Как составить объяснение значения слова

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Бовтуненко И.И.
учитель начальных классов г.Тула«Составляем развёрнутое толко...

    1 слайд

    Бовтуненко И.И.
    учитель начальных классов г.Тула
    «Составляем развёрнутое толкование значения слова»
    Путешествие в страну
    «Как устроен наш язык».

  • Прочитайте отрывок из стихотворения. «Мой щенок»
Он в кладовку заглянул,
С...

    2 слайд

    Прочитайте отрывок из стихотворения.
    «Мой щенок»
    Он в кладовку заглянул,
    С мёдом жбан перевернул.
    (С.Михалков)
    Все ли слова вам знакомы?
    Как выдумаете, что означает слово ЖБАН?

  • ЖБАН – это деревянная ёмкость для жидкостей с крышкой

    3 слайд

    ЖБАН – это деревянная ёмкость для жидкостей с крышкой

  • Как составить объяснение значения слова?Аллея

    5 слайд

    Как составить объяснение значения слова?
    Аллея

  • ДорогаАллея – дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья

    6 слайд

    Дорога
    Аллея – дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья

  • План составления объяснения слова Подбор общего слова (дорога).

 Указание...

    7 слайд

    План составления объяснения слова

    Подбор общего слова (дорога).

    Указание отличительных признаков предмета (по обеим сторонам посажены деревья)

    Схема объяснения слов

    ____________ – ____________ , который _____________ .

    ____________ – ___________________________________ .

  • медведь

кастрюля

шкаф

лампа

молотокПодбор общих словпосуда

животное

и...

    8 слайд

    медведь

    кастрюля

    шкаф

    лампа

    молоток
    Подбор общих слов
    посуда

    животное

    инструмент

    мебель

    прибор

  • Прочитай текст. Как ты думаешь, что означают слова сморчки´ и строчки´ в это...

    9 слайд

    Прочитай текст. Как ты думаешь, что означают слова сморчки´ и строчки´ в этом тексте?
    И впрямь звенит березняк! Звенит заливистым звоном славок и пеночек. И под тот перезвон, под гулкое «ку-ку» ходят люди средь белых нарядных берёз.
         И так, для радости ходят, и по делу: растут в березняке в эту пору чернявые, стройные строчки да румяные, загорелые сморчки.
     (По К.Яковлеву)

  • Запишите  в тетрадь. Сморчки и строчки –это … .  Устно опишите, как они выгл...

    10 слайд

    Запишите в тетрадь.
    Сморчки и строчки –это … .
    Устно опишите, как они выглядят.

  • Способы толкования лексического значения словаПодбор близких 
по значению сло...

    11 слайд

    Способы толкования лексического значения слова
    Подбор близких
    по значению слов
    Указание отличительных признаков предмета, названного слова
    Раскрытие значения частей слова
    Лиловый – светло-фиолетовый, цвета фиалки или сирени
    Ель – крупное, вечнозеленое хвойное дерево конусообразной формы с длинными чешуйчатыми шишками
    Сталевар – рабочий, который варит сталь

  • Прочитай текст.
Зверь монал
Есть у нас в зоопарке моналы. Посетители подход...

    12 слайд

    Прочитай текст.

    Зверь монал
    Есть у нас в зоопарке моналы. Посетители подходят к их клетке, читают табличку и начинают искать, кто же такие моналы? Что за зверь? Не козел ли? Однако никого не видно внутри. Ни козла, ни кого другого. А зверь монал сидит себе в углу и смотрит на других, невидимый. Куст кустом. Только головой иногда крутит с
    хохолком черным и крыльями поводит
    серыми с пятнами желтыми. Потому что он –
    птица.
    Кто такой монал? 
    Запиши объяснение, используя слова подчёркнутые в тексте.
    Монал- это …

  • Дайте краткое и развёрнутое толкования значения выделенного слова.      Ночью...

    13 слайд

    Дайте краткое и развёрнутое толкования значения выделенного слова.
          Ночью задул листобой — холодный октябрьский ветер. Он пришёл с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.
          Листобой завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.
    Выпишите из текста слово листобой и его значение

  • Подведем итог
С какими способами толкования слова мы познакомились?
 Какие сл...

    14 слайд

    Подведем итог
    С какими способами толкования слова мы познакомились?
    Какие словари нам помогут определить лексическое значение слова?

  • Молодцы!Спасибо 
за работу.

    15 слайд

    Молодцы!
    Спасибо
    за работу.

Конспект урока — Составляем развёрнутое толкование значения слова

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «Составляем развёрнутое толкование значения слова»

        Цели деятельности учителя: формирование знаний о развёрнутом толковании значения слова; формирование умения работы с поиском информации в тексте, формирование умения давать развёрнутое значения слова при помощи текста.

        Планируемые результаты

        Предметные: 

-знать: отличия развёрнутого толкования слова от сжатого.

-уметь: соотносить (восстанавливать) текст по смыслу.

        Личностные: 

— проявлять интерес к учебной деятельности;

— уметь высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

— понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

        Тип урока: «открытие» нового знания.

        Оборудование: «Русский родной язык» Александрова О.М., Вербицкая Л.А., учебник 2 класс, МЭШ, раздаточный материал

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

Учителя и учащихся

I. Этап мотивации

Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.

Мы тихонечко вздохнём 

Родной русский язык начнём.

II. Актуализация

знаний 

Чистописание

Повторение ранее изученной темы

 МЭШ

1) -Мои любители русского языка. Я рада видеть ваши радостные лица. Откройте тетради, вспомните правила посадки при письме. Напишите число и классная работа.

-Перед тем как отправиться в удивительный мир русского языка, давайте вспомним правильное написание букв и их соединений.

На доске: В каждом слове есть сила.

— Напишите красиво это предложение.

— Как понимаете эту фразу? (Слово может передать добро или зло, пользу или вред, радость или горе)

2) – Ребята, возьмите карточку №1.

—  Давайте прочитаем слова и фразы на карточке.

— Подумайте, какая сила в этих словах? (Это вежливые слова)

— Выберите из этого списка словарные слова, которые мы прошли. Давайте вспомним, как они пишутся.

Словарь: здравствуйте, до свидания, извини, спасибо.

— Прочитайте ниже задание, что нужно сделать с этими высказываниями?

       Задание: используя вежливые слова, составьте диалоги.

-Здравствуйте!                  — Спасибо тебе за помощь!

— Добрый день!                  -Пожалуйста!

— До свидания!                     — Приятного аппетита!

— Встретимся завтра!          — Спасибо!

— Ты мне наступил на ногу!

— Извини!

— Давайте вспомним прошлый урок, что такое диалог? Дайте лексическое значение этого слова (Разговор между двумя или несколькими собеседниками).

— А как называется каждое высказывание собеседника в диалоге? (Реплика)

III. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Формулировка темы и цели урока.

— Переверните листок. Перед вами карточка №2.

Прочитаем задание. Подумайте, о чём в нём говорится?

         И впрямь звенит березняк! Звенит заливистым звоном славок да пеночек. И под тот перезвон, под глухое «ку-ку» ходят люди средь белых нарядных берёз.

        И так, для радости ходят, и по делу: растут в березняке в эту пору чернявые, стройные строчки да румяные, загорелые сморчки.

 — О чём говорится в тексте? (О грибах)

— Как называются грибы? (Строчки и сморчки)

— Дайте толкование слова, что такое сморчки? (Это грибы)

— Как думаете, у нас краткое или развёрнутое получилось толкование? (Получилось краткое толкование слова)

— Посмотрите на экран, так выглядит сморчок.

-Давайте по внешнему виду попробуем описать его.

— На что похожа шляпка? (На пчелиные соты)

— Цвет шляпки? (Коричневый)

— А ножка какая? (Белая трубочка)

— Как думаете съедобный гриб? (Съедобный)

— А где растут сморчки? (В лесу)

— Давайте запишем, что у нас получилось:

       Сморчок — это съедобный гриб, который растёт в лесу, шляпка коричневого цвета, похожа на пчелиные соты, ножка белая.

— Какое толкование мы записали? (Более подробное, развёрнутое)

— Как думаете, какая тема нашего урока? (Развёрнутое толкование слов)

Поставьте цель нашего урока. (Цель: научиться давать развёрнутое толкование слов)

— Откройте стр.115. Давайте прочитаем название темы.

— Прочитаем важную информацию ниже.

— Как понять значение незнакомого слова? (Можно перечитать текст. Если не помогло, то можно заглянуть в толковый словарь)

Физкультминутка

                  «Грибы»

Вырос гриб на тонкой ножке
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Гриша шёл, шёл, шёл
И грибок нашёл.
Раз грибок, два грибок,
Положил их в кузовок.
Мы тихонечко вздохнём,
Вновь грибы учить начнём.

IV. Этап решения поставленной проблемы

Работа в парах

V. Этап коррекции

— Прочитайте упражнение 3 на странице 117. Что нужно сделать?

— На какой вопрос надо ответить?

— Прочитаем первый текст.

— Какое у него заглавие?

— Что мы узнали из заголовка?

— Кто такие звери? Назовите их признаки. (У них четыре лапы, тело покрыто шерстью. Они кормят детёнышей молоком)

— Прочитаем текст.

— Почему посетители не могут увидеть монала? (Потому что его перья похожи на куст, он сидит тихо и маскируется)

-Мы сейчас поработаем в парах.

Ваше задание: прочитать первый текст и тоненько подчеркнуть слова, которые описывают птицу. Затем попробовать при помощи выделенных слов дать развёрнутое толкование слову «монал».

— Давайте проверим, что у вас получилось и запишем?

(Монал – это птица с чёрным хохолком на голове, крылья серые с жёлтыми пятнами)

VI. Этап систематизации

МЭШ

— Давайте с вами поработаем с лексическим значением слов. Попробуем соотнести развёрнутое толкование значения слова с картинкой.

А попробуйте дать краткое толкование каждого слова.

VII. Этап объяснения домашнего задания

— На дом вам идёт цифровое домашнее задание. Вам нужно будет соотнести развёрнутое толкование значения слова с картинкой. Точно так же как мы работали на уроке.

VIII. Этап подведения итогов

Какова тема урока?

— Чему мы научились на уроке?

— В каком словаре можно узнать значение слов?

IX. Этап рефлексии

«Эмоциональные грибочки»

— Выберите себе сейчас один эмоциональный грибочек, который соответствует вашему состоянию.

1. Грибок довольный:  Мне всё понятно. Я молодец!

2. Грибок задумался: У меня не всё получилось, но я          старался!

3. Грибок расстроен:  На уроке мне было трудно, нужно быть внимательнее!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка №1

Задание:  используя вежливые слова, составьте диалоги.

Карточка №2

Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

        И впрямь звенит березняк! Звенит заливистым звоном славок да пеночек. И под тот перезвон, под глухое «ку-ку» ходят люди средь белых нарядных берёз.

          И так, для радости ходят, и по делу: растут в березняке в эту пору чернявые, стройные строчки да румяные, загорелые сморчки.

Рефлексия

                                       

       Это представитель очень интересного семейства. Это тенрек. Чтобы понять, кто это, нужно его рассмотреть, зверёк выглядит очень забавно. Сидит тихонечко, с иголками. Может это ёж? А может землеройка? На неё он тоже похож. Тенрек небольшой с иголками. Иглы в центральной части спины могут вибрировать. Мордочка покрыта мягким серым мехом. По бокам на мордочке торчат усы.

       Это представитель очень интересного семейства. Это тенрек. Чтобы понять, кто это, нужно его рассмотреть, зверёк выглядит очень забавно. Сидит тихонечко, с иголками. Может это ёж? А может землеройка? На неё он тоже похож. Тенрек небольшой с иголками. Иглы в центральной части спины могут вибрировать. Мордочка покрыта мягким серым мехом. По бокам на мордочке торчат усы.

Конспект урока по развитию связной письменной речи

для 2 класса

Объяснение значения слова

Цели: 1. Ознакомление с построением объяснения значения слова (существительное с конкретным значением).

2. Формирование умения выделять признаки предмета.

3. Формирование умения употреблять слова в речи в соответствии с их значением.

Оборудование: толковые словари, карточки.

Ход урока.

I. Объявление темы урока. Постановка учебной задачи.

— В стихотворении С. Михалкова «Мой щенок» есть такие строчки:

Он в кладовку заглянул,

с медом жбан перевернул.

— Все ли слова вам понятны в этих строчках? Какой вопрос вы хотите задать? (Что такое жбан?)

— Кто может объяснить значение этого слова?

— В какой книге можно найти точное объяснение слова? (В толковом словаре.)

— Найдем в словаре слово жбан и узнаем его значение.

— Сегодня на уроке мы начнем составлять классный толковый словарь, в котором будем объяснять значение слов.

II. Анализ объяснения значения слова.

— Ученик первого класса просит объяснить слово аллея. Помогите ему! Откройте «Толковый словарь русского языка». Найдите слово аллея. Прочитайте, что обозначает это слово. (Аллея — дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья.)

— Разберемся, как составляется объяснение слова. С чего начинается объяснение? (С общего слова дорога, близкого по значению к слову аллея.) Что отличает аллею от других дорог? (По обеим сторонам посажены деревья.)

— Прочитайте объяснения слова.

Запись на доске:

Лебедь — большая водоплавающая птица с длинной изогнутой шеей.

— Найдите в объяснении общее слово, которым можно назвать группу похожих предметов. Чем отличается эта птица от других?

III. Подбор общих слов.

— Потренируемся в подборе общих слов.

На карточке:

медведь дерево

дуб посуда

кастрюля животное

шкаф инструмент

лампа мебель

молоток прибор

— Соедините линиями название конкретного предмета с общим словом, которое можно использовать для объяснения его значения.

IV. Коллективное составление объяснения слова.

— Составим объяснение значения слова портфель.

— С чего начнем составление объяснения? (Подберем общее слово.)

— Как по другому сказать, что такое портфель? (Сумка.)

— В чем особенность этой сумки? (В ней носят книги и тетради.)

— Составьте объяснение слова. (Портфель — сумка, в которой носят книги и тетради.)

Учитель записывает предложение-объяснение на доске и читает с паузами на месте знаков препинания.

— Какие знаки препинания необходимы в этом предложении? (После слова, которое объясняем, нужно тире, перед словами в которой — запятая.)

— Покажем на схеме знаки препинания в предложениях-объяснениях.

_____ — __________ .

_____ — _____ , который _____ .

V. Самостоятельное составление объяснения слова.

— Дайте объяснение (толкование) любых слов на выбор: термометр, тигр, учебник, нож, комар, конверт, сугроб, лось, молоток, пастух.

— Как правильно построить объяснение? (Нужно подобрать общее слово и указать отличительные признаки этого предмета.)

Варианты выполнения задания: самостоятельно или в паре.

Термометр — прибор для измерения температуры.

Тигр — крупное хищное животное с полосатой шерстью.

Учебник — книга, по которой учатся в школе, в институте.

Нож — инструмент для резания, который состоит из ручки и лезвия.

Комар — мелкое насекомое с крыльями.

Конверт — бумажный пакет для письма.

Сугроб — куча снега, которую намело ветром.

Лось — крупное животное с ветвистыми рогами.

Молоток — инструмент, которым можно прибить что-нибудь.

Пастух — человек, который пасет скот.

VI. Итог урока.

— Расскажите, как составить объяснение слова.

VII. Задание для желающих.

— Выбрать несколько слов, написать объяснение их значения. На следующем уроке по вашему объяснению мы будем угадывать слова.

Конспект урока русского родного языка. 2 класс

Тема урока: «Как можно объяснить значение слова?»

Цель: способствовать формированию лексического запаса языка; создать условие для развития условий для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать; развивать речь, память; воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты обучения:

расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную задачу; научатся договариваться и приходить к общему решению.

Ход урока

Организационный момент.

— Откройте тетрадки и запишите число. Классная работа.

II. Актуализация опорных знаний. Проверка дом.задания.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.

Игра «Отгадай слово»

Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса)

Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко. (Корова)

Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока)

— Какое животное может быть лишним? Почему? (Корова, так как это домашнее животное. Или сорока, так как это птица)

— Загадайте любое животное и опишите его.

— Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как можно объяснить значение слова.

IV. Работа над темой урока.

Работа по учебнику.

— Откройте учебник на с.98, прочитайте название раздела

1) Упр. 1, стр. 98

— Прочитайте предложения.

— Понятны ли тебе значения выделенных слов? (Швейцар, трюмо, драпировка)

— В каком словаре можно узнать значение незнакомого слова?

2) Слово учителя

— Узнать значение незнакомого слова можно в толковом словаре, в котором дается объяснение значения слова и приводятся примеры его употребления:

Швейцар – человек, обязанностью которого является встреча посетителей у входной двери. Старый швейцар.

Трюмо – большое стоячее зеркало. Красивое трюмо.

Драпировка – занавеска, ткань, которая спускается большими складками. Темная драпировка.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы над темой урока.

1) Упр. 2, стр. 99

Работа в паре.

— Запишите слова, значения которых приведены ниже.

— Приведите примеры употребления этих слов.

2) Слово учителя.

— При объяснении значения слова можно воспользоваться способом перечисления: назвать предметы, которые именуются данным словом. Например, чтобы объяснить, что такое цитрусовые, можно просто перечислить фрукты, которые относятся к этой группе:

Цитрусовые – это апельсины, мандарины, лимоны.

— Иногда для объяснения значения слова пользуются описательным способом.Например:

Дирижер – тот, кто управляет хором или оркестром.

— Иногда для того, чтобы объяснить, уточнить значение слова, можно просто подобрать к нему синонимы. Например:

Зодчий – архитектор;

Чуткий (человек) – отзывчивый, внимательный, сердечный.

3) Упр. 3, стр. 100 (Устно)

— Попробуйте устно объяснить значение данных слов с помощью перечисления.

Насекомые – это …

Явления природы – это …

Транспорт – это …

Бытовая техника – это …

4) Упр. 4, стр. 100 (Устно)

Спортивный инвентарь – это то, что …

Домашние животные – это такие животные, которые …

Школьные принадлежности – это то, чем пользуются …

Здоровый – тот, кто …

Головные уборы – это то, что …

5) Слово учителя.

— Есть еще один способ объяснить значение слова: нужно найти слово, от которого оно образовано. Это родственное однокоренное слово поможет нам понять значение слова данного. Например:

Запеть – начать петь;

Бантик – маленький бант.

VII. Рефлексия.

Упр.5, стр.100-101(Устно)

— Рассмотрите иллюстрации. Попробуйте своими словами объяснить, что такое перрон, маяк.

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя сегодня похвалили?

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока.

— Кто запомнил, где можно узнать значение непонятных слов? (В толковом словаре)

Домашнее задание.

Упр. 8, с.102

«КАК МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА?»
Урок родного русского языка

Подготовила: Бышук Вера Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ «Рыбачьевская школа»
города Алушты

Настрой на урок
17 марта
Классная работа
Я сегодня
хочу…
Для этого
надо…

Проверим ваши знания
Объясните значения слов
Овощи — это…
Здоровый – тот,…
Маяк – это…
Перрон – это…

Какие способы объяснения использовали?

Способы объяснения значения слов
Способ перечисления
Толковый словарь
Способ описания

Тема урока
Как можно объяснить значение слова?
Продолжение.

Способы объяснить значение слова

Заменить слово синонимом.

С.101, упр. 6
Опечалился –
Ветхой –
Бранится –
Сварливая —

ругается
расстроился
вредная, злая
старая

Значение слова
Дедушка был очень худым, но сильным человеком
С.102, упр. 7
Худой дедушка — тощий

Значение слова
Правый сапог был худой. В него всё время заливалась вода.
С.102, упр. 7
Худой сапог — дырявый

Значение слова
Ты поступил худо.
Мне стыдно за тебя.
С.102, упр. 7
Худо поступил – плохо.

Способы объяснить значение слова
2. Узнать значение слова можно
с помощью родственного слова.
С.102
Учитель – это тот, кто…
учит.

Значение слова
Скрипучий пол -….
Пекарня — …
Пятнистый — …
Примирить — …
Облокотиться — …
С.102, упр. 8
скрипит
пекут
пятна
мир
локоть

1. Укажи каким способом нельзя объяснить значение слова
Б) с помощью орфографического словаря
В) с помощью синонимов
А) с помощью толкового словаря
Проверь себя

2. Укажи способ объяснения значения слов. Птицы – это сорока, воробей, соловей.
Б) с помощью толкового словаря
В) с помощью перечисления
А) с помощью синонимов
Проверь себя

3. Укажи способ объяснения значения слов. Изумрудный – ярко-зелёный.
Б) с помощью родственных слов
В) с помощью перечисления
А) с помощью синонимов
Проверь себя

4. Укажи значение какого слова объяснено. Письменная принадлежность, удлинённый держатель для стержня.
Б) ручка
В) фломастер
А) карандаш
Проверь себя

5. Укажи, какое слово нужно поставить на месте пропуска.
… — отсутствие войны, согласие, спокойствие.
Б) мир
В) тишина
А) дружба
Проверь себя

6. Укажи, какое объяснение не соответствует слову звезда.
Б) небесное тело
В) треугольная фигура
А) популярный человек
Проверь себя

Оцениваем себя

У меня всё получилось!
У меня ещё не всё получается!
Но я буду стараться!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти касательную в точке через производную
  • Как мне исправить двойку по математике
  • Как найти где ставить тире
  • Как составить план рассказа по чтению для второго класса
  • Как найти калдейскую ночницу