Как составить образовательный план по фгос

В статье – инструкция для педагогов, чтобы составить рабочую программу по требованиям ФГОС-2021. Собраны схемы, которые помогут учителям верно оформить тематическое планирование, а также учесть в документе рабочую программу воспитания. 

oQPpKW3erWo.jpg

ВАЖНО

 Педагоги вправе работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП (ч. 7.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Когда в вашей школе будут готовы проекты учебных планов НОО и ООО на 2022/23 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу, модулю или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите новые ФГОС НОО и ООО, а также локальный акт, который регламентирует разработку рабочих программ. Например, Положение о рабочей программе. Так вы учтете все требования к разработке программ.

Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!

 Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь


Проверьте, чтобы ваша рабочая программа предмета, курса или модуля включала в себя три обязательных раздела: содержание, планируемые результаты освоения, тематическое планирование. Так, в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» нужно соотнести содержание с планируемыми результатами, а также учесть концепции преподавания учебных предметов. В разделе «Планируемые результаты» вы должны указать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам в соответствии с обновленными ФГОС. А в разделе «Тематическое планирование» нужно не просто перечислить темы и количество академических часов на их освоение, но и прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых учебно-методических материалов.

Проверьте, чтобы ваша рабочая программа учебного предмета, курса или модуля, курса внеурочной деятельности учитывала рабочую программу воспитания. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это надо сделать. Поэтому посмотрите, как школа закрепила этот момент в локальном акте, например в Положении о рабочей программе. Так вы узнаете, в каком разделе рабочей программы и как нужно отразить воспитательный потенциал своих уроков.

Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет вам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля с учетом требований ФГОС-2021.

Ознакомьтесь с документами

Изучите новые ФГОС НОО или ФГОС ООО 2021 года в зависимости от уровня, на котором вы работаете. Например, соберитесь с коллегами на заседание методобъединения. Так вы сможете совместно изучить документ. Это позволит определить и проработать важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.

Ознакомьтесь с локальным актом о рабочей программе. Например, это может быть положение. Такой документ школа разрабатывает на основе требований ФГОС. В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Также положение устанавливает сроки, на какой период вам придется составить рабочие программы.

Если вы решите работать по примерным рабочим программам по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, то можете не разрабатывать собственные программы. Но также вы можете составить свои рабочие программы на основе примерных.


В Институте новых технологий в образовании (ИНТехнО) действуют уникальные предложения:

  • «Пакетное обучение сотрудников» для руководителей
  • Школа молодого учителя (дополнительные компетенции) 

Оформите структуру рабочей программы

Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливают требования новых ФГОС. Так, рабочая программа предмета, курса, модуля должна содержать три обязательных раздела (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Посмотрите их на схеме 1. Другие разделы, например «Пояснительная записка» и «Календарно-тематическое планирование», не обязательны в документе. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закреплено в школьном Положении о программах.

Схема 1. Обязательные разделы рабочей программы предмета, курса, модуля по ФГОС-2021

shema11

Оформите раздел «Содержание учебного предмета, курса, модуля»

В этой части рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса или модуля. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса или модуля. За основу можно взять содержательный раздел примерной ООП уровня образования. Также можете использовать описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня.

Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на конкретном уровне общего образования по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.

Не забудьте учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Посмотрите концепции, которые уже утвердили, на схеме 2.

Схема 2. Концепции преподавания учебных предметов и предметных областей

 shema22

Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в ней формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Это единственное дополнение к общей структуре рабочих программ, которое добавили в стандарты третьего поколения.

По желанию можете приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.

Подготовьте раздел «Планируемые результаты»

В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочих программах, как подготовить этот раздел.

Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования образовательных стандартов. Подробное описание планируемых результатов по каждому учебному предмету найдете в четвертых разделах обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО.

При необходимости разработайте адаптированные рабочие программы для школьников с ОВЗ на уровне ООО. Результаты освоения таких программ должны учитывать особенности психофизического развития и особые образовательные потребности учеников (п. 41 ФГОС-2021 ООО).

Личностные результаты. Чтобы описать требования к личностным результатам освоения учебного предмета, курса, модуля, опирайтесь на формулировки, которые даны во ФГОС. Они будут отличаться в зависимости от уровня образования, так как к ним предъявляются разные требования. Посмотрите требования обновленных стандартов к личностным результатам в таблице.

Метапредметные результаты. Учитывайте возраст школьников, когда будете формулировать такие результаты. Посмотрите требования новых ФГОС к метапредметным результатам в таблице.

Предметные результаты. В рабочей программе предметные результаты должны соответствовать как общим требованиям ООП уровня образования, так и требованиям для конкретного предмета. Посмотрите общие требования обновленных стандартов к предметным результатам в таблице. Если составляете рабочую программу для предмета, курса или модуля, у которого во ФГОС нет требований к предметным результатам, то разработайте их самостоятельно.

Таблица. Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования по ФГОС-2021

shema33

Система оценки. Разработайте систему оценки результатов учеников и укажите оценочные материалы. Чтобы проконтролировать, как школьники достигли каждого вида планируемых результатов, предусмотрите выполнение учениками контрольных работ, диктантов, тестов, практических, лабораторных и других работ. Посмотрите требования новых ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы на схеме 3.

Схема 3. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы по ФГОС-2021

shema55

Составьте раздел «Тематическое планирование»

В тематическое планирование рабочей программы включите три обязательных элемента. Посмотрите их на схеме 4. Согласно обновленным стандартам теперь нужно прописать для каждой темы возможность использования электронных или цифровых образовательных ресурсов, которые являются учебно-методическими материалами (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО).

Схема 4. Обязательные элементы раздела «Тематическое планирование»

shema44

Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, «Планируемые результаты освоения раздела или темы». Или описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Посмотрите фрагмент тематического планирования, которое составлено по требованиям новых ФГОС.

Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, а по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.

Учебно-методические материалы, которые можно указать в тематическом планировании в качестве электронных, посмотрите на схеме 5. Так, электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать на занятиях дидактические возможности ИКТ, а содержание материалов – соответствовать законодательству об образовании.

Схема 5. Электронные учебно-методические материалы, которые можно включить в тематическое планирование

shema66

Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса, модуля или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочих программах. Например, в календарно-тематическом планировании можно указать тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Еще можно включить информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.

Учитывайте рабочую программу воспитания

Обновленные стандарты закрепляют, что рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО). Так, вам придется учесть в своих рабочих программах рабочую программу воспитания. Для этого внесите в разделы рабочей программы информацию о том, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своих уроков. Новые ФГОС не регламентируют, как именно это сделать. Поэтому школа должна определить способы и закрепить их в локальном акте о рабочих программах.

Выберите один из нескольких возможных способов, как учесть в рабочих программах программу воспитания, которые определила ваша школа в локальном акте. Примеры таких способов смотрите на схеме 6.

Схема 6. Способы учесть рабочую программу воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей

shema77

Источник:  vip.1obraz.ru

Контакты для связи

Матяшова Галина Андреевна

В материале приводится материал в помощь учителю при составлении рабочей программы по предмету по обновленным ФГОС 2021. Основа для составления материала взята сайте электронного журнала Завуч.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обновленным ФГОС, 5 класс

Модульная рабочая программа по предмету «Технология» — это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных резуль…

  • Мне нравится 

 

Что включить в структуру учебного плана

ФГОС общего образования не определяют структуру учебного плана. Однако они устанавливают, что в документе надо предусмотреть две части – обязательную и формируемую участниками образовательных отношений, перечисляют предметы, модули и курсы учебного плана. Закон устанавливает, что в учебном плане надо указать формы промежуточной аттестации учащихся (п. 22 ст.2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Проверьте, чтобы в учебный план включили минимум три компонента: пояснительную записку, таблицу с сеткой часов по предметам, формы промежуточной аттестации.

Пояснительная записка

Проверьте, чтобы к учебному плану приложили пояснительную записку. Она необязательна, но поможет понять особенности учебного плана педагогам, родителям и проверяющим.

Посмотрите, написали ли в записке, с какой целью ввели курсы, модули и предметы части, формируемой участниками образовательных отношений. Эту часть надо составить и обосновать на основе запросов учеников и их родителей. Проконтролируйте, чтобы опросные листы, анкеты и другие документы, которые подтверждают выбор учеников или родителей, приложили к ООП. Если согласовывали содержание формируемой части с управляющим советом, приложите протокол заседания.

Проверьте, есть ли краткая аргументация, почему отвели на изучение предметов, курсов, модулей именно столько часов и лет обучения. Общее количество часов должно совпадать с содержанием рабочих программ, в том числе с их тематическим планированием, и укладываться в границы, которые установили ФГОС НОО и ООО.

Сетка часов учебного плана

Учебный план традиционно представляют в виде таблицы. Проверьте, чтобы в нее включили минимум две составляющие: 1) время, которое отвели на занятия по отдельным предметам, курсам, модулям, – общее количество в течение года и количество часов в неделю; 2) предметы, курсы, модули обеих частей учебного плана – обязательной и формируемой участниками образовательных отношений.

Убедитесь, что соотношение часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, соответствует ФГОС. Показатели не изменились по сравнению со старыми стандартами. При расчете учитывайте урочные и внеурочные занятия.

Формы промежуточной аттестации

Проверьте, чтобы учебный план по каждому уровню общего образования содержал формы промежуточной аттестации учеников (п. 22 ст.2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Законодательство не устанавливает, как их указать. Возможны два варианта: описать формы в пояснительной записке или в сетке часов учебного плана.

Какие предметы, курсы и модули включить в учебный план

Включите в учебные планы предметы, курсы и модули, которые входят в обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Новые ФГОС требуют, чтобы в план также включили курсы внеурочной деятельности (п. 24 ФГОС НОО, п. 25 ФГОС ООО). Скорее всего, это сделали для того, чтобы удобно было считать процент соотношения двух частей – обязательной и формируемой. Ведь чаще всего курсы внеурочной деятельности входят в часть, формируемую участниками образовательных отношений. При этом отдельный план внеурочной деятельности остается обязательным компонентом ООП.

В обязательную часть учебного плана включите предметы, курсы и модули, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы (п. 7 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115).

Новые ФГОС НОО и ООО устанавливают перечень обязательных предметов, курсов и модулей (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Подробнее смотрите в таблице.

Что включить в обязательную часть учебного плана

Обязательная предметная область Учебный предмет, курс, модуль
Начальное общее образование
Русский язык и литературное чтение Русский язык
Литературное чтение
Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации
Литературное чтение на родном языке
Иностранный язык Иностранный язык
Математика и информатика Математика
Обществознание и естествознание («окружающий мир») Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы православной культуры»
Модуль «Основы иудейской культуры»
Модуль «Основы буддийской культуры»
Модуль «Основы исламской культуры»
Модуль «Основы религиозных культур народов России»
Модуль «Основы светской этики»
Искусство Музыка
Изобразительное искусство
Технология Технология
Физическая культура Физическая культура
Основное общее образование
Русский язык и литература Русский язык
Литература
Родной язык и родная литература Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации
Родная литература
Иностранные языки Иностранный язык
Второй иностранный язык
Математика и информатика Математика, включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»
Информатика
Общественно-научные предметы История, включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история»
Обществознание
География
Естественнонаучные предметы Физика
Химия
Биология
Основы духовно-нравственной культуры народов России Учебные курсы или модули из перечня, предлагаемого школой.

Курсы и модули могут входить в состав предметов, например общественно-научного цикла – истории, обществознания, географии

Искусство Изобразительное искусство
Музыка
Технология Технология
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности

Родной язык и родная литература из числа языков народов России и государственные языки республик изучаются на основании заявлений родителей «при наличии возможностей организации». Такое условие ввели для школ, в которых языком образования является русский (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО).

Закон устанавливает, что для того, чтобы обеспечить право изучать родной язык из числа языков народов России, должно создаваться необходимое число классов, групп, должны обеспечиваться условия их функционирования (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

На уровне основного общего образования опциональным стал выбор второго иностранного языка. Он также изучается только в том случае, если родители указали его в заявлении (п. 33.1 ФГОС ООО).

Если есть, как минимум, кадровые ресурсы, и хотя бы один родитель хочет ввести для своего ребенка родной язык и литературное чтение на родном языке – в начальной школе, или родной язык и родную литературу, второй иностранный язык – в основной школе, вы обязаны это сделать. Для этого перед началом учебного года соберите заявления родителей, чтобы понять, для кого организовать обучение.

Попросите родителей указать в заявлении язык, который они выбирают из школьного перечня для своего ребенка. Предложите воспользоваться готовыми образцами.

образец заявления на выбор родного языка смотреть 

образец заявления на выбор второго иностранного языка смотреть 

Часть, формируемую участниками образовательных отношений, составьте на основе опросов учащихся и их родителей. Попросите их выбрать предметы, курсы и модули из списка школы. Поручите работникам заранее составить его и утвердите любым удобным способом – грифом «Утверждаю», приказом или оформите список приложением к локальному акту.

Отразите в части, формируемой участниками образовательных отношений, специфику образовательной организации или региона. Эта часть учебного плана нужна, чтобы удовлетворить разные интересы учеников, их потребностей в физическом развитии и совершенствовании. Содержание формируемой части должно отражать этнокультурные интересы и особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Используйте часы формируемой части на дополнительные учебные предметы – чтобы увеличить часы обязательных учебных предметов или ввести учебные предметы, которые не вошли в обязательную часть.

Не называйте предметы, курсы и модули по выбору так же, как назвали предметы, курсы и модули в обязательной части учебного плана

Проверяющие не смогут различить, где обязательная дисциплина, а где по выбору, и решат, что вы нарушили соотношение частей ООП.

Как распределить нагрузку в учебном плане

Проверьте, чтобы в сетке часов указали общее количество часов аудиторной нагрузки за каждый учебный год. Суммируйте общую нагрузку за все года обучения по уровню и сравните цифру с той, которая указана во ФГОС. Общий объем не должен выходить за минимальную и максимальную границу, которую устанавливает ФГОС каждого уровня образования.

Объем нагрузки по ФГОС-2021

Границы нагрузки Количество аудиторных занятий за срок освоения ООП по ФГОС-2021
НОО ООО
Минимум 2954 5058
Максимум 3190 5549

Проконтролируйте, чтобы максимальная недельная нагрузка учеников соответствовала таблице 6.6 СанПиН 1.2.3685-21. Она должна включать часы обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений. Проверьте по таблице. При этом учтите, что на внеурочную деятельность выделили еще до 10 часов в неделю в каждом классе.

Максимальная учебная нагрузка школьников

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
при 6-дневной учебной неделе при 5-дневной учебной неделе
1 21
2–4 26 23
5 32 29
6 33 30
7 35 32
8–9 36 33
10–11 37 34

Пример Расчет максимальной недельной нагрузки для 5-х классов

Учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе для 5-х классов составляет до 29 часов. Это предел урочных занятий. При этом есть еще до 10 часов на внеурочную деятельность.

Соотношение обязательной и формируемой части – 70 / 30 процентов.

Если в вашей школе вся формируемая часть ООП представлена только курсами внеурочной деятельности и не предполагает уроков, то она может быть до 10 часов. Тогда обязательная часть будет до 23 часов.

Если в рамках формируемой части планируете проведение уроков, то их общий объем вместе с обязательной частью должен быть до 24 часов, чтобы сохранилась пропорция 70 / 30. При этом объем внеурочной деятельности укладывается в норму до 10 часов.

При использовании примерных ООП, учтите, что они носят                                                                                           рекомендательный характер

ФГОС не распределяет изучение предметов по годам обучения. Школа самостоятельно определяет, в каких классах изучать учебные предметы и в каком объеме – количество часов в неделю и учебный год.

Главное, соблюсти пропорцию часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом того, что туда входят часы внеурочной деятельности.

Образцы учебных планов по ФГОС-2021

  1. Недельный учебный план для 1–4-х классов при пятидневке смотреть 
  2. Недельный учебный план для 2–4-х классов при шестидневке смотреть 
  3. Недельный учебный план для 5–9-х классов при пятидневке смотреть
  4. Недельный учебный план для 5–9-х классов при шестидневке смотреть 

«Как составить учебный план по ФГОС-2021». Н.В. Княгинина, В.Е. Ярцева
© Материал из Справочной системы «Образование».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как на рабочем столе найти значок звука
  • Как составить фоторобот человека онлайн бесплатно на русском языке
  • Как найти большого коробка
  • На ртутном градуснике прерывистая линия как исправить
  • Как исправить ошибку vorbisfile dll для gta san andreas