Как составить образовательную программу для пациентов

МЕДИКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ

М.М. Киселевич, врач-терапевт Белгородский государственный национальный исследовательский университет

E-mail: marianna1970@live.ru

Представлены принципы медико-образовательного обучения пациентов, направленного на формирование новых психологических установок и изменение поведения в процессе самостоятельного контроля над заболеванием.

Ключевые слова: пациент, медсестра, терапевтическое обучение.

Современный образ жизни характеризуется малоподвижностью, неправильным питанием и другими пагубными факторами, ведущими к преждевременному старению организма.

Подчас у 40-летнего пациента состояние стенок сосудов такое же, как у человека 60-70 лет. Поэтому сегодня столь актуальны сочетание медикаментозных и немедикаментозных методов лечения, изменение стиля жизни, пропаганда медицинских знаний.

Медико-образовательные программы для пациентов становятся неотъемлемой частью лечения. Пациентам разъясняют природу заболеваний, раннюю диагностику осложнений, тактику поведения и лечения, в том числе — в экстренных ситуациях. Пациент должен понимать необходимость постоянного приема лекарственных средств и своевременности медицинского контроля состояния здоровья, владеть информацией об имеющихся у него факторах риска. Ведь активная профилактика способна помочь избежать многих болезней, угрожающих не только качеству жизни, но и самой жизни. Проводить такое обучение должны врач и медсестра.

Медико-образовательные программы — это комплекс мероприятий для больных с заболеваниями внутренних органов. В сочетании с клиническим и инструментальным контролем они играют важную роль в улучшении результатов лечения. Это — один из самых прогрессивных подходов к лечению хронических заболеваний, так как он способствует формированию мотивации и новых психологических установок, изменению поведения больных, их более грамотному и самостоятельному контролю за своим заболеванием. Чтобы

уметь самостоятельно принимать решения в зависимости от конкретной ситуации пациенты должны быть хорошо информированы о всех сторонах своей болезни. Необходимо стимулировать их приверженность лечению, оптимизацию обратной связи с ними, совершенствование жизненного стиля и улучшение социальной адаптации. Правильно организованная система обучения позволяет предотвратить осложнения, являющиеся причиной прогрессирования болезни, сохранить у больных высокую работоспособность и удовлетворительное качество жизни.

Основой обучения пациентов с заболеваниями внутренних органов является модификация образа жизни. Одновременно важна установка на проведение лечебных и реабилитационных мероприятий и формирование у пациентов мотивации к длительному выполнению рекомендаций по питанию, дозированным физическим нагрузкам, приему лекарственных средств, отказу от вредных привычек.

Известны разные формы обучения — снабжение больного печатной продукцией (листовки, буклеты, таблицы), регулярные контакты по телефону (интернету), проведение индивидуальных (беседы) и групповых занятий (лекции, школы здоровья).

Эффективная форма амбулаторной реабилитации пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС) — коронарные клубы. В коронарном клубе пациенту дают необходимые знания, он участвует в реабилитационном процессе, в том числе получает дозированные физические нагрузки. Эти клубы организуются при кардиологических отделениях больниц, в поликлиниках с целью физической, психологической, медикаментозной реабилитации больных со стабильной стенокардией, в том числе перенесших инфаркт миокарда. Коронарные клубы для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями — важная форма улучшения качества жизни.

Немаловажна роль медсестры — руководителя Школы здоровья при гипертонической болезни и ИБС. Медсестра, в первую очередь, должна контролировать артериальное давление (АД), помогая этим врачу в достижении целевых уровней АД,

¡АКТУАЛЬНАЯ

следить за соблюдением пациентами водно-солевого режима, обучить их правилам измерения АД и его самоконтролю, рассказать о факторах риска, группах лекарственных препаратов для лечения артериальной гипертонии и ИБС, диагностических критериях гипертонического криза, принципах доврачебной самопомощи.

Научно обоснованные принципы обучения пациентов

1. Принцип адаптации. Обучение необходимо максимально приблизить к нуждам и окружению конкретного больного, чтобы индивидуализировать медикаментозное и немедикаментозное лечение.

2. Принцип социализации. Обучение должно быть направлено на улучшение качества жизни.

3. Принцип сознательности и соучастия. Необходимы понимание пациентом важности поставленных перед ним задач по решению проблем его здоровья и открытые взаимоотношения между больным и медработником. Делая акцент на целях обучения, врач и медсестра должны быть дружелюбными, внимательными, общительными, а пациент должен почувствовать их компетенцию и профессионализм, что даст положительный терапевтический эффект.

4. Принцип наглядности обучения. Чтобы повысить интерес больного к обучению, рекомендуется использовать красочно оформленные таблицы, схемы, плакаты, видиоматериалы, отрывные листы для пациентов и другую специальную литературу.

5. Принцип систематичности и последовательности. Каждое занятие должно проводиться с учетом составленного плана, быть подчинено целям и задачам обучающей программы. Занятия начинаются после постановки диагноза и продолжаются при каждом последующем контакте. Интенсивность и содержание занятия могут меняться в зависимости от тяжести состояния пациента и течения его заболевания, но этапность в обучении необходимо соблюдать.

6. Принцип доступности. Предлагаемые пациенту рекомендации должны быть практичными и простыми в осуществлении, соответствовать интеллектуальному и социальному уровню больного и лиц, ухаживающих за ним.

7. Принцип научности. Обучающие программы должны быть достоверными и надежными, соответствовать современным научным рекомендациям.

8. Принцип связи теории с практикой. Важно, чтобы пациент понял природу болезни, факторы риска, ведущие к ее прогрессированию, принципы ранней диагностики осложнений, знал, как ему

вести себя в условиях болезни и принимал тактику лечения. Кроме базовой информации о заболевании и патофизиологии, пациент должен иметь представление об общих подходах к терапии, получить навыки самоведения и принятия решений во время обострений заболевания.

9. Принцип закрепления полученных знаний.

Подходы к обучению пожилых больных отличаются от таковых у лиц среднего возраста. При обучении пожилых людей необходимо компенсировать снижение их когнитивных способностей, рассеивание внимания, снижение способности к усвоению новых знаний.

В условиях терапевтического стационара при реализации медико-образовательных программ рекомендуется следовать таким правилам:

1. При сердечно-сосудистой и дыхательной патологии у лиц пожилого возраста оптимальное число занятий колеблется от 4 до 5, у лиц среднего возраста — от 2 до 3.

2. При занятиях с лицами пожилого возраста наиболее важные темы — схемы медикаментозной терапии; физическая активность; рациональное питание; неотложная самопомощь; роль родственников и социальных служб; принципы и необходимость постоянного применения базисной терапии. Для лиц среднего возраста наиболее важны знания о схемах медикаментозной и немедикаментозной вторичной профилактики, лекарственной терапии, о роли базисной терапии, принципах самопомощи в неотложных ситуациях.

3. Занятия с пожилыми людьми лучше проводить в группах по 2-3 человека или индивидуально; при занятиях с пациентами среднего возраста в группах может быть до 4-5 человек.

4. Пожилые больные лучше воспринимают печатные вспомогательные материалы — памятки и брошюры, люди среднего возраста — наглядные материалы в виде таблиц, видеоматериалов, памяток.

5. Терапевтическое обучение должно начинаться после стабилизации состояния пациентов (при артериальной гипертензии — после купирования кризового состояния, при ИБС — при прекращении прогрессирования стенокардии, в случаях бронхиальной астмы и хронической обструк-тивной болезни легких — при уменьшении степени бронхообструкции).

Противопоказанием для обучения является тяжелая соматическая патология: энцефалопатия III степени, сосудистая деменция и другие психоорганические поражения головного мозга, инфаркт миокарда, тяжелая хроническая сердечная недостаточность (III-IV ФК).

Занятия лучше проводить в специально оборудованном кабинете, в котором имеются кресла,

стол, напольные весы, ростомер, доска, сантиметровая лента для определения соотношения «талия/ бедро», тонометры, фонендоскоп, пикфлоуметры, пульсоксиметр, глюкометр, печатные материалы (плакаты, листовки, буклеты, брошюры, памятки, таблицы), видеоматериалы, бумага, фломастеры, ручки, медицинская документация, документы для регистрации и ведения больных по тематическим группам и т.д.

Занятия можно проводить в 2 этапа. На 1-м этапе они могут быть посвящены общим медицинским знаниям (20-минутные лекции); их цель -обучение пациентов коррекции факторов риска, здоровому образу жизни. Занятия начинают со 2-3-го по 5-6-й день поступления в терапевтический стационар, проходят они в группах от 2 до 3 человек или проводятся индивидуально.

Общими медико-образовательными темами могут быть: факторы риска и их коррекция; нормализация массы тела — важнейший фактор улучшения качества жизни; негативные эффекты курения и методы борьбы с ним; здоровый образ жизни — основа здоровья.

На 2-м этапе занятия проводят по 20 мин 1 раз в день и они должны быть посвящены отдельным нозологическим формам. Так, при обучении пожилых больных артериальной гипертензией проводят 4 теоретико-практических занятия по следующим темам: понятие об артериальной гипер-тензии и опасностях повышения АД; правила измерения АД и его самоконтроль; диагностические критерии гипертонического криза, самопомощь, показания к госпитализации; необходимость диспансерного наблюдения в поликлинике. В программу обучения пожилых пациентов с артериальной гипертензией входят: понятие об АД, его нормальном значении; правила измерения АД и его самоконтроль; разъяснение сути артериальной гипертензии и поражения органов-мишеней; коррекция факторов риска; понятия суммарного риска сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонического криза, самопомощи, показаний к госпитализации; обсуждение основных групп гипотензивных препаратов и необходимости диспансерного наблюдения в поликлинике. Такие программы можно разработать и для других заболеваний внутренних органов.

Медсестра — главное действующее лицо процесса терапевтического обучения. Работая с пациентом, она обязана в совершенстве владеть навыками вербального и невербального общения. Важно не просто установить контакт с пациентом, но и создать у него соответствующую мотивацию, быть убедительной, настойчивой, терпеливой.

Сегодня необходимо научить людей управлять своим здоровьем и быть ответственными за него.

Поэтому просвещение населения в области медицины — одно из важных направлений деятельности медицинских работников.

Рекомендуемая литература

Ильницкий А.Н., Прощаев К.И., Кучера Й., Киселе-вич М.М. Физическая реабилитация и оздоровление пожилых граждан. Актуальные проблемы практической геронтологии. Тезисы докладов научн.-практ. конференции. Новополоцк, 15 сентября 2010 г. — Новополоцк: ПГУ, 2010. — С. 55

Киселевич М.М. К вопросу о составлении медико-образовательных программ для пожилых бронхолегоч-ных больных. Осенняя геронтологическая конференция в Белгороде. Сб. тезисов. — Белгород: БелГУ, 2009. -С. 18-19.

Киселевич М.М., Прощаев К.И. О проблеме разработки медико-образовательных программ для пожилых. Осенняя геронтологическая конференция в Белгороде. Сб. тезисов. — Белгород: БелГУ, 2009. — С.15-16.

Киселевич М.М., Совенко Г.Н., Прощаев К.И. Медико-социальные аспекты реабилитационно-профилактиче-ской помощи пациентам пожилого возраста с соматической патологией. Актуальные проблемы клинической геронтологии. Сб. материалов Межрегиональной конференции с межд. участием, Белгород, 10 декабря 2009 г. — Белгород: БелГУ, 2009. — С. 7-9.

Лукьянов А.А., Киселевич М.М. Терапевтическое обучение пожилых пациентов с метаболическим синдромом с выраженной артериальной гипертензией. Осенняя геронтологическая конференция в Белгороде. Сб. тезисов. — Белгород: БелГУ, 2009. — С. 23.

Мелешкина И.Ю. Актуальность школ здоровья. Материалы III Всероссийского съезда медицинских работников, Санкт-Петербург, 14-16 декабря 2008 г. -СПб., 2008. — С. 244-245.

Пилипенко С.А., Морозов И.В. Роль медицинской сестры-руководителя в организации Школы здоровья для пациентов с артериальной гипертензией. Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, Санкт-Петербург, 14-16 декабря 2008 г., — СПб., 2008. — С. 235.

Прощаев К.И., Киселевич М.М. Подходы к разработке медико-образовательных программ для пожилых с заболеваниями внутренних органов и участие в них медицинских сестер с высшим медицинским образованием. Высшее сестринское образование в системе российского здравоохранения. Материалы III Российской научн.-прак. конф. с межд. Участием. Ульяновск, 10 декабря 2009 г. — Ульяновск, 2009. — С. 207-210.

CURRENT IDEAS ABOUT THERAPEUTIC EDUCATION M.M. Kiselevich, Therapist

Belgorod State National Research University The paper gives the principles of patient health education, which aim to mold new mental sets and to modify behavior during disease self-control.

Key words: patient, nurse, therapeutic education.

40

№ 5 2014

Выпуск #2/19

УДК 614.2
Шифр специальности ВАК 14.02.03

Образовательные программы для пациентов как эффективный инструмент профилактической работы в поликлинике

Аннотация:

В статье рассмотрены вопросы организации профилактической работы в поликлинике. Аргументирована эффективность образовательных программ для пациентов с социально-значимыми заболеваниями или факторами риска их развития. Подчеркнута роль педагогических компетенций медицинских работников.

Ключевые слова:

образовательные программы, эффективность, профилактика, поликлиника, социально-значимые заболевания, школы здоровья, педагогические компетенции

Совершенствование системы первичной медико-санитарной помощи населению невозможно без организации чёткой и последовательной работы по профилактике широкого круга заболеваний, прежде всего, социально-значимых. С этой целью формируется необходимая правовая база, разрабатываются комплексы мероприятий, выделяются немалые денежные средства. Нарастающая заинтересованность населения в планомерной и эффективной профилактической работе открывает большие возможности для обучения и санитарного просвещения пациентов, формирования доминанты здорового образа жизни и навыков самоконтроля [6]. Но для эффективного предупреждения и лечения заболеваний пациенты должны во многом взять на себя ответственность за состояние своего здоровья. Это возможно лишь в том случае, если они соответствующим образом обучены. Следовательно, у медицинских работников должна быть дополнительная – педагогическая – компетенция, реализуемая в ходе ежедневной практической работы с пациентом.

Педагогической работе с пациентами в последние годы уделяется все больше внимания. На примере таких заболеваний, как сахарный диабет, бронхиальная астма, артериальная гипертония, показано, что информированность больных об имеющихся у них проблемах и обучение основам самоконтроля приводят к уменьшению осложнений, повышению качества жизни и имеют не только медицинское, но и социально-экономическое значение, так как способствуют социальной адаптации и ведут к уменьшению прямых и косвенных затрат на лечение.

Большую роль в обучении и санитарном просвещении пациентов играет грамотно подобранная, написанная понятным и доступным языком литература, содержащая основные вопросы, которые волнуют больных, ориентирующая их на сознательное участие в лечении и укреплении своего здоровья.

Однако на практике нередко случается так, что значительная часть пациентов с распространенными и социально значимыми заболеваниями не получает адекватного наблюдения и ведения со стороны медицинских работников именно из-за отсутствия должной педагогической деятельности.

Нами было проведено анкетирование более 1500 пациентов нескольких московских поликлиник, которое показало, что знания пациентов о природе имеющихся у них расстройств недостаточны. Так, 73% пациентов не могут сказать, каким именно заболеванием они страдают; затрудняются ответить на вопрос о причинах имеющихся жалоб 87% опрошенных, о возможных осложнениях заболевания не информированы 72% пациентов. И хотя познавательная активность пациентов относительно выяснения причин плохого самочувствия высока, используемые ими источники информации неспецифичны: для 46% пациентов это газеты и журналы, для 38% – телевидение, для 26% – радио, для 16% – интернет. Лишь 9–12% пациентов получали необходимую информацию от своего врача [4-5, 7-8].

Между тем, врач обязан использовать для обучения пациента каждую консультацию: развивать постоянное партнерство между медицинским работником, пациентом и членами его семьи; объяснять причины и механизмы развития заболевания и его возможные осложнения; раскрывать методы лечения и самоконтроля; настаивать на необходимости соблюдения пациентом режима труда и отдыха; обосновывать принципы правильного питания; аргументировать целесообразность расширения двигательной активности [1-3].

Для решения этих задач существует система профилактического консультирования, то есть процесс информирования и обучения пациента для повышения его приверженности здоровому образу жизни, выполнения врачебных рекомендаций, способствующих снижению риска развития или осложнения заболеваний. Разнообразие вариантов профилактического консультирования (краткое, углубленное индивидуальное или углубленное групповое) позволяет выбрать нужную тактику образовательной работы, но вне зависимости от варианта, эта тактика всегда адресна, активна, предусматривает инициативное ведение пациента и состоит из трех последовательных этапов: информирование, мотивирование, обучение [2].

Эффективность обучения и санитарного просвещения кратно возрастает, если они проводятся в специализированных группах пациентов – «Школах здоровья», предоставляющих индивидуализированную информацию о диагнозе заболевания, о методах его лечения и профилактики, о признаках ухудшения и способах самоконтроля.

Из существующих вариантов профилактического консультирования при организации и проведении образовательных мероприятий в рамках «Школ здоровья» используется, как правило, углубленное групповое профилактическое консультирование, проводимое в специально подобранных, желательно немногочисленных и однородных группах пациентов. Однако опыт показывает, что компонент углубленного индивидуального профилактического консультирования тоже обязателен. На примере «Школ здоровья» для пациентов с начальными проявлениями недостаточности мозгового кровообращения и дисциркуляторной энцефалопатией I и II стадий, для пациентов с ишемической болезнью сердца и факторами риска ее развития, для пациентов с артериальной гипертензией, для пациентов с сахарным диабетом была отработана оптимальная организационно-тематическая структура [1-5, 7-8].

Первый раздел «Школы» – это занятия в группе. Основная цель – информация и мотивация: расширение знаний пациента о заболевании, его определении, классификации, причинах, лежащих в основе возникновения болезни и возможных осложнениях. Второй раздел – индивидуальные занятия с каждым пациентом, включающие интерпретацию и объяснение данных проведенного лабораторного и инструментального обследования с обсуждением подходов к лечению, выбором лекарственного препарата, разъяснением необходимости регулярного и длительного его приема. Третий раздел – занятия в группах – посвящен выработке приверженности к лечению, необходимости самоконтроля и мерам профилактики заболевания.

Каждое занятие состоит из вводной, информационной, активной и заключительной части. Продолжительность каждого занятия – не более одного-двух академических часов.

Все разделы образовательной программы обеспечиваются учебной (для пациентов) и методической (для врачей) литературой, тематическими рисунками, фотографиями, схемами, санитарно-просветительскими плакатами, мультимедийными видео- и слайд-лекциями [1-5, 7-8].

Комфортная продолжительность занятий, адекватное организационно-методическое обеспечение, немногочисленность учебных групп и индивидуализация обучения повышают эффективность работы «Школ здоровья», не утомляют пациента и не формируют негативного отношения к образовательной программе в целом.

Анкетирование пациентов, проведенное сразу после обучения, показало, что поставленная пациентами общая оценка работы «Школ» высокая (по пятибалльной шкале – 4,7 балла). Обучение было полезным (4,92 балла), пациенты удовлетворены его качеством (4,84 балла) и обязательно посоветуют пройти обучение своим близким друзьям (4,62 балла). У обучающихся изменилось отношение к возможности самоконтроля заболевания и профилактики осложнений (4,31 балла), они готовы выполнять рекомендации врача (4,77 балла), в том числе контролировать физическую активность (4,38 балла), изменять пищевые привычки и пр. Более 70% пациентов изменили рацион питания, расширили двигательный режим, многие начали пользоваться методами психогигиены и дыхательной гимнастики. Приверженность пациентов к проведению водных процедур составила 100%. 70% пациентов уменьшили потребление алкоголя, 36,7% увеличили физическую активность, 33,3% ограничили потребление поваренной соли. 27,3% пациентов снизили массу тела. Информированность пациентов о заболевании возросла с 46,7% до 90%, ежедневный самоконтроль АД и ЧСС достиг 90,6%. Приверженность врачебным рекомендациям составила 86,6%. Повышение качества жизни отмечено у 90% пациентов. Количество случаев нетрудоспособности снизилось в 9 раз [4-5, 7-8].

Современный квалифицированный и хорошо подготовленный специалист, являющийся не только врачом-лечебником, но врачом-профилактиком и врачом-педагогом, может качественно изменить отношение человека к здоровью, привить ему чувство ответственности за физическое благополучие и сформировать доминанту здорового образа жизни. Обучение пациентов значительно повышает эффективность функционирования всей системы первичной медико-санитарной помощи населению, способствует росту удовлетворенности медицинским обслуживанием, улучшает межличностные и профессиональные коммуникации, увеличивает приверженность пациента врачебным рекомендациям, правильному и постоянному самоконтролю заболевания, приобретению навыков самопомощи при неотложных ситуациях, улучшению качества жизни, а также ведет к значительному снижению использования ресурсов здравоохранения и затрат на лекарственное обеспечение.

Литература:

  1. Андропова О.В. Организация и проведение занятий школы профилактики сахарного диабета. – М.: ММЦ ЦБ РФ, 2017. – 68 с.
  2. Андропова О.В., Рухманов А.А., Дорошев И.А., Черкашов А.М. Диспансеризация и диспансерное наблюдение как один из инструментов выполнения программ «Стратегии укрепления здоровья работников Банка России». – М.: ММЦ ЦБ РФ, 2017. – 85 с.
  3. Андропова О.В., Черкашов А.М., Дорошев И.А. Организация и проведение занятий для пациентов с артериальной гипертензией (школа пациента). – М.: ММЦ ЦБ РФ, 2017. – 148 с.
  4. Ерохин В.В. Начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения и дисциркуляторная энцефалопатия I и II стадии. Советы семейного врача. – М.: Спутник+, 2007. – 52 с.

Сведения об авторах:

Стремоухов Анатолий Анатольевич – доктор медицинских наук, профессор, директор Института методологии профессионального развития, заведующий кафедрой общей врачебной практики и поликлинической терапии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)

Андропова Оксана Владимировна – кандидат медицинских наук, заведующий отделением медицинских осмотров и профилактики поликлиники Многопрофильного медицинского центра Банка России (Москва)

Мишакова Анастасия Вениаминовна – ординатор кафедры общей врачебной практики и поликлинической терапии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)

Полковникова Ольга Леонидовна – ординатор кафедры общей врачебной практики и поликлинической терапии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)

Пономарева Софья Станиславовна – ординатор кафедры общей врачебной практики и поликлинической терапии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)

Савеко Алина Александровна – ординатор кафедры общей врачебной практики и поликлинической терапии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)

 EDUCATIONAL PROGRAMS FOR PATIENTS AS AN EFFECTIVE PREVENTIVE CARE TOOL WORK IN THE CLINIC

A.A. Stremoukhov – Doctor of Science in Medicine, Professor, Head of the Department of General Medical Practice and Polyclinic Therapy, Director of the Institute of Innovative Educational Methodologies of the RMACPE (Moscow)

O.V. Andropova – PhD in Medicine, Head of the Department of Medical Examinations and Prevention of the Polyclinic of the Multidisciplinary Medical Center of the Bank of Russia (Moscow)

A.V. Mishakova  – resident of the Department of General Medical Practice and Polyclinic Therapy of the RMACPE (Moscow)

O.L. Polkovnikova – resident of the Department of General Medical Practice and Poly-clinical Therapy of the RMACPE (Moscow)

S.S. Ponomareva  –  resident of the Department of General Medical Practice and Polyclinic Therapy of the RMACPE (Moscow)

A.A. Saveko – resident of the Department of General Medical Practice and Polyclinic Therapy of the RMACPE (Moscow)

Abstract:

The forms of organization of preventive service in a polyclinic are reviewed in this article. The effectiveness of educational technologies for patients with socially significant diseases or risk factors for their development are argued. Emphasized the role of pedagogical competences in the work of healthcare personnel.

Keywords:

educational technologies, effectiveness, prevention, outpatient practice, socially significant diseases, health schools, pedagogical competencies

Государственное
бюджетное образовательное учреждение

высшего
профессионального образования

«Башкирский
государственный медицинский университет»

Федерального
агентства по здравоохранению и социальному
развитию

Министерства
здравоохранения и социального развития

Российской
Федерации

Кафедра
общественного здоровья и

организации
здравоохранения с курсом

менеджмента
сестринского дела

Зав.
каф.: д.м.н., проф. Шарафутдинова Н.Х.

Преподаватель:
доцент, к.м.н Киньябулатов А.У.

«Организация
«Школ здоровья» в учреждениях
здравоохранения, формы и содержания их
деятельности»

Выполнила :
студентка гр. П-503 б

Фазлитдинова
А.М.

Уфа-2012г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение

2. Цель организации
Школ, содержание деятельности

3.
Порядок
организации школы

  • Условия организации
    школы

  • Целевая группа
    пациентов

  • Программа обучения
    пациентов

  • Помещение

  • Оборудование

4. Факторы успеха
обучения в «Школах здоровья»

5. Оценка объема и
полноты профилактической помощи в
«Школах здоровья».

6. «Школы здоровья»
в Республике Башкортостан

5. Список использованной
литературы

Введение.

В
настоящее время необходимость
совершенствования профилактической
помощи населению, коррекции факторов
риска, неблагоприятно влияющих на
здоровье и связанных с образом жизни,
не вызывает сомнений. Профилактическими
могут быть не только медицинские
вмешательства, но и образовательные
технологии. Одной из перспективных
интегрированных технологий профилактической
и лечебной помощи является обучение в
Школах здоровья для пациентов.

Развитие
Школ здоровья для пациентов позволяет
реализовать один из основополагающих
принципов реформирования здравоохранения
– обеспечение партнерства врача и
пациента в достижении качества и
эффективности оказываемой медицинской
помощи. Сегодня школы здоровья для
пациентов представляют собой не просто
информационные технологии, передающие
определенные знания.

В
городе Уфа наиболее успешными являются
школы для пациентов с артериальной
гипертонией, с бронхиальной астмой,
сахарным диабетом, школы для беременных
и школы материнства. Обучающие школы
для пациентов открываются не только в
медицинских учреждениях, но и на
промышленных предприятиях, в центрах
социального обслуживания и в учебных
заведениях.

При
организации Школы здоровья для пациентов
в учреждении здравоохранения формируется
следующий пакет документов:

1.
Приказы МЗ РФ о мерах по
совершенствованию организации медицинской
помощи больным с различными заболеваниями
и состояниями.

2.
Приказ главного врача МУЗ об
организации работы Школы здоровья в
МУЗ.

3.
Положение об организации работы
Школы здоровья.

4.
Критерии оценки эффективности
работы Школы здоровья.

5.
Анкета для проведения опроса
занимающихся до и после цикла обучения.

Важной
частью в работе любого врача-специалиста
является активное участие в
организационно-массовых мероприятиях,
направленных на гигиеническое воспитание
различных контингентов населения. Это
участие в работе « Школ здоровья» (школы
будущих родителей, школы молодых матерей,
школы больных диабетом), которое включает
обучение некоторых декретированных
контингентов работающих, групповые
профилактические приемы диспансерных
больных, факультеты здоровья народных
университетов, подготовка личного
состава санитарных постов, санитарных
дружин на отдельных предприятиях.

Школа для пациентов
– это совокупность средств и методов
индивидуального и группового воздействия
на пациентов и население, направленная
на повышение уровня их знаний,
информированности и практических
навыков по рациональному лечению
заболевания, профилактике осложнений
и повышению качества жизни.

Цель Школы

Школы
организуются в лечебно-профилактических
учреждениях первичного звена
здравоохранения, поликлиниках,
стационарах, медико-санитарных частях,
кардиологических диспансерах, центрах
медицинской профилактики,
санаториях-профилакториях, курортах,
санаториях, оздоровительных центрах,

Цель
организации
Школ – оптимизация, совершенствование
и повышение охвата, доступности и
качества медицинской профилактической
помощи населению:

  • повышение
    информированности пациентов о заболевании
    и его факторах риска;

  • повышение
    ответственности пациента за сохранение
    своего здоровья;

  • формирование
    рационального и активного отношения
    пациента к заболеванию, мотивации к
    оздоровлению, приверженности к лечению
    и выполнению рекомендаций врача;

  • формирование
    у пациентов умений и навыков по
    самоконтролю за состоянием здоровья,
    оказанию первой доврачебной помощи в
    случаях обострений и кризов;

  • формирование
    у пациентов навыков и умений по снижению
    неблагоприятного влияния на их здоровье
    поведенческих ФР ;

  • формирование
    у пациентов практических навыков по
    анализу причин, факторов, влияющих на
    здоровье и обучение пациентов составлению
    плана индивидуального оздоровления.

Основные
знания, умения и навыки пациентов после
обучения в Школе.

После
окончания обучения в школе пациенты
должны знать:

  • причины,
    симптомы обострений заболеваний.

  • факторы,
    определяющие риск развития осложнений
    заболеваний

  • основы
    самоконтроля

  • средства
    доврачебной самопомощи

  • основы
    здорового питания, питания при
    определенных заболеваниях

  • принципы
    диеты

  • влияние
    поведенческих факторов риска на здоровье

  • Основные группы препаратов, показания и основные побочные действия лекарств

После
окончания обучения в школе пациенты
должны уметь:

  • применять
    полученные знания для самоконтроля за
    состоянием здоровья,

  • вести
    дневник пациента

  • проводить
    самооценку и контроль факторами,
    влияющими на течение заболевания

  • следовать
    назначениям врача, не заниматься
    самолечением

  • применять
    средства доврачебной помощи и самопомощи

  • контролировать
    основные факторы риска осложнений

  • (для
    курящих) принимать решение бросить
    курить, уменьшить вред курения на
    собственное здоровье и здоровье
    окружающих

  • контролировать
    уровень стресса, стрессовое поведение
    и отношение к нему

использовать все
возможное и зависящее от самого пациента
для повышения приверженности к лечению,
соблюдению рекомендаций врача,
оздоровлению

Порядок ОрганизациИ Школы

Условия
организации работы Школ.

Наилучшим местом
проведения « Школ здоровья» являются
амбулаторно-поликлинические учреждения,
дневные стационары поликлиник,
санатории-профилактории для работающих
или для обучающейся молодежи.

Школа организуется
приказом руководителя медицинского
учреждения, в котором утверждаются
ответственные лица за выполнение этой
медицинской услуги, инструкции, порядок
и формы направления пациентов на обучение
в Школе, статистические формы регистрации
и учета, план и график работы закрепленного
помещения для проведения занятий,
перечень оборудования. Руководитель
учреждения обеспечивает подготовку

специалистов для
выполнения этой работы, рассматривает
возможности поощрения за работу, ее
объем и качество.

Школы
Здоровья организуются в перечисленных
выше медицинских учреждениях (п.3).

Школа
организуется приказом руководителя
медицинского учреждения, в котором
утверждаются ответственные лица за
выполнение этой медицинской услуги,
инструкции, порядок и формы направления
пациентов на обучение в Школе,
статистические формы регистрации и
учета, план и график работы закрепленного
помещения для проведения занятий,
перечень оборудования. Руководитель
учреждения обеспечивает подготовку
специалистов для выполнения этой работы,
рассматривает возможности поощрения
за работу, ее объем и качество.

Целевая
группа пациентов

Группы
пациентов для обучения в Школе, по
возможности, формируются из пациентов,
имеющих заболевания, уровень риска.
Пациенты с осложненным течением
заболевания (инфаркт миокарда, мозговой
инсульт в анамнезе и др.), не включаются
в обучение по общей программе. Для таких
пациентов Школы организуются по
специальной программе реабилитации.

Пациенты
направляются на занятия в Школе участковым
врачом или через участкового врача
специалистами любого профиля. Пациенту
выдается направление на посещение школы
заполненное по форме, утвержденной
главным врачом .

Для
пациентов с осложненным течением
заболевания, очень высоким риском
сердечно-сосудистых осложнений,
программа обучения требует модификации.

В
случае, если формирование группы
пациентов для обучения и занятия в Школе
проводит участковый (семейный) врач,
он, зная своих пациентов, подбирает
сходных по течению заболевания пациентов.
Если обучение проводится командой
врачей при координации со стороны
специалиста кабинета медицинской
профилактики, то при направлении на
обучение для формирования групп сходных
пациентов необходимо предварительное
обследование (или выписка из амбулаторной
карты), которое проводится лечащим
врачом. Перечень процедур и результатов
обследования должен быть содержать
минимум медицинской информации, которая
поможет при формировании пациентов в
группы для обучения.

Школа
здоровья для пациентов может проводиться
в учреждениях первичной медико-санитарной
помощи различными специалистами —
участковыми или семейными (общей
практики) врачами, врачами-кардиологами,
с участием психологов (при их наличии),
инструкторов ЛФК.

К
проведению Школ могут быть привлечены
кардиологические диспансеры,
территориальные центры медицинской
профилактики при наличии необходимых
ресурсов.

Непосредственно
в учреждении, где организуется Школа,
организатором и инициатором должны
быть специалисты кабинетов медицинской
профилактики.

Программа
обучения пациентов.

Программа
обучения состоит из цикла структурированных
занятий. Численность пациентов в группе
не более 8-10 человек.

Курс
занятий состоит из определенного числа
семинаров. Кратность занятий может быть
разной и зависит во многом от контингента
обучающихся. Если это люди работающие,
то нерационально проводить блее 2 занятий
в неделю. Если же обучающиеся лица в
группах не работают (постоянно или
временно) кратность занятий можно
увеличить.Длительность одного занятия
может составлять от 1,5 до 2,5 часов с
обязательным перерывом, в субботу-до 4
часов. Курс обучения также может быть
различным: от 2 недель при проведении
занятий в санаториях-профилакториях
или дневных стационарах до 2 месяцев в
поликлинике. Цикл занятий должен
проводиться по принципу «закрытого
коллектива», т.е. после начала обучения
новые слушатели в группу не должны
приниматься. Желательно, чтобы контингент
обучающихся был однородным по возрасту,
образовательному уровню.

Каждое
занятие включает информационный материал
и активные формы обучения, направленные
на развитие умений и практических
навыков у пациентов. Все занятия
хронометрированы, имеют четкие инструкции
по ведению.

Для
врачей, проводящих занятия подготовлено
и издано информационно-методическое
пособие «Школа здоровья», которое
поможет им в проведении занятий и
является необходимым инструментом
обучения.

Пациенты,
обучающиеся в Школе, обеспечиваются
Дневником пациента, который является
неотъемлемой частью процесса обучения
и содержит справочный материал,
необходимый для пациентов в процессе
обучения и в дальнейшем.

Программа
разрабатывается на основе образца
типовой программы обучения пациентов,
включающей обязательные темы (понятие
о заболевании, основы питания, физической
активности, медикаментозной терапии,
методы самоконтроля ведения дневника)
и при интересе пациентов и возможности
организации включение дополнительных
тем и практических занятий (аутотренинг,
оздоровительная гимнастика, фитобар,
самомассаж и пр), что может проводиться
на коммерческой основе.

Примерная
схема занятий в обучающей школе: проверка
« домашнего задания», разбор неясных
вопросов, которые встретились больным,
короткий экскурс в прошлое занятие,
объяснение нового материала, определение
домашнего задания к следующему занятию,
проведение индивидуальных консультаций.

Помещение.

Желательно,
чтобы занятия проходили в отдельном
помещении, оборудованном для ведения
семинаров, предпочтительно
за круглым столом. Занятия проводится
с небольшими группами пациентов
(максимально 8-10 человек).

Помещение
должно иметь стол (желательно круглый
или расположенный на середине комнаты,
чтобы слушатели могли сидеть вокруг
него), стулья, кресла, желательно удобной
формы, располагающие к полуторачасовым
занятиям. Желательно, чтобы во время
занятий на столах была питьевая вода.
В помещении должен быть демонстрационный
материал как для постоянной экспозиции
на стенах (справочные, информационные
материалы), так и для раздачи пациентам.
Список и образцы материалов прилагаются.

Оборудование.

Оборудование
помещения, где проводятся занятия в
Школе Здоровья должно обеспечить
возможность реализации основных целей
обучения, а также возможность демонстрации
материала. Оборудование может быть
условно разделено на обязательное и
дополнительное (желательное):

Обязательное
оборудование

Школы Здоровья:

  • Тонометр,
    фонендоскоп (желательно несколько
    комплектов)

  • Весы,
    ростомер, таблицы для определения
    индекса массы тела, калькулятор для
    подсчетов

  • Демонстрационный
    материал

  • Раздаточный
    материал (памятка, дневники, брошюры,
    листовки и пр.)

  • Оверхет,
    проектор, доска (большой блокнот —
    флип-чарт), бумага, фломастеры, ручки,
    карандаши.

Дополнительное
(желательное) оборудование

для Школы Здоровья:

  • Компьютер,
    принтер, программное обеспечение
    (регистрация, база данных на прошедших
    обучение пациентов, программы определения
    риска и др.)

  • Комплекты
    тонометров и фонендоскопов для
    самоконтроля АД в период проведения
    занятий в Школе Здоровья

  • Экспресс-анализаторы
    для определения в крови уровня холестерина

  • Экспресс-анализаторы
    для определения в крови уровня сахара

Тренажеры,
зал для занятий лечебной и оздоровительной
физкультурой

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В рамках подготовки к международной сертификации JCI администрация Больницы скорой медицинской помощи г. Набережные Челны (далее — БСМП) подробно изучила и внедрила требования стандарта PFE (Patient and Family Education) — обучение пациентов и их семей. Рассмотрим, как эти принципы реализуются на практике в БСМП.

Важно обучать и самого пациента, и его представителя. Выбор члена семьи больного для контактов с медперсоналом позволит сэкономить рабочее время на беседы с родственниками. Индивидуальный план обучения пациента должен быть в истории болезни. Пометки в нем о проведенных консультациях позволят избежать дублирования работы коллег.

Главное в статье

Принципы обучения пациентов и членов их семей

Чтобы санпросвет работа была слаженной, в каждом отделении у врачей и медсестер должны быть уполномоченные по обучению, а также общебольничный координатор этой работы.

И хотя немногие российские медицинские организации сертифицируются по международным стандартам, опыт БСМП будет полезен всем, кто стремится упорядочить санпросветработу с населением, наладить взаимодействие врача и медсестры в этой области. По принципам стандарта PFE медорганизация должна:

  • определить темы, важные для всех участников санпросветработы, и специфичные — в зависимости от заболевания;
  • обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
  • наладить взаимодействие сотрудников в санпросвет работе;
  • контролировать эффективность обучения;
  • обеспечить преемственность между организациями в ведении пациента после выписки.

Разделение тем на общие и специальные

По стандарту PFE в обучение пациента и его семьи должны обязательно входить вопросы безопасного применения медикаментов, питания, лечения боли, реабилитации.

Специалисты БСМП учли эти темы, а также сформулировали и другие, которые рекомендуются к изучению всем пациентам, независимо от профиля заболевания. Составили список тем:

  • «Права пациента и его представителей»;
  • «Диетическое питание»;
  • «Безопасное использование медикаментов»;
  • «Контроль боли»;
  • «Реабилитация»;
  • «Религиозное сопровождение»;
  • «Правила внутреннего распорядка».

Все пациенты, поступающие в больницу и согласившиеся на обучение, а также их представители проходят занятия на эти темы.

Обучение проводится в большом зале, чтобы охватить максимально возможное количество слушателей. Занятия проходят два раза в неделю с 17:00 до 18:00. По опросам, это время удобно большинству пациентов и их представителей.

Также больным необходимо обучение по их заболеванию. Для этой цели администрация БСМП определила профили отделений, в которых требуется дополнительная санпросвет работа. Эти занятия хоть и разные по содержанию (в зависимости от заболевания), но имеют сходную структуру и включают вопросы:

  • особенности диеты при заболевании;
  • особенности режима и ухода при заболевании;
  • что нужно знать пациенту при подготовке к операции;
  • особенности ухода после операции;
  • особенности реабилитации пациента после лечения.

Занятия могут проходить в форме индивидуального (с врачом или медсестрой) или группового консультирования, а также самостоятельно — по методическим материалам. Для этого заведующие отделений совместно со старшими медицинскими сестрами подготовили для обучения пациентов и их семей в рамках своего профиля памятки, буклеты, презентации, видеофильмы.

Индивидуальный подход к обучающимся

БСМП стремится найти индивидуальный подход к каждому пациенту. Поэтому прежде всего оценивается способность пациента и его семьи к обучению. И вообще их готовность к этому.

Определить одного члена семьи, который будет обучаться совместно с пациентом, — очень важно. Больного может навещать большое количество родственников.

Каждый из них хочет получить информацию о состоянии близкого человека.

Когда определен один представитель, который контактирует с медперсоналом, врачи и медсестры могут избежать бесконечных бесед про одно и то же со всеми родственниками пациента и сэкономить рабочее время.

Чтобы врач мог оценить способность слушателя к обучению и составить для него индивидуальный план занятий, медсестра опрашивает пациента (его представителя) и под его подпись заполняет лист первичной оценки.

Поскольку санпросвет работе может препятствовать слепота, глухота, афазия пациента или его представителя, эти пункты предусмотрены в листе.

В сложных случаях к занятиям привлекаются медработники, специально обученные в рамках программы «Доступная среда».

Индивидуальный план занятий с пациентом и его представителем заносится в специальный лист, который вкладывается в историю болезни.

Для контроля эффективности занятий разработан «Лист опроса о пройденном обучении». С его помощью корректируется программа обучения пациентов и его представителей.

Эффективное взаимодействие сотрудников и контроль

Сотрудники, участвующие в лечении пациента, действуют совместно, в т. ч. и в его обучении.

У каждого врача и медсестры отделения есть план по лечению и реабилитации. В него включены темы для обучения пациентов по профилю заболевания. Темы берутся из листа обучения в истории болезни.

Планы специалисты согласуют между собой и с руководством.

В отделении неврологии для пациентов с нарушениями мозгового кровообращения такие планы согласовываются ежедневно во время утреннего обхода бригады.

В каждом отделении есть уполномоченные по обучению. Это обязательно должны быть врач и медсестра. Врач работает с врачебным персоналом, медсестра — с сестринским.

Уполномоченные:

  • составляют списки тем для консультирования пациентов и помогают их распределить между сотрудниками;
  • согласуют время и место обучения;
  • контролируют выполнение индивидуальных планов сотрудников.

Координирует обучение пациентов в целом по медорганизации специалист по гигиеническому воспитанию. Он формирует годовые планы по обучению совместно с уполномоченными от каждого отделения.

Сотрудники ежемесячно подсчитывают проведенные занятия и фиксируют в индивидуальном плане по санпросвет работе. Его выполнение работники подтверждают у специалиста по гигиеническому воспитанию, когда проходят аттестацию.

Специалист по гигиеническому воспитанию и специалисты отдела качества ежемесячно контролируют выполнение индивидуального плана. Без предупреждения они приходят в каждое отделение и проверяют работу случайно выбранных врача и медсестры.

Преемственность между организациями

Пациенты поступают в больницу на различных этапах своего лечения. Иногда им требуется продолжить лечение или реабилитацию за пределами БСМП, оформить инвалидность.

Чтобы больной «не потерялся» после выписки, специалисты БСМП консультируют его об организациях, в которые следует обратиться.

Больница определила организации, с которыми взаимодействует во время лечения пациентов, и попросила каждую из них составить «Карту партнера». В ней вся информация об организации, необходимая для продолжения лечения.

За день до выписки лечащий врач проводит беседу о дальнейшем лечении или реабилитации после выписки и дает карту партнера, в которой дописывает основные мероприятия после выписки и указывает сроки.

В больнице также назначены специалисты, отвечающие за взаимодействие с общественными организациями («Мир без ожогов», «Вместе против рака», «Всероссийское общество инвалидов» и т. д.). Они тоже привлекаются для консультирования пациентов.

Таким образом, грамотное консультирование пациента и его родственников может стать большим подспорьем для врача и медсестры. Главное — скоординировать работу этих специалистов.

Источник: https://e.glavmeds.ru/487366

Обучение больного и членов его семьи. Уход за тяжёлыми или хроническими больными

Важная функция при организации ухода, особенно за тяжёлыми или хроническими больными, — обучение больных и членов их семей по вопросам здоровья. Процесс обучения приёмам самообслуживания и поддержания качества жизни больного человека или ребёнка связан с поддержанием или восстановлением полной или частичной самостоятельности, независимости и автономности на досуге или при выполнении какой-либо трудовой деятельности. Обучая, можно использовать различные методы и приёмы, чтобы помочь человеку восстановить (если это возможно) независимый образ жизни, уменьшить последствия инвалидности. Это могут быть элементы медицинской реабилитации, социальной адаптации, восстановление деятельности за счёт использования вспомогательных приспособлений.

Обучаемые лучше понимают и запоминают, если Вы:

  • используете технику эффективного общения;
  • слушаете всё, что вам говорят или о чём спрашивают;
  • относитесь к ним терпеливо;
  • хвалите за успехи в обучении;
  • делаете перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены.

То, чему учат больных и(или) членов их семей и как они это усваивают, зависит от множества факторов, включая предыдущие знания, опыт, отношение к обучению.

Это — три основных фактора эффективного обучения.

  • Желание и готовность к обучению зависят, во-первых, от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредотачиваться и понимать рекомендации и требования; во-вторых, от его внимания. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда — всё это мешает процессу обучения и требует от сиделки особых усилий. Планируя обучение, нужно оценить желание и готовность больного к обучению.
  • Способность к обучению зависит от стадии и  уровня  развития  (ребёнок,   престарелый и т.д.). Прежде чем начинать обучение, сиделка должна оценить уровень развития познавательных способностей человека, чтобы выбрать соответствующий способ обучения.

Важные критерии оценки способности к обучению:

  • возраст человека;
  • его физическое состояние, при котором обучение может стать невозможным или неэффективным (слабость, истощение и т.п.);
  • расположенность к общению;
  • объём движений;
  • степень подвижности.
  • окружающая обстановка.

Хорошо поставленная цель обучения содержит три компонента.

  • Что предстоит сделать больному (например, должен научиться держать ложку, должен знать порядок действий при одевании рубашки, должен уметь использовать костыли и т.д.).
  • Временные рамки: даты или интервал времени (например, «20 мин после завтрака», «через неделю» и т.д.).
  • Кто  и  с  помощью  каких  приспособлений оказывает помощь (например,  «с помощью сиделки»,  «на костылях»,  «самостоятельно» и т.д.).

Если в результате обучения больной должен овладеть несколькими навыками, нужно учесть оптимальную последовательность обучения, не утомляющую больного и не вызывающую у него отрицательных эмоций.

В первую очередь его обучают более простым навыкам, а затем уже более сложным.

Например, больной перенёс острое нарушение мозгового кровообращения, поэтому его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует.

Сиделка под контролем медицинской сестры планирует обучить больного «Иван Петрович через неделю должен одеваться самостоятельно». При этом они планируют, что больной вначале научится надевать брюки, затем обувь и только в последнюю очередь — рубашку, поскольку считают, что это для него самое трудное. Оценивая результаты обучения, надо дать больному понять, что и у других также возникают вопросы, можно даже сказать: «У многих больных возникают по этому поводу вопросы».

Получив согласие больного, попросите его продемонстрировать приобретённые знания и умения, влияющие на степень его самообслуживания и самостоятельности.

Источник: https://chastnyj-dom-prestarelyh.ru/directory/obuchenie_tjazhelogo_ili_hronicheskogo_bolnogo.html

Принципы обучения пациентов и членов их семей

Обучение пациента и/или его близких только тогда может быть эффективным, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа. Процесс обучения, как и сестринский процесс, состоит из пяти этапов.

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников

При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.

Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д. Приведем пример сбора информации о пациенте.

Больная, Нина Петровна Иванова, 66 лет, пенсионерка, страдает ишемической болезнью сердца. При беседе медицинская сестра выяснила, что последние 2 недели пациентка отмечала появление отеков на ногах, которые увеличивались к вечеру и уменьшались по утрам.

Вызванный на дом участковый врач назначил лечение и рекомендовал в течение нескольких дней определять водный баланс.

Пациентка принимала назначенные медикаменты, в том числе и мочегонные препараты, но особого улучшения не было. Она стала чаще и обильнее мочиться. Кроме того, ей часто хотелось пить, и она в больших количествах употребляла чай, молоко, компоты и воду. Что такое водный баланс и как его определить, больная не знает.

2. Определение проблем пациента

Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему: дефицит знаний о водном балансе и технике его определения. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.

3. Определение целей обучения, планирование его содержания

Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата.

Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):

1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;

2) временные рамки — интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);

3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).

Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его близких к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние. В рассматриваемой ситуации план обучения может быть следующим:

1) в течение 20 мин пациентке объясняют значение и суть определения водного баланса, чтобы убедить больную в необходимости его самостоятельного определения;

2) в течение 15 мин пациентке рассказывают о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета ее суточного количества;

3) в течение 15 мин пациентке объясняют правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости;

4) в течение 2 сут пациентку учат заполнять таблицу и подсчитывать водный баланс в процентах;

5) в течение 3 сут медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения и проводит коррекцию знаний и умений пациентки;

4. Реализация плана обучения

Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения.

Если микроклимат помещения неблагоприятен (плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение лучше отложить.

Для успешного обучения можно использовать следующие методы:

  • демонстрация — медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, использование костылей, инъекции, измерение АД и т.д.);
  • четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;
  • консультирование — медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
  • разыгрывание ролей — очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.

Схема обучения состоит из пяти этапов:

1) изложение необходимой информации;

2) повторение пациентом всего, что он запомнил;

3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;

4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;

5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца. Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку. В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос — ответ», подчеркивать информацию важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения

После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.

Оценка может быть следующей:

1) пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки (осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык);

2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, неуверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы;

3) пациент не усвоил информацию и/или не выработал навыки. В последнем случае медицинская сестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не определилась с целями или составила нереальный и невыполнимый план обучения. Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения.

В любом случае медицинская сестра сообщает пациенту о результатах обучения, потому что он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей. В свою очередь важно и то, как пациент сам оценивает результат обучения.

Самооценка может быть:

  • адекватной, совпадающей с оценкой медицинской сестры;
  • завышенной;
  • сниженной;
  • нестабильной (вчера был недоволен, сегодня доволен, или наоборот).

При любой опенке следует поощрим, пациента и тем самым поддержать его интерес к обучению.

Таким образом, для достижения высоких результатов обучения необходимы:

1) четко сформулированная цель обучения;

2) убедительная мотивация к получению знаний пациентом;

3) доброжелательное отношение к пациентам и их близким;

4) создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями пациента и его семьи;

5) обязательная практическая отработка полезных знаний;

6) эффективное (терапевтическое) общение;

7) умение слушать;

8) терпеливость и настойчивость;

9) поощрение за успехи в обучении;

10) учет состояния пациента во время обучения.

Источник: http://sestrinskoe-delo.ru/obuchenie-v-sestrinskom-dele/printsipi-obucheniya-patsientov-i-chlenov-ich-semey

Открытая библиотека учебной информации

СЕСТРИНСКАЯ ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Эта теория пользуется популярностью во всём мире и лежит в основе сестринской диагностики. Она имеет характеристики каждой потребности и методики оценки их удовлетворения.

Потребности рассматриваются в 4 аспектах:

  • человек;
  • общество (окружающая среда);
  • сестринское дело;
  • здоровье.

И разделены на 3 класса:

  • потребности выживания;
  • потребность близости;
  • потребность свободы.

Без удовлетворения низких физиологических потребнос­тей нельзя удовлетворить более высшие, психосоциальные потребности. Опираясь на знания о потребностях человека, медицинская сестра должна уметь определить нарушенные потребности больного, установить доминирующую потреб­ность с целью удовлетворения потребностей в порядке пер­воочередности, используя сестринский процесс.

Метод (по-гречески — «путь к чему-либо») — способ достижения цели, способ приобретения знания. В сест­ринской педагогике используются в основном методы тра­диционного обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, основная сущность которых сводится к процессу передачи готовых известных знаний пациентам или членам их семей с целью обучения.

Под сестринскими методами (способами) обучения по­нимают последовательное чередование способов взаимо­действия медсестры и пациента͵ направленное на достижение целей сестринского процесса посредством прора­ботки учебного материала.

Выбор методов зависит от следующих условий: содержа­ния обучения, задач обучения, времени, которым распола­гает медсестра и пациент, особенностей пациента͵ наличия средств обучения. Медсестра выбирает из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конк­ретной обучающей задачи на конкретном этапе обучения.

Методы обучения:

  • описания;
  • беседа;
  • дискуссия;
  • лекция;
  • занятие;
  • разговор;
  • инструктаж;
  • демонстрация.

Обучение эффективно при следующих условиях:

  • наличие четкой цели и мотивации к получению знаний;
  • доброжелательное отношение сестры к обучающимся (пациентам и членам их семей);
  • создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;
  • обязательная практическая отработка полученных знаний.

То, чему учатся пациенты и/или члены их семей и как они это делают, зависит от множества факторов, включая их предыдущие знания, опыт, отношение к обучению.

Чтобы обучение было эффективным, следует учитывать три фактора:

  • желание и готовность к обучению;
  • способность к обучению;
  • окружающую обстановку.

Желание и готовность к обучению зависят, во-первых, от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредоточиться и понять новый материал, во-вторых, от внимания.

В случае если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено.

Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда – все это мешает процессу обучения и потребует от сестры особых навыков.

Планируя обучение, сестра должна оценить желание и готовность пациента к обучению.

Способность к обучению зависит от стадии и уровня развития (ребенок, престарелый и т.д.).

Прежде чем начинать обучение, сестра должна оценить уровень развития познавательных способностей человека для того, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития.

Важными критериями оценки способности к обучению являются возраст человека, его физическое состояние (слабость, истощение и т.п.), при котором обучение может оказать невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объем движений, степень подвижности и т.п.

Окружающая обстановка также является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, сестра должна оценить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), крайне важность в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляцию, мебель.

Оценка результатов обучения – определение насколько достигнуты цели.

Методы:

  •  наблюдение за поведением;
  • моделирование ситуаций (наблюдение);
  • провоцирование;
  • демонстрация знаний и умений.

Оценивая результаты обучения, нужно дать пациенту понять, что и у других пациентов также возникают вопросы, при этом можно сказать ему: «У многих людей возникают по этому поводу вопросы». Для поощрения интереса похвалите пациента͵ когда он задает вопрос, обращаясь к нему со словами: «Это хороший вопрос. Я рада, что Вы его задали!».

В случае если человек обращается с вопросом, на который сестра не знает ответа͵ нужно сказать ему, что ей нужно посоветоваться. Очень важно не использовать специальные термины, которые пациент не в состоянии понять.

Можно задать основной «оценочный» вопрос, хочет ли пациент, в состоянии ли он выполнить поставленную перед ним задачу и использовать новую информацию. Получив согласие пациента͵ попросите его продемонстрировать приобретенные знания и умения.

Следует обязательно сообщить пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение данным конкретным навыкам завершенным.

Достижение целей зависит от:

  1. условий;
  2. активности пациента;
  3. знаний и умений медсестры (авторитет, компетентность).

Источник: http://oplib.ru/random/view/533267

Образовательную программу пациентов.

По степени тяжести Б А классифицируют на легкое, среднетяжелое и тяжелое за­болевание. Тяжесть течения определяется врачом на ос­новании комплекса клиничес­ких и функциональных при­знаков, включающих в себя частоту, тяжесть и продолжи­тельность приступов экспи­раторного диспноэ, а также состояние больного в перио­ды, свободные от присту­пов. Степень тяжести течения заболевания может быть ха­рактеризована следующими критериями.

При легкой степени тяжести течение заболевания обычно характеризуется отсутствием классических развернутых при­ступов удушья, симптомы отме­чаются реже 1-2 раз в неделю и кратковременны. Ночной сон пациентов характеризуется пробуждением от респиратор­ного дискомфорта реже 1-2 раз в месяц. В межей мптом н ый пе­риод состояние больных ста­бильное. Оценка функциональ- н ь [х п о казател ей дл я о п редел е — ния тяжести заболевания про­водится в период отсутствия эпизодов экспираторного дис- пноэ. ПОСвыд или ОФВ1> 80% от должных ёеличин, суточный разброс показателей менее 20%.

Исследуемые показатели принимают нормальные долж­ные значения после ингаляции бронходилататоров.

Астма среднетяжелого те­чения характеризуется возник­новением развернутых присту­пов удушья, возникающих чаще 1-2 раз в неделю.

Приступы ночной астмы ре- цидивируют чаще двух раз в месяц. Отмечается ежедневная потребность в Си м патом и мети- ках. ПОСвыд или ОФВ1 состав­ляет 60-80’% от должных вели­чин. 

, восстанавливающийся до нормальных значении после ин­галяции бронхолитиков, суточ­ный разброс показателей ко­леблется в пределах 20-30%.

Астма тяжелого течения ха­рактеризуется частыми обост­рениями заболевания, пред-

ставляющими опасность для жизни пациента, продолжи­тельными симптомами, частыми ночными симптомами, сниже­нием физической активности, наличием сохраняющихся симптомов в межприступный период. ПОСвыд или ОФВ1< 60% от должных величин, не восстанавливаются до нор­мальных значений после инга­ляции бронхолитических пре­паратов, суточный разброс по­казателей более 30%.

Комплексная лечебная программа БА включает в себя:

— Образовательную программу пациентов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Телец созвездие как найти на небеса
  • Как найти свой электронную почту на андроиде
  • Как составить заявление по уходу за пенсионером старше 80 лет
  • Как составить хронометраж рабочего времени пример
  • Стих как найти свою пару