса за товар. У поставщиков возникает такая же обязанность в части предоставления компании счетов-фактур с указанием сумм НДС, что позволяет организации поставить к вычету те же 40 000 рублей налога от двух поставщиков. Таким образом, при планировании НДС необходимо учитывать движение не только документов, но и денежных средств, а также контролировать налоговые периоды, в которых происходят операции. Особенно сложно осуществлять планирование НДС, если происходит сочетание платежей и отгрузок.

Нужна консультация по налоговому планированию для вашего бизнеса?

Почему планирование платежей по налогам важно для организации

Почему планирование налоговых платежей важно для организации

Отсутствие налогового планирования может привести к проблемам. Например, часто встречается ситуация, когда организации получают предоплату в конце квартала, а совершить закупку не успевают, из-за чего у них возникает обязательство уплатить НДС в большом объеме. Если сделать это за счет полученного аванса, то для совершения закупки в следующем периоде может не хватить средств (НДС — 20%, а средняя маржа в торговых компаниях — 5-7%). Многие компании в такой ситуации вынуждены привлекать заемные средства, а те, у кого нет такой возможности, искажают отчетность, чтобы не платить налог. И то, и другое может привести к убыткам или штрафным санкциям. Предусмотрев же заранее с помощью налогового планирования такие последствия, можно было бы провести переговоры с поставщиком и изменить сроки поступления аванса. Таким образом, планирование налоговых платежей организации позволяет не только оптимизировать налоговые платежи, но и существенно уменьшить риски бизнеса.

Есть и другие способы избежать ситуаций, когда не хватает денег на аренду или зарплату сотрудникам. Специалисты Фингуру создали бесплатный е-мейл курс «Как наладить финансовую отчетность и найти источники утечки денег», который поможет вам не допустить кассового разрыва и навести порядок в финансах фирмы.

Налоговая политика предприятия – свод правил осуществления долгосрочного и оперативного планирования налоговой деятельности. Она затрагивает вопросы выбора модели учёта, выработку стиля взаимоотношений с контрагентами. Главная цель создания документа – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение предсказуемости налоговых расходов и рациональное распределение финансовых потоков.

Вопрос: Предусмотрена ли налоговая ответственность за отсутствие в организации учетной политики для целей налогообложения? Можно ли ее утвердить в 2020 г. одновременно за текущий и предыдущие годы?
Посмотреть ответ

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Как в учетной политике для целей налогообложения составить раздел «Налог на имущество организаций»?

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

ВАЖНО! Образец приказа об утверждении учетной политики для целей налогообложения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

  • списаний износа различных категорий ценностей;
  • переоценки основных средств;
  • формирования запасов ТМЦ;
  • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шея впереди туловища как исправить
  • Как найти название мультика по описанию
  • Как найти фото в личку
  • Потеряла дома деньги как найти заговор
  • Как исправить проблемы с дикцией