Как составить натуральную кожу

Сумки, кошельки, ремни и многие другие уникальные вещи шьют из натуральной кожи.

Кожей обтягивают мебель, стены домов, не которые художники используют кожу как холст, для своих картин.

Кожа. Кожа для всех мастеров это материал для работы. Каждый раз, посетив поставщика, я удивляюсь разнообразию цветов и фактур, а последнее 2 года еще и цене. Понятное дело, что все мы культурные люди, и стараемся не задавать, много вопросив поставщикам. Со 100% уверенностью знаю, что каждого посещали мысли, как интересно, вот эту бы шкурку и эту, а вон тех с десяток бы взять… а почему так дорого – то ?

Друзья нам с вами с точки зрения производителя и поставщиков продают готовый товар….

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 1

Производство кожи, думаю, этому процессу много тысяч лет Возможно, даже скорее всего, человек сначала научился именно ему, а потом уже раздобыл огонь….но история об этом умалчивает.

В данной публикации расскажу, как этот процесс проходит сегодня, на наших российских заводах.

Надеюсь, информация будет полезной как для мастеров, так и для поставщиков.

Почти половину своей продукции производство поставляет на экспорт в Италию, Португалию, Испанию, Францию и страны Азии. Я не буду показывать самый первый этап производства. На нем происходит приемка засоленных в бочках кож, их первичная сортировка и вымачивание в отмочно-зольных барабанах. 21 сырьевой филиал принимает кожи практически со всех крупных мясоперерабатывающих производств России. Это примерно 5200 тонн в месяц.

После вымачивания (отмока) лишенные волосяного покрова шкуры попадают на первый конвеер. Тут с ними особо не церемонятся и грузят устрашающего вида аппаратами.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 2Я так понимаю, в этом агрегате удаляется часть воды. На выходе четверо рабочих осматривают каждую шкуру и обрезают явный брак и остатки тканей и жира.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 3На первых этапах процесса самая тяжелая работа. Шкуры очень скользкие, ножи острые и вы не представляете, какой там стоит запах. За сутки обрабатывается 6000 шкур.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 4Далее для кож наступает один из самых ответственных процессов. В этих барабанах происходит дубление. За время этого процесса с помощью специальных химикатов из кож выводятся все микроорганизмы, прекращаются естественные процессы. Т.е. из живого материала кожа превращается в стандартный, соответствующий строгим требованиям, полуфабрикат.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 5

Кожа на этом этапе называется wet-blue и после химической обработки хромом она действительно голубого цвета. Кожу, дубленую по старым рецептам, с использованием органических дубильных веществ, так же можно отличить по цвету. Она либо белая, либо желто-коричневая.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 6

Вместе с wet-blue переместимся в отделочный цех.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 7

Итак, вычищенные и высушенные wet-blue попадают на стол к этим женщинам. Именно они отвечают за сортировку и отбраковку на этом этапе.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 8

Далее материал проходит процесс двоения. С помощью строгальной машины шкура расслаивается на два, а то и три слоя. Получается лицевая сторона и спилок.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 9

Из лицевой стороны производят самую качественную кожу, но и из спилка делают кожи подешевле. Совсем стружку используют для приготовления клеев и технического желатина.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 10

Некоторые заказчики предпочитают не связываться с первичной обработкой кожи, а производить на дальнейших этапах самостоятельную обработку и покупают у завода продукцию в стадии wet-blue. Это международный стандарт, так что в таком решении ничего странного нет.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 11

Далее голубая кожа попадает в красильно-жировальные барабаны.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 12

Они точно такие же, что и для дубления, только процессы в них происходят другие. На этом этапе задаются самые важные свойства будущей кожи: мягкость, износостойкость, упругость, эластичность. Тут же происходит покраска. Как вы понимаете, вариантов конечного продукта великое множество. Завод производит продукцию под заказ, так что судьба каждой единицы материала предопределена заранее.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 13

Подобные барабаны используются не одним поколением кожевенников. Традиционно, сделаны из дерева твердых пород.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 14

Если заглянуть внутрь, в темноте можно рассмотреть отлично отполированные стенки и штыри для дополнительного перемешивания кож.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 15Обработанные и окрашенные кожи называются краст. Он может быть различного цвета, с различными свойствами.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 16

Процесс сушки может быть различным, но начинается чаще всего с отжима. Помните древние бочкообразные стиральные машинки с резиновыми валиками для отжима? Это увеличенная копия.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 17

Кусочек гламура для разнообразия

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 18

Это атмосферная сушка. Красты совершают большой круг под потолком цеха, обозревают окрестности, заодно и сушатся.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 19

А это другой вид сушки – рамный. На этом посту четверо рабочих принимают раму, снимают высушенные красты и натягивают новые. На замену уходит минуты три.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 20Рамы ходят по кругу. За стеной находится сушилка, где и происходит сушка. Насколько я поняла, такой способ используется для сушки дорогих и мебельных кож. Кстати, тут отлично видно, что стандартный размер краста ровно половина шкуры. Мебельные кожи чаще всего целые.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 21

Пункт очередного контроля качества. Хоть производство и механизировано/автоматизировано на 90%, но человеческий опыт заменить нельзя. Опытный контролер за пару секунд определяет плотность, толщину и качество кожи. Плюс лабораторный и колористический контроль выборочных экземпляров из каждой партии.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 22

Переносимся в отделочный цех №2. Тут происходит конечная обработка и получение готовой продукции. Опять же, некоторые заказчики покупают краст и самостоятельно доводят его до ума, оставшийся краст подвергается финишным операциям.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 23

Если на этапе получения краста вариантов множество, то тут их еще больше. Я даже примерно не представляю, сколько видов кожи можно получить на этих линиях. Во время финишной отделки задаются блеск, дополнительные цвета, тиснение, фактура и прочие спецэффекты.
Тут краст обрабатывается с помощью напыления. В длинном конвеере кусок кожи проходит несколько этапов пропитки и просушки.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 24

А тут другой принцип, напоминающий ламинацию или типографию. Кожа проходит через огромный красящий и одновременно высушивающий станок.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 25

После всех этих перипетий на коже практически не остается фактуры. Эта машина состоит из, грубо говоря, утюга и пресса.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 26

На горячую плиту нанесен объемный рисунок, который под прессом переносится на кожу.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 27

Эта кожа скорее всего пойдет на изготовление спецодежды или обуви.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 28

И вот, наконец, готовая кожа попадает на склад конечной продукции.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 29

Происходит завершающий контроль качества, формируются партии. Кожу нельзя складывать конвертом, поэтому она сворачивается в рулоны по нескольку штук.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 30

Время прохождения всех этапов производства очень сильно зависит от сложности выделки.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 31

Производство мебельной кожи идет параллельно и этапами практически повторяет уже увиденное.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 32

После рамной сушки кожи поступают на кунтурирование. Двое женщин с пневмоножами очень шустро обрезают края шкуры.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 33

Так же происходит финальная пропитка всякими веществами. Кожа для мебели более толстая и должна иметь очень высокие прочностные и износостойкие характеристики.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 34

Ну и финальный контроль качества и сортировка.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 35

Конечно же, нельзя было уйти, не посетив святая святых – лабораторию. Кстати, 500 тысяч квадратных метров это и правда много, рабочие передвигаются на велосипедах.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 36

В лаборатории не только производится контроль качества продукции, но и разрабатываются новые технологии обработки, проверяются новые химические составы. Так же по эксклюзивным заказам тут изготавливаются маленькие партии кож с редкими рецептами обработки.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 37

В небольшом лабораторном цеху можно воспроизвести любой этап процесса.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 38

Тут тоже стоят барабаны, только в несколько раз меньше.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 39

Пропитки и краски разрабатываются тут же.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 40

Специально для фото был пожертвован большой кусочек кожи для подбора нового цвета. Обычно, окрашивается кусочек раза в четыре меньше. Просили об этом упомянуть.

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 41

Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи, фото № 42

Напоследок, заглянем в шоу-рум завода. Заказчику показывают именно его. Несколько десятков видов кож с огромным количеством вариантов тиснения, окраски и плотности. От привычной “кожаной” кожи с естественной фактурой, до чего-то кислотного, на ощупь и разрез больше всего напоминающее линолеум, от толстой ременной до тончайшей перчаточной.

С детства меня сильно интересовал вопрос о том, можно ли в трудные времена сварить из ботинок суп или закусить ремнем. Теперь могу с уверенностью сказать – можно, но бессмысленно и небезопасно для здоровья. После вымачивания в химии или известняке, дублении хромом или танином, питательные свойства кожи стремительно приближаются к нулю. Да и вообще говорить о “естественном природном материале” можно с большой натяжкой. Так что если вы соберетесь в трудный поход, запаситесь вещами из сыромятной кожи – их есть можно

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Работа с кожей

Содержание

  • Основные этапы создания кожи
  • Виды кожи в зависимости от способа обработки
  • Инструменты для работы с кожей
  • Техники работы с кожей
  • Вторая жизнь кожи

Кожа — один из самых древних материалов, с которыми научился работать человек. Первые кожаные изделия были сугубо утилитарными. Еще неандертальцы использовали выскобленные шкуры животных в качестве примитивной одежды и обуви.

К сожалению, кожа — не самый долговечный материал, поэтому археологических доказательств изделий из обработанной кожи до нашей эры считанные единицы. Например, кожаный башмак со шнуровкой, обнаруженный в Армении — его возраст около 5500 лет, а в Лейпциге археологи нашли кожаную сумку, декорированную множеством зубов.

Со временем кожаные и меховые изделия начинали приобретать имиджевое значение — уже в средние века они были отличительной особенностью знати и дворянства. С появлением и развитием письменности кожу стали использовать и для изготовления книг.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Средневековая обувь

Люди выбирают кожу за эстетичность, прочность, эластичность, разнообразие фактур и способов обработки.

Основные этапы создания кожи

Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовка кожи

На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе — химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части — кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовительный этап

Основная задача дубления — сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ — они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Барабаны для дубления

Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное — в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.

В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Додубливание кожи

Отделка — финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.

Виды кожи в зависимости от способа обработки

Не каждый вид кожи проходит все четыре этапа обработки — все зависит от итогового предназначения кожи.

Сырая кожа (голец, сырье) — материал, который прошел только подготовительный этап. Это мягкая на первых порах кожа, которая после высыхания становится твердой и прочной. В старину она использовалась для изготовления брони, обуви, предметов обихода и украшений. В настоящее время используется очень редко — в частности из нее делают мембраны для некоторых музыкальных инструментов, изготовленных ручным способом.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сырая кожа

Сыромятная кожа после подготовительного этапа тщательно разминается руками и с помощью деревянных приспособлений, затем обрабатывается кислыми квасцами и жируется. Сейчас сыромять применяют при изготовлении ортопедических приспособлений, для изготовления седел и упряжи — в случаях, когда требуется толстая мягкая кожа прочная на разрыв. Сыромятная кожа плохо переносит воздействие влаги и жары, ее нужно периодически обрабатывать жировыми составами.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сыромятная кожа

Дубленая кожа занимает первое место по популярности в кожевенном производстве. Она прочная, долговечная по сравнению с предыдущими видами, устойчива к влаге и воздействию солнечного света.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Дубленая кожа

Инструменты для работы с кожей

Для профессиональной работы с кожей необходим внушительный набор инструментов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Инструменты

Рейсфедер нужен для точной разметки швов, отверстий и мест расположения фурнитуры.

Роликовый маркер намечает отверстия для ручной прошивки. Шаг между зубьями определяет длину стежка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Роликовый маркер

Циркуль шорный поможет в разметке деталей для раскроя.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Циркуль шорный

Канавкорез (грувер) — позволяет сделать специальную канавку для шва. Тогда нитка будет расположена ниже поверхности кожи и не перетрется при использовании.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Канавкорез

Нож со сменными лезвиями для раскроя кожи. Бывают роликовые, прямые, в форме полумесяца (шерфовальные) ножи. Последний кроме кроя используется для утончения кожи в месте предполагаемого сгиба.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Нож для раскроя

Рубанок для кожи пригодится для шерфования больших поверхностей там, где ножом работать будет неудобно.

Поворотный нож — используется для вырезания узора на коже (тиснения).

С помощью фигурных ножниц на крае кожи можно сформировать рисунок зигзага или волн.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Фигурные ножницы

Пробойник предназначен для формирования отверстий в коже. Они могут быть круглые или фигурные. Для создания отверстий под шов используются строчные (шаговые или вилочные) пробойники, с различным количество зубьев.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пробойники

Купить пробойник

Игла — удобнее всего в работе специальная игла для кожи с острием трехгранной формы. Такие иглы бывают как для ручной работы, так и для швейной машинки. Если вы будете шить кожу на обычной швейной машинке, вам понадобится тефлоновая лапка или лапка, на подошве которой находится небольшой ролик, чтобы кожа не застревала.

Шилом можно пробивать небольшие отверстия либо распускать неудачный шов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шило для кожи

Купить шило для кожи

Штамп — используется в технике тиснения по коже для создания рельефного отпечатка.

Кардина — приспособление, похожее на стилус, наконечники к ней могут быть разных форм — также используется при тиснении. С ее помощью можно моделировать скошенные или заглубленные контуры.

Молоток для тиснения понадобится при работе со штампами, им отбиваются проклеенные участки, нужен он также и для работы с пробойниками.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Молоток для тиснения

Купить молоток для тиснения

С помощью сликера (полировщик, гладилка) шлифуется торец кожи. Сликер бывает ручной, либо в виде насадки на дрель.

Шнурорез предназначен для нарезания шнуров — он позволяет создавать длинные полозки из сравнительно небольших фрагментов кожи, поскольку нарезка выполняется по спирали.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шнурорез

Выбрать шнурорез

Минимальный набор для начинающих — нож для кожи, пробойник, молоток и игла, а для разметки можно воспользоваться линейкой. Когда вы определитесь, какие техники вам ближе, можно будет расширить набор инструментов.

Техники работы с кожей

Существует огромное количество приемов для художественной обработки кожи, их можно использовать по отдельности или комбинировать — в зависимости от вашей задумки и назначения изделия.

Тиснение позволяет создавать рельефное изображение с помощью штампов и кардин. Существует холодное и горячее тиснение. Для работы в этой технике рекомендуется использовать кожу растительного дубления — полученный на ней узор сохранится долгое время, тогда как штамп, сделанных на коже хромового дубления может со временем утратить четкие контуры.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Тиснение

Перфорация. С помощью отверстий различной формы и размера на коже можно создавать оригинальные узоры. Для перфорации понадобятся пробойники — при использовании шила вы не сможете сделать ровное отверстие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Перфорация

Плетение. Из кожаных полосок можно сплести браслет, шнурок для подвески или пояс. А если комбинировать с перфорацией — получится сумка или кошелек. Нарезать кожу на полоски можно вручную, с помощью шнурореза или купить готовый шнур. В последнем случае вы можете выбрать шнур нужного цвета.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Плетение

Пирография. Рисунок выполняется с помощью электрического выжигателя или нагретого штампа. В производственных условиях используют выжигание лазером — он позволяет добиться большей точности и детализации. Есть и портативные лазерные граверы, которые можно использовать дома, но это дорогое удовольствие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пирография

Гравировка. Эта техника годится только для толстой кожи — на нее наносят рисунок с помощью резака, затем прорезь расширяют и наполняют ее краской, чаще всего акриловой.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Гравировка

Аппликация. Кусочки кожи приклеивают, либо пришивают к основе, собирая из них рисунок. Фрагменты могут располагаться внахлест или плотно стыковаться краями. Вариант со стыковкой называется интарсия.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Аппликация

Вторая жизнь кожи

Кожа — благородный материал, его зачастую используют повторно. Для начинающих это самый удачный вариант — он позволяет практиковаться без лишних денежных затрат. Материалом может послужить голенище от износившихся сапог, старая кожаная куртка или жилетка, порвавшийся ремень, потрепанный портфель или любое другое кожаное изделие, на котором остались неповрежденные фрагменты. Что из них можно сделать?

Браслет — ремешок для часов или модный аксессуар. Можно выполнить как в технике плетения, предварительно нарезав тонких полосок из куртки, так и цельный — проложив ткань между двумя полосками кожи, чтобы изделие не растянулось. Вам понадобится купить только маленькую пряжку и по желанию декоративные заклепки или люверсы для украшения.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет  На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет

Кошелек, чехол для телефона, ключей или футляр для очков. Самый простой вариант можно сделать из двух деталей. Если они будут одинаковые, то в качестве застежки лучше использовать молнию, но если вам не хочется возиться с вшиванием молнии, сделайте одну деталь больше, тогда изделие будет застегиваться внахлест, и для фиксации можно поставить магнитную застежку или кнопку.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Кожаный чехол

Домашние тапки. На подошву лучше использовать более плотную кожу — от портфеля или голенища, а на верхнюю часть сложенную вдвое тонкую — от старой кожаной одежды. Детали можно сшить на машинке, но красивее будет пробить по контуру деталей отверстия и обвязать вручную декоративным кожаным шнуром.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Домашние тапки

Если на коже видны следы ее использования, в зависимости от их выраженности полученное изделие можно обработать воском-реставратором или так называемой жидкой кожей.

Подобрать средство для ремонта кожи

Вы можете сплести ремень, смастерить оригинальную заколку или брошь, закладку или шикарную обложку для книги, обтянуть пуговицы на одежде — все зависит от того сколько времени вы готовы посвятить новому увлечению.

Производство натуральной кожи

У шкуры действительно высокого качества этапов технологического цикла ее обработки до готового изделия должно быть чем меньше, тем лучше. «Лицо» шкуры (верхний слой кожи) должно быть полностью сохранено, если не сказать, что подчеркнуто. Это значит, что должны сохраниться морщинки и поры, имеющиеся на шкуре, которая подвергается обработке.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА КОЖИ

Технология производства кожи (переработка шкур до готовой кожи) состоит из трех этапов: подготовка кожи, дубление кожи, отделка кожи.

Консервирование шкур

Процедура консервисоленая кожарование шкур проделывается для того, чтобы произошло пропитывание шкуры солями. Для чего это делают?  Когда животное было забито, тут же начинает портиться как его мясо, так и кожа. При консервировании шкуры теряется половина ее влаги, шкура просушивается от трех до шести дней. И лишь тогда сырье отправляют на кожевенные заводы для дальнейших обработок.

1. ПОДГОТОВКА КОЖИ

Подготовка кожи – это смывание грязи, снятие волоса со шкур — начальная стадия обработки сырья для производства кож, после чего кожа попадает в дубильный цех. Целью этих процедур является удаление из шкуры животнпереработка шкурыого шерсти и подкожной клетчатки, а также  подготовить шкуру ко второму этапу — дублению. На этом этапе кожа с волосом, которая называется дермой, превращается в недубленый полуфабрикатный продукт — гольё. На заводе по переработке шкур шкура животного обрабатывается солями (хлоридом и карбонатом натрия), а после чего консервированную шкуру просушивают. Затем происходит переработка кожи при помощи оборудования для переработки кожи.

Здесь тоже можно выделить следующие этапы:

Отмока

Отмока шкур: кожу следует вымочить, промыть химическими растворами и водой. Шкуры очищаются от крови, грязи, солей-консервантов, жиров и т.д. Этот процесс длится от восьми до двадцати часов (все зависит от того, какой толщины шкура).

Золение шкур

В процессе золензоление шкурия шкур происходит удаление волос и эпидермиса с производимой шкуры. Золение – это подвергание шкуры животного обработке с помощью известковой суспензии. Золение кожи необходимо для того, чтобы при последующем, дальнейшем процессе обработки шкуры волос легко отходил от кожи, достигнуть необходимого набухания самих шкурных волокон.

Сгонка шерсти (снятие шерсти)

Сгонка шерсти (снятие шерсти) проделывают на машинах, название которых говорит само за себя — волосогонные машины.

Полуфабрикат кожи после того, как с него сгонят шерсть, становится гольем.

Мездрение

Мездрение шкур мездрение– это удаление с помощью мездрильных машин подкожного жирового слоя, лишней мякоти и мускулов ( мездры). Первое мездрение, как правило, проделывают над шкурой после ее частичной отмоки, а второе мездрение – после того, как сгонят шерсть. При некачественно проведенном мездрении на коже возникают такие нехорошие дефекты как выхваты.

Чистка лица шкуры (чистка шкуры)

Чистка лица шкуры – это удаление оставшихся коротких волос со шкуры.

Обеззоливание

Обеззоливание происходит для удаления с обрабатываемой шкуры кальциевых соединений (солей). Если этого не сделать, то кожа получается жесткой, что в последствие создает такие дефекты, как ломка лица и садка.

Промывка кожи

Промывку кожи проводят водой. Эту процедуру проводят для того, чтобы окончательно удалить соли кальция и продукты распада белков. После промывки сырье (голье) поступает на дубление.

Но для немногих отдельных видов кож применяются еще дополнительные подготовительные процедуры:

Двоение кожидвоение кожи

Двоение кожи производят в машинах для двоения кожи. Двоение шкуры обычно производят тогда, когда у голья довольно повышенная
толщина. Необходимость двоения кожи появляется  при выработке относительно тонкой кожи, предназначенной для верха обувной продукции.

Чепракование

Чепракование – это разделение производимой шкуры на так называемые топографические участки. Чепракованию подвергаются крупные шкуры.

Мягчение кожи

Мягчение кожи – обработка голья различными ферментами (как правило, это ферменты поджелудочной железы), под действием которых кожа становится более мягкой, тягучей и гладкой. Мягчение применяют, как правило, когда вырабатывают кожу для одежды, галантерейную кожу и мягкую обувную кожу.

Пикелевание

Пикелевание шкур подразумевает под собой обработку голья кислотно-солевым раствором – пикелем. В процессе пикелевания шкур кожа дополнительно разрыхляется, что приводит к повышению ее мягкости. Пиклевание по своей сути является консервированием шкуры, поэтому  шкуры могут храниться долгое время и не портиться.

 2. ДУБЛЕНИЕ КОЖИ

Дубление – процесс, когда полученные шкуры обрабатываются в специальных дубильных дублениебарабанах, в результате которого получается полуфабрикат вет-блю.

Целью дубления является стабилизация голья, т.е. кожа должна приобрести упругость, пластичность, а также износоустойчивость. После дубления шкуру используют уже без кокой-либо особой боязни повредить ее.

3. ОТДЕЛКА КОЖИ

Отделка кожи подразумевает под собой:

Окрашивание кожи.машина покрывного крашения кожи

Окрашивание кожи происходит различными красителями, которые получаются из нефти.

Жировая обработка кожи.

растягивание кожи

После окрашивания кожу обрабатывают жиром, чтобы она стала мягче.

После этого кожу просушивают, растягивая на специальных рамах, которые позже ставят в сушильную печь.

Разминание кожи дает ей мягкость.
Прокатка кожи.
Глажение кожи.
Прессование кожи.
тиснение кожи

Тиснение кожи.

Нанесение на кожу лака.

Шлифовка лицевой поверхности.

Не часто лицевая поверхность кожи имеет поверхность без шрамов, порезов, ссадин и других дефектов. Для того, чтобы скрыть эти дефекты, производят шлифовку кожи.

Нанесение воска на кожу.

Придание коже таких свойств как блеск, водостойкость,  грязеотталкивание, огнестойкость и т.д.

Как делают кожу видео 

Вернуться на главную страницу

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

Эволюция кожевенного дела

Шкуры и кожа животных стали одними из первых материалов, которые люди научились обрабатывать еще в древние времена. Постепенно на смену одежде из примитивно обработанных шкур в повседневную жизнь стала входить более практичная одежда, обувь, галантерея и амуниция из сыромятной и дубленой кожи. Вместе с этим причастные к ремеслу мастера начали придумывать и совершенствовать инструменты для ее заготовки, выделки, пошива и декорирования. В процессе эволюции кожевенного дела люди научились заготавливать и обрабатывать кожу многих диких и одомашненных животных. Со временем натуральная кожа стала все глубже проникать во все сферы жизни и деятельности человека: из нее производилась не только одежда, обувь, предметы домашнего обихода и упряжь для одомашненных животных, но и военная амуниция, профессиональное снаряжение, знаки отличия и многое другое. Вместе с наработкой опыта и ростом производственных потребностей развивались и различные способы обработки кожи. Помимо традиционных, в наши дни применяется ряд высокотехнологичных промышленных методов выделки, которые в значительной степени повлияли на устоявшуюся классификацию. Таким образом, по производственному назначению всю натуральную кожу сегодня принято разделять на мебельную, автомобильную, обувную, одежную, галантерейную, шорно-седельную, техническую, а также прочие подвиды в зависимости от сферы применения или вида выделки.

Выделка натуральной кожи

Традиционные способы выделки можно подразделить на три основных, которые определяют свойства, специфику и назначение получаемой кожи. Их краткое описание приведено в следующей таблице.

Сырая кожа (сырец, голье)

Выделка без дубления: это шкура, прошедшая этап мездрения и золения. В процессе выделки такая кожа остается мягкой и пластичной, но после завершения обработки и окончательного высыхания становится твердой. Это свойство кожи использовалось для придания изделиям определенной формы, что позволило применять сырую кожу для изготовления щитов, шлемов, брони, а также одежды, обуви, предметов обихода и различных украшений.

Сыромятная кожа (сыромять)

Слабое дубление алюмокалиевыми квасцами. Такое дубление в технологическом плане не является полноценным, однако в давние времена использование сыромятной кожи было довольно широким: из нее мастерили обувь, одежду и ремни. В наши дни такую кожу используют в шорно-седельном и ортопедическом производстве.

Дубленая кожа

Дубление кожи, осуществляемое растительными, жировыми или химическими веществами. Дубленая кожа давно стала основным материалом в массовом кожевенном производстве, поскольку обладает лучшими эксплуатационными характеристиками: прочностью, долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям и презентабельным внешним видом. В наши дни дубленая кожа широко применяется для изготовления всего спектра кожаных изделий.

Виды дубления кожи

Все способы дубления натуральной кожи можно разделить на три группы: минеральное, также называемое химическим, органическое, к которому относятся альдегидное, жировое и растительное, а также комбинированное дубление. В следующей таблице приведены краткие описания наиболее распространенных методов дубления кожи.

Хромовое дубление

Один из самых распространенных видов дубления, при котором роль минеральных дубителей выполняют различные соединения хрома, которые в процессе обработки окрашивают бахтармяную сторону кожи в зеленый цвет. Кожа хромового дубления обладает ценными потребительскими качествами: мягкостью, эластичностью, воздухопроницаемостью, прочностью, устойчивостью к воздействию высоких температур и механическому истиранию. Такая кожа примерно в два раза прочнее кожи растительного дубления. К слабым сторонам хромового дубления можно отнести водопроницаемость и гигроскопичность получаемой кожи, из-за которых нередко происходит изменение площади ее поверхности не только при прямом воздействии влаги, но и при значительных колебаниях относительной влажности воздуха. Хромовое дубление часто применяется в комбинированных методах выделки.

Алюминиевое дубление

Один из старейших методов дубления алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием. Метод не получил широкого распространения, поскольку соли алюминия не образуют устойчивых соединений с коллагеном во внутренних слоях кожи. Алюминиевое дубление в чистом виде применяется исключительно для выделки лайки из шкур овец и коз.

Циркониевое дубление

Дубление кожи соединением циркония — сульфатоцирконатом натрия. Метод применяется для получения белой натуральной кожи. Циркониевая кожа имеет плотную лицевую сторону, обладает повышенной прочностью на разрыв и устойчивостью к механическому истиранию. Циркониевые соединения также применяются в комбинированных методах дубления.

Титановое дубление

Дубление солями титана. Кожа, прошедшая титановое дубление, имеет неокрашенную бахтарму и по своим свойствам во многом схожа с циркониевой кожей. Титановое дубление применяется в комбинации с другими методами дубления.

Жировое дубление

Дубление голья жирами различных морских животных, содержащими непредельные жирные кислоты. Жировое дубление в чистом виде используется для выработки одного единственного вида кожи — натуральной замши, которая благодаря такому способу выделки обладает особой мягкостью и водостойкостью.

Танидное дубление

Дубление кожи растительными танидами (танинами) или синтетическими танидами (синтанами). Растительные таниды получают в виде экстракта коры деревьев, а сырьем для получения синтетических служат фенолы, резорцин и нафталин. Таниды придают повышенную пластичность., но не обеспечивают коже должную износостойкость, поэтому танидное дубление комбинируют с хромовым, титановым и циркониевым. Это позволяет получить натуральную кожу с достоинствами всех примененных методов.

Растительное дубление

Дубление кожи танидами, экстрагированными из коры и древесины дуба, ивы, лиственницы, мимозы и других деревев. Процесс растительного дубления занимает весьма продолжительное время, и в наши дни в чистом виде используется редко. Вместо него применяется хромтанидное или синтанное дубление. Кожа растительного дубления обладает уникальными свойствами и непревзойденной натуральностью. Из-за особой внутренней структуры она лучше других подходит для тиснения, резьбы и штампования. К недостаткам такой кожи можно отнести отсутствие водостойкости.

Синтанное дубление

Синтаны сами по себе не могут выступать в роли дубителей, однако они способны значительно ускорить и удешевить процесс дубления кожи при добавлении их к танидам. Помимо этого, синтаны обеспечивают наполнение, отбеливание и окрашивание кожи в процессе выделки. Также как и растительное, синтанное дубление применяется в комбинации с другими методами (хромсинтанное и хромциркониевосинтанное дубление).

Альдегидное дубление

Дубление кожи формальдегидом и глутаровым альдегидом. Кожа формальдегидного дубления получается тонкой и не представляет особого интереса. Глутаровая кожа, наоборот, весьма практична: по параметрам мягкости и эластичности она близка к коже хромового дубления, но отличается более высокой устойчивостью к воздействию влаги, пота и различных органических веществ. Глутаровое альдегидное дубление комбинируют с танидным, хромовым, циркониевым и алюминиевым.

Комбинированное дубление

Дубление голья несколькими различными дубителями одновременно или в определенной последовательности. Комбинирование разных активных веществ применяется с целью придания коже лучших характеристик и получения преимуществ каждого из методов дубления.

Разновидности готовой натуральной кожи

В следующей таблице приведена общая классификация натуральной кожи по производственному назначению, а также дано краткое описание сырья, используемого для ее выработки.

Обувная кожа

Кожа для производства различных видов обуви. Для выработки используется кожа КРС хромового дубления, свиная и конская кожа.

Галантерейная и одежная кожа

Кожа, предназначенная для пошива верхней одежды, головных уборов, ремней, перчаток, сумок, портфелей, кошельков и различных аксессуаров. Для выработки используются кожа КРС, козлиная и овечья кожа, а также кожа экзотических животных.

Мебельная и автомобильная кожа

Кожа для обивки мебели и перетяжки автомобильных салонов. Для выработки чаще всего используется кожа КРС хромового дубления из-за большой площади шкур и устойчивости к механическому истиранию.

Шорно-седельная кожа

Прочная толстая кожа для изготовления снаряжения для конного спорта, пошива ножен, футляров, ремней, собачьих ошейников и прочих аксессуаров. Для выработки используется кожа КРС, свиная кожа, а также некоторые виды сыромятной кожи.

Техническая кожа

Кожа, применяемая для производства различных деталей технического назначения, а также специального снаряжения. Для выработки используется самая прочная и грубая кожа КРС, не обладающая эстетической ценностью.

Подробная классификация кожи для пошива

Существует множество разновидностей натуральной кожи для пошива одежды, обуви, галантереи и всевозможных аксессуаров, и каждая из них обладает своей спецификой и рядом характеристик, которые необходимо учитывать при выборе исходного материала для определенных производственных нужд. Наиболее популярные и доступные в широкой продаже виды кожи приведены в следующей таблице.

Гладкая кожа

Общее обозначение для различных видов кожи с плотной и гладкой лицевой поверхностью, полученной путем специальной обработки, которая позволяет сохранить естественную структуру верхнего слоя. Для производства гладкой кожи используется самое лучшее сырье, выделываемое с применением современных технологий. Чаще всего гладкие кожи вырабатываются из шкур молодых телят, коз, овец и гораздо реже из свиной кожи или шкур жеребят.

Вареная кожа

Кожа растительного дубления, подвергнутая погружению в горячую воду, кипящий воск или другие вещества для повышения прочности.

Краст

Кожа без специальной отделки лицевой поверхности, прошедшая процесс барабанного крашения. Поскольку у такой кожи отделка лицевой стороны отсутствует, правильно выделанный краст сложно отличить от качественной гладкой кожи. Краст вырабатывается только из шкур КРС.

Веган (растительный краст)

Кожа растительного дубления (КРС или свиная) толщиной от 1.0 до 3.0мм. Веган предназначен специально для изготовления резных элементов, тиснения и штампования.

Спи́лок

Слой натуральной кожи, получаемый путем распиливания более толстой кожи (шерфования). Для получения спилка используется кожа КРС, либо свиная кожа хромового, жирового или хромо-жирового дубления. Различают лицевой, средний и бахтармяный спилки. Количество спилков может составлять от 3-х до 6-ти в зависимости от толщины и внутренней структуры исходного куска кожи.

Лаковая кожа

Разновидность кожи с блестящей зеркальной поверхностью, обработанной путем нанесения лака. Лаковый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости, может быть глянцевым, матовым, прозрачным или цветным. Чаще всего подобная кожа используется в производстве модельной обуви и различной галантереи.

Велюр

Кожа хромового дубления, на выработку которой идут любые шкуры. Представляет собой перевернутую кожу, у которой бахтарма выступает в роли лицевой стороны.

Натуральная замша

Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лосей или диких коз. Представляет собой мягкую и бархатистую, но при этом прочную кожу с густым низким ворсом с обеих сторон.

Лайка

Мягкая и эластичная кожа, выделываемая из шкур молодых ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Лайка применяется исключительно для изготовления перчаток, но в редких случаях может использоваться при производстве других галантерейных изделий.

Наппа

Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из кожи КРС и овчины. Имеет толщину от 0.5мм до 1.0мм и является очень эластичной. Широко применяется в качестве одежной кожи при производстве плащей, курток, головных уборов, а также как галантерейная кожа для изготовления сумок, клатчей и подобных аксессуаров.

Напплак

Разновидность кожи с нанесенным лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.

Нубук

Мелковорсистая кожа, подвергшаяся в процессе выделки шлифовке лицевой поверхности абразивными материалами. Нубук похож на замшу, но вырабатывается исключительно из кожи КРС.

Чепрак

Толстая, плотная и очень прочная кожа, выработанная хромовым или жировым дублением из спинных участков шкур КРС.

Шора

Толстая и плотная кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС. Шора более пластична и податлива, нежели чепрак.

Юфть

Толстая кожа, выработанная жировым дублением из брюшной части шкур КРС. Юфть значительно более мягкая и пластичная, нежели чепрак или шора.

Шагрень

Кожа с декоративной пупырчатой поверхностью. Бывает мягкой (растительного дубления) и жесткой (сырая кожа). В наши дни шагрень вырабатывается из козьих и овечьих шкур.

Шеврет

Плотная и эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением.

Шевро

Плотная и прочная, но при этом мягкая кожа, выработанная хромовым дублением из козьих шкур.

Сафьян

В прежние времена сафьяном называли мягкую тонкую козлиную кожу растительного дубления, слабо прожированную и ярко окрашенную. В наши дни сафьяновая кожа — это штампованная овечья или телячья кожа особой выделки, изделия из которой устойчивы к внешним воздействиям и легко поддаются чистке.

Пергамент

Недубленая (сыромятная) кожа, выработанная из шкур молодых ягнят, козлят и телят. Пергамент обладает высокой прочностью и применяется при производстве музыкальных инструментов и дизайнерских украшений.

Инструменты для работы с кожей

В следующей таблице приведены описания основных инструментов для работы с кожей, составляющих регулярный набор мастера-кожевенника.

Рейсфедер

Инструмент с подвижным колесиком для механической разметки линий будущих швов и мест для установки фурнитуры.

Роликовый маркер (колесная басма)

Инструмент с вращающимся шипованным колесиком для разметки будущих отверстий. Шаг зубьев может быть различным. Роликовый маркер можно также использовать после прошивки кожи: достаточно прокатать готовый шов по отверстиям для придания ему большей рельефности и выразительности.

Циркуль разметочный (шорно-разметочный)

Удобный инструмент для геометрической разметки поверхности кожи. Также используется для наметки расстояния от края шва или разметки ширины ремня.

Канавкорез (грувер)

Инструмент для вырезания канавки под шов. Существуют регулируемые и нерегулируемые канавкорезы.

Резак (нож)

Различные по конфигурации и назначению инструменты для нарезки кожи. Встречаются прямые, дисковые, регулируемые, шерфовальные и многофункциональные ножи. Как правило, ножи для кожи предполагают установку сменных лезвий.

Поворотный нож

Инструмент для резьбы по коже (карвинга). Обычно техника карвинга предполагает использование поворотного ножа вместе со штампами для тиснения кожи.

Фигурные ножницы

Ножницы классической конструкции, которые имеют фигурный рисунок режущих поверхностей. Используются для декоративного оформления края изделия.

Пробойник

Инструмент для пробивания отверстий в коже. Существует несколько разновидностей пробойников: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев.

Шило

Шило служит не только для проделывания и расширения отверстий, но и для продевания оплетки и раскручивания неверной наметки. В кожевенном деле чаще применяется круглое и крестовое шило.

Игла

При работе с кожей игла чаще служат для ведения нити по заранее проделанным шилом или пробойником отверстиям, нежели для прокола сшиваемых деталей. Различают скорняжные и шорные иглы с затупленным концом, а также некоторые другие разновидности заостренных игл.

Рубанок для кожи

Инструмент для обработки бахтармяной стороны (шерфования), предназначенный для придания коже нужной толщины.

Фаскорез (торцбил)

Инструмент для финальной обработки (скругления) краев кожи.

Штамп

Инструмент для обработки лицевой поверхности кожи методом тиснения. Штампы могут быть покупными, заказными или сделанными самостоятельно (например, штамп с клеймом мастера).

Кардина

Инструмент для моделирования кожи. Также используется при проклейке кожи.

Сапожный молоток

Молоток Для отбивки швов, оплетки, подворотов и мест склейки деталей. Используются молотки с бойком круглой формы во избежание повреждения кожи прямыми углами. Молотки также используются для нанесения ударов по пробойникам. При таком сценарии использования молоток должен иметь нейлоновую рукоятку для минимизации отдачи при ударе.

Полировщик

Инструмент для полировки готовых изделий после завершения всех стадий механической обработки. Полировщики могут быть сделаны из различных материалов, а также иметь множество форм и конфигураций. Подразделяются на ручные и механические.

Дополнительные справочные материалы

Предлагаем вам также ознакомиться с другими полезными справочными материалами, опубликованными на нашем сайте в разделе «Кожевенное дело».

15 октября 2015г.

В данной справочной статье мы рассмотрим происхождение, виды выделки, классификацию и производственное назначение натуральной кожи для пошива изделий, дадим основы кожевенной терминологии, а также приведем краткое описание инструментов для работы с кожей. Мы преследовали своей целью пояснить базовые понятия и определения, принятые в кожевенном деле, а также представить их в максимально простой и удобной форме для тех, кто делает первые шаги в работе с кожей или просто желает расширить свой кругозор.

Сколько стоит кожа?

В основном кожа продают целыми шкурками. Стоимость кожи обычно показана за квадратный дециметр. Свиная, телячья и козья кожа, в зависимости от толщины, качества и особенностей обработки, может стоить от 5 до 40 руб. за квадратный дециметр. В начале статьи на фотографии показана телячья кожа с романтичным названием «Венеция», её стоимость в магазинах кожи — 25 руб. за квадратный дециметр.

Кожа различных экзотических животных: таких как змеи, питона, варана и так далее.. может стоить от 100 руб. за квадратный дециметр

Наиболее мелкие шкуры имеют площадь около 40 квадратных дециметров В ателье различные обрезки можно приобрести по стоимости 100-200 руб. за килограмм.

Один кг обрезков по площади составляет около 50-60 квадратных дециметров.

Что можно сделать из кожи

Одежда

Кожаные штаны и куртки – вечный тренд. Такую одежду примеряли на себя брутальные байкеры, звезды рок-н-рола и фанаты фильма Матрица. Сегодня мода на кожаные штаны и куртки остается главным трендом. Особенной популярностью пользуются обтягивающие женские леггинсы.

Обувь

Чтобы создавать качественную обувь из различных кожаных материалов, нужно больше знаний и опыта. Часто продвинутые скорняки занимаются изготовлением кожи своими руками. Так можно добиться максимальной плотности, более грубой фактуры.

Популярные сейчас армейские ботинки часто шьются на заказ. Стоимость работы в среднем составляет 15 000 рублей за пару.

Аксессуары

Изготовление аксессуаров – безграничный простор для творчества и заработка. На пике популярности находятся необычные мужские браслеты из кожи. Завязки дополняют однотонными бусинами, создают яркие вышивки по коже. Средняя стоимость самого простого варианта – 1 000 рублей.

Аксессуары из кожи как идея для бизнеса

Самый популярный аксессуар для женщин – кожаная сумка. Солидному мужчине необходимо иметь кожаное портмоне или кошелек. Но самая распространенная деталь любого гардероба – хороший кожаный ремень, стоимостью от 5 000 рублей.

Умелые мастера знают, как сделать из кожи своими руками красивую бижутерию. Не так давно модный мир разразился волной восхищения кожаными чокерами. Стоимость рукодельных украшений стартует с 500 рублей, и достигает 7 000. Кольца, серьги, браслеты из кожи своими руками – востребованная среди клиентов ниша.

Современные девушки дополняют даже скромный наряд кожаными аксессуарами. Особенно здорово подтяжки и портупеи вписываются в строгий офисный стиль. Стоит дизайнерская модель от 2 000 рублей и выше.

Можно создать собственный тренд – заколки с декором из натуральной кожи. Достаточно посмотреть несколько видео-уроков о том, как подготовить маленькие детали, как сделать цветок из кожи, а затем закрепить его на простой металлической заколке.

Идеи подарков

Чехлы из натуральной кожи для смартфона или футляр для солнцезащитных очков оценит практичный деловой мужчина. Женщина обрадуется изящным кожаным подставкам под кружки или уютным домашним тапочками, сшитым из нежнейшего велюра.

Для коллеги можно подобрать блокнот, органайзер или пенал для чертежных инструментов, если он, к примеру, инженер-проектировщик. Чтобы он надолго запомнил этот подарок, мастер может сделать тиснение на коже на заказ. Написать пару приятных слов не составит профессионалу труда, а начальник оценит старания и внимание со стороны подчиненных. Стоимость работы по стандартному клише – около 500 рублей.

Украсить кожаными деталями можно любой интерьер. Хороший кожевенник сможет красиво декорировать настенные часы, сделать плафон к торшеру. Даже картину можно создать из кожаных материалов разных цветов и фактур.

Чем резать кожу?

Ножи

Для работы с кожей удобно использовать ножи со сменными лезвиями, которые по мере изнашивания можно обламывать. Отличные ножи и сменные лезвия производит . Купить такие ножи и лезвия Вы можете в магазинах строй-инструментов, материалов, магазинах для ремонта, а также в специализированных интернет-магазинах

F.A.Q по работе с кожей для начинающих

Если Вы не можете найти специальные строительные ножи, то можно использовать и обычные дешевые канцелярские ножи, которые Вы можете купить в любом магазине канцелярских товаров. Единственное неудобство таких ножей — Вам придется чаще отламывать лезвия.

Также Вы можете пользоваться сапожным ножом (в книгах о работе с кожей про него пишут очень часто), но у него есть такой недостаток, как необходимость частой заточки.

Вам так же понадобиться широкая и длинная металлическая линейка. Широкой линейка должна быть для того, чтобы предохранять пальцы от острого резака, именно металлической, потому что деревянная линейка очень быстро придет в негодность. Также необходим металлический угольник.

Я пользуюсь при работе с кожей Хозяйственным ножом CK-2 Olfa, ножом RTY-2/DX Olfa, ножом для художественных работ AK-1/5B Olfa. Также, я собираюсь в ближайшее время прикупить еще парочку ножей, например циркульный.

Ножницы

Для работы с кожей лучше всего использовать самозатачивающиеся портновские ножницы. Обыкновенные недорогие ножницы будут или очень быстро тупиться или же будут жевать кожу. Очень хорошие ножницы , они продаются в каждом более-менее приличном швейном магазине.

F.A.Q по работе с кожей для начинающих

Мои инструменты для работы с кожей

Рубрика: Инструменты Опубликовано 24.08.2018 · Комментарии: · На чтение: 4 мин · Просмотры: Post Views: 4 495

Будет разумным, если я не упомяну чего-то из очень новичкового поста об экстремально минимальных инструментах для работы с кожей, дабы не повторяться, а лишь дополнить его.

Строчные пробойники

Набор строчных пробойников для работы с кожей

Одна из любимых тем сообщества кожевников, и я к ней тоже неравнодушен. Строчные пробойники позволяют создавать ровные и равноудаленные отверстия в коже для будущего седельного шва. Мои любимые строчные пробойники от тайваньского бренда IVAN. Комплект состоит из одиннадцати предметов. Одна ручка и десять накручивающихся насадок.

По сути, это три комплекта пробойников. Три пробойника — по два, четыре, шесть зубьев, повторяются три раза. Разница только в расстоянии между зубьями — 2,3 мм, 3,1 мм и 3,9 мм. Сами зубья, на всех десяти насадках, имеют одинаковую ширину, и поэтому последний, десятый пробойник – одинарный, подходит к любому из трех условных комплектов строчных пробойников.

Отверстия, которые пробивают эти пробойники – ромбовидной формы. Видимо поэтому строчные пробойники с такой формой зубьев называют ромбовидными.

IVAN не единственные строчные пробойники которыми я пользуюсь, но это другая история.

Шорный нож

Нож для работы с кожей

Используется для раскроя и истончения (шерфования) отдельных участков кожи. Лично я, практически не пользую этот нож для раскроя, он пригождается мне только для целей локального шерфования. Шерфовать можно и обычным канцелярским ножом, но шорным все-таки значительно удобнее.

Торбцил или кромкорез или фаскорез

Кромкорез для работы с торцом изделий из кожи

Само название – «кромкорез», объясняет все. Инструмент нужен для снятия кромок с лицевых краев кожи. Изделию из натуральной кожи это придает шикарный и законченный вид. Собственно обработка и покраска торцов изделия – один из краеугольных камней кожевенного ремесла и мастера уделяют этому серьезное внимание. На мой скромный взгляд, торбцил и сликер – одни из важнейших инструментов кожевника.

Я пользуюсь двумя кромкорезами, с шириной режущего полотна в 1.0 и 1.2 мм. Правлю их пастой Гои по мере необходимости.

Иглы для шитья кожи

Иглы для ручного шитья кожи

Длина и форма иглы, ширина ушка и особенности острия – это, пожалуй, все характеристики игл для ручного шитья натуральной кожи которые могут интересовать кожевника.

Самыми удобными для меня оказались иглы длиной пять – шесть см, и с довольно широким ушком. Острие у иглы может быть с трехгранной заточкой, и так называемое – «тупоносое», когда про острие логичнее сказать — тупие. Не могу выделить, какой тип острия мне нравится больше. В последнее время шью тупоносыми иглами, но это скорее каприз, нежели осознанный выбор. Рекомендую накупить разных и много раз попробовать их в деле.

Чертежные линейки для скругления углов

Линейки для работы с кожей

Шаблон геометрических окружностей с диаметром 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90 мм. Четные диаметры находятся с внутренней стороны линейки, что не всегда удобно для реза каким бы то ни было ножом.

И еще одна линейка, восемь внешних окружностей имеют диаметр — 5, 7, 10, 12, 14, 16, 20, 22 мм; Внутри есть полукруглые диаметры 25, 30, 35, 40, 45 мм. Не все из диаметров пригодятся для кожевенного мастерства, но они имеются.

Как правило, линейки промышленного производства изготовляются из довольно хрупкого пластика. В кожевенном ремесле требуется нечто более надежное, чем пластиковая штамповка. Гаражное производство предлагает копии таких линеек из нержавеющей стали. Они дороже, но надежнее.

Шило с ромбовидным острием

Шило для ручного шитья кожи

Рабочая часть шила повторяет форму ромбовидного зубца строчного пробойника, но значительно острее. Использую шило в случаях, когда несколько слоев кожи пробились не до конца. У меня два шила с ромбовидным острием, с шириной рабочей поверхности в 3 мм и 4 мм под разные строчные пробойники. Пользуюсь таким шилом не часто, но иногда оно приходится очень кстати.

Пробойники трубчатые

Трубчатые пробойники для работы с натуральной кожей

Пробойник в виде трубки, с боковым выходом пробоя. В моем наборе девять пробойников со следующими диаметрами – 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 и 13 мм. Использую их для пробоя отверстий в коже под фурнитуру и иногда, для каких-то совсем экзотических целей.

Молоток-киянка

Киянки для работы с натуральной кожей

У меня две киянки и обе они без особых изысков. Одна с резиновой рабочей поверхностью, весом – 450 грамм. Вторая с рабочей поверхностью из какого-то мягкого полимера, весом 300 грамм. В большинстве случаев для работы я пользуюсь второй. Иногда, для пробития отверстий под фурнитуру в толстой и плотной коже пользуюсь той, которая весит 450 грамм.

Параллельный разметчик

Инструмент для разметки ручного шва по коже

Инструмент предназначен для разметки линий под будущий седельный шов. А параллельный он по тому, что позволяет сделать эту самую линию параллельной срезу кожи, что собственно и требуется. У меня их два и отдать предпочтение какому-то из разметчиков не могу. Если бы сейчас у меня не было параллельного разметчика, то я сделал бы его из самого простого циркуля.

Пожалуй, все.

Этот экскурс в мой сундучок с инструментами — не догма, а всего лишь рассказ о конкретно моем выборе инструментов и их назначении, который может навести начинающего кожевника на какие-то здоровые мысли по поводу выбора и приобретения своего инструмента.

Post Views: 4 495
Метки: Инструмент для работы с кожей, Пробойники

На какой поверхности резать кожу?

Поверхность для резки кожи должна обязательно быть не скользкой, иначе кожа без дополнительного сцепления с поверхностью, будет сдвигаться при раскрое, а нож скользить. Также поверхность не должна быть рыхлой, иначе нож будет очень глубоко входить в неё и застревать. Поверхность для резки кожи не должна быть волокнистой, так как нож будет отклоняться от нужной линии и идти по волокну.

Хорошо подходит пластик, например, кухонные доски или доски для лепки пластилина размером А4 или А2, оргстекло, линолеум, гладкая сторона оргалита. Лично я использую доски для лепки.

Предварительная подготовка

Сначала нужно определиться с будущей моделью изделия. Для этого, необходимо найти подходящую выкройку в интернете. Можно позаимствовать идею у ведущих модных брендов и сделать выкройку по своему вкусу, но это достаточно трудоемкий процесс. На этапе подготовки определяемся с цветом, если вы приверженец классического стиля, то лучше выбрать пастельные или классические оттенки. Если вы модница, то можно взять кожу яркой расцветки.

Следующий шаг— выбор и покупка материала. Разновидностей натуральной кожи великое множество, поэтому нужно подобрать материал, подходящий вам своими качествами. От способа выделки кожи зависит ее плотность, способность к растяжению и прочность. Следует учесть все эти нюансы.

Кстати! Можно пошить изделие из старой кожаной куртки. Вы сэкономите средства и дадите вторую жизнь ненужной одежде!

Очень важно приобрести достаточное количество материала. Для этого, следует посетить магазин с готовой выкройкой и разложить лекала на куске кожи. Так вы избежите лишних трат или волнений по поводу нехватки основы. Учитывайте и то, что кожа понадобится обтачки, бортов, внутренней стороны воротника. Заранее продумайте, понадобится ли дополнительный материал на карманы или другие декоративные элементы изделия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить название команды
  • Как найти мои сообщения на ютубе
  • Мраморные пещеры террария как найти
  • Дисплазия шейки матки как найти
  • Как найти заброшенный город в майнкрафт