Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка описания учебной картины (иллюстрации) по истории
1. Определите основной замысел картины.
2. Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел?
3. Какие дополнительные средства (цвет, композиция, передний — задний план, второстепенные сюжеты или персонажи и т.д.) использованы в целях раскрытия главной мысли?
4. Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
План описания исторической картины.
Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст.
1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.
2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее: Основные детали картины — какие они? Не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения — теперь ваша цель стать художником, рисующим словами. Цветовая гамма. Как описать картину, если не цветами? Для начала лучше высказать общее впечатление от цветовой гаммы — тусклая ли она, яркая ли, пестрая ли. Не стоит ограничиваться простыми цветами, можно передавать их через сравнения (к примеру, вместо желтого употребить «цвета солнечных лучей»). Мелкие детали, которые вызвали интерес и могли быть не замеченными другими наблюдателями.
3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.
Пример описания картины.
М. Врубель, «Демон сидящий».
Михаил Врубель — выдающийся художник, творивший на стыке XIX-XX веков. Он работал во многих жанрах изобразительного искусства. Его картины пронизаны глубиной чувств и тревожным беспокойством. Не исключением является и работа «Демон сидящий», созданная на заре его творческой деятельности, в 1890 году. Она была одной из многочисленных иллюстраций к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» и сейчас обрела свое постоянное место в Третьяковской галерее.
Главным героем этого произведения является молодой мужчина, прозванный своим создателем «демоном», задумчиво глядящий вдаль. Он одет лишь по пояс, и его красивое лицо, длинные курчавые волосы, сложенные руки и мускулистость совершенно не позволяют зрителю представить, что в нем может быть хоть что-то демоническое, ведь на картине отражена больше печаль, нежели злобная властность. На заднем фоне красуются невиданные цветы, которые поражают строгостью своих форм, и чарующий алый закат. В данном произведении преобладают теплые оттенки цветов: от бледно-желтого до ярко-розового. При этом с ними контрастирует цвет одежды демона и некоторые оттенки растений, демонстрируя противостояние этого создания миру и некоторую отчужденность. Эта картина вызывает смешанные чувства: несмотря на то что демон — существо недоброе, его становится жаль при виде скорби в глазах. Есть некая печаль в этой картине, так как становится понятно, насколько одинок и грустен изображенный на ней герой. Возникает необъяснимое желание помочь ему, при этом чувствуется некая тревога, ведь это не человек. Картина «Демон сидящий» наполнена глубоким смыслом, который Михаил Врубель умело в ней отразил. Сам же художник писал о своем произведении: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый…» Таким образом, становится понятно, что автор исполнен сострадания к своему герою, чем невозможно не проникнуться, когда рассматриваешь это произведение. Используя как пример это сочинение, написанное по приведенному в данной статье плану описания картины, вы сможете проделать то же самое с любым другим произведением искусства.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В школьные годы многим приходилось выполнять такое задание на уроках русского языка или литературы, как описание произведения одного из русских художников. Для кого-то это задание было одним из любимых, а кто-то не переносил мысли о том, что вскоре предстоит описывать очередную картину.
Тем не менее все однажды научились делать это с большим или меньшим мастерством, но уже позабыли… Но если вдруг возникло желание вновь попрактиковаться в том, как описать картину, то здесь вы найдете необходимые рекомендации.
Зачем вам это?
В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:
- во-первых, вы улучшаете свои писательские навыки, учитесь формулировать лаконичные и грамотные предложения;
- во-вторых, идентифицируете свои эмоции по отношению к картине, а это помогает лучше понять самого себя;
- в-третьих, развиваете свою фантазию — в такого рода задании часто требуется предположить, какая предыстория могла быть у изображенной сцены;
- в-четвертых, вы расширяете свой кругозор, ведь чтобы понять, как описать картину, нужно узнать информацию об авторе произведения и истории его создания.
Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.
С чего начать описание картины
Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.
Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос «А как начать?», то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.
План
Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).
1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.
2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:
- Основные детали картины — какие они? Не скупитесь на эпитеты, метафоры и сравнения — теперь ваша цель стать художником, рисующим словами.
- Цветовая гамма. Как описать картину, если не цветами? Для начала лучше высказать общее впечатление от цветовой гаммы — тусклая ли она, яркая ли, пестрая ли. Не стоит ограничиваться простыми цветами, можно передавать их через сравнения (к примеру, вместо желтого употребить «цвета солнечных лучей»).
- Мелкие детали, которые вызвали интерес и могли быть не замеченными другими наблюдателями.
3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.
Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.
Пример описания
Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина «На Севере диком».
«Произнеся фамилию «Шишкин», русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина «На Севере диком…», написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.
На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.
Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова «На Севере диком стоит одиноко…», которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию…»
Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.
Пример, как описать картину, поможет вам сориентироваться при написании собственного описания. Немного практики и усердия позволят добиться хороших результатов уже в скором времени.
Перейти к контенту
История
Время чтения 1 мин.Просмотры 3.5к.
Для того, чтобы описать рисунок по истории нужно внимательно посмотреть на картину в целом, обратить внимание на детали, и затем сформулировав ответ, записать его на листке. На уроке по истории в 5 классе это, как правило, вопросы про древних людей и родовые общины.
Рисунок по истории в 5 классе.
Описание рисунка. Что здесь изображено?
Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? Рассмотрев рисунок, составь рассказ о занятии древнего человека.
Человеческое стадо.
Какое занятие представлено на рисунке? Опишите, как охотились раньше.
Описать рисунок пехоты и боевых колесниц.
Собирательство.
Описать рисунок по истории