Как составить облако слов по литературе

Использование «Облака слов» на уроках русского языка и литературы

Пользование  интернет – сервисами  значительно повышает информационные и организационные компетенции учителя и позволяет создать развивающую образовательную среду, делает «педагогический дизайн урока» современным и мажорным.

Необычно, забавно, весьма полезно для визуалов  использовать на уроке облако слов.

Облако тегов (Облачные теги, Облако слов) — это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. 

Цели создания «облака слов»
1. Визуализация результатов работы
2. Освещение основных моментов выполненной работы

3. Представление информации и т.д. 

Универсальные учебные действия

  • Личностные – умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор
  • Регулятивные — умение организовать свою деятельность
  • Познавательные – умение логически мыслить
  • Коммуникативные — умение общаться, взаимодействовать с людьми

Преимущества «облака слов»

  • Визуальность
  • Простота использования
  • Доступность

Сервисов по генерации облака из слов в интернете существует предостаточно, я работаю в нескольких сервисах с понятным интерфейсом: Wordart и image chef.

В результате я поняла, что облако слов не просто еще одна интернет-безделица, а замечательный помощник учителю на уроке. Задание, предъявляемое детям в таком необычном виде, отлично мотивирует их к учебной деятельности. Особенно удачно складывается групповая и парная работа.

Этот нестандартный прием можно использовать на любом этапе уроке.

Примеры использования «облака слов»:

  • «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
  • «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
  • «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
  • «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений;
  • «Составьте предложения или рассказ» — используется как можно больше слов из облака;
  • «Реконструкция текста» – текст с пропусками восстановить на основе облака. 
  • Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой. Ученики при работе с учебником или дополнительной литературой по предложенной теме выделяют наиболее важные слова (понятия) в текстах для составления определений, их запоминания и анализа. В дальнейшем они могут использовать составленные облака слов в качестве плана ответа или презентации.

И последнее замечание: создавать собственное облако слов — большое удовольствие. А видеть, как увлечены на уроке дети, — радостное душевное удовлетворение.

  1. Иван Сергеевич Тургенев
  2. Федор Михайлович Достоевский
  3. Николай Алексеевич Некрасов
  4. Антон Павлович Чехов
  5. Лев Николаевич Толстой
  6. Александр Сергеевич Пушкин
  7. Михаил Юрьевич Лермонтов
  8. Николай Васильевич Гоголь
  9. Александр Александрович Блок
  10.  Владимир Владимирович Маяковский
  11. Афанасий Афанасьевич Фет
  1. Иван Сергеевич Тургенев
  2. Федор Михайлович Достоевский
  3. Николай Алексеевич Некрасов
  4. Антон Павлович Чехов
  5. Лев Николаевич Толстой
  6. Александр Сергеевич Пушкин
  7. Михаил Юрьевич Лермонтов
  8. Николай Васильевич Гоголь
  9. Александр Александрович Блок
  10.  Владимир Владимирович Маяковский
  11. Афанасий Афанасьевич Фет

Мастер- класс

 «Облако слов» как
инструмент развития читательской грамотности»

В новых федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание
уделяется функциональной грамотности как приоритетной задаче.
         Функциональная
грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение
жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Базовой
является читательская грамотность, под которой понимают
способность к
чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста,
интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических
задач и в повседневной жизни.

Для формирования и развития
читательских умений учитель использует различные методы и приемы, при
реализации которых учащиеся составляют памятки, схемы, таблицы и т.д.

Применение ИКТ -технологий позволяет
решить ряд задач дидактического характера. «Облако слов» — один
из способов визуализации текстовой информации, который успешно можно
использовать в учебной деятельности.

Есть немало сервисов для создания
«Облака слов». Рассмотрим некоторые.

Сервисы
для создания «Облака слов»

Сервисы

Плюсы

Минусы

https://www.wordclouds.com/

Международный бесплатный сервис,
много трафаретов и возможностей
настраивать шрифты, цвета.

 Всё на
английском языке.

https://wordcloud.pro/ru?ref=vc.ru

Большой выбор трафаретов,
богатая цветовая

палитр
а.

Обязательная
регистрация
.

 Не все
функции бесплатные.

https://wordcloud.online/ru

Можно создать облако
частотных слов текста,  приводя все слова к начальной форме.

Не все слова
одновременно отображаются.

https://wordscloud.pythonanywhere.com/

Простота
использования. Н
астройка
формы облака и возможность задать любой цвет
, шрифт,
трафарет

Возможен большой
размер служебных частей речи.

На
уроках я  использую сервис
https://wordscloud.pythonanywhere.com/

Как создать
«Облако слов»?

Сейчас
вы убедитесь, что создавать облако слов на сайте https://wordscloud.pythonanywhere.com/
легко и
очень быстро. Регистрация не требуется.

В
поисковике пишем «облако слов онлайн», появляется нужный нам сервис. Выбираем
цвет фона, цвет текста, трафарет, вводим текст. Готовый текст можно скопировать
и вставить, можно в этом же окне напечатать. Затем нажимаем кнопку «создать» и
«сохранить».

Алгоритм работы:

1.    Выбор нужного
сервиса

2.    Выбор
цвета фона

3.    Выбор
цвета текста

4.    Выбор
трафарета

5.    Вставка
текста

6.    Создать

7.    Сохранить

Как  и когда можно
использовать «облако слов»на уроках?

«Облако
слов» можно использовать на всех этапах урока. Это может быть


работа с темой урока, которую ученики должны сформулировать самостоятельно;


работа над главным вопросом урока, который сформулирован в «облаке»;


создание словарного «облака» на основе изученных тем;

-поиск
лишних слов (или нужных);


составление предложений с использованием слов из «облака» и др.

Примеры:

5кл.
Возникновение земледелия и  скотоводства

Хозяйство
присваивающее и производящее.

При
переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты
и собирательства к скотоводству и земледелию.

Задание:
Прочитайте предложение и определите, какое хозяйство называется присваивающим,
а какое — производящим.

5
кл. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Ахиллес
Патрокл Гектор Приам Агамемнон Андромаха Одиссей Пенелопа Телемах Полифем
Посейдон

Задание:
Верните героев на место.

6 кл. Защита
Отечества

Родина — мать, умей за неё постоять.

На чужой сторонушке рад родной
воронушке.

    Жить — Родине
служить.

Родная землица и во сне снится.

Умелый боец везде молодец.

Задание:
Какие пословицы наиболее точно определяют тему урока?

 7
кл. Реформация

 протестанты
лютеране кальвинисты пуритане гугеноты католики реформаторы

Задание:
Что лишнее? Что общего?  Назовите обобщающее (ие) слово (а)

8 кл.
Северная война

Крымский поход

Азовские походы

Прутский поход

Каспийский поход

Задание:
Какой (ие) из походов относит(ят)ся к Северной войне?

Варианты использования «Облака
слов» на уроках – это творчество учителя. Мне нравится простота применения
данного инструмента, разнообразие приемов с его помощью и, наконец, внешний вид
текста в «облаке», который выглядит необычно.

Сегодня я хочу поделиться своими эффективными , на мой взгляд, двумя приемами визуализации , которые я использую на уроке.

1.Первый прием — это «облако слов»

Облако слов – это визуальное представление списка ключевых слов. (Слайд 8).

Суть методики: исследуемый объект или явление описывается в виде набора ключевых слов, которые особым образом вписываются в графическую фигуру словами.

(Слайд 9,10). При работе с облаком слов детям нужно объяснить, что чем больше шрифт у слов, чем чаще оно в силуэте, тем слово важнее.

-Давайте обратимся к этому изображению. (Слайд 11). Какие слова вы здесь видите, проговорите. Сказка –быль, Михаил Пришвин, «Кладовая солнца». А теперь на этапе целеполагания, на этапе, когда нужно озвучить тему на уроке не нам, а ученикам, дети могут сделать это сами. Давайте определим тему урока.

Приведу несколько конкретных примеров использования облака на уроках русского языка и литературы:

  • задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст (Слайд 12). ;

    • задание «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст. (Слайд 12);

    • задание «Найди лишнее слово»: на любом уроке и любом этапе урока — задание для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки. (Слайд 13);

    • «Восстанови определение» — На этапе закрепления или контроля знаний предлагаю облако слов, содержащие основные понятия по изученной теме. Учащимся предлагаю раскрыть суть этих понятий. (Слайд 14);

    • «Облако слов» позволяет организовать дидактические игры «Найди пару», «Исключи лишнее», Игра «Задай вопрос другу», «Установи соответствие». (Слайд 15);

    • на этапе рефлексии облако может представлять из себя ключевые слова —  эмоциональное состояние класса после урока или то новое, что узнали и что особенно получилось. (Слайд 16);

  • Это — удивительное упражнение для развития творческой фантазию. «Составьте предложения или рассказ» — используется как можно больше слов из облака; «Реконструкция текста» – текст с пропусками восстановить на основе облака слов. (Слайд 17)

Вариантов использования данного приема на уроках – множество. Каждый учитель может найти свое применение. (Слайды 18, 19)

Практическая часть. Работа в группах

Задание «Создание облако слов»

(Слайд 20). Сервисов для создания «облака слов» много, они отличаются набором функций, но все сервисы автоматически генерируют облако-рисунок из введенных слов.

Самый простой, на мой взгляд, сервис для создания «облака» — это https://wordscloud.pythonanywhere.com. (Слайд 21);

На рабочем столе ваших компьютеров открыт документ «Рабочий лист участника мастер-класса». Пройдите по ссылочке в документе.

Сервис русскоязычный, не требует регистрации, имеются примитивные примеры и шаблоны. Можно выбрать цвет фона и шрифта, форму «облака». Созданное «облако» можно сохранить и использовать в распечатанном виде или вставить в презентацию. Можно рекомендовать учащимся .

Найдем задание №1 «Создать облако слов»

Условия выполнения задания:

  1. урок русского языка в 8 классе по теме: «Второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства»;

  2. этап урока « Актуализация знаний»

Учебная ситуация к заданию:

«Изучите ключевые слова «облака» и найдите те, которые относятся к теме урока. Назовите второстепенные члены предложения. Назовите части речи».

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ДОПОЛНЕНИЕ КОСВЕННОЕ ПРЯМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННОЕ НЕСОГЛАСОВАННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

существительное наречие глагол прилагательное союз частица междометие числительное местоимение предлог

-Обратите внимание, что в предложенном варианте набора ключевых понятий, важных для темы урока, я их выделила шрифтом и поместила их на первое место. Таким образом, в учебном облаке отмечается наиболее удачное расположение терминов, на которых вы бы хотели акцентировать внимание учащихся

Копируйте выделенные слова.

В поле Text вставьте скопированный элемент.

Выберите цвет фона.

Выберите цвет текста.

Выберите трафарет облака слов

Нажмите кнопку «создать»

Сервис сгенерирует «облако слов»

Сохраните итоговые продукты в виде jpg

Опубликуйте свои работы в «Рабочем листе участника мастер-класса» в колонке «Результат». Вы можете сохранить изменения, если получившаяся картина Вам нравится. Также можно вернуться к предыдущей версии, отменив изменения, создать

копию или удалить дизайн. Обновляя дизайн, можно получить несколько вариантов «словарных облаков».   На их основе можно подготовить дидактические карточки.

Задание №2 для групп

 Ваша задача составить задание на основе «Облако слов» и смоделировать учебные ситуации к ним по использованию их на уроках русского языка и литературы.

Затем один участник группы демонстрирует готовое задание и возможность применения его на определенном этапе урока.

Задание группам:

1-я и 3 группы. Составить задание по теме «Синонимы»
2-я  и 4 группы. Составить задание по теме «Басня как эпический жанр» .
5-я и 7  группы. Составить задание по теме «Глагол»

6-я и 8  группы. Составить задание по теме «М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

На работу отводится 10 минут.

На основе облака слов можно придумать множество различных заданий, которые помогут привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу, развитию познавательной деятельности. Выберите тему, придумайте текст, воспользуйтесь готовым шаблоном, а сервис красиво оформит облако слов. Все это способствует созданию оригинального задания за минимальное время.

2. (Слайд 23). Второй приём визуализации, который я использую на уроках – это кроссенс.

(слайд 24). Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

(Слайд 25). Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Задача учащегося – объяснить кроссенс, составить рассказ –

ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)

А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.) 

Это очень простые примеры. А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?.. В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук — это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.

(Слайд 27). Итак, представляю вашему вниманию кроссенс.         Как видите, он  размещается на  поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки?

(С.Я. Маршак. Сказка –пьеса «Двенадцать месяцев»)

(Слайд 28). На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.

(Слайд 29). Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате? (ЗОЖ.) Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…

(Слайд 30). Есть ещё два способа установления ассоциативных связей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном  квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.   Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления.  Попробуем?

(Слайд 31). Наша задача — найти связь между соседствующими картинками и определить тему  кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту.  

Итак, какая связь между короной и сорокой? (Корона сделана из золота и блести, а сороки любят всё блестящее.) Что общего между сорокой и соловьём? (Это птицы.) Рассуждаем дальше… («Соловей» и «Огниво» — это сказки  Андерсена.) Дальше… (Дрова нужны, чтобы разжечь костер, а огонь можно получить от огнива.) Ускоряемся…(Топором рубят дрова и сосны. Сосна тянется к солнцу, а многих королей сравнивали с солнцем.)

А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить? (Слова содержат букву «О».) 

(Слайд 32). В этом кроссенсе все слова содержат букву «О». Какое же название дадите кроссенсу? (Буква «О».) Спасибо за ваши ответы, все – молодцы…

(Слайд 33). А сейчас я предлагаю поработать в парах над разгадкой следующего кроссенса. ( демонстрируется задание, идёт работа в парах.)

(Слайд 33). Кто готов озвучить своё решение кроссенса?

«Улыбка» — результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали  Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь…(Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».) А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.) Далее…(Шарами украшают новогоднюю ёлку. А этот новый год – год собаки. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.)

(Слайд 34). О чём этот кроссенс? (О дружбе.) Спасибо большое.

А были другие ассоциации?.. Объясните свою трактовку связей по картинкам…  Моя задумка о связи ёлки и собаки иная…

Было трудно?.. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.

Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа,  не нужно  устанавливать  единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.

(Слайд 35). Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания.

— Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.

— Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.

— Найти связи между элементами, определить последовательность.

— Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

— Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

— Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

(Слайд 36). Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

(Слайд 37).

(Слайд 38 -45). Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).

(Слайд 46). Эти этапы отображены на слайде, обратите внимание на последний пункт:

— на стадии определения темы занятия,

— для определения и постановки проблемы,

— для закрепления материала,

— как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

— как творческое домашнее задание и т. д.

Они также могут быть составлены по теме праздничного мероприятия, стать способом оформления портфолио, организации КТД и др.

(Слайд 47). Подведем итог. «Кроссенс» — это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте!..

Создает условия для получения участниками теоретических знаний

Предлагает своё задание «облако слов»

Приводит примеры использования «облака слов» на уроках русского языка и литературы, комментирует их

Организует обзорное знакомство с веб-сервисом для создания «облако слов»

Участникам мастер-класса предлагает инструкцию по работе с сервисом

Информирует о содержании заданий и условиях их выполнения:

Организует работу в группах по разработке заданий с применением приема «облако слов»

Выполняет роль консультанта, объясняя, что при создании первыми записываются ключевые понятия по теме урока, можно напечатать или вставить уже готовый текст с выделенными словами в открывшееся окно.

Организует самостоятельную работу участников мастер-класса

Организует обмен мнениями совместное обсуждение разработанных заданий участниками мастер-класса.

Создает условия для получения участниками теоретических знаний

Предлагает выявить ассоциативную связь между картинками

Просит найти общее между понятиями

Демонстрирует модель кроссенса.

Предлагает найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу

Демонстрирует схему чтения кроссенса

Предлагает найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу

Демонстрирует еще одну схему чтения кроссенса

Вовлекает в процесс чтения кроссенса

Предлагает найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу

Организует работу в группах по разгадыванию кроссенса и определению его темы

Предлагает алгоритм создания кроссенса

Предлагает ответить на вопрос, на каких этапах занятия можно использовать прием «кроссенс»? 

Обосновывает педагогическую эффективность

демонстрируемого приема

Знакомятся с презентацией теоретического материала

Принимают участие в беседе.

Анализируют, предложенные примеры, задают вопросы

Переходят на сайт.

Знакомятся с инструкцией

( 5 минут)

Работают в группах по предложенным заданиям, создают итоговые продукты, сохраняют в виде jpg

публикуют свои работы в «Рабочем листе участника мастер-класса».

Выполняют самостоятельную работу в группах по созданию собственных моделей заданий в режиме освоенного приема «облако слов» технологии визуализации

Готовые продукты сохраняют в виде jpg, публикуют свои работы в «Рабочем листе участника мастер-класса».

Один участник озвучивает результаты работы.

Знакомятся с презентацией теоретического материала

Слушают, включаются в беседу

Находят общее между понятиями

Отвечают на вопросы

Знакомятся с авторской моделью кроссенса

Находят ассоциативные связи между изображениями и дают название кроссенсу

Знакомятся со схемой чтения кроссенса

Знакомятся с авторской моделью кроссенса

Находят ассоциативные связи между изображениями и дают название кроссенсу

Находят ассоциативные связи между изображениями и дают название кроссенсу

Представление результатов работы

Участники группы выполняют задания за столами, один участник озвучивает результаты работы.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию

Слушают, включаются в беседу

Принимают участие в беседе.

Определяют, на каких этапах занятия можно использовать кроссенс

Визуализация образовательных
материалов на уроках русского языка.
Сервис «Облако слов»

Автор: Прядко Александра Георгиевна

Организация: МАОУ Гимназия № 1 им.А.С.Пушкина

Населенный пункт: Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск

Развитие современного общества неразрывно связано с процессом информатизации образования. В настоящее время без использования интернет ресурсов трудно представить себе эффективную деятельность педагога, и использование сервисов для обучения, развития учащихся напрямую зависит от целей и задач, которые ставит перед собой и учениками педагог.

Среди цифровых ресурсов, которые предоставляет нам интернет, особое место занимают различные сервисы по визуализации форм обучения. Одним из них является Облако словтегов.

Для работы с Облаком слов нужен лишь выход в интернет и установленная программа на компьютер с сервиса Tagxedo-Creator http://tagxedo.com. Также могут быть полезны онлайн-сервисы:

https://www.jasondavies.com/wordcloud/

https://wordart.com/

https://wordscloud.pythonanywhere.com/

https://tagul.com

http://www.imagechef.com

Облако слов (Облачные теги, Облако слов) — это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и иногда цвета. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.

Созданное Облако можно представить в любом виде, например, цветка, замка, сердца или карты. Есть возможность изменения цвета, размера, положения, формы, фона и расстояния между словами. Каждое слово в Облаке при наведении на него курсора выделяется и представляется как гиперссылка. Сгенерированное Облако можно распечатать и использовать как раздаточный материал, вывести на доску или экран, на ПК.

Облака слов могут быть созданы учителем и использоваться как один из приёмов, применяемых на уроке, и самими учащимися самостоятельно дома при подготовке к уроку.

Работа с Облаком слов захватывает учеников, вызывает интерес, концентрирует внимание, побуждает к поиску. Таким образом решаются следующие задачи (обучающие, развивающие, коррекционные): развивать у учащихся умение всматриваться, наблюдать, выявлять, соотносить, выделять основное или главное, анализировать; вызывать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности; активизировать познавательную деятельность, критическое мышление.

Существуют различные способы использования Облака слов на уроках русского языка:

  • в качестве дидактического материала (в электронном или печатном виде);
  • для акцентирования внимания на основных понятиях, ключевых моментах при изучении правил, закреплении и обобщении материала и т.п.;
  • как визуализацию критериев оценивания видов работ;
  • для представления результатов опроса или обсуждения.

На уроках русского языка можно использовать Облако слов как на этапе актуализации знаний, так и в качестве рефлексии.

При изучении темы на этапе актуализации полученных знаний можно сгенерировать Облако слов, в котором располагаются основные понятия по данной теме. Учащиеся выбирают знакомые понятия и объясняют значения используемых слов. При такой работе все учащиеся участвуют в обсуждении и учатся работать с ключевыми словами, столь необходимый навык в дальнейшем при работе с текстом.

Рис. 1. Основные понятия темы

На этапе изучения нового материала в Облако слов на основе текста по теме, которую Вы планируете обсуждать, либо по теме, на которую кто-то из учащихся планирует делать небольшое сообщение, можно превратить статью из учебника. Далее спросить, что ребята уже знают по этой теме, почему именно те или иные слова выделены и т.д., а затем попросить их в качестве домашнего задания изучить этот вопрос подробнее и на следующем уроке рассказать о том, что они узнали, используя Облако в качестве конспекта с опорными словами.

Можно использовать Облако слов для визуализации учебного материала при изучении нового материала, зашифровав, например, правило.

При изучении новой темы «Чередование И-Е в корне слова» учащимся можно предложить Облако слов с прописанными корнями с чередующимися гласными, которые будут изучаться на уроке. При этом визуальный образ поможет детям с лёгкостью запомнить данные корни слов. В этом случае Облако выступает в качестве опорного конспекта.

Рис. 2. Опорный конспект новой темы

С помощью Облака слов можно спрятать формулировку какого-либо понятия и попросить учащихся восстановить определение. Например, определение «Существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?». Получается своеобразная визуальная памятка для заучивания понятия.

Рис. 3. Памятка для запоминания понятия

Также можно использовать различные вариации данного Облака. Например, Облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; Облако из словарных слов, изученных за год, и т.д.

Рис. 4. Словарные слова

Особое внимание на уроках русского языка уделяется работе с текстом, формированию словарного запаса учащихся. В этом случае в Облако слов могут быть включены слова, позволяющие распознать основную проблему текста.

Рис. 5. Определение проблемы текста

Работа с текстом на уроках русского языка предполагает редактирование: для выполнения данного вида работы также возможно использование Облака. Задание на воссоздание полного текста, пунктуационный его анализ может быть оформлено в виде Облака.

Рис. 6. Воссоздание полного текста

Для организации лексико-семантической работы на уроке может быть использовано задание «Найди фразеологизм», в котором даны несколько фразеологизмов, необходимо их отыскать и записать в тетрадь, затем озвучить значение каждого.

Рис. 7. Определение фразеологизмов

На разных этапах урока Облако слов может выполнять различные функции: на этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся — Облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы; на этапе закрепления или контроля знаний — Облако слов содержит основные понятия по пройденной теме; Облако слов в роли рефлексии на любом этапе урока — наглядно-опорный материал. Его также можно использовать для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.

Использование сервиса «Облако слов» позволяет учителю разнообразить учебный процесс, тем самым увеличить эффективность обучения и способствовать дополнительной мотивации учащихся.

При этом на уроке создаются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей обучающихся, эмоциональные и ценностные категории, навыки структуирования, классификации и моделирования, умения выделять главное, развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию.

Литература

  1. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка//Русский язык в школе, 2006.
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. — СПб: Альянс-Дельта, 2003.
  3. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. // Исследование деятельности зрительной системы. – М.: Изд-во МГУ, 1969.
  4. Кларк Дж. Г. Использование визуальных организаторов для фокусирования на мышлении © Перевод — Е. Н. Волков, 2009
  5. Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности средствами информационно–коммуникационных технологий. Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56

Интернет-ресурсы

1. Визуализация. // [Электронный ресурс] / http://magima.ru/9-vizualizaciya.html

2. Визуализация в обучении [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ikt1793.ru. Код публикации: 3052

3. Информационные технологии в образовании [электронный ресурс] // Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/index.php.

Опубликовано: 09.06.2022

info

Часто на семинарских занятиях, проводимых с учителями, обращаю внимание, что многие педагоги не используют приём  ОБЛАКО СЛОВ в своей практике. И не потому, что не понравился. Необходимы примеры. Моя недавняя статья о данном приёме была посвящена больше технологическим решениям.

В той статье, опубликованной полгода назад, было указано лишь несколько способов использования этого дидактического приёма.

А теперь я хочу описать максимум способов использования «облака слов» в классе. Я попытался описать его использование в почти каждом предмете.

Это набор идей из различных источников. Есть, конечно, способы, придуманные мной. Давайте рассмотрим варианты использования «облака слов».

Для всех предметов

  1. Разместить свой план урока в облако слов. Наиболее заметными будут слова-пункты плана и в то же время ученики смогут увидеть другие ключевые по данной теме. При необходимости можно сделать гиперссылки — переходы на отдельные пункты.
  2. Копирование и вставка текста в облако. Не забудьте отключить часто используемые общие слова.
  3. Поместите изучаемые термины в облако слов.
  4. Используйте облако слов, чтобы начать дискуссию в классе. В данном облаке могут быть ключевые слова дискуссии.
  5. Создать групповое облако слов.  Каждая группа вводит 20-30 слов, связанных с изучаемой темой. Можно использовать дополнительные инструменты, которые могли бы ранжировать слова определённым цветом или размером.
  6. Аналогичный подход, но в данном случае каждый ученик придумывает 20-30 слов, а затем создаётся индивидуальное облако. Очень интересно будет сравнить результаты.
  7. Весь класс создает облако слов на одну тему. Слова представляются в цифровом виде и вводятся в конструктор.
  8. Использовать облако слов для своеобразного социологического опроса. Например, впечатления о каком-то политическом деятеле, актёре, певце.
  9. В начале изучения новой темы предложить ученикам написать то, что они ожидают услышать или увидеть сегодня. Создать облако. А после окончания изучения темы снова предложить ученикам написать свои впечатления, как они поняли изученное.
  10.  Сделать облако слов из имён учащихся класса. Получается своеобразный «портрет» класса.

Наука

  1. При классификации объектов сделать облако слов для каждого из объектов.
  2. Использовать данный инструмент для визуализации формулы, графика. К примеру химической формулы вещества.

ch

3. Создать облако о животном с характеризующими его словами о среде обитания, классификацией и пр.

medd

4. Демонстрация цепи питания. Предложить ученикам создать такие облака слов.

cepi

5. Создание облака слов с иллюстрацией отдельных элементов. Причём каждый элемент может иметь собственное облако слов.

6. Предложите ученикам сравнить размеры различных планетарных объектов и сделать масштабируемое облако слов. Причём каждая планета может иметь свой цвет.

7. Показать различные климатические условия городов. В зависимости от численности показать различные размеры названий городов, в вокруг них указать среднюю температуру, осадки, природную зону или укажите свою идею.

8. Создать облако слов различных географических (климатических) явлений, показывающих отношения их масштаба с местами происшествий. Например, землетрясения.

9. Поместите термин с его кратким определением в облако слов. Попросите учеников соединить слова в чёткое определение.

zem1

Ученики могут просто провести линии между словами. Или пронумеровать их.

10. Ученики создают облако слов об известных ученых и событиях в науке, связанных с ними.

11. Предложите ученикам обсудить какую-то проблему и сформулировать гипотезу. После обсуждения они сокращают свои высказывания в наиболее оптимальную фразу и помещают её  в облако слов.

12. Попросите учеников прочитать научно-публицистическую статью. Попросите их составить короткий фантастический рассказ, используя идеи научной статьи. То есть в жанре научной фантастики. Затем создать два облака слов. Одно — ключевая фраза из научной статьи, а другое облако — фраза из научно-фантастического рассказа. Смогут ли ученики почувствовать разницу?

Словесность

  1. Части речи. Сделать облако слов для каждой из них.

russ

2. Сделать облако слов из произведения, чтобы ученики могли проанализировать, какое слово чаще всего встречается.

3. Предложите ученикам вставить в облако слов фразу из их устной или письменной речи, чтобы они увидели свои слова-паразиты. Часто повторяющиеся слова появляются более крупным размером.

dfghh

4. Создание описательных облаков, включающих в себя характеристики главных героев произведения или сюжета.

5. Предложите ученикам написать рецензию на книгу и вставьте её в облако.

6. Копирование и вставка в облака отрывки из произведений различных писателей, чтобы увидеть разницу в их стилях. Определить, какие части речи, какие слова они чаще используют. Чем отличаются их стили?

7. Попросите учеников предсказать, как преобразится тот текст, который они видели. Какие слова выделятся по размеру или цвету.

8. Предложите ученикам проанализировать выборку по данной теме из различных онлайновых энциклопедий, представленных облаками слов.

Социальные исследования

  1. Используйте облако слов для сравнения, обсуждения и анализа речи различных политических деятелей. Особенно если это касается одних событий.
  2. Используйте облако слов для сравнения и анализа государств по их устройству или по основным положениям Конституций.
  3. Используйте статистическую информацию о странах для иллюстрации статистических данных по странам по характеристике этнических групп, религий, языков и т.д.
  4. Создайте облако слов, чтобы проиллюстрировать вклад стран в мировую экономику (ВВП, промышленность, торговля и т.д.)
  5. Предложите ученикам создать облако слов по какой-то теме. Например, океаны мира или части света.
  6. Создайте облако слов по характеристике географических особенностей. Пример: Известные Вулканы.
  7. Создать облако слов известных документов и договоров в истории. Попросите учеников проанализировать их и обсудить.
  8. Предложите ученикам создать облако слов по биографии известных людей в истории.
  9. Создание облака слов, чтобы проиллюстрировать период времени или событий.

Математика

  1. Ввести теорему в облако слов. Предложить ученикам воспроизвести её.
  2. Создание облака слов в виде геометрических фигур с демонстрацией их характеристик.
  3. Показать единицы измерения в облаке слова.
  4. Ввести числовые значения, чтобы показать относительный размер чисел в в метрической системе.
  5. Предложите ученикам проанализировать облако слов и дать статистическую информацию, используя проценты, пропорции и количество используемых слов. Попробовать преобразовать полученные данные в графики.

Здоровье, экология, будущие профессии

  1. Предложите ученикам составить перечень того, что они едят в течение недели. Проанализировать полученные в облаке слова на предмет вредности или полезности продуктов.
  2. Ученики создают облако слов из рецепта.
  3. Ученики создают облако слов-компонентов, найденных в продукте.
  4. Ученики создают облако предметов, найденных в разных комнатах дома.
  5. Ученики изучают семейный бюджет и обращают внимание на что уходит большинство денег.
  6. Ученики создают облако слов различных профессий в соответствующей области деятельности.
  7. Ученики создают облако слово, относящееся к определенному виду спорта.
  8. Ученики создают облако по различным системам органов человека.
  9. Ученики создают облака для представления различных заболеваний, вреде наркотиков и алкоголя.

Искусство и музыка

  1. Сделать облако из  слов песни.
  2. Сделать облако из биографии известного композитора, музыканта или художника.
  3. Придумать описательные облака слов, о живописи, скульптуре, произведениях искусства.
  4. Распределите музыкантов, художников по жанрам. Отобразите в облаке.
  5. Предложите ученикам использовать конструкторы облаков для различных арт-проектов. Это могут быть обложки CD, DVD, книг. Изображение на футболке или кружке.
  6. Почему бы не нарисовать картину из облака слов?
  7. Предложите ученикам сделать подарок из облака слов в виде плаката.

Иностранный язык

  1. Предложите ученикам создать облако слов, которые необходимо прежде всего выучить по изучаемому языку.
  2. Дать задание составить облако по статье из иностранной газеты. Каковы общие слова, которые используются?
  3. Подать в облаке изучаемые слова и обратить внимание на правописание.
  4. Поместить в одно облако слова на иностранном и родном языке. Предложите ученикам соединить слова.
  5. Предложите ученикам написать биографию известного человека на изучаемом языке и вставить в облако.
  6. Предложите ученикам создать облако наиболее популярных продовольственных товаров из этой страны.
  7. Создать облако слов с использованием статистической информации из страны.

Возможно у Вас появятся другие идеи использования облака слов. Готов опубликовать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти поззи в роблоксе
  • Как найти улицу на карте красноярска
  • Как найти участкового астана
  • Как составить комплексно тематическое планирование
  • Как найти скрип в салоне автомобиля