В статье мы собрали советы экспертов по быстрой подготовке к разным олимпиадам по истории в 2023 году. Расскажем, каким должен быть план, если до олимпиады остался год, неделя или один день, и почему эффективнее готовиться на онлайн-курсах.
К олимпиаде по истории можно подготовиться тремя способами. Расскажем подробнее о каждом.
Самоподготовка.
Единственный плюс данного варианта – это отсутствие расходов. Вам не придется платить за услуги частного преподавателя, а все учебные материалы можно найти в интернете: электронные учебники, онлайн-тесты, примеры заданий и т. д.
Но самостоятельная подготовка редко бывает эффективной: часто школьникам не хватает самодисциплины, мотивации, времени и пр. Кроме того, неизвестно, какие именно вопросы будут на олимпиаде, поэтому приходится готовиться «вслепую».
Индивидуальные уроки с репетитором.
Удобнее всего заниматься дистанционно: вы сэкономите и время, и средства, так как цена онлайн-занятий ниже, чем стоимость личных встреч. Общение происходит через Скайп: учитель объясняет теорию, проверяет знание пройденного материала, разбирает олимпиадные задания прошлых лет, дает полезные советы.
На нашем сайте есть разные сервисы для обучения с репетиторами, вы можете выбрать подходящий по цене, срокам и другим условиям.
Подготовка в онлайн-школе.
Есть специальные онлайн-курсы, на которых школьников готовят к олимпиадам. На занятиях изучают материал, который не проходят в рамках школьной программы, а также учат решать нестандартные задания, работать с географическими картами, пользоваться текстовыми и визуальными источниками.
Основные факторы, от которых зависит план подготовки:
- Условия олимпиады. К примеру, чтобы стать призером ВсОШ, нужно пройти целых 4 тура – к ней готовиться дольше и сложнее, чем к олимпиаде, которая состоит только из отборочного и финального туров.
- Этап. Задания на региональных этапах обычно проще, чем на всероссийских.
- Цель. Какого результата хотите – просто испытать свои силы или стать победителем. Многие школьники участвуют в олимпиадах, чтобы получить привилегии, в том числе:
- Автоматическое начисление 100 баллов за ЕГЭ по истории.
- Максимальный балл за дополнительный внутренний экзамен, который сдают в МГУ.
- Зачисление на бюджет без вступительных испытаний в престижные ВУЗы страны на гуманитарные факультеты.
- Оценка «5» в четвертях и за учебный год.
Ниже расскажем подробнее, как быстро подготовиться к масштабным российским олимпиадам по истории.
Всерос
ВсОШ – самое известное и престижное интеллектуальное состязание среди школьников 5-11 классов, которое проводится при поддержке Министерства образования РФ. Ежегодно в ней участвует более 6 миллионов человек, лучшие из которых проходят в финал и получают льготы при поступлении в ВУЗы. Мероприятие состоит из четырех этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.
Наши рекомендации для подготовки к Всероссийской олимпиаде:
- Изучайте историю за рамками школьной программы. Занимайтесь не только по вузовским учебникам, но также читайте литературу зарубежных авторов, научные статьи, публикации известных российских историков, смотрите документальные фильмы и научно-популярные видео на Youtube.
- Пользуйтесь при подготовке всеми материалами, которые есть в открытом доступе. На официальном сайте олимпиады есть задания предыдущих лет, файлы с правильными ответами, видеоразборы с комментариями эксперта, критерии оценки и т. д. А также вы можете почитать на форумах и в соцсетях отзывы и советы участников прошлых лет.
- Расширяйте кругозор всеми способами, так как на олимпиаде вам потребуются знания не только по истории, но также по географии, археологии, литературе и искусству.
Высшая проба
Олимпиаду проводит Высшая школа экономики. Состязания для учеников 7-11 классов проходят в 2 этапа: отборочный – онлайн, финальный – очно на официальных региональных площадках. Победители и призеры олимпиады не получают льготы при поступлении в ВУЗ, но им начисляют дополнительные баллы к ЕГЭ.
Как готовиться к «Высшей пробе»:
- Ведите конспекты по каждой теме, составляйте схемы, графики. Информации много, и будет проще, если важные сведения вы внесете в сводную таблицу или переведете в другую наглядную форму – исторически деятели, годы их правления, основные достижения и пр.
- Учитесь мыслить логически, находить связи и проводить параллели между разными историческими событиями. Например, как политические деятели или военачальники повлияли на политику и историю.
- Проверяйте спорные факты в 2-3 источниках. Например, у классиков и современников нередко бывают расхождения. При подготовке читайте те книги и учебники, которые входят в официальный список литературы.
Ломоносов
Олимпиада, проводимая МГУ, нацелена не только на то, чтобы проверить школьников на знание истории, но и чтобы выявить у них творческие способности и повысить их интерес к научно-исследовательской деятельности. Состязание состоит из 2 этапов: отборочный – онлайн, заключительный – очный, проходит одновременно в МГУ и на региональных площадках.
3 совета по подготовке:
- На сайте олимпиады есть презентация с подробным описанием: общие сведения, примеры заданий, а главное – список рекомендуемой литературы. Внимательно изучите этот документ.
- Учитесь работать с географическими картами, так как встречаются вопросы на знание географии (например, как проходил путь «из варяг в греки»).
- На олимпиаде участникам необходимо написать эссе на тему одного из трех проблемных высказываний о событиях и деятелях отечественной истории. Тренируйтесь чаще писать сочинения, по возможности, попросите школьных учителей или преподавателей с онлайн-курсов оценить ваши работы.
Покори Воробьевы горы!
Еще одна всероссийская школьная олимпиада от университета им. Ломоносова, победа в которой дает льготы при поступлении в МГУ, ВШЭ и другие известные российские ВУЗы. Испытание состоит из двух этапов: дистанционного и очного – в Москве и других крупных городах.
Как подготовиться к олимпиаде:
- В заданиях много вопросов на знание теории, поэтому учите основные исторические даты и события, терминологию. Для подготовки можно пользоваться вузовскими учебниками.
- При написании эссе ориентируйтесь на следующие условия: сформулирована проблема, определена позиция автора, есть аргументация в пользу собственной точки зрения, есть примеры из истории, текст соответствует нормам грамматики и литературного языка.
- Тренируйтесь выполнять тесты на скорость. Чтобы не тратить время на олимпиаде, разберитесь с формулировками заданий прошлых лет – важно не только знать материал, но и понимать, что от вас требуется.
Подборка курсов
Онлайн-курсы по подготовке к олимпиадам по истории с 5 по 11 класс в 2023 году
Посмотреть подборку
7-10 дней будет достаточно на подготовку только в том случае, если вы изучаете историю на углубленном уровне, знаете материал за рамками школьной программы и имеете опыт участия в разных интеллектуальных соревнованиях. В иных условиях хорошо подготовиться к олимпиаде по истории за неделю вряд ли получится.
Если времени остается мало, а вы хотите подтянуть знания, можно пройти экспресс-курс в онлайн-школе. Обычные подготовительные программы длятся несколько месяцев, но курсы в записи можно пройти быстрее. Если будете смотреть по 2-3 урока ежедневно, то сможете за 1-1,5 недели изучить весь материал.
Полноценно подготовиться к олимпиаде за 1 день вы не успеете, но можно почитать лекции, которые вы составили самостоятельно, или учебные материалы, которые получили на онлайн-курсах.
При желании можно посмотреть документальный исторический фильм или прочитать отзывы призеров олимпиад прошлых лет. Но не стоит слишком долго сидеть над учебниками, лучше отвлечься, отдохнуть и выспаться. Тогда недосып и невнимательность не помешают при выполнении олимпиадных заданий.
Подготовиться к олимпиаде можно в онлайн-школе. Например, «Фоксфорд» готовит школьников разных классов. Основные преимущества дистанционных курсов:
- Не нужно подстраиваться под график. Вы можете смотреть онлайн-уроки или в записи в свободное время. Подготовку легко совмещать с уроками в школе, спортивными секциями и кружками.
- Вы получите неограниченный доступ к учебным материалам: видеозаписям, конспектам, методичкам, схемам, таблицам и пр. Все это хранится в личном кабинете.
- Вопросы не останутся без ответов. Вы сможете задать их преподавателю во время занятия, либо позже куратору через онлайн-чат.
В онлайн-школе «Фоксфорд» есть разные учебные программы. К примеру, для учеников 5, 6, 7 классов — базовые курсы по истории, для 8-9 классов – подготовительные занятия к ОГЭ по истории.
А также есть годовой онлайн-курс подготовки к олимпиадам ВсОШ, «Ломоносов» и «Высшая проба» по истории для 10-11 классов. Он состоит из 20 вебинаров в записи, поэтому вы сможете составить индивидуальный график и смотреть новые уроки в комфортном темпе. Каждое занятие длится около 2 часов, после всех тем есть проверочные тесты. Доступ к первому занятию — бесплатно и без регистрации.
Методика проведения школьной олимпиады по истории
- Введение
- Важной частью внеклассной работы в преподавании истории являются организация и проведение олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации исторических знаний. Кроме того, олимпиада дает возможность учителю проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.
- Цели проведения олимпиады:
а) Пропаганда исторических знаний и предмета «история».
б) Активизация творческих и познавательных способностей детей.
- Участники олимпиады:
Учащиеся 5, 6, 7, 8, 9 классов.
- Время проведения олимпиады: октябрь, ноябрь.
- Структура олимпиады
- Олимпиада проводится в 2 или 3 тура, т.к. дает возможность использовать разнообразные формы заданий, полнее раскрыть способности учащихся.
- 1 тур – заочный: учащиеся выполняют исследовательскую или творческую работы (исторические сочинения, эссе, рефераты …) на заданную тему. При проверке этого задания оценивается умение ученика самостоятельно искать, систематизировать и излагать информацию, формулировать и решать исторические проблемы, готовить задания для проверки материала.
- 2 тур – очный или заочный (так называемая домашняя олимпиада). Выполняется письменная работа по решению исторических задач. Участниками 2 тура могут стать все желающие. При выполнении заданий 2 тура предполагается применение учащимися следующих умений и навыков: — соотносить даты и события истории с определенным хронологическим отрезком; — группировать события и явления истории по какому-либо признаку; — показывать знание важнейших фактов, объяснять смысл основных понятий и терминов истории; — выделять общее и различное в исторических событиях; — анализировать исторический источник; — анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (карта, схема, диаграмма, таблица и т.п.); — устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами и явлениями.
- 3 тур – очный (если есть возможность проведения).
Варианты:
- Игра для учащихся 5 – 9 классов «Непобедимая армада».
- Представление презентаций по заданным темам (7 – 9 классы), игра «Интеллектуальное казино» (5 – 6 классы, и могут участвовать учащиеся 7 класса, не создавшие презентаций).
- Защита исследовательских работ или диспут на заданную тему (8 – 9 классы) игра – 5–7 классы.
- Система оценки заданий
- При оценке отдельных заданий надо исходить из сложности вопроса и объема ответа. Есть вопросы, которые требуют однозначного ответа (да, нет, конкретная дата или имя). Такие ответы оцениваются в 1 балл те вопросы, которые развернутого ответа, обобщений, размышлений, аргументов, предлагается оценивать в диапазоне от 1 до 3 баллов либо от 1 до 5 баллов в зависимости от объема ответа. Есть вопросы – проблемные, на них нет однозначного ответа. Важно учитывать не совпадение позиции ученика с позицией учителя, а то, как он аргументирует свое мнение и насколько хорошо знает все точки зрения на проблему и умеет это изложить.
- Оценки, полученные в 1 и 2 турах, суммируются, и по сумме баллов определяется победитель.
- Оценки, полученные за задания в 1 и 2 турах, заносятся в ведомость «Результаты олимпиады» (Приложение № 1), где указывается количество участников.
- Победители олимпиады
- Победителями олимпиады становятся три участника, занявшие 1, 2, 3 места, набравшие максимальное количество баллов (более 50%). Награждаются грамотами.
- Остальные участники могут получить поощрительные грамоты за победу в номинациях: «Хит-рассказ», «Гран-при рассказ», «Самая интересная творческая работа», «Самый активный участник олимпиады»…
- Система поощрений оценкой: — победители (1 – 3 места) каждого тура получают дополнительную текущую оценку «5»; — остальные участники получают дополнительную текущую оценку «4» (во 2 туре необходимо выполнить 30 – 50% заданий).
- Ученики, занявшие 1 место в олимпиаде (по классу) могут участвовать в районной олимпиаде по истории.
- Используемая литература:
- Уткина Э.В. «Школьные олимпиады. История 5 – 9 классы». М.: Айрис-пресс, 2010
Приложение №1
Примерные вопросы по различным периодам истории
Олимпиада по ИДМ
2011 – 2012 уч. год
- Участники: учащиеся 5 класса
- Время проведения: октябрь
- Структура олимпиады: 2 тура
1 тур – заочный – творческая работа.
Задание «Имитация исторического источника».
Тема «Один день из жизни родового старейшины».
Условия: при создании «документа» учащиеся должны стать на место персонажа,
смотреть на мир глазами человека древности, попытаться понять его «изнутри».
Критерии оценки:
— полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –
до 5 баллов;
— грамотность изложения – до 5 баллов;
— оформление: рисунки, шрифт … — до 5 баллов.
Максимальная оценка за работу – 15 баллов.
2 тур – очный – решение исторических задач: чтение и анализ текста; умения
соотнести понятия и определения, проводить вычисления, располагать события
в хронологическом порядке.
Каждое задание имеет свою оценку.
Максимальное количество баллов – 33.
Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 48.
Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.
Олимпиада по истории, 5 класс
Раздел «Жизнь первобытных людей»
1 тур
- Соотнесите понятие с определением:
- Человеческое стадо А) обработка земли с помощью орудий труда;
- Земледелие Б) хозяйство при котором древние люди все
необходимое брали у природы;
- Присваивающее
хозяйство В) коллектив древнейших людей;
- Производящее Г) условная точка, от которой ведется счет лет;
хозяйство
- Эра Д) хозяйство, при котором люди все необходимое
для жизни производили сами;
- Родовая община Е) коллектив людей разумных, в котором жили
родственники и все делали сообща.
- Решите задачи А, Б, В
(Чтобы облегчить решение задач, надо начертить «линию времени» и выставить указанные в условии даты, а затем продумывать решение).
А. В 1900 году археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь?
Б. По преданиям первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 году до н.э., а в 394 году н.э. император Феодосий 1 запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр?
В. В 221 году до н.э. правитель царства Цинь объединил разрозненные государства Китая под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?
- Расположите в хронологическом порядке следующие события:
- Появление древнейших людей на Земле.
- Возникновение земледелия и скотоводства.
- Овладение огнем.
- Появление «человека разумного».
- Появление родовой общины.
- Исправьте ошибки в тексте.
Родовые общины были большими. Несколько родовых общин объединялись в племя. Руководили племенные старейшины и уважаемые вожди. Они собирались на совет старейших. Самый главный из них становился старейшиной. Старейшины племени избирали его на общем собрании.
- Прочтите отрывок текста и ответьте на вопросы:
Искусство – это художественное творчество человека, рисунки и картины, скульптуры и различные украшения. Оно требует особенного мастерства и вдохновения. У животных искусства нет. Древнейший человек тоже не создавал произведений искусства. Его воображение было неразвитым, а руки слишком неловкими. Искусство возникло у «человека разумного». Но неужели он творил просто ради развлечения?
Некоторые ученые считали, что первобытные художники хотели оставить память об удачной охоте. Другие ученые считали, что для наших далеких предков произведения искусства имели особый смысл.
Вопросы:
- Что такое искусство?
- Почему древнейший человек не создавал произведений искусства?
- Какие мнения ученых существуют о причине занятия искусством людей разумных?
Олимпиада по ИСВ
2011 – 2012 уч. год
- Участники: учащиеся 6 класса
- Время проведения: октябрь
- Структура олимпиады: 2 тура
1 тур – заочный – творческая работа.
Задание «Имитация исторического источника».
Тема «Один день из жизни средневековой монахини».
Условия: при создании «документа» учащиеся должны стать на место персонажа,
смотреть на мир глазами человека древности, попытаться понять его «изнутри».
Критерии оценки:
— полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –
до 5 баллов;
— грамотность изложения – до 5 баллов;
— оформление: рисунки, шрифт … — до 5 баллов.
Максимальная оценка за работу – 15 баллов.
2 тур – очный – решение исторических задач: соотнесение событий и дат,
проведение вычислений, расположение событий в хронологическом порядке,
заполнение таблицы, определение исторического лица по его характеристике,
чтение и анализ текста.
Каждое задание имеет свою оценку.
Максимальное количество баллов – 44.
Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 59.
Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.
Олимпиада по истории, 6 класс
Раздел «Живое средневековье» (гл. 1, 2)
1 тур
- Соотнесите даты с событиями:
- 500 г. А) Образование священной Римской империи.
- 800 г. Б) Возникновение государства франков.
- 843 г. В) Верденский договор о разделе империи Карла Великого
- 962 г. Г) Провозглашение Карла Великого императором.
- Решите задачу А, Б
(Начертите «линию времени», выставьте указанные в условии даты, а затем продумывайте решение).
А. Гай Юлий Цезарь погиб в44 году до н.э. в возрасте 56 лет. В каком году он родился?
Б. Арабское государство образовалось в 630 году н.э. Сколько лет ему было бы в этом году?
- Расположите в хронологическом порядке следующие события:
- Падение Западной Римской империи, окончание истории Древнего мира.
- Великое переселение народов.
- Создание Хлодвигом Франкского королевства.
- Появление бенефиция.
- Феодальная раздробленность в Европе.
- Из предложенного списка имен королей Франкского государства составьте таблицу «Династии королевские».
Меровинги |
Каролинги |
Капетинги |
Короли: Карл Толстый, Хлодвиг, Хлоторь, Гуго Капет, Карл Мартелл, Людовик Ленивый, Карл Великий, Пипин Короткий, Хильдерик.
- Объясните значение слов:
Феод, бенефиций, крупные землевладельцы, феодал, феодальная раздробленность, сеньор.
- Исторический портрет.
О ком идет речь? – на карточках
№ 1
№ 7
- Исправьте ошибки в тексте.
Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался герцог: он был высшим судьей в спорах между ними; а во время войны возглавлял войско. Король был сеньором для высшей знати – герцогов и графов. В их владениях насчитывались 1 – 2 деревни, они распоряжались маленькими отрядами воинов. Ниже стояли бароны и виконты – сеньоры герцогов и графов.
Примечание — к заданию № 6.
№ 1. Применяя подкупы, предательство и насилие, он истребил других военных вождей, вместе с которыми завоевывал Галлию. Особенное рвение проявил он в уничтожении своих родственников. И таким образом, он стал королем – единственным верховным правителем государства. Ему подчинялось теперь не одно племя, а население всей страны . Король передавал власть по наследству своим сыновьям. Действия против короля наказывались смертью.
№ 7.
Войско этого короля совершило поход в Испанию. Война с арабами для него была неудачной, и франкам пришлось отступить. Отход войска прикрывал маленький отряд во главе с племянником – графом Роландом. В суровых Пиренейских горах отряд попал в засаду и был полностью перебит в ожесточенном бою с местными жителями-басками.
Олимпиада по новой истории, 7 класс
(2011 – 2012 уч. год)
- Участники – учащиеся 7 класса
- Время проведения – октябрь
- Структура олимпиады – 2 тура
1 тур – заочный – творческая работа.
Задание «Историческое сочинение».
Тема «Дневник русского путешественника по Европе в эпоху Реформации» (с 1517 г. возможно описание одного или нескольких дней; причина: недостаточное количество времени для объемной работы – 2 дня на 1 и 2 тур).
Условия: написать рассказ о событиях, связанных с процессом Реформации от лица русского путешественника.
Критерии оценки:
— полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –
до 5 баллов;
— грамотность изложения – до 5 баллов;
— литературный стиль близок к эпохе – до 5 баллов.
Максимальная оценка за работу – 20 баллов.
2 тур – очный – решение исторических задач: располагать события в хронологическом порядке, объяснить значение терминов, определить, о ком из исторических лиц идет речь, соотносить события с историческими датами, чтение и анализ источников, решение проблемного вопроса.
Каждое задание имеет свою оценку.
Максимальное количество баллов – 61.
Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 81.
Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.
Олимпиада по истории, 7 класс
(Новая история, глава 1)
- Расположите в хронологическом порядке следующие события:
- Аугсбургский религиозный мир.
- Реформация в Европе (начало).
- Великие географические открытия.
- Тридентский собор.
- Религиозные войны в Германии.
- Объясните значение слов:
Мануфактура, капитал, биржа, банк, рассеянная мануфактура, протестанты.
- Исторический портрет (укажите, о ком идет речь, выбрав из предложенных имен исторических деятелей: Джордано Бруно, Карл Пятый, Николай Коперник, Мартин Лютер, Христофор Колумб, Фернан Магеллан).
А) Быть императором в эпоху перемен сложно, особенно во время начала Реформации в Германии, когда вся страна оказалась ввергнутой в вооруженное противостояние, когда император в 1529 году подтвердил решение Вормского сейма о запрете лютеранства …
Б) Этот ученый при помощи сложных вычислений сделал вывод: Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси…. В 1543 году вышла его книга «О вращении небесных сфер», но он был уже при смерти. … Сегодня никто не знает, где его могила.
В) Осенью 1519 года из порта г. Севилья (Испания) на пяти каравеллах его эскадра отправилась на поиски пути к «островам пряностей», идя на запад и обогнув новый континент … Открыли новый океан, назвав его Тихим … Плавание продолжалось 4 месяца.
- Соотнесите события с историческими датами:
1) Начало Реформации А) 1492 год
2) Экспедиция Бартоломеу Диаша Б) 1488 год
3) Открытие Нового Света В) 1517 год
Христофором Колумбом
- Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
Из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери»
(1597) Томаса Делони
В горнице просторной и длинной
Стояло двести станков, прочных и крепких:
На этих станках – истинная правда –
Работали двести человек,
Все в одну шеренгу.
Возле каждого из них
Сидело по прелестному мальчику,
Которые с большим восторгом
Приготовляли челноки.
А тут же в другом помещении
Сто женщин без устали чесали шерсть,
С радостным видом и звонко
Распевая песни.
В следующей комнате, находившейся возле,
Работали сто девушек в красных юбках,
С белыми, как молоко,
Платками на головах.
Эти прелестные девушки не переставая пряли
В этой горнице весь день, распевая нежно-пренежно
Сладкими, как у соловьев, голосами.
После этого они вошли в другую комнату,
Где увидели бедно одетых детей:
Все они сидели и щипали шерсть,
Отбирая самую тонкую от грубой;
Всех их было полтораста, детей бедных,
Слабых родителей;
В награду за свои труды каждый получал вечером
По одному пенни, кроме того,
Что они выпьют и съедят за день,
Что было для этих бедных людей
Немаловажным подспорьем.
В следующем помещении он видит
Еще пятьдесят молодцов:
Это были стригали, показывавшие здесь
Свое искусство и умение.
Тут же, возле них, работали
Целых восемьдесят гладильщиков.
Кроме того, он имел еще красильню,
При которой держал сорок человек,
Да еще на сукновальне двадцать.
Определите, к какому типу предприятия относилось предприятие Джека из
Ньюбери. Найдите в тексте черты предприятия нового типа, указывающие
на его отличия от мастерской ремесленника. Подсчитайте, сколько человек
работало на этом предприятии.
- Проблемный вопрос:
Какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чем вы видите причины того, что лютеранская церковь существует в 21 веке?
Олимпиада по Новой истории, 8 класс
(2011 – 2012 уч. год)
- Участники – учащиеся 8 класса
- Время проведения – октябрь
- Структура олимпиады – 2 тура
1 тур – заочный – творческое задание: составить текст с ошибками по указанной теме.
Темы:
- «Англия: сложный путь к величию и процветанию»
- «Объединение Италии»
- «Германия: на пути к единству».
Условия: из 5 – 8 предложений составить текст, имеющий логическую последовательность изложения, дающий общее представление о происходящих событиях в стране.
Критерии оценки:
— полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –
до 5 баллов;
— грамотность изложения – до 5 баллов.
Максимальная оценка за работу – 10 баллов.
2 тур – очный – решение исторических задач: соотнесение событий и дат; определение исторического лица по его характеристике; расположение событий в хронологическом порядке; объяснение значений терминов, чтение и анализ источника, решение проблемного вопроса.
Каждое задание имеет свою оценку.
Максимальное количество баллов – 40.
Общий максимальный балл (1 и 2 туры) – 50.
Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.
Олимпиада по Новой истории
8 класс
- Соотнесите события с датой:
- 1799 – 1804 гг. А) Первая империя во Франции
- 1804 г. Б) Поход Наполеона в Россию
- 1804 – 1814 гг. В) Период консульства во Франции
- 1812 г. Г) Наполеон Бонапарт становится
«императором французов»
- 1848 – 1849 гг. Д) Революции в Европе («весна народов»)
- Исторический портрет (из предложенных имен определите, о ком идет речь).
А. Стал известен во время Великой французской революции. После переворота 18 – 19 брюмера 1789 года стал главой Французского государства. Занимался восстановлением экономики Франции. При нем у Франции была активная внешняя политика, воевала с Россией.
Б. Эпоху с 1837 по 1901 года В Англии называют по имени этой королевы. Англия в годы ее правления стала «мастерской мира», создает свою колониальную империю.
Политические деятели: Фуше, Наполеон Бонапарт, Эммелина Панкхорст, Виктория.
- Расположите в хронологическом порядке следующие события:
- Разгром империи Наполеона
- Объединение Италии
- Восстановление династии Бурбонов во Франции
- Революции 1848 – 49 гг. в Европе
- Деятельность Бисмарка по объединению Германии.
- Объясните значение слов:
Капитализм, конкуренция, либерализм, индустриальное общество.
- Работа с документом.
Задание: прочитайте документ и сделайте вывод об уровне подготовки Франции к войне с Пруссией.
Из докладной генерала Трошю
(Извлечения)
Генерал Трошю, начальник парижского гарнизона в начале франко-прусской войны, писал о мобилизации солдат: «… С минуты объявления войны сухим путем и морем, в вагонах и на судах, постепенно и хаотично приводятся в движение сформированные части войск, интендантские склады, продовольственные запасы и т.п., загромождая все пути, они скучиваются в огромном числе и совершенно случайно –
в том или другом пункте. Каждому отряду, который высаживаются всегда с недостатками в снаряжении ив беспорядке, какой только возможно представить, говорили: «Разберитесь» — и отряд тут же беспечно отправлялся навстречу неприятелю с этой чисто французской формулой … Не успели еще разобраться, как неприятель нагрянул огромными массами и застал все в невообразимом хаосе».
- Проблемный вопрос:
Как вы считаете, почему в европейской истории первых двух третей
19 века движения протеста и революции были частым явлением?
Почему в Англии, в отличие от Европейского континента, движения протеста не перерастали в революции?
Рекомендации по подготовке к региональному этапу ВсОШ по истории
Тренеры сборной команды Москвы по истории подготовили рекомендации и список полезных ресурсов для участников регионального этапа ВсОШ и их наставников.
Детальная, всесторонняя подготовка к региональному этапу олимпиады является залогом успешного выступления на этом важном конкурсе и создаёт прочную базу для дальнейшей работы при подготовке к заключительному этапу.
Из чего состоит региональный этап ВсОШ по истории
Олимпиада состоит из трёх частей: творческий тур, состоящий из двух частей (исторического проекта и исторического эссе), и тестового тура (третья часть).
Исторический проект представляет собой небольшую работу, заключающуюся в анализе представленного составителями заданий исторического источника или комплекса источников.
Историческое эссе — небольшая творческая работа по заданной теме на основе высказываний историков и современников о событиях и явлениях отечественной истории.
Помните, что ни эссе, ни проект не могут быть пересказом школьного или вузовского учебника или какой-либо прочитанной вами литературы. Это ваши собственные мысли и рассуждения на основе исторического источника или в связи с высказыванием о какой-либо исторической проблематике.
На выполнение творческих заданий отводится три астрономических часа. Это время кажется значительным, но чаще всего, те, кто впервые участвует в региональном этапе, не успевают выполнить большую часть проекта или эссе. Иногда некоторые участники сознательно решают посвятить почти всё время только одному виду работы и практически отказываются от другого, но, как показывает практика, такая тактика никогда не приносит успеха. Во-первых, длинная работа не всегда является высококачественной и приносит много баллов. Во-вторых, заведомо теряя практически половину баллов, которые можно получить за выполнение заданий данного тура, участники тем самым практически лишают себя возможности написать высокобалльную работу и получить в принципе больше, чем половину баллов за весь творческий тур. Поэтому очень важно развить в себе навык написания творческих работ за определённое время. Откройте задания прошлых лет и попробуйте выполнить задания творческого тура, затратив на это строго не более трёх часов. Практика поможет вам грамотно распределить время на самой олимпиаде.
Готовясь к выполнению заданий второго (тестового) тура, не следует тратить время на механическое заучивание большого количества фактов в напрасной попытке угадать, о чём же пойдёт речь в заданиях. Надо понимать, что совершенно нормально, увидев задания, не знать с ходу верный ответ. Само задание (текстовые фрагменты, иллюстрации, карты, табличные данные и т.п.) содержит как раз ту информацию, анализируя которую при опоре на базовые знания школьного курса участники могут прийти к верному ответу. При этом задания, как правило, состоят из нескольких элементов. Даже если вы не можете полностью верно выполнить задание, частичное выполнение всё равно принесёт вам баллы, а полный отказ от выполнения задания — это 0 баллов.
Если какое-то задание вызывает сложности и вы осознаёте, что решить его никак не удаётся, не тратьте на это задание чрезмерно много времени, скорее всего, выполнить его вы всё равно не сможете, но потеряете много времени и не успеете вдуматься и решить те задания, которые бы могли решить, если бы у вас на них осталось время.
Формат проведения олимпиады
Региональный этап ВсОШ по истории проводится в два дня в сроки, установленные Министерством просвещения России. В 2023 году олимпиада пройдёт 24 и 25 января.
Время начала олимпиады определяется в соответствии с установленными в субъектах Российской Федерации временными регламентами.
Как подготовиться к региональному этапу
Подготовка к региональному этапу — это не просто заучивание большого количества фактов, а тренировка применять ваши знания и навыки, полученные в рамках изучения школьной программы, к решению заданий, который носят аналитический характер.
Организаторы олимпиады подготовили для вас список рекомендаций по подготовке к региональному этапу.
При подготовке к олимпиаде также советуем использовать архив заданий и решений прошлых лет, опуликованный на нашем сайте.
Рекомендация для учителей
Олимпиада состоит из трёх частей: творческий тур, состоящий из двух частей (исторического проекта и исторического эссе), и тестового тура (третья часть).
Исторический проект представляет собой небольшую работу, заключающуюся в анализе представленного составителями заданий исторического источника или комплекса источников.
Историческое эссе — небольшая творческая работа по заданной теме на основе высказываний историков и современников о событиях и явлениях отечественной истории.
На выполнение творческих заданий отводится три астрономических часа. Это время кажется значительным, но чаще всего, те, кто впервые участвует в региональном этапе, не успевают выполнить большую часть проекта или эссе. Откройте с участником олимпиады задания прошлых лет и организуйте выполнение участником заданий творческого тура, проследив, чтобы он затратил на это строго не более трёх часов. Это поможет вашим ученикам грамотно распределить время на самой олимпиаде.
Ориентируйте участников, что эссе — это самостоятельно рассуждение на основании предложенного высказывания по исторической проблематике. Для написания хорошего эссе участник должен понимать историческую проблематику, чаще всего связанную с определённым периодом истории России.
Участник сам выбирает тему исторического эссе и потому заранее имеет возможность подготовиться к написанию эссе по конкретному историческому периоду. В этой ситуации вы можете проконсультировать его относительного того, какие вопросы чаще всего обсуждаются в литературе в связи с данным историческим периодом. Подскажите участнику несколько ключевых работ, с которыми ему стоит ознакомиться, готовясь к написанию эссе. Посмотрите с ним темы эссе прошлых лет по данному периоду.
Для успешного написания эссе необходимо поставить четыре задачи, которые участник будет рассматривать в своей работе. Часто непонимание того, как поставить задачи, приводит к написанию не самого удачного эссе. Предложите участнику тему прошлых лет и вместе с ним разберите, используя критерии оценивания, как следовало бы ставить задачи при написании эссе. Это поможет ему, когда он будет работать с высказыванием для эссе, на самой олимпиаде.
Объясните участнику, что исторический проект пишется строго на основании предложенного исторического источника. Наиболее распространенная ошибка участников — это пересказ школьного учебника, который им кажется имеющим отношение к теме проекта. Попыток проанализировать источник зачастую вовсе не предпринимается. Обратите внимание ученика на то, что в историческом проекте для них сформулированы конкретные вопросы, на которые невозможно ответить, не вчитавшись в предложенные источники, так как информация для ответа содержится именно в них.
Помогая подготовиться к выполнению заданий второго (тестового) тура, надо объяснить ученикам, что им не следует тратить время на механическое заучивание большого количества фактов. Надо объяснить, что совершенно нормально, увидев задания, не знать верный ответ с ходу. Надо показать, что само задание (текстовые фрагменты, иллюстрации, карты, табличные данные и т.п.) содержит как раз ту информацию, анализируя которую при опоре на базовые знания школьного курса участники могут прийти к верному ответу. Имеет смысл вместе с учениками разобрать задания прошлых лет. Предложите им установить, какая информация в заданиях позволяет дать верные ответы. Нужно показать, что если какое-то задание вызывает у вашего ученика сложности, и он осознает, что выполнить его никак не удаётся, то, скорее всего, это задание у него решить всё равно не получится, но он потеряет много времени и не успеет вдуматься и сделать те задания, которые мог бы решить, если бы у него на них осталось время.
Удачи!
Список полезных ресурсов для подготовки к олимпиаде доступен для скачивания по ссылке.
Подробнее о занятиях ЦПМ по истории
Подготовка к экспресс конкурсам или олимпиадам – дело хлопотное, но как приятно, когда лучшие вузы страны предлагают тебе стать их абитуриентом, а у тебя есть возможность выбрать тот, который тебе подходит больше всего, а не тот, куда пройдешь по баллам. Только ради этого стоит постараться и выиграть олимпиаду.
Однако, чтобы стать победителем олимпиады по истории, а не просто участником стоит уделять большое внимание подготовке к олимпиаде. Как правильно подготовиться к олимпиаде по истории, спросите вы? Понятно, что нужно учить, однако этот ответ слишком размытый, и из него не ясно, что именно учить, и на какие темы делать упор?
Постоянные тренировки дадут результат
Нередки случаи, когда учащийся с прекрасным багажом знаний по предмету, показывал куда худшие результаты нежели уверенный в своих силах, собранный и спокойный ученик.
Как правильно подготовиться к олимпиаде по истории? Что предпринять, чтобы не разочароваться в конкурсе и не потерять веру в себя? Этот вопрос волнует большинство участников.
Первое, что стоит сделать при подготовке к олимпиаде, – это собраться, перестать бездумно зубрить материал и поверить в то, что вы достойны победы. Не распыляйтесь, даже если вы прекрасно знаете материал по нескольким предметам, лучше уделите всё имеющееся у вас время подготовке к одной олимпиаде.
Не будьте излишне самоуверенны в своих знаниях, даже если вы прекрасно знаете материал, это ещё не значит, что вы не должны его повторять и приобретать новые знания, самосовершенствование наше всё. Уделяйте изучению материала как минимум по часу в день, это в первую очередь вселит в вас уверенность в ваших знаниях, и, во-вторых, повысит шансы на победу.
Девиз «новое – это хорошо забытое старое» действует не всегда! Изучайте не только труды классиков, но и современных авторов. Не исключено, что их мышление и подход скорее найдут отклик в вашей душе и легче отпечатаются в памяти.
Антиштамп – это, наверное, была бы самая востребованная программа для проверки работ для любого преподавателя, в том числе и для проверяющих результаты олимпиад. Если хотите выделиться из множества конкурсантов, не мыслите шаблонно, удивите комиссию свежим взглядом на, казалось бы, давно изученные факты.
Не важно, готовитесь вы к интеллектуальным состязаниям или нет, уроки и домашнее задание никто не отменял. Если зациклиться на подготовке к одному предмету, остальные могут пострадать, чтобы этого не произошло, уделяйте достаточное количество времени домашним заданиям.
Помните, что большинство великих людей получили библиотечное образование, знаний, получаемых в школе не хватит для победы в олимпиаде, изучайте предмет расширенно и планомерно увеличивайте объем ваших познаний в выбранной сфере.
И последнее, но немаловажное, не изучайте материал в последний день, лучше выйдите на прогулку в парк или встретьтесь с друзьями и постарайтесь выспаться, красные глаза и гудящая от недосыпа голова еще никому не добавляли знаний.
Что важно знать при подготовке к олимпиаде по истории?
Именно эта мысль занимает учащихся, углубленно изучающих предмет. Зачастую это вызывает у них панику и ощущение собственной непроходимой глупости. Главное в такой ситуации помнить, что знать всё невозможно, и тщательно проанализировать пробелы в своих знаниях. Дальше можно их заполнить, главное не увлекаться какой-то определенной темой или периодом, оставляя другие нетронутыми.
Чем больше узнаешь, тем больше понимаешь что область твоих знаний катастрофически мала, возникает вопрос каким темам уделить больше внимания, а каким хватит поверхностного изучения? Во-первых, стоит помнить, что надо хорошо знать все темы, поверхностных знаний для конкурсов не хватит, другое дело что есть темы, которые стоит изучить углубленно.
Стоит очень хорошо ориентироваться не только в фактах и датах, касающихся своей страны, но и во всемирной истории. Разбираться надо не только в одном предмете, но и в целом быть эрудированным человеком.
Любая олимпиада может включать в себя задания, выходящие за рамки школьной программы, а значит знать надо больше, чем того требует учебный план. Хорошо разбираться рекомендуется не только в истории, но и в литературе, живописи, психологии и философии.
Уделяйте внимание анализу источников, потому как подобное задание вполне может вам попасться, плюс если вы собираетесь связать свою жизнь с деятельностью на историческом поприще, то умение грамотно проанализировать статью, работу или книгу вам пригодиться.
Как провести подготовку к олимпиаде по истории?
Предмет выбран, цель поставлена, а вот как к ней прийти остается вопросом. Как подготовится к олимпиаде так, чтоб потом не было стыдно смотреть в глаза преподавателям и одноклассникам. Вот некоторые пункты, которые помогут вам подготовиться к олимпиаде:
- Составьте четкий план и идите по нему, если вы не знаете, что именно в него включить, то посоветуйтесь с преподавателем, поинтересуйтесь у победителей олимпиад, как они шли к своей цели.
- Полюбите предмет, чтобы показать хорошие результаты на ФГОС, выберите предмет, который вам нравится больше всего, а не тот, который вам советуют родные или к которому у вас есть предрасположенность. Если вы выиграете олимпиаду, то у вас будут все шансы поступить на исторический факультет, и если вы не видите себя в этой профессии, то лучше поищите стезю, которая будет вам по душе.
- Учеба в радость, вот как должна выглядеть подготовка к олимпиаде. Если вместо того чтоб пойти в кино с друзьями или посмотреть новую серию Игры престолов, вы слушаете лекцию по истории России или читаете о жизни Распутина, причём не потому что рядом с ружьём стоит грозный родитель или преподаватель, а по той причине, что для вас это лучший отдых, то тогда вы обречены на победу, может не в этом году, но в следующем точно.
- Окружите себя единомышленниками. Постарайтесь чтобы в вашем окружении были люди со схожими целями и увлечениями.
- Пересказал, значит запомнил. Пересказывайте кому-то изученное, это поможет вам лучше запомнить материал, а если собеседник еще и начнет задавать вопросы по теме, это будет идеально ведь так легче обнаружить пробелы в знаниях.
- Задавайте вопросы. Даже если все вроде понятно, в любой теме есть множество нюансов, которые мы обнаруживаем только дома, и начинается поиск ответов на вопросы. Чтобы этого не происходило, задавайте вопросы еще на уроке, это сэкономит вам время и позволит лучше понимать предмет.
Ресурсы для подготовки к олимпиаде по истории
Для подготовки к ФГОС нужно для начала определить, как ваш мозг лучше воспринимает информацию. Одни запоминают информацию на слух, другим легче прочитать книгу пару раз, чтобы запомнить основные моменты, третьи с легкостью воспроизведут информацию, увиденную в фильме, четвертым ничего не стоит повторить вопросы викторины и ответы на них, пятым помогают ассоциации. Поэтому, ресурсы можно подразделить на следующие:
Книги, подойдут для тех, кому легче запоминается напечатанная информация. Обязательно изучите историю вашего государства, не обойдите вниманием историю искусства, проштудируйте советский период и его знаковые даты.
Аудиокниги прекрасно подойдут тем, кто предпочитает усваивать информацию на слух, их плюс в том, что изучать тему вы можете, когда и где захотите, не загромождая сумку или рюкзак огромными талмудами. Лайфхак, если аудиокниги нет или она дорого стоит, прочитайте её вслух и запишите на диктофон.
Исторические фильмы также являются помощниками для подготовки к олимпиадам, так можно обмануть мозг, который напрочь отказывается воспринимать информацию из книг.
Викторины и список вопросов с прошлых олимпиад помогут вам определить уровень вашей подготовки и своевременно выучить необходимую информацию, сайты с ними найти не составит большого труда. Ассоциации помогут людям с богатым воображением запомнить даты имена и места проведения тех или иных действий.
При наборе олимпиадников, многие организаторы невольно поддерживают миф, что для участия не требуется особенной подготовки и вполне хватит школьной программы. Увы, это является правдой только для некоторых подготовительных этапов и отборочных туров. Но на любой относительно серьезной олимпиаде требуется знать больше, чем написано в одном только школьном учебнике.
В отношении олимпиады по истории вышесказанное особенно актуально. Эта наука – намного больше, чем перечень имен и дат. Историки анализируют события прошлого, определяя процессы, которые привели к тому или иному повороту в развитии конкретной цивилизации, нации, технологии, культурного течения, и т.д.
В ходе подготовки к олимпиаде по истории нужно следовать нескольким принципам:
- Записывать ключевые даты. Сразу запомнить все цифры не удастся, но запись от руки облегчит процесс.
- Записывать основные исторические события и связанных с ними личностей (а также суть и размер их влияния). Тот же нюанс, что и с датами, но здесь после одной записи будет запомнено гораздо больше.
- Проверять источники. В современном мире доверять одному лишь информационному сайту или учебнику не стоит. Лучше проверить все факты минимум по двум-трем источникам (не забывая про официальный сайт ).
Соблюдая эти принципы, олимпиадник сможет сделать процесс подготовки максимально эффективным.
Основные ресурсы для подготовки для олимпиады по истории
Теперь о том, какие ресурсы можно использовать при подготовке к олимпиаде по истории. Основной перечень источников информации включает:
- школьную программу;
- дополнительную литературу;
- лекции и статьи с сайтов в интернете;
- задания прошедших олимпиад по истории;
- советы опытных олимпиадников.
Каждый из этих источников нужно рассмотреть подробнее.
Школьная программа по истории при олимпиадной подготовке
Да, в ходе олимпиады могут попасться вопросы, связанные с датами и событиями, не освещенными в школьной программе. Но все равно она составляет основу тестов, используемых на таких соревнованиях. И подготовка к олимпиаде не является оправданием для пропуска занятий или невнимательного отношения к учебе.
Кроме того, учителя, как и школа в целом, заинтересованы в успехе школьников, которые участвуют в олимпиаде (это значительно поднимает престиж учебного заведения). Поэтому договориться о дополнительных занятиях или хотя бы получить ценные советы от учителя будет не трудно.
Дополнительная литература по предмету
Но школьной программы все равно будет мало, поэтому рекомендуется ознакомиться с дополнительной литературой. Конечно, искать труды по всем историческим периодам и событиям не надо. Лучше остановиться на наиболее значимых датах и найти связанные с ними интересные подробности.
Чтобы знать, к какой именно литературе обращаться, можно изучить сайт организаторов олимпиады. Как правило, там имеется вся соответствующая информация, со списком авторов и их трудов, которые рекомендуется изучить олимпиадникам на подготовительном этапе.
Лекции и статьи с сайтов в интернете
Интернет – основной источник информации для современных школьников. Здесь можно найти буквально все, что угодно, и, благодаря новым технологиям, закачать хоть всю школьную программу на телефон.
В первую очередь лучше ознакомиться с информацией, представленной на официальном сайте организаторов олимпиады. Там можно найти не только список рекомендуемой к прочтению литературы, но и примеры прошлогодних олимпиадных тестов. Изучив и пройдя их, школьник будет лучше представлять, что его ждет.
Задания прошедших олимпиад
И еще раз про задания, выложенные на сайте олимпиады. Хотя каждый год содержание тестов немного меняется, основа (особенно если говорить про такой предмет, как история) остается неизменной.
Поэтому, одна из основных рекомендаций для будущих олимпиадников – попробовать пройти прошлогодние тесты олимпиады по истории самостоятельно. После этого можно сравнить свои ответы с ключами и подсчитать примерное число баллов. Подобная проверка наглядно покажет, насколько школьник готов к олимпиаде.
Советы опытных олимпиадников
Не стоит забывать, что олимпиада – это, в первую очередь, победа над собой, над своими возможностями. Не победа над другими участниками. Поэтому такой жесткой конкуренции здесь нет. Как следствие, нет ничего зазорного или тем более глупого в том, чтобы обратиться к тем школьникам, которые участвовали в прошлогодних олимпиадах.
Именно опытные олимпиадники могут подсказать, на что лучше обращать внимание при подготовке, и рассказать, как все происходит. Моральная подготовка – немаловажный аспект, и знание организационных моментов поможет участнику собраться и успокоиться перед началом тестирования.
Советы при подготовке к олимпиаде по истории
Ну и наконец стоит привести некоторые советы от опытных олимпиадников, участвовавших в множестве . Используя эти рекомендации, новые участники значительно повысят свои шансы на победу.
Первый совет – не начинать подготовительный процесс с заучивания схем, перечней дат и таблиц. Это подходит в том случае, если школьник повторяет пройденный материал, но никак не помогает при формировании базовых знаний.
Второй совет – тщательно выбирать факты и даты для запоминания. Мало кто будет требовать знания лет жизни третьей фаворитки Людовика XIV, если она ничем не «выделилась», кроме как самим фактом интереса со стороны монарха. С другой стороны, если эта фаворитка оказала значительное влияние на внутреннюю или внешнюю политику конкретной страны – лучше узнать о ней побольше.
Третий совет – в ходе подготовки изучать труды не только маститых ученых, но и современных авторов. В их работах можно найти мысли и факты, которые не были рассмотрены у «классиков».
Четвертый совет – уделять значительное внимание подготовке к написанию эссе. Лучше сначала определиться с собственным мнением по конкретному историческому событию или личности. Только после этого можно приступать к написанию текста, подкрепляя свою точку зрения историографией и фактами.
Пятый совет – не забывать про анализ исторических источников. У современника более позднего историка могут быть разные точки зрения на одно и то же события. И отстаивая свое мнение, они могут даже упустить из виду важные факты. Наконец, такой подход не только является показателем старательности олимпиадника. Он делает весь процесс подготовки и написания эссе намного увлекательнее.
Шестой совет – проводя анализ и отстаивая свою точку зрения, не стоит увлекаться, превращая свою работу в «диванную аналитику». Проверяющих это не впечатлит.
Седьмой совет – отвечая на вопросы, лучше избегать штампов и «пустых» фраз, вроде «Канцлер Бисмарк оказал большое влияние на историю Германии». Хоть эта фраза и звучит, но имя Бисмарка здесь можно заменить на имя любого немецкого деятеля.
И восьмой, последний совет – читать больше дополнительной литературы, посещать экскурсии по музеям и любыми другими способами повышать свой уровень эрудиции. Это значительно повысит шансы олимпиадника на победу или хотя бы достойный результат на олимпиаде.