Как составить определение понятия для детей

Определение понятий.

Понятием называется форма мышления, которая
обозначает какой-либо объект или его свойство. В
окружающем нас мире существует бесконечное
множество различных объектов и свойств, а в нашем
сознании они отражаются в виде понятий.

Одной из важных логических операций с
понятиями, которая постоянно используется как в
научном, так и в повседневном мышлении, является
операция определения понятия. Определение
понятия — это логическая операция, которая
раскрывает его содержание.

Определения бывают явными и неявными. Явное
определение ставит своей целью непосредственное
раскрытие содержания некоего понятия, получение
прямого ответа на вопрос, чем является объект,
который оно обозначает. Явное определение имеют
форму совпадения двух понятий. Например:
Термометр — это физический прибор,
предназначенный для измерения температуры.
Периметр — это сумма сторон какой-нибудь
геометрической фигуры. Неявное определение
может быть контекстуальным и остенсивным.
Контекстуальное определение раскрывает
содержание понятия не прямо, а косвенно, с
помощью того контекста, в котором это понятие
употребляется. Например, из следующей фразы: Во
время этого грандиозного эксперимента
сверхточные термометры зафиксировали
температуру в 1000?С косвенно следует ответ на
вопрос, что такое термометр, вытекает неявное
определение этого понятия. Остенсивное
определение используется для введения термина
путём демонстрации объекта, который этим
термином обозначается. Поэтому эти определения
ещё называют определениями путём показа.
Например, таким способом определяются в
начальной школе равенства и неравенства.

Понятно, что определениями в полном смысле
этого слова надо считать явные определения.

Определения также бывают реальными и
номинальными. Реальное определение раскрывает
содержание понятия, обозначающего какой-либо
объект, а номинальное раскрывает значение
термина, в котором выражено какое-либо понятие.
Например: Термометр — это физический прибор,
предназначенный для измерения температуры (реальное
определение). Слово «термометр» обозначает
физический прибор, предназначенный для
измерения температуры (номинальное определение).

Существует несколько способов определения
понятий, но среди них выделяется классический
способ определения, который заключается в том,
что определяемое понятие подводится под
ближайшее к нему родовое понятие, после чего
следует указание на его видовое отличие.
Классический способ определения понятий также
часто называют определением через род и вид.
Например: Квадрат — это геометрическая фигура (родовое
понятие), у которой все стороны равны и углы
прямые (видовое отличие).

Правила определения понятий:

1. Определение не должно быть широким, т.е.
определение не должно превышать своим объёмом
определяемое понятие.

2. Определение не должно быть узким, т.е.
определение не должно быть по своему объёму
меньше определяемого понятия.

3. В определении не должно быть круга, т.е. в
определении нельзя употреблять понятия, которые
являются определяемыми.

4. Определение не должно быть двусмысленным, т.е.
в нём нельзя употреблять термины в переносном
значении.

5. Определение не должно быть сложным и
непонятным.

6. Определение не должно быть отрицательным.

Формирование мыслительных операций.

В настоящее время ни в одном из изучаемых
школьных предметов учащиеся не знакомятся с
логической структурой определений: они просто
заучивают огромное их число. И если ученик что-то
забывает в определении, он не может путём
логического рассуждения восстановить забытое, т.к.
не знает структуры определений, не владеет
правилами их построения.

Последовательность логических операций
мышления может быть представлена следующим
образом:

а) понятие, которому мы должны дать определение,
является видовым (В);
б) подробно знакомимся с видовыми отличиями
данного понятия (Р);
в) подбираем родовое понятие к данному видовому (А).

Таким образом, формула определения будет
выглядеть так: В=А и Р.

Чтобы научиться строить определения, нужно
освоить следующие мыслительные операции:

а) отнесение понятия к роду;
б) установление последовательности подчинения
понятий;
в) выделение видового отличия;
г) проверка правильности определения.

Примерные задания для формирования данных
мыслительных операций:

а) Выпишите слова в нужный столбик таблицы из
данного перечня слов: тарелка, пальто, диван,
кровать, кастрюля, рубашка, сковорода, блузка,
стол.

Подберите к каждому понятию из первого
столбика родовое понятие из второго столбика.

Видовые понятия Родовые понятия
Щука Школьные принадлежности
Платье Насекомое
Пенал Растение
Пчела Одежда
Берёза Рыба

б) Заполните 1 и 3 столбики таблицы. Более узкие
понятия и более широкие понятия выберите из
перечня слов: черника, одежда, коза, ягода, чтение,
футбольный мяч, книга, сарафан, игрушка, животное.

Самое узкое понятие Среднее понятие Самое широкое понятие
  Лесная ягода  
  Учебник  
  Домашнее животное  
  Мяч  
  Летняя одежда  

в) Заполните пропуски в предложениях.

Тарелка — это посуда для ________________________.

Окончание — это часть слова _____________________.

Глагол — это часть речи _________________________.

Утюг — это ___________ для _____________________.

г) Правильность определения можно проверить,
переставив местами подлежащее и сказуемое в
определении. Если при такой перемене предложение
остаётся верным, то определение дано правильно.

Например:

1) Жеребёнок — это маленькая лошадка.

2) Жеребёнок — это детёныш лошади.

Переставив местами подлежащее и сказуемое в
первом определении, мы получим:

Маленькая лошадка — это жеребёнок. Это
определение является неверным, т.к. не всякая
маленькая лошадка является жеребёнком. Даже
взрослая пони является маленькой лошадкой.
Детёныш лошади — это жеребёнок. Определение
остаётся правильным.

Задание: Вставьте в определение нужное слово.
Проверьте полученное определение.

Остров — это часть суши, которая ____________________________.

Слова для справок:

1) с трёх сторон омывается водой;

2) со всех сторон омывается водой.

Методические приёмы работы над
определением понятий

В начальной школе учащиеся встречаются с
большим количеством абстрактных понятий. Чтобы
запомнить определения этих понятий, учащиеся
должны осознать, понять их смысл. В этом помогут
следующие методические приёмы работы над
определением понятий:

1. Тема «Уравнение» изучается в 4 классе по
учебнику математики Истоминой Н.Б. Учащиеся
вполне самостоятельно могут дать определение
понятию «уравнение».

x + 35 = 70

45 — x = 20

x : 4 = 80

— Чем похожи эти записи? (Это равенства. В них
есть неизвестное число.)

— Эти записи называются уравнением.

— Попробуйте дать определение уравнению. (Уравнение
— это равенство, содержащее неизвестное число.)

2. В русском языке для осознания смысла терминов
«падеж» и «склонение» необходимо
обратиться к их происхождению. Грамматический
термин «падеж» является переводом
латинского слова casus («падение») на русский
язык. Ещё греческие учёные заметили, что
существительные (слова, называющие предметы)
имеют свою основную, прямую форму и косвенную.
Косвенная форма как бы отклоняется от прямой.
Отсюда известный термин «склонение». Слова,
употребляются в речи, «падают» той или иной
формой. Дать определение термина «склонение»
теперь не составит труда.

Склонение — изменение слов по падежам.

Падеж — это грамматическая категория, выражает
отношение существительного к другим словам
словосочетания и предложения. Это определение не
требуется знать учащимся.

3. Фрагмент урока русского языка в 3 классе по
учебнику Репкина В.В. Тема «Предлоги как
дополнительное средство выражения падежных
значений слова».

  • Проблемная ситуация.

— Составьте предложение, используя только эти
слова:

Алла, беседует, Инна

  • Фиксирование проблемы.

— В чём возникла проблема? (Нельзя составить
предложение, используя только эти слова).

  • Постановка учебной задачи (детьми с помощью
    учителя).

— Найти новое слово, чтобы получилось
предложение. Выяснить, какую работу выполняет
это слово.

  • Открытие нового знания.

— Вставьте новое слово. Какое предложение у вас
получилось? (Анна беседует с Инной. Инна беседует
с Анной.)

— Как называется слово с ? (Это предлог).

— Какую работу выполняет предлог в предложении?
(Связывает слова по смыслу).

— Какое слово изменилось при появлении предлога
с? (Инна в 1-ом предложении, Анна во 2-ом).

— Что изменилось в этих словах? (Падеж, окончание.
С Инной, с Анной Т.п.)

— Какую работу выполняет предлог ещё? (Выражает
падежное значение слова).

— Итак, предлог связывает слова в предложении и
выражает падежное значение слова вместе с
окончанием. Теперь дадим определение понятию «предлог».

— Предлог — это служебное слово, которое
_____________________________________ (учащиеся самостоятельно
продолжают).

Предлог — это служебное слово, которое
связывает слова в предложении и выражает
падежное значение слова вместе с окончанием.

4. В учебнике русского языка для 2 класса Бунеева
Р.Н. нет точного определения понятия «приставка».
Есть только предложения: Приставка стоит перед
корнем. Приставки образуют новые слова. Можно
предложить учащимся вставить слова в
определение, используя данные предложения.

— Приставка — это часть слова, которая
________________________.

Приставка — это служебная часть слова, которая
стоит перед корнем и служит для образования
новых слов.

5. Запомнить лучше определения понятий: «имя
существительное», «имя прилагательное»,
» глагол» учащимся начальной школы помогут
следующие опорные таблицы:

Имя существительное

предмет

кто? что?

______ _ _ _ _ _ _ _ _

Имя прилагательное

признак
предмета

какой? какая? какое? какие?

__________

Имя Прилагательное

    Глагол

действие предмета

что делать? что сделать? и др.

__________

__________

6. Окружающий мир. 2 класс.

В учебнике Вахрушева А.А. «Наша планета Земля»
не точного определения понятия «горы». Даны
предложения:

Горы всегда высоко поднимаются над земной
поверхностью.

Иногда они бывают островершинными, но иногда
имеют и плоские вершины.

Можно предложить учащимся самостоятельно дать
определение понятию «горы», используя эти
предложения и определение в учебнике понятия «равнины»
(Равнины — это ровные или холмистые участки суши с
небольшими перепадами высот).

Горы — это участки суши, высоко поднимающиеся
над земной поверхностью.

Литература:

  1. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. — М.:
    Айрис-пресс, 2005.
  2. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. — Ярославль:
    Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  3. Киргуева Ф.А. Работа над математическими
    понятиями в начальной школе //Начальная школа. —
    2001. — № 6.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский
    язык. Учебник для 2-го класса (1-4). — М.: Баласс, 2000.
  5. Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. Учебник для 2-го
    класса «Наша планета Земля». В 4-х частях.
    Часть 2. — М.: Баласс, 2006.
  6. Русский язык. Математика. В таблицах 1-4 класс. — М.:
    «Издат-школа 2000».

Мастер-класс
«Технология работы с определениями  понятий в начальной школе».

Основная моя педагогическая идея – это
повышение мотивации к изучению предметов. Нам, учителям, часто кажется, что
достаточно найти подход к ученику, найти его «заветную кнопку» и ребёнок сразу
начнет учиться.  Достаточно пообещать хорошую оценку или включить в урок
игровые моменты, информационные технологии. Но это все помогает на короткий
период, на долгосрочную перспективу эти мотивы уже не работают, поэтому учителю
приходится каждый раз искать все новые и новые подходы, чтобы исключить эффект
«привыкания».

Беда сегодняшнего времени в том,
что современные дети не ленивы, не глупы, они просто не умеют учиться – не
умеют работать с текстом: анализировать его, выделять главную мысль,
пересказывать, давать определения т.п.

А помочь нам в этом может математика
— наука, в которой существуют и давно работают, для всех этих учебных действий
простые и эффективные алгоритмы.

Давайте попробуем их использовать. А для этого, проведём
небольшой эксперимент.

Перед вами чистые листы бумаги.

-Напишите каждый по существительному.

-Присоедините к существительному любой из следующих
префиксов: архи(сверх), анти(противоположный),
поли(много), псевдо(ложный,
мнимый), амфи(двойственность), гипер(сверх меры).

         -Прочитайте, что у вас получилось. -А теперь,
кто из вас сможет дать определение получившимся понятиям? Трудно, не правда ли?

 Представьте теперь детей, которые придя в школу, пытаются
давать определения трудным наполовину понятным для них  понятиям.

А ведь определения играют очень важную роль не только в науке, но и
в повседневной жизни.

        
-Как вы думаете, в каком возрасте дети знакомятся с первыми определениями?

С
первыми определениями ребёнок знакомится не в школе, а в раннем детстве, где
значение слов и словосочетаний даётся путем непосредственного указания на
предмет.  В детстве мы именно так начинали усваивать родной язык. Когда мама
показывала нам на собаку или кошку и говорила: «Вот собачка!» или
«Вот киска!», и у нас постепенно формировались
значения этих слов.

 Значение некоторых слов трудно, а порой и невозможно,
выразить иными словами и в этом случае мы прибегаем к помощи остенсивных определений.

Остенсивное определение используется для
введения термина путём демонстрации объекта, который этим термином
обозначается. Поэтому эти определения ещё называют определениями путём показа.
Например, таким способом определяются в начальной школе равенства и
неравенства.

-Что такое «красный цвет?»

 —
Попробуйте разъяснить это с помощью слов, — едва ли что-нибудь получится! В
таких случаях следует просто указать пальцем: «Вот, у этого предмета
красный цвет».

 Это только в раннем детстве, а в школе мы требуем, нам просто
необходимо, чтобы ребёнок знал определения, без которых не произойдет усвоение
нового материала.       

В
настоящее время ни в одном из изучаемых школьных предметов учащиеся не
знакомятся с логической структурой определений: они просто заучивают огромное
их число. И если ученик что-то забывает в определении, он не может путём логического
рассуждения
восстановить забытое, т.к. не знает структуры определений, не
владеет правилами их построения.

На самом деле, если присмотреться, то любое определение (дефиниция) 
есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или устанавливает
значение термина.

Очень часто в наших учебниках можно встретить
определения такого вида:

~    Квадрат – это прямоугольник,
у которого все стороны равны и углы прямые.

~   
Приставка – это
значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых
слов.

~   
Имя
прилагательное –
это часть речи, которая обозначает признаки предметов
и отвечает на вопросы какой? какая? какое?

-Подумайте,
что общего в том, как даны эти определения?

Эти определения построены по одному алгоритму, через
ближайший род и видовое отличие. В приведенных примерах родовым являются понятия “прямоугольник”, “значимая
часть слова”, “часть речи”.   Признак, который
является общим, для целого класса объектов
, называется родовым, а
сам этот класс – родом.

Признаки, при помощи которых определяемый объект выделяется из класса объектов, отличаются
от других называются видовым отличием
. Видовых отличий может быть
несколько.

-Перед вами два определения. (читаю их)

Предложение – это
группа слов, которая выражает законченную мысль.

Определение —  это
второстепенный член предложения, который     отвечает на         вопросы КАКОЙ?
ЧЕЙ? и обозначает признак предмета.

Найдите
родовое понятие.

-Где в
этих определениях видовое отличие?

А
теперь давайте попробуем дать определение следующим несуществующим понятиям:

~   
Кальчуган
(одежда, которую носят мальчики)

~   
 Архивирус
(программа, защищающая компьютер от вирусов)

~   
Мыслемер
(прибор для измерения скорости мысли)

~   
Спехомания
(особенность человека, когда он постоянно спешит)

-Потренируемся.

Упражнения для работы с понятиями:

1.
Составление определения по аналогии с данными:

Амбар – это помещение для хранения зерна.

Библиотека – это…

2.Восстановление
в определении недостающих данных (родового понятия или видовых отличий)

Золото – это…желтого цвета.

-Что
пропущено в данном понятии?

2.
Исправьте ошибки в предложенных определениях. Свой выбор обоснуйте.

~   
Термометр – это прибор.

~   
Мозаика – это то, что
выкладывают из цветных кусочков стекла.

-Какая
ошибка допущена?

3.Составление
определения из данных слов. 

материк, ледниковый, Антарктида, покров,  имеющий.

Подведём небольшой итог: чтобы научить детей  строить определения, 
нужно чтобы они освоили  следующие мыслительные операции:

а) отнесение
понятия к роду;

б) выделение видового
отличия;

в) проверка
правильности определения.

Какие задания использую я,  для формирования данных мыслительных
операций:

а) Подберите к
каждому понятию из первого столбика родовое понятие из второго столбика.

Понятия

Родовые понятия

Самолёт

Школьные принадлежности

Свитер

Мебель

Учебники

Посуда

Кровать

Одежда

Самовар

Транспорт

б) Заполните 1 и 3
столбики таблицы. Более узкие понятия и более широкие понятия выберите из
перечня слов: клубника, одежда, лошадь, ягода, клевер, мухомор, цветы, сарафан,
грибы, животное.

Самое
узкое

понятие

Среднее
понятие

Самое
широкое понятие

Садовая
ягода

Полевые
цветы

Домашнее
животное

Ядовитые
грибы

Летняя
одежда

в)
Заполните пропуски в предложениях.

Тарелка — это
посуда для ________________________.

Окончание — это
часть слова _____________________.

Глагол — это часть
речи _________________________.

Утюг — это
___________ для _____________________.

Правильность
определения можно проверить, переставив местами подлежащее и сказуемое в
определении. Если при такой перемене предложение остаётся верным, истинным, то
определение дано правильно.

Например:

1) Жеребёнок — это
маленькая лошадка.

2) Жеребёнок — это
детёныш лошади.

Переставив
местами подлежащее и сказуемое в первом определении, мы получим:

Маленькая лошадка
— это жеребёнок. Это определение является неверным, т.к. не всякая маленькая
лошадка является жеребёнком. Взрослая пони тоже является маленькой лошадкой.

Переставим местами
подлежащее и сказуемое во втором определении:

Детёныш лошади —
это жеребёнок.

Предложение
осталось верным. Значит определение дано правильно.

Приёмы формирования объёма понятия ПОКАЗ СЛАЙДОВ

Найди
виды по заданному признаку:

http://festival.1september.ru/articles/418921/img1.gif

проверь,
правильно ли указан признак понятия:

    
Приставка – это часть основы.

    
Глагол имеет спряжение.

    
Существительное отвечает на вопросы: какой?
какая?

    
Имя существительное – часть речи.

    
Имя существительное изменяется по числам и
падежам.

    
Имя существительное изменяется по родам.

из заданных
признаков выбери необходимые и составь определение понятия:
 

Подлежащее

    
член предложения

    
называет предмет, о котором говорится в
предложении

    
отвечает на вопрос кто? что?

    
выражено существительным в И.п.

связано
со сказуемым

вставь
пропущенный признак

    
Слог – это часть слова, которая …

    
Точка – это знак препинания, который …

    
Прилагательное – это часть речи, которая
Предложение ….., выражает законченную мысль;

    
обозначает …, изменяется по …, отвечает на
вопросы …

-среди определений выбери верные, исправь неверные:

     Однокоренные слова – это …

1)
слова, имеющие общую часть и сходны по смыслу;

2)
слова, которые обозначают одно и то же и пишутся одинаково;

3) это
родственные слова;

4)
слова, которые близки по смыслу и имеют общий корень.

-изобрази понятия
на чертеже

http://festival.1september.ru/articles/418921/img2.gif

Формы
работы по усвоению понятий (ПОКАЗ СЛАЙДОВ)

Понятийный диктант, активные формы Игра «Домино», аукцион знаний, математическое
лото, создание кластеров,  угадайте понятие и дайте ему определение, нарисовать
понятие, провести анализ понятий,  словесно-логическая игра «Составь рассказ,
создание синквейна.

ИТОГ: Включая
подобные упражнения в уроки, учитель целенаправленно и последовательно
совершенствует умение школьников формулировать определения, предупреждает
появление в их речи логических ошибок при построении определений, формирует у
детей умение грамотно формулировать свои мысли.

А
мне хотелось бы закончить нашу работу подбором определяемого понятия к
следующему определению:

…………….— практическое
занятие под руководством преподавателя это? (мастер-класс)СЛАЙД

Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый
палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте
галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему
ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в
своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.

БЕЗЫМЯННЫЙ — не все приёмы работы с текстом представлены
ясно.

МИЗИНЕЦ — данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

3. Описываем задачи, выполняемые функции и тд., решаемые (выполняемые) этими объектами: стул предназначен для сидения, лимонад для питья, приправа для приготовления пищи.

Остерегайтесь ошибок:

а) Определение должно быть точным, ясным, не содержать двусмысленностей.

«Йога — это способ поддерживать разум и тело в гармонии».

Чем плохо такое определение? Тем, что, во-первых, у кого-то способ поддерживать разум и тело
в гармонии — это поесть картошки фри из «Макдоналдса», погулять с собакой, поспать, сходить
в бассейн, т.е. это определение подходит к большому количеству понятий, а во-вторых, человек,
не знающий, что такое йога, так это и не поймет.

Так что йоге больше подойдет определение «совокупности духовных и физических практик».

в) Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяющего понятия в точности должен совпадать с объемом определяемого понятия.

«Мяч — спортивный инвентарь». Да, как и ракетка, как и бейсбольная бита, как и обруч – слишком широкое определение.
«Шкаф — это предмет мебели, предназначенный для хранения маминых туфель». А папины там можно хранить? Слишком узкое определение.

г) Определение не должно содержать циклизации:
«Верификация — способ верифицирования информации».
«Атеист — человек, придерживающийся атеистических взглядов».

Такое определение ничего не объясняет, поэтому не используем однокоренное с определяемым слово для построения определения.

д) Не начинаем определение с не:
«Мама — это не папа, а дедушка – это не бабушка».

е) Не используйте художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.), выражения в переносном значении и т.п., Например: «Собака — друг человека»; «Школа — это палата №6».

ж) И никогда не начинаем определение с «это когда…»!

Мастер-класс «Технология работы с определениями понятий в начальной школе».

Основная моя педагогическая идея – это повышение мотивации к изучению предметов. Нам, учителям, часто кажется, что достаточно найти подход к ученику, найти его «заветную кнопку» и ребёнок сразу начнет учиться. Достаточно пообещать хорошую оценку или включить в урок игровые моменты, информационные технологии. Но это все помогает на короткий период, на долгосрочную перспективу эти мотивы уже не работают, поэтому учителю приходится каждый раз искать все новые и новые подходы, чтобы исключить эффект «привыкания».

Беда сегодняшнего времени в том, что современные дети не ленивы, не глупы, они просто не умеют учиться – не умеют работать с текстом: анализировать его, выделять главную мысль, пересказывать, давать определения т.п.

А помочь нам в этом может математика — наука, в которой существуют и давно работают, для всех этих учебных действий простые и эффективные алгоритмы.

Давайте попробуем их использовать. А для этого, проведём небольшой эксперимент.

Перед вами чистые листы бумаги.

-Напишите каждый по существительному.

-Присоедините к существительному любой из следующих префиксов: архи(сверх), анти(противоположный), поли(много), псевдо(ложный, мнимый), амфи(двойственность), гипер(сверх меры).

-Прочитайте, что у вас получилось. -А теперь, кто из вас сможет дать определение получившимся понятиям? Трудно, не правда ли?

Представьте теперь детей, которые придя в школу, пытаются давать определения трудным наполовину понятным для них понятиям.

А ведь определения играют очень важную роль не только в науке, но и в повседневной жизни.

-Как вы думаете, в каком возрасте дети знакомятся с первыми определениями?

С первыми определениями ребёнок знакомится не в школе, а в раннем детстве, где значение слов и словосочетаний даётся путем непосредственного указания на предмет. В детстве мы именно так начинали усваивать родной язык. Когда мама показывала нам на собаку или кошку и говорила: «Вот собачка!» или «Вот киска!», и у нас постепенно формировались значения этих слов.

Значение некоторых слов трудно, а порой и невозможно, выразить иными словами и в этом случае мы прибегаем к помощи остенсивных определений.

-Что такое «красный цвет?»

— Попробуйте разъяснить это с помощью слов, — едва ли что-нибудь получится! В таких случаях следует просто указать пальцем: «Вот, у этого предмета красный цвет».

Это только в раннем детстве, а в школе мы требуем, нам просто необходимо, чтобы ребёнок знал определения, без которых не произойдет усвоение нового материала.

В настоящее время ни в одном из изучаемых школьных предметов учащиеся не знакомятся с логической структурой определений: они просто заучивают огромное их число. И если ученик что-то забывает в определении, он не может путём логического рассуждения восстановить забытое, т.к. не знает структуры определений, не владеет правилами их построения.

На самом деле, если присмотреться, то любое определение (дефиниция) есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или устанавливает значение термина.

Очень часто в наших учебниках можно встретить определения такого вида:

  • Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны и углы прямые.

  • Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

  • Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое?

-Подумайте, что общего в том, как даны эти определения?

Эти определения построены по одному алгоритму, через ближайший род и видовое отличие. В приведенных примерах родовым являются понятия “прямоугольник”, “значимая часть слова”, “часть речи”. Признак, который является общим, для целого класса объектов, называется родовым, а сам этот класс – родом.

Признаки, при помощи которых определяемый объект выделяется из класса объектов, отличаются от других называются видовым отличием. Видовых отличий может быть несколько.

-Перед вами два определения. (читаю их)

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.

Определение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета.

Найдите родовое понятие.

-Где в этих определениях видовое отличие?

А теперь давайте попробуем дать определение следующим несуществующим понятиям:

  • Кальчуган (одежда, которую носят мальчики)

  • Архивирус (программа, защищающая компьютер от вирусов)

  • Мыслемер (прибор для измерения скорости мысли)

  • Спехомания (особенность человека, когда он постоянно спешит)

-Потренируемся.

Упражнения для работы с понятиями:

1. Составление определения по аналогии с данными:

Амбар – это помещение для хранения зерна.

Библиотека – это…

2.Восстановление в определении недостающих данных (родового понятия или видовых отличий)

Золото – это…желтого цвета.

-Что пропущено в данном понятии?

3. Исправьте ошибки в предложенных определениях. Свой выбор обоснуйте.

  • Термометр – это прибор.

  • Мозаика – это то, что выкладывают из цветных кусочков стекла.

-Какая ошибка допущена?

4.Составление определения из данных слов.

материк, ледниковый, Антарктида, покров, имеющий.

Подведём небольшой итог: чтобы научить детей строить определения, нужно чтобы они освоили следующие мыслительные операции:

а) отнесение понятия к роду;

б) выделение видового отличия;

в) проверка правильности определения.

Какие задания использую я, для формирования данных мыслительных операций:

а) Раздели предметы на три группы:

скворец, корова, стрекоза, кузнечик, ласточка, белка, воробей, зебра, пчела.

Звери

Птицы

Насекомые

б) Подберите к каждому понятию из первого столбика родовое понятие из второго столбика.

Видовые понятия

Родовые понятия

Самолёт

Школьные принадлежности

Свитер

Мебель

Учебники

Посуда

Кровать

Одежда

Самовар

Транспорт

в) Заполните 1 и 3 столбики таблицы. Более узкие понятия и более широкие понятия выберите из перечня слов: клубника, одежда, лошадь, ягода, клевер, мухомор, цветы, сарафан, грибы, животное.

Самое узкое

понятие

Среднее понятие

Самое широкое понятие

Садовая ягода

Полевые цветы

Домашнее животное

Ядовитые грибы

Летняя одежда

в) Заполните пропуски в предложениях.

Тарелка — это посуда для ________________________.

Окончание — это часть слова _____________________.

Глагол — это часть речи _________________________.

Утюг — это ___________ для _____________________.

Правильность определения можно проверить, переставив местами подлежащее и сказуемое в определении. Если при такой перемене предложение остаётся верным, истинным, то определение дано правильно.

Например:

1) Жеребёнок — это маленькая лошадка.

2) Жеребёнок — это детёныш лошади.

Переставив местами подлежащее и сказуемое в первом определении, мы получим:

Маленькая лошадка — это жеребёнок. Это определение является неверным, т.к. не всякая маленькая лошадка является жеребёнком. Взрослая пони тоже является маленькой лошадкой.

Переставим местами подлежащее и сказуемое во втором определении:

Детёныш лошади — это жеребёнок.

Предложение осталось верным. Значит определение дано правильно.

ИТОГ: Включая подобные упражнения в уроки, учитель целенаправленно и последовательно совершенствует умение школьников формулировать определения, предупреждает появление в их речи логических ошибок при построении определений, формирует у детей умение грамотно формулировать свои мысли.

А мне хотелось бы закончить нашу работу подбором определяемого понятия к следующему определению:

…………….практическое занятие под руководством преподавателя это? (мастер-класс)

Загадки и кроссворды как средство развития умений давать определения понятия.

      Понятие — одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Существуют предметы, явления, события и есть наши понятия о них. Понятие — это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Понятие образуется путем операций обобщения и абстрагирования. Поэтому в понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов.

Чтобы узнать, как развита у ребенка способность к обобщению и формулированию понятий, используют разные методы, один из самых эффективных и простых — метод определения понятий. Ребенку предлагается предмет или слово и предлагается дать определение этому предмету: «Что это?». Например: «Что такое трамвай?». Кто-то скажет, что это транспортное средство для перевозки людей, а кто-то ответит: «Трамвай — это то, на чем ездят по рельсам». В первом случае мы видим ситуацию фиксации родового и видового отличия, то есть правильно воспроизводятся логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае мы сталкиваемся с указанием не на объект, а на его функцию.

      Определить понятие — значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Определение понятия — это процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысла и значения. Определением понятий называют логическую операцию, которая раскрывает сущность понятия либо проясняет (устанавливает) значение термина. С помощью определения понятий мы можем в явной форме указать на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других.    Цель определения — уточнение содержания используемых понятий.

Задача определения проста — раскрыть содержание понятия, но способы, которыми она решается, очень разные.

Остенсивное определение термина – определение с помощью указа-ния на объекты, входящие в объём того или иного термина. Например, остенсивное определение термина «человек» будет представлять собой указание на отдельных индивидуумов, входящих в класс людей. Понятие «Игрушки» может быть определено через их перечисление – это куклы, машины, кубики и др.

Вербальное, или логическое определение – определение термина через другие термины, смысл и значение которых известны. Например, понятие «корова» может определяться вербально через термины «домашнее животное» или «крупное домашнее животное».

Приемы, сходные с определением понятий

         Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться относительно простыми приемами, сходными с определением понятий. Эти приемы — общие для всех, их нередко используют профессиональные исследователи:

Описание

Характеристика

Сравнение

Различие

Ограничение и обобщение понятий

Загадки и кроссворды как определение понятий

Игровые задания

Загадки как определение понятий.

Важным средством развития умений давать определения понятиям у младших являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть.(примеры загадок-определений)

Классификация загадок:

Загадки, построенные на основе перечисления признаков объекта.

   Я — вода, по воде плаваю. (Льдина.)

   Русские Загадки, построенные на основе сравнения одного объекта с другими объектами.

   Сижу на дереве, Кругла, как шар, Красна, как кровь, Сладка, как мёд. (Вишня.)

   Русские Загадки, построенные на основе использования метафор(ы) и(или) олицетворения. 

   У маленькой скотинки. Сто серебряных монеток на спинке. (Рыба.)

Особенно интересны для детей юмористические загадки. В презентации изложены замечательные юмористические загадки из книги Е.И.Синициной. Хорошим заданием для развития умения давать определения понятиям и при этом развивающим продуктивность, оригинальность, гибкость мышления может стать задание сочинения загадок, в том числе и юмористических.

Как же можно придумать свою загадку?

1. Выбрать объект. Записать его признаки.

 2. Подумать: какие объекты могут иметь те же признаки, что и описываемый объект? Определить их.

3. Вставить слова-связки «как», «но не…», «а»

 4. Прочитать загадку.

 5. Оценить свою загадку.

Кроссворды как определение понятий.

Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение  в определении понятий, так как в кроссвордах мы сталкиваемся с самыми разными определениями различных предметов, явлений, событий. Особенно ценно, что эти определения мы не можем рассматривать в каком-то контексте, они предстают перед нами сами по себе. И детям приходится не только мыслить логически, но и активизировать собственные знания, а часто и воображение.

Виды кроссвордов.

Самым распространённым является вариант классического кроссворда. Ячейки, в которые вписываются отгадываемые слова соединяются в сетку так, чтобы они (ячейки) находились на пересечении друг друга, облегчая тем самым разгадывание слов.

Сканворд – один из самых популярных кроссвордов. Сетка идеального сканворда не содержит черных клеток, поэтому его сложно составлять, но просто решать. Задания к словам-отгадкам даются в квадратиках сетки. Отгадки вписываются относительно указателей. Заданием в сканворде может служить картинка или фотография.

Японский кроссворд – это интересный вид кроссвордов, в которых конечный результат будет не кроссвордная сетка с отгаданными словами, а рисунок. Он представляет из себя следующую картинку. Сверху расположены цифры в несколько строк, так же как и слева в несколько столбцов. Сами цифры обозначают количество соединённых между собой клеток в строке или в столбце, которые закрашиваются. 

Игровые задания.

Игра «Трудные слова». 

Дети делятся на две-три подгруппы. Затем каждой группе даётся задание придумать по три трудных слова. Слова должны быть такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому из детей, кроме них, неизвестно. Потом одна подгруппа предлагает другим ответить, что означают задуманные ими слова. На обдумывание можно дать 30 секунд.

Задание «Определения для инопланетян». 

Представь, что на Землю прилетели инопланетяне. Они совсем ничего не знают о нашей планете, им известно лишь минимальное количество наших слов. Объясни им кратко и точно, что такое:

Апельсин

книга;

стол;

ручка;

дом.

Вывод: Загадки и  детские кроссворды несут в себе не только развивающую, но и познавательную нагрузку. С помощью отгадывания легче познаётся мир, легко усваиваются материалы, основанные на данных вопросах. Дети развивают память, становятся в дальнейшем разносторонне развитыми людьми. Кроссворды и загадки для детей не только увлекательное, но и познавательно-развивающее занятие. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти папку install
  • Как составить смету на корректировку проекта
  • Как найти метро некрасовка
  • Как составить резюме сварщика для устройства на работу
  • Sp flash tool 5054 ошибка как исправить