План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Коррекционное развитие речи
14.02 Тема урока: Краткий пересказ. Составление плана пересказа.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с кратким пересказом текста, а также будет составлять планы для пересказа.
Для начала давайте с вами узнаем, что такое «краткий пересказ»:
Краткий пересказ — это выборочное изложение событий произведения. Чаще всего в кратком изложении нет многих деталей (цвет платья героини, описание рассвета и т. д.), потому что именно художественные детали создают общую картину произведения. В кратком пересказе есть лишь основные события от начала до конца.
ПАМЯТКА «Учимся кратко пересказывать текст»
1) Записываем ПЛАН произведения.
2) На каждый ПУНКТ плана говорим 2 – 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ, связывая их между собой.
3) Рассказываем только САМОЕ ГЛАВНОЕ: кто? что сделал? почему?
4) Рассказываем СВОИМИ СЛОВАМИ. (Авторских слов слишком много, трудно запомнить).
5) Помним! Герои не разговаривают.
(Не используется прямая речь, реплики героев. Для того чтобы сжать, сократить объем диалоги героев заменяются косвенной речью – повествованием, сообщающим тему диалога).
Давайте прочитаем с вами рассказ «Суслик и хомяк»
На полянке у ручья жили два друга — суслик и хомяк. Суслик был сильный и храбрый. Хомяк — соня и лентяй.
Однажды случилась беда. Во время сильного дождя залило норки друзей. Ленивый хомяк побарахтался немного и утонул. А сильный суслик долго работал лапками, пытаясь спастись.
Вдруг он увидел просвет. Это зверек своими лапками прорыл выход.
Так суслик выбрался наружу.
Выделение частей текста. Составление плана пересказа
— Посмотрите на текст, определите, сколько в тексте частей. (Четыре.)
Почему? (В тексте четыре абзаца, значит, в тексте четыре части.)
Прочитайте первую часть текста.
Предложите первый пункт плана. (Два друга.)
Запишите первый пункт плана в тетрадь.
Два друга
Прочитайте вторую часть текста.
Предложите второй пункт плана. (Беда.)
Запишите второй пункт плана в тетрадь.
Беда
Прочитайте третью часть текста.
Предложите третий пункт плана. (Спасение.).
Запишите третий пункт плана в тетрадь.
Спасение
Прочитайте четвертую часть текста.
Предложите четвертый пункт плана. (На свободе.)
Запишите четвертый пункт плана в тетрадь.
На свободе
Образец записи плана в тетради:
Суслик и хомяк.
План.
Два друга.
Беда.
Спасение.
На свободе.
А теперь составим краткий пересказ текста по нашему плану:
Жили два друга — суслик и хомяк. Однажды во время дождя залило их норки. Ленивый хомяк побарахтался и утонул. А сильный суслик пытался спастись и выбрался наружу.
Домашнее задание: запишите в тетрадь, что такое «краткий пересказ» и памятку «Учимся кратко пересказывать текст».
Как работать над кратким пересказом по плану?
1.Раздели рассказ на смысловые части.
2.Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.
3.В каждой части рассказа выдели важные мысли(2-3 предложения).
4.Перескажи каждую часть по плану (при затруднении можно заглядывать в книгу).
Как составить план рассказа?
1.Прочитай рассказ целиком, обращая внимание на то, как построен текст.
-О чём говорится в начале рассказа?
-Какие события описаны дальше?
-Чем заканчивается текст?
2.Раздели рассказ на смысловые части(одна часть отличается от другой содержанием).
3.Определи главное в каждом части, отметив в тексте основные предложения.
4.Перечитай их. Расскажи своими словами, о чём говорится в данном части. Подбери к ней заголовок.
5.Запиши свой заголовок к каждой части.
6.Проверь себя по книге, определи, отражает ли заголовок главное. Не повторяется ли название, не пропущено что-либо важное.
Работа со сказкой
1.Как называется сказка, кто её сочинил,
2.Перечитав сказку. Как ты думаешь, какая она(бытовая, волшебная, о животных)?
3.Кто в сказке действует? Какие это герои?
4.Какие события описываются в сказке?
5.Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
6.Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить?
7.Как относится автор к своим героям?
8.Что из этой сказке вам запомнилось больше всего?
Любой план состоит из трёх составляющих:1.вступление 2.основная часть. 3.окончание(эпилог)! Все части можно разбить на подчас и но смысл один. 1(слова автора его жизнь, быт,условия написания,мотив…..) 2.(основа произведения вкратце) 3.(свои мысли,высказывания, иногда эмигранты произведения …) Как то так! система выбрала этот ответ лучшим Бульбозавр 4 года назад Составление плана к любому произведению, в том числе и к рассказу, в дальнейшем помогает его пересказать близко к тексту не упуская главное и не путая последовательность сюжетов. Чтобы составить самому план к рассказу, нужно:
Собственно придуманные оглавления эпизодов рассказа и являются планом рассказа. Для справки : План к произведению, может иметь вид Вопросного, Тезисного , Назывного или Комбинированного. Для примера — рассказ: Тогда можно составить такой вопросный план: Вот такой можно составить план Тезисный: План Назывной: Комбинированный: План в виде опорной схемы: Любому школьнику рано или поздно придется столкнуться с тем, чтобы по заданию учителя написать собственный рассказ, например на ту же тему «Мое домашнее животное» и т.п. Для начала можно продумать план рассказа. Любой план по сути состоит из нескольких основных частей — это вступление, основная часть и заключение. Нужно в плане полностью раскрыть тему. В качестве примера могу привести план на произведение «Лев и собачка».
Светланочка100 4 года назад План к рассказу научиться составлять проще простого. Главное обратить внимание на определённые аспекты и правильно донести ребёнку информацию. Сейчас попробую объяснить. План к рассказу написать невозможно, если не знать его содержания. Поэтому рассказ прочитать всё равно придётся. если вы хотели избежать чтения. После прочтения рассказа, разбиваем текст на части. Можно спросить ребёнка, что лучше запомнилось, яркие моменты, возможно как раз и получиться составить план самостоятельно. Если ребёнок затрудняется с ответом, предложите разделение текста. Лучше идти по сюжету и делить. К примеру произошло одно действие, затем другое. Коротко описываем и даём название. Если и это трудно, то самое простое по абзацам, слишком большие абзацы делим. Прочитал, спросите о чём абзац, в рассказе и будет пункт плана, достаточно пару слов. Обязательно используйте опорное слово в тексте. План к рассказу видимо требуется для дальнейшего пересказа рассказа, поэтому и составлять его следует так, чтобы самому было удобно потом его пересказать. В принципе, ничего особо хитрого в плане к рассказу нет. Составим план составления плана рассказа:
Go Green 4 года назад Начинать написание любого плана к рассказу нужно, прежде всего, с того, чтобы внимательно ознакомиться с содержанием самого произведения. Далее стараемся мысленно рассказ разделить на части. Обязательные части у рассказа — это вступление, основное содержание, заключение. Вступление и завершение всегда лаконичны, основная часть может состоять из нескольких смысловых частей, их надо обозначить как подпункты, выделив самый важный момент несколькими словами. Не стоит писать план подробными длинными выражениями, постарайтесь кратко изложить суть. Если план к рассказу составлен правильно, вы без труда, пользуясь им, сможете пересказать данное произведение своими словами. Ирина22848 5 лет назад Чтобы составить план рассказа надо прочитать текст и задуматься о чём он? Какая главная мысль проходит красной нитью через всё содержание? Надо подумать — как и какие события в рассказе влияют на раскрытие темы? Наиболее важные из них будут в плане — основополагающими пунктами с выстраиванием их в нужной последовательности. Содержание пунктов плана может состоять из цитат самого текста или рецензий известных критиков. План может быть кратким и подробным с наличием подпунктов. Он должен быть опорой для пересказа, изложения или сочинения и давать понимание вкратце в чём — суть самого произведения и каков замысел автора? Profilaktika 5 лет назад В этом нет ничего сложного. Для начала следует прочесть сам текст, причем не пробежать глазами, а прочесть его осмысленно, понимая что происходит в сюжете. Затем разбить текст на ключевые части, выделяя в каждом какой-то основополагающий момент, тезис. И согласно этим тезисам представить краткий план-пересказ текста рассказа. После этого пересмотрите получившийся план еще раз, проверьте, не упущено ли что-то? Попробуйте пересказать произведение, опираясь на него. Если все хорошо получилось, то работа сделана. Важно — не стоит торопиться и делать абы как. Без понимания текста план выйдет кривым и неполным. KritikSPb 4 года назад Прочитав рассказ, нужно подумать, какие вопросы можно к нему задать. Вот эти вопросы и могут стать основой будущего плана. Например, где происходит действие, кто главные действующие герои, что произошло с ними, чем всё закончилось, какие выводы можно сделать. Можно рассматривать рассказ по абзацам и в каждом из них искать самое главное. Можно брать подлежащее и сказуемое из каждого предложения (или нескольких), добавлять к ним необходимое прилагательные. Это будет основой плана рассказа. Можно мысленно разбить повествование на эпизоды. Краткое описание каждого составит остов работы. Не забываем подумать, какая основная идея произведения, о чём хотел поведать автор. MMM DANONE 4 года назад Поделюсь своими секретами, которые использую при составлении плана. Для начала его следует тщательно прочитать, и выделить основные моменты, которые запомнились. Их может быть несколько, в зависимости от объема рассказа нужно выделить основные мысли прочитанного. Затем нужно каждой части дать название, ключевое слово или фразу, прочитав которое можно сразу рассказать именно об этом абзаце или части. Если в итоге получится по плану пересказать и передать суть всего рассказа, значит задание выполнено на ура. Обязательно включите в план вступление, основную часть и заключение. Знаете ответ? |
Методика
чтения рассказов. Обучение составлению плана и пересказу прочитанного.
Общие принципы работы над литературным произведением.
Литература – род
искусства, отражающая типические явления жизни в образах, созданных с помощью
слова. Идеи, настроения писателя передаются через содержание произведения
читателю, пробуждают в нем созвучные мысли и чувства, формируют его
мировоззрение. Эти особенности учитываются методикой чтения в начальных
классах:
1.
Важным
методическим требованием является целостное восприятие художественного
произведения.
2.
Художественный
замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств,
поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на
некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики).
3.
Обязательным
условием является присутствие анализа художественного произведения в целях
глубокого проникновения в его содержание.
4.
Произведения
различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения, УНТ)
имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над
каждым из жанров различна.
В начальных классах из
художественных жанров (видов литературных произведений) изучаются: рассказы,
сказки, басни, стихотворения, произведения УНТ (загадки, сказки, пословицы,
поговорки, былины и т.д.). В отличие от художественной литературы,
воздействующей на читателя путем восприятия художественного образа, существует
научно-познавательная литература, которая имеет четко определенную предметность
нового для детей знания и целенаправленно излагает тему.
Научно-познавательная
литература не только описывает явления и его признаки, излагает суть
исторического события, но и указывает его связь с другими фактами и явлениями,
дает им научное обоснование, иногда учит практическому применению предмета.
2.
Методика
чтения рассказов
Рассказ – небольшое
прозаическое произведение, законченное в смысловом отношении и имеющее
повествовательный характер. Рассказ является ярким примером художественного
произведения, поэтому при чтении рассказов применяются все основные виды и
приемы работы, рассмотренные в теме «Процесс работы над литературным
произведением».
Остановимся на некоторых
вопросах организации урока, который представляет следующую структуру:
1.
Речевые
упражнения.
Целью речевых упражнений
является развитие и совершенствование техники чтения: беглости, сознательности,
правильности, выразительности. Учитель в зависимости от целей и задач урока
подбирает упражнения на отработку определенных качеств.
2.
Проверка
домашнего задания.
Проверка домашнего
задания осуществляется с целью актуализации ранее прочитанного материала, она
проводится не более 7 минут. В качестве приемов проверки могут быть
использованы: тестирование, пересказы, выборочное чтение, беседа, составление
диафильма и т.д.
3.
Изучение
нового материала:
А) Подготовительная
работа к восприятию произведения.
Цель подготовительной
работы – создать представления о событиях, героях, вызвать заинтересованность.
В качестве подготовительной работы могут использоваться: беседа, рассказ,
свободные высказывания учащихся, слушание музыки, экскурсия, демонстрация кино-
и диафильмов, рассматривание книг писателя и т.п.
Б) Чтение всего
произведения в целом.
Первичное восприятие
рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или
путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные
драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном
чтении учителя.
Рассказы о природе, о
труде дети могут уже со 2 класса читать про себя с выполнением простого
задания.
В) Краткая беседа по
проверке первичного восприятия произведения.
Цель: выяснить, какое
впечатление произвел рассказ на учащихся. Уместно после прочтения задать
примерно такие вопросы: Какое место вам запомнилось в рассказе?, Кто из героев
понравился и почему?, Чем вам понравился рассказ?, Какое настроение вызывает
рассказ? И т.п.
Г) Анализ произведения.
В процессе анализа
выясняется конкретное содержание рассказа, композиция, мотивы поведения
действующих лиц, их характерные черты, идейная направленность.
Анализ рассказа обычно
начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки героев. Поведение и
характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической
обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык
героев как средство характеристики, на описание природы.
4.
Обобщающая
беседа.
В заключительной беседе
выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение
детей к содержанию рассказа.
5.
Пересказ и
другие творческие работы в связи с чтением.
Цель данного этапа урока
заключается в том, чтобы научить осмысленно передавать свои впечатления от
прочитанного через пересказ, а он может быть разным: подробным, сжатым,
творческим; возможно составление диафильма, словесное рисование представленных
картин, сочинение продолжения рассказа, соотнесение прочитанного с собственным
опытом и т.д.
Планируя уроки чтения
рассказов, учитель исходит из содержания произведения, определяющего как
этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающих
чтение.
3. Развитие устной речи у учащихся
начальной школы средствами пересказа. Виды пересказов.
Пересказ – очень важное умение, без которого невозможно обучение по
многим предметам. Программа по большинству школьных предметов основана на
умении прочитать текст, понять его, запомнить и пересказать.
Да и как иначе можно изучать литературу, историю, географию и т.д.?
К началу школьного обучения многие дети умеют прочитать небольшой текст (или
прослушать его) и передать своими словами. Замечательно, если у ребенка не
возникает затруднений и в дальнейшем. Однако срезы знаний, проводимые в старшей
школе, свидетельствуют о том, что далеко не всем учащимся легко дается
пересказ. Пересказ может быть разным: подробным, выборочным,
кратким. Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка, в то
же время, обучая пересказу, мы развиваем речь ребенка.
Когда надо начинать? А чем раньше, тем лучше. Когда ребенку начинаем читать
первые книжки, когда речь малыша еще невнятна, а многие звуки произносятся не
очень правильно. Читая сказки и маленькие рассказы, надо предлагать ребенку
самому подсказать, что будет дальше (если текст знакомый), рассказывать вместе
с ребенком, поочередно. Если чтение будет активным, то к началу обучения в
школе необходимые навыки сформируются.
Как же быть, если ребенок
начал учиться, а пересказ дается с большим трудом? Нельзя терять время,
необходимо помогать ребенку. А начинать надо с чтения. Прежде всего, необходимо
выяснить, на сколько хорошо ребенок понимает прочитанное и запоминает.
Возможные задания:
1. Прочитай предложение:
К зиме шубка у зайчика
стала белой, а у белочки – серой.
О чем ты прочитал?
2. Прочитай текст:
Снег.
С утра падал снег.
Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на нос снежинки.
Снежинки падали пушистые и белые.
О чем ты прочитал? Что
делал медвежонок? Какие были снежинки? Итак, ребенок понимает прочитанное и
запоминает.
Аналогичные задания
предлагаем выполнить на слух, при чтении предложений и текста взрослым.
Пересказ услышанного
текста и прочитанного самостоятельно – не одно и то же. Формировать надо оба
умения.
Пересказ тесно связан с развитием
речи учащихся. Для того, чтобы речь
развивалась, учащиеся должны чётко понимать,
что от них тре-буется в том или
ином задании. В пересказе художественных
произ-ведений важно учитывать виды пересказа
и требования к ним.
В школьной практике применяются следующие
виды пересказа:
— подробный,
— сжатый, выборочный,
— с перестройкой текста,
— с творческими дополнениями.
Подробный, близкий к тексту
образца пересказ используется в школе чаще
других не только потому, что он
проще и легче. Но благодаря другим своим
достоинствам. Во-первых, он служит средством
закрепления в детской памяти содержания
прочитанного во всех деталях, во-вторых,
средством усвоения логики образца и его
языка.
Для подробного пересказа не рекомендуется
подбирать тексты маленькие по объёму, т. к.
дети запоминают их наизусть. Начинать
обучение следует с повествовательного текста,
где есть ясный сюжет, но затем нужно
учить включать в пересказ элементы описания
и рассуждения.
Учителю при подробном пересказе необходимо
стремиться избегать возможных недостатков. А
недостатки подробных пересказов – это, во-первых,
неумение начать, во-вторых, подробное и
точное воспроизве-дение первых частей и
искажение заключительных, в-третьих, резкое
обеднение языка. Первую фразу дети
пытаются заучить наизусть; нуж-но рассеять
убеждение многих детей, будто начать своими
словами невозможно. Второй недостаток подробного
пересказа предупреждается тщательным анализом
всего текста. Особенно его главных частей,
кото-рые редко бывают расположены вначале.
Облегчает равномерность пересказа также
деление текста на части, составление плана
и пересказ по частям. Рассказчик бывает
вынужден выделить главное в каждой части
и пересказать каждую из них более
подробно. Иными словами, полезен выборочный пересказ, который
приучает детей быть внимательными к
последовательности изложения, где надо выделить
одну тему.
Выборочный пересказ бывает следующих
видов:
1.
Пересказ
по вопросу или заданию (один из
простейших);
2.
Пересказ
по иллюстрации (нужно пересказать ту сцену,
которой соответствует иллюстрация – эта работа
сложней предыдущей);
Подготовка к выборочному пересказу
облегчается составлением плана, вопросами учителя
и языковой подготовкой (особенно тех
предложений, с помощью которых связываются
разрозненные части текста). Рассказы выбираются
такие, в которых сравнительно легко
выделятся сюжетная линия.
Сжатый пересказ. Излагать тему
нужно уметь не только подробно, но и
кратко. Пересказать кратко труднее, чем
передать содержание в полном объёме. В
сжатом пересказе нужно отобрать важнейшее,
отбросить второстепенное. Учащийся должен
отобрать из текста основ-ное. Передать его
связно, последовательно. Без пропусков фактов,
со-бытий. Естественно, что сокращение текста
не может проходить меха-ничесим путём,
путём отбрасывания некоторых предложений и
абзацев. Если школьник пойдёт по этому
пути, то неизбежно логические разры-вы.
Ученик должен сказать о главном по-своему,
своими словами. Сжа-тый пересказ не может
быть столь же близок к тексту образца
как подробный. Особенно трудно кратко пересказать
высокохудожественные тексты, где, как говорится,
слова из песни не выкинешь. Обучать
крат-кому пересказу лучше на повествовательных
текстах, где легко просле-живается действие.
Детям предлагается в процессе анализа
прочитанно-го выразить какую-то часть кратко,
одним предложением. Затем в раз-боре
других рассказов передать кратко содержание
2-3 частей и, нако-нец, кратко
передать смысл всего произведения.
Ступени сжатия текста должны
осуществляться постепенно: сначала учащиеся
овладевают умением подробно пересказывать, лишь
затем переходят к сжатому, который в
свою очередь связан с обучением составлять
план, а краткое выражение мысли – результат всех
видов аналитико-синтетической работы над текстом.
Не следует требовать, чтобы в сжатом
пересказе обязательно был развёрнут каждый
пункт плана. Такое требование может
привести к механической работе, будет сковывать
творчество учащихся. Хотя сжатые пересказы –
необходимая ступень развития речи, чрезмерное
увлечение сокращением может привести к
сухости языка, отучит детей от
художественных деталей.
Существуют и другие виды пересказов,
с перестройкой текста и с творческими
дополнениями, которые тоже основываются на
ранее сформированных умениях в передаче
содержания. Это такие виды, как:
1.
Пересказ
с изменением лица рассказчика;
2.
Пересказ
от лица одного из персонажей;
3.
Пересказ
всего текста или его части с
творческими дополнениями
Работа с описательными текстами.
Описательные тексты
весьма сложны для пересказа.
Например:
Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдет снег.
Коричневая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, светлая желтизна сухой
травы, пятна перезимовавшей зелени на лугу.
Заметнее становится окраска веток у деревьев и кустарников. Вот стоят кусты ивы
с желто-оранжевыми тонкими прутиками. Издали они кажутся большими желтоватыми
шарами.
Ничего невозможного нет. Берем краски и вместе с ребенком анализируем цвета, а
потом рисуем, читая текст. Естественно, рисунок используем вместо плана.
Желательно найти в природе подобные картины или краски. Увиденное и
нарисованное описать легче. Безусловно, на подготовку пересказа такого текста
понадобиться значительное время. Однако ребенок не только сможет пересказать
текст, но и пополнится его словарь. Полезно заучивать небольшие отрывки
пейзажных зарисовок разных времен года.
Постепенно у ребенка
накопится определенный запас фраз, которые он сможет использовать при
пересказе. Ведь пересказ – передача текста своими словами.
Пересказ сказок.
Вызывает затруднения
пересказ сказок, в которых очень много повторяющихся и параллельных событий.
Помогает картинный план, выполненный самим ребенком схематично. Следует
обратить внимание на особые сказочные слова, на начало и конец сказки, на
описание героев. Можно использовать деформированный текст. Текст сказки
разрезать на отдельные отрывки или предложения, перемешать их и предложить
ребенку выстроить их по порядку, чтобы вновь получился текст. Если затруднения
вызывает определенный отрывок – использовать таким образом только этот отрывок.
Подробный пересказ легче готовить фрагментами, используя карточки с трудными
предложениями и план-схему.
Тексты, содержащие термины (по
географии, истории, природоведению и т.д.), необходимо пересказывать подробно,
кратко и выборочно (конкретный отрывок). Можно вести специальный словарь
терминов. Использовать термины в пересказе ребенок может только тогда, когда
значение их ему понятно. Ребенок учится пересказу и на уроках, и при выполнении
домашнего задания.
Оказать максимально
эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому
ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чтобы
умение сформировалось, требуется время и систематическая работа. Чем лучше
научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.
4.Методика чтения научно-популярных произведений.
Научно-познавательная
литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, каждая
из которых решает свои задачи. Научно-популярная статья прямо сообщает
определенные знания, в ней сильнее логический элемент. Научно-художественная
литература основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна
увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных
героев.
Научно-популярным
статьям свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических
конструкций, точность и однозначность словоупотребления, использование
специальных терминов.
Научно-познавательное
чтение требует произвольного внимания, сопровождается аналитико-синтетической
деятельностью.
В научно-познавательной
статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением
обязательна подготовка учащихся к его восприятию. На этапе подготовки решаются
задачи:
возбудить интерес к
предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;
дать детям значительную
часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.
Основными приемами
подготовительной работы являются рассказ учителя, беседа, показ кино- или
диафильмов, экскурсия.
Первичное чтение
научно-популярной статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали
сознательно, им дается несложное задание.
При работе над такими
статьями используются такие приемы, как:
деление текста на
части:
чтение по частям,
выделение основной
мысли в каждой части,
рассматривание
доказательства:
сравнение излагаемого
материала с ранее известным,
установление вывода в
ответ на проблему.
Уроки чтения
научно-познавательных статей строятся сообразно познавательной цели,
определяемой содержанием статьи, и с учетом особенностей построения и языка
данного произведения.
Урок включает следующие
этапы:
Подготовительная работа
к восприятию произведения.
Предварительная беседа.
Чтение статьи учащимися.
Чтение всего очерка или
статьи.
Проведение опыта или
запись основных положений, выводов.
Пересказ или ответы на
вопросы.
Подытоживающая беседа.
5.Обучение
составлению плана и пересказу прочитанного.
Составление
плана произведения
Для более сознательного
и глубокого понимания содержания произведения практикуется составление плана.
План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий,
понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает
речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в
смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко
формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого
плана.
Работа,
подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения
грамоте. Самый простой ее вид -установление соответствия заголовков содержанию
маленьких текстов. Хорошо, если дети могут дать свой заголовок тексту. При этом
учитель объясняет, что значит озаглавить текст или его часть, почему один
заголовок удачен, а другой не подходит.
Второй вид работы,
подготавливающий детей к составлению плана, — выборочное чтение под
руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на
поставленный учителем вопрос.
Обучение умению
составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и
проводится в определенной системе.
В качестве начального
упражнения можно дать несколько иллюстраций к сказке, рассказу в нарушенной последовательности
и предложить учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название
картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них, получается картинный
план. Картинный план дети могут составлять сами на основе творческого
воображения. Обсуждение вопроса о количестве картин уже есть деление
произведения на части, т.е. анализ; представление содержания каждой картинки и
ее озаглавливание — синтез. Можно использовать иллюстрации, имеющиеся в книге.
При этом учащиеся рассматривают иллюстрацию и находят в тексте ту часть, к
которой она относится, озаглавливают ее.
Затем детей обучают
составлению плана на основе выявления последовательности событий (простейшей
логической связи). Такой план называется логическим планом.
В I классе полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная
формулировка побуждает ребенка к поискам ответа
Обучение
устному пересказу
Пересказ —
устное изложение содержания текста. Это вид учебной работы, средство развития
речи учащихся на основе образца.
Главные требования
к пересказу следующие:
— в пересказе должна
звучать живая речь ученика, а не заученный образец;
— при пересказе ребенок
должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические
конструкции образца;
— в пересказе должен
сохраняться стиль образца;
— должны быть соблюдены
последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные
факты и описания;
— в пересказе должны
отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.
Подробный
пересказ предполагает полное устное изложение художественного текста
и служит средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка,
ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.
Не рекомендуется
подробно пересказывать небольшие по объему тексты, так как дети запоминают их
наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где
есть ясный сюжет, но затем в пересказы нужно включать также элементы описания и
рассуждения.
Пересказ удается лучше,
если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. На
уроке произведение читается школьниками обычно по нескольку раз, но каждое
прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием.
Следует заметить, что
не пересказывают басни и сказки в стихах, а также другие стихотворные
произведения.
Краткий
пересказ (сжатый) предполагает передачу лишь основного содержания
текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной:
— исключение
подробностей, деталей;
— обобщение конкретных,
единичных явлений;
— сочетание исключения
деталей и обобщения.
Сжатие формирует у
детей умения вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл всего
произведения; отбирать в исходном тексте лишь существенное; использовать
необходимые языковые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст.
Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилистические
особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.
Элементы краткого
пересказа вводятся уже в I классе, когда дети в процессе анализа прочитанного
должны выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением. Затем
при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание
2—3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего
произведения.
Ступени сжатия текста
могут быть изображены такой схемой:
Подробный ®
Краткий® План ® Главная мысль всего
пересказ пересказ
текста в одной фразе
Возможен и обратный
путь: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к
плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу.
Краткий пересказ —
необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями
может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей.
Выборочный
пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем
(микротемы) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей
текста, например предлагается пересказать все, что относится к характеристике
определенного героя; все, что характеризует картины природы и т.п. Выборочные
пересказы начинают проводить во II классе. Они служат основой подготовки к
сочинениям типа характеристики литературных героев. Выборочный пересказ может
быть:
— по вопросу или
заданию,
— по иллюстрации.
Работа над пересказом
одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный
пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому необходимо пользоваться
алгоритмом, имеющим форму памятки для учащихся.
1.
Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к
данному герою (событию).
2.
Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.
3.
Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю
порядковые номера).
4.
Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитываю отмеченные
отрывки.
5.
Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персонаж (это событие).
6.
Составляю рассказ (вслух или мысленно).
7.
Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
8.
Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.
Творческий
пересказ характеризуется изменениями и дополнениями в тексте:
— изменение лица
рассказчика,
— пересказ от лица
одного из персонажей,
— инсценирование
рассказа,
— словесное рисование,
— продолжение сюжета,
— развитие какого-либо
эпизода, пейзажной зарисовки,
— перестройка сюжета.
Пересказ с
изменением лица рассказчика еще не может быть назван творческой
работой, так как перестройка текста, носит грамматический характер. Однако
замена 1-го лица 3-м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.
Значительно выше
творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из
персонажей, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его
возраст, характер, взглянуть на события его глазами.
Творческие
дополнения могут быть самыми разнообразными:
— сообщение о своем
жизненном опыте,
— придумывание
продолжения действия,
— сообщение фактов,
взятых из других источников.
Такая работа развивает
воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют
самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны,
следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы
проводились систематически.
6. Как
научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и
способах обучения пересказу.
Сын
приходит с прогулки и начинает взахлеб рассказывать… Торопится, эмоционально
дирижирует руками, чуть ли не подпрыгивает от переизбытка чувств. В его
повествовании местоимения и междометия идут плотными вагончиками: «А я!…
А он того… А мы хотели! А она взяла и так сказала!» Уловить суть
представляется невозможным.
Что
такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы,
который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические.
Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не
столько пересказу, сколько пониманию текста.
Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных
предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не
понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает
помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
·
Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
·
Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных
выражений, лексики, взятых из текста.
·
Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных
факторов.
·
Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных
описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
·
Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа —
монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и
озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть
эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или
чтение по ролям.
«Чтобы
научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое
главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит
учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы
Виды пересказа
В таблице показано, какие проблемы могут
возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.
Вид |
Описание |
Возможные проблемы |
Как это исправить |
Подробный, близко к тексту |
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить |
Неумение начать пересказ |
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста |
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации |
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ |
||
Обеднение языка |
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на |
||
Скучность пересказа |
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. |
||
Выборочный |
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая |
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий |
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов |
Сжатый |
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами |
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты |
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить |
Неумение передавать содержание диалогов |
Поработайте над косвенной речью |
Есть еще творческий вид
пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих
дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное
рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и
помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Как
учить пересказу малышей
Учить правилам пересказа принято уже в
начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы,
ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут
подготовить ребенка к пересказу:
·
Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить
его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на
прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом,
сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: «Да ты что! А он
что? А ты что ответил?»
·
Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях,
о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или
возродить традицию «страшных историй» (помните, как в детстве дети
рассказывают о «черной руке», «зеленом глазе» и прочих
ужасах).
·
Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем
легче он придет к пониманию сути пересказа.
·
Метод «снежного кома». Чтобы ребенку было комфортнее
привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть
ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом
двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно
прийти к пересказу целых рассказов.
·
Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше
запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память
визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к
тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст
ему прочить или поставить аудиозапись.
·
Спрашивайте. Не стоит говорить: «А теперь перескажи!».
Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно
выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать.
Например, при пересказе «Красной шапочки» уместны вопросы: «Как
ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем
попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?». Со
временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более
общими, относящимися сразу к целым абзацам.
Это поможет приучать ребенка к выделению
ключевых моментов, основной идеи текста.
План
работы над пересказом для детей постарше
Работа с текстом для учеников старших
классов рекомендуют разбить на этапы.
·
Словарная работа.
Если речь идет о научной литературе,
попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь
необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно
объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка
пользоваться словарями и справочниками.
При прочтении художественной литературы этот
этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.
·
Первичное знакомство с текстом.
На данном этапе важно выделить смысловые
части.
В научной литературе эти части уже
выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей
мыслью, понятием.
Работу можно построить следующим образом:
читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?»
Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения мысленно составляется план
текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.
Для удобства составленный опорный конспект
можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые
пункты.
·
Обобщение впечатлений и совместный пересказ.
На этом этапе важно составить резюме, подвести
итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление
произвел рассказ.
·
Передышка минут на 5-10.
Теперь лучше отвлечься, переключить
внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном
этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например,
дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то
дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.
·
Повторное чтение.
·
Собственно пересказ.
Тут важно не подглядывать в учебник/книгу,
а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.
Если вспомнить даже начало никак не
получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и
мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли
крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были
ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы
или с середины начинался следующий абзац и т.д.
Если речь идет о художественной литературе,
попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации
вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные
события с событиями из своей жизни.
После 2-3 минут таких размышлений можно
заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом
пересказываем весь текст.
Маленькие
хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание
1. Читая
текст, рисуйте мысленно картину — подробно, в красках, с запахами и звуками.
Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять.
Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий.
2. При
чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты
сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.
3. Если
текст сложный, попробуйте читать вслух и «с чувством, толком, с
расстановкой».
4. Большой
текст уместно разделить на части (но не более 7) и пересказывать части
отдельно.
5. Психологи
утверждают, что содержание текста лучше откладывается в памяти, если читать
перед сном. Этот совет пригодится, если вы работаете над пересказом объемного
текста, а в запасе есть 1-2 дня.
6. Найдите
«благодарного слушателя». Если ваш пересказ слушают с интересом,
пересказывать легче.
И главное — пересказу невозможно научится
сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа.
Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей
жизни.
Составление плана произведения.
Для более
сознательного и глубокого понимания содержания произведения практикуется составление плана.
План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий,
понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление, школьники учатся делить
текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой
части, кратко и чётко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста
или пункта простого плана.
Подготавливать детей к работе по
составлению плана следует начинать уже в период обучения грамоте: установление
соответствия заголовка содержанию текста͵ почему один заголовок удачен, а
другой не подходит, выборочное чтение под руководством учителя (дети читают те
части текста͵ которые являются ответом на поставленный учителем вопрос).
Обучение умению составлять план
строится с учётом постепенного нарастания трудностей и проводится в
определённой системе.
Существует картинный план (несколько иллюстраций,
соответствующих частям текста).
Предлагается два
вида работы:
1) составляют картинный план по
готовому плану;
2) рассматривают иллюстрации и
находят в тексте ту часть, к которой она относится, озаглавливают её.
Позже можно
научить детей составлять план на основе выявления последовательности событий
(простейшей логической связи). Такой план принято называть логическим планом. В 1 классе полезны заголовки плана в
форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает ребёнка к поискам ответа.
Трудно представить себе урок
литературного чтения без пересказа, хотя бы небольшого. Пересказ укрепляет
память, тренирует механизмы говорения.
Что такое пересказ? «Это детское
речевое упражнение по образцу, основанное на активном подражании. С одной
стороны, посредством устного пересказа обогащается речь школьника, он как бы берёт
уроки у писателя; с другой – сам строит предложения и текст, проявляет
инициативу и активность в порождении речи» (М.Р.Львов).
Пересказ –это устное изложение содержания текста.
Главные требованияк
пересказу:
— в пересказе должна звучать живая
речь ученика, а не заученный образец;
— при пересказе ребёнок должен
использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции;
— в пересказе должен сохраняться
стиль образца;
— должны быть соблюдены
последовательность событий, причинно – следственные связи, переданы все
основные факты и описания;
— в пересказе должны отражаться
чувства ребёнка через выразительность его речи.
Качество пересказа в первую очередь
зависит от того, как прочитан образец. В связи с этим очень важно то, как
звучит произведение при первичном его восприятии учащимися.
В большинстве
случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приёмы:
— предупреждение учащихся о том,
что текст будет пересказываться;
— проведение анализа содержания,
различных языковых упражнений;
— отработка выразительного чтения;
— расчленение рассказа на части и
составление плана текста;
— пересказ фрагментов;
— предварительный (черновой)
пересказ, разбор его недостатков.
Разнообразие видов пересказа,
выработанное опытом, вносит оживление в уроки.
1)
Подробный (близкий к тексту образца) пересказ предполагает полное устное
изложение художественного текста. Этот вид пересказа используется в школе чаще
других. Он имеет ряддостоинств. В первую очередь, служит
средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его
деталях и связях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языковых
средств, в-третьих, средством воспитания у детей чувства языка, ознакомления со
стилями и жанрами.
Не рекомендуется подробно
пересказывать небольшие по объёму тексты, так как дети запоминают их наизусть;
стихотворные тексты, чтобы не разрушать стихотворных строк, в т.ч. басни и
сказки в стихах.
Обучение следует начинать с
повествовательного текста͵ где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в
пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешность людей и описания
предметов), элементы рассуждения.
В ходе обучения целесообразно
обращаться к учащимся с таким вопросом: «Как эта мысль выражена (как об этом
сказано?) в тексте писателя?».
Пересказ будет живым, интересным,
если самому рассказчику – школьнику интересно рассказывать, когда его слушает
весь класс, а не один учитель. Дополнения к пересказу, сделанные товарищами,
просьба повторить какое-то место – всё это поощряет рассказчика, создаёт
творческую атмосферу в классе.
Самостоятельным, зрелым должен быть
такой пересказ, который опирается не на серию вопросов по содержанию, а на
цельное восприятие произведения, на знание его композиции, внутренних
логических связей, на составленный план текста. Пересказ по вопросам не
соответствует естественным условиям речевого высказывания.
Облегчает равномерность пересказа
деление текста на части, составление плана и пересказ по частям.
2)
Выборочный пересказ.
Пересказать выборочно — ϶ᴛᴏ значит
выбрать из текста ту часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме, к
примеру, пересказывать только описание внешности персонажа; пересказывать
только сцену встречи двух персонажей; пересказывать только картину природы и
т.д.
Видывыборочного пересказа:
1. Пересказ
отдельного эпизода, отдельной сцены или картины по вопросу или заданию учителя.
2. Пересказ
эпизода, сцены, отрывка по
картине, по иллюстрации.
3. Пересказ отрывков, взятых из
разных частей текста по заданной теме.
Работа над
пересказом одного эпизода не вызывает затруднений у младших школьников, а
выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Необходимо пользоваться алгоритмом,имеющим
форму памятки для учащихся.
1. Перечитываю про себя
произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).
2. Определяю, о чём говорится в
каждом отрывке.
3. Располагаю отрывки по порядку,
подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).
4. Продумываю последовательность
своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные отрывки.
5. Определяю, какое отношение
вызывает у меня данный персонаж (это событие).
6. Составляю рассказ (вслух или
мысленно).
7. Проверяю по тексту, не упустил
ли что-нибудь важное.
8. Рассказываю, пользуясь своими
пометками или коллективно составным планом.
3) Краткий
(сжатый) пересказ – необходимая ступень развития речи. При этом
чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей
от художественных деталей.
Краткий пересказ предполагает
передачу лишь основного содержания текста͵ лишённого деталей, подробностей.
Степень сжатия может быть различной:
— исключение подробностей,
деталей;
— обобщение конкретных, единичных
явлений;
— сочетание исключения деталей и
обобщения.
Сжатие формирует у детей умение
вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл всего произведения; отбирать
в исходном тексте лишь существенное; использовать необходимые языковые средства
и создавать новый, собственный, сжатый текст. В случае если при подробном
пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности текста͵ то в
сжатом виде это не соблюдается.
Элементы краткого пересказа
вводятся уже в 1 классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны
выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением. Затем при
разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание 2-3
частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего
произведения.