Как составить опорный сигнал

Методика переработки теоретического материала и создания специальных обучающих пособий – опорных сигналов по Шаталову В.Ф. для сверхэффективного и быстрого обучения.

В силу своей профессии (преподаватель вуза) и сферой научных интересов (эффективные образовательные технологии) я владею можно так сказать советской Супер-технологией обучения. Наткнулся на них когда писал диссертацию.

В СССР такие были. Педагогики-новаторы разработали ряд технологий обучения сильно увеличивающих эффектность занятий. Одна из таких — технология «Опорных сигналов» Шаталова В.Ф. Была придумана ещё в 60-е, на неё были переведены сотни (а может и тысячи) экспериментальных школ. Ученики этой системы в 4-ом классе соревновались со студентами на олимпиадах и выигрывали! Обучение всё школьной программы завершалось к 8, 9 классу. Любой школьник, обучавшийся по системе был просто вундеркиндом по сравнению с обычным учеником советской школы.

В 90-е широкое использование системы постепенно на сошло на нет. Однажды в качестве эксперимента было проведено занятие в колонии для несовершеннолетних. По этой методике за 4 дня был дан годовой курс геометрии. Потом был сдан экзамен. Экзамен принимала комиссия министерства образования СССР из Москвы. Когда экзамен закончился пятерками, учителя из комиссии залились слезами, потому что ничего подобного они не слышали от своих благополучных учеников. Такими грамотными и точными были ответы малолетних преступников, подготовленными по этой методике.

Я сам освоил эту методику и уже 2 года веду по ней занятия в вузе. Личный опыт внедрения данной методики преподавания в ПГФА на предметах «Правовоедение», «Управление и экономика фармации» на 3,4,5 курсах показал, что опорные сигналы позволяют обучаемому, практически не напрягаясь, досконально за 35-40 минут выучить большой объём материала (10-15 страниц текста). Выученные с помощью метода знания остаются в памяти обучаемого на очень длительное время (многие годы по опыту Шаталова В.Ф. и др. преподавателей). Для восстановления в памяти знаний достаточного простого упражнения в течение максимум одной минуты – проговорить теорию по опорному сигналу.

Чрезвычайно, в кратчайшие сроки развиваются ораторские способности — можно практически как Кургинян часами рассказывать материал — ярко, эмоционально, ничего не забывая из фактов, которые нужно привести.
Если перевести нужные нам материалы на опорные сигналы, то их можно преподавать в кратчайшие сроки (можно и без преподавателя — есть и компьютерный дистанционный способ) — очень быстро готовить участников клуба к агитационной, популяризаторской деятельности, аналитическим дискуссиям — т.к. они наиболее плодотворны, когда участники на очень хорошем уровне владеют необходимым материалом. Помнят, что откуда берётся.

А теперь собственно методика.

Опорные сигналы. Методика создания
Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

Опорный конспект – система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.
Т.е. есть если нарисовать графический знак и объяснить почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом, то автоматическим запомнится как знак, так и сам материала. Задача объяснения и запоминания теоретического материала таким образом сводится созданию для каждого фрагмента теоретического материала своего значка — опорного сигнала. Вместе, увязанные и обозначенные на рисунке причинноследственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала. Далее необходимо объяснить суть ассоциаций сигналов c теорией — и материал будет усвоен.
Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.

Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур.

Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В.Ф.

  • Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
  • Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
  • Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
  • Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
  • Объедините сигналы в блоки.
  • Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
  • Выделите значимые элементы цветом.
  • Лично я действую пожалуй немного по другому – читаю текст и последовательно для каждого его фрагмента придумываю опорный сигнал. Перехожу у другому фрагменту – рисую сигнал для него, показываю взаимосвязь одного сигнала с другим.

    Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальные, не повторять друг друга. Однако личный опыт преподавания по методике и создания опорных сигналов показал, что определённый набор стандартных знаков облегчает процесс создания сигналов и отчасти их воспроизведение обучаемыми.
    Опорные сигналы можно создавать предварительно на черновике, затем перерисовывать их на плакатах, бумаге формата A4 (лучше рисовать их яркими гелевыми ручками и фломастерами) (затем их ксерокопировать, сканировать для обучаемых, а при рассказе теоретического материала демонстрировать их через систему проектор-компьютер-документоскоп). Отсканированное изображение опорного сигнала для презентации обучаемым через проектор нужно будет сохранить в виде графического файла JPG, а затем поместить его в презентацию PowerPoint.
    Однако наиболее удобным вариантом по моему мнению является создание опорных сигналов в графическом редакторе. Затем полученный сигнал сохраняется (экспортируется) в графический файл JPG, а после также помещается в презентацию PowerPoint.

    Пример опорного сигнала

    Приведу пример опорного сигнала, подготовленного мной по фрагменту материала Суть времени-9.
    В этом видео Вы увидите саму схему-опорный сигнал и услышите голос С.Е. Кургияна рассказывающий материал, закодированный в этом опорном сигнале. Ваша задача запоминать ассоциацию показываемого фрагмента сигнала с излагаемым материалом. Показывать на конкретный фрагмент сигнала, о котором идёи речь Вам будет бегающий по экрану курсор.

    А это изображение опорного сигнала – более чёткое чем в видео.

    Изложение теоретического материала с помощью опорных сигналов преподавателем

    Изложение теоретического материала по опорным сигналам проходит следующим образом.
    Преподаватель через систему ноутбук-проектор запускает файл с презентацией PowerPoint с опорными сигналами (как альтернативу можно использовать большой плакат или доску с нарисованными опорными сигналами). Преподаватель последовательно излагает теоретический материал, указывая на соответствующие его словам опорные знаки. Наиболее удобно указывать на опорные сигналы лазерной указкой. При использовании документоскопа можно указывать на сигналы, изображенные на листе бумаге обычной ручкой. Излагая материал, преподаватель объясняет, почему тот или иной знак ассоциируется с тем, о чём он говорит. При этом материал необходимо изложить несколько раз – минимум три. Перечислю их:

    1. Наиболее полно изложить один логический фрагмент материала (соответствует обычно 1-2 абзацам текста), объясняя ассоциацию с опорным сигналом.

    При этом рассказывать можно подробно, обращаться к обучаемым, приглашать их к дискуссии. Подавляющее количество высказанной информации благодаря связи с опорным сигналом также запомнится. Шаталов, характеризуя манеру изложения материал преподавателем высказывается следующим образом: «Искусство владения словом — величайшее искусство педагога-воспитателя! Речь учителя должна быть такой, чтобы словам в ней было тесно, а мыслям — просторно».

    Как вариант можно рассказывать и одновременно рисовать опорный конспект на доске. Но в таком случае время рассказа заметно увеличивается. Лучше показывать опорные сигналы со слайдов через проектор. Иногда полезно на доске дорисовывать опорные сигналы, отражая ряд забавных или запоминающихся перипетий занятия. Отдельные штрихи, цифры и записи откликнутся в памяти обучаемых и интонацией, и жестами, и мимикой преподавателя. Листы с итоговыми сигналами будут источать шутки, гнев, недоумение, озарения открытий — все страсти, бушевавшие на занятии.

    Технически это можно сделать посредством инструментов «ручка», «фломастер» при показе слайдов презентации (нижний левый угол экрана), нарисовав знак мышкой или специальной ручкой прямо на доске, если доска интерактивная. Если презентации идёт через документоскоп, то дополнительные записи можно нанести ручкой непосредственно на лист с сигналами.

    2. Повторить сказанное ещё раз, но уже можно быстрее.
    Можно во второй (или если рассказываемый фрагмент один из наиболее важных во всей лекции — третий или четвёртый) раз уже не пояснять логику ассоциации опорного сигнала с теорией. Трудный поворот мысли можно объясняет по два, три, четыре раза подряд: «Внимание, еще раз… Еще раз… Все поняли? Еще раз…» Без всякого стеснения можно повторять одно и то же, пока все обучаемые не увидят кристально ясно логическую схему вопроса.

    3. После изложения все листа (одного экрана презентации) опорных сигналов необходимо также быстро снова повторить весь рассказ.

    В течение 3-5 минут необходимо выдать квинтэссенцию всего, о чем шел рассказ в течение 15-20 минут. Если при первом изложении обучаемые, как правило, внимательно слушают преподавателя, то при повторном изложении это внимание ещё более усиливается. Обучаемые проверяют, насколько хорошо они запомнили материал и ассоциации сигналов.

    4. По завершению всей лекции можно с самого начала ещё раз пройтись по узловым моментам лекции, демонстрируя опорные сигналы.

    Если работать с подготовленной серьёзной внимательной аудиторией слушателей, то и количество повторений можно сократить до двух.

    Чрезмерного увеличение времени изложения материала при переходе на рассказ по опорным сигналам с трёх и более кратном повторении материала не произойдёт. Поскольку записывать обучаемым ничего не надо будет. Они только слушают преподавателя, отвечают на его вопросы, сами дополняют и рассказывают истории из практики.

    Говорить вполне можно быстро, но чётко – это будет усваиваться также как и медленная речь. Возрастание скорости речи учителя и учащихся на занятиях (это кажется в некотором роде неожиданностью) никоим образом не отражается на восприятии учебного материала. Этому есть две причины:

    1. Значительная экономия времени, получаемая в результате некоторого увеличения скорости речи, позволяет проводить трехкратное (и более) изложение нового материала. Уровень же восприятия, и это давно уже доказано психологами [2], в основном зависит от числа повторов и возвратов к одному и тому же материалу.
    2. В Мичиганском университете провели любопытные исследования. Одна и та же лекция была прочитана двум однородным по составу группам слушателей. Чтение первой лекции вел в обычном размеренном темпе преподаватель. Вторая же группа прослушала магнитофонную запись этой лекции при увеличении скорости движения пленки почти в 4 раза! Первая группа слушала лекцию 45 минут, вторая — 12. Качество звучания динамика было предельно высоким. После этого в каждой из групп провели без предупреждения и подготовки экзамены. Уровень восприятия учебного материала слушателями обеих групп оказался совершенно одинаковым.

    Как должны вести себя обучаемые (слушатели)

    Очень важно объяснить обучаемым особенно тем, кто в первый раз столкнулся с такой методикой, что им не надо ничего записывать, а только слушать и запоминать ассоциации. Очень многие по началу будут не доверять. Их личный опыт будет говорить, что, невозможно просто прослушав материал, не делая записей, всё подробнейшим образом запомнить. Кто-то попытается записывать, а делать этого как раз не надо. Как правило, те, кто что-то записывают, отвлекаясь на записи, не могут запомнить материал, рассказанный по опорным сигналам и далее подробно воспроизвести. Невозможно с равной эффективностью делать 2 дела: слушать преподавателя, запоминая ассоциации и записывать. Если вы заметили таких записывающих – расскажите им, почему этого делать не надо.

    Очень интересные соображения по этому вопросу выказывает великий немецкий философ, психолог и психоаналитик Эрих Фромм в своей знаменитой книге «Иметь или быть»:
    «Записи представляют собой еще одну форму отчужденной памяти. Записывая то, что я хочу запомнить, я приобретаю уверенность в том, что владею информацией, и потому не стараюсь удержать ее в своей голове. Я уверен в своей собственности — ибо, только потеряв записи, я теряю также и память об этой информации. Я утрачиваю свою способность к запоминанию, ибо мой банк памяти превратился в экстернализованную в виде записей часть меня самого.

    Учитывая, какую массу сведений приходится держать в памяти людям, живущим в современном обществе, хранение некоторой части этой информации в виде заметок, записей и книг неизбежно. Наблюдая за собой, можно легко убедиться в том, что при ведении всякого рода записей снижается способность к запоминанию, однако здесь могут оказаться полезными несколько типичных примеров.
    Один из таких примеров можно каждый день наблюдать в магазинах. Сегодня продавец лишь в редких случаях станет выполнять элементарное сложение двух-трех чисел в уме, вместо этого он немедленно потянется к счетной машине.
    Другой пример относится к учебной деятельности. Преподавателям хорошо известно, что те студенты, которые на лекции тщательно записывают каждое предложение, по всей вероятности, поймут и запомнят меньше, чем те, кто полагается на свою способность понять и, значит, запомнить хотя бы самое существенное.
    Далее, музыканты знают, что тем, кто очень легко читает ноты с листа, труднее запомнить музыкальный текст без партитуры [Этой информацией я обязан д-ру Моше Будмору]. (Тосканини, который, как известно, обладал феноменальной памятью, служит прекрасным примером музыканта, ориентированного на способ бытия.) И наконец, последний пример: работая в Мексике, я заметил, что память людей неграмотных или редко прибегающих к письму намного превосходит память хорошо образованных жителей развитых стран. Помимо всего прочего, этот факт позволяет предположить, что грамотность отнюдь не является тем благом, которым ее представляют, особенно если люди используют ее только для того, чтобы поглощать информацию, обедняющую их воображение и способность к переживанию.»

    Упражнение по закреплению материала

    После рассказа темы преподавателем надо дать обучаемым отдохнуть 5-10 минут, выдать им распечатки опорных сигналов и попросить их попарно рассказать друг другу материал по опорным сигналам. В парах один обучаемый рассказывает первую половину лекции, второй его слушает и поправляет, подсказывает если это нужно. Вторую часть рассказывает уже второй обучаемый, а поправляет его первый. Всего на упражнение закрепления теоретического материала должно уйти 10-15 минут.
    Если Вы один – проговорите материал сами – устно или про себя.
    Итого на процесс теоретического изложения материала объёмом 10-15 страниц уйдёт около часа: 40-45 минут на рассказ преподавателя и 10-15 минут на упражнение по закреплению материала. При этом по окончанию часа все обучаемые будут досконально и подробнейшим образом помнить весь изложенный материал. Никакой зубрежки, никакого сверх напряжения! А материал тем менее удивительным образом будет изучен.
    Для того, чтобы материал запомнился теперь с очень высокой степенью надёжности (годы если Вы даже не будете к нему больше обращаться) Вам надо написать опорные сигналы по памяти.
    Вызубрить опорные сигналы практически невозможно, не понимая их смысл, и напротив, понимая, что они обозначают, это не составляет никакого труда. Сначала попытайтесь на листе воспроизвести сигналы, если что-то будете забывать, то можно немного подсматривать. В следующее тренировочное воспроизведение подсматривать скорее всего уже не придётся. Итого мы имеем не более 2-х тренировочных воспроизведений.

    В качестве дополнительной литературы, где более полно изложена методика, могу предложить книгу самого Шаталова В.Ф. «Эксперимент продолжается».

    Ссылка на школу Шаталова

    Идея опорного сигнала

    Опорный
    сигнал – это не схема, а набор ключевых слов,
    знаков и других опор для мысли, особым образом
    расположенных на листе. До сих пор мы знали лишь
    один метод развития мышления – проблемный: мысль
    вызывается вопросом. Но у части учеников мысль
    настолько слаба, что она окончательно замирает
    при встрече с самой небольшой трудностью.
    Педагогика сотрудничества предполагает
    развитие даже самой малой способности к
    мышлению.

    “Педагогика сотрудничества”

    В конце восьмидесятых вряд ли можно было
    встретить человека, который на вопрос: “Знаете
    ли вы имя самого знаменитого в вашей стране
    учителя?” – не назвал бы имя Виктора Федоровича
    Шаталова. И сразу прибавили бы: “Он изобрел
    потрясающий метод обучения детей с помощью
    опорных сигналов, учит всех без отбора, и его
    ученики знают математику на “хорошо” и
    “отлично”. Но работать ему не дают. Еле-еле
    разрешили эксперимент”.

    В те годы всем педагогам-новаторам приходилось
    туго.

    – Я думаю, что все мое упорство не столько от
    воспитания, сколько от убежденности. Она дает
    силы неимоверные, – говорил тогда Виктор
    Федорович Шаталов.

    Он выстоял, потому что имел гордое сердце, а не
    крепкие кулаки. И нам, учителям нынешним, подарил
    чудесную методику, как теперь сказали бы,
    технологию преподавания наук, которой можно
    овладеть и с ее помощью успешно преподавать
    детям многие школьные дисциплины.

    В чем же смысл метода Шаталова?

    Очень просто: надо таким образом организовать
    учение детей, чтобы каждый элемент преподавания
    был нацелен на привитие трудолюбия,
    самостоятельности, абсолютной честности,
    внутреннего достоинства.

    Те, кому посчастливилось наблюдать работу
    учителя В. Шаталова, с восторгом рассказывали,
    что их поражала насыщенность урока и легкость, с
    которой дети с ней справляются. Нет проверки
    домашнего задания, нет вызовов по журналу, когда
    учитель долго смотрит, кого он давно не вызывал.
    Кто быстрее решил, тот и ответил. Дисциплина
    блестящая – все работают, кому же шуметь. И в то
    же время нет ощущения напряженности,
    “выжимания” знаний. Дети раскрепощены, не
    робеют не только перед учителем, но и перед
    любыми поставленными задачами.

    Оказывается, математическую формулу можно
    выводить, словно исполнять увертюру к знаменитой
    опере. На доске после каждого объяснения
    появляется чудесная картина, составленная из
    замысловатых парабол, иксов и игреков, которая
    называется волшебными словами “опорный
    сигнал”, “опорный конспект” или “компакт”. Все
    это завораживает и запечатлевается в памяти на
    всю жизнь.

    На одном из учительских семинаров В.Шаталова
    спросили:

    – Виктор Федорович, если бы была принята ваша
    методика, то школа могла бы перейти на нее в
    массовом порядке?

    Шаталов:
    – Я в этом уверен. Нам для этого понадобилось бы
    не более трех лет.
    Это было десятилетие назад. Как видим, не так-то
    много учителей работают сегодня по методу
    Шаталова. Но, может быть, это и не столь важно.
    Ведь его успех окрылил многих российских
    учителей и вдохновил на творческое отношение к
    своей профессии. Идея опорного сигнала, такая
    точная и ясная в своей сути, оказалась одной из
    основополагающих идей педагогики
    сотрудничества. Опорный сигнал – этот маленький
    точный знак – стал знаком объединения взрослых и
    детей в час познания, в час открытия мира.

    Ньютон ли придумал яблоки?

    В голову почему-то приходят кулинарные
    сравнения. Идея дидактического бутерброда: на
    одном уроке осваивать несколько учебных тем.
    Получается учебный бутерброд.

    Если съесть отдельно хлеб, отдельно масло,
    отдельно колбасу, то калорийность будет та же,
    зато не так вкусно.

    А что делать, если повторение наскучивает,
    превращаясь в зубрежку? Однообразие надоедает.
    Но ведь оно может быть устным и письменным,
    групповым и индивидуальным, игровым и
    творческим.

    Что делает повторение особенно аппетитным –
    это вкус учебного успеха. Если ученики видят
    результат, чувствуют свой прогресс, то у них
    начинает работать внутренний мотивационный
    мотор, который не нуждается во внешнем
    принуждении. Когда ученики входят во вкус,
    увлекаются, их иногда и остановить трудно.

    Но как подвести ученика к успеху, облегчив его
    учебный труд? Тут надо подумать о мнемонике,
    которая и призвана помочь ученической памяти и
    пониманию. Один из главных ее инструментов –
    опоры. Зрительные, звуковые, смысловые.

    Забавное правило, неожиданная ассоциация,
    помогающая усвоить трудную концепцию. Таблица на
    стене, схема на доске, рисунок в книге. Даже
    привычная структура урока помогает. Она может
    стать для детей смысловой опорой, ведущей их в
    знакомой последовательности через сложную тему.

    Мы постоянно пользуемся опорами, не
    задумываясь об их природе и значении. Они
    окружают нас повсюду. Календарь на стене, звонок
    будильника, дорожный сигнал – и это лишь видимая
    верхушка айсберга. Основная масса опор скрыта в
    океане нашей памяти, которая вся работает на
    опорах и ассоциациях, сознательных или
    подсознательных.

    Кто придумал опорные сигналы? У нас это
    название связано с именем Шаталова. Но опоры
    существовали задолго до нашей цивилизации.
    Письменность – это система графических опорных
    сигналов, хотя и до появления письменности люди
    ими пользовались, возьмите хотя бы наскальные
    рисунки.

    Животные тоже имеют свои опоры, потому что и они
    обладают памятью. “Так природа захотела. Почему?
    Не наше дело”, – поется в песне Окуджавы. Но для
    педагога это именно его дело – понять природу
    человеческой памяти, творчества, духа. На этой
    дороге Шаталов сделал важный шаг.

    Он не придумывал опорные сигналы, так же как
    Ньютон не придумывал земного тяготения. Яблоки
    падали с яблонь и до Ньютона, но согласно легенде
    он был первый, кто заметил это падение и сумел его
    объяснить.

    Учителя использовали опорные сигналы с
    незапамятных времен, заимствуя их друг у друга
    или изобретая заново. Шаталов задумался об их
    роли и стал применять опоры систематически.
    Каждую учебную тему он перевел на экономный язык
    опор. Они умещаются на одной страничке. Ученикам
    несложно их воспроизвести и развернуть в полный
    рассказ, учителю нетрудно проверить.

    Сегодня он объяснил новый материал по опорам,
    завтра дети напишут их за 5–10 минут. Результат:
    столбик оценок и регулярное активное повторение
    в азарте игры-самоконтроля.

    Опоры облегчают повторение, а повторение
    закрепляет опоры. Учебный успех усиливает
    положительную мотивацию и открывает дорогу к
    творчеству. Насколько отлаженная учебная
    система эффективнее случайных находок? Сравните
    прялку и прядильную машину. Принцип один, зато
    скорость работы и качество продукта отличаются
    разительно.

    Но и случайными находками не стоит
    пренебрегать. Я преподаю анатомию и физиологию в
    университете – сложный предмет для серьезных
    студентов. В хорошем американском университете
    преподаватель может задавать наперед нужные
    главы, а на занятиях лишь отвечать на вопросы и
    проводить тесты. Студенты сами все выучат!

    Мое дело, однако, не только объяснить сложные
    моменты курса, но и подсказать, как легче их
    запомнить. Например, студенты должны знать пять
    классов иммуноглобулинов – Г, М, Е, А, Д. Их можно
    выстроить и в другой последовательности: Д-Е-М-А-Г
    – первые пять букв слова “демагог”.

    При этом слове студенты улыбаются.

    Все знают, кто такой демагог, а если кто-то не
    знает, то я объясняю. Это и есть опорный сигнал.
    Его легко запомнить и трудно позабыть. После этой
    странички и вы, читатель, будете знать пять
    классов иммуноглобулинов. Надо лишь вспомнить
    всех демагогов, чьи голоса убаюкивали нас в
    последние десятилетия.

    Мы
    постоянно пользуемся опорами, не задумываясь об
    их природе и значении. Они окружают нас повсюду.
    Календарь на стене, звонок будильника, дорожный
    сигнал – и это лишь видимая верхушка айсберга.
    Основная масса опор скрыта в океане нашей памяти,
    которая вся работает на опорах и ассоциациях,
    сознательных или подсознательных.

    Ну и как их поделить?

    Вот несколько примеров опорных сигналов,
    придуманных учителями для самых разных школьных
    предметов

    Первая глава книги Софьи Николаевны Лысенковой
    “Когда легко учиться” называется “Опора мысли,
    опора действия”. Учительница рассказывает о том,
    как трудно бывает порой включить каждого ребенка
    в активную деятельность на всех уроках, и о том,
    как ей помогают достичь этого опорные схемы.

    “Опорные схемы, или просто опоры, – говорит
    Софья Николаевна, – это выводы, которые
    рождаются на глазах учеников в момент объяснения
    и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного
    полотна, чертежа, рисунка”. И предупреждает:
    опорные схемы должны непременно подключаться к
    работе на уроке, а не висеть, как плакаты на стене.
    К ним нельзя привыкать.

    Вот, например, как идет работа в такой опорной
    таблице по математике в конце первого класса.

    Эта опорная схема помогает создать образ
    математического действия при решении простых
    задач на умножение – деление.

    Учитель
    объясняет детям, что не все предметы, о которых
    говорится в задаче, можно нарисовать. Поэтому
    будем их изображать галочками, как на схеме.

    1. Таня купила 5 тетрадей, по 2 руб. каждая.
    Сколько стоит покупка?

    2. 12 яблок разложены поровну на 3 тарелки.
    Сколько яблок на каждой тарелке?

    3. 10 тетрадей раздали ученикам, по 2 тетради
    каждому. Сколько учеников получили тетради?

    Работа с опорной схемой проходит при
    обязательном комментированном управлении. Об
    этом приеме Софья Николаевна Лысенкова
    рассказывала в телепередаче, писала в своей
    книжке, неоднократно объясняла его на лекциях. То
    есть разговор об этом методическом приеме –
    отдельный.

    Дети быстро определяют вид задачи по схеме,
    учитель записывает на доске. Еще раз
    схема-доказательство – и любые сомнения
    исчезают…

    А вот еще один опорный сигнал С.Н.Лысенковой.
    Попробуйте озвучить его самостоятельно.

    Слова-ключи на зашифрованных дорожках

    Виктор Федорович Шаталов различает понятия
    опорный сигнал, опорный конспект и компакт, так
    что если строго следовать его методу, то
    необходимо понять разницу и представить, чем
    лучше пользоваться при объяснении той или иной
    темы.

    ОПОРНЫЙ СИГНАЛ – ассоциативный символ,
    заменяющий некое смысловое значение; он способен
    мгновенно восстанавливать в памяти известную
    вам ранее и понятную информацию.

    Физика-7
    Опорный сигнал В.Шаталова

    wpe195.jpg (2206 bytes)Физика-7
    Опорный сигнал В.Шаталова

    Шагом марш!

    Электромагнитное поле распространяется и
    приводит в направленное движение электроны
    почти одновременно во всем проводнике. Как по
    команде:

    – Первая полурота… Равнение напра-во… Шагом…
    арш!

    Было видно, как от наклонного леса штыков
    отделилась правильная линия и равномерно
    закачалась в воздухе”.
    (А.Куприн, “Поединок”)

    Команда офицера со скоростью звука пролетает
    всю линию солдат в какие-нибудь доли секунды.
    Человек не улавливает этой скорости, и кажется,
    будто вся линия штыков приходит в движение
    одновременно. Каждый же отдельный солдат,
    подчиняясь команде, начинает шагать со своей
    собственной скоростью, соразмеряя ее с общим
    темпом церемониального марша.
    (М.Блудов, “Беседы по физике”)

    Есть направление!

    Опыт с гальванометром и источником тока при
    измерении полярности последнего доказывает, что
    электрический ток имеет направление. Но какое?

    В прошлом столетии опыты одних
    экспериментаторов указывали на движение
    положительных зарядов, других – на движение
    отрицательных, третьих – на движение и тех и
    других зарядов одновременно. Для единообразия
    было принято условное направление тока от + к –.
    Спустя некоторое время выяснилось, что в
    металлах движутся отрицательные заряды, т.е.
    направление тока противоположно условному. Но
    ранее условно избранное направление стало
    привычным, и изменения привели бы к большим
    материальным затратам на выпуск новых изданий
    книг и учебных пособий. Поэтому целесообразно
    иметь в виду и то и другое направление.

    Логический
    вывод формулы электрического тока на основании
    электронных представлений. Обозначения: е –
    заряд электрона, n – концентрация электронов в
    единице объема данного вещества, S – площадь
    сечения проводника, v – направленная скорость
    электронов.

    Произведением S на v определяется объем
    смещения в одну секунду, произведением n на Sv –
    количество электронов, прошедших через
    поперечное сечение проводника в одну секунду. А
    по определению – это сила тока.
    (В.Шаталов. “Опорные сигналы по физике-7”)

    ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ – система опорных сигналов,
    имеющих структурную связь и представляющих
    собой наглядную конструкцию, замещающую систему
    значений, понятий, идей как взаимосвязанных
    элементов. Опорный конспект требует точной и
    понятной расшифровки – “озвучки”, как говорят
    учителя.

    Информатика-8
    Опорный конспект М.Шовмана (Тбилиси)

    Допустим, вам нужно объяснить товарищу, как
    проехать к вам домой. Это может выглядеть
    следующим образом: “Выйти из школы, спуститься в
    метро, проехать две остановки, выйти из метро и в
    доме с синими балконами в первом подъезде найти
    квартиру номер шесть”.
    Итак, прозвучал алгоритм движения к дому. Новому
    понятию, приведенному на примере, следует дать
    определение (0:), оно изображено в виде дорожки,
    которую мы выложили своему другу на пути к дому.
    На плиточках написаны первые буквы ключевых слов
    определения: алгоритм – это есть предписание
    Исполнителю, в котором понятно и точно описана
    последовательность действий, ведущих к
    достижению поставленной цели или решению задачи.
    (В конце дорожки расположена мишень,
    символизирующая цель, и буква З).

    Дорожка – это алгоритм (а если говорить строго
    – его художественный образ). Какими же
    свойствами он должен обладать, чтобы привести
    нас к цели или решению задачи? Обратимся вновь к
    нашему примеру. Что нужно, чтобы прийти в дом?
    Очевидно, в первую очередь нужен сам ДОМ – с этих
    букв начинаются названия трех фундаментальных
    свойств алгоритма: дискретность, определенность,
    массовость.

    Однако ДОМ – это еще не все, что нужно, чтобы в
    него прийти. Нужно еще пройти через КПП (что это
    такое – можно спросить у класса, мальчики обычно
    знают, что КПП – это контрольно-пропускной
    пункт). В нашем случае это еще три свойства
    алгоритма. Эти свойства – конечность,
    понятность, правильность…

    КОМПАКТ – графическое отображение изучаемой
    темы при значительном сокращении опорных
    сигналов.

    КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ?
    Дело это не простое. Но есть основные принципы,
    которыми предлагает воспользоваться Виктор
    Федорович Шаталов. Вот они.
    * Лаконичность (300–400 печатных знаков).
    * Структурность (4–5 связок, логических блоков).
    * Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока
    от другого, оригинальное расположение символов).
    * Унификация печатных знаков.
    * Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков
    должен быть самостоятельным.
    * Ассоциативность.
    * Доступность воспроизведения.
    * Цветовая наглядность и образность.

    Сидит ворон на дубу-у…

    Имя Дмитрия Ерофеевича Огороднова знают многие
    учителя музыки в нашей стране. О нем писал и
    С.Соловейчик. В основе его системы обучения
    пению, системы эстетического развития лежит
    парадоксальная мысль: человек слышит голосом.
    Людей без слуха нет, есть лишь люди, не обученные
    петь, не умеющие моделировать звук своим
    голосовым аппаратом. По Огороднову учат не
    только и не столько петь и слушать, а переживать
    музыку:

    – Голосом вырази свою доброту.

    – Затаи улыбку, не размыкая губ.

    – Рисуя тембром образ, образуешь голос.

    С помощью алгоритма учитель и ученики могут
    выполнить сто заданий. Сто вариантов опорной
    схемы, сто комбинаций опорных сигналов. В основе
    опоры – звук “у”. Пропевать сигналы можно
    по-разному. Указка движется от одного опорного
    сигнала к следующему, варианты усложняются,
    маршрут указки меняется – результат
    потрясающий! Дети поют изысканно!

    А начинается все в первом классе. Ребята учатся
    петь то, что кричит новорожденный малыш:

    – У-а, у-а, у-а!

    Значит, самый простой звук – “у”. Начинать
    учиться петь надо с него.
    – Будем учиться петь звук “у”.

    Сидит ворон на дубу,
    У-у-у, у-у-у!
    И играет во трубу,
    У-у-у, у-у-у!

    Учитель поет “от автора”, а дети – “от
    ворона”. И ничего у ребят не получается. Звук
    идет глухой, невыразительный. Очень трудно петь
    самый простой звук! Первоклассники не знают,
    почему, а мы знаем! Чтобы спеть “у”, надо
    опустить подбородок, с первого раза это сделать
    невозможно. Мешает челюстная мышца – самая
    сильная, самая закрепощенная, предназначенная
    для жевания, а не для пения. Попробуй ее опусти –
    не дается! А еще – первые “у-у” надо спеть
    кратко, а последнюю “у” – протяжно, выделить
    сильную долю и слабую.

    Так вот же он, опорный сигнал:

    Учитель рисует его на доске и пропевает. А затем
    ведется разговор с ребятами, который мы
    воспроизводим слово в слово.

    Учитель: Ребята, скажите, как я пел маленькие
    буквы, нарисованные тонкими линиями?

    Дети: Тихо пели и коротко.

    У.: Правильно, над ними еще точки, чтобы помнить
    – тихо и коротко. А третья буква?

    Д.: Она большая и линии толще. Ее нужно петь
    громче.

    У.: А зачем у нее двойной подбородок?

    Д.: Чтобы мы тоже опускали подбородок.

    У.: А чем еще отличается третья “у”?

    Д.: Она вся разная.

    У.: Линия меняет толщину…

    Д.: Там, где толще, там и петь надо толще!

    У.: Умницы! Звук усиливается, углубляется. Для
    этого и надо опускать подбородок.

    Д.: А еще буква вся вытянутая – значит петь ее
    надо протяжно.

    У.: Все правильно. А теперь давайте споем!

    Василий КОЛЬЧЕНКО
    Елена ХИЛТУНЕН


    Ваше мнение

    Мы будем благодарны, если Вы найдете время
    высказать свое мнение о данной статье, свое
    впечатление от нее. Спасибо.

    «Первое сентября»

    ДЕПАРТАМЕНТ
    ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Государственное
    образовательное учреждение среднего профессионального образования

    Кемеровский
    профессионально-технический техникум

    Сигналы
    помощники

    (специальные обучающие пособия –
    опорные сигналы по Шаталову В.Ф)

    статья

    Выполнил
    преподаватель математики:

    Малыгина
    Галина Сергеевна

    Кемерово
    2014

    Мы постоянно
    пользуемся опорами, не задумываясь об их природе и значении. Они окружают нас
    повсюду. Календарь на стене, звонок будильника, дорожный сигнал – и это лишь
    видимая верхушка айсберга. Основная масса опор скрыта в океане нашей памяти,
    которая вся работает на опорах и ассоциациях, сознательных или подсознательных.

     
    Кто придумал опорные сигналы? У нас это название связано с именем Шаталова. Но
    опоры существовали задолго до нашей цивилизации. Письменность – это система
    графических опорных сигналов, хотя и до появления письменности люди ими
    пользовались, возьмите хотя бы наскальные рисунки.
      В конце восьмидесятых вряд ли можно было встретить
    человека, который на вопрос: “Знаете ли вы имя самого знаменитого в вашей
    стране учителя?” – не назвал бы имя Виктора Федоровича Шаталова. И сразу
    прибавили бы: “Он изобрел потрясающий метод обучения детей с помощью опорных
    сигналов, учит всех без отбора, и его ученики знают математику на “хорошо” и
    “отлично”.
    Опорный
    сигнал – это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли,
    особым образом расположенных на листе.

     Занятия,
    на которых разбирается новая тема, рекомендуем построить так: сначала кратко и
    быстро объяснить новый материал, сделать записи на доске, затем повторить
    объяснение с применением опорных сигналов, решить несколько задач. На
    последующих занятиях отработать отдельные части общего блока.

    Приведем
    для примера опорный сигнал по стереометрии

    Итак,
    опорный сигнал – это наглядный каркас объяснения. Благодаря своей лаконичности
    он способен охватить большой круг вопросов и даже выйти за пределы, очерченные
    программой.

    Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

    1.         
    Лаконичность. В
    опорном сигнале должно быть лишь несколько слов. Чем меньше печатных знаков,
    тем более притягательны опорные сигналы для обучаемого, тем меньше времени он
    тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по
    контрольному воспроизведению сигналов, тем больше высокие оценки за эти работы
    получают обучаемые, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки. В
    дальнейшем опорные сигналы надо несколько раз пересматривать, предоставлять
    другим преподавателям на согласование и анализ по сокращению.

    2.         
    Структурность. В
    сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями,
    границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность
    мышления, разделять общее и главное, выделять причинно- следственные связи. Всё
    эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения
    материала.

    3.         
    Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала
    рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

    4.         
    Автономность. Каждый
    из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости
    от других блоков опорного сигнала.

    5.         
    Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на
    опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений
    опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны
    напоминать широко распространённые образы.

    6.         
    Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить
    разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть
    выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной
    манере.

    7.         
    Цветовая наглядность. Запоминание
    материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов
    может быть окрашена в яркие цвета.

    Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по
    Шаталову В.Ф.

    1.          
    Внимательно читайте главу
    или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости
    смысловых частей текста.

    2.          
    Кратко изложите главные
    мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.

    3.          
    Сделайте черновой набросок
    сокращенных записей на листе бумаги.

    4.          
    Преобразуйте эти записи в
    графические, буквенные, символические сигналы.

    5.          
    Объедините сигналы в блоки.

    6.          
    Обособьте блоки контурами и
    графически отобразите связи между ними.

    7.          
    Выделите значимые элементы
    цветом.

    Можно
    действовать немного по-другому – читать текст и последовательно для каждого его
    фрагмента придумывать опорный сигнал. Переходить к другому фрагменту – рисовать
    сигнал для него, показывать взаимосвязь одного сигнала с другим. Опорные
    сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальные, не повторять друг друга.
    Однако личный опыт преподавания по методике и создания опорных сигналов
    показал, что определённый набор стандартных знаков облегчает процесс создания
    сигналов и отчасти их воспроизведение обучаемыми. Опорные сигналы можно
    создавать предварительно на черновике, затем перерисовывать их на плакатах,
    бумаге формата A4 (лучше рисовать их яркими гелиевыми ручками и фломастерами), затем
    их ксерокопировать, сканировать для обучаемых. Отсканированное изображение
    опорного сигнала для презентации обучаемым через проектор нужно будет сохранить
    в виде графического файла JPG, а затем поместить его в презентацию PowerPoint. Однако
    наиболее удобным вариантом по нашему мнению является создание опорных сигналов
    в графическом редакторе. Затем полученный сигнал сохраняется (экспортируется) в
    графический файл JPG, а после также помещается в презентацию PowerPoint. Примеры опорных сигналов в
    приложении.

                Когда усвоишь
    принцип составления опорных сигналов, то они получатся как бы сами собой. Преподаватели использовали опорные сигналы с незапамятных
    времен, заимствуя их друг у друга или изобретая заново. Шаталов задумался об их
    роли и стал применять опоры систематически. Каждую учебную тему он перевел на
    экономный язык опор. Они умещаются на одной страничке. Обучающимся несложно их
    воспроизвести и развернуть в полный рассказ,  нетрудно проверять.

     Сегодня мы
    объяснили новый материал по опорам, завтра дети напишут их за 5–10 минут.
    Результат: столбик оценок и регулярное активное повторение в азарте игры-самоконтроля.

     При этом
    рассказывать можно подробно, обращаться к обучаемым, приглашать их к дискуссии.
    Подавляющее количество высказанной информации благодаря связи с опорным
    сигналом также запомнится. Шаталов, характеризуя манеру изложения материала
    преподавателем, высказывается следующим образом: «Искусство владения словом —
    величайшее искусство педагога-воспитателя! Речь преподавателя должна быть
    такой, чтобы словам в ней было тесно, а мыслям — просторно». Как вариант можно
    рассказывать и одновременно рисовать опорный конспект на доске. Но в таком
    случае время рассказа заметно увеличивается. Лучше показывать опорные сигналы
    со слайдов через проектор.

    Значительная экономия времени, получаемая в результате
    некоторого увеличения скорости речи, позволяет проводить трехкратное (и более)
    изложение нового материала. Уровень же восприятия, и это давно уже доказано
    психологами, в основном зависит от числа повторов и возвратов к одному и тому
    же материалу.

    Упражнение по закреплению материала. После рассказа темы
    преподавателем надо дать обучаемым отдохнуть 5-10 минут, выдать им распечатки
    опорных сигналов и попросить их попарно рассказать друг другу материал по
    опорным сигналам. В парах один обучаемый рассказывает первую половину лекции,
    второй его слушает и поправляет, подсказывает, если это нужно. Вторую часть
    рассказывает уже второй обучаемый, а поправляет его первый. Всего на упражнение
    закрепления теоретического материала должно уйти 10-15 минут. Если Вы один –
    проговорите материал сами – устно или про себя. Итого на процесс
    теоретического изложения материала объёмом 10-15 страниц уйдёт около часа:
    40-45 минут на рассказ преподавателя и 10-15 минут на упражнение по закреплению
    материала. При этом по окончанию часа все обучаемые будут досконально и
    подробнейшим образом помнить весь изложенный материал. Никакой зубрежки,
    никакого сверхнапряжения. А материал, тем не менее, удивительным образом будет
    изучен.

    Опоры облегчают повторение, а повторение закрепляет опоры. Учебный
    успех усиливает положительную мотивацию и открывает дорогу к творчеству.

    Приложения

     

     

     

     

     

     

    Информационное
    обеспечение

    Периодические
    издания (отечественные журналы): 

    1.         
    Математика [Текст]: методический журнал для учителей математики / учредитель
    ООО «Чистые пруды». — Москва: ИД  «Первое сентября», 2008 — . — Ежемес. — [http://mat.lseptember.ru/].

    2.         
    Научные исследования
    в образовании [Текст]: приложение к журналу «Профессиональное образование.
    Столица» / учредители Департамент образования города Москвы; Российская
    академия образования; Академия профессионального образования. – 2006 – . –
    Москва: НИИРПО, 2008 – . – Ежемес.

    3.            
    Образование.
    Карьера. Общество [Текст]: учредитель ГОУ «Кузбасский региональный институт
    развития профессионального образования». – 2005 -.- Кемерово: ГОУ « КРИРПО»,
    2008 -.- Ежеквар. —
    [http://www.krirpo.ru/].

    4.            
    Профессиональное
    образование. Столица [Текст]: информационно-педагогическое, научно-методическое
    издание / учредители Департамент образования города Москвы; Российская академия
    образования; Академия профессионального образования. – 1997 – . – Москва:
    НИИРПО, 2008 – . – Ежемес. [
    http://www.eprofobr.ru/].

    Интернет-ресурсы:

    1.            
    Вся математика в одном месте – математический портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.allmath.ru, свободный. —  Загл. с экрана. – (Дата
    обращения: 27.08.2013).

    2.            
    Математика: справочник формул по алгебре и геометрии, решения
    задач и примеров. Математические формулы on-line
    [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pm298.ru, свободный.
    — 
    Загл. с экрана. — (Дата обращения: 27.08.2013).

    3.            
    Математика в нашем колледже [Электронный
    ресурс]. — Режим доступа: http://www.kptc.org/mathematic/index.html, свободный.
    — 
    Загл. с экрана.  — (Дата обращения: 27.08.2013).

    4.            
    Форум — математический сайт allmatematika.ru [Электронный
    ресурс]. — Режим доступа:
    http://www. allmatematika.ru,
    свободный. — 
    Загл. с экрана. —  (Дата обращения:
    27.08.2013).

    5.            
    Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lanbook.com/ebs.php, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. —  Загл.
    с экрана.-  (Дата обращения: 27.08.2013).

    6.            
    Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» [Электронный
    ресурс]. — Режим доступа:
    http://www.knigafund.ru/,
    для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация. — 
    Загл. с экрана.  — (Дата обращения: 27.08.2013).

     

    Зырянова Татьяна Евгеньевна преподаватель химии и биологии, стаж 23 года, высшая квалификационная категория ГБПОУ НСО Новосибирский колледж электроники и вычислительной техники, РФ

    Предисловие

    В силу своей профессии (преподаватель колледжа) и сферой научных интересов (эффективные образовательные технологии) стараюсь знакомиться с новыми подходами к обучению. Ещё в СССР такие были. Педагогики-новаторы разработали ряд методик обучения сильно увеличивающих эффектность занятий. Одна из таких — методика «Опорных сигналов» Шаталова В. Ф. В 1959 г. Виктор Федорович получил разрешение на внедрение своего метода. Ученики этой системы в 6-ом классе соревновались со студентами на олимпиадах и выигрывали! Обучение всей школьной программы завершалось к 8, 9 классу. Любой школьник, обучавшийся по системе, был, просто, вундеркиндом по сравнению с обычным учеником советской школы.

    Еще во время обучения в НГПИ я познакомилась с методикой Шаталова В. Ф. Целью обучения и воспитания обучающегося Виктор Федорович считает — создание условий, в которых каждый будет иметь возможность развивать свои способности. В своей книге «Учить всех, учить каждого» он пишет: «Наша экспериментальная методика исходит из того, что все дети — без исключения! — способны успешно овладеть школьной программой. Закон о всеобщем среднем образовании именно это и предполагает».

    Все обучающиеся, безусловно, разные, но это совсем не означает, что в ком-то заложены способности к знаниям, а в ком-то — нет. Поэтому преподаватель в своей педагогической деятельности должен обращать внимание на возможности каждого своего ученика, пробуждая тем самым в нем осознание себя личностью, ответственной за свои поступки, и потребность в познании.

    Эффективность методики В. Ф. Шаталова подтверждают следующие факты:

    •  Уже первый экспериментальный класс завершил изучение школьного курса на два года раньше программы, все 33 ученика стали студентами вузов, 17 из них получали повышенные стипендии. Из безнадежных, казалось, учеников (экспериментатору отдавали классы «Г» и «Д») вышли 61 кандидат наук, 12 докторов.
    •  Донецк был педагогической Меккой, благодаря Шаталову В. Ф. Последователи успешно работают по всему миру. Людмила Москалина, бывшая московская учительница — в Чикаго, Ли Игао — в Пекине, Вольтер Чантурия — в Батуми и т. д.
    • В период перестройки Шаталова увенчали званиями и… постарались забыть. Были дела поважнее, да и перед Западом неловко. Там переходят с 11 лет обучения на 12, а наш чудак — с 10 лет на 9, затем 8 и 7. С развалом Союза эксперимент прекратили.
    •  Шаталов, тем временем, совершенствовал свою систему. На восьмом десятке жизни ездил по СНГ, учил детей. Однажды преподал годовой курс геометрии в детской колонии за 3,5 часа (по 30 минут в день). У экзаменаторов наворачивались слезы — таких безупречных ответов они не слышали и в математических классах. Подвижника удостоили орденом Николая Чудотворца, премии Сороса, избрали Почетным президентом итальянской Ассоциации «Данте Алигъери», книги издали в 17 странах.
    •  «Откуда такое чудо?» — спрашивают мамы. Бабушки не задают вопросов. Они помнят Шаталова по передачам из Останкино, по газетным публикациям, фильмам. В ТЮЗе больше десяти лет шла пьеса С. Л. Соловейчика о Шаталове. Даже бабушки из Тель-Авива, Нью-Йорка, Риги покупают по Интернету все книги и видеоуроки, а внуков на учебу везут не в Лондон, а в Москву. Система Шаталова не сказка. Впрочем, о нем и сейчас вспоминает пресса и телевидение.

    [По материалам публикации «Система Шаталова. Годовой курс — За 10 часов!» Кандидата философских наук С. Виноградова. Журнал «Наука и жизнь» № 2, 2008г.]

    Я освоила эту методику и уже более 10 лет использую ее на занятиях в колледже. Личный опыт внедрения данной методики преподавания в НКЭиВТ на дисциплинах «Химия», «Биология», «Экологические основы природопользования» на 1 и 2-ом курсах показал, что опорные сигналы позволяют обучающимся за 35-40 минут освоить большой объём материала (10-15 страниц текста). Знания остаются в памяти обучающихся на очень длительное время (многие годы по опыту Шаталова В. Ф. и др. преподавателей). Для восстановления в памяти знаний достаточного простого упражнения в течение максимум пяти минут — проговорить теорию по опорному сигналу.

    Дополнительный положительный эффект данной методики — в кратчайшие сроки развиваются ораторские способности — можно практически как Сергей Ервандович Кургинян часами рассказывать материал — ярко, эмоционально, ничего не забывая из фактов, которые нужно привести, имея под рукой опорный конспект.

    Если перевести нужные материалы на опорные сигналы, то их можно преподавать в кратчайшие сроки, очень быстро готовить участников олимпиад, научно-практических конференций, для популяризаторской деятельности, для подготовки к аналитическим дискуссиям — т. к. они наиболее плодотворны, когда участники на очень хорошем уровне владеют необходимым материалом. Помнят, что откуда берётся.

    А теперь собственно немного о методике
    Опорные сигналы. Методика создания

    В большинстве учебников и образовательных программах за небольшим теоретическим изложением следует череда задач и упражнений, т. е. имеется возможность сразу применить полученные знания на практике. Но еще совсем неизвестно, получены ли знания. Теоретическая база — это основа всего, и если хотя бы одна ее часть усвоилась непрочно, то смысла в последующей практике не будет. К тому же совершенно ясно то, что стремление и желание познать и применить свои знания на практике появляется лишь в том случае, когда они прочно поняты, усвоены и закреплены. Поэтому Шаталов предлагает изложение материала большими блоками, где можно не только осмыслить каждую часть, но и почувствовать взаимосвязи между разными темами.

    После развернутого изложения теоретического материала предлагается его сжатое представление в виде опорных сигналов.

    Опорный сигнал — набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.

    Здесь идет работа с памятью обучающегося и с такой ее функцией как способность к ассоциациям.

    «Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия». [1, 160] К тому же содержат ту часть информации, которая является звеном остального и способна это остальное вытянуть за собой. Опорные сигналы ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память, ведь необычный вид рисунка или изображения прочно закрепится учеником и затем при вспоминании вызовет цепь информационных посылок, которая в нем спрятана.

    Опорный конспект — система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки.

    Т. е., если нарисовать графический знак и объяснить, почему он должен ассоциативно связываться с определённым материалом, то автоматически запомнится как знак, так и сам материала. Задача объяснения и запоминания теоретического материала, таким образом, сводится к созданию для каждого фрагмента теоретического материала своего значка — опорного сигнала. Вместе, увязанные и обозначенные на рисунке причинно-следственными связями, они образуют единую систему объяснения теоретического материала. Далее необходимо объяснить суть ассоциаций сигналов c теорией — и материал будет усвоен.

    Красочные, многообразные, необычные, опорные сигналы притягивают, создают игровую, непринуждённую обстановку при обучении, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмысленность представлений об основных закономерностях и понятиях в их взаимосвязях.

    Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:

    1. Лаконичность. Оптимальная схема должна учитывать ограниченный объём информации, которая может быть воспринята учеником одномоментно. Поэтому эффективность схемы прямо пропорциональна количеству тезисов-идей и обратно пропорциональна количеству символов-блоков, их выражающих. Число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. В опорном сигнале должно быть лишь несколько слов (300-400 печатных знаков). Чем меньше печатных знаков, тем более притягательны опорные сигналы для обучающегося, тем меньше времени он тратит на самоподготовку, тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов, тем более высокие оценки за эти работы получают обучающиеся, тем охотнее исправляют свои нежелательные оценки. (Опорные конспекты для разных групп студентов могут быть разными — необходимо учитывать уровень базовых знаний студентов при составлении первых совместных опорных конспектов).

    2. Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно-следственные связи. Всё эти навыки развиваются у студента незаметно для него — просто в ходе изучения материала.

    3. Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

    4. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.

    5. Ассоциативность и образность. Должны возникать и запоминаться четки ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.

    6. Доступность воспроизведения от руки и доступность понимания. Обучаемые должны будут по памяти воспроизводить разобранные опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой форме воспроизводимой от руки на бумаге, а не в высокохудожественной манере. Сигналы должны быть логичны и понятны всем. Полезный приём при составлении опорных сигналов — использование удобно-читаемых аббревиатур.

    7. Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т. е. воздействует на студента своими эстетическими качествами.

    8. Компактность расположения учебного материала. Максимум — 1 страница.

    9. Занимательность и парадоксальность. Очень хорошо, если есть возможность вставить изображение, которое вызвало бы удивление, недоумение или восторг. (Я часто использую картинки при составлении опорного конспекта в PowerPoint).

    Перечисление этапов работы по созданию опорного сигнала по Шаталову В. Ф.

    1. Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.
    2. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.
    3. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.
    4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
    5. Объедините сигналы в блоки.
    6. Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.
    7. Выделите значимые элементы цветом.

    Лично я действую, пожалуй, немного по-другому — читаю текст и последовательно для каждого его фрагмента придумываю опорный сигнал. Перехожу к другому фрагменту — рисую сигнал для него, показываю взаимосвязь одного сигнала с другим. Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальны, не повторять друг друга. Однако личный опыт преподавания по методике создания опорных сигналов показал, что определённый набор стандартных знаков облегчает процесс создания сигналов и отчасти их воспроизведение обучающимися.

    Опорные сигналы можно создавать предварительно на черновике, затем перерисовывать их на плакатах, бумаге формата A4 (лучше рисовать их яркими гелиевыми ручками и фломастерами). Затем их ксерокопировать для студентов, сканировать для использования при рассказе теоретического материала, демонстрируя их через проектор. Отсканированное изображение опорного сигнала для презентации нужно сохранить в виде графического файла JPG, а затем поместить его в презентацию PowerPoint. Однако наиболее удобным вариантом, по моему мнению, является создание опорных сигналов в графическом редакторе. Затем полученный сигнал сохраняется (экспортируется) в графический файл JPG, а после также помещается в презентацию PowerPoint.

    Пример опорного сигнала

    Приведу пример фрагмента опорного конспекта по теме «Электролиз», выполненного в PowerPoint. Данный фрагмент — один слайд!

    Вся презентация состоит из трех слайдов: титульный, «Электролиз расплава NaCl», «Электролиз раствора NaCl» и «Электролиз растворов и расплавов электролитов». Объяснение данного фрагмента составляет, максимум, 5 минут

    Изложение теоретического материала с помощью опорных сигналов преподавателем

    Изложение теоретического материала по опорным сигналам проходит следующим образом.

    1. Преподаватель через систему ноутбук-проектор запускает файл с презентацией PowerPoint с опорными сигналами (как альтернативу можно использовать большой плакат или доску с нарисованными опорными сигналами).

    2. Преподаватель последовательно излагает теоретический материал, указывая на соответствующие его словам опорные знаки. Наиболее удобно указывать на опорные сигналы лазерной указкой. При использовании документ-камеры можно указывать на сигналы, изображенные на листе бумаге обычной ручкой.

    3. Излагая материал, преподаватель объясняет, почему тот или иной знак ассоциируется с тем, о чём он говорит. При этом материал необходимо изложить несколько раз — минимум три.

    Перечислю последовательность, технику и значимость повторений:

    1. Наиболее полно изложить один логический фрагмент материала (соответствует обычно 1-2 абзацам текста), объясняя ассоциацию с опорным сигналом. При этом рассказывать можно подробно, обращаясь к студентам, приглашая их к дискуссии. Большая часть высказанной информации благодаря связи с опорным сигналом запомнится. Шаталов, характеризуя манеру изложения, материал преподавателем высказывается следующим образом: «Искусство владения словом — величайшее искусство педагога-воспитателя! Речь учителя должна быть такой, чтобы словам в ней было тесно, а мыслям — просторно». Как вариант можно рассказывать и одновременно рисовать опорный конспект на доске. Но в таком случае время рассказа заметно увеличивается. Лучше показывать опорные сигналы со слайдов через проектор. Иногда полезно на доске дорисовывать опорные сигналы, отражая ряд забавных или запоминающихся перипетий занятия. Отдельные штрихи, цифры и записи откликнутся в памяти студентов и интонацией, и жестами, и мимикой преподавателя. Листы с итоговыми сигналами будут источать шутки, гнев, недоумение, озарения открытий — все страсти, бушевавшие на занятии. Технически это можно сделать посредством инструментов «ручка», «фломастер» при показе слайдов презентации (нижний левый угол экрана), нарисовав знак мышкой или специальной ручкой прямо на доске, если доска интерактивная. Если презентации идёт через документ-камеру, то дополнительные записи можно нанести ручкой непосредственно на лист с сигналами.

    2. Повторить сказанное ещё раз, но уже можно быстрее. Можно во второй (или если рассказываемый фрагмент один из наиболее важных во всей лекции — третий или четвёртый) раз уже не пояснять логику ассоциации опорного сигнала с теорией. Трудный поворот мысли можно объясняет по два, три, четыре раза подряд: «Внимание, еще раз… Еще раз… Все поняли? Еще раз…» Без всякого стеснения можно повторять одно и то же, пока все обучаемые не увидят кристально ясно логическую схему вопроса.

    3. После изложения всего листа (одного экрана презентации) опорных сигналов необходимо также быстро снова повторить весь рассказ. В течение 3-5 минут необходимо выдать квинтэссенцию всего, о чем шел рассказ в течение 15-20 минут. Если при первом изложении обучаемые, как правило, внимательно слушают преподавателя, то при повторном изложении это внимание ещё более усиливается. Обучаемые проверяют, насколько хорошо они запомнили материал и ассоциации сигналов.

    4. По завершению всей лекции можно с самого начала ещё раз пройтись по узловым моментам лекции, демонстрируя опорные сигналы. Если работать с подготовленной серьёзной внимательной аудиторией слушателей, то и количество повторений можно сократить до двух. Чрезмерного увеличение времени изложения материала при переходе на рассказ по опорным сигналам с трёх и более кратном повторении материала не произойдёт. Поскольку записывать студентам ничего не надо будет. Они только слушают преподавателя, отвечают на его вопросы, сами дополняют и рассказывают истории из практики. Говорить вполне можно быстро, но чётко — это будет усваиваться также как и медленная речь. Возрастание скорости речи учителя и учащихся на занятиях (это кажется в некотором роде неожиданностью) никоим образом не отражается на восприятии учебного материала.

    Как должны вести себя студенты

    Очень важно объяснить обучаемым особенно тем, кто в первый раз столкнулся с такой методикой, что им не надо ничего записывать, а только слушать и запоминать ассоциации. Очень многие поначалу будут не доверять. Их личный опыт будет говорить, что, невозможно просто прослушав материал, не делая записей, всё подробнейшим образом запомнить.

    Кто-то попытается записывать, а делать этого как раз не надо. Как правило, те, кто что-то записывают, отвлекаясь на записи, не могут запомнить материал, рассказанный по опорным сигналам и далее подробно воспроизвести. Невозможно с равной эффективностью делать 2 дела: слушать преподавателя, запоминая ассоциации и записывать.

    Очень интересные соображения по этому вопросу выказывает великий немецкий философ, психолог и психоаналитик Эрих Фромм в своей знаменитой книге «Иметь или быть»: «Записи представляют собой еще одну форму отчужденной памяти. Записывая то, что я хочу запомнить, я приобретаю уверенность в том, что владею информацией, и потому не стараюсь удержать ее в своей голове. Я уверен в своей собственности — ибо, только потеряв записи, я теряю также и память об этой информации. Я утрачиваю свою способность к запоминанию, ибо мой банк памяти превратился в экстернализованную в виде записей часть меня самого…

    Наблюдая за собой, можно легко убедиться в том, что при ведении всякого рода записей снижается способность к запоминанию, однако здесь могут оказаться полезными несколько типичных примеров. Один из таких примеров можно каждый день наблюдать в магазинах. Сегодня продавец лишь в редких случаях станет выполнять элементарное сложение двух-трех чисел в уме, вместо этого он немедленно потянется к счетной машине. Другой пример относится к учебной деятельности. Преподавателям хорошо известно, что те студенты, которые на лекции тщательно записывают каждое предложение, по всей вероятности, поймут и запомнят меньше, чем те, кто полагается на свою способность понять и, значит, запомнить хотя бы самое существенное. Далее, музыканты знают, что тем, кто очень легко читает ноты с листа, труднее запомнить музыкальный текст без партитуры [Этой информацией я обязан д-ру Моше Будмору]. (Тосканини, который, как известно, обладал феноменальной памятью, служит прекрасным примером музыканта, ориентированного на способ бытия.)

    И наконец, последний пример: работая в Мексике, я заметил, что память людей неграмотных или редко прибегающих к письму, намного, превосходит память хорошо образованных жителей развитых стран. Помимо всего прочего, этот факт позволяет предположить, что грамотность отнюдь не является тем благом, которым ее представляют, особенно если люди используют ее только для того, чтобы поглощать информацию, обедняющую их воображение и способность к переживанию».

    Упражнение по закреплению материала

    После изложения материала темы надо дать студентам отдохнуть 5-10 минут, выдать им распечатки опорных сигналов и попросить их попарно рассказать друг другу материал по опорным сигналам.

    В парах один студент рассказывает первую половину лекции, второй его слушает и поправляет, подсказывает, если это нужно. Вторую часть рассказывает уже второй студент, а поправляет его первый. Всего на упражнение закрепления теоретического материала должно уйти 10-15 минут.

    Итого на процесс теоретического изложения материала объёмом 10-15 страниц уйдёт около часа: 40-45 минут на рассказ преподавателя и 10-15 минут на упражнение по закреплению материала. При этом по окончанию часа все студенты будут хорошо помнить весь изложенный материал.

    Никакой зубрежки, никакого сверх напряжения! А материал тем менее удивительным образом будет изучен.

    Для того чтобы материал запомнился с высокой степенью надёжности студентам надо воспроизвести опорные сигналы по памяти.

    Вызубрить опорные сигналы практически невозможно, не понимая их смысл, и напротив, понимая, что они обозначают, это не составляет никакого труда. Сначала студент должен попытаться на листе воспроизвести сигналы (можно немного подсматривать). В следующее тренировочное воспроизведение подсматривать, скорее всего, уже не придётся. Итого мы имеем не более 2-х тренировочных воспроизведений.

    И в заключении

    Опорные сигналы выступают лишь средством, но средством многофункциональным, пронизывающим весь учебный процесс.

    Они применяются:

    •  как средство наглядности и образец логического свертывания большого объема информации при объяснении нового материала;
    •  как дидактический материал для организации закрепления;
    •  как средство организации домашней подготовки;
    •  как памятки для повторения, обобщения и систематизации изученного;
    •  как средство контроля;
    •  как форма письменного ответа обучающихся при проведении контроля;
    •  как форма отчета практической работы и др.

    Вариантов использования методики В. Ф. Шаталова множество. Разумеется, один и тот же метод в его исходном виде, таком, какой был разработан педагогом-новатором, невозможно полностью повторить со всеми нюансами и, на мой взгляд, совсем не нужно. Опорные сигналы вполне реально использовать как инструмент обучения на уроках, что и делалось со времен утверждения методики Шаталова. «Компактные опорные сигналы могут надежно работать только тогда, когда они станут обязательной частью целостной методической системы». [1, 157] Главное — не нарушить этой целостности и органичности технологии, которую подарил нам великий педагог.

    P. S.

    1. Когда студенты поймут логику составления опорных конспектов, я даю задание самостоятельно составить его по определенной тематике (чаще использую такие задания на практических занятиях по химии и биологии). Для этого разработаны 2 вида инструктивных карт, содержащих алгоритм составления опорного конспекта. I-ый вид инструкции содержит конкретные опорные сигналы, которые нужно связать воедино, выделив главные. II-ой — предлагает разработать опорные сигналы и затем составить опорный конспект.

    2. Самые наглядные и запоминающиеся, на мой взгляд, — опорные конспекты, выполненные в PowerPoint. Главное условие успешного опорного конспекта в PowerPoint — должен быть размещен на одном слайде. Ключевые блоки — каждый на отдельном слайде. Вся презентация должна быть очень хорошо анимирована!!!

    Список литературы:

    1. Шаталов В. Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
    2. Шаталова В. Ф. Эксперимент продолжается — М. Педагогика, 1989. — 336 с.
    3. Erich Fromm «To Have Or to Be?» © Copyright Эрих Фромм, 1997 © Copyright Войскунская Н., Каменкович И., Комарова Е., Руднева Е., Сидорова В., Федина Е., Хорьков М., перевод с английского — М: «АСТ», 2000 — 448 с.
    4. Виноградов С. Система Шаталова. Годовой курс — За 10 часов! / Журнал «Наука и жизнь» № 2, 2008 г

    Развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем отобранных для урока параграфов или обычное объяснение учителя у доски (с мелом, наглядностью, ТС О).

    Повторное краткое объяснение учителя по красочному плакату – опорному конспекту. Сжатое объяснение учебного материала по опорному плакату (увеличенная копия листа с опорными сигналами), озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.

    Фронтальное закрепление учебного материала по блокам конспекта, организуемое учителем и воспроизведение опорного конспекта в тетрадях учащимися. В.Ф. Шаталов назвал этот этап – изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.

    Самостоятельная работа учащихся дома: опорный конспект + учебник + помощь родителей.

    Памятка учащемуся: вспомни объяснение учителя, используя конспект; прочти заданный материал по книге; сопоставь прочитанное с конспектом; расскажи материал учебника с помощью конспекта; запомни наизусть конспект как опору рассказа; воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.

    Письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке или первое повторение – фронтальный контроль усвоения конспекта (урок – контроль конспекта).

    Ответы по опорным сигналам (письменные и устные: все учащиеся воспроизводят опорный конспект по памяти, учитель проверяет работы по мере поступления, одновременно идет «тихий» и «магнитофонный» опрос.

    Постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи – «педагогический десант» – не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).

    Успех обучения во многом зависит от повторения. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторной – приводит к тому, что хочет ученик или не хочет, он все равно будет знать и уметь все, что требуется.

    Интересно

    Формами контроля в данной технологии выступают письменный Контроль по опорным конспектам, самостоятельные работы, устный громкий опрос, «тихий» опрос, магнитофонный опрос, парный взаимоконтроль, групповой взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.

    Каждая оценка, полученная учениками, заносится на открытый для обозрения лист группового учета знаний. Каждый учащийся имеет право исправить полученную отметку на более высокую, В этом состоит принцип открытых перспектив. Каждая оценка должна быть стимулом для учебной деятельности и вызывать положительную реакцию.

    Причина успехов опорных конспектов В.Ф. Шаталова может быть найдена и в том, что они решали одну из самых сложных проблем массового обучения – проблему проверки домашнего задания у каждого ученика на каждом уроке. Одного взгляда учителя на опорный сигнал было достаточно, чтобы справедливо оценить работу каждого ученика.

    Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Работа в атмосфере успеха всегда приносит позитивные результаты обучения.

    Технология В.Ф. Шаталова реализуется в соответствии со специальной организацией мнемической деятельности учащихся, которая и обеспечивает прочность знаний, готовность учащихся к их актуализации в соответствии с решаемой учебной задачей.

    В.Ф. Шаталовым разработан своеобразный путь реализации принципа формирования мнемической деятельности как основы развивающего обучения (З.И. Калмыкова). Его система обучения направлена на прочное усвоение и оперативное применение знаний.

    В.Ф. Шаталов не просто провозгласил, что от веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания, но и всей своей практической деятельностью доказал данный постулат.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти чехол от airpods дома
  • Как правильно составить бизнес план образец бесплатно для самозанятых граждан
  • Как найти уровень фондоотдачи
  • Как найти партнеров по перевозке грузов
  • Как найти одноклассников в комсомольске