Схемы и таблицы упрощают подачу материала (но не сам материал) и одновременно:
- обобщают накопленные факты;
- систематизируют знания;
- способствуют лучшему запоминанию материала;
- дисциплинируют мышление;
- помогают наиболее эффективно использовать небольшое количество уроков литературы в старших классах.
Конечно, схема есть схема. По своей природе она обобщает и порой упрощает, но оттенки и нюансы в нее вписываются плохо.
Наверное, любой учитель, слыша об опорных конспектах или сигналах, вспоминает Виктора Федоровича Шаталова. И действительно, его книги: «Куда и как исчезли тройки», «Педагогическая проза», «Точка опоры», «Опорные конспекты по кинематике и динамике», «Эксперимент продолжается» [3-7] — являются отправной точкой для преподавателя, стремящегося к оптимальной организации учебной деятельности школьников, воспитанию у них интереса к учебе, активности, самостоятельности, развитию общей культуры умственного труда.
Базовые категории технологии обучения В.Ф. Шаталова — опорные конспекты и опорные сигналы — основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Как известно, текст мы запоминаем не весь, а только смысловые блоки. Информация у нас хранится в свернутом виде, однако в случае необходимости мы «разворачиваем» ее с незначительными отклонениями за счет того, что по ассоциативной связи с определенным блоком разворачивается и какая-то часть текста. Таким образом, свертывание и развертывание информации — универсальная особенность человеческого мышления, именно на нее и опирается методика опорных сигналов, призванная помочь ученической памяти и пониманию.
Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами информации, и их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат эталоном, на основе которого формируются данные приемы и у школьников.
Не упрощая произведение, схемы представляют роман как систему, подчиняющуюся своим внутренним законам. Именно этой систематизации и логичности не хватает в классических произведениях учащимся с ярко выраженным логическим, структурным мышлением.
Схемы могут быть использованы на разных этапах изучения произведения и применены как для проверки знания и понимания учащимися текста (в таком случае схема дается в неполном виде и ученики должны восстановить пропущенные связи), так и для систематизации полученных знаний (в этом случае схема создается на доске совместно учащимися и преподавателем).
К последнему приему хотелось бы привлечь внимание особо: схема рождается на глазах у старшеклассников (а не приносится в класс в готовом виде, как это чаще всего бывает у В.Ф. Шаталова), рождается при их непосредственном участии, что позволяет постичь принципы структуризации и систематизации материала (совсем не обязательно, что только литературного). В результате уже сам процесс создания схемы носит обучающий характер.
Опыт показывает, что схемы позволяют учащимся не только глубже понять художественную структуру текста, но и более надежно запомнить изученный материал.
Схемы на уроке литературы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Опорный конспект по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит из двух схем, вторая в этом случае является расширением одного из фрагментов первой. Данные схемы составляются на доске преподавателем совместно с учащимися на заключительном уроке по роману.
Составляем первую схему
Преподаватель пишет на доске название романа, «Преступление и наказание», и задает учащимся вопрос: «Что является в романе Достоевского «преступлением», а что — «наказанием»?
Вспоминая идейный замысел романа, учащиеся отвечают, что, с точки зрения автора, главное преступление героя отнюдь не убийство старухи-процентщицы, а значит, главное наказание — не каторга. Герой наказывается за созданную им теорию, наказывается душевной дисгармонией, разладом с миром, близкими, самим собой.
Следующий вопрос: плодом чего является преступление и наказание? Ученики приходят к выводу, что теорию породил разум, логика Раскольникова, а наказывается он не людьми, а собственной совестью, говоря словами Достоевского, «натурой».
Таким образом, мы приходим к ОБОБЩЕНИЮ: и преступление, и наказание не внешние по отношению к герою события. Раскольников несет в себе и то, и другое. Именно это, как мы помним, и предопределяет внутреннюю драму героя и главный конфликт романа: между логикой и натурой. Преступление неотделимо от наказания: одно предполагает другое.
Составляем вторую схему
Во второй схеме мы укрупняем один из элементов предыдущей схемы, помня, что это есть «изображение» главного героя. Теперь мы пробуем определить, в ком из героев романа в наибольшей степени отражены отдельные стороны личности Раскольникова, обращаясь таким образом к одному из основных мотивов всего творчества Достоевского, мотиву двойннчества.
На предшествующих занятиях шло обсуждение и сравнение двух теорий: Раскольникова в Лужина. Именно такое сопоставление позволило глубже понять теорию центрального героя: увидеть, с одной стороны, ее бесчеловечность, а с другой — альтруизм.
Петра Петровича Лужина можно назвать «зеркалом» рациональной, логической стороны главного героя. Причем, в отличие от Раскольникова, Лужину неведомы муки совести вследствие отсутствия таковой.
Этого нельзя сказать о другом «двойнике» Раскольникова, Аркадии Ивановиче Свидригайлове, который живет, подчиняясь движениям души.
Именно «натура» (необычайно широкая, как у большинства героев Достоевского) толкает Свидригайлова в бездну и в то же время не дает смириться с преступлением, предопределяя трагическую развязку. Аркадий Иванович, в отличие от Раскольникова, лишен рациональности и не пытается оправдать себя, понимая всю глубину своего падения.
Свидригайлов, таким образом, является воплощением «чистой натуры», другой стороны главного героя.
Следует обратить внимание на то, что рассмотренные выше «двойники», помогая глубже понять характер главного героя, не оказывают существенного влияния на его развитие. Этот срез личности Раскольникова можно назвать синхронным.
На диахронном срезе мы можем наблюдать развитие главной темы. Персонажи этого уровня исключительно активно (и на сюжетном, и на идейном уровне) влияют на Раскольникова.
Порфирий Петрович (своеобразный «двойник» Достоевского, несущий в себе идею совестного суда, раскаяния по личному решению) воздействуя на натуру героя («Отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, — прямо на берег вынесет и на ноги поставит» [1, 439]), стремится привести его к покаянию, но Раскольников, пытаясь оборониться, выстраивает свою защиту, опираясь на логику.
В итоге воздействие Порфирия Петровича (являющегося также и «историческим» двойником Раскольникова) не оказывает должного результата и не приводит Раскольникова к возрождению.
Это удается сделать только Сонечке, являющейся «двойником» детской, лучшей части героя. Именно мальчик, плачущий об убитой лошадке, тянется к дочери Мармеладова. Герою кажется, что он хочет понимания, хотя он жаждет сострадания. Раскольников пытается убедить Сонечку, изощряясь в логических построениях. Героиня же, оставляя последние без внимания, обращается непосредственно к душе героя («Господи! Это человек-то вошь»[1. 398]).
В результате именно активизации натуры (души) и приведет героя к необоснованному логически отказу от теории (вспомним, по Достоевскому, нельзя строить жизнь «по теории») и, следовательно, возрождению.
Лучше понять всепроникающий принцип двойничества в романе и осознать принципиальное различие в жизненных философиях Раскольникова и Сони помогает промеждуточная схема, составляемая на соответствующем занятии.
Раскольников, пытаясь логически постичь Соню («Что же поддерживало ее?» [1, 307]), намечает для нее три (и только три!) возможных пути («Ей три дороги, — думал он: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или… или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце» [1, 307]), однако, к его изумлению, она идет неким четвертым путем, сохраняя душу свою в христианской чистоте.
Путь этот понять с точки зрения логики невозможно. (Героиня, вообще, не вписывается ни в одну из схем, при помощи которых Раскольников пытается понять ее и жизнь в целом.) И именно на этом пути, как мы увидим в эпилоге, обретет надежду на спасение и сам Раскольников. Впрочем, реализация намеченных героем путей в романе показана: самоубийство — Свидригайлов, духовная смерть, оледенение души — Лужин, сумасшествие — сам Раскольников (хотя можно с уверенностью утверждать, что герой примеряет к себе все эти три пути).
Таким образом, мы видим, что данные схемы позволяют не только обобщить весь изученный ранее материал по роману Достоевского «Преступление и наказание», выявить специфику конфликта, систему образов и идейный замысел, но и помогает зафиксировать полученные знания в максимально свернутом виде, упрощая процесс запоминания.
О схемах
Предлагаемые далее схемы и комментарии к ним выполнены с опорой на методику В.Ф. Шаталова, на основе собственного педагогического опыта, с учетом опыта коллег и материалов современной методической и критической литературы по произведениям русской литературы и являются лишь частью большой работы, посвященной русской классической литературе.
Что дает использование схем на рассмотренном уроке?
Представленные схемы являются разновидностью опорных конспектов и выполнены для использования на уроках в классах естественнонаучного профиля. Они отвечают возможностям и интересам учащихся, выбравших для себя приоритеты в изучении физики, математики, химии, и помогают учащимся разобраться в структуре произведения, его проблематике, систематизировать знания, полученные в процессе изучения художественного текста, визуализировать систему образов.
Данные схемы облегчают процесс восприятия и запоминания материала, так как в них точно и доступно (в силу максимальной структуризации) представлены главные проблемы, конфликт и система образов одного из самых сложных произведений 10 класса романа «Преступление и наказание».
Результаты
Отметим, что опыт использования схем и таблиц на уроках литературы в старших классах естественного профиля позволяет говорить об эффективности данной методики. Учащиеся не только лучше понимают и запоминают предлагаемый материал, но и привыкают смотреть на литературное произведение как на систему, подчиняющуюся своим законам, приобретая навыки системного анализа.
Литература, таким образом, не выпадает из ряда преподаваемых дисциплин, а естественно в него вписывается, сохраняя при этом свою специфичность. Не менее (а может быть, и более) важно то, что подобный подход к художественным текстам, являясь непривычным для учащихся, пробуждает у них интерес к литературным произведениям вследствие изменения угла зрения на него, активизирует самостоятельную творческую деятельность старшеклассников, учит их размышлять над прочитанным. Не это ли является одной из главных задач урока литературы?..
Список использованной литературы
- Достоевский Ф.М. «Преступление и нказание». М., Худож. Лит., 1983.
- Шаталов В.Ф. «Куда и как исчезли тройки?» 1979.
- Шаталов В.Ф. «Педогагоческая проза». М., Просвещение, 1980.
- Шаталов В.Ф. «Точка опоры». М., Педагогика, 1986.
- Шаталов В.Ф. И др. Опорные конспекты по кинематике и динамике М.,Просвещение, 1989.
- Шаталов В.Ф. «Эксперимент продолжаетмя». М., Педагогика, 1989.
Об авторе: Макарова Наталья Валериевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лицей №1» г. Перми.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Изучение литературы в старших классах порой оказывается затруднено распространенными представлениями о гуманитарных науках как о неточных, не поддающихся логике, анализу и систематизации. Особенно заметна данная проблема в классах естественного профиля. Ученикам с ярко выраженным структурным мышлением литература представляется как нечто аморфное, подчиняющееся лишь авторскому произволу и потому не подлежащие изучению. Помочь решению этой проблемы могут схемы и таблицы, предлагаемые ученикам на уроках.
Схемы и таблицы упрощают подачу материала (но не сам материал) и одновременно:
- обобщают накопленные факты;
- систематизируют знания;
- способствуют лучшему запоминанию материала;
- дисциплинируют мышление;
- помогают наиболее эффективно использовать небольшое количество уроков литературы в старших классах.
Конечно, схема есть схема. По своей природе она обобщает и порой упрощает, но оттенки и нюансы в нее вписываются плохо.
Наверное, любой учитель, слыша об опорных конспектах или сигналах, вспоминает Виктора Федоровича Шаталова. И действительно, его книги: «Куда и как исчезли тройки», «Педагогическая проза», «Точка опоры», «Опорные конспекты по кинематике и динамике», «Эксперимент продолжается» [3-7] — являются отправной точкой для преподавателя, стремящегося к оптимальной организации учебной деятельности школьников, воспитанию у них интереса к учебе, активности, самостоятельности, развитию общей культуры умственного труда.
Базовые категории технологии обучения В.Ф. Шаталова — опорные конспекты и опорные сигналы — основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Как известно, текст мы запоминаем не весь, а только смысловые блоки. Информация у нас хранится в свернутом виде, однако в случае необходимости мы «разворачиваем» ее с незначительными отклонениями за счет того, что по ассоциативной связи с определенным блоком разворачивается и какая-то часть текста. Таким образом, свертывание и развертывание информации — универсальная особенность человеческого мышления, именно на нее и опирается методика опорных сигналов, призванная помочь ученической памяти и пониманию.
Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами информации, и их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат эталоном, на основе которого формируются данные приемы и у школьников.
Не упрощая произведение, схемы представляют роман как систему, подчиняющуюся своим внутренним законам. Именно этой систематизации и логичности не хватает в классических произведениях учащимся с ярко выраженным логическим, структурным мышлением.
Схемы могут быть использованы на разных этапах изучения произведения и применены как для проверки знания и понимания учащимися текста (в таком случае схема дается в неполном виде и ученики должны восстановить пропущенные связи), так и для систематизации полученных знаний (в этом случае схема создается на доске совместноучащимися и преподавателем).
К последнему приему хотелось бы привлечь внимание особо: схема рождается на глазах у старшеклассников (а не приносится в класс в готовом виде, как это чаще всего бывает у В.Ф. Шаталова), рождается при их непосредственном участии, что позволяет постичь принципы структуризации и систематизации материала (совсем не обязательно, что только литературного). В результате уже сам процесс создания схемы носит обучающий характер.
Опыт показывает, что схемы позволяют учащимся не только глубже понять художественную структуру текста, но и более надежно запомнить изученный материал.
Схемы на уроке литературы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Опорный конспект по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит из двух схем, вторая в этом случае является расширением одного из фрагментов первой. Данные схемы составляются на доске преподавателем совместно с учащимися на заключительном уроке по роману.
Составляем первую схему
Преподаватель пишет на доске название романа, «Преступление и наказание», и задает учащимся вопрос: «Что является в романе Достоевского «преступлением», а что — «наказанием»?
Вспоминая идейный замысел романа, учащиеся отвечают, что, с точки зрения автора, главное преступление героя отнюдь не убийство старухи-процентщицы, а значит, главное наказание — не каторга. Герой наказывается за созданную им теорию, наказывается душевной дисгармонией, разладом с миром, близкими, самим собой.
Следующий вопрос: плодом чего является преступление и наказание? Ученики приходят к выводу, что теорию породил разум, логика Раскольникова, а наказывается он не людьми, а собственной совестью, говоря словами Достоевского, «натурой».
Таким образом, мы приходим к ОБОБЩЕНИЮ: и преступление, и наказание не внешние по отношению к герою события. Раскольников несет в себе и то, и другое. Именно это, как мы помним, и предопределяет внутреннюю драму героя и главный конфликт романа: между логикой и натурой. Преступление неотделимо от наказания: одно предполагает другое.
Составляем вторую схему
Во второй схеме мы укрупняем один из элементов предыдущей схемы, помня, что это есть «изображение» главного героя. Теперь мы пробуем определить, в ком из героев романа в наибольшей степени отражены отдельные стороны личности Раскольникова, обращаясь таким образом к одному из основных мотивов всего творчества Достоевского, мотиву двойннчества.
На предшествующих занятиях шло обсуждение и сравнение двух теорий: Раскольникова в Лужина. Именно такое сопоставление позволило глубже понять теорию центрального героя: увидеть, с одной стороны, ее бесчеловечность, а с другой — альтруизм.
Петра Петровича Лужина можно назвать «зеркалом» рациональной, логической стороны главного героя. Причем, в отличие от Раскольникова, Лужину неведомы муки совести вследствие отсутствия таковой.
Этого нельзя сказать о другом «двойнике» Раскольникова, Аркадии Ивановиче Свидригайлове, который живет, подчиняясь движениям души.
Именно «натура» (необычайно широкая, как у большинства героев Достоевского) толкает Свидригайлова в бездну и в то же время не дает смириться с преступлением, предопределяя трагическую развязку. Аркадий Иванович, в отличие от Раскольникова, лишен рациональности и не пытается оправдать себя, понимая всю глубину своего падения.
Свидригайлов, таким образом, является воплощением «чистой натуры», другой стороны главного героя.
Следует обратить внимание на то, что рассмотренные выше «двойники», помогая глубже понять характер главного героя, не оказывают существенного влияния на его развитие. Этот срез личности Раскольникова можно назвать синхронным.
На диахронном срезе мы можем наблюдать развитие главной темы. Персонажи этого уровня исключительно активно (и на сюжетном, и на идейном уровне) влияют на Раскольникова.
Порфирий Петрович (своеобразный «двойник» Достоевского, несущий в себе идею совестного суда, раскаяния по личному решению) воздействуя на натуру героя («Отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, — прямо на берег вынесет и на ноги поставит» [1, 439]), стремится привести его к покаянию, но Раскольников, пытаясь оборониться, выстраивает свою защиту, опираясь на логику.
В итоге воздействие Порфирия Петровича (являющегося также и «историческим» двойником Раскольникова) не оказывает должного результата и не приводит Раскольникова к возрождению.
Это удается сделать только Сонечке, являющейся «двойником» детской, лучшей части героя. Именно мальчик, плачущий об убитой лошадке, тянется к дочери Мармеладова. Герою кажется, что он хочет понимания, хотя он жаждет сострадания. Раскольников пытается убедить Сонечку, изощряясь в логических построениях. Героиня же, оставляя последние без внимания, обращается непосредственно к душе героя («Господи! Это человек-то вошь»[1. 398]).
В результате именно активизации натуры (души) и приведет героя к необоснованному логически отказу от теории (вспомним, по Достоевскому, нельзя строить жизнь «по теории») и, следовательно, возрождению.
Лучше понять всепроникающий принцип двойничества в романе и осознать принципиальное различие в жизненных философиях Раскольникова и Сони помогаетпромеждуточная схема, составляемая на соответствующем занятии.
Раскольников, пытаясь логически постичь Соню («Что же поддерживало ее?» [1, 307]), намечает для нее три (и только три!) возможных пути («Ей три дороги, — думал он: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или… или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце» [1, 307]), однако, к его изумлению, она идет неким четвертым путем, сохраняя душу свою в христианской чистоте.
Путь этот понять с точки зрения логики невозможно. (Героиня, вообще, не вписывается ни в одну из схем, при помощи которых Раскольников пытается понять ее и жизнь в целом.) И именно на этом пути, как мы увидим в эпилоге, обретет надежду на спасение и сам Раскольников. Впрочем, реализация намеченных героем путей в романе показана: самоубийство — Свидригайлов, духовная смерть, оледенение души — Лужин, сумасшествие — сам Раскольников (хотя можно с уверенностью утверждать, что герой примеряет к себе все эти три пути).
Таким образом, мы видим, что данные схемы позволяют не только обобщить весь изученный ранее материал по роману Достоевского «Преступление и наказание», выявить специфику конфликта, систему образов и идейный замысел, но и помогает зафиксировать полученные знания в максимально свернутом виде, упрощая процесс запоминания.
О схемах
Предлагаемые далее схемы и комментарии к ним выполнены с опорой на методику В.Ф. Шаталова, на основе собственного педагогического опыта, с учетом опыта коллег и материалов современной методической и критической литературы по произведениям русской литературы и являются лишь частью большой работы, посвященной русской классической литературе.
Что дает использование схем на рассмотренном уроке?
Представленные схемы являются разновидностью опорных конспектов и выполнены для использования на уроках в классах естественнонаучного профиля. Они отвечают возможностям и интересам учащихся, выбравших для себя приоритеты в изучении физики, математики, химии, и помогают учащимся разобраться в структуре произведения, его проблематике, систематизировать знания, полученные в процессе изучения художественного текста, визуализировать систему образов.
Данные схемы облегчают процесс восприятия и запоминания материала, так как в них точно и доступно (в силу максимальной структуризации) представлены главные проблемы, конфликт и система образов одного из самых сложных произведений 10 класса романа «Преступление и наказание».
Результаты
Отметим, что опыт использования схем и таблиц на уроках литературы в старших классах естественного профиля позволяет говорить об эффективности данной методики. Учащиеся не только лучше понимают и запоминают предлагаемый материал, но и привыкают смотреть на литературное произведение как на систему, подчиняющуюся своим законам, приобретая навыки системного анализа.
Литература, таким образом, не выпадает из ряда преподаваемых дисциплин, а естественно в него вписывается, сохраняя при этом свою специфичность. Не менее (а может быть, и более) важно то, что подобный подход к художественным текстам, являясь непривычным для учащихся, пробуждает у них интерес к литературным произведениям вследствие изменения угла зрения на него, активизирует самостоятельную творческую деятельность старшеклассников, учит их размышлять над прочитанным. Не это ли является одной из главных задач урока литературы?..
Список использованной литературы
- Достоевский Ф.М. «Преступление и нказание». М., Худож. Лит., 1983.
- Шаталов В.Ф. «Куда и как исчезли тройки?» 1979.
- Шаталов В.Ф. «Педогагоческая проза». М., Просвещение, 1980.
- Шаталов В.Ф. «Точка опоры». М., Педагогика, 1986.
- Шаталов В.Ф. И др. Опорные конспекты по кинематике и динамике М.,Просвещение, 1989.
- Шаталов В.Ф. «Эксперимент продолжаетмя». М., Педагогика, 1989.
Источник
Содержание
- К урокам литературы. Таблицы, алгоритмы, опорные схемы. учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Использование схемы на уроках литературы
- Как схемы произведений помогают изучать литературу
- Задействуют зрительную память
- Включают воображение
- Помогают систематизировать информацию
- Упрощают анализ текста
- Ускоряют подготовку к экзаменам
- Облегчают подготовку к сочинению
- Что нужно запомнить
К урокам литературы. Таблицы, алгоритмы, опорные схемы.
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
1. Памятка для анализа стихотворного и(или) прозаического произведения в среднем и старшем звене. Сжатый план и небольшой словарик- помощник.
2. Стихотворные размеры. Таблица и алгоритм.
3. Роды и жанры литературы.
4. Стихотворные размеры. Способы рифмовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План анализа художественного произведения. Словарик настроения. Презентация. | 1.52 МБ |
Памятки для анализа произведений. | 19.1 КБ |
Стихотворные размеры. | 93.89 КБ |
Роды и жанры литературы | 91.42 КБ |
Стихотворные размеры. Способы рифмовки. | 143.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План анализа стихотворения ( 5-6 классы) 1 . Название стихотворения и его автор. 2. Ведущая тема (о чём стихотворение?). 3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?). 4. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите. (Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.) 5. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? 6. Главные образы стихотворения. 7. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись. 8. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм. 9. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?
План анализа стихотворения (старшие классы) Реально – биографические факты (где, когда, кем написано…). Жанровое своеобразие. Вид (пейзажная, любовная, философская…лирика). Идейное своеобразие: а) тема, б) основная мысль, в) эмоциональная окраска, чувства, выраженные в стихотворении, г) впечатления от стих-я. 4. Структура стих-я: а) основные образы, б) основные изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гипербола, аллегория). в) особенности стилистики, размер. 5. Вывод.
План анализа произведения. История создания (время написания, как писатель работал над произведением). Направление, род и жанр. Сюжет и композиция. Тематика и проблематика (основные темы и идеи). Идея и пафос (идейно- эмоциональная оценка). Основные герои ( их место в образной системе). Художественное своеобразие (портрет, пейзаж, художественные детали, изобразительно- выразительные средства (тропы), язык художественного произведения). Значение произведения.
Словарь настроений. положительное (хорошее) настроение отрицательное (плохое) настроение Весёлое Восторженное Восторженно- радостное Игривое Лёгкое Нежное Поэт с восторгом (восхищением) описывает… Поэт испытывает восторг… Поэт (автор) очарован… Поэт с нежностью пишет о… Приподнятое Радостное Светлое Спокойное Тёплое Торжественное Умиротворённое Грусть Печаль Поэту больно за… (от…) Поэт (автор) с грустью говорит о… Поэту жаль… Поэт жалеет о… Испытывает чувство горечи… Поэт негодует… Поэт переживает за… Поэт расстроен… Поэт с волнением говорит о… Поэт тоскует по… С болью в сердце поэт пишет о… Сожаление о…
Источник
Использование схемы на уроках литературы
Литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, ведь выразить в схематично чувства, настроения нельзя. У словесника, разумеется, главное – это язык, который должен стать для учащихся искусством слова, учитель вводит ученика в особый образно-эмоциональный мир, где должно цениться мнение ученика, его восприятие художественного произведения, а не обезличивание ребенка и произведения. С этим я согласна, но, углубляясь в ткань произведения, анализируя его, а “не расчленяя”, приходишь к парадоксальному выводу: схема нужна, и при проведении некоторых уроков просто необходима, я даже не имею ввиду уроки, где отрабатывается литературоведческий материал.
Вводить схему в ткань урока нужно очень продуманно: ей на уроке должен быть отведен строго нормированный отрезок времени. Слово заменить схемой недопустимо! От этого в свое время предостерегал И. И. Аркин (автор методических пособий по литературе, бывший тогда заведующим кабинетом Московского областного ИИУ). Нельзя, чтобы, например, “творение Достоевского, теряяя живую душу, превращалось (курсив мой) в … стрелки. Стрелка-Раскольников, стрелка-Сонечка… что до смысла урока, то для учителя он заключается в “обшей цели работы над стрелками”, писал И. И. Аркин. Мнений “за” и (против) очень много, но выбирать придется учителю самому.
Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по русскому языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.
Работу с опорными конспектами можно включить во все уроки по закреплению темы, обобщению. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик получает навыки строить связный рассказ на литературоведческую тему, что помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.
В моем методическом багаже есть материал, включающий введение в урок схематического материала, и я хочу поделиться своим небольшим опытом.
Подача некоторого материала схематическим блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы по анализу текста на уроке. Опыт работы со схемами позволяет убедиться, что это интересно и учителю, и ученику. Ребята с удовольствием сами составляют схемы, порой неожиданные.
Литературная схема должна быть “живой”. Что это значит? Схема не должна быть статичной, нужно через схему, шаг за шагом вести ученика к логичному убедительному выводу. Это, разумеется, возможно при использовании компьютерных технологий: м/м презентации Power Point, компьютерная графика, рисование и т. д. Схема на уроке литературы выполняет еще и роль наглядного материала, представляющего собой особую организацию текстового материала художественного произведения в виде графического изображения. Схема должна быть емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, понятной по восприятию и воспроизведению. Для лучшего восприятия схемы детьми желательно составлять ее в цвете, но количество цветов должно быть минимально.
В процессе работы необходимо учитывать степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы. Постепенно нужно детей учить не только читать схемы, но и самим составлять их. В “Приложении” можно познакомиться с образцами ученических схем.
Опорная схема в отличие от конспекта включает более узкий по объему, содержанию литературный материала, и может быть использована или включена в урок на любом его этапе.
Предложенная форма работы позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность учащихся в течение всего учебного времени, отводимого на изучение темы, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной практической и художественно-творческой работы. Материал, поданный в схемах, в отличии от конспекта (сравнение здесь уместно)предполагает более тщательную узкую проработку материала, как теоретического, так и художественного.
Хотелось юы несколько слов сказать о требовании к составлению схем (некоторые моменты уже обговорены выше). Это прежде всего графическое единообразие в изображении художественных понятий, образов, теоретического материала, также минимальное употребление слов, зашифрованность информации, подача в цвете.
Схемы на уроках литературы могут быть самыми разными по содержанию: графические, словесные, смешанные. В качестве примера я могу привести использование схем на уроках по драме А. Н. Островского “Гроза”. На этих уроках можно использовать почти все виды схематичного материала (кстати, мне кажется, что стрелки здесь вполне уместны).
Рисунок №1 Работа с текстом. Составление словесной схемы по образу Катерины.
Рисунок №2 Катерина: ценностные нравственные координаты
Катерине свойственна “высота” и “широта” — внутренние, духовные. В этих пространственных метафорах выражается ее внутренняя свобода. В отличие от остальных персонажей драмы Катерине дано развиваться во времени, ей дана судьба. По фольклорной схеме переход от девичества к замужеству представляется как горизонтальное перемещение: с воли в неволю, из дома на чужбину. В судьбе Катерины горизонтальное становится вертикальным: детство и девичество – рай, а замужество – падение на жестокую землю Калинова, то есть, грех – падение в “овраг”, а гибель – падение в омут.
Рисунок №3 Есть ли выход у Катерины?
Катерина испытывает страх после первого удара грома – страх-предчувствие, после второго удара грома – страх-катастрофу. Страх со всех сторон: С одной стороны – барыня с пророчествами о вечном огне, с другой стороны – стена галереи с изображением геены огненной, сверху – гроза.
Рисунок №4 Город Калинов: закрытое художественное пространство
- Кто покидает город Калинов?
- Есть ли у калиновцев верх? И как вы его понимаете?
- Почему, как вы думаете, Феклуша выделена среди других героев, а Борис и Варвара с Кудряшом нет?
Пространство Калинова “перекрыто”. Кто его покидает и как? Во-первых, Борис: он ведь еще в афише выделен тем что “порядочно образован”. Он не борец, так ка духовно сломлен. И одет не в русское платье, то есть является как бы иностранцем среди калиновцев. Во-вторых, Феклуша: она ведь странница. В-третьих, купцы: уезжают по торговой надобности, но даже покинув город, они остаются в его власти – перемещение в пространстве оказывается фиктивным. Например, Борис хоть и прибыл из Москвы, хоть и волен вернуться туда, но воли-то у него и нет. Или, например, Тихон. Он, выехав за границу Калинова, он так ничего и не увидит – “глаза зальет”: “И всю дорогу пил, и в Москве все пил…” Купцы, по рассказу Кулигина, ездят в губернию судиться друг с другом. (схема №1) Варвара с Кудряшом покидают г. Калинов зрительно, внешне, а в душе – в душе он у них остается!
Хочу показать еще одну схему, которую можнол использовать на уроках по творчеству Ф. М. Достоевского.
Рисунок №5 Один из даилогов в романе
На раскаяние, покаяние, наказание, “путь к себе” Достоевский отводит 5 глав из 6. Вот такая уже другая простая “арифметика”!
Вывод:
- Страданием очищается душа, «в страдании яснеет истина» (Ф.М. Достоевский), через него приходит герой к себе, познает свое высокое предназначение Соня.
В страшном мире романа Соня — тот нравственный абсолют, голос совести и покаяния. - “Стало быть, я не имел права на такой шаг”, — окончательно подытожил Раскольников, будучи уже на каторге. Здесь происходит окончательный приход героя к вере и отречение от “теории”. Рука его тянется к Евангелию, происходит воскрешение “падшего человека” и покаяние.
Дидактический материал в виде схем, я уже писала выше, представленный в компьютерном варианте с использованием программы PowerPoint, решает достаточно много задач, интересна и полезна, как для ученика, так и для учителя: повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке; увеличивает объем использования наглядности на уроке; обогащает урок эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения; возбуждает живой интерес к предмету познания; повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке. Схема становится “живой”, к итоговому выводу идешь постепенно. В “Приложении” посмотрите, пожайлуста, м/медийную презентацию по теме “Петербург Достоевского”.
Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по русскому языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.
Закончить свою статью хочу словами-напоминаниями, предостережениями: литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, но попытаться ею украсить урок можно.
Источник
Как схемы произведений помогают изучать литературу
Рассказываем, что такое схемы произведений, чем они полезны и как их составлять.
Схема — способ кратко и упрощённо изложить любую информацию. Сложные схемы с использованием разных шрифтов, цветов, графических элементов, стрелок и так далее, называют интеллект-картами. Они помогают быстрее разобраться в произведении, составить о нём целостное представление, написать сочинение и быстро повторить материал перед экзаменом. Разбираемся в основных плюсах использования схем.
Задействуют зрительную память
Нарисованную схему вспомнить легче, чем текст, особенно длинный и непонятный. Люди с хорошей зрительной памятью могут вспомнить информацию, записанную в той или иной части рисунка, вверху или внизу страницы.
Например, сюжет «Евгения Онегина» можно изобразить в виде такой схемы. При желании её можно дополнить цветом, деталями, рисунками и иными графическими элементами.
Включают воображение
Благодаря схемам в голове читателя формируется чёткий образ, понятная и запоминающаяся картинка происходящего.
Пример — схема, посвящённая одному дню Евгения Онегина, его идеалам и материальному положению.
Подобная схема меняет представление о персонаже: становится ясно, что Онегин вёл весьма активный образ жизни, у него был жёсткий распорядок дня. Глядя на схему, девятиклассники начинают лучше понимать героя, примеряют на себя его образ жизни, оценивают, насколько Онегин приятен или привлекателен. Схемы помогают воссоздать картину бытовой жизни человека в XIX веке, которая плохо знакома современному читателю.
Помогают систематизировать информацию
С помощью схем большие объёмы информации легко раскладывать по категориям или составлять определённую последовательность, создавать списки или диаграммы. В результате тексты воспринимаются легче, особенно если в них много персонажей, событий, подробностей времени и места.
Рассмотрим схему по повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».
В повести автор описывает, в какое время и кто появляется на Невском проспекте. Читая текст, очень легко запутаться в обилии информации. Схема в виде часов даёт ясное представление: рано утром, около 4 часов, Невский проспект пуст, потом появляются рабочие, затем около 8 утра — чиновники, спешащие на работу, после 12 — гувернёры, гуляющие с детьми.
Такая схема составляется прямо во время чтения, по мере того как в тексте встречается нужная информация.
Схему можно составить и по системе героев произведения. В этом случае можно указывать степень родства (муж, жена, тётя, двоюродный брат), полное имя. Дополнить схему можно указанием на смену мест действия, если герои перемещаются.
Упрощают анализ текста
На схемах отмечают самые главные характеристики произведения, из которых легко сделать вывод. Возьмём для примера схему, составленную во время изучения пьесы А. С.Грибоедова «Горе от ума».
Справа на ней кратко обозначены герои — Софья, Молчалин, Лизонька, Петруша, Фамусов и Чацкий. Рядом с героями подписаны их краткие характеристики: Софья — сообразительная, образованная девушка, Молчалин — секретарь, родом из Твери, для него главное деньги. Красными стрелочками обозначены их любовные интересы и симпатии: Софья влюблена в Молчалина, тому нравится Лизонька, Лизоньке мил Петруша, а Чацкий влюблён в Софью.
Из этой части схемы сразу понятно, насколько запутанную любовную коллизию создал автор, и что эта запутанность — один из элементов комедии.
Слева на схеме отражено, где происходит действие пьесы, упоминается о единстве места и времени (дом Фамусова, один день). Отсюда можно сделать вывод, что в произведении есть черты классицизма. Видно, что Грибоедов отходит от жёстких требований этого направления: единства действия не сохраняется. Таким образом, схема помогает проводить литературоведческий анализ.
Ускоряют подготовку к экзаменам
В схемах фиксируют основную информацию по произведению, необходимую для выполнения заданий. С помощью схем можно быстро повторить пройденный материал.
По каждому произведению, которое входит в школьную программу, можно и нужно составить схему по определённому шаблону. Выглядеть она будет примерно так:
Схема заполняется в процессе чтения и анализа произведения или по итогам его изучения. При необходимости в готовую схему можно вносить изменения.
Возле названия кратко записана информация о первом издании, если с ним были связаны какие-то сложности или особые обстоятельства. Сбоку указан жанр, ниже, под названием, разобран основной конфликт произведения, в центре обозначено направление, в котором оно написано. Здесь схема требует доработки: нужно добавить в неё основные черты классицизма и реализма. Слева вверху перечисляются персонажи, справа вверху даётся краткая информация об авторе. Слева и справа внизу вертикально записаны ключевые цитаты критиков.
В итоге получается схема, которая помогает создать целостное представление о произведении.
Необязательно делать схему точно такой же формы, полет фантазии здесь только приветствуется. Можно добавлять в схему картинки, оформлять её разными цветами, менять шрифты. Отличия необходимы, чтобы схемы лучше запоминались, но при этом должен сохраняться примерно одинаковый шаблон, по которому она заполняется. При изучении лирики для каждого поэта можно выбрать цвет, с которым этот автор у вас ассоциируется.
Облегчают подготовку к сочинению
Если написание сочинения вызывает у вас сложности, попробуйте работать со схемой. Для этого оттолкнитесь от ключевых слов темы. Найдите для них определения, синонимы. Подумайте, какие фрагменты текста помогают раскрыть пункты схемы. В итоге у вас получится материал, который может пригодиться для раскрытия темы сочинения.
Например, так выглядит схема для написания сочинения «Береги честь смолоду» по книге А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Сначала подробно разбираем понятие «честь»: что это такое и что означала честь в те времена, когда разворачивается действие повести.
Далее анализируем название темы. «Береги честь смолоду» — это:
2. эпиграф к книге; значит, эта фраза отражает главную идею произведения, что честь либо есть, либо её нет;
3. эти слова произносит отец Гринева, значит, понятие чести идёт из семьи.
После этого переходим к перечислению героев и соотносим их с понятием чести: у кого она есть, а у кого нет. Перечисляем эпизоды, которые это подтверждают.
Получившуюся схему можно использовать для составления плана сочинения.
Из неё видно, какую информацию использовать для вступления, основной части и заключения. Основная часть сразу делится на абзацы. Всё, тема раскрыта.
Чтобы набить руку, такие схемы полезно составлять по всем темам, которые встречаются в демоверсиях ЕГЭ или приводятся в пособиях по подготовке к экзамену. Одновременно повторяется основной материал школьной программы.
Что нужно запомнить
1. Схемы активизируют зрительную память и развивают воображение.
2. Они помогают понять текст, проанализировать его и сделать выводы.
3. С помощью схем удобно готовиться к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.
4. Полезно составлять схемы, раскрывающие темы сочинений.
5. Схемы лучше составлять сразу при чтении и изучении произведения.
6. Они могут быть любой формы, вида, размера, по-разному оформлены и украшены — главное, чтобы вам было удобно ими пользоваться.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Литературу невозможно уложить в какую-то
строго определенную схему, ведь выразить в
схематично чувства, настроения нельзя. У
словесника, разумеется, главное – это язык,
который должен стать для учащихся искусством
слова, учитель вводит ученика в особый
образно-эмоциональный мир, где должно цениться
мнение ученика, его восприятие художественного
произведения, а не обезличивание ребенка и
произведения. С этим я согласна, но, углубляясь в
ткань произведения, анализируя его, а “не
расчленяя”, приходишь к парадоксальному выводу:
схема нужна, и при проведении некоторых уроков
просто необходима, я даже не имею ввиду уроки, где
отрабатывается литературоведческий материал.
Вводить схему в ткань урока нужно очень
продуманно: ей на уроке должен быть отведен
строго нормированный отрезок времени. Слово
заменить схемой недопустимо! От этого в свое
время предостерегал И. И. Аркин (автор
методических пособий по литературе, бывший тогда
заведующим кабинетом Московского областного
ИИУ). Нельзя, чтобы, например, “творение
Достоевского, теряяя живую душу, превращалось (курсив
мой) в … стрелки. Стрелка-Раскольников,
стрелка-Сонечка… что до смысла урока, то для
учителя он заключается в “обшей цели работы над
стрелками”, писал И. И. Аркин. Мнений “за” и
(против) очень много, но выбирать придется
учителю самому.
Схемы по литературе в основном должны
соответствовать тем же требованиям, что и схемы
по русскому языку. Но предназначение их иное: они
должны помочь разобраться в содержании,
проблематике, философии художественного текста,
ни в коем случае не заменяя работы над самим
произведением.
Работу с опорными конспектами можно включить
во все уроки по закреплению темы, обобщению.
Такое построение учебной деятельности учащихся
способствует тому, что ученик получает навыки
строить связный рассказ на литературоведческую
тему, что помогает развитию монологической речи,
осознанию смысла языковых понятий и терминов,
развивает мышление учащихся.
В моем методическом багаже есть материал,
включающий введение в урок схематического
материала, и я хочу поделиться своим небольшим
опытом.
Подача некоторого материала схематическим
блоком и объединение его в целостную систему
освобождает время для закрепления новых знаний и
развития умений, что дает возможность увеличить
объем практической работы по анализу текста на
уроке. Опыт работы со схемами позволяет
убедиться, что это интересно и учителю, и ученику.
Ребята с удовольствием сами составляют схемы,
порой неожиданные.
Литературная схема должна быть “живой”. Что
это значит? Схема не должна быть статичной, нужно
через схему, шаг за шагом вести ученика к
логичному убедительному выводу. Это, разумеется,
возможно при использовании компьютерных
технологий: м/м презентации Power Point, компьютерная
графика, рисование и т. д. Схема на уроке
литературы выполняет еще и роль наглядного
материала, представляющего собой особую
организацию текстового материала
художественного произведения в виде
графического изображения. Схема должна быть
емкой по содержанию, краткой, четкой по
оформлению, понятной по восприятию и
воспроизведению. Для лучшего восприятия схемы
детьми желательно составлять ее в цвете, но
количество цветов должно быть минимально.
В процессе работы необходимо учитывать степень
подготовленности учащихся к восприятию и
анализу схемы. Постепенно нужно детей учить не
только читать схемы, но и самим составлять их. В
“Приложении” можно познакомиться с образцами
ученических схем.
Опорная схема в отличие от конспекта включает
более узкий по объему, содержанию литературный
материала, и может быть использована или
включена в урок на любом его этапе.
Предложенная форма работы позволяет
организовать исследовательскую, творческую,
самостоятельную деятельность учащихся в течение
всего учебного времени, отводимого на изучение
темы, используя при этом многообразие методов и
форм самостоятельной познавательной
практической и художественно-творческой работы.
Материал, поданный в схемах, в отличии от
конспекта (сравнение здесь уместно)предполагает
более тщательную узкую проработку материала, как
теоретического, так и художественного.
Хотелось юы несколько слов сказать о
требовании к составлению схем (некоторые моменты
уже обговорены выше). Это прежде всего
графическое единообразие в изображении
художественных понятий, образов, теоретического
материала, также минимальное употребление слов,
зашифрованность информации, подача в цвете.
Схемы на уроках литературы могут быть самыми
разными по содержанию: графические, словесные,
смешанные. В качестве примера я могу привести
использование схем на уроках по драме А. Н.
Островского “Гроза”. На этих уроках можно
использовать почти все виды схематичного
материала (кстати, мне кажется, что стрелки здесь
вполне уместны).
Рисунок №1 Работа с текстом. Составление
словесной схемы по образу Катерины.
Рисунок №2 Катерина: ценностные
нравственные координаты
Катерине свойственна “высота” и “широта” —
внутренние, духовные. В этих пространственных
метафорах выражается ее внутренняя свобода. В
отличие от остальных персонажей драмы Катерине
дано развиваться во времени, ей дана судьба.
По фольклорной схеме переход от девичества к
замужеству представляется как горизонтальное
перемещение: с воли в неволю, из дома на чужбину.
В судьбе Катерины горизонтальное становится
вертикальным: детство и девичество – рай, а
замужество – падение на жестокую землю Калинова,
то есть, грех – падение в “овраг”, а гибель –
падение в омут.
Рисунок №3 Есть ли выход у Катерины?
Катерина испытывает страх после первого удара
грома – страх-предчувствие, после второго удара
грома – страх-катастрофу. Страх со всех сторон: С
одной стороны – барыня с пророчествами о вечном
огне, с другой стороны – стена галереи с
изображением геены огненной, сверху – гроза.
Рисунок №4 Город Калинов:
закрытое художественное пространство
- Кто покидает город Калинов?
- Есть ли у калиновцев верх? И как вы его
понимаете? - Почему, как вы думаете, Феклуша выделена среди
других героев, а Борис и Варвара с Кудряшом нет?
Пространство Калинова “перекрыто”. Кто его
покидает и как? Во-первых, Борис: он ведь еще в
афише выделен тем что “порядочно образован”. Он
не борец, так ка духовно сломлен. И одет не в
русское платье, то есть является как бы
иностранцем среди калиновцев. Во-вторых, Феклуша:
она ведь странница. В-третьих, купцы: уезжают по
торговой надобности, но даже покинув город, они
остаются в его власти – перемещение в
пространстве оказывается фиктивным. Например,
Борис хоть и прибыл из Москвы, хоть и волен
вернуться туда, но воли-то у него и нет. Или,
например, Тихон. Он, выехав за границу Калинова,
он так ничего и не увидит – “глаза зальет”: “И
всю дорогу пил, и в Москве все пил…” Купцы, по
рассказу Кулигина, ездят в губернию судиться
друг с другом. (схема №1) Варвара с Кудряшом
покидают г. Калинов зрительно, внешне, а в душе –
в душе он у них остается!
Хочу показать еще одну схему, которую можнол
использовать на уроках по творчеству Ф. М.
Достоевского.
Рисунок №5 Один из даилогов в романе
На раскаяние, покаяние, наказание, “путь к
себе” Достоевский отводит 5 глав из 6. Вот такая
уже другая простая “арифметика”!
Вывод:
- Страданием очищается душа, «в страдании
яснеет истина» (Ф.М. Достоевский), через него
приходит герой к себе, познает свое высокое
предназначение Соня.
В страшном мире романа Соня —
тот нравственный абсолют, голос совести и
покаяния. - “Стало быть, я не имел права на такой шаг”, —
окончательно подытожил Раскольников, будучи уже
на каторге. Здесь происходит окончательный
приход героя к вере и отречение от “теории”.
Рука его тянется к Евангелию, происходит
воскрешение “падшего человека” и покаяние.
Дидактический материал в виде схем, я уже
писала выше, представленный в компьютерном
варианте с использованием программы
PowerPoint, решает достаточно много задач,
интересна и полезна, как для ученика, так и для
учителя: повышает производительность труда
учителя и учащихся на уроке; увеличивает объем
использования наглядности на уроке; обогащает
урок эмоциональной окрашенностью;
психологически облегчает процесс усвоения;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
повышает производительность труда учителя и
учащихся на уроке. Схема становится “живой”, к
итоговому выводу идешь постепенно. В
“Приложении” посмотрите, пожайлуста, м/медийную
презентацию по теме “Петербург Достоевского”.
Схемы по литературе в основном должны
соответствовать тем же требованиям, что и схемы
по русскому языку. Но предназначение их иное: они
должны помочь разобраться в содержании,
проблематике, философии художественного текста,
ни в коем случае не заменяя работы над самим
произведением.
Закончить свою статью хочу
словами-напоминаниями, предостережениями:
литературу невозможно уложить в какую-то строго
определенную схему, но попытаться ею украсить
урок можно.
Приложение 1
Приложение 2
Памятка
«Как составить план текста»
Как составить план:
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они
передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Виды плана
• Вопросный
• Назывной
• Тезисный
• План – опорная схема
• Комбинированный
Как правильно составить
каждый из них ?
Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».
Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была
большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась.
Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море –
черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей
звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море.
Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи
потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и
выплакивают. ( По Г.Цыферову).
Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой
– либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы
ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать
вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не
словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
Например:
— Кого поймали в море ?
— О чем плакала пойманная черепаха ?
— Почему черепаха плакала на самом деле ?
Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части
текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части
текста. В таком плане много глаголов.
Например :
— В море поймали черепаху.
— Пойманная черепаха все время плачет.
— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют
глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например :
— Пойманная черепаха.
— Черепашьи слезы.
— Настоящая причина слёз черепахи.
План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний,
предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко
восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты
ставишь.
Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею
воспользоваться.
Например :
-Черепаха
— Слёзы.
— Соль из воды.
Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например :
— Кого поймали в море ?
-Пойманная черепаха все время плачет.
— Настоящая причина слёз черепахи.