Как составить нейропсихологическое заключение

После анализа данных, полученных в ходе обследования, нейропсихолог составляет заключение, в котором резюмируются полученные данные о состоянии высших психических функций больного, оценивается степень его социальной адаптации и делается прогноз по поводу возможностей реабилитации.

Содержание и стиль изложения выявленных фактов в нейропсихологическом заключении в значительной мере зависят от цели обследования.

Так, нейропсихолог может оценивать состояние пациента в динамике, исследовать эффективность воздействия медикаментозного лечения или проводить дифференциальную диагностику (например, определять тип афазии или апраксии).

Кроме того, содержание и формат заключения во многом определяется тем, кому из специалистов оно адресовано: логопеду, психологу, неврологу, нейрохирургу, психиатру и др.

Нейропсихологическое заключение может быть написано в свободной форме, или специалист может воспользоваться предлагаемой ниже схемой. В целом, в любом нейропсихологическом заключении можно выделить в нём общую и итоговую части.

Первая из них состоит из следующих разделов:

  1. Краткая характеристика поведения пациента в процессе диагностики: принятие ситуации обследования, контактность, уровень мотивации, ориентированность на выполнение заданий, особенности реагирования на похвалу и порицание, критичность к собственным ошибкам, адекватность. Обязательно отмечаются наличие элементов негативизма, изменения эмоционального фона и их возможные причины, характер контакта со специалистом.
  2. Характеристика деятельности испытуемого в различные моменты обследования: темп работы в начале и в конце выполнения заданий, целенаправленность и произвольность действий, динамика работоспособности, состояние внимания.
  3. Результаты исследования моторной сферы. В первую очередь анализируется доступность выполнения произвольных действий. Особое внимание уделяется специфике латеральных предпочтений, характеру усвоения двигательных программ, наличию персевераций и эхопраксий, использованию речевой регуляции движений.
  4. Оценка состояний различных функций когнитивной сферы (памяти, речи, мышления, восприятия) с кратким описанием наиболее специфичных результатов выполнения тех или иных заданий. Например, если у пациента выявлены нарушения памяти, то в заключении обязательно отмечается, носят ли они модально-специфический или модально-неспецифический характер.
  5. Характеристика эмоционально-личностной сферы, включая анамнестические данные об интересах и привязанностях больного и изменениях, произошедших с момента заболевания. Так, у пациента могут отмечаться ранее не свойственные ему явления негативизма, утрата профессиональной мотивации или родительской ответственности.

Итоговая часть заключения может содержать:

Нейропсихологический диагноз. Он формулируется по результатам проведения синдромного и факторного анализа выявленных нарушений, а также дифференциации сохранных звеньев психических функций.

При этом нейропсихо-логический фактор выступает как общий психологический признак изменённых ВПФ. Он является основой, своеобразной «матрицей», на которой симптомы «собираются» в синдром.

Необходимо помнить о том, что на современном этапе развития технологий перед нейропсихологом не ставится задача проведения топической диагностики — с этим успешно справляются МРТ, КТ и другие методики визуализации.

Нейропсихолог может лишь предполагать наличие того или иного очага поражения головного мозга, но основной акцент должен быть сделан на нарушении функциональных связей и факторов.

Например, нейропсихологический диагноз может выглядеть следующим образом: «Нарушение фактора программирования, регуляции и контроля, предположительно связанное с поражением префронтальных отделов левого полушария головного мозга.

Наличие признаков отчётливого интеллектуально-мнестического снижения».

Показания к различным реабилитационным мероприятиям и рекомендации по их организации. В данном разделе следует отметить меры, направленные на организацию быта и повышающие возможности пациента к самообслуживанию, коммуникации с родными и близкими. Также важно описать приёмы, позволяющие больному вернуться к профессиональной деятельности.

Программа профессиональной
переподготовки

Нейропсихология. Диагностика,
коррекция и реабилитация взрослых

 Организация
и содержание нейропсихологической диагностики в работе с взрослыми, имеющими различные
повреждения головного мозга

 План
проведения нейропсихологического обследования

Выполнил:

  Свечкарёва-Ковалинская
Екатерина Николаевна

                       
Алгоритм составления нейропсихологического заключения

 на
пациента

Заключение
по данным экспериментально-психологического обследования  от 05.02.22 г.

1.ФИО
пациента.
Архипова О.Д. 27.06.1933 гр.

(Экспериментально-психологическое
обследование проводилось с помощью набора пато- и  нейропсихологических методик.)

2.Место работы :пенсионер.

3.Основной диагноз:
дисциркуляторная энцефалопатия вследствие перенесенного  инсульта.(МКБ-10:
G
93.4)

4.Осложнение:
умеренное ограничение двигательной функции левой верхней конечности.

5.Фоновое:
остеохондроз шейного отдела позвоночника.

6.Жалобы:
на частую головную боль, на выраженные боли в шейном отделе позвоночника, усиливающиеся
при малейшем движении. Онемение, чувство «ползания мурашек» в области левого плеча
и пальцев левой кисти. Нарушение сна ввиду болевого синдрома. Головокружение при
поворотах головы, постоянное чувство сдавливания, стягивания в области лица, теменной
области головы. Присутствуют жалобы на неустойчивость при ходьбе, снижение памяти,
трудности сосредоточения ,рассеянность,  резко возникающую  тревожность

7.Неврологический статус:
в сознании, ориентирована. Фон настроения, память снижены. На вопросы отвечает односложно.
Эмоционально лабильна. Реакция зрачков на свет прямая и содружественная, нистагма
нет. Лицо симметричное. Речь, глотание, фонация не нарушены. Язык по средней линии.
Анталгическая поза. Выраженный гипертонус мышц шейного отдела слева, резко болезненная
пальпация паравертебральных точек этой области., т.Эрба слева. Выраженное ограничение
объема движений в шейном отделе позвоночника и в левой руке из-за боли. Сила, тонус
мышц достаточные. Гипестезия в зоне иннервации с5-с6 слева. Координаторные пробы
выполняет удовлетворительно с 2х сторон. В позе Ромберга устойчива.

8.Психическое состояние: всесторонне
ориентирована правильно. Доступна контакту. Многоречива, речь не всегда по существу.
Внешне напряжена. Фиксирована на своих переживаниях. Настроение снижено. Эмоционально
плаксива. Высказывает множество жалоб соматического характера. Мышление с паралогикой,
несколько замедлено по темпу. Тревожна.

9.Заключение по результатам
обследования МРТ ГМ от 02.02.22.
Атрофия головного мозга. Дисциркуляторная
энцефалопатия.(МКБ-10:
G-93.4)

10.Заключение МРТ шейного
отдела позвоночника
:МР-картина остеохондроза, спондилеза,
спондилоартроза шейного отдела позвоночника.

11.Характеристика поведения
испытуемого в экспериментальной ситуации:
хорошо
ориентируется в месте, времени, в собственной личности. Критика сохранна. Наблюдается
тревожность. Ошибки в заданиях стремится исправить. Эмоциональный фон снижен, наблюдается
быстрая истощаемость

12.Модально неспецифические
нейродинамические нарушения:
присутствует импульсивность.

13.Произвольная регуляция
деятельности:
при выполнении проб на динамический праксис
стремится к упрощению программы, отмечается незначительное нарушение контроля за
протеканием произвольной деятельности. При выполнении проб по методике Кооса испытывает
трудности. Присутствует фрагментарность ориентировки в задании.

14.Профиль функциональных
асимметрий:
правша.

15.Состояние ВПФ: объем
внимания соответствует нижней границе нормы, психомоторный темп неравномерный. Праксис-кинестетический,
пространственный, конструктивный, оральный-находится в норме; динамический праксис
-тенденция к упрощению. Гнозис -норма.

16.Память:
объем слухоречевой памяти значительно снижен, присутствуют трудности процесса сохранения
и извлечения.

17.Письмо, чтение, счет:
норма.

18.Мышление: трудности
при выполнении проб по методике Кооса обусловлены нарушениями наглядно-действенного
мышления.

19.Агнозии, апраксии, нарушения
речи отсутствуют. Дисфагии нет.

Речь(устная)импрессивная:
понимание слов, обозначающих предметы, действия, предъявляемых
одиночно и группами-норма. Фонематический анализ и синтез, понимание логико-грамматических
конструкций, текстов-норма.

Экспрессивная речь:
отсутствуют смазанность, скандированность, дисфония. Звукопроизношение, темп речи-норма.
Диалогическая, автоматизированная, номинативная, монологическая речь-норма.

20.Нейропсихологический статус:
на первый план выступают незначительные нарушения произвольной
регуляции, тенденция к упрощению программы при выполнении проб на динамический праксис.
Незначительное нарушение программирования произвольной деятельности. Элементы нарушения
наглядно-действенного мышления.

21.Топический диагноз. Результаты
нейропсихологического обследования на данном этапе позволяют говорить о заинтересованности
префронтального отдела лобной доли левого полушария головного мозга. Рекомендовано
дальнейшее наблюдение у невролога и нейропсихолога.

Публикация данного заключения произведена с личного разрешения родителя (мамы) ребенка, с изменением инициалов и даты обследования.

Заключение по результатам нейропсихологического исследования актуального состояния высших психических функций К. 9 лет от 03.10 .2010 года.

Обследование проводилось с помощью набора пато — и нейропсихологических методик.

Первичный контакт затруднен, К. молчит, на вопросы не отвечает, требуются постоянная стимуляция и поддержка извне. По мере развития беседы контакт приобретает более свободный характер. Мимика маловыразительная. Голос средней громкости, недостаточно модулированный. Речь быстрая, с односложными ответами, наблюдаются затруднения при вербализации ответов. В ситуации обследования К. ориентирована полностью в месте, времени, собственной личности, критична. В поведении вначале, скованна, напряжена, инактивна. Эмоциональный фон ровный. Мотив обследования и интерес к результатам определить сложно, однако реакция на неудачу и одобрение сформирована. В присутствии мамы реакция на неудачу более эмоциональная (слезы, как незрелая защитная реакция — регрессия), без мамы спокойная. Темп работы медленный, с тенденцией к среднему, требуются постоянная стимуляция и поддержка извне. В деятельности отмечается инертность, трудность проявления инициативы при включении в задание. В процессе исследования наблюдаются признаки истощаемости (увеличение латентного времени в ответах).

Со слов мамы девочка с 2011 года принимает противосудорожные препараты, которые могут искажать объективную картину состояния высших психических функций.

Латеральная организация – правша, случаев левшества в семье, со слов мамы, не отмечалось.

Личностные особенности: впечатлительность, сензитивность.  

Модально – неспецифические нейродинамические нарушения: аспонтанность, инактивность (при посторонних, малознакомых людях), истощаемость психических процессов, трудности проявления инициативы при включении в задание.

Произвольная регуляция деятельности: снижение контроля за протеканием произвольной деятельности; упрощение программы, замена сложной программы деятельности инертными стереотипами, нарушение программирования произвольной деятельности (затруднения при составлении общей схемы деятельности, фрагментарность ориентировки в задании).

Состояние высших психических функций.

Внимание – флуктуативно.

Кинестетический праксис – норма. Верно выполняет последовательно заданные изменения положения пальцев правой и левой руки по зрительному образцу, по кинестетическому образцу, переносит позу с одной руки на другую. Оральный праксис – норма.

Кинестетический (динамический) праксис – движения выполняет в умеренном темпе, начинает сопряженно с нейропсихологом, продолжает сама. Наблюдаются единичные ошибки с серийной организацией (редкие сбои с самокоррекцией). Графическую пробу «Заборчик» выполняет с искажением программы по типу уподобления элементов – замена вертикальных линий пологими и наоборот. Строка плавно съезжает вниз (нарушение пространственных функций). Реципрокная координация движений – осуществляет переход к автоматизированному выполнению плавно сразу или после единичных сбоев вначале.

Пространственный праксис —  выполняет пробы Хэда верно, с единичными ошибками, узнает и показывает зеркальные буквы и цифры. Время на часах ещё не определяет.

Тактильные и соматогностические функции – верно вербализует тактильные прикосновения, части тела, в пробах Форстера наблюдаются единичные ошибки.

Стереогноз – норма.

Слухомоторные координации – элементы аритмии (восприятие ритмов, воспроизведение, восприятие и воспроизведение простых и акцентированных ритмов с ошибками).

Слуховой гнозис – узнает и называет неречевые звуки верно.

Зрительный гнозис – воспринимает предметные, реалистические, перечеркнутые, незавершенные, химерные изображения, фигуры Поппельрейтера – верно. Эмоциональный, цветовой, лицевой, симультанный, цифровой и буквенный гнозис в норме.

Пространственный гнозис – нарушение ориентировки в пространственных признаках изображений, в системе координат «верх-низ», «право-лево». Отсутствие признаков, передающих пространственные отношения в рисунках. Трудности копирования фигуры Тейлора. Элементы конструктивной апраксии.

Память слухоречевая – умеренно снижена, из 2х групп по 3 слова после гетерогенной интерференции К. воспроизвела 1 и 2 ИЕ. Пересказ текста «Галка и голуби» осуществляла с помощью наводящих и уточняющих вопросов неполно.

Память зрительная – снижена. С пробой «6 фигур» не справилась. Не смогла воспроизвести ни одной фигуры с первого раза (прочность хранения зрительной информации проверить не удалось). Однако с пробой «6 букв» справилась (допустила 1 пропуск при норме 1-2). С пробой – сюжетная картинка «Лето» справилась на 50%.

Речевые функции – спонтанная речь представлена в основном отдельными словами или короткой фразой. Выполнение проб на автоматизированную речь, произнесение звуков (фонематический слух), речевую артикуляцию и кинетику девочка выполняет сопряженно с нейропсихологом. Однако называет и показывает изображения из альбома (номинативные функции) верно. Понимание логико-грамматических конструкций с единичными ошибками. Построение самостоятельного речевого высказывания затруднено. Можно предположить дестабилизирующее влияние эмоциональных переживаний в процессе исследования (как невротический компонент).

Письмо, счет – написание и списывание отдельных букв, слогов, слов и словосочетаний печатными буквами правой рукой. Счет в пределах одного десятка (написание и чтение отдельных чисел, воспроизведение числового ряда в прямом и обратном порядке) – выполняет верно.

Чтение – простых и наложенных букв и цифр, прочтение слогов, высокочастотных слов выполняет верно.

Интеллектуальные функции – верно интерпретирует содержание сюжетных картинок, верно исключает 4й лишний предмет (невербальный вариант), определяет грамматические конструкции. В классификации предметов наблюдаются легкие нарушения операциональной стороны мышления (снижение процессов обобщения).

Заключение.

На момент исследования на первый план выходит нарушение нейродинамических параметров психической деятельности (инертность, инактивность, истощаемость), Нарушение речевой активности и внутреннего программирования высказывания, а также снижение контроля за протеканием произвольной деятельности; упрощение программы, замена сложной программы деятельности инертными стереотипами, нарушение программирования произвольной деятельности (затруднения при составлении общей схемы деятельности, фрагментарность ориентировки в задании, снижение инициативы). 

  1. Легкая динамическая мануальная апраксия.
  2. Элементы пространственной апраксии.
  3. Аритмия (нарушение слухомоторных координаций) умеренной степени выраженности.
  4. Пространственная агнозия умеренной степени выраженности.
  5. Элементы конструктивной апраксии.
  6. Нарушение мнестических процессов и функций внимания умеренной степени выраженности.
  7. Нарушение речевой активности и внутреннего программирования высказывания умеренной степени выраженности.
  8. Элементы акалькулии.
  9. Легкие нарушения операциональной стороны мышления (снижение процессов обобщения). В процессе исследования наблюдается преобладание невербальных средств общения над вербальными.

В норме зрительный гнозис, кинестетический праксис, оральный праксис, соматогностические функции, тактильные функции, стереогноз.  

При проведении исследования можно предположить дестабилизирующее влияние эмоциональных переживаний вследствие личностных особенностей девочки, а также воздействие противосудорожных препаратов. Данные факторы могут искажать актуальное состояние высших психических функций. Для подтверждения результатов необходима следящая диагностика или  ретестирование.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Заключение по данным нейропсихологического обследования

ФИО ………….., дата рождения 26.05.2007- ученица ….. класса школы с нарушением слуха

………….. несколько зажатая, стеснительная, тихая, доброжелательная, производит впечатление неловкого, неуверенного и немного растерянного ребёнка. Если девочка чувствует, что педагог хочет ей помочь, может её заинтересовать и доброжелателен к ней, раскрывается, как цветочек, которому не хватало тепла и ласки. Воспитывается в многодетной семье, мама очень строгая и требовательная, девочка теряется при виде мамы, боится не оправдать её ожиданий.

Латеральная организация – правша, бабушка со стороны отца-левша

Сурдологом установлен диагноз: двухсторонняя нейросенсорная тугоухость IV степени, что является главной причиной недостаточности общения и развитиия ВПФ. К занятиям отношение положительное ,правила и нормы поведения соблюдает.

-Экспрессивная речь маловнятная, аграмматичная, снижена интонационная выразительность речи, на вопросы отвечает односложно. Словарный запас недостаточен. Снижена опоры на слуховое восприятие, вследствие чего страдает фонематический слух.

-Голос –тихий, слабый.

— Сведения о себе полные, по общему опросу называет количество дней в неделе и месяце, республику в которой живёт.

-Внимание с колебаниями, с близкими по норме показателями концентрации и распределения, с проявлениями истощаемости в нагрузочных пробах( проба Шульте: 25,44,39,54, при копированиеи фигур Рея Остеррица,Тейлора)

-Произвольность поведения недостаточна, снижение контроля за протеканием произвольной деятельности, упрощение программы

— Мотивация на обследование формируется в достаточной степени

— Эмоциональный фон, в целом, ровный ( неуверенность при выполнении субъективно сложных заданий)

— Личностные особенности: замкнутость, впечатлительность

В заданиях по методике «аналогии»( наглядный материал) допускает ошибки ( за счёт особенностей конструирования), которые коррегирует по требованию

Со слов мамы: в анамнезе – снижение слуха обнаружили в 4,5 года, вследствие чего сформировалось нарушение когнитивных функций, ЗПРР

Объективно

1.Восприятие.Большое значение для компенсации нарушения слуха приобретает зрительное восприятие .

Зрительный гнозис. При непосредственном предъявлении 6 фигур, выявлены персевераторные ошибки, реверсии при воспроизведении фигур.. При копировании фигуры Тейлора и Рея Остерица выявляются метрические ошибки-нарушение пропорций. Зафиксированы параграфии при письме.

Слуховой гнозис- нарушен вследствие снижения слуха. Путает близкие по значению слова и фразы

Пространственный гнозис-. Нарушения пространственных представлений. Наблюдается структурно-топологический дефицит, связанный со смещением частей по отношению друг к другу.

2. Внимание- истощаемое, концентрируется после 10 минут отдыха, может выполнять инструкции

3.Память:

Слухоречевая- специфические трудности ребёнка с нарушенным слухом связаны с необходимостью интегрировать воссоздавать образ мысленно, без опоры на слуховой анализатор, оперировать образами

Зрительная память- это опора для Эльвины. С пробой 6 фигур справилась хорошо,при непосредственном воспроизведении допустила ошибку объёма и избирательности, после третьего предъявления справилась с поставленной задачей.

4.Мышление: Со стороны операциональных процессов мышления определяется возможность оперирования некоторыми простыми и стандартными понятийными категориями. Лишено достаточной подвижности. Выявляются ошибки при освоении логико-грамматических конструкций, при рассказе по сюжетной картинке, 4ый лишний. В заданиях по методике «аналогии»( наглядный материал допускает ошибки( за счёт особенностей инструктирования), которые корригирует по требованию.

5. Речь: Маловнятная. Фонематический слух страдает вторично, вследствие первичного дефекта нарушения слуха. Страдает номинативная функция речи, вследствие ограниченного словарного запаса и логико-грамматические конструкции. Связная речь на низком уровне.

6. Конвергенция в норме. Пробы на реципрокную координацию и динамический праксис выполнил правильно, но при выполнении заданий в быстром темпе и при фиксированном языке заметно истощение внимания, неточности выполнения и пространственный поиск. Исполнительная сторона копирование и написание слов нарушена . При истощении выявляются изменчивые нарушения тонуса рук, что заметно при копировании.

Таким образом, в результате исследования выявлены следующие нарушения:

Выявляется дизонтогенез по типу дефицитарного развития (слуховой анализатор) с недостаточной сформированностью экспрессивной речи, фонематического слуха и ограниченностью понятийного запаса, истощаемость внимания при достаточной концентрации, сохранность памяти, уровень наглядно-действенного и невербального интеллекта выше среднего.

Образец заключения по результатам нейропсихологического
обследования младшего школьника (описание результатов по ВПФ)

ФИ учащегося Марианна, 2 Г класс.

Дата рождения 11.09.2010 г.

Цель обследования: обследование проводится по запросу учителя начальных классов и мамы ребенка с целью определения нейропсихологических механизмов учебных трудностей ребенка и составления заключения, предоставляемое в ПМПК. Учебный материал по АООП НОО, вариант 7.2, не усваивает (работает медленно, инструкцию не усваивает, заметный дефицит графомоторных навыков, нуждается в постоянной помощи и контроле со стороны учителя).

Анамнестические сведения: заключение ПМПК от 14.02.2018г. ЗПР, является обучающейся с ОВЗ; обучение по АООП НОО, вариант 7.2. Воспитывается в неполной семье, является младшим ребенком. Со слов девочки проживает с мамой, старшим братом 15 лет, бабушкой, дедушкой и дядей.

Объективно: ведущая рука — правая. Выглядит на свой возраст, внешний вид неопрятный. В ситуацию обследования вступает охотно, держится доброжелательно, улыбчива, границы в общении соблюдает, готова выполнять предъявляемые к ней требования. Эмоциональный фон ровный, эмоциональные реакции несколько стертые, не очень выразительные (улыбка и удивление чаще всего). Мотив обследования у ребенка сформирован, но носит скорее обязательный характер. При позитивном подкреплении и поддержки ребенка со стороны взрослого, отмечается некоторый рост продуктивности в деятельности. Ориентирована в месте и пространстве, не ориентируется в текущей дате и месяце. Времена года перечисляет, месяца года перечисляет частично с пропуском, дни недели не помнит. На вопрос о дате своего рождения, дает ответ: «11 сентября 10 июля». Основные жалобы ребенка: «не успеваю на уроке за детьми», «задания дома по математике с мамой решаем по интернету», «устаю после 1 урока».
В тетрадях ребенка заметны выраженные проблемы попадания в клеточку, трудности ориентировки на листе, регуляторные ошибки по типу пропусков букв и их. элементов, пропуск первых букв в словах, замены глухих и звонких согласных, ошибочного согласования слов в предложении, написание слов (идущих подряд) слитно, многочисленные добавления в слова лишних букв, тенденция к макрографии. В мыслительной деятельности выраженная инертность психических процессов: трудности вхождения в задание, с трудом может изменять способ своей работы (неоднократный перенос в методике Ивановой способа классификации — по цвету), выраженная инертность. Автоматизированный счет от 1 до 10 (и обратно) доступен. Счет десятками до 100 и обратно — недоступен. Речь вязкая, отрывистая, фразы односложные (глагол и существительное). Задания, связанные с интеллектуальной деятельностью, вызывают напряжение и утомляемость, требуют длительных временных затрат. Чтение слоговое.
Обследование проводилось в 2 этапа.

Зрительно-предметное восприятие: при узнавании перечеркнутых изображений все предметы названы верно. При узнавании зашумленных изображений не доступен к узнаванию зонт. Буквенный гнозис без затруднений, отмечены трудности в узнавании букв, наложенных друг на друга (выделяет только одну букву). Сюжетные картины описаны верны.

Слухоречевая память исследовалась при помощи методик «10 слов», воспроизведение рассказа. Кривая запоминания носит характер увеличения объёма при многократном повторении: 2, 4, 6, 8, 8. Отмечены персеверации, конфабуля- ции (инертное вплетение слов из прошлых заданий, новых слов). Пересказ и смысл рассказа при восприятии его на слух (при прочтении исследователем) — неполное (с пропуском смысловых звеньев) изложение событий без исправления после наводящих вопросов. Смысл рассказа не передан, тенденция к фрагментарности. При самостоятельном прочтении рассказа воспроизводит только его вторую часть, смысл текста не передан. Словесно-логическое мышление не сформировано.

При исследовании мыслительных процессов: при пересказе отмечаются трудности в запоминании осмысленного текста и выделении морали (смысла) рассказа. Функция обобщения снижена. Решение математических задач для 1 класса недоступно. Трудности: в понимании условий задачи, вопроса задачи, в удержании условий и вопроса задачи, в создании основного плана решения задачи и выполнении правильных операций. Методика Ивановой: время выполнения основного задания — 11 минут, получено 9 «уроков-подсказок», проявление инертности — 3 балла; аналогичное задание — 4 минуты, осуществлен частичный наглядно-действенный перенос 2-х признаков (3-й признак не переносит) — 3 балла. Общий числовой показатель обучаемости — 15 баллов (количественный показатель обучаемости здоровых детей — 3-/+2). В целом отмечается слабая восприимчивость к помощи (выражается в большом количестве «уроков- подсказок»), трудности в освоении материала, недостаточность обобщающей функции речи (выражается в слабости завершающих словесных формулировок), неумение вычленить основной признак проводимой классификации фигур, в одной классификации попытка «уместить» несколько признаков в одну группу — снижение функций обобщения.
Полученные показатели по методике Ивановой интерпретируются в пользу интеллектуальной недостаточности ребенка.

Двигательная сфера: серийная организация движений и действий (плавность переключения от одного компонента программы к другой) протекает с выраженными трудностями в моторном и графомоторном звене. Проба «Кулак, ребро, ладонь» выполняется поэлементно, с повторяющимися сбоями и с тенденцией к изменению (расширению) программы, гипотонус кисти. Темп увеличить не может. При выполнении двумя руками, программа распадается. Проба на «реципрокную координацию» движений выполняется со сбоями, с компенсаторным перемещением рук, в замедленном темпе, программа не усваивается. Графомоторная проба выполняется недостаточно плавно, с отрывами и многочисленными «площадками» между элементами для облегчения переключения, а также с тенденцией к расширению программы (появление лишнего компонента внутри серии). Темп в пробе снижен (см. Приложение).

В рассказе по серии сюжетных картинок отмечается путание последовательности серии из 6 картинок (помощь психолога не приводит к правильному раскладыванию картинок. Правильный порядок выстраивает исследователь, рассказ ребенка остается прежним (ошибочным, как в первоначальной неправильной серии). Серия из 3-х картинок доступна к правильной раскладке и составлению рассказа (рассказ отличается односложностью предложений).
Таким образом, на первый план выступают выраженные трудности серийной организации и программирования и контроля на фоне умеренной слабости переработки информации (в первую очередь слухоречевой), выраженная инертность психических процессов.

Заключение: отмечается выраженная слабость функции программирования и контроля действий (трудности вхождения в задание, трудности ориентировки в условиях задачи, построения программы, инертность, легкая отвлекае- мость, трудности контроля за выполнением задания, ошибки на письме — пропуск букв, слогов, антиципации, контаминация двух слов в одно); признаки слабости переработки слуховой информации (замена звуков близких по звучанию в письменной речи, снижение слухоречевой памяти); признаки слабости переработки зрительно-пространственной информации (трудности ориентировки на листе бумаги, трудности удержания строки, пропуск и замена гласных, нарушение порядка букв в словах, слитное написание двух и более слов). Указанные нейропсихологические особенности можно с осторожностью интерпретировать как свидетельство функциональной несформированности лобных отделов, возможном дефиците межполушарного взаимодействия, функциональной несформированности левой височной области. Качественные и количественные показатели выполнения заданий могут свидетельствовать в пользу интеллектуальной недостаточности.

Рекомендации:
1. Прохождение ПМПК по месту жительства с целью уточнения основных особенностей ребенка, определяющих необходимость создания специальных условий получения образования в образовательной организации.
2. Посещение невролога.
3. Соблюдение индивидуального режима дня.
4. Коррекционные занятия с нейропсихологом, психологом и дефектологом.
5. Консультация мамы школьным психологом.
После прохождения ПМПК переведена на обучение по программе в соответствии с Пр. № 1599, вар. 1 (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Источник: Филатова, О. А. Нейропсихология детского возраста: теория и практика : учебно-методическое пособие / О. А. Филатова ; научный редактор А. А. Бехтер ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. — Хабаровск : Издательство ТОГУ, 2022. — 227, [1] с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти скидки на осаго
  • Как найти гражданское дело по иску
  • Как хакер может найти человека
  • Как найти наушники аирподс без локатора
  • Как составить письмо в поликлинику