Как составить описание к сказке

План анализа сказки

  1. Название сказки.

  2. Вид сказки:

  • по авторству – авторская, народная;

  • по содержанию – бытовая, волшебная, о животных.

  1. Перечисли главных героев сказки и назови основные черты их характера.

  2. Перечисли второстепенных героев сказки.

  3. Тема сказки – то есть о чём говорится в сказке?

  4. Главная мысль (или идея) сказки – это то главное, зачем создавалась сказка и что автор хотел донести до читателя.

  5. Какими пословицами ты можешь передать идею (главную мысль) этой сказки.

  6. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету и характеру одного из героев?

  7. Сделай иллюстрацию к сказке.

Пример плана анализа сказки

  1. Сказка «Гуси-лебеди».

  2. По авторству – эта сказка народная,

по содержанию – волшебная.

  1. Главные герои сказки: сестрица Аленушка, Баба-Яга, …

  • Сестрица: храбрая, смелая, умеет исправлять свои ошибки…

  • Баба-Яга: злая, страшная, лживая…

«В избушке сидит Баба-Яга – морда жилиная, нога глиняная».

  1. Второстепенные герои сказки: братец Иванушка, отец, мать…

  2. Тема сказки: как Аленушка спасала своего брата.

  3. Идея или главная мысль сказки: ничто не заменит дом родной, родных и близких.

  4. Сам погибай, а товарища выручай.

  5. Сказка «Василиса Прекрасная». В сказке Баба-Яга тоже злая, страшная, норовит зажарить и съесть своих пленников.

План анализа сказки

  1. Название сказки.

  2. Вид сказки:

  • по авторству – авторская, народная;

  • по содержанию – бытовая, волшебная, о животных.

  1. Перечисли главных героев сказки и назови основные черты их характера.

  2. Перечисли второстепенных героев сказки.

  3. Тема сказки – то есть о чём говорится в сказке?

  4. Главная мысль (или идея) сказки – это то главное, зачем создавалась сказка и что автор хотел донести до читателя.

  5. Какими пословицами ты можешь передать идею (главную мысль) этой сказки.

  6. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету и характеру одного из героев?

  7. Сделай иллюстрацию к сказке.

Пример плана анализа сказки

  1. Сказка «Гуси-лебеди».

  2. По авторству – эта сказка народная,

по содержанию – волшебная.

  1. Главные герои сказки: сестрица Аленушка, Баба-Яга, …

  • Сестрица: храбрая, смелая, умеет исправлять свои ошибки…

  • Баба-Яга: злая, страшная, лживая…

«В избушке сидит Баба-Яга – морда жилиная, нога глиняная».

  1. Второстепенные герои сказки: братец Иванушка, отец, мать…

  2. Тема сказки: как Аленушка спасала своего брата.

  3. Идея или главная мысль сказки: ничто не заменит дом родной, родных и близких.

  4. Сам погибай, а товарища выручай.

  5. Сказка «Василиса Прекрасная». В сказке Баба-Яга тоже злая, страшная, норовит зажарить и съесть своих пленников.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания,
берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта
готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием
сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом
администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта
и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы
принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без
письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой
зрения авторов.

Описание неодушевленного предмета. Описание растения. Описание животного. Портретное описание человека или сказочного персонажа. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображён один персонаж). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Памятки по литературе и развитию речи «Как составить описание»»

Памятки по литературе и развитию речи.

1. Описание неодушевленного предмета.

План:

  1. Какой предмет изображен на рисунке?

  2. Какого цвета этот предмет или его части? (См. Приложение № 1)

  3. Где находится этот предмет? Что ты видишь на заднем плане?

  4. Особенности этого предмета (размер, состояние: старый, новый, читсый…; свойства: красивый, полезный) (См. Приложения № 5,6.)

  5. Для чего используется этот предмет? Кому он мог бы принадлежать (пригодиться, понравиться)?

  6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные…)? (См. Приложение № 2.)

  7. Твоё отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь).

  8. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть) (См. Приложение № 9).

2.Описание растения.

План:

  1. Какое растение изображено на рисунке?

  2. Какого цвета это растение или его части? (См. Приложение № 1)

  3. Где растёт это растение? Что ты видишь на заднем плане?

  4. Какое время года художник изобразил на рисунке?

  5. Особенности этого растения (размер, стадия роста, свойства: красивый полезный) (См. Приложения № 3,6.)

  6. Какие краски использовал художник? (Яркие, тусклые, светлые, тёмные…) (См. Приложение № 2.)

  7. Твоё отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, понюхать – о цветах, потрогать).

  8. твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть) (См. Приложение № 9).

3. Описание животного.

План:

  1. Какое животное изображено на рисунке?

  2. Какого цвета это животное или его части? (См. Приложение № 9).

  3. Что оно делает, его поза?

  4. Где находится это животное? Что ты видишь на заднем плане?

  5. Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный…) (См. Приложения № 3,4,6).

  6. Какая у него морда?

  7. Какое у него настроение? Какой характер? (См. Приложение № 7).

  8. Какие краски использовал художник? (Яркие, тусклые, светлые, тёмные…) (См. Приложение № 2).

  9. твоё отношение к этому животному. (Нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить).

  10. твоё отношение к этой картинке. (Нравится, приятно смотреть) (См. Приложение № 9).

4. Портретное описание человека или сказочного персонажа.

План:

  1. Кто (какой сказочный персонаж) изображён на рисунке?

  2. Из какой он сказки?

  3. Что он делает, его поза?

  4. Его возраст. (См. Приложение № 4).

  5. Какое у него лицо (морда)?

  6. Какое у него настроение? Какой характер? (См. Приложение № 7)

  7. Во что он одет? Какого цвета у него одежда? (См. Приложение № 1).

  8. Где находится этот персонаж? Что ты видишь на заднем плане?

  9. Какие краски использовал художник? (Яркие, тусклые, светлые, тёмные…) (См. Приложение № 2).

  10. Твоё отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).

  11. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть) (См. Приложение № 9).

5. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображён один персонаж).

План:

  1. Какой сказочный персонаж изображен на рисунке?

  2. Из какой он сказки?

  3. Что он делает? О чем он думает? Его поза.

  4. Его возраст (См. Приложение № 4).

  5. Какой момент из сказки изображён на рисунке?

  6. Какое у героя лицо (морда)?

  7. Какое у него настроение? Какой характер? (См. Приложение № 7).

  8. Во что он одет? Какого цвета его одежда? (шкура, чешуя, перья). (См. Приложение № 1).

  9. Где находится этот персонаж?

  10. Какое время года изображено на рисунке?

  11. Что нарисовано ближе всего к тебе?

  12. Что находится в центре картинки?

  13. Что ты видишь на заднем плане?

  14. Какие краски использовал художник? (См. Приложение №2).

  15. Твоё отношение к этому персонажу (нравится, не нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться)

  16. Твоё отношение к этой картинке (нравится, приятно на неё смотреть) (См. Приложение № 9).

  17. О чём ты думаешь, глядя на этот рисунок? (См. Приложение № 9).

Чтобы понять, что такое аннотация к сказке, нужно разобрать общее значение этого термина. Он обозначает короткий пересказ содержания произведения. Обычно аннотация помещается в начале книги, чтобы читатель мог понять, о чем пойдет речь в произведении. Это своего рода реклама. Прочитав ее, человек должен заинтересоваться книгой, а уже потом купить. В статье пойдет речь о том, как написать аннотацию к сказке, в чем особенности этого жанра и почему важно сохранять сказочный стиль повествования.

Что такое аннотация к сказке

Какую аннотацию можно назвать хорошей

Качественная аннотация представляет собой не краткий пересказ произведения. В первую очередь, это короткий рассказ, который вызовет интерес. Сказка – это произведение, в котором описываются выдуманные события с вымышленными персонажами, как правило, в фантастическом ключе. Чаще всего этот вид повествования является поучительным, в нем присутствует хороший и добрый конец.

Поэтому, если вас интересует, что такое аннотация к сказке, задумайтесь, на какую аудиторию вы рассчитываете. Скорее всего, вы пишете для детей. Поэтому вы должны заинтриговать их, описав сказку как что-то безумно интересное, интригующее и поучительное.

Аннотация к сказке

Как писать аннотацию к сказке

Чтобы написать аннотацию, которая заинтересует читателей, нужно учитывать особенности, которые в ней должны присутствовать:

  • Краткое содержание сказки, но без отображения всех событий.
  • Объем аннотации не должен превышать половины страницы, иначе ее не прочитают до конца.
  • Аннотация должны привлекать и интриговать читателей. В нашем случае нужно помнить о том, что аудитория, которая предпочитает сказки, — это дети, поэтому составляйте краткое содержание в добром ключе, без упоминания слишком плохих событий и героев. Помните, что в подсознании детей добро всегда побеждает зло.
  • Обязательно укажите место, где развиваются события сказки.
  • Выделите сильные стороны произведения. Опишите основной конфликт.
  • Обязательно напишите несколько слов о главном герое произведения. Укажите, чем он интересен, какова его миссия.
  • Когда вы опишете цель главного героя, кратко поведайте о главных преградах на его пути.
  • Укажите, почему главный герой берется за решение проблемной ситуации.
  • В конце сделайте акцент на интересных моментах и особенностях сказки, которые добавят интриги и завлекут читателей.

Помните, что вы как автор аннотации должны четко понимать, какие моменты следует выделить и раскрыть, а какие сохранить втайне, лишь немного намекнув на развязку событий. В итоге у вас должно получиться несколько предложений, в которых должно поместиться изложение сказочных событий, а также портрет главного героя. Отфильтруйте текст, вычеркните из него лишние, пустые фразы, синонимы и ничего не значащие вводные слова. Пишите строго по сути. Если сказка должна быть богата на эпитеты и красочные элементы, то аннотация должна обязательно информировать читателя и обещать наличие этих элементов.

Примером качественного оформления может быть аннотация к русским народным сказкам. Эти произведения были написаны с учетом возраста целевой аудитории. Аннотация составлялась авторами, которые понимали, что их текст может повлиять на мировоззрение ребенка. Поэтому они подчеркивали, что сказка повествует о событиях, в которых добро побеждает зло, и никак иначе.

Как написать аннотацию к сказке

Полезные советы

Если вы поняли, что такое аннотация к сказке, то самое время ее написать. Примите во внимание следующие рекомендации:

  • Даже если вы считаете свою книгу гениальным произведением, не стоит говорить об этом в аннотации. Пусть читатели сформируют свое мнение.
  • Не нужно как аннотацию использовать отрывок из сказки. Это не заинтересует читателей, а собьет их с толку.
  • Несмотря на то что в аннотации должна сохраняться интрига, помните, что вы пишете сказку для детей. Ваш козырь – это доступность изложения. Чем более просто написан текст, тем большее количество читателей вы сможете привлечь.

Помните, что при выборе книг читатели обращают внимание именно на аннотацию, поэтому приложите максимум усилий для того, чтобы она получилась интересной и интригующей.

Аннотация к русским народным сказкам

Ошибки при написании аннотации

Чтобы до конца понять, что такое аннотация к сказке и как ее написать, изучите основные ошибки многих авторов, которые привели к низкому спросу на их произведения:

  • В аннотации изложено все содержание книги. В этом случае читатель сразу же узнает о событиях и о том, как они заканчиваются. Тогда интерес пропадает, а сказка остается непрочитанной.
  • Слишком сложный текст для детских сказок. Пишите простым языком, который понятен детям.
  • Отсутствие в аннотации описания событий. В таком случае читатель подумает, что в сказке нет ничего особенного, ради чего ее стоит прочитать.

Чтобы избежать ошибок, вы должны уметь выделять самое интересное, что присутствует в произведении.

Как писать аннотацию к сказке

Информация для авторов

Даже сами авторы не всегда могут выделить в сказке то, чем дети заинтересуются больше всего. Поэтому попробуйте посоветоваться с окружающими людьми, спросить у них, какие события в книге, по их мнению, стоят отображения в аннотации. Как показывает опыт, такая практика часто выручает интересные сказки, повышая спрос на их прочтение.

Вместо вывода

Таким образом, аннотация к сказке – это краткий пересказ сюжета, в котором сохраняется интрига и рекламный момент. Сказки предназначены для детей, поэтому краткий пересказ должен быть написан доступным языком, без применения сложных конструкций.

Содержание

  1. Что такое аннотация?
  2. Структура
  3. Как составить аннотацию грамотно: 5 советов
  4. 12 приемов работы с аннотацией

Почему в библиотеке или книжном магазине среди сотни книг мы выбираем одну, и не обращаем внимания на остальные? Если отбросить такие критерии выбора как жанр, объем, имя автора, то что останется? Правильно: хорошая аннотация, прочитав которую немедленно хочется узнать содержание книги. Разберемся, как ее грамотно написать.

Обратимся к Википедии. Там указано, что это — краткое содержание издания (произведения) и его характеристика. Соглашусь, но добавлю, что аннотация — короткий текст, визитная карточка произведения и грамотная его реклама.

Короткий текст в начале помогает быстро понять, нужно ли ее читать, или лучше взять с соседней полки.

Аннотации пишут не только авторы книг, но и студенты факультета журналистики, филологического факультета и др. Это отличная тренировка перед написанием аннотаций к научным работам.

Структура краткой аннотации книги зависит от того, принадлежит книга к художественной литературе или нонфикшену. Правило работает для статей, монографий, фильмов.

Если произведение является художественным, то:

  • цель аннотации к рассказу или роману — с помощью пары предложений заинтересовать читателя, раскрыть жанр, ключевого героя и обрисовать главную проблему;

Чтобы долго не думать, как начать писать, обратитесь к личности автора. Расскажите, кто он, сколько книг уже написал, какие награды получил. Здорово, если информация уместится в предложение.

  • подробности об авторе писать не обязательно;
  • постарайтесь ответить на несколько важных вопросов:
    • в какое время и где происходят события в произведении. Указание времени, места заставит работать читательское воображение. Это поможет людям, целенаправленно ищущим исторические тексты или тексты о будущем;
    • кем является главный герой (героиня или герои). Несколько деталей о его профессии, возрасте или семейном положении сделают героя чуть более уникальным;
    • что герой делает в произведении. Опишите завязку, проблему и задачу, которую нужно решить герою в процессе;
    • есть ли у героя противники и кто они. Как правило, это те люди и обстоятельства, мешающие главному персонажу достичь цели.

Не лишним будет задать в конце аннотации риторический вопрос. Он вызовет у читателя интерес и желание найти ответ в основном тексте.

пример рекомендательной аннотации к книге

Если произведение относится к нонфикшн, то:

  • цель аннотации — раскрыть суть работы, пользу для читателя, чем она выделяется среди подобных в этом жанре;
  • подробности об авторе желательно включить: читатели обычно хотят понять, можно ли ему доверять, разбирается ли он в теме;
  • попробуйте дать ответы на вопросы:
    • о чем рассказывает книга. Называйте вещи простыми и понятными словами. Название может заставить читателя надолго задуматься и выпасть из реальности. Например, «Аштанга-Виньяса» (это вид йоги) или «Биохакинг». Расшифруйте название;
    • кто до вас изучал эту тему, приведите имена экспертов, не стесняйтесь говорить о себе как о первопроходце;
    • обозначьте центральные вопросы, на которые даются ответы (1-2 предложения);
    • выделите целевую аудиторию и обращайтесь к ней напрямую: «эта книга для любителей кошек».

пример аннотации к книге

  1. весь текст не должен быть больше 1-2 абзацев;
  2. избегайте оценочных слов и выражений. Пример: самый страшный роман, лучшая сказка для детей 10-13 лет;
  3. составляйте простые предложения, которые легче воспринимаются читателями;
  4. не приводите в аннотации цитаты из книги;
  5. убедитесь, что вы не пересказываете сюжет (в наше время за спойлеры могут обидеться, а в случае с книгой — забросить ее куда подальше).

Попросите написать небольшой отзыв знакомого эксперта и вставьте цитату из отзыва в аннотацию.

Сегментируйте аудиторию. Четко определитесь с тем, к кому вы обращаетесь. Подумайте, кому книга будет интересна, и кто после ее прочтения получит выгоду.

+ книга будет интересна специалистам в области биофизики, биохимии и ботаники.

— книга будет интересна всем, кто увлекается биологией и химией.

Конкретизируйте. Конкретная информация убеждает сильнее и делает текст правдоподобным.

+ зеленый, синий и фиолетовый цвета.

— холодные цвета и оттенки.

Уникализируйте. Не копируйте успешные на ваш взгляд варианты, но учитесь на них. Изучите коллег и конкурентов: это поможет сделать аннотацию уникальной.

+ вы узнаете, какие способы и техники помогают лучше запоминать — 5 новых приемов, о которых вам стоит знать.

— вы узнаете самые лучшие способы запоминания информации.

Обещайте быстрый результат. Ставьте близкие цели и напоминайте читателю, что он сможет их быстро достичь.

+ уже после 10 первых страниц вы сможете говорить по-английски вместе с главным героем.

— эта книга поможет вам в будущем овладеть английским языком.

Пишите правду. Если вы думаете, что книга ничем особенным не выделяется, не нужно пытаться ее приукрасить и перевирать. Читатель очень быстро это поймет.

+ сюжет книги не оригинальный, но эта любовная история заставит вас по-новому взглянуть на отношения.

Меньше сложных слов. Если у вас дергается глаз от слов «целеустремленность», «консилиум», «квинтэссенция», то почему вы думаете, что этого не случится с читателем? Перед тем, как написать слово, подумайте, как сказать проще.

+ в книге вы найдете топ-10 рассказов по версии литературного портала «Горький».

— эта книга — квинтэссенция философской мысли на культурную апроприацию.

Не сомневайтесь. Не пишите слова, говорящие о сомнении. В тексте должен быть только утвердительный посыл.

+ Книга поможет разобраться с негативной и позитивной энергетикой.

— Скорее всего, после прочтения книги вы почувствуете, что вас переполняет энергия. Возможно, вы уже будете знать, что делать.

Используйте активные слова и конструкции. Лучше всего оформить текст с воображаемым субъектом действия внутри (читателем) и дать ему действовать.

+ приведенные в книге 45 способов массажа вы можете применить в…

— 45 способов массажа используются в…

Пишите о выгодах. Это касается и художественных текстов. Читатель после прочтения хочет получить эмоцию или навык, умение.

+ после прочтения книги вы поймете, что важно принимать себя со всеми достоинствами и недостатками так, как это делает главная героиня.

— эта книга подарит вам хорошее настроение и заряд бодрости.

Призывайте действовать. Но не агрессивно, а деликатно. Не нужно требовать от читателя купить, позвонить или немедленно отказаться от покупки квартиры, потому что на этой неделе луна в Козероге.

+ Узнайте, о каких 13 эффективных приемах маркетинга пишет Остин Нетзли.

Провоцируйте. Легкая провокация поможет вызвать у читателей нужные эмоции, заставит выбрать именно эту книгу. Используя провокацию, можно быстрее и с меньшими затратами достичь поставленной цели.

+ В книге вы найдете крутые советы, которые помогут вам писать как Стивен Кинг.

Контролируйте эмоции. Слишком эмоциональный текст будет выглядеть как пустословие, а излишне сухой не вызовет доверие.

— Это потрясающая книга, захватывающая в свои объятия с первого абзаца.

Если у вас нет желания и времени самостоятельно разбираться во всех нюансах и тонкостях написания, воспользуйтесь помощью опытных экспертов Studently.

Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.

Виды аннотаций: краткая, развернутая, общая, справочная, рекомендательная, обзорнаяАннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.

Разберем, по каким критериям и на какие виды делятся аннотации.

Классификация аннотаций

Типологию аннотаций удобнее всего вести по нескольким критериям — по  назначению, по объему, по целевой аудитории и пр. Рассмотрим все возможные типы аннотаций подробно и с примерами.

1. По содержанию и целевому назначению

По этому критерию выделяют следующие аннотации:

1) Справочные (иначе – описательная или информационная аннотация).

В них раскрывается тематика произведения, кратко описываются интересные аспекты повествования (особенности образов персонажей, сюжетные повороты и т. п.). Такая аннотация не критикует, не оценивает, а только предоставляет необходимую информацию – о чем говориться в книге, кто и чем примечателен ее автор.

Схема составления данной аннотации в общем виде выглядит примерно так:

  • краткая справка об авторе;
  • вкратце — о форме (жанре) текста;
  • информация о том, чему посвящен текст;
  • описание содержания документа;
  • причины издания или переиздания (в этом случае указываются отличия от предыдущих изданий;
  • описание справочного аппарата издания (для специализированной и научной литературы);
  • информация о целевой читательской аудитории произведения.

Пример справочной аннотации:

Парандовский Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни: Пер. с польского / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы; Ил. П. Сацкого. – М.: Правда, 1990. – 656 с., ил.

«В книгу известного современного польского прозаика лауреата Государственной премии ПНР Яна Парандовского (1895 – 1978) вошли: «Алхимия слова» (1951) – блестящий трактат о писательском искусстве, о том, как воплощаются творческие замыслы в произведениях, в нем дается анализ писательского искусства на примерах выдающихся писателей различных эпох от Эсхила до Горького; «Петрарка» (1956) – романизированная биография великого итальянского поэта Возрождения; «Король жизни» (1930) – увлекательное жизнеописание Оскара Уайльда».

Рекомендательная аннотация2) Рекомендательные, которые оценивают важность и полезность произведения как для отдельных читателей, так и для целевой аудитории с учетом ее возраста, гендерной принадлежности, образования, профессиональной подготовки.

Такая аннотация указывает на детали, привлекающие внимание читателей. Например, подчеркивает, что роман относится к классике или, наоборот, интригует утверждением, что книга суперсовременна и отличается новаторским подходом. Приводятся и дополнительные убеждающие аргументы, апеллирующие к эмоциям читателя, его интересам или профессиональным потребностям.

Схема и примерное содержание рекомендательной аннотации таковы:

  • информация об авторе;
  • характеристика авторского творчества в целом;
  • характеристика данного произведения;
  • оценка книги с комментариями и замечаниями по ее тематике и/или проблематике;
  • описание особенностей стилистических и художественных приемов;
  • описание существенных особенностей художественно-полиграфического оформления издания;
  • указание на то, какой читательской аудитории предназначается книга.

Пример рекомендательной аннотации:

Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классики. В данном периоде автор описывает события во Франции от времен Ватерлоо вплоть до 1830. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вел смиреннный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот, вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость…После прочтения этого романа Вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.

2. По содержанию (его охвату и полноте) и ориентации на целевую аудиторию

По этому критерию аннотации бывают:

1) Общими — они характеризуют книгу в целом.

Могут быть и справочными, и рекомендательными. Как правило, они пишутся для широкой аудитории и фокусируются на изложении идеи и основных способов ее представления в тексте.

Если произведение относится к художественной литературе, основной акцент делается на изложение основной проблематики, главного конфликта и того, как этот конфликт решается героем или героями истории.

Пример общей аннотации:

Терапия искусством: Учебное пособие по арт-терапии: Под научной редакцией В.Н. Никитина, Н. Бояджиевой, Л.Д. Лебедевой, И.В. Вачкова. – София: Университетско издательство «Св. Климент Охридски», 2012. – 567 с., ил.

«В книге представлены современные научные исследования теории и практики терапии искусством (арт-терапии). Осуществлен системный анализ методологии арт-терапии по основным направлениям арт-терапевтической деятельности. Описаны модели и техники арт-терапевтической работы, применяемые в странах Восточной Европы. Издание рекомендовано для студентов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников психологической, педагогической и социальной специализации, а также для всех читателей, интересующихся вопросами терапии искусством».

2) Специализированными – пишутся для узкого круга потенциальных читателей и рассказывают о главных моментах содержания. Чаще всего это справочные аннотации, реже – рекомендательные.

Видом специализированной аннотации является также аннотация аналитическая. Она пишется не по всей книге, а по самым интересным тематическим частям, главам, параграфам. Чаще всего это аннотации описательные, справочного вида.

Пример аналитической рекомендательной аннотации:

Энгельс Ф. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. – С. 339–626.

…В «Диалектике природы» Ф. Энгельс дает философское обобщение выводов современного ему естествознания и математики и. опираясь на их данные, излагает естественнонаучные основы диалектического мировоззрения.
Внеся громадный вклад в развитие диалектического материализма, эта работа имеет чрезвычайно большое значение и для научного атеизма. Ф. Энгельс поднял и решил здесь важнейший для научного атеизма вопрос о происхождении человека, показал значение открытий в области естествознания для борьбы против религии…
…Решающую роль для развития атеизма сыграло исследование Энгельсом проблемы жизни. Вывод, к которому пришел Ф. Энгельс, способствовал освобождению науки от идей «сверхъестественной жизненной силы».

3. По объему

По объему выделяют следующие аннотации:

1) Краткими – они направлены на характеристику одного аспекта. Как правило, это оценка материала, глубины проработки темы. Либо представляют собой очень краткое резюме, раскрывающее самую суть произведения.

Пример краткой аннотации статьи:

«В этой статье автором рассматривается важность и необходимость защиты персональных данных. Изучаются способы исключения утечки информации и ее несанкционированного использования. Итогом работы является ряд существенных предложений по хранению и оптимизации обработки персональных данных в различных учреждениях и организациях».

Если книга относится к художественной литературе, то краткая аннотация должна, во-первых, дать представление о главном конфликте и его значении, а во-вторых, обрисовать героя и сюжет в самых общих чертах.

Пример краткой аннотации к книге:

«В этой истории обычный мальчик узнает, что он на самом деле волшебник, который заставил исчезнуть с лица земли страшного злодея, и теперь тот хочет вернуться и отомстить. Чтобы узнать о своих способностях и научиться с ними управляться, мальчик попадает в школу волшебства, где находит новых друзей».

2) Развернутыми – кроме короткого пересказа содержания и его оценки они включают в себя еще и перечисление глав, параграфов и/или рубрик. Обычно такая аннотация составляется к научным работам, учебникам, монографиям и занимает от одной до нескольких страниц.

Обзорная аннотация4. По количеству охваченных произведений

Этот тип — обзорная аннотация. Иногда ее еще называют групповой.

Такая аннотация пишется одна для нескольких произведений (для группы текстов, объединенных одной темой или одним жанром). Она может быть как справочной (уточнение трактовки общей темы в каждом из объединенных произведений), как и рекомендательной (в этом случае акцент делается на различия произведений – например, в трактовке темы или в способах представления информации).

Пример обзорной аннотации:

Один мир для всех: Контуры глобального сознания. Сборник статей: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990. – 216 с.

«Мысли и суждения восемнадцати известных политических и общественных деятелей современности о наиболее острых глобальных проблемах нашей планеты представлены в книге «Один мир для всех», которая впервые вышла в свет в западногерманском издательстве «Хорицонте» при участии и активном содействии советского издательства «Прогресс». Президент СССР Михаил Горбачев и председатель Социалистического Интернационала Вилли Брандт, известный астрофизик Фан Личжи (его часто называют «китайским Сахаровым») и один из основателей «Римского клуба», философ и футуролог Эрвин Ласло, Генеральный секретарь ЮНЕСКО Федерико Майор и бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд, экономист и эколог Хейзл Хендерсон, физик и психолог Питер Рассел – наиболее видные представители мирового гуманитарного и естественно-научного знания вместе с известными политиками рассматривают на основе анализа последних достижений фундаментальных наук и нового планетарного мышления вопросы, волнующие все человечество.
Подходы к теме у авторов разные, поскольку речь идет о ярких и своеобразных индивидуальностях, но критерий один – все в мире взаимосвязано. Грозящего апокалипсиса вследствие многолетней конфронтации и неумолимо надвигающейся экологической катастрофы можно избежать, если мы сегодня, наконец, осознаем, что этот мир у нас для всех один».

Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем издавна волновал исследователей. Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были».

                                      План

Литературно-художественного анализа произведения( сказки)

  1. Название произведения, жанр( вид для сказки) ( автор для авторскихп роизведений)
  2. Тема( о ком,чём- по основным событиям)
  3. Идея( ради чего, с какой целью)
  4. Характеристика гл. героев( цитаты из текста)
  5. Художественное своеобразие произведения

( особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из текста)

  1. Выводы- значение в работе с детьми

 «Сивка- Бурка».

 Русская народная сказка (волшебная)

Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять перстень с Елены Прекрасной.

Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть

 Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.

Характеристики главных героев:

Иван-дурак: Третий сын в семье ,самый младший . В семье его не любят ,высмеивают: «Куда тебе , дурню! Людей, что ли, хочешь смешить?Сиди себе на печи да золу пересыпай!»

Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень.Сидит не спит,пирог жует ,вора дожидается».

Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:

«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать».

 «Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»

Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за печку, в уголок,и сидит там».

В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем.

Сивка-Бурка:

 Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь –одна шерстинка серебряная другая золотая;бежит -земля дрожит,из ушей дым солбом валит,из ноздрей пламя пышет.»

 Исполняет все приказы своего хозяина:

 -Что угодно ,Иванушка?

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка

-Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай 

 Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении  мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно  с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.!

Художественные приёмы:

1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»

2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….

На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».

Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем  Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»

-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»

3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»

4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

5. Диалоги: «Что угодно,Иванушка. –

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.

 —Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»

6. Кумулятивность: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!

Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.»

7. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!»

8. Концовка:И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.

«Я на том пиру был,мед,пиво,пил…»

Характеристика языка:

Просторечный:«Иззяб»,«братнины»
Эмоциональный: « Эва,какие грибки хорошие!»

 «Куда тебе, дурню!Людей ,что ли ,хочешь смешить?»

Разговорный: «экий», «дурень»

Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»

Преувеличение(гипербола): «Народу видимо –невидимо»

Значение в работе с детьми: Прежде всего это воспитательное и культурно –нравственное значение. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика  — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка. 

Сказка заставляет ребенка думать, фантазировать, учит различать правду и ложь, выдумку и реальность.Велика социальная ценность сказки: она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за справедливость

Литературно-художественный анализ сказки (образец)

«Лиса и тетерев».

Русская народная сказка(о животных)

Тема: Хитрая лисица захотела обмануть тетерева, но тот оказался смышленой птицей и сам проучил лису. Сказка по манере изложения схожа с басней. Лиса рассказывает тетереву о новом указе- теперь птицам можно никого не бояться, гуляй себе по лугам: «Нынче уж звери друг друга не трогают»,чтобы сманить тетерева на землю.

Идея: Победа разума и смекалки.Хитрецу нет веры.

Характеристика  главных героев:

Лиса лицемерная,изворотливая: «Зравствуй тетеревочек мой дружочек,как услышала твой голосочек,так и пришла тебя проведать».Лиса льстит тетереву, называя его ласково тетеревочек, мой дружочек,услышала твой голосочек.

Притворщица: На ответ тетерева: «Спасибо на добром слове»,притворяется глухой и просит спустится на травушку погулять и  «поговорить со мной ,а то я с дерева не расслышу»,на что ей тетерев спокойно отвечает: «Боюсь я сходить на траву. Нам ,птицам ,опасно ходить по земле».

Обманщица: Не получилось первый раз сманить тетерева на землю  она придумала новую хитрость: «Нет, тетеревочек, мой дружочек,нынче  указ обьявлен,чтобы по всей земле мир был.Нынче уж звери друг друга не трогают»,а тетерев знай себе спокойно отвечает: «Вот это хорошо,а то вот собаки бегут,кабы по- старому,тебе уходить  надо(дает понять что разорвали бы лису собаки),а теперь тебе бояться нечего».

Трусливая: Бежала лиса с позором ,хотя и тут нашлась-успела сказать,что может быть ,собаки указа не слыхали.Не удалось лисе сманить тетерева на землю.Сама испугалась.

Тетерев смышленый,вежливый: Благодарит лису, понимая  ,что она льстит ему( «спасибо на добром слове»)

Тетерев наделен такими человеческими качествами как ум,смекалка,находчивость.Он знает коварный замысел лисы и понимает ,что  не с добрыми помыслами подошла она  к дереву на котором он сидел,а хочет его сманить на землю ,чтобы съесть.

-Боюсь я сходить на траву.Нам птицам опасно ходить по земле.

-Или ты меня боишься?-сказала лиса.

-Не тебя,так других зверей боюсь,-сказал тетерев.-Всякие звери бывают.

Этот диалог хорошо раскрывает характеристику героев и мотив их поступков.

Художественные особенности сказки: 

В этой сказке нет традиционного начала .

В основе сюжета мотив встречи, диалог между лисой и тетеревом.Используется прием противопоставления (антитеза) мудрости тетерева и хитрости лисы.Язык прстой, разговорный.(«куда ж ты? А кто их знает!»)

Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм).Лиса и тетерев разговаривают на человеческом языке,ведут диалог.

Эмоциональный язык: «Спасибо на добром слове..», «А кто их знает?».

Устаревшие слова:нынче,кабы,не слыхали,куда ж…

Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”. Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.

Литературно-художественный анализ сказки (образец)

«Лисичка-сестричка и волк.»

Русская народная сказка (о животных).

Тема:Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика. Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост  в прорубь. В лесу лиса прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.

Идея:Осудить- хитрость, обман, глупость.

Характеристика главных героев:

Лиса хитрая « Свернулась лисичка калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «- Эх, куманек, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь».

Обманщица «- Здравствуй, кумушка! — Здравствуй, куманек — Дай мне рыбки! — Налови сам, да и ешь. — Я не умею.

— Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь — рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь».

Волк глупый  «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было».

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» — думает он.

 «- И то правда, — говорит волк, — где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу».

Художественные особенности сказки. Традиционное начало сказки : жила-была..; концовка- обобщающая фраза « Битый небитого везёт»

Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм). Например: Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

— Битый небитого везет, битый небитого везет.

— Что ты, кумушка, говоришь?

— Я, куманек, говорю: битый битого везет.

— Так, кумушка, так!.. Кумулятивность ( пример из текста), диалог ,расскрывающий характеристику героев и мотив их поступков ( например…), антитеза( глупость противопоставляется хитрости),эмоциональный язык…. «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», « бежать без оглядки»,  « погоревал он немного»,встречаются устаревшие слова ( куманёк,кумушка,)

Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”.

Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.

Вызвает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств к другим.

Литературно-художественный анализ р.н.сказки

« Морской царь и Василиса Премудрая»(образец)

  1. « Морской царь и Василиса Премудрая»(русская народная сказка- волшебного вида)
  2. В сказке рассказывается о том,как Иван-царевич,отданный морскому царю отцом, женился на Василисе Премудрой и с её помощью сумел выбраться из морского царства.
  3. Идея: ничто не заменит родной земли, прославление верности в любви, восхваляется находчивость.смекалка.
  4. Иван-царевич:умеет исправлять свои ошибки( « За что обругал я старуху?Дай ворочу её..»), любящий родителей и свою родную землю( «… стосковался Иван-царевич по своим родителям, захотелось ему на святую Русь..»

Василиса Премудрая: владеет волшебством( « Обернулась голубкою..»,умеет отвечать за свои поступки( «..сама виновата- недосмотрела,сама и отвечать буду»), добрая,заботливая, помогает попавшим в беду, есть смекалка(«..будет погоня за нами великая..Надо ухитряться!»)

Морской царь: вспылчивый,требующий исполнения обещаний, строгий ( пример из текста)

5.Сказка начинается традиционным зачином (« За тридевять земель, в тридесятом царстве, государстве…»),волшебные помошники: Василиса Премудрая,пчёлы,муравьи,голуби- помогают достижению благородных целей( например….), используется олицетворение, анропоморфизм ( пример из текста…),приключения, волшебство, закон тоекратного повторения( три задания морского царя,три раза приходят слуги будить Ивана-царевича и Василису Премудрую,три раза догоняют беглецов. Характеристика языка: используются пословицы и поговорки( «утро вечера мудренее»), двойные слова( усиливающие впечатления от происходящего( « подумал- подумал»т.е. очень долго , серьёзно и обстоятельно, « далеко-далеко»),устойчивые выражения , характерные для сказки(«ни много не мало прошло времени»), постоянные эпитеты украшающие язык сказки(«красные девицы»,» добрый молодец»), описания(«..отправился в подводное царство; видит там и свет такой же ,как унас;и поля ,и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет…») .Сказка заканчивается традиционной концовкой (« стали они вместе жить да поживать, да добра наживать»).

6.Сказка учит любить свою родину, свой родной край, исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей. Помогает в формировании нравственных ценностей.

Литература:

1.Русские народные сказки-м.,»Правда»,.1985г.

2.Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  С-П., 2006 г.

3.Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1-3, М.:Худ.лит.,1990г.

4.Литература и искусство: Универсальная энциклопедия / Сост.А.А.Воротников.-Мн.:ТОО» Харвест», 1995г.

5Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. –М.:Лабиринт, 1999г.

6.www. Images.yandex.ru

7.www.google.com

8. Источник: Литературный анализ русской народной сказки // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru — http://odiplom.ru/lab/literaturnyi-analiz-russkoi-narodnoi-skazki.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сток в европе
  • Площадь шестиугольника формула неправильного как найти
  • Gta 5 как найти нужную машину
  • Как найти работу кызылорде
  • Как составить циклограмму деятельности