Как составить обоснование с единственным поставщиком

Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины

Когда закупки у ЕП можно не обосновывать

К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:

  • работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
  • услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
  • закупка объектов культурного наследия;
  • поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
  • приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
  • поставка электронных или печатных изданий;
  • заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.

Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.

Что включить в обоснование закупки у ЕП

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:

  • цель закупки товара, работы, услуги;
  • описание объекта закупки;
  • цену контракта;
  • условия контракта и преимущества поставщика;
  • причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
  • вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.

К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.

Рекомендуем вебинар «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». Закупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.

5 причин обоснования закупки у ЕП

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:

  1. Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
  2. Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
  3. Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
  4. Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
  5. Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.

Оксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома:
«
Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт. Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета. Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».

Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика

Отчет №______

Обоснование закупки у единственного поставщика
в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ

Наименование заказчика

Место нахождения

Почтовый адрес

Адрес электронной почты

Номер контактного телефона

Ответственное должностное лицо заказчика

Предмет контракта

Компьютерная программа для поиска, расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствие с требованиями нормативных актов «Калькулятор НМЦК»

Способ закупки

Закупка у единственного поставщика

Цена контракта

17 340 (Семнадцать тысяч триста сорок рублей)

1. Обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика)

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Результатом использования программы является реализация заказчиком требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к порядку определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.

Применение программного продукта обеспечивает выполнение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Проведение расчета и обоснования начальных (максимальных) цен согласно пп.4) ст.11 Типового регламента контрактной службы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, с 01.01.2014 является обязанностью контрактной службы.

Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными.

Заказчиком проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Поиск ценовой информации проведен в реестре контрактов официального сайта www.zakupki.gov.ru с использованием функции «Расширенный поиск» по поисковым словам «Программа для расчета начальных (максимальных) цен», «Расчет начальных (максимальных цен)». Результатов поисковой системой не найдено. Проведен также поиск продукции с аналогичными свойствами в сети «Интернет», в т.ч. в официальном реестре программ для ЭВМ www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/soft/ Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Идентичные или однородные товары не найдены.

Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от рыночной конъюктуры и отсутствия на рынке аналогичных продуктов.

2. Обоснование цены

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. (ч.2 ст.22 44-ФЗ).

Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Данные получены на сайте поставщика http://www…….

Вывод: Идентичные или однородные товары по результатам поиска (п.1) на рынке отсутствуют. На этом основании цена товара обоснована затратным методом на основании ч.10 ст.22 44-ФЗ по форме Приложения 4 к Приказу Минэкономразвития от 02.10.2014 № 567

3. Обоснование иных существенных условий контракта

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Срок поставки программного продукта составляет 3 дня, поставка осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что не ставит ввод продукта в эксплуатацию в зависимость от работы организаций-перевозчиков и почтовых операторов.

Лицом, передающим заказчику права на продукт, является разработчик. Предоставляемая в соответствие с договором гарантия исключает возможность нарушения работы или утрату им правовой актуальности.

Вывод: Иные существенные условия контракта отвечают интересам заказчика

     

«_____» ________________2017 г.

Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий

________________________________ /___________________/

Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом

 

Содержание работ (услуг)

Трудоемкость, чел./мес.

Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес.

Стоимость работ, руб.

Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок

5

41 000,00

205 000,00

Вид работ № 2: Программная реализация процедуры расчета и обоснования НМЦК

12

32 000,00

384 000,00

Вид работ № 3. Веб-визуализация  системы поиска на ОС

8

36 000,00

288 000,00

Вид работ № 4 Тестирование, контроль

5

38 000,00

190 000,00

Вид работ № 5 Техническая поддержка и обслуживание, в т.ч. обновления

15

27 000,00

405 000,00

Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием программного продукта (ФОТ), руб.

1 472 000

Отчисления в ПФ и внебюджетные фонды, 27% от ФОТ

397 440

Материалы и программное обеспечение, руб.

567 200

Оборудование и спецтехника, руб.

428 360

Прочие прямые расходы, руб.

514 000

Накладные расходы (40%)

1 351 600

Себестоимость работ, руб.

4 730 600

Прибыль (5%), руб.

236 530

Общая стоимость, руб.

4 967 130

Общая стоимость, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,061), руб.

5 271 360

Расчетное количество экземпляров программы для внедрения заказчиками, шт.

304

Стоимость экземпляра программы с обслуживанием на 2014 год

17 340

Как разместить отчет в ЕИС

Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru. В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система. Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте. 

Управление государственными и муниципальными закупками (14412040 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Обоснование закупки у единственного поставщика

  • On 05.10.2017
  • 0 Comments
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, Электронный аукцион

Содержание

  • Когда обоснование не понадобится
  • Что следует включить в обоснование
  • Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования
  • Когда нужно составить и разместить отчет

В ряде случаев заказчик имеет право приобрести товар, работу или услугу у единственного поставщика, минуя конкурентную процедуру. Такую закупку необходимо обосновать, а также включить в контракт расчет стоимости. Подробнее об этом обосновании — в сегодняшней статье.

Когда обоснование не понадобится

Части 3 и 4 статьи 93 закона 44-ФЗ требуют, чтобы к контракту с единственным поставщиком прилагался отчет с обоснованием закупки. Но в ряде случаев он не понадобится. Если конкретно, то не нужно составлять отчет при закупке:

  • услуг по ликвидации стихийных бедствий, аварий, в том числе услуг экстренной врачебной помощи;
  • услуг по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтных работ и услуг по содержанию нежилых помещений;
  • объектов культурного наследия, литературы или искусства;
  • услуг по организации концертов, театральных спектаклей;
  • прочих объектов, полный перечень которых дан в статьи 93 закона 44-ФЗ.

Что следует включить в обоснование

Закон устанавливает необходимость наличия обоснования закупки у единственного поставщика, однако не содержит четких требований к нему. Тем не менее специалисты рекомендуют отразить в нем следующие положения:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • цель, для осуществления которой производится закупка;
  • описание объекта и его цена;
  • условия заключения контракта;
  • плюсы конкретного поставщика;
  • обстоятельства, которые делают невозможным проведение конкурентной процедуры;
  • вывод о том, что закупку целесообразно провести у указанного поставщика.

В качестве приложения целесообразно добавить расчет, который подтвердит, что проведение конкурентной закупки не даст заказчику возможности сэкономить.

Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования

Основная задача заказчика — доказать, что заключение контракта с единственным поставщиком было лучшим или единственно возможным вариантом осуществить закупку. Причины у такой закупки могут быть следующие:

  1. Объект потребовался срочно. Конкурентная процедура требует времени на подготовку, а при срочной закупке его нет. В обосновании следует объяснить, почему заказчик не имел времени на проведение аукциона, конкурса или иной процедуры.
  2. На рынке нет конкурентов. Иногда объект закупки предлагается к продаже компанией-монополистом. Например, программное обеспечение может реализоваться через единственного дистрибьютора в указанном регионе. Привлекать поставщиков из других субъектов РФ может быть невыгодно с экономической точки зрения либо из-за сроков закупки.
  3. Отсутствие выгоды. Например, в регионе есть 1-2 поставщика нужного товара или услуги, которые держат примерно одинаковую цену и не намерены ее снижать. Проводить конкурентную закупку в такой ситуации бессмысленно, а привлекать поставщиков из соседних регионов не всегда экономически оправдано.
  4. Поставщик не заинтересован в сделке с заказчиком. Это может быть, например, из-за малого объема закупаемых товаров или по другим причинам. Чтобы подтвердить отсутствие интереса у поставщика, можно приложить к обоснованию переписку с ним.
  5. Скидки, распродажи. Товар, который необходим заказчику, конкретный поставщик предлагает по цене ниже рыночной. Предложение действует ограниченное время, поэтому если будет проведена конкурентная процедура, есть риск его упустить.

Когда нужно составить и разместить отчет

Закон 44-ФЗ не устанавливает определенных сроков для составления отчета о закупке у единственного поставщика. Вместе с тем часть 3 статьи 93 закона гласит, что обоснование закупки в отчете необходимо для заключения контракта.

Поэтому отчет, включающий обоснование заключения контракта с единственным поставщиком, нужно опубликовать в ЕИС после размещения закупки в плане-графике, но до подписания контракта.

Подготовленный отчет нужно опубликовать в системе через личный кабинет заказчика. Авторизуйтесь на сайте zakupki.gov.ru, выберите в пункте меню «Отчеты заказчика», а далее перейдите к блоку «Отчеты». Тип документа, который вам необходим — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Система предложит заполнить несколько полей. После этого следует подписать отчет электронной подписью и опубликовать.

Скачайте Образец отчета!

Отчет обоснование закупки у единственного поставщика

Отчет обоснование закупки у единственного поставщика

Вопрос

Как обосновать невозможность или нецелесообразности использования иных способов закупки, при закупке у единственного поставщика?

Ответ

По вопросу обоснования невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, при закупке у единственного поставщика

Согласно ч.3 ст. 93 закона № 44-ФЗ, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Официальных разъяснений по вопросу обоснования невозможности или нецелесообразности иных способов определения поставщика не обнаружено.

Представляется, что обосновать невозможность проведения конкурентных процедур будет крайне затруднительно, поэтому заказчику необходимо обосновать нецелесообразность закупки конкурентными способами.

Документально оформленный заказчиком отчет должен содержать объяснение причин, по которым нецелесообразно использовать конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), может содержать ссылки на указания закона, подзаконных актов, экономическое обоснование нецелесообразности закупки иным способом, отсутствие экономии бюджетных средств при проведении конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе с учетом целей закупки, сроков и иных существенных условий договора (контракта), преимуществ предполагаемого контрагента и т.п.

Ориентировочно можно выделить следующие возможные обоснования нецелесообразности конкурентной закупки:

  1. Срочность закупки – применение иных способов (конкурентных процедур), требующих затрат времени, нецелесообразно
  2. Нерентабельность — отсутствие заинтересованности поставщиков в снижении цены ниже технически обоснованного порога (мелкая цена), единственный поставщик в регионе и перевозка не рентабельна
  3. Отсутствие конкуренции – закупка возможна или целесообразна только у единственного поставщика (монополисты, авторские права, посещение театра/музея/выставки/семинары и т.п., наличие исключительно единственного поставщика в данном регионе и невозможность привлечения поставщиков из других регионов ввиду малой закупки или сроков закупки и т.п.)
  4. Отсутствие заинтересованности поставщиков — имеются сведения об отсутствии заинтересованности поставщиков при проведении аналогичных закупок, ответы поставщиков на запросы заказчика, свидетельствующие об отсутствии такой заинтересованности и т.п.;
  5. Распродажа – в конкретном случае осуществляется закупка у поставщика, объявившего распродажу по ценам, значительно ниже рыночных и такое предложение действует ограниченный по времени срок
  6. Применение заказчиком иных способов закупки может быть нецелесообразно в связи с затратой времени и ввиду необходимости закупки для обеспечения нормальной деятельности (возможно, важных производственных процессов, в том числе выполнения государственного задания, не допускающих остановки или перерыва), которая не может быть поставлена в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными;
  7. Осуществляется дополнительная закупка небольшого объема у того же поставщика ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) и т.п.

Заказчику целесообразно иметь подтверждение того, что им действительно надлежащим образом проведено исследование рынка и осуществлен поиск поставщиков.

Варианты обоснования невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

посещение музея

Единственный поставщик обладает уникальной коллекцией музейных экспонатов в наибольшей степени обеспечивающих достижение цели программы обучения

Отсутствие возможности получения существенной экономии средств без снижения качества за счет повышения конкуренции посредством проведения конкурентных закупок, в связи с затратой времени, отсутствием поставщиков обладающих сопоставимыми музейными экспонатами, отсутствием заинтересованности поставщиков в снижении цены ниже официально утвержденных прейскурантов, а так же в виду малой суммы закупки.

По результатам изучения рынка услуг единственный поставщик предоставляет наиболее выгодные условия сочетания цены и качества услуг.

проведение мероприятия, повышение квалификации и т.п. в определенные сроки  

Пример заполнения: «Заказчиком принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что проведение конкурентных процедур невозможно по длительности сроков их проведения и невозможности заключения контракта по результатам указанных процедур до момента начала мероприятия».

срочная закупка

Закупка осуществляется в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с возникновением у Заказчика необходимости в сжатые сроки осуществить закупку продуктов питания для обеспечения нормального функционирования учреждения. Объем закупки обеспечивает потребность учреждений на период, необходимый для проведения конкурентных способов осуществления закупок.

  • РусТендер
  • База знаний
  • Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

19.05.2023

Что вы узнаете из текста: что такое закупка у единственного поставщика, когда она проводится, как стать единственным поставщиком.

1. Что такое закупка у единственного поставщика

2. В каких случаях заказчик может провести прямую закупку

3. Нужно ли обеспечение исполнения контракта для единственного поставщика

4. Как стать единственным поставщиком


Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика. Заказчик может покупать у конкретного продавца, без публикации извещения и без проведения формальной процедуры выбора поставщика.

В каких случаях заказчик может провести прямую закупку

Все случаи, в которых заказчик может проводить закупку у единственного поставщика, подробно описаны в ст.93 44-ФЗ. Перечислим их коротко:

  1. Закупка у субъектов естественных монополий; 

  2. По указу или распоряжению Президента; 

  3. Мобилизационная подготовка;

  4. Малые закупки до 600 тыс.руб. либо до 5 млн.руб, если закупка проходит в электронном виде;

  5. Закупка, которую могут исполнить только органы исполнительной власти или государственные учреждения; 

  6. Поставка российского оружия, которое включено в реестр единственных поставщиков  вооружения и военной техники; 

  7. Водоснабжение, водоотведение, тепло- и газоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, хранение и вывоз наркотических средств и психотропных веществ;

  8. Аварии, чрезвычайные ситуации, режим повышенной готовности;

  9. Поставка культурных ценностей; 

  10. Закупки у учреждений УИС по Переченю;

  11. Закупка учреждением, исполняющим наказания, сырья и материалов для производства товара для трудоустройства осужденных; 

  12. Закупка произведений литературы и искусства определенных авторов;

  13. Заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;

  14. Организация мероприятия;

  15. Закупка декораций, сценической мебели, костюмов, реквизита, инструментов, грима учреждениями культуры;

  16. Реализация входных билетов в музеи, театры, на экскурсии итд.;

  17. Авторский контроль за разработкой проектной документации в строительных закупках; 

  18. Обеспечение визитов глав иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций;

  19. Обеспечение деятельности объектов госохраны;

  20. Заключение контракта на управление многоквартирным домом; 

  21. Техническое обслуживание объектов культурного наследия; 

  22. Конкурентная процедура признана несостоявшейся; 

  23. Направление работника в командировку;

  24. Закупка лекарств, назначенных по медицинским показателям решением врачебной комиссии;

  25. Поставка лекарств или медизделий, которые не имеют российских аналогов; 

  26. Заключение договора энергоснабжения;

  27. Закупки для осуществления деятельности избирательной комиссии;

  28. Приобретение здания для обеспечения федеральных или муниципальных нужд; 

  29. Аренда помещений, находящихся на территории иностранного государства;

  30. Преподавание и услуги экскурсовода — для физлиц;

  31. Лечение гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации; 

  32. Развитие инновационной инфраструктуры в системе образования;

  33. Заключение бюджетным учреждением контракта на выдачу независимой гарантии;

  34. Закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

  35. Контракт на комплексное развитие территории, предусматривающий строительство стандартного жилья;

  36. Обеспечение деятельности органов внешней разведки и ФСБ;

  37. Проведении на территории РФ федерального статистического наблюдения; 

  38. Закупка библиотеками, образовательными и научными организациями информации из документальных зарубежных баз данных; 

  39. Закупки за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность;

  40. Закупки товара, производство которого создается или осваивается на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом;

  41. Изготовление акцизных марок для маркировки табачной продукции;

  42. Выполнение воинских перевозок;

  43. Закупка юридических услуг для обеспечения защиты интересов РФ в иностранных судах;

  44. Закупки органов государственной охраны; 

  45. Контракты органов власти с кредитными рейтинговыми агентствами;

  46. Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания;

  47. Изготовление бланков документов, удостоверяющих личность гражданина;

  48. Закупки  в целях проведения специальной военной операции;

  49. Закупки зданий по результатам торгов по банкротству; 

  50. Закупка материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва;

  51. Закупки консульства РФ при международных организациях;

  52. Подготовка и участие олимпийской команды России в международных спортивных соревнованиях; 

  53. Подготовка космонавтов, запуск космических аппаратов, создание космической техники;

  54. Хранение материальных ценностей государственного материального резерва.


ЗАКУПКИ МАЛОГО ОБЪЕМА


Нужно ли обеспечение исполнения контракта для единственного поставщика

Несмотря на то, что прямая закупка один из самых популярных и простых видов закупок, к единственному поставщику предъявляются те же требования, что и к поставщикам, участвующим в конкурентных закупках. Не находится в РНП, не банкрот, зарегистрирован в ЕИС и тд. А что с обеспечением исполнения?  В ч.2 ст.96 44-ФЗ перечислены случаи, когда заказчик вправе, но не обязан, установить требование об обеспечении исполнения контракта. В этот перечень входит бОльшая часть случаев закупок у единственного поставщика.

Вернитесь на наш список выше. В данных пунктах заказчик устанавливать ОИК имеет право, но не обязан: 1-10, 12-13, 15, 18-21, 23-31, 36, 38-40, 43-45, 47-51, 53-54.


НЕЗАВИСИМАЯ ГАРАНТИЯ ПО 44-ФЗ

Как стать единственным поставщиком

Единственного поставщика заказчик выбирает сам. Поэтому нет закона или универсальных правил, следуя которым вы станете тем самым единственным. Но мы можем дать 3 основных совета на основе опыта наших клиентов.

Чистота и порядок

Следите за тем, чтобы ваш бизнес был «на уровне». Отсутствие штрафов, соответствие требованиям закона, качественный товар. При анализе потенциального поставщика заказчик обращает на это внимание и выбирает более надежного.

Дайте о себе знать

Если у вас уже был опыт работы с госзаказом (по любому виду закупок) — обязательно укажите это на своём сайте или в коммерческом предложении с описанием ваших услуг. Покажите, что именно вы делали и для кого. С документальным подтверждением.

Как получить опыт в госзакупках

Поможем получить новые контракты: от поиска закупок до победы

Получить

Выполняйте контракты добросовестно

Очень часто единственный поставщик — это поставщик, с которым заказчик ранее работал. Или заказчику рассказал про вас другой заказчик, коллега, знакомый. То есть, если вы ранее выиграли конкурс или аукцион, и никаких претензий по исполнению со стороны заказчика не возникло, в следующий раз ему будет удобнее заключить с вами контракт как с единственным поставщиком. А еще он может посоветовать вас кому-то, так как вы уже проверенный поставщик.

Все знания

Закупка у едпоставщика по 223-ФЗ проводится по правилам из положения закупок, утвержденного заказчиком. Часть правил продиктована законом, а некоторые нюансы заказчики решают самостоятельно.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Как закупают у ед. источника по 223-ФЗ

Вот пошаговая инструкция по закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ в 2023 году для госкомпаний:

  1. Выбрать основание для покупки.
  2. Рассчитать стоимость заказа.
  3. Включить позицию в план.
  4. Составить договор и другие обязательные документы.
  5. Подписать соглашение и отправить сведения о нем в реестр.

Подбираем основания для заказа

Законом максимальная сумма для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ в 2023 году не установлена. Также в законодательстве о заказах отдельных видов юридических лиц не указано, в каких случаях заказчик по 223-ФЗ вправе заключать договоры с единственным поставщиком, их определяют самостоятельно в положении.

Наряду со случаями закрепляют и порядок закупки у единственного поставщика 223-ФЗ. Рекомендуем большую часть товаров, работ, услуг закупать конкурентными способами и не заниматься злоупотреблением правом на проведение сделки. Есть риск нарушить ФЗ-135 о защите конкуренции или ФЗ-223.

Учитывайте: закупка у единственного поставщика по статье 3.6 223-ФЗ для гособоронзаказа возможна при введении специальных мер в сфере экономики, предусмотренных пунктом 1 статьи 26.1 61-ФЗ «Об обороне», даже если основания отсутствуют в положении.

На практике заказчики в закупочных положениях предусматривают такие основания и критерии для процедур у единственного подрядчика:

  1. Прямые договоры с ценой, которая не превышает максимальную сумму закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ для госкомпаний.
  2. Приобретение ТРУ, которые должны быть совместимы с имеющимися у заказчика.
  3. Покупка эксклюзивной продукции.
  4. Удовлетворение срочной потребности. Рекомендуем прописать такие условия для этого основания:
    • есть вероятность или произошла ЧС, аварийная ситуация, другое обстоятельство, которое не зависит от воли, или стоит срочная задача ликвидировать результаты таких ситуаций и обстоятельств;
    • ФАС аннулировала итоги конкурентной процедуры, а провести ее повторно нельзя из-за производственного графика;
    • есть потребность закончить выполнение обязательств по соглашению, которое расторгнуто, при условии что провести конкурентный тендер невозможно.
  5. Сделка совершается по результатам конкурентной процедуры, которая не состоялась.
  6. Необходимо выполнить обязательства перед третьими лицами.
  7. Есть ограниченный круг лиц, которые реализуют товары, работы, услуги.

Часто возникают потребности в услугах, которые оказывают конкретные лица с исключительными полномочиями. В этом случае закупают у субъектов естественных монополий, услуги — у госорганизаций, госкорпораций, госкомпаний, учреждений и фондов и организаций, которые находятся у них в подведомственности.

Вот пример списка оснований для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ из положения госкорпорации «Росатом»:

Пример оснований для закупки у ед. источника

Рекомендуем разрабатывать список случаев так, чтобы покупка у едпоставщика по 223-ФЗ применялась только для ситуаций, при которых использование других способов определения исполнителя невозможно или нецелесообразно. Общий порядок проведения закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ закрепляют в положении.

Готовим обоснование НМЦД

Рассказываем, как обосновать закупку у единого поставщика по 223-ФЗ: порядок подготовки начальной (максимальной) цены сделки с ед. источником заказчики разрабатывают самостоятельно и включают его в положение (Письмо Минфина России от 13.07.2021 № 24-07-08/55520). Обычно госкомпании используют методы из 44-ФЗ:

  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный метод;
  • мониторинг цен.

Для закупок у ед. источника обычно применяют анализ рынка, если тарифы не установлены государством. Затратный метод применяют, когда другие варианты использовать не удаётся.

Вот примерный образец обоснования закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ для заказчика:

Пример НМЦД

Включаем в план закупок

В ч. 5.1 ст. 3 223-ФЗ указано, что осуществление закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ допускается после включения в план. А провести процедуру, записи о которой нет в плане, получится только в таких ситуациях:

  • запись не подлежит включению в план или заказчик вправе ее не включать;
  • срочно закрывается потребность в условиях аварии, других ЧС природного или техногенного свойства, форс-мажора и т. д. (в таких заказах запись в план вносят после того, как провели процедуру).

В остальных случаях придется заранее включить информацию о неконкурентной процедуре в план. Пример из ЕИС:

Договор с ед. источником в плане закупок

В план не включают заказы:

  • с гостайной;
  • для нужд гособоронзаказа;
  • для заказчиков из постановления Правительства РФ от 06.03.2022 № 301;
  • для устранения последствий аварий, других ЧС и оказания экстренной медпомощи.

Данные о заказах, которые проводят в случаях, определенных Правительством РФ по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ, вносят в план, но не размещается в ЕИС. Также допускается невнесение в план закупок п. 1–3 ч. 15 ст. 4 223-ФЗ, если это предусмотрено положением заказчика. Например, покупки до 100 тыс. руб.

Составляем договор и другие документы

В законодательстве для закупок отдельными видами юрлиц не указано, нужно ли разрабатывать документацию на заказ у единственного поставщика, 223-ФЗ не обязывает разрабатывать и извещение, проект договора и т. д. Чтобы решить этот вопрос, руководствуйтесь правилами из положения.

По итогам неконкурентной процедуры заказчики совершают сделки в любой форме, которая установлена положением на основании ст. 434 Гражданского кодекса:

  • в письменной форме путем составления одного документа (в т. ч. электронного) или обмена с исполнителем письмами, телеграммами, электронными бумагами или другими данными по п. 1 ст. 160 ГК;
  • в устной форме, например, когда совершают мелкие сделки за наличный расчет и затем готовят авансовый отчет, а сделка выполняется в момент ее совершения.

Срок заключения договора с единственным поставщиком по 223-ФЗ не регламентирован. Мораторий в десять дней необязательно выжидать. Заключайте договор с исполнителем в сроки, которые установлены в положении. На какой срок заключаете договор с единственным поставщиком, определите по положению и учитывайте потребности.

Сведения о договорах придется включить в ежемесячный отчет и разместить в ЕИС не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Это указано в ч. 19 ст. 4 223-ФЗ.

Срок оплаты по договору: не более семи рабочих дней. Исключение: случаи, установленные правительством (ч. 5.3, 5.4 ст. 3 закона № 223-ФЗ).

Вносим сведения в реестр договоров

В ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ и п. 2, пп. «а» п. 10 Правил ведения реестра договоров по постановлению правительства № 1132 от 31.10.2014 указано, надо ли отправлять на проверку договор с единственным поставщиком по 223-ФЗ, — да, в течение трех рабочих дней со дня заключения. Вместе с договором выкладывают и прилагаемые к нему документы. Информацию о договорах с субподрядчиками направляют в тот же срок. На подготовку сведений о внесении изменений в договор, его исполнении или расторжении у заказчика есть 10 дней.

Реестр договоров в ЕИС

В ЕИС не размещают сведения о заказах:

  • с гостайной;
  • для гособоронзаказа;
  • о покупках до 100 тыс. руб. или до 500 тыс. при выручке более 5 млрд руб.;
  • услуг по вкладам;
  • услуг аренды;
  • иных заказах, в том числе по решению правительства.

Если заказчиком в соответствии с частью 15 статьи 4 223-ФЗ принято решение о неразмещении сведений в ЕИС, то в реестр включаются информация и документы, касающиеся соглашений, в случае их направления заказчиком в Федеральное казначейство (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132).

Еще по теме:

  • как проводят неконкурентные закупки у МСП по 223-ФЗ в форме электронного магазина;
  • как оформить положение о закупках по 223-ФЗ;
  • как закупают у единственного поставщика до 3 млн рублей;
  • дополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика, действующие до конца года.

Об авторе этой статьи

Дмитрий Сидаев

Дмитрий Сидаев
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.

Другие публикации автора

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить косяк на потолке
  • Как найти температуру если известна плотность
  • Как найти покинутый канал в телеграм
  • Много чеснока в супе как исправить
  • Как найти обрыв на светодиодной гирлянде