Как составить описание объекта закупки по 44 фз

Готовые решения. Вопросы применения ст. 33

1. Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом «г» пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 — 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.

(п. 8 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 249-ФЗ)

2. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее — гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Рассмотрим практический пример и дадим рекомендации описания объектов закупки на основе арбитражной практики и практических вопросов слушателей наших курсов

Требования:

  • объективный характер;
  • функциональные, технические и качественные характеристики;
  • эксплуатационные свойства;
  • в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам;
  • при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исключения:

  1. не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки
  2. при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта

При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», кроме:

  • случаев несовместимости уже имеющихся у заказчика материальных ценностей с товарами иной идентификации
  • случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией

Обоснование: ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.07.2016 № Ф09-6596/16 по делу № А07-25778/2015

Обстоятельства дела: в описании объекта закупки заказчик указал товарный знак, однако не сделал ссылку на возможность поставки эквивалента.

Заказчик пояснил — поставка эквивалента в данном случае не допускается, т.к. имеющееся у заказчика оборудование, для которого закупаются дополнительные элементы, не совместимо с аналогами других производителей, что подтверждается документацией.

Суд указал, что определение характеристик товара относится к компетенции заказчика в соответствии с его потребностями. В рассматриваемом случае спорное требование отвечает потребностям заказчика и включено в документацию с соблюдением положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в соответствии с которыми включение в описание объекта закупки при указании на товарные знаки слов «или эквивалент» не требуется в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Закупочная документация должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям- максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заказчик может указать только те требования, которые являются существенными для использования объекта закупки.

Пример 2

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2016 № Ф08-4273/2016 по делу № А53-29375/2015

Обстоятельства дела: Заказчик в описании товара установил требования к материалам, из которых данный товар состоит. Участники закупки указали, что заказчик нарушил положения п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Суд установил, что заказчик не представил доказательств того, что у не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное, четкое, объективное описание характеристик нужного товара. Документация в данном конкретном случае не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей — предъявление заказчиком требований к компонентам товаров избыточно и описание объекта закупки не может являться объективным.

Читайте также: «Описание объекта закупки. Что нужно знать заказчику» — можно ли указывать марку закупаемого товара в технической документации и в каких случаях необходимо прописывать возможность закупки эквивалента.

В соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ при составлении описания объекта закупки необходимо использование  показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик объекта закупки.

Важно! Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Заказчик вправе установить дополнительные требования:

  • Гарантийный срок товара, результата работы, услуги
  • Объем предоставления гарантий
  • Осуществление монтажа и наладки товара
  • Обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара
  • Иные требования, если это предусмотрено технической документацией на товар

Для описания объекта закупки заказчик часто использует Техническое задание (далее — ТЗ), хотя Законом № 44-ФЗ обязанность заказчика составлять такой документ прямо не предусмотрена.

Читайте также: 

  • «Правила составления технического задания по требованиям 44-ФЗ» — в статье рассмотрим, какими правилами должен руководствоваться заказчик при составлении технического задания.
  • «Анализ заказчика по техническому заданию» — как через техническое задание определить, что заказчик хочет ограничить количество участников закупки? 

ТЗ может использоваться на следующих этапах:

  1. планирование;
  2. составление извещений, документации о закупке, проектов контрактов;
  3. исполнение контракта
  4. отчетность и контроль.

Составление технического задания позволяет правильно рассчитать сроки, подробно и понятно описать предмет закупки, назначить ответственных специалистов, а также:

  • представить результат закупки
  • поставить задачу, исключить ошибочные и неправомерные требования
  • проверить соответствие товаров, работ, услуг требованиям стандартов и регламентов;
  • спланировать все этапы закупки, в том числе после заключения контракта;
  • осуществить проверку закупки.

При составлении ТЗ необходимо разработать следующие характеристики объекта закупки:

  1. Функциональные — основное назначение объекта, условия его использования по назначению. Например, пищевая ценность (энергетическая, биологическая), эстетические свойства (форма, цвет, запах, совершенство производственного исполнения) и др.
  2. Технические — детализированное описание объекта закупки, конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, регламент и порядок действий при использовании
  3. Качественные — совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям
  4. Эксплуатационные характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики, стадии его жизненного цикла.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Источниками для описания объекта закупки могут служить:

  • документы стандартизации и технического регулирования
  • исполненные контракты
  • реклама, каталоги
  • официальные источники информации, статистические данные
  • результаты анализа общедоступного рынка, коммерческие предложения
  • форумы, статьи, обзоры, информация из сети Интернет
  • нормативно-технические, производственно-административные, справочно-информационные документы, технические нормы, стандарты, правила, условия

Чтобы управлять рисками, связанными с размещением заказа для государственных и муниципальных нужд, важно сохранять баланс между обеспечением своих объективных потребностей и соблюдением норм законодательства.

Пример описания: стол в кабинет руководителя 

Товар должен соответствовать: ГОСТ 16371-93 «Мебель. Общие технические условия», ГОСТ 26800.1-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры», ГОСТ 26800.4-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры отделений шкафов», ОСТ 13-40-89 «Фурнитура мебельная. Общие технические условия».

Наименование товара — стол эргономичный, цвет: коричневый

Размер, Ш x Г x В (ширина, глубина, высота):

  • минимальные значения — 100 x 100 x 71,5 см;
  • максимальные значения — 165 x 110 x 71,5 см.

При этом высота не подлежит изменению.

Требования к столешнице:

Материал — высококачественная МДФ.

Толщина: минимальное значение — 12 мм, максимальное значение — 35 мм.

Облицовка — ПВХ-пленка.

Столешница должна иметь плавные края.

В столешнице должно быть предусмотрено отверстие для проводов с заглушкой».

Обратите внимание!

Закон о контрактной системе дает заказчику определенную свободу в формировании требований к объекту закупки в том случае, если:

  • его действия обоснованы,
  • соответствуют целям закупки,
  • соблюдены правила описания объекта закупки — объективность, детализация, отсутствие дискриминации.

Обоснование: ст.ст. 13, 18, 34 Закона № 44-ФЗ.

Практическая ситуация 1: Заказчики нередко устанавливают конкретные количественные характеристики объекта закупок — размеры (длину, ширину, высоту), вес, обязательное наличие каких-либо веществ в определенной концентрации, не имея возможности объективно обосновать, в чем положительный эффект того или иного свойства объекта. Правомерно ли это?

Ответ: При отсутствии должного обоснования высоки риски для заказчика, особенно если установленное свойство является второстепенным по отношению к основной функции товара.

Правильная позиция

Заказчик может приблизительно знать об имеющихся на рынке интересующих его товарах на определенный момент времени, однако к моменту проведения торгов на рынке может появиться новая, более совершенная модель товара или участник может представить подходящий и более совершенный товар, о существовании которого заказчику не было известно.

Указание точных числовых характеристик суды считают правомерными, если они сопровождаются такими словами, как «не более», «не менее», «минимальный», «максимальный».

В этом случае суды приходят к выводу, что поставщики могут предложить к поставке товар, эквивалентный тому, что требуется заказчику или превосходит его по ряду характеристик, поскольку ограничиваются только предельные значения параметров.

Практическая ситуация 2: Вправе ли заказчик при описании объекта закупки в техническом задании на поставку товара установить конкретные требования к его размерам, упаковке, отгрузке и иным показателям?

Ответ: Вправе, если указанные требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки и конкуренции.

Законом детализация описания закупки не ограничена, и заказчик наделен правом установить конкретные требования к товару.

Арбитражные суды при оценке правомерности установления требований принимают во внимание, указывает ли совокупность сведений о товаре на единственного производителя, представлены ли сведения о наличии на рынке нескольких производителей — поставщиков требуемого товара, обусловлены ли требования к товару необходимостью обеспечить взаимодействие закупаемых товаров с оборудованием, имеющимся у заказчика, и (или) нормами законодательства, повлекут ли установленные требования ограничение числа участников закупки, поданы ли на участие заявки от участников и имеются ли запросы от участников закупки.

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое объект закупки
  • Правила описания объекта закупки
  • Ошибки при описании объектов закупки
  • Пример того, как описать объект закупки
  • Можно ли изменить характеристики объекта закупки

Как описать объект закупки? Такой вопрос нельзя считать пустяковым, так как описание закупаемых предметов (услуг или работ) является обязательной частью закупочной документации. Оно необходимо для максимального соответствия характеристик предлагаемых поставщиками товаров и услуг заявленным требованиям по закупаемым объектам.

Правила описания объектов закупок регламентируются статьей 33 44-ФЗ, а за их нарушение предусмотрен существенный штраф. При этом есть определенные исключения из правил, а также ситуации, когда могут появиться разночтения. Чтобы избежать проблем при проведении закупки, мы собрали для вас правила, ошибки и примеры описаний.

Что такое объект закупки

Что такое объект закупки

В 44-ФЗ четко обозначено значение термина «объект закупки», а также отдельно указано, что такое «описание объекта закупки» (ст. 33). Объектом считается товар, работа или услуга, которые необходимо приобрести заказчику. А под описанием объекта закупки по ФЗ № 44 понимается наделение его какими-либо свойствами и критериями. За счет этого при формировании предложения участник закупки может проверить свои товары, работы или услуги на соответствие характеристикам, которые указал заказчик.

В технической документации покупатель должен отметить все эксплуатационные и технические свойства приобретаемого товара, работы или услуги, а также требования к уровню качества. Кроме того, указываются сопутствующие монтажные услуги, услуги по обучению сотрудников работе на новом оборудовании и т. п. Описывается объект, как правило, в техническом задании, но согласно ФЗ № 44 составление данного документа не является обязательным.

Правила описания объекта закупки

Итак, рассмотрим, как описать объект закупки. Данная процедура предполагает определение количества и критериев качества.

1. Указание свойств, которые отсутствуют у аналогичной продукции, не допускается.

В описании объекта запрещается упоминать свойства, которые отсутствуют у такой же продукции. Характеристики, которые указывает покупатель, должны соответствовать фактическим потребностям. Требования необходимо прописывать одинаковые для всех потенциальных поставщиков, подрядчиков или исполнителей. В них не должно быть лишних и противоречивых пунктов.

В качестве примера можно привести решение по делу об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015. В описании объекта было указано ничем не обоснованное условие, согласно которому предполагалось изготовление ленты для медалей шириной 22 сантиметра. Участники не имели возможности предложить свою продукцию, так как она не соответствовала данному требованию. Правила описания объекта закупки

2. Указание эксплуатационных, технических и качественных характеристик является обязательным.

Здесь подразумевается, что в описании должны содержаться либо максимально, либо минимально допустимые величины, которые не подвержены изменениям. Например, для офисной бумаги характеристиками, которые необходимо точно указать, могут быть формат, плотность, уровень белизны, количество листов в упаковке.

Нельзя прописывать условия, которые касаются:

  • производителя;
  • участника;
  • его репутации;
  • наличия у участника достаточного количества сотрудников, финансов, возможностей производства. Однако в некоторых случаях подобные требования устанавливать можно, если это установлено ФЗ № 44. Например, если проводятся торги, которые регулируются положениями Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

3. Согласно п. 1.1 ст. 33 ФЗ № 44 не допускается указание товарных знаков и других уникальных свойств, а также условий, по которым для ряда участников подача заявок может быть ограничена.

Исключениями из данного правила являются следующие ситуации:

  • Несовместимость продукции, производимой другими торговыми марками, с товарами, которые находятся в пользовании заказчика.
  • Приобретение запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, находящимся в эксплуатации у покупателя, согласно технической документации.

4. При описании объекта закупки должна использоваться терминология и характеристики, которые предусмотрены техническими регламентами и документацией национальной системы стандартизации Российской Федерации

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44 для других показателей, условий или терминов необходимо обосновать потребность в их использовании в закупочной документации.

5. В случае надобности допускается прикладывать к описанию планы, эскизы, чертежи, спецификации, указывать срок гарантии и условия обслуживания, потребность в монтажных работах, наладке и прохождении обучения лицами, работающими с оборудованием.

Например, для асфальта может указываться гарантийный срок эксплуатации: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года.

6. Для медицинских препаратов обязательным требованием является указание в описании их международного непатентованного названия, а при его отсутствии – химического, группировочного названия. Перечень данных находится в свободном доступе на официальном сайте государственного реестра лекарственных средств.

7. Допускается размещать заказы на приобретение именного нового товара, которые ранее не был в эксплуатации или ремонте.

В таблице ниже отражены все последние изменения в ФЗ № 44.

Дата вступления в силу

Суть изменений

Сущность изменений

01.07.2019

Добавлен п. 8 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44

В тендерные документы на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства необходимо включать проектные документы, утвержденные по законодательству в сфере градостроительства.

Данное требование может не выполняться в случае, если проектные документы для объекта по закону не разрабатываются. Или когда предметом тендера является проектирование объекта капитального строительства. В этом случае процедура проведения закупки регламентируется ч. 16 и ч. 16.1 ст. 34 ФЗ № 44.

01.07.2019

ч. 4 ст. 33 ФЗ № 44 изложена в новой редакции

Определено значение термина «гарантийные обязательства». Это требования по гарантированному качеству товара, работы или услуги, а также условия гарантийного срока или объема гарантий.

Описание товара, работы или услуги можно рассматривать с нескольких сторон в зависимости от описываемых характеристик:

  1. Функциональные. Разъясняют, насколько объект способен справляться со своей непосредственной задачей, то есть использоваться по назначению.
  2. Технические. Указываются определенные показатели, минимальные или максимальные значения параметров, порядок поставки, выполнения работ или предоставления услуг.
  3. Качественные. Представляют собой комплексное описание особенностей, параметров, свойств товара и степень его соответствия нуждам покупателя.
  4. Эксплуатационные. Данная группа свойств показывает, насколько товар является надежным и работоспособным, а также насколько эффективно его можно эксплуатировать. К таким характеристикам относятся: санитарно-гигиенические, эстетические, экономические и т. п.

Правительственное регулирование вопроса, как описать объект закупки, по ФЗ № 44 в части внедрения однотипных названий позволяет сделать закупочную процедуру более прозрачной, а также снизить коррупционную составляющую. Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 установлен порядок, по которому формируется и ведется каталог товаров, работ и услуг в Единой информационной системе. Там же указаны и правила его использования для государственных и муниципальных нужд. В 2019 году в каталоге находится более 60 тысяч названий товаров, работ и услуг. И на данный момент он постоянно дополняется.

Ошибки при описании объектов закупки

Сведения, которые имеются в каталоге, обязательны к применению покупателями. В общей информации к каждой записи указывается, с какой даты эти данные необходимо использовать. Обычно срок вступления в силу составляет 30 дней с момента, когда запись была добавлена в каталог.

Ошибки при описании объектов закупки

Достаточно часто покупатели ошибаются, описывая объект закупки. Тем не менее далеко не всегда жалобы со стороны участников процедуры имеют основания. По этой причине обычно проблемные ситуации рассматриваются Федеральной антимонопольной службой или в судебном порядке.

Пример, как описать объект закупки

Наиболее часто возникают споры по следующим вопросам:

  • Указание торговой марки без предоставления возможности предлагать эквивалентные товары. В ходе судебного рассмотрения по делу покупатель уточнил, что поставлять эквивалентные товары нет возможности. Связано это с тем, что использовать товары иных производителей нельзя на существующем оборудовании. Решение суда было вынесено в пользу покупателя, поскольку в описанной ситуации дополнение «или эквивалент» допускается не указывать.
  • Покупатель не указывает точные свойства товара. Такие действия были признаны ФАС как нарушение ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44, согласно которой в документах необходимо приводить точные технические и качественные свойства товара, работы или услуги.
  • Противоречивость требований к приобретаемым товарам. Помимо несоответствия ч. 1 ст. 50 ФЗ № 44, в таких действиях покупателя ФАС определил и нарушение Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  • Чрезмерные требования к объекту закупки. В практической деятельности возникла ситуация, когда покупатель указал в описании материал изготовления. Однако в судебном порядке не смог обосновать необходимость наличия данного требования. В результате судебное решение было вынесено в пользу поставщика.

Чтобы не допускать возникновения спорных ситуаций, покупателю необходимо с большой внимательностью относиться к описанию объекта закупки. В случае, когда это необходимо, можно привлекать специалистов.

Пример, как описать объект закупки

Пример описания: стол в кабинет руководителя.

Товар должен соответствовать: ГОСТ 16371-93 «Мебель. Общие технические условия», ГОСТ 26800.1-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры», ГОСТ 26800.4-86 «Мебель для административных помещений. Функциональные размеры отделений шкафов», ОСТ 13-40-89 «Фурнитура мебельная. Общие технические условия».

Наименование товара — стол эргономичный, цвет: черный.

Размер, Ш x Г x В (ширина, глубина, высота):

  • минимальные значения — 95 x 95 x 69 см;
  • максимальные значения — 140 x 95 x 69 см.

При этом высота не подлежит изменению.

Требования к столешнице:

  • Материал — высококачественная ДСП.
  • Толщина: минимальное значение — 11 мм, максимальное значение — 30 мм.
  • Облицовка — натуральная кожа.
  • Столешница должна иметь плавные края.

В столешнице должно быть предусмотрено отверстие для проводов с заглушкой.

Важно! Согласно ФЗ № 44 покупателю предоставляется определенная свобода при составлении требований к закупаемому товару, если:

  • он действует обоснованно;
  • цели закупочной процедуры выполняются;
  • описание детализировано, объективно и не носит дискриминационный характер.

Обосновываются данные требования статьями 18 и 33 ФЗ № 44.

Можно ли изменить характеристики объекта закупки

Согласно ФЗ № 44 покупатель вправе предварительно изменить документацию по закупке. В положениях данного закона от 2013 года говорится о том, что не допускается изменять объект закупки и величину обеспечения предложений участников в аукционах на ЭТП. Уточнения того, что именно нельзя изменять в объекте закупки (название, описание, количество), в законе отсутствуют.

Экспертные мнения сводятся к тому, что уточнять свойства объекта допускается. И это не будет являться нарушением ФЗ № 44. Однако данный момент разъясняется в письмах Министерства экономического развития № Д28и-2869 и ОГ-Д28-12765 от 2015 года. Согласно им внесение каких-либо изменений в документацию запрещается.

В качестве обоснования такого запрета приводится несоответствие закупки после внесения изменений плану-графику, за счет чего она становится недопустимой. В соответствии с положениями ст. 16 ФЗ № 44 в указанный документ включаются сведения о любой закупочной процедуре и, соответственно, вносится описание предмета закупки.

Следовательно, к вопросу, как описать объект закупки, необходимо относиться предельно внимательно. Точное и грамотное описание гарантирует получение необходимого товара и отсутствие проблем с оспариванием решений покупателя в ФАС или судебных органах. Прежде чем описывать объект, необходимо зафиксировать его свойства и параметры, по которым можно его точно идентифицировать.

При формировании требований к товару покупатель должен, помимо удовлетворения собственных потребностей, опираться еще и на нормы законодательства. Относительно свободно подходить к описанию объекта закупки можно при наличии обоснований предпринимаемых действий и соответствии их целям закупочной процедуры.

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

КАК ОПИСАТЬ ОБЪЕКТ ЗАКУПКИ, СОСТАВИТЬ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ И СМЕТУ

Чтобы описать объект закупки, берите сведения из КТРУ и стандартов, сверяйтесь с ведомственным перечнем. Описание оформите техническим заданием, а при закупке работ на объекте капитального строительства – проектной документацией. Читайте подробнее, какие правила соблюдать при описании объекта закупки и как накажут, если допустить ошибки.

Как описать характеристики объекта закупки

Описывайте характеристики объекта закупки так, чтобы не ограничить конкуренцию. Для этого соблюдайте правила.

Правило 1. Используйте максимальные и минимальные значения показателей, а также неизменяемые показатели, которые не меняются согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Когда показатель возможно измерить, применяйте диапазонные, а не точные значения. Точные значения ограничивают конкуренцию. Например, если закупаете системный блок, укажите в требованиях к процессору: «количество ядер – не менее 4». Если напишете «количество ядер – 4», в закупке не смогут участвовать организации и физические лица, которые готовы поставить процессоры с количеством ядер более четырех. Такой вывод следует из частей 1 и 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Правило 2. Значения показателей описывайте при помощи слов, словосочетаний, знаков: «должен» или «не должен», «или», «либо», «не более» или «не менее», «не выше» или «не ниже», «от» или «до», «<», «>», «не ранее», «не позднее» и др. Опишите в инструкции для участника, как читать описание объекта закупки. Например, как трактовать слова «менее», «или», диапазоны значений.

Разъяснения по правилам дала ФАС в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Заказчик описал товар не по инструкции

Заказчик в инструкции к заявке прописал: «Если в описании объекта закупки указан знак «;», то участник указывает один из показателей товара». Например, материал унитаза «фарфор; полуфарфор» означает, что претендент самостоятельно выбирает из двух материалов. Участник закупки обжаловал в ФАС требование к керамической плитке: «Сорт 1; водопоглощение, % – не более 16». Комиссия Чувашского УФАС указала, что заказчик описал товар неверно: для плитки указывают и сорт, и процент водопоглощения (решение Чувашского УФАС от 26.04.2017 № 82-К-2017).

В зависимости от объекта закупки включите в описание:

  • планы, чертежи, эскизы, фотографии;
  • результаты работы или тестирования;
  • требования к испытаниям, методам испытаний, упаковке, маркировке, этикеткам, условным обозначениям и терминологии;
  • требование подтвердить, что процессы и методы производства отвечают требованиям технических регламентов, стандартов, техусловий.

Эту информацию включайте на свое усмотрение. Если указали требование, чтобы товар отвечал изображению, включите изображение в документацию. Например, при закупке детской игровой площадки приложите изображения элементов площадки. Когда товар должен отвечать образцу или макету, дайте возможность участникам осмотреть образец или макет. Для этого пропишите в документации место, где организуете осмотр, дату начала и окончания, график, порядок осмотра. Правила закреплены в пунктах 3, 4 и 5 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Характеристики и показатели для описания объекта закупки выбирайте в четыре шага:

  1. Скопируйте характеристики из КТРУ.
  2. Возьмите сведения из стандартов.
  3. Выберите дополнительные характеристики.
  4. Сверьтесь с ведомственным перечнем.

Первоочередной источник информации для описания объекта закупки – каталог товаров, работ и услуг в ЕИС. Как действовать, если в каталоге нет сведений о продукции или их недостаточно подскажет онлайн-помощник. Просто нажмите на кнопку ниже и подтвердите обращение кликнув на «Спасибо, понятно».

Шаг 1. Скопируйте характеристики из КТРУ

Откройте каталог товаров, работ и услуг с главной страницы сайта ЕИС одним из двух вариантов.

Вариант 1 – через верхнюю панель.

Вариант 2 – через раздел «Информация для пользователя».

В строке поиска введите название объекта закупки или код позиции КТРУ. Для одного товара в КТРУ подходит одна или несколько позиций.

Чтобы изучить характеристики продукции, кликните на код позиции и далее выберите раздел с описанием.

Возьмите из каталога сведения:

  • наименование продукции;
  • единицу измерения;
  • описание товара, работы, услуги.

С 1 июля 2019 года обязанность указывать название продукции по каталогу исключили из Закона № 44-ФЗ. Однако такое требование по-прежнему есть в Правилах использования каталога, которые Правительство утвердило на основании части 6 статьи 23 Закона № 44-ФЗ. Поэтому название продукции указывайте согласно позиции каталога (п. 4 Правил, утв. постановлением № 145).

Для описания продукции выбирайте обязательные характеристики из каталога. Необязательные характеристики включите в описание на свое усмотрение.

Когда для объекта закупки подходят несколько позиций, сравните значения характеристик в позициях, чтобы выбрать нужную. К примеру, планируете купить компьютер с оперативной памятью не менее 64 гигабайт и сравниваете позиции каталога 26.20.15.000-00000026 с минимальным значением оперативной памяти 32 гигабайта и 26.20.15.000-00000025 – с минимальным значением 32 гигабайта. Выбирайте позицию 26.20.15.000-00000025, так как она отвечает потребностям по оперативной памяти. Скопируйте характеристики из каталога в описание объекта закупки.

Если используете характеристики, которых нет в каталоге, то включите в описание объекта закупки обоснование, почему применяете дополнительные характеристики. Смотрите пример обоснования, а также рекомендацию о том, как работать в каталоге.

Шаг 2. Возьмите сведения из стандартов

Описывайте объект закупки с учетом технических регламентов и стандартов – ГОСТов. Чтобы правильно применить ГОСТы, воспользуйтесь советами. Об этом сказано в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Совет 1. Укажите не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участник будет самостоятельно выбирать характеристики и показатели, при этом обязанность описывать объект закупки лежит на заказчике. Например, заказчик включил в аукционную документацию требование, что материалы для ремонта дорог должны отвечать ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не указал. Контролеры посчитали, что заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Суд поддержал позицию контролеров, так как из-за многообразия характеристик материалов участники закупки не могли понять, какой именно товар необходим (определение Верховного суда от 01.02.2016 № 301-КГ15-18555, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу № А38-6610/2014).

Совет 2. Проверьте, действует ли ГОСТ. Если используете недействующий стандарт, неверно опишете объект закупки, и участники подадут жалобу в ФАС. К примеру, заказчик объявил аукцион на ремонт спортзала. Подрядчик должен использовать плитку согласно ГОСТ 6787-90, однако этот стандарт Госстрой заменил на ГОСТ 6787-2001. Комиссия УФАС посчитала, что заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Тамбовского УФАС от 15.05.2017 № РЗ-137/17).

Совет 3. Проверьте, чтобы ГОСТ и показатели товара в описании объекта закупки отвечали друг другу. Такую рекомендацию дала ФАС в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16. Противоречия в ГОСТе и в описании продукции, которое включили в документацию, контролеры считают нарушением. Например, заказчик при закупке ремонтных работ указал, что необходимы шурупы с диаметром резьбы 3,5 мм и высотой головки не более 2,2 мм. Требования к шурупам прописаны в ГОСТ 1145-80. По стандарту высота головки – не больше 1,93 мм. Специалисты антимонопольной службы решили, что заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Краснодарского УФАС от 20.01.2017 № ЭА-63/2017).

Совет 4. Убедитесь, что ГОСТ подходит для объекта закупки. Для этого откройте стандарт и посмотрите, когда применяют ГОСТ. К примеру, заказчик закупал спецодежду для медицинского персонала. Решил использовать ГОСТ 12.4.280-2014 «Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий». Однако применять этот стандарт нельзя, так как в описании ГОСТа указано:

Совет 5. Укажите конкретный ГОСТ для конкретного товара. Если напишете «товар должен отвечать ГОСТ» или перечислите ГОСТы без привязки к товарам, ФАС признает это нарушением. Описывайте товар так, чтобы участник понял, какой ГОСТ применять: «Асфальтобетонная смесь, ГОСТ 9128-2013», «Керамическая плитка, ГОСТ 6787-2001». Такой вывод следует из пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Например, заказчик указал в техзадании материал для ремонта – битум. В сведениях о товарах сотрудник контрактной службы написал, что битум должен отвечать ГОСТу, а какому именно – не указал (решение Краснодарского УФАС от 10.04.2017 № ЭА-466/2017).

Совет 6. Обоснуйте нестандартные показатели. Применять нестандартные показатели заказчик вправе, если описать объект закупки по стандартам нельзя. В этом случае обоснуйте, почему используете нестандартные показатели (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Пример: как обосновать нестандартный показатель

Заказчик покупал средства самозащиты. В эксплуатационных характеристиках написал, что в состав товара должен входить комбинированный фильтр в цельнометаллическом корпусе. Необходимость такой характеристики обосновал так:

Один из участников посчитал, что показатель нестандартный, и обжаловал закупку в ФАС. Специалисты антимонопольной службы согласились, что показатель нестандартный, однако заказчик обосновал его корректно (решение Крымского УФАС от 26.06.2017 № 08/2057-17).

Показатели, которые противоречат ГОСТу, также обоснуйте. В качестве обоснования, например, приведите требования нормативно-правового акта, который использовали при подготовке описания объекта закупки. Например, заказчик указал, что требования к размеру погрузчиков установлены в приказе Минтруда от 24.05.2013 № 214н и индивидуальной программе реабилитации (решения Чувашского УФАС от 08.08.2016 по делу № 177-К-2016, УФАС по Республике Коми от 08.08.2016 № 04-02/7209).

Используйте такой вариант обоснования: техническое задание содержит иные показатели, так как технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством России о техническом регулировании, не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки (решение Краснодарского УФАС от 02.08.2016 № ЭА-1062/2016).

Пример: заказчик не обосновал нестандартные показатели

В описании противогазов контрактный управляющий указал нестандартные показатели. По ГОСТ 22.9.20-2014 масса противогаза составляет 1,1 кг, а по описанию в документации – не более 0,76 кг. Заказчик не объяснил, почему использовал нестандартные показатели. Комиссия Крымского УФАС решила, что заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ (решение Крымского УФАС от 06.12.2016 № 08/3054-16).

Совет 7. Используйте показатели, требования, условные обозначения и терминологию производителя, если для продукции нет национальных стандартов. Обоснуйте, почему не применяете стандарты и технические регламенты. Вывод следует из положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и подтверждается в письме Минэкономразвития от 03.08.2016 № ОГ-Д28-9745.

Совет 8. Применяйте несколько стандартов, если характеристики продукции описаны в двух и более ГОСТах. Установите показатели, которые предусмотрены стандартами, но не противоречат друг другу. Например, при закупке пшеничного хлеба напишите: «Хлеб должен быть пропеченным, не влажным на ощупь, без следов непромеса и отвечать требованиям ГОСТ 27842-88 и ГОСТ 31805-2012». Однако не включайте в описание объекта закупки требование, что хлеб должен быть эластичным, так как этот показатель указан только в ГОСТ 27842-88 и будет противоречить ГОСТ 31805-2012.

Совет 9. Не указывайте в описании конкретный стандарт организации. Заказчик вправе описывать продукцию по стандарту организации, если такое описание не противоречит ГОСТам, но указывать в документации конкретный СТО нельзя. Стандарт организации – это документ по стандартизации, который утверждают разработчики или производители продукции. Закон не запрещает указывать в описании объекта закупки реквизиты СТО. Однако если напишете конкретный СТО, то укажете на производителя, тем самым ограничите конкуренцию и нарушите пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. За нарушение сотрудник заказчика заплатит штраф. Выводы основаны на пункте 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, пункте 13 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ, части 4.1 статьи 7.30 КоАП. Аналогичную позицию высказали специалисты Челябинского УФАС в решении от 24.01.2017 № 26-ж/2017 и Минэкономразвития в письме от 19.08.2016 № Д28и-2274.

Шаг 3. Выберите дополнительные характеристики

Включите в описание объекта закупки требования к продукции, которые утвердили органы исполнительной власти. К примеру, для части товаров Правительство, Минэкономразвития и Минстрой установили требования энергетической эффективности. Если не пропишете такие требования в документации, заплатите штраф. Читайте подробнее о том, как применять требования энергетической эффективности при закупках.

Пропишите дополнительные характеристики, которые не указаны в КТРУ или стандартах. Право закреплено в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, максимально полное описание объекта закупки отвечает принципу эффективности, который прописан в статье 12 Закона № 44-Фз. Когда описываете дополнительные характеристики продукции, учитывайте рекомендации ФАС.

Пример: о дополнительных характеристиках

Заказчик закупает компьютеры. В КТРУ для системного блока прописаны только значения характеристик:

  • объем HDD;
  • объем SSD;
  • объем SSHD;
  • объем оперативной памяти;
  • тип накопителя.

В КТРУ не описаны характеристики материнской платы и процессора. Нет технических регламентов и ГОСТов, при помощи которых возможно описать характеристики товара. Контрактный управляющий совместно с программистом самостоятельно выбрал дополнительные характеристики и показатели.

Если для продукции есть ГОСТ, но вы решили использовать нестандартные характеристики и показатели, включите в документацию обоснование. Об этом сказано в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Пример: о нестандартной характеристике товара

Заказчик закупал батарейки и установил характеристику, которая не указана в ГОСТе. Участник подал жалобу в антимонопольную службу.

На заседании комиссии УФАС заказчик пояснил, что ранее закупал товар только по ГОСТу, однако товар быстро приходил в негодность. Поэтому, руководствуясь принципом эффективности закупки из статьи 12 Закона № 44-ФЗ, установил требование к товару с учетом потребности.

Комиссия УФАС признала действия заказчика правомерными. Однако установила нарушение – заказчик не обосновал в документации, почему указал характеристики не из стандарта. Так как данное нарушение не повлияло на итоги закупки, предписание не выдали (решение Челябинского УФАС от 07.03.2018 № 68-ж/2018).

Шаг 4. Сверьтесь с ведомственным перечнем

Учтите требования к продукции, которые ГРБС включил в ведомственный перечень. Актуальную версию перечня ГРБС обязан разместить в ЕИС. Поэтому, даже если получили от ГРБС перечень, сверьтесь со сведениями в ЕИС – возможно главный распорядитель скорректировал документ (ч. 2, 5 и 6 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы найти ведомственный перечень в ЕИС, откройте раздел с правилами нормирования.

Далее выберите настройки в расширенном поиске.

Выберите правила нормирования и в разделе «Документы» изучите ведомственный перечень. Проверьте сведения:

  1. Показатели в описании объекта закупки не выходят за пределы диапазонных значений в ведомственном перечне.
  2. Неизменные показатели в описании объекта закупки совпадают с показателями ведомственного перечня.

Читайте подробнее о работе с ведомственными перечнями.

Какие сведения нельзя включать в описание объекта закупки

Не включайте в описание объекта закупки требования к товарам, работам или услугам, которые ограничат конкуренцию. Запрет установлен пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Чтобы не ограничить конкуренцию, соблюдайте правила.

Правило 1. Не используйте характеристики товара одного производителя. Если укажете характеристики конкретного товара, ограничите конкуренцию, так как участники не смогут предложить аналогичную продукцию. Контролеры посчитают, что вы нарушили пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, и оштрафуют. Опишите объект закупки так, чтобы под характеристики подходили хотя бы два товара.

Правило 2. Не применяйте показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые противоречат техническим регламентам или государственным стандартам. Если установите противоречивые требования, участник неверно сформируют заявку, а комиссия заказчика необоснованно ее отклонит (решения Краснодарского УФАС от 13.06.2017 № ЭА-1221/2017, от 27.03.2017 по делу № ЭА-368/2017, Новосибирского УФАС от 23.09.2015 № 08-01-373, письмо ФАС от 01.07.2016 № ИА/44536/16).

Если используете нестандартные показатели, то обоснуйте, почему нельзя применять ГОСТы. Не обоснуете – контролеры оштрафуют на 3000 руб. по части 4.2 статьи 7.30 КоАП. 

Правило 3. Не объединяйте в один лот технологически и функционально не связанные между собой товары, работы и услуги. Если объедините несвязанные объекты закупки, нарушите пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ и часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Контролеры не только оштрафуют, но и отменят закупку.

Пример: Заказчик закупал строительные работы и шприцы

Заказчик закупал работы по реконструкции помещения. В описание объекта закупки включил строительно-монтажные работы и товары: камеры видеонаблюдения, устройства цифровой регистрации, медицинские шкаф и кушетку, одноразовые шприцы.

Специалисты ФАС по жалобе участника проверили закупку и указали: товары не связаны со строительно-монтажными работами, поэтому заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Заказчику выдали предписание отменить протоколы закупки, внести изменения в аукционную документацию и назначить новую дату для подачи заявок (решение Крымского УФАС от 18.07.2017 № 06/2171-17).

Если продукция технологически и функционально связана, заказчик вправе купить ее одним лотом. Например, покупайте совместно компьютеры и программное обеспечение (п. 3 Обзора Президиума Верховного суда от 28.06.2017).

Правило 4. Не устанавливайте требования к характеристикам объекта закупки, которые на момент подачи заявки участнику неизвестны. Описать в заявке состав, технологию производства товара участник сможет только после испытаний. Чтобы испытать товар, он должен товар произвести или купить. Однако претендент не обязан иметь товар на складе – такого требования в Законе № 44-ФЗ нет. ФАС рекомендует в описании объекта закупки не указывать:

  • химический состав;

  • компоненты;

  • технологию производства, испытания;

  • показатели, значения которых можно узнать испытаниями.

Позицию антимонопольной службы поддержал Верховный суд (п. 3 письма ФАС от 01.07.2016 № ИА/44536/16 и решение Верховного суда от 09.02.2017 № АКПИ16-1287).

Пример: заказчик описал химический состав товара

Заказчик закупал работы по ремонту дорог. В числе товаров для ремонта – стальные заготовки. Заказчик описал состав заготовок: содержание углерода, кремния, марганца, хрома. Определить химический состав можно, только если испытать товар (решение Краснодарского УФАС от 15.05.2017 № ЭА-740/2017).

Правило 5. Не устанавливайте требования к ресурсам и квалификации участника. Нельзя требовать, чтобы участник обладал производственными мощностями, технологическим оборудованием, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами, необходимыми для производства товара, выполнения работы или оказания услуги, которые являются объектом закупки. Кроме того, не устанавливайте в описании объекта закупки требования к квалификации, опыту и деловой репутации участника закупки. Об этом сказано в части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Правило 6. Не устанавливайте требования к производителю товара. Запрет закреплен в части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. В том числе нельзя указывать название организации и страну, в которой производитель находится. Если пропишете требования к производителю, контролеры оштрафуют.

Пример: Заказчик указал требования к стране производителя товара

Например, заказчик закупал оригинальные картриджи для принтера. В техническое задание включил условие к стране производителя продукции – Германия. При этом контракт заказчик заключил с участником, который предложил товар с необходимыми характеристиками, но итальянского производителя. Антимонопольная служба признала, что заказчик утвердил документацию аукциона с нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Наказание – штраф 3000 руб. по части 4.2 статьи 7.30 КоАП (решение ФАС от 01.03.2017 № П-15/17).

Правило 7. Не включайте в описание объекта отличительные признаки:

  • товарные знаки (кроме исключений);

  • знаки обслуживания;

  • фирменные наименования;

  • патенты;

  • полезные модели;

  • промышленные образцы;

  • название страны происхождения товара.

Запрет установлен пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Например, нельзя писать так:

AMD – это производитель, а в описании объекта закупки указывать производителя нельзя. Windows – товарный знак, указывать марку можно только с фразой «или эквивалент».

Если в описании объекта закупки незаконно укажете, например, товарный знак или фирменное наименование, то ФАС отменит закупку и оштрафует контрактного управляющего или работника контрактной службы (решения Челябинского УФАС от 29.01.2015 № 21-ж/2015, Новосибирского УФАС от 19.08.2015 № 08-01-317, постановление Коми УФАС от 26.01.2015 № ЗШ 04-01/15).

Ситуация: вправе ли заказчик указать в техническом задании цвет товара

Да, вправе. Однако учтите, что участник закупки может обжаловать в ФАС описание объекта закупки с цветом товара.

Для некоторых товаров цвет – принципиальная характеристика, так как отражает качественные и функциональные свойства продукции. В этом случае указывайте цвет, чтобы провести закупку максимально эффективно согласно статье 12 Закона № 44-ФЗ. Например, закупаете краску или цвет товара указан в ГОСТ. Еще пример: заказчик в описании объекта закупки указал, что нужны хирургические нити синего цвета. Один из участников подал в контрольный орган жалобу. ФАС признала жалобу необоснованной. Синий цвет – наиболее контрастный по отношению к внутренним органам, тканям, крови и другим естественным цветам организма, поэтому именно синие нити удобно использовать, когда врачи проводят операции (решение Новосибирского УФАС от 12.05.2015 № 08-01-171).

Если цвет не влияет на свойства товара, контролеры занимают разные позиции. Например, заказчик установил требование к цвету моющего средства – насыщенный синий. ФАС признала такое требование необоснованным. В другом случае заказчик закупал кресла-коляски с цветом рамы «серебристый металлик». Один из участников подал жалобу в ФАС. Однако специалисты антимонопольной службы не нашли нарушений. Судьи также решили, что требования к цвету не ограничивают конкуренцию. Судья пояснил, что заказчик вправе самостоятельно определить параметры и характеристики товара, которые отвечают его потребностям (решение, предписание Новосибирского УФАС от 30.05.2017 № 08-01-160, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.05.2015 № Ф04-18610/2015, А70-9217/2014).

Ситуация: можно ли в техническом задании указывать наименование издательства и подписной индекс

Нет, нельзя. Подписной индекс изданию присваивает конкретный распространитель или издатель подписных каталогов, например «Почта России» или «Роспечать». Об этом сказано в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 01.11.2001 № 759. Если укажете в техническом задании наименование издательства и подписной индекс, то создадите преимущества конкретным участникам и ограничите конкуренцию. Это нарушение статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Вывод подтвердил Арбитражный суд Республики Марий Эл в решении от 28.10.2014 № А38-4158/2014. Читайте подробнее о закупке печатных изданий.

Ситуация: можно ли объединять в одной закупке реконструкцию дорог в разных муниципальных образованиях

Заказчик не вправе объединять в одной закупке работы по реконструкции дорог, которые расположены в разных муниципальных образованиях и не связаны между собой. Если объедините в одной закупке такие работы, ограничите конкуренцию. Следовательно, нарушите статью 8 и пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Такую позицию высказали ФАС и суд.

Антимонопольная служба признала, что заказчик неправомерно объединил в один лот работы по ремонту различных дорог, которые функционально и технологически между собой не связаны. Специалисты УФАС пояснили, что, согласно карте географической местности, участки автомобильных дорог не связаны и не пересекаются друг с другом, находятся в различных территориальных образованиях Челябинской области. Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, каждая из указанных автомобильных дорог представляет собой отдельный дорожный объект в рамках дорожной сети региона. На этом основании УФАС Челябинской области признало действия заказчика неправомерными. Суд поддержал позицию антимонопольного органа (решение Челябинского УФАС от 26.04.2017 № 184, 185, 186-ж/2017, 109-ВП/2017, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 № А76-11197/2017).

В каких случаях заказчик вправе указать товарный знак

В Законе № 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик вправе указать товарный знак при описании объекта закупки. Пропишите товарный знак в одной из трех ситуаций:

  1. Вместе с товарным знаком указали фразу «или эквивалент».
  2. Закупаете запасные части, расходные материалы к машинам и оборудованию, которые уже используете.
  3. Товары с другими товарными знаками невозможно совместить с продукцией, которую уже применяете.

Во втором и третьем случаях писать фразу «или эквивалент» не нужно, а перечислять характеристики объекта закупки не обязательно, так как закупаете продукцию с конкретным товарным знаком. Правило следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, разъяснений специалистов Минэкономразвития в письмах от 21.08.2015 № Д28и-2516 и от 17.03.2015 № Д28и-730.

Слова «или эквивалент» добавляйте только к товарному знаку. Нельзя, к примеру, указать полезную модель или промышленный образец и приписать фразу «или эквивалент». Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Например, заказчик закупал на электронном аукционе расходные медицинские материалы. Среди товара – пеленки из материала «СММС или эквивалент». СММС – это не товарный знак, а технология производства материалов, которая доступна на рынке. Специалисты антимонопольной службы указали, что заказчик не должен использовать оборот «или эквивалент», так как эту фразу добавляют к товарному знаку (решение Новосибирского УФАС от 13.01.2017 № 08-01-12).

Когда указываете товарный знак с фразой «или эквивалент», установите параметры эквивалентности – максимальные и минимальные значения, показатели, которые менять нельзя. Если участник предлагает эквивалентный товар, проверьте, какие конкретные показатели товара указаны, отвечают ли они значениям эквивалентности из документации (ч. 2 ст. 33, подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Пример: описание объекта закупки со словами «или эквивалент»

Заказчик закупает бумагу для офисной техники. Контрактный управляющий описал товар в техническом задании в виде таблицы.

При описании объекта закупки учитывайте, что товарный знак и торговая марка – разные понятия. Товарный знак – это юридически защищенный элемент индивидуализации товара. На товарный знак, зарегистрированный в государственном реестре товарных знаков, выдают свидетельство. Торговая марка – это индивидуальный, но не защищенный юридически элемент индивидуализации компании, товара. Следовательно, два понятия различаются юридическим статусом элемента индивидуализации. Чтобы торговую марку превратить в товарный знак, организация или ИП ее регистрирует (ст. 1481, 1477 ГК, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 № 05АП-11609/2015).

Ситуация: можно ли включить в описание объекта закупки товарный знак при закупке картриджей

Да, если покупаете картриджи для оборудования, которое уже используете. Закон № 44-ФЗ разрешает указывать в описании объекта закупки товарный знак картриджей без слов «или эквивалент», если необходимость или целесообразность использования оригинальных картриджей предусмотрена технической документацией на оборудование. Если такой необходимости нет, то указывайте товарный знак с фразой «или эквивалент». Вывод следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Например, заказчик закупал картриджи и указал в аукционной документации товарный знак без слов «или эквивалент». Антимонопольная служба признала такие действия нарушением. Доводы контролеров: заказчик не указал в документации, что приобретает расходные материалы к оборудованию, которым пользуется. Также заказчик не доказал, что гарантийный срок на технику, для которой закупает картриджи, не истек. Однако судья пояснил, что статья 33 Закона № 44-ФЗ не обязывает заказчика прописывать в документации такую информацию. Подобное дело рассмотрел и Верховный суд. Судья посчитал, что заказчик правомерно указал производителя картриджей в документации, поскольку закупал расходные материалы к оборудованию, которым пользуется (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 № 05АП-6479/2015 и определение Верховного суда от 25.05.2015 № 306-КГ15-5401, А65-14066/2014).

Как оформить описание объекта закупки

Опишите объект закупки так, чтобы участник смог точно определить, что закупаете, а также на каких условиях проводите закупку. Для этого оформите техническое задание, а при закупке работ на объекте капитального строительства – сформируйте проектную документацию.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ

вопросы

Из нашей статьи вы узнаете:

Обязательный компонент закупочных документов – составленное по правилам описание объекта закупки. Это элемент техзадания, в котором указаны конкретные параметры приобретаемого товара (работы, услуги). Рассказываем, какие существуют правила описания объекта закупки по 44 и 223 ФЗ, когда можно и нельзя указывать торговую марку в тексте описания.

Как регулируются правила описания объекта закупки

Конкретные правила описания объекта закупки по 44 ФЗ прописаны в тексте ч. 2 статьи 33 законодательного акта. С 1 января 2022 года Законом №360-ФЗ в статью 33 внесены следующие изменения:

  • при проведении открытой конкурентной закупки в электронной форме описание объекта закупки (ООЗ) прилагается к извещению о закупке в виде отдельного электронного документа;
  • при закупке подрядных работ описание объекта закупки может содержать типовую проектную документацию или смету на капитальный ремонт объекта капстроительства.

Что не рекомендуется указывать в описании

В правилах описания объекта закупки по 44-ФЗ говорится о том, что нельзя вносить:

  • информацию о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях, патентах, полезных моделях, промышленных образцах;
  • наименование страны происхождения товара;
  • требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
  • считающиеся субъективными параметры закупаемого предмета;
  • те характеристики, определить которые становится возможным лишь при проведении сложных анализов в условиях лаборатории.

В каком случае можно указать товарный знак

В соответствии с 44-ФЗ допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак:

  • при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент»;
  • при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
  • при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Как описать объект закупки в 2022 году

Первое правило ООЗ гласит о том, что надлежит максимально точно указывать параметры объекта госзакупки. Однако недопустимо обозначать требования к участникам тендера либо производителю. Внести товарный знак в описание можно в ситуации, когда закупаются комплектующие и расходные материалы для уже имеющегося оборудования и агрегатов. Также это справедливо в случае несовместимости товарных позиций.

В ч. 2 статьи 33 ФЗ №44 также прописана необходимость следовать техрегламентам и стандартам.

Заказчик имеет право указывать графическую и чертёжную информацию, планы, требования в отношении маркировки, чтобы уточнить свои нужды.

Также в ч. 2 статьи 33 ФЗ №44 говорится о том, что по умолчанию предполагается поставка нового товара.

Если это необходимо, заказчик имеет право добавить требования в отношении гарантийного срока и объёма оказываемых гарантийных услуг. Сюда же следует включить требования к выполнению монтажа, обучения сотрудников работе с предметом закупки. Это касается ситуаций с приобретением оборудования, сложных механизмов.

Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные особенности описательной информации применительно к конкретным объектам закупки. Это касается случаев с закупочными процедурами по гособоронзаказу.

Особые требования к описанию объекта закупки в 2022 году

В некоторых сферах устанавливаются особые правила ООЗ. В частности, в статье 33 указана специфика:

  • для закупок в сфере строительства, реконструкции, капремонта и сноса. В описание объекта закупки включается проектная документация, типовая проектная документация или смета на капитальный ремонт объекта капстроительства;
  • для лекарств. Закупка медпрепаратов происходит без указания торговых наименований. Исключение – ситуации, прописанные в тексте Федерального закона №44 и особом перечне, утверждённом Правительством.

Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?

При описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, в отношении товаров, включённых в Перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 №2014, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Советы заказчикам при составлении описания

Статья 33 ч. 2 содержит информацию относительно правил ООЗ. Для заказчиков актуальны следующие рекомендации.

  • Максимальная объективность описания предмета закупки. Это означает, что под описание должны подходить сразу несколько товарных позиций, к примеру, различные модели оборудования. То есть описание подразумевает некий абстрактный товар с определённым функционалом. В противном случае нарушается принцип открытой конкуренции.
  • Максимальная понятность описания. Нужно пользоваться стандартной терминологией, добавлять чертежи и фото. Недопустимы расплывчатые формулировки даже при отсутствии национальных и иных стандартов для конкретного объекта.
  • Всестороннее описание. То есть в тексте должны быть прописаны все параметры объекта закупки.
  • Должна быть возможность проверки соответствия поставленной продукции требованиям заказчика. Это делается с помощью указания конкретных показателей и их диапазонных значений.
  • В конце надлежит подвергнуть проверке числовые характеристики. В противном случае повышается вероятность того, что закупочная процедура не сможет быть проведена либо будет закуплен товар с неподходящими параметрами.

Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ

После наступления 1 июля 2018 года заказчику вменяется в обязанность следовать определённым требованиям при составлении описательной документации в ходе проведения конкурентной закупки. Вступили в силу соответствующие поправки в законодательстве. В целом рамочный ФЗ №223 считается более лояльным в этом вопросе, если сравнивать с ФЗ №44. Запрета на определение конкретной модели и прочих параметров нет, если это допускается Положением о закупке.

В ч. 6.1 статьи 3 ФЗ №223 указано, каких правил следует придерживаться в ходе составления описания объекта закупочной процедуры. Заказчику нужно обозначить присущие предмету закупки параметры. Однако запрещено добавлять требования, товарный знак, конкретного производителя – всё это может безосновательно ограничить число участников закупки. Хотя и это правило имеет исключения. Сюда относятся случаи, когда нет иной возможности конкретизировать параметры закупаемого товара.
Наличие товарного знака накладывает на заказчика обязательство указать рядом слова «или эквивалент». Но и тут есть исключения:

  • когда товарная позиция с иным торговым знаком имеет несовместимость с используемой заказчиком;
  • когда приобретаются комплектующие и расходные материалы к уже имеющемуся оборудованию, агрегатам и есть конкретные требования к ним в технических документах;
  • когда приобретаются товары с целью исполнения муниципального либо госконтракта;
  • когда конкретный торговый знак отображён в условиях международного договора либо договора юрлиц, приписанного в ч. 2 статьи 1 ФЗ №223.

Эквивалент и описание объекта закупки по 223 ФЗ

Условия ФЗ №223 требуют указывать фразу «или эквивалент» возле товарного знака. Однако в ряде случаев заказчикам не приходится нести какую-либо ответственность. Судебная практика знает немало примеров подобных ситуаций. Малозначительность административного правонарушения позволяет суду освободить заказчика от ответственности, если не наступило никаких неблагоприятных последствий.

Ответственность за нарушение

Нарушение требований ООЗ грозит заказчику наступлением ответственности, прописанной в ч. 7 статьи 7.32.3 КоАП. Сумма штрафных санкций для должностного лица составит 2—3 тысячи рублей. Юрлицу придётся заплатить уже 5—10 тысяч рублей.

В случае когда прописанные в описании закупаемого объекта требования ограничивают конкуренцию, сумма штрафных санкций зависит от НМЦК. Обычно это 1% от размера НМЦК. Минимальный лимит – 10 тысяч рублей, максимальный – 50 тысяч рублей. Информация об этом указана в ч. 4.1 статьи 7.30 КоАП.

Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти высоту трапеции зная одно основание
  • Памятка как найти площадь квадрата
  • Как исправить ошибку элемент не найден
  • Как найти недвижимость юридического лица
  • Как исправить баннеры