Как составить олимпиаду по русскому языку для 5 класса

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС

№ задания

Формулировка задания и критерии оценивания

Максимальное количество баллов

1.

Расставь ударение в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства.

За каждый правильный ответ: 1 балл

5

2.

Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.

Рубка, стол, клад, лапа, укус.

За каждый правильный ответ: 1 балл

5

3.

Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

                                     Бока.  Сахар

За каждое расшифрованное слово 0,5 балла.

7

4.

Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.

а) лето

б) счетчик

в) подъезд

г) поздняя

д) юный

За каждый правильный ответ 1 балл.

3

5.

Прочитай стихотворение, выпиши слова, родственные слову «вода».

Дождик льёт — кругом вода,

Мокнут столб и провода.

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстро вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод —

На земле водоворот.

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.

3

6.

Запиши слова, значение которых определено через исходное слово. 

а) «тот, кто обманывает»

б) «маленький огурец»

в) «слегка горький»

г) «тот, кто читает»

д) «там, где растёт малина»

За каждый правильный ответ 1 балл.

5

7.

Составь и запиши слово, используя следующие подсказки:

Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход.

3

8.

Ученик списывал художественную миниатюру Фёдора Абрамова под названием «Февраль» и что-то напутал. Замени выделенные слова антонимами и восстанови авторский текст.

В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим кедром.

За каждое правильно заменённое слово 1 балл.

6

9.

Выдели главное слово (с нейтральным оттенком) в данном ряду:

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить

1

10.

Докажи, что перед тобой абсолютно разные слова.

слизала — слезала

3

11.

Восстанови фразеологизм по данной его части, запиши получившиеся сочетания.

а) заклятый …

б) закадычный …

в)     … баклуши

За каждый правильно восстановленный фразеологизм 1 балл.

3

12.

Отметь существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.

а) ромашки

б) брюки

в) овощи

г) пироги

д) сутки

2

13.

Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И:

1) рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк..
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад..
3) запах полын.., сирен.., зелен..

1

14.

Вставь пропущенные буквы.

Люди пишут, а время ст…рает,

Всё ст…рает, что может ст…реть.

Но скажи — если слух ум..рает,

Разве должен и звук ум…реть?

За каждую правильно вставленную букву 1 балл.

5

15.

Вставь пропущенные буквы:

а) реж..шь

б) отвеча..шь

в) ман..шь

г) барабан..шь

д) вид..шь

За каждый правильный ответ 1 балл.

5

16.

Вставь пропущенные буквы:

а) в..лосок

б) ф..нари

в) с..лат

г) в..трина,

д) ч..совщик

За каждый правильный ответ 1 балл.

5

17.

Вставь букву Т там, где необходимо:

а) Вкус_ный

б) Свис_нул

в) Мес_ность

г) Гиган_ский

д) Поз_ний

За каждый правильный ответ 1 балл

5

18.

Вставь пропущенные буквы.

а) бур(?)ян

б) об(?)явить

в) с(?)есть

г) бар(?)ер

д) раз(?)единить

За каждый правильный ответ 1 балл

5

19.

Вычеркни лишнее слово в данном ряду:

Растущий, прорастающий, простейший, росточек;

1

20.

Вставь пропущенную букву:

а) предл…гать ничью

б) прил…жение к журналу

в) популярное изл…жение

г) густо р…сти

д) маленький р…сток

За каждый правильный ответ 1 балл

5

21.

Вставь пропущенную букву

а) трудолюбивые пч..лы

б) спелый крыж..вник

в) ж..лтый одуванчик,

г) мягкая ш..рстка

д) ровный ш..в

За каждый правильный ответ 1 балл

5

22.

Отметь ряд слов, в котором пропущена буква И:

  1. ц..ган, огурц.., ц..плёнок;
  2. ц..рк, ц..линдр, революц..я;
  3. бледнолиц..й, лисиц..н, ц..фра.

1

23.

Подчеркни выделенные слова как члены предложения.

Когда кошка оплакивает мышь, не верь ей.

2

24.

Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.

Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.

а) изредка снег;

б) снег срывался;

в) срывался с ветвей;

г) на землю;

д) падал на землю;

е) изредка срывался;

ж) падал хлопьями;

з) тяжёлыми хлопьями.

За каждый правильный ответ 1 балл.

3

25.

Расставь в тексте знаки препинания.

Конь вышел вытянул голову заржал.

Филька разломил буханку посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой подумал а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок обнюхал Фильку и взял второй кусок.

Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб фыркает.

Все улыбаются радуются. Только старая сорока сидит на раките и трещит. Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.

6

26.

Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.

1) Они раскачивались и шумели.

2) Сосны толпились у берега

3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни.

4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.

5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу.

5

Максимальное количество баллов за олимпиаду — 100.

1 место — 90-100 баллов.

2 место — 80-89 баллов.

3 место — 70-79 баллов.

№ задания

Ответы к заданиям

1.

тОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, срЕдства.

2.

трубка, столб, склад, лампа, уксус.

3.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Дом № шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить.

                                     Пока.  Захар

5.

Вода, водоотвод, водоворот

6.

а) обманщик

б) огурчик

в) горьковатый

г) читатель

д) малинник

8.

В начале февраля весна сделала свой первый налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять зазеленели. И весело и волнующе запахло оттаявшим кедром.

10.

Кошка слизала всю сметану.

Кошка долго слезала с дерева.

11.

а) заклятый враг

б) закадычный друг

в) бить баклуши

г) пропускать мимо ушей

д) развесить уши

14.

Люди пишут, а время стирает,

Всё стирает, что может стереть.

Но скажи — если слух умирает,

Разве должен и звук умереть?

15.

а) режешь

б) отвечаешь

в) манишь

г) барабанишь

д) видишь

16.

а) волосок

б) фонари

в) салат

г) витрина,

д) часовщик

17.

а) Вкусный

б) Свистнул

в) Местность

г) Гигантский

д) Поздний

18.

а) бурьян

б) объявить

в) съесть

г) барьер

д) разъединить

20.

а) Предлагать ничью

б) Приложение к журналу

в) популярное изложение

г) густо расти

д) маленький росток

21.

а) трудолюбивые пчёлы

б) спелый крыжовник

в) жёлтый одуванчик,

г) мягкая шёрстка

д) ровный шов

23.

Когда кошка (подлежащее) оплакивает мышь (дополнение), не верь ей.

25.

        Конь вышел, вытянул голову, заржал.

Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой, подумал, а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок.

Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб, фыркает.

Все улыбаются, радуются. Только старая сорока сидит на раките и трещит. Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.

Олимпиада
по русскому языку . 5класс.

Вопросы
и задания.

1. Найди  в стихотворении слова, в которых
буквы е, ё ,ю, я обозначают два звука.

 Тюлень ел рыбу целый день,

Объелся рыбою тюлень.

Тюленя одолела лень..(3 балла)

2. Расставьте ударение в словах.

Баловать, звонишь, кухонный, положишь,
клала, начать.(6 баллов)

3. Иногда мы употребляем выражение от а
до я
, что означает «от начала до конца»,»всё на свете».Почем
у
до реформы русской  азбуки(1918) в этом случае говорили от аза до ижицы?(2
балла)

4. Подберите антоним к слову живот,
встречающемуся в выражениях живота не жалеть, живот положить.? (4 балла)

5. Выделите в словах приставки контрудар,
безграмотный, вклеить, подгруппа, предобрый, вынырнуть, доледниковый, залечить.
(8 баллов)

6. Составьте слова по данным схемам:
приставка суффикс лив , окончание; корень, суффикс ов,окончание; корень,
суффикс ист, окончание.(3 балла)

7. Запишите в один столбик однокоренные
слова, а в другой – формы одного и того же слова.

Мести, каток, ходят, тихий, кличу орешек,
хожу, мельница, прилягу, сухой, кликать, метёт, покачу, тишина, орехи, езжу,
мельничный, приляжешь, сушить, ездят.(7 баллов)

 8.  Во что превратятся  глаголы мели,
окуни, пряди, соли, если переставить ударение с последнего слога на первый? (3
балла)

9. Найдите «лишние» слова .обоснуйте
ответ.

1. окно, звено, давно, прошмыгнуло.

2. лесной ,лесного, лесник, лесным. (5
баллов)

10.Определите род имен существительных

 Бандероль, тюль, фасоль, шампунь, овощ.(5
баллов)

11.Выполните синтаксический разбор
предложения 

Днём и ночью с камнем и бетоном по шоссе
летят грузовики. (5 баллов)

12 В каких предложениях правильно подчёркнуты
подлежащие?

1.Веселые отблески огня играли  на
стекле.

2. На печке две девочки сладко
посапывали.

3. Валентинка  вспомнила сказку про
Ивашечку.

4.Дед бережно вынул из конверта письмо.

5. Герда – смелая  и добрая
девочка.

6. Скинуло кафтан зелёный лето. (5
баллов)

Всего 44 балла

Ответы
на задания олимпиады.

1.  Ел(ЙЭ), объелся(ЙЭ),
рыбою (ЙУ)  3 балла

2.БаловАть, звонИшь, кУхонный, полОжишь,
клАла, начАть.6 баллов

3.До реформы русской  графики(1918) первой
буквой в азбуке была буква «аз» ,а последней –

«  ижица».2 балла

4.
Антоним к слову живот-смерть; слово живот  в древнерусском языке означало
«жизнь»(жизни не жалеть, жизнь положить).4 балла

5
Контр-удар, без-грамотный, в-клеить, под-группа, пре-добрый, вы-нырнуть,
до-ледниковый, за-лечить 8 баллов

6. Счастливый, сливовый, серебристый.3
балла

7
.

Однокоренные
слова

Формы
одного и того же слова

Каток- 
покачу

Мести-
метёт

Тихий — тишина

Ходят-
хожу

Орешек —
 орехи

кличу
-кликать

мельница
— мельничный

Прилягу 
-приляжешь

Сухой-  сушить

Езжу-
ездят

 (7 баллов)

8
. Если переставить ударение с последнего слога на первый , то данные глаголы
превратятся в имена существительные  мели, окуни, пряди, соли
 (3 балла)

9.
1. Давно – наречие. не имеет окончания, о – это суффикс.

2. Лесник- -все остальные слова  являются
формой одного и того слова –лесной. (5 баллов)

10.Бандероль- ж.р, , тюль- м.р. , фасоль-
ж.р , шампунь- м.р , овощ- м.р..(5 баллов)

11. Днём
и ночью с камнем и бетоном   по шоссе     летят   грузовики.
Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено
однородными членами.

11. 1,3,5 – 5 баллов.

Итого : 44 балла

Использованная литература.

В.А. Малюгина Олимпиады по русскому языку
5-6 классы: М, ВАКО ,2013

Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 1)

Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

1. Расставьте ударения в следующих словах:

Алфавит, партер, средства, положил, красивее, документ, километр, хозяева, обеспечение, позвонит, крапива, коклюш, форзац, торты, взяла, искра, компас, кулинария, квартал, свекла.

2. Разнесите по столбикам слова, определив, сколько звуков в слове: яма, мал, он, солью, возьму, подъезд, юг, а, я, съёмка.

1 звук

2 звука

3 звука

4 звука

5 звука

6 звуков

7 звуков

3. У А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» дед, возмущённый жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?» Что это за белена и к кому  в народе относятся слова: «Он точно белены объелся?»

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4. Запишите слова, соответствующие схемам (по два примера):

а) приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание;

_________________________________________________________________________________

б) приставка + корень + суффикс;

_________________________________________________________________________________

в) корень + суффикс + окончание.

_________________________________________________________________________________

5. Укажите предложение, построенное по схеме  [_____  _. _. _. _._ ].

1.Утро сегодня холодное.

2.Овраг зарос цветами.

3.Мне позвонили из школы.

4.Снег засыпал дороги.

6. Какое из данных слов является родственным слову  водить? Докажите свою точку зрения.

а) наводнение, б) водяной, в) подводный, г) перевод, д) водовоз.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

7. Напишите слова, значение которых дано ниже:

а) место на реке, где её можно перейти – _________________________________________________

б) отверстие вулкана – _________________________________________________________________

в) место, где скрещиваются улицы – _____________________________________________________

г) речь, произнесённая одним актёром – __________________________________________________

д) наука о небесных светилах – _________________________________________________________

8. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой самый памятный день».

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 2)

Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. Расставьте ударения в следующих словах:

Алфа­вит, положила, документ, портфель, километр, партер, средства, шофер.

  1. О чем идет речь в этих загадках-шутках? Запиши­те все угаданные фразеологизмы.

а) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; если чего-то не понимают, не замечают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. ____________________________

____________________________________________________________________________________

б) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. ______________

_____________________________________________________________________________________

в) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. ___________________________________________________________________________

3. Выпишите из стихотворения сначала однокоренные слова к прилагательному синий, а затем формы этого слова. Последнее слово в цепочке однокоренных разберите по составу.

Вечер зимний в небе синем

Звезды синие зажег.

Ветки сыплют синий иней

На подсиненный снежок.

За ветвями дом синеет,

Крытый синей ватой.

Тени ходят по стене

Сеткой синеватой. (В. Фетисов)

Однокоренные слова: __________________________________________________________________

Формы слова: ________________________________________________________________________

4. Замените в словосочетаниях прилагательные другими, противоположными по смыслу.

а) ручной зверь

г) легкомысленный человек

б) глубокая река

) ленивый ученик

в) жид­кий суп

5. Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань.

а) Есть _________________ и моему терпению. б) У куба шесть _________________. в) Ра­неный солдат находился на _________________ жизни и смерти. г) В по­следние годы в нашей стране увеличивается поток ту­ристов из-за _________________ . д) Небольшая речка служила естественн… _________________ между деревнями. е) Пограничники охраняют_________________ нашей Родины. ж) Важно в любой ситуации держать себя в _________________ приличия.

6. Выполните синтаксический разбор предложения из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Объясните лексическое значение прилагательного.

Карло схватил Джузеппе за сизый нос.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

7. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

На ст__ле где оч__тились с__лдатики было много раз­ных игруш__к но больше вc__гo бр__сался (в)глаза ч__дес__ный дв__рец из к__ртона. Скво(з,с)ь мал__нькие окна можно было вид__ть дв__рц__вые покои; пере__ самым дв__рц__м, вокру__ маленького зерк__льца, к__торое изоб­ражало оз__ро, ст__яли д__р__вца а (по)оз__ру плавали и любовались св__им отражением в__сковые леб__ди. Все это было ч__до как мило, но милее всего была барышня, стоявшая (на)самом п__рог__ дв__рца. Она тоже была выр__зана из бумаг__ и одета в юб__ч__ку из т__нчайш__ батиста; ч__р__з пл__чо (у)нее шла уз__нькая г__лубая ленточ__ка в виде шарфа а на груди св__ркала розетка в__лич__ною с лицо самой барышни.

Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 3)

Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. Замените данные устойчивые словосочетания одним глаголом, имеющим то же значение.

а) клевать носом – ___________________________________________

б) душа в пятки ушла – _______________________________________

в) делать из мухи слона – _____________________________________

г) унести ноги – _____________________________________________

д) зарубить на носу – _________________________________________

  1. Определите количество звуков в следующих сло­вах:

Яков ____________________

лампа ___________________

просьба _________________

вялый ___________________

вьюн ____________________

гвоздь __________________

я _____________________

они ___________________

отъезд________________

3. Вставьте в предложения вместо точек глаголы, об­разованные от глагола резать приста-вочным способом (приставки на-, под-, с-, про, по).

а) Надо немного ___________________ кусты сирени, а то они слишком тянутся вверх.

б) Этот нож очень острый, я боюсь _______________________ палец.

в) Пастушок решил ________________________ тростник, ___________________ в нем дыроч­ки и сделать себе дудочку.

г) Я хочу ________________________ несколько роз для бабушки.

д) Папа _________________________ хлеб и подал его к столу.

4. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

а) Багровый, багряный, алый, пунцовый, сиреневый, рубиновый, пурпуровый.

Объяснение: __________________________________________________________________________

б) Красивый, прекрасный, хорошенький, красавец, миловидный, пригожий.

Объяснение: __________________________________________________________________________

5. Сначала выпишите все однокоренные слова, затем формы одного слова. Какое слово не вошло ни в одну из групп? Почему?

Вода, водный, подводник, водолаз, водные, водным, води­тель, водопад, водными, водомерка, водопадный, водная.

Однокоренные слова: ___________________________________________________________________

Формы слова: _________________________________________________________________________

Слово, которое не вошло ни в одну из групп, ______________________________________________

______________________________________________________________________________________

6. Выполните синтаксический разбор предложения из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Подберите к прилагательным синоним и антоним.

Старый умный сверчок тяжело вздохнул, пошевелил усами и уполз за печку.

_____________________________________________________________________________________

прилагательное

синоним

антоним

7. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Поз__но веч__ром всех оловянных с__лдатиков ул__жили в к__ро(б, п)ку, и все люди в дом__ л__гли спать. Т__перь игрушки сами стали играть в гос__ти в в__йну и в бал. Оловянные с__лдатики пр__нялись стуч__ть (в)стенки к__ро(б,п)ки — они тоже х__тели играть но (не)могли пр__поднять крышки. Щ__лкунчик кувыркался гри­фель пл__сал по д__ске; п__днялся такой шум и гам, что пр__снулась канарейка и тоже заг__в__рила, да ещ__ ст__хами! (Не)трогались с места только танц__вщица и оло­вянный с__лдатик: она по-прежнему д__ржалась на вы­тянутом н__ске, пр__стирая руки вперё__, он бодро ст__ял под ружьём и (не)св__дил (с)неё гла(з,с).

(Г.-Х. Андерсен)

Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 4)

Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. Посчитайте, сколько в каждом слове букв и звуков. Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв:

весна ___________________

ясли ____________________

перемена ________________

еда ____________________

вода____________________

красная ________________

яблоко _________________

вьюга __________________

  1. Определите и подчеркните лишнее слово среди приведенных, раз­берите его по составу:

поднос, носильщик, переносица, за­нос, подношение.

Подчёркнутое слово является лишним, потому что ____________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. В старину на Руси соль была достаточно дорогим продуктом. Ее привозили из дальних стран, налог на соль был очень высоким.

Сейчас мы солим пищу во время ее приготовления, но на Руси было иначе. Варили, жарили, пекли без соли, а хозяин за столом солил уже готовое блюдо. Иногда, чтобы показать свое расположение, хорошее отношение гостю, он пищу пересаливал, а иногда наоборот.

Какой фразеологизм родился из этого исторического факта? Каково его значение?

____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. Ответьте на шутливые вопросы. Вам понадобятся не только знания языка, но и смекалка.

а) Как с помощью одних личных сказать, что фрукты чистые? _____________________________

б) Как превратить оценку в вечер танцев? _______________________________________________

в) Как превратить сооружение для ремонта кораблей в собаку? _____________________________

5. Раскройте скобки, записав слова в нужной форме.

а) Игру судит (компетентн____) жюри.

б) В кабинете музыки стоит (чёрн____) рояль.

в) Крышу нужно покрыть (толь — _____________________ ), чтобы она не текла.

г) Мальчик гордится (сво____) (табел_____).

д) Транспорт двигался по (асфальтированн________) шоссе.

е) Перед праздником мама с дочкой чисто при­брали в комнате, на окна повесили (красив____) тюль.

ж) Мы с подругой выпили по чашечке (черн____) кофе.

6. Выполните синтаксический разбор предложения. Из какого оно произведения? Кто его автор?

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Старый скв__рец

Скв__рцы выв__лись и ул__тели и д__вно уже их мес­то в скв__ре__нике зан__то в__роб__ями. Но до сих пор на ту же ябл__ню пр__летает в х__рошее р__систое утро старый скв__рец и поет.

Вот странно, к__залось бы, все уже кончено, самка уже д__вно выв__ла, д__теныши выр__сли и ул__тели. Для чего же старый скв__рец пр__летает каждое утро на ябл__ню где прошла его весна и поет?

Уд__вляюсь скв__рцу, и под песню его косноязычную и см__шную сам в какой-то неясной н__дежде, ни для чего иногда тоже кое-что соч__ню.

(М. Пришвин)

Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 5)

Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. Ее заваривают, расхлебывают, ее просит рваная обувь. Что это? Назовите все встретившиеся фразеоло­гизмы.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. В современном русском языке существует выра­жение «от а до я», что означает «от начала до конца», «все на свете». Объясните, почему до реформы русского языка 1918 г. в этом случае употребляли иной фразео­логизм «от аза до ижицы».

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Подберите однокоренные слова, в которых были бы:

а) корень, окончание.

_____________________________________________________________________________________

б) корень, суффикс и окончание.

_____________________________________________________________________________________

в) приставка, корень, суффикс, окончание.

_____________________________________________________________________________________

4. Во время урока между учителем и учеником произошел следующий диалог:

  • Петров, ты отвлекаешься, не работаешь!

  • Почему же? Я вас слушаю.

  • Ты меня слушаешь, но не слышишь.

Может быть, учитель оговорился? Постарайтесь объяснить разницу между глаголами слушать и слы­шать.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Ответьте на шутливые вопросы. Вам понадобятся не только знания языка, но и смекалка.

а) В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? ___________________

____________________________________________________________________________________

б) В каком глаголе 100 отрицаний? ____________________________________________________

в) Из каких четырех предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? ______________________________

6. Выполните синтаксический разбор предложения из повести-сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Она втянула змеиную голову и медленно опустилась под воду.

______________________________________________________________________________________

7. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Зимняя ноч__

Наступила ноч__ в л__су.

По ств__лам и суч__ям д__рев__ев постукива__т м__ро__ хлоп__ями осыпа__т__ся ле__кий с__ребряный ин__й. В темн__м высок__м неб__ видимо-невидимо рас­сылались ярки__ зимни__ звезды.

Тихо, беззвучно в зимн__м л__су и на л__сных снеж­ных п__лянах.

Но и в м__розн____ зимн____ ночи пр__д__лжа__т__ся скры­тая ж__знь в л__су.

По алмазной скатерт__ сн__гов пр__б__гают ле__кие ласки охот__т__ся за мышами х__рьки бе__шумно пр__л__тают над снежн____ сугробами совы.

Как сказоч__ный ч__совой, уселся на гол__м суку г__л__вастенький с__венок. В н__ч__ной т__мноте он один слыш__т и вид__т, как идет в зимн__м л__су скрытая от людей ж__знь.

(И. Соколов-Микитов)

Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 6)

Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

1. Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук слова голубь, ударный звук из слова верба, звук, который дважды встречается в слове союз, сонорный звук из слова день, последний звук в слове земля. Подберите к этому слову однокоренные.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2. Раскройте скобки, определите род существительных.

а) По зеркальной глади озера плавал____ (чёрн____) ле­бедь.

б) На соревнованиях Миша долго греб веслами, отчего на руке вздул_____ (огромн____) мозоль.

в) Сегод­ня на обед подали (картофельн____) пюре.

3. Ответьте на шутливые вопросы. Вам понадобятся не только знания языка, но и смекалка.

а) Какие два местоимения портят дорогу? _________________________________________________

б) Как превратить ветку в водоём? _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

в) Ради какого предлога русский изобретатель Попов нашел способ передавать на большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи провода? ___________________________

4. а) Определите, какие из слов-отгадок соответствуют модели ∩^ □

______________________________________________________________________________________

б) В тексте третьей загадки найдите слова, пост­роенные по этому образцу.

1) Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

2) Избушка новая,

Для всех столовая,

Зовёт обедать,

Крошек отведать.

3) Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

  1. В русском языке есть ряд слов, образованных от латинского слова терра, что означает «земля». Назови­те эти слова.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Выполните синтаксический разбор предложения. Из какого он произведения? Кто его автор?

Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

7. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

После гр__зы

Дож__ь станов__т__ся мельче скво__ь края туч__ в__дне__т__ся кл__ч__к ясной л__зури. Через м__нуту ро__кий луч__ со__нца уже бл__стит в лужах д__рог__ и на бл__стящей зел__н__ пр__д__рожной тр__вы. Ч__рная туча еще грозно заст__ла__т про__т__во- п__ложную стор__ну н__б__склона но я уже не боюсь ее.

Кузо__ к__реты вож__и ш__ны к__лес спины л__шадей все мокро и св__рка__т на со__нце. Не__б__зримое озим__ поле тян__т__ся т__нистым к__вром до самого г__р__зонта.

Так об__ятел__н п__янящий зап__х леса после в__сен__ей гр__зы зап__х ф__алки б__резы ч__ремухи что я не могу ус__деть в бричк__ и с__скак__ваю с п__дножки.

(По Л.Н. Толстому)

Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 7)

Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова. Составьте с ними предложения. Печь, три, жгут, стих, пила, уж.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Определите, сколько звуков в словах

просьба

окунь

ясный

он

я

французский

лью

весна

  1. Какими звуками, буквами, ударением различают­ся слова толстая (имя прилагательное) и Толстая (фа­милия).

  2. ____________________________________________________________________________________

  3. Составьте из букв, составляющих слово грамотей, как можно больше других существительных, употреб­ляя их в форме именительного падежа.

  4. ____________________________________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________________________________

  6. Определите, каким словообразовательным моделям соответствуют слова-отгадки.

  7. а) Пушистый матросик,
    Лопаточный носик.

  8. На ножках коротеньких —

  9. Красные ботинки. __________________________________________________________

  10. б) Гнездо свое он в поле вьет,
    Где тянутся растения.
    Его и песни, и полёт
    Вошли в стихотворения! ____________________________________________________

  11. в) Есть у Савки пятачок,
    Два блинка и кренделек.

  12. Без шнурков на нем ботинки,
    А костюмчик из щетинки. ___________________________________________________

  13. г) Был белый дом, чудесный дом,
    И что-то застучало в нем.
    И он разбился, и оттуда
    Живое выбежало чудо —
    Такое теплое, такое
    Пушистое и золотое. (К.И. Чуковский) ________________________________________

  14. 6. Выполните синтаксический разбор предложения. Из какого он произведения? Кто его автор?

  15. Там под елкою высокой белка песенку поет, золотой орех грызет, изумрудец вынимает и в мешочек опускает. ____________________________________________________________________

  16. Подберите к прилагательному антоним. К какому прилагательному его подобрать нельзя?

  17. ______________________________________________________________________________________

  18. 7. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  19. Д__лину по к__торой прот__ка__т р__ка называют «Ст__кля__ой падью». Тогда в Уссурийском кра__ не было ст__кольных з__водов и в глухих м__стах ст__кло ц__нилось дор__го. Реш__тч__тые окна в к__тайских фан­зах __клеивали тонкой бумагой. А (с,з)десь в __кне с__яло настоящее стеклышко. Этот кусоч__к ст__кла так пор__зил первых п__р__с__ленцев что они пр__звали «ст__клян__ой» не только фанзу но речку и всю пр__л__гающую мес__ность. Теперь тр__пинка к фанзе зар__сла тр__вой. Видно было что по ней никто не х__дил.

  20. На третий день к веч__ру мы п__дошли к горному хр__(б,п)ту. Стр__лки в__зились в бивуаке. Я осм__трел окрестность. На фоне бледного неба выд__лялись в__рш__ны с ж__лтыми лист__ями. (По В. Арсенъеву)

  21. Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 8)

  22. Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. Подберите три группы слов с одинаковым корнем -гор-, но с разным значением.

  1. _________________________________________________________________________________

  2. _________________________________________________________________________________

  3. _________________________________________________________________________________

  1. Сколько раз звук [т], [т’] встречается в стихо­творении?

  1. Возле грядки — две лопатки,

  2. Возле кадки — два ведра.

  3. После утренней зарядки

  4. Мы работали на грядке,

  5. И посадки все в порядке,

  6. Их теперь полить пора! (Е. Благинина)

  7. ___________________________________________________________________________________

  8. ___________________________________________________________________________________

  1. Составьте из букв, составляющих слово актив­ность, как можно больше других существительных, употребляя их в форме именительного падежа.

  1. ___________________________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________________

  1. Назовите имена, которыми можно называть и маль­чика, и девочку.

  1. __________________________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________________

  1. Отгадайте загадки и определите способ образова­ния слов-отгадок.

  1. а) Он в осиннике родился,
    Как в траве ни притаился,
    Всё равно его найдём:
    Шляпка красная при нём.

  2. б) Лета первая примета:
    Под берёзой, в холодке,
    Гриб коричневого цвета
    На пятнистом корешке.

  3. 6. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите слова, образованные суффиксальным способом, выделите суффикс, укажите слова, от которых они об­разованы.

  4. Астры в школьном цветнике поливал Андрейка.

  5. _____________________________________________________________________________________

  6. _____________________________________________________________________________________

  7. _____________________________________________________________________________________

  8. _____________________________________________________________________________________

  9. 7. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  10. Барсук

  11. Если ноч__ю до в__схода со__ца прийти к барсуч__ей н__ре и, зат__ив дыхание, пост__ять подольше, можно увид__ть, как зверь возвр__щ__ет__ся с __хоты. Еще боль­ше надежды на встреч__, если устроит__ся у н__ры перед заход__м со__ца. Можно забрат__ся на дер__во и поудоб­нее ра__пол__жит__ся в крепкой развилк__ . Удобство необходимо, потому что ждать, возможно, пр__дёт__ся долго, а в засад__ шевелит___ся нельзя, разговаривать и кашл__ть тоже. Иначе удач__ не видать!

  12. Когда смолкнут в л__су дневн____ звуки и шорохи а звери и птицы затаят__ся спряч__т__ся из барсуч__й норы п__каж__т__ся продолговатая светлая г__л__ва. Бар­сук высун__т__ся и замрёт: пр__слуша__т__ся пр__нюха__т__ся. А поч__яв неладное, моментально спряч__т__ся опять в н__ре. Надо ждать. Возможно, через полчаса из н__ры снова п__каж__тся г__л__ва и снова замрёт. Ког­да зверь удостовер__т__ся что п__близости нет никого и путь без__пасен, тогда и п__б__жит.

  13. Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 9)

  14. Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. Назовите полные имена детей: Леша, Лиза, Вова, Надя, Миша, Гриша, Сева, Сеня, Ярик.

  1. ______________________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________________________

  1. Манус по-латыни означает «рука». Назовите сло­ва, бытующие в русском языке, произошедшие от это­го корня.

  1. ____________________________________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________________________________

  5. ____________________________________________________________________________________

  1. Раскройте скобки, поставив слова в нужную форму.

  1. а) На уроке домоводства мы приготовили (жареный) картофель, б) Голову следует мыть (шампунь), в) Одним из видов прослойки торта является (яблочный) повид­ло, г) На картине лицо женщины (скрывать) (густой) вуаль, д) По зеркальной глади озера (плавать) (черный) лебедь, е) На соревнованиях Миша долго греб веслами, отчего на руке (вздуться) (огромный) мозоль, ж) Сегод­ня на обед подали (картофельный) пюре.

  2. 4. Как называются жители этих стран?

  1. а) Россия ________________________

  2. б) Польша _______________________

  3. в) Франция ______________________

  4. г) Италия ________________________

  5. д) Германия _____________________

  6. е) Швеция _______________________

  7. ж) США _________________________

  8. з) Бельгия _______________________

  9. и) Дания ________________________

  10. к) Индия ________________________

  1. 5. Отгадайте слово по морфемам, выполните разбор слова по составу.

  2. Мой корень — родственник сраженью,

  3. Приставка — в слове заявленье,

  4. В наборщике есть суффикс мой,

  5. А весь — тружусь я под землей.

  6. (А. Арсирий)

  7. __________________________________________________________________________________

  8. __________________________________________________________________________________

  9. ___________________________________________________________________________________

  10. 6. Выполните синтаксический разбор предложения. Подберите к имени прилагательному синоним и антоним.

  11. Выступал докладчик юный, говорил он о труде.

  12. _____________________________________________________________________________________

  13. _____________________________________________________________________________________

  14. 7. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

  15. Почему гр__бы р__стут кругами?

  16. Грибница в поч__ве разр__ста__т__ся по кругу, отм__рая пос__р__дине. С краю вырастают пл__довые т__ла — гр__бы. П__тат__льных в__ществ и в__ды другим тр__в__нистым р__стениям уже не хв__та__т. Вот поче­му в с__р__дине гр__бного круга тр__ва не выр__сла.

  17. В т__чение года грибница нар__стет на дес__ть с__нт__мет­ров а круг в сем__д__сят метров имеет возр__ст в п__тьсот лет. Мал__нькие гр__бы срезать не следу__т — им еще нет и суток. Проверьте ж__знь гриба, изм__ряя л__нееч__кой пр__рост хотя бы мух__мора.

  18. (Н. Верзилин)

  19. Олимпиадные  задания по русскому языку  для 5 класса (ч. 10)

  20. Дата _________________ Класс _______ Ф.И. учащегося __________________________________

  1. В старину слово коло значило «круг, колесо». Под­берите слова, произошедшие от этого корня. ______________________________________________________________________________

  1. __________________________________________________________________________________

  1. Омографы — это слова, которые одинаково пишут­ся, но отличаются ударением и лексическим значени­ем. Назовите омографы, являющиеся отгадками следу­ющих загадок, поставьте в них ударение.

  1. а) Я травянистое растение

  2. С цветком сиреневого цвета,

  3. Но переставьте ударение,

  4. И превращаюсь я в конфету. ________________________________________________

  5. б) Я сборник карт; от ударения
    Зависят два моих значения;
    Захочешь — превращусь в название
    Блестящей, шелковистой ткани я. ____________________________________________

  6. в) Мы — для пильщика подставка,
    Мы — для кучера сиденье.

  7. Но попробуй-ка поставь-ка

  8. Нам другое ударенье —

  9. Осторожней будешь с нами:

  10. Забодаем мы рогами. (А. Арсирий ) ___________________________________________

  11. 3. Образуйте неопределенную форму глаголов, которые в 1-м лице единственного числа настоящего времени имеют формы исследую, заведую.

  12. __________________________________________________________________________________

  13. 4. Подчеркните подходящие по смыслу предложения прилагательные.

  14. а) Норку, белку, куницу относят к (пушистым, пуш­ным) зверям.

  15. б) Далеко в море уходит (песчаная, песоч­ная) отмель.

  16. в) У незнакомца был (больной, болезнен­ный) цвет лица.

  17. г) Народные мастера представили на выставке свои (искусственные, искусные) работы.

  18. д) Око­ло чайного стола Обломов увидел живущую у них (уста­релую, престарелую) тетку.

  19. 5. Отгадайте слово по морфемам, выполните разбор слова по составу.

  20. Корнем с дорогой роднится,

  21. В сборе приставка таится,

  22. Суффикс — как в слове дневник,

  23. Целым же в космос проник. (А. Арсирий )

  24. ___________________________________________________________________________________

  25. 6. Выполните синтаксический разбор предложения. Подберите ко второму глаголу антоним. Какую морфему вы изменили?

  26. Гости князю поклонились,

  27. Вышли вон и в путь пустились. (А.С. Пушкин)

  28. __________________________________________________________________________________

  29. ___________________________________________________________________________________

  30. 7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте знаки препинания, раскройте скобки.

  31. Старый дом

  32. У старого дома был свой х__ракт__р. Одних ж__льц__в дом любил, других — не очень. Ин__гда он был в х__рош__м настр__ени__ вес__ло хлопал дв__рьми праз__нично позвяк__вал стеклами п__свистывал всеми щ__лями и даже в самые темные углы пускал солн__чных зайч__ков за которыми охотился к__тенок Акулич. Ин__гда дом с__рдился или скуч__л. Ступени св__рливо скр__пели углы с кр__хтением ос__дали с по­толков сыпались чешуйки мела.

  33. Но не думайте что дом был в__рчлив и стр__дал р__вматизмом. Грус__ным он бывал ре__ко б__лезней у него не было, и он не боялся сырой п__годы.

  34. (В. Крапивин)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

 Материалы для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

5-6 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна
 

Брянск-2018

1. Сколько глухих согласных звуков произносится в предложении Успею ли я купить билет на этот поезд?

Ответ __________________________________

2. В каком варианте ответа во всех словах ударение падает на последний слог?

1) щемит, баловать, банты

2) звонит, документ, красивее    

3) углубит, принять, шарфы  

 4) инструмент, свекла, феномен     

5) поняла, столяр звонят

Ответ ____________________________________

3. В какой строчке нет ошибок в правописании гласной в корне слова?
1) выросли на полянке, посидеть от горя, развевался флаг; 

2) покосились от старости, хвостатый зверь, покарять города;  

3) разгорелись на время, сложили в кучу, разрядил посевы; 

4) настоящее наваждение, плотно утрамбовать, говорить шепотом.

Ответ ____________________________________________________

4. Приведите примеры перехода нарицательных существи­тельных в собственные и наоборот.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Разделите данные слова на группы, назовите основание для такого разделения, добавьте в каждую группу по 2 своих примера: вымокнуть, молодость, выровнять, уравновесить, здоровый, горняцкий, блистательный, усложнить, скакать, прочитать, блестящий, загорелый, озаряемый, расположение, измерять, придираться, промокашка, растительный, избиратели, подскочить, занимать, неразбериха, подростковый, расстилаться, уклоняться, полотняный, отложить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какое существительное правого столбика сочетается со всеми существительными из левого столбика?

история

войны

центр

города

улицы

музыки

жители

муравейника

Ответ ___________________________________________________________

7. Составьте свою задачу, аналогичную предыдущей.

Ответ

8. Найдите грамматические и речевые ошибки и исправьте их.

1. Иван был круглой сиротой.

2. Это образец демонстративный, он не продается.

3. Восемь килограмм апельсинов были куплены на праздник для нашего класса.

4. С берега увидели, что в озере утопает человек.

5. Содержимое пакета нужно залить горячим кипятком.

6. Самый талантливейший поэт 19 века, безусловно, А.С.Пушкин.

7. С шестидесятью рублями не разгуляешься.

8. Он довел учителя до белого колена.

Ответ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

1. 10

2. 5

3. 4

4. Собственные имена часто образуются из нарицательных. Имена людей: Вера, Надежда, Любовь, Роза, Лилия; клички животных: Шарик, Зорька; названия населенных пунктов: Зима, Горки; печатных изданий: «Правда», «Пионер»;   художественных  произведений:   «Хамелеон»,  «Богатыри».

Значительно менее регулярно собственные имена могут переходить в на­рицательные: ампер, бойкот, бостон, браунинг, вольт, галифе, герц, дизель, кулон, макинтош, мартен, маузер, наган, ом, рентген, силуэт, хулиган, ше­виот и др.

5. 1) Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями: молодость, здоровый, полотняный; 2) корни, правописание которых зависит от суффикса -а-: блистательный, прочитать, придираться, избиратели, занимать, неразбериха, расстилаться; 3) корни, правописание которых зависит от ударения: горняцкий, озаряемый, измерять, загорелый, уклоняться, усложнить; 4) корни, правописание которых зависит от согласного: скакать, расположение, растительный, подскочить, подростковый,  отложить; 5) корни, правописание которых зависит от смысла: вымокнуть, выровнять, уравновесить,  промокашка.

6. Города

8. 1. Иван был круглым сиротой.

2. Это образец демонстрационный, он не продается.

3. Восемь килограммов апельсинов было куплены на праздник для нашего класса.

4. С берега увидели, что в озере тонет человек.

5. Содержимое пакета нужно залить кипятком.

6. Самый талантливый поэт 19 века, безусловно, А.С.Пушкин.

7. С шестьюдесятью рублями не разгуляешься.

8. Он довел учителя до белого коления.

Использованная литература

1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Чешко. – 43-е изд. – М., 2003. – С. 46-264.

2. Пахомов В. М. П. Трудные случаи русской пунктуации : Словарь-справочник / В.М. Пахомов, В.В. Свинцов, И.В. Филатова. — М. : Эксмо, 2012. — 576 с. — (Библиотека словарей ЭКСМО).

3. Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://rusolimp.kopeisk.ru/history/?file=2 (дата обращения 06.04.18)

В 5 классе продолжаем готовиться к олимпиадам по русскому языку. Предлагаем познакомиться с  восемью заданиями четырёх этапов. Заданий много, и все они познавательные.

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

5 КЛАСС

1 этап

№1. С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню. Вот как записал он предстоящие дела: уборка, готовка, стирка, глажка, помойка. Что и почему он перепутал?

 №2. Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки? Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

№3. Вот три известных стихотворных отрывка с одним и тем же пропущенным словом (в единственном и множественном числе):

Ночевала _____ золотая на груди утеса-великана.

______ небесные, вечные странники.

Я ____, _____, _____, я вовсе не медведь.

Вспомните или догадайтесь, какое слово пропущено (птичка, рыбка, кучка, тучка, штучка)?

№4. Даны слова: банка, катится, плач, полет, сели. В какие из них можно добавить букву Ь так, чтобы получились правильные слова?

№5. Как называют по-русски жителей Парижа, Лондона, Берлина, Марселя, Рима?

№6. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу? Может быть, так: с расписанием, расписания, расписанию, расписаний, по расписанию?

№7. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

№8. Расставьте ударение в словах: свекла, скула, ампула, скоба, брюква, документ, портфель.

2 этап      

№1. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

 №2. Замените устаревшие слова современными синонимами:

очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, брадобрей.

Где до сих пор ещё используют устаревшие слова? Почему? Приведите примеры.

№3. Определите фразеологические обороты в данных предложениях:

Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка. Гаврик повернулся и нос к носу увидел перед собой усатого. Неприятель разбит в пух и прах. Ругает старика старуха на чем свет стоит.

Какое значение они имеют? Приведите свои примеры: предложения с фразеологизмами.

№4. Сколько среди слов: горячий, обожженный, яркий, красный, сгоревший – таких, которые сочетаются со словом огонь? Почему?

№5. В каком из предложений есть грамматическая ошибка?

Сыщики охотились за вором. Кошка охотилась на мышь. Коллекционер охотился на редкую книгу. Лиса охотилась за зайцем. Древний человек охотился на мамонтов.

Исправьте ошибку.

№6. Из данных существительных некоторые образованы по общему правилу, но некоторые с отклонениями. Почему? Объясните.

Смотритель, учитель, слушатель, писатель, сеятель.

№7. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий, определите, кто чем занимался: Скорняков, Сыромятников, Пономарев, Гончаров.

№8. Определите члены предложения:

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой». Придумайте монолог ступы Бабы-яги. 

3 этап    

№1. Валера Готовкин, один из героев повести Э. Успенского «25 профессий Маши Филиппенко», должен был вместе с друзьями «отработать и изучить» все действия пожарных во время пожара. Свои наблюдения он оформил так:

а) прыгание в машину, б) открывка дверей, в) проездка по улицам, г) раздвижка лестницы, д) размотка шлангов, е) тушка пожаров.

В чём состоят ошибки Валеры Готовкина? Исправьте (отредактируйте) его текст.

 №2. Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава. Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.

№3. Поэт и сатирик Саша Чёрный (1880 – 1932) придумал замечательную собачонку – фокса Микки. Фокс Микки вёл дневник, а однажды захотел написать стихи. И написал. Замечательно получилось, тем более что он не учился ни в гимназии, ни в «цехе поэтов». И, возгордясь, Микки решил прочесть свои стихи наоборот:

Дикий ветер веранде по
Быстрей всё листья гонит.
Микки фоксик весёлый я,
Зверей из умный самый!

В чём ошибка Микки? Разгадайте, какие стихи сочинил Микки.

 №4. На улице Яблоневой стоит замечательный дом: здесь есть и конёк, и громоотвод, и черепица, и ставни, и перила, и терраса, и палисадник. Определите значение выделенных слов.

№5. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя, Сева. Как их будут звать, когда они вырастут?

№6. Составьте предложение, используя словарные слова: з..мл..ника, к..ртоф..ль, п..м..дор, к..пуста, к..стрюля, к..чан, г..рох.

№7. Найдите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения.

Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

№8. Расставьте ударение в словах:  портфель, документы, свекла, позвонит, сироты, столяр, туфля, квартал, понял, поняла.

 4 этап

№1. Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина. Найдите и выпишите слова с суффиксом –арь. Не путайте их с теми словами, в которых –арь суффиксом не является, а входит в состав корня. Объясните, каким приёмом вы пользовались, чтобы найти суффикс –арь.

Один поэт, раскрыв словарь,
Стал рифмовать: вратарь, звонарь,
Аптекарь, рыцарь, секретарь,
А также слесарь, государь,
Библиотекарь, лодырь, пахарь
И пекарь, виноградарь, знахарь.
Пожалуйста, поспорь с поэтом.
Найди, кто лишний в списке этом.

№2. Хорошо ли вы знаете устойчивые обороты? Дополните словосочетания и напишите, что они обозначают:

делать из мухи…, переливать из пустого в…, пристать с ножом к…, зарубить на…, валять…, сматывать …, не сносить…, смотреть сквозь…, по щучьему… . 

№3. Слова в словосочетаниях перепутали свои места. Верните каждое слово на его место, записав словосочетания в исправленном виде: вихрастые носы, курносые волосы, карие штаны, короткие глазки, краснощёкие дома, кирпичные рожицы.Объясните, почему в таком виде эти словосочетания не могут существовать. Придумайте со словосочетаниями предложения.

№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Добейтесь того, чтобы не было повторов.

Мальчик подошел к остановке автобуса и спросил у женщины средних лет, идет ли подъехавший автобус до кинотеатра «Россия». Женщина ошибочно ответила, что идет. Тогда в разговор вступила другая женщина, более старшего возраста. Она сказала, что мальчику необходимо перейти улицу и ехать на автобусе этого маршрута, но в другом направлении. Мальчик выразил благодарность обеим женщинам.

№5. Многих людей называют по-разному, часто ласковыми именами, никак не связанными с тем, что записано в паспорте. Расшифруйте имена и запишите, как будут записывать этих людей по паспорту, когда они вырастут:  Ростик, Поля, Лина, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.   

№6. Прочитайте стихотворение Т. Крюковой «Меню». Выпишите из него  слова на правило «О-Ё после шипящих в корне и суффиксах существительных», обозначая морфему, в которой находится орфограмма.

Съел обжора на обед
Щи, печеночный паштет,
С майонезом кабачок
И свиной окорочок.
Съел копченого угря,
Фунт улиток, может, зря,
И бараний бок в сметане –
Это вам не чох бараний.
Сыроежек полбочонка
И тушеную печенку,
Наперченный антрекот,
Из крыжовника компот,
Черствый хлеб, бутыль боржоми,
В общем – все, что было в доме.
Вы его меню в тетрадку
Запишите по порядку.

№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык С.Я. Маршак. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Разгадайте эту загадку. Объясните свой ответ.

Элизабет, Лизи,
Бэтси и Бэсс
Весною с корзинкой
Отправились в лес.
В гнезде на березе,
Где не было птиц,
Нашли они пять
Розоватых яиц.
Им всем четверым
По яичку досталось.
И всё же четыре
На месте осталось.

№8. Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие, а потом все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные). Выпишите слова, где букв больше, чем звуков.

Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт.
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.
(И. Бунин.)

ОТВЕТЫ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти кандидата по одномандатному округу
  • Как найти на windows 10 автозапуск программ
  • Как найти скачанные книги в компьютере
  • Как найти данную страницу в поисковой системе
  • Как найти скорость отдачи винтовки