На чтение 14 мин Просмотров 2 Опубликовано 11 апреля 2023 Обновлено 11 апреля 2023
Шпаргалки по психологии «Опорная схема»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОПОРНАЯ СХЕМА ПО ТЕМЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Отличается самостоятельностью в поступках;
Способна нести ответственность и решать проблемы;
Контролирует поведение, обладает силой воли;
Способна изменяться с течением времени.
На настоящий момент существует множество теорий личности, сильно отличающихся между собой. Различия идут, например, в плоскости — имеет ли личность неизменяемую сущность или напротив сущность личности менять можно.
В философских школах определение личности (также как и других понятий: разума, сознания, и т. п.) различается совсем кардинально, если вообще имеется. В быту под личностью понимают характер, всего человека целиком, но при этом надо отметить, что личность не является индивидуальностью или сознанием.
Личность, индивид и индивидуальность
Индивид выражает общие свойства человека как организма.
Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два необходимых и достаточных критерия сформировавшейся личности:
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.
Комплекс устойчивых компонентов личности
Теория личности в психоанализе.
Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse ) — семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (с начала ХХ века), США (с середины ХХ века) и Латинской Америке (со второй половины ХХ века), являющейся столицей современного психоанализа.
Ранняя теория личности в психоанализе:
Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.
Сознательное — подчиняется бессознательному, определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.
Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:
Психология личности в трансактном анализе.
Трансактный анализ — направление психотерапии, paзpабoтaннoe в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний): 2) собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействие эго-состояний; двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических «игр»; 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария — «скрипта»).
Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый».
Психология личности в нейро-лингвистическом программировании.
Нейролингвисти́ческое программи́рование ( НЛП ) (англ. Neuro — linguistic programming ) (также встречается вариант «нейро-лингвистическое программирование») — комплекс моделей, техник, и операционных принципов (контекстуально-зависимых убеждений), применяемых главным образом как подход к личностному развитию посредством моделирования эффективных стратегий (мыслительных и поведенческих). Моделирование подразумевает наличие модели — гения или высококлассного специалиста в своей области и состоит из следующих шагов:
снятие стратегии, через вторую позицию восприятия
кодирование стратегии (выявление и описание стратегии в форме алгоритма или системы алгоритмов и операционных принципов)
применение модели вычитания (удаление из стратегии элементов, не имеющих функционального значения)
встраивание стратегии (обучение другого человека до получения того же результат, как и изначальной модели).
Моделирование является первичной и единственной функцией НЛП, как такового. Все остальные функции НЛП (НЛП-терапия и НЛП-коучинг, творчество, коммуникативные и переговорные технологии, и пр.) являются производными моделирования — то есть непосредственным использованием собранных моделей и могут называться «прикладным НЛП». Такова позиция основателей НЛП (в частности Джона Гриндера, Ричарда Бэндлера), которая может отличаться от мнения других разработчиков, внесших свой значительный вклад в НЛП.
НЛП основывается на идее того, что сознание, тело и язык индивидуума определяют картину его мировосприятия, и это восприятие (а, следовательно, и поведение) меняется в ходе жизни по мере обретения человеком нового опыта, а также его можно изменить намеренно с помощью реструктуризации личного опыта посредством различных техник. Объектом изучения раннего НЛП были методы использования языка и техники выдающихся терапевтов в области гипнотерапии, гештальт-терапии и психологии семьи. Некоторые коммуникативные стратегии из этих областей были адаптированы к области повседневного общения.
Несмотря на популярность, НЛП продолжает быть противоречивым, в частности, в терапии и бизнесе. Даже после трёх десятилетий существования НЛП не имеет научного обоснования. НЛП критикуется за отсутствие определяющих и регулирующих институтов для выработки общих стандартов и публично задекларированной профессиональной этики. По своей структуре НЛП является полностью открытой методологией («сетевого» типа), и не претендует на статус научной дисциплины.
Основной областью применения НЛП считается психотерапия и обучение, однако техники НЛП применяют в менеджменте, продажах, личном и корпоративном консультировании, коучинге, стратегическом планировании результатов, творчестве, разработке и проведении обучающих программ, журналистике, юриспруденции, СМИ и рекламе.
Учитывая, что НЛП — это мета-методика — эпистемология, само по себе оно имеет смысл в приложении к конкретной профессиональной деятельности, в которой задействован человеческий разум и лингвистика, для повышения ее эффективности посредством моделирования поведенческих и мыслительных стратегий. Уже наработанные стратегии НЛП в различных областях могут быть полезны применительно к контексту этих и близких областей. Возможность вычленения структуры навыка позволяет переносить стратегии между областями посредством моделирования. Обучение НЛП, как дисциплине (имеющей моделирование, как функцию) позволяет попутно получить развитие коммуникативных навыков, многопозиционного восприятия мира, поведенческой гибкости и совершить значительный личностный рост.
Концепция функциональной асимметрии полушарий («латерализация мозга») используется в качестве одного из источников для базового предположения НЛП о том, что глазодвигательные сигналы (и иногда жесты) связаны с визуальной/аудиальной/кинестетической репрезентативной системами и определёнными зонами мозга. Например, согласно одной из теорий функциональной асимметрии, левая сторона считается более логическо-аналитической, а правая — более креативно-творческой, и зоны мозга, как считается, специализируются на выполнении определённых функций, например, связанных с математикой и речью.
Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения:
Бэндлер P., Гриндер Д. Структура магии . — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
Гагин Т.В. Пластилин мира, или курс «НЛП-практик» как он есть. – М.: Психотерапия, 2007
НЛП — практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП — М.: Издательство: прайм-ЕВРОЗНАК , 2007 г
Петер Куттер. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. — СПб: Б.С.К., 1997
Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Любое издание
Источник
Опорная схема по теме «Психология личности»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ОПОРНАЯ СХЕМА ПО ТЕМЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Отличается самостоятельностью в поступках;
Способна нести ответственность и решать проблемы;
Контролирует поведение, обладает силой воли;
Способна изменяться с течением времени.
На настоящий момент существует множество теорий личности, сильно отличающихся между собой. Различия идут, например, в плоскости — имеет ли личность неизменяемую сущность или напротив сущность личности менять можно.
В философских школах определение личности (также как и других понятий: разума, сознания, и т. п.) различается совсем кардинально, если вообще имеется. В быту под личностью понимают характер, всего человека целиком, но при этом надо отметить, что личность не является индивидуальностью или сознанием.
Личность, индивид и индивидуальность
Индивид выражает общие свойства человека как организма.
Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два необходимых и достаточных критерия сформировавшейся личности:
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.
Комплекс устойчивых компонентов личности
Теория личности в психоанализе.
Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse ) — семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (с начала ХХ века), США (с середины ХХ века) и Латинской Америке (со второй половины ХХ века), являющейся столицей современного психоанализа.
Ранняя теория личности в психоанализе:
Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.
Сознательное — подчиняется бессознательному, определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.
Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:
Психология личности в трансактном анализе.
Трансактный анализ — направление психотерапии, paзpабoтaннoe в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний): 2) собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействие эго-состояний; двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических «игр»; 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария — «скрипта»).
Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый».
Психология личности в нейро-лингвистическом программировании.
Нейролингвисти́ческое программи́рование ( НЛП ) (англ. Neuro — linguistic programming ) (также встречается вариант «нейро-лингвистическое программирование») — комплекс моделей, техник, и операционных принципов (контекстуально-зависимых убеждений), применяемых главным образом как подход к личностному развитию посредством моделирования эффективных стратегий (мыслительных и поведенческих). Моделирование подразумевает наличие модели — гения или высококлассного специалиста в своей области и состоит из следующих шагов:
снятие стратегии, через вторую позицию восприятия
кодирование стратегии (выявление и описание стратегии в форме алгоритма или системы алгоритмов и операционных принципов)
применение модели вычитания (удаление из стратегии элементов, не имеющих функционального значения)
встраивание стратегии (обучение другого человека до получения того же результат, как и изначальной модели).
Моделирование является первичной и единственной функцией НЛП, как такового. Все остальные функции НЛП (НЛП-терапия и НЛП-коучинг, творчество, коммуникативные и переговорные технологии, и пр.) являются производными моделирования — то есть непосредственным использованием собранных моделей и могут называться «прикладным НЛП». Такова позиция основателей НЛП (в частности Джона Гриндера, Ричарда Бэндлера), которая может отличаться от мнения других разработчиков, внесших свой значительный вклад в НЛП.
НЛП основывается на идее того, что сознание, тело и язык индивидуума определяют картину его мировосприятия, и это восприятие (а, следовательно, и поведение) меняется в ходе жизни по мере обретения человеком нового опыта, а также его можно изменить намеренно с помощью реструктуризации личного опыта посредством различных техник. Объектом изучения раннего НЛП были методы использования языка и техники выдающихся терапевтов в области гипнотерапии, гештальт-терапии и психологии семьи. Некоторые коммуникативные стратегии из этих областей были адаптированы к области повседневного общения.
Несмотря на популярность, НЛП продолжает быть противоречивым, в частности, в терапии и бизнесе. Даже после трёх десятилетий существования НЛП не имеет научного обоснования. НЛП критикуется за отсутствие определяющих и регулирующих институтов для выработки общих стандартов и публично задекларированной профессиональной этики. По своей структуре НЛП является полностью открытой методологией («сетевого» типа), и не претендует на статус научной дисциплины.
Основной областью применения НЛП считается психотерапия и обучение, однако техники НЛП применяют в менеджменте, продажах, личном и корпоративном консультировании, коучинге, стратегическом планировании результатов, творчестве, разработке и проведении обучающих программ, журналистике, юриспруденции, СМИ и рекламе.
Учитывая, что НЛП — это мета-методика — эпистемология, само по себе оно имеет смысл в приложении к конкретной профессиональной деятельности, в которой задействован человеческий разум и лингвистика, для повышения ее эффективности посредством моделирования поведенческих и мыслительных стратегий. Уже наработанные стратегии НЛП в различных областях могут быть полезны применительно к контексту этих и близких областей. Возможность вычленения структуры навыка позволяет переносить стратегии между областями посредством моделирования. Обучение НЛП, как дисциплине (имеющей моделирование, как функцию) позволяет попутно получить развитие коммуникативных навыков, многопозиционного восприятия мира, поведенческой гибкости и совершить значительный личностный рост.
Концепция функциональной асимметрии полушарий («латерализация мозга») используется в качестве одного из источников для базового предположения НЛП о том, что глазодвигательные сигналы (и иногда жесты) связаны с визуальной/аудиальной/кинестетической репрезентативной системами и определёнными зонами мозга. Например, согласно одной из теорий функциональной асимметрии, левая сторона считается более логическо-аналитической, а правая — более креативно-творческой, и зоны мозга, как считается, специализируются на выполнении определённых функций, например, связанных с математикой и речью.
Рекомендуемая литература для самостоятельного изучения:
Бэндлер P., Гриндер Д. Структура магии . — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
Гагин Т.В. Пластилин мира, или курс «НЛП-практик» как он есть. – М.: Психотерапия, 2007
НЛП — практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП — М.: Издательство: прайм-ЕВРОЗНАК , 2007 г
Петер Куттер. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. — СПб: Б.С.К., 1997
Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Любое издание
Источник
Цель работы –
формирование у студента навыка анализа
учебно методического текста в виде
словесно-схематического изображения
прочитанного.
Особенности
выполнения задания.
Темы для составления
опорных схем и таблиц выбирается
студентами самостоятельно из
представленного в программе списка.
Содержательное наполнение схем и таблиц
должно развивать положения, представленные
в лекционном курсе или представлять
альтернативные подходы к изучаемой
проблеме.
Основное содержание
опорных схем обязательно должно включать
в себя следующие моменты:
-
описание сущности
изучаемого нарушения как варианта
дизонтогенеза; -
выделение
психологических особенностей детей с
особенностями в развитии (согласно
тематике), а именно познавательной и
личностной сфер; -
раскрытие
особенностей педагогической помощи
для данной категории детей; -
список использованной
литературы.
Критерии оценки
– полнота
изложенного материала, последовательность
в раскрытии проблемы, четкость
формулировок, обозначение взаимосвязи
между отдельными аспектами проблемы,
аккуратность оформления.
Каждое грамотно
выполненное задание оценивается в 5
баллов
VI.
Составление
тематического словаря понятий
Словарь
необходимо вести на протяжении изучения
курса, в процессе изучения каждого
раздела учебной дисциплины. При этом
выбранная тема словаря должна расширяться
на каждом этапе обучения. При заполнении
терминологического словаря рекомендуется
использовать следующий алгоритм анализа:
термин; содержание; автор термина;
источник сведений (наименование
источника, изд-во, год, стр.).
термин |
содержание |
автор |
источник |
Аномальные дети (от греч. anomalos — |
К |
Астапов В.М. |
Введение в |
Критериями для
оценивания качества словаря являются:
-
соответствие
терминов заданной направленности
словаря; -
полнота словаря;
-
наличие альтернативных
толкований того или иного термина.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Схема
ориентировочной основы действия(далее
схема ООД) – зафиксированная система ориентиров, опираясь на которую человек
способен достигнуть запланированного результата.
Обучаемый
может выполнить любое задание только в том случае, если он имеет схему
ориентировочной основы своих будущих действий. Именно эта схема — правильный ее
вариант! — и является результатом процесса усвоения,
достоянием учащегося, которое накапливается им в течение всего хода обучения.
Схема
ориентировочной основы действий (схема ООД) выступает фундаментом осознанного
использования полученных знаний, и собственно ее образ и должен быть
откорректирован в сознании обучаемого, если это необходимо.
Но
если так, то учителю следует иметь четкое представление о содержании и структуре
схемы ООД. А это значит, что на начальных этапах обучения учитель совместно с
учащимися должен построить схему ООД или организовать самостоятельную разработку
ее учащимися. А далее задача обучаемого усвоить содержание схемы и методы ее
использования; а задача учителя организовать процесс этого усвоения.
И
только в том случае, если учитель хорошо
представляет себе состав и строение схемы ориентировочной основы будущих
действий обучаемого его работа по контролю и коррекции осваиваемого учеником
материала будет достаточно эффективной.
И
наоборот, если схема ООД преподавателю неизвестна, то его работа по управлению
процессом усвоения будет весьма нелегкой.
Важно
отметить, что большинство учителей, в особенности опытных, самостоятельно
разрабатывают и активно применяют отдельные варианты схемы ООД даже в том
случае, если они и не используют этот термин — схема ориентировочной основы
действий.
Действительно,
при рассмотрении нового материала опытный преподаватель не просто пересказывает
все подряд, а особым образом
структурирует новый материал, выделяя основные его элементы и опорные понятия,
выстраивает логические схемы, демонстрирует способы использования нового
знания.
Полная
структура схемы ООД включает собственно состав действий учащегося при работе с
предметом изучения и ориентировочные знания, необходимые для выполнения этих
действий.
Таким
образом, данная схема может выполнять сразу несколько функций: являться
носителем самых основных, главных научных знаний предмета изучения, организовать
компоненты его в единую логическую систему, демонстрировать возможности
использования новых знаний для решения типовых и творческих задач.
Но
самая важная функция схемы ООД – это опорная, функция основы организации
процесса поэтапного усвоения учащимися умственных действий (усвоения учебного
предмета). Вот, например, как выглядит схема, используемая при распознавании
учащимися представителей разных общественных классов антагонистического общества
(см. схему).
Для
работы по этой схеме надо отметить признаки, необходимые и достаточные для
каждого общественного класса данной формации. В качестве таких признаков обычно
берут отношение к средствам производства и степень личной свободы. Затем следует назвать сочетания признаков,
характерные для каждого общественного класса данной формации. Кроме того, надо
дать детям представление о той деятельности, выполнение которой приводит к
решению задачи: определить класс, к
которому принадлежит распознаваемый человек.
Учитель,
составляя схему ООД для учеников, в структуре собственной ООД имеет больше
ориентиров, потому что, планируя объяснение новой темы, учитель оценивает такие
условия как:
1)
по какому типу обучения планируется
объяснение (насколько ученики и сам учитель готовы к обучению по 2 или по 3
типу- первый тип обучения не
рассматриваем, потому что он мало эффективен, если в классе учитель, имеющий
подготовку, а не просто человек с улицы), а следовательно как спланировать
урок;
2)
по каким признакам учитель поймет, что
его ученики усвоили изучаемое действие, как популярно он сможет объяснить
ученикам эти признаки, чтобы дети сами могли себя
оценивать
3)
при опоре на какие внутренние условия возможно начинать объяснение этого
материала: что должны ученики знать,
уметь, какими умениями владеть автоматизировано к моменту усвоения нового правила, алгоритма;
4)
какие типовые задания способствуют
отработке нового алгоритма, какие ограничения имеются в предлагаемых
заданиях;
5)
какие типичнее ошибки и затруднения
могут быть у учеников при изучении нового алгоритма, следовательно, какие
материализованные или материальные средства можно предложить
ученикам;
6)
как максимально сжатом виде и в то
же время в полном объеме предложить
опорную схему алгоритма нового действия.
Одним
из ярких образцов грамотно составленных и очень эффективных схем ориентировочной
основы действия является опыт учителя-новатора 80-х годов 20-го века Шаталова
Виктора Федоровича.
Посмотрите
фрагмент его урока по
физике (кто не боится физику J):
Тема
«Давление» представлена с 1 по 20 минуту, посмотрите именно этот фрагмент.
Обратите внимание, какие именно ключевые моменты темы выделяет учитель. Это те
необходимые и достаточные признаки, которые будут использованы учениками при
решении задач по теме.
Или
урок по
биологии:
Учитель
в данном случае использует тот же принцип В.Ф. Шаталова. Урок менее эмоционален,
содержит меньше примеров, по стилю не похож на урок по физике, но также необходимые и достаточные признаки,
которые будут использованы учениками при решении задач по теме. Учитель на уроке
биологии более скован, создается впечатление, что листочек с записью опорной
схемы – шпаргалка, без которой объяснение будет затруднено.
УЧИТЕЛЬ,
ЗНАЮЩИЙ ТЕМУ, НЕ НУЖДАЕТСЯ В ПОДСМАТРИВАНИИ ТОГО, ЧТО ЖЕ ИМЕННО ДОЛЖНО БЫТЬ
ОТРАЖЕНО В ОПОРНОЙ СХЕМЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ. Шпаргалка
начинающего учителя – это конспект урока, который задает ход и
последовательность действий на уроке, самого учителя и его учеников. Учитель,
который пользуется шпаргалкой, чтобы представить ученикам факты или операции изучаемого алгоритма,
не до конца понимает тему сам!
А
вот урок по бучению игры на баяне:
Учитель
дает очень подробную, полную ориентировочную основу действия. Само видео служит
опорой для ученика, который осваивает новое действие.
А
вот урок по английскому языку, тема: «Прошедшее завершенное время
(PastPerfect)». Обратите внимание та плакаты (опоры, средство-помощник),
примеры, своевременность перевода на русский и наоборот:
А
вот урок по математике во 2 классе по теме «Понятие действия
умножения»:
В
данном случае приведен не просто фрагмент, который иллюстрирует непосредственно
схему ООД, но итог составленной схемы ООД — урок: условия, которые учитель
создает ДО введения темы, эмоциональную составляющую и организацию работы на уроке в
целом.
Одним
из важных умений учителя является
составлением им опорных схем. Их можно найти готовыми в методических
сборниках, журналах или на сайтах, например, вот Опорные конспекты, алгоритмы, схемы
на уроках русского языка.
Составление
схем ООД – это творческий процесс, который с одной стороны регламентирован
содержанием учебника и требованием ФГОС, но с другой стороны, является отражение
креативности учителя, его интеллекта, эрудиции, методической грамотности.
Поэтому
только тот учитель умеет составлять схему ООД для ученика,
который
1)
сам
умеет выполнять данное действие без всяких подсказок и
конспектов;
2)
может
встать в позицию человека, который ничего не знает по этой
теме;
3)
умеет
найти способы объяснения материала и те средства-помощники, опоры, которые
позволят освоить новую тему ученикам с разной обучаемостью и разным уровнем
развития мышления.