Как составить опорный конспект по физике

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

опорный конспект

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

составление опорного конспекта

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

подготовка опорных конспектов

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

виды опорных конспектов

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

использование опорного конспекта

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

(МКОУ «СОШ № 3»)

Методическая разработка

учителя физики

НИКОНОВОЙ Татьяны Александровны

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СОСТАВЛЕНИЮ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ И РАБОТЕ С НИМИ

г. Лодейное Поле

2014 год

Одно из важных современных умений ученика – это умение самостоятельно кодировать и структурировать информацию так, чтобы в дальнейшем в ней свободно и без больших затрат времени ориентироваться. Для формирования этого общеучебного умения использую такой методический прием как самостоятельное составление обучающимися при работе с учебником кратких опорных конспектов. При использовании этого приема ученики самостоятельно или почти самостоятельно изучают материал с помощью учебника (с использованием готового шаблона конспекта или без него). Дополнением к учебнику служат видеофрагменты и демонстрационные опыты. Работа по составлению опорного конспекта развивает логическое мышление учащихся, формирует навыки самостоятельной работы, помогает осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности. При этом ученики учатся видеть главные понятия в изучаемой теме и находить логические связи между блоками материала в конспекте.

Составленные конспекты учащиеся могут использовать при выполнении домашних заданий, решении задач, опросе на последующих уроках, при подготовке к урокам проверки знаний и обобщающего повторения, а также как справочник. Слабым учащимся разрешаю пользоваться конспектами как «шпаргалкой» при проведении проверочных работ при условии, что конспект составлен ими самостоятельно. Составленные обучающимися 9-х классов конспекты использую в 10-м классе на уроке и при домашнем повторении тем, учитывая, что не у всех обучающихся есть дома учебники физики за прошлые учебные годы.

Составить хороший опорный конспект – дело непростое даже для опытного учителя. Конечно, можно воспользоваться готовыми опорными конспектами, которые есть в наличии для каждого класса. Но куда интереснее самому составить свой собственный конспект, пусть даже он и не отвечает всем требованиям, предъявляемым к таким конспектам. Но основные требования к опорному конспекту, сформулированные еще В.Ф. Шаталовым в его технологии «Опорных сигналов», необходимо выполнять. Это:

структурность и компактность;

наглядность и образность;

доступность воспроизведения.

Работу по обучению учеников составлению опорных конспектов начинаю еще в 7-м классе, постепенно повышая уровень самостоятельности при выполнении работы и усложняя ее. Таким образом, к 10-11-му классу большая часть учеников уже способна самостоятельно составить краткий опорный конспект по любой теме. Они умеют найти в тексте главные мысли, преобразовать часть текстовой информацию в графическую или записать ее с помощью символов, выделить в конспекте различными способами (цветом, контуром) наиболее значимую информацию, показать графически логические связи между блоками конспекта.

В 9-м классе большинство учеников еще не способно к полностью самостоятельной работе по составлению опорных конспектов, поэтому они работают по шаблонам конспектов, составленных учителем. В приложении представляю такие шаблоны по некоторым темам курсам физики 9-го класса. В 10-м классе уже предлагаю учащимся самостоятельно составить шаблон конспекта, но иногда в целях экономии времени работаю по готовому шаблону, образцы шаблонов конспектов для 10-го класса прилагаю.

Урок, на котором запланировано составление опорного конспекта, включает в себя следующие этапы:

организационный момент;

актуализация знаний, которые будут использованы на этом уроке;

формулирование цели и задач урока;

­– самостоятельная работа учеников с учебником и шаблоном конспекта;

самоконтроль учащимися выполнения задания путем сравнения своего конспекта с конспектом учителя;

внесение в свой конспект при необходимости изменений и дополнений;

закрепление материала урока (изложение материала по конспекту сначала учителем, затем учеником или несколькими учениками);

подведение итогов урока (рефлексия).

Готовые шаблоны конспектов для каждого урока копирую по числу учеников в классе (можно выдавать один шаблон на парту). Конспект записывается учеником в своей рабочей тетради, поэтому шаблоны можно использовать в течение нескольких лет. Конспект не должен быть слишком большим по объему, на его составление должно хватить 15-20 минут.

При проверке выполнения задания «эталонный» конспект, составленный самим учителем, воспроизводится с помощью мультимедийного проектора на доску (при одновременной проверке выполнения задания всеми обучающимися класса) или выдается ученикам по мере завершения ими работы по составлению конспекта (если задание выполняется с разной скоростью). Во втором случае ученики, выполнившие работу быстрее остальных, получают индивидуальное дополнительное задание по теме урока.

После завершения проверки конспектов и внесения учащимися необходимых дополнений и изменений в свои конспекты учитель 2-3 раза излагает материал урока, пользуясь «своим» конспектом, спроецированным на доску, указывая указкой или курсором на соответствующие части конспекта. Первый раз материал излагается подробно и достаточно медленно, затем еще один или два раза сжато и в ускоренном темпе. При этом ускорение темпа речи учителя не отражается на восприятии материала, ведь он уже не является абсолютно новым для учеников. Особенно сложные вопросы можно повторять и большее число раз. При каждом повторе ученики проверяют, насколько хорошо они поняли и запомнили материал. В целом неоднократное повторение значительно не увеличивает время изучения новой темы, потому что при этом ученикам ничего не нужно записывать, они только слушают учителя, отвечают на его вопросы, дополняют рассказ учителя. При этом, чем больше возвратов к одному и тому же вопросу в течение урока, тем лучше он запоминается учениками.

После завершения изложения материала учителем в классе проводится физкультминутка, снимающая напряжение у учеников и дающая им возможность немного отдохнуть от напряженной работы и нахождения в неподвижной позе. После этого воспроизвести ответ по готовому конспекту предлагается одному из учеников, обычно это занимает 3-5 минут.

В зависимости от темы урока и времени, затраченного на работу с конспектом, в конце урока могут быть запланированы упражнения на закрепление пройденного материала или короткий тест по теме урока.

Положительные стороны работы с использованием кратких конспектов:

облегчается усвоение материала обучающимися, так как материал представляется в краткой компактной форме, удобной для усвоения;

материал не дается учителем в готовом виде, знания добываются учениками самостоятельно, требуя приложения для этого определенных умственных усилий;

формируются навыки восприятия информации, соотнесения ее с ранее усвоенными знаниями;

развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля;

развивается логическое и образное мышление обучающихся;

развивается умение разделять общее и частное, выделять причинно-следственные связи;

на уроке создается спокойная доброжелательная рабочая атмосфера, слабые учащиеся могут при составлении конспекта обращаться за помощью к учителю, к более сильным ученикам, кто-то может работать в паре или в группе, если ему это удобно, главное, чтобы у каждого появился в тетради конспект изучаемой темы;

на уроке работают все ученики, даже самые слабые;

нет учащихся, не выполнивших задание, ситуацию успеха при завершении работы испытывает каждый, у учащихся появляется чувство уверенности в своих силах и, как следствие этого, ­повышение мотивации к изучению предмета;

в классе создается хороший психологический климат, развивается взаимопомощь между учениками;

возможно осуществление дифференцированного подхода к обучению;

формируются навыки творческо-поисковой деятельности учащихся, ведь не всегда в учебнике есть прямой ответ на вопрос, сформулированный в шаблоне конспекта;

есть возможность неоднократного повторения материала по конспекту, поэтому в конце урока материал оказывается усвоенным всеми или почти всеми учениками класса;

при устном ответе по конспекту у учащихся развивается монологическая речь и ораторские способности.

Учитель Т.А. Никонова

20.10.2014

Использование опорных конспектов  на  уроках  физики

К поколению сегодняшних школьников общество выдвигает следующие требования: они должны знать не только основы наук, но и быть инициативными и самостоятельно мыслящими. Поэтому одной из важнейших задач школы в современных условиях является развитие интеллектуальных способностей у детей.  Для решения этой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую учебно-познавательную деятельность. Перед каждым учителем стоит проблема подбора  таких  форм  и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного  процесса  на основе использования опорных конспектов.           В настоящее время практически каждый учитель  применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это прежде всего связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на более эффективное решение образовательно-воспитательных задач и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Использование опорных конспектов позволяет учителю в наглядной и доступной форме представить  изучаемый материал. При этом  я использую демонстрационный эксперимент,  а в последнее время и ИКТ технологии. В наше время наиболее важные и интересные открытия совершаются на стыках наук, большинство из которых  имеет комплексный характер. Поэтому особенно важной становится организация межпредметной деятельности учащихся.  Межпредметные связи, вызывая интерес к познанию, активизируют мыслительную деятельность ученика.  Это предопределяет успех учения, укрепляет интерес к знаниям, значительно расширяет кругозор. Перед школьниками  распахиваются безграничные возможности новых способов добывания знаний.  Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знаний учащимися, на их самообразование. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает определенные  трудности и теряет интерес к предмету. Поэтому современный учитель должен помочь  ребёнку овладеть  технологиями  познавательной деятельности, качественно обрабатывать получаемую им информацию и уметь применять её на практике при решении различных видов задач. Преподавание физики представляет собой благоприятную сферу для применения информационно-коммуникационных технологий.  

Опорный конспект по физике — это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единиц измерения  и различные термины.

Важным признаком опорного конспекта  должен стать его внешний вид. Современные  компьютерные технологии и различные редакторы  позволяют успешно решать эту задачу.

Основные принципы составления опорного конспекта:

  • Структурность;
  • Последовательность;
  • Лаконичность;
  • Ассоциативность;
  • Доступность;
  • Наглядность;
  • Эстетичность.

Опорные конспекты реализуют принципы  последовательности и системности. Смысл опорного конспекта как средства обучения в том, что он через зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства вызывает из памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает понимание его структуры и тем самым способствует усвоению. Следует отметить, что опорный конспект – это не исчерпывающее отображение всего учебного материала, а лишь средство выделить главное, привлечь внимание школьников к основным фактам. Как правило, опорный конспект изучаемой темы располагается перед глазами школьников с самого начала урока. По ходу изложения нового материала школьники делают записи в тетрадях, используя символы опорного конспекта. Учитель, привлекая внимание учащихся, раскрывает содержание конспекта, последовательно продвигаясь от одного его пункта к другому. Особо следует сказать о значении опорных конспектов для «слабых» учащихся. Конспект  становится для них опорой, помогая вспомнить и воспроизвести материал темы. Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. И вообще  помогает учащимся строить логическое выступление. Зрительное восприятие опорных конспектов, воспроизведение их в тетрадях учащимися, устный рассказ по ним развивают все виды памяти школьников.

Создание опорных конспектов нелегкий труд для учителя. Ему необходимо  не только осмыслить, затем структурировать, интегрировать, обобщить учебный материал,  но и творчески подойти к оформлению самого конспекта. Также задача учителя сводится к тому, чтобы  научить школьников работать с опорным конспектом. Для этого целесообразно предложить следующий алгоритм действий:


1. Вспомни объяснение учителя, используя конспект.
2. Раскрась его цветными карандашами, фломастерами.
3. Прочти  материал  в учебнике.
4. Перескажи  материал учебника с помощью конспекта.
5.  Расскажи материал без конспекта.

В своей педагогической деятельности я часто использую метод опорных конспектов. Например, при изучении таких тем,   как «Сила трения» (7 класс), «Энергия» (8 класс), «Последовательное и параллельное соединение проводников» (9 класс), «Основные положения МКТ» (10 класс), «Строение атома» (11 класс) и многих других.

При применении в ответе опорных  материалов, у детей  отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог, быть уверенным в себе  и т.д. Упрощается оперирование новыми терминами, возникает  чувство уверенности в успехе и любознательности, появляется возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность. Учебный успех усиливает положительную мотивацию и открывает дорогу к творчеству.

Подача информации при работе с опорным конспектом  осуществляется таким образом, чтобы использовать все возможности визуального эффекта при получении знаний учащихся. Сочетание  и расположение текста, формул, схем, рисунков, графиков позволяет наилучшим  образом выделить и подчеркнуть главное в изучаемой теме. Опорный конспект помогает лучше разобраться в новом трудном материале урока и успешно выступить на следующем уроке. Таким образом,  методика преподавания физики с использованием опорного конспекта дает возможность всем учащимся, независимо от их индивидуальных способностей,  почувствовать себя  самостоятельными, уверенными в себе, активными, способными людьми, испытывающими радость от успеха в учении. Я думаю,  что это самое главное для учителя, когда его ученики любят его предмет и не боятся идти к нему на урок.

Использование такого методического приема дают возможность рационально распределить время на уроке, уменьшить его затрату на подготовку домашнего задания, увеличить работоспособность и результативность труда учителя и учащихся, создать условия для раскрытия творческих способностей и талантов учащихся, что способствует более глубокому изучению теоретического материала и развитию речи учащихся. При использовании этого метода очень важное значение имеет создание благоприятного психологического климата на уроке.  

В заключении хочется сказать, что разработка опорного конспекта по физике – это реальная помощь в  работе ученика, которая помогает не только понять физические законы и процессы, опираясь на теорию, изложенную в краткой и доступной форме, но и быть успешным, отвечая на уроке.


Используемая литература:

  1. Криволапова Н.А. Опорные конспекты по физике для учащихся 7 -9 классов: Методическое пособие для учителей и учащихся.
  2. Опорные сигналы. Под ред. В.Ф Шаталова. М.: Просвещение.

        17.09.2015 г.

Обновлено: 27.05.2023

Загрузить презентацию (716 кБ)

Как то сразу решила, что составлю свои опорные конспекты и что главное в этом деле – постепенность. Я поняла, что процесс составления опорных конспектов очень полезен для учителя, особенно начинающего. По учебнику ещё раз просматриваешь тему, по которой будешь составлять конспект, выбираешь в ней самое главное, руководствуясь требованиями к знаниям, умениям и навыкам, которые должны быть сформированы по теме у каждого ученика. Дальше – с помощью символов рисуется сам конспект. Его первоначальный вариант был нарисован, в духе времени, на отмытой от снимка рентгеновской плёнке, которой щедро снабжали меня родители учеников. Набора из шариковых ручек четырёх цветов было вполне достаточно. Кодоскоп – чудо техники того времени, позволял мне работать несколько лет с опорными конспектами, но всегда что-то менялось: темы соединялись, делились, конспекты становились разборными т.д., а если нет кодоскопа, то конспект рисовался цветными мелками на доске. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: одно движение руки и конспекта нет (Приложение 1).

После того, как в моём кабинете был установлен компьютер с проектором, появилась идея перевести всё в электронный формат. К работе над конспектами подключилась Г.Н.Турбина – учитель информатики. После уроков в её кабинете традиционно собираются старшеклассники, для которых работа с компьютером давно стала жизненной необходимостью, вот им-то мы и предложили придать новую форму опорным конспектам. Такая работа была интересна нашим ученикам ещё и потому, что три года назад ребята начали изучать физику по этим самым опорным конспектам, были с ними хорошо знакомы. Наши ученики – наши соавторы, назвать их в этой статье просто необходимо: Лебедев Игорь, Гордиенко Антон, Григус Владислав.

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

опорный конспект

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

составление опорного конспекта

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

подготовка опорных конспектов

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

виды опорных конспектов

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

использование опорного конспекта

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

Физика — наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.

Часть 1. Физические методы. Строение вещества. Движение и взаимодействие тел. Силы вокруг нас. Давление тел. Работа, мощность, энергия.

(обычно изучается в 7 классе)

В конспектах использованы ВИДЕОУРОКИ от YouTube-канала ВЕБ-ШКОЛА

Часть 2. Тепловые явления. Электрические явления. Электромагнитные явления. Световые явления.

(обычно изучается в 8 классе)

Часть 3. Законы взаимодействия и движения тел. Механические колебания. Звук. Электромагнитное поле. Строение атома и атомного ядра. ОГЭ

(обычно изучается в 9 классе)

Часть 4. Кинематика. Динамика. Статика. Законы сохранения в механике. Основы МКТ. Свойства газов. Основы термодинамики. Свойства твёрдых тел и жидкостей. Электростатика. Электрический ток. Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Механические и электромагнитные колебания и волны. Оптика. Атомное ядро, фотоны. Строение Вселенной. ЕГЭ

(обычно изучается в 10-11 классах)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    — М.: Просвещение (В помощь выпускнику)

  • учебники физики Перышкина А.В. (Дрофа) для 7, 8, 9 классов,
  • учебники физики Белага В.В. (Просвещение) для 7, 8, 9 классов, (БХВ-Петербург, 2016), (БХВ-Петербург, 2018), (Илекса) (М.: Просвещение)
  • Янчевская О.В. — Физика в таблицах и схемах (Литра). (Виктория плюс) Все темы ОГЭ и ЕГЭ (Эксмо-Пресс)

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Школьные предметы:

Поиск конспекта

Новые конспекты

  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 1 (легкий)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 1 (легкий)
  • Электромагнитные колебания

О проекте

Возрастная категория: 12+

(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!

В арсенале современных интенсивных методов обучения физике в системе непрерывного образования определенное место занимают опорные конспекты. ОК Рассмотрим возможные способы их создания и использования.

Опорные сигналы существовали задолго до нашей цивилизации. Письменность – это система графических опорных сигналов, и уже до появления письменности люди ими пользовались, что подтверждают наскальные рисунки.

Однако, новый метод не стал прорывном в педагогике. Сегодня по методу Шаталова работают лишь единицы. Это связано с рядом объективных причин и субъективных ошибок.

Во многих странах сейчас введены тестовые испытания при поступлении в ВУЗ. Применение тестирования произвело глубинные изменения в процессе обучения. Первоначальной задачей введения тестирования было получение объективной оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений испытуемых. С течением времени стало очевидным фактом, что положительная роль тестирования значительно шире:

– являются мощным стимулом к изучению учебного материала;

– систематизируют процесс подготовки абитуриентов в ВУЗ;

– применяются как дидактические пособия;

– позволяют выявить пробелы в подготовке учащихся;

– вскрывают недостатки существующего учебного материала;

– дают возможность определить уровень профессиональной квалификации преподавателей;

– стимулируют появление новых интенсивных методик обучения.

Тестирование обострило главное противоречие в образовании – колоссального объема информации и дефицита времени и побудило педагогов к поиску путей решения этой проблемы, одним из которых и является применение опорных конспектов.

Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Мы убеждаемся в том, что будущее за небольшим по объему текстом, выразительно, наглядно и доходчиво разъясняющим физическую суть законов и явлений.

Курс физики — один из сложных в учебном плане школы, колледжа (лицея)и вуза, и сложность эта видится уже в одном только перечне разделов, разрозненности глав с неохватным объемом программного материала, практических задач и лабораторных работ.

Особенностью предмета физики является изобилие формулировок законов, правил, определений, математических выводов и формул, требующих точного воспроизведения, и далеко не все учащиеся умеют конспектировать, боятся сократить слово, фразу, теряют важные звенья лекции. Поэтому, к сожалению, многие лекции по физике превращаются в диктовку материала, за которой не видно его содержания, теряются возможности его активного осознания в процессе на лекции. Учебное время используется не эффективно.

Как можно было бы подойти к чтению лекций, используя идею ОК? При таком подходе в процессе изложения материала обучаемые — прежде всего, активные слушатели. Их основная цель — вникать в новые понятия, связывать их с уже известными, следить за ходом рассуждений, доказательствами, пояснениями на примерах, не отвлекаясь на подробные записи и не теряя канвы лекции. В течение лекции учащиеся, имея опорный конспект, могут делать в нем необходимые пометки, не отвлекаясь на запись лекции и сосредотачиваясь на понимании материала. При этом существенно сокращается время, затрачиваемое на конкретную тему. Применение ОК возможно с использованием визуальных средств воспроизведения конспекта. Компактная опора весьма органична на экране монитора. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии.

Исходя из вышесказанного, появились новые веские научно-методические аргументы для создания опорного конспекта по физике нового типа.

В. Ф. Шаталов различает понятия опорный сигнал, опорный конспект и компакт.

ОПОРНЫЙ СИГНАЛ – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную вам ранее и понятную информацию.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.

КОМПАКТ – графическое отображение изучаемой темы при значительном сокращении опорных сигналов.

Методика ОК, предложенная В.Ф. Шаталовым не нашла широкого применения в преподавательской среде. Это связано с поурочной авторитарностью, структурными и методическими штампами и ограничениями. Обязательный набор операций в строгой последовательности становился главным условием успеха. На первый взгляд казалось, что перечень необходимых действий был прост и понятен, и свои силы захотелось попробовать многим. Преподаватели быстро уверовали едва ли не в магическую силу алгоритма. Однако мы имели возможность убедиться в том, что и самые дельные чужие рекомендации не гарантируют конкретного и хорошего собственного результата.

При разработке варианта ОК по физике, необходимо учесть положительный опыт предшественников и исключить повторение ошибок.

По нашему мнению, в опорных конспектах, алгоритм необходимо заменить технологией, позволяющей учителю работать и эффективно, и творчески. Разница между этими двумя подходами должна быть не в терминах, а в самой организации работы. При построении технологической цепочки должны соблюдаться определенные методические и логические принципы, которые вытекают из специфики предмета физики и назначения самого ОК.

Поэтому, необходимо создать такой ОК, который, являясь базой, позволяет творчески его развивать как в сторону расширения любой темы, так и в сторону сокращения, создавая собственные сигналы и компакты.

Физика в своем развитии как наука опираясь на математический аппарат, сформировала свой богатый язык символов в виде схем, графиков, рисунков, условных обозначений и формул, общепризнанных и понятных, поэтому нет необходимости поиска новых символов (сигналов) и сокращений.

Таким образом, опорный конспект по физике — это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единицы измерения и ключевые слова.

Важным признаком ОК должен стать его привлекательный внешний вид, соответствующий требованиям современного дизайна. Существующие компьютерные технологии, текстовые и графические программы позволяют успешно решать эту задачу.

Опорный конспект должен соответствовать следующим признакам: предельная лаконичность, структурность, образность, многоуровневость, динамичность, доходчивость (читаемость), воспроизводимость и обладать современным дизайном.

Сочетание двух слов — опорные конспекты – должно иметь следующий смысл: в этом методическом инструменте есть элементы, сохраняющие свойства конспекта (законченные фразы, угадываемые сокращения, словарные пояснения и пр.), но рядом с ними присутствуют символы, знаки, графики, рисунки — смысловые опоры. Опорные конспекты кратко, но полно должны раскрывать содержание каждой из тем курса физики.

Подача информации в нем осуществляется таким образом, чтобы использовать все возможности визуального и психологического воздействия при получении знаний обучающимися. Соответствующее сочетание и расположение текста, схем и графиков позволяет оптимальным образом выделить и подчеркнуть главные положения и логические связи темы. ОК призван не только объяснить сложные моменты курса, но и подсказать, как легче их запомнить.

Таким образом, разработка опорного конспекта по физике – это создание такой настольной книги для учащихся школ лицеев, колледжей, абитуриентов и преподавателей, в которой можно легко и быстро найти помощь в работе с тестовыми заданиями, в решении задач, понять суть вопроса, опираясь на теорию, изложенную в краткой и доступной форме.

Читайте также:

      

  • Конспект нод коллективная работа по рисованию ветка рябины для снегиря
  •   

  • Конспект занятия по профориентации для 7 класса
  •   

  • Прыжки через короткую скакалку конспект
  •   

  • Конспект занятия по пластилинографии ракета в средней
  •   

  • День плюшевого мишки конспект

О том, что такое опорные конспекты я узнала
много лет назад, будучи ещё студенткой, на
лекциях по методике преподавания физики. Имя
донецкого учителя В.Ф.Шаталова запомнилось
навсегда. Далее, как я ни старалась, ничего
конкретного о технологии педагога – новатора не
нашла. В статьях, которые мне попадались больше
рассказывалось о трудностях, которые ему
приходилось преодолевать, чтобы доказать свою
правоту, чем о его методах работы. Проработав
несколько лет, опыт, больше горький, я
приобрела.  Главным для меня, как и для
большинства начинающих учителей, был
пресловутый вопрос о дисциплине на уроках. Так
вот, попробовав многочисленные способы
«оптимизации урока», я сделала для себя очень
важный вывод:  этого вопроса не существует там,
тогда и у тех учителей, где дети работают весь
урок, где сам процесс работы интересен. Другое
дело – как это сделать? Сразу скажу – изощрялась
я по-всякому: сотнями писала карточки, мучила
детей самостоятельными работами, зачётами,
рефератами и докладами. Результат же был такой
эфемерный, такой несоизмеримый  с затратами
моей энергии и времени, что опускались руки и
оставался вопрос – ну как же всё устроить?
Сначала была прочитана книга В.Ф.Шаталова «Куда и
как исчезли тройки». Написанная простым и
понятным языком, это была первая книга по
методике преподавания, которую мне интересно
было читать. Потом оказалось, что в нашем городе
есть учителя, которые используют опорные
конспекты в работе. Один из них – В.Н. Лобов тогда
сказал мне, что у учителя появляется возможность
учить всех, каждого и прямо на уроке.

Как то сразу решила, что составлю свои опорные
конспекты и что главное в этом деле –
постепенность. Я поняла, что процесс составления
опорных конспектов очень полезен для учителя,
особенно начинающего. По учебнику ещё раз
просматриваешь тему, по которой будешь
составлять конспект, выбираешь в ней самое
главное, руководствуясь требованиями к знаниям,
умениям и навыкам, которые должны быть
сформированы по теме у каждого ученика. Дальше –
с помощью символов рисуется сам конспект. Его
первоначальный вариант был нарисован, в духе
времени, на отмытой от снимка рентгеновской
плёнке, которой щедро снабжали  меня родители
учеников. Набора из  шариковых ручек четырёх
цветов было вполне достаточно. Кодоскоп – чудо
техники того времени, позволял мне работать
несколько лет с опорными конспектами, но всегда
что-то менялось: темы соединялись, делились,
конспекты становились разборными т.д., а если нет
кодоскопа, то конспект рисовался цветными
мелками на доске. Со всеми вытекающими отсюда
последствиями: одно движение руки и конспекта
нет (Приложение 1).

 После того, как в моём кабинете был
установлен компьютер с проектором, появилась
идея перевести всё в электронный формат. К работе
над конспектами подключилась Г.Н.Турбина –
учитель информатики. После уроков в её кабинете
традиционно  собираются старшеклассники, для
которых работа с компьютером давно стала
жизненной необходимостью, вот им-то мы и
предложили придать новую форму опорным
конспектам. Такая работа была интересна нашим
ученикам ещё и потому, что три года назад ребята
начали изучать физику по этим самым опорным
конспектам, были с ними хорошо знакомы. Наши
ученики – наши соавторы, назвать их в этой статье
просто необходимо: Лебедев Игорь, Гордиенко
Антон, Григус Владислав.

Под руководством Галины Николаевны ребята ещё
в пятом классе освоили приёмы работы с
программой «PowerPoint». Перед учителем стояла
задача: используя возможности этой  
программы, знания и творческие способности своих
учеников, придать новый формат опорным
конспектам по физике.

Начать мы решили с самых первых тем, изучаемых в
седьмом классе: «Строение вещества»,
«Механическое движение», «Силы в природе». Как
всегда, по ходу работы, появлялись идеи, которые
возникали из умения ребят работать с
компьютером, из их видения физических явлений. В
результате опорные конспекты приобрели
слайдовую форму, стали «живыми», наши ученики 
приобрели опыт  практического использования
программы «PowerPoint», повторили некоторые разделы
физики. Работа была интересна и учителям: поиск
правильных решений, совместное творчество
объединило нас, появилось желание продолжить
совместную работу.

На первом уроке по изучаемой теме я рассказываю
сразу весь материал, сопровождая рассказ показом
опытов, которые есть в учебнике. Опорный конспект
рисую на доске белым мелом. После того, как
рассказ закончен, весь конспект показываю на
экране через проектор. Ребята его срисовывают за
2-3 минуты на черновик, а дома воспроизводят в
цветном варианте в специальной тетради для
опорных конспектов. Со следующего урока
начинается работа с каждым блоком конспекта
отдельно, теперь у меня есть возможность, в
зависимости от необходимости, показать с помощью
компьютера весь опорный конспект или любой
отдельный его блок. При изучении физических
величин, их единиц измерения или формул, по
которым они определяются в соответствующем
слайде можно, например, убрать правую часть
равенства и предложить ученикам дописать её
самостоятельно. С некоторым сомнением и далеко
не сразу я стала разрешать своим ученикам
переносить электронную версию  готового
конспекта в свои компьютеры. Считаю, что делать
это нужно,  но не сразу после объяснения
материала, а по мере проработки отдельных блоков.
Готовый опорный конспект позволяет прочно
запомнить теоретическую часть изучаемого
материала, при этом значительно сокращает время
для изучения теории, освобождая его для решения
задач, практических и лабораторных работ и т.д. Не
будем забывать, что теория без практики мертва.
Повторение любой темы, из проблемы, с которой
сталкивается любой учитель, с помощью опорного
конспекта становится делом нескольких минут. У
большинства моих учеников до конца учёбы в школе
конспекты по всем темам, начиная с 7-го класса,
записываются в одной тетради, которая у ребят
всегда с собой. С помощью анимации стали
подвижными некоторые элементы опорных
конспектов. Это значительно оживляет материал,
добавляет в него наглядности, делает работу
интереснее (Приложение 2).
Работа с электронным вариантом опорных
конспектов совершенно не исключает такие формы
работы, как устный рассказ материала у доски или
друг другу, «тихий опрос», лабораторные и
практические работы, решение задач  и т.д. В
этих, традиционных формах работы с опорными
конспектами в электронном формате появилось
множество дополнительных возможностей. Мы
увидели, что это интересно не только ребятам: и
тем, кто создаёт новый формат конспектов и тем,
кто по ним учится, но и учителям. Эта работа –
живая, делалась не для конкурса, а для
повседневной работы в классе, наверное, поэтому
она получила высокую оценку на школьном
фестивале педагогических идей. В нашей работе
сделаны первые шаги, получены первые результаты:
для наших учеников материал стал доступнее,
интереснее, удобнее в использовании. Мы поняли,
что на правильном пути, что работу необходимо
продолжить, привлекая новых учеников.

Уважаемые коллеги, перед вами результат нашего
совместного труда (Презентации 1-4),
надеемся, что он будет, не только интересен, но и
полезен вам. Мы также надеемся на конструктивное
сотрудничество с вами и с большим вниманием
отнесёмся ко всем вашим предложениям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти диаметр с помощью сечения
  • Как составить резюме финансист
  • Как исправить протокол судебного заседания
  • Как найти коридоры в футболе
  • Как составить шахматную ведомость примеры