Письменное обращение необходимо направлять непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Уполномоченный по правам человека в городе Москве не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы.
Деятельность Уполномоченного по правам человека в городе Москве дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Уполномоченный по правам человека в городе Москве (далее – Уполномоченный) рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы, государственных и муниципальных служащих, нарушающие права и свободы человека и гражданина, а также иные обращения, касающиеся нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Жалоба Уполномоченному может быть подана гражданином, в том числе иностранным гражданином, лицом без гражданства, находящимся на территории города Москвы (далее – заявитель), полагающим, что решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы, государственных и муниципальных служащих были нарушены его права и свободы.
Уполномоченный не вправе рассматривать жалобы
- на действия (бездействие), решения федеральных правоохранительных органов (прокуратуры, следственного комитета, и т.д.);
- на нарушение прав, свобод и законных интересов в иных субъектах Российской Федерации, кроме города Москвы.
- на действия (бездействие) граждан, организаций, не находящиеся в ведомственном подчинении органов исполнительной власти города Москвы (в том числе, коммерческие банки, коммерческие организации, предоставляющие платные юридические услуги, страховые компании и т.д.).
Уполномоченный не вправе разрешать споры между гражданами, хозяйствующими субъектами.
Уполномоченный не вправе оценивать принятое судом решение на предмет его законности и обоснованности, а также не вправе рассматривать жалобы на судебные акты, как вступившие, так и не вступившие в законную силу (судебные акты обжалуются в сроки и в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в вышестоящие судебные инстанции, наделенные соответствующими полномочиями).
Уполномоченный не может являться участником уголовного судопроизводства.
Уполномоченный и его аппарат не вправе по собственной инициативе вступать в гражданское дело, которое рассматривается судом первой инстанции, в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в целях дачи заключения по делу в рамках своих полномочий, а лишь в случае привлечения его судом к участию в деле. Если Уполномоченный и его аппарат не были привлечены к участию в деле судом первой инстанции, вступить в процесс на стадии апелляционного, либо кассационного обжалования судебного акта они не вправе.
Уполномоченный не наделен правом обращения в суд с иском в защиту интересов конкретных граждан, либо неопределенного круга лиц. Уполномоченный и специалисты аппарата не представляют интересы физических и юридических лиц в суде по доверенности.
Жалоба Уполномоченному должна быть подана не позднее истечения года со дня предполагаемого нарушения прав и свобод человека и гражданина или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Уполномоченный вправе принять к рассмотрению жалобу, поступившую позднее указанного срока, если сочтет уважительной причину его пропуска.
Жалоба может быть подана заявителем лично, через его законного представителя (полномочия законного представителя должны быть подтверждены соответствующими документами) или уполномоченного представителя (полномочия уполномоченного представителя должны быть подтверждены надлежаще оформленной доверенностью).
Жалобы в интересах третьих лиц без надлежащего удостоверения полномочий действовать в их интересах к рассмотрению не принимаются.
Жалоба может быть подана следующими способами:
- через «ФОРМУ ПОДАЧИ ОБРАЩЕНИЙ» на официальном сайте Уполномоченного;
- через приемную аппарата Уполномоченного (в дни и часы приема, указанные в разделе «КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ» на официальном сайте Уполномоченного);
- через почтовое отделение.
Жалоба может быть индивидуальной или коллективной, должна быть написана на русском языке и содержать:
- наименование государственного органа, в который она направляется, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя;
- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации (в случае подачи жалобы в электронном виде через «ФОРМУ ПОДАЧИ ОБРАЩЕНИЙ», в жалобе указывается адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме);
- изложение существа решений или действий (бездействие), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы (в случае, если решения или действия (бездействие) обжаловались в судебном или административном порядке, к жалобе должны быть приложены копии соответствующих решений);
- личную подпись заявителя и дату.
Жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента ее поступления.
Права Уполномоченного при получении жалобы:
- принять жалобу к рассмотрению;
- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу в органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, в организации города Москвы, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
- отказать в принятии жалобы к рассмотрению, мотивировав свою позицию (отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит).
К сведению заявителей:
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Обращение, в котором обжалуется судебное постановление, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
В случае, если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, обращение оставляется без ответа по существу поставленных в нем вопросов и гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение.
В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
ЛИЧНЫЙ ПРИЕМ ГРАЖДАН
сотрудниками структурных подразделений аппарата
Уполномоченного по правам человека в городе Москве
проводится ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ
по телефону: +7 (495) 957-05-85 по следующему ГРАФИКУ:
Подать обращение
Название структурного подразделения | ФИО, должность | Время приема |
Управление по защите прав и законных интересов несовершеннолетних |
Ярославская О. В. Начальник Управления — Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве |
2 (второй) четверг каждого месяца с 10.00 до 12.00 |
Гринь А. В. Заместитель начальника управления |
2 (второй) понедельник каждого месяца с 10.00 до 12.00 |
|
Чайка В. А. Главный специалист |
3 (третий) понедельник каждого месяца с 14.00 до 16.00 |
|
Абызова Э. Ю. Советник Уполномоченного по правам человека в городе Москве |
4 (четвертая) среда каждого месяца с 10.00 до 12.00 |
|
Отдел управления делами Уполномоченного | Калиниченко И. Н. Начальник отдела |
1 (первая) среда каждого месяца с 10.00 до 12.00 |
Бодрова А. М. Заместитель начальника отдела |
2 (вторая) среда каждого месяца с 10.00 до 12.00 |
|
Отдел по содействию защите прав и свобод граждан | Кочетова Т. Н. Начальник отдела |
1 (первый) вторник каждого месяца с 10.00 до 12.00 |
Ганиева Д. Р. Заместитель начальника отдела |
3 (третья) среда каждого месяца с 10.00 до 12.00 |
|
Штыков А. Ю. Заместитель начальника отдела |
3 (третий) вторник каждого месяца с 10.00 до 12.00 |
|
Захаров Е. В. Советник Уполномоченного по правам человека в городе Москве |
3 (третий) четверг каждого месяца с 10.00 до 12.00 |
|
Отдел информационно-аналитической работы и документооборота | Левин С. В. Начальник отдела |
4 (четвертый) четверг каждого месяца с 10.00 до 12.00 |
Тимохина О. А. Заместитель начальника отдела |
4 (четвертый) вторник каждого месяца с 10.00 до 12.00 |
Как обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
25.10.2022 16:03 изменено
Интернет-портал Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: www.ombudsmanrf.org
Как обратиться?
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие институты защиты прав и свобод граждан. Уполномоченный не заменяет те государственные органы, которые призваны обеспечить защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Обращаться к Уполномоченному по правам человека в РФ следует тогда, когда исчерпаны все иные правовые возможности, но вы не удовлетворены принятым решением. В этом случае вы можете обратиться к Уполномоченному, жалуясь уже на те органы, которые, по вашему мнению, неправильно рассмотрели ваше дело или неправомерно отказали в решении.
Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.
Жалоба (обращение, заявление) в письменном виде на имя Уполномоченного по правам человека в РФ должна сопровождаться копиями решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
Телефон приемной в Москве: 8 (495) 870-41-77
Юридические консультации специалистами рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (согласно ежемесячному графику, публикуемому на сайте): 8 (495) 870-39-83
Адрес: 119121 Российская Федерация, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 19, стр. 2
Жалоба уполномоченному по правам человека
Одним из наиболее эффективных инструментов, который следует задействовать в случае, если ваши права нарушены, является жалоба к уполномоченному по правам человека.
Содержание статьи:
- Как составить жалобу уполномоченному по правам человека?
- Срок рассмотрения жалобы уполномоченным по правам
- Образец жалобы уполномоченному по правам человека в РФ
- Помощь адвоката в составлении жалобы уполномоченному
Наш адвокат поможет сделать обращение: профессионально и в срок!!!
Как составить жалобу уполномоченному по правам человека?
Что должно содержаться в жалобе уполномоченному по правам человека? Жалоба к уполномоченному по правам человека должна содержать:
- ФИО и контактные данные заявителя
- указание на существо нарушения прав
- крайне важно грамотно и ясно сформулировать суть нарушения прав, которое послужило основанием для составление направляемой жалобы
- грамотное описание ситуации и подборка норм законодательства на практике значительно упрощают восстановление нарушенного права.
Адвокатское бюро опираясь на обширный накопленный опыт и знания действующей правовой базы помогут вам грамотно составить жалобу к уполномоченному по правам человека.
Должен ли я уплатить государственную пошлину при подаче?
Нет, для подачи таковой жалобы уплата государственной пошлины не требуется.
ПОЛЕЗНО: смотрите также видео по теме составления жалобы и узнаете больше, пишите свой вопрос в комментариях ролика и не забывайтесь подписаться на канал YouTube, чтобы получать советы адвоката
Срок рассмотрения жалобы уполномоченным по правам
О начале рассмотрения направленного вами обращения вас проинформируют в течении 10 дней.
Процедура обжалования действий органов государственной власти и органов местного самоуправления путем направления жалобы уполномоченному по правам человека в РФ является относительно новой в российской юридической практике и потому незнакома для большинства граждан. Наша организация, опираясь на обширный накопленный опыт готова помочь в составлении таковой жалобы.
Также вы всегда можете более подробно узнать о целесообразности направления жалобы к уполномоченному по правам человека в РФ записавшись к нас на консультацию.
Образец жалобы уполномоченному по правам человека в РФ
Уполномоченному по правам человека
в Российской Федерации
Копия: Уполномоченному по правам человека Свердловской области
от членов ЖСК г. Екатеринбург
ЖАЛОБА
в защиту жилищных прав членов ЖСК
ЖСК является застройщиком земельных участков площадью 63 760 кв.м, 24 658 кв.м, 9 235 кв.м, расположенных в г. Екатеринбурге, предоставленных Постановлением Главы г. Екатеринбурга в аренду сроком на 5 лет, для строительства коттеджного поселка и объектов инженерного обеспечения. После предоставления земельных участков ЖСК начал активную работу по освоению указанных земельных участков.
Но через некоторое время со стороны Администрации города Екатеринбурга стали создаваться различные препятствия для осуществления строительства коттеджного поселка и объектов инженерного обеспечения.
ЖСК обратился в администрацию города Екатеринбурга с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка. Администрация города Екатеринбурга письмом отказала ЖСК в заключении договоров аренды со ссылкой на то, что ЖСК не предпринимал активных действий, направленных на оформление в установленном законом порядке документов, разрешающих строительство на испрашиваемых участках.
Не согласившись с отказом администрации, ЖСК обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. Арбитражный суд Свердловской области вынес решение об удовлетворении заявленных требований и признал незаконными действия администрации города Екатеринбурга
Хочется отметить, что за весь период пользования земельным участком ЖСК провел колоссальную работу по его освоению.
В период с июля по декабрь 2006 года кооперативом проведена работа по выводу земельного участка из состава особо-охраняемой территории, получены согласования в Министерстве природных ресурсов, Мингосимуществе по Свердловской области. Только 11.12.2006 земельный участок площадью 22582 кв. м, выведен из состава особо-охраняемых территорий Правительством Свердловской области. На основании распоряжения главы Екатеринбурга кооператив начал процедуру межевания земельных участков, проведена процедура землеустроительных работ по уточнению уникальных характеристик земельных участков.
В настоящее время выполнены инженерные изыскания, ведется проектирование, запрашиваются данные для проектирования, заключены договоры со строительными и проектными организациями, в том числе:
- разработка проектно – сметной документации по разделу внутри площадочные и наружные сети канализации поселка городского типа в соответствии с действующими нормативными документами.
- участие совместно с ЖСК в подготовке задания на проектирование;
- подготовка совместно с ЖСК исходных данных для проектирования;
- согласование разработанной проектно – сметной документации в экспертных, согласующих и утверждающих органах.
Также, на спорных земельных участках имеются постройки, многие из которых зарегистрированы как объекты незавершенного строительства за членами кооператива
Для освоения земельных участков ЖСК ведет переписку с Администрацией г. Екатеринбурга, ОАО «Екатеринбурггаз», МУ ЦПРДС, ЕМУП «Горсвет», в целях определения технической возможности подключения к системам водоснабжения, газификации, освещения и канализации с выдачей технических условий на объекты строительства ЖСК.
В результате описанного выше противоборства между ЖСК и Администрацией города Екатеринбурга, страдают члены кооператива — простые граждане Российской Федерации, пытающиеся самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
Вся сложившаяся ситуация сводится к тому, что в конечном итоге ЖСК, вложивший огромные средства в освоение земельного участка, в начало строительство коттеджного поселка, на защиту своих интересов от притязаний Администрации города Екатеринбурга, потеряет все права застройщика, и понесет невосполнимые убытки, а граждане вложившие деньги в строительство своих домов, лишаться не только денежных средств, но и своего жилья, которого они ожидают продолжительное время.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео и узнаете, почему любой образец иска, жалобы или претензии лучше корректировать с нашим адвокатом, пишите вопрос в комментариях ролика
В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Право на жилье состоит из трех (представляет собой три, существует как три) юридических возможностей: стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех видов жилищного фонда; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды.
Все препятствия для строительства коттеджного поселка ЖСК, созданные Администрацией города Екатеринбурга фактически лишают граждан на строительство своего жилья и всех трех составляющих права на жилье. Администрация города Екатеринбурга абстрагируется от Конституции Российской Федерации, ограничивает, более того, полностью лишают членов Кооператива права на жилище по необоснованным причинам.
Складывается ситуация, при которой мы вынуждены обращаться ко всем с целью оказания противовеса действиям Администрации г. Екатеринбурга, направленных на нарушение прав граждан на строительство своего жилья.
Казалось бы, что Администрация города Екатеринбурга должна помочь развитию индивидуального жилищного строительства, но на самом деле все свои действия направляет только на создание препятствий к увеличению жилищного фонда.
Подводя итог ко всему вышесказанному, в нашем «правовом государстве», где на основании ст. 2 Конституции «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», считается справедливым лишить людей жилья, в которое вложено много средств. А ведь многие вкладывали заемные средства, за которые не получат дома, а вернуть их необходимо обязательно.
Исходя из всего вышеизложенного и руководствуясь ст. 40 Конституции РФ
ПРОСИМ:
- принять меры, направленные на восстановление нарушенных прав граждан – членов ЖСК в беспрепятственном строительстве для себя индивидуального жилья, в возобновлении договоров аренды земельных участков
- ответить в наш адрес о принятых мерах.
Дата, подпись
Помощь адвоката в составлении жалобы уполномоченному
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации созданы в целях защиты прав человека и гражданина на территории нашей страны. Учитывая, что направление жалобы к уполномоченному по правам человека в РФ не лишает права защищать свои права в судебном либо административном порядке, данная жалоба является крайне эффективным дополнением, способным ускорить разрешение ситуации.
Имею ли я право обратиться к уполномоченному по правам человека в РФ? Да, Вы имеет право обратиться к уполномоченному, защита прав и ответ будет, если Вы являетесь гражданином РФ, иностранным гражданином либо лицом без гражданства, организацией, Вы находитесь на территории России либо за пределами нашего государства.
Читайте еще о работе нашего адвоката:
С нами обжалование решения суда по административному делу пройдет профессионально
Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди
Жалоба к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
Сегодня мы разберем кейс о том, как и кому и для чего можно обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, далее для удобства будем использовать сокращенный термин – Уполномоченный.
Для начала, разберем что из себя представляет институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, учрежден данный институт исходя установлений Конституции России, в частности в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Правовая основа деятельности Уполномоченного основана на отдельном Федеральном конституционном законе от 1997 года, данный факт следует подчеркнуть так как в данном документе приписан и статус, права и законная деятельность Уполномоченного.
Уполномоченный по правам человека в своей деятельности независим и неподотчетен каким-либо государственным органам власти.
Важно отметить, что в настоящее время в современной российской действительности широкое применение получили специализированные Уполномоченные, как на федеральном уровне, к примеру: Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, в том числе на уровне субъектов (регионов) страны, к примеру Уполномоченный по защите прав человека в городе Москве. Однако, статус и полномочия специализированных Уполномоченных сужен, в силу их специфики, и не имеют отдельного закона как Уполномоченный по правам человека в России. Замечу, что компетенции и специфика на региональном уровне может отличаться, могут быть прописаны дополнительные полномочия по защите прав человека и гражданина. В следующих статьях, мы с вами внимательно ознакомимся и с деятельностью и региональных Уполномоченных и о том, как и по какому поводу можно к ним обратиться.
Кто может обратиться к Уполномоченному? Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства, иными словами заявители.
И так с чем обращаются к Уполномоченному? С жалобой, на решения или действия, или бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
Внимание важно чтобы заявитель ранее обжаловал решения или действия (бездействия) в административном или судебном порядке, но не согласен с решениями по жалобе.
Есть ограничение, которое необходимо принять во внимание, Уполномоченный не рассматривает на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, тем самым обжаловать решения Совета Федерации, Государственной Думы РФ и регионального парламента невозможно.
Какие сроки подачи? Жалоба должна быть подана не позднее года со дня нарушения прав и свобод заявителя, или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Каковы обязательные условия жалобы? В жалобе обязательно должны быть указаны фамилия имя отчество заявителя, изложена суть решений или действий (бездействий) нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
Есть ли государственная пошлина? Нет, жалоба, направляемая к Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.
Жалобы от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
В жалобе необходимо сообщить, какую помощь от Уполномоченного желает получить заявитель, и почему он полагает, что имеет на это право, данный тезис призван помочь Аппарату Уполномоченного разрешить ваш вопрос, по существу.
Анонимные жалобы Уполномоченным не рассматриваются.
О принятии жалобы Уполномоченный уведомляет заявителя в 10-ти дневный срок. Заметим, что Уполномоченный уведомляет и орган государственной, муниципальной власти, или должностное лицо решения или действия (бездействия) которых обжалуются.
В случаи отказа в принятии жалобы к рассмотрению, данный отказ должен быть мотивирован.
Уполномоченный обязан известить заявителя о рассмотрении жалобы.
Обращение с жалобой к Уполномоченному является не совсем простым и понятным для каждого, существуют особенности, в частности существуют критерии по приемлемости жалобы, т.е. такие условия без которых жалоба не будет рассмотрена.
Обращение к Уполномоченному является средством защиты прав и свобод, наравне с такими институтам защиты прав, как например: Европейский суд по правам человека.
Необходимо принимать во внимание что Уполномоченный имеет право выступить в защиту ваших интересов и прав, однако для этого ваша жалоба должна отвечать требованиям, которые прописаны в законе, и главное быть юридически проверенным (выверенным) документом.
Рекомендую Вам прежде чем приступить к самостоятельному написанию жалобы, проконсультироваться с тем, кто подготовил массу подобных жалоб, спросите совета у адвоката дабы избежать траты драгоценного времени.
Как обратиться в ООН: пошаговый путеводитель по правозащитным инструментам
Гайд юристов Института, который поможет составить первичное представление о различных механизмах ООН и найти информацию для подачи обращений
Настоящий материал (информация) произведён, распространён или направлен иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»
С 15 сентября 2022 года россияне потеряли право обращения в Европейский Суд по правам человека – это решение было связано с выходом России из числа государств-членов Совета Европы. Однако потребность в наднациональных правозащитных механизмах остаётся по-прежнему высокой – многие жертвы нарушений и их представители обратили пристальное внимание на различные механизмы ООН.
В этом путеводителе юристы Института попытались объяснить разницу между процедурами ООН, показав специфику каждого из них и обрисовав основное, что важно знать в момент обращения за защитой своих прав.
Полезные материалы
Прежде чем перейти к руководству, посмотрите наши материалы на тему обращения в ООН
Правозащитные механизмы ООН: практическое руководство для журналистов
Руководство охватывает работу четырёх договорных органов ООН, которые могут получать и рассматривать индивидуальные жалобы против России: Комитета по правам человека, Комитета против пыток, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитета по ликвидации расовой дискриминации.
Шаг № 1
Необходимо определить подходящий механизм
Для начала вам стоит определиться, куда обращаться. Существует три пути – Совет по правам человека, Договорные органы (комитеты ООН) и Специальные процедуры.
У каждого из трёх механизмов различные возможности, алгоритмы рассмотрения обращений и условия приемлемости, а также свои преимущества и ограничения. Посмотрите таблицу ниже и оцените, какой из них подходит под вашу ситуацию.
Обратите внимание: данная таблица лишь приводит базовые различия, ведь все особенности в одном гайде прописать невозможно. Если вы твёрдо намерены обращаться к механизмам ООН, то финальное решение о выборе процедуры – учитывая, что каждый кейс сугубо индивидуален – остаётся за вами. Отнеситесь к анализу своего дела предельно внимательно, так как именно от этого выбора будет зависеть дальнейшая судьба обращения.
* При этом не обязательно, чтобы государство ратифицировало договор, закрепляющий право, на нарушение которого жалуется заявитель.
Следующие шаги будут зависеть от выбранного вами механизма
Шаг № 3
Можете ли вы обратиться?
Правом обращения обладают:
- Жертвы;
- Их представители. Если вы действуете от имени жертвы, то нужно либо доказать наличие разрешения на представительство, либо обосновать невозможность получить такое разрешение, либо привести другие веские причины для подачи обращения;
- Группы частных лиц и иные сообщества.
Если вы относитесь к одной из этих групп, то ответ на вопрос положительный.
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
Теперь нужно определить, подходит ли событие, которое вы считаете нарушением, под критерии комитетов ООН. Информацию о том, какие права защищает выбранный вами комитет, можно найти в его решениях по отдельным делам (см. базу данных договорных органов или веб-страницы каждого Комитета), в так называемых «Замечаниях общего порядка», истолковывающих значение различных статей, и в заключительных замечаниях по докладам, периодически представляемым государствами-участниками данного договора.
Также будет полезно посмотреть Универсальный указатель по правам человека.
Шаг № 5
Готовим пакет документов
Формуляр жалобы доступен здесь. Помните, что каждый ваш тезис или отверждение должны подтверждены документами и информацией. Все документы направляются в копиях, а не в оригинале.
Комитеты принимают жалобы английском, арабском, испанском, китайском, русском или французском языках. Если приложения к жалобе не представлены ни на одном из этих языков, то они должны сопровождаться неофициальным резюме с переводом. Нотариальное заверение не требуется.
При заполнении формы укажите только один комитет, в который подаётся жалоба.
Жалоба направляется электронно. Заполните документы, распечатайте, подпишите и отсканируйте. Возможно поставить и электронную подпись, если она у вас имеется. Сканы должны быть разборчивыми. Направьте электронное письмо со всеми документами в Секцию Управления Верховного комиссара ООН по правам человека по ходатайствам и срочным мерам по адресу petitions@ohchr.org.
Если вы сможете обосновать невозможность отправки электронного сообщения, то можете направить документы почтой. В противном случае жалобе не будет рассмотрена.
Petitions and Inquiries Section
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
1211 Geneva 10, Switzerland
Процедура рассмотрения жалоб в Комитетах будет конфиденциальной. Опубликованные решения публикуются здесь («мнения» (решения) комитета).
Если ваша жалоба соответствует формальным и содержательным условиям приемлемости, комитет примет решение о её регистрации, а вам будут направлены дальнейшие рекомендации.
Обращение к механизмам ООН – дело небыстрое. Будьте готовыми к тому, что рассмотрение ощутимо затянется. Раньше сроки решения варьировались в пределах 2-3 лет, однако сейчас — в связи с текущей ситуацией и невозможностью обратиться в ЕСПЧ – правозащитники советуют ориентироваться на ожидание, достигающее 7-10 лет.
Однако в экстренных ситуациях (например, при угрозе жизни), комитеты могут направить государству запрос о принятии «временных мер», чтобы предотвратить нанесение любого непоправимого заявителю или предполагаемому пострадавшему в конкретном деле. Это происходит в течение 48 часов. Но помните: решение направить просьбу о принятии временных мер не подразумевает решение о приемлемости или по существу жалобы.
О необходимости принятия временных мер следует сообщить в жалобе.
Шаг № 2
Определяем, к кому и с каким нарушением обращаться
Специальные процедуры представляют собой либо единоличную должность (Специальный докладчик или Независимый эксперт), либо рабочую группу, состоящую из пяти членов (по одному от каждой региональной группы ООН: Африка, Азия, Латинская Америка и Карибский регион, Восточная Европа и группа Западных стран). Специальные докладчики, Независимые эксперты и члены Рабочей группы назначаются Советом по правам человека и действуют в своем личном качестве.
Они берут на себя обязательство по обеспечению независимости, эффективности, компетентности и целостности посредством неподкупности, беспристрастности, честности и добросовестности. Они не являются сотрудниками ООН и не получают денежного вознаграждения.
К спецпроцедурам можно обратиться на нарушения, совершённое любым государством-членом ООН, межправительственными организациями (например, Международная организация уголовной полиции – Интерпол, Международная организация труда) и негосударственными субъектами.
Выбор конкретного инструмента, к которому можно обратиться, зависит от специфики нарушенного права. Но помните про различия, обозначенные в самом начале в таблице, и изучите практику каждого механизма. Прежде чем делать выбор, определите, на какое нарушение вы хотите пожаловаться. Поймите, на какой договор ООН и какие его конкретные положения вы будете опираться. От этого будет зависеть выбор дальнейшего действия.
- Специальный докладчик по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях
- Специальный докладчик по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания
- Специальный докладчик по вопросу о свободе религии или убеждений
- Специальный докладчик по вопросу о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии
- Специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма
- Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение
- Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях
- Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов
- Специальный докладчик по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов
- Специальный докладчик по вопросу о крайней нищете и правах человека
- Специальный докладчик по вопросу о праве на образование
- Специальный докладчик по вопросу о правах человека мигрантов
- Специальный докладчик по вопросу о праве на питание
- Независимый эксперт по вопросу о последствиях внешней задолженности и других соответствующих международных финансовых обязательств государств для полного осуществления всех прав человека, в частности экономических, социальных и культурных прав
- Специальный докладчик по вопросу о положении правозащитников
- Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов
- Специальный докладчик по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья
- Специальный докладчик по вопросу о правах человека внутренне перемещённых лиц
- Специальный докладчик по вопросу о торговле людьми, особенно женщинами и детьми
- Независимый эксперт по вопросу о правах человека и международной солидарности
- Специальный докладчик по вопросам меньшинств
- Специальный докладчик по вопросам поощрения и защиты прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом
- Независимый докладчик по вопросу о современных формах рабства
- Специальный докладчик по вопросу о правах человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги
- Специальный докладчик по вопросу о правах человека и международной солидарности
- Специальный докладчик по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций
- Специальный докладчик по вопросу о содействии установлению истины, правосудию, возмещению ущерба и гарантиям недопущения нарушений
- Независимый эксперт по вопросу о поощрении демократического и справедливого международного порядка
- Специальный докладчик по вопросу об обязательствах в области прав человека, связанных с пользованием безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой
- Независимый эксперт по вопросу об осуществлении всех прав человека пожилых людей
- Специальный докладчик по правам инвалидов
- Специальный докладчик по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека
- Независимый эксперт по вопросу об осуществлении прав человека лицами, страдающими альбинизмом
- Специальный докладчик по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни
- Специальный докладчик по вопросу о праве на развитие
- Независимый эксперт по вопросу о защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности
- Специальный докладчик по вопросу о ликвидации дискриминации в отношении лиц, затронутых лепрой, и членов их семей
- Специальный докладчик по правам человека в России (начнёт свою работу оринетировочно весной 2023 года после избрания)
- Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям
- Рабочая группа по произвольным задержаниям
- Рабочая группа экспертов по проблеме лиц африканского происхождения
- Рабочая группа по вопросу об использовании наёмников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение
- Рабочая группа по вопросу о дискриминации в отношении женщин и девочек
- Рабочая группа по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других предприятиях
Россия категорически не признаёт мандат независимого эксперта по вопросу о защите от насилия и дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности и отказывается сотрудничать с ним
Шаг № 3
Можете ли вы обратиться?
Информацию на рассмотрение Специальному Докладчику может направить:
- любое частное лицо,
- группа лиц,
- общественная организация,
- межправительственная организация
- или правозащитная организация.
Рабочая группа реагирует на полученные сообщения о предполагаемых случаях нарушения прав от:
- непосредственно затронутых лиц,
- их семей или их представителей,
- неправительственных организаций по защите прав человека,
- правительственных и межправительственных организаций.
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
Все критерии приемлемости обращений установлены в Кодексе поведения экспертов. Все они перечислены ниже.
Все критерии приемлемости обращений установлены в Кодексе поведения экспертов. Все они перечислены ниже.
Тем не менее достоверно подтвержденные сообщения не должны признаваться неприемлемыми в силу лишь того, что сведения, имеющиеся у отдельных авторов, получены из вторых рук, при условии, что они подкрепляются явными доказательствами.
Шаг № 5
Готовим пакет документов и отправляем обращение
Шаг № 5
Готовим пакет документов и отправляем обращение
Чтобы жалоба была рассмотрена, всем специальным процедурам должна быть сообщена следующая минимальная информация.
Чтобы жалоба была рассмотрена, всем специальным процедурам должна быть сообщена следующая минимальная информация.
Помните о критериях приемлемости и не упускайте основной информации.
- идентификация лица (лиц) или организации (организаций), представляющих сообщение;
- полное имя предполагаемой жертвы (жертв), возраст, пол и место жительства или происхождения;
- по возможности указание максимального числа подробностей (фамилия, возраст, пол, место проживания или происхождения) в делах, касающихся группы или общины;
- дата и место происшествия (приблизительно, если точная дата не известна);
- подробное описание обстоятельств происшествия, при котором имело место предполагаемое нарушение;
- идентификация предполагаемого виновника (виновников), фамилия (фамилии), если это известно, и/или должность/функции и предполагаемый мотив;
- опционально, но желательно: указать, предпринимались ли какие-либо шаги на национальном уровне (например, имело ли место обращение в полицию, задействованы ли другие национальные органы, позиция правительства, если правительство заняло какую-либо позицию);
- опционально, но желательно: если это уместно, указать, были ли предприняты какие-либо шаги на международном уровне (например, были ли задействованы другие международные механизмы).
Помните о критериях приемлемости и не упускайте основной информации.
- идентификация лица (лиц) или организации (организаций), представляющих сообщение;
- полное имя предполагаемой жертвы (жертв), возраст, пол и место жительства или происхождения;
- по возможности указание максимального числа подробностей (фамилия, возраст, пол, место проживания или происхождения) в делах, касающихся группы или общины;
- дата и место происшествия (приблизительно, если точная дата не известна);
- подробное описание обстоятельств происшествия, при котором имело место предполагаемое нарушение;
- идентификация предполагаемого виновника (виновников), фамилия (фамилии), если это известно, и/или должность/функции и предполагаемый мотив;
- опционально, но желательно: указать, предпринимались ли какие-либо шаги на национальном уровне (например, имело ли место обращение в полицию, задействованы ли другие национальные органы, позиция правительства, если правительство заняло какую-либо позицию);
- опционально, но желательно: если это уместно, указать, были ли предприняты какие-либо шаги на международном уровне (например, были ли задействованы другие международные механизмы).
Подача жалобы ограничивается заполнением электронного формуляра. Он доступен на английском, французском и испанском языках. Несмотря на то, что в официальные языки ООН входит и русский язык, отправить жалобу через форму можно только на предложенных языках. Такой вариант обращения предпочтителен, но вы можете в исключительных случаях и направить жалобу почтой.
OHCHR-UNOG
8-14 Avenue de la Paix, 1211 Geneve 10, Switzerland
Если заявитель – гражданин страны, язык которой не является официальным языком ООН, он может сам написать жалобу на нужном языке (если владеет им) или заказать перевод. Официальный или нотариальный перевод не требуется. Официальные документы, прилагаемые к жалобе в качестве доказательств необходимо перевести на один из языков ООН. Нотариальное заверение также не требуется.
Все подтверждающие документы направляйте простой копией – заверение не требуется. Не забудьте перевести их целиком (или кратким резюме) на один из языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский или французский). Перевод может быть неофициальный и составлен самим заявителем.
Подача жалобы ограничивается заполнением электронного формуляра. Он доступен на английском, французском и испанском языках. Несмотря на то, что в официальные языки ООН входит и русский язык, отправить жалобу через форму можно только на предложенных языках. Такой вариант обращения предпочтителен, но вы можете в исключительных случаях и направить жалобу почтой.
OHCHR-UNOG
8-14 Avenue de la Paix, 1211 Geneve 10, Switzerland
Если заявитель – гражданин страны, язык которой не является официальным языком ООН, он может сам написать жалобу на нужном языке (если владеет им) или заказать перевод. Официальный или нотариальный перевод не требуется. Официальные документы, прилагаемые к жалобе в качестве доказательств необходимо перевести на один из языков ООН. Нотариальное заверение также не требуется.
Все подтверждающие документы направляйте простой копией – заверение не требуется. Не забудьте перевести их целиком (или кратким резюме) на один из языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский или французский). Перевод может быть неофициальный и составлен самим заявителем.
Наряду с другими специальными процедурами Рабочая группа разработала процедуру «срочных мер» для случаев, когда имеются достаточно обоснованные утверждения о том, что данное лицо произвольно лишено свободы и что дальнейшее его лишение свободы может создавать серьезную угрозу для его здоровья или даже жизни.
Процедура срочных мер может также применяться и в других обстоятельствах, когда Рабочая группа считает, что существуют конкретные обстоятельства, которые оправдывают обращение с подобным призывом. Решение о срочных мерах не означает, что Рабочая группа примет итоговое решение в пользу обращающегося.
Призыв к принятию срочных мер или письмо с утверждениями направляются по дипломатическим каналам связи правительству соответствующего государства с просьбой принять необходимые меры для обеспечения соблюдения права задержанного человека не быть произвольно лишенным свободы, права на справедливое судебное разбирательство в независимом и беспристрастном суде, а также права на жизнь и физическую и психическую неприкосновенность задержанного. Подобные сообщения зачастую направляются совместно с другими специальными процедурами.
Сообщения с просьбой к Рабочей группе направить призыв к принятию срочных мер необходимо направлять на wgad@ohchr.org и urgent-action@ohchr.org или онлайн-платформу.
Специальные процедуры стремятся действовать как можно быстрее. Приоритетное внимание уделяется наиболее серьезным и срочным случаям. Рассмотрение отдельных жалоб может быть начато в течение 24 часов с момента подачи. Однако оно может занять и более длительное время, особенно в том случае, если жалоба не содержит полную информацию.
Специальные процедуры стремятся действовать как можно быстрее. Приоритетное внимание уделяется наиболее серьезным и срочным случаям. Рассмотрение отдельных жалоб может быть начато в течение 24 часов с момента подачи. Однако оно может занять и более длительное время, особенно в том случае, если жалоба не содержит полную информацию.
Процедура рассмотрения жалоб спецдокладчиками не является квазисудебной процедурой, специальные процедуры не обладают властью или полномочиями для обеспечения выполнения своих рекомендаций или следования своим мнениям.
Специальный докладчик стремится получать достоверную и надежную информацию о предполагаемых нарушениях прав человека, относящихся к её мандату, от различных источников, включая отдельных лиц, группы людей, организации инвалидов, неправительственные организации, гражданское общество, правительства, агентства и органы ООН и межправительственные организации, с тем, чтобы оценивать и доводить до сведения соответствующего государства, а позднее — международного сообщества, информацию об индивидуальных случаях, ситуациях, вызывающих беспокойство, и/или тенденциях и признаках предполагаемых нарушений с целью защиты прав инвалидов.
Если Специальный докладчик решает отреагировать на полученную информацию, он направляет письмо соответствующему государству, выражая своё беспокойство и запрашивая в определенные сроки разъяснения относительно предполагаемых нарушений и ответ с комментариями и соображениями.
Сообщения, отправляемые Специальным докладчиком, и ответы государств остаются конфиденциальными до тех пор, пока их не опубликуют в Докладах по сообщениям, представляемых на каждой регулярной сессии Совета по правам человека (в марте, июне и сентябре). В опредёленных ситуациях, в том числе вызывающих серьёзное беспокойство, Специальный докладчик может в более ранние сроки опубликовать открытое заявление.
Когда Рабочая группа получает индивидуальное сообщение, она препровождает изложенные подозрения соответствующему правительству по дипломатическим каналам с предложением представить Рабочей группе в течение 60 дней замечания и соображения по поводу соответствующих утверждений, как в отношении фактов и применимого законодательства, так и в отношении хода и результатов расследований, которые могли в этой связи предписываться.
Направленный правительством ответ в Рабочую группу препровождается источнику для любых окончательных замечаний.
Существуют и другие процедуры, применимые к Рабочей группе по произвольным задержаниям и Рабочей группе по насильственным или недобровольным исчезновениям; с методами их работы можно ознакомиться, пройдя по ссылкам:
- Рабочие методы Рабочей группы по произвольным задержаниям
- Рабочие методы Рабочей группы по насильственным или недобровольным исчезновениям
Перечни отправленных сообщений и полученных на них ответов публикуются в докладе, который готовится к каждой сессии Совета по правам человека. Эти доклады содержат письма, направленные экспертами, включающие имена предполагаемых жертв, – за исключением предполагаемых жертв моложе 18 лет или предполагаемых жертв сексуального насилия, имена которых не публикуются. Если из заявления очевидно, что существуют опасения относительно безопасности предполагаемых(ой) жертв(ы), то в докладе не будут упоминаться имен(а) жертв(ы).
Ввиду количества заявлений и изначально предполагаемой конфиденциальности сообщений, в настоящее время нет возможности предоставлять сведения о статусе рассмотрения жалоб. Поэтому следует проверять базу данных докладов по сообщениям, где содержится информация о направленных сообщениях и полученных ответах.
Перечни отправленных сообщений и полученных на них ответов публикуются в докладе, который готовится к каждой сессии Совета по правам человека. Эти доклады содержат письма, направленные экспертами, включающие имена предполагаемых жертв, – за исключением предполагаемых жертв моложе 18 лет или предполагаемых жертв сексуального насилия, имена которых не публикуются. Если из заявления очевидно, что существуют опасения относительно безопасности предполагаемых(ой) жертв(ы), то в докладе не будут упоминаться имен(а) жертв(ы).
Ввиду количества заявлений и изначально предполагаемой конфиденциальности сообщений, в настоящее время нет возможности предоставлять сведения о статусе рассмотрения жалоб. Поэтому следует проверять базу данных докладов по сообщениям, где содержится информация о направленных сообщениях и полученных ответах.
Шаг № 2
Определяем, на что можно пожаловаться
Если коротко, то на систематическое грубое нарушение любого права человека, закрепленного Всеобщей декларацией прав человека и другими применимыми договорами в области права прав человека.
Обращение в СПЧ – это самый универсальный механизм в системе ООН, чётких определений для которого нет. Если вы считаете, что именно в вашем случае обращения в комитеты недостаточно, или ваш вопрос не относится к юрисдикции комитетов, чьи решения признаёт Россия, то внимательно изучите практику СПЧ. Возможно, вам стоит обратиться туда.
Старейшая процедура рассмотрения жалоб, существовавшая в системе ООН, установленная в 1970 году и уточненная в 2000 году резолюцией 2000/3 (на сайте Совета нет доступа к этой резолюции).
СПЧ рассматривает дела в закрытой процедуре, однако два дела стали публичными. Прочтите и проанализируйте их, чтобы понять, есть ли смысл обращаться в СПЧ. На русском языке доступно дело о протестах в Кыргызстане. Оно касалось применения чрезмерной силы против демонстрантов (в том числе использовании полицией боевых патронов, что привело к гибели людей), произвольных арестов и задержаний лиц, выражавших свой протест, с целью подавления политической оппозиции, гонений на правозащитников и оппозиционных политиков, а также изнасиловании двух женщин, являющихся членами оппозиционных движений в Бишкеке.
Совет принял к сведению ответы, полученные от правительства Кыргызстана, изменение политической ситуации в стране и тот факт, что новое правительство Кыргызстана предприняло активные шаги по рассмотрению вышеупомянутых случаев и расследованию обстоятельств дела.
Краткий обзор всех дел, рассмотренных СПЧ, можно найти здесь (на английском).
Шаг № 3
Можете ли вы обратиться?
Все, кто считает себя жертвой предполагаемых нарушений прав человека, совершённого любой страной-членом ООН, или заявляет о том, что напрямую располагает достоверной информацией о таких нарушениях:
● Частные лица
● Группы частных лиц или сообщества
● Неправительственные организации
Шаг № 4
Определяем, приемлема ли ваша жалоба
В жалобе не нужно ссылаться на конкретные акты, необходимо указать, какое право нарушено и полностью описать ситуацию. Права человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека и других применимых договорах в области права прав человека (например, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания).
Шаг № 5
Готовим пакет документов и отправляем обращение
Жалоба должна написана на английском, арабском, испанском, китайском, русском или французском языках. Скачать формуляр можно здесь. Если заявитель гражданин страны, язык которой не является официальным языком ООН, он может сам написать жалобу на нужном языке (если владеет им) или заказать перевод. Официальный или нотариальный перевод не требуется. Официальные документы, прилагаемые к жалобе в качестве доказательств необходимо перевести на один из языков ООН. Нотариальное заверение также не требуется.
Пишите жалобу разборчивым почерком, но предпочтительно заполнение на компьютере.
В жалобе необходимо указать основные личные данные (фамилию, гражданство, дату рождения, почтовый адрес и адрес электронной почты заявителя) и название государства, против которого она подается. Если ваши личные или контактные данные меняются – не забывайте сообщить об этом Секретариату.
Все подтверждающие документы направляйте простой копией — заверение не требуется. Не забудьте перевести их целиком (или кратким резюме) на один из языков ООН (английский, арабский, испанский, китайский, русский или французский). Перевод может быть неофициальный и составлен самим заявителем.
Если в жалобе недостаточно данных для анализа в рамках процедуры рассмотрения жалоб Совета по правам человека, или не хватает ясности в описании фактов, секретариат Совета по правам человека может обратиться к заявителю с просьбой предоставить более подробную информацию или повторно подать жалобу.
Готовый пакет документов направьте на CP@ohchr.org. В случае, если вы не можете этого сделать, то допускается направление почтой.
Office of United Nations High Commissioner for Human Rights
Human Rights Council Branch-Complaint Procedure Unit
OHCHR- Palais Wilson
United Nations Office at Geneva
CH-1211 Geneva 10, Switzerland
Первоначальная проверка вашей жалобы осуществляется Председателем Рабочей группы по сообщениям совместно с секретариатом. Рабочая группа (далее – РГ) проводит две сессии в год, на которых принимает решения о приемлемости конкретных жалоб и оценивает по существу утверждения о нарушениях. РГ может как отклонить жалобу, так и начать рассмотрение вашего кейса Рабочей группе по ситуациям.
Рабочая группа по ситуациям собирается на сессии два раза в год и должна на основе информации и рекомендаций, полученных от Рабочей группы по сообщениям, представить Совету доклад о систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека и основных свобод со своими рекомендациями по принятию конкретных мер. Эта РГ также может либо отклонить жалобу, либо инициировать рассмотрение. Во втором случае за дело берётся СПЧ.
Совет изучает доклады Рабочей группы по ситуациям конфиденциально и может вынести по ним одно из следующих решений:
● Прекратить рассмотрение конкретной ситуации, если нет оснований для дальнейшего рассмотрения или принятия мер по ней.
● Держать ситуацию под контролем и обратиться к соответствующему государству с просьбой предоставить дополнительную информацию в течение разумного срока.
● Держать ситуацию под контролем и назначить независимого высококвалифицированного эксперта для наблюдения за ней и представления доклада Совету.
● Прекратить изучение конкретного вопроса в рамках конфиденциальной процедуры рассмотрения жалоб и приступить к открытому его рассмотрению. Совет дважды принимал решение прекратить рассмотрение дела в режиме конфиденциальной процедуры и приступал к открытому обсуждению вопроса: в 2006 году по делу против Кыргызстана после рассмотрения по процедуре 1503 и в 2012 году по делу против Эритреи.
● Рекомендовать Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека оказать техническое содействие соответствующему государству, помощь в укреплении его потенциала или консультативные услуги.
С учетом большого объема жалоб для начала рассмотрения жалобы может потребоваться от нескольких недель до нескольких месяцев. Заявителя и государства, которых касается жалоба, информируют о ходе её рассмотрения.
Эта инструкция, как и все проекты Института, стала возможна исключительно благодаря вашей поддержке.
Вы можете помочь нам продолжить свою работу, оформив небольшое пожертвование или купив одно из наших изданий.