Формы опроса на уроках английского языка
В современной школе обязательной является пятибалльная система оценок. Однако каждая оценка должна быть объяснена ученику, мотивирована, доказана словесно. Да и сама простая словесная оценка часто ценна и важна для детей, мнение это учителя или анализирующих ответ одноклассников.
На своих уроках я использую следующие виды контроля:
-итоговый (его формы: итоговый опрос, итоговые контрольные работы, на уроках повторения, обобщения и систематизации изученного материала).
-текущий (его формы: индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный)
Эффективными являются те формы опроса, которые делают неформальным контроль знаний, умений и навыков, органически вплетаются в содержание конкретного урока и вытекают из задач конкретного занятия.
Контроль на уроках может быть индивидуальным или коллективным. Индивидуальный опрос – это наиболее эффективная форма проверки знаний. Он может быть устным или письменным.
Устный опрос необходим для проверки усвоения теоретического материала, умения раскрывать внутреннюю сущность явлений. Умение применять на практике усвоенные знания проверяются при письменном опросе. Это могут быть задания на карточках, перфокартах, тесты, экспресс диктанты, задания с комментированием.
Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он имеет существенный недостаток: при индивидуальном опросе очень малый охват обучаемых; на уроке при индивидуальном опросе отвечает лишь один ученик, а остальные учащиеся остаются пассивными. Поэтому учителю следует, спрашивая одного ученика, давать установку остальным таким образом, чтобы этот процесс был обучающим, то есть обеспечивал мобилизацию и активность внимания всех учащихся. Учащиеся могут предложить свой план ответа или исправить те ошибки, которые были допущены при ответе их одноклассником, а также подготовить вопросы по содержанию ответа. Нужно рекомендовать учащимся записывать свои замечания по ходу ответа. В этом случае можно будет оценить не только того, кто отвечал, но и того, кто принимал участие в обсуждении ответа.
Фронтальный опрос имеет определенные достоинства и недостатки. К его положительным качествам можно отнести возможность охвата проверкой одновременно всех учащихся группы, возможность оценивать (поставить отметки) за один и тот же отрезок времени всех или большинство учащихся группы. При фронтальном контроле все учащиеся находятся в напряжении, так как знают, что их в любую минуту могут вызвать, поэтому их внимание сосредоточено, а мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведется в группе.
Обычно фронтальный опрос проводится мной как устное вопросо-ответное упражнение, в котором вопросы учащимся ставлю я. Однако не стоит забывать, что при фронтальном опросе, необходимо сначала задать вопрос, а затем уже назвать фамилию или имя учащегося, которого необходимо вызвать, а не наоборот. Это гарантирует включение в работу внимания и мышления всех учащихся, которые во время постановки вопроса уже готовятся к ответу. Темп опроса должен быть достаточно высоким, что активизирует умственную деятельность, внимание, сосредоточенность, вырабатывает быструю речевую реакцию на иностранном языке, а это, в свою очередь, повышает обучающий эффект процесса контроля.
Также при фронтальном опросе хорошо использовать различные лексические, грамматические, орфографические игры, соревнования и так далее.
Однако фронтальный опрос дает поверхностное представление о знаниях учащихся, он является относительно неглубоким в силу определенной рассредоточенности внимания учителя на многочисленные объекты.
Недостатки можно нейтрализовать комбинированным опросом.
Комбинированный опрос – это опрос, сочетающий в себе индивидуальный и фронтальный формы опроса. Не более трети урока будет уделяться проверке умений монологической устной речи т. е. индивидуальному контролю, а остальная часть урока будет посвящена фронтальной работе. При использовании этой формы опроса, вопрос или задание адресуется не только одному ученику, которого планируется спросить индивидуально, но и всем учащимся группы. Например, Why do people have conflicts? Учащимся предлагается прослушать ответ своего одноклассника, дополнить его, внести какие-то свои элементы в его ответ, поставить вопросы отвечающему, чтобы расширить его ответ или уточнить некоторые детали, а в некоторых случаях отвечающего можно прервать и предложить другому ученику продолжить его рассказ. Таким образом, можно привлечь к активному участию в уроке всех остальных учеников.
Взаимный опрос заключается в парной работе учащихся, которые одновременно тренируются и контролируют друг друга. Такая форма опроса особенно эффективна для развития диалогической речи. На первом этапе дается установка ответить на вопросы партнёра, используя определённый языковой материал. Учитель в это время ходит по классу, останавливается у каждой парты, чтобы послушать то, о чем говорят ученики и, если нужно, оказать своевременную помощь. Он таким образом контролирует работу всех учащихся. Второй этап – это выступление перед классом. Общение «ученик – ученик» происходит намного более комфортно и естественно. Общающиеся, находясь в равном положении, чувствуют себя раскованно, каждый стремится реализовать своё коммуникативное намерение наилучшим образом. Часто возникает атмосфера соревнования, желание проявить себя с наилучшей стороны, что стимулирует речевую активность общающихся.
На мой взгляд на уроках английского языка учителю необходимо постоянно знать степень усвоения лингвистического материала школьниками. Поэтому на каждом уроке я стараюсь максимально использовать различные виды опроса. В меньшей степени – фронтальный, в тех случаях, когда необходимо выяснить уровень понимания домашнего текста. В большей степени – индивидуальный, устный или письменный. Причем письменный опрос чаще бывает дифференцированным: тексты с заданием различной сложности, разноуровневые карточки, перфокарты с грамматическим, фонетическим и орфографическим заданием. Но наиболее продуктивен, конечно, комбинированный.
Для обучения самоанализу и самооценке я стараюсь строить устный опрос так, чтобы мои ученики могли проанализировать свой ответ или ответ одноклассника. Это, во-первых, позволяет проверить уровень усвоения материала теми учащимися, которые не задействованы в устном опросе, а, во-вторых, составить объективную картину реального уровня понимания и усвоения материала всем классом или обучающейся группой.
В качестве примера я приведу блок заданий для опроса на уроке английского языка.
На уроке английского языка в 8 классе на тему «Аудирование текста» кроме прослушивания текста и контроля понимания услышанного в виде фронтального опроса и заданий типа «Правильно. Неправильно. Не знаю», я проводила письменный дифференцированный опрос по тестам и карточкам для проверки усвоения ранее изученной темы по грамматике «Настоящее совершенное время». Здесь привожу образцы заданий различных уровней /творческого, продуктивного, репродуктивного/.
- Write questions to the underlined words.
- It will take John seven weeks to go on his business trip.
- Bill knows nothing about Andrew`s arrival.
- Nick has told everybody about his funny cat.
- They have lived here since last year.
- I haven`t seen my brother for two years.
TEST 1. Choose the correct word.
1. I have … been late for school. A) ever
2. Have you … forgotten about your birthday? B) never
3. Have they watered the plants…? C) yet
4. He has been to Paris … . D) today
5. Have you had a holiday …? E) this year
6. I haven`t eaten any fruits … . F) just now
TEST 2. Fill in the blanks with time words where necessary.
A) since B) for C) ___
- My parents have worked for this company … 1993.
- My elder brother left school … three years ago.
- Tom has been ill … one year.
- They lived in Australia … one year.
- That theatre was closed … many years ago.
- They have had a new car … January.
TEST 3. The Present Perfect Tense.
- I`m afraid I /forget/ my book.
- … the secretary / yet, come/?
- I /learn/ this poem. Could you listen to me?
- … you / ever, be/ to Italy?
Емельянова О.А.
МОУ гимназия №10
Преподаватель английского языка
Формы и методы опроса на уроках английского языка
Тема моей статьи — «Формы и методы опроса на уроках английского языка».
Этой темой я заинтересовалась не случайно. По словам Ю.К. Бабанского [1, 56],
предназначение школы – передавать подрастающим поколениям наиболее
ценные знания и опыт и воспитывать достойных граждан. Соответственно, мы,
как педагоги, должны давать своим ученикам знания по предмету, вовлекать их
во внеклассную деятельность и воспитать достойных личностей.
При подготовке к уроку я учитываю принципы, которые требует ФГОС. Для
меня важен ещё один момент – каждый ученик должен усвоить знания по
определённой теме. И не просто запомнить, а применить на практике, в
подходящей ситуации. Поэтому нужно тщательно продумать, какой метод
опроса подойдёт к конкретной теме.
Выбранная мной тема актуальна, потому что контроль знаний и умений
учащихся является важным компонентом структуры обучения и осуществляется
весь год. Кроме того, опрос может быть самым нелюбимым моментом на
уроке для учеников, а предмет им может нравиться. Поэтому важно подобрать
такие методы опроса, чтобы они были и эффективными, и вовлекали учащихся
в рабочий процесс и вызывали у них интерес.
Цель моей статьи – выявить, какие бывают методы опроса на уроке английского
языка и какие из них самые продуктивные.
Опрос учащихся – это форма контроля и проверки знаний учащихся,
закрепления пройденного материала и подготовки к восприятию нового
материала. [2, 89]
На уроке английского языка я использую разные методы опроса: устные и
письменные формы, разнообразные задания на интерактивной доске.
Первый метод – банк вопросов. В качестве домашнего задания ученик на
отдельных листочках пишет вопросы по теме (обычно три). Первый из них
затрагивает конкретные термины и определения (what are modal verbs). Второй
вопрос требует размышления и оценки. (give a classification of modal verbs)
Третий вопрос требует более глубоких знаний и эрудиции. (what are
connotations of modal verbs)
Второй метод — опрос по цепочке. Я задаю вопрос по определённой теме, и
каждый ученик на него отвечает. Таким образом, в работу включена вся группа.
По цепочке я выполняю с учениками задания на грамматику и лексику. Данный
метод позволяет выполнять большой объём работы и концентрировать
внимание учащихся.
Следующий метод — «верно—неверно». Я использую его в начале урока для
закрепления материала. Мы изучили два времени – present simple and present
continuous. Я говорю предложения с этими временами, а ученики говорят,
правильно ли здесь использованы времена или нет, и поясняют почему. (We do
our homework every day. She waters plants now)
Четвёртый метод – третий лишний. Это прекрасный способ быстрого опроса и
тренировка логического мышления и концентрации внимания. На определённую
тематику я записываю три слова либо на доске, либо на карточке. Ученики
должны определить лишнее слово и объяснить , почему они так решили. (meat –
bedroom – kitchen)
Пятый метод – тематические карточки. Это разные задания на грамматику: я
делаю их на интерактивной доске. Получается познавательно и интересно.
(карточка на указательные местоимения this-that, these – those)
Шестой метод – взаимоопрос. В парах мы выполняем разнообразные задания:
упражнения, мини—диалоги; разыгрываем диалоги спонтанно; проверяем
пересказ. (мини—диалог на тему знакомство)
Седьмой метод опроса – ролевые ситуации. Я использую этот метод довольно
часто, особенно у старших классов, так как он отражает суть устных заданий
ЕГЭ и ОГЭ. Предлагаются ситуации на разные темы и между разными людьми
– составить спонтанно диалог между мамой и дочкой, между официантом и
клиентом. Данный метод развивает коммуникативные навыки и формирует
ученика как личность.
Следующий метод – урок—дискуссия. Я использую его при работе со старшими
классами. Я делю группу на две команды. Мы обсуждаем в командах какую—
нибудь интересную тему, согласно УМК. Например, с 10 классом в таком
формате я проходила тему – мода в Британии. Мы узнали слова по теме,
почитали тексты и выполняли разные задания в группах.
Девятый метод – островки. Например, текст на закрепление слов по теме –
внешность. She is t… and s… She has dark, curly h…, th.. lips and up…ned nose.
Десятый метод – Угадай—ка. Я задумываю слово, а ученики задают вопросы, на
которые можно отвечать только да и нет. При повторении животных мы
загадываем следующий текст. It’s tall. It has long legs and a long neck. It eats grass.
(giraffe)
Следующий метод – всё наоборот. Я называю слово, а ученики должны назвать
противоположное. (little – big, father – mother)
Далее – восстанови цепочку. Я вывожу на экран предложения: в них слова
даны вразнобой, и нужно расположить их в правильном порядке, чтобы
получилось логически и грамматически правильное предложение. (sing – can – he
– and – dance)
Ещё один метод – азбука. Я называю одну букву, ученики должны подобрать
как можно больше слов на эту букву. Все слова должны перекликаться с темой
урока. (bed, bedroom, bath, bathroom, bookcase…)
Таковы основные методы опроса, которые я применяю на своих уроках.
Проанализировав указанные в статье методы, можно выявить наиболее
результативные: опрос по цепочке, тематические карточки, взаимоопрос, ролевые
ситуации, урок—дискуссия, угадай—ка, восстанови цепочку и азбука.
Свои методы я классифицировала следующим образом: методы первичного
закрепления (взаимоопрос, азбука, угадай—ка); методы системного закрепления
(восстанови цепочку, всё наоборот, островки, третий лишний, верно—неверно);
методы итогового контроля по теме (банк вопросов, тематические карточки). Я
работаю с учащимися индивидуально, в группах и фронтально.
На основе вышесказанного можно сделать следующий вывод: когда мы
используем тот или иной метод, мы должны помнить о цели опроса, о том, какое
время мы планируем отвести для него и учитывать особенности класса. [3,123]
Список литературы :
Бабанский Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед.институтов. – М.,
Просвещение, 1988. – 479 с.
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.
пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений . – М.: Издательский центр
«Академия», 2001 – 192 с.
Соловейчик С.Л. Час ученичества. – М.: Детская литература, 1970
Больше узнать об ОГЭ по английскому языку и подготовиться к экзамену вы сможете на индивидуальных занятиях.
Структура Устной части ОГЭ по английскому языку, Задание 2
Устная часть ОГЭ по английскому языку состоит из трёх заданий. В этом посте рассмотрим только задание 2, представляющее собой телефонный опрос.
В рамках выполнения Задания 2 вам нужно будет устно ответить на 6 вопросов. Эти вопросы будут заданы в рамках условного диалога-расспроса, в формате телефонного опроса. На каждый ответ вам даётся 40 секунд. Задание относится к повышенному уровню сложности.
Задание 2 проверяет ваше умение «вести разные виды диалогов (в том числе диалог-раcспрос) в стандартных ситуациях общения с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка» (из Спецификации КИМ ОГЭ). То есть, вам нужно, согласно заданию, развёрнуто и грамотно отвечать на каждый вопрос. Важно уметь не отходить от темы вопроса, использовать соответствующую ситуации лексику (не использовать сниженную лексику), чётко формулировать свои мысли (не выходить за рамки 40 секунд, чётко ответить на поставленный вопрос).
Критерии оценивания Устной части ОГЭ по английскому языку, Задание 2
Максимальное количество баллов, которое вы можете получить за Задание 2 Устной части ОГЭ – 6 баллов.
За каждый правильно сформулированный ответ вы получаете по 1 баллу.
Для получения балла вам нужно:
- Дать полный ответ на поставленный вопрос – ответить не на половину вопроса, не рассуждать на отвлечённую тему, а именно дать конкретный развёрнутый ответ на конкретный вопрос;
- Ответить достаточно грамотно, структурировано, чтобы “допущенные отдельные фонетические, лексические и грамматические погрешности не затрудняли понимания” (из Критериев оценивания выполнения заданий устной части, Задания 2) – старайтесь произносить всё правильно, естественно, подходящими словами и помня о правилах построения утвердительных или отрицательных предложений в английском языке.
Ответ оценивается в 0 баллов, если:
- Ответа нет вовсе или ответ не соответствует вопросу;
- Фонетические, лексические или грамматические ошибки в ответе “препятствуют пониманию ответа”: например, если оценивающий эксперт не может понять, что именно сказал ученик из-за грубых ошибок в произношении слов, выборе слов, структуре предложения и т.п. За негрубые ошибки баллы в этом задании не снимают.
- “Ответ дан в виде слова или словосочетания” (из Критериев оценивания выполнения заданий устной части, Задания 2): то есть, для получения балла ответ должен быть развёрнутым, полным, с правильной структурой.
Стратегия выполнения Устной части ОГЭ по английскому языку, Задание 2
На каждый ответ вам даётся 40 секунд. Оставшееся время будет отображаться на экране. Вам необязательно отвечать на вопрос сразу: сначала внимательно прослушайте вопрос, подумайте, как вы ответите на него, сформулируйте свой ответ. Но не тратьте на подготовку слишком много времени – оставьте достаточно времени на сам ответ.
Если вы ошиблись, отвечая, вы можете сразу исправить себя, или начать отвечать заново. При этом, возможности перезаписать свой ответ у вас не будет. Главное – закончить свой ответ, полный и развёрнутый, до окончания отведённого времени.
Если в конце вопроса также спрашивается “…and why?”, то вам необходимо сначала ответить на вопрос, а потом – объяснить почему вы так думаете.
Если вопрос касается вашего мнения (what is your opinion … ; what/ why do you think … и т.п.), то ответ вы можете начать с таких слов:
- Personally, …
- From my point of view, …
- In my opinion, …
- To my mind, …
Обращайте внимание на структуру своего ответа: предложения должны быть построены правильно, полностью – не начинайте свой ответ со слов “Because…” и т.п. Вы можете “повторить” часть вопроса в ответе: например, в вопросе звучит, “Why do you like museums?”, и тогда ответ вы можете начать со слов: “I like museums because…”.
Больше узнать об ОГЭ по английскому языку и подготовиться к экзамену вы сможете на индивидуальных занятиях.
Задание 2 Устной части ОГЭ по английскому языку, из Открытого банка заданий ОГЭ
Ниже приведён транскрипт задания 2, устной части экзамена, взятого из Открытого банка заданий ОГЭ (аудиозапись из Открытого банка заданий вы можете прослушать по ссылке). Выполните его в соответствии со стратегией.
You are going to take part in a telephone survey. You have to answer six questions. Give full answers to the questions.
Remember that you have 40 seconds to answer each question.
… We need to find out about teenagers’ reading habits. Please answer six questions…
So, let’s get started.
Вопрос 1: What kind of books do you like to read?
Вопрос 2: Who is your favourite writer?
Вопрос 3: How often do you borrow books from the library?
Вопрос 4: Why do you think teenagers are reading less and less now?
Вопрос 5: How can reading books help students improve their English?
Вопрос 6: What book would you recommend to your friend who wants to read something for pleasure, and why?
Возможные ответы:
Вопрос 1: I like to read fantasy books; stories about magicians and people with superpowers.
Вопрос 2: My favourite writer is Tolkien, the author of “The Lord of Rings”.
Вопрос 3: I, personally, never borrow books from the library. I usually buy them online.
Вопрос 4: From my point of view, teenagers are reading less because there are a lot of interesting films to watch. They think it is much easier and faster to watch a film than to read a long book.
Вопрос 5: I think that books can help students learn a lot of new English words. Also, reading English books is much more interesting than doing exercises, so students will do it more often. In this way, reading can help students improve their English.
Вопрос 6: I would recommend “The Lord of Rings” book, because it will make any reader fantasize and believe in magic. My friend will enjoy reading this book in his or her free time.
Зикеева Н.Г.
Учитель английского
языка и литературы
Статья: «Формы и методы опроса на уроках
английского языка». Предназначение школы – передавать
подрастающим поколениям наиболее ценные знания, опыт и воспитывать
достойных граждан. Поэтому педагоги, должны давать своим ученикам
знания по предмету, вовлекать их во внеклассную
деятельность и воспитать достойных личностей.
При
подготовке к уроку английского языка я учитываю принципы, которые
требует ФГОС. Для меня важно, чтобы каждый ученик усвоил знания по
определённой теме. И не просто усвоил знания, запомнил, а применил их в
подходящей ситуации. Поэтому всегда продумываю, какой метод опроса
подойдёт к определённой теме. Контроль знаний и умений учащихся
является важным компонентом структуры обучения и осуществляется весь год,
вот поэтому выбранная мной тема и актуальна. Кроме этого, опрос может
быть нелюбимым моментом на уроке для учеников, но английский язык им
может нравиться. На своих уроках я стараюсь подбирать эффективные методы
опроса, стараюсь, чтобы эти методы вовлекали обучающихся в учебный процесс
и вызывали у них интерес.
Цель моей
статьи – рассказать, какие методы опроса бывают на уроке английского
языка и какие из них самые продуктивные.
Опрос учащихся
– это форма контроля и проверки знаний учащихся, это форма закрепления
пройденного материала и подготовки к восприятию нового материала.
На уроке
английского языка я использую разные методы опроса: письменные и устные
формы, разнообразные задания на интерактивной доске.
Банк вопросов
— первый метод опроса. В качестве домашнего задания обучающийся на
отдельных листочках пишет вопросы по теме (обычно три вопроса). Первый из
них затрагивает конкретные термины и определения. Второй вопрос требует
размышления и оценки. Третий вопрос требует эрудиции и более глубоких
знаний.
Опрос
по цепочке – второй метод опроса. Учитель задаёт вопрос по
определённой теме, и каждый обучающийся отвечает на этот вопрос. Таким
образом, в работу включена вся группа. Учитель по цепочке выполняет с
учениками задания на лексику и грамматику. Данный метод позволяет
концентрировать внимание обучающихся и выполнять большой объём работы. «Верно—неверно»
— третий метод опроса. Учитель использует его в начале урока для
закрепления материала. Например, изучили два времени – настоящее простое
время и настоящее продолженное время. Учитель говорит предложения с этими
временами, а обучающиеся говорят, правильно ли здесь использованы
времена или нет, и поясняют почему. «Третий лишний» —
четвёртый метод опроса. Это способ быстрого опроса, концентрации
внимания, тренировка логического мышления. На определённую тематику учитель
записывает три слова либо на доске, либо на карточке. Обучающиеся должны
определить лишнее слово и объяснить, почему они так решили. «Тематические
карточки» — пятый метод опроса. «Тематические карточки»
— это разные задания на грамматику. «Азбука» —
шестой метод. Учитель называет одну букву, а обучающиеся
должны подобрать как можно больше слов на эту букву. «Взаимоопрос»
— седьмой метод опроса. В парах обучающиеся выполняют разнообразные
задания: упражнения, проверяют пересказ, мини-диалоги; разыгрывают диалоги
спонтанно. Урок—дискуссия – восьмой метод. Этот метод
используется при работе со старшими классами. Группа делится на две
команды и обсуждают в командах какую-нибудь интересную тему, согласно
УМК. Например, с 10 классом в таком формате можно пройти тему – «Мода
в Британии». Можно узнать слова по теме, почитать тексты и выполнить разные
задания. «Островки» – девятый метод опроса. Например,
текст на закрепление слов по теме « Внешность». She is t… and s… She
has dark, curly h…, th.. lips and up…ned nose. «Ролевые
ситуации» — десятый метод опроса. Этот метод используется у
старших классов, так как он отражает суть устных заданий ЕГЭ и ОГЭ. Предлагаются
ситуации на разные темы и между разными людьми. Надо составить спонтанно
диалог между официантом и клиентом, между мамой и дочкой. Данный метод
развивает коммуникативные навыки. «Всё наоборот» —
одиннадцатый метод опроса. Учитель называет слово, а ученики должны
назвать противоположное. (big — little, father – mother, black — white). Двенадцатый
метод – «Угадай—ка». Учитель задумывает слово, а обучающиеся
задают вопросы, на которые можно отвечать только положительно или
отрицательно. Таковы основные методы опроса, которые можно
применять на уроках английского языка.
Проанализировав
указанные в статье методы, можно выявить наиболее результативные: азбука,
угадай-ка, опрос по цепочке, тематические карточки, ролевые ситуации,
урок-дискуссия, восстанови цепочку.
Эти методы
можно классифицировать следующим образом:
— методы
первичного закрепления (азбука, взаимоопрос, угадай-ка);
— методы
системного закрепления (островки, восстанови цепочку, всё наоборот, третий
лишний, верно-неверно);
— методы
итогового контроля по теме (банк вопросов, тематические карточки).
На
основе вышесказанного можно сделать следующий вывод: когда мы
используем тот или иной метод опроса , мы должны помнить о цели опроса, о
том, какое время мы планируем отвести для него и учитывать особенности
класса.
Список литературы:
Бабанский
Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. –
М., Просвещение, 1999.
Загвязинский
В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. Учебное пособие для студентов
высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2019 г.
Соловейчик
С.Л. Час ученичества. – М.: Детская литература, 1990 г.
Я регулярно провожу анкетирование учащихся. Анкетирование учащихся необходимо для того, чтобы понимать, что их волнует и с какими проблемами они сталкиваются в процессе обучения. Это помогает учителю спланировать свою деятельность, а также что-то изменить, улучшить. Диагностика — это первый шаг на пути повышения мотивации учащихся к изучению предмета.
Ниже представлены различные виды анкет, которые я использую.
Вот такой легкий опрос я регулярно провожу среди учеников. Опрос можно проводить как анонимно,так и открыто. Благодаря тому, что он выглядит не слишком серьезным и с долей юмора, ученики его очень любят и как правило не скрывая делятся тем, что их волнует, что им нравится, и тем, что им хотелось бы улучшить. Главное для учителя, уметь за шуткой увидеть суть. У этого опроса нет раздела интерпретации результата. Просто читайте ответы и делайте выводы.
В конце статьи, вы можете взглянуть на краткий анализ результатов данного опроса, который я проводила среди своих учащихся.
I. МОЙ АНГЛИЙСКИЙ
1. Английский язык пригодится мне … (допускается несколько вариантов)
A. в путешествиях
B. в будущей профессии
C. считаю, каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык
D. это просто круто говорить на другом языке
E. а кто сказал, что он мне пригодится/ у меня нет выхода, родители заставляют и это часть школьной программы
2. Я считаю, что мое знание английского …
A. позволяет мне без труда общаться с иностранцами
B. плюс жесты и мимика помогут мне хоть как-то донести мысль до иностранца
C. не позволяет мне и двух слов связать
3. Изучаешь ли ты язык дополнительно, смотришь видео, читаешь книги, слушаешь песни на иностранном языке?
A. да, конечно, это очень интересно.
B. ну нет, у меня есть занятия поинтереснее
C. хотелось бы, но не позволяет время.
4. Английская речь для меня …
A. такая же родная как русская, я почти все понимаю
B. иногда встречаю знакомые слова типа mother, dog, president
C. чем-то напоминает китайский язык
5. Из этих видов деятельности, наиболее полезным для меня является …
A. аудирование B. чтение текстов C. лексика D. грамматика E. письмо F. говорение
6. Из этих видов деятельности мне нравится …
A. аудирование B. чтение текстов C. лексика D. грамматика E. письмо F. говорение
7. Самый сложный вид деятельности для меня …
A. аудирование B. чтение текстов C. лексика D. грамматика E. письмо F. Говорение
II. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
8. Мне задают …. домашнего задания по английскому.
A. мало, можно бы и побольше
B. адекватное количество
C. много
D. невыполнимый объем
9. Домашние задания по английскому …
A. стараюсь делать сразу и с интересом
B. делаю в обычном режиме
C. откладываю насколько могу
10. Домашние задания по английскому …
A. слишком легкие, скучно
B. сложность соответствует нашему уровню обучения
C. совершенно непосильные
НАСТРОЕНИЕ
11. После уроков английского мое настроение …
A. улучшается, хочется жить
B. резко ухудшается, подскакивает давление
C. это никак не влияет на мое стабильное настроение
ОЦЕНКИ
12. Система оценивания по английскому …
A. проста и понятна
B. если подумать, то можно разобраться
C. кто это придумал, верните средний балл
D. не вникаю, доверяю учителю свою судьбу и надеюсь на его справедливость
13. В системе оценивания по английскому языку мне нравится, что … (допускается несколько вариантов)
A. я заранее знаю, какие работы мне предстоит выполнить
B. я знаю точно, что мне нужно сделать, чтобы получить желаемый результат в четверти
C. она справедливо оценивает мой уровень владения английским
D. вообще-то не нравится
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ
14. Группа в Вконтакте …
A. очень удобна. В любое время можно взять всю информацию и материалы
B. практически ей не пользуюсь, я консервативен и привык обращаться непосредственно к учителю.
C. вообще, я не большой любитель компьютеров, соцсетей и тп.
D. какая группа?
15. Мне удобнее смотреть свои оценки …
A. в группе в ВКонтакте
B. в электронном журнале
C. спросить у учителя
D. использую все средства, чтобы быть в курсе
НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО
16. Я считаю, что в школе …
A. одного урока английского вполне достаточно
B. 2-3 урока английского в самый раз
C. чем больше, тем лучше
D. считаю этот предмет лишней нагрузкой на и без того загруженного ученика
17. Если поразмышлять о размещении столов в классе на уроках английского языка, то больше всего мне нравится вариант … (можно написать, почему вы предпочитаете именно такую расстановку).
18. Использование мобильного телефона на уроке английского …
A. необходимо, так как он делает процесс обучения более эффективным
B. необходимо, так как я должен быть всегда на связи с внешним миром
C. можно прекрасно обойтись и без него
D. неоправданно и даже мешает
19. Что касается использования словарей на уроках, …
A. даже несмотря на то, что работа с печатным словарем требует больше времени я за них, потому что мы не перекладываем работу на электронный переводчик.
B. считаю, что электронные словари значительно экономят время, нужно просто пользоваться с умом
C. ну какие печатные словари, 21 век на дворе!
20. Физкультминутка посреди урока …
A. жизненно необходима
B. ну какая физкультминутка, детский сад какой-то!
C. лучше 5 минут сна
21. Моя успеваемость по английскому может повыситься, если …
A. я постараюсь и буду делать вовремя то, что от меня требует учитель
B. учитель постарается сделать уроки более интересными и будет более качественно преподавать
УЧИТЕЛЬ
22. Хороший учитель для меня это тот, кто … (выберите три пункта)
A. владеет своим предметом
B. справедлив
C. терпелив
D. обладает чувством юмора
E. уважает меня как личность
F. способен понять и простить
G. свой вариант
23. Учитель оценивает меня …
A. справедливо, получаю что заслужил
B. несправедливо, оценки занижены
C. учитель завышает мне оценки по непонятным мне причинам
24. Я считаю, что наш учитель английского языка …
A. относится ко мне очень хорошо
B. относится как и ко всем остальным
C. я не в числе его любимчиком, к сожалению
D. относится ко мне неуважительно
E. не замечает меня, я для него пустое место
F. предвзято относится ко мне
25. Наш учитель вызывает во мне …
A. уважение
B. симпатию, мне комфортно
C. раздражение, мне некомфортно
D. страх
26. Наш учитель …
A. часто не в духе, а страдаем мы
B. настроение учителя на нас не сказывается, если что и не так, он владеет собой
C. почти всегда в хорошем настроении
27. Учитель не будет мне мстить, даже если мои ответы на эту анкету ему не понравятся.
A. Я уверен в этом
B. Не уверен
28. Я считаю, что я сам отношусь к учителю …
A. достаточно уважительно
B. иногда не очень уважительно
C. явно неуважительно
ВОТ ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ УЧИТЕЛЕМ …
(Этот раздел часто побуждает учеников задуматься и пересмотреть некоторые свои ответы, которые они дали выше)
29. Я бы задавал …
A. меньше домашнего задания. Я-то как никто знаю, что этот объем непосилен.
B. больше домашнего задания. Ученикам нужно просто учиться организовывать свое время.
C. столько же домашнего задания, сколько нам задают сейчас.
D. я против домашнего задания. Уроков вполне достаточно.
30. Ученики сидят на уроке в телефонах (не в словаре)
A. Пусть сидят. Это не мешает им слушать меня и воспринимать информацию.
B. Запретил бы категорически все телефоны.
C. Даже не знаю, что делать с этим.
31. Вася Балоболкин и Саша Говорун постоянно общаются между собой, пока я объясняю.
A. Не вижу проблемы. Не хотят – не надо.
B. Пусть сидят – контрольная покажет их знания.
C. Рассажу. Слушать внимательно очень важно.
D. Прекращу урок и сяду заниматься своими делами. Вообще-то я учитель и требую к себе уважения.
E. Сделаю замечание, побеседую, призову к совести, сообщу родителям.
32. Петя опять не выполнил домашнее задание.
A. Сообщу родителям. Пусть контролируют.
B. Мое дело проверить и оценить. Не выполнил – получи два.
C. Петя не умеет себя организовать. Буду думать, как помочь ему.
33. Подозреваю, что Маша и Саша курят.
A. Это не мое дело. Мое дело давать знания по предмету.
B. Жаль, но я ничего не смогу сделать. Когда-нибудь они сами все поймут.
C. Надо срочно сообщить родителям.
D. Прослежу, где курят. Поймаю на месте. Обсудим на классном собрании. Буду решать вопрос на уровне администрации.
E. Поговорю наедине. Объясню, что курение вредно для здоровья. Уверен, что они просто не догадываются, насколько это вредно.
34. Филиппов опять опоздал на урок.
A. С кем не бывает. Ну такой вот он. Надо понять причину.
B. Просто не пущу на урок. Сколько можно!
C. Придумаю какое-нибудь наказание за опоздания.
35. «Строка отзывов и пожеланий/ книга жалоб и предложений».
Вы можете написать свои предложения, пожелания или жалобы. (Заполняется в свободной форме. При желании ответить, воспользуйтесь обратной стороной бланка)
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Скачать опрос (doc)
Анализ результатов опроса
Скачать форму для результатов опроса (doc).
При копировании авторского материала ссылка на источник обязательна.
Поблагодарить автора.Вам был полезен материал на сайте?
Вы можете сказать автору спасибо, сделав небольшое пожертвование на сайте в меню справа.