Как составить опорный конспект текста

СМ. Формирование
языковой личности школьника средствами опорных конспектов нового поколения

Раздел
1.2. Как составить опорный конспект

Как составить опорный конспект

Составление опорного конспекта является одним из
важнейших приемов обучения. Это вторичный текст, потому что в нем, в краткой
форме, передаются основные сведения текста исходного. Опорный конспект может
составляться как учителем, чтобы школьники усвоили представленную в нем
информацию по определенной теме, так и учениками, для оценки их знаний по
предмету. По сути, изложение информации в форме конспекта является своеобразной
«презентацией» знаний, умений и навыков учащихся.

·                    
Как писать конспект статьи

·                    
Как законспектировать текст

·                    
Как быстро выучить материал

·                    
Как
оформить конспект

Вам понадобится

·                    

исходный научный текст;

·                    

литературный материал.

Инструкция

1.                
Познакомьтесь
с основными требованиями, предъявляемыми к содержанию и форме записи опорного
конспекта
.


полнота изложения материала;

•последовательность
и логичность в отражении темы;
• лаконичность записи: опорный конспект по объему должен составлять не более
листа и воспроизводиться в устной форме за 5-7 минут;
• структурирование записей, т.е. изложение материала по пунктам в форме
простого или сложного плана. При этом каждый блок должен выражать законченную
мысль;
• расстановка акцентов, т.е. выделение ключевых слов, понятий с помощью рамок,
шрифтов, различных цветов и графических приемов (столбик, диагональ и т.д.);


наглядность;


связь с материалами учебника, справочника и других видов учебной литературы.

2.     Запишите
название темы по предмету
. Ознакомьтесь с необходимым материалом по
тексту учебника, пособия, справочника и т.д. Выделите главное в изучаемом
материале, составьте конспект в виде простых записей.

3.     Выберите
ключевые слова или понятия, отражающие суть изучаемой темы
. В
зависимости от цели составления опорного конспекта, изложение исходного текста
может быть самым различным по форме, например: в виде слов, словосочетаний и
предложений на уроках гуманитарного цикла; схем, таблиц и формул по
физико-математическим дисциплинам. Также можно использовать рисунки и различные
графические символы. Каждое из ключевых понятий должно воздействовать на
читателя как опорный сигнал.

4.     Продумайте
способ «кодирования» знаний, выбрав для этого необходимые приемы
.

Используйте
прием сокращения слов, для экономии времени при составлении опорного конспекта.
Обычно сокращаются слова, наиболее часто употребляемые на уроках, например: ССП
(сложносочиненное предложение), сл.соч. (словосочетание), физ. (физический), д.
(дата). Также вы можете использовать графические обозначения, отражающие суть
излагаемого материала. Например, в опорном конспекте по теме «Слитное и
раздельное написание НЕ с частями речи» возможно употребление математических
знаков «+» (для обозначения слитного написания) и «-» (для обозначения
раздельного).

5.     Составьте
опорный конспект, с учетом требований к форме и содержанию записей.

Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-95186-kak-sostavit-opornyy-konspekt#ixzz3Zl5IZSU6

Основные
требования к содержанию опорного конспекта

1.
Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание
вопроса.

2.
Логически обоснованная последовательность изложения.

      
 Основные требования к форме записи опорного конспекта

1. 
Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было 

    
воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один
полный
лист.

2.
Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми
логическими блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов,
обозначенных номерами или   строчными пробелами.

3.
Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК,
главную идею ОК выделяют рамками различных  цветов, различным шрифтом,
различным расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4.
Унификация.  При составлении ОК используются определённые
аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета
(ВОВ, РФ и др.) 

5.
Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью
с

 остальными,
должен выражать законченную мысль,  должен быть аккуратно  оформлен (иметь
привлекательный вид).

6.
Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,
графическому исполнению, благодаря чему, он  лучше сохраняется в памяти. Он
должен быть  наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю.

7.
Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом
учебника, что так же влияет на  усвоение материала.

     
Примерный порядок составления опорного конспекта

1.    
Первичное
ознакомление с материалом изучаемой темы по
тексту учебника,
картам, дополнительной литературе.

2.  
Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3.
Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых  
знаков, графиков, рисунков.

4.
Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование
различного   шрифта и т.д.

5.
Составление опорного конспекта.

Этапы
разработки опорного конспекта

Разработка
опорного конспекта предусматривает следующие этапы:

1.
Отбор учебного материала. На этом этапе подбирается литература,
необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются учебная информация,
исторические справки, высказывания известных ученых и т.д.

2.
Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы
учебной информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала
и последовательность изложения).

3.
Выделение основных понятий, определений, формул. Здесь производится
переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного,
несущественного. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только
ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие воспроизвести весь материал.

4.
Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов,
мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.

5.
Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных
понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь
подобранный им материал, выраженный в графической и символической форме, в
соответствии с логикой учебной деятельности.

6.
Кодирование значимости учебной информации в цвете. При разработке
опорных конспектов не существует жестких условий при выборе цвета. Однако
желательно следовать рекомендации по использованию некоторых цветов:

*использовать
не более 3-4 цветов в одном опорном конспекте;

*иллюстрировать
одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;

*обеспечивать
хороший контраст фигур и фона;

*избегать комбинации красного и желтого цветов;

*избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего
глаза учащихся.

опорный конспект – образ – текст

Мнемонические приемы

Мнемотехника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания) –  совокупность приемов
и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций.
  Смысл
мнемоники

– в связывании слов, написание которых трудно запомнить (или надо быстро
запомнить), со словами, хорошо известными. При этом задача такова: трудное
слово (словарное) превратить в легкое и навсегда запомнить с помощью
придуманных ассоциаций. Берется слово «палисадник». Словарное слово, в котором
многие допускают ошибку при его написании. Нужно вспомнить какое-нибудь слово,
в котором пишется «а» и одна «л» и которое хорошо знакомо. Например, можно
использовать слово «палка». Затем построить ассоциативную связь между этими
словами. Для этого можно представить, как малыш, расставив палки и таким
образом огородив территорию, заявляет, что это его ПАЛисадник. Или, например,
хорошо запомнилось слово «поликлиника» (поливитамины в поликлинике), и тогда
можно построить ассоциативную связь: палисадник возле поликлиники (а – о).
Нужно представить зримо и малыша, и палки, и если встретится в письменной речи
слово «палисадник», то непременно вспомнится ассоциация и ошибка не будет
допущена. Такова работа с одним словом. Задачу можно усложнить. Есть
«ошибкоопасные» слова «колорит» и «калории». Можно составить и запомнить такую
фразу: «Колоритная дама, похожая на колобок, подсчитывала калории в сале».
Такая же работа проводится, запоминая фразы: «У Оли оладьи и омлет на оливковом
масле в оловянной посуде», «Авантюрист получил аванс и подстроил аварию двух
автомобилей, идущих в авангарде колонны». Облегчают процесс запоминания падежей
русского языка следующие вспомогательные фразы: «Имя Родители Дали, Винни
Топтыжкой Прозвали» – Именительный, Родительный, Дательный,
Винительный, Творительный, Предложный.

Создание
звуковых ассоциаций

При использовании данного метода нужно выделять
совпадающие буквы. Должна срабатывать и зрительная память. Соблюдение
орфоэпических норм – лакмусовая бумажка культуры человека. Но очень часто
приходится слышать слова, которые неправильно произносятся. Здесь на помощь
приходят звуковые ассоциации. С их помощью слова, в которых так часто
нарушаются орфоэпические нормы, запоминаются легко:

у
Иры – крапИва

у
Веры – вЕрба

Лера
– афЕра

Ия
– санитарИя

у
Фёклы – свЁкла

Чук
купил каучУк

Гена
– гЕнезис

столЯр
и малЯр

Где
Ель, там щавЕль

остЫнь
– нет простЫнь

рОта
прошла через ворОта

нет
тУт правой тУфли, нет тУт левой тУфли, нет тУт тУфель вообще

Правописание
слов, начинающихся с ПРИ–:

1)    ПРИ ВЕРЕ –
ПРИВЕРжЕнцы и ПРИВЕРЕдницы;

2)    ПРИВИвка
от ПРИВИраний и ПРИВИлегий.

Написание
словарных слов:

1)
в ДЕЛИ (город) ДЕЛИкатно ДЕФИлировал за ДЕФИцитом;

2)
В БОРДо (город) БОРДюр БОРДовый;

3)
А БОря – АБОриген

4)
КОЧан на КОЧке;

5)
КОБра в КОБуре

6)
ОЛИН муж ОЛИгарх

7)
сВЕРСТники – с одной ВЕРСТы, а роВЕСНики – с ВЕСНы;

8)
СТИмул к учебе – СТИпендия;

9)
КОМПОзитор перепутал КОМПОненты для КОМПОта;

10)
от КОРИ в КОРИдоре страдает КОРИфей;

11)
у ВИТи ВИТрина с ВИТражным стеклом.

Создание
зрительной опоры (рисование картинки)

Слова
можно запоминать с помощью рисунков.

Рисунок
может быть очень примитивным, но его надо нарисовать самому, придумать
ассоциацию. Надо запомнить два словарных слова:

обоняние
и обаяние (они постоянно встречаются в тестах).

Можно
использовать этимологию слов: обаяние –от баяти (говорить), обоняние – от
воняти (пахнуть). А можно нарисовать свинью и глаза. Так как самый хороший нюх
у свиньи, вот и нарисуем ей пятачок.

А
ОБА глаза видят, что человек обаятелен, байки бает замечательно.

Поролон мы
свернули в рулон.

Облако
совершенно не похоже на яблоко.

А
слово палатка легко запомнится, если нарисовать букву А так, как будто
это и есть палатка А.

Слова
ветреный и ветряной легче запомнить с помощью рисунка и фразы:

В
ветреный день у ветряной мельницы стоял ветреный юноша, заболевший ветряной
оспой
(То, что юноша ветреный, показано с
помощью ветра, который «гуляет» у него в голове, а на лице нарисованы точки,
указывающие на ветряную оспу).

См. Ю.В.
Савицкая. Мнемонические приёмы в преподавании орфографии в школе Гомель:
Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – 2012 г.

Один из самых эффективных вербальных мнемонических
приемов
— метод, основанный
на составлении рассказов. Он используется для запоминания в
правильном порядке перечня не связанных между собой слов, для чего их помещают
в контекст какой-то истории. Обратите внимание на то, что этот метод требует не
только составления предложений, но и использования зрительных представлений.
Чтобы продемонстрировать, как работает этот метод, мы воспользуемся десятью
словами, использованными нами для иллюстрации метода слов-вешалок
(линкор, свинья, стул, овца, замок, ковер, трава, пляж, доярка, бинокль): на
кампусе линкора свинья сидела на стуле, там же была и овца, которая прежде жила
в замке; в порту матросы взяли ковер и устроились на траве вблизи пляжа; сидя
там, они увидели доярку, которая наблюдала за ними в бинокль.
Бауэр и Кларк показали, что метод рассказа может быть чрезвычайно эффективным
(Bower & Clark, 1969). Участники их эксперимента должны были запомнить
двенадцать перечней из десяти слов каждый и, получив подсказку в виде первого
слова, воспроизвести их в правильном порядке. Те испытуемые, которые сочинили рассказы,
запомнили 93% слов, а те, которые этого не сделали, — только 13%. Недостатком
этого метода является
то, что он требует весьма основательной тренировки:
чтобы сочинить приведенный выше рассказ, мне понадобилось несколько минут!
Другой недостаток этого метода заключается в том, что для того, чтобы найти
нужное слово (например, седьмое), приходится вспоминать весь рассказ.

Мнемоническими
приёмами являются
: азбука Морзе, запоминание цветов
радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан), порядок диезов и
бемолей, число «пи», число «е».
http://www.psciences.net/main/sciences/miscellaneous/articles/priyomy.html

Справка

Мнемонические
приемы разделены на две группы: мнемонические приемы, основанные на
зрительных представлениях, и мнемонические приемы, основанные на словах.

Однако следует помнить, что это лишь условное разграничение: многие
мнемонические приемы основаны на сочетании слов и визуальных образов. Читая о
разных мнемонических приемах, вы, возможно, удивитесь, почему они столь
эффективны. Однако прежде чем ответить на этот вопрос, следует рассказать о
них.

Мнемонические
приемы, основанные на зрительных представлениях
,
известны с незапамятных времен. Согласно Цицерону, автором этого мнемонического
приема был греческий поэт Симонидис, упоминающий о нем около 500 года до н. э.
Некий грек, победивший в соревнованиях по борьбе на Олимпийских играх,
праздновал это событие в своем доме. Среди приглашенных был и Симонидис,
который должен был прочитать оду в честь победителя. Вскоре после того, как
поэт закончил свой панегирик, его вызвали по какому-то делу. Ему крупно
повезло, потому что сразу после его ухода пол банкетного зала провалился, в
результате чего многие гости погибли или получили травмы.

Многих
людей было невозможно опознать. Что оставалось делать родственникам погибших,
чтобы достойно похоронить их? Тогда-то Симонидис и объявил, что прекрасно
помнит, где находился каждый гость в тот момент, когда он ушел из банкетного
зала, и благодаря этому идентифицировал тела. После этого он подумал: если у
него такая хорошая визуальная память, не может ли она помочь ему запоминать и
другую информацию? Он разработал систему, в соответствии с которой во всех
деталях представил себе некую комнату и в ней на определенных местах — разные
предметы.

Каждый
раз, когда ему нужно было вспомнить какой-то из этих предметов, он «смотрел» на
определенное место комнаты, находившейся перед его мысленным взором, и после
называл предмет. Этот мнемонический прием, известный как метод мест, приобрел
большую популярность у таких ораторов древности, как Цицерон, и широко
используется по сей день. Вы сами можете убедиться в том, что он достаточно
легкий, а главное — эффективный.

Вопросы
и задания для самопроверки

1.           
Расскажите
о том, как составить опорный конспект.

2.           
Составьте
инструкцию для учащихся 5-х классов «Как составить опорный конспект».

3.           
Перечислите
основные
требования к содержанию опорного конспекта.

4.           
Составьте
памятку для школьников «
Основные требования к форме записи
опорного конспекта
».

5.           
Что
такое мнемотехника? Приведите пример использования этого приёма на уроках
русского языка.

Инструкция. Как составить опорный КОНСПЕКТ

      Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы.

     Составить  такую «шпаргалку» — значит  проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

        Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное. 

        Составление опорного  конспекта — это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

             Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

          При составлении опорного конспекта используются

ТРИ ЦВЕТА:                       —  теоретический материал

                                                 —  самое главное

                                                —  примеры

Этапы составления опорного конспекта

— Внимательно прочитайте текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

— Кратко изложите главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

— Сделайте  черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

— Преобразуйте  записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объедините сигналы в блоки;

-Обособьте  блоки контурами  и графически отобразите связи между ними;

-Выделите значимые элементы цветом (при необходимости).

                    Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его

 можно было   воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один  полный лист.

2. Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми логическими   блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделите  рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета.

5. Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с  остальными, должен выражать законченную мысль,  и аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,  графическому исполнению, благодаря этому  он  лучше сохранится в памяти. Кроме того,  ОК должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

опорный конспект

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

составление опорного конспекта

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

подготовка опорных конспектов

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

виды опорных конспектов

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

использование опорного конспекта

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

Обучение в старшей школе и высших учебных заведениях предусматривает умение составлять опорный конспект по прочитанному или прослушанному материалу. При правильном оформлении он дает ряд преимуществ во время подготовки к сдаче зачетов и экзаменов, так как в нем отражены только основные понятия темы и ее структура, нет «воды», мешающей сосредоточиться на изучении темы.

Основные сведения

Само понятие конспекта и правила его составления были разработаны довольно давно, но с развитием педагогики, инновационных технологий, появились новые подходы к конспектированию. Появились так называемые карты памяти, графические, схематические и опорные конспекты.

опорный конспект

Первым о методике составления последних заговорил известный педагог-новатор В. Ф. Шаталов. Он предлагал кодировать важную информацию с помощью ряда специальных графических символов и их комбинаций, рисунков и знаков, цифр, ключевых слов. Запомнить информацию, представленную таким образом, было намного проще, как и освежить ее в своей памяти, бегло просмотрев записи.

Педагог апробировал свою методику на учениках, предлагая им составлять опорные конспекты по физике и математике. Нововведение быстро дало свои результаты, о чем узнали и заговорили и другие педагоги. Сегодня методика применяется не только в школьной, но и в вузовской практике.

Этапы написания

Сам Шаталов давал следующие инструкции о том, как составить опорный конспект.

  1. Для начала необходимо изучить материал и выделить наличие взаимосвязей между частями текста.
  2. Выделить главные моменты, на которые следует обратить внимание.
  3. Сделать черновик конспекта, максимально сокращая выделенный материал.
  4. Разработать систему сигналов и знаков для записи.
  5. Используя разработанную систему, оформить опорный конспект.
  6. Объединить основные моменты в блоки с помощью рамок.
  7. Отобразить связь между блоками с помощью стрелочек или иных знаков, отображающих отношения между блоками информации.
  8. Оформить полученный текст с помощью цветных карандашей, фломастеров, ручек или выделителей.

конспект по физике

Разработка кода

Одна из основных сложностей при составлении конспекта – разработка кода. Чтобы упростить этот процесс, можно воспользоваться следующими советами:

  1. По возможности сокращайте часто встречаемые в данной теме слова, создавая интуитивно понятные аббревиатуры. К примеру, системы счисления – СС.
  2. Используйте графические обозначения, такие как значок следствия, равенства, математических операций, схематические обозначения, принятые в том или ином предмете – русском или английском, математике, физике, химии.
  3. Используйте восклицательные знаки, пометки N. B. (Nota Bene), английские слова, указывающие на важность того или иного момента. Записывать их лучше всего на полях тетради или листка с конспектом.

методика опорных конспектов

Полезные хитрости

При составлении конспекта лекции или научного текста — статьи, монографии, раздела учебника или хрестоматии, разделите тетрадь на три части. Первая — основная, в ней будут вестись базовые записи.

Вторая часть будет находиться справа, зачастую – это небольшая колонка шириной сантиметров в пять. В ней с помощью галочек, восклицательных и вопросительных знаков отмечайте, на какие моменты стоит обратить особое внимание, по какому вопросу следует найти дополнительную информацию – найти и выписать определение, дополнить полученную информацию.

В нижней части листа, высотой сантиметров в десять, записывайте дополнительный материал, то есть, туда вы вписываете то, что должны были найти, согласно проставленных вами во второй части вопросов и галочек.

Второй момент, который существенно облегчит обработку конспекта, – использование цветных ручек и выделителей. С их помощью вы можете красочно оформить конспект, а наиболее важные моменты будут первыми бросаться в глаза за счет яркого цвета.

Старайтесь оформить конспект аккуратно, чтобы в дальнейшем информация легко воспринималась.

научный текст

Требования

Работая с учениками и составляя для них и вместе с ними опорные конспекты по физике, математике, Шаталов также вывел ряд основных требований.

  1. Лаконичность, то есть краткость конспекта. Чем меньше места он занимает, тем он полезнее. В общей сложности один конспект не должен превышать 400 знаков-символов.
  2. Структурность, то есть весь материал должен быть разделен на несколько связанных между собой блоков.
  3. Наличие смыслового акцента, то есть наличие рамок, которые отделяют блоки друг от друга.
  4. Использование простых условных знаков и аббревиатур.
  5. Автономность, то есть самостоятельность каждого блока опорного конспекта.
  6. Акцентирование – выделение основных мыслей с помощью цветов, подчеркиваний.
  7. Доступность и понятность написанного.

Где можно применять?

Конспекты такого типа широко применяются в системе школьного образования, при изучении гуманитарных, естественных, точных наук. Опорный конспект по математике, физике или химии, истории, русскому или иностранному языку позволяет в короткие сроки обработать тему, выделить и запомнить основные ее моменты.

В вузах, на лекциях или же при подготовке к практическим заданиям преподаватели иногда сами разрабатывают такого рода конспекты и раздают их своим студентам, чтобы облегчить им процесс восприятия излагаемого в ходе лекции материала.

как составить опорный конспект

Пользуются этим методом и при выполнении индивидуальных заданий, в особенности если студентам необходимо обработать научный текст – статью или монографию, и представить краткий конспект.

Используют его в своей работе и учителя, преподаватели при подготовке к урокам и лекциям. С его помощью можно существенно сократить объем написанного, особенно если тема вам уже знакома, и вы готовите краткий план лекции или урока. К тому же такой конспект можно распечатать и раздать ученикам и студентам, чтобы они лучше ориентировались в излагаемом материале.

Преимущества

К основным преимуществам использования опорных конспектов относят:

  1. Повышение уровня заинтересованности учеников и студентов, так как у них нет необходимости записывать под диктовку весь материал лекций.
  2. Учитель получает больше времени для общения с учениками.
  3. Данные оформляются в удобном для визуального восприятия виде, а как известно, большую часть информации (до 90%) мы получаем именно с помощью зрения.
  4. Существенно сокращается время, необходимое для подготовки к урокам, практическим занятиям, зачетам и экзаменам.
  5. Ученики и студенты учатся самостоятельно обрабатывать информацию, выделять главное, составлять и оформлять конспекты.

опорный конспект по математике

Методика опорных конспектов за годы своего существования зарекомендовала себя как одна из наиболее перспективных и продуктивных. Она позволяет повысить уровень успеваемости учащихся и студентов, сократить необходимое на подготовку к занятиям время, научить их работать с различного рода информацией и правильно оформлять ее.

Вслед за известным педагогом В.Ф.Шаталовым мы,
учителя русского языка и литературы, уделяем
составлению опорного конспекта большое
внимание, считая его составление и запоминание
одним из важных приемов обучения. Однако далеко
не всегда мы раскрываем суть этого понятия: что
собственно представляет собой опорный конспект,
в чем его значение, как он составляется.

Если мы хотим научить детей самостоятельно
составлять опорные конспекты, необходимо
провести специальный урок, цель которого –
познакомить учеников с понятием «опорный
конспект», с различными формами его записи.
Предлагаемый ниже материал на эту тему можно
использовать на уроках русского языка,
литературы, риторики в 5-7 классах, учитывая при
подборе дидактического материала возрастные
особенности и речевую подготовку школьников.

Опорный конспект является вторичным текстом,
так как в нем в краткой форме передаются основные
сведения текста исходного. При этом могут
использоваться сокращения, различные знаки,
символы, графические выделения. Часто опорный
конспект представляет собой рисунок или схему,
иногда таблицу. Психологи отмечают, что
преобразование учеником информации, перевод ее в
другую, более наглядную форму (в рисунок, схему,
таблицу) способствует лучшему пониманию и
усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей
выработалось умение составлять опорные
конспекты в различных формах и вкус к такой
работе.

Опорный конспект составляется учителем для
учеников (чтобы дети усвоили представленную в
нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит,
насколько они поняли прочитанный или услышанный
исходный текст) или совместными усилиями учителя
и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска,
маленького открытия).

Таким образом, умение составлять опорный
конспект — одно из важных общеучебных умений,
которое подготавливает учеников к презентации
своих знаний.

Урок знакомства с опорным конспектом начинаем
с беседы.

— Многие из нас, наверное, хотели бы иметь
волшебную палочку, с помошью которой можно было
бы легко и просто выучить уроки, запомнить самое
главное из прочитанного или услышанного. Я не
обещаю дать вам в руки такую волшебную палочку,
но думаю, что сегодняшний урок поможет нам
научиться лучше понимать устный или письменный
текст и запоминать его.

Но прежде я хотела бы спросить вас, что вы
можете сказать об опорных или ключевых словах?
(По ключевым словам можно понять тему текста,
восстановить его содержание. Мы используем
опорные слова для пересказа, подготовки устного
выступления.)

— Эти знания помогут вам понять, что такое
опорный конспект, как он составляется. Ведь в
опорных конспектах, конечно, содержатся опорные
слова.

Опорный конспект должен в краткой форме четко
передавать содержание исходного текста. Так,
чтобы даже через несколько дней, недель, а может
быть, и месяцев мы могли бы по этому конспекту
восстановить содержание текста. Давайте
посмотрим, как это делается.

— Сейчас я прочитаю вам рассказ музыковеда.

Для чего нужен дирижер.

Когда-то в детстве я думал: «Зачем нужен
дирижер? Ведь если артисты оркестра – достаточно
опытные музыканты, то неужели они сами, без
дирижера, не смогут сыграть оркестровое
произведение?» Признаться честно, я даже
подглядывал за музыкантами: а смотрят ли они
вообще на дирижера.

Слова дирижер, дирижировать происходят от
немецких и французских слов, которые в оригинале
означают: направлять, управлять, руководить.

Во-первых, дирижер необходим для того, чтобы
оркестранты играли стройно, в нужном темпе и
ритме. Во-вторых, и это главное, дирижер
определяет трактовку – свое понимание замысла
композитора. Танцевальную мелодию можно,
например, исполнять быстро и беспечно, а можно —
медленно и немного грустно. В третьих, дирижер
может выделить как главное звучание той или иной
группы инструментов: струнных, духовых или
ударных. От этого, естественно, меняется характер
музыки. Таким образом, дирижер в известном смысле
становится соавтором композитора.

— Запишите название этого рассказа.

Теперь я буду читать его второй раз, медленно,
чтобы вы успели записать ключевые слова. Затем мы
вместе по этим словам составим опорный конспект.

(Читается текст)

— Теперь обсудим опорные слова, которые вы
записали.

У Тани:

Д — чтобы:

В едином темпе, ритме, трактовку — свое
понимание.

У Коли есть важные добавления:

Дирижер – направлять, руководить. Роль групп
инструментов.

— Составили опорный конспект в виде схемы,
пользуясь этими словами. (Учитель в диалоге с
детьми составляет опорный конспект.)

Дирижер

управляет руководит

темпом, ритмом, трактовкой ролью групп
инструментов

— Итак, мы составили опорный конспект в виде
схемы.

А теперь скажите, будут ли отличаться опорные
конспекты, составленные на уроках математики и
литературы?

(Да, конечно)

— В каком виде часто записываются сведения по
математике?

(В виде таблицы, иногда схемы-рисунка —
прямоугольника, квадрата и т.д.)

— Итак:

В зависимости от того, для кого, с какой целью
составляются опорные конспекты, они могут быть
самыми различными по форме:

в виде слов, словосочетаний, предложений,
кратких текстов, схем, таблиц, рисунков.

В опорных конспектах часто употребляются
сокращенные слова, общепринятые и свои
собственные знаки.

— Какой опорный конспект вы составите, если вам
поручат просмотреть учебную телепередачу и
рассказать о ее содержании в классе? (Я
постараюсь написать его точнее, подробнее, чтобы
лучше передать содержание. Возможно, лучше всего
будет придумать какую-нибудь схему, рисунок.)

Далее учитель раздает детям листки с
фрагментами текста.

— Составьте к фрагменту из учебника — сказки
«Волшебная страна Русского языка» опорный
конспект в виде: а) схемы, б) рисунка.

Служебные части речи.

— А теперь,- сказала Фея,- мы отправляемся в
другую часть города. Там живут служебные части
речи. Их всего три.

Покажем эти части речи Маше.

Автобус тронулся по дороге, огибающей зеленое
поле. Вскоре показались первые строения.

— Здесь живут Предлоги, — показала Фея. Вокруг
суетились человечки, в руках они держали щиты –
пробелы. Ведь предлоги всегда пишутся отдельно
от существительных и местоимений.

— А вот здесь живут Союзы: но, и, да,- показала Фея
на другие домики.

— Чаще всего они помогают соединять слова и
предложения. Например: «Брат занимается
футболом, а сестра фигурным катанием».

— А вот здесь дома Частиц, — показала Фея
направо.- Они придают новые оттенки значений
словам или целым предложениям. К примеру, разные
значения у предложений: «Тебе понравилось это
путешествие» и « Даже тебе понравилось это
путешествие». И новый оттенок вносит маленькое
словечко — частица даже. А если привести еще один
пример — «Тебе не понравилось это путешествие»,
то здесь частица не меняет смысл всего
предложения.

Возможные варианты выполнения задания.

Служебные части речи:

— предлоги пишутся отдельно от существительных
и местоимений;

— союзы а, но, да соединяют слова и предложения;

— частицы даже, не придают новые оттенки
значениям слов, предложениям.

Возможны варианты выполнения задания:

img1.jpg (27137 bytes)

img2.jpg (101824 bytes)

После каждого урока следует подвести итоги.

— Сегодня мы учились важному и полезному умению
– составлять опорные конспекты. Это очень
пригодится на уроках по другим школьным
предметам, в старших классах и вообще в тех
случаях, когда вам необходимо лучше осмыслить и
запомнить информацию.

— Как вы бы сказали, что такое опорный конспект?

— Почему учебные рисунки, схемы, таблицы можно
отнести к опорным конспектам?

— Какие условные обозначения применяются в
опорных конспектах?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить декларацию на прибыль за 9 месяцев
  • Как найти vin код на техпаспорте
  • Как найти украденный смартфон если он выключен
  • Как составить договор с иностранной компанией образец
  • Конгресс холл дгту как найти