Как составить определение понятия по обществознанию

Тема: «Составляем определение понятия»

Цель учителя:

  • создать условия для формирования у учащихся умения формулировать определение понятия;

  • создать условия для развития мыслительной деятельности учащихся.

Тип урока – урок-практикум.

Оборудование: ПК, проектор, презентация Power Point, учебник, рабочие листы (см. Приложения).

Ход урока.

  1. Мотивационный блок.

Ребята, сегодняшнее наше занятие мы посвятим решению одной важной учебной проблемы, но прежде чем я конкретизирую нашу задачу, я прошу вас выполнить одно задание.

Задание1: Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «без­ра­бо­тный»?

(Учащиеся предлагают свои определения. Учитель коротко обозначает «болевые точки», которые делают эти определения неточными).

А сколько новых понятий вам уже встретилось в нашем учебнике? А в учебниках по другим предметам? Легко ли ЗАПОМНИТЬ все определения понятий, необходимых для усвоения школьного курса? Каков же выход?

Учащиеся формулируют задачу: необходимо научиться формулировать определения понятий самостоятельно.

Это умение требуется для решения задачи №25 в ЕГЭ по обществознанию. Но и для тех, кто выбрал другие предметы оно не будет лишним.

  1. Теоретический блок. (РЛ1)

А) Что же такое определение?

Определение понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина.

Упрощенная схема определения может выглядеть так:

Более обобщенная схема:

ПОНЯТИЕ

БЛИЖАЙШИЙ

РОД

СУЩЕСТВЕННЫЕ

ПРИЗНАКИ

ПОНЯТИЯ

Б) Каким должно быть определение?

  1. Определения должны быть научно правильными.

Это означает, что, определяя то или иное понятие, надо это сделать так, чтобы не исказить научный смысл этого понятия. Недопустимо: «Экономический кризис – это бедствие для народа».

  1. Определения не должны содержать «порочного круга».

Один ученик на вопрос, что такое умножение, например, ответил: «Умножением называется действие отыскания произведения». Когда же его спросили, а что такое произведение, он с уверенностью заявил, что это результат умножения. Следовательно, у этого ученика получается, что умножение определяется через понятие произведения, а произведение через понятие умножения. Получается «порочный круг» в определении. Ясно, что такой способ определения является грубо ошибочным.

  1. Определение должно содержать указание на ближайшее родовое понятие.

Как бы ни было построено определение понятия, в нем должно быть указано ближайшее родовое понятие к определяемому понятию. Нарушение этого требования приводит к различным ошибкам. («это когда», «это если»)

  1. Определение не должно быть тавтологией, т. е. повторяющей в иной словесной форме ранее сказанное. Например: «Банки, это организации, осуществляющие банковские операции».

  2. Определение не должно быть отрицательным (Антифашист – человек исповедующий взгляды, противоположные фашистским)

  3. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия.

Это правило часто нарушается, в результате чего возникают логические ошибки в определении. Типы этих логических ошибок:

а) широкое определение, когда определяющее понятие по объему шире, чем определяемое понятие. Такая ошибка содержится в следующих определениях: «Безработный – это человек, у которого нет постоянного места работы». «Инфляция – это повышение цен»

б) узкое определение, когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое понятие. Например, “Менеджер – это специалист по управлению производством».

Памятка: Как составить определение (РЛ 2)

1. Выясните, частью какого, более общего понятия, более широкого по смыслу является определяемое слово. Например, мораль – это группа (совокупность) социальных норм, прогресс – это процесс.

2. Установите, какие существенные признаки отличают определяемый предмет, явление и др. от других, относящихся к этому же классу.

3. Составляя определения из признаков, следите за тем, чтобы:

— определение не было отрицательным (антициклон – противоположное циклону понятие);

— определение было соразмерным, т.е. не слишком подробным, но и не слишком общим. Как правило, чем более конкретное понятие, тем более узкими будут формулировки;

— в определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.

— определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нём нельзя употреблять термины в переносном значении.

-определение было ясным и понятным.

3. Практический блок. (Р Л 3 – Б и В)

А) совместная работа.

Вернемся к нашему первому заданию.

(Составляем определение понятия БЕЗРАБОТНЫЙ)

Б) индивидуальная работа с последующей трансляцией результата:

Найдите ошибки в определениях и исправьте их:

1. Про­жи­точ­ный ми­ни­мум пред­став­ля­ет собой сто­и­мост­ную оцен­ку по­тре­би­тель­ской кор­зи­ны, вклю­ча­ю­щей ми­ни­маль­ные на­бо­ры про­дук­тов пи­та­ния, не­про­до­воль­ствен­ных то­ва­ров и услуг, не­об­хо­ди­мых для со­хра­не­ния здо­ро­вья че­ло­ве­ка и обес­пе­че­ния его жиз­не­де­я­тель­но­сти, а также обя­за­тель­ные пла­те­жи и сборы».

2. АКЦИЯ — ценная бумага, выпускаемые акционерными обществами, которая удостоверяет внесение ее владельцем доли в уставный фонд обществаи дает следующие права: — на получение части прибыли в виде дивидендов; — на продажу на рынке ценных бумаг; — на участие в управлении акционерным обществом; — имущественное право.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО — это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций

3. БАНК — юридическое лицо, осуществляющее различные услуги финансового характера.

БАНК – финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу.

Банк – финансовая организация, основные виды деятельности которой — привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов.

4. МОНОПОЛИИкрупные корпорации, компании, объединяющие несколько фирм и достигающие благодаря этому монопольного положения на рынке определенного товара или группы товаров.

(В раздаточном материале текст, выделенный курсивом отсутствует)

В)Работа в минигруппах:

Составьте определение понятия «Налоги»

По окончании – сравнение, выявление лучшего.

Домашнее задание: 1. составить определения понятий: Спрос, фискальная политика, олигополия, унитарное предприятие, рынок труда.

2 опираясь на дополнительные источники, выяснить смысл понятий «факт», «явление», «процесс.

Актуальная проблема — недостаточный уровень знания определений

По данным ФИПИ, задания на работу с понятиями выполняются не очень хорошо. К сожалению, большинство учебников по обществознанию не «заточены» под ЕГЭ. Они составлены правильно с точки зрения изучения предмета, но в них сложно найти точные емкие определения, которые можно было бы использовать на главной проверочной работе.

В некоторых пособиях и вовсе встречаются ошибки в определениях. Информация в интернете, из той же «Википедии», тоже подчас вводит в заблуждение. Ученики транслируют в ответах на ЕГЭ эти ошибки и, в результате, получают сниженные баллы. Периодически выпускники обращаются в апелляционную комиссию, доказывая свою правоту примерами из всевозможных пособий, но комиссия учитывает только учебники с грифом Министерства образования.

Как ученикам усвоить понятия? Есть два способа. Первый — вызубрить их. Однако, как показывает практика, зубрежка дается современным школьникам тяжело, и при ответе ученик может упустить что-то важное. Второй способ — вникнуть в суть понятия и дать определения своими словами. Собственные определения порой получаются нескладными и вызывают нарекания, но школьник может заранее, при подготовке, соотнести свои формулировки с основными требованиями, дать на проверку учителю, отшлифовать их.

Как работать с понятиями

Ребенку необходимо усвоить логическую структуру. В этой структуре термин представляет собой низшую категорию обобщения (он больше не делится ни на какие понятия). Категория, в свою очередь — очень высокий уровень. На вершине понятий находится глобальная категория «бытие», охватывающая все существующее.

4 способа дать определение понятию:

  • Логический (родовидовой). Самый распространенный способ. Определяем узкое понятие через широкое и добавляем специфический признак. Вспомогательные слова: часть, элемент, составляющая, один из, вид, институт, организация. Пример: Акция — это вид ценной бумаги, владельцы которой получаю дивиденды.
  • Описательный (семантический). Состоит из основных признаков объекта. Перечисляем основные признаки до того момента, пока под определение не начнут подходить другие понятия. Вспомогательные слова: совокупность, набор, система. Пример: Менталитет — это совокупность особого склада ценностных установок, стереотипов мышления, чувствования и поведения, выработанных на основе логичного и многопоколенного опыта соответствующей группы.
  • Генетический. Основан на происхождении не слова, а явления. Описывая происхождение предмета, перечисляем его существенные признаки. Вспомогательные слова: этап, период, ступень уровень, начальный, завершающий, между, следующий за. Пример: Наказание — это мера принуждения, назначаемая по приговору суда.
  • Этимологический. Вспомогательный способ, который не может дать определение полностью. Обращаемся к происхождению слова, его переводу с латинского. Можно выучить распространенные приставки, корни, которые помогут определить смысл. Пример: Демократия — власть народа.

Для наглядности рассмотрим, какие разные определения можно дать слову «Консерватизм»:

  • Логический. Вид политической идеологии, выступающей за сохранение существующего общественного порядка.
  • Описательный. Система взглядов, идей, течений, ориентированных на сохранение морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, государстве.
  • Генетический. Идеология, возникшая как реакция на либерализм.
  • Этимологический. От лат. conserve — сохраняю, охраняю.

Представленные способы можно сочетать. Основное требование к определению: оно должно содержать как минимум два основных признака понятия, причем один из этих признаков — родовидовой. Кроме того, определение не должно быть большим и избыточным, содержать непонятные слова, подходить к нескольким явлениям, включать образные характеристики, и (сложно, но осуществимо!) не должно содержать однокоренные слова. Опираясь на эти требования, учитель может вместе с классом за несколько лет составить собственный словарь определений.

Изучать и запоминать понятия помогают кроссворды, таблицы, кластеры, схемы, а также модная игра «Алиас» (если вписать в нее нужные термины). Что касается учебников по обществознанию, то отметим: УМК корпорации «Российский учебник» содержит курс, которой до публикации годами отрабатывался в школе.

Обществознание. 10 класс. Практикум

Обществознание. 10 класс. Практикум

Практические задания, направленные на отработку подготовки к ЕГЭ на основании изучения курса «Обществознания» по учебнику Никитина А.Ф.

Купить

Задания ЕГЭ

В ЕГЭ есть много заданий на проверку того, как ученики умеют работать с понятиями. В первой части это задания под номерами 1, 2, 20. Во второй части: 22, 25, 27, 28 и 29. Кстати, задание № 22 появилось только в 2017 году — оно похоже на № 25, но немного проще. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание учеников.

Задание 1. Вставьте слово или словосочетание в таблицу. Фактически, это работа с понятием — мы подбираем его под определение. Здесь спрятано много подсказок: в определении слова, в тексте задания, в шапке таблицы. Дети часто не вчитываются в них, а зря. Можно ориентироваться на второе понятие в таблице, нужное слово будет с ним из одной темы. Но учитываем, что одна тема — не значит одно основание для классификации. К примеру, в задании говорится о видах социальной мобильности и уже дано понятие «вертикальная»: ученик, следуя логике, не вчитываясь, вписывает слово «горизонтальная», хотя ответ может быть совсем другой.

Задание 2. Найдите обобщающее родовое понятие. В большинстве случаев выполняется правильно — особенно, если выпускник усвоил уровни понятий. Сложности возникают, когда ребенок неправильно трактует задание и решает дописать слово (это особенно свойственно преуспевающим ученикам). Но обобщающее понятие нужно не дописать, а выбрать из уже представленных слов.

Задание 20. Вставьте слова в текст. При выполнении лучше вначале прочитать материал, подобрать термины по смыслу, а затем проверить себя с помощью списка слов. Важно вникнуть в смысл текста. Также нужно учесть, что в тексте не может меняться грамматическая структура слов, а понятия из списка можно видоизменять.

Задание 25. Объясните, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие. В рамках задания нужно составить два предложения по определенным требованиям. Второе предложение, фактически, будет являться определением. Экспертам трудно оценивать задание № 25: в зависимости от того, насколько точно дано определение, количество баллов колеблется от 0 до 2, а эту точность не всегда легко измерить.

Задание 27. Решите задачу (составляется по 4 разным моделям). В модели 1 нужно определить, о каком явлении идет речь: даны признаки понятия, и это понятие нужно вписать. Если ученик колеблется между двумя похожими понятиями, то пусть лучше указывает в ответе оба.

Задание 29. Напишите мини-сочинение на основе одного из высказываний. Здесь необходимо продемонстрировать умение выстраивать теоретическую аргументацию. Также нужно привести определения, раскрывающие смысл основных понятий высказывания. В разных высказываниях разное количество понятий, так что баллы не привязаны к количеству определений.

В основе обществознания — обобщение, апеллирование понятиями. Поэтому работа с ними важна не только для сдачи ЕГЭ, но в целом для понимания предмета.

Обществознание. 11 класс. Практикум

Обществознание. 11 класс. Практикум

Практические задания, направленные на отработку подготовки к ЕГЭ на основании изучения курса «Обществознания» по учебнику Никитина А.Ф.

Купить

ЕГЭ-2018. Обществознание (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

ЕГЭ-2018. Обществознание (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.

Купить

Задание 18 в ЕГЭ по обществознанию представляет собой задание на работу с обществоведческим понятием. Формат заданий идентичен в любом варианте экзамена, а вот тематическая принадлежность не определена. Задание может быть приведено по любому из теоретических блоков. Согласно демо версии 2022 года тематика задания может быть связана с тематикой текста, который открывает часть 2. Как показывает статистика, данное задание часто вызывает трудности у учеников, о чем свидетельствует очень низкий процент выполнения на экзамене – 41,5%. Это может объясняться двумя факторами: во-первых, незнанием учениками требований и критериев оценки самого задания, во-вторых, требовательностью задания к теоретическим знаниям экзаменуемого. Поэтому важно уделить внимание обоим аспектам.

Рассмотрим задание на конкретном примере.

Пример задания 18:

Автор пишет о роли государства в экономике и его методах регулирования уровня инфляции. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «инфляция».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Суть задания:

Сдающему необходимо составить определение обозначенного понятия. Таким образом, ответ должен содержать определение данного понятия.

Как оценивается Задание 18:

Максимальное количество баллов, которое можно получить за Задание 18 – 2 балла. Если определение понятия дано четко, ясно и недвусмысленно, при этом указано два существенных признака, которые относятся к характеристике данного понятия, то сдающий получает максимальный балл. В качестве правильного может быть принято объяснение, ориентированное на признаки понятия, раскрытые в любом действующем учебнике 6–11 классов из федерального перечня Минпросвещения России.

Ключевая особенность:

Максимальный балл за определение по критериям можно получить в следующем случае:

«Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))»

Мы видим, что в структуре определения выделяют родовое понятие и видовой признак. Родовое понятие — это существительное, которое стоит в начале определения. По сути дела, это синоним того термина, который нам нужно охарактеризовать. Видовые признаки – это то, что отличает это определение от других.

1 балл ставится если, смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, ИЛИ в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу.

То есть за неточное/неполное определение мы можем тоже получить балл. Например, если вы указали вместо двух видовых признаков только один или за незначительные неточности, которые не искажают смысла характеристики.

В ответе наряду с верными, приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. ИЛИ Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. ИЛИ Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

Итак, 0 баллов мы получаем, если не раскрыли содержание понятия, если допустили в определении грубую ошибку, если не назвали ни одного видового признака. Вот почему так важно знать структуру ответа!

Макет ответа на Задание 18:

Обществоведческое понятие – это родовое понятие + видовые признаки (дается развёрнутое определение понятия)

После рассмотрения сути задания, особенностей его проверки и принципов составления ответа, можно перейти к решению приведенного ранее примера.

Анализ и решение:

В данном случае нам попалось задание, относящиеся к блоку «Экономика». В нем нам необходимо дать определение такого понятия как «Инфляция»

Теперь мы можем оценить вторую сложность задания 18, о которой говорилось в самом начале – требовательность к теоретическим знаниям. Действительно, выполнить Задание 18 и получить за него максимальный балл без теоретической подготовки и необходимых знаний практически невозможно. Учитывая, что задание может относиться к любой теме обществознания, вам необходимо знание всего курса. Все необходимые теоретические материалы для подготовки к ЕГЭ вы можете найти в приложении. Рассчитывая на то, что при знакомстве с заданиями первой части, вы уже ознакомились со всеми темами, которые могут встретиться вам в ЕГЭ, и освоили необходимый теоретический материал, перейдем к составлению ответа.

Из теории мы знаем, что инфляция – это процесс обесценивания денег, заключающийся в снижении их покупательной способности и проявляющийся в устойчивом росте общего уровня цен.

Запись ответа:

Теперь осталось только красиво записать ответ, который должен выглядит следующим образом:

№17.

Инфляция – это процесс обесценивания денег, заключающийся в снижении их покупательной способности и проявляющийся в устойчивом росте общего уровня цен.

Рассматривая задание про инфляцию, мы предположили, что мы наизусть знали необходимо нам определение. На самом деле, крайне сложно подготовиться к экзамену таким образом, чтобы наизусть заучить абсолютно все определения в обществознании, ведь их действительно огромное количество. Что делать, если на экзамене вам попалось понятие, определение которого вы не помните или не знаете дословно?

Методические указания ФИПИ для экспертов проверяющих ЕГЭ по обществознанию установили довольно лояльные критерии к оценке определения в задании 17. Согласно этим указаниям, помимо дословного установленного определения может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия. Именно так мы и сделаем, попытавшись составить определение самостоятельно. Для этого нам необходимо будет использовать метод рассуждений, или если сформулировать его еще более точно – метод трех вопросов. Сразу отметем, что данный метод не работает без знаний необходимого теоретического материала несмотря на то, что вы не помните чёткого определения, всю теорию по заданной теме знать необходимо!

Метод трех вопросов

Попробуйте провести «мозговой штурм» и задать себе три вопроса о приведенном понятии, ответить себе на них:

1) Что это? – отвечая на этот вопрос, попробуйте в целом сказать, чем является понятие (это и будет нашим родовым понятием). Является ли оно процессом, величиной или каким-либо явлением?

2) Какое это? – Вспомните из теории все видовые признаки, характеристики и функции, относящиеся к понятию. (Очень часто, даже эталонное определение состоит из перечня ключевых признаков и функций понятия).

3) Для чего это нужно? – Вспомните, для чего вообще существует данное понятие и какую роль играет.

После того как вы ответили на все три вопроса, собрав все воедино попробуйте составить согласованное определение.

Посмотрим, как работает данный метод на одном из примеров:

Пример задания 17 №2.

Автор пишет о важности законов в жизни общества. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Анализ заданий и решение:

В данном случае нам попалось задание, относящиеся к блоку «Право». В нем нам необходимо дать определение такого понятия как «Правовая норма» Переходим к составлению определения.

Предположим, что мы не можем дословно вспомнить определение правовой нормы. Попробуем использовать метод трех вопросов и ответим на каждый из них.

1) Что такое правовая норма вообще? Во-первых, слово норма наталкивает нас на то, что это какая-то норма поведения. Во-вторых, мы можем вспомнить, что это одна из разновидностей социальных норм.

Важно! Когда мы подбираем родовое понятие к нашему определению мы не можем в определении повторять уже данное нам слово, например, мы не можем писать, что правовая норма – это норма, экономический рост — это рост экономики, или что политический режим — это режим. Тут мы сталкиваемся с важным указанием в критериях о том, что из себя представляет родовое понятие:

Нельзя использовать «в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания» и «объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию».

2) Какая она – правовая норма? Тут мы можем обратиться к слову «правовая», и вспомнить, что правовые нормы создаются только государством, причем всегда имеют письменное (формальное) закрепление. Что еще характерно для права? Оно общеобязательно для всех, а также оно поддерживается силой государства.

3) Зачем нужна правовая норма? Отвечая на первый вопрос, мы уже сказали, что правовая норма – это разновидность социальных норм, а значит и предназначение, точно такое же – это регулирование общественных отношений.

Мы ответили на все три вопроса, нам осталось только собрать все вместе и составить красивое определение. Проделав это, мы можем получить следующее:

Правовая норма – это формально закрепленная и общеобязательная разновидность социальных норм, установленная и охраняемая государством для регулирования общественных отношений.

Составленное нами с помощью метода трех вопросов определение не только полностью объясняет понятие правовой нормы, но и почти дословно повторяет эталонное определение, которое гласит, что «Правовая норма – это установленное и формально закрепленное государством общеобязательное правило поведения с целью регулирования общественных отношений, выполнение которого обеспечивается принудительной силой государства». Мы назвали в определении все ключевые признаки правовой нормы и отразили ее сущность – то, для чего она нужна, а значит, верно составили определение.

№25.

Правовая норма – это формально закрепленная и общеобязательная разновидность социальных норм, установленная и охраняемая государством для регулирования общественных отношений.

         Методическая разработка по теме

 «Работа с терминами и понятиями на уроках
обществознания».

Педагогические приёмы
активного и интерактивного обучения.

      Одним из
самых выбираемых предметов сдачи ЕГЭ в последнее время стал  экзамен по обществознанию.
Значительное число заданий ЕГЭ проверяет умение учащихся работать с понятиями.

     Однако,
простое зазубривание, к которому прибегают учащиеся, не позволяет им успешно
справляться с заданиями, требующих аналитических умений.

     Кроме этого содержание общественных
дисциплин насыщено теоретическими терминами, что делает порой работу учащихся
не интересной, т.к. содержание многих терминов неизвестно. Поэтому задачей
учителя становится выбор тех методов обучения, которые позволят, прежде всего,
активизировать работу учащихся, перевоплотить ученика из простого объекта
обучения в полноправного субъекта совместной учебной деятельности.

      В работе на уроке использую методы
активного и интерактивного обучения, формирующие понятия путем логических
приемов, развивающие культуру мышления, применяю системно — деятельностный
подход и технологию проблемного обучения.

     Работу над формированием понятий,
прежде всего, необходимо начинать с углубления знаний учащихся о том, что такое
понятие вообще. Наиболее целесообразно это делать при изучении темы
“Познавательная деятельность человека”. Здесь же полезно показать
типологические различия понятий разного уровня обобщения, а также раскрыть
связь между содержанием и объемом понятия. В заданиях разных частей ЕГЭ
проверяется умение школьников работать как с содержанием понятия, так и с его
объемом.

    Частая проблема, с которой
сталкиваются ребята при выполнении задания на перечисление признаков
какого-либо явления, объектов одного класса, с чего начать определение понятия,
т.е. какое слово будет следующим после слова это. Можно предложить
ученикам  набор слов, заучив которые (например, в виде
стихотворения-считалочки) они без труда смогут выполнить предложенное задание. Например:
характеристика, дисциплина, система, группа, элемент, способность, форма,
состояние и др. Желательно научить ребят формулировать понятие, «вписывая» его
в следующую схему: понятие —  это … (подходящее слово из предложенного набора),
которая (означающая, присущая, характерная и др.). Однако наиболее
результативным для учащихся является понимание содержания понятия, что требует
более тщательной и продуманной работы.

       В литературе выделяют два
основных метода формирования понятий: индуктивный и дедуктивный, ассоциативный,
иллюстративный и другие. В своей работе я применяю их при составлении
познавательных заданий и задач, а также использую на разных этапах урока и
типах уроков.

Индуктивный метод

Индуктивный метод направляет мысль
ученика к сравнению, классификации, обобщению. Образование понятий происходит в
следующей последовательности:

1)               
учащиеся
знакомятся с различными объектами некоторого класса;

2)               
в результате
наблюдения и анализа учащиеся выявляют свойства, структуры, связи, действия
этих объектов;

3)               
используя
сравнение, анализ, синтез, классификацию, объединяют свойства как общие для
всех предметов или как отличающие предметы одной группы от других;

4)               
абстрагируясь,
обобщают свойства объектов соответствующим термином – названием понятия;

5)               
производят
обобщение, применяя введенный термин к различным объектам, имеющим свойства,
выявленные в результате анализа.

Например, возьмем термины “народ”,
“этнос”, “народность”, “нация”, “национальность”. Основная задача при работе с
этими терминами сводится к тому, чтобы выделить ключевые признаки, объединяющие
данные понятия. Сложность заключается в том, что в науке нет единства в
определении их области.

    Для введения этих понятий можно
опереться на исторические знания учащихся о многообразии этнического состава
населения в различные исторические эпохи, о путях формирования отдельных
этносов, об их взаимодействии с институтом государства. Формой организации
работы может стать заполнение таблицы.

Исторические общности людей

Народы (этносы)

до образования государства

существующие в
рамках  государства

Род

Племя

Народность

Нация

         Итогом работы становится определение понятия
«этнос» и понимание проблем межэтнического взаимодействия.

          Например, сформируем понятие
«брак», используя алгоритм индуктивного метода.
         Сначала учащиеся знакомятся
с видами брака
и их характеристиками, затем обсуждают проблему
гражданского и церковного брака, делают вывод о  необходимости
государственной регистрации брака и правового регулирования семейных отношений.
Для выделения существенных признаков понятия «юридический брак» учащиеся работают
с документом
(ст.1.п.1,3,4 СК РФ) и заполняют в ходе беседы таблицу.

Линия сравнения

Характеристика понятия

Чем характеризуется этот союз?

Добровольный союз

Кто может заключить брак?

Мужчина и женщина

Кому принадлежит главная роль

в этом союзе?

Cоюз равноправный, вопросы решаются по

взаимному согласию

Какова цель союза?

Создание семьи

Какой брак признает
государство?

Государство признает только
зарегистрированный брак

        Затем выделенные признаки обобщаются, и вводится
определение понятия
: брак – это оформленный в законном порядке свободный,
добровольный и равноправный союз мужчины и женщины с целью создания семьи, в
результате которого возникают взаимные права и обязанности супругов. Логические
приемы индуктивного метода весьма многообразны, их сочетание позволяет
применять различные приемы организации работы на уроке. Например:

1.   Прием
«Корзина идей, понятий, имен».
Учащимся (индивидуально или
по группам) предлагается сформулировать определение какого-либо понятия по теме
урока. Учитель (ученик) фиксирует все поступающие предложения на доске, после
чего происходит их обсуждение. После свободной дискуссии учащиеся формулируют
обобщённое определение.

2.   Учащимся
предлагается набор слов, из которых надо составить
предложение,
являющееся определением какого-либо понятия.
Школьникам необходимо
правильно составить предложение — определение и назвать понятие.

Например,
набор слов: деятельность, изучающая,  дисциплина, научная, хозяйственную; определение
— научная дисциплина, изучающая хозяйственную деятельность; понятие —
экономика.

3.    Ребятам
предлагается вставить в определение пропущенные слова.
В
зависимости от степени подготовки учащихся можно предложить набор слов, из
которых они будут выбирать нужное (слов в наборе может быть больше, чем
требуется для выполнения задания), либо слова ребята вспоминают самостоятельно
(можно усложнить задачу, предложив ребятам самостоятельно назвать понятие), или
использовать прием «Перепутанные логические цепочки» и предложить
ученикам набор признаков (процессов, явлений), последовательность которых
нарушена, дети расставляют их в логическом порядке и приходят к верному
определению.

Например,
«Кража — это …, т.е. скрытое от … и окружающих лиц, хищение … имущества».

В
итоге получается следующее определение: «Кража — это тайное, т.е. скрытое от потерпевшего
и окружающих лиц, хищение чужого имущества».

Желательно попросить ребят объяснить, почему именно этими
словами они заполнили пропуски.

4.   Составление
(индивидуальное или групповое, по изученной теме или разделу) и коллективное
разгадывание кроссвордов.
Необходимо учить ребят
правилам составления кроссворда, умению правильно формулировать вопрос, умению
перефразировать «книжные» предложения. Кроссворд целесообразно составлять
применительно к ключевому понятию темы или раздела, а затем уже
систематизировать и классифицировать названные признаки понятий.

5.   Обобщение признаков, видовых понятий. Учащимся (возможна работа в группах) необходимо предложить
общее понятие к определённому ряду терминов.

·     
Война, драка, ссора, революция, спор (конфликт).

·     
Закон, норма, порядок действий, этикет (правило).

·     
Принуждение, жестокость, угроза, давление (насилие).

·     
Договор, взаимодействие, совместное решение (соглашение).

·     
Телевидение, радио, газеты, интернет (СМИ).

·     
Монотеизм, политеизм, язычество (религия).

Другой вариант: учащиеся
придумывают цепочку из 3–4-х терминов к одному общему понятию.

6.   Заполнить пропуски в схеме (таблице).

Учащимся (возможна работа в группах) необходимо определить
пропущенное слово

(как вариант — выполнение задания на скорость)  с последующим
обсуждением ответа.

Возможна ситуация, когда учитель поддерживает неверный ответ,
«провоцируя» учащихся доказывать свою правоту.

7.   Работа в группах. Системно
– деятельностный  подход нацелен на активность учащихся. Одним из способов
передачи информации, ее анализа и обобщения на уроке является распределение
тематических блоков, задач и проблем между группами учеников. Таким образом,
возможно участие групп в определении признаков понятия и их обобщении.
Например, можно еще в начале урока по теме «Гражданство РФ» рассмотреть понятия
«гражданин» и «гражданство», но более эффективно изучить группами такие их
признаки, как «правовой статус гражданина», «основания приобретения
гражданства», «понятие гражданского долга», затем после выступления групп,
обобщить названные признаки в понятия «гражданство» и «гражданин».

Дедуктивный метод

    Дедуктивный метод предполагает
знакомство с общими систематизирующими принципами, а затем более частными и
конкретными фактами как реализацией этих общих принципов. Этот способ
используется, когда у школьников нет начальных представлений и при введении понятия
учителю не на что опираться.

     Желательно, чтобы учащиеся
постепенно привыкали к термину или понятию. Учитель сначала вводит его, не
требуя от учеников обязательного запоминания, оперирует понятием или термином в
изложении материала, конкретизирует его содержание. Ко времени обязательного
введения понятия ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его
усвоения.

    Можно использовать такой алгоритм:

1)               
вычленить в
определении понятия или термина ключевые признаки;

2)               
проанализировать
каждый признак, определить его объем и содержание;

3)               
привлечь
контекстные знания учащихся для понимания содержания признака;

4)               
выявить
характер признаков: общий, необходимый или отличительный.

   Рассмотрим действие данного
алгоритма при определении термина “общество” в широком смысле этого слова:

   Общество – обособившаяся от природы,
но тесно связанная с ней часть материального мира, исторически развивающаяся
совокупность человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы
взаимодействия людей и формы их объединения.

Ключевые признаки понятия:

1)    часть материального мира
(вещественный мир);

2)    историческое развитие (изменение
во времени);

3)    совокупность человечества
(единство и взаимосвязь всех людей);

4)    способы взаимодействия и формы
объединения людей.

  Два последних термина школьникам
неизвестны и раскрываются на примерах (способы взаимодействия – игра,
совместная работа, разговор двух людей; формы объединения – семья,
одноклассники, политическая партия).

  Заключительный этап работы над
понятием предполагает установление характера обозначенных признаков, что
позволит выявить связи и взаимодействия между ними. По правилам логики суть
термина раскрывается от общих признаков к необходимым, а затем к отличительным.

  Для закрепления выделенных
признаков

учащиеся выполняют задания первой части КИМов, работают с документами, сравнивают
и дополняют
общие и существенные признаки понятия. Например, задание:
прочитайте
отрывок из книги П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество»
и назовите существенный признак общества, выделенный автором. Объясните,
почему совокупность изолированных друг от друга индивидов обществом не
является?

         Соотносить понятия и их признаки в рамках дедуктивного метода
помогает использование круговых схем Эйлера. Например,  изобразите отношения
между следующими понятиями, внеся в круги их буквенные обозначения: Закон
(А), подзаконный акт (В), Конституция РФ (С), распоряжение министра финансов РФ
(
D), Уголовный кодекс РФ (Е).

         Выполнение данного задания позволит 
выявить
и сравнить отличительные признаки различных видов
нормативных правовых актов.

           Эффективным способом
мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования
информации при подведении итогов является прием «составление кластера»
(пучок, созвездие), т.е. схемы. В центре доски записывается ключевое слово, от
него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с
ключевым словом; от них тоже расходятся лучи,
по мере записи, появившиеся слова
соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою
очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В
итоге получается структура, которая графически отображает общие размышления,
определяет информационное поле данной темы. В работе над кластерами необходимо
соблюдать следующие правила:

-не бояться записывать все, что приходит
на ум. Дать волю воображению и интуиции;
-продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
-постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.

          Система кластеров позволяет
охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся
кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

           Для  систематизации,
обобщения информации на этапе рефлексии часто используется  прием, известный
как синквейн.  Название приёма происходит от французского слова
«cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Лаконичность формы
развивает способность синтезировать информацию, излагать мысль в нескольких
значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн может быть предложен, как
индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах и  как коллективное
творчество. Как показывает опыт, синквейны могут применяться в качестве:

1)
инструмента для понимания сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности;
4) способа выражения своего отношения к событию или исторической личности.

Существуют
определённые правила написания синквейна:

1)
первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем
существительным;
2) вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами
прилагательными;
3) третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно
глаголами;
4) четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к
данной теме;
5) пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или
философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Это творческое задание позволяет даже слабым учащимся
понять самое важное. Примеры синквейна:

               Приемы дедуктивного обучения
эффективны для организации уроков повторения и обобщения. Например, группам
(рядам) даётся буква алфавита, например, «П». Необходимо за определённое время
написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву и тесно связанных с
изученным разделом. Каждая группа обосновывает свой список, показывая связь
слов с темой. Побеждает команда с самым длинным списком. Возможный список слов:
политика, политология, правительство, президент, парламент, партия, правление, порог,
полномочия, плюрализм, представительство, пресса, профессионализм, пропаганда,
популизм, подсистема, право, программа, платформа, принципы, премьер-министр,
публичность, правило, принуждение и т.д.

Ассоциативный метод

    Ассоциативный метод вытекает из
ассоциативной теории, с точки зрения которой существенные признаки – это
признаки общие, необходимые и отличительные, а понятие – это класс всех
предметов (явлений), обладающих определенными свойствами.

     Логику образования понятия в этом
случае можно схематично представить в виде следующей цепочки:

   предметы – восприятие – понятие,
раскрываемое в определении, — термин. Например, учитель или учащийся предлагают
по 2–3 ассоциации к тому или иному понятию, которое ­необходимо назвать.

    Эта теория обучения понятиям
основана на следующих принципах:

·                                                 
обучение
понятию начинается с представления ученикам различных предметов или явлений
определенного класса;

·                                                 
учащиеся
проводят наблюдения над этими предметами или явлениями, выявляя их различные
стороны и свойства, структуры, связи, действия;

·                                                 
анализируют
выявленные свойства, выделяя из них и систематизируя общие для всех
рассмотренных объектов или те, которые отличают объекты одной группы от других
объектов;

·                                                 
абстрагируют
эти свойства путем закрепления их в термине;

·                                                 
обобщают
понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные
признаки.

     Таким образом, формирование понятия
– это результат восхождения от анализа и синтеза свойств разнообразных объектов
к выделению и закреплению их общих свойств через  абстрагирование и  обобщение.

        Основные этапы формирования
понятия (или ассоциативный ряд):  

1)   
обобщение
неосознаваемых представлений о предметах или явлений некоторого класса;

2)   
выделение и
осознание наиболее известных  признаков;

3)   
выделение и
осознание существенных признаков;

4)   
связывание
понятия со все большим числом объектов, углубление, обобщение.

  Ассоциативный метод заключается в
постепенном переходе от непосредственных ощущений и восприятий через их разложение
на элементы и связывание к представлениям и  понятиям.

    Следует отметить, что в процессе
образования понятия  ассоциативным методом от учащихся требуются умения
проводить наблюдение, анализ, синтез, сравнение, абстрагироваться, т.е. все
мыслительные операции.

     Недостаток ассоциативного метода в
том, что уровень “неосознанных представлений” о предметах будет у учащихся
разным, т.к. представления всегда индивидуализированы и зависят от характера и
психологических особенностей ученика. На формирование образа, которых лежит в
основе представлений школьника, влияют художественная литература, кино, СМИ,
семья и ближайшее окружение. Однако, понятия, отражающие существенные признаки
социальных объектов, должны иметь у всех учеников одинаковые, понятные каждому
определения. Задача учителя – перевести знания с уровня представлений на
уровень теоретического осмысления.

     Работа с понятиями должна
рационально распределяться в ходе всего учебного курса. После усвоения терминов
и понятий необходимо их упоминание в обучении, чтобы из пассивного словаря они
перешли в активный словарь учащихся, использовались ими в жизни. Этому могут
помочь разные практические задания.

    
Например,
на
уроке по теме “Социальный статус личности” можно ввести понятие “социальная роль”,
используя строки У.Шекспира:

Весь
мир – театр.

В
нем женщины, мужчины  —

                                               
все  актеры.

У
каждого есть выходы, уходы,

И
каждый не одну играет роль.

    Обсуждение с учениками
содержания этого фрагмента позволит учителю выяснить, как понимают школьники,
что такое “роль”.

В ходе беседы учитель  задает вопросы, которые помогут учащимся провести
наблюдения над этим понятием, выделить его различные  стороны и связи: Какие
роли могут  играть люди? Где они играют свои роли? Что заставляет людей играть?

В ответах ученики описывают “социальные
роли” и их причины, используя примеры из жизни:

роль героя в фильме, ученика, сына,
покупателя; играет в детстве, играет в школе, на улице; с одной стороны,
желание отвлечься, а с другой – желание соответствовать требованиям окружающих.

       Затем учитель переходит к
выделению абстрактных признаков изучаемого понятия и формулирует определенные
понятия “социальная роль”:  модель поведения человека в соответствии с
формальными правилами и обязанностями, закрепленными за определенным статусом.

          В рамках ассоциативного метода
наиболее эффективным представляется организация работы с визуальными
источниками, их идентификация, понимание, интерпретация, оценка. 

Идентификация источника требует ответить на вопросы: что
за источник (картина, рисунок, карикатура, плакат, фотография)?

·        
кто его
автор?

·        
когда был
создан источник?

·        
где он был
создан?

·        
в связи с
чем?

          Понимание источника подразумевает установление
взаимосвязи между происходящими социальными фактами и степенью отражения их
источником. Ученику важно осознать потенциал источника, понять позицию автора.
Для этого предлагаются вопросы:

·        
какие важные
социальные факты получили отражение в источнике? какие детали изображения
помогли вам ответить на этот вопрос?

·        
был ли автор
свидетелем происходящих фактов? как источник помогает ответить на этот вопрос?

·        
каково
отношение автора к изображенному? какие детали помогают вам это понять?

Этап интерпретации источника предполагает осознание целевых
установок его автора. В этом помогут вопросы:

·        
какую цель
ставил автор, создавая изображение (выразить себя, информировать, спорить,
защитить, выступить против, убедить и т.д)?

·        
какие детали
изображения подтверждают вашу точку зрения?

·        
какие приемы
использовал автор, чтобы достичь своей цели? насколько ему это удалось?

Для оценки источника нужно ответить на вопросы:

·        
ценность
источника

·        
на какие
вопросы источник не в состоянии ответить? почему?

·        
какова
степень достоверности источника?

Отразить результаты работы с источником помогает
графическая схема:

Например, определите, какое
понятие иллюстрирует каждый ряд изображений, и дайте его определение.

Самые амбициозные ученики в школе Санкт Питербурга - ТЮЛЬГАН- я.ру 5:2 в пользу "Кавказа" - 13 Мая 2011 - poludin.moy.suAn auditorium in Polotsk State University, Vitebsk region Official Website of the Republic of Belarus 

Ассоциативный метод позволяет
установить связь дословного перевода латинских или греческих слов с их
современным значением.
Учащимся
предлагается объяснить первоначальное значение термина и назвать его
признаки в современном значении. Например,
объясните, почему термин
«религия» в латинском языке означал «установление» и как данное значение
связано с современным пониманием данного термина.

Инвентивный метод

Заключается в использовании уже
имеющихся знаний с новой точки зрения для выработки новых классификационных
объектов. Введение нового понятия мотивируется тем, что без него невозможно
объяснить научный факт.

Учитель ставит задачи, для решения
которых необходимо новое понятие; стимулирует многократные и разнообразные
поиски нужного понятия; актуализирует соответствующие знания и умения, на базе
которых формируется понятие; помогает выявить общее понятие, из которого
дедуктивно можно вывести искомое. Например, учащимся предлагается
сформулировать проблему, поднятую автором высказывания и определить степень ее
актуальности для современной России.

“Демократию мы выбираем не потому, что
она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании”.  К.Поппер

Для выполнения данного задания необходимо
подобрать термины и понятия,
раскрывающие заданную в нем тему (политический
режим, демократия, тирания, система сдержек и противовесов, разделение властей,
авторитаризм, тоталитаризм, свобода, правовое государство, народовластие).

Активизирует работу учащихся с понятиями
решение практических задач. Например, проанализируйте с точки зрения
действующего законодательства данную ситуацию. В детскую поликлинику одного из
районов г. Тамбова подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями
и где они, установить так и не удалось. Гражданином какого государства будет
являться мальчик? Свой ответ обоснуйте.

Для выполнения данного задания
необходимо раскрыть содержание следующих терминов и понятий (гражданин,
гражданство, основания приобретения и прекращения гражданства, взаимные права и
обязанности гражданина и государства), после чего решение задачи не вызывает затруднений.

Следует отметить, что инвентивный метод
образования понятия используется в проблемном обучении.

Работа со словарем

Работа со словарем – одна из форм
отработки понятийных умений учащихся. При условии ее правильной организации она
переставляет большие возможности для формирования терминологической грамотности
учащихся.

Цель систематической словарной работы –
научить активно пользоваться обществоведческими терминами, употреблять их в
прямом и переносном значении, отбирать для выражения мысли наиболее точные
слова, использовать эпитеты, метафоры; выработать привычку и навыки
пользоваться словарями. Хороший словарь по обществезнанию может стать
прекрасным дидактическим материалом и значительно сэкономить  время учащегося
при подготовке к уроку.

Школьникам можно предложить вести
отдельные тетради – словари, разделив их на три части: словарь понятий, словарь
биографий и словарь афоризмов, располагая в них материал по изучаемым темам.

Такой словарь поможет повторить материал
перед уроком, с ним удобно работать при изучении и в ходе закрепления нового
материала и при подготовке домашнего задания, он станет основой для
самостоятельной работы.

Эффективность формирования понятия будет
выше при соблюдении ряда методических условий. Прежде всего, необходимо
учитывать конкретные представления и типичные образы, имеющиеся у учащихся, и
корректировать их по мере необходимости во время работы с понятиями. Важно
продумывать возможность опережающего введения термина, а также признаков
раскрываемого понятия с последующей их систематизацией. Вводить определение
следует на доступном для учеников уровне сложности.

Изучение фактов в системе и взаимосвязи
дает возможность учащимся уяснить характерные черты, существенные и
несущественные признаки понятия.

Новые понятия должны вводиться в связи с
уже известными понятиями (например, раскрытие понятия “авторитаризм” невозможно
без связи с понятиями “тоталитаризм” и “демократия”, выяснения их общих и
отличительных черт).

Процесс формирования понятия будет
эффективен только при активной познавательной деятельности школьников, поэтому
и на уроке, и в домашних заданиях следует предусмотреть применение ранее
изученных понятий для усвоения новых знаний. В условиях систематического
применения ИКТ на уроках работа со словарем рациональней вести в форме проекта,
например, «Электронный словарь  понятий и терминов по обществознанию».
Исключить  простое копирование из Интернета поможет постановка конкретных целей
и задач, таких как построение сравнительных таблиц, схем, информация об истории
понятия, его развитии в современной России, использование иллюстраций,
характеризующих термин.

Необходимо помнить, что усвоение ряда
сложных понятий требует постоянного к ним обращения.

Словарь понятий и терминов

Термин

Содержание
понятия

Тема
урока: Экономика и ее роль в жизни современного общества

Экономика

1.   Наука о
хозяйстве, способах его ведения и управления им,

отношениях
между людьми в процессе производства и обмена экономических благ, закономерностях
протекания хозяйственных процессов.

2.     Система
ведения хозяйства или организация деятельности

людей,
направленная на создание материальных благ, необходимых для удовлетворения
потребностей людей и общества.

3.       Сфера
общественной жизни, отвечающая за производство, обмен, распределение и
потребление жизненных благ в условиях ограниченности ресурсов.

Благо

Все, что ценится
людьми как средство удовлетворения своих потребностей, вещь или услуга.

Словарь биографий

Имя

Краткая
информация

Тема
урока: Экономика и ее роль в жизни общества

Джон
МейнардКейнс

Английский
экономист и публицист, основоположник кейнсианства

Словарь афоризмов

Афоризм

Автор

Смысл
афоризма

Тема
урока: Экономика и ее роль в жизни общества

«Долговременная перспектива – плохой советчик
в текущих делах»

Дж.
Кейнс

          Возникает вопрос: как часто можно использовать
данные технологии? Сами методы можно и нужно использовать по мере необходимости
для достижения конкретных целей. Использование данных технологий позволяет
активизировать деятельность учащихся на уроке. Они задают больше вопросов,
читают текст учебника более вдумчиво, сознательно выделяют основные идеи,
составляют кластеры и таблицы. Самое главное важно понять, что смысл
современного образовательного процесса состоит не в строгом следовании
алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников,
работающих с использованием новых активных технологий обучения.

От понятия к пониманию: приемы при работе с понятиями.

Одним из важнейших элементов преподавания любого предмета является работа над понятиями и терминами, поскольку без их знания и осмысления невозможно говорить о результативности усвоения учебного процесса. В обществознании термины необходимы для объяснения и систематизации общественных явлений и процессов.

Стоит отметить ряд проблем, с которыми сталкивается любой учитель обществознания, при работе с понятиями. Во-первых, можно выделить такую проблему как существенное расхождение бытового и научного содержания понятий. В качестве примера можно привести понятие «гражданский брак», под которым в быту понимается сожительство без официальной регистрации брачных отношений, то есть фактический брак, а в обществознании (юриспруденции) – это брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви [1].

Во-вторых, это «качество» предлагаемых формулировок и возможность их неточностей и отличий.  В связи с этим, Лискова Т. Е. рекомендует учителям при изучении соответствующих тем проанализировать, «как то или иное ключевое обществоведческое понятие трактуется в учебниках 6–11 классов из двух-трёх УМК, допущенных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в 2020/21 и 2021/22 учебных годах. В случае обнаружения в учебниках неточностей и/или ошибок рекомендуем исправлять их в учебном процессе (ни в коем случае не допускать заучивания обучающимися ошибочных определений понятий, теоретических положений) и обращаться в Минпросвещения России, к полномочиям которого относится ведение Федерального перечня учебников» [5].

Третья проблема — это количество понятий.

В материалах ОГЭ (задание №№ 1, 20) и ЕГЭ (задание № 18) по обществознанию есть ряд заданий на проверку умений оперировать понятиями, правильно их применять. Статистика показывает, что самые слабые умения на ЕГЭ по обществознанию школьники показывают как раз при выполнении этих заданий. По данным аналитических материалов, предоставленных ФИПИ, с такими заданиями справляются только 40,9% выпускников, из числа сдающих обществознание [5]

Таким образом, мы видим, что существующая проблема актуальна и требует решений, которые зависят от каждого педагога – а именно, применение таких приемов в работе с понятиями, которые приводили бы к их пониманию и осмыслению, а не к механическому заучиванию.

Под «понятием» мы будем понимать форму (вид) мысли, или мысленное образование, как результат обобщения предметов некоторого вида и мысленного выделения соответствующего класса (множества) по определенной совокупности общих для предметов этого класса – и в совокупности отличительных для них – признаков [8, 79].

Данный подход рассматривает любое понятие как результат мыслительной деятельности не только автора учебника (словаря, методического пособия и т.п.), но и подразумевает активную мыслительную деятельность обучающихся для прочного освоения, понимания и, главное, возможности правильного применения обществоведческих терминов и понятий.

Рассмотрим несколько приемов деятельностного подхода в работе с понятиями.

Рис.1.

 Визуализация понятия и его определения. У подростков развито образное восприятие: им гораздо проще запомнить изображение, чем текст. Преимущество изображения состоит также в том, что оно может наглядно передавать взаимосвязи между элементами. Например, при изучении темы «Человек познает мир» я предлагаю шестиклассникам проанализировать рисунок (см. Рисунок 1), связать тему урока и содержание схемы, предположить, о каком понятии идет речь и сформулировать его. Определение, которое составляют дети «Познание — это поиск человеком знаний о природе, обществе и человеке», максимально близко к определению, которое дают авторы учебников «Познание — это поиск человеком знаний о природе, обществе и человеке». [1]

  1. Построение определение и выявление понятия из набора слов позволяет обучающимся устанавливать логические связи между частями определения. Так, из последовательности слов «приобретения общества мире культуре образование   процесс ценностям знаний о приобщения к» «собирается» понятие «образование», а из последовательности «активность преобразование ими деятельность на осознаваемая мира людей направленная окружающего» понятие «деятельность».  При использовании такого приема важно обращать внимание на определение обобщающих форм, к которым понятие относится.  Таким обобщающими формами являются слова – вид, тип, форма, процесс, система, совокупность – которые, во-первых, позволяют формулировать понятия грамотно, во-вторых, позволяют классифицировать и группировать понятия.
  2. Составление вопросов к определению понятия. Учебник по обществознанию для седьмого класса дает следующее определение: «Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее значимые общественные отношения». Для обучающихся седьмого класс такая формулировка необычайно сложна, необходимо рассмотреть почти каждое слово, объяснить его смысл и содержание для того, чтобы   подросток смог понять, что такое закон. При работе с такими понятиями уместно использовать прием «Толстых и тонких вопросов» из технологии Развития критического мышления через чтение и письмо. Вопросы дети формулируют самостоятельно: что означает нормативно-правовой, что такое референдум, почем только наиболее важные вопросы, какие органы являются законодательными, что такое высшая юридическая сила и т.д. Перечень таких вопросов задает направление урока для каждого ученика – поиск, систематизация и анализ необходимой информации дает возможность пройти ребенку индивидуальный путь осознания понятия «закон».

Представленные выше приемы формируют не только умения определять понятия, не только учат формулировать суждения, обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, делать выводы что соответствует предметным результатам изучения предмета «Обществознание» в основной школе; но организуют активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, что приводит к осознанному усвоению и применению обществоведческих терминов и понятий не только в рамках учебного предмета, но и в повседневной жизни.

Список литературы

  1. Белянкова Е.И., Щуринова И.А. Формирование базовых понятий на уроках истории и обществознания: междисциплинарный подход. // Обучение и воспитание: методики и практика, 2016, с. 94-99.
  2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2020 г.
  3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2021 г.
  4. Карасева Э. М., Шукманова А. С. Актуализация содержания понятия как первый этап его формирования. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013 г.
  5. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года. Режим доступа  https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy    25.11.2021 г.
  6. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года. Режим доступа https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy   25.11.2021 г
  7. Поселенов А.В. Приёмы работы над усвоением содержания понятий на уроках обществознания. / Инновационная наука,  2021 г., с 114-117.
  8. Стожок Е. В. Термин, понятие и значение. / Омский научный вестник, 2011 г., 79-81.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Код внедрения на youtube как найти
  • Как составить протокол вскрытия
  • Как найти минимальное значение температуры
  • Как найти в коде страницы нужное слово
  • Как найти утерянный телефон андроид по номеру