Как составить описание характера персонажа

Содержание

  1. Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.
  2. Создание персонажа и его характера
  3. Описание внешности и физиологии
  4. Темперамент
  5. Отношение к самому себе
  6. Мечты, мотивы, стремление и итог
  7. Взаимодействие героя с остальными людьми
  8. Привычки
  9. Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства
  10. Любимое и нелюбимое
  11. Страхи
  12. Слабые и сильные стороны
  13. Мэри Сью
  14. Советы в описании характера персонажа
  15. Не раскрывайте весь характер сразу
  16. Близость к природе
  17. Глаза — зеркало души
  18. Избегайте клише
  19. Другие статьи

Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.

Описание характера вашего героя является одним из главных параметров в его создании. Несмотря на важность данного персонажа в истории, он должен иметь характер, который могут прочувствовать и другие люди. Неважно, где вы будете использовать это лицо: в книге, в ролевой игре, в рисовании или в простом фанфике. Без правильной подачи никто не поймет вашего героя, не сможет полностью оценить его роль. С помощью характеристики вы можете отделить эту личность от остальных или наоборот приобщить к одной из групп; заинтересовать читателей и заставить их с воодушевлением следить за развитием событий.

Здесь составлен список, который можно использовать для характеристики того или иного существа. Эти пункты можно внести в карточку персонажа.

Создание персонажа и его характера

Описание внешности и физиологии

Первое впечатление о персонаже всегда возникает из-за его вида. Сюда входит рост, цвет глаз, форма носа, стиль одежды, возможные проблемы со здоровьем, неряшливость. Тут должно содержаться все то, что можно заметить сразу же, взглянув на него только один раз. 

Внешность для описания характера зачастую берется для определённого посыла. Она может совсем не соответствовать личности или наоборот — только подчеркивать её и раскрывать больше деталей. Внешний вид не является главной чертой в человеке, однако с его помощью можно показать изменение внутри него.

Вообразим героя с синяками и ссадинами от частых драк, плохо расчесанными волосами, неровно поправленной одеждой, которую он носит каждый день; у него вечно уставший взгляд с оттенком злости, что никогда не сползает с лица. И вдруг за определенный отрезок времени его кожа очищается, футболка уже не выглядит неряшливо, глаза обрели прежнюю восторженность, черты лица смягчились.

Почему он так преобразился? Что произошло с его внутренним миром в этот период? Как этого добился? 

Стоит ли отвечать на эти вопросы или стоит только намекнуть — решать вам.

Темперамент

Обычно людей подразделяют на:

  • сангвиников ( повышенная возбудимость и реактивность, но при этом активность и реактивность у него уравновешены)
  • холериков ( малая чувствительность, 
    большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, они скорее экстраверты)
  • флегматиков (бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь; не находчивы, с трудом переключают внимание и приспосабливаются к новой обстановке, медленно перестраивают навыки и привычки. Работоспособны, энергичны, терпеливы)
  • меланхоликов (высокая чувствительность; обидчивы, неуверены, закрыты)

Темперамент довольно много может объяснить в личности героя. Выбор этого критерия очень важен, так как большинство поступков в частности зависят от него. 

Люди с разным темпераментом решают проблемы по-разному. Представим ситуацию: персонаж долго работал над своим проектом, потратив кучу времени на реализацию своих идей и задумок. Однако в последний момент совершает ошибку, которая влияет на итог своего творения. Для сангвиника этот провал станет опытом, он постарается исправить произошедшее и продолжит пытаться до тех пор, пока не получит желаемое. Меланхолик же даже не станет пробовать что-то изменить, такой человек просто бросит своё дело и начнет угасать на глазах. Случившееся станет для него позором.

Отношение к самому себе

В зависимости от того, как герой относится к себе, изменяется его характер. Если он ненавидит себя, боится своего тела, считает себя уродливым и ничтожным, то такой человек будет довольно пугливым и замкнутым. Если все наоборот — чувствует себя уверенно, более раскрепощенно; такой персонаж может спокойно идти по своему пути и не бояться преград. 

В первом случае для человека главным будет приобретение любви к себе. Его можно ставить в разные ситуации, разыгрывая и испытывая на прочность, на способность бороться и изменяться. За таким персонажем интересно наблюдать, смотреть на все промахи и неудачи, пытаться понять его природу мышления и раскрывать самые потайные уголки души.

Во втором — все проще. Обычно здесь идет упор на преодоление трудностей, которые мешают личности добиться своей цели. Все зависит от задумки и идеи.

Мечты, мотивы, стремление и итог

Данный критерий входит в базовое понимание характера героя. 

  • К чему он стремится?
  • Почему именно об этом мечтает?
  • Ради чего это делает?
  • По какой причине выбирает именно этот путь?
  • К чему именно приходит в конце?

Персонаж может иметь любую цель: найти своё счастье, поступить в престижный университет, познать себя, выучить множество языков. Они могут быть большими и маленькими со своей особой предысторией. Герою придется выбирать, какой дорогой пойдет, будет ли его путь оправдан. 

Решит ли человек ограбить банк ради богатства или создаст свой бизнес? Или и вовсе забьёт на свою цель? К чему это приведет? С помощью ответов на вопросы вы сможете придумать историю данной личности.

Взаимодействие героя с остальными людьми

Большинство писателей раскрывают своего персонажа при помощи описания его отношения к другому человеку. Его взгляды, тон голоса, походка, эмоции — всё это может помочь в создании первого впечатления о личности.

  • Человек на празднике с некой неприязнью и скукой слушает чужие рассказы — он часто посещает такие мероприятия и ему надоели эти люди.
  • Герой радуется любому комплименту и старается угодить остальным — он не привык к этому обществу, однако хочет влиться в компанию.
  • Он подозрительно для других ведёт себя радостно и вежливо — с ним случилось что-то хорошее или он что-то задумал.

Сюда же относят и сравнение одного персонажа с другим, что также может прояснить больше деталей в характере.

Привычки

Привычки человека могут рассказать о его психическом здоровье, нервозности. Перечислим категории привычек.

  • отрицательные/вредные (курение, употребление наркотиков, сосание пальца, привычка грызть ногти, переедание)
  • нейтральные (перемещение по одному и тому же маршруту, ежедневная поездка на работу, особый рацион питания в определенное время)
  • позитивные/полезные ( чистка зубов 2 раза в день, зарядка по утрам, чтение по несколько страниц в день)

Также привычки могут быть связаны с хобби или профессиональной деятельностью.

Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства

  • Чем занимается ваш герой или у него нет ничего того, что он делает в своей жизни? 
  • Почему он выбрал этот путь?
  • Нравится ли ему то, что он делает?
  • Где живет, с кем именно, кто состоит в его семье?
  • Как относится к родным?

Любимое и нелюбимое

Любимые и нелюбимые вещи героя в:

  • еде
  • характере других людей, в их привычках, мечтах
  • в своей профессии, хобби, учёбе

отношение к:

  • национальностям
  • расам
  • принадлежности к полу
  • к разделению труда 
  • к тем или иным возрастным категориям

страхи персонажа

Stepan Alekseev

Страхи

  • чего боится герой?
  • почему его это бросает в дрожь?
  • что стало причиной?
  • стремится ли он избавиться от него?

Вы можете проверить персонажа на устойчивость и смелость, предлагая испытания, что может послужить целью рассказа. Он не любит пауков? А как насчет того, чтобы отправить его на выставку паукообразных? 
Ваш герой боится людей? Заставьте выйти его на улицу.

Слабые и сильные стороны

Чтобы ваш герой не казался простой неживой куклой, он должен иметь сильные и слабые стороны. Человек не может быть идеален во всем, ведь все мы совершаем ошибки. Кому-то не дается математика, но он хочет изучать астрофизику, а кто-то ничего не понимает в литературе и не собирается ничего с этим делать. Есть те, у кого есть способности к чему-то, а есть и другие, которые их совсем не имеют. Для проработки этого пункта стоит ответить на вопросы:

  • Что умеет?
  • Что не умеет?
  • Пытается ли он научиться тому, чего не может?
  • Использует ли свои умения в деле?
  • Мешают ли его слабые стороны жить и продолжать свое дело?

Часто в различных творениях можно увидеть такую категорию, как Мэри (Марти) Сью

Мэри Сью

Мэри Сью или Марти Сью — персонаж, не имеющий никаких слабых сторон. Он знает всё, что ни спросишь; этот герой имеет способности во всех областях науки, специальностях. Каждое дело дается ему легко; все вокруг обожают и боготворят данную личность, возносят на пьедестал. Иначе говоря, это — пуп земли.

Этого образа нужно сторониться и всячески избегать. Подобная личность вызывает отторжение у читателей и несет за собой неприязнь и отсутствие интереса к данной персоне.

Советы в описании характера персонажа

Не раскрывайте весь характер сразу

Резкое описание всех характеристик вашего героя приведет к отсутствию увлеченности у читателя. Раскрывайте его личность так, чтобы никто не знал о нем все с самого начала. Не говорите прямо, используйте сравнения, эпитеты, метафоры. Показывайте обсуждение других людей, чтобы с помощью их слов узнать что-то новое о персонаже. Говорите о малых деталях, которые соответствуют ему. Повествуйте о поступках героя, пишите о целях, мыслях, ощущениях.

Близость к природе

Большинство писателей используют пейзажи, отношение персонажа к природе, чтобы раскрыть его душу, открыть потайные двери внутри собственного «я». Также сюда можно отнести близость к народу, к семье, к социальному слою.

Глаза — зеркало души

Глаза человека могут рассказать многое о нем. Если в повествовании отсутствует описание глаз, то значит, что с этим героем что-то не так. Словно внутри него ничего нет, будто бы он — машина без каких-либо чувств. Этот пункт может хорошо помочь в характеристике.

Избегайте клише

Клише — шаблон, по которому чаще всего описывается та или иная вещь. Конечно, вы можете использовать такие описания, как «у него были голубые глубокие глаза, как море» или «её длинные волнистые золотые волосы развивались по ветру». Однако это всё использовалось так много раз, что не оставляет практически никакого впечатления у читателя.

Другие статьи

Bullet journal : как начать вести свой ежедневник?

Наклейки для ежедневника.

Мнемоника — способ запоминания информации.

Как создать персонажа? Дизайн и характер персонажа.

Продажа Адоптов / Что такое Адопты?

  • Индуктивное / дедуктивное

    В первом случае создатель начинает с главной черты и переходит к личности главного героя; во втором – наоборот: описание личности дается сразу крупными мазками. Так, Буркин в рассказе Чехова, описывая «человека в футляре», начинает с особенности: «…всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Затем доводит эту черту до абсурда, убеждая читателя в странности Беликова: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник».

  • Статическое / динамическое

    Автор может описать персонажа как элемент застывшей картины: он такой и такой. А может «растянуть» описание: герой до событий был одним, а затем поменялся – здесь проявляется авторское знание психологии. Пушкин в конце романа выносит вердикт «новой» Татьяне: «Кто б смел искать девчонки нежной В сей величавой, в сей небрежной Законодательнице зал

    Сложные образы всегда претерпевают изменения. Главная героиня повести «Капитанская дочка» при первом появлении получает двойственную характеристику: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою». По мере раскрытия характера героини Петр Андреевич влюбляется в девушку.

  • Полное / фрагментарное

    В первом случае у нас есть 3D-карта личности, во втором – лишь скриншот одной из ее сторон. Пример: при первом упоминании Швабрина в «Капитанской дочке» приводится одна деталь его биографии – образ получается демоническим: «Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство».

  • Прямое / косвенное

    Героя можно описать так, будто он в кабинете психотерапевта – так делал Достоевский. «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр», – звучит из уст Разумихина. Косвенной же характеристикой Раскольникова станет его поступок, размышления в каморке и увлечение Ницше.

  • От лица автора / других героев или самоописание

    Пример первого – ищите в предыдущем пункте. Самоописание же хорошо подается Лермонтовым как базовый прием характеристики Печорина. Цитат с Я-определениями в романе множество:

    «Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен»
    «…Я давно уж живу не сердцем, а головою»
    «…Я любил для себя, для собственного удовольствия»
    «Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами…»
    «Я сделался нравственным калекой»

    От таких емких характеристик – казалось бы! – читатель должен заскучать: что еще можно разгадывать в герое? Между тем трагизм и загадочность образа «якание» только усиливает, а Печорин становится образцом рефлексирующего героя.

  • Индивидуализированное / типовое

    Одни главные герои описываются как уникальные личности (Печорин, Раскольников, Татьяна Ларина), другие получают типовое описание – в них отражается дух времени, приметы поколения (Базаров, Обломов).

  • Генерализованное / с одной акцентной деталью

    Мастера слова могут описывать персонажа с разных сторон и достаточно подробно, а могут выпячивать одну деталь или черту – делать ее центральной составляющей психологического портрета. Так, при упоминании Сонечки Мармеладовой Достоевский постоянно использует слово «маленькая», а в одном месте дает расшифровку детали: «…несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях».

  • Самостоятельное / изолированное или контрастное

    На контрасте даны описания Татьяны и Ольги Лариных, Обломова и Штольца. Сопоставление личностей помогает читателю глубже понять их сущность.

Приветствую!

Как вы уже поняли, в данной статье речь пойдет о характере. А точнее о том, как хорошо прописать тот самый характер. Давайте приступим к сути поста :3

────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────

Я очень часто видела анкеты, в которых характер расписывался очень кратко: просто перечисленные черты характера. Согласитесь, так совсем не интересно. Да и характер персонажа полностью не раскрыт.

Более того, в некоторых сообществах стоит ограничение: например, характер от 5 строк. А просто перечисляя черты, столько не напишешь!

Поэтому в этом посте, я хочу помочь вам с написанием характера)

────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────

Первый пункт является не обязательным, но я так делаю, поскольку это немного упрощает написание.

Попробуйте представить своего персонажа. Напишите список черт характера, которыми хотели бы наделить персонажа. Просто перечислите их.

Зачем это? Все просто: держать образ в голове немного трудно, а так у вас перед глазами будет очерк. Это не нужно писать в конечном результате!

────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────

Теперь я расскажу о том, что можно добавить в характер.

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ Для начала можете описать характер в общих чертах. Тут вы можете использовать тот список черт характера, написанный на черновике (из предыдущего пункта). Пример (из моей анкеты, но не отсюда):

«Эльмира — общительная и вполне дружелюбная личность. Девушка очень добрая и открытая, всегда готова прийти на помощь как друзьям, так и незнакомым, готова поддержать и дать совет. В тоже время она целеустремлённая, всегда пытается достигать своих целей, но точно не будет идти по головам»

Как вы можете заметить, информация подана немного размыто и не даёт полного представления о персонаже. Но с этого можно начать описание характера.

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ Следующее, что вы можете написать, — это главные ценности персонажа. Что для него самое важное в жизни? Это может быть семья, дружба, свобода, деньги и другое, что только прийдёт вам на ум. Можете даже рассказать, как это проявляется в жизни, в конкретных ситуациях и т.д. Пример (из моей анкеты, но не отсюда):

«Самое ценное для Рениты — свобода действий и слова. Девушка ненавидит, когда ею командуют или приказывают молчать. Так что можете быть уверенными – Рена в любом случае выскажет своё мнение, свою точку зрения. Кроме того она может не подчиниться и сделать по-своему»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ В следующем пункте стоит написать о том, как обычно ведёт себя персонаж и как он ведёт себя в экстремальных ситуациях. Вот несколько идей: обычно персонаж может вести себя спокойно и уравновешенно или наоборот, ему трудно усидеть на месте, он может быть общительным или напротив – молчаливым, может быть уверенным, гордым, высокомерным; в экстремальной ситуации он может вдруг растеряться и ждать, пока ему скажут что делать, или же все возьмёт в свои руки. Не стоит ограничиваться только вышеперечисленным — дайте волю своей фантазии! Пример (из анкеты):

«Обычно Киран ведёт себя спокойно и уравновешенно. Чаще всего она за любой движ. Не смотря на то, что она довольно активна и энергична, девушке не сложно усидеть на месте. Она довольно интересный собеседник, с каждым попытается найти общий язык. Иногда может внезапно «терять связь с реальностью, уходить в себя».

В экстремальной ситуации, Кира, вероятно, не потеряет голову и не поддастся панике. Да, возможно, сначала она немного растеряется, но потом обязательно возьмёт себя в руки и начнет действовать»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ Далее следует оценить общительность и дружелюбие вашего персонажа. Помните, что есть три типа: экстраверт (очень общительный, восстанавливает силы при общении), интроверт (не очень общительный, лучше побыть наедине), амбиверт (имеет черты и экстравертов, и интровертов). Укажите это. Напишите, легко ли находит общий язык с другими, легко ли персонажу доверится кому-то (о чем охотно рассказывает, а чем делиться не станет), любит ли рассказывать о себе. Пример (из анкеты):

«Как уже упоминалось, Аркентар — это общительная и дружелюбная личность. Но все же девушка является амбивертом, ведь общение может немного истощить её, а набираться сил она предпочитает наедине. У Киры нет проблем с доверием: она, конечно, не самый доверчивый человек, но может определить чем можно поделиться, а чего говорить не стоит. Девушка всегда улыбчива, старается заряжать позитивом окружающих, иногда кажется, что она буквально светится оптимизмом. В тоже время Киран не привыкла делиться личными проблемами и предпочитает решать их самостоятельно»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ В следующем пункте стоит раскрыть лидерские качества. Или же написать, что таковых не имеется. Напишите, есть лидерские качества у персонажа и кем он предпочитает быть (лидером или подчинённым), любит ли работать в команде или ему лучше в одиночку. Пример (из анкеты):

«Шахрэа — неплохой лидер. Она умеет организовывать и руководить процессами, пытается к каждому найти подход. В тоже время, она не против быть подчинённой, но в таком случае она точно будет подкидывать какие-то идеи. Больше любит работать в команде, нежели в одиночку»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ Далее пишем о том, насколько персонаж мстительный, будет ли он мстить или нет. Также напишите, как предпочитает решать конфликты: путем переговоров или все же с помощью драк. Можно написать, как ведёт себя с врагами или обидчиками. Пример (из анкеты):

«Кира далеко не самая мстительная. Она предпочитает решать конфликты путем переговоров, а не драк. Но вот на оскорбление она промолчать не сможет, ведь является немного вспыльчивой особью. Также скорее всего, с обидчиками будет вести себя немного дерзко и, в какой-то мере, высокомерно — это является своеобразной защитной реакцией»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ Следующий пункт — привычки персонажа. Это могут быть вредные привычки (курение, алкоголизм), профессиональные привычки (например, менеджеры по продажам, говоря об их сфере работы или товарах/услугах даже в повседневной жизни переходят на приподнятый тон и проскальзывают длинные заученные фразы). Стоит рассказать о привычках, которые персонаж даже не замечает. Например, персонаж может закусывать губу, если нервничает. Пример (из анкеты):

«У девушки совершенно нет вредных привычек. Но есть другие, которые она даже не замечает. Например, Киран нередко сначала думает, а потом уже делает. Во время размышлений часто может просто «зависнуть, выпасть из мира, потерять связь с реальностью» и не обращать внимания на окружающий мир. Впрочем, нередко подобное случается и не только во время раздумий»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ И предпоследний пункт. Его не обязательно писать в характере, ведь в некоторых шаблонах этот пункт стоит отдельно. Сейчас я говорю о хобби. Думаю, тут особо объяснять не нужно: распишите, какие хобби у вашего персонажа, чем занимается в свободное время. Можно написать, чем занимался раннее. Пример (из анкеты):

«У Аркентар есть несколько увлечений. Одно из них — чтение книг, в основном в жанре фэнтези. Кстати, девушка является фанаткой поттерианы. Ещё одним увлечением является написание собственных историй и рассказов. Также она занимается искусством канзаши — то есть, делает украшения из лент. Раннее занималась зумбой и выращивала бабочек»

⋅•⋅⋅•⋅⊰⋅⋅•⋅⋅•⋅∘☽༓☾∘∙•⋅⋅⋅•⋅⋅⊰⋅•⋅⋅•⋅

➣ Последний пункт также не является обязательным по той же причине: на него, обычно, выделяется отельный пункт в анкете. Это страхи и фобии. Тут тоже все просто: пишите чего боится персонаж, какие у него фобии. Список фобий вы можете найти здесь. Пример (не из анкеты, придуманный специально для поста):

«Мира боится иголок, именно в плане прививок и уколов. Кроме того, она боится крови, так как ей становится плохо от ее вида»

────┈┈┈┄┄╌╌╌╌┄┄┈┈┈────

На этом данный пост подходит к концу. Я надеюсь, что он был полезен вам. Если у вас остались вопросы — смело пишите из в комментарии или ЛС и я обязательно отвечу вам.

Спасибо за внимание!

Как описать характер персонажа

1. Что является ценностями для персонажа? Деньги, дружба, власть, вера, что-то ещё? Насколько они важны для него?

2. Что для персонажа внешне красиво, а что уродливо? «Внешне» подразумевает все пять чувств, какая-то музыка может быть для него красивой, а какой-то запах — омерзительным. Красивым может быть и некий стиль вообще — например, некоторые без ума от готики.

А) Есть ли у персонажа идеал красоты, кто-то или что-то, что представляется ему совершенством, абсолютно прекрасным?

Б) Есть ли что-то, что вызывает у него омерзение?

В) Насколько для персонажа важна красота?

3. Есть ли у персонажа строгие моральные принципы?

А) Насколько они строги?

Б) Может ли он поступиться ими? Если да, то при каких обстоятельствах?

В) Есть ли для персонажа понятие табу, Греха, то есть нельзя просто потому, что нельзя?

ТЕСТ 1 : Как персонаж ответил бы на вопрос «Чего ты не сделал бы ни за что?»

ТЕСТ 2 : Как персонаж относится к выражению «Если нельзя, но очень хочется, то можно»?

4. Честен ли персонаж?

А) При каких обстоятельствах персонаж способен солгать? Легко ли это для него, или он будет честен до последнего?

Б) Как персонаж относится ко лжи?

5. Исповедует ли персонаж какую — либо религию/философию?

А) Почему он исповедует именно эту религию/философию?

Б) Исповедовал ли он ранее какую-либо другую религию/философию? Если да, то почему он поменял её?

В) Насколько серьёзно он относится к своей религии/философии?

6. Чего персонаж хочет от жизни — славы, достатка, любви? Как он хочет жить — тихо и сыто, странствуя в поисках приключений, роскошно и богато, один в глуши?

7. Есть ли что-то, ради чего живёт персонаж?

А) Считает ли он, что у него в жизни есть некая цель, которой он должен добиться или миссия, которую он должен выполнять?

Б) В чём смысл его жизни, что-то, без чего он не мыслит себя? В свободных странствиях, общении с друзьями, сражениях?

В) Есть ли у персонажа сокровенная мечта, самое главное желание?

ТЕСТ : Как сам персонаж ответил бы на вопрос «Для чего ты живёшь»?

8. Как персонаж относится к смерти?

А) Что такое, по мнению персонажа, смерть? Совпадает ли «официальное» мнение религии/философии, которую он исповедует с его собственным представлением?

Б) Боится ли он умереть?

В) Какие чувства у него вызывает вид мёртвого тела?

9. Легко ли испугать персонажа? Чего он боится? Есть ли у него иррациональные страхи, фобии, ночные кошмары?

10. При каких обстоятельствах персонаж побежит, спасая свою жизнь?

11. Романтичен ли персонаж или скорее циничен?

А) Склонен ли персонаж приукрашивать обстановку, «смотреть на мир через розовые очки»?

Б) Если нет, то склонен ли персонаж «срывать розовые очки» с других, деромантизировать обстановку?

12. Оптимистичен ли персонаж, реалистичен или пессимистичен?

А) Склонен ли он к нытью?

Б) Склонен ли он подбадривать окружающих?

ТЕСТ 1 : Быстро! Стакан для персонажа наполовину полный, или наполовину пустой? Коньяк пахнет клопами, или клопы коньяком? У него зарплата меньше, или у соседа больше?

ТЕСТ 2 : Партия находится в пещере, заваленной камнями. Завал серьёзный, собственными силами справиться вряд ли реально. Они не знают, известно ли кому-нибудь о том, где они и что с ними. Их с равной вероятностью могут спасти через час или никогда. Как будет себя вести персонаж в такой ситуации?

ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К ОКРУЖАЮЩИМ

1. Важно ли для персонажа мнение окружающих о нём?

А) Склонен ли персонаж к показухе, «игре на публику»?

Б) Стремится ли персонаж нравиться окружающим?

В) Что бы он хотел, чтобы о нём думали? Кем он хочет выглядеть в глазах окружающих?

2. Общителен ли персонаж?

А) Легко ли для него сходиться с новыми знакомыми?

Б) Любит ли он находиться в компании, или предпочитает уединение?

ТЕСТ 1 : Нравятся ли вашему персонажу вечеринки?

ТЕСТ 2 : Как персонаж отнёсся бы к перспективе провести два дня дома в полном одиночестве?

3. Терпим ли персонаж к окружающим?

А) Может ли он терпеть, когда другие ведут себя, по его мнению, неправильно?

Б) Склонен ли он к морализаторству?

4. Делит ли персонаж людей на «своих» и «чужих»?

А) Насколько строго для персонажа проведена граница между «мы» и «они»?

Б) Как различается его поведение со «своими» и «чужими»?

В) При каких обстоятельствах «чужой» станет для персонажа «своим»? Легко ли это?

Г) Как персонаж относится к чужакам и незнакомцам?

Д) Есть ли для персонажа такое понятие, как «враги»?

5. Склонен ли персонаж к какому-либо виду шовинизма?

А) Как влияет на отношение персонажа к другому персонажу:

a. Пол?

b. Возраст?

c. Раса?

d. Внешность?

e. Одежда?

f. Социальный статус?

Б) Есть ли у персонажа какое-либо особенное отношение к представителям своей расы?

В) Как персонаж относится к представителям негуманоидных (гринскины, марсиане, кентавры, etc.) рас?

Г) Как персонаж относится к проявлениям чужого шовинизма?

ТЕСТ : Трактир. За соседнем с персонажем столиком сидит подвыпившая компания и травит анекдоты о его расе («Вы знаете, сколько хоббитов нужно, чтобы поменять лампочку?…»). Его реакция?

6. Склонен ли персонаж прощать, или он скорее злопамятен? Есть ли вещи, которых он не прощает?

7. Мстителен ли персонаж?

А) За что персонаж склонен мстить?

Б) Насколько важна для него месть?

В) Если персонаж будет мстить, то по принципу «око за око» или по принципу «воздастся сторицей»?

Г) Как далеко может зайти персонаж в своей мести?

Д) На что он готов пойти ради выполнения мести?

Е) Если окажется, что месть требует слишком много времени, сил и средств, махнёт ли персонаж рукой или будет идти до конца?

8. Склонен ли персонаж к самопожертвованию?

А) При каких обстоятельствах он может рискнуть здоровьем или жизнью?

Б) При каких обстоятельствах он пойдёт на НЕМИНУЕМУЮ смерть?

В) При каких обстоятельствах персонаж готов пожертвовать…

  1) Душой?

  2) Разумом?

  3) Свободой?

  4) Благосостоянием?

  5) Главной силой (Для мага это — возможность колдовать, для священника — божье благословление, для хакера-киберпанка — нейрошунт)?

  6) Близкими?

Г) Есть ли что-то, чем персонаж не пожертвует ни при каких обстоятельствах?

ТЕСТ : Сравните две ситуации.

Первая : Бой. Персонаж видит, что в его товарища целятся из арбалета. Он может успеть прикрыть его своим телом, но ни на что другое времени нет.

Вторая : Товарища персонажа собираются вешать. Шансов освободить нет, но есть возможность поменяться с ним местами. Есть время всё обдумать.

Будет ли поведение персонажа разным в этих ситуациях?

9. Насколько свободолюбив персонаж?

А)Склонен ли он подчиняться, или напротив, тот факт, что ему приказывают вызывает у него желание сделать наоборот? Если скорее второе, то есть ли кто-то, кому он всё же готов подчиняться («Кроме Господа я не знал царей…»)?

Б) Как он относится к старшим по званию и представителям власти?

В) Как он относится к власти закона над собой?

Г) Склонен ли он пунктуально исполнять данные ему указания, или скорее сначала сделает, а потом будет разбираться?

Д) Может ли персонаж смириться с рабством?

Е) Может ли персонаж потерпеть рабство некоторое время?

Ж) Смог бы персонаж прислуживать (Например, за столом)?

З) Легко ли персонаж подчинился бы силе, или стоял бы до последнего?

И) Есть ли что-то, что заставило бы персонажа унижаться?

К) Есть ли для него понятия «Долга Службы», «Долга Чести», etc.?

Л) Есть ли для персонажа разница между подчинением тому, кто имеет над ним власть по закону и подчинением тому, кто просто сильнее?

10. Насколько властен персонаж?

А) Нравится ли персонажу приказывать другим?

Б) Как он относится к младшим по званию?

В) Как персонаж ведёт себя с подчинёнными?

Г) Мог бы персонаж стать рабовладельцем?

Д) Мог бы персонаж стать начальником?

Е) Как персонаж относится к людям с рабской психологией, готовым подчиняться?

Ж) Как он относится к непокорным, не признающим власти над собой?

11. Жесток ли персонаж?

А) Как он относится к чужим смерти и страданиям? Ужасны они для него, смотрит ли он на них хладнокровно, или радуется им?

Б) Может ли он убить? Если да, то при каких обстоятельствах? Что он при этом будет чувствовать? Станет ли это для него потрясением, удовольствием, или он отнесётся к этому с безразличием?

В) Убивал ли он раньше? Если да, то при каких обстоятельствах? Как это отразилось на нём?

Г) Способен ли персонаж пытать? Насколько жестоко? Если да, то что он при этом будет ощущать?

Д) В бою, старается ли персонаж только защищаться, обезоруживать, обездвиживать, калечить или убивать противников?

ТЕСТ 1 : На персонажа бежит незнакомый ему человек, вооруженный мечом. В руках персонажа — заряженный пистолет. Он с гарантией может попасть в любую точку тела бегущего, выстрелить в воздух или убежать. Его действия? А в ситуации, когда возможности убежать нет?

ТЕСТ 2 : На глазах персонажа знакомый персонажу человек (например, член его команды) собирается добить поверженного противника, не способного сопротивляться. Его реакция?

ТЕСТ 3 : Знакомый персонажа собирается пытать пленника. Реакция персонажа? Попытается ли он остановить его, отвернётся, поучаствует, будет наблюдать или останется безразличен?

ТЕСТ 4 : Знакомый персонажа таки применил пытки. Изменит ли это отношение вашего персонажа к нему? Каким образом?

ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К СЕБЕ

1. Как персонаж относится к себе?

А) Относится ли он к себе патетично или с долей самоиронии?

Б) Насколько он любит себя?

В) Бывает ли так, что персонаж ненавидит или презирает себя?

Г) Как персонаж относится к оскорблениям в свой адрес?

Д) Как персонаж относится к смеху над собой?

Е) Склонен ли персонаж жалеть себя?

ТЕСТ : В разговоре с друзьями персонаж случайно допускает смешную и глупую оговорку. Друзья радостно смеются. Его реакция? Обидится ли он, разозлится, посмеётся вместе с ними? Как изменится его реакция, если те, с кем он говорит — не друзья, а малознакомые люди?

2. Насколько персонаж доволен собой? Есть ли в его характере что-либо, что он хотел бы изменить?

3. Насколько персонаж уверен в себе? Верит ли он, что у него всё получится?

ТЕСТ : Персонаж стоит на краю широкого и широкого ущелья, через которое перекинут призрачный мост. Он знает, что «Мост выдержит только того, кто верит в себя». Его действия?

4. Легко ли на него повлиять, убедить в чём-либо? Как он реагирует на попытки оказать на него влияние?

ТЕСТ : Проповедник на улице останавливает персонажа и начинает излагать ему свою веру, убеждая вступить в неё. Его реакция?

5. Насколько персонаж контролирует себя?

А) Легко ли спровоцировать персонаж на некое действие?

Б) Легко ли привести его в состояние аффекта?

В) Легко ли персонажу, находясь в состоянии аффекта, взять себя в руки?

Г) Есть ли у персонажа «любимая мозоль», что-либо, от чего он легко теряет самообладание?

Д) Бывает ли так, что в состоянии аффекта он совершает действия, о которых потом жалеет?

Е) Существует ли что-то, являющееся для персонажа тяжелопреодолимым искушением?

6. Как персонаж развлекается и снимает стресс?

А) Есть ли у персонажа хобби, увлечения?

Б) Что ему нравится делать?

В) Чем он не любит заниматься?

Г) Есть ли у него вредные (или безвредные) привычки? Насколько он от них зависит?

Д) Что для персонажа важнее — «Я должен» или «Я хочу»?

Е) Может ли он удовлетворять свои желания в ущерб обязанностям?

Ж) Может ли он подавлять желания ради обязанностей?

Персонажи, то есть главные, второстепенные и эпизодические герои — это основа любого прозаического или драматического произведения. На их характерах, их особенностях строится сюжет. Многие известные писатели признавались, что иногда их герои получаются настолько живыми, а характеры настолько самобытными, что авторская задумка уже не может полностью контролировать ход сюжета. Хорошо прописанный герой не может поступить тем или иным образом, потому что это просто не в его характере, не соответствует его убеждениям.

Создание таких героев и есть настоящее писательское мастерство, таким образом проявляется сила художественного таланта — демиург творит мир, населяет его героями и дает правила-заповеди, но те выходят из его воли, подобно библейским Адаму и Еве. Конечно же, умение создавать таких героев — это если не признак огромного таланта или даже гениальности, то уж точно огромного мастерства, ведь чтобы даже просто почувствовать, увидеть что в характере твоего героя, а что нет, нужно уникальное чутье.

Так как же описать характер персонажа, его внешность таким образом, чтобы хотя бы приблизиться к этому идеалу? В этой статье мы дадим несколько важных советов для начинающих, которые помогут приблизиться к этому идеалу ну или, для начала, просто создать интересных и запоминающихся персонажей.

Как описать внешность персонажа?

Внешность героя — это важный, но не основной компонент создания цельного и гармоничного образа. Мы же обращаемся к этому аспекту создания героя в первую очередь. Причиной тому служит тот факт, что, особенно среди молодых и не очень опытных писателей, есть склонность или излишне увлекаться описанием внешних характеристик, или же вовсе упускать этот момент из внимания, описывая героя как бы «изнутри» (хороший ход, но и здесь внешность описать можно «обходным путем»). Как же придумать образ персонажа, не превратив его в фоторобот?

Отберите 3-4 особенно важных внешних детали

Это могут быть необычные глаза, шрамы, особенность прически, примечательная деталь в одежде. Больше деталей прописывать не стоит, большее количество характеристик просто не откладывается в человеческом сознании. Чтобы подтвердить эту особенность, достаточно вспомнить героев русской классики. Возьмем Пьера Безухова из романа Л. Толстого «Война и Мир». Что мы знаем о его внешности? Что он высокий и полный, этакий человек-шкаф, что носит очки, так как близорук и что одет он в хороший костюм, который на нем плохо сидит.

Всего трех внешних характеристик достаточно, чтобы картинка сложилась. Перед нами предстает физический сильный, но неловкий, неспортивный человек (телосложение), образованный и начитанный (зрение, снизившееся в столь раннем возрасте, говорит о привычке к чтению) и не умеющий подать себя «в свете», несмотря на довольно приличное социальное положение (неумение носить приличный костюм).

Не давайте слишком общих и субъективных характеристик

Героиня прекрасная, как утренний рассвет — это, конечно, хорошо, но для стихов, для лирики. В реальности, которой хоть в чем-то должна соответствовать проза, красота для всякого своя. Поэтому, если хотите наделить героя такой характеристикой, делайте это необычно, возможно даже немного диссонансно. Давайте опять обратимся к роману-эпопее «Война и Мир». Вспомним первую жену Болконского, Лизу. Ее Толстой напрямую называет по-настоящему красивой женщиной и тут же пишет, что верхняя губа у нее коротковата и не прикрывает зубов, поэтому рот всегда приоткрыт, а над губой виднеются усики.

Согласитесь, что такая характеристика у многих расходится с представлением о прекрасном, но поскольку автор дал нам установку на красоту, то мы верим в привлекательность Lise, а недостатки и особенности только добавляют ей шарма.

Уделяйте внимание мимике

Мимика и жесты, а не прямая речь часто выдают истинные намерения и мысли людей. Ложь и нежелание выкладывать все напрямую — это очеловечивающие характеристики для героев, они наделяют его предысторией и тайнами, а это всегда заинтересовывает. Смущение, плохо сдерживаемый гнев в ситуациях, казалось бы, к этому не располагающих, заставляют читателя думать о прошлом героя, о причине возникновения подобной реакции.

Раскрывайте внешность в динамике или глазами другого

Статичные описания навевают скуку — это и есть словесный фоторобот, место которому не в художественном произведении, а в криминалистике. Поэтому описывайте или от лица всевидящего автора, который знает, что зашел герой именно высокого роста, именно небрежно отбросил плащ, а выражение лица его в этот момент было именно презрительным, или же глазами других героев.

Замечательным примером силы такого приема описания — это восприятие других героев заглавным героем произведения М.Горького «Жизнь Клима Самгина». Будучи человеком низким и бездарным по натуре, он видит других, более цельных и ярких героев, как в кривом зеркале. Сам читатель не сразу понимает, что его обманывает взгляд Клима, что те герои — хороши, как внутренне, так и внешне.

Избегайте клише

Описание внешности через разглядывание героя себя в зеркале имеет место быть, только если есть и сторонняя характеристика, иначе это попросту заезженный и банальный ход, который нужно уже оставить Нарциссу и его отражению в воде.

Особенно много клише в том, как молодые писатели пытаются описать лицо персонажа. «Чувственные губы», «огромные голубые глаза», «мужественные черты», «наивный взгляд» — все это хорошо, но такие характеристики предсказуемы. Если вы считаете необходимым их использовать, то разбавляйте их чем-нибудь более самобытным и оригинальным.

Как описать характер персонажа?

С тем как описывать характер персонажа в книге, по большей части, помогут разобраться только писательское чутье и фантазия. Однако есть универсальный план, который натолкнет на поиск верного решения.

Дайте герою основную черту характера

Если все действия и поступки героя диктуются только одним его качеством, то это скучно и плоско. Однако, если доминирующая черта характера присутствует всегда, но герой действует и вопреки ей, и согласно ей, и она явно отражается в глазах других героев, возможно осознается самим ее носителем и вызывает у него противоречивые чувства, то это делает персонажа ярким и живым.

Для примера возьмем высокомерную отчужденность Печорина из произведения Лермонтова «Герой нашего времени». Являясь человеком холодным и разочаровавшимся он, тем ни менее, дважды испытывает почти юношескую влюбленность, ясную и чистую. Хватает ли его надолго? Нет. Это противоречит его сути, но он испытывает любовь и удивляется сам себе.

Конфликтообразующий недостаток

— это еще один важный двигатель сюжета. Идеальный герой просто скучен, схематичен. В идеальных героях люди не узнают себя и не могут сопереживать такому персонажу. Да и что может произойти с персонажем, который во всем идеален и ведет идеальную жизнь?

Примером такого важного недостатка является легкомысленность Наташи Ростовой из романа «Война и Мир». Именно это качество толкнуло ее в объятия негодяя Анатоля, но оно же заставило Андрея Болконского полюбить ее.

У героя должны быть мотивы и цели

Даже если герой совсем обыденный и неяркий, всегда есть основная движущая сила. Возьмем пушкинского «Станционного смотрителя». Какие мотивы и цели у незначительного Самсона Вырина? Но когда дело коснулось благополучия и жизни его любимой дочери, он проявил и силу духа и настойчивость.

Привычка или чудачество сделают героя ближе к читателю

Это может быть фобией, навязчивой идеей, каждодневным ритуалом. Герой подросткового фэнтезийного романа Д.Емца Мефодий каждый день ставил будильник на 4 или 5 утра и вставал, даже не имея планов и цели, даже если планировал лечь спать дальше. Просто чтобы доказать себе, что он сильнее сна, у него есть сила воли.

Универсального средства описания героя, конечно же, не существует. Но, возможно, эти незамысловатые советы помогут вам не запутаться в своих идеях, и натолкнут на важные мысли.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить бюджет капитальных вложений
  • Как по кьюар коду найти товар
  • Как найти молярную массу неэлектролита
  • Как составить расписание учебы
  • Как найти идею книга альтшуллера